«моисей», якопо бассано — описание картины

Том 3История живописи

Партнёрские ссылки:

«Моисей», Якопо Бассано — описание картины

Якопо Бассано Святой Иероним. Венецианская Академия

Венецианцы, и среди них на первых местах — Тициан, Кампаньола и Мельдола, являются родоначальниками «героического» или «исторического» пейзажа.

Но и «буколическая» пейзажная живопись, давшая столько прекрасного в течение последних трех столетий, освятившая все простое, «домашнее» в природе, сблизившая ее более интимно с человеком, также имеет своим основателем художника венецианской школы, а именно — Якопо да Понте, более известного под именем своего родного города Бассано, в котором он и провел большую часть своей жизни22.

Бассано — большой, далеко еще не оцененный по заслугам художник. Его репутации вредит то обстоятельство, что бесчисленные плохие копии и произведения его подражателей значатся под его именем.

Кроме того, надо принять во внимание, что не только сам Якопо, проживший до восьмидесяти двух лет, неустанно работал до самой смерти, но что плодовиты были и дети его, талантливые художники, шедшие по стопам отца, а традиции мастерской да Понте не прекращались в Бассано сто лет после смерти ее основателя. Получилось перепроизводство, какое-то фабрично-трафаретное повторение одних и тех же мотивов и приемов23. «Мода на Бассано» породила шаблон, а шаблон привел к ремесленности и упадку. Но, разумеется, эти печальные обстоятельства не могут изменить прекрасную суть искусства самого Якопо и умалить ту роль, которую ему дано было сыграть в истории европейской живописи.

В густой красочности есть общее между Бассано и Мельдолой, но «световедение» у того и другого различное. Мельдола предпочитает одинаково всюду разлитый свет, чередующийся с красиво расположенными тенями и сияющий по всей поверхности цветистым узором.

У Бассано мы встречаемся с борьбой света и мрака, с той светотенью, которая в нашем представлении связана с именем Рембрандта24. Он любит окунуть изображаемую сцену в потемки, среди которых лишь там и здесь он зажигает пятна яркой киновари, светло-розовых и нежно-лазурных красок.

Ни у кого при этом нет такой зелени, как у Бассано, такой синевы, таких прозрачных,   при  всей  их   контрастности, теней25.

«Моисей», Якопо Бассано — описание картины

Якопо (или Франческо?) Бассано. Охота. Венский музей

Любит Бассано — и в этом он является настоящим предвестником Рембрандта — и эффекты ночного освещения. Так, одной из его любимых тем было «Положение в гроб», которое он изображает при свете факелов26, а также «Рождество Христово», в котором свет, исходящий от Младенца, сочетается со светочами, принесенными пастухами (Венский музей).

«Моисей», Якопо Бассано — описание картины

Я. Бассано. Зима. Гравюра И. Заделера

Но Бассано, великий поклонник природы, представляет не только «романтическую» сторону красочности и освещения. В ряде картин он является и «пленэристом». «Золоту» Тициана и Джорджоне он противопоставляет серебристость, знакомую уже нам из картин Лотто. Как будто от него уже этот принцип переходит затем к Веронезе27, к Тинторетто, к Мельдоле (больше серебра, нежели золота, например, в берлинском пейзаже с «Марсием»), к старику Тициану и дальше — к Греко, к Веласкесу, к Терборху, к Вермэру, к бесчисленным голландцам, а от них, в прямой последовательности, к англичанам, к барбизонцам, к импрессионистам. У Бассано голубое небо покрывается серыми тучами, серебром начинают отливать деревья, скалы, дома. В этом явлении можно видеть какую-то замену «культа праздника» «культом серых будней», в которых для утонченного глаза и ума часто больше прелести, нежели в блеске богатства и в вихре развлечений.

Примечания

22 Jacopo da Ponte, сын довольно искусного кватрочентиста «круга Пальмеццано » Франческо (умер после 1539 г.), родился в Бассано между 1510 и 1515 гг. Якопо считается учеником Бонифацио, от которого он вскоре бежал, будто бы преследуемый завистью учителя. Но развил свое мастерство Бассано на рисовании с Пармеджанино и на копиях с картин Тициана.

Самые ранние произведения мастера выдают в нем уже трезвого натуралиста, необычайно одаренного в смысле понимания красок («Бегство в Египет» и «Эмаус» в Музее Бассано). Около 1534 г. Бассано поселяется в родном городе, где и проводит почти всю свою жизнь, окруженный многочисленной семьей, не прерывая, однако, и своих сношений с художественным миром Венеции.

Умер Якопо 14 февраля 1592 г. Из картин его назовем: кроме упомянутого выше «Сретения» в бассанском Дуомо, фреску «Распятие» в S.

Maria delle Grazie, фресковую роспись фасада дома Миюели на площади в Бассано, «Эмаус» в соборе Читаделлы, «Израильтяне в пустыне», «Моисей, источающий воду из скалы», «Добрый самаритянин», «Вхождение Ноя в ковчег», «Охота», «После потопа», «Шествие на Голгофу», «Лазарь» — все в Венском музее, «Христос изгоняет торговцев» и «Св. Иоанн Креститель» в Национальной галерее в Лондоне.

«Св. Иероним» в венецианском Palazzo Reale (1569 г.), «Возвещение пастырям» и «Поклонение пастырей» в миланской Амброзиане, «Св. Рох» в миланской Брере (не ранняя ли картина Бассано и «Пир у Симона-Фарисея» в Брере, считающаяся работой Бонифацио?), «Св. Элейтерий», «Св.

Иероним», «Бичевание Спасителя» и «Бегство в Египет» четыре шедевра в Венецианской Академии, «Мадонна и венецианские сенаторы» в музее Виченцы, «Положение в гроб» в Падуе. В России, к сожалению, нет картин, которые позволяли бы судить об этом чудесном мастере. Лучшее, что мы имеем от «круга Бассано», это хорошая копия с «Поклонения волхвов» в Эрмитаже (оригинал в Эдинбурге) и «Зима» мастерской Фр. Бассано в собрании О. Э. Браза.

23 Рассказывается, что сами «Бассани» заготовляли целыми партиями повторения излюбленных сюжетов и посылали их на ярмарку в Венецию, где всякое значительное собрание картин должно было содержать и образцы их творчества. Если это так, то можно только удивиться, что еще сравнительно мало дошло до нас вполне достоверных картин этой семьи. То, что сходит обыкновенно за Бассано — плохие копии и пастиччо, исполненные в XVII и XVIII вв.

24 Обыкновенно считается, что светотень рембрандтовского порядка есть изобретение Корреджо, бывшего приблизительно на двадцать лет старше Бассано и быстро сделавшегося руководящим художником и за пределами своей родины. Это не совсем верно.

В творении Корреджо лишь две-три картины, среди которых дрезденская «Ночь», могли бы служить подтверждением этого мнения, но и «Ночь», являясь итальянской парафразой трактовки того же сюжета Гэртгеном, Давидом и Альтдорфером, не знает главной особенности этих прототипов: доминирующей роли, которая дана мраку, и от сюда их сильной контрастности.

У Корреджо всегда господствует свет, который проникает всюду и все окутывает. Благодаря этому Корреджо мягок и отчасти бесцветен. На против того, Бассано конструирует свою задачу почти так же, как ее конструировали северяне, но он привносит в эту формулу богатую красочность венецианцев, сочную «импрессионистскую» технику, ритмичность композиции и великолепное владение формами.

В этом обновленном виде северная формула вернулась обратно в Нидерланды, где она и расцвела в творениях Сафтлевена, Муйарта, Хонтгорста, Брамера и наконец получила свое высшее выражение в творении Рембрандта.

25 Вот что говорит Беренсон о красках: «С момента, когда живопись освободилась от опеки церкви и превратилась в предмет удовольствия и развлечения, общество стало ожидать от картин ту же радость, которую ему доставляли драгоценности и стекло.

В творении Бассано природный вкус венецианцев нашел себе полное удовлетворение.

Многие его картины производят впечатление того же сверкания, а затем той же прохлады и ласки (sooting), какими отличаются лучшие цветные стекла, тогда как краски деталей, особенно тех, которые освещены яркими лучами света, напоминают самоцветные камни и сияют так же глубоко и восхитительно, как рубины и изумруды».

26 Один из вариантов «Положения» (1574 г.) в церкви S. Maria in Vanzo в Падуе; другой прекрасный экземпляр — в Венском музее.

27 Крайне значителен тот факт, что Веронезе (будучи сам лет на восемнадцать моложе Бассано) отдал своего сына в ученики именно Бассано.

Источник: http://www.benua-history.ru/1115-peizajist.html

Искусство. Национальные школы живописи. — якопо бассано

  • искусство италии
  • венецианская школа
  • Наполнение Ноева ковчега.
  • Холст, масло.
  • Размеры:133-180 см.

В 1885 г. из Эрмитажа.

Инв.№3

«Моисей», Якопо Бассано — описание картины

Эта картина связана с именем Якопо Бассано – одного из великих мастеров позднего Возрождения. Настоящая фамилия живописца – Де Понте, прозвище Бассано он получил по имени маленького городка, недалеко от Венеции, где он прожил свою жизнь. Работая для городских и окрестных церквей, а также по заказам любителей живописи.

Рядом с мастером трудились его сыновья и ученики. Он любил писать людей и животных среди природы и находил сюжеты для своих картин в Ветхом Завете. Во времена Ноя «земля растлилась…и наполнилась … злодеяниями». Всё на ней должно было погибнуть от гнева Божия в водах Великого Потопа.

Бог повелел праведному Ною построить деревянный ковчег и взять по паре от каждого вида животных и птиц на земле. Уже готов ковчег, собраны животные и птицы. Подходит к концу день трудов. Ной склонился у начала настила, по которому поднимаются животные, жена встречает их при входе в ковчег.

Сыновья и невестки тоже принимают участие в приготовлениях. Бассано любил писать с натуры домашних животных, утварь, и его замечательные этюды использовались в мастерской при создании разных полотен.

Картина, изображающая вход животных в Ноев ковчег, нравилась современникам художника за сверкающий звучный колорит и жизненную убедительность рассказа. Она много раз повторялась в мастерской Бассано.

  1. Моисей иссекающий воду из скалы.
  2. Холст, масло.
  3. Размеры:149-249 см.

В 1918 из Народного дворца. Ранее в собрании С.А.Беляевой, Саратов.

Инв.№

«Моисей», Якопо Бассано — описание картины

Сюжет картины трактовался как символ утоления духовной жажды и взят из Ветхого Завета. Пророк Моисей ведёт свой народ из египетского плена в землю обетованную. В пустыне, страдая от жажды, израильтяне стали роптать. По велению Божию Моисей ударил посохом по скале, и из неё забил источник. Люди утоляют жажду, поят животных и наполняют сосуды.

В правой части картины изображён Моисей и брат его Аарон, которые уже ведут народ дальше. Пейзаж не похож на безводную пустыню, по которой шли древние израильтяне. Якопо Бассано, как и другие художники того времени, не считал ошибкой изображать в библейских сюжетах природу своей родины и одежды, которые носили его современники.

Читайте также:  «лисичка», михаил васильевич нестеров — описание картины

Сюжет картины неоднократно повторялся учениками и последователями мастера.

Источник: http://eguarwr.ru/index/saratov_art_museum_jacopo_da_ponte/0-7848

Бассано, Якопо — это… Что такое Бассано, Якопо?

  • Бассано Якопо —         (Bassano; собственно да Понте, da Ponte) (около 1517 1592), крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В монументальные, многофигурные религиозные композиции, отмеченные… …   Художественная энциклопедия
  • Бассано Якопо — (Bassano), настоящая фамилия да Понте (da Ponte) (около 1517  1582), итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения, представитель венецианской школы. Активно включал в религиозные картины сцены крестьянского быта, пейзаж, натюрморты;… …   Энциклопедический словарь
  • Бассано Якопо — Бассано (Bassano; собств. да Понте, da Ponte) Якопо (около 1517‒18, Бассано, Венето, ‒ 13.2.1592, там же), крупнейший представитель семьи итальянских живописцев эпохи Возрождения, примыкавших к венецианской школе. В творчестве Б. воздействия… …   Большая советская энциклопедия
  • БАССАНО Якопо — ( Притча о сеятеле ). Ок. 1560. Собрание Тиссен Борнемиса. Лугано. Национальная Галерея Античного искусства. Рим. Ок. 1590. Прадо. Мадрид …   Энциклопедия Кольера
  • Бассано Якопо — (наст. имя да Понте; ок. 1517–1582) – итал. живописец. Предст. позднего Возрождения. В религ. картины вводил сцены крест. быта, пейзаж и натюрморт, испытал воздействие маньеризма («Поклонение пастухов», 1568) …   Энциклопедический словарь псевдонимов
  • Бассано Якопо — …   Википедия
  • Якопо Боссано — Якопо Бассано Якопо Бассано (итал. Jacopo da Ponte, Jacopo Bassano) (ок.1510 13 февраля 1592) итальянский художник, представитель венецианской школы. Родился и умер в городе Бассано дель Граппа, недалеко от Венеции. Стиль письма Якопо перенял от… …   Википедия
  • Якопо Бассано — У этого термина существуют и другие значения, см. Бассано. Якопо Бассано Имя при рождении: Jacopo da Ponte …   Википедия
  • Бассано — Якопо (Bassano, Jacopo), наст. имя Якопо да Понте Ок. 1510/1518, Бассано 1592, Бассано. Итальянский живописец. Сын провинциального художника Франческо да Понте Старшего (упом. в 1510 1540), по свидетельствам источников, широко образованного… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия
  • Бассано — Содержание 1 Места 1.1 В Италии 1.2 В Канаде 2 Персоналии …   Википедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/801845

Читать

Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

Характер собрания

Императорский Эрмитаж нельзя рассматривать (подобно Берлинскому музею) как систематическое пособие к изучению истории искусства. Характер коллекции отражает скорее личные вкусы русских государей или тех коллекционеров, собрания которых целиком вошли в состав Эрмитажа.

Кроза [1], Брюль [2], Вальполь [3], Екатерина II и Николай I каждый привнесли свою часть для создания того, что сделалось главным музеем Российского государства. Однако в этом собирании они не руководились целью дать полную картину истории живописи, но лишь искали окружить себя превосходными предметами.

Двухвековое собирательство в совокупности объяло все же значительные области художественного прошлого. Некоторые эпохи и страны представлены у нас с достаточной полнотой. Но есть в Эрмитаже и большие пробелы, к сожалению, как раз в тех отделах, которые особенно интересуют современное общество.

Отсутствуют итальянские “прерафаэлиты”, малочисленны старые нидерландцы XV и англичане XVIII века, наконец, даже в богатом собрании голландцев и фламандцев недостает таких мастеров, как Вермеер, Гоббема, К. Фабрициус, П. Брейгель старший, Троост и другие.

Тем не менее, собираясь ознакомить посетителя с картинами Эрмитажа, мы выбираем историческую систему — как наиболее удобную. Только нужно оговориться: можно (и даже следует) рассматривать историю искусства как одно большое целое для всех стран, имевших однородную культуру.

Великие переживания искусства, известные под названиями: Возрождение, барокко, классицизм, реализм и т. д., были явлениями общими для всей европейской жизни последних шести веков и принимали, сообразно с условиями местностей, лишь различные оттенки.

Однако было бы трудно ориентироваться в Музее, размещенном по так называемым “школам” (или, иначе говоря, по странам и народам), если бы мы выбрали строго исторический способ изложения.

Поэтому мы делим и наш путеводитель на “школы”, предупреждая, однако, читателей, что самое представление о каких-то школах, растянутых на многие века, есть фикция и что чаще больше общего между представителями разных школ, живших в одно время, нежели между представителями одной и той же школы, разделенными веками.

Итальянская живопись

Историю живописи “новой истории” начинают обыкновенно с Италии, и это понятно, потому что на Аппенинском полуострове обозначились первые признаки той культурной весны, которую принято называть Возрождением — Ренессансом. Под этим названием не следует, однако, видеть возобновления греко-римской древней культуры и искусства.

Возрождение готовилось издавна, как только общественность стала снова входить в русло после катаклизма переселения народов и с распространения христианства, когда снова стали расти материальное благополучие и энергия духовной жизни. К концу XII века “весна” эта обозначилась в Италии, где преемственность образованности никогда вполне не прерывалась.

Одним из ее главных выразителей явился вернейший сын церкви св. Франциск Ассизский (1182 — 1226), заставивший Европу забыть о давящем кошмаре церковного порабощения и вспомнить о благословенной прелести жизни, о широкой воле, о милых радостях.

Нищенствующие францисканцы, пошедшие по всему миру разглашать откровения своего учителя, приблизили снова Спасителя к человеку и разрушили суровое наваждение, заставлявшее в Христе и во всем Царстве Небесном видеть недоступный, надменный двор с неподвижным этикетом.

С исчезновением же строгости снова могла взыграть жизнь, снова возникла мечта о свободном развитии как отдельных личностей, так и целых общественных групп. Возродилась наука и дерзость ее исследования, а вместе с тем вспомнились забытые учителя, древние философы, поэты и художники.

Когда из одоленной турками Византии явились в Италию ученые с драгоценными манускриптами и традиционными знаниями, они нашли на новой родине не школьников, а ревностных и зрелых деятелей. Возрождение началось не в 1453 году (когда пал Константинополь) и не тогда, когда стали впервые откапывать античные статуи, а когда жизнерадостное миропонимание, свойственное античной культуре, стало снова близким, когда человечество снова познало себя и обрадовалось своему знанию.

Нельзя приурочить грандиозную помощь, которую оказало пластическое искусство в этом завоевании и благословении жизни, к какому-либо одному имени. Не Чимабуе (XIII в.

) один и первый нарушил сковывавшие традиции “византизма”, но сотни и сотни требований, сотни и сотни вдохновений, выразившихся как в картинах, фресках, миниатюрах, так и в целых сооружениях.

Ведь и северная “готика” есть такое же утверждение радостного упования в Бога, бытия в Боге и в то же время такой же протест против тусклого церковного страха, как проповеди Франциска или Мадонны Чимабуе и Дуччио.

“Вольные каменщики” и полчища художников, помогавших им свести небо на землю, были по существу такими же врагами церковного рабства и такими же фанатиками просветления в красоте, как первые гуманисты. Гениальная прозорливость римских первосвященников сказалась в том, что они приняли этих протестантов в свое лоно, сделали их своими ближайшими детьми и слугами.

Отражение в живописи первых лучей Возрождения почти не представлено в Эрмитаже.

Слабая позднейшая копия с фрески Кавалини (XIII век), ряд строгих, внушительных икон сиенской и флорентийской школ (частью переданных из бывшего Музея христианских древностей), две ремесленные картины начала XV века (недавно еще без основания приписывавшиеся великому Андреа дель Кастаньо) говорят так слабо об одной из самых “громких” страниц истории, что напрягать своего внимания на изучение их людям, не интересующимся специально данной эпохой, не стоит.

Анжелико, Фра Беато

Хорошим примером искусства, близкого к этим “первым примитивам”, может служить только Мадонна “блаженного” монаха Анжелико из Фиезоле (1387 — 1455) с предстоящими святыми Домиником и Фомой Аквинским.

Фра Беато Анджелико. Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским. 1424 — 1430

Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле) [4], в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. Фра Беато поступил в орден св.

Доминика и не пожелал идти следом за св. Франциском, к сущности которого он был так близок. Но произошло это потому, что уже в первые 150 лет своего существования францисканское монашество успело развратиться и забыть заветы своего основателя, а, с другой стороны, дух св.

Франциска за это время проник во многие другие обители и пленил все пламенные души, за какими рясами они бы ни скрывались. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж.

Доменичи), оставаясь верными основным принципам своего ордена, были в то же время лучшими из продолжателей святого дела Франциска.

Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится.

Среди яркого, ликующего творчества, которым ознаменовано это время, подобные картины являлись пережитками былого. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское.

Он с одинаковым рвением писал как Голгофу, так и небесные празднества, скорбные одежды монахов и переливающиеся крылья ангелов, ужасающую тьму ада и радостную лазурь неба, но, пожалуй, и он писал второе с большим увлечением, и в этом сказалась его принадлежность к XV веку, к жизнерадостному кватроченто, окончательно вырвавшемуся из мрака средневековья.

Фра Беато последний из великих чисто церковных художников, последний “святой” живописец, но он и дитя своего времени, цветущей роскошной Флоренции. Не надо забывать, что его учеником был совершенно светский Гоццоли, великий любитель модных нарядов, торжественных выездов и грандиозной архитектуры.

Читайте также:  Дом-музей моцарта - бертрамка, прага, чехия

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=180716&p=13

Читать Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

Здесь как будто сказалось влияние поздних работ Тициана и, пожалуй, Корреджо. Светотень на Божественном теле, серые серебристые оттенки ее и сочетания их с царственно благородным тоном одежды ангела не имеют себе подобного в смысле аристократизма колорита во всем Эрмитаже.

Но для непосвященного посетителя эта картина может показаться скучной, а для знакомства с гением Веронезе она недостаточна.

Сказавшееся в ней искание иллюзорности, неподходящая к существу задания роскошь колорита и необоснованная театральность поз и жестов передают лишь слабые стороны церковного стиля в эпоху барокко, “теснота” же уделенного под композицию места, вероятно, была тягостной для Веронезе, чувствовавшего себя по себе лишь на широкой раскинутости дворцовых и церковных стен. О настоящей стихии Веронезе, о декоративном его стиле лучше свидетельствуют маленькие эскизы (вернее, уменьшенные собственноручные копии с больших картин мастера, сделанные им для скромных любителей): “Спасенный Моисей” (Нахождение Моисея), “Поклонение волхвов” и “Распинание Спасителя” (Распятие).

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 1570/1575. Холст, масло. 58х44,5. (Продана из Эрмитажа в ноябре 1930. Коллекция Эндрю В. Меллона. Национальная галерея, Вашингтон)

Небольшая композиция “Отдых на пути в Египет” дает также некоторое представление о роскоши Веронезе, о мастерстве, с которым он строит массы.

Другие картины, приписываемые в Эрмитаже мастеру, — носят уже более слабые отражения его искусства, но и они могут служить для дальнейшего знакомства с тем стилем, который был найден и разработан Веронезе и из которого впоследствии вышло искусство Карраччи, Рубенса, Лебрёна, Тиеполо, словом, всех великих декораторов XVII и XVIII веков.

Успех стиля Веронезе в самой Венеции был настолько велик, что после его смерти до конца XVI века и даже позже продолжала существовать мастерская, в которой изготовлялись превосходные картины в духе мастера его учениками и последователями.

Среди них особенно замечательны Паоло Фаринато († в 1606), которому приписывается почерневшее “Поклонение волхвов”, отличный мастер Дж. Бат. Дзелотти († в 1592), брат Паоло Веронезе Бенедетто Калиари († в 1598) и, наконец, сотрудник и племянник последнего, Карлетто († в 1596). [34]

Жанр

Одновременно с расцветом барочного искусства, в Венеции же зародилась та форма живописи, которая должна была с течением времени сделаться доминирующей во всей Европе. Мы говорим о бытовой живописи, более известной под уродливым наименованием жанровой.

Черты бытовой живописи встречались уже у старых венецианцев и веронцев. Однако там они проникали лишь случайно в исторические и религиозные темы.

Гораздо сильнее сказались эти бытовые элементы в произведениях Джорджоне (“Концерт”), Тициана, Пальмы и Бонифацио Питати.

Бассано (Якопо Де Понте)

Однако лишь с половины XVI века в творчестве Якопо де Понте (прозванного по месту его рождения Бассано, 1510 — 1592) — художника, родившегося в год смерти Джорджоне, проявляется эта новая отрасль живописи, вполне обособленной и самодовлеющей.

В Венеции были свои местные причины, почему именно жанр возник и развился здесь с особым успехом.

Каждый мало-мальски зажиточный венецианец имел на материке свою виллу, свою усадьбу, и отдых от торговых дел, от морской службы на лоне природы, в мирных занятиях сельским хозяйством представлялся особенно пленительным для горожан, которые остальное время года не видели ничего, кроме каменных домов, мостовой и каналов. Эта ностальгия по земле, по природе, по зелени вызвала в Венеции расцвет чистого пейзажа (в творчестве Тициана и Кампаньолы), она же вызвала и бытовую живопись, Бассано носившую вначале исключительно сельский характер.

Франческо Бассано Младший (Школа Якопо Бассано). Осень. Холст, масло. 97х127. Инв. 1598. Из собр. Кроза, Париж, 1772

Бассано писал и религиозные сюжеты (хорошая копия с превосходной его картины “Поклонение волхвов”, хранится в Эрмитаже), но славу себе стяжал мастер сериями бытовых сельских картин, сделавшихся в гравюрах достоянием всего мира.

Якопо Бассано. Св. Фабиан, св. Рох и св. Себастьян. Бумага, масло. 57,5х45. Инв. 2590. Из собр. Кроза. Париж, 1772

Эрмитаж, к сожалению, не имеет подлинных произведений этого простоватого, но замечательно искреннего художника и блестящего колориста, но ряд копий “Христос у Марфы и Марии”, “Снятие с креста”, “Положение во гроб” и “работа мастерской” “Лето” знакомят с манерой Бассано и с общим настроением времени. Внимание к простой жизни, выразившееся в них, находилось во всяком случае в зависимости от все усиливавшейся индифферентности к мистическим вопросам.

К концу XVI века, начавшегося с истинно “божественного” искусства Леонардо, Микель Анджело, Корреджо, Джорджоне и Рафаэля, итальянское искусство представляло из себя несколько безотрадную картину.

И не в талантах чувствовался недостаток, не в знаниях и в мастерстве, в духовной силе.

Художникам, пошедшим вслед за Микель Анджело, удалось заимствовать у него одну “маску”, и их произведения носят характер “упражнений в колоссальном стиле”; художники, пошедшие вслед за Корреджо, разменяли его грацию на дряблую манерность, не сумев вникнуть в его внутреннюю психологию. Только в Венеции и окрестных провинциях (где тоже чувствовалась некоторая усталость) могла сформироваться разумная реакция против грозившего упадка. Но именно “разумность” становится отныне (взамен непосредственности и вдохновения) одним из главных двигателей творчества.

Академизм

“Разумная реакция” нашла себе первоначальное выражение в деятельности семьи художников родом из Болоньи, но получивших в Венеции самые значительные впечатления для развития своего искусства.

Лодовико Карраччи (1555 — 1619) и его два племянника — образованный Агостино (1557 — 1602) и бурный Аннибале (1560 — 1609) поставили себе миссией спасти итальянское искусство и вернуть его к прежнему великолепию. Основанная ими в Болонье школа внесла именно новый принцип в художественное творчество: эклектизм.

Академия Карраччи принимала тех, “кто сожалел о прошлом, презирал настоящее и жаждал лучшего будущего”. В искусстве получились новые моменты, до того ему неведомые: отчужденность от жизни и утверждение красоты, созданной другим временем, утверждение так называемых “вечных законов” красоты.

Эти моменты наложили несмываемую печать на творчество как самих Карраччи, так и всех их последователей. Художественное же потомство их оказалось огромным — все европейские академии повели свое начало от их болонской школы. Много среди “болонцев” было людей высоко даровитых.

Сами Карраччи были удивительными знатоками дела и вовсе не бездушными художниками. Аннибале не чуждался и жизни — лучшее, что им создано, это сцены с натуры и пейзажи. Но и превосходные произведения “болонцев” носят печать скуки, холодного расчета и методичной выправки. Всякий порыв сдержан, всякая страсть потушена.

Натурализм

Однако одновременно с академическим эклектизмом одно течение конца XVI и всего XVII века сообщило итальянской живописи особую окраску. Это так называемый натурализм.

Можно сказать, что вся жизнь итальянского искусства за эти века прошла в борьбе именно этих двух почти одновременно возникших начал, и эта борьба оживила на время искусство Италии и дала ему возможность рассеять по всему свету приобретения, добытые той или другой из враждовавших сторон.

Караваджо

Мощным теоретическим (и практическим) основателем натурализма является Микель Анджело Меризи, прозванный Караваджо по местечку в Ломбардии, откуда он был родом (1569? — 1609).

Этот художник провозгласил до того неведомый в искусстве принцип: единственная цель живописи заключается в точной передаче природы, единственный ее идеал — в красоте действительности.

Ломбардец Караваджо, так же как и его менее сильный сверстник и единомышленник генуэзец Строцци, пришли доканчивать свое художественное воспитание в Венецию — туда же, куда явились Лодовико и Агостино Карраччи.

Но если последние учились на примерах Тициана и Веронезе, в которых так много пластических элементов и так полно разработана формальная сторона, то “натуралисты” нашли себе руководство в творчестве Джорджоне, Бассано, Бонифацио, Бордоне и отчасти Тинторетто.

Декоративная сторона, идеализация форм для них не играли роли, и лишь видимость казалась достойной интереса. В дальнейшем рассадником искусства Карраччи явились Рим и Болонья, два интеллектуальных центра Италии, менее других итальянских городов одаренных деятельностью.

Судьба завела беспокойного авантюриста Караваджо в Неаполь, в среду самой кипящей жизненности, и здесь основалась его “школа”, давшая между прочими художниками такого гиганта живописи, как испанца Рибейру, и оказавшая через последнего решительное влияние на всю испанскую живопись. Впрочем, и в Риме, где Караваджо жил первое время после Венеции, он успел создать многочисленных последователей, особенно среди нидерландцев и французов, которые затем, вернувшись на свои родины, положили там основание новому живописному течению, приобретшему в некоторых странах и на известные периоды доминирующее значение.

Источник: https://online-knigi.com/page/180716?page=13

Венеция — Тинторетто, Якопо (Джакопо) Робусти. — allyestate.com

stasrsvВенеция — Тинторетто, Якопо (Джакопо) Робусти. — allyestate.com

Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения. Наряду с Джованни Беллини, Тицианом и Паоло Веронезе был ярчайшим представителем венецианской школы живописи.

Тинторетто родился в Венеции в 1518 году и был старшим сыном в семье. Имя под которым он стал известен произошло, вероятнее всего, от рода занятий его отца.

Tintore по итальянски значит красильщик, а tintoretto — уменьшительно-ласкательная вариация этого слова, «маленький красильщик» или «сынишка красильщика».

О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна.

Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь. В пятнадцать лет отец показал будущего художника Тициану, но что-то там у них не сложилось.

 Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению. Сам же Тинторетто всегда благоговейно относился как к работам Тициана, так и к самому мастеру.

Почти всю свою жизнь мастер жил в Венеции, в доме на Фондаменто деи Мори, в отдаленном тихом квартале Канареджио в окружении семьи. Исключением стали лишь пара лет проведенных в Риме и Мантуе на заре карьеры.

Читайте также:  «в турецкой покойницкой», верещагин — описание картины

Специалисты делят творческую карьеру художника на три этапа — ранний период, зрелость и заключительный.

За это время Тинторетто написал великое множество картин, даже перечисление их полного списка слишком перегрузит любую статью.

 Я не искусствовед способный проанализировать манеру письма или что-то еще и не собираюсь писать биографию художника. Я простой обыватель, заинтересовавшийся творчеством художника и статью пишу больше для себя.

Главный акцент я сделаю на местах, где в Венеции есть возможность прикоснуться к великому искусству Тинторетто, что обязательно сделаю в следующий раз.

Я не буду описывать эти места — это требует отдельной статьи для каждого, но укажу адреса и ссылки на сайты.

Остальные картины просто упомяну с уточнением места нахождения, так как в поездках по другим городам Европы мы, бывает, заглядываем и в художественные галереи и музеи.

Тинторетто в Венеции

Скуола Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco)

Самое представительное и самое мощное «собрание» работ Тинторетто в Венеции находится в Скуоле Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco). Адрес простой — Район Сан Поло (San Polo, 3052), неподалеку от собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Начиная с 1559 года и до самой своей смерти в 1594 году Тинторетто написал множество картин и произвел роспись стен и потолочных плафонов самого здания Скуолы ди Сан Рокко. Причем работал практически даром, на условиях компенсации затрат на холст и краски и ничтожной платы в 100 дукатов в год.

К 1565 году Тинторетто закончил живописный декор потолка (21 картина) и стен (6 картин) большого зала Альберго Скуолы Сан Рокко, до сих пор не имеющий равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу. Работа может быть сравнима только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле.

Духовное родство Тинторетто с Микеланджело проявилось в колоссальном полотне «Распятие». Полотно размером 5.36х12.24 метра полностью заполняет одну из стен зала. Казнь в самом разгаре крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен. А ближе к зрителю у нижнего края картины группа близких Христа, среди них теряющая сознание Мария.

В той же манере, что и «Распятие» были написаны два панно на противоположной стене этого зала — «Христос перед Пилатом» и «Несение креста». В 1567 году было закончено полотно «Святой Рох в тюрьме» для церкви Святого Роха, в в 1571 картины «Воскрешение Лазаря» и «Вознесение» для других помещений Скуолы.

В 1575 году Тинторетто приступает к масштабной работе — живописному декору стен (13 картин) и потолка (21 картина) огромного Верхнего зала Скуолы ди Сан Рокко.

Украшающие потолок плафоны посвящены библейским эпизодам, настенные панно — евангельским, охватывает весь библейский цикл истории человечества — от Первородного греха до Вознесения Христа.

Но описывать эту роспись бессмысленно — надо смотреть.

В 1576 году был закончена потолочная роспись «Медный Змей», на следующий год полотно «Моисей высекает воду из скалы». В 1579 — работы «Крещение Христа», более масштабное полотно, чем то что в музее Прадо в Мадриде, «Умножение Хлебов», «Христос в купели Силоамской», «Сатана предлагает Иисусу превратить камни в хлеб», «Гефсиманская молитва», «Воскресение Христа» и еще одна «Тайная Вечеря».

На 1581 год приходится завершение нескольких картин. «Поклонение Пастухов», где удивительно точно передан трепет пастухов приносящих свои скромные дары Марии и младенцу. «Благовещение», на которой Архангел Гавриил буквально врывается в комнату испуганной Марии. «Бегство в Египет» — в отличии от других своих работ, здесь Тинторетто уделил много внимания пейзажу.

1582 год — «Избиение младенцев», выбор сюжета которой был продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни жертвам «черной смерти» от которой молились Святому Роху. А в 1588 была написана картина «Встреча Марии и Елисаветы» и закончена стенная роспись «Явление Святого Роха».

Галерея Академии

В музее Галерея Академии Венеции (Campo della Carità Dorsoduro n. 1050) в районе Дорсудоро так же представлено значительное количество работ Тинторетто.

Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины «Чудо святого Марка» (1548). Эта картина впервые была представлена в Скуоле Гранде ди Сан Марко и сразу выдвинула художника на первый план, прославила его.

Святой Марк — покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. По сюжету этой картины Святой Марк спускается с неба, чтобы своим присутствием спасти мученика от пыток.

Палачи приготовили множество инструментов, но благодаря появлению Святого Марка они все стали ломаться, не причиняя вреда.

Так же здесь находятся  «Успение Богородицы» (1550), «Искушение Адама» (1552), «Сретение» (1554) — классические библейские и евангельские сюжеты. «Сотворение животных» (1552) — момент создания богом мира животных. На небесном своде фигура Создателя, окутанная золотым свечением. Из-под Его рук стремительно вырываются птицы, а на земле уже появились животные, а в воде рыбы.

«Святой Марк, спасающий сарацина» (1566) — композиция построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.

А так же картины «Перемещение тела Святого Марка», «Св.Марк освобождает раба», «Сон Св.

Марка», «Богоматерь с младенцем», «Пир в доме Левия», «Аллегориия битвы при Лепанто», «Обручение Екатерины», множество портретов.

Палаццо Дукале

Для украшения Дворца Дожей (Palazzo Ducale), адрес которого вряд ли нужно указывать, Тинторетто написал несколько работ.

Самае известная его картина носит название «Рай» (1588) и это пожалуй самое большое полотно (7х22 метра), по крайней мере на момент его написания. Картина была написана совместно с учениками. На переднем плане грандиозного полотна люди, а дальше и выше ангелы в солнечном сиянии.

Для подчеркивания значимости Венеции для Дворца Дожей Тинторетто написал картины «Кузница Вулкана» (1576) символизирующую военную мощь Венеции, «Меркурий и три Грации» (1576) посвященную красоте и богатству республики, «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия» (1577) композиция символизирующая ловкость дипломатии Венеции и «Вакх и Ариадна» (1578) отражающую морскую мощь Венеции.

Церковь Мадонна дель Орто

В родной церкви Тинторетто Мадонна дель Орто (квартал Cannaregio, 3512) находятся несколько его работ, самые масштабные из них:

«Введение Марии во храм» (1556). Сюжет картины из «Золотой легенды» о детстве Девы Марии и посещении с родителями храма. Перед ней лестница с пятнадцатью, по числу псалмов, ступенями. Мария поднимается по ступеням самостоятельно и ей явно больше чем три года.

«Видение Святого Петра» (1556) на которой Петр видит предстоящий ему крест.

 «Страшный Суд» (1562) с невыразимым контрастом между восходящими в горняя праведниками и падающими в глубины ада грешниками и четкая граница между светом и тьмой. «Поклонение золотому тельцу» (1562).

Телец и поклоняющиеся ему израильтяне находятся внизу картины, в полумраке. Над ними мрачные тучи, предвещающие несчастья. Зато выше свет, ангелы, несущие Скрижали завета и Моисей.

Другие церкви Венеции

Церковь Сан Закария (Chiesa di San Zaccaria, Campo S. Zaccaria, 4693) — «Рождение Иоана Предтечи» (1553).

Церковь Мария дела Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute, Fondamenta Salute, 30123) — «Брак в Кане Галилейской» (1561). Картина имеет очень большую глубину композиции. Христос с матерью как и положено во главе стола, но не переднем плане, а главный акцент сделан на шести водоносах.

Церковь Сан Кассиано (Chiesa di San Cassiano, Calle dei Morti, 30125) в районе Сан Поло. Здесь хранятся три картины Тинторетто — «Воскресение Христа» (1565), «Сошествие в ад» (1568) и «Распятие» (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко.

Церковь Санта-Мария дель Джильо (Chiesa Santa Maria del Giglio) в районе Сан Марко — «Евангелисты Марк и Иоанн» (1557). Церковь Са́нто-Стефа́но (Chiesa Santo Stefano) в районе Сан Марко «Тайная Вечеря» (1570). Церковь Сан-Симеоне Гранде (Chiesa di San Simeon Grande/Profeta) в районе Санта Кроче «Тайная Вечеря».

Церковь Сан-Джорджо Маджоре.

Последние работы Тинторетто связаны с церковью Сан-Джорджо Маджоре (Chiesa di San Giorgio Maggiore, Isola di S.Giorgio Maggiore). Вклад художника в убранство церкви – семь больших картин, три из которых написаны им лично. Это «Ожидание манны небесной» (1593), «Погребение Христа» (1594) и «Тайная Вечеря» (1594).

Эта «Тайная Вечеря» – лучшая работа в этом ряду. Картина поражает смелостью композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали, написана с небывалым чувством и мастерством, зрелого художника. На картине изображен момент, когда Спаситель установил Таинство Причащения.

Уверен, что это не весь перечень работ Тициана в Венеции. Буду дополнять по мере возможностей. Что касается остальной Италии и остального мира, то за пределы Венеции ушло не так много картин Тинторетто, тем не менее они есть в Милане, Болонье, Риме, Лондоне, Мадриде, Мюнхене, Дрездене и многих других.

Заключение

Завершив последнюю картину в 1594 году художник умер прожив плодотворные 76 лет. Большая работоспособность Тинторетто, свободные художественные приемы, а так же отсутствие классического художественного образования, давали повод его современникам считать манеру его письма поверхностной и небрежной, но время все расставило по своим местам.

Простым зрителям картины Тинторетто просто нравятся (или не нравятся) а вот искусствоведы так и не пришли к единому мнению считать ли Тинторетто художником эпохи Возрождения или относить к более поздним течениям.

Причина спора — в творчестве мастера присутствуют как черты, однозначно принадлежащие эстетике Ренессанса, так и принадлежащие более поздним художественным направлениям, в частности — маньеризму. К первым однозначно относят полотна на мифологические сюжеты и многие портреты, ко вторым — на сюжеты из Нового Завета.

Впрочем все эти споры — удел специалистов, а наше дело любоваться и наслаждаться образами созданными мастером.

Источник: https://stasrsv.livejournal.com/30491.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector