А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Бруни Федор Антонович – русский художник по исторической и религиозной живописи. Родился в Москве в 1800 году.
Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию, в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону.
Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.
В Москве 23 июня 1800 года в семье Бруни родился сын, названный Фиделио.
На одиннадцатом году мальчик, обнаруживавший большую любовь к рисованию, был определен в Академию художеств в Петербурге, где и занимался под руководством Егорова, Иванова Старшего и в особенности Шебуева, который был его профессором по живописи. За первые успехи молодой Бруни был награжден серебряною медалью, а в 1818 году окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса.
Моление о чаше, 1834–1836, Русский музей
Медный змий, 1841 год, Русский музей, Санкт-Петербург
Смерть Камиллы, сестры Горация, 1824, Третьяковская галерея
Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио еще недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию.
Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Федора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.
Написав несколько картин, Бруни, не достигший еще 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 году была выставлена в Капитолии и доставила автору ее немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за нее Бруни получил звание академика.
К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся: «Святая Цецилия», «Святое Семейство», «Вакханка, поящая Амура», «Свидание Т. Тассо с сестрою», «Богоматерь с Предвечным Младенцем», «Спящая нимфа» и еще несколько картин и портретов.
Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».
К тому же периоду деятельности Бруни относятся четыре большие образа: «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» – картину, находящуюся в Эрмитаже.
В начале тридцатых годов Бруни начал писать колоссальную картину: «Воздвижение Моисеем медного змия», но прежде, чем успел ее окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.
Богоматерь с младенцем в розах, 1843, Третьяковская галерея
Вакханка, поящая Амура, 1828, Русский музей
Апостол Иоанн, 1840-е годы, Музей «Культура Русского Севера»
Бруни прибыл в Петербург в 1836 году, написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
В 1838 году он нашел возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 свое большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одной из зал Зимнего дворца.
Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события.
В этой картине Бруни показал в полной силе все свое глубокое, академическое знание рисунка. В одной из зал русской школы в Эрмитаже «Медный змий» находится рядом с картиной Карла Брюллова – «Последний день Помпеи».
Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора.
В 1845 году он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены фреской в Исаакиевском соборе самим Бруни, другие различными художниками под его личным руководством.
На аттике собора находятся: «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного», «Явление Господа апостолам по Воскресении».
В полукружии над аттиком: «Творец, благословляющий все созданное», «Святой Дух в сонме ангелов»; на плафоне: «Введение Первородного Сына во вселенную», «Второе пришествие Сына Божия», «Прорцы на Кости» и «Егда сотворены быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы». Исполнение перечисленных работ окончено было в 1853 году, но, кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штутгардте.
Богоматерь с Младенцем на пути в Египет, 1838, ГТГ
Пробуждение граций, 1827, Третьяковская галерея
Вакхант, 1858, Третьяковская галерея
Будучи назначен в 1849 хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался этой работой; дважды он был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения Эрмитажной галереи.
В 1855 году Бруни занял в Академии художеств место ректора по отделу живописи и ваяния, а в 1866 перешло в его ведение и мозаичное отделение при Академии.
Бруни был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала, конечно, и постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц.
Голова Христа в терновом венце, частное собрание
Кроме исторических и религиозных картин, Бруни писал также и портреты, – последних, впрочем, немного. Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством.
Его «Моление о Чаше» изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное впечатление; повторение этой картины, сделанное Бруни, находится в церкви Академии художеств. Его «Вакханка и Амур» переносит совсем в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и нежно.
Весьма достойно сожаления, что его часто грандиозные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, сильно пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенах.
В последние годы своей жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ, приведенных выше, надо прибавить еще тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им крепкой водкой (офорт).
Вообще художественная деятельность Бруни занимает почетное место в истории русской живописи, и появление произведений его и Карла Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя еще при жизни Бруни начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило.
Гравюра мало популяризировала картины Бруни.
«Медный змий» в гравюре на дереве был помещен в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге: «Картины русской живописи» В. Кукольника. Из учеников Бруни особенно талантлив был К. Д. Флавицкий, автор картины «Княжна Тараканова», ныне находящейся в галерее П.И. Третьякова в Москве. Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику. Бруни Федор Антонович умер в 1875 году в Петербурге. Статья Ф. Петрушевского из Энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/bruni.html
Бруни Фёдор Антонович
Мастер исторической и религиозной живописи. Картины исполнял в стиле классицизма с некоторыми чертами романтического направления.
Русский художник, выходец из семьи художника. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». В 1807 году семья переехала в Петербург. В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.
Молодой художник посещал класс исторической живописи А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. Успехи его были отмечены уже в 1813 году, тогда, за рисунок с натуры, он получил малую серебряную медаль.
По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени.
Известность русский художник получил в Италии, куда поехал по приглашению княгини З.А. Волконской.
В Италии он плодотворно работал, его первой успешной работой была картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), после чего он получил крупный заказ на копирование для Академии художеств двух росписей Рафаэля и Ватикане. В это же время он начинает работу над лучшим своим произведением «Медный змий».
Однако, в 1836 году художник возвращается в Петербург, где по велению императора ему дают назначение профессора 2-й степени в Академии художеств (вместе с К.П. Брюлловым).
До 1838 года он обучает студентов, но необходимость закончить картину «Медный змий» заставляет его вернуться в Италию. В начале 1837 г. он исполнил «Портрет А. С.
Пушкина на смертном одре», размноженный литографией и получивший широчайшую известность.
В Риме художник создал картины «Покров Богородицы» для Казанского собора в Петербурге, «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».
За картину «Умиление Богородицы» Бруни получил звание почётного члена Академий художеств в Болонье и Милане, профессора Академии художеств во Флориде и Академии св. Луки в Риме.
Благодаря работе над «Медным змием» Бруни получил почётный заказ на росписи Итальянского собора. К 1845 году сделал все 25 картонов росписей, часть которых выполнил сам, а остальные под личным руководством.
В 1846 году Бруни возвращается в Россию, теперь уже в звании профессора живописи 1-й степени. Он преподаёт в Академии художеств, а в 1855 году становится ректором Академии по отделу живописи и ваяния.
В последнее десятилетие жизни Бруни не создал больше ни одной картины, он отдалялся от людей, даже собственные ученики не видели его неделями. Он оставался преданным академизму, не ловил новых течений в живописи, чем ещё более отдалял от себя учеников.
Так в 1871 году его лишили ректорства, и он вынужден был руководить мозаичной мастерской, им же созданной. Последние годы Бруни провел в надменном одиночестве человека, давно похоронившего то лучшее, что у него в душе было.
Шедевр Бруни Ф.А. – картина «Медный змий»
Картина исполнена в 1841 году, находится в Государственном Русском Музее, в Москве. В 1841 году законченная картина была переправлена из Рима в Петербург, где завоевала восторг зрителя.
Успех картины можно сравнить разве что с успехом картины К.П. Брюллова «Последний день Помпеи». В этой картине художник показал великое мастерство в построении композиции, и передать драматизм происходящих событий посредствам света и тени.
Огромное (565х852 см) полотно поражало воображение зрителя.
Работа над картиной в общей сложности составила пятнадцать лет. Сюжет картины взят русским художником и Ветхого завета. Моисей, спасший из египетского плена иудейский народ, водил его по пустыни 40 лет.
Замученные жаждой и голодом уставшие люди возроптали, и Господь послал на них кару — дождь из ядовитых змей. Тогда люди раскаялись и начали молиться о пощаде, на что Господь повелел Моисею воздвигнуть колосс и поставить на нем змея.
Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован.
Задачей художника было изобразить многоликую толпу так, чтобы зритель увидел отдельные характеры людей, их веру, покорность. Но вместо глубокой веры он передаёт страх и отчаяние, людей. Лунный свет, ночное освещение производят мистическое впечатление.
- Богоматерь с младенцем, отдыхающая на пути в Египет
- Портрет А.С. Пушкина на смертном одре
- Портрет графини З.А. Волконской в костюме Тонкреда
- Смерть Камиллы, сестры Горация
Источник: http://rus-artist.ru/2013-11-13-09-47-03.html
Государственный Русский музей (fb2)
— Государственный Русский музей (и.с. Великие музеи мира-10)
6.32 Мб, 50с.
(скачать fb2) — М. Чижмак
Настройки текста:
Цвет фона
черный
светло-черный
бежевый
бежевый 2
персиковый
зеленый
серо-зеленый
желтый
синий
серый
красный
белый
Цвет шрифта
белый
зеленый
желтый
синий
темно-синий
серый
светло-серый
тёмно-серый
красный
Размер шрифта
14px
16px
18px
20px
22px
24px
Насыщенность шрифта
жирный
Ширина текста
400px
500px
600px
700px
800px
900px
1000px
Показывать меню
Убрать меню
внутреннего лиризма и простоты.
Сидящая в бархатном кресле Салтыкова воплощает созданный мастером образ милой молодой женщины, утомленной суетой великосветских торжеств. Ее взгляд полон тоски, а безвольно соскользнувшая с подлокотника рука говорит о глубокой усталости. Опущенные на колени перья павлиньего опахала словно вторят внутреннему состоянию хозяйки, обессилевшей и такой печальной.
Заставляет обратить на себя внимание живописная маэстрия полотна — виртуозная выписанность деталей и восхищающая верность передачи различных фактур: переливов голубого атласа платья, воздушность жемчужных кружев, лоснящийся леопардовый мех.
Василий Андреевич Тропинин (1776–1857) Женщина в окне (Казначейша) 1841. Холст, масло. 87,5×68
Василий Андреевич Тропинин по праву считается основателем московской школы живописи. В своем творчестве он вносит в традиции искусства эпохи (общую парадность изображения модели) сильное личное начало.
Круг его сюжетов и моделей отчасти объясняется происхождением (он был выходцем из крепостных крестьян).
Часто это были персонажи из простонародья — люди, близкие и понятные мастеру, а также небогатые московские дворяне.
Изображенная Тропининым «Женщина в окне» — героиня поэмы М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша».
- Еще безмолвен город сонный;
- На окнах блещет утра свет;
- Еще по улице мощеной
- Не раздается стук карет…
- Что ж казначейшу молодую
- Так рано подняло? Какую
- Назвать причину поверней?
- Уж не бессонница ль у ней?
- На ручку опершись головкой,
- Она вздыхает…
Каждый портрет кисти Тропинина сюжетен и демонстрирует интерес художника к будничной стороне жизни человека. Теплый колорит полотна, мягкий, естественный свет рождают ощущение реальности и создают уют и доброе настроение. Герои Тропинина привлекают своей простотой и непосредственностью, располагая к себе открытостью и задушевностью.
Федор Антонович Бруни (1799–1875) Медный змий 1841. Холст, масло. 565×852
Федор Антонович Бруни — выдающийся мастер исторической живописи первой половины XIX века. Созданные им многофигурные композиции снискали славу и признание современников.
Работа над картиной «Медный змий» велась художником в течение пятнадцати лет, и это объясняется не только огромным размером холста, но и сложностью осмысления и написания глубокого по философскому содержанию ветхозаветного сюжета.
Спасенный из египетского плена иудейский народ под предводительством Моисея скитался в безводной пустыне сорок долгих лет. Замученные жаждой и голодом уставшие люди возроптали, и Господь послал на них кару — дождь из ядовитых змей.
Тогда люди раскаялись и начали молиться о пощаде, на что Господь повелел Моисею воздвигнуть колосс и поставить на нем змея. Тот, кто посмотрит на него с истиной верой в спасение через Господа, будет помилован.
Художник поставил перед собой сложную задачу — изобразить разнообразную реакцию многоликой толпы, показать степень веры и покорности божественной воле каждого человека. Но представленные на полотне люди скорее охвачены страхом, нежели исполнены глубокого смирения велениям Неба.
Попытка художника представить действие в ночном освещении, выхватывая фигурные композиции лунным светом, придает звучанию картины ноты символизма и производит мистическое впечатление.
Карло Бартоломео Растрелли (1675–1744) Анна Иоанновна с арапчонком 1841.Бронза
Карло Бартоломео Растрелли — представитель искусства «россики», своим творчеством повлиявший на сложение скульптурной традиции в России. В 1716 по приглашению Петра I он вместе с сыном Франческо (будущим знаменитым архитектором) приехал из Италии в Петербург для исполнения художественных работ по украшению новой русской столицы.
Скульптура «Анна Иоанновна с арапчонком» — самая знаменитая работа мастера. Имеющая жанровое начало, композиция в своем бытовом сюжете содержит аллегорический смысл.
В контрасте двух фигур — живого арапчонка и грузной императрицы, преисполненной торжественности и позерства, — олицетворен деспотизм эпохи ее правления.
Помимо верно переданных характерных особенностей личности Анны Иоанновны, подмеченных придворным скульптором, восхищает тонкая обработка мельчайших деталей и почти осязательная фактурность материалов — кружев и расшитой украшениями ткани платья.
Максим Никифорович Воробьев (1787–1855) Исаакиевский собор и памятник Петру I 1844. Холст, масло. 102×131
Максим Никифорович Воробьев — пейзажист первой половины XIX века. Его творчество
Источник: https://coollib.com/b/346737/readp?p=8
Искусство, каким вы его еще не видели
#1
#2
«Медный змий» Фёдора Бруни — выдающееся произведение академического искусства эпохи классицизма. Автор работал над ним много лет: первый эскиз он сделал в 1824 году, а закончил только в 1841 году. Размеры монументального полотна достигали 8,5 метров в ширину и 5,6 в высоту.
#3
undefined
Фёдор Бруни. Окончательный эскиз картины «Медный змий». 1839. Государственная Третьяковская галерея.
#4
Сюжет художник взял из Ветхого Завета. Скитаясь по пустыне после изгнания из Египта, израильский народ начал терять веру и роптать. Разгневанный Господь наслал на людей смертельно ядовитых змей. Тогда иудеи стали просить о прощении, и Бог велел Моисею соорудить медного змея. Каждый, кто смотрел на монумент с «подлинной верой», оставался жив.
#5
Фигуры на переднем плане Бруни написал в натуральную величину. Он не выделил на холсте главного героя, а представил многофигурную композицию.
Каждый образ автор прописал индивидуально и наделил своим характером и историей в общем повествовании. Несколько персонажей с надеждой устремились к столбу с медным змеем.
Другие в страхе пытаются убежать, ищут у близких защиты. Многие оплакивают родных.
#6
В центре картины, на заднем плане, мастер запечатлел группу людей, сильно отличающихся от мечущейся, отчаявшейся толпы. Это пророк Моисей, его племянник — первосвященник Елеазар и левиты — священники. Их фигуры выражают уверенность, спокойствие, грозную силу, которая и карает, и несет избавление.
#7
Бруни родился в Милане в 1799 году, его настоящее имя — Фиделио. В Россию он попал в самом детстве, когда его отец, художник и реставратор Антонио Бруни, приехал на службу к Павлу I. Писать масштабное полотно «Медный змий» художник приехал на родину, в Италию.
2ac7659c2645.jpg
Фёдор Бруни. Автопортрет. Холст, масло. 1813–1816. Государственный Русский музей.
#8
В 1836 году Бруни пришлось прервать работу над картиной ради службы в петербургской Академии художеств. Но через два года автор возвратился в Италию и продолжил писать. В Риме семья испытывала материальные трудности, потому что Николай I не сразу согласился платить автору жалование. Бруни писал: «Все ужасаются громаде её, особенно немцы, а мне… смешно. Были бы только деньги — и всё пойдёт».
#9
В 1841 году мастер закончил полотно. С большим успехом «Медного змия» выставляли и в Риме, и в Петербурге. Николаю I тоже понравилась картина, он купил её для Эрмитажа.
#10
Современники с самого начала сравнивали «Медного змия» с другой монументальной работой — «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Художественный критик Александр Бенуа даже считал, что Бруни начал писать свою картину, «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова».
#11
Источник: https://ar.culture.ru/ru/subject/mednyy-zmiy
Бруни Ф.А. Медный змий. 1841
- Бруни Федор Антонович(1799 – 1875)
Медный змий
1841
Холст, масло. 565х852 - Государственный Русский музей
Федор Антонович Бруни был очень успешным живописцем. Закончив Академию художеств, он сразу стал получать множество хорошо оплачиваемых заказов, прославился в аристократических кругах Петербурга, разбогател. Ему поручили высочайшее задание – скопировать для Академии две росписи Рафаэля в Ватикане. Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий», избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета.
В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена, их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет.
После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть.
Они раскаялись и взмолились о прощении, и тогда Господь приказал Моисею выставить на столп медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник. В глубине холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части.
Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди.
В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности.
Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи — создавалась на протяжении 15 лет. Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году.
На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников. Мастерство художника очевидно, он великолепно владеет перспективой, пропорциями, искусно компонует многофигурную сцену.
Но о чем это полотно? О жестокости Бога? О неприятии народного бунта? О покорности Божественной воле? Или это просто иллюстрация библейского сюжета?
Обратите внимание, что художник не смог избежать влияния знаменитой картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» — композиция строится по тому же принципу. Но, в отличии от нее, здесь меньше жизни, подлинного чувства, темперамента. Вот так случается – все по правилам, все идеально — и при этом сухо и безжизненно.
Однако, это ничуть не отразилось на жизненном пути художника – он продолжался так же ровно, как и начинался. «Медный змий» был приобретен императором для эрмитажного собрания за 70 000 рублей, а в 1897 году передан в Русский музей.
Автор текста: Н.М.Михайловская
- Выставки филиала в Московской гимназии на Юго-Западе № 1543
- «Русский музей»
Источник: http://virtualrm.spb.ru/ru/node/12167
История одной картины | Бруни Ф.«Медный змий»
- Бруни Федор Антонович (1801— 1875)
- Медный змий
- 1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
- ЗАЛ N15
Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме.
В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. После того как иудеи усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, Бог послал на них дождь из ядовитых змей. От укусов умерло множество сынов Израилевых, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Фёдор Антонович Бруни — сын швейцарского итальянца, «мастера живописного и скульптурного дела», который в 1807 году переехал с семьей в Россию.
В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева; закончил АХ в 1818 году. Весной 1820 года по приглашению княгини 3. А.
Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел известность. «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824), Портрет 3. А. Волконской в костюме Танкреда» (1820-е), «Вакханка, поящая амура» (1828) — картины принесли ему успех и известность.
Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. Профессиональные достижения молодого художника были оценены, и он получил ответственнейший заказ на копирование для АХ двух росписей Рафаэля в Ватикане.
Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий», избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета.
В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена, их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть.
Они раскаялись и взмолились о прощении, и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.Однако, не спасение, а скорее страх и отчаяние изображает художник.
В глубине холста предстает грозная фигура Моисея: его простертые руки как бы рассекают обезумевшую толпу на части. Слева от Моисея выступает Елеазар в одеянии верховного жреца и сплотившиеся вокруг священники – левиты. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди.
В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченности
Картина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи,( её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет.
Федор Бруни работал над ней в Италии, где впервые показал в 1841 году. На следующий год картина была привезена в Петербург, где вызвала многочисленные споры и получила неоднозначную оценку современников.
В 1836 году ему пришлось прервать начатую работу и вернуться в Петербург, где он и К. П. Брюллов были назначены профессорами 2-й степени в АХ.
За преподавание он взялся увлеченно, и студенты платили ему преданностью.
В начале 1837 года он исполнил «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре», размноженный литографией и получивший широчайшую известность.Необходимость продолжить начатую работу заставила его в 1838 году уехать в Италию. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора.
В специальном послании государю Николаю I живописец объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Конечно, это была своего рода уловка: в Италии можно было найти итальянский пленэр и итальянские типы, но не иудейские.
Художник провёл в Италии еще два с половиной года. Законченный «Медный змий» в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни.
Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой».
Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Тонко сближенная гамма холодно-голубых, тускло-зеленых, серо-коричневых тонов придает единство метущимся фигурам.
Библейский сюжет не получил у художника однозначного толкования.
В изображении страдания народа можно видеть одновременно и осуждение жестокости библейского бога и неприятие народного бунта. Можно понять, что сам художник видел выход только в покорности Божественной воле.
Мастерство живописца, сумевшего построить выразительную многофигурную композицию на громадном (565х852 см) полотне, подчинить драматизму сюжета свет и цвет, было бесспорно, а налет некоторой экзальтированности действовал на воображение зрителей.
Однако картина принадлежала вчерашнему дню — дряхлеющему и вырождающемуся академизму, и это с фатальной неизбежностью определило дальнейшее угасание крупного таланта художника. Правда, жизненный путь Бруни продолжался так же ровно, как начинался. » «Медный змий» был приобретен государем императором для эрмитажного собрания за 70 000 рублей, а в 1897 году — передан в Русский музей.
Ёго автор получил почетный заказ на росписи в еще достраиваемом Исаакиевском соборе. Он с присущей ему добросовестностью подошел к делу, дважды побывал в Риме, набираясь опыта работы в монументальном искусстве. К 1845 году художник сделал все 25 картонов росписей и часть их осуществил сам, а исполнением остальных руководил лично.
В 2003 году завершилась многолетняя реставрация знаменитой картины.
Она была очищена от семи слоев лака, из-за которого многие персонажи были едва различимы, а само полотно приобрело ржаво-коричневый колорит.
Выяснилось, что зеленые одежды персонажей на самом деле голубые. А на заднем плане обнаружилось ранее скрытое изображение шалаша — скинии, в которой древние иудеи хранили Ковчег Завета.
ИСТОЧНИК
Источник: https://subscribe.ru/group/eruditsiya-i-tvorchestvo/10119028/
Бруни Фёдор Антонович(Bryni Fedor) | Студия И
Бруни Фёдор Антонович(1799–1875)-известный русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.
Фёдор(Фиделио) Антонович Бруни родился 10 июня 1799 года в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который в 1807 году, приехал в Россию из Италии.Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону.
Его работы в наши дни украшают интерьеры Михайловского дворца; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.Фёдор с раннего детства обнаруживал большую любовь к рисованию.
В 1809 году Фёдор, в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств, где занимался под руководством Алексея Егоровича Егорова(1776-1851),одного из самых одаренных мастеров академического рисунка, Андрея Ивановича Иванова(1775-1848),известного русского художника, представителя классицизма и Василия Козьмича Шебуева(1777-1855),выдающегося русского живописца, действительного статского советника, академика, заслуженного ректора Императорской Академии художеств.
За первые успехи молодой Бруни был награжден серебряною медалью, а в 1818 году окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, справедливо полагая, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио еще недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Федора.
Исполнив несколько небольших картин, Фёдор Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за свою первую большую картину «Смерть Камиллы, сестры Горация», которая в 1824 году была выставлена в Капитолии, имела оглушительный успех, принеся автору её немалую известность, и появившись в Санкт-Петербурге через 10 лет, принесла Фёдору Антоновичу Бруни высокое звание академика.
В начале тридцатых годов живописец начал начал работу над грандиозной по размеру и замыслу работой «Воздвижение Моисеем медного змия», но ещё до её завершения, был вызван из Рима в Санкт-Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Императорской Академии художеств.
Он прибыл в Петербург в 1836 году, написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
В этом же году Фёдор Антонович Бруни стал профессором 2-й степени в Императорской Академии художеств.
Среди его учеников были Михаил Петрович Боткин(1839-1914), известный русский художник, академик исторической живописи, гравёр, искусствовед, археолог, коллекционер и меценат и Арсений Иванович Мещерский(1834-1902),выдающийся русский живописец, автор многочисленных самобытных пейзажей русской природы.
В 1838 Бруни вернулся в Рим, и написал там «Покров», а спустя четыре года завершил работу над главным произведением своей жизни: «Медный змий».
Выставленная в Риме на публике в 1840 году, картина произвела настоящий фурор. В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца.
Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, замечательному по составу и расположению групп,и соответствующего содержанию изображённого библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка.
В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной Карла Павловича Брюллова(1799-1852)— «Последний день Помпеи».
Период 1841—1845 годов Бруни вновь проводит в Италии, занимаясь картонами для росписей Исаакиевского собора в Петербурге (ныне хранятся в Русском музее).
В 1845 году Бруни привёз в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены в виде фресок в Исаакиевском соборе самим художником, другие различными художниками под его личным руководством.
В 1849 году Фёдора Антоновича Бруни назначили хранителем картинной галереи Эрмитажа, Занимая этот ответственный пост, художник дважды выезжал в командировки для покупки картин, предназначенных для пополнения коллекции музея.
В 1855 году Высочайшим Указом Фёдор Антонович Бруни был назначен ректором Императорской Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а в 1866 году под его руководством оказалось и мозаичное отделение, созданное его стараниями. В 1871 году по состоянию здоровья Бруни оставил пост ректора и удалился на покой.
В течение всего своего творческого пути Бруни был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему немало способствовала его постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц. Кроме исторических и религиозных картин он писал портреты.
Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством.
К концу жизни он был почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.В последние годы своей жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве.
Фёдор Антонович Бруни скончался 30 августа (11 сентября) 1875 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на участке святого Петра Выборгского католического кладбища в Санкт-Петербурге. В 1936 году в связи с закрытием кладбища захоронение вместе с надгробием было перенесено на Тихвинское кладбище (Некрополь мастеров искусств) Александро-Невской лавры.
Художественная деятельность Фёдора Антоновича Бруни занимает заслуженное место в истории русской живописи, и появление его произведений составило целую эпоху в русском искусстве.
Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/bryni-fedor/
Бруни, Федор Антонович — это… Что такое Бруни, Федор Антонович?
Фёдор Анто́нович Бру́ни (1799—1875) — русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.
Биография
Фёдор Бруни (собственно, настоящее его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 г. в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 г.
, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону.
Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве, по заказу князя Куракина.
Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева.
За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряною медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса.
Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно, решился, по совету Шебуева, отправить сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию.
Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора, подобно тому, как Брюлло был назван Брюлловым.
Написав несколько картин, Бруни, не достигший ещё 22-летнего возраста, принялся за первую большую картину («Смерть Камиллы, сестры Горация»), которая в 1824 г. была выставлена в Капитолии и доставила автору её немалую известность; в Петербурге она появилась лишь через 10 лет, и за неё Бруни получил звание академика.
К работам первого пребывания Бруни в Риме относятся:
- «Св. Цецилия»,
- «Св. Семейство»,
- «Вакханка, поящая Амура»,
- «Свидание Т. Тассо с сестрою»,
- «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
- «Спящая нимфа»
- «Богоматерь с младенцем на руках»,
- «Спаситель на небесах»,
- «Благовещение» и знаменитое «Моление о Чаше» — картину, находящуюся в Эрмитаже и ещё несколько картин и портретов. Кроме того, Бруни написал копии с двух фресок Рафаэля: «Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатею».
В начале тридцатых годов живописец начал писать колоссальную картину: «Воздвижение Моисеем медного змия», но прежде, чем успел её окончить, был вызван из Рима в Петербург для работ в Исаакиевском соборе и для преподавания в Академии художеств.
Он прибыл в Петербург в 1836 г., написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы».
С 1836 г. Бруни — профессор 2-й степени в Академии художеств.
В 1838 он нашёл возможным возвратиться в Рим, и написал там «Покров» и окончил в 1840 г. своё большое произведение: «Медный змий», которое произвело в Риме необыкновенно сильное впечатление.
В следующем году эта картина была перевезена в Петербург и выставлена в одном из залов Зимнего дворца.
Все печатные отзывы того времени об этой картине были преисполнены почти безграничными похвалами этому произведению, в самом деле замечательному по составу и расположению групп, по типичности и выражению фигур и лиц, по общему колориту, хотя далеко не блестящему, но соответствующему содержанию грозного библейского события. В этой картине Бруни показал в полной силе все своё глубокое, академическое знание рисунка. В Русском музее «Медный змий» находится рядом с картиной К.Брюллова — «Последний день Помпеи».
Роспись Исаакиевского собора
1841—1845 — автор 25 картонов для росписей Исаакиевского собора в Петербурге (ныне хранятся в Русском музее).
Отправляясь в третий раз в Италию, Бруни занимается картонами тех картин, которые он должен был впоследствии написать на стенах Исаакиевского собора. В 1845 г.
он привозит в Петербург 25 картонов, которые были в Риме предметом похвал знатоков искусства; некоторые из них были исполнены в виде фресок в Исаакиевском соборе самим художником, другие различными художниками под его личным руководством.
На аттике собора находятся:
- «Сотворение мира»
- «Всемирный потоп»
- «Спаситель, вручающий апостолу Петру ключи от царствия Небесного»,
- «Явление Господа апостолам по Воскресении».
В полукружии над аттиком:
- «Творец, благословляющий все созданное»
- «Святой Дух в сонме ангелов».
На плафоне:
- «Введение Первородного Сына во вселенную»
- «Второе пришествие Сына Божия»
- «Прорцы на Кости»
- «Егда сотворены быша звезды, восхвалима Мя вся ангелы».
Исполнение перечисленных работ окончено было в 1853 г., но, кроме них, Бруни успел написать иконостас для православной церкви в Штутгардте.
Работа в Эрмитаже
Будучи назначен в 1849 хранителем картинной галереи Эрмитажа, он с любовью занимался ею; дважды был командирован за границу для покупки картин, послуживших для пополнения коллекции музея.
Ректорство в Академии художеств
1855 — Бруни был назначен ректором Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а в 1866 г. в его ведение попало и мозаичное отделение, созданное его стараниями. В 1871 г. оставил пост ректора. К концу жизни он был почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.
Скончался Бруни 30 августа (11 сентября) 1875 г. в Петербурге. У него осталась дочь Элоиза.
Адреса в Санкт-Петербурге
1809 — 30.08.1875 года — здание Академии художеств — Университетская набережная, 17.
Творчество (характеристика)
Бруни был чрезвычайно трудолюбив и плодовит, чему способствовала постоянная поддержка заказами со стороны правительства и частных лиц. Кроме исторических и религиозных картин он писал портреты, впрочем, немногочисленные.
Главная его сила была в композиции и правильности рисунка; в его картинах видно много академического знания, которое было пополняемо художественностью содержания, а часто и чувством. Его «Моление о Чаше» изображает Христа, полного скорби и предзнания ожидающих Его страданий и производит сильное впечатление; повторение этой картины, сделанное Б., находится в церкви Академии художеств.
Его «Вакханка и Амур» переносит совсем в другой мир и полна страстной неги; написана эта картина колоритно и нежно. Весьма достойно сожаления, что его часто грандиозные композиции, находящиеся в Исаакиевском соборе, сильно пострадали от времени, как и все другие, написанные там на стенах.
В последние годы своей жизни Бруни занимался сочинением картонов для образов Храма Спасителя в Москве. К списку его работ, приведённых выше, надо прибавить ещё тридцать листов рисунков из русской истории, гравированных им «крепкой водкой» (техника офорта).
Вообще художественная деятельность Бруни занимает почётное место в истории русской живописи, и появление произведений его и К. Брюллова составило эпоху в русском искусстве. Хотя ещё при жизни Б. начались иные и новые веяния в русском искусстве, но то, что он сделал, было нужно и многому научило. Гравюра мало популяризировала картины Бруни.
«Медный змий» в гравюре на дереве был помещён в различных иллюстрированных изданиях; «Смерть Камиллы» воспроизведена только контурной гравюрой; «Моление о Чаше» литографировано Козловым и гравировано Захаровым; «Божия Матерь, спящая с бодрствующим на Ея коленах Младенцем» была гравирована на стали и помещена в книге: «Картины русской живописи» В.
Кукольника (СПб., 1846 г.).
Более или менее полная биография Бруни была написана А. И. Сомовым и помещена в иллюстрированном журнале «Пчела», изд. А. Прахова (СПб., 1875, 35). К статье приложен гравированный на дереве портрет Б., весьма напоминающий серьёзное и вдумчивое лицо этого талантливого художника.
В Академии художеств находится гипсовый слепок с его бюста, вылепленного в 1862 г. Ф. Каменским, и портрет, писанный масляными красками, работы Яковлева. Помимо других, обучал Фёдора Каменского, особенно талантлив был К. Д. Флавицкий, автор картины «Княжна Тараканова», ныне находящейся в галерее П. И. Третьякова в Москве.
Преждевременная смерть не дала вполне определиться этому даровитому художнику.
Рейтинг
Художественный рейтинг — I В.
Галерея
- портрет З. А. Волконской в костюме Танкреда (не ранее 1820-х, ГРМ).
- «Смерть Камиллы, сестры Горация», (1824, ГРМ, 350х526,5, холст, масло)
- «Медный змий» (1827—1841, ГРМ, 565х852, холст, масло). Первоначально полотно было приобретено для Эрмитажа за 70000 рублей.
- «Пробуждение граций», (1827, Третьяковская галерея)
- «Святая Цецилия»,
- «Святое семейство»,
- «Вакханка, поящая Амура», (1828)
- «Свидание Торквато Тассо с сестрою»,
- «Богоматерь с Предвечным Младенцем»,
- «Спящая нимфа»
- «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре» (1837),
- «Аллегорическая композиция с путти» (1858—1862. Бумага, акварель, тушь, перо. 18,6х35,8), продано на аукционе в 2005 году по цене 4200 евро.
Портрет З. А. Волконской. 130х188см, холст, масло |
Вакханка, поящая Амура, 1828. Холст, масло |
Голова Христа в терновом венце. Бумага, китайская тушь, кисть. 19х19,2 см. |
Библиография
- Савинов А., Ф. А. Бруни, М.-Л., 1949.
- Верещагина А. Г. «Фёдор Антонович Бруни». Л., 1985.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/822615
Бруни Федор Антонович (1799-1875) | Вспомним забытые имена..
Художник Федор (Фиделио) Антонович Бруни родился 10 июня 1799 года в Милане, Италия. Исторический живописец и портретист. Его отец был художником, общественным деятелем и офицером Швейцарской республики. В 1807 году он вместе с семьей перебрался в Россию и устроился преподавателем в Царскосельский лицей. Когда Федору исполнилось 10 лет, он поступил в Академию художеств, где преподавателями у него были А.И. Иванов, А.Е. Егоров, В.К. Шебуев. За отличные успехи в учебе юноша был награжден серебряной медалью. В 1818 году Бруни успешно заканчивает обучение в Академии и отправился в Рим.
В Риме художник сближается с кружком Зинаиды Волконской, общается с дипломатом и любителем живописи Г.И. Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии. Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. Главные темы его творческой деятельности — античные и библейские сюжеты, а также портреты.
Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году. Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков.
По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. Цецилия», «Св. Семейство», «Свидание Т.
Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов.
В 1836 году Бруни возвращается в Петербург, где в тот же год получает звание профессора Академии художеств. В следующие два года художник выполняет многочисленные церковные заказы, в частности для Казанского собора.
Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», размноженного им затем в литографии. В 1838 году Федор Антонович снова отправляется в творческую командировку в Италию: художник работает над картиной «Медный змий» (1841).
Эта картина отличается большим профессиональным мастерством живописца, безупречным владением рисунком, пластикой человеческого тела, сложными ракурсами.
В 1840-50-е годы Бруни в основном занимается росписями петербургских зданий, в частности Исаакиевского собора, специально для которого художник создал двадцать пять композиций. Также в этот период живописец пишет портреты, интересуется античной и библейской тематикой.
Помимо творческой деятельности Бруни возглавлял отделение в Эрмитаже, много сил положив на пополнение его коллекций, организовывал мозаичную студию при Академии художеств. С 1855 по 1871 год художник являлся ректором Академии художеств.
За большой вклад в развитие живописи он был избран почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.
Умер Федор Антонович Бруни 30 августа (11 сентября) 1875 года в Петербурге.
«Автопортрет» 1810 год
«Богоматерь с младенцем»
«Вакханка, поящая амура»
«Вакхант» 1858 год
«Медный змий. Эскиз в музее Императора Александра III»
«Моление о чаше»
«Пробуждение граций»
«Святая Цецилия»
Источник: https://maxpark.com/community/5920/content/2793735