Судьба этого французского художника подарила ему большой талант, который принес признание, но не дал богатства и славы.
Знаменитый живописец, скульптор и график XIX века Оноре Домье большую часть жизни посвятил жанру карикатуры. Изобличал то, что казалось ему неправильным, несправедливым, вопиющим — общество, законы, буржуазию.
Его работы поднимали народ на революционные баррикады, а сам бунтарь-живописец неустанно боролся с властями.
Детство и юность
Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.
Художник Оноре Домье
Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…
Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.
Оноре Домье
Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры.
Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией.
В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.
Творчество
В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.
Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа
Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».
В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».
Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»
В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).
Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров.
Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер.
Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».
Картина Оноре Домье «Прачки»
В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.
К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.
Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»
После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью.
Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла.
Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).
Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.
Картина Оноре Домье «Дон Кихот»
К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).
Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.
Картина Оноре Домье «Шахматисты»
Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.
В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.
Личная жизнь
Домье посвятил всю жизнь, в том числе и личную, борьбе с существующим строем и правящим режимом. Как истинный художник, он не мог отдаваться своей страсти вполсилы, поэтому у него так и не появилось жены и детей.
Смерть
В 1870-х годах у Домье стремительно ухудшается зрение. Из-за прогрессирующей слепоты художник стал беспомощным, оставшись в полном одиночестве.
Могила Оноре Домье
На помощь пришли друзья-живописцы. Камиль Коро снял для Оноре домик, нанял сиделку и оплатил долги. Домье умер 10 февраля 1879 в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа.
Картины
- 1832-1834 – «Знаменитости золотой середины»
- 1834 – «Законодательное чрево»
- 1836-38 – «Карикатюрана»
- 1834 – «Улица Транснонен»
- 1850-53 – «Прачка»
- 1856 – «На концерте»
- 1863-65 – «Вагон третьего класса»
- 1956-60 – «Мелодрама»
- 1870 – «Дон Кихот»
- 1870-71 – «Осада»
Источник: https://24smi.org/celebrity/69614-onore-dome.html
Афиша Воздух: Критики и очевидцы о том, чем были Joy Division – Архив
В прокат выходит «Контроль» — снятый Антоном Корбайном фильм о жизни и смерти лидера Joy Division Яна Кертиса. «Афиша» собрала воспоминания очевидцев и мнения критиков о главной группе постпанка
Пол Морли, музыкальный критик: Joy Division вывели нас из равновесия. Никаких дешевых трюков, никакой театральности — предельно реальные картины насилия, потерянности, страха. Социум угрожает тебе каждую минуту, смерть всегда рядом; их песни не убегали от одиночества, жестокости и страданий — они бросали им вызов.
В этом не было фальшивого восхищения мраком — но было отвращение к серости и лицемерию, к самодовольству, которое зачастую демонстрировала рок-музыка. Нет ничего глупее веры в то, что рок может спасти тебя, — и ничего оскорбительнее мнения, что он является просто развлечением.
Joy Division не принимали рок как должное, они доводили эту музыку до предела.
Саймон Рейнолдс, музыкальный критик: Главное, чему обязаны популярностью Joy Division, — это мрачное обаяние Яна Кертиса.
Корбайн точно поймал его образ на своих фотографиях: взгляд в пустоту, длинный серый плащ в восточноевропейском стиле, короткая стрижка. В текстах Кертиса безыскусная прямота сочеталась со сложными поэтическими образами.
Их безысходность была бесконечно привлекательна для впечатлительных подростков, впервые задумавшихся о том, что жизнь, возможно, не имеет смысла.
Где-то между первым и вторым альбомом фанаты и критики стали воспринимать Кертиса как пророка, своего рода Джима Моррисона эпохи новой волны, разве что центр тяжести сместился здесь от Эроса к Танатосу (песни Joy Division на удивление бесстрастны — в них нет ни вожделения, ни тем более смеха).
Марк Фишер, музыкальный критик, философ: Творчество Joy Division настолько пропитано философией Шопенгауэра, что их едва ли вообще можно причислять к рок-музыке. Они последовательно изгоняли из своей музыки секс, эту главную движущую силу рока; играли — что по духу, что по звуку — антирок.
Дебора Кертис, вдова: Не знаю, делалось ли это специально, но жен и подружек регулярно не пускали на их концерты. Это был такой мальчишник, парни веселились в своей компании.
Джон Сэведж, музыкальный критик: Сейчас под влиянием кертисовского мифа об этом часто забывают, но музыка Joy Division помогала жить. Они мастерски чередовали напряжение и избавление от боли, они создавали неповторимую смесь панка, краутрока и диско. И на все это накладывалось гипнотизирующее поведение Яна на сцене. Казалось, что эту группу невозможно остановить.
Пит Шелли, вокалист Buzzcocks: На концерте Ян преображался — все эти ломаные танцы и так далее. В жизни же это был обычный парень: ни дурных предчувствий, ни предчувствия смерти, ни тяжести мира на плечах, ничего подобного. Все те вещи, что приписывали ему позже, — ничего этого не было.
Дженезис Пи-Орридж, лидер Throbbing Gristle: На сцене Ян погружался в транс, излучал совершенно иррациональную энергию.
Именно поэтому он был так увлечен поэзией романтиков и символистов, поиском лирического и вместе с тем правдоподобного описания парадоксальности бытия.
В том, как он, Ян Кертис, вел себя, чувствовалось врожденное одиночество, очень сильное, глубокое ощущение хрупкости собственного я: ты знаешь, что смертен, и всегда чувствуешь дистанцию между собой и окружающими.
Саймон Рейнолдс: Стерильным методам записи мегаломанского рока 70-х панк-группы часто предпочитали запись всех инструментов сразу и в реальном времени.
Продюсер Joy Division Мартин Хэннетт вернулся к прошлому: он требовал кристально чистого разделения звука не только по отношению к отдельным инструментам, но и к каждому элементу ударной установки.
Хэннетт был деспотом, он помимо воли группы выхолостил из их песен человеческое начало — и это, безусловно, способствовало ощущению отчужденности, исходящему от музыки.
Марк Фишер: Депрессия Joy Division не мотивировалась никакими — даже формальными — причинами.
С самого начала, со времен Роберта Джонсона и Синатры, поп-музыка ХХ века была скорее способом излить тоску, нежели поделиться радостью. Однако и у блюзменов, и у эстрадных певцов всегда находились причины для печали, пусть мнимые.
Отчаяние Joy Division не было обосновано, они оказались в пространстве, где ничто не приносит ни радости, ни сожаления. Ноль эмоций.
Дебора Кертис: На «Unknown Pleasures» голос Яна звучал так, будто бы он в свои 22 уже прожил целую жизнь.
Когда я услышала текст «New Dawn Fades», я решила поговорить с ним, удостовериться, что это были всего лишь стихи, не имеющие ничего общего с его настоящими чувствами.
Бесполезно, все равно что со шкафом разговаривать — он отказался что-либо подтверждать или опровергать и просто вышел вон.
Бернард Самнер, гитарист Joy Division и New Order: Мы никогда не вслушивались в его тексты. Это странно, но это чистая правда.
Я понимал, что Ян пишет о страшных вещах, но я был уверен, что он подходит к ним как писатель. Это сейчас, когда оглядываешься назад, очевидно, что он говорил о себе.
Тогда нам это совершенно не приходило в голову: ну да, у чувака экстремальные взгляды на жизнь, он любит мрачную музыку — и что?
Дебора Кертис: В основном он читал Ницше, Достоевского, Сартра, Гессе и Балларда; была и пара книг про нацистов. Меня поразило, что все свое свободное время он посвящал изучению человеческих страданий. Я понимала, что он ищет вдохновения, но все это начало превращаться в нездоровую зацикленность на физической и душевной боли.
Стивен Моррис, барабанщик Joy Division и New Order: Когда у него случился первый эпилептический припадок, мы ехали в машине, и я сидел за рулем.
Если честно, я очень расстроился, что пришлось везти его в больницу, потому что из-за этого мы не смогли купить сигарет. Собственно, я их стибрил у Яна — но и это не помогло, потому что на территории больницы нельзя было курить.
И из-за этого я напрягался куда больше, чем из-за того, что Ян бился в конвульсиях.
Питер Хук, басист Joy Division и New Order: Когда Ян завел роман с Анник, все сильно изменилось. Он хотел предстать перед ней такой чувственной натурой, измученным поэтом, постигающим глубины бытия.
А мы с Бернардом были простыми пацанами, шатались без дела, верили в рок-н-ролл, читали сомнительные журнальчики. Когда Ян тусовался с нами, он так себя и вел — может, чисто из вежливости, не знаю. С Анник он был таким проклятым поэтом. С Дебби — тихоней и скромнягой.
Я до сих пор не знаю, когда он был самим собой, а когда таким, каким его хотели видеть.
Тони Уилсон, основатель лейбла Factory: Я спросил у Анник, понравился ли ей «Closer», и она разозлилась: «Пойми ты, он это всерьез». Я удивился: «Да брось, это всего лишь поза». Но она оказалась права, и потому-то это великая пластинка. Он и вправду делал все всерьез.
Дженезис Пи-Орридж: Я страдал по тем же причинам, что и Ян, — играл в набирающей популярность группе, получил приглашение на гастроли в Америку и одновременно чувствовал себя совершенно несчастным и одиноким… Окружающие жаждали твоей смерти на публике: ты участник спектакля, ты курица, несущая золотые яйца. Яна все больше и больше воспринимали как шаблонную икону, печального сумрачного манчестерского поэта-символиста с большими глазами. Мы оба чувствовали себя использованными.
Марк Фишер: Хотел ли он умереть? Кертис отлично знал, что ранняя гибель может разом превратить сценическую маску в крайне достоверную вещь. Самоубийство — это гарантия твоей честности, самое убедительное доказательство, что ты делал все по-настоящему.
Суицид разом превращает жизнь — со всей ее бытовой неразберихой, конфликтами, неопределенностью — в миф, столь же незыблемый, цельный и вечный, как мрамор и камень, изображенные Питером Сэвиллом на одной из обложек и воспетые Кертисом в «In a Lonely Place».
Вот почему Joy Division могут быть очень опасны для молодых людей — кажется, будто они несут Истину.
Дебора Кертис: Из Яна бы вышел хороший актер.
Он всех убедил в том, что его поведение было вызвано внешними обстоятельствами и что давление, которое он чувствовал, было непосредственно порождено той жизнью, которую он вел.
На самом деле он был сам себе и судья и надзиратель, он создал свой собственный ад и запланировал свою гибель. Окружающие были лишь второстепенными персонажами в его постановке.
Саймон Рейнолдс: Самоубийство Кертиса в возрасте 23 лет сразу же превратилось в миф. Необратимость этого поступка доказала подлинность музыки и текстов Joy Division пусть неоднозначным, но самым логичным и решительно неизбежным образом.
Кертис, как он всегда и стремился, оказался бок о бок с теми, кто жил слишком быстро и переживал все слишком ярко, чтобы надолго задержаться в нашем мире компромиссов и полумер.
Смахнув слезу, лейбл Factory с энтузиазмом принялся слагать и шлифовать легенду: обложка «Love Will Tear Us Apart» выглядела как каменный склеп, на конверте «Closer» было скульптурное изображение тела Христова с генуэзского кладбища.
Джон Сэведж: Когда я думаю о Яне, я представляю, как бы он был взбудоражен всей этой сегодняшней шумихой, которую он заслужил. Он всегда этого хотел. Ажиотаж вокруг его смерти не сыграл бы никакой роли, если бы несколько поколений не заслушало его пластинки до дыр.
Марк Фишер: Пусть Joy Division не написали ни строчки о современных им событиях, но болезненное впечатление от них отражается в каждом их звуке.
Даже то одновременно монументальное и призрачное звучание, которое выстраивал Мартин Хэннетт, вызывает в памяти картины разрушенных заводов и заброшенных промзон.
Слушая Joy Division в 2008 году, трудно отделаться от мысли, что их музыка — зловещее предчувствие пустоты постмодернизма, каким он виделся в конце модернистской эпохи.
Питер Хук: Я смотрел «Контроль» в Каннах. В тот момент, когда Ян повесился и заиграла «Atmosphere», у меня чуть сердце не остановилось — будто бы я проходил через все это снова. И тут люди вокруг меня встали и начали аплодировать. Я чуть с ума не сошел. Я думал: вашу мать, это же моя жизнь! Все это произошло на самом деле!
Основные действующие лица истории Joy Division
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/archive/yan_kertis/
Творчество Оноре Домье
Творчество Оноре Домье Республика и чиновники, 1848 Музей Орсэ, Париж
На концерте, 18 Эрмитаж, Санкт-петербург
Мария Магдалина, 1840-е Частное собрание, Париж
Мельник, его сын и ослик, 1849 Картинная галерея, Глазго Революционные события вызвали пристальное внимание передовых художников к явлениям повседневной действительности, к жизни народа, к поэтическому пейзажу родной страны, способствуя как изживанию романтических иллюзий, так и еще более решительному размежеванию прогрессивных и реакционных сил в искусстве. Домье. С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Его острое, отточенное искусство оказало громадное воздействие на развитие критического реализма, и прежде всего сатирической графики и карикатуры. Но Домье не только разоблачал фальшь и лицемерие, тупое мещанство и взяточничество, всю гнилость существующего буржуазного строя, он дал образ положительного героя — рабочего, сознательного борца за свои классовые интересы. Художник работал главным образом в сатирической графике и карикатуре, но он оставил замечательные произведения живописи, иногда обращался и к скульптуре, везде находя новые средства и формы для воплощения своих замыслов. Домье родился в Марселе в семье ремесленника.
Он вырос в Париже, куда переехала его семья и где он сам начал работать рассыльным, а затем продавцом в книжном магазине. Шумная жизнь парижских улиц и торжественное спокойствие залов Лувра, где перед ним представал величественный мир классики, были сильнейшими впечатлениями его юности.
Он начал брать уроки рисования, а затем литографии, получившей в это время распространение. С первых же творческих шагов обнаруживаются политические симпатии и резкая оппозиция Домье по отношению к монархическому режиму.
В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа, изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото.
За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению. Но ни штрафы, ни тюрьма не сломили французского художника, который продолжал отстаивать республиканские идеи. Домье — блестящий рисовальщик.
Его ранние карикатуры, несколько перегруженные деталями, со временем уступают место более обобщенным, лаконичным, заостренным в своей характерности.
Домье обращается к созданию сатирического портрета, который исполняет в скульптуре, а затем, обостряя до гротеска черты изображаемого, переводит в литографию.
На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ.
Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом. И здесь художник разоблачает взаимный обман, надувательство, лицемерие, фальшивую частную и общественную мораль буржуазного общества.
Отбрасывая все второстепенное, акцентируя основное, Домье создает монументальный стиль в литографиях, раскрывающих эпизоды классовой борьбы рабочих, застенки и мрачные сцены убийств.
Он сочетает острую зарисовку умершего в тюрьме заключенного и полный сарказма гротеск в изображении его тюремщиков — Луи-Филиппа и министра юстиции. «Этого можно освободить, он больше не опасен»,— гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева.
Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. Изображена зверская расправа с обитателями рабочего квартала, один из эпизодов, завершивших цикл восстаний 1834 года.
На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. Рисунок исполнен трагедийной силы, страстного пафоса, разоблачения, по существу, всей системы капиталистического строя с его звериными приемами уничтожения политических врагов.
Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими. Одним из первых в мировом искусстве он показывает образ сильного пролетария-борца, отстаивающего классовые интересы.
Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь! Свободу печати!» (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители.
После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари».
Он создавал множество полных иронии и занимательности карикатур на бытовые темы, клеймил эгоизм и духовное убожество буржуа, корысть и стяжательство, косность и лицемерие, трусость и тщеславие.
Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). Иногда в сатирические рисунки Домье проникают ноты лиризма, поэтичности в изображении природы.
Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы».
От пластического рисунка, выявляющего объемы, художник переходит к линейной манере, живо набрасывая не только персонажи переднего плана, но и обстановку интерьера или пейзанка, в которой развертывается действие. В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре.
Убежденный республиканец, он остается верен своим идеалам и в годы франко-прусской войны и в дни Парижской коммуны. Беспощадные, меткие карикатуры Домье разоблачают милитаристскую политику Наполеона III, предательство Тьера.
Непоколебимой была его вера в жизненные силы страны, в стойкость и мужество рабочего класса, представители которого оставались истинными героями его произведений. Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством.
С 1848 года внимание Домье все больше поглощает живопись, героями которой остаются, как и в графике, трудящиеся Франции, мелкие служащие, ремесленники, прачки, рабочие, мужественные участники баррикадных боев. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики.
Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные.
Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий, и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи.
Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале).
В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Обобщая формы, мощно моделированные светотенью, подмечая характерные движения, Домье добивается эмоциональности изображения, героизированного и в то же время лирического. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города.
Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья,— женственна и человечна. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города.
Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма.
Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц.
Подчас художник применяет особый прием — помещает персонажи против света, подчеркивая остроту их характерных силуэтов. Он сообщает обыденным жизненным сценам особую значительность. Цельная, тонко сгармонированная красочная гамма насыщается многочисленными оттенками, отсветами.
Выразительности образного решения способствует динамичный, широкий, свободный мазок кисти художника.
Обращаясь к повседневной жизни современного города, к образам людей труда, Домье своей живописью, так же как и графикой, пролагает новые пути реалистическому искусству.
Источник: http://www.nitpa.org/tvorchestvo-onore-dome/
Зрители кричали: «Наргиз — дура!» на концерте известной певицы в Вологде
В минувшие выходные, 5 октября, с концертом в областную столицу приехала бывшая артистка лейбла «Malfa», финалистка проекта «Голос» Наргиз Закирова. Певице предрекали провальные гастроли, но билеты на концерт, как пошутила сама артистка со сцены, купили больше чем 200 человек.
Концерт Наргиз в Вологде стал вторым в самостоятельном гастрольном туре певицы по России. На Вологодчину она приехала после выступления в Кирове, где, кстати, тоже распродали больше 200 билетов.
По словам концертного директора Сергея Лаврова, который несколько лет организовывал концерты Наргиз, гастрольный тур у певицы без поддержки лейбла «Malfa» будет провальным. «На концерты продано по 50-100 билетов. Наверное, придется отменять, либо из принципа работать в пустых залах», — заявлял Сергей прессе.
За несколько дней до концерта в Вологде ИА «Вологда Регион» выяснило, как обстоят дела с продажей билетов. В областной столице в продажу было запущено 1200 билетов, из них было продано 600. На концерт во Дворце спорта на улице Маршала Конева пришло столько же вологжан.
Певица, которую привыкли видеть бритоголовой, вышла на сцену с красными волосами. Возможно, это стало частью циркового шоу-концерта, которое артистка уже показала в двух городах, включая Вологду.
Наргиз пришлось, буквально, за месяц собирать программу. В неё вошли ее ранее сочиненные песни, музыкальные композиции, которые певица исполняла на телепроекте «Голос», известные рок-хиты и этнические заводные песни в исполнении команды ее музыкантов.
Напомним, что в августе между Наргиз и Максимом Фадеевым разразился скандал. Певица и продюсер прекратили сотрудничество после пяти лет совместной работы. Артистка заявила, что Фадеев ее эксплуатировал, урезал гонорары, не разрешал участвовать в интервью.
А Фадеев, в свою очередь, утверждал, что Наргиз срывала концерты, потому что у нее были проблемы с алкоголем. В результате, Фадеев расторг в одностороннем порядке контракт.
Поэтому на концерте вологжане не услышали такие хиты как «Нежность», «Я не твоя война», «Мы вдвоем» и другие.
Встреча с артисткой Вологды прошла тепло и непринужденно. Певица общалась со зрителями, рассказала им про конфликт с Фадеевым, про новые песни и работу над новым альбомом. Уже во второй половине концерта вологжане не смогли усидеть на месте — они танцевали. Кстати, сама Наргиз выразила желание, чтобы на следующих выступлениях не было сидячих мест, тогда все бы могли показать пару движений.
По задумке команды артистки, шоу было объединено общей цирковой идеей: оформление красными полотнами на которых изображены черепа с маракасами, костюмы музыкантов и шут, который танцевал на сцене и спускался к зрителям в зал.
Концерт артистка тоже завершила клоунадой: она попросила вологжан прокричать на камеру вместе с ней: «Наргиз — дура!». Певица аргументировала это тем, что, по словам ее друзей, ей необходимо дать сто «дурацких» концертов, чтобы стать настоящей народной артисткой.
Зрители предложение поддержали, причем команда Наргиз записала все это на видео.
Источник: http://www.vologdaregion.ru/news/2019/10/7/zriteli-krichali-nargiz—dura-na-koncerte-izvestnoy-pevicy-v-vologde
«Ансамбль 21-го века» под музыкальным руководством композитора Дана Юхаса посвящает второй концерт сезона сочинениям, тема которых – свет
Верхнее фото -“Ансамбль 21 века”. Фото © Яэль Юхас. אנסמבל המאה ה-21, קרדיט יעל יוהס
От «классической» работы Джорджа Бенджамина «At First Light» до монументального сочинения «Notes on Light» Кайе Аннели Саариахо, известного финского композитора, и до премьерного исполнения «Alumot» – работы молодого израильского композитора Идо Романо – везде мы находим свидетельства «светлого» присутствия или упоминания о свете. За дирижерским пультом в этот вечер – Франк Оллу. Виолончель – Гилель Цори.
«At First Light» – одна из ранних и наиболее известных композиций британского композитора, пианиста, дирижера и педагога Джорджа Бенджамина.
Первую известность Бенджамин получил еще студентом, когда его пьеса для оркестра Ringed by the Flat Horizon была исполнена в 1980 году на BBC Proms . Таким образом, он оказался самым молодым композитором среди исполнявшихся на этих престижных концертах.
На написание «At First Light» композитора вдохновила работа другого знаменитого британца – наполненная светом и атмосферой картина Тёрнера «Замок Норем, восход», считающаяся одной из величайших вершин зрелого творчества художника.
Бенджамин признан одним из ведущих современных английских композиторов. Недавно написанная им опера «Written on Skin» получила международное признание и с успехом идет на сценах крупнейших оперных театрах по всему миру.
Кайе Аннели Саариахо – финский композитор с мировым именем, одна из самых исполняемых и почитаемых композиторов в сфере академической музыки последних лет. Кайе Саариахо считается фаворитом не только финских, но и скандинавских композиторов.
С 1982 она постоянно живет в Париже, куда поначалу ее привел интерес к техническим инновациям в области инструментальной и компьютерной музыки. Саариахо тогда получила стажировку в институте IRCAM.
Во Франции Саариахо углубилась в изучение спектральной музыки, которую впервые услышала на летних курсах в Дармштадте у французских композиторов Жерара Гризе и Тристана Мюрая, основоположников спектрального направления.
Ее очень увлекли эти методы сочинения, основанные на анализе и обработке акустических свойств отдельного звука и дальнейшем использовании этих данных в качестве гармонического материала для музыкальной композиции.
В этом изысканиях Саариахо исследовала различные способы получения первоначального звука, из которого затем выстраивались композиции: это мог быть звук, произведенный на компьютере, записанный звук, обычный акустический звук, который затем дополнялся компьютерной реверберацией, гармонизацией, эхом и тому подобным.
Таким образом Саариахо постепенно отошла от традиционных инструментальных средств сочинения. Ныне в ее многогранном творчестве можно найти самые разные жанры: камерная, симфоническая и оперная музыку, электроакустические и смешанные сочинения. В ее «портфолио» — четыре оперы, оратория, балет, многочисленные камерные и симфонические сочинения, произведения для хора, звуковые инсталляции. Саариахо — по-настоящему оригинальный художник с самобытным музыкальным стилем, лауреат престижных международных премий, среди которых Koussevitzky и Grawemeyer.
Идо Романо – представитель нового молодого поколения израильской композиции. На концерте прозвучит премьерное исполнение сочинения «Alumot» («Лучи»), заказанного «Ансамблем 21-го века» специально для этого концерта. Романо (1987 г.
р) – молодой, талантливый и перспективный композитор.
Он окончил Иерусалимскую музыкальную академию, ученик Янама Лифа и Ари Бен Шабтая, удостоился участия в программе для молодых композиторов Лондонского симфонического оркестра, попав в число 5 композиторов,сочиняющих для этого знаменитого коллектива.
Дирижер Франк Оллу. Фото – © -credit Jean-Jacques Ollu
За дирижерским пультом в этот вечер будет стоять Франк Оллу. Это его первое сотрудничество с Ансамблем. Оллу – многожанровый дирижер, специализирующийся на современной и французской музыке, дирижирует лучшими оркестрами мира.
«Ансамбль 21-го века» был основан в 1991 году Даном Юхасом и Замирой Луцки с целью исполнения лучших камерных произведений ХХ столетия, В состав ансамбля входят 14 лучших музыкантов страны, и с момента своего основания ансамбль считается ведущим израильским коллективом, сосредоточившемся на исполнении современной музыки. Его поддерживают многие фонды и Министерство культуры Израиля, он сотрудничает с Израильским музыкальным центром. С ансамблем выступают лучшие зарубежные солисты и дирижеры. А сам ансамбль часто приглашают выступить на престижных международных фестивалях.
В 2005 году ансамбль открыл в Яффо свой центр современной музыки и искусства – зал «Ха-Тейва» («Шкатулка») в «Хацрот Яффо» на бульваре Иерушалаим, 19. «Ха-Тейва» — место для исполнения современной академической музыки различных стилей и представлений в других жанров – кино, танца, видео, компьютерных технологий и др.
«Ха-Тейва» сотрудничает со многими европейскими центрами — такими, как парижский Центр Помпиду, центр электронной экспериментальной музыки во Фрайбурге и другими. В центре «Ха-Тейва» инициировали немало творческих встреч между художниками разных направлений и он стал заметным и важным фокусом художественной жизни Израиля.
В последние годы «Ха-Тейва», помимо зала для выступлений, также стал центром электронной и дигитальной музыки.
- Концерт № 2 «Свет»
- Дирижер – Франк Оллу
Гилель Цори – виолончель
Паскаль Дисфен – «Каскандо для 8 инструментов»Кайе Аннели Саариахо – «Notes on Light» («Заметки о свете») для виолончели и ансамбля
Идо Романо – «Alumot» («Лучи»). Мировая премьера, по заказу «Ансамбля 21-го века» - Джордж Бенджамин – «At First Light»
Источник: https://www.israelculture.info/ansambl-21-go-veka-pod-muzykalnym-rukovodstvom-kompozitora-dana-yuxasa-posvyashhaet-vtoroj-koncert-sezona-sochineniyam-tema-kotoryx-svet/