Мадонна с младенцем и святыми (алтарь колонна), рафаэль

В рамках проекта «Итальянская осень» и в честь открытия выставки «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей» в ГМИИ им. Пушкина мы подготовили маршрут по городам, где жил и работал великий мастер Ренессанса.

Урбино

Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль

Рафаэль родился 3 марта 1483 года в городе Урбино, в то время — одном из важных центров эпохи Возрождения. Отец Рафаэля, Джованни Санти, был известным живописцем, располагавшим собственной мастерской. Заказы для Санти поступали от самого герцога Урбино Федериго да Монтефельтро и его наследника Гвидобальдо.

В раннем детстве Рафаэль вполне предсказуемо увлекся живописью. Первые пробы пера были сделаны благодаря отцу и его подмастерьям. У юного Рафаэля была возможность изучать произведения признанных мастеров Возрождения — Пьеро делла Франческа, Мелоццо да Форли и других художников.

На протяжении всего творческого пути Рафаэль не раз будет покидать родной город и вновь возвращаться туда. Так, после окончания своей работы в Перудже, Читта-ди-Кастелло и Флоренции Рафаэль вернётся в Урбино, чтобы поработать над  заказами для герцогского двора.

Главное место, связанное с Рафаэлем в Урбино, – дом-музей, где художник появился на свет. Здесь находится первое известное живописное произведение мастера – «Мадонна с младенцем», написанная Рафаэлем в 1498 году на стене одной из комнат.

Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), РафаэльМадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль

Дом-музей Рафаэля — www.accademiaraffaello.it

В Урбино также можно увидеть картину с условным названием «Немая». Этот женский портрет, выполненный в 1507 году, выставляется в Национальной галерее области Марке.

На полотне, скорее всего, изображена покровительница Рафаэля Джованна Фельтрия, сестра Гвидобальдо да Монтефельтро.

Именно она в 1504 году написала рекомендательное письмо гонфалоньеру Пьеро Содерини, прося оказать художнику из Урбино тёплый прием во Флоренции.

Национальной Галерее Марке — www.gallerianazionalemarche.it

Перуджа

Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), РафаэльМадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль

Первое упоминание о Рафаэле в Перудже датируется 1490 годом – будучи еще мальчиком, он посещал мастерскую Перуджино. Доподлинно это неизвестно, но возможно, именно Рафаэль в 1497 году выполнил отдельные элементы полиптиха в церкви Санта-Мария-Нуова в городе Фано, а также принял участие в создании фрески в здании Гильдии Менял в Перудже.

Несмотря на то, что в Перудже Рафаэль находился недолго, его деятельность в этом городе стала определяющей для карьеры молодого мастера.

В 1503 году по заказу Магдалины Одди Рафаэль начал писать картину «Коронование Девы Марии» (сейчас она в Ватиканской картинной галерее), предназначенную для церкви Сан-Франческо-аль-Прато. Картина осталась незаконченной, а после смерти Рафаэля ее дописал Джулио Романо.

Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль

Капелла Сан-Северо, Рафаэль и Перуджино, около 1505-1508 и 1521

Ещё один заказ Рафаэль выполнил для церкви Сант’Агостино – «Алтарь Колонна» (Метрополитен музей, Нью-Йорк).

Также в Перудже Рафаэль создаёт «Алтарь Ансидеи» (Национальная галерея, Лондон). Он выполнил эту работу по заказу Бернардино Ансидеи для его фамильной часовни в одной из церквей Перуджи. Часовня была посвящена святому Николаю из Бари (Николаю Чудотворцу).

В 1505 году Рафаэль работает над фреской в церкви Сан-Северо, которую после смерти мастера закончил Перуджино. Говорят, пожилой живописец был чрезвычайно опечален смертью Рафаэля и завершил работу из уважения к его безграничному таланту.

Капелла Сан-Северо — www.perugiacittamuseo.it

Читта-ди-Кастелло

Читта-ди-Кастелло / Shutterstock.com

В 1499 году вместе с работниками мастерской покойного отца Рафаэль приезжает в город Читта-ди-Кастелло. Здесь 16-летний художник только начинает формировать свой собственный стиль. В этом городе находится лишь одно произведение Рафаэля ‒ «Хоругвь с изображением Святой Троицы». Оно хранится в местной картинной галерее.

Картинная галерея Читта-ди-Кастелло — www.cittadicastelloturismo.it

В Читта-ди-Кастелло были созданы три алтаря для различных церквей. Первый заказ Рафаэль выполнил для часовни Андреа Барончи в церкви Сант’Агостино. Алтарь посвящен теме коронации Николая Толентинского, отшельника-августинца XIII века.

Рафаэль, Ангел, фрагмент алтаря Барончи, 1500–1501

Сам алтарь был полностью разрушен во время землетрясения в 1789 г. Жители города бережно высвободили картину из-под завалов, после чего она попала в руки папе Пию VI, который распорядился разрезать панели на несколько частей. Сейчас уцелевшие фрагменты находятся в разных музеях Италии.

Знаковым произведением того периода является картина «Обручение девы Марии» (Галерея Брера, Милан) 1504 года, приобретённая семьей Альбиццини для капеллы святого Иосифа в церкви Сан-Франческо. Несмотря на то, что Рафаэль повторяет сюжет картины Перуджино, его работа выполнена в более смелой и современной манере.

Сиена

Дуомо в Сиене / Shutterstock.com

Во время пребывания в Читта-ди-Кастелло Рафаэль не раз посещал Сиену, где встречался с Пинтуриккьо – мастером умбрийской живописи Кватроченто. Между двумя мастерами разных стилей и эпох были хорошие отношения. Так, например, Пинтуриккьо попросил помощи Рафаэля при росписи Библиотеки Пикколомини в Сиенском соборе.

Библиотека Пикколомини © JIPEN / Shutterstock.com

Достоверно неизвестно, действительно ли Рафаэль работал над росписью библиотеки. Однако её стоит посетить для того, чтобы хоть на минуту представить себе двух мастеров, увлеченно обсуждающих живописные детали этого красочного и помпезного помещения.

Библиотека Пикколомини — www.operaduomo.siena.it

В 1504 году, после родного Урбино, шумной Перуджи и уютного Читта-ди–Кастелло, Рафаэль отправляется покорять Флоренцию – на тот момент столицу Возрождения.

Флоренция

В столицу Тосканы Рафаэль приезжает под конец 1504 года. Первые недели молодой художник посвящает работам Микеланджело, Да Винчи, Мазаччо, Донателло, Брунеллески, а также знакомству с местной знатью. Именно во Флоренции проявилась способность Рафаэля учиться и брать лучшее от уже состоявшихся художников.

Флоренция в те годы была центром мысли Возрождения и чистого художественного творчества. Здесь Рафаэль создал целое множество гениальных шедевров. Особенно он преуспел в изображении Мадонны с младенцем и Святого семейства.

Основная часть картин Рафаэля того периода находится во флорентийских Галереях Уффици. Кроме того, работы мастера есть в музее Палаццо Питти и Палатинской галерее. Советуем купить билет заранее на сайте музея, чтобы избежать очередей.

В качестве архитектора в 1515 г. Рафаэль принял участие в конкурсе на строительство фасада церкви Сан-Лоренцо. Однако контракт достался Микеланджело, который, к сожалению, не смог реализовать свой проект.

Палаццо Питти / Shutterstock.com

Галереи Уффици — www.uffizi.org

Палатинская галерея © T photography / Shutterstock.com

В качестве архитектора в 1515 г. Рафаэль принял участие в конкурсе на строительство фасада церкви Сан-Лоренцо. Однако контракт достался Микеланджело, который, к сожалению, не смог реализовать свой проект.

Рим

Наша последняя остановка – Вечный город. Здесь Рафаэль обрёл поистине великую славу и всеобщее почитание.

В 1508 году Папа Юлий II ‒ истинный ценитель и покровитель искусств ‒ призывает в Рим самых известных и талантливых художников Италии для украшения Ватиканского дворца. Как известно, главный заказ выполнял в Сикстинской капелле «божественный» Микеланджело. Однако так называемые «stanze» — залы папских апартаментов — нуждались в новых шедеврах, прославляющих амбициозного понтифика.

Так появились на свет выдающиеся росписи, получившие название Станцы Рафаэля. Всего мастер украсил три помещения: Станца-делла-Сеньятура, Станца-делль-Инчендио-ди-Борго и Станца-д’Элиодоро.

Ватиканские музеи — www.museivaticani.va

Работая над росписями залов, Рафаэль получил заказ от влиятельного сиенского банкира Агостино Киджи, который жаждал увидеть живопись великого мастера на своей Вилле Фарнезина, построенной Бальдассаре Перуцци. Так на свет появились фрески «Триумф Галатеи», и две росписи со сценами из мифа об Амуре и Психее.

Обратите внимание, что посетить эту виллу можно строго с 9:00 до 14:00 с понедельника по субботу. Кроме того, сюда можно попасть с экскурсией каждое второе воскресенье месяца с 9:00 до 17:00.

«Триумф Галатеи», Рафаэль, 1512

Вилла Фарнезина — www.villafarnesina.it

Во время работы над фресками Фарнезины у Рафаэля завязался страстный роман Рафаэля с Маргеритой Лути, которую мастер изобразил на картине «Форнарина». Сейчас её можно увидеть в музее Палаццо Барберини.

«Форнарина», Рафаэль, около 1518–1519

Палаццо Барберини — galleriabarberini.beniculturali.it

В Риме Рафаэль значительно усовершенствовал своё мастерство. Помимо уже упомянутых Станц и росписи Виллы Фарнезина в римских музеях и церквях находится множество произведений мастера. Рафаэль и его ученики расписали лоджии Ватиканского дворца (Лоджия кардинала Биббиена и Лоджия Рафаэля).

В церкви Сант’Агостино кисти Рафаэля принадлежит фреска с изображением пророка Исайи. В одном из самых живописных районов города, в маленькой фамильной церкви семейства Киджи Санта-Мария-делла-Паче, Рафаэль изобразил четырех сивилл в окружении ангелов.

Основные работы римского периода Рафаэля находятся в картинной галерее Ватиканского музея, а также в галерее Дория Памфили и галерее Боргезе.

В качестве архитектора Рафаэлю был доверен проект Собора Святого Петра, над которым, впрочем, он работал недолго. Однако именно мастер из Урбино решил вернуться к традиционной форме латинского креста базилики, которая и была реализована.

  • Кроме того, Рафаэлю принадлежат чертежи ныне не существующего Палаццо Якопо да Брешиа и Палаццо Альберини, а также проект капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо.
  • В 1518 году Рафаэль работал над великолепной Виллой Мадама, а также участвовал в перестройке лоджий ватиканского дворца.
  • Последней работой Рафаэля стал Палаццо Бранконио дель’Аквила, разрушенный Бернини при строительстве новой площади перед Собором Святого Петра.

Рафаэль Санти умер в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года и был похоронен в Пантеоне в Риме, как сам и завещал. Эпитафию на гробнице сочинил поэт и друг художника Антонио Тебальдео, гласит она вот что: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Источник: https://latuaitalia.ru/art/nebesnyj-rafael-puteshestvie-iz-urbino-v-rim/

Рафаэль Санти «Мадонна Ансидеи»

Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль

  • Рафаэль Санти (Raffaello Santi)
    Название: «Мадонна Ансидеи»
    Год написания: 1505-1507 годы
    Место: Национальная галерея, Лондон. Англия
  • Направление: Умбрийская Школа
  • Освободившись во время пребывания во Флоренции от влияния своего первого учителя, Перуджино, Рафаэль вернулся в Умбрию с новыми изобразительными мотивами, которые он вскоре выразил в двух замечательных работах: Алтаре Колонна и (чуть позже) в Мадонне Ансидеи, композиции, которая известна также под названием «Мадонна на троне со святыми Иоанном Крестителем и Николаем из Бари».

Алтарь Ансидеи принадлежит к типу так называемого «святого собеседования», где сидящая на троне Мадонна с младенцем и находящиеся рядом святые, как кажется, общаются друг с другом. Рафаэль исполнил этот алтарь по заказу Бернардино Ансидеи для его фамильной часовни в одной из церквей Перуджи. Часовня была посвящена святому Николаю из Бари (Николаю Чудотворцу).

На картине Рафаэля у ног святого Николая лежат его атрибуты – три золотых шара (прообраз профессионального знака итальянских банкиров). Эти три шара символизируют мешки с золотом, которые Николай пожертвовал в приданое трем бедным девушкам.

Иоанн Креститель, предтеча Христа, у Рафаэля одет в верблюжью тунику, которую он носил в библейской пустыне, и в малиновый плащ пророка. Вместо своего обычного тростникового креста Иоанн на картине «Мадонна Ансидеи» держит удивительно прозрачный кристаллический крест.

Указывая на ребенка, сидящего на коленях Мадонны, Иоанн пристально смотрит на расположенную над нею латинскую надпись «Привет тебе, Мать Христа».

С навеса свисают бусы из коралла, считавшегося амулетом против зла. Они имеют алый цвет – цвет крови Христа. Позади трона Мадонны Рафаэль изобразил сводчатую нишу, выходящую на ясный пейзаж деревенской Умбрии – благодаря этому композиция составляет непрерывное единство с особенностями архитектуры часовни.

Светлый пейзажный фон и высокий балдахин «Мадонны Ансидеи» отдалённо напоминают искусство Пьеро делла Франческа, но типы фигур (которые еще сохраняют некоторые остатки влияния Перуджино) психологически более сложны и структурно более объемны. Композиционная схема сводится к большой дуге, чью центральную ось образует балдахин. В итоге создаются чувства монументальности и гармонической пропорции, которым предстояло стать постоянными в искусстве Рафаэля.

Сохранилась одна из трех панелей пределлы этого алтаря. Сейчас она тоже находится в Лондонской Национальной галерее.

Эта панель с изображением проповеди Иоанна Крестителя, видимо, размещалась на Алтаре Ансидеи слева, под фигурой этого святого.

Ниже Мадонны с Младенцем некогда располагалась сцена бракосочетания Богородицы, а под Николаем – живописная иллюстрация Рафаэля к легенде, повествующей о спасении этим святым жизней моряков.

Читайте также:  Музей ратной истории москвы (музей рыцарей в москве)

Источник: rushist

Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?p=575

Рафаэль (рафаэло санти) (1483—1520) — «мадонна на троне с предстоящими святыми»

Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль
Художник РАФАЭЛЬ (РАФАЭЛО САНТИ) (1483—1520). Итальянская школа. «Мадонна на троне с предстоящими святыми» (Алтарь Колонна). Дерево, темпера. 169,2Х /69,2. Нью-Йорк. Музей Метрополитен

Гениальный итальянский живописец и архитектор, величайший мастер эпохи Возрождения, Рафаэль родился в Урбино. Его отец, живописец Джованни Санти, рано обнаружил у сына художественное дарование и после первоначального обучения дома уговорил Пьетро Перуджино, который, как сообщает Вазари, был в то время первым среди художников, принять юного Рафаэля в свою мастерскую. Перуджино воспитал в своем талантливом ученике чувство музыкальности линии, гармонии и благородства композиции, мягкой лиричности образов. «Мадонна на троне» была написана в 1504 году, еще в мастерской Перуджино. Однако талант великого художника, создавшего впоследствии многочисленные алтарные образы мадонны, прославлявшие возвышенно прекрасный и глубоко жизненный идеал женской красоты, воплощенной в материнстве, проявился в шедевре из Музея Метрополитен в полной мере.

Картина была заказана монахинями монастыря св. Антония Падуанского. По обе стороны Богоматери художник изобразил святых Петра и Павла, Цецилию и Екатерину. Образ мадонны близок к образам Перуджино и несет в себе духовную чистоту и материнскую нежность. Облик святых дев отличается изысканностью черт и благородной плавностью линий.

Фигуры Петра и Павла, полные торжественного величия, предвещают следующий этап творчества живописца, когда Рафаэль будет работать во Флоренции и здесь сложится его зрелый стиль, столь полно выразивший гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты и гармонии, сложившиеся в эпоху Возрождения

Картина является ранней работой Рафаэля, чье творчество представляет собой одну из вершин итальянского
Возрождения, и изначально находилась в монастыре святого Антония Падуанского в Перудже. Изображение Мадонны
с Младенцем и предстоящими святыми было центральной частью алтаря, который в 1 б78 попал в собрание герцогов
Колонна в Риме. Отсюда второе название произведения — «Алтарь Колонна». 

Алтарь создан, вероятно, в то время, когда Рафаэль еще пребывал в мастерской своего учителя Перуджино.

Влияние
этого художника и живописи предшествующего столетия, Кватроченто, сказалось и в иконографии Мадонны, сидящей
на троне под балдахином, и в сложной многофигурной композиции «святого собеседования», которое объединяет
вокруг Богоматери с Младенцем святых Петра, Павла, Екатерину, Лючию (или Цецилию) и маленького Иоанна
Крестителя. Но в произведении уже заметно стремление придать фигурам величественность и в то же время наделить
их общим гармоничным настроением, наполнить лица, жесты и позы неземным спокойствием. Все это, доведенное
до совершенства, станет особенностью живописи Рафаэля и шире — Высокого Возрождения. А Мадонна с Младенцем
Христом и маленьким Иоанном Крестителем — одной из любимых тем художника.

Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/08/14831520.html

9 загадок «Сикстинской мадонны» Рофаэля

Мадонна с Младенцем и святыми (Алтарь Колонна), Рафаэль

1:502
1:512

«Я помню чудное мгновенье:

1:569

Передо мной явилась ты,

1:615

Как мимолётное виденье,

1:662

Как гений чистой красоты…»

1:726
1:736

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так.

Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения.

Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

1:15011:9

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому, который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

1:394
1:404

Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

1:1234
1:1244
2:17492:9

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

2:391
2:401

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

2:856
2:866

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.

2:1417
2:1427

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны.

Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью.

Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

2:21562:9

Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.

2:642
2:652
3:1157
3:1167

Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.

3:1736
3:9
4:514
4:524

Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.

4:1004
4:1014

Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

4:1323
4:1333

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

4:20324:9
5:514

1. МАДОННА

Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера.

По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).

5:1745

2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества.

По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом».

И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

5:1327
6:1834

3. СИКСТ II

О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

6:591

4. РУКИ СИКСТА

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.

6:1164
7:1671

Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди — в знак преданности Деве Марии.

7:558

5. ПАПСКАЯ ТИАРА

7:606

Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь — геральдический символ рода Ровере.

7:967

6. СВЯТАЯ ВАРВАРА

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7:1301

7. ОБЛАКА

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

7:1688

8. АНГЕЛЫ

Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие — символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

7:374

9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС

Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

7:693
7:703

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

8:15868:9

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

8:169
8:179

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты. Так творение Рафаэля попало в СССР.

8:445
8:455

В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

8:774

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти

8:838

1520 — Умер в Риме.

9:27129:9

Источник: https://jenskiymir.com/eto-interesno/iskusstvo-i-remesla/3917-9-zagadok-sikstinskoy-madonny-rofaelya.html

Мадонны чистый образец. Рафаэль Санти

?

barucaba (barucaba) wrote, 2014-08-22 17:05:00 barucaba barucaba 2014-08-22 17:05:00 Categories:

  • искусство
  • религия
  • дети
  • Cancel

«Мадонны чистый образец…»»О, любовь… Ты мать радости, мать мира! — восклицает Рафаэль. — Очисти лучами наши очи, чтобы узрели они невидимое…»

Рафаэля именовали мастером мадонн. Его изображения мадонн — песнь песней материнству; земным, добрым и счастливым матерям, исполненным естественной торжественности и возвышающей значительности. Мы знаем — одну из мадонн он рисовал с крестьянки, встреченной на улице; другую — со своей любимой.

Флорентийские мадонны Рафаэля — это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери. Мадонны, созданные им в Риме, т. е.

в период полной художественной зрелости, приобретают иные черты.

Читайте также:  Франс хальс (халс), картины (портреты) и биография

Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные своей женственностью, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворенную гармонию, которую они собой выражают:

«Мадонна Колонна» (ок. 1508, Берлин, Государственный музей),

«Мадонна Альдобрандини» (ок. 1508-1510, Лондон, Национальная галерея),

— «Мадонна Лорета», или «Мадонна дель Вело», «Мадонна вуали» (1509-1510. Шантийи, Музей Конде),

«Мадонна дель Фолиньо» (1511-1512, Рим, Ватиканская пинакотека),

«Мадонна в кресле» (ок. 1513-1515, Флоренция, галерея Питти),

«Мадонна в короне» (1510-1517, Париж, Лувр),

«Мадонна Альба» (1510-1511, Национальная галерея, Вашингтон),

  • «Мадонна дель Импанната» (1514, Флоренция, галерея Питти),
  • «Сикстинская Мадонна» (1515-1519, Картинная галерея, Дрезден)

Флорентийские МадонныВо время пребывание Рафаэля во Флоренции, наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника переживает самые глубокие сдвиги.

Мадонны Рафаэля взрослеют, становятся содержательнее, наполняются совершенно новыми силами по-человечески сложной духовной жизни, которая была вовсе неведома его ранним, перуджинским мадоннам.

Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением Мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду,Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой Рафаэль придает особую значительность. Она получает более зрелое выражение в картинах, написанных примерно в те же годы — 1504-1506

  1. «Мадонна дель Грандука»(1504, Флоренция, галерея Питти),
  2. «Мадонна Конестабиле» (1504, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
  3. «Малая мадонна Каупера» (1504-1505, Национальная галерея, Вашингтон)
  4. «Мадонна Террануова» (1504-1505, Государственный музей, Берлин)
  5. «Мадонна на лугу», или «Мадонна в зелени», или «Мадонна на Бельведер», или «Мадонна дель Прато» (1506, Художественно-исторический музей, Вена), предназначалась Таддео Таддеи, близкому другу художника, который, по словам Вазари, «всегда хотел видеть его в своем доме и за своим столом»,
  6. «Мадонна со щегленком», или «Мадонна дель Карделлино» (1507, Флоренция, Уффици), предназначалась Лоренцо Нази,
  7. «Прекрасная садовница», или «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем» (1507-1508, Париж, Лувр), предназначалась, вероятно, сиенцу Филиппо Сергарди,
  8. «Мадона Бальдаччино», или «Мадонна под балдахином», (1507-1508, Палаццо Питти, Флоренция)
  9. «Большая Мадонна Каупера» (1508, Национальная галерея, Вашингтон)
  10. «Мадонна Темпи» (1507-1508, Старая пинакотека, Мюнхен),
  11. «Мадонна Эстерхази», или «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем»(1508, Музей изобразительных искусств, Будапешт),
  12. «Бриджуотерская Мадонна»,
  13. «Мадонна с безбородым Иосифом» (Эрмитаж)
  14. Плавность линий, ясность колористических отношений, четкость композиционных решений, естественность поз и жестов, красота идеального лица Мадонны подчеркивают возвышенную поэтичность этих картин.

1507-1508менее известные:А. Бенуа определил эти вариации как «чарующие живописные сонеты». Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Они отмеченные новыми, более сложными композиционными исканиями и высоким мастерством, идущим от четкой живописной традиции флорентийской школы. В их прекрасных образах вылилась душа молодого Рафаэля.

'Святое семейство' Каниджани. Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем, 1508

  • Святое семейство, или Большое святое семейство Франциска I
  • Раннее творчество Рафаэля, Умбрийский период.

Мадонна с Младенцем и святыми, ок. 1502

  1. Мадонна Солли
  2. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем или Мадонна Диоталеви,ок. 1503
  3. Мадонна с Младенцем или Мадонна Пассадена, ок. 1503
  4. Алтарь капеллы Ансидеи или Мадонна на троне, Мария с Младенцем, с Иоанном Крестителем и св. Николаем, 1505

Алтарь семейства Колонна. Мария на троне с Младенцем и Иоанном Крестителем в окружении святых.

Справа: Апостол Павел и св. Маргарита

Источник: https://barucaba.livejournal.com/63575.html

Обручение Девы Марии (картина Рафаэля) — это… Что такое Обручение Девы Марии (картина Рафаэля)?

Обручение Девы Марии (итал. Lo sposalizio della Vergine) — картина Рафаэля 1504 года из миланской Пинакотеки Брера. Картина (подписанная и датированная: RAPHAEL URBINAS MDIIII) была приобретена семьей Албиццини (Albizzini) для капеллы св. Иосифа в церкви Св.

Франциска города Читта-ди-Кастелло (Città di Castello) в Умбрии. В 1798 она попала в руки наполеоновского генерала Леки (Lechi), который продал её миланскому арт-дилеру Саннаццари (Sannazzari). В 1804 году тот завещал картину центральному госпиталю Милана.

Но уже в 1806 году она была приобретена для Академии изящных искусств Евгением Богарне.

Картина относится к раннему периоду творчества художника, когда он еще был связан с мастерской Пьетро Перуджино. Работы последнего, в частности, его фреска Передача ключей св.

Петру в Сикстинской капелле Ватикана (1481—1482) и Обручение Марии из Музея изящных искусств г. Кан, датируемая ок. 1500—1504 гг.

, несомненно, оказали значительное влияние и на иконографию картины Рафаэля, и на её общее композиционное решение.

На переднем плане изображена группа участников свадебной церемонии: в центре, на одной оси с Храмом, — священник, держащий за руки Марию и Иосифа, который протягивает ей обручальное кольцо.

В левой руке Иосифа — расцветший посох, что, по преданию, и явилось знаком его избранности, посланным свыше: рядом с Иосифом один из отвергнутых женихов в гневе ломает свой посох. Любопытно, что, согласно раннехристианскому преданию (зафиксированному, например, в апокрифе «Первоевангелие Иакова Младшего» (гл.

IX)) избрание Иосифа среди других претендентов совершается по другому чудесному знамению: из его посоха вылетела голубка и села ему на голову. Рафаэль же, как и Перуджино, использует свидетельство святого Иеронима, который в свою очередь основывался на библейской истории о расцветшем миндалевым деревом жезле Аарона (Чис. 17, 8).

Из близости слов virga — «палочка» и virgo — «девственница» в средние века за миндалем закрепилось значение девственной чистоты, а само дерево стало одним из атрибутов Богоматери.

Пьетро Перуджино. Обручение Марии

Существенный символический аспект получает в картине мотив сквозного прохода через храм, через который виднеются расстилающиеся за площадью нетронутые природные ландшафты.

С одной стороны, свет, проходящий сквозь тело храма — символ Божьего благословения брака Марии и Иосифа, с другой — храм получается расположенным на самой границе между миром человеческим (обозначенным заполненной людьми площадью) и миром нетронутой природы, и само соединение этих двух планов — символ соединения двух природ во Христе — божественной и человеческой.

При том, что Рафаэль полностью повторяет иконографическую программу Перуджино, в художественном отношении его картина — значительный шаг вперед.

Его фигуры уже лишены архаической скованности, в них меньше статики — даже при том, что он использует все ту же идеально симметричную композицию, математическую выверенность которой только подчеркивает Идеальный Храм на заднем плане.

Новаторство языка его архитектуры — с легкой аркадой ионического ордера, идеальным полусферическим куполом — заставило предположить некоторых исследователей влияние на Рафаэля Браманте, уже построившего к 1502 году свой знаменитый Темпьетто.

Однако до своего переезда во Флоренцию Рафаэль скорее всего не мог видеть этой постройки, к тому же изображенный на его картине храм отличается весьма неконструктивным духом, что особенно проявилось в странных завитках волют, обеспечивающих переход от венца колонн к барабану купола, сложная спиралевидная форма которых не слишком подходит для исполнения из камня. Его храм — в первую очередь символ, и только затем — манифест новых архитектурных идей.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Ссылки

На сайте Пинакотеки Брера (ит.)

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/665684

Рафаэль Санти – биография и картины художника в жанре Высокое Возрождение – Art Challenge

Рафаэль Санти (28 марта[2] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

  • В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.
  • В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.
  • В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.
  • Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).
  • Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.
  • Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).
  • В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело.

«…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела?нджело Буонарро?ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура.

Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Правосудие» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов.

«Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[4]

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески.

Читайте также:  Бокал лимонада, герард терборх

«На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.

Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску.

Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Рафаэль Санти (28 марта[2] 1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта ди Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело.

«…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела?нджело Буонарро?ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна с щегленком» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура.

Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Правосудие» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов.

«Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[4]

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески.

«На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св.

Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску.

Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1518—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/95.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector