Остается предположить, что все хлопоты по обеспечению питанием и водой двух визитеров Яхве взял на себя (или своих помощников-богов). В противном случае надо предполагать, что Яхве вообще на это время транспортировал (под прикрытием облака) этих двух важных визитеров куда-то в другое, более удобное место, а затем вернул назад.
В общем, тут есть где развернуться фантазии…
Хотя, впрочем, числа, фигурирующие в Ветхом Завете и иудейских источниках нельзя воспринимать буквально – в них очень много символизма. Вот и число 40 является, согласно иудейской традиции, особенным. Так что мы можем быть уверены лишь в том, что Моисей с Иисусом Навином были на горе довольно долго.
Рис. 182. «Слава Господня» на горе Синай
На то, чтобы получить «скрижали каменные, и закон и заповеди» столько времени не требуется. Пришел, забрал, да и обратно.
Но дело в том, что помимо «скрижалей», закона и заповедей, Моисей (а возможно, и Иисус Навин вместе с ним) получил массу детальнейших инструкций тех технических объектов и предметов, которые было необходимо изготовить для дальнейшего использования в ходе реализации планов Яхве.
Получил Моисей и столь же детальные инструкции по эксплуатации этих технических объектов и предметов, и даже своеобразные инструкции по технике безопасности.
Прежде всего эти инструкции касались Ковчега Завета, Скинии (переносного храма), жертвенника и многочисленной утвари, а также всего, что нужно было для «правильных» жертвоприношений – вплоть до мельчайших деталей процедуры посвящения Аарона на должность первосвященника. Были названы и помощники, которых «выбрал» и «обучил» Яхве для изготовления наиболее сложных из технических объектов и предметов. Все эти «детали» занимают с 25 по 31 главу Ветхого Завета (и к некоторым из этих деталей мы в дальнейшем еще вернемся).
Более того, как следует из текста, Моисею на горе были также продемонстрированы некие «образцы» наиболее важных технических объектов и предметов, которые предстояло изготовить (откуда взялись, куда делись и что собой представляли эти «образцы» – неизвестно).
В довершении ко всему Моисей получил некие «скрижали», которые на самом деле вовсе не были простыми «табличками с заповедями», как их часто представляют. Но особенности этих «скрижалей» мы рассмотрим несколько позже – когда речь пойдет о содержимом Ковчега Завета.
«И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход, глава 31).
Рис. 183. Моисей со сводом законов (Гвидо Рени)
Судьба «богоибранного народа» на волоске
Понятно, что на все это действительно требовалось немало времени. Поэтому шестой визит на гору затянулся. Затянулся настолько, что евреи, остававшиеся у подножия, от безделья и неведения происходящего проявили ненужную инициативу.
«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.
И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть» (Исход, глава 32).
Если присмотреться к тексту, то можно заметить, что в действиях евреев не было никакого злого умысла – они все также были готовы подчиняться Яхве и верить в него.
Но его доверенного лица уже долго не было, а как «правильно» поклоняться Яхве, они еще не знали (ведь Моисей только получал в это время инструкции об этих правилах) – вот евреи и пошли знакомым им путем.
А в то время фигурки богов (то есть идолы) были приняты повсеместно, и евреи (совсем не из злого умысла!) могли пренебречь запретом на изготовление идолов, как маловажным или второстепенным требованием.
Вдобавок, под словом «идол» обычно понимается антропоморфный образ бога, так что запрет на изготовление идолов евреи могли воспринять лишь как запрет на именно антропоморфные фигурки. Тем более, что вышедшие из Египта евреи, долго жившие под влиянием египетских традиций, еще не успели привыкнуть поклоняться незримому и «аморфному» богу – им нужен был какой-то зримый образ!..
Вот и возник телец – самый распространенный в то время в древнем мире образ бога. Вдобавок, Яхве называл себя «главным» богом, а образом «главного» бога в то время был именно телец.
Однако тут евреи то что называется «попали». Ведь телец – это образ Баала, главного соперника Яхве и того самого бога, которого Яхве как раз собирался сбросить с трона!.. И таким образом получилось, что евреи вместо поклонения своему любимому Яхве, сделав тельца, поклонялись его злейшему врагу!..
Вдобавок, принося жертвы тельцу, они таким образом отправляли «жизненную энергию» жертв не Яхве, а Баалу. То есть Баал в результате этого жертвоприношения мог получить некий «странный» сигнал, который мог привлечь его внимание, а вот это Яхве совсем не нужно было сейчас…
Но откуда же простым евреям было знать такие «тонкости», если этого не знал даже Аарон?!. Ведь и он не видел в тельце чего-либо плохого. Он получил инструкции только о том, как сделать жертвенник и как приносить жертвы.
Но в остальные детали плана Яхве он ведь не был посвящен!.. Так что никакой серьезной вины ни на нем, ни на евреях реально не было – был лишь недочет самого Яхве, который не конкретизировал вовремя свои требования.
Но евреи и Аарон, сами того не ведая, «наступили на больную мозоль» Яхве, чем и вызвали его ярость.
Рис. 184. Евреи поклоняются золотому тельцу под горой Синай
«И сказал Господь Моисею: поспеши сойти [отсюда], ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!
И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исход, глава 32).
Возникла ситуация, когда «богоизбранный народ» мог закончиться, еще так толком и не начав существовать именно как единый народ. Судьба его висела на волоске. Но Моисей решил заступиться за евреев перед Яхве, умоляя его отменить решение их уничтожить.
Вполне возможно, что Моисей просто не хотел все начинать заново, ведь уничтожение «богоизбранного народа» означало его личную утрату роли лидера и вождя какой-никакой, а все-таки уже имеющейся армии, и возврат в состояние очень неустойчивого и непредсказуемого будущего.
Яхве, видимо, немного поостыв и поняв, что в произошедшем есть и его доля вины, отменил свое решение. Однако проступок – есть проступок, и он требовал наказания.
Тем более, что Яхве вообще трудно заподозрить в мягкосердечности – полностью прощать он не любил. Вдобавок, незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение.
Так что Яхве решил лишь уменьшить наказание, а заодно и переложить частично его исполнение на Моисея.
Этим «разделением ответственности по исполнению наказания» он, во-первых, сохранял свою репутацию грозного бога, но при этом избегал необходимости «валить» евреев без разбора (да и сложно ему было «фильтровать говорящих мартышек» по степени вины – не Его уровня это дело).
А во-вторых, Моисей, пользуясь случаем, получал возможность провести «адресную чистку рядов», уничтожив тех, кто тем или иным образом мог помешать выполнению плана Яхве, и увеличив таким образом процентную долю верных ему (и Яхве) сторонников в пока еще очень рыхлой армии.
«Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым…
И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исход, глава 32).
Источник: https://nemaloknig.com/read-328765/?page=58
Скрижали Завета — священная христианская реликвия
Скрижали Завета — две каменные плиты, которые, по библейской легенде, переданы Моисею Богом на горе Синай. На них были высечены десять заповедей. В 586 г. войска вавилонского царя Навуходоносора II разрушили храм, где хранился Ковчег Завета — ларец со скрижалями внутри, С тех пор они утрачены.
Считается, что первые законы люди получили от Бога; тот заключил с ними договор, или Завет — как должно поступать. До получения Закона Божьего у них не было писаных правил, каждый жил, как учили его предки и как подсказывала совесть. Но, проявляя заботу о людях, чтобы те не утратили Закон Божий, Бог высек в камне десять важнейших заповедей и передал народу через пророка Моисея.
Книга «Исход» — вторая книга «Пятикнижия», первых книг христианской Библии и еврейской Торы, повествует об освобождении еврейского народа из египетского рабства и об удивительном путешествии евреев к горе Синай под предводительством пророка Моисея.
Моисей поднялся на гору, где Бог передал ему две каменные плиты с выбитыми на них «письменами божьими» — текстом десяти заповедей. Тем временем народ начал роптать из-за слишком долгого отсутствия Моисея, своего учителя.
Аарон, брат Моисея, собрал у людей золотые украшения и сделал из них идола — Золотого тельца, которому евреи стали поклоняться.
Когда же Моисей спустился с горы Синай и увидел, что народ поклоняется идолу, он в гневе уничтожил тельца, разбил скрижали, данные ему Богом, а многие из отступников, поклонявшихся тельцу, были убиты. Позже Бог велел Моисею самому вытесать из камня новые плиты и снова подняться на гору Синай, где во второй раз высек те же 10 заповедей.
Кроме того Бог приказал сделать Моисею из дерева ковчег-ларец, в котором скрижали впоследствии и хранились. День, когда скрижали были переданы Моисею, считается днем заключения священного договора, а ковчег — символом этого союза между Богом и людьми.
Ковчег Завета не следует путать с Ноевым ковчегом или ковчегом-корзиной, в котором мать спрятала младенца Моисея, чтобы спасти от гибели.
Кроме новых скрижалей с высеченными на них заповедями, по преданию, в Ковчеге Завета хранились также и обломки старых скрижалей, разбитых Моисеем. Отправляясь на войну, евреи брали их с собой в качестве священного талисмана, а также затем, чтобы святыня не попала в руки врагу.
Во время исхода из Египта ковчег со скрижалями хранился в скинии — походном храме. Позднее царь Давид перенес ковчег в Иерусалим, тем самым сделав этот город центром религиозной жизни народа Израиля. К 950 г. до н.з. сын Давида Соломон завершил строительство Иерусалимского храма, величайшей еврейской святыни.
Сюда был торжественно перенесен Ковчег Завета.
Этот храм простоял три с половиной столетия, но в 586 г. до н.э. жестокий царь Навуходоносор II в очередной раз захватил Иерусалим, разграбил и разрушил до основания храм Соломона вместе со всеми святынями, убив и угнав в рабство большую часть жителей Иерусалима. Ковчег со святыми скрижалями в результате этого набега был утрачен.
Нам ничего не известно доподлинно ни о форме и размерах скрижалей, ни о том, как именно выглядели надписи на них. По еврейским преданиям, скрижали представляли собой куб, длина каждой из сторон составляла один локоть.
Каждый куб имел сквозное отверстие в виде цилиндра, и надписи на ассирийском и древнееврейском языке были высечены на всех поверхностях — изнутри и снаружи.
Примерно в таком виде скрижали изображают в синагогах и еврейских книгах.
В христианской традиции принято иное изображение скрижалей — их представляют в виде плоских продолговатых плит или страниц раскрытой книги, причем верхняя кромка имеет округлую форму. Также нигде нет точного свидетельства, как заповеди располагались на скрижалях.
Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, были ли первые пять заповедей высечены на первой скрижали, а другие пять — на второй.
Есть версия, что все десять заповедей Договора Божьего располагались на обеих скрижалях, подобно тому, как сегодня мы составляем договоры в двух экземплярах.
Скорее всего, этого уже никто никогда не узнает, если только более 2500 лет назад не произошло чудо, и ковчег со скрижалями все же не был спасен от рук разрушителей.
Источник: https://mir-faktov.com/item/228-skrizhali-zaveta-svyashchennaya-khristianskaya-relikviya.html
Что такое скрижали Моисея и их значение в православии
Сегодня даже не церковный человек знаком с некоторыми понятиями, которые встречаются в Библии. Все они незаметно укоренились в повседневной жизни в виде поговорок и фразеологизмов. Взять, к примеру, такие фразы, как: «Око за око, зуб за зуб», «Фома неверующий», «Не убий», «Не укради» и т.д. Последние же две фразы относятся к Десяти Заповедям Ветхого Завета.
Несмотря на Заповеди Блаженства, которые оставил человечеству сам Господь Иисус Христос в Новом Завете, каждый верующий христианин обязан знать и о происхождение Декалога, или Десяти Заповедей. Для человека светского, подобная информация не станет лишней, так как несет в себе образовательный характер.
История появления скрижалей
Еще до прихода на Землю Спасителя, многие люди не знали истинного Бога и поклонялись идолам. Существовали и богоизбранные пророки, которые должны были подготовить народ к пришествию самого Бога.
Одним из первых пророков и праотцов был Моисей. Господь велел ему вывести из египетского рабства избранный Израильский народ. Лишь после сорока лет скитаний, Моисею и его людям удалось покинуть пустыню.
Богом избранному народу надлежало вести жизнь праведную, нежели ее вели остальные варварские народы. Для этого Бог передал Моисею Скрижали Завета на горе Синай в пятидесятый день после исхода из Египта.
Пророк Моисей, получающий от Господа Скрижали Завета
Но народ забыл о земле обетованной и о Боге, установив при этом себе идола — золотого тельца. Моисей счел людей недостойными этих заповедей, и разбил скрижали.
Позже, он просил Бога простить неверие народа, на что Всевышний согласился и велел Моисею вытесать новые скрижали. Именно на этих скрижалях и были размещены заповеди. Скрижали были положены в Ковчег Завета. Ковчег — это специальный сосуд, который израильтяне бережно хранили в знак союза между Богом и их народом.
Сам Господь показал Моисею, какой формы должен быть ковчег. Предполагается, что он был утерян после разрушения Иерусалимского храма царем Навуходоносором в 586 году.
Для сведения! На сегодня местонахождение ковчега и скрижалей так и не было определенно.
Читайте о заповедях:
Заповеди Старого и Нового завета
Будет неверным отметить, что заповеди Нового Завета противоречат и отменяют Десять Заповедей. Наоборот, новозаветные Заповеди Блаженства дополняют старозаветное учение. Подтверждением этому служат слова Спасителя из Евангелия от Матфея: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».
Говоря мирским языком, законы Нового Завета требуют от человека большего внимания к внутреннему миру, мыслям и желаниям.
Каменные скрижали Десять заповедей
Декалог же был предназначен людям с огрубевшим сердцем и сознанием, которое никогда не знало истинного Бога. Для тех людей было достаточным соблюдение правил воздержания от чего-либо. В Заповедях Блаженства все довольно серьезно: теперь одна лишь мысль о смерти ближнего равняется смертному греху.
Интересно! «Скрижали» — слово славянского происхождения. Имеет несколько значений, такие как «камень», «доска». На иврите Скрижали Завета имеют название «Лухот а-Брит», что дословно означает «доски союза».
Значение каждой заповеди
В десяти Божьих заповедях кратко объясняется, как должен относиться человек к Богу и своему ближнему:
- в первой заповеди речь идет о том, что существует только один истинный Бог и создатель всего видимого и невидимого. Поклонение другим Богам является грехом. Эта заповедь одна из главных установлений во взаимоотношениях между Богом и человеком;
- вторая заповедь подобна первой. В ней говориться, что нельзя обожествлять всякое творение Господне, а нужно служить единому Богу;
- третья заповедь запрещает вспоминать имя Бога напрасно;
- четвертая заповедь взывает к отдыху и покою в день субботний, символизируя отдых Творца после шести дней творения. У православных христиан таким днем считается воскресенье, так как в этот день произошло главное событие человечества — Воскресение Господа;
- в пятой заповеди говорится о почитании родителей. Это главная заповедь, которая регулирует человеческие отношения;
- в шестой заповеди говорится о важности человеческой жизни. Убийство — уничтожение Божьего дара;
- седьмая заповедь указывает на важность законных отношений между мужчиной и женщиной;
- восьмая заповедь запрещает красть и извлекать выгоду за счет своего ближнего или ему в убыток;
- в девятой заповеди говориться, что нельзя говорить ложь о ближнем и порицать его;
- десятая заповедь указывает на грех зависти. Желание благ ближнего своего ведет к духовному падению.
Важность именно этих отношений подчеркнул и сам Христос в Евангелии от Матфея:
«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Заповеди Божии. Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым
Авг 26, 2019 00:56Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/skrizhali-moiseya-i-ih-znachenie-v-pravoslavii.html
Скрижали Закона
Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениямиДроздов Митрополит Филарет
В сороковой день по выходе из Египта, Израильтяне пришли в пустыню Синайскую.
Моисей взошел на гору, и Бог воззвал к нему с высоты ее, говоря: «Скажи сынам Израиле- вым: вы видели, что сделал Я с Египтянами и как Я перенес вас, подобно тому, как орел переносит на крыльях птенцов своих, и привел вас к Себе; итак, если будете повиноваться гласу Моему и будете верны закону Моему, вы будете преимущественно Моим народом, избранным из всех народов; ибо Моя вся земля, а вы будете царским священством и народом святым». Моисей возвратился к народу и, собрав старейшин, возвестил им, что повелел ему Господь: весь народ отвечал единогласно: «Мы исполним все, что повелел Господь». Моисей представил Господу ответ народа.
Бог повелел Моисею в продолжение двух дней приготовить народ к принятию закона, который ему было угодно дать ему на горе Синайской.
На третий день был слышен гром, и заблистала молния; густое облако покрыло гору, раздался глас трубный, и народ пришел в трепет.
Господь сошел на Гору Синай, воззвал Моисея на вершину дымившейся горы и повелел ему сказать народу, чтобы он с благоговением внимал глаголам Его. Моисей возвестил народу волю Божию и возвратился на гору.
Господь изрек закон, заключающийся в десяти заповедях:
«Аз есмь Господь Бог Твой, изведый тя от земли Египетской, от дому работы. Да не будет тебе бози инии разве Мне».
«Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землей: да не поклонишися им, ни послужиши им: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдали грехи отец на чада до третьего и четвертого рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Мои».
«Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе; не очистит бо Господь приемлющего имя Его всуе».
«Помни день Субботний еже святити его: шесть дней делай и сотвори ( в них) все дела твои; в день же седьмой, суббота Господу Богу Твоему; да не сотвориши всякого дела в он, ты, сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и вол твой, осел твой, и всякий скот твой, и пришелец, обитая у тебя. Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седмый: сего ради благослови Бог день седмый и освяти его».
- «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой даст тебе».
- «Не убий».
- «Не прелюбы сотвори».
- «Не укради».
- «Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна».
«Не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближнего твоего» (Исх. XX,2-17).
Потом Моисей получил от Бога наставления о сооружении Скинии Свидения с ее принадлежностями и две скрижали каменные, на которых был написан закон перстом Божиим.
Следующая глава
Ковчег завета и скрижали Закона в небесном святилище
В различных случаях Е. Уайт говорила и писала о ковчеге завета во Святом святых в небесном святилище. Одно такое утверждение было сделано в проповеди в Оребро, в Швеции, в 1886 году.«Я предостерегаю вас, не оспаривайте
Моисей разбивает скрижали. Исход 32:1–7, 15-19 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что
Новые скрижали. Исход 34:1–8, 28-32 И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору, ] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и
Где сейчас находятся Скрижали Завета?
иеромонах Иов (Гумеров)Скрижали Завета были положены в ковчег Завета: «В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господ» (3Цар.8:9). При разрушении Храма войсками
Предисловие
Книги Сей, именуемой Скрижали Духовные
Всем, поспешающим написать имена свои в книге жизни на небесах, настоящая книга показывает превосходнейший путь. Шествуя сим путем, увидим, что она непогрешительно руководит последующих ее указаниям, сохраняет их
Моисей разбивает скрижали. Исход 32:1-7, 15-19 Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что
Новые скрижали. Исход 34:1-8, 28-32 И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору СинаЙ, и
Мессинг переводит фрагмент Скрижали
Перевод текста третьей части Скрижали атлантов был готов у Мессинга уже к восьми вечера по местному времени. Теперь дело было за герменевтическими навыками Алексии. Впрочем, перед этим мы все пожелали ознакомиться с переводом. И все
Тайны Скрижали
— Пап?, а давай устроим соревнование, кто быстрее решит задачу: я с экспликацией смысла третьего сегмента Скрижали атлантов или ты, составляя свой ипсилон? — бросила вызов Алексия.— Малыш, в этих делах никогда не стоит, уж поверь мне, быть заложницей
Вторая часть Скрижали
Когда высокий монах произнес эти слова, мы встрепенулись. Монах, конечно, заметил это и сделал паузу, ожидая, что скажет кто-нибудь из нас по поводу услышанного. Слово взял Мессинг:— Простите, мой друг, нашу столь явную реакцию на вашу речь. Позволю
Глава 17. Совершенство первозданного человека. – Прирожденность нравственного закона. – Восполнение естественного закона откровенным. – Долготерпение и милосердие Божие к кающимся грешникам 1-8
Говорится о создании Богом первых людей, их внутреннем достоинстве, власти
Новые скрижали
Господь повелел Моисею: «Вытеши каменные две скрижали, подобные прежним, и Я напишу на них слова, какие были на прежних скрижалях, тех, что разбил ты. 2 Приготовься к утру, чтобы на рассвете ты мог взойти на гору Синай и там, на вершине ее, предстать предо Мной. 3
Шатер Откровения и новые скрижали
И повинился Моисей за народ перед Йахве, и испросил у него прощения. После этого вывел свой шатер из оскверненного стана и поставил его далеко от него. Отныне каждый, ищущий Йахве, шел к этому шатру. Когда же Моисей выходил из своего шатра,
3.1.3. Скрижали Завета – пример наделения письменного текста божественным авторитетом
Особенно близкими к ветхозаветным образам небесных книг являются Скрижали Завета с десятью заповедями. Согласно повествованию книги Исход, Скрижали Завета создавались дважды: сначала
Источник: https://religion.wikireading.ru/2380
Скрижали Завета
Скрижали Завета (на иврите — «Лухот а-Брит») — две каменные платы, в которых были вырезаны 10 Заповедей — Десять Речений, заповеданных Всевышним еврейскому народу во время Синайского откровения.
Пять из этих речений были записаны на одной скрижали, а пять других — на второй. На одной скрижали были высечены заповеди, касающиеся сферы отношений между человеком и Всевышним, например, запрет идолопоклонства или заповедь соблюдать Шаббат.
На второй — заповеди, затрагивающие отношения между человеком и его ближним: почитание родителей, запрет вожделеть имущество ближнего и другие. Вместе с этим, скрижали были абсолютно одинаковые по форме и размерам.
Скрижали Завета были помещены в Ковчег Завета, который находился в переносном Святилище (Мишкане), а позже — в Святая Святых Иерусалимского Храма.
Первые и Вторые Скрижали [↑]
Согласно Торе, было две пары Скрижалей Завета.
Первые скрижали пророк Моисей (Моше) осознано разбил, когда 17-го Тамуза, спустившись с горы Синай, чтобы передать их еврейскому народу, он обнаружил, что народ совершил грех Золотого Тельца («Таанит», 4:6).
В Талмуде («Ивамот», 62:1; «Шабат», 87а) говорится, что Моше из законов пасхальной жертвы заключил, что он не имел права передать скрижали еврейскому народу.
Если чужаку не позволено исполнить даже одиночную заповедь вкушения пасхальной жертвы, тем более скрижали, в которых заключена вся Тора, не могут быть дарованы тем, кто, сделав изваяние, отмежевался тем самым от Творца и стал ему «чужим» — ведь все 613 заповедей Торы включены в десять речений (как это приводится в мидраше «Бэмибар Раба», «Насо», 13:15; см. также: Раши, Шмот 24:12; «Мишна Брура», 494:12). В том же месте Талмуда сказано, что Всевышний одобрил этот поступок Моше.
После того, как зачинщики нарушения были наказаны и народ, осознав тяжесть преступления, совершенного против Творца, раскаялся в нем, Моше вновь взошел на гору. Это произошло 18-го Тамуза. В течение сорока дней и ночей он упрашивал Всевышнего простить народ, в результате чего Всевышний заповедовал Моше высечь вторые скрижали, подобные первым.
28-го Ава Моше спустился с горы и высек две новые скрижали. На следующий день рано утром он вновь поднялся на гору, где в третий раз провел сорок дней и сорок ночей. Всевышний прощает еврейский народ и вторично пишет на скрижалях десять речений. Эти скрижали Моше передал еврейскому народу в Йом Кипур, 10-го Тишрея.
Первые скрижали были полностью изготовлены Творцом, а вторые изготовил Моше.
Текст был вырезан в скрижалях таким образом, что его можно было прочитать с любого ракурса (Иерусалимский Талмуд, «Шкалим», 6:1).
Буква «самех» Святого языка имеет форму замкнутой окружности и, будучи насквозь вырезанной в скрижалях, ее сердцевина (внутренний круг) «висела» в воздухе.
Аналогично этому, буква «мэм-софит», имеющая квадратную форму с полой сердцевиной, держалась внутри скрижалей с помощью чуда. Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Шмот 32:15) объясняет необходимость этого чуда вот как.
Если текст был бы виден только Моше, еврейский народ ощущал бы зависимость от посредника и необходимость в нем. Всевышний желал показать, что для связи с Ним, с Его Торой не нужен посредник: связь между Царем и его народом прямая и непосредственная — любой представитель народа может прочитать текст с любого ракурса.
Если бы Первые Скрижали Завета не были разбиты, изучаемая нами Тора никогда бы не забывалась («Ирувин», 54а; «Зкеним ми-Баалей Тосафот», Шмот 32:15).
Вторые скрижали и обломки первых, как самые великие драгоценности еврейского народа, хранились в Ковчеге Завета, который находился в Святая Святых.
(Обломки первых скрижалей лежали в ковчеге под вторыми скрижалями).
Предчувствуя разрушение Первого Иерусалимского Храма, царь Яшияу заблаговременно спрятал Ковчег Завета в глубоких подземных лабиринтах, подготовленными царем Шломо под фундаментом храмового помещения.
Места в Писании, рассказывающие о Скрижалях Завета [↑]
О Скрижалях Завета в Торе рассказывается следующее:
«И сказал Господь Моше: взойди ко Мне на гору и будь там, и Я дам тебе скрижали каменные и Тору, и заповедь, которые Я написал, чтобы обучить ими» (Шмот 24:12).
«И вошел Моше в середину облака, и взошел на гору, и был Моше на горе сорок дней и сорок ночей» (там же, 18).
«И дал Он Моше по окончании разговора с ним на горе Синай две скрижали откровения, скрижали каменные, написанные перстом Б-жьим» (там же, 31:18).
«И повернулся, и сошел Моше с горы, и две скрижали откровения в руке его, скрижали с двусторонней надписью: на той и на другой стороне было на них написано.
И скрижали эти были делом Б-жьим, а письмена — письмена Б-жьи, вырезанные в скрижалях» (там же, 32:15, 16).
«И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горой» (там же, 19).
«И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий, и теперь взойду к Г-споду, может быть, искуплю грех ваш» (там же, 30).
«И сказал Г-сподь Моше: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и Я напишу на них те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил» (там же, 34:1).
«И высек он две скрижали каменные, как первые, и встал Моше рано утром, и взошел на гору Синай, как повелел ему Г-сподь, и взял в руки свои две скрижали каменные» (там же, 4).
«И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десять речений. И было, когда сходил Моше с горы Синай, и обе скрижали откровения в руке Моше при сошествии его с горы, и Моше не знал, что лик его светится лучезарно от разговора Его с ним» (там же, 28, 29).
«И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десять речений, и написал его на двух скрижалях каменных» (Дварим 4:13). «Слова эти изрек Г-сподь всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака, голосом громким, к которому более не прибавил, и написал их на двух скрижалях каменных, и дал мне» (там же, 5:19).
«Когда я взошел на гору, чтобы получить скрижали каменные, скрижали союза, который заключил Г-сподь с вами, и пробыл я на горе сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил.
И дал мне Г-сподь те две каменные скрижали, написанные перстом Б-жьим, а на них все слова, которые говорил вам Г-сподь на горе из среды огня в день собрания.
И было по окончании сорока дней, и сорока ночей дал Г-сподь мне те две скрижали каменные, скрижали завета» (там же, 9:9-11).
«И повернулся я, и сошел с горы, а гора горела огнем, две скрижали завета на обеих руках моих. И увидел я, что вот согрешили вы перед Г-сподом, Б-гом вашим, сделали литого тельца… И схватил я обе скрижали, и бросил их с обеих рук моих, и разбил их перед глазами вашими» (там же, 9:15-17).
«В то время сказал мне Г-сподь: высеки себе две скрижали каменные, как первые, и взойди ко мне на гору, сделай себе ковчег деревянный. И Я напишу на скрижалях те же слова, которые были на первых скрижалях, которые ты разбил, и положи их в ковчег.
И сделал я ковчег из кедрового дерева, и вытесал две скрижали каменные, подобные первым, и взошел на гору, и две эти скрижали в руке моей. И написал Он на скрижалях, как первый текст, десять речений, которые изрек вам Г-сподь из среды огня в день собрания, и передал их Г-сподь мне.
И повернулся я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, и были они там, как повелел Г-сподь» (там же, 10:1-5).
Внешний вид и размеры Скрижалей Завета [↑]
Мудрецы свидетельствуют: камень снапринон (или сапир), из которого были вытесаны скрижали, был вырублен из самого престола Всевышнего. Согласно определенному прочтению текста («ат-баш»), слово «скрижали» на Святом языке («лухот») аналогично слову «престол» («кисэ»). В мидраше («Шир а-Ширим Раба», 5:12) приводится, что скрижали были высечены из солнца.
Первые скрижали, форма букв, высеченных в них, и возможность их прочтения с любого ракурса были созданы Всевышним в шесть дней творения в сумерки кануна субботы («Авот», 5:6; «Авот дэ-Раби Натан», 2:3). Текст на скрижалях был записан на «ашурите» (Ритва, «Мегила», 2б; Радбаз, респонсы, ч. 3, п. 443)
Длина каждой из скрижалей была 6 тфахим (порядка 60-ти см), ширина — аналогичного размера, толщина — 3 тэфаха («Недарим», 38а). В трактате «Шкалим» 6:1 Иерусалимского Талмуда подробно рассказывается, как скрижали размещались в Ковчеге Завета.
В Иерусалимском Талмуде («Таанит», 4:5) приведены слова раби Эзра от имени раби Йеуды из дома учения Симона: «Вес скрижалей равнялся 40 сея». Для сравнения: 40 сэа воды согласно одному мнению — около 576 литров, по другому — около 331.5 литров.
Скрижали имели форму квадрата. Все их углы были прямыми, а не закругленными, как это обычно изображают по ряду причин (рабейну Бхайе, Шмот 31:18). Возможно, что выражение «краеугольный камень», символизирующее самое важное и незыблемое, происходит именно от краеугольных каменных скрижалей.
Каким образом Моше мог поднять и нести столь тяжелые плиты? Тем более на одной руке? Пишет Альших а-Кадош (Шмот 32:15): «Скрижали Завета — это духовное явление, которое несет не только само себя, но даже и того, кто за них держится, подобно тому, как это было с Ковчегом Завета, который нес несущих его. Поэтому в тот момент, когда буквы выпорхнули из скрижалей, вместе с ними улетучилась основная святость скрижалей и они сразу невероятно отяжелели».
В мидраше «Танхума» («Ки Тиса», п. 26) говорится: «И увидел Моше и выпустил их из руки своей. Что увидел Моше? Буквы, порхающие в воздухе». И, хотя каждый наш свиток Торы тоже невероятно свят, все же скрижали обладали особой святостью, т.к. они были написаны перстом Б-жьим.
Образ Скрижалей Завета в еврейской традиции [↑]
Образ двух Скрижалей Завета в еврейской традиции сравнивается с такими значительными и возвышенными образами, как жених и невеста, небеса и земля, свита жениха, сопровождающая его под хупу, Нынешний и Грядущий Миры («Шмот Раба», «Ки Тиса», 41:6).
Сегодня образ Скрижалей Завета — один из популярных еврейских религиозных символов.
символическое изображение Скрижалей можно увидеть во многих синагогах над Арон а-кодешом, в виде барельефа — на фасадах зданий ешив и бейт-мидрашей (Домов Учения) и т.д.
При этом, во многих местах скрижали изображены со скругленными углами (см. об этом выше), а во многих других — показаны скрижали в форме прямоугольника или квадрата, как и было на самом деле согласно описанию Устной Торы.
Источник: https://toldot.ru/Skrizhali.html
Моисей в западном искусстве: от патриарха до вождя
Библейская фигура Моисея занимает одно из центральных мест в основных монотеистических религиях, хотя реальная историчность этого великого персонажа всё ещё является предметом богословского обсуждения среди специалистов в этой дисциплине.
Слава человека, носившего это имя, дошла до потомков, и художники всех времен — от Микеланджело, Рафаэля, Гвидо Рени до Рембрандта и Шагала — находили вдохновение для своих произведений в священной истории пророка, представляя Моисея в различные моменты его миссии, где иудейские элементы иконографически переплетаются с христианскими.
Обширная и многожанровая выставка в Музее искусства и истории иудаизма в Париже, которая открылась в эти дни и продолжится до 21 февраля 2016 года, воспевает величие этой титанической библейской фигуры, поводыря человечества, с помощью ста пятидесяти произведений. Среди них — картины, рисунки, гравюры, скульптуры, рукописи, предметы искусства и документальные фильмы, в которых нашли отражение различные представления о Моисее в западном мире с древних времен до сегодняшнего дня.
Несмотря на запрет, содержащийся во второй заповеди Декалога не создавать статуи и изображения, в синагоге в античном городе Дура-Европос на Евфрате (в нынешней Сирии), сцены из жизни Моисея, взятые из книги Исхода, были расписаны уже в третьем веке до нашей эры, в качестве обоснования мессианской эры. Рассказ об основных этапах жизни Моисея и об открытии этих фресок выстроен в чётко структурированной форме девяти тематических разделов, на которые подразделяется выставка, начинающаяся с обширного раздела кодексов и рисунков шестнадцатого века.
Уже с расцветом искусства гравюры, начиная со второй половины пятнадцатого века, растущий интерес со стороны гуманистов к древним еврейским источникам в значительной мере способствовал возникновению и развитию иконографической традиции Моисея.
Рисунки шестнадцатого века на сюжет о том, как Моисей превращает жезл в змея, созданные в 1580 году итальянским художником-маньеристом Чезаре Неббиа, сопровождают первый этап выставки, вместе с множеством кодексов шестнадцатого-семнадцатого веков, связанных с главными произведениями еврейской философской мысли.
Среди представленных на выставке томов можно особо выделить произведения Филона Александрийского, опубликованные в 1619 году Жаком Бессеном, и книгу издания 1521-го года Мистика жизни Моисея, рассказанная Григорием Нисским.
Этот том предоставлен парижской исторической библиотекой Сент-Женевьев, принадлежащей Сорбонскому университету в Париже.
Наконец, замечательные образцы девятнадцатого века пасхальных Агада, (сборников молитв, благословений, комментариев к Торе и песен, прямо или косвенно связанных с темой Исхода из Египта и ритуалом праздника Песах).
Эти книги принадлежат Музею искусства и истории иудаизма, в стенах которого проходит выставка.
Сцены из жизни Моисея представлены на драгоценных тканых коврах ручной работы из шерсти и шелка производства фабрики Гобеленов, таких, как «Моисей у Неопалимой купины» выполненный в 1683 году по картине Шарля ле Бруна, или аналогичная модель по картине Себастьяна Бурдона, сотканная в 1657-1663 годах на Королевской мануфактуре гобеленов в Обюссоне, и представленная частной коллекцией.
На произведениях христианских гебраистов (изучавших еврейскую литературу и грамматику), представляющих собой своеобразный мост между двумя культурами, сосредоточен второй раздел выставки.
Важное значение еврейских источников, не только для распространения образного представления о Моисее, но также в качестве основы диалектических отношений между культурами, существующими с древних времен, задокументировано в латинском переводе Библии, – в Вульгате, перевод которой осуществил блаженный Иероним, – где, возвращаясь к отрывку из Книги Исхода (34, 29-30), описывается момент, когда Моисей спустился с горы Синай с двумя скрижалями откровения в руках и с сияющим лицом.
Происходящее от древнееврейского глагола Qaran, и использованное только для Моисея, слово «сияющее» описывал законодателя с двумя видимыми глазу и раздвоенными вокруг лба лучами, передавая, таким образом, изображение, которое Микеланджело, один из наиболее образованных художников своего времени, не мог не знать, и даже использовал его в надгробном памятнике Юлию II (1513-1516) в римской церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Примерно в середине семнадцатого века Филипп де Шампень воспринял буквально традицию Вульгаты, написав с большой выразительностью лицо законодателя Моисея сияющим, с двумя яркими лучами. На картине одного из самых почитаемых художников эпохи барокко (масло, холст), патриарх изображён с двумя скрижалями Закона, которые он показывает народу. Картина в настоящее время принадлежит французскому Музею-де-Пикардия в Амьене.
В политико-религиозных трактатах эпохи Возрождения Моисей обретает главным образом значение образцовой модели современного суверенитета и великого законодателя. Образ пророка в качестве идеального правителя широко использовался в художественных школах периода Контрреформы.
Мирская и духовная власть сходятся в своих представлениях образа Моисея, в его божественной избранности.
Величайшие художники того времени – Микеланджело, Федерико Барокки и Николя Пуссен – изображали Моисея в произведениях, которые предназначались самым влиятельным покровителям искусств эпохи.
Хотя и связанные с литургическими требованиями, свой вклад в традицию изображений Моисея внесли иконографические представления пророка-полководца еврейских общин Западной Европы. Предметы культа редкой красоты и ценности подчёркивают расширение изобразительного ряда на эту тему.
Среди литургической утвари выделяются три полоски из шелка и льна, соединявшие части ефода – деталь облачения первосвященника – с фигурами и отрывками из Торы, выполненные в хронологический период от середины восемнадцатого века до конца девятнадцатого, принадлежащие Музею искусства и истории иудаизма; ценный оттиск на акварельной бумаге 1877-1879 годов, озаглавленный «Таблица, указывающая на восток», мизрах литовца Натан Моше Бриллианта» из частной коллекции в Тель-Авиве; и некоторые роскошные произведения ювелирного искусства, такие как лампа из позолоченного серебра позолота восемнадцатого века.
С двадцатым веком начался этап великой художественной революции, на которую значительное влияние оказало еврейское изобразительное искусство.
В 1906 году открылась Иерусалимская академия искусств Бецалель, которую возглавил Борис Шац, в целях поощрения талантливых молодых евреев.
Фигура Моисея становится одной из ключевых тем для перспектив художественного исследования и для расцвета современного еврейского искусства.
В разделе, посвящённом этому периоду, выделяется издание Библии 1908 года, с реалистичным, на полную страницу, изображением Моисея, держащим Скрижали Закона, работы художника Эфраима Моше Лилиена, активного деятеля движения, возникшего в Берлине в начале ХХ века, направленного на создание национального еврейского искусства.
Под напором этого нового пыла художественного возрождения, библейские темы переплетаются с мечтательной лирикой таких художников, как Лессер Ури, в его пастели на бумаге: Моисей на горе Нево смотрит на Землю Обетованную (1928), где искусство становится средством для самоопределения.
Среди главных свидетельств израильского искусства двадцатого века в последнем разделе выставки особняком стоят Моисей и Неопалимая Купина, написанные Реувеном Рубиным в 1923 году. Став одним из основателей Академии Бецалель, Рубин воплощал в Израиле новое искусство для нового общества, в котором необычная трактовка Моисея стала метафорой возрождения.
Догмы и иудейско-христианские тайны нашли в фантастическом символизме Шагала одно из самых высоких выражений. Примитивизму Рубина, который пересекал улицы Палестины, Шагал противопоставляет синкретизм культур и учений, которые проявляют себя через библейские темы.
Таким образом родились одиннадцать офортов, осуществлённых в 1956 году, где Шагал иллюстрирует сцены из жизни Моисея.
Вдохновляясь одним из центральных моментов Исхода, художник изображает переход Моисея через Красное море, в знаменитой картине 1955 года, представленной Центром Помпиду, где наряду с темой духовного завоевания Земли Обетованной проявилось мощная хартия свободы самого человека.
Последний раздел выставки завершается размышлениями некоторых выдающихся мыслителей ХХ века о важности восстановления образа Моисея в эпоху секуляризации, начиная с анализа, который Зигмунд Фрейд посвящает «Моисею» Микеланджело в своем эссе 1914 года, опубликованном в журнале «Имаго» и документально подтверждённым образцом текста Фрейда, предоставленным парижским психоаналитическим обществом.
И завершающим аккордом выставки является короткометражный фильм Микеланджело Антониони, снятый в 2004 году, во время реставрации скульптурной группы в гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи: мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235 см занимает в ней центральное место. Фильм называется «Взгляд Микеланджело», в котором режиссер становится актёром-героем, ведя молчаливый диалог экстаза и размышления перед лицом бессмертия, величия искусства.
Луиза Недду, итальянская журналистка, доктор искусствоведения
Источник: Радио Ватикана
Источник: https://sib-catholic.ru/moisey-v-zapadnom-iskusstve-ot-patriarha-do-vozhdya/
Скрижали Завета — это… Что такое Скрижали Завета?
Моисей со Скрижалями. Густав Доре
Скрижа́ли Заве́та или Скрижали свидетельства (от ивр. לוּחוֹת הַבְּרִית, лухот а-брит) — две каменные плиты, на которых, согласно Библии, были начертаны Десять заповедей.
Заключение Завета
Согласно Пятикнижию[1], Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай. Десять заповедей («…наставление и заповедь, которые Я написал») были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» (Исх.32:15-16).
Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх.32:19). Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз (Исх.34:1-4). На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же Десять заповедей (Втор.10:1-5). Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» (Исх.
34:29), так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля.
Заключение Завета с еврейским народом происходило в три этапа.
- Моисей поднялся на гору Синай, и Бог объявил ему первые Десять заповедей.
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубы, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был перед вашим лицом, чтобы вы не грешили. И народ стоял вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог. |
- Затем Моисей вторично восходит на гору, где получает ещё много указаний, в частности, детальное описание как и из чего надлежит сделать Ковчег Завета, в котором потом надлежит хранить скрижали.
И Господь сказал Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе каменные скрижали, и закон и заповеди, которые Я написал для их научения. И Моисей встал с Иисусом, своим служителем, и Моисей пошёл на гору Божью, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, пока мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И Моисей взошёл на гору, и облако покрыло гору, и слава Господня осенила гору Синай; и облако покрывало её шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был перед глазами народа Израиля, как поедающий огонь. Моисей вступил в середину облака и взошёл на гору; и Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей |
И далее:«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, каменные скрижали, на которых было написано рукой Божьей.» (Исх.31:18)
Спустившись с горы, он застал народ за поклонением золотому тельцу, и разбил скрижали. Левиты встали на сторону Моисея и убили всех, кто пропагандировал идею с тельцом.
- После этих происшествий Господь вновь обратился к Моисею:
В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали [были] в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь. |
Передача скрижалей — знаковый момент в истории народа. Считается, что с этого момента был заключен союз между Богом и еврейским народом. Это событие произошло 10 тишрея по еврейскому календарю. С тех пор этот день получил название День Искупления (Йом Кипур) — наиболее священный еврейский праздник.
История Скрижалей
Скрижали Завета хранились в Ковчеге Завета, который находился в Скинии. Впоследствии, Ковчег Завета был установлен Соломоном в построенном им Иерусалимском храме[2].
По талмудической традиции, разбитые скрижали также хранились в Ковчеге[3], и сыны Израиля носили их с собой, идя на войну[4].
Царь Иосия (Иошияху), предвидя разрушение Храма, спрятал Ковчег со скрижалями, чтобы предотвратить их осквернение руками врагов[5].
Скрижали в культуре и искусстве
Моисей разбивает Скрижали. Рембрандт
Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память.
Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом со свитками Торы в синагоге; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей.
Согласно Талмуду, форма скрижалей — квадратная (или прямоугольная). Изображения скрижалей такой формы можно найти в старых изданиях еврейских книг.
Однако под влиянием христианского искусства итальянского Ренессанса почти во всех странах скрижали Завета стали изображаться как страницы раскрытой книги дугообразной сверху формы ().
Тем не менее многие раввины выступают против изображения скрижалей такой формы и иногда даже постановляют заменить уже существующее изображение скрижалей[источник не указан 650 дней].
Сноски и источники
Ссылки
- Скрижали Завета — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/339974