Натюрморт с музыкальными инструментами, питер клас, 1623

  •    Питер Клаас ( 1597 — 1661 ) — натюрмонист, родил-
  •   ся в Германии, работал в Харлеме, где жил с 1617г.
  •   Картины Питера Клааса,с изображением накрытых
  •   столов, отличаются скромностью подобранных
  •   предметов (глиняный кувшин, селёдка, стакан,
  •   айва, трубки ) и простотой композиции. Питер
  •   Клаас первым из мастеров натюрмортной живописи
  •   оценил роль света, воздушной среды и единого
  •   тона в калорите как важных средств, которыми мо-
  •   жет быть выражено единство предметного мира и
  •   окружающей среды.
  •         Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

      Натюрморт с музыкальным инструментом. 1623г.

        Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

      Натюрморт с большим золотым кубком.      1624г.

        Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

      Натюрморт с турецким пирогом.                    1627г.

        Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

      Натюрморт с сельдью.                                      1636г.

        Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

      Курительные трубки и жаровня.                     1636г.

  1.         Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623
  2.       Натюрморт вином и курительными принадлежностями.
  3.                     1638г.
  4.         Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

      Натюрморт.                                                          1644г.

        Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

      Часть завтрака.                                                   1646г.

        Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

      Натюрморт.                                                           1647г.

  •         Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623
  •       Натюрморт Vanitas (суета, тщеславие).                  — 
  •       Натюрморт.                                                                     — 
  •       Натюрморт с бокалом и серебряной вазой.             —

Источник: https://mholland.ucoz.ru/index/piter_klas/0-12

Питер Клас картины

Питер Клас — великий голландский художник. Известен во всём мире своими великолепными натюрмортами. Родился в 1597 году в Берхеме. О детстве этого художника не известно ничего.

Известно, что Питер Клас женился в 1617 году, а в 1620 у него родился сын, которого назвали Николас (Николас (Клас) Питерс Берхем Старший), который по примеру своего знаменитого отца также стал художником и добился больших результатов в живописи.

Питер Клас знаменит своими натюрмортами. Мало того, он считается одним из основателей знаменитой харлемской школы натюрморта. Его натюрморты делятся на два вида: обычные (завтраки, банкеты, обеденные столы) и Ванитас (Vanitas).

Vanitas — это натюрморт, который наполовину смешан с символизмом и аллегорией. Здесь царят ассоциации и философские рассуждения. На этих натюрмортах можно увидеть книги, свечи, черепа, часы и другие вещи, которые указывают зрителю на суетность и кратковременность жизни человека. Это почти библейская и мифологическая живопись.

Она призвана дать понять человеку, что многое, за чем он стремится каждый день, на самом деле вовсе не важно. Стоит обратить своё внимание на другие вещи, такие, например, как обращение к тому, что ждёт каждого человека после смерти.

Таким образом, Питер Клас создал целый пласт искусства натюрморта, который представляет собой собрание великолепных картин с аллегорической составляющей.

Питер Клас — великий художник, живописец, мастер натюрморта, умер в Харлеме 1 января 1661 года.

Художник Питер Клас картины

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Из серии Vanitas

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Завтрак с ветчиной

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Завтрак

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт из серии Vanitas

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт с крабом

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт с тортом

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт с фруктами

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт с черепом

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623
По теме: великие художники, голландские художники, искусство, картины, натюрморты, художники

???? Блинцов | 2013-09-6, 12:03 | ???? 625

Источник: https://art-assorty.ru/4067-piter-klas-kartiny.html

Музыка и натюрморт

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Эваристо Баскенис (Бергамо 1617-1677) последний значительный представитель семьи художников из Бергамо. Его считают «изобретателем» музыкальных натюрмортов — с музыкальными инструментами.

Раньше музыкальные инструменты всегда были в религиозных или бытовых сценах, но никогда не были отдельной темой для картин. Баскенис внес реализм и прекрасную перспективу в изображение музыкальных инструментов, также использовал символику. Например, слой пыли на инструменте — символ уходящего времени, тщеславия.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Автопортрет, Эвкаристо Баскенис (1617 — 1677) — монах, художник и музыкант

Сравнительно недавно, только в конце ХХ века, узнали имена отца и матери художника и дату его рождения. Большинство его работ остались в частных коллекциях, и творчество Баскениса было малоизвестно и не изучалось.

Эваристо не писал фрески, в отличии от своих современников, он выбрал мольберт и масляные краски для своих заказчиков — средней буржуазии и знати.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт музыкальные инструменты, 1670, Э.Баскенис

Выбор изображения музыкальных инструментов был не случаен — художник знал многих знаменитых мастеров, музыкантов и певцов того времени и сам был музыкантом. Эвкаристо изучал лютни, скрипки, виолончели в мастерских современников — кремонца Амати (Николо Амати (1596-1684), Антонио Страдивари (1644 — 1737) и Гвариенти.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт Кухня, 1660, Э.Баскенис, частная коллекция

Художник-монах (с 1643 года он стал монахом) Эвариста обращался и к натюрмортам с привычными предметами — фрукты на блюде, рыба, дичь, вазы, драпировки.

Инструменты услаждали слух и стали его символическим выражением, а дичь и фрукты обращали зрителей к вкусу.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Триптих Альярди , Э.Баскенис, братья Александр и Бонифаций, частная коллекция семьи Альярди

Художник был еще и хорошим музыкантом, в коллекции семьи Альярди остался триптих, написанный Баскенисом для этой семьи. Три полотна, посвященных музыке, на одном из них изображен художник, играющий на спинетте, рядом с графом Оттавио Альярди с мандолиной в руках. Второй портрет Александра Альярди с гитарой, и Бонифация с книгой.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Триптих Альярди, автопортрет художника с графом Оттавио, частная коллекция семьи Альярди

Объединяет семейные портреты полотно с музыкальными инструментами и нотами, оно в доме Альярди до сих пор висит посередине.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Триптих Альярди, центральная картина, музыкальные инструменты, частная коллекция семьи Альярди

На столах, накрытых ценными, богато украшенными тканями расположены в беспорядке музыкальные инструменты, как никогда бы не расположили их музыканты после концерта. Некоторые на краю стола, теряющие равновесие — символ быстротечности и хрупкости жизни.

Натюрморт со статуэткой (1658-72) редкое сочетание двух видов натюрмортов, парой к нему был Натюрморт Кухня (частная коллекция в Торбиато). Кроме статуэтки (античная скульптура) здесь книги, перо и чернильница (поэзия) и музыка (инструменты и ноты).

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт со статуеткой, Баскенис, Академия Каррара, Бергамо

Как у Караваджо, мы видим тяжелый бордовый занавес, открывающий нам сцену на картине, как в театре. В Риме в 1639 году Баскенис мог видеть в доме Джустиниани работу Караваджо Аморе Винчиторе, с зеленым занавесем. После смерти маркиза Винченцо Джустиниани в описи указано 13 полотен Караваджо. Маркиз был знатоком музыки и часто музыкальные праздники в своем Дворце.

В разных частях Италии, в Бергамо и Риме художники обращаются к музыкальной иконографии.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт с музыкальными инструментами, Э. Баскенис, частная коллекция

Караваджо в молодости мог видеть произведение своего учителя Симоне Петерцано (около 1580), где красота Венеры соединяется с музыкой. Два музыканта на картине Аллегория музыки играют на огране и флейте (автопортрет художника).

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Аллегория музыки, Симоне Петерцано, около 1580

Яблоко среди музыкальных натюрмортов совсем не случайно, мела (яблоко) созвучно словам мелодия и меланхолия, винограда и цветов мы не видим на музыкальных натюрмортах Баскениса.

Натюрморт музыкальные инструменты с яблоком, около 1665, Э.Баскенис, частная коллекция

Хочется стереть пыль и согнать муху

Пыль на струнных инструментах привлекает к ним особое внимание — это осознанный выбор художника Баскениса. Критики подозревают, что художник сам наносил пыль на свежую невысохшую краску.

Новая иконография, созданная Баскенисом, музыкальный натюрморт, впервые сделал музыкальные инструменты главными на картине, а не дополнением, как раньше.

Баскенис отказался от стереотипов, когда музыкальные инструменты были символами любви или удовольствий. Детали написаны тщательно, и часто именно на инструменте художник оставлял свою подпись.

Может быть для него музыка была важнее живописи?

Умер он в возрасте 59 лет от болезни.

В архивах Бергамо в 1996 году обнаружили завещание художника-монаха, он велел после смерти продать все, что ему принадлежало на главной площади города — рисунки, картины, краски.

Вывод однозначный — он работал один, у него не было мастерской и учеников. Около 40 работ высочайшего качества за 30 лет оставил нам художник из Бергамо Эваристо Баскенис (7 декабря 1617 — 16 марта 1677).

Натюрморт, Эвкаристо Баскенис

В честь 400-летия со дня рождения в 2017 году в Бергамо прошла выставка произведений Баскениса. Впервые зрители увидели многие произведения  из собраний коллекционеров и зарубежных музеев.

Снова соединились на время натюрморты Кухня и Натюрморт со статуеткой — Аллегория искусств, как и задумал их художник.

Впервые была представлена картина Корзина с яблоками, артишоком, спаржей, черешней и белой гвоздикой.

Натюрморт, Э.Баскенис, частная коллекция

Натюрморт, деталь -черешня, спаржа и белая гвоздика

  • Большинство произведений художника Эвкаристо Баскениса находятся в частных коллекциях, до сих пор на антикварном рынке они пользуются невероятным спросом.
  • Читайте статьи на сайте
  • Подводная археология — тайны со дна моря 
  • Древние барби у римлян 
  • Найдена могила Аристотеля? 
  • Археология в городе 
  • Языческий храм в Вероне 
  • Аллегория в Музее — предсказание светлого будущего
Читайте также:  Портрет людовика xiv, гиацинт (иасент) риго, 1701

Источник: http://www.veronavisita.it/?p=16664

Клас ПитерКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Клас Питер (Claesz Pieter) (1597 или 1598–1661), голландский живописец. Работал в Харлеме (с 1617). Один из первых мастеров голландского натюрморта, Клас писал простые по композиции, скромные по набору предметов изображения накрытых столов (так называемые завтраки).

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623 Натюрморт из серии Vanitas, 1630-е,

Национальная галерея, Лондон

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623 Натюрморт с тортом, 1627,

Рейксмузеум, Амстердам

Ненавязчиво выделенные детали (недопитое вино, смятая салфетка, надрезанный лимон и т.п.

), обладая определенным аллегорическим смыслом, одновременно раскрывают органическую связь вещей с жизнью человека (“Натюрморт с селедкой”, 1636, Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам; “Завтрак”, 1644, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Натюрморты Класа, выдержанные обычно в коричневатых, зеленых, серебристо-белых и золотистых тонах, отличаются богатством оттенков, тщательным воссозданием фактуры вещей, новаторским для голландской живописи вниманием к роли света и световоздушной среды в передаче материального единства предметного мира.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Натюрморт Питера Класа из серии “Vanitas”. Человеческий череп главенствует в этом странном наборе вещей. Написанные в бледно-коричневых тонах предметы купаются в скользящих лучах теплого солнечного света.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623 Натюрморт с черепом, 1630,

Маурицхейс, Гаага

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623 Завтрак, 1644,

Эрмитаж, Санкт-Петербург

Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

Художник прославился в Нидерландах именно благодаря подобным натюрмортам. Они часто написаны в почти монохромной гамме, сообщающей таинственную гармонию изображенным предметам. Тема этого произведения – скоротечность земной жизни: череп представляет смерть, перевернутая рюмка символизирует протекшую жизнь, часы напоминают зрителю, что время неостановимо.

Голландские живописцы 17 века находили удовольствие в изображении предметов повседневного обихода, передавая их с большим иллюзионистическим мастерством. Такие картины не были откровенно морализирующими, но часто были полны символических значений, которые легко прочитывались современниками.

В настоящее время эти произведения обычно восхищают своей блестящей виртуозностью.

Голландские мастера натюрморта ►

Источник: http://smallbay.ru/artholland/claesz.html

Музыкальные инструменты в шедеврах мирового искусства

li_ga2014существует огромное количество произведений живописи, на которых изображены музыкальные инструменты. Художники обращались к подобным сюжетам в разные исторические эпохи: с древнейших времен и до современности.Брейгель Старший, ЯнСЛУХ (фрагмент). 1618Частое использование изображений музыкальных инструментов в произведениях искусства обусловлено тесной связью музыки и живописи.

музыкальные инструменты на картинах художников не только дают представление о культурной жизни эпохи и развитии музыкального инструментария того времени, но и имеют определенный символический смысл.

Мелоццо

Издавна считалось, что любовь и музыка связаны неразрывно. И музыкальные инструменты на протяжении столетий ассоциировались с любовными чувствами.

Средневековая астрология считала всех музыкантов «детьми Венеры», богини любви. Во множестве лирических сцен у художников разных эпох музыкальные инструменты играют важную роль.Ян Менс МоленарДама за спинетом

17 век

В течение долгого времени музыка ассоциировалась с любовью, подтверждением чего служит голландская поговорка XVII века: «Учись играть на лютне и спинете, ибо струны обладают силой похищать сердца»

  • Андреа СолариоЖенщина с лютней

В некоторых картинах Вермеера музыка оказывается главной темой. Появление в сюжетах этих полотен музыкальных инструментов трактуется как утончённый намёк на изысканные и романтические отношения героев.Натюрморт с музыкальными инструментами, Питер Клас, 1623

«Урок музыки» (, Королевское собрание, Дворец Сент – Джеймс).

Вёрджинел, разновидность клавесина, — был очень популярен как музыкальный инструмент для домашнего музицирования. По точности изображения специалистам удалось определить, что его изготовили в мастерской Рюкерсов в Антверпене, знаменитой на весь мир. Латинская надпись на крышкевёрджинела гласит: «Музыка — спутница радости и целительница в горестях».

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/459499.html

Натюрморты Питера Класа

Описание некоторых натюрмортов голландского мастера.

Творчество художника

Питер Клас (около 1597, Бургштейнфурт, Вестфалия — 1660–1661, Харлем) с 1617 жил в Харлеме. В молодости увлекался натюрмортами, на которых изображал самые разнообразные предметы домашнего обихода. Совместно с Виллемом Класом Хедой разработал позднее новый тип монохромного банкета — разновидности натюрморта, изображающего завтрак.

Избегал напыщенности, свойственной фламандским образцам, и писал небольшое количество предметов на белой скатерти, объединяя предметный мир в целостную картину. Для Класа характерна палитра тонов, состоящая в основном из оттенков коричневого, охры, серого и белого. Предметы на его натюрмортах почти не дают бликов.

Такой подход вскоре стал классическим в голландской живописи.

Натюрморты

Завтрак с бокалами, 1633. Холст, масло, 80,5*67 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.Яства и предметы роскоши напоминают о радостях жизни. А скомканная скатерть и опрокинутые сосуды — о ничтожности всего земного.

Художник изображает и христианские символы — рыбу, вино и хлеб, намекая на возможность спасения во Христе.

Кульминационная нагрузка сюжета — наполовину очищенный лимон: то, что кажется красивым снаружи, может оказаться кислым на вкус.

Натюрморт с музыкальными инструментами, 1623. Холст, масло, 69*127 см. Лувр, Париж.
В голландских натюрмортах часто встречаются живописные антитезы.

С одной стороны, на них изображены тщательно подобранные красивые предметы, фактура которых подчеркнута летальной прорисовкой. С другой стороны, своим бесполезным, в сущности, присутствием они напоминают о бренности мира.

Часы, зеркало символизируют скоротечность и суетность человеческого бытия.

Натюрморт с трубкой и жаровней, 1636. Дерево, масло, 49*63,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пластичность предметов подчеркнута контрастом света и тени.

Он порожден светом, падающим под углом па стол, черным цветом скатерти, а также бликами на поверхности предметов. Окружающее их свободное пространство подчеркивает фактуру.

Натюрморты Класа, по большей части достаточно скромные, отличаются большим разнообразием вариаций композиций и предметов. Зачастую художник располагал предметы на самом краю стола, чтобы приблизить их к зрителю.

Натюрморт с подсвечником, 1627. Дерево, масло, 26,1*37,3 см. Маурицхёйс, Гаага.
Снова тема полотна — суетность земного существования.

Почти догоревшая свеча символизирует быстротечность человеческой жизни, а книги — жизнь человека в этом мире.

В центр композиции помещен бокал, наполненный вином, — этот символ спасения напоминает о рае на небесах. Подобные натюрморты были весьма популярны в Голландии XVII века.

Источник: https://artrue.ru/articles/biography/natyurmorty-pitera-klasa.html

Натюрморт с музыкой

Слово «натюрморт» означает «мёртвая природа», nature morte. Это картины, на которых нет живого: фрукты сорваны, цветы срезаны, дичь добыта и готова стать пищей.

Нередко натюрморты изображают и музыкальные инструменты.

Чем ближе к нашим дням, тем чаще натюрморт — это просто картина, и он говорит только на языке живописи. Цвета и оттенки, тени и свет, фактура поверхности, композиция… Но старинные натюрморты часто были наполнены символикой. Их можно было прочитать, как притчу, или разгадать, как ребус.

Что же символизировали музыкальные инструменты?

***

Петер ван дер Виллиге, 1660 г. «Аллегория бренности и славы».

На картине ван дер Виллиге труба и барабан покоятся рядом с боевым шлемом. Это те самые «медные трубы», символ войны и победы. О том, что владелец шлема был победителем, говорит и лавровый венок на голове статуи. Но смерть забирает всё, и в центре композиции — череп.

Для таких натюрмортов, символизировавших бренность всего сущего, есть даже специальный термин: «Vanitas» («суета» на латыни). Особенно много их писали в XVII веке.

Обратите внимание, что кроме вещей воина на картине есть и полускрытая другими предметами виела рядом с изящной раковиной. Тот, кто носил шлем, был удачлив не только на поле брани, но и в любви.

***

Ещё более утончённая символика Vanitas появляется на картине Бартоломео Беттеры.

Беттера Бартоломео, «Натюрморт с музыкальными инструментами», XVII век.

Здесь нет черепов и угасших свечей, только музыкальные инструменты: спинет (предшественник фортепиано), две лютни, скрипка. Но инструменты покрыты толстым слоем пыли. Их небрежно сложили, и никто на них с тех пор не играл.

А на пыли кто-то рисовал чёрточки — простенькие и бессмысленные, словно провёл эти чёрточки маленький ребёнок. Картина говорит, что владелец инструментов ушёл… но жизнь продолжается. Возможно, выросший ребёнок чуть позже смахнет эту пыль.

***

Итальянский художник Эваристо Баскенис остался в истории как автор натюрмортов с музыкальными инструментами. Он написал их несколько сотен. Но он предпочитал передавать зрителям другое послание.

Эваристо Баскенис, «Музыкальные инструменты», XVII век.

Инструменты у Баскениса небрежно брошены, как и на картине Беттеры. Но поверх них так же небрежно брошены ноты, по которым играли музыканты, и почти всегда на картинах Баскениса есть свежие фрукты или только что срезанные цветы. С теми, кто играл на этих виелах и лютнях, всё хорошо! Они просто устали и отправились пообедать или прогуляться.

Читайте также:  Описание картины репина "не ждали", 1884

***

Иногда символика натюрмортов очень проста. Музыкальные инструменты и ноты на них означают… просто звук.

Ян ван ден Хеске, 1650 г., «Аллегория слуха».

Многие художники писали циклы картин на сюжет «пять чувств человека». Самый известный из них, пожалуй, цикл Яна Брейгеля Старшего (но у Брейгеля это не натюрморты).

На картине ван ден Хеске, кроме музыкального инструмента (больше всего он похож на ребек) изображены певчие птицы и бюст одной из муз. На бюсте нет имени, но есть изображение ещё одного музыкального инструмента (на подставке) — флейты Пана.

***

Ну а небрежный художник, который не обращает внимания на историю вещей, может собрать натюрморт, который будет выглядеть довольно странно с точки зрения музыковеда.

Кевин Бест из Австралии — наш современник, известный своими фотоработами. Он делает стилизации под старинные натюрморты.

Судя по угасшей свече, это должен быть натюрморт в духе Vanitas. Но на столе лежат

  • ребек, инструмент XIII века
  • виола да гамба, инструмент XVII века
  • блокфлейта
  • и фортепианные (!) ноты

Эти инструменты не могли играть в ансамбле, они принадлежат к разным эпохам. Как они оказались рядом?

Впрочем, будем честны: и старые мастера могли нарисовать музыкальный инструмент по памяти, так что получалось «что-нибудь струнное» или «что-нибудь клавишное»…

  • Ссылки:
  • На канале есть ещё одна статья о музыкальных символах в живописи: «Аллегории музыки».
  • ___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5adc9e5457906ae64534837d/5b64c37528eb1300ac9a7d33

Клас, Питер — это… Что такое Клас, Питер?

  • Клас Питер — (Claesz) (1597/1598  1661), голландский живописец. Мастер натюрморта. Писал так называемые завтраки  группы скромно подобранных предметов, помещённых в тонко разработанную световоздушную среду и объединённых общим тоном; предметы, нередко имевшие …   Энциклопедический словарь
  • Клас Питер —         (Claesz) (1597/1598 1661), голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта. Работал в Харлеме. Произведения Класа с изображением накрытых столов (т. н. завтраки) отличаются скромным набором предметов, простотой… …   Художественная энциклопедия
  • Клас Питер — Клас (Claesz) Питер (1597 или 1598, Бург Штейнфурт, Вестфалия, ‒ похоронен 1.10.1661, Харлем), голландский живописец. Работал в Харлеме. Картины К. с изображением накрытых столов («завтраки») отличаются скромностью подобранных предметов (глиняный …   Большая советская энциклопедия
  • Питер Клас — Питер Клас. Натюрморт с селёдкой. 1636, Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам Питер Клас (нидерл. Pieter Claesz (ок. 1596/1597 Штайнфурт, Вестфалия  1 января 1661, Харлем)  нидерландский художник, мастер натюрморта. С 1621 года жил в Харлеме,… …   Википедия
  • Клас — фамилия. Известные носители: Клас, Анна Иосифовна Клас, Питер Клас, Эри Список стат …   Википедия
  • КЛАС (Claesz) Питер — (1597 или 1598 1661) нидерландский живописец. Мастер натюрморта. Писал т. н. завтраки группу скромно подобранных предметов, помещенных в тонко разработанную световоздушную среду и объединенных общим тоном …   Большой Энциклопедический словарь
  • Клас П. — КЛАС (Claesz) Питер (1597 или 1598–1661), гол. живописец, мастер натюрморта. Писал завтраки – группы скромно подобранных предметов, помещённых в тонко разработанную световозд. среду и объединённых общим тоном. Наделённые определ.… …   Биографический словарь
  • Клас — Питер (Claesz, Pieter) 1597, Бургштейн, Вестфалия 1661, Харлем. Голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта XVII в. Учился у Флориса ван Дейка. С 1617 работал в Харлеме. Преимущественно обращался к излюбленному в… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  • Клас — (Claesz)         Питер (1597 или 1598, Бург Штейнфурт, Вестфалия, похоронен 1.10.1661, Харлем), голландский живописец. Работал в Харлеме. Картины К. с изображением накрытых столов («завтраки») отличаются скромностью подобранных предметов… …   Большая советская энциклопедия
  • Олденбург, Клас — Клас Олденбург …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/646226

Клас Питер (Claesz) (1597/1598 — 1661), голландский живописец

?

ledi_oks (ledi_oks) wrote, 2013-11-21 18:20:00 ledi_oks ledi_oks 2013-11-21 18:20:00 Автор — slavyankaLI. Это цитата этого сообщенияКлас Питер (Claesz) (1597/1598 — 1661), голландский живописец.

Натюрморт с музыкальными инструментами. 1623

«>

Натюрморт с большим золотым кубком. 1624

Завтрак с мясным пирогом, лимоном и хлебом. 1640

Vanitas. 1628

Натюрморт с бокалом. 1645

  • Часть завтрака. 1646
  • Натюрморт с крабами. 1643
  • Натюрморт с селедкой. 1636
  • Натюрморт. 1644
  • Натюрморт с турецким пирогом и кубком Наутилус. 1627
  • Натюрморт. 1664
  • Натюрморт 1664
  • Vanitas. 1630
  • Vanitas. 1634
  • Натюрморт. 1649
  • Натюрморт с бокалом и серебряным кубком
  • Натюрморт с двумя лимонами. 1629
  • Натюрморт
  • Натюрморт

      Клас Питер  (Claesz) (1597/1598 — 1661), голландский живописец. Один из первых мастеров голландского натюрморта. Работал в Харлеме. Произведения Класа с изображением накрытых столов (т. н. завтраки) отличаются скромным набором предметов, простотой композиции. Ненавязчиво выделенные детали (недопитое вино, смятая салфетка, надрезанный лимон и т. п.

) раскрывают органическую связь вещей с жизнью человека. Одним из первых среди голландских натюрмортистов Клас оценил роль света и световоздушной среды в передаче материального единства предметного мира.

Его натюрморты, обычно выдержанные в коричневатых, зелёных, серебристо-белых и золотистых тонах, отличаются тщательным воссозданием фактуры вещей, богатством красочных оттенков, мягкой светотеневой игрой

Серия сообщений «Живопись Натюрморты»: Часть 1 — НатюрмортыЧасть 2 — НАТЮРМОРТЫ — БОКАЛ ПЬЯНЯЩЕГО ВИНА…

Часть 27 — Ян Брейгель Бархатный (Старший, Цветочный) (Jan Brueghel) (1568, Брюссель — 13 января 1625, Антверпен)

Часть 28 — Художник УДРИ (Oudry) Жан Батист (1686—1755), французский живописец.Часть 29 — Клас Питер (Claesz) (1597/1598 — 1661), голландский живописец.

Часть 30 — Голландский живописец Мельхиор де Хондекутер (1636—95), голландский живописец.

Серия сообщений «Живопись Натюрморты»: Часть 1 — Этюды с мимозой…)))Часть 2 — Птичий мир в акварели Norman Arlott ……

Часть 38 — Художница Елена Добель. Натюрморты.

Часть 39 — Голландский живописец Мельхиор де Хондекутер (1636—95), голландский живописец.Часть 40 — Клас Питер (Claesz) (1597/1598 — 1661), голландский живописец.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://ledi-oks.livejournal.com/221325.html

Маркова Наталия | Сквозь призму иносказаний | Журнал «Искусство» № 16/2006

Наталия МАРКОВА, заведующая отделом графики ГМИИ им. А,С, Пушкина Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Спиноза В предметах нет ничего, лишенного смысла Румер Висхер Натюрморт — это искусственно созданная человеком реальность: и потому, что он составлен из рукотворных предметов, и потому, что даже природные объекты в нем вырваны из естественных связей и поставлены в новые соотношения. Как бы естественно ни выглядела композиция, она — плод творчества художника. Некоторые вопросы наталкивали на мысль, что не все так просто с картинами голландцев. Давно было замечено, что в букетах соседствуют цветы, которые распускаются в разное время года. Если в одних случаях накрытый стол выглядит как совершенно естественно сервированный завтрак, то в других — сочетание селедки с орехами и виноградом не кажется нам столь аппетитным. Увидев нагромождение из военных доспехов, книг, скульптур и музыкальных инструментов, мы гадаем, по какой же логике объединены эти предметы и где они могли оказаться сразу все вместе: в мастерской художника? в лавке антиквара? в богатом бюргерском доме? И совсем озадачивает зрелище группы предметов, увенчанных черепом.

Ян Давидс де Хем. Фрукты и ветчина на столе. 1646. Музей искусств, Толедо

Усилиями искусствоведов многих стран в 1950–1970-е гг удалось убедительно раскрыть те идеи и аллюзии, тот утраченный для современного зрителя смысл, что содержат голландские натюрморты. Теологический принцип Средневековья, на котором основывался «скрытый символизм» нидерландских картин XV в., гласит: «всякое творение мира подобно книге и картине» ( Omnis mundi creatura Quasi liber et pictura ), и в нем содержится божественное откровение. В светской культуре Возрождения и XVII в. этот принцип не исчез, но распространился на другой круг предметов и понятий и усложнился. Реальность — при мастерском и полнокровном ее воплощении в живописи — воспринималась сквозь призму иносказаний и всевозможных символических ассоциаций. Однако принципиальное отличие от Средневековья и XV столетия заключалось в неизмеримо возросшей свободе художника и зрителя индивидуально выбирать и комбинировать толкования. Одним из ярких и характерных проявлений такой игры ума были сборники эмблем, получившие в XVI – XVII вв. необычайно широкое распространение в европейских странах, что дало основание одному из историков искусства назвать их ранней формой массовой культуры.

Герард Доу. Натюрморт в нише. 1660. Картинная галерея, Дрезден

Эмблема представляет собой своеобразный синтез искусства и литературы и имеет трехчастное строение. Во-первых, это гравированное изображение, и в качестве такового может быть выбран любой объект из окружающего мира: он призван воплотить некое высшее, сверхчувственное понятие. Во-вторых, эмблема включает краткую надпись, наподобие девиза, связанную с изображением и подающую предмет с неожиданной стороны. И в-третьих, под изображением помещается более или менее пространное пояснение, прозаическое или стихотворное; оно часто включает цитаты из античных авторов (Цицерона, Вергилия, Овидия, Горация) и из Библии. Сборники эмблем — эмблематы — были распространенным чтением образованных горожан в Голландии. Эмблематическим мышлением были пронизаны литература, поэтическое творчество — в частности, любимого поэта голландцев Якоба Катса, чьи книги также находились в каждом доме. Определение эмблемы и ее назначения, данные Катсом в предисловии к его сочинениям, помогают понять, как воспринимали эмблемы сами голландцы в XVII в.: «эмблема… это немая картина, но тем не менее способная говорить; пустяковые вещи обретают в ней немалую важность, смешные предметы оказываются при ближайшем рассмотрении не лишенными глубокой мудрости… Также скажу, что в них удается больше прочитать, чем разглядеть. И более того — больше домыслить, чем прочитать дословно. Это полезное средство для воспитания наших чувств».

Ян Ливенс. Книга, скрипка, череп и песочные часы. 1627

Следствием распространенности эмблематического мышления явилось то обстоятельство, что не только литература, но и живопись, в частности натюрмортная, стала эмблематичной. Картина могла быть прочитана, как текст. В одном из натюрмортов Питера Класа («Натюрморт с черепом», 1630–1640-е) на столе изображены погасший светильник, опрокинутый пустой стакан, открытые карманные часы, книги и лежащий на них череп. На обращенном к зрителю краю каменной столешницы вырезана стихотворная строка: Het glas is legh . De tyd is om . De keers is uyt . Den Mensch is stom , в переводе с нидерландского означающая: «Стакан опустел. Время прошло. Свеча сгорела. Человек онемел». Натюрморт предстает великолепной живописной эмблемой, говорящей о бренности жизни таким образом, что предметы буквально повторяют надпись!

Питер Клас. Натюрморт с черепом. 1630-1640- е Королевская художественная галерея, Гаага

Включение надписей в изображение — распространенный прием в голландском натюрморте, имеющий давнюю традицию: мы встречались с ним в ранненидерландских картинах, где рукописные Библии были раскрыты на страницах с повествованием об изображаемых событиях или с аллюзиями на них. Теперь тексты становятся разнообразнее, в круг цитируемых попадают современные авторы. Надписи сочиняют и сами художники и находят изобретательные приемы включения их в картину.

Яна Давидс де Хем. Натюрморт с букетом цветов и распятием. 1630-е. Старая Пинакотека, Мюнхен

В натюрморте Яна Давидса де Хема («Натюрморт с букетом цветов и распятием», 1630-е) мы долго любуемся пышным букетом в вазе, затем видим помещенное рядом бронзовое настольное распятие и замечаем прижатый им листок бумаги, на котором гусиным пером, оставленным на бумаге, кажется, только что выведена надпись: «Но на самый прекрасный цветок никто не смотрит» ( Maer naer d ’ alderschoonste Bloem — daer en siet men niet naer om ). В ней — укор и предостережение от забвения жизни во Христе за мирскими соблазнами. Под «самым прекрасным цветком» подразумевается Христос; букет является символом бренности, скоротечности человеческой жизни (воплощением библейских цитат, уподобляющих жизнь человека хрупкому, быстро увядающему цветку: «Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень…» (Кн. Иова, 14: 2); «Всякая плоть — трава» (Кн. Исайи, 40:6). Незаконченная строчка на будто случайно забытом листке бумаги подтверждает содержание изображения как аллегории суетности. Наиболее явно аллегорическое значение выступает в натюрмортах « vanitas ». В композиции Юриана ван Стрека в центре стола высится шлем, увенчанный эффектным плюмажем, из-под него выглядывает рукоять сабли, вместе они символизируют воинскую доблесть и славу. В глубине свет выхватывает страницу раскрытой книги — это перевод трагедии Софокла «Электра», сделанный самым известным голландским поэтом XVII века Йостом ван ден Вонделом. Книга — символ поэтического искусства, мудрости, интеллектуальных достижений. Слева со стола соскальзывает лист бумаги с рисунком (средствами живописи великолепно сымитирован рисунок сангиной): голова юноши в профиль — возможно, просто подготовительная штудия, возможно, подразумевается автопортрет художника в юности. Этот листок придерживает лежащий на нем череп, обвитый хлебным колосом. Он — ключ к расшифровке смысла натюрморта. Череп — символ смерти, бренности земной жизни. Его присутствие обесценивает все достижения земной славы, приводя на память слова Екклесиаста, познавшего, что в мире без Бога — «суета сует, все — суета!». Суета — по-латыни « vanitas »; слова библейского проповедника и дали название натюрморту этого вида. Однако окруженный колосом череп, или кости, через которые прорастают колосья, есть эмблема «Надежды на другую жизнь», то есть на воскресение из мертвых. Таким образом, натюрморт не только говорит зрителю о тщете земной славы, но и указывает путь спасения — грядущую вечную жизнь души во Христе. Тема бренности и скоротечности жизни была одной из самых распространенных в голландском натюрморте и воплощалась в разнообразных, часто неожиданных обличьях. Так, в сдержанном и лаконичном «Натюрморте с бокалом и курительными трубками» Питера Класа (1638) символами бренности плоти выступают курительные принадлежности.

Питер Клас. Натюрморте с бокалом и курительными трубками. 1638. Частная коллекция

Аналогичный образ встречается и в голландской поэзии. В «Эпитафии» В.Г. Фоккенброха мы читаем: Да, как дымок, его душа взлетела. Но на земле лежать осталось тело,Как отгоревший пепел табака.

В противоположность им бокал с виноградным вином (виноградная лоза — символ Христа) — намек на таинство причастия, приобщающее христианина к вечной жизни.

Помимо антитезы «земное — небесное», «суетное — вечное», один и тот же натюрморт мог прочитываться в морально-назидательном контексте. В таком ракурсе натюрморт Класа предстает эмблемой двух социальных пороков — курения и пьянства, сурово осуждавшихся протестантской моралью.

Кроме того. предметы в натюрморте могут расшифровываться как знаки четырех стихий или первоэлементов, из которых состоит мир, то есть в контексте научных знаний того времени.

Угли означают огонь, табачный дым — воздушную стихию, вино — принадлежность к стихии воды, а камень столешницы и глина, из которой сделаны переносная жаровня и изящные модные табачные трубки, производившиеся в Гоуде, символизируют землю.

Помимо символики первоэлементов предметы в натюрморте, (например, в больших композициях «банкетов» или « vanitas ») могли расшифровываться как аллегория пяти чувств, где музыкальные инструменты воплощали слух, цветы — обоняние, сочные фрукты — вкус (иногда их ест обезьяна или попугай), драгоценные сосуды — зрение, скульптурные фигуры или бюсты — осязание. Сочетание в картине изображений жаровни с огнем, цветов, плодов и колосьев могло означать четыре времени года — зиму, весну, лето и осень. При этом один и тот же предмет в разных смысловых контекстах часто имел различное и даже прямо противоположное значение.

Одна из характерных примет голландского натюрморта — изображение наполовину очищенного лимона с кожурой, завитками свисающей со стола.

Он очищен не случайно, а чтобы мы видели, что он «приятный со всех сторон», как толкует его одна из эмблематических книг, уподобляя истинному христианину.

Однако в другой книжке лимон означает «ложный друг» (радующий глаз снаружи и горько-кислый на вкус); в этом значении фрукт присутствует в композициях на тему «суета сует».

Эта система иносказаний, сложных смысловых отношений между предметами может показаться современному зрителю искусственной, но в XVII столетии разгадывание ребусов и шарад, зашифрованных в произведениях искусства, было обычным заполнением досуга в образованных кругах и рекомендовалось в воспитательных трактатах. При этом очень ценилось собственное творчество в том же направлении — подбор сравнений и цитат, добавление новых значений, расцвечивающих первообраз новыми оттенками смысла.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200601604

Ссылка на основную публикацию