«на пашне. весна», венецианов — описание картины

Портретист и пейзажист Алексей Гаврилович Венецианов входит в число мастеров бытового жанра. В его копилке правдивые крестьянские портреты с долей сентиментальности.

Одной из самых сентиментальных, но при этом загадочных картин художника считается работа «На пашне. Весна». Этот шедевр вызывает много вопросов. Предлагаем вам описание картины Венецианова «На пашне. Весна».

Возможно, после этого вы по-новому посмотрите на знакомое полотно, увидите в нем эффекты и элементы.

Алексей Гаврилович был выходцем из купеческой семьи. Сам он некоторое время работал землемером в лесном хозяйстве. Хитрости живописи изучал самостоятельно, а потом брал уроки у известного портретиста Владимира Боровиковского.

В 40 лет он закончил карьеру чиновника и переехал из Петербурга в Тверскую губернию. С 1819 года художник с семьей обитал в деревне Сафонково Тверской губернии. Здесь он и стал развивать свой «крестьянский» стиль в живописи.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины

Невозможно представить себе русскую живопись без шедевра Венецианова. На заднем плане картины виднеется распаханное весной поле. Зеленеет трава, потому что края художник оставил нетронутыми. Справа мы видим тоненькие деревья и странный скошенный пень.

На переднем плане полотна перед нами встает очень нарядная молодая крестьянка. На ней розовый сарафан и красивый кокошник. Женщина легкой и плавной походкой ведет за собой двух лошадей, тянущих борону. Крестьянка легко ступает босыми ногами, словно танцует и слегка улыбается.

Справа на переднем плане мы видим младенца. Он спокойно забавляется своими игрушками. Все, что изображено на полотне, очень красиво: пейзаж, женщина, лошади. А также наряд крестьянки, голубое небо и облака.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины

Значение этнографии в картине

Мы представляем себе крестьянский труд тяжелым и изнурительным. А на картине Венецианова женщина в праздничном наряде с легкостью справляется с запряженными в бороны лошадьми.

Почему же женщина, занимаясь «черным трудом», идет в праздничной одежде. Где же настоящая правда жизни? Дело в том, что у крестьян первую пахоту приравнивали к празднику.

Еще во времена языческих верований, чтобы задобрить богов плодородия, в деревнях устраивались гулянья.

Венецианов в этой картине не столько погрузился в этнографию и крестьянский быт, как запечатлел проявление вечного бытия. В образе крестьянки, которая гораздо выше лошадей, художник показал прекрасную, легкую, молодую весну, ступающую по земле, обновляющую природу, успокаивающую детей.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины

Пропорции в картине Венецианова

На картине «На пашне. Весна» Алексей Гаврилович Венецианов первым среди русских художников показал труд землепашца в виде таинства, чего-то сакрального.

Большие размеры женщины на картине говорят о том, что она несет аллегорический смысл самой весны. Изображение статного и мощного тела крестьянки похоже на искусство высокой античности.

Если внимательно всмотреться в полотно, то и лошади напоминают крылатых Пегасов.

Если смотреть на фото картины, то кажется, что это полотно должно быть больших размеров. На самом деле, картина не такая уж большая и особо не выделяется в коллекции Третьяковской галереи. В сравнении с ее мощным и масштабным посылом ее габариты совсем маленькие — 51 на 65 см.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины

Визуальные эффекты

Рассматривая картину, мы можем заметить очень интересные визуальные эффекты. Во-первых, Алексеем Гавриловичем специально занижена линия горизонта. Такой прием используют иконописцы, но Венецианов применил его и для светской живописи. Использование низкого горизонта придает монументальность и торжественность главной героине картины.

Еще одной хитростью художника является то, что на заднем плане он изобразил другую крестьянку, то есть использовал метод «зеркальности». Зрительно кажется, что это не другая женщина, а та же сделала круг и удаляется от нас далеко в будущее, подобно весне. Возможно, художник использовал такой прием для подчеркивания всего цикличного, происходящего в природе.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины

Связь со «Временами года»

Картину «На пашне. Весна» можно отнести к целому циклу полотен Венецианова «Времена года». На четырех из своих картин Алексей Гаврилович изобразил разные времена года, от ранней весны до поздней осени и даже зимы.

Осенняя картина «Сенокос» очень долго скрывалась от публики, а зимнее время года изображалось на полотне «Пейзаж», которое бесследно исчезло.

Таким образом, крестьянский труд художник воспринимает чем-то исконным, вечным, повторяющимся, похожим на смену времен года.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины

Важно отметить, что изначально картина «На пашне. Весна» называлась «Женщина, боронящая поле». Потом ее переименовали в «Деревенскую женщину с лошадьми». Только после создания цикла «Времена года» она окончательно обрела теперешнее название.

Сегодня, глядя на полотно мастера, мы с удовольствием любуемся гармонией русских полей, весенним небом с редкими облаками, летящими за горизонт. Нас поражают изящные движения крестьянки, парящей над землей, ее красивый сарафан в виде греческой туники.

Через простую крестьянскую сцену мастер передал древнюю идиллию.

Источник: https://autogear.ru/article/387818/opisanie-kartinyi-venetsianova-na-pashne-vesna/

На пашне весна венецианов история создания. Описание картины Венецианова "На пашне. Весна"

Сюжет

По полю идет нарядно одетая крестьянка, она ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Круговое движение продолжает женщина, изображенная слева на втором плане, а замыкает — третья фигура справа на линии горизонта.

Это не портрет и даже не о крестьянской жизни картина. Это аллегория весны. Женщина — богиня цветения Флора. Как она ступает! Словно, не по земле идет, а летит. Фигура ее рядом с лошадьми кажется непропорционально крупной, величественной.

В лице крестьянки, крошечном на маленьком холсте, не отыскать следов индивидуальной характеристики. Венецианов вообще редко углублялся в психологию своих героев. Его больше занимало другое: всем строем полотна вызвать сопереживание зрителей.

Венецианов сочетал на полотнах крестьянский быт и античные сюжеты

Ребенок — это Амур, аллегория начала жизни. Эту тему поддерживают и тонкие деревца, пробивающиеся рядом с сухим пнем.

Венецианов писал не быт, а бытие. В пахоте видел не повседневную рутину, а непреходящую красоту древней идиллии, вечного круговорота жизни: смена времен года, рождение и увядание. Именно за это идиллическое настроение и аллегорическую насыщенность в сочетании с русскими мотивами и любил Венецианова Александр I.

Видятся цитаты Боттичелли. Сложно утверждать, что его « » вдохновляла Венецианова, но общее настроение и посыл очень близки.

«Весна» Боттичелли, 1482

Много времени потратил Венецианов, чтобы выписать небо (которое занимает большую часть полотна) с постоянно меняющимся рисунком облаков. Он стремился передать широту просторов, бесконечность, необъятность земли.

Контекст

Венецианов почти никогда не подписывал свои полотна. Поэтому нельзя точно сказать, когда написана картина. Версии разных искусствоведов датируют ее от 1810-х до 1830-х.

Современное название тоже появилось не сразу. Но именно оно отражает ту идею, которую хотел передать художник — аллегорию обновления жизни, вечного круговорота.

Венецианов редко углублялся в психологию своих героев

«На пашне. Весна» считается частью триптиха о крестьянском труде. Далее сюжетно следуют полотна «На жатве. Лето» и осенний «Сенокос». Все они были написаны под впечатлением от увиденного в Тверской губернии, где Венецианов жил довольно долго.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины«На жатве. Лето»

Каждая из работ — это обобщённый образ русской земли. Это картины-песни, которые не столько рассказывают о быте, сколько передают эмоциональное состояние человека, неразрывно связанного с природой. Благолепие и благоденствие.

Судьба художника

И хотя Венецианов учился живописи у знаменитого портретиста Боровиковского, сам Алексей Гаврилович лицами был увлечен не особенно. Больше его волновали состояния природы, человека как ее части и мироощущение.

В Тверской губ. Венецианов организовал школу «крестьянских» живописцев

Венецианов стал художников в полном смысле этого слова только к 40 годам. До того он служил чиновником, а живопись была, скажем так, досугом. Когда выбор был сделан в пользу холста, вместе с женой и детьми Венецианов переехал в Тверскую губернию. Там же он организовал художественную школу, где за 20 лет прошли обучение более 70 человек.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины«Рыбаки. Вид в Спасском». Работа одного из лучших учеников Венецианова — Григория Сороки

К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Писал Венецианов и портреты.

Но по своей художественной силе они значительно уступают «крестьянским» картинам, за которые о художнике писали подобные панегирики: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств».

На пашне. Весна — это работа Венецианова, с которой я познакомилась в школе на уроке литературы. Скажу сразу, она вызвала неоднозначные чувства, но обо всем по порядку.

Описание картины

Что же необычного в данном полотне и почему такие неоднозначные чувства вызывает работа автора? На картине Венецианова мы видим раннюю весну, этому свидетельствует молодая трава, которая только стала пробиваться из-под земли. Ее мы видим на переднем плане, где земля еще не тронута пашней. Чуть дольше мы видим молодые деревья, которые только стали распускать свои листья.

На траве сидит ребенок. Он чем-то заинтересован. Может нашел интересный камушек и теперь с ним играет. Далее мы видим вспаханное поле, по которому не просто идет, а плывет, очень красивая русская женщина.

Она величаво ведет две лошади, которые с легкостью подчиняются хозяйке. Смотришь на героиню полотна, на ее красивое платье, кокошник, лучезарную улыбку, и кажется что девушка не на поле, а где-то в бальном зале. Она не пашет землю, а танцует.

Читайте также:  Сватовство майора, павел андреевич федотов, 1848

На нее падает солнечный свет, а небо голубое и воздушное.

И здесь появляются вопросы. Насколько всем известно, крестьянский труд, а именно его и показывает на своей картине Венецианов, очень тяжелый, грязный и изнурительный.

Работать в поле тяжело не только крестьянам, но и животным, которые помогают своим хозяевам. Однако на картине работа кажется легкой и создается впечатление, что не ранняя весна на улице стоит, а лето.

Люди легко одеты и с удовольствием ходят по земле босиком, как героиня полотна, и сидят на траве, как малыш. В чем же секрет?

А секрет прост. Автор холста изображал на полотне не крестьянку, а образ весны, который воплощен в красивой девушке. Именно такую легкую, красивую и нарядную весну видит художник. Именно так легко, по мнению автора, ступает по земле весна, обновляя нашу землю и природу. Вот почему все на картине неоднозначно и от ее просмотра возникают противоречивые чувства.

Алексея Венецианова называют крестьянским художником. Не потому, что происхождения он был низкого, а потому что был певцом жизни простого человека, который трудится на земле.

При дворе любили Венецианова за то, что крестьянский быт он показывал, скажем так, корректно.

Не грязь, тяжелой бремя и нищету (что позднее станет темой работ других художников), а широкие поля, радостный бег лошаденки и красоту всходящего урожая. Но так ли прост Венецианов?

Сюжет

По полю идет нарядно одетая крестьянка, она ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Круговое движение продолжает женщина, изображенная слева на втором плане, а замыкает — третья фигура справа на линии горизонта.

Это не портрет и даже не о крестьянской жизни картина. Это аллегория весны. Женщина — богиня цветения Флора. Как она ступает! Словно, не по земле идет, а летит. Фигура ее рядом с лошадьми кажется непропорционально крупной, величественной.

В лице крестьянки, крошечном на маленьком холсте, не отыскать следов индивидуальной характеристики. Венецианов вообще редко углублялся в психологию своих героев. Его больше занимало другое: всем строем полотна вызвать сопереживание зрителей.

Ребенок — это Амур, аллегория начала жизни. Эту тему поддерживают и тонкие деревца, пробивающиеся рядом с сухим пнем.

Венецианов писал не быт, а бытие. В пахоте видел не повседневную рутину, а непреходящую красоту древней идиллии, вечного круговорота жизни: смена времен года, рождение и увядание. Именно за это идиллическое настроение и аллегорическую насыщенность в сочетании с русскими мотивами и любил Венецианова Александр I.

Видятся цитаты Боттичелли. Сложно утверждать, что его «Весна » вдохновляла Венецианова, но общее настроение и посыл очень близки.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины«Весна» Боттичелли, 1482

Много времени потратил Венецианов, чтобы выписать небо (которое занимает большую часть полотна) с постоянно меняющимся рисунком облаков. Он стремился передать широту просторов, бесконечность, необъятность земли.

Контекст

Венецианов почти никогда не подписывал свои полотна. Поэтому нельзя точно сказать, когда написана картина. Версии разных искусствоведов датируют ее от 1810-х до 1830-х.

Современное название тоже появилось не сразу. Но именно оно отражает ту идею, которую хотел передать художник — аллегорию обновления жизни, вечного круговорота.

«На пашне. Весна» считается частью триптиха о крестьянском труде. Далее сюжетно следуют полотна «На жатве. Лето» и осенний «Сенокос». Все они были написаны под впечатлением от увиденного в Тверской губернии, где Венецианов жил довольно долго.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины«На жатве. Лето»

Каждая из работ — это обобщённый образ русской земли. Это картины-песни, которые не столько рассказывают о быте, сколько передают эмоциональное состояние человека, неразрывно связанного с природой. Благолепие и благоденствие.

Судьба художника

И хотя Венецианов учился живописи у знаменитого портретиста Боровиковского, сам Алексей Гаврилович лицами был увлечен не особенно. Больше его волновали состояния природы, человека как ее части и мироощущение.

Венецианов стал художников в полном смысле этого слова только к 40 годам. До того он служил чиновником, а живопись была, скажем так, досугом. Когда выбор был сделан в пользу холста, вместе с женой и детьми Венецианов переехал в Тверскую губернию. Там же он организовал художественную школу, где за 20 лет прошли обучение более 70 человек.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины«Рыбаки. Вид в Спасском». Работа одного из лучших учеников Венецианова — Григория Сороки

К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Писал Венецианов и портреты.

Но по своей художественной силе они значительно уступают «крестьянским» картинам, за которые о художнике писали подобные панегирики: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств».

Когда человек попадает на новое место и остается наедине с собой, ему всегда приходят серьезные мысли, как бы собирающие в одно целое его растерянную, разбитую сутолокой сущность. Еще нет определенности, но в голове уже что-то укладывается, уравновешивается, –– и вдруг человек начинает смотреть на всё откуда-то сверху.

И ясно и просто выступает перед просветленным взглядом прежде туманная перспектива жизни. Так было с Венециановым, когда он бродил по окрестным полям своего небольшого имения, когда смотрел на крестьян в их повседневном труде или в редкие праздники.

Поначалу испытывал чувство раздвоенности, не зная, к какому лагерю принадлежит и должен принадлежать –– к тому, который в стенах Академии, или к тому, который теперь перед ним? Не раз задавался вопросом: где правда? Там или здесь? Или она в самой жизни? Все-таки понял: мертв человек, который стоит на месте и не движется.

Потому что всё в жизни движется, и он должен идти с ней, если хочет быть жив. Пристально останавливал взгляд на ком-нибудь из крестьян. Это был взгляд, каким смотрят на человека, внутреннюю красоту которого неожиданно почувствовали, и человек стал своим, близким… Крестьяне пугались, смущались. Потом привыкли. В Сафонково Венецианов построил больницу.

Содержал доктора, и сам, бродя с мольбертом по окрестным полям, неутомимо собирал лекарственные травы. Устроил школу для крестьянских детей. Впоследствии добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота.

Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным: «Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять по законам гражданским и церковным». Но в Сафонкове для него были огромные возможности творить, сама природа способствовала тому. Венецианов взялся за картину «На пашне. Весна».

Будучи классиком и романтиком одновременно, сделал Весну крестьянской женщиной. Стройная, с пропорциями античной богини, одетая в нарядный сарафан и кокошник, она ведет коней по вспаханному полю. Это причащение человека к вечности через слияние с миром природы.

Лазурное небо, мягкая зелень, приглушенный колорит земли, легкая золотистая дымка на пашне… В картине нет стремительных жестов или движений. Жизнь течет спокойно, умиротворенно. Поступь женщины свободна и плавна. И лошади, впряженные в плуг, идут без усилий. И ребенок, сидящий на краю поля, спокоен.

Всего несколько черт, несколько скупо обрисованных образов, но именно поэтому так выпукло выступает самое главное в картине: далекий простор еще пустых полей и много-много света. Солнце, поднявшись, розовым светом легло на березки, коней, лицо женщины, кротко обращенное к своему ребенку… Кажется, слышно, как в небе жаворонки поют, а в лощинках журчат ручьи… «Какую же еще радость надо, какое счастье? –– думал за работой художник».

Венецианов создал одно из самых совершенных своих полотен.

Впервые в русской живописи изображена русская природа, впервые представительница низшего сословия отождествлена с античной богиней и приподнята над миром, впервые показано как на русском нечерноземье совершается великое таинство круговорота жизни. Как художник, Алексей Гаврилович Венецианов сделал огромный рывок вперед, далеко обогнав всех своих современников.

Источник: https://ismcomp.ru/na-pashne-vesna-venecianov-istoriya-sozdaniya-opisanie-kartiny-venecianova/

История одного шедевра: «На пашне. Весна» Венецианова — Статьи

Сюжет

По полю идет нарядно одетая крестьянка, она ведёт двух лошадей с бороной и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Круговое движение продолжает женщина, изображенная слева на втором плане, а замыкает — третья фигура справа на линии горизонта.

Это не портрет и даже не о крестьянской жизни картина. Это аллегория весны. Женщина — богиня цветения Флора. Как она ступает! Словно, не по земле идет, а летит. Фигура ее рядом с лошадьми кажется непропорционально крупной, величественной.

В лице крестьянки, крошечном на маленьком холсте, не отыскать следов индивидуальной характеристики. Венецианов вообще редко углублялся в психологию своих героев. Его больше занимало другое: всем строем полотна вызвать сопереживание зрителей.

Венецианов сочетал на полотнах крестьянский быт и античные сюжеты

Ребенок — это Амур, аллегория начала жизни. Эту тему поддерживают и тонкие деревца, пробивающиеся рядом с сухим пнем.

Венецианов писал не быт, а бытие. В пахоте видел не повседневную рутину, а непреходящую красоту древней идиллии, вечного круговорота жизни: смена времен года, рождение и увядание. Именно за это идиллическое настроение и аллегорическую насыщенность в сочетании с русскими мотивами и любил Венецианова Александр I.

Видятся цитаты Боттичелли. Сложно утверждать, что его «Весна» вдохновляла Венецианова, но общее настроение и посыл очень близки.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины «Весна» Боттичелли, 1482

Много времени потратил Венецианов, чтобы выписать небо (которое занимает большую часть полотна) с постоянно меняющимся рисунком облаков. Он стремился передать широту просторов, бесконечность, необъятность земли.

Контекст

Венецианов почти никогда не подписывал свои полотна. Поэтому нельзя точно сказать, когда написана картина. Версии разных искусствоведов датируют ее от 1810-х до 1830-х.

Читайте также:  Эскиз "богатырь", васнецов, 1870

Современное название тоже появилось не сразу. Но именно оно отражает ту идею, которую хотел передать художник — аллегорию обновления жизни, вечного круговорота.

Венецианов редко углублялся в психологию своих героев

«На пашне. Весна» считается частью триптиха о крестьянском труде. Далее сюжетно следуют полотна «На жатве. Лето» и осенний «Сенокос». Все они были написаны под впечатлением от увиденного в Тверской губернии, где Венецианов жил довольно долго.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины «На жатве. Лето»

Каждая из работ — это обобщённый образ русской земли. Это картины-песни, которые не столько рассказывают о быте, сколько передают эмоциональное состояние человека, неразрывно связанного с природой. Благолепие и благоденствие.

Судьба художника

И хотя Венецианов учился живописи у знаменитого портретиста Боровиковского, сам Алексей Гаврилович лицами был увлечен не особенно. Больше его волновали состояния природы, человека как ее части и мироощущение.

В Тверской губ. Венецианов организовал школу «крестьянских» живописцев

Венецианов стал художников в полном смысле этого слова только к 40 годам. До того он служил чиновником, а живопись была, скажем так, досугом. Когда выбор был сделан в пользу холста, вместе с женой и детьми Венецианов переехал в Тверскую губернию. Там же он организовал художественную школу, где за 20 лет прошли обучение более 70 человек.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины «Рыбаки. Вид в Спасском». Работа одного из лучших учеников Венецианова — Григория Сороки

К 50 годам Венецианов получил звание придворного художника. Писал Венецианов и портреты.

Но по своей художественной силе они значительно уступают «крестьянским» картинам, за которые о художнике писали подобные панегирики: «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких его сердцу и нашему, — и совершенно успел в том. Картины, написанные г. Венециановым в сем роде, пленяют своею правдою, занимательны, любопытны не только для русского, но и для самого иностранного любителя художеств».

Источник: https://diletant.media/articles/32945514/

Беседа по картине: Алексей Гаврилович Венецианов «На пашне. Весна»

  • Материал беседы разработала:
  • учитель начальных классов
  • МОУ «Лицей №4» г. Саранска
  • Кочетова Елена Александровна

Алексей Гаврилович Венецианов «На пашне. Весна». 1820 год. Холст, масло. 51,2*65,5 см. Государственная Третьяковская галерея.

«На пашне. Весна», Венецианов — описание картины

  1. Задачи этапа урока по работе с картиной:
  2. -формировать умение образно воспринимать предметы на картине;
  3. -привлечь внимание детей к красоте весенней природы;
  4. -способствовать воспитанию у младших школьников гордости за величие и красоту русского народа, уважения к русскому крестьянству;
  5. -уметь выражать в слове свои впечатления, представления.

1.Художник и его картина.

Нельзя понять, чем интересна эта картина, если не знать ничего о ее авторе, Алексее Гавриловиче Венецианове. До него никому из русских художников не приходило в голову, что можно изобразить на холсте пашню, лошадь, борону и крестьянку в сарафане. Картины тогда писали в основном на библейские или мифологические сюжеты.

А Венецианов в небольшой картине «На пашне. Весна» написал поле, расстилающееся до самого горизонта, и раскинувшееся над полем высокое-высокое небо. Крестьянка ведет лошадей, лошади тянут борону (при помощи бороны разрыхляли землю). Рядом работает еще одна крестьянка, а еще одну видит зритель вдалеке.

2.Образ Весны в картине.

-Внимательно рассмотрите картину и ответьте, есть ли в ней что-нибудь такое, что невозможно представить в действительности?

-Если рядом с ней встанет женщина, кто будет выше?

А в картине выше крестьянка и намного! Даже трудно представить себе такую гигантшу!

А вы даже и не обратили на это внимания. Сейчас, когда мы знаем, что такого не бывает, необычность размеров не «режет» глаз, не кажется странным. Художник писал в картине не сцену реальной жизни, а создавал нечто другое.

-Раз это не настоящая женщина, то кто же? В самом названии картины заключается ответ.

Художник создавал образ весны. А весна – время рождения новой жизни.

-Постарайтесь увидеть ростки нового в картине.

Художник нарисовал темный остов дерева. Оно ушло из жизни, погибло, но рядом появились новые, еще тонкие, как прутики, деревца. Эти деревца – новая жизнь, это весна.

Жизнь продолжается! На прутиках появились первые листочки, и это весна! Крепкий, толстый малыш – это тоже новая жизнь! И это весна! В прежние времена считалось, что каждое растение символизирует какое-то чувство или идею.

Василек – нежность, что вполне уместно на этой картине. И крестьянка, как сама Весна, красна и румяна, улыбаясь идет по земле, легко, еле касаясь земли ногами.

Впервые в русском искусстве Венецианов представил Весну русской девушкой в алом кокошнике и нарядном сарафане (до него – Весна – античная богиня Флора, окруженная танцующими нимфами). Венецианов первым заметил красоту округлого нежного лица девушки, плавного движения ее фигуры, русского национального костюма.

Впервые в русском искусстве написал деревенский пейзаж среднерусской полосы. И впервые весенний пейзаж.

3.Художественно-изобразительные средства, используемые автором произведения.

-Перечислите признаки весны, краски весны, переданные на полотне.

Венецианов чутко уловил и написал нежную голубизну неба и ритм легких прозрачных летящих облаков и краски земли, с которой сошел снег. Он растаял и в красках природы снежный белый цвет остался только в облаках.

Обнажилась земля, и художник пишет плотную, вспаханную землю, комья земли, внимательно всматриваясь и передавая разные оттенки коричневых красок. Появилась первая зелень.

Природа обрела новую цветовую гамму – сочетание коричневых, черных (цвета земли), рыжих (глины), желтых (песок), зеленых (трава и листья), голубых (небо) красок.

-Как вы думаете, почему Венецианов провел низко линию горизонта?

Бесконечное небо раскинулось над землей в его картине. На этом фоне вырисовываются и фигура крестьянки и тоненькие деревца, и все изображенное поэтому кажется таким парящим и воздушным.

Это полотно — довольно скромное с виду – одно из самых оригинальных произведений начала 19 столетия. Именно после него русские художники поняли, что в жизни гораздо больше живописного, чем принято было считать.

Источник: https://infourok.ru/beseda-po-kartine-aleksey-gavrilovich-venecianov-na-pashne-vesna-3192150.html

Сочинение по картине На пашне. Весна Венецианова

Русский народ издавна считался выносливым и трудолюбивым. Восхищались чужеземцы и нашими землячками, которые «и коня на скаку остановят, и в горящую избу войдут». Подтверждением этому служит и картина Венецианова «На пашне. Весна».

Что же зритель может увидеть на холсте? При первом же просмотре взор привлекает образ, расположенный в центре – это крестьянка, держащая под уздцы двух коней. Женщина неспешно ведет животных в нужном направлении. Они же, в свою очередь, тащат плуг, вспахивая поле.

В правом нижнем углу картины изображен еще довольно маленький, играющий ребенок. Нетрудно догадаться, что является сыном главной героини.

Такое довольно часто встречалось в деревнях – в то время, когда крестьяне целыми днями работали в поле, их детей не с кем было оставить. Потому, многие родители брали малышню с собой, и во время тяжкого труда «присматривали» за ними.

Таким образом, чада невольно впитывали любовь к работе на земле – ведь даже будучи в несознательном возрасте, они наблюдали за родителями, что способствовало неосознанному возникновению в сознании определенных образов и убеждений.

Когда же дети становились постарше, они начинали трудиться вместе с папами и мамами.

Вдалеке изображена также женщина с лошадьми. Ее силуэт размыт. Очевидно, это еще одна работница. Хотя, если мыслить шире и дать волю воображению, можно предположить, что изображенный силуэт – это все та же единственная главная героиня «в перспективе». То есть, та же самая женщина, просто спустя энное количество времени, когда она уже переместилась на другой отрезок поля.

Вполне возможно, что именно так художник решил передать движение персонажа.

Девушка на переднем плане словно «пышет» здоровьем. Такое впечатление, что сил у энергии у нее столько, что она способна не только поле вспахать, но и горы свернуть! Она достаточно твердо стоит на босых ногах. Но несмотря на довольно крепкое телосложение, движется по пашне грациозно, словно в танце.

Цвета и оттенки реалистичные и приятные. С первого взгляда видно, что даже с помощью изображения простого сюжета художник сумел создать настоящий шедевр, который останется в искусстве на все времена.

2 сочинение

На картине Венецианова мы видим наступление весны. Уже кое-где зеленеет травка.

А какие чудесные облака плывут над землей. Они, как бы несут спокойствие: легкие, нежные, пушистые, по-весеннему добрые. Кажется, что вся природа просыпается от зимнего сна.

Возле старого пня растут молоденькие деревья. Их светлозеленая листва говорит о возрождении всего сущего. Этим художник еще раз подчеркивает , что на смену старому приходит новое. Весна приносит и зарождает новую жизнь. Эти деревца легко обдувает ветерок. Жизнь продолжается!

Вот уже на пашню вышли люди в надежде вспахать землю и взрастить новый урожай.  Они виднеются вдалеке. Ну а сама весна изображена автором с любовью во всей красе, на переднем крае.

Смотришь на картину, и сразу понимаешь, что возле двух лошадей не простая крестьянка, ведь простые люди так не одевались. Женщина одета празднично, не для пахоты. Это и есть сама Весна –  нарядная, радостная.

Она так легко и смело ступает по земле и несет спокойствие и умиротворение. Ее красивое  платье развевается на ветру, она босая, что подчеркивает легкость ее ходьбы по земле.

Она так легко и непринужденно ведет лошадей.

А лошади изображены сильными и красивыми. Они легко тянут за собой борону. Что же этим художник хотел сказать? Думаю то, что весна самим  своим приходом придаст людям силы и здоровья вспахать землю, на которой будет посажен новый урожай.

Центральный образ весны делает ее величественной и монументальной. Глядя на картину, мы сразу видим этот образ, а потом уже остальные.

На картине мы также  видим  ребенка, который  спокойно играет на травке. Он очень легко одет, босой, видимо весна его обогревает своим теплом, да и земля уже прогрелась, иначе мать не оставила бы его играть почти раздетым.

Пашня изображена автором на картине в светло-коричневых тонах, что в сочетании с голубизной неба подчеркивает любовь к земле.

Читайте также:  Зонтик, франсиско де гойя - описание картины

Трудности крестьянской работы на поле автор сопоставил с радостными моментами в их жизни.  Крестьяне любят работать на земле, ибо она им дает пропитание. Как бы ни было тяжело работать, но они рады приходу весны, которая приносит радость и тепло на смену зимним суровым дням.

Художник использовал по-весеннему теплые тона красок, которые подчеркивают красоту природы и изображенных на пашне людей. Они гармонично дополняют друг друга и дают понять смотрящим на картину, что весна – это настоящая радость бытия!

Другие темы:

← Захарка↑ ВенециановДевушка в платке →

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/po-kartinam/venecianov/na-pashne

Алексей Венецианов. На пашне. Весна

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847)
На пашне. Весна. Первая половина 1820-х
Холст, масло. 51,2 × 65,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поворот русской живописи к жизни народа, прежде всего крестьянства, сказался полнее всего в живописном творчестве Венецианова. Правда, Венецианов не был первым художником, который начал изображать крестьян. Но он облекал свои образы в столь поэтическую форму… В сущности, Венецианов открыл красоту русских деревень и просторов полей, прелесть русской весны и жаркого лета, привлекательность крестьянских девушек в их пестрых сарафанах. …

Венецианову было суждено совершить в искусстве то, что Белинский позднее поставил в заслугу Кольцову: он открыл поэзию в самом крестьянском быту, обрел формы и краски, чтобы выразить эту поэзию в живописи…

В ряде картин Венецианов ставит себе и разрешает более сложную задачу — выразить самую сущность жизни русской деревни, полевых работ весной, летом осенью.

Конечно, Венецианов должен был знать, что труд крестьянина в страдную пору — это тяжелый, изнурительный труд.

Но в его задачи входило показать прежде всего красоту, поэзию труда, и потому эпиграфом к его картинам могут служить строчки Кольцова: 

„Весело я лажу Борону и соху … …………….. Сладок будет отдых На снопах тяжелых…»
Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847)
На пашне. Весна. Первая половина 1820-х
Фрагмент

В картине „На пашне. Весна» (Третьяковская галерея) эта тема приобрела полную зрелость. (Н. Дмитриева, Венецианов. — Журн. „Искусство», 1948, № 1.

) Действительно, где мог художник наблюдать, чтобы женщина боронила поле в нарядном сарафане? Как может крестьянка такой легкой, танцующей походкой ступать по свежевспаханным бороздам? Как может случиться, чтобы стоящая женщина была настолько выше лошадей?

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847)
На пашне. Весна. Первая половина 1820-х
Фрагмент

Но все эти вопросы были бы уместны, если бы перед нами была обычная жанровая картина… Но „Весна» Венецианова — это не картина-повесть, а картина-песня, и поэтические вольности и умолчания ее оправданы задачей воссоздать лишь общее представление весны, то радостное настроение, которое охватывает человека. 

Всего несколько черт, несколько скупо обрисованных образов, но именно поэтому так выпукло выступает самое главное: высокое, прозрачное бледно-голубое небо, далекий простор еще пустых полей и много-много света — словом, все то, что так радует глаз весной на воле.

Художник хотел воспеть весну, как время, когда пробуждение обновленной природы деревенские женщины празднуют хороводами и плясками.

Поэтому крестьянка его представлена в праздничном наряде и, ведя коней, она ступает, как античная нимфа, которая вместе с подругами весело танцует на зеленой лужайке. 

Венецианов почувствовал в одетой в сарафан русской крестьянке ее природное изящество, и отсюда оправдано ее сходство с эллинской девушкой в высоко подпоясанном хитоне. Он хотел придать ей черты величавости и потому опустил горизонт, а она высоко поднимается над конями…

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847)
На пашне. Весна. Первая половина 1820-х
Фрагмент

Мерный ритм полевых работ Венецианов выразил не только в движении женщины и коней, но и во встречном движении женщины вдали, как слабое эхо повторяющей основную тему. Он положил с краю поля выкорчеванный пень и посадил в углу картины младенца, чтобы осязательнее стал первый план; он четко обрисовал кружево первой зелени на деревце, чтобы сильнее было ощущение простора. 

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847)
На пашне. Весна. Первая половина 1820-х
Фрагмент
Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847)
На пашне. Весна. Первая половина 1820-х
Фрагмент

На холодном голубом небе нежно выделяется розовый сарафан крестьянки, и все краски картины, радостные, светлые, прозрачные, звонкие, насквозь пронизанные светом, соответствуют ее общему поэтическому строю. 

Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847)
На пашне. Весна. Первая половина 1820-х
Холст, масло. 51,2 × 65,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алпатов М.В. ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ИСКУССТВА. ТОМ 1, 2, 1967

Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/17018.html

Венецианов А.Г. «На пашне. Весна»

Венецианов А.Г. «На пашне. Весна»

автор: Дмитрий Казаков

Зал 14.

Алексей Венецианов — великолепный мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. Одна из лучших и самая загадочная его работа — «На пашне. Весна», написанная в 1820-х годах.

На картине мы видим статную крестьянку в нарядном сарафане, ведущую двух лошадей, которые боронят поле. Краем глаза она присматривает за ребенком, сидящим на его краю.

Сюжет картины достаточно прост, но художник написал вовсе не портрет крестьянки и не бытовую сцену, а аллегорию весны. Молодая женщина не идет, а словно парит над полем. Это аллегория богини цветов Флоры, а ее ребенок – аллегория амура и символ начала жизни.

Молодые зёленые деревца рядом с сухим пнем символизируют возрождение природы. Цикличность всего, что происходит в жизни, подтверждает изображение второй крестьянки слева на втором плане, а также еле заметной фигуры третьей женщины справа, у линии горизонта.

В основе его произведения — гармоничное соединение правды жизни и романтичного вымысла:

  • Обратите внимание, что одежда крестьянки слишком нарядна для труда на поле. Но на Руси первая пахота всегда была торжественным событием
  • Если посмотреть внимательно, вы заметите, что фигура женщины выглядит крупнее, чем лошади. Да и они больше похожи на героев древнегреческой мифологии Пегасов, чем на худых крестьянских лошадей
  • Величие фигуры крестьянки достигнута с помощью заниженной линии горизонта. Такой прием часто применяется при написании икон и полотен с изображением божества.

Венецианов создал не фотографическое изображение сцены крестьянской жизни, а само бытиё в его вечных, вневременных проявлениях. Автор, по праву, считается крестьянским художником, певцом жизни простого человека.

Искусствоведы полагают, что в начале 1820-х годов Алексей Венецианов задумал создать четыре полотна на тему «Времена года». Три из них, «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» и «Сенокос» хранятся в Третьяковской галерее.

Предположительно, четвёртой картиной было бесследно пропавшее полотно под названием «Пейзаж. Зима». Возможно, оно находится в частной коллекции и когда-нибудь всплывет на торгах или выставке и мы сможем его увидеть.

Источник: https://www.msk-guide.ru/page_21408.htm

На пашне. Весна. По картине А.Венецианова

При просмотре довольно странного полотна «На пашне. Весна», созданного художником Алексеем Венециановым, возникает масса вопросов. Впрочем, без этой картины сложно для себя вообразить пейзажи русской земли. Попытаемся подробно взглянуть на данное полотно, и по возможности найти ответы на все вопросы.

На картине представлено перепаханное весеннее поле. Кое-где по обочинам всходит зелень, которая отлично просматривается на первом плане, где еще нетронуто поле.

Справа начинают покрываться зеленью юные деревца, расположенные рядом со срубленным пнем. Нарядно одетая девушка в нарядном сарафане и прекрасном кокошнике без труда ведет за собой по пашне лошадок, которые боронят землю. Девушка босиком ступает по земле, ее поступь довольно легка, она будто парит, а лицо озаряет улыбка.

Справа на картине посиживает малютка, безмятежно забавляясь некими собственными игрушками. Практически все, изображенное в произведении можно охарактеризовать прилагательными «прекрасный» и «прекрасная».

Что же в данной картине необычного, заставляющего зрителю испытать чувство удивления?

Нам всем известно, что деревенская работа – это изнурительный труд, идти по полю с бороной на лошадях, достаточно тяжело, как для человека, так и для животного. Так для чего девушка нарядилась? И почему столь тяжелая работа доставляет ей столько радости и легкости?

Животные также не отягощены своей деятельностью. Стоит заместить, что на картине изображена ранняя весна, так что заставило девушку разуться? Ведь исходя из того во что она одета можно с уверенностью сказать, что она не относится к самому низкому сословию, поэтому наверняка у нее есть обувь.

Отчего малыш в одной только рубашке посиживает в это время года на обнаженной земле и не зябнет, не проронил ни слезинки? И, в конце концов, отчего девушка гораздо больше лошадок, несмотря на то, что эти животные — не пони?

Ответ на все эти вопросы лежит на поверхности: художник изобразил на холсте обычную крестьянскую девушку, которую наделил волшебным образом весны. Именно такой для автора представляется весна: красивой, изящной, свежей, легкой поступью скользящей по пашне, неся за собой детский смех и природу в целом.

Мастер передал пейзаж с особой любовью. Венецианов первым стал изображать в своих произведениях русскую землю, до него пейзажи такого плана являлись неугодными кисти и красок.

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/na-pashne-vesna-po-kartine-a-venecianova.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector