Мадонна конестабиле, рафаэль санти — описание картины

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 30.11.2016 11:34 Просмотров: 2345

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Первую мадонну («Мадонну Солли») Рафаэль написал в 1502 г., будучи учеником Перуджино. С этих пор мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. А всего им создано более 40 образов мадонн.

  • Но самой первой мадонной Рафаэля является всё-таки не это полотно, а фреска на стене его собственного дома.
  • Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины
  • Рафаэль «Мадонна с младенцем» (около 1498), 97×67 см. Дом Рафаэля (Урбино)

Мадонны раннего периода творчества Рафаэля

В Урбино и Перудже Рафаэль создал 5 образов мадонн: «Мадонна Солли» (1500-1504), «Мадонна фон дер Роппа» (1500-1504), «Пасадинская Мадонна» (около 1503), «Мадонна Диоталеви» (около 1504), «Мадонна Конестабиле» (около 1504).Рассмотрим некоторые из названных полотен.

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Рафаэль Санти «Пасадинская Мадонна». Масло, доска, 55,2х40 см. Музей Нортона Саймона (Пасадина, США)На картине изображена Дева Мария с сидящим на коленях младенцем. Лица, тела персонажей идеализированы. Мать нежно поддерживает за плечи младенца правой рукой, а в левой её руке – открытая книга (Священное Писание).

Соединение их рук непосредственно и через книгу придаёт картине трогательное ощущение физического и духовного слияния матери и ребёнка. «Пасадинскую Мадонну» Рафаэль создал под влиянием учителя Перуджино, что типично почти для всех его ранних работ.

Исследователи отмечают некоторую скованность и недостаточную эмоциональность работ Рафаэля этого периода, как и вообще умбрийской живописи кватроченто.

Картина находится в Музее Нортона Саймона, который расположен в Пасадине, одном из пригородов Лос-Анджелеса. Музей основан в 1969 г., в нём представлена коллекция живописи и скульптуры американского промышленника и филантропа Нортона Саймона (1907-1993).

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле». Холст (переведена с дерева), темпера, 17,5х18 см. Государственный Эрмитаж (Петербург)Считается, что это миниатюрное изображение Рафаэль не закончил, т.к. время её создания совпадает со временем его переезда во Флоренцию.

Граф Джованни Карло делла Стаффа Конетабиле – археолог из Перуджи, член-корреспондент Петербургской академии наук. Один из представителей его рода унаследовал эту картину кисти Рафаэля.У графа Конестабиле она была приобретена Александром II в 1871 г.

Царь подарил её своей супруге Марии Александровне. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа.Данная картина – одно из ранних произведений художника. Её отличают благородство цвета, продуманная композиция, совершенство образов.

Весенний пейзаж созвучен образу юной Марии.

Эрмитажные работы старых мастеров сильно пострадали при переводе с доски на холст. Картина изображает Мадонну за чтением книги (Священного Писания). В 1881 г., когда картина переводилась на холст, обнаружили, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат – символ пролитой крови и Христовой жертвы.

Флорентийские мадонны Рафаэля

Во Флоренции Рафаэль создал 19 образов мадонн. Среди них «Святое семейство с безбородым Иосифом» (около 1506) – смотрите здесь, «Мадонна с гвоздиками» (1506-1507), «Святое семейство Каниджани» (около 1507), «Мадонна в зелени» (1506), «Мадонна Орлеанская» (около 1506) и др. Для мадонн флорентийского периода характерны сложные пейзажные фоны.

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздиками». Тис, масло, 27,9х22,4 см. Национальная галерея (Лондон)Эта картина Рафаэля напоминает композиционно «Мадонну Бенуа» Леонардо да Винчи.

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»Но цветовая гамма здесь совсем другая. Мадонна и младенец держат в руках гвоздики, которые предвещают пролитую кровь и страсти Христовы.

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1505-1506). Дерево, масло, 107х77 см. Уффици (Флоренция)Существует легенда о том, что во время распятия Христа щегол, пролетая над терновым венцом Спасителя, вырвал из него окровавленный шип, отчего все щеглы стали помечены красным пятном.

Художник изобразил Марию с младенцами Христом и Иоанном Крестителем, который держит в руках птицу, а Христос тянется к ней рукой. Юная мадонна держит в руках книгу (символ мудрости).Эту картину Рафаэль приготовил в качестве свадебного подарка своему приятелю Лоренцо Нази. 17 ноября 1548 г.

дом Нази был разрушен землетрясением, и картина оказалась разломанной на 18 частей. Вскоре их соединили вместе, но швы между частями оставались отчётливо видны.

В 2002 г. началась реставрация картины, которая длилась 6 лет.

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Рафаэль Санти «Прекрасная садовница» (около 1507). Доска, масло, 122х80 см. Лувр (Париж)Младенец прислонился к колену Девы и протянул руку, чтобы взять из её руки книгу. Она придерживает младенца рукой.С правой стороны изображён коленопреклонённый Иоанн Креститель с жезлом, увенчанным крестом. Его взгляд устремлён на Спасителя.

Платье Мадонны гармонирует с пейзажем и садовыми травами, обрамляющими фигуры снизу. Среди них различимы фиалки, символизирующие смирение Марии, и водосбор, символизирующий страсти Христовы. За спиной Марии расстилается безмятежный пейзаж с озером (слева) и городом (справа).

Римские мадонны Рафаэля

Всего римских мадонн 11. Они отличаются особыми переживаниями материнства: чувство тревоги и одновременно гордости Марии за судьбу сына. Чувство материнства – основной эмоциональный фон мадонн римского периода. Самая известная из них – «Сикстинская мадонна». Она считается общепризнанной вершиной Высокого Возрождения.

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (1513-1514). Холст, масло, 265х196 см. Галерея старых мастеров (Дрезден)Это большое по размерам полотно было создано художником для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.

Покровителями церкви в Пьяченце всегда считались святые Сикст и Варвара, изображённые на этом полотне.На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары по сторонам и с двумя ангелочками, взирающими снизу вверх на схождение Бога. Фигуры образуют треугольник.

Кажется, что Мадонна спускается с небес прямо навстречу зрителю и смотрит ему в глаза.

В образе Марии соединены религиозные и материнские чувства. Она окружена светом, ступая босыми ногами по облакам.

Рафаэль Санти «Мадонна с канделябрами» (1513-1514). Масло, доска, 65х65 см. Художественный музей Уолтерса (Балтимор, США)Картина имеет форму тондо (круглая по форме картина или барельеф, сокращение от итал.

rotondo – круглый), как и «Мадонна Конестабиле». Считается, что ангелы на картине были выполнены помощниками Рафаэля.На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом и два ангела.

По бокам изображены канделябры со свечами – символ Христа и Марии как царя и царицы небес. Цветовая гамма полотна очень нежная.

Мадонны позднего периода творчества Рафаэля

Их 6: «Мадонна с рыбой» (около 1514), «Прогулка Мадонны» (около 1516-1518), «Святое семейство Франциска I» (1518), «Святое семейство под дубом» (около 1518), «Ла Перла» (около 1518-1520), «Мадонна с розой» (1518). Более поздние работы Рафаэля, выполненные в Риме совместно с Джулио Романо и другими учениками, отмечаются увлечением усложнёнными позами и жестами, пропорции фигур удлиняются, что указывает на признаки маньеризма.

Рафаэль Санти «Мадонна с рыбой». Масло, доска, 215х158 см. Прадо (Мадрид, Испания)В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Справа – святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом.

Иероним читает сделанный им латинский перевод Библии. С другой стороны – Архангел Рафаил представляет Марии и Христу молодого Товию – он держит в руках рыбу.

Сюжет картины основан на истории в Ветхом Завете о Товии, который с помощью рыбы вылечил слепоту отца.

Картина была написана на заказ Джеронимо дель Досе для капеллы св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь).

Рафаэль Санти «Мадонна с розой». Масло на тополе, 103х84 см. Прадо (Мадрид, Испания)Дева Мария держит младенца Христа на руках. Святой Иоанн вручает ему ленту со словами «Agnus Dei» (с лат. «Агнец Божий»), святой Иосиф на заднем плане наблюдает за происходящим.

Название картины происходит от цветка на столе, хотя цветок, считается, добавлен позже.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/637-madonny-rafaelya

Прекрасные Мадонны Рафаэля Санти: 9 мадонн, описание, фото

Рафаэль Санти — великий живописец эпохи Возрождения, современник Леонардо да Винчи. Жизнь этого гениального художника, была короткой и яркой, как вспышка звезды.

За свою 37-летнюю жизнь Рафаэль создал гениальные шедевры живописи, которые до сих пор считаются не превзойдёнными. Рафаэль рано лишился мамы — в восьмилетнем возрасте, и всю свою любовь к матери передал в образах своих мадонн.

Божественно прекрасные мадонны Рафаэля — это гимн женской красоте и нежному материнству.

Перед вами 9 Мадонн Рафаэля Санти:

1

 Мадонна с вуалью (1508)

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Мадонна для Рафаэля была символом рано ушедшей матери. Нехватка материнской любви с ранних лет превращалась под его кистью в прекрасные женские образы, которые до сих пор освещают своей божественной красотой своды храмов Ватикана и Италии.

«Мадонна с вуалью» была создана для церкви Санта-Мария по заказу папы римского Юлия II, который так восхитился этим шедевром, что заказал Рафаэлю расписать алтарь монастыря св. Сикста. В XVI веке полотно попало к Боргезе, став жемчужиной его коллекции. Затем оно попало в монастырь в Лоретто, а в 18 веке затерялась.

В начале 20 века случилось чудо, когда из Нижнего Тагила доставили на реставрацию И. Грабарю изуродованную и изъеденную червями картину, написанную на дереве. Это была «Мадонна с вуалью» Рафаэля! Три года велись работы по её реставрации и после её отождествления, картина была предоставлена Музею им. Пушкина.

С 1970 года шедевр вернулся в Нижний Тагил.

Картина представляет собой изображённое на деревянной доске Святое семейство. Мария нежно приоткрывает вуаль, которой был накрыт Младенец и любуется ним. Сзади справа стоит Иосиф, фигура которого была дописана Рафаэлем несколько позже на месте окна.

Свет исходит только от Младенца Христа, лежащего на белых пеленах. Красная ткань платья Мадонны является символом радости и вечной жизни. Иосиф, предчувствуя муки Христа и будущее отчаянье Марии, скорбно сжимает руки.

А пока мать счастлива и радуется своему ребёнку.

Читайте также:  «снежные вершины», архип иванович куинджи — описание картины

2

 «Мадонна с младенцем» (Мадонна Конестабиле) (1502–1504)

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Это ранняя работа Рафаэля, написанная на полотне, которую он начал в 17 лет, но уже тогда он превзошёл в мастерстве своего учителя Перуджино. Работа длилась три года. Эта Мадонна ещё не обрела того классического образа, которую нашёл Рафаэль для своих Мадонн. Но это небольшое изображение, вписанное в круг, имеет изысканный утончённый вид. Мадонна изображена нежной юной девушкой на фоне прекрасного весеннего пейзажа. Она чётко вписана в центр композиции. Ребенок в её руках тянется к книге, которую читает Мадонна. Он написан как настоящий живой младенец с пухлыми ножками и ручками.

Позолоченная рама для картины также была создана по рисунку Рафаэля. Этот шедевр является одним из главных украшений Эрмитажа в Санкт-Петербурге наравне с Мадонной Бенуа и Мадонной Литой Леонардо да Винчи.

Кстати, на нашем сайте topcafe.su вы сможете узнать самые интересные факты о Леонардо да Винчи.

3

 «Мадонна ди Фолиньо» (1512)

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Эта картина была создана по заказу богатого жителя города Фолиньо, которого звали де Копни. В дом этого господина ударила молния, и чудом не было пожара, и все остались живы.

В центре верхней части картины — Мадонна с младенцем, она парит в воздухе на фоне золотого круга, символизирующего святость Богоматери и Христа, а вокруг них, в облаках, изображены детские личики херувимов.

Внизу картины на фоне пейзажа с городом Фолиньо, над которым сияет огненный след, изображены восхищённые зрители всего происходящего вместе с Иоанном Крестителем. В центре прекрасный малыш-ангел держит в руках памятную табличку. Увы, надпись стёрта временем, но ясно, что она восхваляла Богородицу и её Младенца.

4

 «Мадонна» (1513–1514)

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Сикстинская мадонна — самый знаменитый шедевр Рафаэля. Это гимн материнству, любви, состраданию и самопожертвованию. В верхней части картины под тяжёлыми зелёными занавесями изображена прекрасная молодая женщина с малышом на руках. Но это не просто женщина — это Богоматерь с благословенным Младенцем. Её взгляд полон грусти и тоски, отчаянного сопротивления будущему. Кажется, что вот-вот, она прижмёт к себе сильнее ребёнка и отвернётся, пытаясь защитить его. Но она идёт вперёд. Натурой для картины послужила красавица Форнарина, возлюбленная жена Рафаэля.

Ребёнок на картине, наоборот, полон жизни и естественного здоровья, он спокоен, волосы слегка по-детски растрёпаны. Он головой прижимается к матери. Но взгляд Христа уже серьёзен и полон ума.

Слева у ног девы изображён святой Сикст II, в честь которого и названа картина. Рафаэль изобразил на правой руке папы шесть пальцев, как скрытую шестёрку, зашифрованную в имени понтифика.

Справа склонилась в почтительности св. Варвара. Фоном картины служат облака и лики херувимов. Внизу, как бы из окна выглядывают два озорных ангела. Их абсолютное равнодушие к происходящему подчёркивает неизбежность Божественной воли.

5

 «Мадонна Грандука» (1505)

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Сюжет картины Рафаэля является традиционным для изображения Мадонны. Полотно написано под воздействием работ Леонардо. Рафаэль использовал в этой картине технику сфумато — некую смягчённость фигур и образов, придающей картине воздушность. Изначально фоном был цветущий сад, но потом он стал абсолютно тёмным. Что для этого послужило, сделал ли это сам художник или это поздняя реставрация — не известно.

Одежда Марии традиционная для икон — красное платье, как символ крови Христа, и голубая накидка, как символ непорочности. На руках Мадонны — младенец Христос. Младенцы Рафаэля всегда тщательно выписаны и реалистичны. Это образы настоящих земных малышей, пухлых, полных здоровья. Их складочки на тельце умиляют и делают их ещё более беззащитными.

6

 «Мадонна в зелени» (1506)

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Рафаэль находится на обучении во Флоренции и под влиянием великих мастеров он совершенствует свою технику и уделяет большое внимание композиции. Этот результат кропотливой работы отражается на прекрасном полотне «Мадонна в зелени».

Богоматерь сидит в полоборота на фоне чудесного пейзажа. Прекрасный зелёный луг окружён зелёными зарослями, вдали блестит водная гладь, окружённая горными склонами. У ног Мадонны играют дети — Иисус и Иоанн Креститель.

Молодая Дева Мария необыкновенна красива. Она нежно смотрит на младенцев. Иоанн протягивает крест Иисусу. В основе композиции лежит равносторонний треугольник, слегка сдвинутый влево, но она уравновешивается белизной ступни Мадонны.

По версии TopCafe Флоренция входит в список самых красивых городов мира.

7

 «Мадонна в кресле» (1514)

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

От неподражаемой «Мадонны в кресле» невозможно оторвать глаз. Прекрасная композиция заключена в овал, живые образы Мадонны и детей захватывают и восхищают. Лицо Мадонны резко отличается от классических обликов Богородицы, так как Рафаэль написал лицо Мадонны с лица живой женщины, своей возлюбленной Форнарины. На голове девы полосатая накидка, что придаёт картине естественности трогательного материнства. Мадонна крайне притягательна и прекрасна. Её одежда нарядно украшенная и яркая. Это Мадонна римского периода работ Рафаэля. Она имеет уже какую-то зрелость и властность, уверенность и утончённость.

8

 «Мадонна со щеглёнком» (1506)

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Картина написана маслом по дереву и по своей композиции напоминает «Мадонну в зелени». Дом, в котором находилась картина, разрушился в 1547 году, тогда картина была практически утрачена, так как разбилась на семнадцать фрагментов. Фрагменты кропотливо сбили гвоздями. Это было обнаружено при реставрации в XX веке.

  • Мадонна, у ног которой стоят младенцы Иисус и Иоанн Креститель, удовлетворённо наблюдает, как Иоанн передаёт в руки её Сына щегла, символ Страстей, которые предстоит пережить ему в будущем.
  • Самые известные работы Клода Моне.
  • 9

 «Мадонна Альба» (1511)

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Современники любили Рафаэля и считали его изысканным художником. Каждый мало-мальски богатый человек мечтал иметь у себя работу этого прекрасного художника. В особенности ценились изображения Святой Девы Марии и Младенца Христа. «Мадонна Альба» относится к традиционным изображениям, но не совсем. Мадонна выглядит живой и умиротворённой на фоне вполне реального пейзажа. Иоанн протягивает крест из тростника Иисусу, а тот хватает его руками. Креститель одет в шкуру, Христос, как положено младенцам голенький. Его нагота определяет его идеальную душевную чистоту.

Популярные картины Караваждо.

Источник: https://topcafe.su/otdyh/iskusstvo/madonny-rafaelya.html

«Мадонна Конестабиле» Рафаэля Санти – совершенный образ гармонии и умиротворения :

Рафаэль Санти – самый яркий представитель умбрийской школы, которая сформировалась в центре Италии.

Он перенес на свои произведения, которые писал в основном на досках, нежный пейзаж родных краев, его легкие скользящие туманные тени, зеленые холмы, стройные кипарисы, которые стояли на фоне синего неба.

В этом обрамлении он создает громадную, около пятидесяти композиций, галерею Мадонн с младенцем. Одной из ранних работ была «Мадонна Конестабиле». Описание картины будет дано ниже.

Развитие в детстве и юности

Когда Рафаэлю было восемь лет, у него умерла мать. Первые уроки живописи он получает от отца, но когда мальчику исполняется одиннадцать лет, то умирает и его отец. В двенадцать лет он поступает в учение к Перуджино.

Уже на следующий год он начинает небольшую работу «Мадонна Конестабиле», которую закончит спустя два года, в 1504 году. После этого он переедет во Флоренцию.

Во время умбрийского периода Рафаэль напишет шесть образов Марии с божественным ребенком, иногда дополняя ее образ святыми.

Что стоит за его образами

«Мадонна с младенцем» в различных вариациях пройдет через все творчество великого живописца.

Одной из причин создания матерей с маленьким ребенком в его творчестве искусствоведы считают раннюю потерю матери в детстве.

В живописи он воплощал совершенную любовь и гармонию, которая соединяет молодую женщину с ее ребенком. Юные флорентийские Мадонны трогательны и чарующи. Одним из примеров является «Мадонна Грандука».

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины Лицо ее задумчиво. Красный цвет платья – символ цвета крови, пролитой на кресте, голубой цвет плаща означает невинность. Развернутые в разные стороны фигуры матери и Христа уравновешивают композицию. В ней уже чувствуется влияние Леонардо, произведения которого много и часто копировал Рафаэль, учась композиции и особой технике сфумато. Рафаэль постепенно формировался в художника, у которого главное – не философское осмысление мира, как у его великих предшественников, а красота, гармония и радость.

Рафаэль в Риме

Работая на станцами, Рафаэль успевает создавать своих небольших Мадонн. Около 1514 года он напишет «Мадонну в кресле».

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины Пресвятая дева обнимает своего ребенка, и на них с умилением смотрит Иоанн Креститель. Картина написана в теплых золотистых тонах. «Мадонна Конестабиле» значительно отличается от нее размерами и более холодным колоритом. Нельзя не упомянуть о грандиозном явлении в творчестве Рафаэля – «Сикстинской мадонне» с тщательно продуманной композицией и безупречным цветовым решением. Скорбная босая Мария является ко всем людям, ступая по облакам и бережно держа маленького Иисуса. Она смотрит прямо на зрителя. В ней собрана вся материнская нежность и тревога за судьбу сына. Такое чувство просматривается и в ранней работе, которую написал Рафаэль. «Мадонна Конестабиле» (описание картины) будет представлена ниже.

Поздние Мадонны

Они являются синтезом всего искусства Ренессанса и привлекают классической простотой. «Мадонна с розой» написана в 1518 году, за два года до преждевременной смерти молодого гения.

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины Ничто не отвлекает от созерцания прекрасных фигур Марии, Иисуса, Иоанна Крестителя, на которых спереди падает свет. Св. Иоанн передает Христу ленту с надписью «Агнец божий». Это означает, что младенец, когда станет взрослым, будет принесен в жертву, как приносились ягнята иудеями. Из глубины, с заднего плана, за трогательной сценой наблюдает святой Иосиф.

История картины «Мадонна Конестабиле»

Картина первоначально именовалась «Мадонна с книгой». Она находилась в собрании семьи графа Конестабиле, именно там, где ее написал Рафаэль, в Перудже. Свое современное наименование она получила по фамилии ее владельцев.

Читайте также:  Богатырский галоп, васнецов - описание картины

Царь-освободитель преподнес в ее в подарок своей августейшей супруге в 1871 году. Картина была написана на доске, и в XIX веке ее перевели на холст, несколько повредив. Однако при этом было сделано открытие. Первоначально в руке Марии был не молитвенник, а плод граната.

Он означал жертву Христа, его пролитую кровь.

Полотно осталось в Эрмитаже случайно. Наше национальное и культурное достояние в 1930-х годах правительство активно распродавало на аукционах за рубежом.

«Мадонну Альба» Рафаэля купили, а «Мадонна Конестабиле» не привлекла внимания и осталась в СССР. Она выставлена в той же раме, в которой была приобретена и, вероятно, создана по рисунку автора.

Теперь это единственная работа Рафаэля в России, но тем ценнее она для нас.

«Мадонна Конестабиле»: описание

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

Картина выполнена в форме тондо, то есть круга. Ее диаметр – всего восемнадцать см. Это шестое обращение к теме Марии и Христа в творчестве Рафаэля, поэтому полученный опыт позволил двадцатилетнему живописцу достигнуть внутреннего равновесия и гармонии. Образ прелестной молоденькой матери притягивал живописца. Он написал эту божественную пару с присущими его дарованию мягкостью и лиризмом.

Мария, склонив голову, читает Писание, а ее малыш забавляется, трогая обложку. Их действия объединены вниманием к книге. Композиционно их соединяет плавный круг, в который вписан обобщенный образ непорочной Девы и ее сына. Их лица нежны и задумчивы.

Красное платье Марии уравновешивает синяя накидка, означающая невинность.

Она полностью согласована с голубовато-зеленым прозрачным умбрийским пейзажем, который составляет фон картины: озеро окружают тоненькие деревца без листьев, а вдали покрыты снежными шапками голубые холмы умбрийских гор.

Миниатюрный шедевр полон законченности, гармонии и умиротворения.

Источник: https://www.syl.ru/article/298797/madonna-konestabile-rafaelya-santi-sovershennyiy-obraz-garmonii-i-umirotvoreniya

Рафаэль Санти «Мадонна Конестабиле»

Мадонна Конестабиле, Рафаэль Санти - описание картины

  • Рафаэль Санти (Raffaello Santi)
    Название: «Мадонна Конестабиле»
    Год написания: 1502-1504 годы
    Место: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • Направление: Умбрийская Школа
  • Прекрасный женский образ, проникнутый лиризмом, нежностью и неземной одухотворённостью – всё это о Малой Мадонне Конестабиле.
  • Эта картина небольшого формата, имеет огромное значение – именно здесь Рафаэль впервые представляет зрителю образ Мадонны, открывая тем самым целую плеяду картин, которые позже искусствоведы «соберут» в одно общее понятие – «Мадонны Рафаэля».

Работу датируют 1504 годом, однако, существует мнение, что эту Мадонну живописец так и не завершил, занятый переездом во Флоренцию. Первая Мадонна Рафаэля явилась последней картиной, написанной в Урбино.

Всё в этой работе дышит умиротворением и гармонирует друг с другом. Просветлённые лица матери и младенца объединены общим объектом-книгой, куда оба устремили свои взгляды. Яркие одежды Мадонны уравновешивает спокойный фон, где изображен обычный умбрийский пейзаж. Плавность линий усиливает тондо – круглая форма картины.

Своё название — Конестабиле, Мадонна получила лишь в XIX веке, благодаря Джованни Карло делла Стаффа Конестабиле. Джованни был представителем древнейшего рода из Перуджи, которому в наследство достался прекрасный палаццо с ценнейшими произведениями искусства, среди которых и была «Мадонна с книгой», как тогда именовали эту работу.

В 1871 году картина была выкуплена Александром II. Так Россия обрела шедевр Рафаэля, а картина новое название, в честь своего бывшего владельца.

  1. Примечательно, что картина подверглась ответственной процедуре, призванной уберечь шедевр от разрушительной силы времени – в 1881 году её перевели с доски на холст.
  2. Сегодня прекрасная Мадонна с книгой встречает своих зрителей в одном из залов Эрмитажа.
  3. Источник: muzei-mira

Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?p=464

Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц

Рафаэль. Сикстинская Мадонна (фрагмент). 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

“Красота спасёт мир”. Ф. Достоевский

Рафаэль (1483-1520 гг.) был человеком добросердечным и скромным. Он никогда не зазнавался. Охотно делал наброски рисунков для других художников. Умел находить общий язык с каждым заказчиком.

Все его любили. Никто ему не завидовал. Лишь восхищались им. Его ученики и другие художники толпами ходили за ним по пятам. Когда Рафаэль шел по улице в окружении своих почитателей, горожане были уверены – идёт какой-нибудь герцог.

Не удивительно, что у такого человека писать лица святых и ангелов получалось лучше, чем лица представителей тьмы. Его Иуды не похожи на отъявленных предателей. А дева, олицетворяющая Порочность и вовсе миловидна. Посмотрите на картину “Сон рыцаря”.

Рафаэль. Сон рыцаря. 1504 г. Национальная галерея Лондона, Англия

Благодеяние и Порочность одинаково приятны лицом. Рафаэль не был рождён изображать зло. Он был рождён создавать красоту и гармонию. Поэтому не удивительно, что он прославился образом Мадонны. Той, которая несёт в этот мир свет и доброту.

1. Мадонна Конестабиле. 1502 г

Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502-1504 гг. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Мадонну Конестабиле Рафаэль написал в городе Перуджи, в мастерской своего учителя Пьетро Перуджино. Знакомство с работами Леонардо да Винчи ещё впереди. Поэтому с техникой сфумато Рафаэль ещё не знаком. Линии ещё слишком отчётливы. Образы ещё слишком просты.

Однако эта работа бесценна как раз тем, что была создана совсем юным Рафаэлем. Мы можем увидеть его талант “без примесей”. Без влияния великих Леонардо и Микеланджело.

Очевидно, что даже в таком юном возрасте Рафаэль уже перерос своего учителя Перуджино. У того Мадонны были хоть и красивы, но не очень естественны.

Наклон головы был слишком манерным. Поза и жесты были наигранными. Складки одежды фальшивыми. Все это Рафаэль смог преодолеть. Несмотря на простоту, его ранняя Мадонна более искренняя.

Пьетро Перуджино. Мадонна с младенцем. 1520 г. Художественный музей Уолтера, Балтимор, США.

Мадонна Конестабиле досталась России с большим трудом. Как известно, её решил приобрести Александр II для своей супруги. Власти Италии до последнего сопротивлялись вывозу картины.

Сначала было поставлено условие, что картина останется за городом Перуджи, если городской совет сможет уплатить графу Конестабиле ту же сумму (100 тыс. рублей). Денег не нашлось.

Затем правительство Италии собрало совет министров. Они должны были решить вопрос о вывозе картины. В это время на графа обрушилась критика общественности. Ведь он посмел лишить их страну национального достояния.

Однако министры разрешили вывоз. Не нашлось никаких законных оснований препятствовать сделке. Графу же были слишком нужны деньги, чтобы прислушиваться к окружающим.

О картине также читайте в статье “Шедевры Эрмитажа”.

2. Мадонна Грандука. 1505 г

Рафаэль. Мадонна Грандука. 1505-1506 гг. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Рафаэль создал Мадонну Грандука во Флоренции. В эту Мекку искусства и науки он приехал при первой возможности. Здесь он познакомился с работами Леонардо да Винчи. И перенял его технику сфумато (плавный переход от света к тени). Теперь уже нет в его живописи чётких линий. Фигуры Марии и младенца как будто мерцают. Все это делает их ещё более живыми.

Здесь Мадонна с кротким опущенным взглядом. Легкой грустной улыбкой. Как выразился Вазари, его современник и биограф, эта Мадонна словно “прекрасная сестра Рафаэля”. Настолько её лик отражает те же черты, что были присущи самому Рафаэлю. Если бы он сам не был наделён добротой, отзывчивостью и щедростью, он не смог бы создать такой образ.

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффицци, Флоренция, Италия

Изначально Рафаэль создал свою Мадонну на фоне пейзажа и окна с балюстрадой. Но сейчас мы видим её на черном фоне. Долгое время считалось, что фон изменил сам Рафаэль. Эта версия до сих пор встречается во многих источниках.

Однако, как показал химический анализ краски, скорее всего фон был изменён не менее, чем через 100 лет после создания шедевра. Кто знает, возможно однажды чёрный слой снимут. Но мир знает Мадонну Грандука в таком виде с 1800 года. Не будет ли это слишком большим потрясением для любителей Рафаэля?

О картине читайте более подробно в статье “Мадонна Грандука. Самая загадочная картина Рафаэля”.

3. Мадонна Альба. 1511 г

Рафаэль. Мадонна Альба. 1511 г. Национальная галерея Вашингтона, США

Мадонна Альба была написана в Риме. Рафаэль прибыл сюда по просьбе папы Юлия II для росписи залов Ватикана. Здесь же работал и Микеланджело над росписью Сикстинской капеллы.

Нелюдимый и угрюмый Микеланджело на других художников взирал свысока. В том числе на Рафаэля. Они не дружили. Почти не общались.

Однажды поссорившись с папой, Микеланджело вынужден был бежать из Рима. Остались сведения, что он отдал своему поверенному ключ от Сикстинской капеллы с наставлением ни в коем случае не показывать фрески Рафаэлю.

Но это не помешало Рафаэлю взять от замкнутого гения самое лучшее. Так, Микеланджело был виртуозом в написании физически развитых людей. Рафаэль, конечно, ему в этом уступал. Обнаженные торсы ему давались немного хуже.

Слева: Рафаэль. Фрагмент фрески “Пожар в Борго”. 1514-1517 гг. Станцы делла Сеньятура. Ватикан. Справа: Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла. Ватикан.

Однако у мастера телесной красоты он сумел взять раскованность в жестах. Величавость и монументальность поз. Так появилась Мадонна Альба.

Вместо хрупкой и уязвимой фигуры Мадонны Грандука мы видим зрелую, величественную женщину. Она сильна и вынослива и в физическом, и в психологическом плане. Она уверенно и раскованно сидит. Её взор уже нельзя назвать кротким.

Когда-то Мадонна Альба принадлежала Эрмитажу. Увы, она была продана американскому коллекционеру советским правительством после революции 1917 года.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

4. Мадонна в кресле. 1514-1515 гг

Рафаэль. Мадонна в кресле (Мадонна делла Седия), 1515 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Мадонна делла Седия одета в праздничную одежду горожанки 16 века. Рафаэль не стал изображать её в красном платье (красный цвет олицетворял кровь Иисуса) и голубом плаще (цвет невинности). Кстати, такой наряд Мадонны (не только у Рафаэля) на самом деле никто никогда не носил.

Читайте также:  Отдых в финляндии в декабре: баня, курорты, цены

Возможно, потому что моделью послужила реальная девушка? Ведь все его Мадонны родились в его воображении. Сам Рафаэль писал об этом другу: лишь увидев много земных красавиц, у него в голове рождалась идея-образ.

К слову, красивых девушек он видел немало. Он был влюбчив. Женщины отвечали ему взаимностью. Однажды под влиянием новой влюбленности Рафаэль никак не мог завершить заказанную работу. Заказчик в отчаянии сделал все, чтобы женщина, в которую был влюблён Рафаэль, круглосуточно была при нем. Только так Рафаэль смог завершить работу.

Мадонна в кресле уверенно смотрит прямо на нас. Она прижимает сына к себе. Как будто она уже сполна осознала, что ждёт её сына.

Мария, младенец Иисус и Иоанн Креститель в образе ребёнка максимально приближены к нам. Пространства для заднего плана не остаётся. Дополнительные символы в виде деревьев и облаков уже не нужны. Только красота и безграничная материнская любовь.

5. Сикстинская мадонна. 1512-1513 гг

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1512-1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Сикстинская Мадонна спускается к нам по облакам. Она несёт нам самое драгоценное. Своего сына. Невозможно остаться равнодушным, когда смотришь в её грустные глаза.

Рафаэль невероятным образом передал её невесомость. Её стопы не проваливаются в облака. Тогда как двое святых в них почти утопают.

Ангелочки внизу картины отрешенно смотрят по сторонам. Такое их расположение тоже очень необычно. Недаром они сделали свою собственную карьеру. Их изображением до сих пор украшают подушки, шкатулки или тарелки.

В 1754 году Август III Саксонский купил картину за огромные деньги. Говорят, что он даже передвинул трон, чтобы картина лучше смотрелась.

Достоевский специально ездил в Дрезден, чтобы посмотреть полотно вживую. А её фотография всю жизнь висела в его кабинете. Именно эта картина вдохновила его на фразу “Красота спасёт мир”.

***

Я не случайно решила рассказать о Сикстинской Мадонне в последнюю очередь. Хотя создана она была чуть раньше, чем Мадонна в кресле.

Потому что это была вершина. Не только творчества Рафаэля. Пожалуй, вершина всего Возрождения. Дальше некуда. Уже невозможно написать что-то ещё более совершенное.

Это поняли современники Рафаэля. И долго не могли найти новый путь. Его найдут позже. Караваджо. Рембрандт. Затем Гойя.

А пока настанет 100-летняя эпоха маньеризма. Гармония духовного и телесного будет потеряна. А кто-то просто пойдет по пути подражания. Конечно, Рафаэлю.

“Рафаэль создавал то, что другие только мечтали создать”. Гёте.

О самой знаменитой картине Рафаэля читайте в статье “Сикстинская Мадонна Рафаэля. Почему это шедевр?”

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Оксана Копенкина

Источник: https://arts-dnevnik.ru/madonnyi-rafaelya/

Рафаэль Санти (1483 — 1520). Высокий Ренессанс

Рафаэль Санти

Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. статью в разделе «История искусства»). Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Он изображал людей цельных, гармоничных, фоном служили красивые пейзажи или величественная архитектура.

Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. Рафаэль учился у известного художника Перуджино, и огромное влияние на его творчество оказал знаменитый Леонардо. Он писал картины на религиозные сюжеты, и много портретов живых людей, которые восхищают до сих пор всех, кто их видит.

Умер Рафаэль в 37 лет, в полном расцвете сил, а на его могиле есть такая надпись:

«Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть.»

Коронование Марии (ок.1504)

Мадонна Конестабиле (1504)

Это одна из самых ранних мадонн Рафаэля. Он написал ее еще в юном возрасте, и это действительно юное произведение — по редкостной чистоте, целомудренности настроения. Композиция вписана в круг, «тондо».

Обратим внимание на певучий мягкий силуэт склоненной головы, плеч и рук мадонны. Она спокойна и величава, у нее гладкие волосы, чистый овал лица, чистый девственный лоб, ниспадающее покрывало охватывает фигуру сверху донизу. Молодая мать и ее дитя бесконечно трогательны и очень простодушны. Тондо вставлено в широкую золоченую раму, богато украшенную рельефными арабесками.

Портрет Маддалены Дони (1505)

Рафаэль никогда не старался приукрасить портрет в угоду заказчику, что и видим в портрете Маддалены Дони. Портрет был заказан как парный, с мужем Анджело Дони. Фоном портрета служит пейзаж, очень спокойный, где даже деревце не оживляет общего впечатления и не придает хрупкости и изящества облику Маддалены, а даже, наоборот, еще более подчеркивает ее грузность и полноту фигуры.

Женщина молодая, с гладко причесанными волосами, лежащими сзади роскошной косой, с бархатным взглядом, в котором светятся радость и счастье. Она некрасива, мало обаятельна, но ее это мало заботит, она счастлива и довольна собой.

Рафаэль всегда внимателен к деталям туалета. У Маддалены сложный костюм, который определяет основной цвет портрета — это темные и широкие с муаровыми переливами рукава ее платья, на плечи накинута тончайшая прозрачная накидка.

Анджело Дони (1506)

И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. Так же, не идеализируя и не приукрашивая, не придавая значительности и величавости, Рафаэль изображает и Анджело Дони.

В сравнении с портретом его жены фигура Анджело смотрится более обобщенно и цельно благодаря строгости костюма, оживленного белым воротничком и манжетом на левой руке. Руки с короткими пальцами украшены перстнями. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу.

А в основе цветового решения портретов лежит контраст — у Анджело темный кафтан с широкими красными рукавами, у Маддалены общий тон портрета светлее и мягче.

Мадонна с щегленком (1506)

Сон рыцаря

Эту картину Рафаэль написал, когда ему было чуть больше двадцати лет. Юному рыцарю, как и самому молодому художнику, грезятся сладкие сны. Но даже и во сне приходится делать непростой выбор — между книгой и цветком, между тяжким и легким жизненным путем.

Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем (1509-1510)

Эта небольших размеров доска содержит в себе несколько символов (гвоздика, деревянный ящик), которые традиционно относятся к Страстям Господним. Задумчив и прекрасен лик Богоматери, весь образ которой — само совершенство.

Распятие с Девой Марией, Святыми и ангелами (1503) (Распятие Монд)

Проповедь Иоанна Крестителя

Афинская школа (1508)

Это фреска, выполненная в папском дворце в Ватикане. Она посвящена славе человеческой мудрости, торжеству разума и справедливости.

Под высокими сводами чисто ренессанской архитектуры, на ступеньках широкой лестницы он расположил непринужденными и выразительными группами афинских мудрецов и поэтов, занятых беседой или погруженных в ученые занятия и размышления.

В центре, наверху лестницы, — Платон и Аристотель; сохраняя мудрое достоинство и дружелюбие, они ведут извечный, великий спор — старец Платон подъемлет перст к небу, молодой Аристотель указывает на землю.

Рафаэль ввел в это общество своих современников: в образе Платона предстает Леонардо да Винчи, сидящий на первом плане задумавшийся Гераклит напоминает Микеланджело, а справа, рядом с группой астрономов, Рафаэль изобразил самого себя.

Дама под покрывалом (Донна Велата) — 1514г.

Душа ощущается и в портрете «Донны Велаты», и во всем облике этой женщины. Известно, что художник был влюблен в молодую женщину, и портрет был согрет этим теплым чувством. Рафаэль поэтически воспевает ее красоту, в которой сочетается живой темперамент с сознанием собственного достоинства.

Черты лица «Донны Велаты» мягки, текучи, нежны, они растворяются в легких переходах света и тени. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо. Большие черные глаза, подчеркнутые глубокими тенями, смотрят доброжелательно, чуть рассеянно и мечтательно. Губы тронуты едва заметной улыбкой.

Основная гамма теплых, светлых песочных тонов гармонично и мягко выделяет прелесть нежной кожи лица, шеи, открытой части плеч; белой кофты свободного кроя с двумя маленькими и изящными черными бантами завязок, роскошь пышного атласного платья, сверкающего золотой подкладкой и отделкой.

Буфы на рукаве платья написаны с особой тщательностью, так что видны все прихотливейшие изгибы и изломы складок и сборок ткани. На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало.

В портрете преобладает золотисто-желтая цветовая гамма, подчеркивающая красоту юной женщины.

Прекрасная садовница (1508)

Сикстинская мадонна (1519)

Это произведение было написано для монастыря Святого Сикста и принадлежит к числу великих творений мирового искуссства.

Раскрывается тяжелый бархатный занавес, и перед нами предстает чудо — мадонна с младенцем, спускающаяся с небес на землю. Святой Сикст и Святая Варвара встречают ее. Бережно прижимая к себе, несет Мария сына, чтобы отдать его людям. Она знает, что его ожидают страдания, но во имя спасения человечества жертвует им, своим ребенком, самым дорогим, что у нее есть.

Внимание зрителя приковывается к Марии — центральной фигуре в картине. В ее образе Рафаэль передал много сложных чувств. Лицо Марии овеяно грустью, но остается ясным, спокойным.

В печальном взгляде широко раскрытых глаз, в грустном выражении ее лица чувствуется предвидение страданий сына. И в то же время во всем ее облике ощущается решимость человека, способного на величайшую жертву.

Огромная внутренняя сила и величие мадонны сочетаются с ее серьезной, светлой красотой.

Источник: http://cvetamira.ru/rafael-santi-1483-1520-vysokiy-renessans

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector