Картина Поленова «Московский дворик», фото которой легко можно найти в любом каталоге русской живописи XIX века, по праву считается удивительным произведением. Это яркий пример того, как незначительное на первый взгляд полотно может не только серьезно повлиять на судьбу его творца, но и на долгое время определить направление развития целого жанра живописи.
Художник
Василий Дмитриевич Поленов – замечательный русский художник, был очень одаренным и разносторонне образованным человеком.
Он получил диплом юриста в Санкт-Петербургском университете и одновременно блистательно окончил Академию художеств.
Молодой человек был очень музыкален, в студенческие годы пел в хоре академии и даже создал несколько музыкальных произведений, но основным делом его жизни стала живопись.
В столичных художественных кругах Поленов считался признанным мастером исторической живописи. До того как была создана картина «Московский дворик», он писал полотна на библейские сюжеты и стал автором нескольких замечательных театральных декораций. В те годы никто не мог предположить, что потомки запомнят Поленова прежде всего как великолепного и очень тонкого пейзажиста.
История появления картины
В 1877 году Поленов возвратился из долгого путешествия по Европе, где в течение 6 лет знакомился с работами величайших итальянских и немецких живописцев.
Летом того же года он переехал жить из Петербурга в Москву и поселился в небольшой квартире на углу Трубниковского и Малого Толстовского переулков, недалеко от церкви Спаса на Песках.
Именно вид из окна этой квартиры и послужил темой для этюда, на основе которого впоследствии была создана картина «Московский дворик».
Изначально картина была пустой, лишь через год Поленов населил ее живыми существами. Именно в таком виде полотно в 1878 году было отправлено на шестую выставку передвижников и принесло живописцу неожиданную славу и признание.
Сам Поленов никак не ожидал такого успеха. Сохранилось его письмо к Ивану Крамскому, где он называет свой шедевр «картинкой», предполагая, что вскоре сможет представить на суд своих коллег нечто более серьезное. Тем не менее полотно очень понравилось публике, и вскоре после закрытия выставки его приобрел для своей знаменитой галереи сам Павел Третьяков.
Первый вариант картины также сохранился, и позже художник подарил его писателю Тургеневу, с которым был хорошо знаком и талантом которого неизменно восторгался.
Описание картины
Описание картины «Московский дворик» не займет много времени. Полотно изображает обычный московский двор, уголок старой Москвы со своим патриархальным укладом и особенной атмосферой.
Лето. Цветут цветы. Раннее утро, обещающее жаркий солнечный день. Синее-синее небо с редкими облаками. На этом ярком голубом фоне прекрасно смотрится изящная церковь с пятью куполами.
Ее центральный золотой купол величественно возвышается над своими более скромными собратьями, а рядом еще выше вздымается стройная колокольня.
Солнце светит настолько ярко, что на стенах церкви заметны тени от пробегающих по небу облаков.
В центре двора расположился небольшой особняк. О том, что он достаточно стар, говорят все окружающие постройки. В центре композиции располагается старый сарай с провалившейся крышей. Здание настолько ветхое, что сквозь его крышу успело прорасти небольшое кудрявое деревце. Рядом стоит небольшой, покосившийся от времени колодец.
Но несмотря на ветхость строений, жизнь в этом дворике не замерла. Мы видим запряженную лошадь, деловито выискивают что-то в земле куры. Вдалеке идет женщина с ведром. По виду ведро полное. Это хорошая примета, значит, никакие напасти обитателям дворика не грозят.
Но самые главные персонажи картины – это, конечно же, дети. Симпатичные белоголовые ребятишки с удовольствием играют под теплым летним солнцем. Двое из них устроились прямо на траве.
На переднем плане картины маленькая девочка в длинной юбке внимательно изучает сорванный цветок.
Все трое увлечены своими делами и совсем забыли о своей маленькой сестренке, которая плачет, отчаянно пытаясь привлечь к себе внимание.
Это обычный московский дворик, где мирно и размеренно течет своя нехитрая жизнь. В картине нет никакого драматизма, даже вид покосившихся строений не вызывает мысли о запустении.
К тому же большинство персонажей – дети, а значит, жизнь этого дворика будет продолжаться.
Картина «Московский дворик» Поленова написана с такой любовью к людям, что спокойствие и умиротворение сквозят буквально в каждом миллиметре полотна.
Колористика и композиция
Несмотря на кажущуюся хаотичность композиции, она строго продумана и подчинена законам перспективы. На полотне существуют два разных мира. Первый из них — рай небесный – синее небо и изящная церковь. А внизу – рай земной – сочная зеленая трава и безмятежно играющие на ней ребятишки.
Эти миры на полотне удивительным образом соединены и создают общую чарующую картину умиротворения и тихой радости. Создается полное впечатление, что милость Божия хранит всех тех, кто находится под сенью великолепного неба. А церковь выступает как своеобразный страж этой идиллии.
По своему колориту картина «Московский дворик» может быть сравнима с географической картой. На ней присутствуют все цвета, которые можно найти в любом атласе, – белый, голубой, зеленый, коричневый. Возможно, такая палитра выбрана художником совсем не случайно, ведь московский дворик для его обитателей – это почти целый мир. Они редко покидают его.
Но даже при таком ограниченном выборе цветов трудно найти более богатое по колористике полотно, чем картина Поленова «Московский дворик». Фото, к сожалению, не способно передать всей игры красок. К примеру, зеленая трава, которая на первый взгляд кажется одного цвета, на самом деле таит в себе множество оттенков и тончайших цветовых переходов.
«Московский дворик» – это замечательный пример того, как пристальное внимание к деталям позволяет добиться идеальной гармонии целого.
Интимный пейзаж
Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра в русской живописи, получившего название интимный пейзаж. Природа в таких произведениях становится отражением глубоко личных, интимных переживаний и впечатлений автора, а человеческие фигуры не играют доминирующей роли, а лишь оттеняют общее настроение, добавляя необходимые акценты.
Впоследствии Поленов создаст еще несколько столь же пронзительных произведений. Его следующее полотно в жанре интимного пейзажа, «Бабушкин сад», представляет вниманию зрителей все тот же особняк, что и на картине «Московский дворик», вот только настроение совсем другое. Здесь уже нет радости жизни и веры в будущее, все подчинено лишь прошлому.
Значение картины
Картина «Московский дворик» Поленова была написана художником вскоре после его возвращения из долгой поездки по Европе, именно поэтому в ней звучит столь ностальгическая любовь к родному краю. Трогательную и наивную красоту простого русского пейзажа не смогли затмить великолепные виды Италии и Германии.
Заслугой и своеобразным новаторством Поленова, несомненно, стало то, что он сумел сделать одухотворенными самые обычные, прозаические вещи. Он вдохнул жизнь в полотно, написанное в рамках строгих канонов реалистической живописи, тем самым давая возможность другим художникам совершенствоваться в этом направлении.
Даже через полтора столетия картина «Московский дворик», фото и репродукции которой пользуются неизменной популярностью, не перестает восхищать ценителей живописи своей неповторимой атмосферой чистоты и радости жизни.
Источник: https://www.syl.ru/article/181403/new_kartina-moskovskiy-dvorik-polenova-opisanie
История одного шедевра: «Московский дворик» Поленова
Отправляю вам что поприличнее. Примерно такими словами Василий Поленов сопроводил свой «Московский дворик», когда посылал его на выставку передвижников. Как это часто бывает, когда дедлайн горит, сдаешь уже хоть что-нибудь. Как получилось, что безделица, написанная на скорую руку, стала программным произведением художника, рассказывает Снежана Петрова.
«Московский дворик», Василий Поленов (1878)
Сюжет
Москва — большая деревня. Собственно, вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.
Поленова называют родоначальником интимного пейзажа
«Дорогой дядя, — писал Поленов своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры, — благодарю Вас за гостеприимство и т. д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».
Храм Спаса Преображения на Песках, 1882
«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово. А тут как раз выставка передвижников подоспела.
«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».
В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.
Контекст
Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.
«Бабушкин сад», Василий Поленов (1878)
По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.
Крамской о «Московском дворике»: «Поленов — молодец!»
После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером интимного пейзажа. Здесь слово «интимный» предстает в своем истинном значении, то есть «глубоко личный, задушевный, сокровенный». А само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотно, на котором очевидно выражено эмоциональное состояние художника.
Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не шибко ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.
Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья, многообразие тонов зелени, воздух и свет — с каком любовью выписан этот вид из окна. Тургеневское настроение в работах Поленова почувствовали все. Даже сам Тургенев.
Василий Дмитриевич подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич Василию Дмитриевичу — «Записки охотника» с дарственной надписью.
Книгу эту Поленов очень любил и называл бриллиантом русской литературы.
Судьба художника
Поленов родился в Петербурге и был абсолютно городским человеком. Но писал сердцем — о природе. Любил он смотреть на ширь полей, гущь лесов и бег рек. Поэтому как только заработал на первый дом — сразу купил. Вернее, построил по собственному эскизу.
Василий Поленов перед мольбертом, фото 1897 года
Сегодня широкий зритель помнит Поленова в основном как автора элегических сюжетов с тургеневским настроением. Действительно, у кого не защемит сердце да не накатит слеза при виде «Разлива на Оке» или «Золотой осени»?!
А между тем, художник писал и на религиозные, и на военные, и на античные темы.
Например, во время русско-турецкой войны он состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича — будущего императора Александра III.
А на исходе XIX века Поленов специально путешествовал на Ближний Восток, чтобы зарядиться местной атмосферой и собрать натуру для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».
Люди, изображенные на картине, выдуманы Поленовым
Впоследствии Поленов как заслуженный мастер делал, что хотел. Практически полная свободна творчества. Хочешь — по твоим эскизам дом построят. Хочешь — оперу твою поставят. Хочешь — благотворительность устроят. Все, что душе Василия Дмитриевича угодно.
Скончался Поленов жарким июльским днем (его любимое время года, когда березовый лист полон). И похоронили его на крутом берегу с видом на Оку, откуда он так часто писал родные просторы.
Источник: https://diletant.media/articles/30054689/
Картина В. Д. Поленова «Московский дворик»
«Московский дворик» Поленов Василий. Городской пейзаж русского художника-передвижника, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова.
Сочинение по картине «Московский дворик»
Вариант 1
Среди талантливых русских художников известно имя Василия Дмитриевича Поленова. Его картины яркие, содержательные, поэтому всегда воспринимаются зрителями с большим интересом.
Одна из удивительных работ является картина «Московский дворик». Она была написана художником из окна квартиры в которой он проживал. Это полотно принесло художнику известность и популярность.
На картине показана спокойная и тихая жизнь людей, проживающих в конце девятнадцатого века в старой Москве.
Если приглядеться к картине, то безошибочно можно определить, что на ней изображено летнее утро. Небо голубого цвета, лишь виднеются отдельные, словно вата белоснежные облака. Благодаря солнцу картина наполнена светом. Скорее всего ожидается жаркий денек. В центре картины расположена церковь с пятью куполами, а рядом высится колокольня.
Центральный купол церкви, а так же колокольни переливаются золотом в лучах летнего солнышка. Неподалеку от нее находится особняк. Он очень стар, хотя здание достаточно хорошо сохранилось, только вот хозяйственные постройки стали ветхими. Напротив особняка расположен сарай, крыша его покосилась и на ней вырос какой-то кустарник.
Рядом с ним находиться старый колодец. Возле особняка изображен деревянный забор. Скорее всего он огораживал сад, но сейчас видно, что он зарос. В нем выросла береза, у которой сломалась макушка. Слева картины изображена женщина с ведром воды. Она немного склонилась, и протянула руку в сторону, чтобы удерживать равновесие.
Неподалеку пасется запряженная лошадь, ждущая своего хозяина.
Возле сарая бегают куры. Но все же центральное место картины принадлежит детям. Перед домом выросла зеленая лужайка с белыми цветами. Два белокурых мальчика играют вместе на траве. Один стоит и разглядывает сорванный цветок.
На траве сидит маленькая девочка, она плачет, потому что ее как бы оставили одну, старается привлечь к себе внимание. Эта картина вносит спокойствие и умиротворение. Чувствуется, как художник с большой любовью относится к людям, особенно к детям.
Глядя на нее хочется улыбаться, гордиться тому, что у нас жили такие талантливые художники.
Вариант 2
Василий Дмитриевич Поленов – знаменитый русский художник, создавший много прекрасных произведений искусства. Одной из его работ была картина «Московский дворик», написанная в тысяча восемьсот семьдесят восьмом году. Впервые картину увидели на шестой выставке передвижников. С этого момента Поленов стал знаменит.
На картине изображен простой дворик в Москве. Начало лета. Трава ещё не очень высокая и не пожелтевшая, цветут цветы. День солнечный, жаркий. Небо синее-синее с редкими белоснежными облаками.
На его фоне красиво вырисовывается церковь с пятью куполами. Центральный купол золотой. Он возвышается среди своих серебристых собратьев. Но ещё выше вознеслась колокольня.
Солнечный свет такой яркий, что на стенах и церкви, и колокольни лежит тень от облаков.
В тени и стена небольшого особняка, который расположился в центре двора. Рядом с домом разместился сарай. Он уже покосился от старости, а его крыша местами провалилась. На ней выросло деревце. Слегка накренился и колодец.
Всё говорит о том, что это старый московский особняк: и погреб, и потемневший от времени забор. Но жизнь не замерла в этом стареньком особнячке. Во дворе стоит запряжённая в телегу лошадь, ожидая своего хозяина.
Она понуро опустила голову.
Ребятишки, все белоголовые, играют на теплой траве. Двое удобно устроились прямо на земле. Они о чём-то разговаривают или разглядывают какое-то движение в траве. Ещё один мальчик направился к погребу.
Он тоже чем-то увлечён. И все трое совсем забыли о маленькой сестрёнке, которая плачем пытается привлечь их внимание. А, может быть, собирая цветочки, она упала и больно ударилась. Но мальчикам не до неё.
Каждый занят своей игрой.
Из дома вышла женщина с ведром и идёт по дорожке. Куры деловито прогуливаются и поклёвывают зелёную травку, камешки. Их не пугает присутствие женщины и детей. Они тоже заняты своим делом. В глубине двора на верёвке висит бельё. Столбы вот-вот готовы упасть. Но нет в этом дворе запустения. Чистота кругом. Пышно зеленеет сад за забором.
Картина В.Д. Поленова наполнена такой теплотой, что становится радостно на душе. Сколько любви вложено в это произведение. Старый московский дворик. Но там всё такое родное и близкое, что невозможно не любоваться скромной красотой простого городского пейзажа.
Вариант 3
Очень светлая картина. Она и солнечная, и приятная. Тут много пространства, много зелени.
Это один из многих двориков Москвы. Конечно, таким он мог быть (с телегой) только в прошлом или позапрошлом веке. Сейчас всё было б в бетоне.
Явно лето: солнце, зелень. Люди даже легко одеты. Все в светлом. Тут и людей-то не так много. Я вижу женщину с ведром, которая идёт по тропинке. Ещё вижу детей, которые похожи на ангелочков. Один постарше – внимательно смотрит на что-то. Палец к губам поднёс – думает. Может, это девочка.
Двое на траве играют. Один ещё ребенок сидит рядом с открытым ртом. Этот малыш или зевает, или ревёт. Жаль, что звуков не слышно. Как я уже сказал, тут ещё есть телега – с лошадью.
Может, кто-то приехал. Вот женщина-хозяйка и спешит за водой, чтоб самовар для гостя поставить. А детей всех выгнали во двор, чтоб не крутились под ногами.
Наверное, это будний день, а то бы было больше народу. Или все уехали на дачи, раз погода такая хорошая.
За забором много зеленых деревьев. Думаю, что там сад, например, яблоневый.
Над домами красивая белая церковь. Когда звонят колокола, в этом дворе всё очень хорошо слышно. Очень громко, точно. Но люди, наверное, уже привыкли.
Много неба на картине. Оно яркое, голубое, только несколько белых облаков. Дождя в тот день (на картине) явно не ожидалось.
Около забора сушится бельё на верёвках. Может, его эта самая женщина и повесила.
Довольно много цветов в траве. Ромашки и другие мелкие цветочки – очень красиво.
Ещё на картине есть куры. В деревянных домиках, наверное, хлев и тому подобное. То есть, понятно, что Москва тогда была не просто городом, а частично деревней. Тут разводили кур, доили коз. Больше напоминает нашу деревню. Наверное, жизнь тоже была спокойней… Зато, продукты были свежие! Люди вполне могли быть спокойней и добрей.
Описание картины «Московский дворик»
Москва конца 19 века поражает провинциальным укладом жизни. В древнем русском городе не было дворцовых площадей, роскошных фонтанов и монументальных зданий.
Старая Москва – это бесчисленные дворянские гнезда, перемежающиеся с купеческими домами, торговые лавки и белые, устремленные в небесную высь церкви. Именно такой увидел Москву столичный художник Василий Поленов.
Знакомству с московской жизнью предшествовало несколько поездок за границу. Молодой Поленов побывал в Париже, Венеции, Риме. На чужой земле он искал вдохновение для исторических полотен. Италия произвела на него сильнейшее впечатление.
Сравнивая Венецию с «волшебным сном», живописец восторгался родиной любимого им художника Паоло Веронезе. А «городом на семи холмах» Поленов был разочарован: он назвал Рим «мертвым» и «отжившим».
Приезд Поленова в Москву открыл новые грани его таланта. Написанная в 1877 году картина «Московский дворик», стала для художника знаковой в изображении простой русской жизни.
В поисках квартиры, в которой он мог бы спокойно работать, Василий Дмитриевич случайно выглянул из окна понравившегося ему дома и увидел самобытную картину русской жизни.
Крестьянские дети увлеченно играют на траве, женщина, согнувшись от тяжести, несет ведро воды, по двору бегают куры, а запряженная в телегу лошадь послушно ждет своего хозяина.
Запечатленный Поленовым сюжет лишен исторического драматизма. Ведь не смотря на то, что крепостное право было уже отменено, простой народ жил в большой нужде и не имел возможности поправить свое бедственное положение.
Но художнику было важно показать не реалии времени, а самих русских людей, обладавших поистине христианским терпением. Неслучайно крестьянка и дети одеты в белое. Этот цвет символизирует смирение и чистоту души. Однако стоит заметить, что лица людей не прорисованы.
Мы не видим глаза ребенка, изображенного на переднем плане картины. А в них, скорее всего, затаилась тихая грусть.
Поленов мастерски расставил акценты: солнечные головки детей, кричащий малыш и сияющие купола собора – вот то, что заставляет зрителя воспринимать картину как единое целое. Все остальное – лишь сочная по своим краскам декорация к основной идее сюжета.
Глубокая вера в силу и мощь русского народа двигала кистью художника. Возрождение крестьян к новой жизни он связывал неразрывно с религией. Век от века православие на Руси помогало людям переносить невзгоды, побеждать болезни.
Поленов не мог себе представить, что пройдет не так много времени, и у людей отнимут величайшую ценность земного бытия – веру в Бога. Но в 80-ых годах 19 столетия по всей Руси стоял колокольный звон, блистали маковки церквей, и жизнь наполнял чудесный свет, льющийся с небес. Божественной благодатью пропитан каждый мазок «Московского дворика».
Синее бездонное небо царит над всем этим крошечным мирком. А солнечные лучи одинаково ласково касаются детей, молодой листвы, покосившегося сарая, барского дома и каменных стен собора. Высокое мастерство живописца позволило Поленову передать свежесть и чистоту летнего воздуха, в котором разлит легкий аромат травы и первых цветов.
Картина «Московский дворик» стала первым произведением художника, выставленным на Передвижной выставке, и тем самым открыла ему путь к славе.
Анализ картины «Московский дворик»
В конце 19 века столицей России была не златоглавая Москва, а Петербург. Первая считалась провинцией – вы не нашли бы здесь ни дворцов, ни фонтанов, ни величественных фасадов зданий.
Москва, которую мы уже не увидим – это дворянские поместья, мирно уживающиеся с купеческими домами, лавчонки ремесленников и белые церкви с куполами-луковицами. Это Москва В. Поленова, одного из самых известных отечественных живописцев, ведь именно переулок близ Арбата изображен на картине «Московский дворик».
Простота и реалистичность полотна почему-то навеивают воспоминания о картине Саврасова «Грачи прилетели» — она такая же близкая и родная каждому человеку.
На картине Поленова вы четко видите основные градостроительные единицы 19 века – дом и двор, которые кардинально отличаются от современных улиц. Раньше такими уютными особняками были застроены целые кварталы, а плодовые деревья и куры нисколько не мешали быту местных жителей.
Мы видим мастерски изображенные отголоски деревенской жизни, и, кажется, начинаем понимать, почему Москву зовут «большой деревней».
Это полотно Поленова умиротворяет и успокаивает, возносит повседневный быт над праздничной суетой и заставляет задуматься о прелести обыденных моментов.
Написанный художником московский дворик – это не абстрактный вымысел, а вполне реально существовавший в Москве его времени. Известно письмо Поленова его дяде, в котором указан точный адрес: Дурновский переулок неподалеку от Спаса на Песках, дом Баумгартен.
Примечательно, что до наших дней сохранились изображенные на картине колокольня и церковь, только вот окружены они совершенно другим ландшафтом и зданиями.
Исследователи творчества художника говорят о том, что он приблизил церковь, поскольку дворика в современной Москве, из которого открывался бы поленовский вид, просто не существует.
Искусствоведы в большинстве своем связывают такую перемену перспективы с приданием картине праздничности и торжественности.
Существует версия, что С. Мамонтов посоветовал В. Поленову перебраться в Москву, поскольку она может предоставить материал для вдохновения и творчества, ведь здесь художник собирался писать картину «Пострижение негодной царевны» и искал место для студии.
Но появившуюся в результате этих поисков картину «Московский дворик», написанную нежно-яркими красками, невозможно рассматривать без ее персонажей, ведь именно они вдыхают жизнь.
Ребятишки во дворе, женщина с ведром, направляющаяся к курам, кричащий малыш только подтверждают жизненную суету, которая будет существовать во все времена. У каждого, кто хоть раз увидел эту картину, непременно возникнет вопрос: «Почему Поленов изобразил именно дворик, а не роскошную купеческую усадьбу?».
Это связано, прежде всего с тем, что он всю жизнь прожил в городе Петра, окруженном мостами и фонтанами, в городе небывалой роскоши и праздной неги.
Провинциальный дворик старой Москвы переносит зрителя в начало летнего дня, когда только начинает подниматься солнце и заливать все вокруг своим жизненным светом.
Скользящие по небу облака умиротворяют, а уменьшающиеся тени домов и куполов церкви наполняют картину некой силой, которую иначе как живой назвать просто невозможно.
Поленов не зря выбрал именно раннее утро для своего холста – иначе изобразить деревенские мотивы было бы просто невозможно.
Куры, которые деловито расхаживают у сарая, мирно жующая сено лошадь у телеги – это пасторальные мотивы на картине.
Девочка со цветком в руках символизирует жизнь, а плачущий ребенок, на которого никто не обращает внимание, является символом реалистичных будней каждого из тысяч двориков Москвы.
Такие прозаичные вещи нисколько не нарушают общей задумки полотна, а наоборот, являются символом человеколюбия и поэзии простоты.
Композиционно картина кажется хаотичной, но покосившиеся пристройки на изумрудно-зеленом с отблесками золотистого солнца траве странным образом гармонируют с нарядными белыми особняками, кружевными колокольнями и величественными куполами церквей.
Центр полотна вы можете определить по силуэту сарая между колокольней и церковью, а в левой части – приглушенно-зеленые с легкими вкраплениями коричневого тона сада. Если вы посмотрите направо, то непременно заметите неказистый коричневый угол сарайчика.
Пространство внизу и вверху будто заключает мир в объятия зеленой травы и голубовато-розового неба с белыми облаками, а по вьющейся тропинке хочется убежать и спрятаться от суеты за домиком, деревьями или амбарчиком.
Захватывает воздух. По реалистичности его изображения «Московский дворик» сравним лишь с работами Васильева и Саврасова, но тут он словно обволакивает купола церкви, за счет чего ее очертания становятся плавными и мягкими.
Говоря о переходах, цветовой гамме и светотени композиции, невозможно не заметить один таинственный момент. Когда вы отойдете от картины на несколько шагов, то непременно сложится впечатление, что она написана лишь одним тоном.
Но это только первое мнение – художник очень любит свет, но сознательно ограничивает себя самыми необходимыми красками – небесно-голубой, зеленой, желтой, коричневой и белой.
Так Поленов добивается гармоничного изображения атмосферы жизни и насыщенного воздухом пространства вокруг нее.
Растянутость картины во времени и пространстве – панорамная и повседневная. Главное на ней не дворик, а дети – смысл существования всего человечества. Все остальные мирские заботы – на втором месте, а дальше мы видим жизнь духовную, которая необходима во все времена. Гармония старинного московского дворика словно отражает органичность существования небесного и земного миров.
Тем не менее, такая жизнь уже осталась в прошлом, но куда бы ни отправился человек, его всегда будут привлекать спокойствие и умиротворения, он никуда не денется от бытовых забот. Остается лишь одно – вспомнить пасторальные мотивы «Московского дворика», которые позволяют душе дышать.
Источник: https://litfest.ru/pokartine/moskovskiy-dvorik.html
История одного шедевра: "Московский дворик" Василия Поленова
“Отправляю вам что поприличнее….” Примерно такими словами Василий Поленов сопроводил свой «Московский дворик», когда посылал его на выставку передвижников. Как это часто бывает, когда решаешь проблему в последний момент, сдаешь хоть что-нибудь. Так получилось, что скромная картина, написанная на скорую руку, стала программным произведением художника.
- Картина: “Московский дворик
- Автор: Василий Поленов
- Дата написания картины: 1878 год
- Размер холста: 64,5 × 80,1 см
- Место постоянного экспонирования: Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Сопоставление вида московского дворика с картины Василия Поленова 1877 года и карты Хотева 1852 года
Сюжет
Москва — большая деревня. Вот и весь сюжет. На полотне изображен вид из окна дома, где жил Поленов. В Москву он приехал, чтобы собирать материал для своей очередной картины, а до этого художник много лет провел в Европе, где учился у местных мастеров.
Храм Спаса Преображения на Песках, 1882
«Дорогой дядя, — писал Поленов своему дяде Чижову, в доме которого жил уже три недели и занимался поисками квартиры, — благодарю Вас за гостеприимство и т. д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».
«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». Раз-два и готово. А тут как раз выставка передвижников подоспела.
«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».
В итоге его порядочную картинку полюбили все, а Третьяков купил.
“Бабушкин сад”, Василий Поленов. 1878 год
Контекст
Изображенный на полотне храм сохранился до сих пор, а вот ни дома, где снимал жилье художник, ни особняка уже нет. Зато они остались еще на одной картине Поленова — «Бабушкин сад». На ней изображен тот же усадебный дом, но с другого ракурса.
По этим картинам можно представить себе, какой была Москва в 1870-х. В XVIII — XIX веках главной градостроительной единицей города были не улицы и площади, а дом и двор. Особняки, занимая порой целые кварталы, были окружены садами и дворовыми постройками.
После «Московского дворика» Поленова окрестили мастером интимного пейзажа. Здесь слово «интимный» предстает в своем истинном значении, то есть «глубоко личный, задушевный, сокровенный». А само понятие «интимный пейзаж» подходит любому полотно, на котором очевидно выражено эмоциональное состояние художника.
“Московский дворик”, Василий Поленов. 1878 год
Сам Василий Дмитриевич, считая себя историческим живописцем, не шибко ценил картину. Но в среде передвижников она была новаторской, как вдох-выдох. Передвижники все к чему-то призывали. А «Московский дворик» никуда не звал, ничему не учил. Это отдохновение от суеты.
Вьющиеся среди травы тропинки, домики и деревья, многообразие тонов зелени, воздух и свет — с каком любовью выписан этот вид из окна. Тургеневское настроение в работах Поленова почувствовали все. Даже сам Тургенев.
Василий Дмитриевич подарил Ивану Сергеевичу эскиз «Московского дворика», а Иван Сергеевич Василию Дмитриевичу — «Записки охотника» с дарственной надписью.
Книгу эту Поленов очень любил и называл бриллиантом русской литературы.
Василий Поленов и Савва Мамонтов
Судьба художника
Поленов родился в Петербурге, но в детстве жил с семьей на Русском севере, в Карелии. Любил он смотреть на ширь полей, гущь лесов и бег рек. Поэтому как только заработал на первый дом — сразу купил землю и построил дом по собственному эскизу. Ныне это усадьба-музей Поленово в Тульской области.
Сегодня широкий зритель помнит Поленова в основном как автора элегических сюжетов с тургеневским настроением. А между тем, художник писал и на религиозные, и на военные, и на античные темы.
Например, во время русско-турецкой войны он состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича — будущего императора Александра III.
А на исходе XIX века Поленов специально путешествовал на Ближний Восток, чтобы зарядиться местной атмосферой и собрать натуру для грандиозной евангельской серии «Из жизни Христа».
Усадьба “Поленово”. Главный дом. Тульская область
Впоследствии Поленов как заслуженный мастер делал, что хотел. Практически полная свободна творчества. Хочешь — по твоим эскизам дом построят. Хочешь — оперу твою поставят. Хочешь — благотворительность устроят. Все, что душе Василия Дмитриевича угодно.
Скончался Поленов жарким июльским днем (его любимое время года, когда березовый лист полон). И похоронили его на крутом берегу с видом на Оку, откуда он так часто писал родные просторы.
Источник: https://wanderings.online/istoriya-odnogo-shedevra-moskovskij-dvorik-vasiliya-polenova/
Василий Поленов. Московский дворик, описание картины, фото
«Московский дворик» – самая знаменитая из картин Василия Поленова.
Идиллический вид старой Москвы, где стройная архитектурная красота церквей соседствует с патриархальным повседневным бытом, шатровая колокольня мирно уживается с покосившимся сараем, и всё изображённое – двухэтажный особнячок с ампирным фасадом и жестяными водосточными трубами, весело зеленеющая лужайка на задворках, перерезающие её тропинки, запряжённая в ожидании хозяина лошадь, женская торопливая фигурка с ведром в руке, деловито ступающие куры, колодец, лопухи под забором и бельё на верёвках, скаты крыш на втором плане и хаотично растущие без вмешательства садовника деревья, играющие дети и отчаянно ревущий младенец, никак не нарушающий общего благостного настроя, птицы в небе и редкие облака – всё погружено в единую пронизанную солнцем воздушную среду. Яркая пленэрная живопись, столь отличная от современной Поленову жанровой живописи передвижников, заставляет говорить о «Московском дворике» как о первой протоимпрессионистической картине в русском искусстве. Пожалуй, удивительней всего в истории создания «Московского дворика» то, что написал его отнюдь не москвич, а человек, который и Москвы-то тогда еще фактически не знал. Поленов родился в Петербурге, там он учился параллельно в Академии художеств и на юридическом факультете университета, потом целых 4 года жил за границей, а самый авторитетный в тогдашней России художественный критик Владимир Стасов убеждал Поленова: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь, как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский, не только не исторический, но даже и не этнографический. Мне кажется, что Вам лучше всего жить постоянно в Париже или Германии».Но что же всё-таки привело Василия Дмитриевича в Москву?
Поленов долго искал собственный путь в искусстве. Он выпустился из Академии как исторический живописец, его отец, историк и археолог, боготворил Александра Иванова и хотел бы видеть в сыне его последователя, а мать, ученица Карла Брюллова, наседала на Василия в письмах: «Не разменивай себя на мелочи, пиши, благословясь, большую картину». Родители ждали от него чего-то академического и масштабного. Пейзаж тогда не воспринимался как равноправный художественный жанр, и Поленов немного стыдился своей внутренней склонности как раз к пейзажу. И потому задумал взяться за большую историческую картину «Пострижение негодной царевны». Сюжетную интригу заимствовал из русской истории: когда у царя Алексея Михайловича умерла жена Мария Милославская, был объявлен смотр красивым боярским дочкам – кто более всех подойдёт на роль новой царицы. По наущению бояр (по-видимому, Нарышкиных), самая пригожая претендентка была «выведена из строя»: нянька, убиравшая девицу перед итоговыми смотринами, так сильно сдавила ей голову кокошником, что та лишилась чувств и была признана порченой. Царь женился на Наталье Нарышкиной (это она произведёт на свет будущего императора Петра I), ну а «негодную» невесту, как водится, спровадили в монастырь.
Вот для этой картины (от которой до нас дошло только название – не сохранилось даже наброска композиции) Поленову и понадобилась Москва. Он много дней провёл за этюдами соборов и теремов Московского Кремля (1, 2, 3, 4, 5, 6), а жильё себе подыскал близ Арбата. Квартира в Трубниковском переулке сперва показалась ему хмурой и неуютной.
Поленов намеревался было откланяться, но в последний момент выглянул в окно, увидел внутренний дворик с хозяйственными постройками и купола чуть поодаль – и остался. «Этого дома уже больше нет, – писал художник позднее. – Он находился на углу Дурновского и Трубниковского пер.
Я ходил искать квартиру, увидел на двери записку и зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».
Специалисты уточняют: тогда, в 1877-м году, Поленов написал не картину, ставшую столь известной, а этюд вертикального формата, в несколько ином ракурсе и с менее лучезарным колоритом. А к «Московскому дворику», который мы знаем теперь, он вернулся почти через год, в марте 1878-го, возвратившись с русско-турецкой войны.
На театр военных действий Поленова лично вызвал великий князь и будущий император Александр III. С войны Поленов привезёт награды – медаль и золотой крест, но не картины. А ведь гордившаяся императорским вниманием семья ждала от Поленова полотна о доблести русского оружия.
И друг Репин ругал его за то, что кичится (так казалось одному Репину) близостью к самодержцу и что не привёз зарисовок военных действий. Но все эти чужие требования и чаяния не совпадали с внутренним настроем Поленова. Он чувствовал призвание к пейзажу.
Вернувшись в ту же квартиру в Москве, Поленов поставил на мольберт свой прошлогодний этюд.
Расширил композицию, добавил фигуры, но главное, насытил свою пейзажно-жанровую картину, свой «Московский дворик» таким светом, таким реальным ощущением летнего воздуха и такой непосредственностью счастья, которая и теперь передаётся посетителям Третьяковской галереи. «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит», — был убеждён Поленов.
• «Московский двориком» художник дебютировал на Передвижной выставке 1878 года. Картина имела неожиданно большой успех у публики и её сразу же приобрёл Третьяков.
• «Московский дворик» тиражировался на марках и открытках, он стал своего рода эмблемой Москвы, но сам Поленов сразу не осознал, что создал шедевр.
В письме Крамскому он словно извиняется за свою картину: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным.
Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время».
• Поленов по праву считается одним из лучших колористов своей эпохи, он первым отказался от господствовавшего в русском искусстве коричневого тона в пользу чистых и ярких красок. В «Московском дворике» его колористическое мастерство проявляется, например, в том, как написаны крыши: Поленов сознательно делает их светло-голубыми с зелёным оттенком, тем самым создавая тонкий и плавный переход от зелени переднего плана к синеве неба.
• Мальчика или девочку изобразил Поленов на переднем плане? Вопрос вызывает путаницу.
В обстоятельной биографии художника, написанной Марком Копшицером, находим такое описание картины «Московский дворик»: «На переднем плане светлоголовый мальчишка возится с чем-то, что он держит в руках. Другой, помладше, сидит на траве, ревёт во всё горло».
На сайте Третьяковской галереи читаем: «С одинаковой нежностью останавливается взгляд художника на венчике ромашки, золотой головке девочки и сияющей главке церкви…».
• Церковь Спаса на Песках (она же церковь Преображения Господня на Арбате) с картины Поленова «Московский дворик» сохранилась до наших дней и сейчас является действующим храмом. В советские годы, начиная с 1956-го и в продолжение почти сорока лет, в помещении церкви находилось кукольное отделение студии «Союзмультфильм», так что мультипликационные Чебурашка и Старуха Шапокляк вышли из тех же стен, которые когда-то вдохновили художника Поленова.
• Для жившего во Франции и тосковавшего по России писателя Ивана Тургенева, с которым Поленов познакомился во время заграничного пенсионерства, художник написал еще один вариант «Московского дворика», по композиции близкий к этюду 1877 года.
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/vasilypolenov/works/25953~Moskovskij_dvorik