«лисичка», михаил васильевич нестеров — описание картины

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Автопортрет

Поистине великий русский живописец, Академик живописи, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Лауреат Сталинской премии.

Художник Михаил Васильевич Нестеров родился в Уфе в 1862 году, в купеческой семье. Его мать, Мария Михайловна, из старинного купеческого рода Ростовцевых, была женщиной строгой и властной.

Отец, Василий Иванович, был достаточно успешным торговцем мануфактурой, человеком независимым в суждениях и прямым в своих желаниях.

Василий Иванович успешно вёл своё дело, но больше дел мануфактурных его увлекала литература и русская история.

К таланту сына проявлял большое участие и понимание, поддерживал сына во всех его творческих начинаниях и трудах.

До 1874 года Михаил Нестеров жил и учился в местной гимназии. Однако, отец решил, что губернская гимназия не сможет дать сыну хорошего образования и отправил сына в Москву для учебы в техническом училище. Увы, но отец оказался прав – Михаил не выдержал вступительных экзаменов в училище.

Михаила устроили в реальное училище К.П. Воскресенского.

Неудача с поступлением в техническое училище оказалась большим поворотным событием в жизни Нестерова – в реальном училище талант будущего художника разглядел Воскресенский и помог молодому человеку поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс В.Г.

Перова. Уже через два года обучения в училище молодой художник начал участвовать в выставках. Ещё через год, в 1881 году, Михаил Нестеров оставляет Московское училище и поступает в Петербургскую Академию художеств.

Академия художеств откровенно разочаровала Нестерова и, не закончив курса, он возвращается в Москву к своему любимому учителю. Однако, Перов уже тяжело болеет и вскоре умирает.

Нестеров снова поступает в Московское художественное училище. Его учителями становятся А.К. Саврасов и В.Е. Маковский.

В 1884-1885 годах художник пишет картины на исторические темы: «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Сбор на погорелый храм в Москве

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Приём послов

В тот же период, для заработка, художник начинает иллюстрировать журналы и книги (в том числе и сказки А.С. Пушкина).

В 1885 году Нестеров написал картину «Призвание М. Ф. Романова на царство». За это полотно Михаил Васильевич получил звание свободного художника.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Призвание М. Ф. Романова на царство

Буквально за пять лет Нестеров приобретает известность, как автор жанровых картин и картин на историческую тему. Публика очень  благосклонно приняла такие полотна, как:

«Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской

Летом 1885 года, вопреки воле родителей, Нестеров венчается с М.И. Мартыновой. Я совсем не зря решил отметить это событие в творческой биографии художника.

Михаил Васильевич страстно любил свою супругу, но в 1886 году, в мае, случилась трагедия – молодая жена родила дочь Ольгу и умерла после родов. Образ любимой жены многие годы преследовал художника и он писал её портреты огромное количество раз.

Её лицо мы видим в исторических и жанровых картинах. Это, как пример, и несколько вариантов «Царевны», и «Христова невеста». Всё она – любимая и безвременно ушедшая.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Христова невеста

Вот что писал Дурылин:

Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью.

Художник создал свой «нестеровский женский образ» — образ поэтический, с чуткой и одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, очень русский и почти народный.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики», художнику было присвоено классное звание и Большая серебряная медаль.

Ещё одной знаковой работой, которая раскрывала великую скорбь и душевную красоту русской женщины, стало полотно «За приворотным зельем». Это тема неразделенной несчастной любви.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

За приворотным зельем

А потом был «Пустынник»

Эта картина была показана публике на XVII Передвижной выставке. О молодом художнике не просто заговорили – пресса назвала его одним из лучших живописцев нового времени.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Пустынник

Вот что о картине написал Сергей Дурылин:

Зрителю передавалось тёплое любящее умиление, с которым бредущий по бережку старец в лаптях взирает на «кроткое природы увяданье» и на эту худенькую, взъерошенную ёлочку, на последнюю алую ветку рябины, на прибрежную луговинку и первым, робким ещё снежком.

«Пустынник» ещё до начала выставки был приобретен П.М. Третьяковым.

На вырученные от продажи картины деньги Нестеров отправился в своё первое заграничное путешествие – он посетил Германию и Австрию, Италию и Францию. Природа, архитектура и живопись Европы просто поразили молодого художника.

Великая картина художника Михаила Нестерова

В 1890 году художник закончил писать картину «Видение отроку Варфоломею». Полотно написано на сюжет «Жития преподобного Сергия». Нужно сказать, что картина вызвала самые разные отзывы (в том числе и критические), но стала сенсацией XVIII Передвижной выставке и была приобретена Третьяковым.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Видение отроку Варфоломею

До самого конца своей жизни Нестеров был убежден, что «Видение отроку Варфоломею» — это лучшее, что удалось ему создать.

Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.

Полотно стало первым в целой серии работ, которые художник посвятил Сергею Радонежскому – образ святого волновал живописца на протяжении всей жизни.

Случилось так, что «Отрока Варфоломея» увидел профессор Старцев, который руководил росписью Владимирского собора в Киеве. И был просто поражен талантом художника. Старцев нашел художника и предложил Нестерову работу по росписи собора. Нужно сказать, что Михаил Васильевич долго колебался, но предложение принял. И ещё 22 года, с огромным удовольствием, расписывал церкви и реставрировал иконы.

Для изучения традиций византийской живописи художник отправился в путешествие, посетил Константинополь, Равенну, Рим и Палермо.

Работа по росписи храмов принесла художнику огромную известность и, что греха таить, большое количество заказов.

Однако, сам художник был редко доволен своей работой – человек глубоко и искренне верующий, он очень критично относился к этому роду своей творческой деятельности. Всегда присутствовало желание сделать больше и лучше.

Работа в храмах сильно повлияла на творчество живописца – появилась целая религиозная тема «Святая Русь». В 1895 году Нестеров закончил полотно «Под благовест» (авторское название «Монахи»).

В 1901 году, желая глубже узнать и  прочувствовать мир русских монастырей, Михаил Васильевич отправляется на белое море в Соловецкий монастырь. Итогом этого путешествия стала целая серия картин: «Соловки», «Мечтатели», «Тихая жизнь», «Молчание», «Обитель Соловецкая» «Лисичка» и другие.

Лисичка

Отцы пустынники и жёны непорочны

Молчание

Нужно сказать, что в своих «православных» работах живописец не изображал ни архиереев церкви, ни пышных церковных праздников, ни золотого внутреннего убранства храмов.

Сергей Дурылин писал:

Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей. (…) Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой.

В 1902 году Нестеров решил показать публике ещё не законченную работу «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы». Пришедшая на показ картины Екатерина Петровна Васильева через несколько месяцев стала второй женой Нестерова.

В 1905 году художник вступил в «Союз русского народа», более известный советским людям, как «Чёрная сотня». Что побудило его на этот шаг? Может быть, живописца так напугала кровавая смута Красной Пресни?

В этот же период художник написал целую серию картин о горестной судьбе русской женщины и вере в Бога. Такая «любовь-жаль», где чуткая и ранимая женская душа, которая одарила своим светом недостойного и смогла найти свой покой только за стенами старообрядческого скита.  Картины: «Великий постриг», «Две сестры»,  «За Волгой», «Одинокие», «Думы».

Великий постриг

За Волгой

Послушницы на берегу реки

Будучи человеком православным, Нестеров испытывал особое почтение и трепет к старообрядчеству, как к вере более старой, более русской.

И всего одна картина в творчестве художника рассказывает о любви счастливой – «Два лада». Картина написана в 1905 году и рассказывает о счастье первой любви, которая так созвучна молодой и яркой весне.

Два лада

Последней предреволюционной работой художника стала «Душа народа». Картина-размышление.

Душа народа

Вот, что говорил о ней сам живописец:

У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…

Октябрьская революция просто перевернула жизнь художника – семья Нестеровых уехала на Кавказ, потом был Армавир, где художник тяжело заболел и долгое время не мог работать. Нестеровы вернулись в Москву только в 1920 году.

В послереволюционный период Михаил Васильевич начал писать портреты. Это и портрет жены, портреты членов семьи, близких друзей, людей творческих. Основная масса – это женские портреты.

Амазонка. Потрет дочери

Особо следует отметить работу «Девушка у пруда».

Девушка у пруда

Вот что о портрете сказал Максим Горький:

О каждой нестеровской девушке думалось: она в конце концов уйдёт в монастырь. А вот эта девушка — не уйдёт. Ей дорога в жизнь, только в жизнь.

В 1938 году Нестеров был арестован и провел несколько недель в тюрьме. Арестован (и расстрелян) был зять художника, а любимая дочь попала в лагеря из которых вернулась на костылях.

Читайте также:  Две сестры, теодор шассерио, 1843

В 1941 году за портрет И.П. Павлова художнику была присвоена Сталинская премия. 

Последней работой художника стала «Осень в деревне» (1942 год).

А в октябре 1942 года художника не стало. Нам же осталось его творческое наследие с вечно живым «Отроком Варфоломеем».

Святая Русь

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-mixail-vasilevich-nesterov-kartiny-i-biografiya.html

Картины Нестерова

На странице представлены самые знаменитые картины Нестерова Михаила Васильевича.

В досоветское время большинство его картин были посвящены религиозной тематике, и за это уже в советское время Нестеров был репрессирован. Советская власть сама хотела быть религией.

Выйдя из заключения, Нестеров переключился в основном на портреты, а религиозная тема появлялась в завуалированной форме.

Религиозная живопись Нестерова полна глубочайшего содержания.

Одни из самых знаменитых картин Нестерова «Видение отроку Варфоломею», который станет затем святым Сергием Радонежским, «Великий постриг», «За приворотным зельем», а из портретов наиболее известны портреты Л. Н. Толстого, И. П. Павлова, В. Васнецова.

И далее идут фото с названиями и описаниями этих и других картин Нестерова.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Автопортрет Нестерова.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Видение отроку Варфоломею. Нестеров.

Картина посвящена святому игумену и основателю Троицко-Сергиевской лавры Сергию Радонежскому, которого в миру звали Варфоломей.

На переднем плане отрок и инок. Фоном для них служит пейзаж деревни Абрамцево. Две избушки и церковь вдали.

  • У юного Варфоломея неземной взор, молитвенно и кротко сложены руки, он преклоняется перед святым старцем.
  • Старец держит в руках ларец, лица его не видно, но вокруг головы священный нимб.
  • Это первая картина посвящённая Сергию Радонежскому .
  • Трогательная живопись!

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Великий постриг. Нестеров.

Торжественная процессия движется к церкви на постриг.

Те, кто в белых платках ещё не монашки, им только предстоит отойти от бренного мира. За ними уже шествуют монашки, окружившие старую игуменью.

Религиозные картины Нестерова пронизаны истинно русско-христианской духовностью. Духовная живопись!

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Пустынник. Нестеров.

Древний старец-отшельник совершает свой путь. Он полон мудрости и терпения. Он ценит каждый миг своего пути!

Картины Нестерова глубоко духовны!

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

На фото картина «Три старца». Нестеров.

Картина имеет также название «Лисичка».

Три старых монаха отдыхают на природе и любуются ею.

Замечательная вокруг природа! И лисичка безбоязненно к людям вышла!

Картины Нестерова наполнены добротой и умиротворением! Добрая живопись!

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Два лада. Нестеров.

«Ладами» в древнерусском языке называли верных друг другу супругов.

Вот эти верные и любящие друг другу супруги любуются прекрасным пейзажем. И пара верных друг другу лебедей только подчёркивает глубокий символизм картины.

Картины Нестерова глубоко символичны!

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

За приворотным зельем. Нестеров.

У избушки на бревне сидит печальная девушка. Старик, открывший ей дверь, явно колдун. Девушка отвернула от него лицо, ей тяжко. Пришла за приворотным зельем, но правоты своей не ощущает, терзается.

Картины Нестерова с женскими образами почти всегда скорбны и печальны! И это не случайно: в 24 года у художника умерла жена, которую он очень любил. Проникновенная живопись!

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

На фото картина «Наташа на садовой скамейке». Нестеров.

Это дочка  художника Наташа. Читает книгу девочка, рядом с ней на скамейке только что собранный букет цветов.

С нежностью писал художник эту картину и наверняка и жену вспоминал.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

На фото картина «За волгой». Нестеров.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

На горах. Нестеров.

Грустный и тоскливый взгляд у девушки. Лицезреет она невероятную красоту природы, в руке собранный ею букет.

И явно она уже собралась в монастырь. Природа прекрасна, но общество совсем не такое!

На фото картина «На Руси». Нестеров.

Первоначально картина называлась «Христиане», но затем художник «смягчил» название.

«На Руси» как бы вся судьба и история России. Здесь и царь с патриархом, и слепой солдат-калека, сестра милосердия, Л. Толстой с Ф. Достоевским. Все они Крестным ходом идут к богу.

Каждый по своему совершает путь: кто-то уверенно, кто-то с сомнением, в спешке и суете, иные уверенно и даже вдохновенно. Впереди вместо самого Иисуса Христа простой крестьянский мальчик. Время уже советское.

Монументальная живопись!

На фото картина «Монахини». Нестеров.

На фото картина «Под благовест». Нестеров.

Два монаха читают молитву.

Картины Нестерова в религии духовность находили. Религиозная живопись не может не быть духовной!

На фото картина «Цесаревич Дмитрий убиенный». Нестеров.

В 1895 году Нестеров намеренно приехал в Углич для работы над этой картиной. На убитом мальчике плащаница вышитая его матерью. У художника в это время и сын был при смерти.

Картины Нестерова не кистью создавались, а сердцем!

В правом углу картины почти парит над землёй царевич Дмитрий, молитвенно сложив руки на груди.Вокруг головы его нимб. Он не умер, он просто спит. Спит вечным уже сном.

А в небе Господь Спас с радугой! Смерти нет, есть только вечность!

Картины Нестерова не религию прославляли, а великие духовные истины!

На фото картина «Старый да малый». Нестеров.

С любовью, нежностью и гордостью смотрит дед на своего играющего в тележке внука.

Стар уже дед и измучен крестьянским трудом. Но светло и даже радостно ему на душе когда он видит своё продолжение во внуке. Ничто не заканчивается, всё только начинается!

Картины Нестерова наполнены светом и любовью! Очень светлая живопись  Нестерова!

На фото картина «Соловки». Нестеров.

В лодке старец и молодой монах за вёслами. И плывут они к монастырю, к своему пристанищу. Перед ними чайки, а за ними великолепный северный пейзаж. Любил Нестеров Соловецкий монастырь.

  1. На фото портрет Васнецова.
  2. В советское время в основном портреты стал художник писать.

Портрет Павлова. Нестеров.

Нестеров писал портреты только своих друзей, одним из которых и был великий Павлов.

Это первый вариант портрета Павлова, где он внимательно читает книгу. Следующий далее портрет Павлова более известен.

Второй и самый известный портрет Павлова.

На одном из сайтов этот портрет описан как безмятежно сидящий академик смотрит вдаль. Моё мнение противоположно: сжатые кулаки на столе свидетельствуют о напряжении, и взгляд не вдаль направлен, а внутрь себя.

Известно, что Павлов и сам себя относил к психастеникам, людям со значительным преобладанием мышления над чувствами, второй сигнальной сферой над первой. Великий Павлов исследовал окружающую природу и свою собственную!

Характер Павлова великолепно отражён в этом полотне Нестерова!

На фото портрет Л. Н. Толстого.

Портрет скульптора Веры Мухиной. Нестеров.

На фото картина «Философы». Нестеров.

Это реальные философы и друзья Нестерова Флоренский и Булгаков. И сам Нестеров во многом был философ.

Вот такие знаменитые картины Нестерова! Великая живопись!

Источник: http://andrey-eltsov.ru/kartiny-nesterova/

Нестеров Михаил ВасильевичКартины и биография

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Нестеров Михаил Васильевич (Nesterov Mikhail Vasilyevich), русский художник, выдающийся мастер историко-религиозного и портретного жанра. Родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в купеческой семье. Михаил Нестеров получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. М. Прянишников, а также в Академии художеств (1881–1884). Жил Михаил Нестеров преимущественно в Москве, а в 1890–1910 годах – в Киеве. Не раз бывал в Западной Европе, в том числе во Франции и Италии, много работал в Подмосковье (Абрамцево, Троице-Сергиева лавра и их окрестности).

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Выбор царской невесты, 1887-1888, Музей, Архангельск

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

За приворотным зельем, 1888, Саратовский музей

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Пустынник, 1888-1889, Третьяковская галерея

Если ранние исторические картины Нестерова еще передвижнически достаточно бытописательны («Избрание Михаила Федоровича на царство», 1886, Третьяковская галерея, Москва; «Выбор царской невесты.

Первая встреча царя Алексея Михайловича с боярышнею Марией Ильиничной Милославской», 1887, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск), то позднее, художник усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем», 1888, Художественный музей, Саратов), атмосферу религиозной легенды («Пустынник», 1888–1889, Третьяковская галерея).

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Видение отроку Варфоломею, 1890, Третьяковская галерея

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Богоматерь с Младенцем, 1890, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Великомученица Варвара, 1894, Эскиз к росписи Владимирского собора в Киеве

Знаменитое полотно «Видение отроку Варфоломею» (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890, Третьяковская галерея) – картина, где чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж.

Михаил Васильевич Нестеров активно работал и в сфере религиозного монументально-декоративного творчества: росписи Владимирского собора в Киеве, мозаики и иконы церкви Спаса-на-крови в Петербурге, росписи храма Александра Невского в Абастумани, росписи Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве.

Здесь закрепляется традиция «церковного модерна», наполняющего канонические церковные сюжеты глубоким лиризмом.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

По-своему монументально-лиричны портреты художника; наиболее выразительны созданные Нестеровым образы родных и духовно-близких людей (дочь художника Ольга Михайловна Нестерова, или так называемая «Амазонка», 1906; Екатерина Петровна Нестерова в старорусском костюме, 1906; П. А. Флоренский и С. Н. Булгаков, или «Философы», 1917, Государственная Третьяковская галерея).

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Святая Ольга, 1892, Эскиз образа иконостаса Владимирского собора

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины

Под Благовест, 1895, Русский музей

На горах, 1896 год, Киевский музей русского искусства

В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления («Великий постриг», 1898; «Святая Русь», 1901–1906). Самое большое полотно мастера – «На Руси. Душа народа.

» (первоначальное название «Христиане» 1914-1916) – включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева.

Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж (написанная по соловецким впечатлениям картина «Молчание», 1903).

Труды преподобного Сергия, ГТГ

Великий постриг, 1898, ГТГ

Царевич Дмитрий, 1899, ГРМ

Не приняв революции, Нестеров уединяется в творчестве. Религиозные сюжеты (где мастер варьирует прежние мотивы) допускаются лишь на «экспорт», а единственная постреволюционная выставка картин Нестерова в 1935 году носит закрытый, «спецпропускной» характер.

В эти годы художнику лучше всего удается выразить себя в портретах; он пишет людей искусства и науки как своего рода подвижников творческой силы и энергии (портреты художников П. Д. и А. Д. Кориных (1930), академика И. П. Павлова (1935), скульпторов И. Д. Шадра (1934) и В. И.

Читайте также:  Павильон катальной горки, ораниенбаум, петербург

Мухиной (1940; все работы – в Третьяковской галерее) и другие портреты. Умер Михаил Васильевич Нестеров в Москве 18 октября 1942 года.

Сергий Радонежский, 1899, ГРМ

Павлов Иван Петрович, 1930-е, ГТГ

Мухина Вера Игнатьевна, 1940, ГТГ

За Волгой, 1905, Астраханская галерея

Ольга Михайловна, дочь художника, 1905, ГТГ

Екатерина Петровна, жена художника, 1905, ГТГ

Святая Русь, 1901-1906, Русский музей

Нестерова Екатерина Петровна в старорусском костюме, 1906 год

Дочь художника Наташа Нестерова на садовой скамейке, 1914 год

Лисичка, 1914, Третьяковская галерея

Сестры, 1916, Киевский музей русского искусства, Украина

Душа народа. Христиане, 1914-1916 годы, Третьяковская галерея

Философы, 1917, Третьяковская галерея

Сказание о невидимом граде Китеже, 1922, Нижегородский музей

Путник, 1921, Тверская областная картинная галерея

Послушницы на берегу реки, 1920-е, частное собрание

Монахини и странник у реки, 1922, частное собрание

Девушка у пруда. Наталья Михайловна Нестерова, 1923 год

Два лада, 1905, Нижегородский художественный музей

Зима в скиту, 1904, Башкирский художественный музей, Уфа

Отцы-пустынники и жены непорочны, 1932, ГТГ

Источник: http://smallbay.ru/nesterov.html

Михаил Нестеров. Молчание. Соловки. Лисичка. Описание картин. | Русские художники. Russian Artists

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины


Молчание.

1903.
Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины


Соловки.

1917.
Холст, масло. 78 x 122.
Художественный музей, Луганск, Украина.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины


Лисичка.

1914.
Холст, масло. 101 x 127.

Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

«Лисичка», Михаил Васильевич Нестеров — описание картины


Три старца (Лисичка).

1915.
Холст, масло. 102 x 120.
Национальная галерея Армении, Ереван, Армения.

В 1901 г., желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море.

Братия монастыря — крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. «С топором да пилой в лесу Богу молимся», — говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом.

Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное количество медведей, оленей, зайцев, лисиц.

Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю.

Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не заканчивается — они ещё долго звучали на его картинах.

Одна из лучших нестеровских картин «Молчание». Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.

Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий.

Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.

Примечательно, что в своих работах на «монастырские» темы Нестеров никогда не изображал ни архиереев, ни великолепных служений с их пышными обрядами, ни истекающих золотом церковных интерьеров. Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал:

«Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей… Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой».

Главная сайта
       

Главная
       

На страницу «Нестеров»
       

«Три шедевра»

Источник: http://www.tanais.info/art/nesterov5more.html

Михаил Нестеров. "Лисичка"

?

Шакалипи (sibariana) wrote, 2009-01-03 15:28:00 Шакалипи sibariana 2009-01-03 15:28:00 Category:

Одна из моих любимых картин.

Михаил Васильевич Нестеров. Лисичка.1914 год.

Незамысловатая милая сценка с любопытным зверьком и тремя старцами, прикорнувшими у монастырской стены.

Лисичка явно нацеливается на туесок с какой-то немудреной снедью. Старцы по-разному глядят на эту божью тварь —  один добродушно, другой —  свысока, третий не замечает зверька, будучи погружён в свои мысли.

Типичный нестеровский колорит – прохлада и некая отчуждённость, строгость Северной Руси, тусклая и холодная прозелень, которая иногда производит неприятное впечатление чего-то могильного, потустороннего. От этой же картины просто веет осенним зябким вечером.

У меня нет желания понимать, чем меня привлекла  картина.  Нестеров подарил миру множество других, по праву считающихся шедеврами. «Лисичка» всегда была в тени их. Тут что-то от «нравится – не нравится». И всё тут. Просто тупо  нравится.. .

Речь не об этом. Не могу избавиться от впечатления, что  «Лисичка» — аллюзия на «Троицу» Андрея Рублёва, как ни странно, фантасмагорично и даже кощунственно это может звучать. Некий приземлённый светский вариант, сохранивший при этом сверх-идею великого прототипа и сделавший идеал гораздо более земным  — но не приземлённым.

О «Троице» написано много – слишком много,  чтобы заболтать шедевр,  и слишком мало, чтобы понять его. Я полностью разделяю все восторженные эпитеты, которыми наградили икону.

«Троица» Рублёва – «пятое евангелие», код к русскому православию, во многом неразгаданный и непонятый только потому, что об иконе судили только как о живописном объекте, а не об том, что она есть на самом деле – «умозрение в красках».  То есть, русский философский трактат, не менее ценный для христианства и всего человечества чем «Сумма Теологии».

Я готов повторить за отцом Павлом Флоренским «Если есть «Троица» Рублёва – значит, есть Бог».  Меня только удерживает нелепость повторения.

Одно дело, когда  такое признание делает признанный богослов, один из выдающихся религиозных философов мирового масштаба, который в конце концов душой,  а не умом, забыв всю мощь формального философского аппарата,  пришёл к выводу, что единственное приемлемое для него свидетельство о Боге – то, что  четыре столетия тому назад увидел некий монах-иконописец: образ Бога в надмирных сферах. А всё остальное  — суета и пустая писанина с болтовнёй.

И вот в том же культурном круге, в котором подвизается Павел Александрович (кстати, есть картина Нестерова «Философы», на которой Флоренский изображен рядом с Сергеем Булгаковым),  художник пишет жанровую сценку с лисой, туеском и тремя странниками.

Не думаю, что он размышлял при этом о «Троице» и сознательно допускал некие параллели с ней.  Это могло случиться только произвольно, бессознательно.  В этом проявляется высшая ценность искусства – когда творец даёт творить тому, что  стоит за ним. Тому, что прозрел Андрей Рублёв.

И что проявилось в другое время в совсем другом жанре.

И тогда обыденность оборачивается мистерией.

Три странника – это те самые три ангела, которые навестили Авраама, и которые в ожесточённых богословских спорах потом были признанными единственными адекватными изображением Троицы.

Царственная Московия  по политическим мотивам тяготела к другому образу Троицы, в котором Бог-Отец изображался в виде «ветхого старца», сурового  и грозного длиннобородого  старика, Бог-Сын в виде юноши, знакомого нам иконографического образа Христа, а Дух Святый – в образе голубя.

Так в Троице выстраивалась субординация, ненавязчиво намекающая на идеи монархизма, сугубого единоначалии и подчинения.  Русская церковь отвергла это представление и на века признала идеальной композицию  Рублёва, ту самую, в которой все ипостаси равны.

Это было не только чисто русское упрямое стояние насмерть на православных догматах, отрицавшее многие ереси.  Так вздёрнутая на дыбе, растоптанная и униженная  Святая Русь ответила имперской Московии тем, что сохранила свою душу и свою веру, свою внутреннюю свободу.

 Россия, «которую умом не понять», картиной Нестерова  в который раз высказалась по тринитарному догмату, расставив все точки над I .

Вот так выглядят ипостаси Бога – равными, но разными, обладающие различными образами, но при этом схожие в главном.

И вот так выглядит человек – та самая лисичка, которая в суете обыденного  мышкования выходит на запах съестного, даже не подозревая, кому принадлежит заветный туесок.

Нестеров размыкает круг «Троицы». У Рублёва она развёрнута к зрителю не только по законам живописи из-за того, что таки образом  представлены все три фигуры. Полуразомкнутость композиции рублёвской иконы – приглашение человеку войти в круг Божественных ипостасей. Троица Нестерова куда человечнее. И человек-лисичка куда ближе к Богу.

Что ж тут поделаешь, если его, то есть человека в рыжей шубке,  привлекает материальное – туесок с чем-то вкусным, что учуяла плутовка. Лисичка пока на полдороге. Может, она выберет другое, она подойдёт к тому страннику, что  ласково глядит на неё,  и уткнётся ему в ладонь холодным влажным носом.

 

Источник: https://sibariana.livejournal.com/50879.html

Лисичка

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Нестерова.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Михаила Нестерова  на натуральном  холсте.

Михаил Васильевич Нестеров родился в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом. Его отец вел торговлю мануфактурными и галантерейными товарами, но был склонен к истории и литературе, чтению книг. Михаил всю жизнь был благодарен отцу за то, что тот старался всегда поощрять его художественный талант.

Михаил до 12 лет учился в Оренбургской мужской гимназии в городе Уфе, где и родился.

Осенью 1874 года пытался поступить в техническое училище в Москве. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище Воскресенского.

В 1877 году по совету Воскресенского продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Через два года после поступления Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище выставках.

В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс Чистякова.

Разочаровавшись в системе преподавания Петербургской академии, Нестеров через год вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в класс к Перову, однако любимый преподаватель был тогда уже при смерти. Нестеров успел написать портрет своего наставника.

В дальнейшем учился у Саврасова.

Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился со своей будущей женой Мартыновской. Вернувшись в Москву, учился в классе Маковского.

С 1884 года начал писал жанровые картины на исторические темы.

В 1885 году за картину «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» получил звание свободного художника. Летом того же года Нестеров вопреки воле родителей обвенчался с Мартыновской.

После свадьбы художник работает над журнальными рисунками и иллюстрациями к изданиям произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского.

В 1886 году за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.

В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при родах его жена умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника.

Первой значительной картиной, которая стала свидетельством самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 годах. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени.

Внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах, поразила и известного коллекционера Павла Третьякова. Он приобрел «Пустынника» еще до открытия выставки.

На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на художника сильнейшее впечатление.

Во время этого путешествия была написана картина «Остров Капри». К этому периоду относится также первая зарисовка будущей картины «Видение отроку Варфоломею» Впоследствии эта картина стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и также была приобретена Третьяковым в галерею.

В 1890 году профессор Прахов, руководивший росписью Владимирского собора в Киеве, пораженный талантом автора картины «Видение отроку Варфоломею, пригласил Нестерова на работу в собор. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни.

Чтобы изучить приёмы новой для него монументальной живописи, он отправился в путешествие в Рим, Палермо, Константинополь и Равенну — те места, где мог ознакомиться с традициями византийского искусства.

Именно роспись церквей и храмов принесла Нестерову широчайшую известность.

Вслед за Владимирским собором последовали работы в других храмах. В 1898 г. младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил его расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. Здесь Нестеров в течение 5-6 лет оформил лично более 50 композиций на стенах и иконостасе.

Затем Нестеров выполнил работу в московской Марфо-Мариинской обители. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». На ней Нестеров изобразил обыкновенных людей, ищущих свой путь ко спасению.

Последней церковной работой Нестерова стала роспись собора в Сумах.

В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».

Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Весной 1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Пришедшая посмотреть его картину Екатерина Петровна Васильева спустя несколько месяцев стала его женой.

В 1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.

Октябрьская революция стала своего рода рубежом для художника, которому к этому времени исполнилось 55 лет. После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, там заболел и в течение долгого времени не был в состоянии работать. В Москву вернулся только в 1920 г.

В послереволюционное время Нестеров всё чаще обращается в своём творчестве к портрету.

В 1941 г. за портрет Павлова, созданный в 1935 году, художнику была присуждена Сталинская премия, одна из первых премий в области искусства.

В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 г. под названием «Давние дни». Книга была встречена с живым интересом и имела большой успех.

Нестеров скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он держал в руках палитру и кисть и рисовал. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Михаила Нестерова  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/nesterov-mihail/lisichka

Описание картины Молчание. Соловки. Лисичка – Михаил Нестеров

Одна из лучших нестеровских картин “Молчание”. Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора.

Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.

Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.

Примечательно, что в своих работах на “монастырские” темы Нестеров никогда не изображал ни архиереев, ни великолепных служений с их пышными обрядами, ни истекающих золотом церковных интерьеров. Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал:

“Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен – уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с елочками да березами, а в собеседники дает им птицу да зверей… Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой – блаженного общения верующего человека с природой”.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Два лада – Михаил Нестеров Нижегородский художественный Музей, Нижний Новгород, Россия. Избрав в искусстве путь “поэтизированного реализма”, Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни. В нестеровских……
  2. Три старца – Михаил Нестеров Художник Михаил Нестеров никогда не находил утешение в мире своей современности. Лишь девственная природа была неиссякаемым источником его вдохновения, которое……
  3. Портрет хирурга Сергея Юдина – Михаил Нестеров Портрет хирурга Сергея Юдина Нестеров чуть было не превратил в жанровую картину, изобразив операцию в институте Склифосовского….
  4. Портрет Л. Н. Толстого – Михаил Нестеров Первым из людей “по яркости христианского понимания примечательных” для Нестерова, как и для многих в то время, был Толстой. В……
  5. Наташа на садовой скамейке – Михаил Нестеров Михаил Нестеров – художник оставивший глубокий след в мировом живописном искусстве. Он является автором большого числа картин, но, написанная в……
  6. Под Благовест – Нестеров Михаил Ранняя весна в монастыре. По желтой дорожке идут один за другим два монаха и читают нечто религиозное под звон колокола……
  7. На Руси. Душа народа – Михаил Нестеров Замысел написания картины “На Руси” у автора возник за 10 лет до этого и изначально назывался “Христиане”. Художник размышляет о……
  8. Святая Русь – Михаил Нестеров На картине художник представил Христа в окружении русских святых и народа на фоне русской природы. В 1907 г. картина была……
  9. Автопортрет (Солдатский цикл) – Михаил Ларионов Настоящий примитивизм Ларионова начинается с полотен “Солдатского цикла”, впервые выставленных на “Бубновом валете” в 1910 г. Здесь тоже четко прослеживается……
  10. Богоматерь с Младенцем – Михаил Врубель К евангельским сюжетам Врубель впервые обратился во время учебы в Академии художеств. Переезд в Киев – по приглашению искусствоведа А…….
  11. Гамлет и Офелия – Михаил Врубель 1888. Картон, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия. Еще в ранние годы своего творчества Врубель начал работу над “Демоном”. Тема Демона……
  12. Кровать – Михаил Врубель Врубель был превосходным рисовальщиком. Умение рисовать он ценил необыкновенно высоко и часто пенял современным художникам за их пренебрежительное отношение к……
  13. Архангел Михаил – Виктор Васнецов Виктор Михайлович Васнецов обладал глубоким знанием сложной православной символики. Как многие поколения Васнецовых он учился в духовной семинарии. Позднее приобретенные……
  14. Стог. Лахта – Михаил Матюшин Михаил Матюшин – необыкновенно разносторонняя личность, человек, наделенный множеством талантов. Не только художник, но и музыкант, педагог, философ и теоретик……
  15. Портрет Н. И. Забелы – Михаил Врубель Врубель часто рисовал свою жену. И всегда он чуть-чуть уходил от реальности, немного удлинняя лицо, расширяя глаза, тем самым делая……
  16. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила – Илья Репин Илья Ефимович Репин очень любил музыку и создал образы многих известных музыкантов. Своего друга – знаменитого композитора и дирижера А…….
  17. Гадалка – Михаил Врубель Врубель любил путешествовать по странам. Он посетил: Рим, Милан, Афины и другие города, но сердце навсегда осталось в столице России……
  18. Архангел Михаил из деисусного чина – Андрей Рублев Данной работой художник будто соединил все возможные лучшие качества человека и надежды. Михаил – первый ангел по правую руку Бога……
  19. Весна. Времена года (Новый примитив) – Михаил Ларионов Лидер движения русских авангардистов конца 1900 – начала 1910-х, М. Ф. Ларионов придавал большое значение искреннему, наивному и на первый……
  20. Казнь дожа Марина Фальеро – Эжен Делакруа В своем дневнике Делакруа писал о том, что, когда его покидает вдохновение, он берет с полки одну из своих любимых……

Описание картины Молчание. Соловки. Лисичка – Михаил Нестеров.

Источник: https://art.goldsoch.info/molchanie-solovki-lisichka-mixail-nesterov/

Ссылка на основную публикацию