Мадонна перед чашей с причастием, энгр, 1841

Рассказ о Французской живописи XIX века продолжается залах Галереи Государственного музея изобразительных искусств. В первом зале нижнего этажа экспозиции находятся произведения, попавшие в музей случайно. Экспозиция работ французских художников начинается со второго зала.

Французская школа живописи начала складываться в первой половине XVII века, подробно об этом рассказывалось в серии, посвящённой экспозиции Главного здания ГМИИ.

 Уже к началу XVIII века центром художественной жизни Европы стала Франция, а Рим превратился просто в филиал парижской художественной академии. Французское искусство  XVIII века  названо легкомысленным или галантным.

Ситуация стала меняться в XIX веке, а вот система преподавания во французской школе живописи сохранялась неизменной с середины XVII века. 

Жан-Огюст Доминик Энгр. Творческий путь

В начале XIX века практически все юноши,обладавшие способностями к живописи, оказались  учениками Луи Давида. Они то и составили славу французского искусства того времени.

К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство. Для понимания этого академизма стоит обратиться к творчеству Жана-Огюста Доминика Энгра.

Он был самым талантливым учеником Давида, хотя Давидом не был понят.

В ранние годы ученичества он испытал на себе такое неприятие Давидом своего творчества, что ушел из его мастерской глубоко оскорблённым.

 В дальнейшем Энгр тоже имел множество учеников и, в свою очередь, стал даже большим тираном по отношении к ним, чем Давид. Даже больше, если Энгр видел, что ученик не соответствует его пониманию искусства, он просто его третировал.

Ученикам в это время  больше половины срока  обучения в Академии краски брать в руки не дозволялось!

Три года они сидели и карандашом   перерисовывали скульптуры. Но революционные потрясения и Парижская Коммуна отразились и на искусстве Франции в целом. И даже такой маститый академик, как Доминик Энгр допускал в своём творчестве некоторые черты романтизма, хотя сам это отрицал.

Единственное полотно Энгра в нашей стране (по другим данным ещё одно полотно Энгра “Портрет графа Гурьева” хранится в Эрмитаже) находится в собрании Музея Изобразительных Искусств, это «Мадонна перед чашей с причастием». Художник в России был не понят, его искусство казалось холодным и его работы у нас не покупались.

К своей славе Энгр шёл очень долго. Он добился её только в 1824 году, получив  медаль. титул «великий» и  стал директором Римской художественной академии.  И он очень долго искал идеал женской красоты, пока не скопировал «Сикстинскую Мадонну», поняв, наконец, что это то, что ему нужно.

Жан-Огюст Доминик Энгр. “Мадонна перед чашей с причастием”

Обратим внимание как выстроена в  картине композиция. Главная героиня, Богоматерь, расположена точно в центре, она как бы нанизана на вертикаль полотна.

Мадонна перед чашей с причастием, Энгр, 1841Жан-Огюст Доминик Энгр. “Мадонна перед чашей с причастием”

Второстепенные герои – на заднем плане. Контуры их тёмные, очертания нечёткие. Форма образуется светом и тенью, это было продумано в искусстве еще великим Леонардо. Главное здесь – РИСУНОК. У Энгра никогда не видно, где линия начинается.

Она тянет за собой всё – светотень, форму и даже цвет. Линия идёт струясь, начиная лепить образ на плоскости и создаёт ощущение объёма. В этой изысканности линии проявляется романтические тенденции.

Мастера XX века потом интерпретировали это умение создать объём на плоскости.

 А вот черты лица Мадонны до боли напоминают Сикстинскую Мадонну Рафаэля.

Далее – цвет. Академиками было предписано сведение всех красок к одной. Они говорили, что пусть лучше картина будет серая, чем пёстрая, разноцветная. Так происходит и здесь. Энгр здесь был совершенным антиподом Делакруа, о котором пойдёт речь ниже. Энгр сам признавался, что цвет не значил для него ничего. Он считал главным в живописи видение целого и передача этого целого при помощи линии. 

Далее – картину отличает жесткая симметрия. Полотно абсолютно геометрично. На первом плане – натюрморт, а подсвечники по бокам – просто как стражи, несущие караул.

Название картины тоже не соответствует её содержанию. Мадонна есть, а чаши с причастием нет.

Жан-Огюст Доминик Энгр. “Мадонна перед чашей с причастием”. Заказ наследника русского престола

Картина эта имеет свою предысторию, для Энгра немного странную, скорее всего, потому что это заказное полотно. Заказал её Энгру Великий Князь, наследник престола, будущий император Александр II.

Он был в Италии и специально заехал к нему, чтобы заказать картину. Святые, предстоящие Мадонне – святые покровители его отца – Николая I, святой Николай Чудотворец и его самого, Александр Невский.

Для показа полотна в Санкт-Петербурге отвели отдельное помещение во дворце, это была выставка одной картины. Энгр предвкушал успех. Но не тут то было. Русская публика была воспитана на Владимирской Богоматери, Казанской, ликах Андрея Рублёва.

Богородица всегда писалась с широко раскрытыми глазами, прижимая к себе младенца Христа, вмещая во взгляд и его и молящихся, зрителей. Здесь же Пресвятая Дева на людей не смотрит, глаза опустила. И руки сложила непонятным образом.

Латинская Мадонна на Богородицу не похожа, и чаша перед ней – не чаша, а облатка какая-то! Случился скандал, публика не приняла картину. И даже места в Эрмитаже ей не нашлось, решили, что такому барахлу в музее – не место.

Более того, заплатить Энгру то ли забыли, то ли не захотели. Он через третьих лиц добивался получения своего гонорара, который был передан ему в унизительной форме. Существует легенда о том, что оскорблённый Энгр в отместку, повторил этот сюжет и композицию, написав совершенно других предстоящих святых.

 Интересно ещё и то, что увлёкшись романтическими традициями, Энгр отступал от анатомических особенностей фигуры, удлиняя пропорции модели. Исследователи, особенно врачи,  любили пересчитывать количество позвонков на обнажённых моделях Энгра и их всегда оказывалось на 5 больше, чем положено.

 Следующим художником, необходимым для понимания проблем искусства 19 века является Теодор Жерико. “Этюд натурщика”.  

Источник: https://kraeved1147.ru/gmii-galery-engr-madonna/

Энгр: ""Мадонна перед чашей с причастием" | СТИЛЬ ЭПОХИ online-журнал

08-Сен-2012

Автор : Надежда Соколова

Мадонна перед чашей с причастием, Энгр, 1841Французский художник Жан Огюст Доменик Энгр считается ведущим мастером европейского академизма XIX в. Наравне с Давидом и Кановой, он был лидером французского неоклассицизма. Энгр вошёл в историю живописи прежде всего как великолепный портретист.

В России на данный момент находится всего одно произведение этого художника. «Мадонна перед чашей с причастием» (1841 г.) хранится в Галерее искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.

Картина написана Энгром в Риме по заказу приезжавшего в Италию наследника Русского престола, будущего императора Александра II, поэтому в композицию помимо св. Николая (покровителя его отца, императора Николая I), включена фигура русского святого Александра Невского.

Читайте также:  Мадонна конестабиле, рафаэль санти - описание картины

В России полотно сочли католическим по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с Мадонной ангелов (1854, Лувр).

Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга.

Мадонна занимает доминирующее положение на картине, так как она является композиционным и смысловым центром произведения. Взгляд зрителя сразу падает на ее фигуру и охватывает ее полностью. Она оказывается полностью освещенной, тогда как св. Николай и Александр Невский помещены в полутень и находятся за Мадонной.

Тем самым высказывается некий намек на тональную перспективу. Мадонна предстает перед нами со сложенными в молитвенном жесте руками. На ней надета традиционного голубого цвета одежда. Ее взгляд направлен на центр стола, где находится чаша с просфорой.

Символично, что композиция предметов на столе повторяет расположение фигур перед столом: Мадонна соответствует чаше с просфорой, а свечи в подсвечниках – св. Николаю и Александру Невскому. Отсюда можно заключить еще один символический элемент композиции.

Мадонна, как мать Иисуса, представляет собой женское начало, который отображается в круглой форме просфора, и с другой стороны, святые Николай и Александр Невский, символизирующие мужское начало, выражены в вертикальных подсвечниках.

Еще одной особенностью является то, что свет, озаряющий лик Мадонны, исходит извне, а не от естественного горения свечей. Лицо Мадонны непроницаемо, оно не выражает никаких чувств, но в ее позе и полуприкрытых веках читается некая торжественность и репрезентативность. Еще ближе подчеркнуть всю каноничность сцены помогает вертикальный формат картины.

Фигуры персонажей выписаны с большим мастерством. Они скорее напоминают скульптуру, чем изображения. Облик Мадонны соответствует классической красоте женщины: у нее тонкие пальцы, длинная шея и бледная кожа. Все действо происходит в вымышленном интерьере. Позади св.

Николая и Александра Невского видны колонны. Таким образом, можно сказать, что Мадонна помещена в некую раму по бокам — это свечи, святые и колонны, которые вторят друг другу. В чисто композиционном плане, они помогают еще больше выделить фигуру Мадонны. К тому же взгляды св.

Николая и Александра Невского направлены на нее.

Эта картина является прекрасным примером ортодоксального академизма и высочайшего профессионального уровня.

Вполне возможно, что холодный стиль портрета и построение образов, призванные механически соединить русскую православную и европейскую католическую иконографические схемы, объясняется официальностью заказа.

Во всяком случае, застывшая иератическая поза и правильные рафаэлевские черты лица Мадонны перекликаются с католической иконографией.

coded by nessus

Источник: http://style-epohi.ru/madonna-pered-chashej-s-prichastiem.html

Читать онлайн "ГМИИ им. А. С. Пушкина" автора Корсакова Ю. — RuLit — Страница 12

Жан-Огюст Доминик Энгр (1780–1867) Мадонна перед чашей с причастием 1841. Холст, масло. 116×84

В искусстве XIX века Энгр воспринимается как «наследник» великого Рафаэля, продолжатель традиций искусства Высокого Возрождения. Однако идеальную художественную систему предшествующей эпохи Энгр преобразовал в собственную манеру, утонченно и свободно сплавляющую классические, романтические и реалистические тенденции.

Изображение Мадонны восходит к образам Высокого Возрождения. Произведение написано Энгром в Риме по заказу посетившего Италию наследника русского престола, великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II.

Несмотря на прямую связь стилистического языка картины с католическим алтарным образом, художник по воле заказчика вводит в композицию помимо святого Николая — небесного покровителя его отца, императора Николая I, еще и фигуру Александра Невского — русского святого и патрона великого князя.

Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791–1824) Этюд натурщика 1810–1811. Холст, масло. 64×53

Теодор Жерико, сохранив присущее классицизму тяготение к идеальному обобщению и героизации образа, первым во французской живописи выразил романтизм мятежной личности, глубоко переживающей конфликт с миром.

Несмотря на эскизность произведения, его композиция отличается смелостью разворота фигуры и уверенностью цветового решения. Художник стремился передать драматизм и сложность своего времени, показывая сильного человека, обуреваемого страстями. Реалистическая трактовка человеческого тела смело декларирует антиклассическую эстетическую позицию автора.

Резкие караваджистские контрасты света и тени, подчеркивающие мощную мускулатуру мужского торса, рельефная лепка объемов, сложный ракурс и выразительное лицо позволили живописцу создать яркий, характерный образ героя наступившего XIX века, начавшегося революционными потрясениями во Франции.

Жерико словно предчувствует надвигающиеся еще более трагические и необратимые исторические катаклизмы новой эпохи.

Жан-Батист Камиль Коро (1796–1875) Порыв ветра. Середина 1860 — начало 1870-х. Холст, масло. 48×66

Камиль Коро вошел в историю французской живописи как создатель «пейзажа настроения». В картине «Порыв ветра» с ее мрачным небом, несущимися темными тучами, сбитыми в одну сторону ветвями деревьев и зловещим оранжевожелтым закатом все пронизано ощущением беспокойства.

Женская фигура, прорывающаяся навстречу ветру, олицетворяет восходящую к традициям романтизма тему противостояния человека природной стихии. Тончайшие переходы оттенков коричневатого, темно-серого и темно-зеленого цветов, их плавные переливы образуют единый эмоциональный цветовой аккорд, передающий грозовую бурю.

Изменчивость освещения усиливает настроение тревоги в воплощенном художником пейзажном мотиве.

Гюстав Курбе (1819–1877) Хижина в горах 1874. Холст, масло. 33×49

В своем творчестве Гюстав Курбе продолжил разрабатывать тему «героического пейзажа». Он создал множество композиций, изображая горные массивы, скалы и марины — грозную, суровую природную стихию.

Картина «Хижина в горах» была написана в Швейцарии, где Курбе, покинувший Францию после разгрома Парижской коммуны, провел последние годы жизни. Небольшая по размерам, она поражает своей монументальностью и строгим построением.

Вросшая в землю приземистая хижина с красной черепичной крышей, силуэтом напоминающая горные хребты, кажется порождением той же мощной силы, которая возвела позади нее гигантские отроги. Единственный момент противостояния могучей и равнодушной природе — яркое белье на веревке, взметнувшееся под порывом ветра.

При этом дым, поднимающийся из трубы на крыше, остался недвижим. Такое противоречие странным образом усиливает впечатление неравной борьбы преходящего и вечного.

Эдуард Мане (1832–1883) Кабачок 1879. Холст, масло. 72×92

Находясь у истоков импрессионизма, Эдуард Мане, однако, не примкнул к этому движению, хотя его не оставили равнодушным колористические искания Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара.

Источник: https://www.rulit.me/books/gmii-im-a-s-pushkina-read-434451-12.html

Жан Огюст Доминик Энгр, «Мадонна перед чашей с причастием» Французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане. Он учился у Ж. Роже, Г..

Жан Огюст Доминик Энгр, «Мадонна перед чашей с причастием»

Читайте также:  Николай мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных, репин

Французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане. Он учился у Ж. Роже, Г. Вигана, Ж. П. Бриана в Тулузе и у Ж.-Л. Давида в Париже. Его творческая биография связана не только с Францией, в периоды с 1806 по 1820 год и с 1834 по 1841 год он работал в «вечном городе» Риме, а с 1820 по 1824 год — во Флоренции.

В Италии Энгр с особенным рвением изучал искусство эпохи Возрождения, восхищался творчеством Рафаэля. Видимо, именно это увлечение Ренессансом и оказало столь сильное влияние на его собственное творчество.

Многие, особенно ранние, картины художника отличаются классической стройностью композиции, тончайшим чувством цвета, гибким и выразительным рисунком.

Произведение «Послы Агамемнона у Ахилла», за которые Энгр получил «Grand Prix de Рота» говорит о том, что он полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный барельеф, цветовое решение подчинено рисунку. Однако уже в «Автопортрете в возрасте 24-х лет» отчетливо видны основные принципы собственного портретного искусства Энгра: яркая индивидуальность характера, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей.

Энгр был величайшим портретистом. Его произведения отмечены точностью наблюдений, правдивостью изображения психологической характеристики. В 1834—1841 гг.

Энгр занимал пост директора Французской академии в Риме, и всю свою творческую жизнь он был лидером официально признанного классического направления в живописи.

Автор исторических, литературных и мифологических композиций выступал убежденным хранителем неприкосновенности академического идеала, его истинных ценностей, стоящих вдалеке от преходящих волнений жизни с ее драмами современности.

Главным непримиримым антиподом Энгра среди современников был Делакруа. Гениальные художники с разных сторон противопоставляли и отделяли свое творчество от враждебной искусству атмосферы официальной власти и мелочной прозы жизни.

«Мадонна перед чашей с причастием», одна из наиболее известных работ художника, хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Эта картина является прекрасным примером ортодоксального академизма и высочайшего профессионального уровня.

Картина была заказана Энгру будущим русским императором Александром II и впоследствии входила в императорские коллекции. Вполне возможно, что холодный стиль портрета и построение образов, призванные механически соединить русскую православную и европейскую католическую иконографические схемы, объясняется официальностью заказа-.

Во всяком случае, застывшая иератическая поза и правильные рафаэлевские черты лица Мадонны перекликаются с католической иконографией. Живописный язык Энгра середины XIX в.

поражает своей совершенной выверенностью и конструктивностью изображения, будучи полностью противоположен импульсивной раскрепощенности художественной манере романтиков и их культу экспрессивного и глубоко личностного творческого видения.

Энгру блестяще удавались и карандашные портреты. В этой технике он создал великолепный «Портрет Паганини», групповые портреты семьи французского консула в Чивита-Век-кио Самати, семьи брата императора Люсьена Бонапарта. Большая их часть принадлежит Музею Энгра в Монтобане. На академизм французского искусства оказали большое влияние поздние классицистические традиции живописца.

Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. во Франции. Но в это время он пишет замечательный портрет главы политической прессы того времени, владельца популярной газеты Луи Франсуа Бертена Старшего, могучего седого старика с умным, спокойным взглядом «хозяина жизни и обстоятельств».

Примечательно, что, когда Бертен появлялся на улице, о нем говорили: «Вот идет портрет Энгра».

Одно из самых значительных произведений, написанных Энгром в конце жизни, — «Источник». Это изображение юной девушки, держащей кувшин, из которого льется вода, — аллегорический символ вечного источника жизни.

Источник: https://www.inpearls.ru/745520

Энгр Жан Огюст Доменик (1780 — 1867)

Энгр — один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Учился в Тулузской академии изящных искусств. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида.

Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание — уйти от жизни в мир идеального. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею.

Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому.

В начале 19-го столетия Энгр уезжает в Италию, где много рисует архитектуру Вечного города, а в одном из маленьких тондо (круг), выполненных маслом, изобразил домик Рафаэля. Этот великий итальянский художник всю жизнь был кумиром, образцом подражания для Энгра.

В Риме художник создает один из лучших портретов своего друга — художника Франсуа Мариуса Гране. По настроению портрет предвещает новое мироощущение романтиков. Неким отходом от привычного классицизма, предвестием романтического направления было появление в произведениях Энгра такого экзотического мотива, как одалиски с их восточными атрибутами: чалмой, веером, чубуком и пр.

В женских портретах у Энгра появлется чрезмерное увлечение антуражем, аксессуарами, разнообразной фактурой предметов: шелком, бархатом, кружевами, штофом обоев. Все это создает сложный орнаментальный узор.

В тематических картинах 10-х годов Энгр остается верен классицизму — темы берет из мифологии, из истории древних времен.

Развивая традиции французского карандашного портрета, Энгр создает «Портрет Паганини», групповые портреты французского консула Стамати, женские карандашные образы и пр.

Но главным трудом его в этот период становится алтарный образ для церкви его родного города Монтабана, получивший название «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства». Именно это творение принесло художнику успех, отныне он становится признанным главой официальной французской школы.

В 1824 году Энгр возвращается после 18-летнего отсутствия на родину, избирается академиком, награждается орденом Почетного легиона, открывает свое ателье и отныне до конца дней остается вождем официального академического направления. Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830г.

Последние годы мастера, общепризнанного и всеми почитаемого, омрачены жесточайшими битвами его сначала с романтиками во главе с Делакруа, затем с реалистами, которых представлял Курбе. Энгр много работает в эти преклонные годы, не теряя творческой активности.

Энгр умер, когда во Франции уже давно процветал реализм ничем не прикрашенной действительности.

Источник: http://cvetamira.ru/engr-zhan-ogyust-domenik-1780-1867

Пушкинский музей. Часть 2

Западно-европейская живопись первой половины — середины 19 века. До импрессионистов.Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867)Мадонна перед чашей с причастием (1841)

Поль Деларош (1798-1858)

Портрет графини Шуваловой  (1853)

Джованни Мильяра (1785-1837)

Миланский собор (1818)

Баренд Карнелис Куккок (1803-1862)

Пейзаж с развалинами замка (1844)

Теодор Жан Антуан Гюден (1802-1880)

Берег в Схевенингене (1844)

Жан Батист Камиль Коро (1796-1875)

Портрет ?Утро в Венеции (1834)

Гюстав Курбе (1819-1877)

Море у берегов Нормандии

Александр Кабанель (1823-1889)

Женский портрет (1852)

  • Мариано Фортуни (1838-1874)
  • Жан Леон Жером (1824-1904)
  • Тома Кутюр (1815-1879)
  • Франц Винтергальтер (1805-1873)
  • Фердинанд Вальдмюллер (1793-1865)

Любители гравюр (1867)Король Кандавл (1859)Ужин после маскарада (1855)Портрет девушки в белом (1837)Выход из школы (1844)

???

?

  1. Жан Шарль Казен (1841-1901)
  2. Паскаль Адольф жан Даньян Бувре
  3. Константин Менье (1831-1905)
  4. Адольф фон Менцель (181501905)
  5. Продолжение

Деревня (сумерки) (1870-е)Благословение новобрачных (1881)Завтрак служанки.В Люксембургском саду (1876)

Источник: https://reshell.livejournal.com/66977.html

Жан Огюст Доминик Энгр, «Мадонна перед чашей с..

Жан Огюст Доминик Энгр, «Мадонна перед чашей с причастием»

Французский живописец Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане. Он учился у Ж. Роже, Г. Вигана, Ж. П. Бриана в Тулузе и у Ж.-Л. Давида в Париже. Его творческая биография связана не только с Францией, в периоды с 1806 по 1820 год и с 1834 по 1841 год он работал в «вечном городе» Риме, а с 1820 по 1824 год — во Флоренции.

Читайте также:  Аллегория мира, искусства и изобилия, ханс фон аахен, 1602

В Италии Энгр с особенным рвением изучал искусство эпохи Возрождения, восхищался творчеством Рафаэля. Видимо, именно это увлечение Ренессансом и оказало столь сильное влияние на его собственное творчество.

Многие, особенно ранние, картины художника отличаются классической стройностью композиции, тончайшим чувством цвета, гибким и выразительным рисунком.

Произведение «Послы Агамемнона у Ахилла», за которые Энгр получил «Grand Prix de Рота» говорит о том, что он полностью усвоил классицистическую систему: композиция строго логична, фигуры напоминают античный барельеф, цветовое решение подчинено рисунку. Однако уже в «Автопортрете в возрасте 24-х лет» отчетливо видны основные принципы собственного портретного искусства Энгра: яркая индивидуальность характера, отточенность формы, лаконизм строго продуманных и отобранных деталей.

Энгр был величайшим портретистом. Его произведения отмечены точностью наблюдений, правдивостью изображения психологической характеристики. В 1834 — 1841 гг.

Энгр занимал пост директора Французской академии в Риме, и всю свою творческую жизнь он был лидером официально признанного классического направления в живописи.

Автор исторических, литературных и мифологических композиций выступал убежденным хранителем неприкосновенности академического идеала, его истинных ценностей, стоящих вдалеке от преходящих волнений жизни с ее драмами современности.

Главным непримиримым антиподом Энгра среди современников был Делакруа. Гениальные художники с разных сторон противопоставляли и отделяли свое творчество от враждебной искусству атмосферы официальной власти и мелочной прозы жизни.

«Мадонна перед чашей с причастием», одна из наиболее известных работ художника, хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве. Эта картина является прекрасным примером ортодоксального академизма и высочайшего профессионального уровня.

Картина была заказана Энгру будущим русским императором Александром II и впоследствии входила в императорские коллекции. Вполне возможно, что холодный стиль портрета и построение образов, призванные механически соединить русскую православную и европейскую католическую иконографические схемы, объясняется официальностью заказа-.

Во всяком случае, застывшая иератическая поза и правильные рафаэлевские черты лица Мадонны перекликаются с католической иконографией. Живописный язык Энгра середины XIX в.

поражает своей совершенной выверенностью и конструктивностью изображения, будучи полностью противоположен импульсивной раскрепощенности художественной манере романтиков и их культу экспрессивного и глубоко личностного творческого видения.

Энгру блестяще удавались и карандашные портреты. В этой технике он создал великолепный «Портрет Паганини», групповые портреты семьи французского консула в Чивита-Век-кио Самати, семьи брата императора Люсьена Бонапарта. Большая их часть принадлежит Музею Энгра в Монтобане. На академизм французского искусства оказали большое влияние поздние классицистические традиции живописца.

Энгр всегда был далек от политики и не принимал участия в событиях 1830 г. во Франции. Но в это время он пишет замечательный портрет главы политической прессы того времени, владельца популярной газеты Луи Франсуа Бертена Старшего, могучего седого старика с умным, спокойным взглядом «хозяина жизни и обстоятельств».

Примечательно, что, когда Бертен появлялся на улице, о нем говорили: «Вот идет портрет Энгра».

Одно из самых значительных произведений, написанных Энгром в конце жизни, — «Источник». Это изображение юной девушки, держащей кувшин, из которого льется вода, — аллегорический символ вечного источника жизни.

Источник: https://mislitel.info/quote-634960

История одного шедевра: как мечты императора Александра II о «Мадонне с чашей» стали скандально известным шедевром

История появления всемирно известного шедевра «Мадонна с чашей» (Мадонна перед чашей с причастием) нераздельно связана с именем «царя-освободителя» Александра II. Но как это часто бывает (когда хотели как лучше, а получилось как всегда) воплощение мечты в жизнь обернулось самым настоящим скандалом.

Но что же не так с Мадонной и причем здесь Александр II?

«Мадонна с чашей». Жан Огюст Доминик Энгр, 1841 год.

Царствование Александра II было временем многочисленных реформ и великих свершений, но мало кому известно о любви известного правителя к искусству.

Во время своего очередного визита в Италию, зимой 1838 — 1839 года, будущий император Александр II лично посетил популярного французского художника Жана Огюста Доминика Энгра, жившего в то время в Риме, и заказал у него картину с изображением Богоматери с потиром (чашей применяемой при освящении вина и принятии Причастия) в окружении в окружении святых покровителей (Николая Мирликийского и Александра Невского).

  • Созданная к 1841 году картина получила название «Мадонна перед чашей с причастием» или просто «Мадонна с чашей» и сразу же пришлась по душе будущему императору.
  • Для показа столь великолепного произведения российской публике в одном из дворцов Санкт-Петербурга картине даже было выделено отдельное помещение.
  • Но какова же была реакция людей увидевших Богоматерь, выполненную по заказу Александра?

Несмотря на все уважение к наследнику престола, этот шедевр Энгра стал воистину скандально известным. Русским людям был куда более привычен хорошо известный еще с православных икон образ Богородицы, а эта же Дева казалась не только явно странной и абсолютно неуместной, но даже и «творением богопротивным, чужим православному человеку».

Сравнение с канонической Казанской иконой Божией Матери. Публика не только явно не поняла, но и не приняла картину.

  1. Случился самый настоящий скандал, который, как это часто бывает, поскорей постарались замять.
  2. На фоне неожиданных и крайне неприятных для Александра событий про самого художника, похоже, вообще забыли, в том числе и забыв ему заплатить (а скорей и вовсе не захотели).

Жан Огюст Доминик Энгр. Фрагмент фотографии 1858 года.

Получить свои законно заработанные деньги Энгр смог лишь после значительных усилий, через третьих лиц и, разумеется, далеко не сразу.

По одной из достаточно распространенных версий, художник был столь оскорблен неуважением к своему труду, что вскоре не поленился создать целую серию своеобразных «клонов» картины, весьма схожих как по сюжету, так и композиции, однако без столь любимых Александром святых покровителей его семейства.

Одна из поздних версий Мадонны. Жан Огюст Доминик Энгр, 1854 год.

В заключении стоит отметить, что кроме явных католических черт и несомненной красоты самого образа, «Мадонна с чашей» примечательна еще и удивительной непропорциональностью: отступление от классической анатомии было далеко не редкостью для мастера и помимо явно удлиненных форм героиня обладает еще и пятью лишними позвонками.

Источник: https://homsk.com/martin/istoriya-odnogo-shedevra-kak-mechty-imperatora-aleksandra-ii-o-madonne-s-chashey-stali-skandalno-izvestnym-shedevrom

Ссылка на основную публикацию