Натюрморт с музыкальными инструментами, эваристо баскенис, 1650

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Эваристо Баскенис (Бергамо 1617-1677) последний значительный представитель семьи художников из Бергамо. Его считают «изобретателем» музыкальных натюрмортов — с музыкальными инструментами.

Раньше музыкальные инструменты всегда были в религиозных или бытовых сценах, но никогда не были отдельной темой для картин. Баскенис внес реализм и прекрасную перспективу в изображение музыкальных инструментов, также использовал символику. Например, слой пыли на инструменте — символ уходящего времени, тщеславия.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Автопортрет, Эвкаристо Баскенис (1617 — 1677) — монах, художник и музыкант

Сравнительно недавно, только в конце ХХ века, узнали имена отца и матери художника и дату его рождения. Большинство его работ остались в частных коллекциях, и творчество Баскениса было малоизвестно и не изучалось.

Эваристо не писал фрески, в отличии от своих современников, он выбрал мольберт и масляные краски для своих заказчиков — средней буржуазии и знати.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Натюрморт музыкальные инструменты, 1670, Э.Баскенис

Выбор изображения музыкальных инструментов был не случаен — художник знал многих знаменитых мастеров, музыкантов и певцов того времени и сам был музыкантом. Эвкаристо изучал лютни, скрипки, виолончели в мастерских современников — кремонца Амати (Николо Амати (1596-1684), Антонио Страдивари (1644 — 1737) и Гвариенти.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Натюрморт Кухня, 1660, Э.Баскенис, частная коллекция

Художник-монах (с 1643 года он стал монахом) Эвариста обращался и к натюрмортам с привычными предметами — фрукты на блюде, рыба, дичь, вазы, драпировки.

Инструменты услаждали слух и стали его символическим выражением, а дичь и фрукты обращали зрителей к вкусу.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Триптих Альярди , Э.Баскенис, братья Александр и Бонифаций, частная коллекция семьи Альярди

Художник был еще и хорошим музыкантом, в коллекции семьи Альярди остался триптих, написанный Баскенисом для этой семьи. Три полотна, посвященных музыке, на одном из них изображен художник, играющий на спинетте, рядом с графом Оттавио Альярди с мандолиной в руках. Второй портрет Александра Альярди с гитарой, и Бонифация с книгой.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Триптих Альярди, автопортрет художника с графом Оттавио, частная коллекция семьи Альярди

Объединяет семейные портреты полотно с музыкальными инструментами и нотами, оно в доме Альярди до сих пор висит посередине.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Триптих Альярди, центральная картина, музыкальные инструменты, частная коллекция семьи Альярди

На столах, накрытых ценными, богато украшенными тканями расположены в беспорядке музыкальные инструменты, как никогда бы не расположили их музыканты после концерта. Некоторые на краю стола, теряющие равновесие — символ быстротечности и хрупкости жизни.

Натюрморт со статуэткой (1658-72) редкое сочетание двух видов натюрмортов, парой к нему был Натюрморт Кухня (частная коллекция в Торбиато). Кроме статуэтки (античная скульптура) здесь книги, перо и чернильница (поэзия) и музыка (инструменты и ноты).

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Натюрморт со статуеткой, Баскенис, Академия Каррара, Бергамо

Как у Караваджо, мы видим тяжелый бордовый занавес, открывающий нам сцену на картине, как в театре. В Риме в 1639 году Баскенис мог видеть в доме Джустиниани работу Караваджо Аморе Винчиторе, с зеленым занавесем. После смерти маркиза Винченцо Джустиниани в описи указано 13 полотен Караваджо. Маркиз был знатоком музыки и часто музыкальные праздники в своем Дворце.

В разных частях Италии, в Бергамо и Риме художники обращаются к музыкальной иконографии.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Натюрморт с музыкальными инструментами, Э. Баскенис, частная коллекция

Караваджо в молодости мог видеть произведение своего учителя Симоне Петерцано (около 1580), где красота Венеры соединяется с музыкой. Два музыканта на картине Аллегория музыки играют на огране и флейте (автопортрет художника).

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Аллегория музыки, Симоне Петерцано, около 1580

Яблоко среди музыкальных натюрмортов совсем не случайно, мела (яблоко) созвучно словам мелодия и меланхолия, винограда и цветов мы не видим на музыкальных натюрмортах Баскениса.

Натюрморт музыкальные инструменты с яблоком, около 1665, Э.Баскенис, частная коллекция

Хочется стереть пыль и согнать муху

Пыль на струнных инструментах привлекает к ним особое внимание — это осознанный выбор художника Баскениса. Критики подозревают, что художник сам наносил пыль на свежую невысохшую краску.

Новая иконография, созданная Баскенисом, музыкальный натюрморт, впервые сделал музыкальные инструменты главными на картине, а не дополнением, как раньше.

Баскенис отказался от стереотипов, когда музыкальные инструменты были символами любви или удовольствий. Детали написаны тщательно, и часто именно на инструменте художник оставлял свою подпись.

Может быть для него музыка была важнее живописи?

Умер он в возрасте 59 лет от болезни.

В архивах Бергамо в 1996 году обнаружили завещание художника-монаха, он велел после смерти продать все, что ему принадлежало на главной площади города — рисунки, картины, краски.

Вывод однозначный — он работал один, у него не было мастерской и учеников. Около 40 работ высочайшего качества за 30 лет оставил нам художник из Бергамо Эваристо Баскенис (7 декабря 1617 — 16 марта 1677).

Натюрморт, Эвкаристо Баскенис

В честь 400-летия со дня рождения в 2017 году в Бергамо прошла выставка произведений Баскениса. Впервые зрители увидели многие произведения  из собраний коллекционеров и зарубежных музеев.

Снова соединились на время натюрморты Кухня и Натюрморт со статуеткой — Аллегория искусств, как и задумал их художник.

Впервые была представлена картина Корзина с яблоками, артишоком, спаржей, черешней и белой гвоздикой.

Натюрморт, Э.Баскенис, частная коллекция

Натюрморт, деталь -черешня, спаржа и белая гвоздика

  • Большинство произведений художника Эвкаристо Баскениса находятся в частных коллекциях, до сих пор на антикварном рынке они пользуются невероятным спросом.
  • Читайте статьи на сайте
  • Подводная археология — тайны со дна моря 
  • Древние барби у римлян 
  • Найдена могила Аристотеля? 
  • Археология в городе 
  • Языческий храм в Вероне 
  • Аллегория в Музее — предсказание светлого будущего

Источник: http://www.veronavisita.it/?p=16664

Галерея Бельведер Вена

Изначально строго религиозная живопись в эпоху Северного Возрождения стала двигаться в сторону реалистических картин на самые разнообразные темы.

Живопись той эпохи, блестяще представленная Михаэлем Пахером, привлекает внимание любителей искусства именно соединением глубоких духовных переживаний, атмосферы религиозного почитания и очень тепло написанных повседневных деталей, что превращает полотна в почти сказочный мир.

Читайте также:  Гилас и нимфы, джон уильям уотерхаус, 1896

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Эваристо Баскенис (приписывается) (1617–1677) Натюрморт с музыкальными инструментами и нотной тетрадью. Около 1650. Холст, масло

Эта работа предположительно принадлежит Эваристо Баскенису — итальянскому художнику XVII века из Бергамо, самому известному представителю династии живописцев, которая вела свою родословную с начала XV века. В мировую историю искусства он вошел своими натюрмортами с музыкальными инструментами.

Подобная тематика была очень нетипична для итальянского искусства, интерес художника к ней объясняется тесной дружбой со знаменитой семьей изготовителей виолончелей.

Очевидно также влияние нидерландского искусства, голландских натюрмортов, в которых музыкальные инструменты изображались как часть жизни человека, его быта. Художник видел их привлекательность в совершенстве геометрической формы, они — шедевры человеческого мастерства.

По общему признанию искусствоведов, натюрморты Баскениса не являются аллегориями с нравоучительным подтекстом, как, например, у голландцев. Больше всего его интересовали благородство линий и красота фактур.

Работы этого живописца выделяются своим утонченным эстетизмом и особой атмосферой, образованной при помощи орнаментальной геометрии линий изысканных, тщательно выделанных деревянных корпусов.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Франц Ксавер Мессершмидт (1736–1783) Герард ван Свитен. Врач императрицы Марии Терезии 1769. Сплав свинца и олова, позолота. Высота — 66

Франц Ксавер Мессершмидт — известнейший скульптор Австрии эпохи барокко, самый любимый творец при дворе императрицы Марии Терезии. Мессершмидт выполнил целый ряд портретов императорской семьи и ее приближенных. Его работы отличаются большим мастерством, разнообразными экспериментами в области формы, материалов и способов исполнения скульптур.

В творчестве ваятеля обращает на себя внимание переход от пластики барокко к более строгой манере классицизма: благодаря сплаву олова и свинца скульптор добивается интересного эффекта складок — одновременно пластичных и фактурно сложных, сдержанных.

Эта работа ярко свидетельствует о большом мастерстве и таланте самого неоднозначного ваятеля эпохи Просвещения.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Франц Ксавер Мессершмидт (1736–1783) Хитрый шут. После 1770. Гипсовый алебастр. Высота — 42

Франц Ксавер Мессершмидт представляет искусство эпохи барокко в неожиданном ракурсе. Он известен своими «характерными головами» — портретными бюстами с бурной, экспрессивной мимикой. Отталкивающее выражение лиц, близкое, скорее, изучению человека как биологического вида, чем исполнению портрета определенной личности, имеет несколько источников происхождения.

Скульптор заинтересовался острореалистичными римскими портретами, которые славились точной передачей эмоций. Существует версия, что многочисленные головы были сделаны мастером под влиянием психического расстройства.

Необходимо также отметить, что именно в это время новым словом в медицине стала физиогномика — изучение и систематизация данных о человеческой мимике и возможных интерпретациях характера и здоровья человека.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Генрих фон Фюгер (1751–1818) Императрица Мария Терезия, королева Венгрии и Богемии, с семьей (Альберт Саксонский-Тешенский и Мария Кристина, показывающая картины, привезенные из Италии, за ней — Максимилиан, Мария Анна, Мария Елизавета, Иосиф II, прислонившийся к стулу) 1776. Холст, масло

Генрих фон Фюгер — один из самых знаменитых немецких художников эпохи классицизма, автор многочисленных портретов императорской семьи, а также создатель больших исторических полотен.

Помимо эстетической функции наслаждения красотой произведения должны были служить целям политическим. Живописец классицизма играл почти такую же важную роль, как дипломат того времени. Картины дарили для демонстрации политических пристрастий, а кроме того, по присутствию на полотнах тех или иных членов правящего дома можно было судить о состоянии дел и действующих силах в государстве.

На холсте представлен императорский дом Габсбургов. Мария Терезия являлась правительницей большой части Европы: Австрии, Венгрии, Хорватии, Богемии, Мантуи, Милана, австрийских Нидерландов, Пармы и некоторых других городов. У императрицы было 16 детей.

Эта работа дает хорошее представление о традиционном портрете европейских монархов.

Большое влияние на творчество мастера оказала живопись барокко, что в данном случае проявляется в бравурных и пышных декорациях: гигантская колонна в драпировке, живость цветов, легкие, дымчатые ткани.

Данная картина — одновременно и официальное парадное изображение императорской фамилии, и тепло написанный семейный портрет.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Франц Ксавер Мессершмидт (1736–1783) Тощий старик с больными глазами. После 1770. Гипсовый алебастр. Высота — 44,5

Произведения Франца Ксавера Мессершмидта выбиваются из ряда традиционных парадных портретов того времени, они запоминаются своей необычной экспрессией. С 1770-х в творчестве ваятеля наступил перелом. Он выполнил целую серию «характерных голов», исследователи до сих пор не могут объяснить назначение этих работ, их смысл.

При жизни Мессершмидта высокие заказчики отвернулись от него, творец был вынужден жить у родственников и умер достаточно рано. В наше время мастер приобрел всемирную славу именно благодаря этой серии голов, его произведения оцениваются в миллионы долларов.

Скульптурные портреты поражают ценителей виртуозностью исполнения и психологической достоверностью изображенного.

Искусство первой половины XIX века

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Камиль Коро. Озеро Неми. 1843

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Жак-Луи Давид (1748–1825) Наполеон на перевале Сен-Бернар 1801. Холст, масло. 275×232

Жак-Луи Давид — самый знаменитый французский художник эпохи неоклассицизма. Наибольшую популярность приобрели его работы на историко-мифологические темы и изображающие события и героев национальной истории. Он был страстным почитателем Наполеона Бонапарта, создал целый ряд парадных портретов императора.

Эта работа — одна из самых известных, великий полководец изображен на перевале Сен-Бернар. Перейдя Альпы, он разгромил австрийскую армию. Художник написал политика идеализированно, в очень благородной сдержанной гамме цветов. По традиции мастер изобразил императора на коне, хотя он переходил Альпы на муле.

Существует пять авторских версий этой картины, у каждой из которых своя интересная история. Например, первая до середины XX века находилась в Америке в коллекции потомков Бонапарта. Представленное полотно было конфисковано австрийцами в Милане в 1816.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Франсуа-Паскаль-Симон Жерар (1779–1837) Рейхсграф Мориц Кристиан Фриз с семьей. Около 1804. Холст, масло. 223×163,5

Франсуа-Паскаль-Симон Жерар — один из самых блестящих портретистов наполеоновской эпохи. Он был учеником знаменитого Давида. К числу его наиболее значительных и до сих пор не потерявших своего обаяния работ принадлежат изображения некоторых знатных лиц.

Представленная картина — из их числа. Это семейный портрет графа Морица Кристиана Фриза с женой и ребенком. Граф был большим ценителем и знатоком искусства. Он владел богатейшей коллекцией шедевров живописи, дружил с великими Гете, Бетховеном, Шубертом.

Читайте также:  Портрет поэта валерия яковлевича брюсова, врубель, 1906

Супругой Фриза являлась принцесса Вальденбургская Мария Терезия. В их семейном портрете обращает на себя внимание гармоничное сочетание идеализированного, с одной стороны, и индивидуалистичного — с другой, изображения персонажей. Художник пишет лица с нежным румянцем, муж и жена буквально пышут юностью, здоровьем.

Возникает впечатление полного благополучия аристократов.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Каспар Давид Фридрих (1774–1840) Скалистый пейзаж в Эльбских Песчаниковых горах 1822–1823. Холст, масло. 94×74

Немецкий художник Каспар Давид Фридрих по праву считается одним из самых влиятельных живописцев романтического направления в Германии, он — знаменитый мастер аллегорического пейзажа. Романтики через изображение природы символически выражали свое настроение. Образы бури, неприступных гор, суровой природы были излюбленными мотивами мастера.

Ведь мятежность, порыв были желаемым образом для художников-романтиков по всей Европе. Работа отличается высокой степенью реалистичности в передаче пейзажа, однако смысл картины превосходит простое стремление к подражанию природы.

Сдержанная гамма черного, темно-зеленого, сизого цветов олицетворяет темные силы природы, которые словно роднят душу художника с неприступным пейзажем знаменитых гор Саксонской Швейцарии.

Источник: https://nemaloknig.com/read-322894/?page=2

Известный музыкант – неизвестный художник

Делала я в инстаграм посты про караваджиевского «Лютниста» и они, неожиданно, привлекли большое внимание.

И как-то само собой меня повело в сторону музыкальной темы в искусстве. Знаю несколько необычных картин. И знаю художника, который много писал музыкальные инструменты.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Evaristo Baschenis. Still-life with Instruments
1667-77
Oil on canvas, 108 x 153 cm

Gallerie dell’Accademia, Venice

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Эваристо Баскенис (итал. Evaristo Baschenis, 7 декабря 1617 года, Бергамо — 16 марта 1677 года) — итальянский художник эпохи барокко, автор известных натюрмортов с музыкальными инструментами. Относится к наименее известным итальянским мастерам. Лишь тщательное исследование архивов и внимание к художественным процессам на севере Италии предоставили возможность немного прояснить ситуацию.

Эваристо Баскенис происходил из художественной семьи, деятельность которой задокументирована еще в XV веке. В годы появления на свет и и ранней жизни Эваристо семья была зажиточной, что позволило ему получить художественное и музыкальное образование. Эваристо Баскенис — известный музыкант эпохи. Состоятельность семьи позволила художнику совершать путешествия.

Есть данные о его пребывании в Венеции.

Как художник работал преимущественно в жанре натюрморта. Но это специфические натюрморты — с музыкальными инструментами и без изображений человеческих фигур.

В эпоху барокко изображения музыкальных инструментов часто воспринимались как аллегория суеты сует, как аллегория мимолётности молодости и человеческой жизни, мимолётности наслаждений.

Натюрморты Эваристом Баскениса, наоборот, меньше воспринимаются как аллегории мимолётности молодости и человеческой жизни.

По подсчётам мастер создал около 600 натюрмортов подобной тематики. Известно о дружеских отношениях мастера с художником по имени Жак Куртуа, с которым тот долго переписывался.

Среди учеников Эваристо Баскениса — художник Бартоломео Бэттери (Бергамо, 1639 год — возможно, Mилан, 1688 год), который сам рисовал натюрморты с музыкальными инструментами и наследовал магазин Эваристо Баскениса после его смерти.

Чтобы прояснить ситуацию с художником и привлечь внимание к изучению его наследия, были проведены две крупные выставки произведений мастера — в Академии Каррара и в Метрополитен-музее.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Agliardi Triptych (left)
1665-70
Oil on canvas, 115 x 163 cm

Private collection

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Agliardi Triptych (central)
1665-70
Oil on canvas, 115 x 163 cm

Private collection

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Agliardi Triptych (right)
1665-70
Oil on canvas, 115 x 163 cm

Private collection

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Musical Instruments
Oil on canvas, 98,5 x 147 cm

Musées Royaux des Beaux-Arts, Brussels

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Still-Life with Musical Instruments and a Small Classical Statue
c. 1660
Oil on canvas, 86 x 115 cm

Accademia Carrara, Bergamo

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Still-Life with Musical Instruments
1660s
Oil on canvas, 98 x 145 cm

Private collection

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Still-Life with Musical Instruments in an Interior
Oil on canvas, 116 x 147 cm

Private collection

Источник: http://blog.arthistoryonline.ru/lyalya-chandra/izvestnyiy-muzyikant-neizvestnyiy-hudozhnik/

Музыкальные инструменты на картиных европейских художников 16-17 веков

27.12.2015

Например, почти на трети картин голландского художника Яна Вермеера, так или иначе, присутствует музыка. Один из исследователей его творчества даже посчитал, сколько и каких музыкальных инструментов встречается на полонах художника.

Но не стоит думать, что подобное увлечение музыкой характерно только для Вермеера, эта тема, так или иначе, прослеживается в творчестве многих его современников: Франса ван Мириса, Якоба Охтервельта и Питера де Хоха.

В некоторых работах («Бокал вина», «Урок музыки») Вермера музыка становится главной темой, а присутствие на этих картинах музыкальных инструментов является утончённым намёком на романтические отношения героев. «Урок музыки» — одно из самых известных произведений Вермера.

На нем изображена девушка, музицирующая на вёрджинеле – одной из разновидностей клавесина. Причем инструмент прорисован настолько точно, что удалось даже установить, где он был изготовлен. Также на картине присутствует виола да гамба (предок современной виолончели).

Установлено, что художник добавил второй инструмент на завершающей стадии работы. Это существенно изменило сюжет картины – наличие двух инструментов предполагает дуэт двух персонажей, а значит и некую романтическую линию.

Натюрморт с музыкальными инструментами, Эваристо Баскенис, 1650

Часто можно встретить музицирующих персонажей и на картинах Жана Ватто – основоположника французского рококо.

Основной темой творчества Ватто были «галантные празднества», а именно аристократическое общество, отдыхающее на природе: беседующее, флиртующее, танцующее или музицирующее.

Таковы картины «Танец», «Радости бала», «Полная гармония», «Пасторальные танцы», «Гамма любви» и многие другие. Подобные работы были очень популярны в тот период в дворянских кругах Франции.

Популярным музыкальным инструментом среди художников была арфа, причем зачастую на картинах она несла некое символическое значение. Например, картине И. Босха «Сад радостей земных» присутствует человек, распятый на струнах арфы. Возможно, так художник проводил аллегорию между натяжением струн и напряжением человеческой жизни. На картине П.

Брейгеля «Безумная Грета» арфа, по которой ползет паук, символизирует чревоугодие. Первая российская арфистка Глафира Алымова изображена на картине Д. Г. Левицкий «Портрет Г. И. Алымовой» (1776). Очень много музыкальных инструментов на картине И. Босха «Ад» из триптиха «Сад земных наслаждений» (ок. 1500). Иногда эту картину даже называют «Ад музыкантов».

Читайте также:  «небесный бой», николай константинович рерих — описание картины

Среди изображенных инструментов – барабан, труба, треугольник, волынка, флейта, лютня, арфа и, экзотическая сейчас, колесная лира. Исследователи творчества Босха различают на этой картине множество христианских символов, в частности, несколько раз повторяющийся символ троицы.

Помещение музыкальных инструментов в эту часть триптиха возможно объясняется тем, что музыка символизирует наслаждение, а за наслаждение в этом мире придется терпеть муки в аду.

Высокая востребованность в символизме в культуре позднего Средневековья, эпохи Возрождения и периода стали причиной появления натюрмортов в стиле ванитас. Среди символов ванитас важную роль играют и музыкальные инструменты.

Любой из них означал как минимум быстротечность и эфемерность жизни (звук отзвучал – и нет его).

Но в большинстве случаев они имели еще несколько значений, например, на картине «Аллегория бренности и славы» (1660) Петера ван дер Виллиге медная труба означает славу и триумф, указывая одновременно на его скоротечность.

Музыкальные инструменты играют большую роль в творчестве итальянского художника Эваристо Баскениса. Этот художник специализировался на натюрмортах с музыкальными инструментами.

Особенно хорошо у него получались лютни, созданные мастерами династии Амати.

Наиболее известные картины этого художника: «Натюрморт с музыкальными инструментами и маленькой статуэткой» (1645), «Натюрморт с инструментами» (1667) и «Музыкальные инструменты» (1650 и 1667).

Особая роль музыкальным инструментам уделяется в картинах на мифологические сюжеты. В этом случае музыкальные инструменты символизируют какого-нибудь мифологического персонажа, например лира – Орфея, свирель – Пана.

Также музыкальные инструменты являются непременными атрибутами муз. Так, для музы истории Клио – это труба, для музы трагедии Мельпомены – виола.

Конечно, количество картин, где, так или иначе, изображены музыкальные инструменты, гораздо больше, но рассказать о них всех в рамках одной статьи практически невозможно.

Источник: https://8-poster.ru/onenews/779/

Читать онлайн "Музей Бойманса-ван Бёнингена Роттердам" автора Силина М. — RuLit — Страница 8

Работы этого уникального по своему таланту мастера пронизаны теплым светом красок и мягкостью кисти. Автопортрет подкупает непосредственностью и простотой, он будто нарисован быстро, при этом образ очень запоминается.

В любой жанр, в котором начинал творить Фабрициус, он привносил новые решения и приемы. В 1654 живописец создал еще один автопортрет, в нем меньше влияния Рембрандта и больше сочных, живых красок (1654, Национальная галерея, Лондон). Художник трагически погиб в 32 года.

Владеть его произведениями — большая честь для любого музея.

Эваристо Баскенис (1617–1677) Натюрморт с музыкальными инструментами, книгами и скульптурами. Около 1650. Холст, масло. 124×94

Данная работа принадлежит Эваристо Баскенису — итальянскому художнику XVII столетия из Бергамо. Он — самый известный представитель династии мастеров, которая вела свою родословную с начала XV века. В мировую историю искусства Баскенис вошел как автор символических натюрмортов с изображением музыкальных инструментов.

Подобная тематика была нетипична для итальянской живописи, интерес художника к ней объясняется тесной дружбой со знаменитой семьей изготовителей виолончелей.

Очевидно также влияние нидерландского искусства, голландских натюрмортов, где инструменты были частью жизни человека, его быта, поэтому на полотнах они вместе с другими живыми и неживыми предметами означали божественный порядок жизни.

Художник видел привлекательность музыкальных инструментов в их совершенной геометрической форме, они — шедевры человеческого мастерства. По общему признанию искусствоведов, автор не писал натюрморты — аллегории с моральным подтекстом, как это делали голландцы.

Больше всего его интересовали благородство линий и красота фактур. Баскенис считается одним из первых творцов-новаторов, которые изображали предметы ради чистого художественного удовольствия, а не сюжета.

Работы мастера выделяются утонченным эстетизмом, особой атмосферой, образованной при помощи орнаментальной геометрии линий изысканных, тщательно выделанных деревянных корпусов. Композиция из инструментов, книг и скульптур представляет своего рода культурный мир человека, возвышающийся над природой и низкими естественными потребностями.

Герард Доу (1613–1675) Знахарь 1652. Дерево, масло. 112,5×83,5

Нидерландец Герард Доу несколько лет учился у великого живописца Рембрандта. Он принадлежит к кругу так называемых малых голландцев.

Это целый ряд мастеров XVII века, которые создавали картины небольшого размера для горожан — любителей и коллекционеров искусства.

Они предназначались для украшения гостиных, поэтому самыми популярными темами были жанровые сценки и натюрморты. В те годы Доу являлся одним из самых высокооплачиваемых художников.

Популярность и успех его произведениям принесли, как можно видеть на примере данной картины, хорошо аранжированная композиция, внимание к мелким деталям быта, мастерство обобщения человеческих характеров.

Технически Доу пользовался живописным арсеналом приемов, которые были разработаны в итальянском искусстве. Он усилил их голландской тщательностью обработки фактуры.

Художник рисовал тонально, со множеством колористических переходов, очень мягко, используя сдержанную, благородную цветовую гамму.

Герард Терборх Младший (1617–1681) Пряха 1652. Дерево, масло. 33,6×28,6

На стиль одного из главных жанристов Нидерландов, Герарда Терборха, решающее влияние оказали его предшественники — мастера национальной голландской школы Питер Кодде и Виллем Дуйстер. Живописец создавал множество жанровых полотен, где центральное место отведено людям, занятым каким-либо делом. Терборх предпочитал темный фон и эффекты контраста, основанного на освещенности фигуры.

Пряха, женщина средних лет, изображена в традиционной одежде и с принятой тогда прической. Она вся погружена в работу, художник не дает каких-либо психологических характеристик этого человека.

Героиня для него — лишь тип, расхожий образ женщины, судьба которой — занятие домом, бытом и ремеслами. На коленях у нее собачка — это и милая деталь будничной жизни, и символ верности. Колорит, как было свойственно голландским мастерам XVII века, сдержанный.

Терборх много работает коричневым цветом. Светлая опушка одежды и лицо пряхи служат композиционными акцентами.

Жан-Батист де Шампань (1631–1681), Николя де Платтемонтань (1631–1706) Двойной портрет художников 1654. Холст, масло. 132×185

Источник: https://www.rulit.me/books/muzej-bojmansa-van-byoningena-rotterdam-read-438507-8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector