Руины храма Николая Мирликийского в Демре
Итак, мы с вами уже посетили один из уголков Ликии – театр и скальный комплекс захоронений в Мире. Давайте, я теперь немного расскажу вам о другой достопримечательности городка Демре – храме святого Николая, благо, ехать от скального комплекса до храма минут 7-10.
Как по мне, и сам храм, и житие св. Николая, и легенды, с ним связанные – все это очень интересно и требует отдельного рассказа.Иконографический образ Николая, скорее всего, списанный с прижизненного его изображенияНачнем с Николая. Он известен, как Николай из Патры, Николай Мирликийский (от Мир в Ликии), Николай Чудотворец, Николай Угодник, в иконографии также существует такой образ, как Никола Зарайский. Сейчас с Николаем отождествляют также красноносого Санта Клауса из Лапландии. Человек этот прожил бурную жизнь, полную тягот и невзгод, и даже прах его после смерти не знал покоя, и имя его более тысячи лет путали с именем другого святого.
Британская реконструкция облика святого Николая по черепу (взято ЗДЕСЬ). Фас.Профиль:
Родился Николай в ликийской Патре – крупном городе, некогда столице Ликии, где и сейчас можно видеть крупный комплекс античных руин (сама не была, к сожалению). Произошло это примерно в 270 году, т.е. в 3 веке нашей эры. Через 200 лет в Ликии родился еще один Николай, тоже ставший святым и тоже бывший епископом – Николай Пинарский (Синайский). Это также был почтенный гражданин, но человек совсем ДРУГОЙ!
Российская реконструкция на основании компьютерной обработки иконографического облика (на Михалкова что-то больно смахивает)
Путаница с жизнеописаниями двух святых продолжалась практически до наших дней, их считали одним и тем же святым. Совсем недавно после долгих исследований было написано новейшее житие Николая. Итак, если все-таки прослеживать жизненный путь Николая Мирликийского, чей храм мы видим перед собой, известно, что родители его были не бедными людьми христианского вероисповедания, жили они в большой греческой колонии римской провинции Ликия.
Рисунок-реконструкция черепа святого, сделанный итальянскими учеными (взято ЗДЕСЬ)
Мальчик рано овладел грамотой и проявил стремление к божественному. Его отдали на воспитание дяде, епископу Николаю Патарскому. Еще в детстве он свершал чудеса и исцеления.
Встав взрослым, он принял сан и полностью посвятил себя служению Христу. Жизнь Николая пришлась на весьма бурный период романской истории (а ведь именно к Римской империи относилась тогда Ликия).
И.Репин «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» (1888 г)Он застал длительное правление Диоклетиана, яростного гонителя христиан – оказывается, старичок Дио не только капустку выращивал, но и творил довольно мерзкие делишки! Диоклетиан делил власть со своим соправителем Максимианом, Римская империя к этому времени разделилась на Восточную и Западную. Западная, как известно, была со временем полностью поглощена варварскими германскими племенами, а Восточная переродилась в Византию. Конечно, это был достаточно постепенный процесс, но Николай застал самый драматический, переломный его период. Известно, что около 20 лет жизни святой провел в заключении, и претерпел ужасные пытки.Для начала прогуляемся вокруг храма
Местами разрушенная каменная кладка скреплена консервирующим растворомЕго сохранившийся скелет недавно был тщательно исследован, обнаружены характерные изменения позвоночника и суставов – следствие пыток на дыбе (или что-то подобное дыбе). Также у Николая был сильно сломан нос, на черепе имеется обширный след от кальцифицировавшейся гематомы. Гонения продолжались 8 лет (303-311 гг. н.э.) и продолжались во времена императора Галерия, затем к власти пришел более лояльный к христианам Лициний, а затем Константин Великий, в 330 году перенесший столицу в Византий, основавший Константинополь и положивший начало Византийской империи, в качестве государственной религии принявшей христианство. И все это было при жизни Николая!
«Фотогеничные» оконные проемы с живописными порталамиПосле окончания гонений христианские общины стали множится и крепнуть, именно в этот период Николай стал епископом в Мире (примерно в 307-324 годах). Ему приписывают множество благородных поступков и чудес. Так, он спас от позорного брака благочестивых девиц-бесприданниц, тайно подбрасывая им в окна мешочки с золотом (отсюда, возможно, пошла Рождественская традиция подбрасывать детям подарки — расскажу позже) .Памятник святому Николаю работы русского скульптора Григория ПотоцкогоОднажды Николай спас от смерти невинно осужденных, вступившись за них перед Константином, поэтому Николая считают заступником невинных жертв. Среди чудес широко известно оживление моряка, упавшего с корабельных снастей, поэтому Николай признан заступником моряков. Также он считается защитником детей и… торговцев. Особое предпочтение, по-видимому, детям, торгующим на кораблях.
- Так выглядела базилика в 8 веке
- План базилики
Несмотря на все эти благодеяния, Николай, судя по всему, не был агнцем бессловесным. Известен случай церковного суда над ним, после того как он в споре ударил своего оппонента по лицу за богохульство. Николаю же приписывают разрушение античных (языческих для него) храмов, в частности, храма Артемиды Ликийской – по всей видимости, святой не был поклонником древней архитектуры.Киса ест травку у храма. Исцеление ей, видать, тоже нужноПрожил святой около 75 лет и умер примерно в 345. Он был погребен в Мире в построенном им храме, но о самом храме чуть позже.После смерти мытарства Николая не прекратились. В 11 веке участились набеги на Миру турок-сельджуков. Население города значительно уменьшилось, жители часто уходили в горы.Здесь хорошо видна кладкаА здесь — только грубая каменная кладка
- Здесь кладка смешанная — камень и кирпич-плинфа
- Строители базилики не гнушались использовать для кладки фрагменты античных построек
В один из таких периодов запустения, в 1087 году, в Миру явились итальянские купцы, распродавшие товар и возвращающиеся на родину. Турецкая и арабская экспансия на Востоке в то время распространялась быстро и агрессивно. Пользуясь хаосом, европейцы были не прочь поживиться христианскими реликвиями, хранящимися в ослабевших общинах ближнего Востока, Северной Африки и Малой Азии. Многочисленная группа купцов пробралась в храм, охраняемый всего четырьмя монахами, проломила мозаичную плиту, под которой был погребен Николай, и изъяла его мощи.Один из грабителей спрыгнул прямо внутрь гробницы, разбив скелет святого. Останки наскоро завернули в плащ и унесли на корабль. Монахи разбудили немногочисленных жителей, те кинулись в погоню, однако было поздно – купцы добрались до корабля, мощи увезли в город Бари. Немного мощей (примерно пятая часть скелета) осталась в гробнице, их бережно хранили, пока в Мире вскоре не появились следующие грабители, на этот раз венецианцы.Фрагмент мозаичного полаОни забрали остатки мощей в Венецию. Их не смущало, что основные фрагменты отсутствовали – они добавили чужие кости в раку с мощами. Современные исследователи обнаружили среди «венецианских костей» чужой череп, а также кости, принадлежащие женщине и ребенку. Так и хранились мощи в двух городах – в Барии и в Венеции.Еще мозаикаМозаичный полЗдесь мозаика основательно стертаТолько недавно итальянские ученые исследовали оба «набора» костей, и обнаружили фрагменты, принадлежавшие одному и тому же скелету. Грабеж – это конечно, не хорошо, но благодаря брутальному поведению итальянских купцов, останки святого сохранились. Ведь вскоре полуостров, на котором лежала древняя Ликия, был полностью захвачен турками, храм Николая был разграблен и забыт на долгие века.Сейчас руины бережно накрыты специальным навесом, а ведь сто лет назад храм был занесен песком и иломЭто, видимо, ниша для погребения
Отлично сохранился череп Николая, по нему был восстановлен облик святого. Оказалось, что это был крепкого телосложения коренастый человек ростом примерно 168 см, судя по составу костей – вегетарианец. Есть несколько реконструкций его облика, я нашла их на сайте, посвященному святому Николаю (очень интересный сайт, посмотрите ЗДЕСЬ!)
Один из саркофаговЕще саркофагТеперь пару слов о самом храме. Наносы грязи рекой Мирос практически скрыли храм на долгие годы. Первый храм на этом месте был построен самим Николаем, в нем он был и погребен, но мы сейчас видим совсем другой храм. Первая церковь была уничтожена землетрясением, на ее месте возвели новую, в форме базилики. Но и она не устояла – ее в 7 веке разрушили арабы.Этот саркофаг, кажется, сейчас выдают за гроб НиколаяВот оно как!Тот храм, руины которого мы видим сейчас, был возведен в 8 веке, расписан в 10-11 веках. Так что постройка, частично сохранившаяся до наших дней, относится к средне-византийскому периоду. Здание характерно для того времени – это крестовая базилика под куполом над основным объемом. Сейчас купола нет, при реставрации в 19 веке храм покрыли простым сводом. К слову, реставрации производили русские.Внутри храмаИнициировал работы путешественник Муравьев в 1850 г, царское правительство купило руины и участок земли вокруг них, были начаты раскопки и ремонтные работы. Но тут вдруг заброшенные развалины стали дороги всем: заартачились и турецкие власти, и Вселенский патриарх. Тяжбы продолжались до 1910 года. Восстановительные работы были прекращены, Российский синод нежно поблагодарили, но из храма попросили.Специально не «вытягивала» свет в фотошопе — ощутите атмосферу!Сейчас здесь музей-заповедник. Наша маленькая группа из 12 человек свободно гуляла по храму и вокруг него. Очень волнующее впечатление – ходить в пустой древней базилике, слушая, как гулкие шаги отражаются во всех галереях. Саркофаг, которые сейчас представляют, как гроб Николая, весьма вряд ли таковым являлся на самом деле. По многим описаниям (например, документы о перенесении мощей в 11 веке), можно предположить, что святой был погребен в земле в стенах храма, а могила его была накрыта плитой.Место алтаряХотя людям надо верить в материализацию своих представлений и мечтаний, поэтому их вниманию предоставлен живописный саркофаг, для фотографирования которого создалась очередь даже в нашей маленькой группы. Дайте потрогать чудо! Тем более, все знают, что Санта Клаус не умер! Он обязательно принесет спасительный подарок, надо только очень верить!Остатки каменной скамьиКакой контраст темных залов и солнечного дворика!Ну, и пара слов про Санта Клауса. Этот парень родом из Штатов, хоть, якобы живет и в Лапландии. Переместился персонаж, понятное дело, из Старого Света, и прототипом его, действительно, был Святой Николай. В Европе 6 декабря, в день почитания святого Николая, было принято детям под подушку класть подарки, как и у нас сейчас (быстренько так все возродилось) – помните, как сам Николай подбрасывал для спасения девушек золото.Этим плитам более 13 веков!Справа что-то смахивает на камин, но на самом деле это погребениеВо времена многочисленных религиозных потрясений в Европе к святым и поклонению им отношение менялось. Так, во время Реформации было сказано, что святые – это неправильно, празднование дней разных святых вовсе отменили. Но ведь детям-то подарки дарить надо?! Разрешили дарить на Рождество, 25 декабря от имени самого младенца Христа. Потом, вроде, святых опять признали, но подарки так и остались на Рождество. Дети к этим тонкостям отнеслись с должным пониманием, ведь им главное не даритель, и не точная дата, а сам факт – подарки!!!Ну, а теперь вы сами тут прогуляйтесь немного и подышите древностью:Сколько ног истёрло этот порог?Вы видите хоть одного туриста?В центральном нефе росписи почти не сохранились, их много в боковых приделах и галереях. Пойдем?Кажется, над некоторыми изображениями «потрудились» вандала. На многих сбиты лица.…Или глазаНекоторые сохранились очень хорошоРосписи 10-11 века — можете себе представить?Спас с Богородицей и Иоанном КрестителемАнгелыСвятыеЕще ангелыАрхангелЭто, кажется, моряки с самим НиколаемКакие строгие лики!Один из Вселенских СоборовЕще Собор
Это — моё любимое: печальный Христос, роспись на потолке одного из притворов.
Вот такой святой Николай и самый настоящий из его храмов.
А по сайту полазьте обязательно! Чего там только нет! И обширнейшая иконография Николая (к слову, ни у одного из святых такой нет), и карта достопримечательностей Турции, и много всего другого!
Спасибо за внимание!
Источник: https://djuich.livejournal.com/66095.html
Очень рождественское искусство: Святой Николай и расчленённые дети
?
Categories:
- искусство
- религия
- дети
- история
- Cancel
Раннехристианские жития святых и средневековые легенды — это неисчерпаемый источник кровожадных сюжетов. Вот одна история из жизни Святого Николая, которой посвящено достаточное количество любопытных произведений искусства.
Эта легенда рассказывает, почему святой Николай считается покровителем детей, а также студентов-семинаристов.
Как-то святой Николай, следуя в Никею во время большого голода, остановился в гостинице. Его заинтересовало, откуда это у трактирщика такое отличное мясо, и в таких количествах — ведь в стране голод. И по одной из версий он застукал трактирщика за разделыванием человечины, по другой — чудесным образом понял, в чем подвох. Николай заставил отвести себя к бочке, где хранилось мясо.
Выяснилось, что все началось с того, что несколько студентов-богословов остановились на ночь в неправильной гостинице. (В поздних перессказах легенды студенты превращаются в малолетних детей. Это, конечно, более страшно, но тогда по логике сюжета не понятно, куда делись их родители, неужели мальчики решили пойти в гостиницу без них?)
Трактирщик и его жена перерезали им горло, и засолили мясо в бочке.
(другие иллюстрации этой книги здесь)По одной из версий легенды, мясо пролежало так целых семь лет, по другой — Николай прибыл в гостиницу уже на следующее утро. В общем, детали неизвестны, главное, что Николай чудесным образом воскресил трех невинно убиенных и засоленных.
Джентиле да Фабриано, ок. 1425. Изображения этой легенды обычно сосредоточены на чудесном моменте воскрешения трех юношей или детей, которые изображаются голыми в бочках (или в одной бочке, если они маленькие)
Ни о каком наказании, постигшем трактирщика, не сообщается. Будем надеяться, что воскресшие с ним разобрались по-свойски, явно ведь — налаженный бизнес у человека, надо принимать превентивные меры.
Аньоло Гадди, ок. 1385.Герард Давид, 1500-1510
Часослов Анны Бретонской, 15 век. Удаляющийся трактирщик виден на заднем плане
Легенда о воскрешении трех детей стала очень популярной в 13 веке, потому что про нее была написана пиеса. Небольшое сочинение на латыни. Оно сохранилось в рукописи 13 века в Орлеане, происходящей из Флери, где пьеса игралась учениками. (ссылка)
Часослов де Грей, ок. 1390
***
Рассказываю, откуда эта история взялась: очень любопытная мутация сюжета, впрочем, типичная для «темного» средневековья. Изначально в житии св. Николая (сначала в Praxis de Stratilatis, потом вроде и в «Золотой легенде») была история про то, как Николай спасает от казни трех несправедливо осужденных римских офицеров (это длинная легенда со множеством подробностей и повторов).
Илья Репин — Николай Мирликийский спасает от казни трех невинно осужденных, ок. 1890
Этот сюжет встречался в средневековом восточнохристианском искусстве, причем солдаты иногда изображались заключенными в башню. А святой, согласно иератической системе, изображался гораздо выше их ростом (потому что он главнее).
Когда эти изображения попали с Востока на Запад, средневековое воображение не разобралось, что именно тут нарисовано, и придумало им новую историю. Взрослые римляне (уменьшенные в размерах) в новой мутации легенды превратились в детей, а каменная башня — в бочку.
Остальные подробности высосали из пальца, из сказок-страшилок.
Худ. Elisabeth Ivanovsky
Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1198504.html
Милосердие святителя Николая Чудотворца
Суровый внешне (есть его портретные изображения), святитель Николай обладал сердцем нежным и чутким к беде любого человека, будь он христианин или человек другой веры.
Святой Николай спасает людей от смерти, нищеты, позора, разорений, клеветы, плена, казней, гибели в море.
Святой Николай помогал не только при своей жизни, но помогает и после смерти – из жизни вечной. Мы подобрали галерею изображений на эту тему.
Клеймо со сценой из жития святого. Святитель Николай спасает трех девиц от позора, тайно, ночью передавая мешочек с деньгами их отцу.
В житии говорится, что отец девиц по бедности хотел отдать своих красивых дочерей в наложницы. Святой Николай узнал об этом и подбросил им в дом золото – достойное приданое для каждой невесты. На илл.
: Николай Чудотворец Мирликийский, свт. с житием; Греция. Крит; XV в
В подражание милосердной помощи, оказанной святителем Николаем трем девицам, в XVI веке, в Северной Германии и Нидерландах возникла традиция делать рождественские подарки детям. Отсюда и пошла вся современная традиция дарить подарки на Рождество. На иллюстрации: изображение этого эпизода из европейского средневекового жития святителя, XIII век
Та же тема в живописи. Сестры спят, рядом с кроватью сидит их отец, а Святитель Николай подбрасывает мешочек в окно. Жерар Давид, 1500-1510 гг
Святой Николай покупает ковер у бедняка, который тот вынужден продать из-за нищеты. Клеймо иконы «Никола Зарайский с житием». Москва. Первая треть XVI в
Святой Николай возвращает ковер жене бедняка. Клеймо иконы «Никола Зарайский с житием». Москва. Первая треть XVI в
Один добрый человек по имени Дмитрий, живший в Константинополе, любил ходить молиться в церковь святого Николая, находившуюся за городом. Добираться до нее проще было морем. Однажды в пути поднялась сильная буря и опрокинула судно.
Выбившись из сил, Дмитрий взывал: «Святой Николай, помоги мне»! Скорый помощник тут же явился ему и чудесным образом «доставил» домой. Спасение Димитрия от потопления. Фрагмент иконы св.
Николая в житии XIV века из села Павлово под Ростовом Великим
Освобождение Николаем Чудотворцем Василия, сына Агрикова, из плена Сарацинова: юноша пошел в храм молиться, как вдруг налетели сарацины и увели его в плен. Три года тосковал отец и молился святому Николаю, и уже потерял надежду.
Как вдруг однажды во двор его дома вошел юноша в сарацинском платье. Слуги побежали к отцу, отец выбежал во двор и узнал в «сарацине» своего сына Василия.
Василий рассказал, что в плену он служил у одного богатого сарацина и внезапно, во время ужина, за которым он прислуживал, был схвачен кем-то сильным за руку и перенесен в свой дом. Василий узнал в своем спасителе святителя Николая, которому молился с детства.
Отец стал молиться и благодарить святого Николая и услышал: «Это милосердный Бог помог тебе». Клеймо иконы Святой Николай Чудотворец в житии. XVII век
Избавление Агрикова сына Василия от сарацинского плена – святой приводит отрока к родителям. Фрагмент иконы св. Николая в житии XIV века из села Павлово под Ростовом Великим
Однажды святитель избавил от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым военачальником. Святитель вырвал из рук палача меч, уже занесенный над головами страдальцев, и заставил несправедливого властителя покаяться. На илл.: Святитель Николай избавляет осужденных от меча; Балканы. Сербия. Печь; XIV в
И.Е.Репин, «Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь», 1888 — 1889 гг. Русский музей, Санкт-Петербург
Свт. Николай спасает трех невинно осужденных. Капелла свт. Николая; Балканы. Сербия. Сопочаны; XIII в
Святой Николай извлекает патриарха из глубины морской: патриарху не понравилось, что была написана икона святого Николая, «смердовича», т.е. человека низкого звания, как выразился патриарх. И он запретил иконописцу писать его иконы. Однажды патриарху пришлось как-то ехать на корабле по морю. Налетела буря. Патриарха смыло волной за борт и он стал тонуть.
Тогда вспомнил он свой грех перед святителем Николаем, стал призывать его и просить прощения. Тут же явился святой Николай, и спас патриарха. Благодарный покаявшийся патриарх вернулся домой, заказал икону святителя Николая и поставил ее в Софийском соборе. А потом построил монастырь во имя святителя Николая. На илл.
: фреска «Спасение патриарха» в Свято-Николаевском кафедральном соборе г. Алчевска, Украина
Святитель Николай издавна считается особым покровителем моряков. На илл.: Спасение моряков Джентиле да Фабриано, ок. 1425 г
Николай Чудотворец спасает корабль от потопления; Балканы. Сербия. XIV в.; местонахождение: Сербия, Косово, Церковь св. Николая
Оригинал — https://www.miloserdie.ru/article/miloserdie-svyatitelya-nikolaya-chudotvortsa/
Источник: https://www.nksobor.ru/15-news/648-miloserdie-svyatitelya-nikolaya
Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных
Илья Репин получил заказ на изображение святого Николая Мирликийского (Николая Чудотворца) от игуменьи Николаевского женского монастыря в селе Стрелечьем Харьковского уезда. Художник приезжал сюда, чтобы навестить свою двоюродную сестру Эмилию (в монашестве — Евпраксию). Художник работал над картиной четыре года.
Сюжет картины связан с одним из деяний святого Николая Чудотворца (примерные даты жизни — 270—345 годы н. э.), которое он совершил в свою бытность епископом в Мире Ликийской — городе, расположенном в Ликии (ныне это место находится на территории турецкой провинции Анталья). Именно с названием этого города и связано известное прозвище святого Николая — «Мирликийский».
Будучи в отъезде, Николай Мирликийский узнал о том, что мирский градоначальник Евстафий осудил на казнь трёх невинных людей, подкупленный их недоброжелателями.
Желая пресечь несправедливость, Николай спешно возвратился в Миры и достиг Диоскурова поля, где должна была совершиться казнь, как раз в тот момент, когда палач был уже готов приступить к исполнению приговора.
Византийский писатель X века Симеон Метафраст так описывал эту историю в «Жизни и деяниях Святого отца нашего Николая Чудотворца»: «Когда святой это увидел и обратил взор на печальное зрелище, то, уравновесив суровость мягкостью, не сказал ни дерзкого, ни резкого слова, но и не выказал никакой опаски или робости; сколько доставало сил он побежал к палачу, смело выхватил из его рук меч, и, ничего не страшась, бросил на землю, и осуждённых освободил от их оков. Никто не воспрепятствовал его самовластному поступку…».
Именно этот момент, когда Николай Чудотворец останавливает меч палача, занесённый над первым из осуждённых, и был изображён художником.
На картине резко контрастируют непреклонность уверенного в своей правоте Николая Мирликийского, удивление палача, испуганно-льстивое выражение лица градоначальника («византийского царедворца»), а также фигуры и лица осуждённых, которые уже не верили в возможность своего спасения — «один покорный, другой недоумевающий и третий в порыве сумасшедшей надежды».
Хотя прообразом Николая Мирликийского, по-видимому, был Лев Толстой, с которым Репин в те годы много общался, лицо святого Николая было написано с поэта Аполлона Майкова.
Палача Репин писал с художника Николая Кузнецова.
Образ приговорённого к смерти, стоящего на коленях, был создан с писателя Иеронима Ясинского, а тщедушного молодого смертника, ожидающего своей очереди — с писателя-символиста Дмитрия Мережковского.
Актуальность этой темы близка нравственной проповеди Льва Толстого и вопросу об отмене смертной казни. В 1889 полотно экспонировалось на 17-й выставке ТПХВ, где оно было приобретено императором Александром III. Именно с покупкой этой картины было связано решение о создании Русского музея.
Одноименное повторение-вариант 1890 хранится в Киевском музее русского искусства; одноименный уменьшенный вариант – в Харьковском художественном музее.
Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/repin_ie_nikolay_mirlikiyskiy_izbavlyaet_ot_smerti_treh_nevinno_osuzhdennih_1888/
Глава vii святитель николай — умиротворитель враждующих и властный защитник невинно осужденных. — умиротворение мятежа в плакомате. — избавление от казни трех невинно осужденных граждан города миры. — избавление от смертной казни военачальников: непотиана, урса и ерпилиона. — чудесная помощь корабел
ГЛАВА VII
Святитель Николай — умиротворитель враждующих и властный защитник невинно осужденных. — Умиротворение мятежа в Плакомате. — Избавление от казни трех невинно осужденных граждан города Миры. — Избавление от смертной казни военачальников: Непотиана, Урса и Ерпилиона. — Чудесная помощь корабельщикам, плывшим из Египта.
- Радуйся, от мятежа и брани соблюдаяй.
- Радуйся, от лестныя сохраняяй клеветы.
- Радуйся, усердно призывающим тя помогаяй.
- (Икос 6)
Пользуясь высоким уважением и влиянием за свою святость, святитель Николай еще при жизни своей прославился как умиротворитель враждующих, властный защитник невинно осужденных и чудный предстатель и избавитель от напрасной смерти. Предание сохранило следующие случаи умиротворения им враждующих и заступничества за невинно осужденных.
В царствование Константина Великого в стране Фригии (лежавшей на север от Ликии) вспыхнул мятеж. Для устранения его царь Константин отправил войско под нaчальством трех воевод — Непотиана, Урса и Ерпилиона. Последние отплыли с войском на кораблях из Константинополя и, вследствие сильного морского волнения не до плыв до Фригии, остановились в Ликии, у адриатского беpera, где был город.
Волнение на море не утихало, и им пришлось здесь остановиться на продолжительное время. Между тем, у войска стали истощаться припасы. Поэтому воины часто сходили на 6eрег и, пользуясь силой, обижали жителей, отнимая у них припасы. Жители возмущались подобным насилием, и вот в местности, носившей название Плакомат, произошла жестокая и кровопролитная схватка между воинами и жителями.
Едва только святитель Николай услышал о происшедшем в Плакомате, как немедленно поспешил туда для смирения мятежа.
Весть о прибытии всеми почитаемого Угодника Божия прекратила споры между той и другой стороной и собрала навстречу ему как жителей возмутившегося местечка, так и виновников мятежа — воинов с воеводами во главе.
Узнав от последних, что они держат путь во Фригию для усмирения мятежа, святитель Николай уговорил их восстановить тишину и повиновение в своем войске и не позволять ему обижать местных жителей, причем пригласил их в город и дружески угостил.
Умиротворив враждовавших в одном месте, святой Угодник Божий почти одновременно явился защитником невинно осужденных в другом.
В то время, как он находился в Плакомате, сюда явились к нему из Мир некоторые из горожан, прося его о заступничестве за трех ни в чем не повинных их сограждан, которых градоначальник мирский Евстафий, подкупленный завистниками этих людей, осудил на смерть.
При этом они прибавили, что этой несправедливости не произошло бы, и Евстафий не решился бы на столь беззаконный поступок, если бы всеми почитаемый архипастырь находился в городе.
Услышав об этом несправедливом поступке мирского градоначальника Евстафия, святитель Николай немедленно поспешил в Миры, чтобы успеть освободить незаконно осужденных на смертную казнь, и попросил следовать за собой также и трех воевод царских.
Когда святитель Николай прибыл в одно местечко, называемое Лев, ему сказали, что обвиненные уже выведены на поле Диоскурово для смертной казни. Ускорив шаги и достигнув церкви Святого Крискента, Божий Угодник увидел поле, покрытое народом, окружавшим обвиненных.
Они были совершенно готовы к смертной казни: руки у них были связаны, лица закрыты, колена преклонены и обнаженные шеи вытянуты в ожидании смертного удара. Казалось, что человеческая помощь была немыслима. Но в этот решительный момент явился к месту казни святитель Николай и, вырвав из рук палача обнаженный меч, бросил его на землю и освободил невинно осужденных.
Никто из присутствовавших не осмелился остановить его: все были уверены, что все, что он ни делал, делал по воле Божией. Освобожденные от уз три мужа, которые уже видели себя во вратах смерти, плакали слезами радости, и народ громко славил Угодника Божия за его заступничество.
В это время к месту казни пришел и сам начальник города Евстафий, по приказанию которого должна бы- ла состояться казнь невинно осужденных.
Видя правоту святого Угодника и сознавая собственную виновность, за которую мог понести наказание царя, Евстафий припал к ногам святителя Николая, умоляя его о прощении.
Но по внушению врага злобы он не хотел признать себя виновным в преступлении и свою вину в нем сваливал на двух городских старейшин, Симонида и Евдоксия.
Такая ложь не укрылась от святого Угодника, который, ввиду упорства Евстафия, хотел донести на него царю и угрожал ему муками на том свете за несправедливое управление. Наконец Евстафий чистосердечно сознался, что осуждение на смерть трех невиновных граждан было делом его рук, со слезами раскаяния просил святителя Николая о прощении. Искреннее раскаяние Евстафия было принято Угодником Божиим, и он простил его.
Дивились присутствовавшие при этом царские воеводы ревности и власти святителя Николая, не подозревая что им он некогда окажет такую же защиту, как трем невинно осужденным гражданам города Миры.
Напутствованные в дорогу благословением святителя Господня они быстро и успешно усмирили мятеж во Фригии и с радостью от успешного выполнения царского поручения возвратились домой.
Царь был очень доволен скорым усмирением мятежа во Фригии и осыпал военачальников дарами и почестями. К несчастью, у них оказались сильные враги.
Расположение царя к трем военачальникам возбудило в сердцах их врагов сильную зависть, и они решили погубить их.
Для этого они обвинили перед константинопольским градоначальником Евлавием осыпанных царскими милостями военачальников в измене царю и желании свергнуть его с престола. Подкупленный золотом Евлавий внял их клевете и уверил в ее правдивости царя.
Последний, возмущенный такой черной неблагодарностью только что облагодетельствованных им воевод, велел заключить их в узы и бросить в темницу.
Некоторое время спустя враги военачальников, опасаясь, как бы не раскрылась их клевета при расследовании дела, новыми подарками склонили Евлавия к тому, чтобы он испросил у императора позволение на немедленную смертную казнь военачальников. С унылым лицом и печальным взором явился корыстолюбивый градоначальник к царю.
«Ни один из заключенных не хочет покаяться, — сказал он царю, — напротив, они твердо пребывают в своем гнусном намерении против тебя и питают к тебе величайшую злобу. Повели, царь, немедленно казнить их, чтобы они не выполнили своего злого умысла против тебя».
Введенный вторично в заблуждение, император страшно разгневался и приказал на следующее утро казнить оклеветанных военачальников.
Первым передать несчастным узникам эту печальную весть выпало на долю темничного сторожа. Последний чрезвычайно сожалел о случившемся, уверенный в невиновности приговоренных к смертной казни, и горько оплакивал предстоящую разлуку с ними.
«Лучше было бы — говорил он им, — если бы я не познакомился с вами, не наслаждался бы беседой и трапезой с вами: тогда я не страдал бы от разлуки с вами, не болел бы за постигшую вас напасть, и не было бы такой скорби в моей душе. Завтра мы разлучимся друг с другом.
Горе мне! Разлука эта будет окончательная, навсегда, навеки.
Никогда более не увижу я возлюбленных ваших лиц и не услышу ваших прекрасных и мудрых речей. Утром назначена ваша смертная казнь. Сделайте теперь заблаговременно завещание о вашем имении. Завтра уже будет поздно».
Узнав о смертном приговоре и не зная в то время за собой ничего дурного, военачальники пришли в отчаяние: они терзали на себе одежду и рвали волосы. «Какой враг позавидовал нашему житию? — говорил они.
— За что мы умираем, будто злодеи? Что сделали мы такое, за что нас следовало бы казнить смертью?» При этом они призывали в свидетели своей невиновности всех своих родных, знакомых и Самого Бога.
К счастью, один из военачальников, Непотиан, вспомнил о святителе Николае, избавившем от неминуемой смерти трех несправедливо осужденных граждан города Миры.
В твердой надежде, что чудный защититель невинных не оставит и их без помощи, они обратились к Господу с горячей молитвой о заступничестве через святителя Николая.
«Боже Николая, тогда избавивший трех мужей от напрасной смерти, призри ныне и на нас, ибо у нас нет помощника среди людей. Поднялась на нас великая напасть, и нет никого, кто бы избавил нас от нее.
От страха голос замирает у нас, и язык от огня страданий прилипает к гортани нашей, так что мы уже не можем приносить Тебе обычной молитвы. Господи! Возьми нас из руки тех, которые ищут наших душ. Уже завтра хотят нас казнить: поспеши на помощь и избавь, так как мы не заслуживаем позорной смерти».
Молитва их была принята Человеколюбцем, и Он избавил их от смерти через Своего Угодника, святителя Николая. В ту же ночь Угодник Божий явился во сне царю и грозно сказал ему: «Освободи из темницы трех воевод, потому что они неправедно осуждены и невинно страдают».
Затем рассказал царю, как оклеветаны были военачальники, и в заключение прибавил: «Если ты не послушаешь меня и не отпустишь их, то воздвигну такой же мятеж, как во Фригии, и ты погибнешь».
Удивившись властному приказанию явившегося мужа и недоумевая, как мог он ночью попасть внутрь дворца, царь сказал: «Кто же ты, что грозишь мне войной и гибелью?» — «Я — Николай, архиерей Мирской митрополии», — был ответ явившегося мужа.
После этого видения царь проснулся и стал размышлять о том, что бы оно могло означать. В ту же ночь святитель Николай явился во сне и начальнику города Евлавию с требованием отпустить на свободу невинно осужденных воевод.
Наутро император призвал к себе Евлавия и, узнав, что и ему был такой же сон, велел привести к себе осужденных на смерть военачальников.
«Какие волхвования вы сделали, — строго сказал он им, — чтобы послать мне сегодня ночью мужа, который грозно требовал отпустить вас на свободу, обещая в противном случае поднять на меня гибельную междоусобную войну?» Военачальники, ничего не знавшие о явлении святителя Николая во сне императору, недоумевали, слыша такие слова, и когда царь уже более кротко велел рассказать истину, отвечали ему: «Государь! Мы никогда не занимались волхвованием и никогда не помыслили чего-нибудь злого против тебя. Если мы говорим ложь, то пусть погибнем не только мы, но и весь наш род. Мы с детства привыкли чтить и любить царя нашего, трудились тебе по мере возможности и сил наших и доказали свою верность тем, что усмирили во Фригии мятеж. Ты сам же прежде наградил нас почестями за верность, а теперь благодаря врагам нашим мы осуждены невинно и терпим понапрасну, так как ничего худого против тебя не замышляли и не делали».
Выслушав эти речи, царь раскаялся, что осудил таких верных своих слуг на смерть и сделался виновником беззакония, за которое подлежит Страшному Суду Господню. Он милостиво и ласково стал разговаривать со своими верными слугами.
В это время случилось нечто нео6ычайное! Перед глазами воевод предстал образ святого Николая, сидящего рядом с царем и движением руки обещающего им милость и прощение. Им он был видим, а царю и Евлавию нет.
Тогда военачальники громко воскликнули: «Боже Николаев, избавивший тогда в Мирех трех мужей от напрасной смерти, избавь и нас от настоящей беды!» Пораженный этим император спрос их: «Кто такой этот Николай и каких мужей он спас от напрасной смерти?» Услышав из уст Непотиана рассказ о событии, происшедшем в Мирех, царь удивился ревности святого Угодника о правде и освободил оклеветанных воевод. «Вы свободны, — сказал он им, — но не я дарую вам жизнь, а великий служитель Господень — святитель Николай, которого вы призвали себе на помощь. Идите же к нему, поблагодарите его, и от меня скажите, что я исполнил повеление его». При этом царь послал архиепископу Николаю Евангелие и другие дары для его церкви. Из- бавившись от неминуемой смерти заступничеством святого Угодника Николая, военачальники тотчас же отправились в Миры Ликийские. Здесь, прежде всего они горячо поблагодарили святителя за его чудесную помощь, передали ему царские дары, раздали много милостыни нищей братии и, напутствованные благословением святителя Христова, благополучно возвратились домой.
Святитель во время своей жизни оказывал помощь даже людям, совершенно его не знавшим и никогда не видавшим, лишь только они обращались к нему с просьбой о помощи и с верой в действительность этой помощи. Так велика была готовность святого Угодника Божия помочь людям в несчастных случаях их жизни! Вот один из многочисленных примеров этого рода.
Один корабль, плывший из Египта в Ликию, попал в страшную бурю: сильный ветер изломал все снасти, изорвал паруса, волны почти совсем затопили судно. У корабельщиков уже не оставалось никакой надежды на спасение.
Но, к счастью, в эту решительную минуту и пришла спасительная мысль обратиться с молитвой помощи к святителю Николаю, которого они даже ни когда не видали, но только слышали о нем, что он является скорым помощником всем находящимся в бедах. Надежда на помощь Божия Угодника не обманула их.
После молитвы корабельщиков, обращенной к нему, он немедленно появился на корабле, стал на корме и со cлoвами: «Вы звали меня, и я пришел к вам на помощь, теперь не бойтесь!» — начал править судном. По воле угодника Божия ветер стих, и на море наступила тишина.
Так сильна была вера святителя Николая, та вера, о которой Сам Господь сказал: Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит (Ин. 14, 12); верой он повелевал морю и ветру, и они слушались его. По утишении морского волнения образ святого Николая исчез.
Пользуясь тихим попутным ветром, корабельщики благополучно достигли Мир и, движимые чувством глубокой благодарности к святителю, избавившему их от неминуемой смерти, сочли своим долгом лично поблагодарить его здесь. Они встретились с ним, когда он шел в церковь, и припав к ногам своего спасителя, принесли самую искреннюю благодарность.
Дивный Угодник Божий, спасший их от телесной беды и смерти, захотел по своему милосердию избавить их и от смерти духовной. Он своим прозорливым духом проник в души корабельщиков и увидел, что они заражены скверной любодеяния, которая так удаляет человека от Бога и Его святых заповедей.
Поэтому святитель позаботился отеческим увещанием отклонить их от этого греха и тем спасти от вечной погибели. «Присмотритесь к себе, — сказал он им, — и исправьте сердца и помышления ваши, чтобы угодить Богу. Если и можно скрыть что-нибудь от людей и даже можно слыть у них при тяжких грехах за добродетельных, то от Бога ничего нельзя утаить.
Необходимо строго сохранять душевную и телесную чистоту, так как, по учению апостола Павла, вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3, 16)». Дав корабельщикам душеспасительный совет впредь избегать позорного греха, святитель Господень с благословением отпустил их домой.
И другими бесчисленными чудотворениями святитель Николай все более и боле приобретал известность: имя его, как сейчас мы видели, призывали жившие в дальнем расстоянии от него и никогда не видавшие его, и не одни только верующие, но и неверующие.
И святитель Николай отзывался неизменно чудной помощью всем искавшим его: при этом у спасаемых им от разных телесных бед и немощей он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. Таким образом, свидетельствует святой Андрей Критский, «живя еще во плоти, прежде отшествия своего ко Христу святитель Николай являлся к обремененным различными бедствиями, подавал им скорейшую помощь в нуждах исторгал жертвы смерти из самых ее челюстей»(1). Слово его, выражавшее чисто отеческую любовь к ближнему и вместе с тем нечеловеческую мудрость, действовало неотразимо властно; поучал он не столько словами, сколько делами своими, имевшими как бы божественную силу и значение. Своей добродетельной жизнью он сиял в Мирех, как звезда утренняя среди облаков, как месяц красивый в полнолунии своем. Для Церкви Христовой он был ярко сияющим солнцем, украшал ее, как лилия при источнике, был для нее миром прекрасно благоухающим.
—————————————————————
(1)Христианское чтение. 1834. С.338-339.
—————————————————————
Следующая глава
Источник: https://religion.wikireading.ru/92912
Византия в русской живописи
Византия и ее культура оказали в свое время большое влияние на множество соседних стран, в том числе и на Русь. Однако в русском искусстве известны лишь считанные образцы исторических картин на тему византийской истории: наука византинистика появилась в России лишь в конце XIX века.
- АНДРЕЙ ИВАНОВ, «КРЕЩЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА В КОРСУНИ»
- Обращение языческой Руси в христианскую веру была одной из самых популярных «византийских» тем русской живописи.
- Андрей Иванов, известный художник-академист (и отец Александра Иванова, автора «Явления Христа народу»), создал картину «Крещение великого князя Владимира в Корсуни» в 1829 году — по всем канонам академической живописи.
В ней сочетались характерное для классицизма подражание античному искусству и неполнота исторических знаний об изображенном событии. Костюмы героев полотна (если не считать облачений священников) будто подсмотрены у актеров псевдоантичной трагедии, а их жесты театральны. Даже храм с колоннами построен по принципам античного ордера.
ВАСИЛИЙ СУРИКОВ, РОСПИСИ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
Когда молодой Суриков получил престижный заказ на украшение храма Христа Спасителя, историки и исследователи знали о Византии уже гораздо больше. Художнику поручили написать четыре первых Вселенских собора. Сами росписи погибли во время сноса храма, но эскизы Сурикова сохранились.
Художник не стал копировать облачения православных батюшек.
Драпировки священников струились, напоминая ромейские тоги, но такие детали их облачения, как митры и омофоры, приближали их вид к каноничному изображению святых отцов на византийских иконах.
Суриков тщательно изучал византийскую архитектуру, поэтому интерьеры изобразил на фресках достоверно, как и императорские венцы и троны, которые скопировал с древних монет и рельефов.
Но завершенные росписи значительно отличались от эскизов. Например, сначала Суриков изобразил епископов длиннобородыми, но по настоянию переписал их лица, сделав бороды короткими.
Не понравился заказчикам и экспрессивный стиль эскизов, и в итоге «Соборы» получились сдержанными.
Суриков писал родным, что спорить с таким решением не стал — хотел скорее завершить работу по госзаказу и получить гонорар.
ИЛЬЯ РЕПИН, «НИКОЛАЙ МИРЛИКИЙСКИЙ ИЗБАВЛЯЕТ ОТ СМЕРТИ ТРЕХ НЕВИННО ОСУЖДЕННЫХ»
«Святого Николая» заказал Илье Репину один монастырь, однако, когда Репин понял, что вместо религиозной картины у него получается драматическая история, он решил закончить картину для себя, а заказчику написать новую.
Репин виртуозно воспользовался доступным ему «византийским» материалом. При создании образа Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских IV века, художник ориентировался на старинные иконы, где его изображали худым лысоватым старцем с запавшими глазами и короткой бородой.
Работа Репина изобиловала достоверными деталями: например, тщательно выписанная туника осужденного, штандарт легиона в толпе, которые придавали ей реалистичность.
Примечательно, что натурщиками стали известные деятели культуры того времени. Самого святого художник частично списал с поэта Аполлона Майкова; палача — с художника Николая Кузнецова; для коленопреклоненной фигуры позировал писатель Иероним Ясинский, а для юноши в розовом — Дмитрий Мережковский.
ВИКТОР ВАСНЕЦОВ, «КРЕЩЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА»
В 1894 году был основан журнал «Византийский временник», а научное сообщество основательно увлеклось византинистикой. По всей стране возводили храмы в псевдовизантийском стиле, а художники все чаще обращались к византийским сюжетам.
Во время путешествия по Италии Васнецов зарисовывал византийские храмы, а в Киеве изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.
Васнецов тщательно выписал детали выдуманного им корсунского храма: приземистые мраморные колонны, «константиновы кресты» в медальонах, фигуры ангелов и святых на стенах. В центр купола он поместил изображение Крещения Христова, которое рифмуется с самой сценой крещения Владимира.
ВАСИЛИЙ СМИРНОВ, «УТРЕННИЙ ВЫХОД ВИЗАНТИЙСКОЙ ЦАРИЦЫ К ГРОБНИЦАМ СВОИХ ПРЕДКОВ»
Василия Смирнова, как и Васнецова, вдохновила на создание «византийского» полотна поездка по Италии, в частности византийские мозаики в городе Равенна.
На картине «Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков» он запечатлел Мавзолей Галлы Плацидии, который легко узнавался по мозаикам южного люнета: сцене со святым Лаврентием у костра и голубями у ног апостолов. А вот имя самой императрицы осталось неизвестным.
Источником вдохновения Смирнова, вероятно, была мозаика с портретом святой императрицы Феодоры из базилики Сан-Витале, на которой бывшая гетера была изображена в императорском венце и в окружении знатных дам.
Картина Смирнова продемонстрировала новый подход к историческому жанру в русском искусстве. Художника интересовала не только точность исторических деталей, но и эмоциональность персонажей: герои его полотна скучали, замирали в восхищении или истово молились.
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38909253-vizantiya-v-russkoy-zhivopisi/
Милосердие святителя Николая Чудотворца | Милосердие.ru
- Именно поэтому епископ из далеких Мир Ликийских – самый известный русский святой.
- Суровый внешне (есть его портретные изображения), святитель Николай обладал сердцем нежным и чутким к беде любого человека, будь он мусульманин, иудей, атеист.
- Святой Николай спасает людей от смерти, нищеты, позора, разорений, клеветы, плена, казней, потопления.
Святой Николай помогал не только при своей жизни, но и после смерти – из жизни вечной. Мы подобрали галерею изображений на эту тему.
Клеймо со сценой из жития святого. Святитель Николай спасает трех девиц от позора, тайно, ночью передавая мешочек с деньгами их отцу. В житии говорится, что отец девиц по бедности хотел отдать своих красивых дочерей в наложницы. Святой Николай узнал об этом и подбросил им в дом золото – достойное приданое для каждой невесты.
На илл.: Николай Чудотворец Мирликийский, свт. с житием; Греция. Крит; XV в Репродукция с сайта ruicon.ru
В подражание милосердной помощи, оказанной святителем Николаем трем девицам, в XVI веке, в Северной Германии и Нидерландах возникла традиция делать рождественские подарки детям. Отсюда и пошла вся современная традиция дарить подарки на Рождество.
На иллюстрации: изображение этого эпизода из европейского средневекового жития святителя, XIII век
Репродукция с сайта nsad.ru
Та же тема в живописи. Сестры спят, рядом с кроватью сидит их отец, а Святитель Николай подбрасывает мешочек в окно.
Жерар Давид, 1500-1510 гг.
Святой Николай покупает ковер у бедняка, который тот вынужден продать из-за нищеты.
Клеймо иконы «Никола Зарайский с житием».
Москва. Первая треть XVI в.
Репродукция icon-art.info
Святой Николай возвращает ковер жене бедняка
icon-art.info
Один добрый человек по имени Дмитрий, живший в Константинополе, любил ходить молиться в церковь святого Николая, находившуюся за городом. Добираться до нее проще было морем. Однажды в пути поднялась сильная буря и опрокинула судно. Выбившись из сил, Дмитрий взывал: «Святой Николай, помоги мне»! Скорый помощник тут же явился ему и чудесным образом «доставил» домой.
Спасение Димитрия от потопления. Фрагмент иконы св. Николая в житии XIV века из села Павлово под Ростовом Великим
Репродукция с сайта nsad.ru
Освобождение Николаем Чудотворцем Василия, сына Агрикова, из плена Сарацинова: юноша пошел в храм молиться, как вдруг налетели сарацины и увели его в плен. Три года тосковал отец и молился святому Николаю, и уже потерял надежду. Как вдруг однажды во двор его дома вошел юноша в сарацинском платье.
Слуги побежали к отцу, отец выбежал во двор и узнал в «сарацине» своего сына Василия. Василий рассказал, что в плену он служил у одного богатого сарацина и внезапно, во время ужина, за которым он прислуживал, был схвачен кем-то сильным за руку и перенесен в свой дом. Василий узнал в своем спасителе святителя Николая, которому молился с детства.
Отец стал молиться и благодарить святого Николая и услышал: «Это милосердный Бог помог тебе».
Клеймо иконы Святой Николай Чудотворец в житии. XVII век
Избавление Агрикова сына Василия от сарацинского плена – святой приводит отрока к родителям. Фрагмент иконы св. Николая в житии XIV века из села Павлово под Ростовом Великим
Репродукция с сайта nsad.ru
Однажды святитель избавил от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым военачальником. Святитель вырвал из рук палача меч, уже занесенный над головами страдальцев, и заставил несправедливого властителя покаяться.
На илл.: Святитель Николай избавляет осужденных от меча; Балканы. Сербия. Печь; XIV в.
- Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь
1888-1889. Русский музей, Санкт-Петербург - Репродукция http://smallbay.ru
Свт. Николай спасает трех невинно осужденных. Капелла свт. Николая; Балканы. Сербия. Сопочаны; XIII в.
Святой Николай извлекает патриарха из глубины морской: патриарху не понравилось, что была написана икона святого Николая, «смердовича», т.е. человека низкого звания, как выразился патриарх. И он запретил иконописцу писать его иконы. Однажды патриарху пришлось как-то ехать на корабле по морю. Налетела буря. Патриарха смыло волной за борт и он стал тонуть.
Тогда вспомнил он свой грех перед святителем Николаем, стал призывать его и просить прощения. Тут же явился святой Николай, и спас патриарха. Благодарный покаявшийся патриарх вернулся домой, заказал икону святителя Николая и поставил ее в Софийском соборе. А потом построил монастырь во имя святителя Николая.
На илл.
: фреска «Спасение патриарха» в Свято-Николаевском кафедральном соборе г. Алчевска, Украина.
Репродукция сайта iconsv.ru
Святитель Николай издавна считается особым покровителем моряков.
На илл.: Спасение моряков
Джентиле да Фабриано, ок. 1425)- источник: Википедия
Николай Чудотворец спасает корабль от потопления; Балканы. Сербия. XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Церковь св. Николая
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/miloserdie-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca/