«небесный бой», николай константинович рерих — описание картины

07.09.2016

Как известно, на своих картинах Николай Рерих часто изображал облака. Но на данной картине они являют собой основу сюжета, как бы пропуская через свою небесную сущность всю борьбу, которой наполнен наш мир. Картина представляет собой некий облачный узор, пресыщенный буйством движения и красок.

Облака, изображенные в верхней части картины — белые, через них видно струящийся солнечный свет. Чем облака ниже, тем они становятся насыщеннее и темнее — от желтого, до темно-фиолетового, с оттенками коричневого. Кажется, что внизу, над землей, собрались грозовые тучи, готовые вот-вот пролиться обильным дождем.

Но, даже в таком своем виде они завораживают.

На картине все небо в облаках. Если смотреть на них долго и внимательно, то можно увидеть все буйство и беспощадность стихии, а вместе с тем и любоваться их совершенством и какой-то особенной красотой, которая не присуща земному. И в то же время, глядя на картину, понимаешь, что эти облака — нечто близкое, их хочется взять в руки, приобщаясь к высоким материям.

Облака навевают различные земные образы — они то похожи на диких невиданных зверей, то на отважных всадников, а то на грандиозную морскую эскадру, корабли которой выступили в далекий и трудный поход… Однако, помимо этого облачного торжества, на картине представлена и земля.

Но здесь ее значение второстепенно, о чем говорит то обстоятельство, что земные объекты приняли цвет облаков — горы, дома, водоем. Они как бы попали под влияние того, что творится в небесах. О чем эта картина? Что явилось причиной противостояния, вылившегося в небесный бой? Зритель волен решать для себя сам.

Но несмотря на это, можно считать, что художник изобразил борьбу двух начал, двух полюсов нашего мира — бой добра и зла, светлого и темного, прогрессивного и консервативного.

Русский художник Николай Константинович Рерих. Серия картин»Небесный бой».

С. Н. Рерих. Портрет академика Н. К. Рериха. 1937 г. (ГХМЛ, Рига)

Творчество Николая Константиновича Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце, это был человек «с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера.

Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего своих мыслей.

При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях». Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.

В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее.

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

«Небесный бой»

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

«Гуга Чохан. Кулута»

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

«Держательница Мира»

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

«Магомет-пророк»

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

«Дозор Гималаев»

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

«Город строят»

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

«Святой Сергий Радонежский»

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

«Сан-Джиминиано»

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

«Ярославль. Церковь Святого Власия»

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

  • «Ростов Великий. Церковь на Ишне»
  • «Гэсер-хан»
  • «Святой остров»
  • «Городские стены Изборска (Башни)»
  • «Гуру Гури Дхар»
  • «Ярилина долина»
  • «Святой Никола»
  • «Сантана»
  • «Кулута. Горы перед рассветом»
  • «Змиевна, 1906»
  • «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь, 1900»
  • «Звенигород, 1933»
  • «Юрты. Монголия, 1940»
  • «Лхаса, 1947»
  • «Старый Псков, 1904»
  • «Сергий-строитель, 1925»
  • «Мощь пещер, 1925»
  • «Цветы Тимура (Огни победы), 1931»
  • «Смоленск. Крыльцо женского монастыря, 1903»
  • «И несем свет, 1922»

Трудно назвать художника, который бы менялся чаще, чем Рерих. Он — один из немногих, не останавливающихся на пути. Каждый новый холст — неожиданность и для нас, и для него самого. Я говорю, конечно, с точки зрения чисто живописной.

Не довольствуясь знанием испытанного приема, побеждая искушения навыка, он импровизирует с утонченной дерзостью счастливого искателя. Поэтому картины, которые еще так недавно казались итогом, выводом из всех предыдущих исканий, вдруг приобретают иное значение, отодвигаются куда-то назад.

Этим объясняются и недостатки его произведений, даже наиболее удачных. В нем — больше темперамента, нетерпеливой смелости, чем выдержки… Способность быстро меняться влияет на качество его работы не всегда в хорошую сторону.

Ему вредит спешность творчества! Впечатлительный, восприимчивый — он слишком легко заимствует у других то, что могло бы явиться результатом упорного и осторожного труда.

НЕБЕСНЫЙ БОЙ
На всех картинах Рериха небо и облака занимают особое место, полное глубокого символизма. В статье «Небесное зодчество» он пишет: «От ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прекрасные узорные облака.

Вечное движение, щедрое перестроение, мощное творчество надолго привязывает глаза ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы — чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных…

Читайте также:  Картина "игроки в карты", поль сезанн

Картины «Небесный бой», «Веление неба» и многие другие построены на облачных образованиях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она ультрамариновой почти фиолетовой чистоты».
Огромнейшее впечатление всегда производила на Рериха вагнеровская музыка.

Он видел в музыкальных произведениях Вагнера (особенно это касается «Полета Валькирии») могучую картину, которая наделена прозрачностью и силой одновременно.
На картине «Небесный бой» менее пятой части занимает долина с озерами и свайными постройками.

Остальное — клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Это борьба Света и тьмы. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Идет бой между двумя началами. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков.

Вначале на медно-звучащем облаке были написаны фигуры летящих Валькирий, которых художник потом обратил в облака: «Пусть присутствуют незримо»… Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Свайный посёлок, изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий.

Что же могло породить такой «небесный бой?» Конечно, только злоба, отрицание, самость и прочие негативные качества людей, которые нарушают равновесие не только в самом человеке, но и во всей природе. Неуравновесие человека вызывает расстройство стихий и всевозможные стихийные бедствия. И хотя сильны еще темные массы облаков, но огненные образования уже вытесняют их. Людям придется ответить за свои порождения.

Русский художник Николай Константинович Рерих. Серия картин»Небесный бой».

С. Н. Рерих. Портрет академика Н. К. Рериха. 1937 г. (ГХМЛ, Рига)

Творчество Николая Константиновича Рериха — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

По воспоминаниям художника Святослава Николаевича Рериха об отце, это был человек «с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными. У него всегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера.

Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего своих мыслей.

При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях». Художественное наследие Рериха огромно. Его картины, эскизы декораций, рисунки хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.

В России крупные собрания произведений Рериха, кроме Третьяковской галереи и Музея искусства народов Востока в Москве, находятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Нижегородском художественном музее и в Новосибирской картинной галерее.

  1. «Небесный бой»
  2. «Гуга Чохан. Кулута»
  3. «Держательница Мира»
  4. «Магомет-пророк»
  5. «Дозор Гималаев»
  6. «Город строят»
  7. «Святой Сергий Радонежский»
  8. «Сан-Джиминиано»
  9. «Ярославль. Церковь Святого Власия»
  10. «Ростов Великий. Церковь на Ишне»
  11. «Гэсер-хан»
  12. «Святой остров»
  13. «Городские стены Изборска (Башни)»
  14. «Гуру Гури Дхар»
  15. «Ярилина долина»
  16. «Святой Никола»
  17. «Сантана»
  18. «Кулута. Горы перед рассветом»
  19. «Змиевна, 1906»
  20. «Красные паруса. Поход Владимира на Корсунь, 1900»
  21. «Звенигород, 1933»
  22. «Юрты. Монголия, 1940»
  23. «Лхаса, 1947»
  24. «Старый Псков, 1904»
  25. «Сергий-строитель, 1925»
  26. «Мощь пещер, 1925»
  27. «Цветы Тимура (Огни победы), 1931»
  28. «Смоленск. Крыльцо женского монастыря, 1903»
  29. «И несем свет, 1922»

Трудно назвать художника, который бы менялся чаще, чем Рерих. Он — один из немногих, не останавливающихся на пути. Каждый новый холст — неожиданность и для нас, и для него самого. Я говорю, конечно, с точки зрения чисто живописной.

Не довольствуясь знанием испытанного приема, побеждая искушения навыка, он импровизирует с утонченной дерзостью счастливого искателя. Поэтому картины, которые еще так недавно казались итогом, выводом из всех предыдущих исканий, вдруг приобретают иное значение, отодвигаются куда-то назад.

Этим объясняются и недостатки его произведений, даже наиболее удачных. В нем — больше темперамента, нетерпеливой смелости, чем выдержки… Способность быстро меняться влияет на качество его работы не всегда в хорошую сторону.

Ему вредит спешность творчества! Впечатлительный, восприимчивый — он слишком легко заимствует у других то, что могло бы явиться результатом упорного и осторожного труда.

Николай Константинович Рерих – своеобразный автор, чьи работы отличают глубокие философские и лирические мотивы. Темы его полотен разнообразны и сложны, одухотворённы и возвышенны. Излюбленными образами творчества Рериха, в свою очередь, можно считать образы неба и облаков.

Мотив неба и облаков отчётливо звучит в такой известной работе Рериха, как «Небесный бой». Картина написана в 1912 году, в сложное для истории России время. Необычное полотно, созданное на холсте из картона с использованием смешанной темперной техники, в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Петербурге.

Картина «Небесный бой» наполнена не просто художественными образами, но символами, в которых, в первую очередь, воплотились особенности и дух той эпохи. Большую часть работы занимает изображение облаков, которые являют собой тяжёлые образы, несущие неведомую, но становящуюся всё зримее и зримее, угрозу.

Эффект темперной живописи напоминает отчасти пастельную зарисовку. Для картины характерны многочисленные, контрастные переходы света и тени. «Небесный бой» и представляет собой своеобразную битву Света и Тьмы, время, когда наступает стихия. Картина Рериха демонстрирует всю красоту сложного состояния природы.

Настоящее противоборство развернулось в небе. И это небесное противостояние заполнило собой всё пространство картинной плоскости. Стихия разметала свои границы далеко за пределы холста, что показывает всю мощь и величие природных сил.

Читайте также:  Алтарь сан марко, сандро боттичелли

С точки зрения Рериха, даже гнев стихии исполнен особой красоты и очищающей свободы.

Рерих – величайший мастер передачи душевных состояний и различной гаммы чувств и настроений. Все тонкие переходы состояний природы или духа художник воплощает с использованием необходимых, с позиции тональности и колорита, цветов.

Художественный метод Николая Константиновича Рериха отличает открытость красочных образов, эмоциональность формы, динамика линий и цвета, символизм, философичность работ.

Картины Рериха – точно ёмкие молитвы или лаконичные фразы мудреца, в которых удивительным образом сочетается стремление к возвышенному и одновременная тяга к простоте и покою.

Живописное произведение «Небесный бой» отражает переплетение, «бой» цвета и форм, света и тени, неба и земли. Здесь явно реализуется приём антитезы или противопоставления, приём глобального контраста, вечного противоборства разновеликих сил.

Это философское явление «вечного боя» смог почувствовать и передать великий гений Рериха в то смутное сумеречное время, время начала новых войн и революций.

Как истинный художник Рерих жил в такт с жизнью своей Родины, любил и ненавидел вместе с ней, и даже когда сама эта Родина отвернулась от него, он до конца своих дней сохранил эту великую веру творца, эту великую любовь к своей родной земле, её истории и народу. Поэтому творчество Николая Константиновича Рериха по-прежнему остаётся столь великим и ценным для нас.

Источник: https://www.nobelbar.ru/manikyur/rerih-nebesnyi-boi-kartina-nebesnyi-boi.html

Рерих Н. К. — Небесный бой

«Небесный бой», Николай Константинович Рерих — описание картины

Николай Константинович Рерих – своеобразный автор, чьи работы отличают глубокие философские и лирические мотивы. Темы его полотен разнообразны и сложны, одухотворённы и возвышенны. Излюбленными образами творчества Рериха, в свою очередь, можно считать образы неба и облаков.

Мотив неба и облаков отчётливо звучит в такой известной работе Рериха, как «Небесный бой». Картина написана в 1912 году, в сложное для истории России время. Необычное полотно, созданное на холсте из картона с использованием смешанной темперной техники, в настоящее время хранится в Государственном Русском музее в Петербурге.

Картина «Небесный бой» наполнена не просто художественными образами, но символами, в которых, в первую очередь, воплотились особенности и дух той эпохи. Большую часть работы занимает изображение облаков, которые являют собой тяжёлые образы, несущие неведомую, но становящуюся всё зримее и зримее, угрозу.

Эффект темперной живописи напоминает отчасти пастельную зарисовку. Для картины характерны многочисленные, контрастные переходы света и тени. «Небесный бой» и представляет собой своеобразную битву Света и Тьмы, время, когда наступает стихия. Картина Рериха демонстрирует всю красоту сложного состояния природы.

Настоящее противоборство развернулось в небе. И это небесное противостояние заполнило собой всё пространство картинной плоскости. Стихия разметала свои границы далеко за пределы холста, что показывает всю мощь и величие природных сил.

С точки зрения Рериха, даже гнев стихии исполнен особой красоты и очищающей свободы.

Рерих – величайший мастер передачи душевных состояний и различной гаммы чувств и настроений. Все тонкие переходы состояний природы или духа художник воплощает с использованием необходимых, с позиции тональности и колорита, цветов.

Художественный метод Николая Константиновича Рериха отличает открытость красочных образов, эмоциональность формы, динамика линий и цвета, символизм, философичность работ.

Картины Рериха – точно ёмкие молитвы или лаконичные фразы мудреца, в которых удивительным образом сочетается стремление к возвышенному и одновременная тяга к простоте и покою.

Живописное произведение «Небесный бой» отражает переплетение, «бой» цвета и форм, света и тени, неба и земли. Здесь явно реализуется приём антитезы или противопоставления, приём глобального контраста, вечного противоборства разновеликих сил.

Это философское явление «вечного боя» смог почувствовать и передать великий гений Рериха в то смутное сумеречное время, время начала новых войн и революций.

Как истинный художник Рерих жил в такт с жизнью своей Родины, любил и ненавидел вместе с ней, и даже когда сама эта Родина отвернулась от него, он до конца своих дней сохранил эту великую веру творца, эту великую любовь к своей родной земле, её истории и народу. Поэтому творчество Николая Константиновича Рериха по-прежнему остаётся столь великим и ценным для нас.

Источник: http://painteropedia.ru/rerih-nebesnyi-boi/

Сочинение по картине Рериха «Небесный бой»

На многих картинах Рериха облака и небо занимают особенное место, наполненное глубоким символизмом. На картине «Небесный бой» они представлены в виде прекрасных и неповторимых форменных узоров, находящиеся в вечном движении, как кочевники.

Основа картины представлена на облачных образованиях, с разнообразием красок.

Белый цвет объёмных облаков плавно сменяется жёлтым, нежно переходя в светло голубой, после сменяясь коричневым, прорываются и фиолетовые переливы, доходит до тёмно синего и даже местами проявляющего сероватого оттенка.

В верхней части неба облака белые, ещё пропускающие солнечные лучи, а ближе к земле они более тёмного цвета, без ноток радости, переходящие в синеву грозовых туч. Но красота и небесная синева, облачных преобразований прекрасна и радует глаз.

Они затмили собою всё небесное пространство, не оставив свободного места на небе. Наблюдая за ними, ощущаешь их мощь и силу, а в то же время и воздушность.

Они растут на глазах, увеличиваясь в размерах и приумножаясь количественно, всё больше нависая над землёй. Создаётся ощущение, что с такими темпами роста, облака достигнут земли, полностью затмив воздушное пространство между небом и землёй.

Читайте также:  Музей изобразительных искусств имени а.с. пушкина, москва, россия

Несомненно, появляется желание взять их в руки, насладиться их красотой, поиграть с ними.

Перестроение их в небе надолго привлекает глаза зрителя взгляду ввысь. Всматриваясь в разнообразие форм облаков, можно представить чудесных животных проплывающих в небе, богатырей на конях, сражающихся с могучими драконами, белых лошадей с волнистыми могучими гривами, корабли с распущенными цветными парусами, заманчивые горы и другие воображаемые эпизоды.

Отражение цвета облаков, как бы отобразилось на земле. Горы, холмы, долина, озёра и несколько домов на земле, не сразу привлекают взгляд зрителя, так как занимают на картине мало места. Земля как бы затихла в ожидании схватки со стихией. Весь акцент на бой в небе.

Возможно, предположить, что злоба, одиночество и другие негативные качества людей, нарушающие спокойствие и равновесие в человеке и в отношении к самой природе и является причиной небесного боя в небе.

Поведение человека притягивает стихийные бедствия, вызывая расстройство стихии и им давать ответ за все провинности.

Это бой среди двух начал, борьба тьмы и света, земного и небесного. Пусть в воображении, но неземные силы природы присутствуют там в облаках.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-rerixa-nebesnyj-boj.html

Рерих Николай Константинович ( 1874 — 1947 )

Н.К.Рерих — художник-ученый, художник-литератор, художник-философ. Его творчество — явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.

По воспоминаниям ныне живущего в Индии сына Рериха, тоже художника Святослава Николаевича Рериха, об отце — это был человек «с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными.

У неговсегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора.

Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, но все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего мыслей.

При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях.»

Художественное наследие Рериха огромно. Картины, эскизы декораций, рисунки Рериха хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.

Родился Н.К.Рерих в Петербурге. Отец мечтал, чтобы сын стал юристом, как и он сам, но рано проявившееся призвание к искуссству, к живописи привело в стены Петербургской Академии художеств. В Академии Рерих посещал мастерскую Куинджи и от него усвоил чувство декоративности цвета, чем он и отличался от других художников.

Куинджи утверждал, что нельзя, конечно, отказываться от натуры в живописи, но настаивал, что картины надо писать по памяти, вынашивая в себе образ будущего произведения. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока.

Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их «сочинениями».

С детства Рерих интересовался седой стариной, с упоением слушал рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, на всю жизнь полюбил пейзажи сурового русского Севера — все это наложило яркий отпечаток на его творчество и он пишет целую «Славянскую серию» картин.

В конце 19-го века он вступает в общество «Мир искусства», в 1910 году становится его председателем.

В начале своего творческого пути художник писал масляными красками, но позже окончательно и бесповоротно отошел от масляной живописи к темпере. По его словам раньше картины получались «толсто-претолсто…». А познакомившись в Италии с живописью Джованни Сегантини, написанной мастихином, понял, что мазки можно срезать. Темпера привлекла художника воздушностью и звучностью тонов.

До 1914 года Рерих много ездит по России, по Европе, много раз был в Париже. Пишет декорации к спектаклям, что было ему очень интересно. Тяготел он и к монументальной живописи — интересовался храмовыми росписями, сам выполнил фрески и мозаики для недавно построенного в Талашкине храма Святого Духа.

В начале 1919 года Рерих с семьей выехал в Лондон, а в 1920 году в США. И везде продолжает писать, устраивает выставки. И везде, где бы он не жил, интересовался прошлым, глубокой древностью, и все его картины были с этим связаны.

В 1923 году Рерих едет в Индию, путешествует по стране. Индия его поразила и покорила. Он делает большое количество этюдов в буддийских монастырях, в индийских храмах. Учавствовал в экспедициях по Гималаям, по Алтаю. Написал «Гималайскую серию».

Рериха интересовала и космическая тема. Огромное количество картин изображают горы — в разное время года, дня. Его самого величали «Мастером Гор» (Барнет Д.Конлан).

В 1947 году Рериха не стало. Семья так и осталась в Индии. Прах его был развеян.

В древней долине Кулу, родине эпических сказаний индийского народа стоит камень с надписью на санскрите «Тело Махариши Николая рериха, великого друга Индии, Было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ».

Источник: http://cvetamira.ru/rerih-nikolay-konstantinovich-1874-1947

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector