Дмитрий Григорьевич Левицкий – русский портретист украинского происхождения, представитель реалистической живописи 18 века.
Годы ученичества Левицкого
Будущий мастер родился примерно в 1735 году, в семье священника Григория Кирилловича Носа, который счел необходимым сменить свою фамилию на «Левицкий». Это произошло в небольшом селе Маячка, что в Полтавской губернии.
Отец, будучи простым сельским священником, был, тем не менее, известным в Украине гравером в стиле барокко, прославленным иллюстратором «Апостола», «Евангелия», автором гравированных портретов, религиозных и светских композиций.
Есть сведения, что Григорий Кириллович участвовал в росписи знаменитого Андреевского собора в Киеве. Именно этот талантливый человек и стал, конечно, первым учителем Дмитрия Левицкого. Двадцать лет будущий художник жил в Киеве, набирался опыта и впечатлений, брал уроки у отца и А. П. Антропова.
Перебравшись в Петербург, юноша поступил учиться в Шуваловскую Академию и параллельно продолжил учебу в студии Антропова. Именно тогда и вырос талант Левицкого как художника – портретиста.
Портрет М. А. Дьяковой–Львовой
В 1778 г. Левицкий написал портрет М. А. Дьяковой. Это камерный погрудный потрет жены знаменитого архитектора Львова (хранится в Третьяковской галереи.). Художник мастерски и живо передал обаяние и молодость девушки, заставляя зрителя любоваться ее красотой, внутренним достоинством, умом и женственностью. Мягкая пластика форм тела, движения головы в сочетании с нежно-зелеными тонами наряда создают прекрасный гармонический образ юной женщины.
Портрет императрицы Екатерины написан в 1783 г. Это парадный портрет идеальной просвещенной законодательницы, воспетый Г. Р. Державиным в оде «Фелица».
Не случаен и фон картины – античный храм богини Правосудия, он придает особую торжественность, аллегоричность и величие портрету Екатерины. Здесь намечены черты классицизма: локальность цвета, четкость объемов, гладкость мазков.
Левицкий написал три варианта портрета императрицы: 1780, 1783 и 1790 года. Все три полотна находятся в Русском музее.
Портреты «смолянок»
С 1772 по 1776 год Левицкий написал цикл парадных портретов учениц Смольного института благородных девиц. Специалисты считают, что это лучшие портреты реалистической живописи 18 века. «Смолянки» изображены в полный рост, поодиночке и попарно, они танцуют, музицируют, играют, общаются.
В них нет искусственной жеманности, но есть грация, чистота, юная застенчивость, свежесть и обаяние. Характер каждой воспитанницы индивидуален: скромная, неуверенная в себе Хрущова, веселая и грациозная Хованская, непринужденная и жизнерадостная Нелидова, задорная и яркая Борщова.
Образы этих и других девушек несут в себе все многообразие душевной жизни человека, несмотря на подчеркнутую маскарадность и театральность портретов.
Портреты «смолянок»
Портрет Екатерины Николаевны Хрущёвйи княжны Екатерины Николаевны Хованской.
На портрете Екатерины Хрущевой (слева) и Екатерины Хованской разыгрывается пасторальная сцена Нинетты и Кола из оперы Киампи “Капризы любви, или Нинетта при дворе” (поначалу мужские роли в Смольном исполняли воспитанницы, позже стали приглашать воспитанников Кадетского корпуса).
Хрущевой (на портрете ей десять лет), с крупными чертами лица, удавались мужские роли. Левицкий, не приукрашивая девочку, изобразил ее задорно обаятельной даже в длинном мужском сюртуке.
Хочется обратить внимание на то, как написано серебристо-розовое платье с передничком из прозрачной кисеи с мушками Хованской-Нинетты, чтобы еще раз убедиться в мастерстве Левицкого-живописца.
Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа.
Портрет А.П. Левшиной. 1775
Очень женственной, совсем не семнадцатилетней, изображена остановившаяся в танце среди колонн и ваз Александра Левшина. Фигура героини в пышном театральном платье смотрится богато и солидно на фоне роскошной дворцовой обстановки.
Благожелательная полуулыбка, внимательный взгляд девушки дают почувствовать, что годы в Смольном институте не прошли даром: вот она, вышколенная выпускница, достойная золотой медали, места фрейлины императрицы и в будущем — бравого мужа, капитана Измайловского полка П.А. Черкасского.
Девушка изображена в танцевальной позе, она представлена в сценическом костюме, судя по всему, в том, в котором она с большим успехом сыграла роль Заиры в одноименной трагедии Вольтера, которую ставили в Смольном.
Алымова Глафира Ивановна
Одна из лучших арфисток своего времени изображена с любимым инструментом, который одновременно делает её и Аллегорией Музыки.
Она также одета в форменное парадное платье из белого шелка, установленное для воспитанниц IV (старшего) возраста, которое выглядит особенно роскошно: это платье «полонез» с «хвостом» и «крыльями» на большом панье (каркасе из китового уса). Подол юбки украшен фалбалой, а лиф — пышными бантами.
Нити крупного жемчуга обвивают длинные локоны, драгоценные камни вплетены в прическу. Эту роскошь связывают с тем, что к этому времени юная Глафира уже стала предметом всепожирающей страсти Бецкого.
Портрет Натальи Семёновны Борщовой. воспитанницы института Благородных Девиц.
Молчанова.
Последние три портрета были написаны Левицким так, чтобы при развеске на центральной стене в одной из гостиных Большого Петергофского дворца составить единую композицию (остальные полотна должны были висеть на боковых стенах).
Это картины, изображающие лучших воспитанниц первого выпуска: Наталью Борщову, начавшую свой танец под звуки арфы Глафиры Алымовой, и Екатерину Молчанову, которая, услышав музыку, отвлеклась от физических опытов (на столе у нее антлия — воздушно-вакуумный насос).
Замкнутую композицию трех портретов создают драпировка атласных юбок Молчановой и Алымовой, движения рук смолянок, повороты головы, перекличка поблескивающего грифа арфы и физического прибора.
Некоторые исследователи считают, что такая композиция была задумана художником, чтобы показать единство музыки, танца и декламации (если предположить, что в руках у Молчановой томик французской поэзии)
Нелидова Екатерина Ивановна — друг Павла I (1758-1839). Воспитывалась в Смольном монастыре; была фрейлиной великой княжны Марии Феодоровны.
На 15-летней девушке надет сценический костюм (светло-коричневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из упругого шелка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами), один из тех, в которых она выступала в придворных балетах.
Полагают, что она изображена в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа», её удачному выступлению в этой роли вместе с Борщовой (Пандолфой) посвящены стихи Ржевского и Сумарокова[9].
Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.
Что же объединяет портреты смолянок, разнящиеся по стилю, содержанию и задачам, в серию (или сюиту)? Можно назвать ритмичную плавность движений, которая подчеркнута грациозными жестами.
И колористическое решение, основанное на сочетании оттенков оливкового, серого, розового, бежевого и других “благородных” тонов. А еще — шуршание драгоценного атласа, неправильные, но обаятельные русские лица и глаза, отражающие душу.
Эти молодые особы — мечта государственных мужчин. Они идеальные, но в то же время живые, благовоспитанные девушки.
Ржевская и Давыдова
Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой[8] (1772).
Ржевская (справа) изображена в голубом форменном платье, установленном для воспитанниц второго возраста Воспитательного общества благородных девиц; Давыдова (слева) представлена в форменном платье кофейного цвета, установленном для первого (младшего) возраста.
Эта маленькая смуглая грузинская княжна держит в руке белую розу — символ юности и добродетели. Девочки демонстрируют свои светские манеры, утверждая тем самым успехи института в воспитании юношества. Первый в серии портрет, вероятно, явился пробным.
Анна Иванова мудрец
- Активность: 21k
- Репутация: 6752
- Пол: Женщина
Анна Иванова мудрец
Источник: https://obiskusstve.com/1183215856189704676/hudozhnik-levitskij-dmitrij-grigorevich/
Левицкий, Дмитрий Григорьевич — это… Что такое Левицкий, Дмитрий Григорьевич?
Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735, Киев — 4 [16] апреля 1822, Санкт-Петербург) — русский[1] художник-живописец украинского[2] происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.
Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).
Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии Художеств. С 1779 преподавал в портретном классе Академии Художеств.
В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), был руководителем портретного класса.
Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773).
Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773).
Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).
В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р.
Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ—энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.
Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф.
Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи.
В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.
В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х).
Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М.
Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.
Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского и Г. И. Угрюмова.
Произведения
-
-
Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская. 1773 (Русский музей, Санкт-Петербург).
-
-
-
-
-
-
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/60282
Дмитрий Григорьевич Левицкий, художник: биография и творчество
Искусство и развлечения 27 октября 2017
Автор, изложивший историю России в лицах, Дмитрий Григорьевич Левицкий, художник «галантного» века, и чисто внешне он сам представлял из себя лицо «необщего выражения»: выразительное, страстное, чуть жёлчное.
Живописец дар имел редчайший, все реалии восемнадцатого века запечатлел для изучения их самыми далёкими потомками.
Перед нами художник Левицкий раскрывает эпоху во всей красе: лица царей и царедворцев, философов и светских львов, холодных красавиц и писателей, промышленников и дипломатов, аристократов и купцов, чиновников и военных, родителей и их детей, и эти портреты способны рассказать достовернее всяких слов о том прошлом, которое давно миновало и не вернётся никогда.
Живописец истории
Художник Левицкий преподнёс любителям искусства неоценимый подарок — это сотни и сотни портретов, на которых запечатлены лица глупые и умные, злые и добрые, холодные и чувственные, каждое — со своим собственным характером, со своей собственной биографией. Эти представители века Екатерины Великой олицетворяют саму суть весьма непростого и очень созидательного времени. Художник Левицкий не написал ни одной картины в чисто историческом жанре, хотя миссию историка выполнил более чем полностью.
Судьба его сначала вознесла, одарив почётом и славой, затем спрятала в самый далёкий и непосещаемый уголок: современники быстро забыли художника Левицкого, портреты которого их только что восхищали.
У публики были свои дела — расчёты, интриги, до живописи ли тут! Даже не знает никто, где именно находится холмик на Смоленском кладбище, под которым лежит замечательный человек, обессмертивший облик своей эпохи.
Биография
Родился художник Дмитрий Левицкий примерно в 1735 году (точная дата не установлена) в маленьком селе на Полтавщине. Род был старинный священнический, который вёл начало от известного в тех краях Василия Носа. Отец, Григорий Кириллович, человек талантливый и образованный, много лет учился в Польше гравёрному делу и стал великолепным мастером.
Именно в Польше он получил новую фамилию, под которой и поселился в Киеве, а собственный приход в церкви отдал по найму знакомым священникам. Творчество его в основном было посвящено духовному началу, поскольку в Киеве он сотрудничал с духовной академией и работал в типографии Киево-Печерской лавры.
Дар
Жена Агафья (урождённая Левицкая, чью фамилию и взял священник-гравёр) родила ему четверых сыновей и дочку. Старшему сыну и досталась самая яркая слава. Вся биография художника Левицкого говорит о том, что именно он унаследовал от отца дар составления композиции, который отличался от всех его современников, точного во всех деталях рисунка, а также уверенной работы с натуры.
Круг духовенства и высокообразованной интеллигенции окружал мальчика с самого рождения, потому он вырос начитанным, умным и прекрасно воспитанным. К тому же характер у юного художника Д. Левицкого был: до определённого момента по жизни его сопровождала уверенность в собственных силах и способностях. А то, что он был талантлив, споров никогда не вызывало.
Начало мастерства
По некоторым сведениям, в 1752-м юноша познакомился с известным живописцем Алексеем Петровичем Антроповым, и это знакомство оказало влияние на всю жизнь художника Д. Г. Левицкого. В это время они должны были вместе работать над росписью Андреевской церкви в Киеве.
И спустя шесть лет молодой человек приехал в Петербург и не просто стал учеником этого прославленного мастера, но и жил в его доме следующие шесть лет. Как помощник Антропова Левицкий расписывал Триумфальные ворота к коронации Екатерины Второй.
А через два года он это сооружение реставрировал уже самостоятельно.
В 1767-м даже разбогател, выполнив два иконостаса и более семидесяти образов для Кироиоанновской и Екатерининской церквей в Москве совместно с художником Васильевским. О других учителях сведений нет. Но есть такой факт: уже самые первые портреты знаменитостей художника Левицкого коренным образом отличались от стиля художника Антропова.
Манера была абсолютно новой и самостоятельной, скорее созвучна полотнам мастеров Западной Европы, чем видению его дорогого учителя.
Всё было иное: непринуждённость, лёгкость, не свойственная русской живописи того времени, гамма полутонов, лессировка, особо смягчающая интенсивные цвета, и такая характерная для работ Левицкого световоздушная среда.
Первая оттепель
Это было время, когда расцветали искусства: строились грандиозные дворцы, влияние западных школ было огромно, поскольку приглашались в страну самые лучшие зодчие, музыканты, художники.
Новая эстетика вбирала в себя всё с лёгкостью, оставляя незыблемыми прямоту духа и то самое здоровое начало, которое смогло породить Рокотова и Левицкого, творчество которых — сама жизнь. В то же самое время художник в обществе того времени значил не более, чем хороший повар или часовщик.
Конечно, художник-портретист Левицкий большую часть жизни прожил среди самой высокой знати, в сиянии бриллиантов.
И это, скорее всего, самый большой диссонанс — зависимость от художественного материала ни к чему хорошему не приводит. Антропов был человеком хорошим, но несколько самодур, с ним было нелегко. Он ненавидел Академию художеств и всячески возражал против уроков у двугих мастеров.
Левицкому довольно быстро удалось перестать зависеть от учителя чисто материально, а потому он впоследствии такие уроки всё-таки брал. Мастерство через десять лет окончательно отполировалось, и помогли в этом француз Лангренэ и итальянец Валериани — оба из академистов.
В 1770-м к Левицкому пришла настоящая слава.
Девицы
В 1770 году Левицкий получил золотую медаль от Академии художеств за портрет архитектора Кокоринова, который представил на выставку, организованную там. Участвовали знаменитости — Лосенко, Гроот, но Левицкому безоговорочно отдали первое место за совершенство формы и духовную наполненность.
Именно поэтому в 1773-м художник получил заказ от самой императрицы и написал портреты девиц — воспитанниц Смольного института. Это была первая и пока единственная школа для девочек. Ранее дворянки учились у гувернанток, а бедные совсем не учились.
Это была благая инициатива имератрицы — открыть институт благородных девиц в Смольном монастыре.
Во всех портретах дарование художника развернулось насколько возможно. Левицкий показал себя не только превосходным психологом, но и отличным декоративистом. Портреты были выполнены как парадные аллегорические картины: воспитанница Борщова олицетворяла театр, Молчанова — науки, Алымова — музыку и так далее. Весь восемнадцатый век в его эстетической системе отразился в этих портретах.
Масонство
Не прошло и двадцати лет, как портреты знаменитостей художника Левицкого в лучшем случае были забыты, а иногда даже играли против него. Императрица время от времени меняла своих фаворитов, к масонству всегда относилась более чем отрицательно.
А Левицкий был масон, так же, как некоторые из его покровителей. Главными заказчиками долгое время были канцлер князь Безбородко и президент Академии художеств граф Бецкой. Под многими князьями и графьями однажды зашатались стулья.
Канцлер проиграл Потёмкину всю свою государственную силу, а престарелый Бецкой был для державы уже бесполезен.
Против издателя «Трутня» Николая Новикова заведено дело, а это имя вообще отделить от имени Левицкого трудно, даже и мы знаем Новикова по написанному художником портрету. Оба они были масонами. Вот тогда Левицкий попал не просто в немилость.
Она привела с собой и безвестность. Всю последнюю четверть жизни Левицкий почти не работал, его полотна этого периода можно пересчитать по пальцам. Холсты, как всегда, превосходные. Но их мало. Очень мало.
А потом, уже в глубокой старости, Левицкий ослеп.
Когда теряется радость
Просветитель и писатель Новиков в середине девяностых годов буквально открыл глаза художнику на его жизнь и на значение этой самой жизни. Он был, конечно, замечательным другом.
Ослепительно ясно стало художнику, что жизнь его прожита во лжи, лицемерии и фальши, которые не только окружали его, но и сам он был их родителем ежечасно и каждый день.
Обман показался ему фантасмагорическим, и более всего ужаснуло собственное в нём участие.
Далее жизнь ещё некоторое время текла по-старому. Позавтракав, Левицкий становился за мольберт, чтобы холсты один за другим покидали мастерскую, а вельможные заказчики радовались и благодарили. А вот живописец радоваться уже не мог.
Ушло счастье творчества, созидания, а были с ним только неудовлетворённость и пустота. Тогда были опробованы новые пути — народ, народная тематика. Появился портрет дочери художника в народном свадебном уборе. Но увы. Многолетняя работа на заказ сделала своё дело.
Правды в нём было не больше, чем прежде. Салонным он получился, а не народным.
Стиль
Одухотворённые образы художнику не удавались, поскольку вся душа оказалась выхолощенной этими сиятельными портретами, где неизбежны и холодность, и слащавость, и искусственность.
А всё потому, что в искусстве недопустимы уступки, даже самые малые, а также и не должно там быть никакой полуправды. Это не смогли заменить ни прекрасное мастерство, ни владение цветом, ни великолепный рисунок, ни превосходное чувство тона.
Но ведь всё это и сделало столь значимыми и столь прекрасными портреты знаменитостей художника Д. Г. Левицкого!
Художника масоны совсем испортили. Он теперь ощущал постоянный надрыв, надлом, и часы работы на заказ стали невыносимы. Левицкого тянуло к чтению, к размышлениям, к одиночеству.
К роли борца он готов не был. Он просто тосковал. Вельможные заказчики с самого начала почувствовали это, и двор забыл художника почти моментально.
Прошло года два-три до того момента, когда в дом постучалась настоящая нищета.
Вместе с эпохой
Академию пришлось покинуть со смехотворной годовой пенсией в двести рублей. Эта подачка была настолько ничтожна, что выглядела не благодеянием, а оскорблением. Оно и понятно — Левицкий был неугоден.
Не из-за слабости здоровья он ушёл, это было предлогом. Руководство Академии поменялось, прежние благодетели исчезли. Художник остался с многочисленным семейством и наступавшей слепотой без средств.
Борьба за существование была унизительной, трудной и очень долгой.
Современники его в мемуарах описали, как слепой старик долгими часами простаивал на коленях в храме при Академии художеств. Умер он в восемьдесят семь лет, и к этому времени как художник был забыт абсолютно.
За последнюю четверть своего века — от начала 1800-х он — оставил нам из крупных работ портреты заводчиков Билибиных и камер-фрейлины Протасовой. Это почти всё.
А какой плодовитой была эта кисть ранее! Екатерининская эпоха иссякла, вот и умолкал её певец.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/255348/
Левицкий Дмитрий. Биография, названия, описание картин
Дмитрий Григорьевич Левицкий (около 1735, Киев — 16.04.1822, Санкт-Петербург) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.
Биография Дмитрия Левицкого.
Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в семье священника, также занимавшегося гравюрой. Отец вместе с живописцем Алексеем Антроповым и привил мальчику любовь к художественному искусству. Дмитрий Левицкий вместе с отцом участвовал в росписи киевского Андреевского собора.
Примерно в 1858 году Левицкий перебрался в Санкт-Петербург и поступил на обучение в Академию художеств, продолжая заниматься живописью с Антроповым. В 1770 году художник пишет прекрасный портрет Александра Кокоринова, за который ему было присуждено звание академика. С 1771 по 1788 годы в Академии художеств руководил классом портрета.
Дмитрий Левицкий считается одним из лучших мастеров парадного портрета, пожалуй, никто лучше него не мог найти эффектную и одновременно выразительную позу, жест, выражение лица.
Интенсивность колорита его работ удачно сочетается с разнообразием и гармоничностью оттенков.
Наиболее выдающимися его работами стала серия портретов «Смолянок» — воспитанниц Смольного института благородных девиц, которая считается шедевром мирового искусства.
Среди портретов, созданных Дмитрием Левицким, стоит выделить портреты Екатерины II, Дени Дидро, отца художника, А. Кокоринова, Н.Новикова. Граф Артемий Иванович Воронцов заказал для своего нового дома портреты членов своей семьи; художник блестяще справился с работой, написав очень интимные по настроению портреты, подчеркивающие особенности каждого члена графской семьи.
В 1780-х годах художник создает уникальные портретные работы, на которых запечатлевает многих известных деятелей культуры. Одна из лучших его работ — портрет Марии Дьяковой, выдающийся своей теплотой и жизнерадостностью.
Творчество Дмитрия Левицкого оказало большое влияние на становление многих художников: Владимира Боровиковского, Леонтия Миропольского, Петра Соколова, Григория Угрюмова.
Описание картин Дмитрия Левицкого:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/levickij-dmitrij/
Левицкий Дмитрий Григорьевич — презентация
1 гг.
2 Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого ( настоящая фамилия Нос, или Носов ), известного также как художник — гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова ( с 1758 года ). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве ( середина х годов ). Биография Андреевский собор А. П. Антропов
3 Биография Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт — Петербург. Учился в Академии Художеств. В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым.
Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика.
Преподавал в Академии художеств ( ), был руководителем портретного класса Академии Художеств. Портрет А. Ф. Кокоринова
4 Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.
Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния. Вершиной творчества Левицкого и всего русского портрета XVIII века стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в годах.
Серия « Смолянок » шедевр мирового искусства ( все портреты находятся в Русском музее ). Биография Портрет Н. Сеземова Портрет П. Демидова
5 Смолянки Портрет Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой Портрет Н. С. Борщовой
6 Смолянки Портрет Е. И. Нелидовой Портрет Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской
7 Смолянки Портрет Г. И. Алымовой Портрет А. П. Левшиной
8 Смолянки Портрет Е. И. Молчановой
9 Также в созданной Левицким обширной галерее портретов величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей ( именно этот портрет вдохновил Г. Р.
Державина на создание знаменитой оды « Видение Мурзы »); и Дени Дидро (1773), французский философ энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник ; и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров ; публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Биография Портрет Дени Дидро
10 Екатерина II законодательница в храме Правосудия Произведения Портрет Левицкого Григория Кирилловича
11 Произведения Портрет Новикова Николая Ивановича
12 Граф Артемий Иванович Воронцов ( ) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф.
Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.
Биография Портрет Е. А. Воронцовой
13 Одно из лучших созданий Левицкого портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов. Биография
Источник: http://www.myshared.ru/slide/846824/
ARTPRICED — оценка и покупка антиквариата онлайн. Высокие цены, бесплатная экспертиза
Известный русский живописец 18 века. Первым учителем художника был его отец. Учился в Киеве и Петербурге у А.П. Антропова, приехав туда ок. 1758. Под руководством Андропова расписывал Триумфальные ворота, возведенные в Москве по случаю коронации Екатерины II (1762).
В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно очень талантлив.
Возможно, еще в 1752-1755 гг. Левицкий познакомился с известным художником А.П.Антроповым, который тогда расписывал Андреевскую церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не только становится учеником прославленного мастера, но и живет в его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762 г.
он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень высокой оплаты своей работы.
Неизвестно, были ли другие учителя у Левицкого, но уже в первых портретах его стиль в корне отличался от антроповского. Его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой.
К тому и время для расцвета искусств было на редкость теплое: тут и строительство грандиозных дворцов, тут и удачный выбор приглашенных иностранцев, давших новейшие образцы западной школы, тут в целом изумительно красочная пестрота в эстетике и вместе здоровье, прямота духа, то самое здоровье, что (по словам Бенуа) и породило наших Левицкого и Рокотова, художников, «отличающихся моментом колоссального в искусстве значения — жизненностью». Время жестко определило его будущую ступень в обществе. Где и как жил Левицкий? В сиянии бриллиантов, среди тех, кто правил державой, и в том — сильный психологический диссонанс. С одной стороны, знать была художническим материалом, не больше, с другой — зависимость от «материала», от знати, положение по отношению к ней мало отличалось от зависимости и положения часовщика или хорошего повара. На превращение Левицкого в выдающегося портретиста ушло десять лет, после переезда его в столицу, годы, начиная с 1758-ro, в которые смотрел за ним все тот же Антропов, «человек, имевший зуб против Академии и очень недовольный даже частными уроками у профессоров. Поэтому и эти уроки начались только когда ученик личными заказами стал на ноги и перестал зависеть от учителя. «Антропов был добрый человек, но изрядный самодур, и быть под его ферулою было нелегко»,— указывал один из старинных исследователей. Итак, мастерство отполировалось окончательно все же у академистов — итальянца Валериани и француза Лагренэ, и в 1770 году, вместе с золотой академической медалью, пришла полная слава — за портрет Кокоринова. Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко) безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» — в смысле своей духовной наполненности. Затем (1773-77гг), заказ императрицы Екатерины II, которая поручила ему написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц. В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II решила открыть в Смольном монастыре «Воспитательное общество благородных девиц», чтобы, как говорилось в указе, «… дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Так взошло созвездие «смольнянок», где развернул Левицкий во всю ширь уже не только дарование психолога, но и декоративиста — семь портретов, а вернее, аллегорических картин (Молчанова — наука, Борщова — театр, Алымова — музыка и т. д.), олицетворивших собой, в мнении знатоков, целиком XVIII век в «выдержанности всей системы». Имеется а виду, разумеется, система эстетическая; может ли художнику быть оценка выше. К 1790-м годам Левицкий необратимо начинает терять популярность: зашатались стулья под покровителями и главными заказчиками (Князь Безбородко, канцлер, и граф Бецкой, президент Академии художеств) Безбородко проигрывает государственную силу Потемкину, с порфироносных высот подул на престарелого и уже ненужного Бецкого прохладный ветер, определяется «дело» масона Николая Новикова, чье имя неотделимо от имени Левицкого, потому хотя бы, что сама внешность издателя «Трутня» знакома именно по его портрету. С той поры Левицкий тоже в немилости. Теперь отношение двора ее величества к Левицкому определяла его дружба с Новиковым и другими деятелями русского просвещения. Не секрет, что живописец был, как и Новиков, масоном, а отношение Екатерины к ним было весьма определенное. Одна из главных загадок судьбы Левицкого — это творческое молчание художника в последнюю четверть века его жизненного пути. Ведь за этот срок он написал всего с десяток полотен. Правда, эти холсты превосходны, но не слишком ли мало для такого мастера? Напрасно это будут целиком приписывать болезни глаз, которая лишь в глубокой старости привела Левицкого к слепоте. Нет, не слепнуть стал художник в середине девяностых годов, а именно в эти годы он, наконец, прозрел. И помогла ему в этом сама жизнь и его замечательный друг, писатель и просветитель Новиков. В какой-то миг с ослепительной ясностью Левицкий почувствовал всю ложность своего состояния. Его тонкий ум, его честная и прямая душа содрогнулись от ощущения фальши и лицемерия, которые окружали его ежедневно, ежечасно. Он содрогнулся от внезапного сознания, что он участвует сам в каком-то огромном фантасмагорическом обмане. …Казалось, жизнь шла по-старому. С утра художник становился за мольберт, и холст за холстом покидали мастерскую, радуя вельможных заказчиков. Но не радовался лишь живописец. Счастье созидания, творчества ушло. Осталось не уходящее чувство неудовлетворенности и пустоты. Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажен, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей».. И художник ищет новые пути. Он ищет пути к народу, к народной тематике. Он пишет портрет своей дочери в свадебном народном уборе. Увы… Долголетнее писание заказных портретов сделало свое. Портрет Агаши не задался. Он получился салонный, далекий от жизненной правды, несмотря на то, что поводом к написанию полотна послужила семейная радость — предстоящая свадьба единственного детища. Душа художника была выхолощена дворцовыми буднями, сиятельными портретами, где почти каждый холст носит следы искусственности, слащавости и холодности. Словом, художник потерпел, в этой своей попытке создать образ одухотворенной юной женщины, неудачу. Искусство не прощает постоянных, хотя и маленьких уступок и полуправды. Многочисленная, иногда, салонная продукция Левицкого теперь мстила ему. Великолепное мастерство, владение цветом, рисунком, тоном не могли заменить главное в искусстве — правду! И этот надлом, надрыв, чутко ощущаемый тонким художником, все нарастал… Нестерпимыми стали часы заказной работы, все больше тянуло художника к одиночеству, к чтению, к горьким размышлениям. Но Левицкий не был готов к роли борца. Он бесконечно устал. Его тревожила болезнь глаз. И он томился, тосковал и молчал. Потекли однообразные будни. Вельможные заказчики, двор стали забывать некогда прославленного мастера. И за какие-нибудь два-три года художник впадает в нищету. Левицкий покидает Академию. Ему назначают нищенскую пенсию размером 200 рублей в год. Ничтожная подачка нанесла глубокое оскорбление художнику, отдавшему почти двадцать лет воспитанию молодых мастеров. Ясно, что слабость здоровья и зрения были лишь предлогом для ухода, обусловленного трениями с руководством Академии. Левицкий стал неугоден. Он остается с грошовой пенсией, обремененный семейством, наступавшей слепотой, долгой, трудной и унизительной борьбы за существование. Есть сцена, засвидетельствованная современниками: слепой старик, часами простаивающий на коленях в церкви Академии художеств. Левицкий умер восьмидесяти семи лет, почти забытый как художник. Принятая, в его отношении, «формула заката» растянулась почти на четверть столетия: от начала 1800-х годов портрет камер-фрейлины Протасовой, калужские заводчики Билибины, — вот, собственно, и, почти, все, на что осталась способна некогда плодовитая кисть. Иссякала эпоха, умолкал и ее певец, Сотни картин написал он, и все — слепок времени, на всех — люди XVIII столетия.
- Название : Портрет княгини Варвары Голицыной
- Год создания : 1779
- Материал : Холст, масло
- Размер : 68 х 54,5
- Собрание : Частная коллекция
Название : Портрет графа А.Н. Строганова
Год создания : Около 1782
Материал : Холст, масло
Собрание : Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Название : Портрет Е.А. Воронцовой
- Год создания : До 1822
- Материал : Холст, масло
- Собрание : Государственный музей искусств Узбекистана
- Название : Портрет Агафьи Дмитриевны (Агаши) Левицкой
- Год создания : 1785
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 118 x 90
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Портрет Александра Васильевича Суворова
- Год создания : 1786
- Материал : Холст, масло
- Размер : 80,5 x 62
Собрание : Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
- Название : Портрет Анны Степановны Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II
- Год создания : 1800
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 82 x 65
- Собрание : Государственный Русский музей
Название : Портрет Екатерины II
Собрание : Ульяновский художественный музей
- Название : Портрет Екатерины II
- Год создания : Около 1782
- Собрание : Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»
- Название : Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
- Год создания : 1783
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 261 x 201
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия
- Год создания : Начало 1780-х
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 110 x 77
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Портрет Екатерины Андреевны Бакуниной
- Год создания : 1782
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 63 x 49
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Портрет Ивана Логгиновича Голенищева-Кутузова
- Материал : Холст, масло
- Размер : 80,3 x 63
- Собрание : Государственный Исторический музей
- Название : Портрет Марии Алексеевны Дьяковой
- Год создания : 1778
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 61 x 50
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Портрет Марии Алексеевны Львовой
- Год создания : 1781
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 63 x 49
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Портрет Николая Александровича Львова
- Год создания : 1789
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 62 x 50
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Портрет Петра Васильевича Бакунина Большого
- Год создания : 1782
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 62 x 49
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Портрет Прокофия Акинфиевича Демидова
- Год создания : 1773
- Материал : Холст, масло
- Размер : 222,6 x 166
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
- Название : Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова
- Год создания : 1769
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 134 x 102
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой
- Год создания : 1772
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 161 x 103
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной
- Год создания : 1775
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 213 x 140
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой
- Год создания : 1773
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 183 x 142
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Молчановой
- Год создания : 1776
- Материал : Холст, масло
- Размер : 181,5 x 142
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой
- Год создания : 1773
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 164 x 104
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семёновны Борщовой
- Год создания : 1776
- Материал : Холст, масло
- Размер : 196,5 x 134
- Собрание : Государственный Русский музей
- Название : Портрет императрицы Екатерины II
- Год создания : 1794
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 48 x 38
- Собрание : Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Новгород
- Название : Портрет купца Андрея Ивановича Борисова
- Год создания : 1788
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 62 x 48
- Собрание : Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
- Название : Портрет купца Ивана Ивановича Билибина
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 80 x 60
- Собрание : Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
- Название : Портрет откупщика Никифора Артемьевича Сеземова
- Год создания : 1770
- Материал : Холст, масло.
- Размер : 131 x 106
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Название : Портрет священника (Г.К.Левицкого?)
- Год создания : 1779
- Материал : Холст, масло
- Размер : 71,2 x 58
- Собрание : Государственная Третьяковская галерея
Источник: https://artpriced.ru/biografiya/levickiy_dmitriy_grigorevich