Музей лихтенштейн, вена: история создания коллекции

nikolai_endegor

Есть места, которые запоминаются сразу и надолго, если не навсегда. Подобным откровением стал для меня венский Музей истории искусств — Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM. С моей точки зрения, его уровень соответствует Лувру и Эрмитажу, а значит заслуживает высшей оценки, которую можно поставить художественному музею. О таком собрании невозможно рассказать в рамках ЖЖ, поэтому я покажу лишь то, что поразило больше всего именно меня. В первой записи — рассказ о «сердце» КНМ — его входе и парадной лестнице.

Площадь Марии-Терезии в Вене

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииЗдание КНМ — не бывший дворец, оно строилось по заказу императора Франца-Иосифа специально для экспозиции коллекций живописи и декоративно-прикладного искусства, собранных Габсбургами на протяжении нескольких веков. Музей входит в ансамбль площади Марии-Терезии, где по обе стороны от памятника императрице располагаются два внешне идентичных монументальных сооружения в стиле ренессанса — музей Естественной истории и музей Истории искусств. Оба они были открыты в 1891 году.

Вестибюль КНМ

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииВестибюль музея накрыт куполообразным потолком, который соединяется с залом второго этажа через центральное отверстие

Купол вестибюля

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииВ зале, который расположен точно над вестибюлем, сейчас располагается музейное кафе. Круглое сиденье в его центре — это как раз ограда отверстия, видного на снимке выше.

Музейное кафе

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииКупол кафе поделен на восемь секторов, по количеству австрийских императоров, чьи коллекции вошли в состав экспозиции KHM. Их скульптурные портреты можно рассматривать сидя за чашкой венского кофе или с балкончиков третьего этажа музея. На самом почетном месте расположен барельеф высокочтимого в Австрии императора Франца-Иосифа.Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииС первого этажа на второй ведет главная музейная лестница — настоящий шедевр архитектуры. Нижний ее марш начинается от вестибюля и замыкается скульптурой Антонио Кановы «Тезей, убивающий кентавра».

Парадная лестница музея

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Антонио Канова. Тезей, убивающий кентавра, 1819

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииС этого места открывается хороший вид на искусно выписанный плафон, который словно продолжает лестничное пространство еще выше к небу. Если к нему присмотреться, то можно увидеть, что изображенный на плафоне купол перекликается своими арками и колоннами с аналогичными элементами архитектурного убранства холла.

Михай Мункачи. Апофеоз Ренессанса, 1888 — плафон парадной лестницы

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции«Апофеоз Ренессанса» не фреска, а гигантское полотно. Интересно рассмотреть персонажей на этой картине. Два человека слева внизу — это беседующие Леонардо и Рафаэль. За ними на мостках расположился Веронезе, работающий над одним из своих огромных полотен. В центре старик Тициан объясняет своим ученикам как изображать живую натуру. Над ним в лоджии восседает папа Юлий II, прославившийся амбициозными начинаниями и покровительством искусству, он обсуждает очередной свой проект. Справа внизу у балюстрады стоит в задумчивости Микеланджело, держа в руке молоток. Летящая наверху богиня олицетворяет мир и процветание (в некоторых источниках ее называют также славянской богиней славы Озвиеной, но я не нашел информации о таком божестве). Есть на плафоне и автопортрет художника: Михай Мункачи стоит за фигурой лежащей натурщицы, но зрителю видна только его голова. Кстати, настоящая фамилия художника — Либ. Мункачи — это псевдоним, взятый Михаем по имени города Мукачево, где он родился.Верхний марш лестницы приводит ко входам в зал кафе и боковые галереи, гда расположены коллекции живописи.Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииНа мой взгляд, самое интересное в этом гигантском объеме — это фрески в аркадах, а также в полукружиях сводов. Над ними работали сразу несколько художников. Примерно за год до открытия музея молодому Густаву Климту, его младшему брату Эрнсту, и другу Францу фон Мачу, было поручено выполнить картины, символически изображающие разные периоды развития европейского искусства: от древнеегипетского, греческого и римского, до классицизма. Эта великолепная серия и помещается под двенадцатью арками, окружающими главную лестницу с четырех сторон.

  • Густав Климт. Античное искусство
  • Густав Климт. Древнеегипетское искусство

Центральную арку над лестничным входом обрамляют две фрески, написанные Густавом Климтом. В этих аллегорических фигурах, впервые проявляются черты, ставшие впоследствии основными в творчестве художника: четко очерченный силуэт и орнаментальная декоративность.Две крайние картины посвящены итальянскому искусству.

Густав Климт. Римское возрождение (слева) и Старое итальянское искусство (справа). На мой взгляд левое полотно больше похоже на аллегорию византийского искусства, но подтверждений этому я не нашел.

  1. Флорентийское искусство XVI века (слева), Барокко (справа)
  2. Панорама парадной лестницы — вид со второго этажа

Фрески других стен создавались всеми тремя художниками совместно.В заключение еще один снимок главной лестницы, теперь всего ее объема Рассказ о некоторых экспонатах музея в следующей записи.

Источник: https://ru-travel.livejournal.com/31672714.html

Государственный музей Лихтенштейна

  • Адрес: Städtle 43, 9490 Vaduz, Liechtenstein
  • Телефон: +423 239 68 20
  • Сайт: http://www.landesmuseum.li/
  • Время работы: с 10-00 до 17-00 (в среду до 20-00), выходной – понедельник.

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Liechtensteinisches Landesmuseum, или Государственный музей Лихтенштейна – музей, посвященный истории, географии и природе этого небольшого государства. Он состоит из 3 зданий, два из которых являются старинными, а еще одно – современным. У музея есть филиал, расположенный в старинном деревянном домике в общине Шелленберг. К Государственному музею относится и другая достопримечательность Лихтенштейна — Музей почтовых марок, также находящийся в Вадуце. Немного истории

Национальный музей Лихтенштейна был создан по инициативе князя Иоганна II, правившего страной с 1858 по 1929 годы. Именно коллекции оружия, керамики, живописи, предметов антиквариата, принадлежащие князьям Лихтенштейна, и послужили основой музейной коллекции. Сначала музей располагался в замке Вадуца.

В 1901 году было создано Историческое общество, в ведении которого находилось «хозяйство» музея, и задачей которого являлось сохранение и пополнение музейных фондов.

В 1905 году замок Вадуц стал резиденцией князей Лихтенштейна, а музей переехал в здание Правительства, и в 1926 году была открыта первая экспозиция.

В 1929 году музей снова возвращается в замок, где и располагается вплоть до 1938 года, в котором экспонаты «разъезжаются» по нескольким зданиям города. В 1972 году он снова открывается в отдельном здании – в бывшей таверне «У орла».

В этом же году был создан «Фонд Государственного музея Лихтенштейна». Однако в 1992 году музей снова был временно закрыт – строительные работы, выполнявшиеся в соседнем здании, нанесли зданию бывшей таверны серьезный ущерб.

В период с 1992 по 1994 годы часть коллекции принял филиал музея – деревянный дом в коммуне Шелленберг.

В период с 1999 года по 2003 зданиям, где музей находится ныне, также пришлось пережить реставрацию; в то же время музей обзавелся и новым корпусом. В ноябре 2003 года музей открыл свои двери для посетителей.

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Что можно увидеть в музее?

В музее проходят различные выставки, а также работают постоянные экспозиции, в том числе здесь можно увидеть средневековые экспонаты, рассказывающие об истории государства в целом и Вадуца в частности, о древней истории этого региона (в этой экспозиции представлены археологические находки начиная с времен неолита, а также бронзового века, есть экспозиция, рассказывающая о римском господстве в этой местности), старинные фотографии и монеты, изделия местных ремесленников, предметы крестьянского быта. Представлена в музее и достаточно обширная коллекция живописных работ, принадлежащих кисти известных фламандских живописцев, и другие произведения искусства. В новом корпусе располагается экспозиция, посвященная природному миру Альп и Лихтенштейна в частности.

Музей почтовых марок (музей почты)

Postmuseum des Fürstentums Liechtenstein, или Музей почтовых марок, представляет вниманию своих посетителей марки, выпускавшиеся в государстве, и их эскизы, пробные оттиски, а также инструменты, использовавшиеся для их создания, различные документы, рассказывающие о развитии почтовой службы в государстве, и другие предметы, так или иначе связанные с почтой.

Основан музей в 1930 году, а в 1936 был открыт для посещений. За время своего существования он сменил несколько «мест обитания», и сегодня находится в центре столицы, в так называемом «Доме англичан», по адресу Städtle 37, 9490. Всего в нескольких минутах ходьбы от него находятся Дом правительства и Лихтенштейнский музей искусств.

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Источник: https://womanadvice.ru/gosudarstvennyy-muzey-lihtenshteyna

Коллекция Лихтенштейнов

Музей Лихтенштейн содержит одну из наиболее важных частных коллекций в мире, принадлежавшую принцу Гансу-Адаму II фон Лихтенштейн.

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Музей Лихтенштейнов (Liechtenstein Museum)

Музей Лихтенштейнов (Liechtenstein Museum), открытый 29 марта 2004 года, обладает одной из наиболее значительных частных коллекций в мире, которая  принадлежала принцу Гансу-Адаму II фон Лихтенштейн.

Произведения искусства принцы Лихтенштейн начали собирать еще в XVI веке. Первым коллекционером в семействе был Карл I (1569-1627), который владел дорогой мебелью, картинами, золотыми и серебряными предметами с полудрагоценными камнями.

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Дворец Лихтенштейнов на Фюрстенгассе (Palais Liechtenstein (Fürstengasse))

Впоследствии  другие принцы коллекцию расширили. Особенной страстью к искусству отличался Иоганн Адам Андреас I (1657-1712), которому удалось приобрести немало шедевров фламандских мастеров, работавших в стиле барокко; среди них  Рубенс (цикл “Decius Mus”) и Ван Дейк.

Немало вложил усилий в увеличение коллекции Иоганнес II (1840-1929), собиравший, в основном, работы художников XIV, XV и XVI вв. и завладевший несколькими шедеврами итальянских и голландских живописцев.

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Музей Лихтенштейнов (Liechtenstein Museum)

Выставленная на обозрение коллекция, одна из самых значительных в мире, представлявшая собой, главным образом, художественную галерею, впервые была открыта в этом Дворце Лихтенштейнов в 1807 г. и продолжала функционировать до 1938 года, когда ее закрыли, а на время Второй Мировой войны перевезли в столицу государства Лихтенштейн, Вадуц.

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Коллекция Лихтенштейнов (Liechtenstein Museum)

Сегодня в пинакотеке выставлено около 1600 картин, выполненных за период  от эпохи Возрождения до австрийского романтизма. Здесь представлены работы великих живописцев, таких как Лукас Кранах Младший, Рафаэль, Питер Пауэл Рубенс, Рембрандт, Антонис Ван Дейк и Себастьяно Риччи.

Интересна также коллекция итальянской бронзы с шедеврами XVI и XVIII веков. Кроме того, музей богат предметами с полудрагоценными камнями, эмалью и слоновой костью, фарфором, охотничьим оружием и мебелью. В музее хранится уникальный образец  – Золотая карета.

Созданная для принца Йозефа Венцеля  карета, в стиле рококо,  чудом пережила все события французской революции.

Князь Лихтенштейна принял решение закрыть музей, так как дворец в 2011 году посетило не более 45000 туристов, а это очень мало. Теперь чтобы посетить дворец необходима предварительная договоренность с владельцем.

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Коллекция Лихтенштейнов (Liechtenstein Museum)

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Музей Лихтенштейнов (Liechtenstein Museum)

Коллекция Лихтенштейнов (Liechtenstein Museum) Fürstengasse 1 1090 Wien, Österreich liechtensteinmuseum.at

Проезд на трамвае 1, D или автобусе N36, N38 до остановки Seegasse

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Читайте также:  Картина "синий всадник", василий васильевич кандинский

Отели со скидкой здесь

Источник: https://venagid.ru/2947-liechtenstein-museum

Шедевры коллекции князей Лихтенштейна в Эвиане

Выставка в Эвиане выделяется даже солидном музейном фоне региона Женевского озера аристократическим провенансом, почти пятивековой историей княжеской коллекции, непростой судьбой коллекции в ХХ веке, изысканным подбором экспонатов, хрестоматийным характером экспозиции, и, наконец, тем, что шедевры коллекции князей Лихтенштейна в такой подборке показываются впервые не только во Франции, но и в Европе.

Аристократический провенанс

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииДо 1938 года, когда Германия аннексировала Австрию, князья Лихтенштейнские проживали преимущественно в Вене, а свой досуг проводили в своих многочисленных дворцах в Моравии и Богемии, где они владели обширными поместьями. Являясь одной из старейших аристократических династий Европы, Лихтенштейны на протяжении веков верой и правдой служили правителям Священной римской империи, интересы которой они ревностно защищали как на полях многочисленных сражений, так и на дипломатическом поприще, представляя интересы империи при наиболее могущественных императорских дворах Европы. В том числе, и в России – в 1894-1898 годах принц Франц Лихтенштейн являлся послом Австро-Венгрии в Санкт-Петербурге. По накопленному на протяжении веков богатству династия Лихтенштейнов имела мало соперников на континенте. И сегодня правящий князь Ханс-Адам II – один из самых богатых людей в мире.  А собранная ими коллекция произведений искусства, подборка шедевров из которой (70 картин, 20 скульптур и 15 произведений декоративно-прикладного искусства) показывается в Эвиане, является одной из наиболее значимых частных коллекций в мире. Оцениваемая экспертами в несколько миллиардов долларов, по своей суммарной стоимости она уступает разве что коллекции британской королевы Елизаветы II.

Пять веков коллекционирования

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииВ первом случае в «диалоге» принимают участие «северяне»  Рубенс (1577-1640), Рембрандт(1606-1669),  Ван Дейк (1599-1641) и Франц Хальс (1582-1666) с одной стороны, и «южане» Гидо Рени(1575-1642), Маркантонио Франчешине(1648-1729), Каналетто (1697-1768) и скульптор Массимилиано Сольдани-Бенци (1656-1740), с другой стороны. Список, разумеется, не исчерпывающий. Австрийский бидермейер представлен такими мастерами ХIХ века как Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865), Фридрих фон Амерлинг (1803-1887), Фридрих Гоэрманн(1807-1862)…

История бытования коллекции в ХХ веке

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииВ результате экспроприации собственности Лихтенштейнов в Богемии и Моравии состояние княжеской семьи резко сократилось – было утрачено до 80% довоенных владений. Пришлось, чтобы поддерживать прежний уровень жизни, продавать картины. Так, например, в 1950-е годы в Америку была продана картина Да Винчи. За сумму, по мнению экспертов, небывалую для частных продаж. Положение стало меняться с начала 1970-х годов, когда наследный принц Ханс-Адам (род. в 1945 г.) стал принимать активное участие в управлении делами княжеского дома, начав, по поручению отца правящего князя Франца-Йозефа II, с реорганизации управления имуществом Княжеского дома. Результатом стало создание Фонда Лихтенштейнского князя, включавшего в себя принадлежавший ему банк  ЛГТ, коллекцию произведений искусства, недвижимость и заграничные авуары. По смерти отца в 1989 году наследник вступил на престол под именем Ханса-Адама II.Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекцииМузей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции  В 2004 году коллекция вернулась в Вену и вновь стала доступной для публики в Музее Лихтенштейн. А пять лет спустя выставка «Бидермейер из коллекции Князя Лихтенштейн» была показана в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Афишу этой выставки украшал «Портрет принцессы Марии-Франциски Лихтенштейн в возрасте двух лет»  — иконы австрийского бидермейера, кисти Фридриха Амерлинга. Этот маленький шедевр (1836г., масло/картон, 33.3х26.7см.) также можно увидеть на выставке в Эвиане. Равно как и другие портреты этого замечательного художника. Заметим попутно, что собрание князя Лихтенштейн обладает одной из самых полных коллекций портрета эпохи бидермейера, представление о котором можно составить  – по избранным образцам – на выставке в Эвиане. Как, впрочем, и о коллекции князя Лихтенштейн в целом, ибо экспозиция повторяет в миниатюре схему выставки коллекции в Вене — от барокко до бидермейера.В заключение остается только сказать, что выставку сопровождает роскошный каталог (256стр., текст на французском и английском, более 100 илл., 39 евро), а открыта она ежедневно с 10.30 до 19.00, в понедельник – с 14.00 до 19.00, до 2 октября 2011 года.                                       

Источник: https://nashagazeta.ch/node/12001

Музей истории искусства в вене

Содержание статьи

Музей истории искусства в вене (Kunsthistorisches Museum) – принадлежит к числу крупнейших музеев мира, в собрании которого хранятся прославленные шедевры западноевропейского искусства, был открыт 17 октября 1891. В настоящее время является собственностью государства, находится под его охраной, в ведении Министерства культуры.

Проект музея разрабатывали архитекторы Карл Хазенауер и Готфрид Земпер. Здание музея – одно из зданий-близнецов, входящих в музейный ансамбль, построенный в 1871–1891. Музей истории искусства и Музей естественной истории стоят по двум сторонам сквера, в центре которого расположен величественный монумент императрицы Марии-Терезии работы Цумбуша.

Главное здание музея включает 91 зал, где находятся собрание восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры, нумизматический кабинет, а также всемирно-известная картинная галерея.

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

История создания музея

Художественное собрание Музея истории искусства первоначально было частной коллекцией австрийского Императорского Дома. Императоры, короли, эрцгерцоги из династии Габсбургов собирали произведения искусства, начиная с 15 в.

Основополагающим вкладом в процесс формирования современного музея явилась деятельность эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595), штатгальтера (губернатора) Богемии в 1547–1563 и правителя альпийских земель в 1564–1595, скомплектовавшего свою коллекцию в замке Амбрас по истинно музейным меркам. Впоследствии лучшие вещи из этого собрания были увезены в Вену.

Император Рудольф II (1552–1612) устроил в пражском Граде, куда он перенес столицу империи, картинную галерею и Кунсткамеру.

Более всего Рудольф II восхищался произведениями Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля Старшего, составляющими сейчас гордость венского музея.

Позже самые значительные вещи были перевезены в Вену, которая стала столицей империи австрийских Габсбургов, включавшей почти всю Центральную и Южную Европу в 16–17 вв., в том числе и Южные Нидерланды.

Основателем венского музея считают эрцгерцога Леопольда-Вильгельма (1614–1662). С 1647 по 1656 эрцгерцог был штатгальтером (губернатором) Южных Нидерландов. В Брюсселе, который в то время являлся центром торговли произведениями искусства, он приобретал живописные ценности.

Из Англии после падения Карла I были привезены для аукциона обширные коллекции английской аристократии (герцога Бекингема, графа Эрандела), а также часть картин из собрания короля Карла I, которые были куплены Леопольдом-Вильгельмом. За короткий срок им была создана лучшая в Европе картинная галерея.

В его коллекции были полотна Джорджоне, Тициана, Веронезе, Андреа Мантеньи, Тинторетто, Яна ван Эйка, Питера Пауля Рубенса, Якоба Йорданса.

Во время правления императрицы Марии-Терезии (1717–1780) было решено усовершенствовать картинную галерею: следуя идеям просвещения, художественные сокровища открыли для публики, и произвели новую систематизацию собрания.

Для этого из всех принадлежавших императрице дворцов, резиденций, замков были привезены самые значительные в художественном отношении произведения искусства.

Впервые в основу экспозиции был положен исторический принцип: картины были сгруппированы по национальным школам и развешаны в хронологическом порядке.

Императорские собрания были доступны публике и до официального открытия Музея истории искусства, но были рассеяны по разным местам.

Императорская картинная галерея прежде находилась в замке Верхний Бельведер, собрание египетского, восточного, греческого и римского искусства, предметы эпохи Ренессанса из золота, бронзы и слоновой кости, а также произведения эпохи барокко – в замке Нижний Бельведер.

Многие шедевры декоративного искусства, в том числе династические регалии и фамильные драгоценности Габсбургов, хранились в сокровищнице Хофбурга, императорского дворца. В нескольких залах Хофбурга выставлялись монеты и медали, а также коллекции минералов, раковин и других чудес природы, которые сейчас вошли в состав Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum).

Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом (1830–1916) в 1891, различные его отделы были заново классифицированы и стали доступны для посетителей. Первой среди них была оружейная палата (Leibstrammer), мемориал австрийской военной славы, с доспехами и вооружением.

Ныне военная коллекция (Waffen-Samlung) выставлена в Придворном, Охотничьем и Оружейном залах замка Нойебург, являющегося флигелем старого замка Хофбург. В Хофбурге же, в свою очередь, открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции.

Эти собрания, так же как и собрания в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука, хотя и разрознены, но составляют единое целое достояние Музея истории искусства.

В 1918 венский музей, как и все габсбургские коллекции, был экспроприирован и стал государственным достоянием.

Здание музея сильно пострадало во время второй мировой войны, но памятники большей частью были вывезены и спрятаны в 1939. В 1959 музей был снова открыт для посетителей.

Картинная галерея музея истории искусства

Наиболее значительной частью коллекции Музея является картинная галерея. Она считается четвертой по величине в мире и включает в себя живописные полотна исключительной ценности западноевропейских художников 14–18 вв.

Раздел нидерландского искусства

15–16 вв. включает в себя произведения корифеев живописи Северного Возрождения – Яна ван Эйка (ок.1390–1441), Рогира ван дер Вейдена (1399 или 1400–1464), Гуго ван дер Гуса (ок.1440–1482), Питера Брейгеля Старшего (1525/1530–1569).

Ян ван Эйк: Кардинал Никколо Альбергати (ок.1431), Ювелир Ян де Леу (Лееува) (1436).

Рогиру ван дер Вейдену принадлежит алтарный Триптих с распятием (ок.1440-1445), а Гуго ван дер Гусу – диптих Первородный грех и Оплакивание Христа (1475).

Огромную ценность представляет собой самое крупное в мире собрание картин Питера Брейгеля Старшего – половина всего сохранившегося наследия нидерландского художника 16 в. (15 работ).

Наиболее значительные произведения живописца – пейзажи, первоначально входившие в цикл Времена года из шести картин (1565): Возвращение охотников (Зима), Пасмурный день (Канун весны), Возвращение стада (Осень), а также две композиции на сельскую тему: Крестьянская свадьба и Крестьянский танец (ок.1568).

Фламандская живопись

в музее представлена коллекцией произведений Питера Пауля Рубенса (1577–1640), Якоба Йорданса (1599–1641), Антониса ван Дейка (1599–1641). Питер Пауль Рубенс: Алтарь Св. Ильдефонсо (1630–1632), Портрет Елены Фоурмен, обычно называемый Шубка (ок. 1638), Автопортрет (ок. 1639).

Якоб Йорданс: Праздник бобового короля (ок. 1638).

Антонис ван Дейк: Принц Рупрехт (с датским догом), Принц Карл Людвиг Пфальцский (1631/1632), Портрет воина в золоченых латах (ок. 1624) и др.

Музей Лихтенштейн, Вена: история создания коллекции

Раздел голландской живописи

в музее невелик, но насыщен подлинными шедеврами Франса Хальса (1580/85–1666), Рембранта ван Рейна (1606–1669), Яна Вермеера Дельфтского (1632–1675), Герарда Терборха (1617–1681).

Читайте также:  «геммерфест. северное сияние», константин коровин — описание картины

Франс Хальс: Мужской портрет (ок. 1654).

Герард Терборха: Дама, чистящая яблоко (1661).

Рембрант Харменс ван Рейн: Портрет матери художника (1639), Большой автопортрет (1652), Малый автопортрет (ок. 1657) и Портрет читающего Титуса (ок. 1656).

Позднюю картину Яна Вермеера Дельфтского В мастерской художника (ок. 1665) часто называют Аллегория живописи.

Раздел немецкого искусства

насыщен шедеврами эпохи Возрождения: Альбрехта Дюрера (1471–1528), Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553), Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) и других.

Из восьми работ Альбрехта Дюрера следует выделить: Портрет императора Максимилиана I (1519), Мария с младенцем (1512) и одну из главных работ художника – алтарный образ Поклонение всех святых Троице (1511).

Лукас Кранах Старший: Охота на оленей Курфюрста Фридриха Мудрого (1529), Юдифь с головой Олоферна (ок. 1530).

Ганс Гольбейн Младший: Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии (1536), Портрет молодого купца (1541).

Итальянская коллекция славится обилием имен и шедевров эпохи Возрождения, 17–18 вв.: Андреа Мантенья (1431–1506), Рафаэль Санти (1483–1520), Джорджоне (ок. 1477–1510), Тициан (Тициано Вечеллио) (ок. 1490–1576), Паоло Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Микеланжело Меризи да Караваджо (1571–1610) и других.

Андреа Мантенья: Св. Себастьян (ок. 1460).

Рафаэль Санти: Мадонна в зелени (1505).

Среди нескольких картин Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) центральное место занимает картина Три философа (ок. 1508).

Тициан: алтарный образ Се человек (1543), Портрет Якопо де Страда (1567–1568).

Паоло Веронезе: Лукреция (1580).

Тинторетто (Якобо Робусти): Сусанна и старцы (ок. 1560).

Караваджо (Микеланджело Меризи): Мадонна с четками (ок. 1607) и Давид с головой Голиафа (ок. 1606).

Коллекция испанской живописи

Главным украшением являются работы Диего де Сильва Веласкеса (1599–1660). Придворный живописец испанских королей писал многочисленные портреты короля, его детей, придворных: Портрет инфанты МаргаритыТерезии (1659), Портрет короля Филиппа IV (1652–1653).

Отдел древнего египта и древнего востока

Египетское собрание венского музея – не только одно из самых больших в мире, но и одно из старейших. В Вену начали стекаться произведения древнеегипетского искусства еще до общеевропейского интереса к Египту, который возник после военного похода Наполеона в 1798. Самый древний экспонат был приобретен еще в 16 в.

, а к первой четверти 19 в. коллекция насчитывала почти 4000 предметов. В 20 в. основные поступления происходили за счет археологических исследований австрийских ученых, в особенности, в некрополе пирамиды Хеопса в 1912–1929.

Венская коллекция имеет огромное значение, благодаря прекрасным образцам скульптуры всех периодов истории Древнего Египта. Это глубоко реалистичные портреты фараонов, скульптуры, знакомящие нас с важными сановниками, и скрупулезные изображения животных.

В залах собрание рельефов, архитектурных фрагментов, статуэток из камня, бронзы, дерева и других материалов, саркофагов и предметов погребального обряда, папирусов, скарабеев, амулетов, украшений.

Музейные залы, в которых расположилась эта коллекция, переносят нас в мир Древнего Египта не только из-за богатейшего собрания, но и благодаря декоративно-отделочным работам, которые блестяще имитируют внутреннее убранство храмов той эпохи. Архитекторы использовали три подлинные колонны из гранита (ок. 1420 до н.э.), а также декорировали залы росписями, которые повторяют фрески погребальных камер.

Отдел античного искусства

Античная коллекция включает себя греческие, этрусские и римские ценности, а также сокровища эпохи Великого переселения народов раннего Средневековья, найденные при археологических раскопках. С 16 в.

собирались монеты, медали, резные камни. В 18 в. были объединены разрозненные коллекции, разбросанные по территории огромной Империи Габсбургов, а археологические экспедиции 19 в.

значительно обогатили этот раздел музея предметами скульптуры и архитектуры.

Жемчужиной отдела античности является серия уникальных камей. Камея Птолемеев (274–270 до н.э.), выполненная из девятислойного оникса – шедевр эллинистической глиптики изображает портреты супружеской четы династии Птолемеев. Гемма Августа (конец 1 в.

до н.э.) – двухслойный оникс римской работы поражает своей многофигурной композицией. Часто ювелиры последующих эпох использовали произведения своих предшественников: итальянские мастера 16 в. украсили драгоценной оправой античную камею Орел (27 до н.э.).

Скульптура представлена статуями, выполненными из мрамора, бронзы: Голова Аристотеля (4 в.до н.э.), Саркофаг амазонок (4 в.до н.э.), найденный в 16 в. на Кипре.

Интересна большая коллекция золотых и серебряных вещей эпохи Великого переселения народов, найденных в 18–20 вв. в Европе: украшения тончайшей работы, декорированные драгоценными камнями, разнообразные вазы и кубки.

КУНСТКАМЕРА

Экспозиция этого отдела продолжает коллекцию искусства раннего Средневековья, охватывает весь период европейского Средневековья, Возрождения, эпохи барокко, рококо – вплоть до начала 19 в. Ядро этого отдела сформировано в 16–17 вв. Группа наиболее значительных экспонатов происходит из казны немецких королей и императоров Средневековья, т.

н. «императорской сокровищницы». Предметы из этой «золотой кладовой» ярко выражают религиозную направленность средневекового искусства, одновременно продолжая многие традиции античного мира, Древнего Востока, Германии: Кувшин в форме грифона (12 в.).

Музей обладает двумя превосходными образцами средневекового искусства: Мадонна из Крумау (ок. 1400), Мадонна скульптора Рименсшнайдера (ок. 1500). Прикладное искусство в этом разделе – это разнообразные чаши, кубки, часы, выполненные из хрусталя, золота, драгоценных камней и жемчуга вычурных, роскошных форм.

Наиболее известный экспонат – Солонка Бенвенуто Челлини (1500–1572), изготовленная автором (1540–1543) из золота, частично покрытого эмалью, эбенового дерева для французского короля Франциска I. В кунсткамере выставлены шпалеры тончайшей работы, вытканные из шерсти и шелка в первой половине 18 в.

Поражают изяществом, изысканностью и виртуозностью исполнения небольшие по размерам статуэтки и сложнейшие скульптурные композиции из слоновой кости 17 в.

Нина Байор

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/MUZE_ISTORII_ISKUSSTVA_V_VENE.html

Шедевры коллекции князей Лихтенштейна — Коллекционеры и собиратели — Современное изобразительное искусство Башкортостана

История княжеской династии Лихтенштейнов, первое упоминание о которых восходит к ХII веку (упоминание в летописях имени Лихтенштейн датируется 1136 годом), писалась на протяжении более чем восьми  столетий, последние три из которых связаны с княжеством Лихтенштейн. В 1719 году земли, известные как владение Шелленберг и графство Вадуц и  приобретенные ранее князем Лихтенштейном, были возведены в ранг  имперского княжества Лихтенштейн. Формально независимое государство Лихтенштейн существует с 1806 года. В 1862 году в соответствии с принятой Конституцией Лихтенштейн становится конституционной монархией. Окончательное же превращение имперского княжества в современное государство произошло в начале 20-го века, когда в 1924 году вступил в силу таможенный договор со Швейцарией, которая взяла на себя обеспечение Лихтенштейна почтовой, телефонной и телеграфной связью, получила контроль над его денежной системой.

До 1938 года, когда Германия аннексировала Австрию, князья Лихтенштейнские проживали преимущественно в Вене, а свой досуг проводили в своих многочисленных дворцах в Моравии и Богемии, где они владели обширными поместьями.

Являясь одной из старейших аристократических династий Европы, Лихтенштейны на протяжении веков верой и правдой служили правителям Священной римской империи, интересы которой они ревностно защищали как на полях многочисленных сражений, так и на дипломатическом поприще, представляя интересы империи при наиболее могущественных императорских дворах Европы. В том числе, и в России – в 1894-1898 годах принц Франц Лихтенштейн являлся послом Австро-Венгрии в Санкт-Петербурге.

Рембрандт, Амур с мыльным пузырем, 1634 © Sammlungen des Fürsten von und zu Liechtenstein, Vaduz–Wien

По накопленному на протяжении веков богатству династия Лихтенштейнов имела мало соперников на континенте. И сегодня правящий князь Ханс-Адам II – один из самых богатых людей в мире.

  А собранная ими коллекция произведений искусства, подборка шедевров из которой (70 картин, 20 скульптур и 15 произведений декоративно-прикладного искусства) показывается в Эвиане, является одной из наиболее значимых частных коллекций в мире.

Оцениваемая экспертами в несколько миллиардов долларов, по своей суммарной стоимости она уступает разве что коллекции британской королевы Елизаветы II.

Пять веков коллекционирования

У истоков формирования коллекций, включающих книги, картины, гобелены, скульптуры, флорентийскую мозаику, рисунки и гравюры, эмали, резную кость, оружие, мебель, серебро, фарфор, медали и монеты монеты, стоит Хартман фон Лихтенштейн (1544-1585), страстью которого были книги.

Первым же настоящим коллекционером стал Карл I фон Лихтенштейн(1569-1627), соперничавший на этом поприще с самим императором Рудольфом II, равного которому по собирательской страсти не было в тогдашней Европе.

Затем от поколения к поколению, вплоть до второй четверти ХХ века, княжеские коллекции только разрастались, отражая менявшиеся вкусы и пристрастия эпох и самих аристократов-коллекционеров. От европейского барокко, через французское рококо, к австрийскому бидермейеру (1814-1848).

Диалог северного, прежде всего фламандского (живопись) барокко с его южным, итальянским вариантом (живопись и скульптура), а также живопись бидермейера и составляют ядро экспозиции в Эвиане, открывающейся портретами князей-меценатов Лихтенштейнских, внесших наибольший вклад в формирование коллекций. В первую очередь, самой престижной их них – коллекции живописи, насчитывающей сегодня около 1600(!) картин.

Рубенс, Mars et Rhéa Sylvia, 1616/17 © Sammlungen des Fürsten von und zu Liechtenstein, Vaduz–Wien

В первом случае в «диалоге» принимают участие «северяне»  Рубенс (1577-1640), Рембрандт (1606-1669),  Ван Дейк  (1599-1641) и Франц Хальс  (1582-1666) с одной стороны, и «южане» Гидо Рени (1575-1642), Маркантонио Франчешине (1648-1729), Каналетто (1697-1768) и скульптор Массимилиано Сольдани-Бенци (1656-1740), с другой стороны. Список, разумеется, не исчерпывающий. Австрийский бидермейер представлен такими мастерами ХIХ века как Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865), Фридрих фон Амерлинг (1803-1887), Фридрих Гоэрманн(1807-1862)…

История бытования коллекции в ХХ веке

Вплоть до начала Второй мировой войны коллекция, размещавшаяся в различных дворцах Лихтенштейнов в Вене, а также в Моравии и Богемии, жила, если можно сказать, нормальной жизнью частного собрания произведений искусства.

Собрания, являвшегося предметом гордости ее владельцев, которые одними из первых в Европе открыли двери своих дворцов для широкой публики, превратив частное собрание в музей.

  Аншлюс Австрии Германией имел драматические последствия для крупнейшей австрийской частной коллекции, объявленной властями национальным достоянием.

Несмотря на это, в 1938 году владельцам коллекции удалось вывезти часть ее в свое фамильное гнездо – Лихтенштейн, ставший с этого момента постоянной резиденцией княжеской семьи. По окончании войны удалось перевезти также и то, что еще оставалось в Австрии. Таким образом, в подвалы княжеского замка в Вадуце «переехала» наиболее значительная и ценная часть княжеского собрания.

Амерлинг, Портрет принцессы Марии-Франциски Лихтенштейн в возрасте двух лет, 1836

В результате экспроприации собственности Лихтенштейнов в Богемии и Моравии состояние княжеской семьи резко сократилось – было утрачено до 80% довоенных владений. Пришлось, чтобы поддерживать прежний уровень жизни, продавать картины. Так, например, в 1950-е годы в Америку была продана картина Да Винчи. За сумму, по мнению экспертов, небывалую для частных продаж.

) стал принимать активное участие в управлении делами княжеского дома, начав, по поручению отца правящего князя Франца-Йозефа II, с реорганизации управления имуществом Княжеского дома.

Результатом стало создание Фонда Лихтенштейнского князя, включавшего в себя принадлежавший ему банк  ЛГТ, коллекцию произведений искусства, недвижимость и заграничные авуары. По смерти отца в 1989 году наследник вступил на престол под именем Ханса-Адама II.

Брейгель Младший, Перепись населения в Вефлееме © Sammlungen des Fürsten von und zu Liechtenstein, Vaduz–Wien

К этому времени финансовое положение княжеской семьи настолько упрочилось, что стало возможным, в духе семейной традиции, заняться пополнением фамильной коллекции.

С конца 1970-х годов пополнение коллекции, в первую очередь покупка тех произведений, которые семья была вынуждена продавать в тяжелые времена, осуществлялось в таких масштабах, что Лихтенштейны стали одним из ведущих игроков на мировом рынке старых мастеров.

Так, на выставке в Эвиане можно видеть монументальное полотно Рубенса «Mars et Rhea Silvia» (1616/17, 208х272см.), а рядом с ним эскиз к нему (46х66см.), явившийся первой картиной, купленной Хансом-Адамом II в 1977 году.  Выставлен тут и замечательный мужской портрет кисти Франса Хальса, приобретенный Князем в 2003 году.

История этого полотна, приобретенного в 1898 году в Вене Альбертом де Ротшильдом, настолько необычна, что заслуживает отдельного описания. Или картина Вальдмюллера «Retour a la vie», приобретенная в 2004 году, которую также можно видеть на выставке.

Однако самым сенсационным приобретением стала покупка Хансом-Адамом II  в 2004 году на аукционе Christie’s в Лондоне так называемого «Le cabinet de Badminton», созданного флорентийскими мастерами в 1726 году, за 27 миллионов евро. Что стало самой высокой ценой, когда бы то ни было уплаченной на аукционах за произведение мебельных дел мастеров.

Кабинет можно увидеть в Музее Лихтенштейнов в Вене, а в Эвиане представлен кабинет работы аугсбурского мастера Мельхиора Баумгартнера (середина 17 века), пополнившего княжескую коллекцию в 2006 году. Эти покупки объясняются особым пристрастием князей Лихтенштейнских, с самого начала собирательства, к флорентийской мозаике – инкрустации из цветных камней на столешнице, дверцах шкафов (кабинетов) и т.д., целый ряд произведений в этой технике экспонируется в подвальном этаже.

Князю Хансу-Адаму II удалось также решить ряд сложных юридических проблем, имевшихся с австрийским правительством, обрекавшим княжескую коллекцию на заточение в подвалах фамильного замка в Вадуце.

Именно поэтому, впервые с 1938 года, шедевры коллекции были показаны публике не в Европе, а в Америке, в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке с октября 1985 по май 1986 года.

На выставке «Лихтенштейн: княжеская коллекция» было представлено около 400 экспонатов – картины, скульптуры, старинная мебель, оружие,  фарфор и ремесленные изделия.

Вальдмюллер, Возвращение к жизни

Отдельные работы время от времени выставлялись в Государственном музее княжества Лихтенштейн, с момента его открытия в 1968 году. А также на выставках в Швейцарии – в Люцерне (1948) и Берне (1996).

В 2004 году коллекция вернулась в Вену и вновь стала доступной для публики в Музее Лихтенштейн. А пять лет спустя выставка «Бидермейер из коллекции Князя Лихтенштейн» была показана в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

Афишу этой выставки украшал «Портрет принцессы Марии-Франциски Лихтенштейн в возрасте двух лет»  — иконы австрийского бидермейера, кисти Фридриха Амерлинга. Этот маленький шедевр (1836г., масло/картон, 33.3х26.7см.) также можно увидеть на выставке в Эвиане. Равно как и другие портреты этого замечательного художника.

Заметим попутно, что собрание князя Лихтенштейн обладает одной из самых полных коллекций портрета эпохи бидермейера, представление о котором можно составить  – по избранным образцам – на выставке в Эвиане.

Как, впрочем, и о коллекции князя Лихтенштейн в целом, ибо экспозиция повторяет в миниатюре схему выставки коллекции в Вене — от барокко до бидермейера.

Источник: http://hallart.ru/collectors-gathering/masterpieces-collection-princes-liechtenstein

Музей истории искусств в Вене – наследие веков

Художественно-исторический музей или Музей истории искусств (Вена) занимает видное место на площади Марии-Терезии и является важнейшей составляющей архитектурного ансамбля Maria Theresien-Platz. Свою работу музей начал в 1891 году, а указ о его создании выдал император Франц Иосиф I в 1858 году. Сейчас учреждение пребывает в распоряжении австрийского Министерства культуры.

В качестве «фундамента» для этого музея в Вене была использована коллекция Габсбургов: с XV века при Императорском доме Австрии хранились уникальные предметы искусства. Много художественных произведений было взято из замка Амбрас – там находилась подборка раритетных экземпляров, принадлежавшая Фердинанду II.

Достойное место среди экспонатов известного венского музея заняли наиболее яркие предметы из кунсткамеры и картинной галереи, которые в Пражском Граде были открыты Рудольфом II. Большую часть творений Дюрера и Брейгеля-старшего, доступных сейчас для осмотра, собрал Рудольф II.

Историки полагают, что «отец» художественного музея в Вене – эрцгерцог Леопольд-Вильгельм. За 10 лет, пока эрцгерцог занимал пост губернатора Южных Нидерландов, он купил множество картин. Эти полотна позволили обустроить самую наполненную на данный момент галерею в Европе.

Сейчас Музей искусств в Вене располагает обширной подборкой художественных экспонатов, объектов археологических раскопок, предметов античных времён, произведений живописи, раритетов нумизматики.

Важная информация! Чтобы легче ориентироваться в просторном здании с большим количеством залов, при входе можно взять карту-план.

Картинная галерея

Настоящей жемчужиной расположенного в Вене Музея искусств признана картинная галерея, в которой представлены произведения живописи XV-XVII веков. Здесь можно увидеть много известных шедевров таких авторов как Дюрер, Рубенс, Тициан, Рембрандт, Гольбейн, Рафаель, Кранах, Караваджо.

Интересный факт! В галерее находится наибольшая из всех известных коллекция Питера Брейгеля-старшего. В ней сосредоточены работы «золотого периода» художника, в том числе всемирно известный цикл «Времена года».

Все экспонаты галереи разделены по таким основным направлениям:

  • Фламандская живопись привлекает, в первую очередь, полотнами Питера Рубенса с его пышнотелыми красотками. Здесь же и известные творения Якоба Йорданса, ван Дейка.
  • Голландский раздел показан немногими, но очень яркими шедеврами живописного искусства. Это аллегорические произведения Яна В.Дельфтского, картины Рембранта ван Рейна, Г.Терборха.
  • Наиболее обширной является подборка полотен немецких художников. Ренессансная эпоха представлена шедевральными творениями многих мастеров кисти, среди которых Альбрехт Дюрер, Кранах Старший, Г.Гольбейн. Здесь помещён образ «Поклонение всех святых Троице», написанный Дюрером.
  • Впечатляет собрание живописи итальянских авторов, среди которых находятся потрясающие полотна «Мадонна в зелени» Рафаэля, «Лукреция» Веронезе.
  • Испанский раздел галереи живописи в Вене порадует портретами династии королей кисти Веласкеса.
  • Живопись Англии и Франции представлена довольно слабо.

Коллекция Древнего Египта и Ближнего Востока

Большое количество посетителей привлекает зал, в котором выставлены экспонаты Древнего Египта. Интерьер зала оформлен под представленную в нём коллекцию: большие колонны выглядят как рулоны папируса, стены украшают декорации и витрины в египетском стиле.

Нужно знать! В египетской коллекции Музея искусств находится 17 000 экспонатов, географическое происхождение которых колеблется от Египта, восточного Средиземноморья и Месопотамии до Аравийского полуострова.

Собрание имеет 4 основных направления: культ похорон, скульптура, история культуры, рельеф и развитие письменности. Среди самых интересных экспонатов можно назвать стоявшую когда-то рядом с пирамидами Гизе культовую камеру Ка-Ни-Нисута, мумии животных, образцы Книги Мёртвых, ценные папирусы, а также скульптуры-шедевры: лев с ворот Иштар в Вавилоне, голова заповедника с Гизы и другие.

Совет от опытных туристов! Если придти в музей к 10:00 (к открытию), и сразу же отправиться в залы Древнего Египта, то до прихода основной массы посетителей можно в тишине и спокойствии рассмотреть все экспонаты.

Коллекция античного искусства

Собрание античного искусства, в которое входит более 2 500 предметов, охватывает период более 3 000 лет. Предложенные вниманию посетителей уникальные экспозиции позволяют узнать много интересного о жизни древних греков и римлян.

Одним из наиболее колоритных экспонатов эпохи Великого переселения можно считать подборку камей-ониксов Птолемея. Не менее интересны ювелирные творения тех времён, особенно камеи, в том числе и знаменитая Джемма Августея.

Заслуживают внимания и многочисленные скульптурные портреты, например, историческая статуя мужчины с Кипра. Ещё одна интереснейшая подборка – античные греческие вазы с такими шедеврами, как Кубок Бригос.

Среди прочих экспонатов – амазонский саркофаг, вошедшая в историю бронзовая табличка с надписью на латинском языке «Senatus consultum de Bacchanalibus». Booking.com

Кунсткамера

Уникальной в своём роде признана Kunstkammer – её собрание является наиболее обширным и интересным из всех аналогичных в мире.

С 2013 этот музей в музее открыт для посещений – то, что сохранилось со времён Габсбургов, было дополнено 20-ю новосозданными галереями, благодаря чему выставочная площадь увеличилась до 2 700 м².

Увлекательные истории гостям находящейся в Вене кунсткамеры поведают 2 200 экспонатов: ювелирные украшения, вазы из драгоценных камней, выдающиеся скульптуры, бронзовые статуэтки, ценные часы, изящные и химерные изделия из слоновой кости, удивительные научные приспособления и многое другое.

Интересно знать! Среди огромного количества драгоценностей присутствует известное творение ювелирного искусства – солонка-перечница «Сальера» Бенвенуто Челлини, выполненная из чистого золота и частично покрытая эмалью. Во время реставрационных работ она была похищена сотрудником музея, а затем чудом найдена в лесном массиве Вены.

Нумизматическая коллекция

Благодаря подборке из 600 000 предметов кабинет нумизматики вошёл в пятёрку самых крупных нумизматических подборок мира.

В первом зале можно познакомиться с историей развития медалей и других знаков отличия, от момента их возникновения в Италии и до ХХ века. Здесь же выставлены австрийские и европейские ордена.

Во втором зале отображается история монет и бумажных денег, от предмонетарных форм оплаты и вошедших в обиход в VII столетии образцов, до денег ХХ века.

В третьем зале регулярно проводятся специализированные выставки с демонстрацией разнообразных раритетов.

Практическая информация

Музей истории искусств расположен в Вене по такому адресу: Maria-Theresien-Platz, 1010.

Добираться сюда можно по-разному:

  • на метро – линия U3, ехать до станции Volkstheater;
  • автобусами № 2А, 57А до остановки Burgring;
  • трамваем D до остановки Burgring.

Работает музей по такому графику:

  • понедельник – выходной;
  • четверг – с 10:00 до 21:00;
  • остальные дни недели – с 10:00 до 18:00.

Источник: https://kuku.travel/country/avstriya/goroda-i-kurorty-avstriya/vena/muzej-istorii-iskusstv-v-vene-nasledie-vekov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector