«мученичество святого маврикия», эль греко — описание картины

В июле 2013 года на лондонском аукционе Sotheby's произошло событие, ставшее сенсацией – картина испанского живописца Эль Греко «Молитва Святого Доминика» была продана за рекордную сумму в 14 миллионов долларов, став самой дорогой из когда-либо выставленных на открытую продажу работ художника. Это событие побудило у многих интерес не только к творчеству Эль Греко, но и к личности изображённого им Святого, в который раз убеждая, что искусство является своего рода проповедью, произнесённой однажды, но продолжающей звучать через века.

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Кем же был этот удивительный художник, чьи произведения невозможно спутать с работами других мастеров живописи, и чем столь притягателен написанный им портрет Святого Доминика?

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
Эль Греко. Автопортрет

Подлинным именем художника было Доменикос Теотокопулос. Он родился в 1541 году на острове Крит, в городе Кандия (Ираклион) в зажиточной семье сборщика налогов. В то время Крит находился во владении Венеции и являл собой сочетание греческой и западноевропейской культур.

Живописный талант мальчика проявился уже в раннем возрасте, поэтому родители отправили его на обучение в иконописную мастерскую Георга Клонцаса, последователя Феофана Грека. Кандия была центром художественной деятельности на Крите, где на итальянский манер были организованы гильдии живописцев.

В 1563 году, в возрасте двадцати двух лет, Доменикос упоминается как мастер гильдии и, предположительно, уже имеет собственную мастерскую. Три года спустя, в июне 1566, он подписывается как Master Menegos Theotokopoulos, живописец.

Одна из первых работ Доменикоса – «Успение Богородицы» ещё несёт в себе византийские иконописные традиции, но мастерство, с которым она написана, уже являет нам его незаурядный талант.

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
Успение Богородицы

В 1567 году молодой и честолюбивый художник отправляется в Венецию, чтобы продолжить свою карьеру. Там он становится учеником знаменитого Тициана, в то время уже 80-летнего старца, не утратившего, впрочем, ни таланта, ни внимания со стороны заказчиков.

В Венеции Доменикос успешно осваивает новую для него технику живописи маслом на холсте, приёмы построения перспективы, обогащает свою цветовую палитру, проявляет интерес к различным фактурам и отображениям света и теней. Живопись Доменикоса становится более объёмной, воздушной.

Впрочем, в то время его характерный, узнаваемый стиль ещё не сформировался, а написанные им картины во многом оставались подражанием итальянским мастерам – не только самому Тициану, но и Бассано, Веронезе, Тинторетто.

В Венеции Доменикос пребывает недолго, так как жажда славы и денег побуждает его отправиться в Рим, где по рекомендации своего друга, миниатюриста Джулио Кловио, он поступает на службу к кардиналу Алессандро Фарнезе, известному покровителю талантливых художников. Доменикос поселяется в Палаццо Фарнезе.

Там он знакомится с интеллектуальной элитой города, в том числе с римским ученым Фульвио Орсини, который позже приобретёт семь картин художника. Имея покровительство со стороны Фарнезе, Доменикос не испытывает недостатка в заказах. Казалось бы, для успешной карьеры всё складывалось наилучшим образом.

Однако честолюбие и заносчивость молодого греческого художника оказали ему плохую услугу. Однажды, рассматривая фреску «Страшный Суд» Микеланджело в Сикстинской капелле, он предложил уничтожить её и написать новую, более совершенную.

Итальянцы не смогли простить ему такое высказывание, и Доменикос был вынужден покинуть Рим.

В 1577 году Доменикос переезжает в Испанию, где его талант со временем раскрылся во всей полноте. В Испании за художником окончательно закрепилась прозвище Эль Греко («Грек»), хотя нередко его называли Доменико Греко. Выбор не случайно пал именно на Испанию.

Дело в том, что как раз в то время испанский король Филипп II завершал строительство грандиозного дворцового комплекса Эскориал, и Эль Греко надеялся получить заказ на работу над его внутренним убранством.

Однако его творчество оказалось непонятым в Мадриде, где господствовали более сдержанные и строгие традиции в искусстве.

Прожив непродолжительное время в Мадриде и не получив желаемого заказа, художник отправился в Толедо – город, который некогда был столицей Испании и сохранил очарование кастильского центра культуры, искусства и искреннего благочестия. В Толедо Эль Греко получил свой первый солидный заказ – работу над алтарём храма Санто-Доминго эль Антигуо. В 1577–1579 годы он написал алтарные образы: «Взятие на Небо Пресвятой Девы Марии», «Святая Троица»,

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
Святая Троица

«Вознесение Христа», «Поклонение пастухов» и несколько изображений Святых. Эти картины произвели большое впечатление, и уже очень скоро художник получает следующий престижный заказ – алтарный образ для кафедрального собора Толедо, для которого Эль Греко пишет одну из самых известных своих картин – «Снятие одежд со Христа».

Эль Греко не теряет надежду быть признанным при дворе короля Филиппа II и в 1580 году исполняет по его заказу огромную картину «Мученичество Святого Маврикия». Однако это произведение было отвергнуто королём и его окружением.

После этого случая художник решает навсегда обосноваться в Толедо, где его творчество понимают и высоко ценят. Он снимает роскошный дворец маркиза де Вильена, ставший ему и домом, и художественной мастерской.

С Толедо связаны наиболее известные, прославившее Эль Греко произведения, такие как монументальное полотно «Погребение графа Оргаса» (1586–1588 гг.)

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
Погребение графа Оргаса

и многочисленные портреты, в которых проявился его утончённый талант и гениальность портретиста. Строгие и сдержанные портреты являют благородство и внутреннюю красоту современников художника. К этому же периоду относятся и многочисленные изображения Святых, в том числе Святого Доминика.

В конце девяностых – начале шестнадцатого века художник создал огромные алтарные многофигурные композиции для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597–1599), для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1600–1603), для Коллегии августинцев в Мадриде (1596–1605), а также «Святое семейство» (1590–1595).

Поздний период творчества Эль Греко отмечен глубиной религиозных переживаний и христианским мистицизмом, в котором душа обращается от темноты духовной ночи к внутреннему свету. Полные экспрессии удлинённые образы, написанные широкими мазками с ярким моделированием света и теней, похожи на пламя свечи, устремлённое от мира зримого, земного, к миру горнему, вечному.

Художник продолжал работать до самой смерти. Его последняя картина «Обручение Марии» (1613–1614) осталась незаконченной – Эль Греко скончался 7 апреля 1614 года, не успев её завершить.

Таким был жизненный и творческий путь Эль Греко, который не оставил после себя последователей, и чьё искусство на несколько веков было предано забвению и было заново открыто лишь в XX веке.

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
Молитва Святого Доминика. Частная коллекция. Фрагмент

Но вернёмся к картине «Молитва Святого Доминика», которая является одним из лучших и наиболее характерных примеров творчества Эль Греко. Святой Доминик изображён погружённым в молитву, склонившись перед распятием. Его коленопреклонённая поза выражает благоговение и молитвенное созерцание. Взгляд Святого направлен вниз на небольшое распятие, опирающееся на скалы.

Примечателен контраст между внутренним покоем, который словно излучает образ Святого Доминика, и напряжённостью его окружения – затянутого грозовыми тучами неба и острых скал. Это впечатление усиливают динамично ниспадающие складки хабита Доминика. Картина написана в серебристой цветовой гамме, полной тонких оттенков и нюансов.

В ней ничто не отвлекает от главного – образа Святого Доминика, являющего пример глубокой и самозабвенной верности Богу. При этом Доминик изображён не неким идеализированным «сверхчеловеком», далёким от обычных переживаний, а живым человеком, которому мы можем сопереживать, чьё благочестие нам близко и понятно.

Такой подход отвечал принципам Контрреформации, согласно которым искусство должно пробуждать религиозные чувства и вдохновлять к благочестию. Яркое, контрастное освещение подчёркивает настроение картины. Она словно пронизана сверхъестественным светом, исходящим от мира горнего.

Божественный свет, который открывается человеку в созерцании, освещает Святого Доминика, и нам остаётся надеяться, что, следуя примеру его молитвы, мы также обретём благодать пребывать во свете Божием.

Интересно, что Эль Греко создал несколько авторских повторений (так называемых «реплик») этой картины, как, впрочем, он часто поступал и с другими своими произведениями. Считается, что самая ранняя версия картины, написанная между 1585-90 годами, находится в коллекции Пласидо Аранго в Мадриде.

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
Молитва Святого Доминика. Коллекция Пласидо Аранго, Мадрид

Три другие версии, в том числе та, которая была продана на аукционе Sotheby's, вероятно, были созданы после 1600 года. Одна из них находится в соборе в Толедо, а другая – в Музее изобразительных искусств в Бостоне. Ещё одна, наиболее поздняя версия картины, украшает коллекцию Испанского Общества Америки в Нью-Йорке.

Все версии «Молитвы Святого Доминика» настолько похожи, что различить их можно лишь при внимательном рассмотрении и сопоставлении.

Можно заметить, что складки хабита на всех картинах написаны по-разному, различия есть и в выражении лица Доминика – в версии из коллекции Аранго Святой изображён наиболее молодым, тогда как на картине, находящейся в Бостоне, он выглядит более измождённым, эта версия преисполнена драматизма более остальных. Примечательно, что в 1970 году почта Ватикана выпустила марку в честь 800-летия Святого Доминика, на которой можно видеть репродукцию этой картины.

  • «Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
    Марка, выпущенная Почтой Ватикана
  • Между 1606 и 1610 годами Эль Греко создал другой вариант образа Святого Доминика, находящийся в музее Santa Cruz в Толедо.
  • «Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
    Святой Доминик. Музей Santa Cruz, Толедо

Доминик написан стоящим на коленях на фоне грозового неба. Так как земля под ним почти не различима, кажется, словно Святой пребывает среди туч. В левой руке он держит распятие, на которое устремляет взор, преисполненный преданности и почитания. Правая рука Доминика лежит на сердце как знак смирения перед тайной Креста Христова, в созерцание которой он погружён.

Ещё один образ Святого Доминика, написанный Эль Греко, изображает Святого молящимся в келье.

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
Святой Доминик в келье. Частная коллекция

Эта картина, созданная между 1590 и 1600 годами, находится в частной коллекции. По композиции она почти в точности повторяет известное изображение Святого Франциска Ассизского, написанное Эль Греко в более ранний период времени – около 1580 года.

Святой Франциск

Святого Доминика также можно увидеть на великолепной картине «Коронация Девы Марии» (1591-92 гг., музей Santa Cruz в Толедо).

Коронация Девы Марии. Музей Santa Cruz, Толедо

Доминик, взирающий на Пресвятую Богородицу, увенчанную небесной славой, изображён крайним справа в числе других Святых. Иисус и Бог Отец венчают короной Святую Деву Марию, над которой парит Святой Дух в виде голубя.

Небо словно разверзается, являя свет, пронизывающий всю картину, выдержанную в излюбленном художником перламутрово-серебристом колорите.

Несомненно, Эль Греко был одним из наиболее выдающихся мастеров света и цвета!

Помимо изображений Святого Доминика, примечателен также созданный Эль Греко образ Святого Гиацинта на картине «Явление Богородицы Святому Гиацинту», написанной между 1600 и 1610 годами.

Читайте также:  Собор в солсбери - джон констебл
Явление Богородицы Святому Гиацинту. Коллекция Barnes

Святой Гиацинт стоит на коленях в изумлении перед чудесным видением Богородицы с Младенцем. Интерьер храма с колоннами и узорным полом тускло освещён, что указывает на то, что событие происходит ночью или рано утром. Слева от колонны видна погружённая в полумрак скульптура епископа.

Гиацинт стоит прямо, левой рукой словно указывая на зрителя, а правую благоговейно приклонив к груди. Он направляет свой взгляд к Пресвятой Богородице с Младенцем на руках, явившейся ему в светлом облаке.

Существует две версии этой картины: одна, большая по размеру, находится в коллекции Barnes в США; другая – в галерее в Рочестере.

Рассказ о доминиканцах в творчестве Эль Греко был бы неполным без упоминания написанного им в 1605 году замечательного портрета Папы Пия V.

Портрет Папы Пия V. Частная коллекция

Этот портрет великолепно передаёт характер и силу личности мудрого Понтифика, проведшего важнейшие церковные реформы в эпоху Контрреформации.

Итак, жизнь и творчество Эль Греко полны парадоксов: грек, ставший одним из самых известных испанцев; художник, на несколько веков опередивший время, который, сам того не ведая, заложил основы импрессионизма и многих современных течений в живописи; человек, стремившийся к славе, богатству и почёту, но обретший смысл жизни в служении Богу своим искусством, которое продолжает удивлять и восхищать и в наши дни.

Источник: http://dominicanes-ua.blogspot.com/2015/11/blog-post_11.html

Эль Греко картины

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Эль Греко биография

Эль Греко – великий испанский художник 16-17 в. Родился на острове Крит в 1541 году. При рождении мальчику дали имя Доменикос Теотокопулос.

Большое влияние на всё его творчество оказали такие художники, как Микеланджело, Михаил Дамаскин, Бассано, Веронезе, Тинторетто и др.

Эль Греко тяготел к венецианской школе живописи, большинство его работ выполнены в стиле маньеризм.

Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.

О жизни, тем более детстве великого художника практически ничего не известно. По некоторым сведениям ещё юношей он обучался искусству иконописи. Отсюда, вероятно, присутствие в его работах явного византийского иконописного стиля. Его учителем называют Михаила Дамаскина.

В возрасте 26 лет, Эль Греко отправился в Венецию, где продолжил обучение в мастерской Тициана. Здесь на него большое влияние оказали работы итальянских маньеристов, но всё же, несмотря на это, он выработал свой, уникальный почерк и манеру рисования.

Славу художнику принесла картина “Погребение графа Оргаса” которая была написана в 1586 году. С тех пор у него появилось множество заказов от частных лиц и от церкви. В тот период он пользовался большой популярностью благодаря своему оригинальному стилю, который не зависел от других художников. Все картины он подписывал Доменико Греко. Артикль Эль прибавили к его имени каталонцы.

Великий испанский художник умер 7 апреля 1614 года в Толедо, где прожил последние годы. Был похоронен в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.

Если вы попали в неприятную ситуацию и, к сожалению, у вас нет хорошего специалиста, что бы помочь вам, то к вашим услугам компания Автоюрист. Здесь опытные адвокаты по ДТП в Киеве, которые помогут вам разрешить любую ситуацию. Возмещение ущерба, работа со страховой компанией, возврат водительских прав и многое другое от специалистов с большим опытом работы.

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Погребение графа Оргаса

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

  Апостолы Пётр и Павел

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Благовещение

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Дама в мехах

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Христос, несущий крест

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Мальчик, раздувающий лучину

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Мария Магдалина

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Молитва святого Доминика

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Мученичество святого Маврикия

Поклонение пастухов

Снятие пятой печати

Святой Франциск в экстазе

Святой Иосиф с юным Христом

Святой Людовик король Франции

Для вашего предприятия или организации нужна обычная или уникальная спецодежда? Швейная фабрика Спецтекс-Плюс выполнит любое ваше требование. Производство спецодежды поставлено здесь на самый высокий и профессиональный уровень.

Святой Мартин и нищий

Святое семейство с Марией Магдалиной

Троица

Вид Толедо

???? Блинцов | 2012-05-30, 09:37 | ???? 962

Источник: https://art-assorty.ru/1274-el-greko-kartiny.html

Эль Греко. «Из “византийца” в “венецианца”»

*Выбор статьи об Эль Греко был не случайным.  «Полотна отступившего от правил грека высятся перед нами как вертикали скалистых берегов далеких стран. Нет другого художника, который так затруднял бы проникновение в свой внутренний мир». (Хосе Ортега-и- Гассет).

По сути, это новатор своего времени. К тому же, интересна эволюция художника «из “византийца” в “венецианца”». «Несомненно, что Тетокополи обладал необычайной духовной восприимчивостью, иначе бы с ним не могла совершиться первая метаморфоза из “византийца” в “венецианца”».

(Александр Бенуа).

 «Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Искусство Эль Греко, нашедшего благодатную почву для раскрытия своего самобытного, необычайного дарования в Испании, по своим масштабам не укладывается в рамки какой-либо одной национальной школы.

  Оно представляет собой причудливый сплав поствизантийской иконописной традиции с подлинно всеобъемлющим ренессансным мировосприятием, пронизанный глубокой религиозностью и проникновенным драматизмом.

Большинство произведений Эль Греко написаны на религиозные сюжеты, но при этом сильно отличаются от привычных алтарных картин, напоминая фантастические видения, исполненные экспрессии и экстаза. Лишь в одном картины Эль Греко тождественны иконным образам – они являют мир, каждая частица которого преображена силой яркого духовного озарения.

Становление. Годы юности на Крите

О раннем периоде жизни Доменико Теотокопули (настоящее имя художника) сведений, к сожалению, почти нет. Известно, что он родился в 1541 году в Кандии (ныне Ираклион), столице острова Крит.

Отец его, Георгиос Теотокопулос, был сборщиком налогов и параллельно занимался торговлей, можно предположить, что, что семья принадлежала к кругу зажиточных горожан.

На тот момент Крит, один из крупнейших и прекраснейших островов Средиземноморья, находился во владении Венецианской республики, будучи захваченным в 1211 году после варварского разграбления Константинополя во время четвертого Крестового похода (1204).

Чтобы понять истоки столь самобытного дарования, каким был наделен художник, важно воссоздать царившую на острове противоречивую атмосферу.

Местные жители – православные греки – в своих поисках продолжали стремиться к Константинополю, столице Византийской империи, которая навсегда осталась для них символом утраченной независимости.

Неудивительно, что правление венецианцев на острове поначалу встретило неприятие со стороны местных жителей.

К началу XVI века ситуация сильно изменилась. Нарастающая угроза со стороны Османской империи заставила Венецианскую республику искать союзников в борьбе за сохранение своих земельных владений. Поэтому и политика в отношении колоний смягчилась.

Особенно это стало ощутимо в городах, где правящая элита постепенно перенимала греческие традиции и образ жизни. В культурную жизнь острова постепенно проникают отголоски итальянского Ренессанса.

Таким образом, становление Эль Греко как художника происходило в период активно развивающегося художественного взаимообмена двух совершенно разных культур – восточной (поствизантийской) и западной (латинской).

Документальных свидетельств об обучении и первых творческих шагах художника почти не сохранилось.

К счастью, до нас дошло несколько икон Доменико критского периода, по которым можно судить о его ранней живописи. Среди них сильно утраченный образ «Св. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем».

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Святой Лука сидит перед мольбертом с иконой  Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Нет сомнений, что в этой иконе Эль Греко особенно хотел подчеркнуть роль св. Луки как первого христианского художника, который не просто запечатлел земной образ Богородицы, но и создал произведение искусства.

Венеция

В 1567 году Эль Греко подобно многим молодым художникам отправляется в Италию, чтобы открыть во всей полноте мир искусства Возрождения.

Для греческого иконописца начинается новый этап жизни и творчества; он с неуемным энтузиазмом осваивает технику и приемы масляной живописи, постигает тонкости цветовых сочетаний знаменитого венецианского колорита.

Время, проведенное в Венеции, имело для него большое значение, поскольку именно здесь, вне строгих иконописных канонов, формируется столь необычная и неповторимая манера живописи Эль Греко.

  • Первые венецианские работы художника еще являются ученическими. Среди них «Исцеление слепого»,
  •  
  • «Благовещение»
  •  

Эль Греко соприкоснулся с итальянским искусством в ту пору, когда его наивысший расцвет, период Высокого Возрождения, был на исходе. В произведениях современных ему художников уже ощутимо нарастание кризиса.

Гармония и высшие идеалы, провозглашенные Ренессансом, рушатся, на смену им приходит новый художественный стиль – маньеризм, где во главу угла поставлены не равновесие красок и гармония пропорций, а выразительность за счет нарушения законов гармонии и равновесия.

  Настоящее призвание греческого мастера состояло в том, чтобы стать одной из главнейших фигур зарождающегося искусства маньеризма. Поэтому Эль Греко не может удовлетвориться достигнутым, его неуемно влечет в Рим. Осенью 1570 года он покидает Венецию и устремляется в Вечный город.

Открытие Рима

В Риме Эль Греко рассчитывал на покровительство кардинала Алессандро Фарнезе, к которому у него было рекомендательное письмо от знаменитого миниатюриста Джулио Кловио, где Кловио рекомендует его как талантливого живописца. Ходатайство оказалось успешным, и «молодой критянин» получает комнаты во дворце Фарнезе.

Для молодого художника, только начинающего свой творческий путь в Вечном городе, оказаться в окружении кардинала было необычайной удачей. Кардинал, отличавшийся утонченным вкусом, собрал вокруг себя общество эрудитов и интеллектуалов.

Приобщившись к среде просвещенной римской элиты, Эль Греко постигает новые знания, быстро развивается интеллектуально и творчески. Уже в 1572 году он принят в римскую Академию св. Луки, что в жизни каждого художника было определяющим этапом, отмечавшим его творческую зрелость и независимость. Членство в Академии позволяло Эль Греко иметь собственную мастерскую и получать заказы.

  1. Одна из работ римского периода – «Мальчик, раздувающий лучину»
  2.  «Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
  3. У Эль Греко теплый золотисто-оранжевый свет, исходящий от лучины, преображает лицо и фигуру мальчика, превращая изображение в эфемерный образ, словно осиянный духовным светом.

Эль Греко пробыл в Риме чуть больше пяти лет. Несмотря на известность и членство в Академии св. Луки, он так и не получил здесь ни одного крупного заказа. Нереализованные честолюбивые замыслы побуждают художника снова отправиться в путешествие. В 1577 году в возрасте тридцати шести лет он уезжает в Испанию.

Испанский период

Эль Греко пребывает в Мадрид, пробыв там совсем недолго, так и не найдя себе работы, художник отправляется в старую испанскую столицу Толедо.  Эль Греко не случайно отправился в Толедо.

Еще в Риме он познакомился с испанским священником Луисом де Кастильо, незаконным сыном настоятеля Толедского собора, дона Диего де Кастильо.

Скорее всего, Луис составил для Эль Греко протекцию к своему отцу, поскольку по прибытии в Толедо художник получил грандиозный заказ – большой алтарный образ для ризницы Толедского собора, а также восемь картин для украшения монастырской церкви Сан-Доминго дель Атигуо.

  • Центральной картиной главного алтаря церкви Сан-Доминго дель Атигуо стало огромное «Вознесение Марии».
  •  «Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
  • Здесь Эль Греко впервые столкнулся с проблемой написания монументального полотна.
  • Тема Божественного света находит развитие в «Троице» («Престоле Милосердия») – верхней картине алтаря.
  •  
  • Для ризницы старинного готического  Толедского собора художник исполнил картину грандиозного масштаба на редкую тему «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»),
  •  «Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины
Читайте также:  Зоологический музей в санкт-петербурге, россия - фото

над которой работал в течение двух лет. Она стала первой из значительных произведений в творчестве Эль Греко.

Первые успехи не охладили честолюбивые мечты Эль Греко о карьере придворного живописца. Когда в 1579 году Филипп II посетил Толедо, художнику удалось получить заказ от короля на картину официозной тематики «Поклонение имени Иисуса».

 «Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Сам сюжет восходит к евангельскому тексту послания апостола Павла к Филиппийцам: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы предименем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…» (Фил., 2:9-10).

Согласно тексту, Эль Греко изображает в небе светящуюся триграмму имени Спасителя HIS, которой поклоняются ангелы в мире горнем (небесном) и весь род людской во главе с самим Филиппом II в мире дольном (земном).

Слева видна адова пасть, откуда вопиют о милосердии грешники.

Исполняя заказ, Эль Греко явно старался понравиться королю. Он приложил все усилия, чтобы придать произведению величие монументальной работы.

Некое бесконечное пространство, где в глубине теряется неисчислимый в своем множестве человеческий поток, почти сливается у горизонта с нависшими непроницаемой массой тяжелыми облаками.

Филипп II, скрестивший руки в экзальтированной молитве, будто оказывается во главе человечества.

Испанскому королю картина понравилась. Несомненно, ему сильно импонировала грандиозная миссия, которой он наделялся, исходя из аллегорического смысла.

Следующей картиной художника становится «Мученичество святого Маврикия»

 «Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Грандиозное творение, в которое Эль Греко постарался вложить весь свой талант. В итоге в очень вдохновенной и красивой по колориту картине впервые во всей полноте раскрывается оригинальная манера художника, что, однако, привело к краху его придворной карьеры, поскольку вкусу придворной культуры этого времени были созвучны произведения в духе эстетически прекрасного академизма.

Эль Греко не только раскрывается как талант большой величины, он с поразительной смелостью заявляет о необычности своего искусства. Осознание собственной уникальности придало ему силы и вдохновения для полной реализации своего таланта.

Особая роль в живописи Эль Греко отводится цвету.

 « Как ни экспрессивны в искусстве Эль Греко композиция, рисунок, пространство, ритм, самое важное в его образной системе – это колорит» (Т. Таперова).

Один из самых излюбленных цветов мастера – серебристо-серый, иногда почти перламутровый в изысканности и богатстве оттенков. Яркий пример работы Эль Греко с серым – «Распятие с двумя донаторами».

Именно серый. Переливающийся самыми различными оттенками в тревожном фоне сумрачного неба. Задает общий эмоциональный настрой алтарной картины.

В своем художественном развитии Эль Греко бесконечно далеко отошел от традиционной иконописи, с которой начинал свой творческий путь. Но все же, в его произведениях ощутимы явные реминисценции с поствизантийским искусством. Не исключено, что духовное начало творчества Эль Греко восходит своим истоком именно к византийской традиции.

, где в иконописи и монументальной живописи можно найти немало примеров высокой медитативной сосредоточенности и духовного «горения», где изображаемый материальный мир подчиняется условностям обратной перспективы (когда изображение будто выступает навстречу зрителю), а плоть преображена нетварным Божественным сиянием Фаворского света (света, которым просияло лицо Христа в момент его преображения на горе Фавор).

В картине «Христос Спаситель»

Эль Греко цитирует традиционную византийскую иконографию Христа Пантократора (Вседержителя).

  Полуфигура Спасителя расположена строго фронтально, его взгляд устремлен прямо на зрителя, левой рукой он опирается на державу (символический образ земной сферы и атрибут земного властителя), правой благословляет.

Крестообразное сияние, которое будто поглощает глубокий серый цвет непроницаемого фона, едва намечает очертания нимба вокруг головы Спасителя.

Эль Греко не стремился идеализировать образ Христа, он сознательно искажает пропорции, удлиняя и без того узкий лик, акцентирует почти черными тенями глазницы, нарушает симметрию черт лица в поиске той единственной формулы духовной красоты, которая сияет сквозь видимую земную оболочку плоти. Образ Христа у Эль Греко поражает своей волнующей проникновенностью. Превыше всего духовное начало и духовная красота, отличные от ренессансных норм пропорциональной гармонии.

Испанский маньеризм

На 1580 – 1590-е годы приходится наивысшая творческая активность Эль Греко.

Стиль его живописи заметно меняется – краски обретают особое, только ему присущее надматериальное сияние, в палитре преобладают холодные сверкающие тона, фигуры вытягиваются и устремляются ввысь.

Произведения Эль Греко все более становятся похожими на некие визионерские картины, где материальное преображается в пламени духовного горения.

Часто искусство художника относят к маньеризму. Этот художественный стиль, пришедший на смену Высокому Возрождению, нарушает законы гармонии и пропорций ради обостренной выразительности и особой духовной напряженности.

Образный строй произведения обогащается за счет метафорической насыщенности, иногда даже гротеска, но утрачивает равновесие и покой. Почти все художественные приемы маньеризма – удлиненные пропорции, необычная цветовая гамма, нарушение законов перспективы, нестандартное освещение – можно найти в работах Эль Греко.

Но вместе с тем стиль и концепция его живописи в своей целостности и  глубине не умещается в рамках только маньеризма.

«Коронование Марии».

Изнуренный тяжелой болезнью, Эль Греко скончался 7 апреля 1614 года. Его похоронили в Церкви Сан- доминго дель Антигуо.

В последние годы жизни Эль Греко сдружился с поэтом Луисом де Гонгорой, который написал сонет. Прославляющий мастерство великого живописца.

  1. Надпись на могилу Доменико Греко
  2. Сей дивный – из порфира – гробовой
  3. Затвор сокрыл в суровом царстве теней
  4. Кисть нежную, от чьих прикосновений
  5. Холст наливался силою живой.
  6. Сколь нее прославлен трубною Молвой,
  7.  А все ж достоин вящей славы гений,
  8. Чье имя блещет с мраморных ступеней.
  9. Почти его и путь продолжи свой.
  10. Почиет Грек. Он завещал Природе
  11. Искусство, а Искусству труд, Ириде
  12. Палитру, тень Морфею, Фебу свет.
  13. Сколь склеп не мал, — рыданий многоводье
  14. Он пьет, даруя вечной панихиде
  15. Куренье древа савского в ответ.  

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/1864419/

Эль Греко: произведения, биография, факты и видео

???? Приветствую вас, мои дорогие читатели! В статье «Эль Греко: произведения, биография» — о жизни испанского живописца, скульптора, архитектора.

Эль Греко: биография

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 г. на о. Крит. Долгое время он жил в Испании, где стал представляться как Эль Греко. Но подпись на своих произведениях пишет по-гречески, указывая настоящее имя.

До 25 лет о его биографии практически ничего не известно. Отец — сборщик налогов, мог дать сыну хорошее образование. Позже Эль Греко подружился с известными учеными. В его домашней библиотеке было более 130 рукописей по разным сферам науки на пяти языках. Факт, который может сказать о многом.

В архивах 1566 г. обнаружены документы, где его величают «мастер Доменико Теотокопули». Сохранились работы того периода, где его произведения в традициях икон Византии. Хотя это, конечно, выглядит достаточно странно, потому что семья мастера посещала римскую католическую церковь.

В 1568 г. мастер на пару лет перебрался в Венецию. Некоторые архивные документы указывают на то, что он обучался у великого Тициана.

Эль Греко провел в Риме 5-6 лет. Он познакомился с живописцем Дж. Кловио, по просьбе которого кардинал Фарнезе поселил его в своем дворце.

В 1572 г. художник был принят членом гильдии св. Луки и периодически наведывался в Венецию. Там он познакомился с видными религиозными деятелями. Служащий кардинала Орсини, купил у мастера семь больших картин. Но больше выгодных заказов не поступало. Это стало главной причиной отъезда в Толедо.

Толедо

Здесь дела быстро наладились. В 1577 г. он завершил «Успение Богородицы», и приступил к созданию образа «Снятие одежд с Христа». Это полотно, представленное на суд зрителя в 1579 г., стало популярно. Мастер долгое время писал с него копии, которые быстро раскупались.

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

«Совлечение одежд с Христа». 1577–1579 . Толедский собор, Толедо, Испания

В Толедо мастер женился на Иерониме де лас Куэвас. Брак не был зарегистрирован в мэрии. По этой причине в городе ходили всевозможные догадки и невероятные слухи.

Одни говорили, что иностранец не получил нужные для заключения брака документы. Другие шепотом рассказывали, что он женат, но оставил семью на произвол судьбы. Однако личная жизнь мастера остается тайной.

Имя живописца встречается во многих архивах по поводу его договоров на исполнение заказов. Но в архивах не удалось найти ни одного письма самого мастера.

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

“Вид Толедо перед грозой” 1610-1614. Метрополитен-музей Нью-Йорк

Как пишут его современники в своих личных воспоминаниях, Эль Греко был умным человеком, но часто гордился тем, что создает величественные произведения искусства. Иногда это было похоже на высокомерность.

Творчество Эль Греко

С 1585 г. мастер, чтобы поддержать привычный уровень жизни, арендовал одно крыло дворца у маркиза де Вильены. Покупателям называл огромную сумму, в которую оценивал свои произведения. Это несколько раз заканчивалось судебными процессами между мастером и заказчиками.

Случались и другие неприятности. Служители церкви неоднократно высказывали претензии к картинам мастера. Они настаивали, чтобы произведения, исполненные по заказу церкви, соответствовали традиционным ортодоксальным принципам изображений.

Но слава мастера росла с каждым днем, и он продолжал получать большие заказы от богатых клиентов. В это время Толедо был известен далеко за пределами Испании, но хороших живописцев здесь было мало.

Эль Греко пытался всеми силами привлечь к себе внимание не только местных горожан, но и сеньоров со всей Испании. Особенно он мечтал обратить внимание на свои творения могущественного Филиппа II, слывшего ценителем живописи.

Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида. Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан.

Читайте также:  Музей воды в киеве - видео и адрес музея, украина

Но мечты не сбылись. Эль Греко выполнил грандиозное полотно «Мученичество св. Маврикия». Но королю творение мастера не понравилось, и он отдал заказ Чинчиннато. Как утверждал очевидец этих событий, полотно не вызвало у короля «религиозного трепета».

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

«Мученичество святого Маврикия». 1580-1582, Монастырь де Эль Эскориал, Мадрид

Главную сцену сюжета Эль Греко «удалил» вглубь полотна. На переднем плане написал св. Маврикия с друзьями, когда они единодушно решают отдать жизнь за истинную веру. Получилось, что традиционное толкование сюжета художник принес в жертву своему стилю.

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

«Кающаяся Магдалина» 1594, Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт

Последние годы жизни

Эль Греко возвратился в Толедо навсегда. Он активно работал в 1597 — 1607 г.г., когда началась массовая перестройка храмов. И это открыло для него огромное поле деятельности. Слава мастера пересекла границы Испании и ему стали поступать заказы из соседних европейских стран.

В 1603 г. он принял заказ на создание алтарного образа для госпиталя в окрестностях Толедо. Вновь последовало разбирательство об оплате, которое мастер проиграл.

В конце жизни для живописца наступила черная полоса. Возникли проблемы со здоровьем, мучили финансовые проблемы. Его осаждали многочисленные кредиторы, он не мог оплатить аренду жилья.

Эль Греко скончался в 1614 г. и был похоронен в храме Санто-Доминго. Но церковные дрязги продолжились. Сын вынужден был перевезти прах отца в монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь подвергся разрушению в XIX в. Могила художника не была найдена, но память об этом величайшем живописце пережила века.

Видео

Эль Греко: произведения и жизнь художника

Источник: https://damy-gospoda.ru/el-greko-proizvedeniya-biografiya/

Сочинение по картине Мученичество святого Маврикия — Эль Греко

«Мученичество святого Маврикия», Эль Греко — описание картины

Картина испанского живописца Эль Греко «Мученичество святого Маврикия». Размер картины 448 x 301 см, холст, масло. Остро и последовательно визионерский характер искусства Эль Греко сказался в картине, заказанной королем Филиппом II для собора Эскориала — «Мученичество святого Маврикия».

В очень сложной, насыщенной множеством фигур композиции запечатлены, как в произведениях средневекового искусства, разновременные эпизоды из жизни святого.

На переднем плане картины художником помещены фигуры полководца фиванского войска Маврикия и его соратников, готовых принять мученическую смерть за верность христианству. Они представлены в латах римских воинов; пластическая моделировка их фигур навеяна приемами классической живописи.

Однако эти образы, в которых проявилось типичное для Эль Греко понимание человеческой личности, бесконечно далеки от героических образов Возрождения.

Их тела лишены реальной весомости, лица и жесты отражают душевное волнение, смирение и мистический экстаз, босые ноги неслышно ступают по земле.

Изображение казни Маврикия, вознесения его души на небо, отодвинутое художником вдаль, как бы происходит в сфере безграничного пространства.

В картине «Мученичество святого Маврикия» необычный колорит художника, проникнутый беспокойной борьбой противостоящих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в мерцании призрачного нереального света, является одним из главных средств мистического преображения реальности. Столь не похожая на традиционные произведения церковного искусства, картина Греко не была оценена ни Филиппом II, ни придворными мастерами-итальянистами. Ее место в соборе Эскориала было отдано полотну посредственного итальянского живописца.

Разочарованный своим неуспехом при дворе, Эль Греко покинул Мадрид и поселился в Толедо. Некогда «сердце Испании», древний Толедо в 16 веке стал приютом старой феодальной аристократии. Потеряв значение государственной столицы, Толедо остался центром инквизиции и богословской мысли. Толеданская интеллигенция увлекалась идеалами средневековой культуры и мистическими учениями.

Ее духовная жизнь, в которой значительное место занимали музыка, поэзия и искусство, отличалась большой утонченностью. Эта среда оказалась наиболее благоприятной для развития дарования Эль Греко.

Сочинение по картине Мученичество святого Маврикия — Эль Греко« Жаклин Рок — Пабло ПикассоВокзал Лейн-Лордшип в Далвиче — Камиль Писсарро »

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/greko-el/muchenichestvo-svyatogo-mavrikiya-el-greko/

Эль Греко

Доменикос  Теотокопулос  или  иначе Эль Греко был потомственным византийским богомазом.  Грек по происхождению, но испанец душою, своим трудолюбием и яркой индивидуальностью он при жизни завоевал восхищение и славу. 

Его полотна невозможно спутать ни с какими другими.  Этот художник нашёл свои собственный, неподражаемый  стиль, свою манеру, благодаря которым мы с лёгкостью узнаём  работы его кисти. У персонажей Эль Греко удлиненные лица и тела.

  Как будто какая-то высшая сила вытягивает их к верху. Картины художника выполнены в характерной цветовой гамме, в которой преобладают белый, черный,  синий и голубой цвета.

Его работы очень насыщенны и контрастны, контуры очертаний ярко выделены.

Доменикос Теотокопулос, получивший позднее имя Эль Греко родился и вырос  в королевстве Кандия (так в то время назывался Крит). Тогда остров принадлежал наисветлейшей венецианской республике,  и поэтому Крит  был воплощением определённого духа: сплава  греческой  европейской культур.

Несмотря на то, что первичную школу своего становления как живописца он прошёл в Кандии и в Италии, будучи учеником такого выдающегося мастера возрождения, как Тициан  Тинторетто, свою истинную художественную родину и свое художественное имя Эль Греко он обрёл в Испании.

Сюда он переехал в 1577 году уже достаточно опытным мастером. Испанцы, вдохновлённые гением художника, тут же прозвали его Эль Греко, что с их родного языка переводилось легко, понятно и просто: “грек”.

И, хотя он всё продолжал подписывать свои работы как Доменико Теотокопулос, мировое искусство и мировая культура запомнили его как Эль Греко.

Маленький грек Доменикос, как и большинство гениев мирового изобразительного искусства, проявил  интерес к живописи с ранних лет.

Отец мальчика был весьма состоятельным по тем меркам человеком, а потому мог позволить себе отдать сына на обучение в лучшую художественную мастерскую.

Когда юному греку исполнилось двадцать, он был уже, как сейчас бы сказали, дипломированным специалистом.  Его художественная отрасль касалась миниатюр и фресок.

Уже одна из первых его работ, икона “Успение Богородицы”  отразила процессы, происходившие в культурной и общественной жизни Крита во второй половине XVI века. Когда строгие религиозные традиции Византии соединились с западным искусством, готовым на эксперименты.  Среди канонических православных образов художник написал голубя. Так католики часто изображали святого духа.

Увлечение итальянской живописью побудило юношу покинуть Крит. В ту пору первым художником Венеции считался 80-летний Тициан, которого восторженно называли избранником небес.

  Доменикос поступил в его мастерскую, где освоил технику масляной живописи и основы перспективы, а позднее вошёл в аристократический круг Венеции, а затем и Рима.

  Покровитель талантливого грека, известный художник-миниатюрист Джулио Кловио рекомендовал молодого коллегу кардиналу Фарнезе, и у иностранца появилось множество заказов.

Но однажды заносчивый и самоуверенный Доменикос заявил, что может написать фрески лучше, чем “Страшный суд” Микеланджело.

Конечно же, такое дерзкое, неслыханное заявление вызвало недовольство папы Григория XIII, и коллег по цеху.

Произошёл всплеск негодования общественности Рима из-за которому самонадеянному греку, поправшему итальянское самолюбие пришлось уехать. Но нет худа без добра. Впереди художника ждёт, полюбившая его гостеприимная Испания.

В Толедо, бывшем некогда испанской столицей, и ещё сохранявшем атмосферу особенного города, Эль Греко просят расписать алтарь церкви Санто-Доминго.

  Картины, “Святая Троица” и “Поклонение пастухов” были вышедшие из-под кисти мастера  произвели фурор, после чего эмоциональные испанцы признали Эль Греко талантливейшим живописцем современности.  В Толедо художник нашёл не только славу, но и любовь.

Неизвестно, почему он так и не скрепил браком отношения со своей испанской возлюбленной. Её, красавицу Херониму  де Куэвас художник предположительно изобразил на полотне “Дама в горностаевых мехах”.

Невиданный успех выпал на долю картины Эль Греко “Эсполио”, изображающей Христа перед распятием. Впрочем, заказ доставил художнику и массу неприятностей. Священники кафедрального собора отказались заплатить обещанную крупную сумму.

Они заявили, что некоторые детали картины не соответствуют традиционному толкованию евангелия.

Тем не менее, получив лишь некоторую, небольшую часть денег, художник изменять картину не стал, и принципиально заявил о том, лучше быть бедным, чем не свободным.

Из-за непомерной гордости Эль Греко никогда не писал при дворе. Кланяться и заискивать было не в его стиле. Король, не привыкший к чудачествам и экспериментам, был недоволен новаторской картиной “Мученичество Святого Маврикия”.

Но испанский народ любил и уважал художника. Иностранцу даже присвоили статус жителя.  Он стал учить испанский язык, открыл собственную мастерскую.

Эль Греко оформлял местные храмы, выполняя не только живописные, но и скульптурные, и архитектурные работы.

Художник пользовался доверием толедской знати. Члены именитых семей, писатели и учёные охотно позировали художнику. Их привлекал необычный стиль живописца, за который его прозвали странным художником.  Удлинённые фигуры, вытянутые лица, отказ от  твёрдых правил рисунка и анатомических пропорций.

  Своеобразная манера исполнения  Эль Греко наиболее ярко  раскрывается в  алтарной картине “Погребение графа Оргаса”, ставшей  украшением капеллы Консепсьон при церкви Сан-Тодо.  За 400 с лишним лет полотно ни разу не вывозили за пределы храма.

  Множество людей, приезжающих в Толедо восхищаются этой грандиозной картиной и той тщательностью, с которой художник выписал многочисленные детали.  Безжизненное тело Оргаса, облачено в блестящие рыцарские доспехи.

В них отражается склонившийся над графом Святой Стефан, святой которого побили камнями за веру.  Лики святых полны умиротворения, глубокого сострадания и любви.

Многие церкви Толедо и Мадрида были обязаны Эль Греко своим скульптурным и живописным убранством.  Отдавая дань таланту художника, духовенство смирилось с тем, ч то у Эль Греко есть внебрачный сын и невенчанная жена.

  Благодаря причудливой фантазии Эль Греко, церемония погребения графа, скончавшегося за 250 лет до написания картины, присутствуют современники художника. Многие знакомые живописца с удивлением узнавали себя на этом групповом портрете.

  Эль Греко удалось раскрыть их индивидуальность и богатый внутренний мир.  Среди благородных испанских грандов стоит и сам живописец. Все присутствующие замерли в глубокой задумчивости.

Над головами скорбящих распахиваются небеса и златокудрый ангел уносит  ввысь душу усопшего, изображенную в виде призрачной фигурки. На небесах её примет Иисус Христос. Земное сливается с небесным. Зритель чувствует себя сопричастным происходящему.

Рассказывают, что когда художник-сюрреалист Сальвадор Дали впервые увидел эту картину, он упал в обморок. А Пабло Пикассо, изучая работы испанского грека, испытал настоящий эстетический шок.

Полотно великого Эль Греко “Погребение графа Оргаса” неисчерпаемо по своей глубине.

Это синтез живописи и философии, исторических фактов и преданий, необыкновенной эмоциональности и мастерства художника.

Наталья Орехова

Источник: http://AboutEspana.ru/str/74/

Ссылка на основную публикацию