Лоренцо великолепного, джорджо вазари

Среди мастеров Флоренции середины и второй половины XVI в. одно из наиболее видных мест занимает Джорджо Вазари — архитектор и живописец, автор первой истории и теории искусств, замечательного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих».

Джорджо Вазари (1511—1574 гг.) родился в Ареццо в семье горшечников (вазари). Странствования и обучение у разных мастеров дали молодому Вазари довольно основательное образование. Особенно важную роль сыграло ученичество и работа у Микеланджело. С 1532 г. в Риме Вазари начал изучать строительное искусство, «измерил и перерисовал все здания и статуи». В 1535 г.

он строил укрепления для герцога Алессандро Медичи. К тому же времени относится сделанная им органная трибуна для собора в Ареццо. В 1542 г. построил в Ареццо собственный дом. Около 1550 г. в Риме выполнил ряд работ для папы Юлия III. С 1553 г. Вазари на службе у Козимо Медичи работал во Флоренции и в других городах Тосканы.

Здесь он создал свои главные архитектурные произведения, достиг высокого общественного положения и получил дворянское звание. В 1544 г. в Кортоне построил церковь Санта Мария Нуова. В 1555 г. перестраивал интерьеры палаццо Синьории во Флоренции. В 1559 г. создал проект нового здания для герцогской администрации — Уффици. В 1561 г.

сделал проект (модель) перестройки палаццо Кавальери ди Сан Стефано в Пизе. В 1563 г. в Пистойе возвел купол церкви Мадонна дель Умильта. В 1565 г. сделал модель Бадьи в Ареццо, перестраивал церковь Санта Фьоре э Лучилла. В эти же годы во Флоренции Вазари внес некоторые изменения во внутреннее убранство церквей Санта Мария Новелла и Санта Кроче. В 1565—1566 гг.

Вазари строил крытый переход между палаццо Синьории и палаццо Питти; в 1567 г. — лоджию на Меркато Веккио во Флоренции. Последняя работа Вазари — Лоджия в Ареццо (1573 г.).

Вазари был идеологом строгого, академического направления в архитектуре, стремился сохранить классические традиции итальянского искусства начала века. Крупный деятель в области художественного образования, основатель флорентийской Академии художеств (1563 г.

), создавший Академию рисунка, Вазари дает реалистическое толкование задач изобразительного искусства. Рисунок в понимании Вазари — и в этом ой прямой продолжатель классики— основная категория изображения, несущая в себе обобщающие, типизирующие функции художественного образа.

Вазари глубоко почитал авторитет великих мастеров «Золотого века», в особенности Микеланджело, а также Брунеллеско.

Однако в своей художественной практике Вазари примыкал к маньеризму. Это отчетливо сказалось в тенденциях стилизации архитектурных приемов мастеров классики.

Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари
Рис.1. Ареццо. Дом Вазари, 1542 г. Вазари. План, интерьер, фасад
Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари

Наиболее значительным из ранних произведений Вазари был его собственный дом в Ареццо (рис. 1) — один из немногих сохранившихся от того времени жилых домов состоятельных горожан. План его компактен, прямоуголен. В отличие от палаццо дом не имеет внутреннего двора; его парадные помещения выходят непосредственно на улицу.

Не считая низкого цокольного, дом имеет два этажа: высокий первый — главный. Основное внимание в планировке обращено на удобство жилья. Арочный вход и широкая прямая лестница в правой части дома ведут в расположенный в центре зал (42 м2), к которому примыкают остальные комнаты.

К залу примыкает также обращенная на улицу парадная спальня, а по внутренней стене — темная капелла (под вторым узким маршем лестницы). Двери сделаны вблизи стыка стен для наиболее удобного использования помещений. Все комнаты главного этажа перекрыты сводами, кроме более высокого зала, который имеет кессонированный потолок. Потолки всех комнат, а в зале и стены, покрыты росписью.

Дух кватроченто — в строгой и элегантной росписи сводов над гладкими стенами комнат, традиции Рафаэля и Микеланджело — в богатой настенной живописи зала.

Первой крупной работой Вазари во Флоренции была перестройка палаццо Веккио, начатая в 1555 г. Палаццо Веккио, как и недостроенный дворец Питти, нужно было превратить в герцогскую резиденцию.

Из работ Вазари сохранились: главная лестница в верхнем этаже, апартаменты дельи Элемента, комнаты Элеоноры Толедо, апартаменты Льва X, потолок «зала пятисот» и его передняя, «Тезоретто» (сокровищница Медичи) и, наконец, богато отделанный, с инкрустацией из драгоценных камней, рабочий кабинет герцога Франческо I — «Студиоло».

Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари
Рис.2. Флоренция. Палаццо Веккио (или Синьории). Лестница, 1555 г. Вазари

Лестницы в палаццо Веккио (рис. 2) типичны для стиля Вазари и флорентийских вкусов его времени. Длинные и пологие прямые марши проложены между белыми гладкими стенами, которые переходят в такой же гладкий свод. Кроме вделанных в стены поручней, карнизных тяг и плос¬кой арки, отделяющей марш от площадки, здесь нет никаких украшающих деталей.

Потолочная роспись Вазари в палаццо Веккио принадлежит к лучшим произведениям этого рода в Италии и во многом восходит к росписям виллы Мадама Рафаэля, его лоджиям и залам в Ватикане.

Здание Уффици во Флоренции (рис. 3—5) — главное и лучшее произведение Вазари-зодчего.

Уффици, здание правительственной администрации Козимо I Медичи, в плане в виде узкой, очень вытянутой буквы П, своей открытой стороной примыкает к площади Синьории, а двумя продольными сторонами образует улицу (длина 142 м), ведущую к набережной Арно, куда раскрывается сквозная лоджия поперечного корпуса.

Здание имеет три этажа и на всем протяжении улицы — единый фасад: внизу — сплошная открытая лоджия-галерея с многочисленными входами в здание, в среднем этаже — окна основных помещений Уффици, в третьем — лоджия, застекленная позднее.

Галереи Уффици перекрыты сплошным плоско кессонированным цилиндрическим сводом, который дополнительно освещен с улицы полосой низких окон. В правой части здания, близ лоджии деи Ланци, галерея отсутствует; на этом участке в здание включены стены старых построек. Внутренняя планировка Уффици носила чисто деловой характер.

Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари
Рис.3. Флоренция. Улица Уффици, 1560—1574 гг. Вазари Рис.4. Флоренция. Уффици. Галерея первого этажа
Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари
Рис.5. Флоренция. Уффици. Вазари. Фасад поперечного корпуса со стороны реки, фрагменты фасада, плана и разреза; Буонталенти — наличник двери Порта делла Супплике внутри здания

История проектирования Уффици (известен начальный вариант проекта Вазари) позволяет уловить основную тенденцию развития архитектурных идей в композиции сооружения.

Первоначально мастер обратился к традиционной форме палаццо — замкнутому прямоугольному объему с фасадом, обращенным на площадь, и с внутренним двором, через который намечался сквозной проход к набережной (по трассе пролегавшей здесь ранее улочки).

Таким образом, хотя мысль зодчего была сосредоточена на композиции здания, четко ограниченного извне, уже в необычности сквозного прохода через вытянутый двор, служивший звеном в системе городских коммуникаций, была заложена возможность нового решения задачи. То, к чему пришел Вазари, было принципиально новым.

Не объем здания, а протяженное пространство двора, перерастающего в улицу, было предметом интереса зодчего. Значение главных получали глубинные, по существу дворовые фасады. Традиционный мотив периметральной лоджии двора стал элементом улицы, получившей, в сочетании с галереями, «трехнефную» пространственную композицию.

Короткий поперечный корпус трактован в виде облегченной вставки — арочного мотива сквозной лоджии, ритмически подхваченного в больших арочных окнах второго этажа. В продольных фасадах Уффици в качестве главного членения выделен антаблемент галерей. Это подчеркивало значительность арочного раскрытия улицы к реке и ее необычную для Флоренции ширину (18 м).

Новым было и конструктивное решение галерей Уффици. Цилиндрический овод, закрытый фасадной стеной, восходит к Брунеллеско (капелла Пацци); окна в этой стене для освещения свода — к Перуцци (двор палаццо Массими).

Но обычную систему разгрузочных арок Вазари заменил клинчатым строением фриза и карниза, полностью разгрузив таким образом архитрав. С фасада швы клинчатых камней вертикальны на 1/8 их толщины, на остальную глубину скошены по принципу клинчатой перемычки, передающей нагрузку на монолитные колонны.

В постройке был применен очень прочный и дорогой камень «пьетра ди фаччата» (его употребление разрешалось только специальным указом). Голубовато-серый тон камня красиво сочетается с белыми оштукатуренными стенами. Выполнение камнетесных работ в Уффици особенно тщательно, все каменные части отполированы.

Введение металлических связей в овод галерей позволило сделать минимальным сечение опор, более воздушными и светлыми самые галереи, которые Буркхардт назвал красивейшими в Италии.

Весьма характерной постройкой для Флоренции времени правления Козимо Медичи является изолированный крытый переход от палаццо Веккио к палаццо Питти — резиденции Медичи. Он был создан Вазари в невероятно короткий срок (5 месяцев).

Собственная улица для герцога, высоко над головами подданных и им недоступная, должна была обезопасить передвижение Козимо по городу.

Крытый переход шел от палаццо Веккио аркой к Уффици, далее вдоль набережной Арно до Понте Веккио, над лавками ювелиров, на другой берег реки к палаццо Питти.

Можно полагать, что в постройке «коридора» сам Вазари видел воплощение в жизнь идей Леонардо да Винчи об улице над улицей, которая служила бы «улицей для благородных».

Однако этот переход для «благородных», нужный одному лишь герцогу, не был продиктован интересами города.

Постройка «коридора» — свидетельство подчас уродливых форм градостроительства Флоренции в условиях режима реакции середины XVI в.

В 60-х годах Вазари частично перестраивал интерьеры церквей Санта Кроче и Санта Мария Новелла во Флоренции. Первую предназначали на роль флорентийского пантеона.

Новые алтари образуют по продольной стене нефа строй двухколонных портиков с треугольными и лучковыми фронтонами, в ряду которых поставлена гробница Микеланджело работы Вазари (1570 г.

; прах Микеланджело был тайно привезен во Флоренцию из Рима самим Вазари).

В те же годы Вазари работал и в других городах. Наиболее значительным сооружением было палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано в Пизе (рис. 6), перестроенное из старого здания. Палаццо с главного фасада имеет три этажа, не считая цокольного полуэтажа.

Наружная лестница — упрощенный вариант лестниц палаццо Сенаторов на Капитолии в Риме — ведет в первый этаж. По традиционной схеме второй этаж, главный, выше остальных.

Фасад с плоским обрамлением простых окон представляет собой гладкую стену, сплошь покрытую росписью, которая создает подобие легкого каркаса, заполненного филенками из арабесок.

Читайте также:  Собор в солсбери - джон констебл

Вверху в овальных нишах поставлены бюсты Медичи (исполненные по рисункам Вазари), пластика которых оттенена общим графическим рисунком фасада. Перед домом фонтан работы Вазари. Церковь Сан Стефано деи Кавальери, сооруженная мастером рядом с дворцом, сильно перестроена.

Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари
Рис.6. Пиза. Палаццо деи Кавальери ди Сан Стефано, по модели Вазари, 1561 г.

В Пистойе Вазари возвел купол церкви Мадонна дель Умильта; он представляет собой интерпретацию куполов Брунеллеско и Микеланджело, но меньше подъемом и пролетом (19,8 м в свету).

Восьмигранный купол состоит из двух кирпичных оболочек, внутренней циркульной и внешней немного повышенной, соединенных каменными ребрами, выступающими наружу. Форма купола привела к тому, что распор от собственного веса купола почти исчерпал его несущую способность, и его основание было стянуто пятью железными поясами.

Купол очень красив и господствует в силуэте города. Внутренняя поверхность купола плоско кессонирована подобно сводам галереи Уффици.

Значительной работой Вазари была перестройка бадьи в Ареццо (церковь Санта Фьоре э Лучилла). Первоначально церковь была задумана Джулиано да Майяно (1480 г.) в виде базилики с пятью большими куполами по среднему нефу и с двойным числом куполов по боковым.

Вазари заменил первый, третий и пятый купола цилиндрическим сводом, создав по главному нефу ритмический ряд сменяющихся сводов и куполов. В боковых нефах каждому оводу главного нефа отвечает узкий поперечный овальный купол с двумя узкими сводами, а куполу —поперечный цилиндрический свод.

Так Вазари превратил цепь четко выделенных купольных пространств постройки да Майяно в единое, сложно организованное протяженное пространство.

Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари
Рис.7. Ареццо. Лоджия, 1573 г. Вазари

Одним из самых поздних произведений Вазари была лоджия в Ареццо (рис. 7), длинная монументальная аркада крупного масштаба. Из девятнадцати арок лоджии шестнадцать выходят на старую рыночную площадь, замыкая ее с наиболее возвышенной стороны.

Простые формы лоджии красиво контрастируют со сложной архитектурой средневековых зданий, формирующих облик площади. Лоджия в Ареццо — большая градостроительная удача Вазари: «бесконечная» перспектива лоджии, сквозь арки которой раскрывается панорама площади и церкви, органично связана с жизнью и архитектурой города.

Здесь Вазари, как и в Уффици, подлинный мастер градостроительного ансамбля.

Глава «Архитектура Флоренции», подраздел «Архитектура Италии 1520—1580 гг.», раздел «Архитектура эпохи Возрождения в Италии», энциклопедия «Всеобщая история архитектуры. Том V. Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения». Ответственный редактор: В.Ф. Маркузон. Авторы: А.И. Каплун (Вазари), А.И. Венедиктов и А.И. Каплун (Амманати, Буонталенти). Москва, Стройиздат, 1967

Источник: http://totalarch.ru/node/391

Джорджо вазари | вспомним забытые имена..

Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари

  •          «Автопортрет»,  30 июля 1511 — 27 июня 1574
  •                      Джорджо Вазари, итальянский художник, писатель, историк и архитектор, считается основателем историко-художественного письма.
  • Джорджо Вазари, прозванный Аретино, — автор знаменитых «Жизнеописаний», родился 30 июля 1511 года в Ареццо, Тоскана.

В раннем возрасте стал учеником Guglielmo da Marsiglia, умелым художником витражей.  Позже в возрасте шестнадцати лет по настоянию Cardinal Silvio Passerini он был направлен во Флоренцию, где поступил к Andrea del Sarto и его ученикам Россо Фиорентино и Якопо Понтормо. Там он подружился с Микеланджело, стиль живописи которого будет влиять на его творчество на протяжении всей жизни.

  В 1529 Вазари посетил Рим где изучал произведения Рафаэля и других. Работал во Флоренции и Риме, Неаполе, Ареццо и других местах. Многие из его картин все еще существуют.

Наиболее изветсными из которых являются стены и потолок в Сала ди Козимо I в Палаццо Веккьо во Флоренции, где он и его помощники работали, с 1555, а также незавершенным фрески внутри огромного купола Домского собора.

Он также помог организовать украшение Studiolo.

   Как архитектор, Вазари был, возможно, более успешны, чем как художник. Его лоджии Палаццо Уффици по Арно является уникальными.

  1.   В 1562 Джорджо Вазари построил восьмиугольный купол на вершине Базилика Богоматери Смирение в Пистоя, который является важным примером высокой архитектуры эпохи Возрождения.
  2. В 1563 году он помог основать Florence Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno,
  3. Джорджо Вазари умер во Флоренции 27 июня 1574 года.  Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари
  4. «Лоренцо де Медичи Великолепный», 1533-34

   «Вазари написал свою историю искусства, как Колумб открыл Америку: ненароком, едучи к другой цели. То, что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода «Vite». Ему понадобилось два десятилетия, чтобы приспособиться к новому положению.

    Во втором издании прославившегося труда он уже обставил свое невольно приобретенное звание первого историка искусства материалами и положениями, подобающими ученому специалисту. Но и теперь это не значило, что он расстался с тем, ради чего двадцать восемь лет назад, около 1540 он принялся за сочинение «Жизнеописаний». Он ничего не упустил, а только присоединил к старому новое.

Он наложил на них вазариевские швы, на которые был такой несравненный мастер, – и они обманывали ученую проницательность Европы в течение трех столетий.

   «Снятие с креста». 1540

        Повествование Вазари в автобиографии «Descrizione dolle орете di Giorgio Vasari» о том, как возникли «Vite», в этом смысле требует внимания.

В самом ли деле он не гадал, не ждал, что придется взяться за перо, и лишь нехотя уступил, как-то вечером, в разгар гуманистической, учено-светской беседы блестящего окружения кардинала Алессандро Фарнезе, настояниям прелата и его гостей? Нарочитость этой XXXVIII главы автобиографии аретинца очевидна. Недаром живость сцены так выделяется среди ровного и даже серого рассказа Вазари о самом себе. Ее стилизованность откровенна. То, о чем он говорит, видимо, разом и было и не было. Он применил свой обычный прием: взял несколько разрозненных и разновременных событий и вместил их в рамки одного вечера. Он поступил как писатель, использующий архивный материал…

Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари

«Рождество Христово», 1546

   …Вазари, говоря по-баратынски, нашел «друга в поколении» и читателя в потомстве». Его читали, потом изучали, ныне опять читают. Он занимал сперва, поучал затем и снова занимает теперь. Титула первого историка искусства не оспаривали у него все три с половиной столетия.

Он удержал его по заслугам. Время вносило лишь поправки. Он был открывателем новой дисциплины вначале, ее величайшим авторитетом и середине и огромной ценностью сейчас. Он не знал никогда проигрыша. Его противоречивость дала ему больше исторических выгод, чем все другое.

Современникам она представились многосторонней полнотой, в которой они любовно узнавали самих себя; для XVII и XVIII столетий она была непреложностью, которой нечего противопоставить; для XIX века она стала первоклассным полем приложения критицизма, где можно увлеченно плавать среди моря со-

  • Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари
  • мнений, догадок и открытий; наконец, «tempi nostri» – наши дни она привлекает тем, что освещает Вазари, как он есть, в двойственности и единстве, сложности и простоте – капитальным воплощением борьбы двух эпох, красочностью великого кризиса, разладом художника, который еще почтительно слушал живой голос стареющего Микеланджело и сам уже важно поучал молодого Веронезе.  
  • «Несение Креста» 1555-1564.

   Вымыслы и достоверности Вазари сейчас уравнялись в своей социально-исторической ценности. Вазари получил право опять быть самим собою. Поколения минувшего века, говорившие ему «плагиатор» и «лгун», в этом своем простодушном негодовании кажутся сами наивными и старомодными.

Если их архивные поправки и изыскательские опровержения и бесспорны, они претендуют все же на большее, нежели имеют право. Моральные свойства Вазари тут ни причем. Он явно был не хуже своих зоилов. Он был добрым человеком, усердным трудолюбцем, значительным художником и замечательным писателем.

Слова Вазари в «Conclusione» о том, что он «старался все описать сообразно с правдой» – «solo per dir il vero piu» и что «часто от трудностей он приходил в отчаяние» – «piu volte me ne sarai giu tolto per disperazione», не стоит брать под сомнение. Они, вероятно, искренни.

Но только эта искренность сама есть производное исторической двойственности, в которой он пребывал.

«Персей и Андромеда» 1570-72

   Сознавать сущность своего положения он не мог. «Никогда этого не было, да и теперь этого нет, чтобы члены общества представляли себе совокупность тех общественных отношений, при которых они живут, как нечто определенное, целостное, проникнутое таким-то началом» – сформулировали это явление авторитетнейшие ленинские уста.

Но сложность и неслаженность своего труда смутно различал и он. В заключительных страницах «Vite» слишком много оговорок и пояснений. Вазари повертывается во все стороны и со всеми сторонами объясняется. Он явно боится, что его могут не понять, а то и понять превратно. Это еще хуже и опаснее. Он заботливо уточняет и аргументирует.

Тут говорит то «беспокойство времени», которое он ощущал. Он выразил его меланхолической фразой на своем возрожденческом, образном жаргоне.

Он сказал: «Non si put sempre aver in mano la bilanzia dell'orefice…» – «Нельзя всегда держать в руке весы ювелира…» (5 мая 1931, Абрам Эфрос, вступительная статья «Вазари – писатель и историк искусства» к изданию 1933 года «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари)

Фрагменты картин художника Джорджо Вазари: «Оскопление Урана Кроносом», (в соавторстве с Жерарди Христофано) ок. 1560 года 

«Рождение Венеры», 1555-1557; «Рождество Христово», 1546; «Неверие Фомы», 1572;  «Лоренцо де Медичи Великолепный», 1533-34; «Снятие с Креста», 1540;  «Персей и Андромеда», 1570-72; «Несение Креста», 1555–64; «Автопортрет», 1570. 

Андрей Кончаловский

Лоренцо Великолепного, Джорджо Вазари

Источник: https://maxpark.com/community/5920/content/3606622

Читать

Джорджо Вазари

Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих

  • © А. Габричевский (наследник), перевод, 2018
  • © Издание на русском языке, оформление.
  • ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2018
  • Издательство АЗБУКА®
  • * * *

Вазари и его история искусств

Джорджо Вазари (1511–1574), флорентинский живописец и архитектор, вошел в историю как писатель, как автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», вышедших в свет первым изданием в 1550 и вторым – в 1568 году.

Читайте также:  «тридцатый день», фриденсрайх хундертвассер — описание картины

Вазари-художник – не более как плодовитый и посредственный эпигон своих великих предшественников и современников.

Его пространные и витиеватые стенные росписи во флорентинском дворце Синьории и в римской Канчеллерии, его многочисленные и столь же витиеватые картины на аллегорические и религиозные сюжеты, в которых добротность мастерства и легкость выдумки никак не искупают скудости художественного содержания, и даже такая блестящая архитектурная удача, как его улица Уффици, соединяющая общественный центр Флоренции с набережной реки Арно и сыгравшая значительную роль в истории градостроительства, – все это меркнет на ярком фоне художественной культуры Италии XVI века с ее плеядой крупнейших мастеров и изобилием выдающихся произведений искусства.

В лице же писателя Вазари перед нами встает мощная и самобытная фигура создателя первой истории искусств, мастера итальянской прозы, классика науки об искусстве и художественной критики.

Его «Жизнеописания» служили, служат и всегда будут служить настольной книгой для всякого любителя и исследователя итальянского искусства эпохи Возрождения как замечательный исторический документ, являющийся не только богатейшей сокровищницей фактического материала, но и полноценным художественным произведением, воссоздающим яркую и живую картину художественной жизни Италии на протяжении двух столетий.

Мало того, историческая концепция автора, естественно во многом наивная и ограниченная, но сложившаяся на почве творческой практики реалистического искусства итальянского Ренессанса, нисколько не утратила своей объективной познавательной ценности и в основных чертах подтверждалась и подтверждается достижениями прогрессивной исторической науки.

1

Одной из основных и, по-видимому, первоначальной задачей, поставленной и разрешенной автором «Жизнеописаний», было прославление и увековечение памяти итальянских художников, их личностей и произведений в помощь, в пример и в назидание молодым художникам, современным и будущим.

Эта галерея исторических литературных портретов охватывает период времени от середины XIII и до середины XVI века, то есть начиная от основоположников реалистического искусства – Чимабуе и Никколо Пизано – и кончая самим автором и его современниками во главе с его кумиром – «божественным» Микеланджело.

В своей автобиографии Вазари рассказывает, что толчком к созданию его труда послужила беседа, которая завязалась в 1546 году в обществе писателей и гуманистов, собравшихся на ужин у просвещенного их покровителя кардинала Александра Фарнезе, в ходе которой писатель Паоло Джовио, автор жизнеописаний знаменитых людей и собиратель галереи исторических портретов, предложил Вазари продолжить эту работу, составив биографии знаменитых художников, которых Джовио в своем сборнике не касался. Пусть беседа эта происходила не в 1546 году, а раньше, ибо первое издание «Жизнеописаний» вышло уже в 1550 году, пусть даже весь эпизод – не более как одна из новелл, которыми автор придает художественное правдоподобие своему повествованию, несомненно одно, что в основе «Жизнеописаний» лежит замысел панегирический, педагогический и, по существу, глубоко патриотический, гордость итальянца, в данном случае – флорентинца, ясно сознающего все значение и величие того искусства, которое на протяжении двух столетий создавалось из поколения в поколение лучшими людьми народа, его художниками.

Ведь для культуры итальянского Возрождения в высшей степени характерны, с одной стороны, та ведущая роль, которая принадлежала в этой культуре изобразительным искусствам и архитектуре, «искусствам рисунка» согласно терминологии Вазари, а с другой стороны, то обстоятельство, что эта роль глубоко осознавалась всеми без исключения и в первую очередь приписывалась выдающимся личностям. Несмотря на комические и уродливые формы самого безудержного тщеславия и столь же безудержной лести, ренессансный индивидуализм в лучших своих проявлениях питался высоким идеалом совершенного человека, который представлялся в образе человека универсального. Этот идеал находил себе наиболее яркое воплощение именно в реальном типе универсального художника, владеющего всеми отраслями искусства и науки и являющего гармоническое единство души и тела. Именно такими «героями» и жили в народном сознании всем понятные и всеми любимые Джотто, Брунеллеско, Альберти, Леонардо, Рафаэль или Микеланджело. Но этого мало. Художник был не только народным любимцем, но в значительной степени и национальным «героем». Если, как известно, итальянские города-коммуны не преодолели своего сепаратизма и не слились в единое национальное государство, то единство это, не осуществившееся в политической и экономической жизни страны, созрело к началу XVI века как мощный фактор общественного сознания и культуры и ярче всего в авангарде этой культуры – в изобразительных искусствах, обладавших к этому времени общенациональным, всем понятным изобразительным и выразительным языком. Поэтому каждый итальянский художник дорог и близок каждому итальянцу, его одинаково любят и почитают и в родном городе, и в двух соседних городах, находящихся в непримиримой вражде, а творение великих мастеров вызывает чувство подлинно национальной гордости.

Этим чувством признательности, гордости и любви к своим художникам дышит каждая строчка «Жизнеописаний».

К тому же нельзя не вспомнить, что художник – один из любимых героев всей итальянской новеллистики эпохи Возрождения: от грубоватых шутников и балагуров в новеллах Саккетти или Боккаччо вплоть до величавой, но глубоко человечной фигуры «божественного» Микеланджело в новеллах XVI века. Именно к этой литературной традиции и примыкает Вазари, к традиции, в которой воплощена глубокая любовь народа к своему искусству и своим художникам, воспитывающих в нем чувство национального единства и национального достоинства.

Эта основная идея определила и характер изложения: ряд биографий-портретов в форме новелл.

Как и в портретах итальянского Возрождения, в биографиях Вазари типическое преобладает над случайным, и отдельные, остро подмеченные индивидуальные черты естественно подчиняются обобщенному образу гениального новатора или трудолюбивой посредственности, бескорыстного фанатика или алчного борзописца, баловня судьбы или неудачника, щедрого изобретателя или ревнивого хранителя профессиональных секретов. Фигура вырисовывается на фоне родного или чужого города, в кипучей атмосфере больших и малых исторических событий, городских сплетен, веселых анекдотов, ожесточенного соперничества, выгодных сделок и невыполненных заказов, удач и несчастий, постигающих художников и их произведения. Каждая биография излагается по определенному шаблону, от которого автор не отступает. Биография начинается витиеватой и напыщенной сентенцией, формулирующей типические черты той или иной добродетели, порока, характера или творческого темперамента, примером которого и служит жизнь и деятельность данного художника. Эти вычурные заставки, в которых сам автор нередко путается в неравной борьбе с правилами итальянского синтаксиса, написаны по рецептам тогдашней школьной риторики и напоминают сложные орнаментальные обрамления декоративного искусства середины XVI века. Далее следует само жизнеописание, которое в большей или меньшей степени выдержано в стиле новеллы, излагаемой простым и выразительным языком, свойственным лучшим образцам этого жанра. Биография нередко завершается назидательной моральной концовкой, перекликающейся со вступительной сентенцией. В самом конце автор обычно указывает тот оригинал, с которого по его рисунку гравирован портрет художника, приложенный почти к каждой биографии и входящий, таким образом, в портретную галерею, иллюстрирующую сборник жизнеописаний, как этого требовал Джовио, благословивший своего друга на его смелое начинание.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=611733&p=1

Биография художника и архитектора Джорджо Вазари ????‍????жизнеописания знаменитых живописцев

Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) – прославленный художник, архитектор, писатель эпохи Возрождения.

Этот удивительный человек, одаренный разными талантами и большим трудолюбием, сумел внести существенный вклад в итальянское и мировое искусство.

Благодаря его литературным работам потомкам стали известны интересные биографические факты, описывающие жизнь и творческий путь многих именитых современников мастера.

Биография

Джорджо Вазари был уроженцем Ареццо (Arezzo), одного из старейших городов Тосканы. Он родился в 1511 году, в большой семье простого ремесленника, занимающегося гончарным делом.

Еще в раннем возрасте проявлял склонность к творчеству, и уже 12-летним подростком обучался декоративному искусству у французского художника Гильома де Марсилья (Guillaume de Marcillat), приехавшего в Ареццо для росписи фресок и витражей кафедрального собора.

В 1524 году Вазари оказался во Флоренции, где познакомился со своим будущим учителем, живописцем Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto). Там же он встретил Микеланджело (Michelangelo), ставшим ему впоследствии не только наставником, но и другом.

Находясь в столице флорентийской республики, юный художник получил покровительство представителей влиятельного клана Медичи.

Вскоре, из-за изменившейся политической обстановки, Вазари был вынужден вернуться в родной город, где ему, после смерти отца, пришлось содержать братьев и сестер.

Несмотря на юный возраст, он получал заказы, обучаясь одновременно ювелирному делу, которое, в те времена приравнивалось к рангу искусства.

Ему была присуща исключительная трудоспособность, он много путешествовал, в поисках работы переезжал из одного города в другой.

Вместе с тем Вазари отличался везеньем, он умел расположить к себе влиятельных особ и снискать их благосклонность, что во многом способствовало профессиональному росту.

Очень скоро, молодой художник и архитектор завоевал большую популярность среди современников и стал получать многочисленные приглашения. Он жил и непрестанно творил в Пизе, Риме, Флоренции и Болонье.

Джорджо Вазари сумел разбогатеть, достичь высокого социального положения и уважения соотечественников, и получил звание дворянина.

Многое было сделано им и в области художественного образования: уже умудренный опытом мастер долгие годы занимался преподавательской деятельностью, а в 1561 году, при финансовой поддержке великого герцога Тосканы Козимо I Медичи (Cosimo I de Medici) стал одним из основателей флорентийской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze).

Архитектор

Следите за ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ в:

Источник: https://Italy4.me/izvestnye-lyudi/giorgio-vasari.html

Флоренция. Уффици. Зал №18 (Трибуна) Часть 1

В зале № 18 (называемый Трибуна) 31 полотно, три из них принадлежит Джорджо Вазари.

Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Великолепного

Написан в 1533/34 году.темпера по дереву, размер 90*72 В Уффици с 1784 годаПортрет создан Вазари через  несколько десятилетий  после смерти Лоренцо. Лоренцо ушел из жизни в возрасте 43 лет.

Произведение действительно прекрасное. Худое лицо Великолепного флорентинца – это лицо человека уставшего, изможденного погоней за мгновением («Лови мгновенье!»). Об усталости говорит и поза, согбенность широких плеч, наклон головы. Но это именно усталость, а не пресыщенность разврата. В прошлом – и обретения, и потери, тем более горькие, что не уходят из памяти. Кисти рук с длинными пальцами – свидетельство натуры художественной, утонченной. В общем колорите картины выделяется красное пятно – кошелек, знак принадлежности к корпорации. Лицо обращено к предметам искусства, на вазе читается надпись «Сосуд всех добродетелей».

Читайте также:  Мадонна с младенцем и святыми (алтарь колонна), рафаэль

Рассматривая портрет, надо постоянно помнить, что он не прижизненный. Он не фиксация внешности человека. Вазари представил нам образ, воспоминание. Мечту, обращенную в прошлое. Или плач – о Лоренцо Великолепном и о «золотом веке», какой при этом государе пережила Флоренция…

Отсюда : http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11443/

Джорджо Вазари. Пророк Елисей.

1566 год. Размер 40*29, темпера по дереву.В Уффици с 1773 года. Кто же такой этот Елисей и чем он знаменит?

Вот что рассказывается о нем на сайте http://days.pravoslavie.ru/Life/life1300.htm

  Елисей жил в IX веке до Рождества Христова, был родом из селения Авелмаум, близ Иордана. По повелению Господню был призван к пророческому служению святым пророком Илией.    Перед тем, как вознестись, Илия спросил, чего бы хотел Елисей. И тот ответил пророку, что хотел бы получить его силу.   Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии. Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса).  Пророк Елисей творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти чудесным умножением масла в сосуде. Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес.   На картине Вазари изобразил Елисея коленопреклоненным. Его фигура подчеркнута красным цветом, более интенсивным, чем остальные красные оттенки, и как бы освещена. Эти она притягивает к себе взгляд зрителя.   Сюжет, изображенныена картине: пророк Елисей превращает дикие травы в съедобные, спасая народ от голода. Катина была написана для часовни Сакраменто в церкви Сан-Пьетро в Перудже.

Джорджо Вазари. Аллегория непорочного зачатия.

1541 год. Дерево. Масло. размер 39*58 см. В Уффици с 1771 года.   Работа выполнена для церкви Санти Апостоли во Флоренции.

ВАЗАРИ, ДЖОРДЖО (Vasari, Giorgio) (1511–1574), итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма, родился в Ареццо 30 июля 1511. Около 1524 уехал во Флоренцию, где работал в мастерских Андреа дель Сарто и Микеланджело.

После поездки в Рим Вазари вернулся во Флоренцию на службу к герцогам Медичи. В 1562 он основал Академию рисунка. Главная его постройка – ансамбль Уффици во Флоренции (1560–1585). Вазари является автором фресок в палаццо Веккьо во Флоренции (с 1555) и Зале Реджа в Ватикане (1571–1573).

Вазари придумал термин «Возрождение». Умер Вазари во Флоренции 27 июня 1574.

   Стиль живописи и архитектуры мастера, который можно назвать маньеристическим, сформировался под влиянием Микеланджело.

Вазари не был выдающимся художником, но, будучи человеком широких культурных интересов, внес огромный вклад в историю искусства как создатель Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550, 1568) – книги, которая остается важным источником сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения.

  Использованные материалы:

http://www.peoples.ru/art/painter/vasari/

http://shkolazhizni.ru/img/content/i24/24890_or.jpghttp://www.arthistory.ru/vazari.htm

Источник: https://liorasun55.livejournal.com/46220.html

Джорджо Вазари. Художник и искусствовед в одном лице | Дневник живописи

Джорджо Вазари. Автопортрет. 1560-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Wikipedia.org

Джорджо Вазари – представитель итальянской школы Эпохи Возрождения. Современник и ученик Микеланджело Буонаротти. Придворный мастер семьи Медичи.

Джорджо родился 30 июля 1511 года в городке Ареццо (Итальянская провинция Тоскана). Его отец занимался гончарным делом. Фамилия Вазари произошла от прозвища vasaiо – гончар (итал).

С детства Джорджо Вазари был любознательным, настырным ребенком. Он активно помогал отцу в его мастерской. Любил подолгу рассматривать фрески, украшавшие местный храм.

Будучи старшим ребенком в семье, Джорджо стал рано зарабатывать на жизнь. В возрасте 11 лет он напросился быть подмастерьем у художника-витражиста.

Одаренного мальчика заметил кардинал Пассерини. И отправил его во Флоренцию, в мастерскую знаменитого мастера Андреа дель Сарто. Ни много, ни мало тот дружил с Рафаэлем, Микеланджело и Леонардом да Винчи.

За несколько лет обучения у гениальных мастеров Вазари получил достойное гуманитарное образование. Дель Сарто дал своему ученику прекрасную школу живописи.

Как говорил впоследствии сам Вазари, его учитель был одарен не меньше, чем Рафаэль или Микеланджело. Но при всем таланте ему не хватило дерзости и амбиций, чтобы достичь вершин славы.

Микеланджело давал в мастерской Сарто уроки архитектуры и скульптуры. Это также не прошло даром для одаренного Джорджо Вазари. Впоследствии он станет и архитектором.

Одно из самых известных его архитектурных творений – коридор Вазари. Он был построен для семейства Медичи, чтобы они могли переходить из одного дворца в другой, не выходя на улицу.

Коридор Вазари. 1565 г. Флоренция

Молодой Вазари, как губка, жадно впитывал все знания, которые встречались на его пути. Он будто чувствовал, что самые яркие представители эпохи неспроста вошли в его жизнь.

Будучи амбициозным и настойчивым, он уже знал, что его жизненный путь будет особенным. Этому еще способствовало то, что подросток стал пользоваться благосклонностью представителей семьи Медичи: Ипполито и Александра.

Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного. 1530-е года. Галерея Уффици, Флоренция. Muzei-Mira.ru

После изгнания Медичи из Флоренции в 1527 году Вазари пришлось вернуться в Ареццо. В это же время умирает отец Вазари. Джорджо становится единственным опекуном и кормильцем младших братьев и сестер.

Он рисует фрески, берет заказы на картины, активно изучает ремесло обработки золота и серебра. В поисках работы и заказов Джорджо Вазари колесит по Италии.

Когда в 1531 году Медичи при помощи Карла V возвращаются во Флоренцию, Вазари приезжает под покровительство герцога Александра, большого ценителя искусства. В это время Джорджо выполняет множество больших многофигурных картин и занимается преподаванием. А ему на этот момент, заметьте, чуть более 20 лет!

Как поговаривали злые языки, в скорости написания картин Вазари большую роль играл не талант художника, а расторопность его учеников.

Мастер лишь давал основные композиционные решения будущего полотна, а все остальное якобы выполняли его подмастерья. Впрочем, услугами учеников в 15-17 веках пользовались многие мастера. И Рафаэль, и Тициан, и Рубенс.

Так или иначе, но количество полотен, оставленных Джорджо Вазари, впечатляет.

Джорджо Вазари. Снятие с креста. 1540-е года. Монастырь Камалдоли, Тоскана. Artita.ru

В 1537 году в результате заговора Александр Медичи погибает от рук заговорщиков. Но Вазари к этому времени уже уверенно стоит на ногах. Он востребован и известен как художник, получает множество заказов из разных городов.

До 1553 года Джорджо Вазари побывал во всех крупнейших городах Италии, включая Рим. Расписывая стены соборов, продавая свои картины и выполняя качественные копии великих художников, Вазари неплохо зарабатывает.

Джорджо Вазари. Деталь фрески “Рождение Венеры”. 1550 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Artchive.ru

В 1547 году он отстроил роскошный особняк на своей родине – в Ареццо, в здании которого в настоящее время расположен музей Джорджо Вазари.

Картины Джорджо Вазари выполнены в стиле маньеризма, возникшего на основе позднего Возрождения.

Джорджо Вазари. Персей и Андромеда. 1572 г. Палаццо Веккьо, Флоренция. Wikiart.org

Маньеризм отличается особой вычурностью и постановочностью сюжета, неестественными и артистичными положениями действующих лиц. Большей частью картины Вазари посвящены библейским и античным сюжетам.

Вазари в России

Несмотря на огромное наследие Вазари, в России его работ очень мало. “Собственным Вазари” могут похвастаться лишь два русских музея.

Картина “Триумф Вакха”, относящаяся к 1560-м годам, находится в Радищевском музее в Саратове.

Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Она была отобрана по разрешению Александра III из запасников Эрмитажа А.П. Боголюбовым (основателем Саратовского музея).

До недавнего времени под сомнением было подлинное авторство картины. Но последние исследования, проведенные искусствоведами, доказали, что “Триумф Вакха” действительно принадлежит кисти Джорджо Вазари.

О картине читайте подробнее в статье “7 картин Радищевского музея, которые стоит увидеть”.

Одного Вазари Эрмитаж оставил себе. Так как сомнений в его авторстве никогда не было. Речь идёт о картине “Обручение святой Екатерины”.

Джорджо Вазари. Обручение святой Екатерины. 16 век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Artchive.ru

Как Вазари стал первым искусствоведом

Джорджо Вазари оставил о себе память и как первый искусствовед в истории: он создал “Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550 г.).

К этому монументальному труду Вазари отнесся очень добросовестно. На протяжении всей жизни продолжал вносить дополнительные сведения о современных деятелях искусств.

В “Жизнеописаниях” представлены более 200 биографий представителей эпох Античности, Средневековья и Возрождения (именно Вазари первым так назвал эти Эпохи).

В его времена немало писалось биографий художников. Но именно “Жизнеописания” до сих пор популярны. Ни одно исследование тех эпох не обходится без ссылки на Вазари.

Почему же он так популярен? Дело в стиле написания. Он добавляет в биографии мастеров много интересных подробностей о характере художников.

Именно благодаря ему мы знаем, что Джотто был ещё тот шутник; Мазаччо был добродушным, но витающим в облаках; а Уччелло был помешан на совершенствовании мастерства, так, что не замечал ничего вокруг, даже свою прекрасную молодую жену.

Не забыл Вазари оставить и своё жизнеописание. Все-таки он был честолюбивым человеком. А ещё считал себя в первую очередь художником. И именно в этом качестве хотел войти в историю. Но получилось не совсем так, как он планировал.

Умер Джорджо Вазари 27 июня 1574 года во Флоренции.

Также читайте статью “6 великих художников Эпохи Возрождения”.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/dzhordzho-vazari/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector