Медный змий, федор антонович бруни, 1841

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Бруни Федор Антонович – русский художник по исторической и религиозной живописи. Родился в Москве в 1800 году.

Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию, в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону.

Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.

В Москве 23 июня 1800 года в семье Бруни родился сын, названный Фиделио.

На одиннадцатом году мальчик, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию художеств в Петербурге, где и занимался под руководством Егорова, Иванова Старшего и в особенности Шебуева, который был его профессором по живописи. За первые успехи молодой Бруни был награжден серебряною медалью, а в 1818 году окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Моление о чаше, 1834–1836, Русский музей

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Медный змий, 1841 год, Русский музей, Санкт-Петербург

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Смерть Камиллы, сестры Горация, 1824, Третьяковская галерея

Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио еще недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию.

Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Федора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 году была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Бруни получил звание академика.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся: «Святая Цецилия», «Святое Семейство», «Вакханка, поящая Амура», «Свидание Т. Тассо с сестрою», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», «Спящая нимфа» и еще несколько картин и портретов.

Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».

К тому же периоду деятельности Бруни относятся четыре большие образа: «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» – картину, находящуюся в Эрмитаже.

В начале тридцатых годов Бруни начал писать колоссальную картину: «Воздвижение Моисеем медного змия», но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Богоматерь с младенцем в розах, 1843, Третьяковская галерея

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Вакханка, поящая Амура, 1828, Русский музей

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Апостол Иоанн, 1840-е годы, Музей «Культура Русского Севера»

Бруни прибыл в Петербург в 1836 году, написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».

В 1838 году он нашел возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 свое большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца.

Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события.

В этой картине Бруни показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. В одной из зал русской школы в Эрмитаже «Медный змий» находится рядом с картиной Карла Брюллова – «Последний день Помпеи».

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора.

В 1845 году он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены фреской в Исаакиевском соборе самим Бруни, другие различными художниками под его личным руководством.

На аттике собора находятся: «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного», «Явление Господа апостолам по Воскресении».

В полукружии над аттиком: «Творец, благословляющий все созданное», «Святой Дух в сонме ангелов»; на плафоне: «Введение Первородного Сына во вселенную», «Второе пришествие Сына Божия», «Прорцы на Кости» и «Егда сотворены быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы». Исполнение перечисленных работ окончено было в 1853 году, но, кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штутгардте.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Богоматерь с Младенцем на пути в Египет, 1838, ГТГ

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Пробуждение граций, 1827, Третьяковская галерея

Вакхант, 1858, Третьяковская галерея

Будучи назначен в 1849 хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался этой работой; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения Эрмитажной галереи.

В 1855 году Бруни занял в Академии художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии.

Бруни был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала, конечно, и постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц.

Голова Христа в терновом венце, частное собрание

Кроме исторических и религиозных картин, Бруни писал также и портреты, – последних, впрочем, немного. Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством.

Его «Моление о Чаше» изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное впечатление; повторение этой картины, сделанное Бруни, находится в церкви Академии художеств. Его «Вакханка и Амур» переносит совсем в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и нежно.

Весьма достойно сожаления, что его часто грандиозные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, сильно пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенах.

В последние годы своей жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ, приведенных выше, надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт).

Вообще художественная деятельность Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и Карла Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя еще при жизни Бруни начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило.

Гравюра мало популяризировала картины Бруни.

«Медный змий» в гравюре на дереве был помещен в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге: «Картины русской живописи» В. Кукольника. Из учеников Бруни особенно талантлив был К. Д. Флавицкий, автор картины «Княжна Тараканова», ныне находящейся в галерее П.И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику. Бруни Федор Антонович умер в 1875 году в Петербурге. Статья Ф. Петрушевского из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.

Источник: http://smallbay.ru/artrussia/bruni.html

Бруни Фёдор Антонович

Мастер исторической и религиозной живописи. Картины исполнял в стиле классицизма с некоторыми чертами романтического направления.

Русский художник, выходец из семьи художника. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». В 1807 году семья переехала в Петербург. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.

Молодой художник посещал класс исторической живописи А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. Успехи его были отмечены уже в 1813 году, тогда, за рисунок с натуры, он получил малую серебряную медаль.

По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени.

Известность русский художник получил в Италии, куда поехал по приглашению княгини З.А. Волконской.

В Италии он плодотворно работал, его первой успешной работой была картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), после чего он получил крупный заказ на копирование для Академии художеств двух росписей Рафаэля и Ватикане. В это же время он начинает работу над лучшим своим произведением «Медный змий».

Однако, в  1836 году художник возвращается в Петербург, где по велению императора ему дают назначение профессора 2-й степени в Академии художеств (вместе с К.П. Брюлловым).

До 1838 года он обучает студентов, но необходимость закончить картину «Медный змий» заставляет его вернуться в Италию. В начале 1837 г. он исполнил «Портрет А. С.

Пушкина на смертном одре», размноженный литографией и получивший широчайшую известность.

В Риме художник создал картины «Покров Богородицы» для Казанского собора в Петербурге, «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

За картину «Умиление Богородицы» Бруни получил звание почётного члена Академий художеств в Болонье и Милане, профессора Академии художеств во Флориде и Академии св. Луки в Риме.

Благодаря работе над «Медным змием» Бруни получил почётный заказ на росписи Итальянского собора. К 1845 году сделал все 25 картонов росписей, часть которых выполнил сам, а остальные под личным руководством.

В 1846 году Бруни возвращается в Россию, теперь уже в звании профессора живописи 1-й степени. Он преподаёт в Академии художеств, а в 1855 году становится ректором Академии по отделу живописи и ваяния.

В последнее десятилетие жизни Бруни не создал больше ни одной картины, он отдалялся от людей, даже собственные ученики не видели его неделями. Он оставался преданным академизму, не ловил новых течений в живописи, чем ещё более отдалял от себя учеников.

Так в 1871 году его лишили ректорства, и он вынужден был руководить мозаичной мастерской, им же созданной. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.

Шедевр Бруни Ф.А. – картина «Медный змий»

Картина исполнена в 1841 году, находится в Государственном Русском Музее, в Москве. В 1841 году законченная картина была переправлена из Рима в Петербург, где завоевала восторг зрителя.

Успех картины можно сравнить разве что с успехом картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». В этой картине художник показал великое мастерство в построении композиции, и передать драматизм происходящих событий посредствам света и тени.

Огромное (565х852 см) полотно поражало воображение зрителя.

Работа над картиной в общей сложности составила пятнадцать лет. Сюжет картины взят русским художником и Ветхого завета. Моисей, спасший из египетского плена иудейский народ, водил его по пустыни 40 лет.

Замученные жаждой и голодом уставшие люди возроптали, и Господь послал на них кару — дождь из ядовитых змей. Тогда люди раскаялись и начали молиться о пощаде, на что Господь повелел Моисею воздвигнуть колосс и поставить на нем змея.

Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован.

Читайте также:  Картина репина "осенний букет" - описание

Задачей художника было изобразить многоликую толпу так, чтобы зритель увидел отдельные характеры людей, их веру, покорность. Но вместо глубокой веры он передаёт страх и отчаяние, людей. Лунный свет, ночное освещение производят мистическое впечатление.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

  • Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

  • Портрет А.С. Пушкина на смертном одре

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

  • Портрет графини З.А. Волконской в костюме Тонкреда

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

  • Смерть Камиллы, сестры Горация

Источник: http://rus-artist.ru/2013-11-13-09-47-03.html

Государственный Русский музей (fb2)

— Государственный Русский музей (и.с. Великие музеи мира-10)

6.32 Мб, 50с.

(скачать fb2) — М. Чижмак

Настройки текста:

Цвет фона
черный
светло-черный
бежевый
бежевый 2
персиковый
зеленый
серо-зеленый
желтый
синий
серый
красный
белый

Цвет шрифта
белый
зеленый
желтый
синий
темно-синий
серый
светло-серый
тёмно-серый
красный

Размер шрифта
14px
16px
18px
20px
22px
24px

Насыщенность шрифта
жирный

Ширина текста
400px
500px
600px
700px
800px
900px
1000px

Показывать меню
Убрать меню
внутреннего лиризма и простоты.

Сидящая в бархатном кресле Салтыкова воплощает созданный мастером образ милой молодой женщины, утомленной суетой великосветских торжеств. Ее взгляд полон тоски, а безвольно соскользнувшая с подлокотника рука говорит о глубокой усталости. Опущенные на колени перья павлиньего опахала словно вторят внутреннему состоянию хозяйки, обессилевшей и такой печальной.

Заставляет обратить на себя внимание живописная маэстрия полотна — виртуозная выписанность деталей и восхищающая верность передачи различных фактур: переливов голубого атласа платья, воздушность жемчужных кружев, лоснящийся леопардовый мех.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841 Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Василий Андреевич Тропинин (1776–1857) Женщина в окне (Казначейша) 1841. Холст, масло. 87,5×68

Василий Андреевич Тропинин по праву считается основателем московской школы живописи. В своем творчестве он вносит в традиции искусства эпохи (общую парадность изображения модели) сильное личное начало.

Круг его сюжетов и моделей отчасти объясняется происхождением (он был выходцем из крепостных крестьян).

Часто это были персонажи из простонародья — люди, близкие и понятные мастеру, а также небогатые московские дворяне.

Изображенная Тропининым «Женщина в окне» — героиня поэмы М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша».

  • Еще безмолвен город сонный;
  • На окнах блещет утра свет;
  • Еще по улице мощеной
  • Не раздается стук карет…
  • Что ж казначейшу молодую
  • Так рано подняло? Какую
  • Назвать причину поверней?
  • Уж не бессонница ль у ней?
  • На ручку опершись головкой,
  • Она вздыхает…

Каждый портрет кисти Тропинина сюжетен и демонстрирует интерес художника к будничной стороне жизни человека. Теплый колорит полотна, мягкий, естественный свет рождают ощущение реальности и создают уют и доброе настроение. Герои Тропинина привлекают своей простотой и непосредственностью, располагая к себе открытостью и задушевностью.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Федор Антонович Бруни (1799–1875) Медный змий 1841. Холст, масло. 565×852

Федор Антонович Бруни — выдающийся мастер исторической живописи первой половины XIX века. Созданные им многофигурные композиции снискали славу и признание современников.

Работа над картиной «Медный змий» велась художником в течение пятнадцати лет, и это объясняется не только огромным размером холста, но и сложностью осмысления и написания глубокого по философскому содержанию ветхозаветного сюжета.

Спасенный из египетского плена иудейский народ под предводительством Моисея скитался в безводной пустыне сорок долгих лет. Замученные жаждой и голодом уставшие люди возроптали, и Господь послал на них кару — дождь из ядовитых змей.

Тогда люди раскаялись и начали молиться о пощаде, на что Господь повелел Моисею воздвигнуть колосс и поставить на нем змея. Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован.

Художник поставил перед собой сложную задачу — изобразить разнообразную реакцию многоликой толпы, показать степень веры и покорности божественной воле каждого человека. Но представленные на полотне люди скорее охвачены страхом, нежели исполнены глубокого смирения велениям Неба.

Попытка художника представить действие в ночном освещении, выхватывая фигурные композиции лунным светом, придает звучанию картины ноты символизма и производит мистическое впечатление.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Карло Бартоломео Растрелли (1675–1744) Анна Иоанновна с арапчонком 1841.Бронза

Карло Бартоломео Растрелли — представитель искусства «россики», своим творчеством повлиявший на сложение скульптурной традиции в России. В 1716 по приглашению Петра I он вместе с сыном Франческо (будущим знаменитым архитектором) приехал из Италии в Петербург для исполнения художественных работ по украшению новой русской столицы.

Скульптура «Анна Иоанновна с арапчонком» — самая знаменитая работа мастера. Имеющая жанровое начало, композиция в своем бытовом сюжете содержит аллегорический смысл.

В контрасте двух фигур — живого арапчонка и грузной императрицы, преисполненной торжественности и позерства, — олицетворен деспотизм эпохи ее правления.

Помимо верно переданных характерных особенностей личности Анны Иоанновны, подмеченных придворным скульптором, восхищает тонкая обработка мельчайших деталей и почти осязательная фактурность материалов — кружев и расшитой украшениями ткани платья.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Максим Никифорович Воробьев (1787–1855) Исаакиевский собор и памятник Петру I 1844. Холст, масло. 102×131

Максим Никифорович Воробьев — пейзажист первой половины XIX века. Его творчество

Источник: https://coollib.com/b/346737/readp?p=8

Искусство, каким вы его еще не видели

#1

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

#2

«Медный змий» Фёдора Бруни — выдающееся произведение академического искусства эпохи классицизма. Автор работал над ним много лет: первый эскиз он сделал в 1824 году, а закончил только в 1841 году. Размеры монументального полотна достигали 8,5 метров в ширину и 5,6 в высоту.

#3

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841undefined

Фёдор Бруни. Окончательный эскиз картины «Медный змий». 1839. Государственная Третьяковская галерея.

#4

Сюжет художник взял из Ветхого Завета. Скитаясь по пустыне после изгнания из Египта, израильский народ начал терять веру и роптать. Разгневанный Господь наслал на людей смертельно ядовитых змей. Тогда иудеи стали просить о прощении, и Бог велел Моисею соорудить медного змея. Каждый, кто смотрел на монумент с «подлинной верой», оставался жив.

#5

Фигуры на переднем плане Бруни написал в натуральную величину. Он не выделил на холсте главного героя, а представил многофигурную композицию.

Каждый образ автор прописал индивидуально и наделил своим характером и историей в общем повествовании. Несколько персонажей с надеждой устремились к столбу с медным змеем.

Другие в страхе пытаются убежать, ищут у близких защиты. Многие оплакивают родных.

#6

В центре картины, на заднем плане, мастер запечатлел группу людей, сильно отличающихся от мечущейся, отчаявшейся толпы. Это пророк Моисей, его племянник — первосвященник Елеазар и левиты — священники. Их фигуры выражают уверенность, спокойствие, грозную силу, которая и карает, и несет избавление.

#7

Бруни родился в Милане в 1799 году, его настоящее имя — Фиделио. В Россию он попал в самом детстве, когда его отец, художник и реставратор Антонио Бруни, приехал на службу к Павлу I. Писать масштабное полотно «Медный змий» художник приехал на родину, в Италию.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 18412ac7659c2645.jpg

Фёдор Бруни. Автопортрет. Холст, масло. 1813–1816. Государственный Русский музей.

#8

В 1836 году Бруни пришлось прервать работу над картиной ради службы в петербургской Академии художеств. Но через два года автор возвратился в Италию и продолжил писать. В Риме семья испытывала материальные трудности, потому что Николай I не сразу согласился платить автору жалование. Бруни писал: «Все ужасаются громаде её, особенно немцы, а мне… смешно. Были бы только деньги — и всё пойдёт».

#9

В 1841 году мастер закончил полотно. С большим успехом «Медного змия» выставляли и в Риме, и в Петербурге. Николаю I тоже понравилась картина, он купил её для Эрмитажа.

#10

Современники с самого начала сравнивали «Медного змия» с другой монументальной работой — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Художественный критик Александр Бенуа даже считал, что Бруни начал писать свою картину, «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова».

#11

Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/mednyy-zmiy

Бруни Ф.А. Медный змий. 1841

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

  • Бруни Федор Антонович(1799 – 1875)
    Медный змий
    1841
    Холст, масло. 565х852
  • Государственный Русский музей

Федор Антонович Бруни был очень успешным живописцем. Закончив Академию художеств, он сразу стал получать множество хорошо оплачиваемых заказов, прославился в аристократических кругах Петербурга, разбогател. Ему поручили высочайшее задание – скопировать для Академии две росписи Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий», избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета.

В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена, их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет.

После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть.

Они раскаялись и взмолились о прощении, и тогда Господь приказал Моисею выставить на столп медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.

Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. В глубине холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части.

Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди.

В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности.

Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи — создавалась на протяжении 15 лет. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году.

На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников. Мастерство художника очевидно, он великолепно владеет перспективой, пропорциями, искусно компонует многофигурную сцену.

Но о чем это полотно? О жестокости Бога? О неприятии народного бунта? О покорности Божественной воле? Или это просто иллюстрация библейского сюжета?

Обратите внимание, что художник не смог избежать влияния знаменитой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» — композиция строится по тому же принципу. Но, в отличии от нее, здесь меньше жизни, подлинного чувства, темперамента. Вот так случается – все по правилам, все идеально — и при этом сухо и безжизненно.

Однако, это ничуть не отразилось на жизненном пути художника – он продолжался так же ровно, как и начинался. «Медный змий» был приобретен императором для эрмитажного собрания за 70 000 рублей, а в 1897 году передан в Русский музей.

Автор текста: Н.М.Михайловская

    Выставки филиала в Московской гимназии на Юго-Западе № 1543

  • «Русский музей»

Источник: http://virtualrm.spb.ru/ru/node/12167

История одной картины | Бруни Ф.«Медный змий»

  • Бруни Федор Антонович (1801— 1875)
  • Медный змий
  • 1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • ЗАЛ N15

Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме.

В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. После того как иудеи усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, Бог послал на них дождь из ядовитых змей. От укусов умерло множество сынов Израилевых, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.

Фёдор Антонович Бруни — сын швейцарского итальянца, «мастера живописного и скульптурного дела», который в 1807 году переехал с семьей в Россию.

В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева; закончил АХ в 1818 году. Весной 1820 года по приглашению княгини 3. А.

Читайте также:  Московский дворик, василий дмитриевич поленов, 1878

Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел известность. «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), Портрет 3. А. Волконской в костюме Танкреда» (1820-е), «Вакханка, поящая амура» (1828) — картины принесли ему успех и известность.

Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил ответственнейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане.

Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий», избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета.

В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена, их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть.

Они раскаялись и взмолились о прощении, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник.

В глубине холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди.

В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности

Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи,( её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет.

Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников.

В 1836 году ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в АХ.

За преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему преданностью.

В начале 1837 года он исполнил «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре», размноженный литографией и получивший широчайшую известность.Необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 году уехать в Италию. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора.

В специальном послании государю Николаю I живописец объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Конечно, это была своего рода уловка: в Италии можно было найти итальянский пленэр и итальянские типы, но не иудейские.

Художник провёл в Италии еще два с половиной года. Законченный «Медный змий» в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.

Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».

Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Тонко сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает единство метущимся фигурам.

Библейский сюжет не получил у художника однозначного толкования.

В изображении страдания народа можно видеть одновременно и осуждение жестокости библейского бога и неприятие народного бунта. Можно понять, что сам художник видел выход только в покорности Божественной воле.

Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную композицию на громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на воображение зрителей.

Однако картина принадлежала вчерашнему дню — дряхлеющему и вырождающемуся академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание крупного таланта художника. Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же ровно, как начинался. » «Медный змий» был приобретен государем императором для эрмитажного собрания за 70 000 рублей, а в 1897 году — передан в Русский музей.

Ёго автор получил почетный заказ на росписи в еще достраиваемом Исаакиевском соборе. Он с присущей ему добросовестностью подошел к делу, дважды побывал в Риме, набираясь опыта работы в монументальном искусстве. К 1845 году художник сделал все 25 картонов росписей и часть их осуществил сам, а исполнением остальных руководил лично.

В 2003 году завершилась многолетняя реставрация знаменитой картины.

Она была очищена от семи слоев лака, из-за которого многие персонажи были едва различимы, а само полотно приобрело ржаво-коричневый колорит.

Выяснилось, что зеленые одежды персонажей на самом деле голубые. А на заднем плане обнаружилось ранее скрытое изображение шалаша — скинии, в которой древние иудеи хранили Ковчег Завета.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

ИСТОЧНИК

Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/10119028/

Бруни Фёдор Антонович(Bryni Fedor) | Студия И

Бруни Фёдор Антонович(1799–1875)-известный русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.

Фёдор(Фиделио) Антонович Бруни родился 10 июня 1799 года в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который в 1807 году, приехал в Россию из Италии.Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону.

Его работы в наши дни украшают интерьеры Михайловского дворца; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.Фёдор с раннего детства обнаруживал большую любовь к рисованию.

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

В 1809 году Фёдор, в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств, где занимался под руководством Алексея Егоровича Егорова(1776-1851),одного из самых одаренных мастеров академического рисунка, Андрея Ивановича Иванова(1775-1848),известного русского художника, представителя классицизма и Василия Козьмича Шебуева(1777-1855),выдающегося русского живописца, действительного статского советника, академика, заслуженного ректора Императорской Академии художеств.
За первые успехи молодой Бруни был награжден серебряною медалью, а в 1818 году окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, справедливо полагая, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио еще недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Федора.

Исполнив несколько небольших картин, Фёдор Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за свою первую большую картину «Смерть Камиллы, сестры Горация», которая в 1824 году была выставлена в Капитолии, имела оглушительный успех, принеся автору её немалую известность, и появившись в Санкт-Петербурге через 10 лет, принесла Фёдору Антоновичу Бруни высокое звание академика.

В начале тридцатых годов живописец начал начал работу над грандиозной по размеру и замыслу работой «Воздвижение Моисеем медного змия», но ещё до её завершения, был вызван из Рима в Санкт-Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Императорской Академии художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 году, написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
В этом же году Фёдор Антонович Бруни стал профессором 2-й степени в Императорской Академии художеств.

Среди его учеников были Михаил Петрович Боткин(1839-1914), известный русский художник, академик исторической живописи, гравёр, искусствовед, археолог, коллекционер и меценат и Арсений Иванович Мещерский(1834-1902),выдающийся русский живописец, автор многочисленных самобытных пейзажей русской природы.

В 1838 Бруни вернулся в Рим, и написал там «Покров», а спустя четыре года завершил работу над главным произведением своей жизни: «Медный змий».
Выставленная в Риме на публике в 1840 году, картина произвела настоящий фурор. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца.

Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, замечательному по составу и расположению групп,и соответствующего содержанию изображённого библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка.

В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной Карла Павловича Брюллова(1799-1852)— «Последний день Помпеи».
Период 1841—1845 годов Бруни вновь проводит в Италии, занимаясь картонами для росписей Исаакиевского собора в Петербурге (ныне хранятся в Русском музее).

В 1845 году Бруни привёз в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены в виде фресок в Исаакиевском соборе самим художником, другие различными художниками под его личным руководством.

В 1849 году Фёдора Антоновича Бруни назначили хранителем картинной галереи Эрмитажа, Занимая этот ответственный пост, художник дважды выезжал в командировки для покупки картин, предназначенных для пополнения коллекции музея.

В 1855 году Высочайшим Указом Фёдор Антонович Бруни был назначен ректором Императорской Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а в 1866 году под его руководством оказалось и мозаичное отделение, созданное его стараниями. В 1871 году по состоянию здоровья Бруни оставил пост ректора и удалился на покой.
В течение всего своего творческого пути Бруни был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему немало способствовала его постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц. Кроме исторических и религиозных картин он писал портреты.
Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством.

К концу жизни он был почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.В последние годы своей жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве.

Фёдор Антонович Бруни скончался 30 августа (11 сентября) 1875 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на участке святого Петра Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге. В 1936 году в связи с закрытием кладбища захоронение вместе с надгробием было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры.

Художественная деятельность Фёдора Антоновича Бруни занимает заслуженное место в истории русской живописи, и появление его произведений составило целую эпоху в русском искусстве.

Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/bryni-fedor/

Бруни, Федор Антонович — это… Что такое Бруни, Федор Антонович?

Фёдор Анто́нович Бру́ни (1799—1875) — русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.

Биография

Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 г. в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 г.

, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону.

Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса.

Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию.

Читайте также:  «чудо со статиром», мазаччо — описание

Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.

Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.

К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:

  • «Св. Цецилия»,
  • «Св. Семейство»,
  • «Вакханка, поящая Амура»,
  • «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
  • «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
  • «Спящая нимфа»
  • «Богоматерь с младенцем на руках»,
  • «Спаситель на небесах»,
  • «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» — картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».

В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Воздвижение Моисеем медного змия», но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.

Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».

С 1836 г. Бруни — профессор 2-й степени в Академии художеств.

В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление.

В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца.

Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова — «Последний день Помпеи».

Роспись Исаакиевского собора

1841—1845 — автор 25 картонов для росписей Исаакиевского собора в Петербурге (ныне хранятся в Русском музее).

Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г.

он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены в виде фресок в Исаакиевском соборе самим художником, другие различными художниками под его личным руководством.

На аттике собора находятся:

  • «Сотворение мира»
  • «Всемирный потоп»
  • «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного»,
  • «Явление Господа апостолам по Воскресении».

В полукружии над аттиком:

  • «Творец, благословляющий все созданное»
  • «Святой Дух в сонме ангелов».

На плафоне:

  • «Введение Первородного Сына во вселенную»
  • «Второе пришествие Сына Божия»
  • «Прорцы на Кости»
  • «Егда сотворены быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы».

Исполнение перечисленных работ окончено было в 1853 г., но, кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штутгардте.

Работа в Эрмитаже

Будучи назначен в 1849 хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался ею; дважды был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения коллекции музея.

Ректорство в Академии художеств

1855 — Бруни был назначен ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. в его ведение попало и мозаичное отделение, созданное его стараниями. В 1871 г. оставил пост ректора. К концу жизни он был почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.

Скончался Бруни 30 августа (11 сентября) 1875 г. в Петербурге. У него осталась дочь Элоиза.

Адреса в Санкт-Петербурге

1809 — 30.08.1875 года — здание Академии художеств — Университетская набережная, 17.

Творчество (характеристика)

Бруни был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц. Кроме исторических и религиозных картин он писал портреты, впрочем, немногочисленные.

Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством. Его «Моление о Чаше» изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное впечатление; повторение этой картины, сделанное Б., находится в церкви Академии художеств.

Его «Вакханка и Амур» переносит совсем в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и нежно. Весьма достойно сожаления, что его часто грандиозные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, сильно пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенах.

В последние годы своей жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ, приведённых выше, надо прибавить ещё тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им «крепкой водкой» (техника офорта).

Вообще художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя ещё при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни.

«Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге: «Картины русской живописи» В.

Кукольника (СПб., 1846 г.).

Более или менее полная биография Бруни была написана А. И. Сомовым и помещена в иллюстрированном журнале «Пчела», изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьёзное и вдумчивое лицо этого талантливого художника.

В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Помимо других, обучал Фёдора Каменского, особенно талантлив был К. Д. Флавицкий, автор картины «Княжна Тараканова», ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве.

Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.

Рейтинг

Художественный рейтинг — I В.

Галерея

  • портрет З. А. Волконской в костюме Танкреда (не ранее 1820-х, ГРМ).
  • «Смерть Камиллы, сестры Горация», (1824, ГРМ, 350х526,5, холст, масло)
  • «Медный змий» (1827—1841, ГРМ, 565х852, холст, масло). Первоначально полотно было приобретено для Эрмитажа за 70000 рублей.
  • «Пробуждение граций», (1827, Третьяковская галерея)
  • «Святая Цецилия»,
  • «Святое семейство»,
  • «Вакханка, поящая Амура», (1828)
  • «Свидание Торквато Тассо с сестрою»,
  • «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
  • «Спящая нимфа»
  • «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре» (1837),
  • «Аллегорическая композиция с путти» (1858—1862. Бумага, акварель, тушь, перо. 18,6х35,8), продано на аукционе в 2005 году по цене 4200 евро.

Портрет З. А. Волконской. 130х188см, холст, масло

Вакханка, поящая Амура, 1828. Холст, масло

Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841

Голова Христа в терновом венце. Бумага, китайская тушь, кисть. 19х19,2 см.

Библиография

  • Савинов А., Ф. А. Бруни, М.-Л., 1949.
  • Верещагина А. Г. «Фёдор Антонович Бруни». Л., 1985.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/822615

Бруни Федор Антонович (1799-1875) | Вспомним забытые имена..

Художник Федор (Фиделио) Антонович Бруни родился 10 июня 1799 года в Милане, Италия. Исторический живописец и портретист. Его отец был художником, общественным деятелем и офицером Швейцарской республики. В 1807 году он вместе с семьей перебрался в Россию и устроился преподавателем в Царскосельский лицей. Когда Федору исполнилось 10 лет, он поступил в Академию художеств, где преподавателями у него были А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев. За отличные успехи в учебе юноша был награжден серебряной медалью. В 1818 году Бруни успешно заканчивает обучение в Академии и отправился в Рим.

В Риме художник сближается с кружком Зинаиды Волконской, общается с дипломатом и любителем живописи Г.И. Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии. Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. Главные темы его творческой деятельности — античные и библейские сюжеты, а также портреты.

Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков.

По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. Цецилия», «Св. Семейство», «Свидание Т.

Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов.

В 1836 году Бруни возвращается в Петербург, где в тот же год получает звание профессора Академии художеств. В следующие два года художник выполняет многочисленные церковные заказы, в частности для Казанского собора.

Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», размноженного им затем в литографии. В 1838 году Федор Антонович снова отправляется в творческую командировку в Италию: художник работает над картиной «Медный змий» (1841).

Эта картина отличается большим профессиональным мастерством живописца, безупречным владением рисунком, пластикой человеческого тела, сложными ракурсами.

В 1840-50-е годы Бруни в основном занимается росписями петербургских зданий, в частности Исаакиевского собора, специально для которого художник создал двадцать пять композиций. Также в этот период живописец пишет портреты, интересуется античной и библейской тематикой.

Помимо творческой деятельности Бруни возглавлял отделение в Эрмитаже, много сил положив на пополнение его коллекций, организовывал мозаичную студию при Академии художеств. С 1855 по 1871 год художник являлся ректором Академии художеств.

За большой вклад в развитие живописи он был избран почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.

Умер Федор Антонович Бруни 30 августа (11 сентября) 1875 года в Петербурге.

«Автопортрет» 1810 год
«Богоматерь с младенцем»
«Вакханка, поящая амура»
«Вакхант» 1858 год
«Медный змий. Эскиз в музее Императора Александра III»
«Моление о чаше»
«Пробуждение граций»
«Святая Цецилия»

Источник: https://maxpark.com/community/5920/content/2793735

Ссылка на основную публикацию