La orana maria (аве мария), поль гоген, 1891

  • la orana maria (Аве Мария), Поль Гоген, 1891
  • Аве,Мария(Ia Orana Maria)1891г.
  • Холст, масло.
  • Размеры:113,7-87,6 см.

В коллекциях с 1951г.,завещание Сэма А.Левизона.

Инв.№51.112.2

la orana maria (Аве Мария), Поль Гоген, 1891

Это одно из первых произведений, которое Гоген написал на Таити, где он оказался в поисках чистой действительности, неоскверненной и девственной, вдали от мира и хаоса и фальши Парижа.Произведение относит нас к теме Благовещения, что отражено и в названии.

Изогнутая фигура посланника небес, слегка наклоненная вперед с опущенной в знак религиозного почтения головой, исходит от христианской традиции(как и нимбы над головами Марии и Иисуса).

Вся остальная сцена построена в стилистике маори: персонажи облачены в таитянские парео, такие же экзотические, как и пейзаж вокруг них. Позы двух девушек с молитвенно сложенными руками напоминают танцовщиц, изображенных на барельефах яванского храма в Боробудуре, фотографию которых хранил художник.

Сам Гоген был удовлетворен картиной и выразил желание подарить ее парижскому Музею Люксембургского дворца, но полотно, однако, было отвергнуто его директором Леонсом Бенедитом.

la orana maria (Аве Мария), Поль Гоген, 1891

Ферма в Бретани. Ок.1894 г.

  1. Холст, масло.
  2. Размеры:72,4-90,5 см.
  3. Получена по завещанию в 1954 г.

Инв.№54.143.2

la orana maria (Аве Мария), Поль Гоген, 1891

la orana maria (Аве Мария), Поль Гоген, 1891

Сиеста.1892-1894 гг.

  • Холст, масло.
  • Размеры:88,9-116,2 см.
  • Подарена в 1993 г.

Инв.№1993.400.3

  1. la orana maria (Аве Мария), Поль Гоген, 1891
  2. la orana maria (Аве Мария), Поль Гоген, 1891
  3. la orana maria (Аве Мария), Поль Гоген, 1891
  4. la orana maria (Аве Мария), Поль Гоген, 1891

Источник: http://eguarwr.ru/index/metropolitan_museum_of_art_paul_gauguin/0-3829

Поль Гоген «Орана Мария (Мы приветствуем тебя, Мария)». Описание картины

«Орана Мария», «Аве, Мария», «Иа орана Мария» — названия одного и того же полотна, которые переводятся следующим образом: мы приветствуем тебя Мария.

Картина примечательна тем, что она является необычным воплощением религиозного сюжета – этакий конгломерат таитянской культуры и христианских традиций.

Композиция картины сочетает в себе множество неожиданных элементов: в образе Девы Марии предстаёт перед зрителем таитянка, при этом написана она в реалистичной гогеновской манере, лишь только нимб указывает на её святое предназначение. Как водится, Дева Мария изображена с ребёнком на руках, только на этом полотне живописец усаживает мальчика на шею к матери (куда ещё дальше от традиционных канонов написания библейских сцен!).

Ангел в листве дерева указывает на праздник Благовещение, тогда как центральные фигуры является своеобразной интерпретацией сцены поклонения волхвов.

Надо сказать, что Гоген не был ревностным католиком, и с особым интересом относился к таитянским мифам и религиозным обычаям, посвятив им немало полотен. В этой же картине он решил объединить, казалось бы, полярные ипостаси, воплотив известные религиозные лейтмотивы посредством культуры и экзотической красоты островитян. Картина получилась весьма эпатажная и интересная.

Фон картины, а также лесной ландшафт напоминает работы Боттичелли, особенно известный сюжет «Весна». Это сходство не случайно – на стене хижины Гогена действительно было приколота репродукция этой картины. Центральные фигуры также были позаимствованы – это цитата с фриза яванского храма в Боробудуре, фотографии которого также украшали жилище мастера.

Живописец совершенно ясно представлял, какую возмущённую реакцию картина может вызвать у публики, особенно у религиозной её части. Но вольного мастера, живущего на экзотическом острове, этот вопрос совершенно не смущал – он был свободен от всяких традиций и чужого мнения, создавая совершенно новое искусство.

la orana maria (Аве Мария), Поль Гоген, 1891

Картина художника Поля Гогена «Орана Мария (Мы приветствуем тебя, Мария)» 1891 г.
Холст, масло. 113,7 x 87,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Источник: http://vangogen.ru/pol-gogen-orana-mariya-my-privetstvuem-tebya-mariya/

Ia Orana Maria

Поль Гоген

Ia Orana Maria. 1891

таит. Ia Orana Maria

холст, масло. 113,7 × 87,6 см

Музей Метрополитен, Нью-Йорк

(инв. 51.112.2)

«Ia Orana Maria» (в переводе с таитянского — «Мы молимся тебе, Мария»[1]; в русскоязычной литературе также фигурирует под названием «Аве, Мария») — картина Поля Гогена, написанная им в 1891 году, вскоре после своего первого прибытия на Таити.

В данной картине, которая считается одной из самых выдающихся работ художника[2][3], Гоген объединил черты полинезийского национального колорита[4].

История картины

В письме одному из своих друзей Гоген назвал «Ia Orana Maria» своей первой большой работой после многочисленных набросков и этюдов, выполненных им по прибытии на остров[4].

Натурщицей для главной героини полотна послужила невенчанная жена Гогена, юная таитянка Техура, которую художник писал очень часто, а в качестве модели Младенца Христа выступил маорийский мальчик[5].

В 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген представил «Ia Orana Maria» на одной из выставок, организованных Дюраном-Рюэлем, которая состоялась в ноябре того же года. За две тысячи франков картину приобрёл коллекционер живописи Мишель Манци[6].

В 1902 году, накануне открытия выставки таитянских полотен Гогена, художник попытался передать «Ia Orana Maria» в дар Люксембургскому музею, однако хранитель музея Леонс Бенедит отверг этот дар, очевидно, сочтя картину неприличной[2][7].

Сюжет и композиция

Название картины — «Ia Orana Maria» — передаёт таитянское звучание приветствия архангела Гавриила, адресованного Деве Марии и предшествовавшего, в соответствии с текстом евангельского эпизода «Благовещение», возвещению о будущем появлении на свет Иисуса Христа[4].

Поль Гоген адаптировал христианскую историю о Сыне Божьем под окружающую обстановку, типичную для Полинезии, и поместил религиозный сюжет на передний план.

Всё в изображённой художником сцене Рождества Христова — и мать, и младенец, и пришедшие для поклонения женщины, символизирующие волхвов из другого евангельского сюжета, — полинезийское.

Ещё один персонаж картины — женоподобный[8] ангел с золотыми крыльями — написан наполовину скрытым среди ветвей цветущего дерева, будто в засаде[9], при помощи чего автор хотел передать атмосферу таинственности[10]. В письме, адресованном одному из своих друзей, Гоген описывал «Ia Orana Maria» следующим образом[6]:

Ангел с жёлтыми крыльями открывает Марию и Иисуса двум обнажённым таитянкам, одетым в парео (…) Очень мрачный, гористый фон и цветущие деревья… тёмная фиолетовая тропинка и изумрудно-зелёный передний план с растущими слева бананами. Я, пожалуй, доволен этим.

Оригинальный текст (англ.)
An angel with yellow wings reveals Mary and Jesus, both Tahitians, to two Tahitian women, nudes dressed in pareus (…) Very somber, mountainous background and flowering trees… a dark violet path and an emerald green foreground, with bananas on the left. I’m rather happy with it.

Художник изобразил женщину в ярко-красном узорном парео в полный рост, а младенца — сидящим у неё на плече. Для европейской живописи и иконописи такая поза была совершенно нетипична, поэтому для того, чтобы зритель сумел идентифицировать героев картины как Деву Марию и Иисуса Христа, Гоген окружил их головы сияющими нимбами[10].

В целом живописец выдержал полотно в чистых, ярких цветах, тем самым попытавшись передать поразившие его нравственную чистоту, непосредственность туземцев, а также экзотическую красоту пейзажа[4].

В картине намеренно подчёркнута плоскость холста, что придаёт ей сходство с гобеленом — автор отказывается от передачи глубины пространства и реального освещения[11].

Трактовка

Значительная часть искусствоведов приходит к выводу, что в работе «Ia Orana Maria» Гоген ставил перед собой цель слияния воедино христианского образа и черт первозданного, языческого мира путём облачения христианской фигуры в полинезийский костюм[12][11].

Эта картина стала прямой преемницей ранних произведений художника на религиозные сюжеты[13], и наиболее ярким подтверждением тому является «Видение после проповеди», написанное Гогеном в годы пребывания в Бретани: ангел, изображённый на «Ia Orana Maria», имеет золотые крылья, как и ангел на картине «Видение после проповеди».

О явной преемственности говорит и возвращение живописца к принципу смешивания повседневного и сверхъестественного, которого Гоген придерживался в бретонский период — единственным различием между таитянскими работами и картинами прошлых лет стала большая красочность, колоритность полотен, написанных на Таити[14].

На то обстоятельство, что Гоген написал «Ia Orana Maria» в самом начале пребывания на острове, указывает обращение автора к христианской тематике: в период работы над последующими картинами с религиозным подтекстом художник вдохновлялся, главным образом, полинезийскими верованиями[15].

По искусствоведческим оценкам, положения, принятые девушками на заднем плане картины перекликаются с характерными буддийскими позами.

Несмотря на то, что Гоген всегда находил восточное и египетское искусство слишком примитивным[1], он списал обе молящиеся женские фигуры с фотографии барельефного изображения танцовщиц на фризе яванского храма в Боробудуре, которые приобрёл на Всемирной выставке в 1889 году[16][8].

По мнению итальянского искусствоведа Марии Грации Мессины, в «Ia Orana Maria» живописец отдаёт дань и итальянскому ренессансу (англ.)русск., испытывая влияние флорентийской и сиенской школ живописи, в частности, придавая героям этой картины сходство с некоторыми персонажами знаменитой «Весны» Сандро Боттичелли.

Задний план шедевра Боттичелли напоминал и фон «Ia Orana Maria» с аналогичным лесным ландшафтом и фигурами. Причиной тому, вероятно, стало то, что к стене хижины, где жил Гоген, была приколота репродукция «Весны». Мессина, помимо того, отмечала, что лица обнаруживают общие черты с лицами ангелов с полотен Фра Беато Анджелико[17][10].

Примечания

  1. 1 2 Авангард в культуре XX века: 1900—1930 гг. : теория, история, поэтика / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 167. — 598 с.
  2. 1 2 Перрюшо, 1979, с. 255.

  3. Ekelund, Robert Burton; Hébert, Robert; Tollison, Robert D. The Marketplace of Christianity. — MIT Press, 2006. — P. 259. — 355 p. — ISBN 978-0-262-05082-1.
  4. 1 2 3 4 Панас, 2005, с. 110.
  5. ↑ Перрюшо, 1979, с. 237—238.

  6. 1 2 Ia Orana Maria (Hail Mary) (англ.). The Metropolitan Museum of Art official site. Дата обращения 15 июля 2012. Архивировано 29 сентября 2012 года.
  7. Lorente, Jesús Pedro. The Museums of Contemporary Art: Notion and Development. — Ashgate Publishing (англ.)русск.

    , 2011. — P. 91. — 318 p. — ISBN 978-1-4094-0586-3.

  8. 1 2 Boime, 2008, p. 166.
  9. ↑ Вальтер, 2003, с. 41—42.
  10. 1 2 3 Художественная Галерея, 2004, с. 10.
  11. 1 2 Иванова, Е. В.

    Великие мастера европейской живописи. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. — С. 366. — 728 с. — ISBN 5-224-02088-3.

  12. Myers, Bernard Samuel. Modern art in the making. — McGraw-Hill, 1950. — С. 256. — 457 с.
  13. ↑ Bowness, 1991, p. 20.
  14. ↑ Вальтер, 2003, с. 42.
  15. ↑ Galitz, Tinterow, 2007, p. 164.

  16. ↑ Художественная Галерея, 2004, с. 24.
  17. ↑ Buisine, 2012, p. 192.

Литература

  • Boime, Albert. Revelation of Modernism: Responses to Cultural Crises in Fin-de-siècle Painting. — University of Missouri Press (англ.)русск., 2008. — 250 p. — ISBN 978-0-8262-1780-6.
  • Bowness, Alan. Gauguin: An Introduction To The Works Of Gauguin by Alan Bowness. — Phaidon (англ.)русск., 1991. — 126 p. — ISBN 0-7148-2683-9.
  • Buisine, Alain. Passion de Gauguin. — Presses universitaires du Septentrion (фр.)русск., 2012. — 264 p. — ISBN 9782-7574-0365-5.
  • Galitz, Kathryn Calley; Tinterow, Gary. Masterpieces of European painting, 1800—1920, in the Metropolitan Museum of Art. — Metropolitan Museum of Art, 2007. — 318 p. — ISBN 978-1-58839-240-1.
  • Messina, Maria Grazia. Paul Gauguin, un esotismo controverso. — Firenze University Press (итал.)русск., 2006. — 194 p. — ISBN 978-88-6453-110-6.
  • Вальтер, Инго Ф. Поль Гоген. Сложный примитив / Главный редактор — Т. И. Хлебнова. — М.: Арт-Родник, 2003. — 96 с. — (Малая серия искусств). — ISBN 5-88896-126-4.
  • Панас, К. И.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ia_Orana_Maria

Орана Мария (Аве Мария)

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Поля Гогена.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Поля Гогена на натуральном  холсте.

В возрасте 17 лет он вместе с командой торгового судна совершил несколько долговременных морских путешествий.

Когда ему исполнилось 23, начал строить весьма успешно деловую карьеру в Париже. Финансовое благополучие позволило Гогену заняться коллекционированием произведений импрессионистов.

  • В плане художественного образования он получил несколько уроков у Камиля Писсаро.
  • В 1883 он оставил коммерческую деятельность, решив посвятить себя живописи; это привело к нищете и разрыву с семьей.
  • Как художник он нуждается в уединенной жизни в гармонии с природой.

В 1887 Гоген отправляется на остров Мартиника. Затем некоторое время проводит в Бретани. Лучшие пейзажи Гогена и картина «Желтый Христос» относятся к бретонскому периоду творчества.

Гоген становится лидером нового направления — синтетизма, по-новому используя цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта.

В конце 1888 Гоген провел несколько месяцев в Арле вместе с Ван Гогом. Здесь Гоген создал несколько прекрасных рисунков и полотен, но пребывание в Арле закончилось ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе ухо; вскоре Гоген уехал из Арля.

В начале 1891 Гоген устроил аукцион своих работ, чтобы на вырученные деньги совершить путешествие на остров Таити.

Гоген ненавидел буржуазное общество и в возрасте 43 лет он решил уехать подальше от цивилизации. Остров Таити стал его второй родиной, но болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться в Париж.

Двумя годами позже он вновь приехал на Таити. На этом острове он написал более сотни картин.

В 1898, практически без средств к существованию, в полном отчаянии, Гоген пытался покончить с собой. В 1901 он перебрался на остров Доминик (Маркизские острова), где, больной и одинокий, умер 8 мая 1903.

Помимо картин Гоген оставил литературное наследие, которое включает его дневники и письма, исследования таитянской культуры и мифов, мемуары До и После. Гоген писал также критические статьи в периодические издания и основал на Таити сатирический журнал.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Поля Гогена не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/gogen-pol/ia-orana-maria-hail-mary-0

Описание картины Гогена. Аве Мария

Образ матери с младенцем – один из центральных сюжетов в искусстве. Особенно популярным он стал с приходом христианства в Европу, когда во времена Средневековья многие художники и иконописцы стали изображать Деву Марию с младенцем Христом.

Во все времена и во все эпохи этот образ претерпевал изменения и трансформации, а внешность Марии завесила от канонов красоты конкретной эпохи и национальной принадлежности живописца. Новое звучание приобрела эта тема в творчестве французского постимпрессиониста Эжена Анри Поль Гогена.

Оригинальное название этой картины таитянской – «Ia Orana Maria», означающее в переводе «мы молимся тебе, Мария». Этой фразой, согласно библейскому сюжету, архангел Гавриил поприветствовал деву Марию и возвестил ей благую весть. Но на русском языке чаще фигурирует название «Аве, Мария».

Прибыв на Таити, Поль Гоген был поражен яркой тропической растительностью, местным населением, простотой и естественностью их жизни. Вскоре после своего первого посещения, он пишет свою картину «Аве, Мария», находясь еще под впечатлением от христианских верований и образов.

Видимо, именно так живописцу представился рай на земле и евангельские персонажи представлены в полинезийской манере.

На переднем плане слева стоит в полный рост женщина в ярко-красном парео – национальной одежде таитян. Она смотрит на зрителя с милой теплой улыбкой. На руках она держит обнаженного ребенка.

Полинезийский мальчик уселся, упираясь рукой, матери на левое плечо и свесил ножки по разные стороны. Его голова покоится на голове матери и мальчик также смотрит на зрителя, но его взгляд несколько иной – немного недоверчивый и настороженный, печальный и обиженный.

Вокруг их голов – золотые нимфы, намекающие на то, что перед зрителем предстала полинезийская Мадонна с младенцем.

Чуть дальше в глубине картины застыли в поклоне, сведя руки в приветствии перед грудью, две таитянские женщины. У одной из них светлое парео, а у второй – черное с золотыми цветами.

В понимании Гогена эти женщины – своеобразные волхвы, пришедшие отдать дань матери. Но их не три, как в канонической христианской религии, и в их руках нет традиционных подарков.

Слева от них, притаившись среди буйной островной растительности, притаился темноволосый ангел с золотыми крыльями.

В отличии от христианской традиции, где архангел был существом неопределенного пола, но более напоминающего мужчину. Гавриил указывает женщинам на Марию, рассказывая о матери Спасителя и чудесном ребенке.

На переднем плане Гоген изобразил столик для подношений подарков. На нем яркими красками пестреют огромные гроздья бананов.

Автор сочинения: Ирина Шастова

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/opisanie-kartiny-gogena-ave-mariya.html

La Orana Maria (Ave Maria) di Paul Gauguin

La Orana Maria fu dipinta da Paul Gauguin appena giunto a Tahiti. Per conoscere le vere tradizioni locali l’artista si stabilì in un piccolo villaggio dove dipinse ispirato dai colori della natura rigogliosa.

Paul Gauguin, La Orana Maria (Ave Maria), 1891-1892, olio su tela, 88 x 114 cm. New York, Metropolitan Museum of Art (The MET)

Descrizione. La Madonna Tahitiana

Una giovane donna tahitiana è in piedi sulla destra e porta sulle spalle un bambino. Intorno al capo di entrambe è posta una sottile aureola dorata. La donna sorride e guarda verso l’osservatore dell’opera. Indossa un ampio pareo decorato mentre il bambino è nudo e si abbandona poggiando il capo su quello della madre.

In primo piano su di un tavolo posto oltre il bordo inferiore dell’opera è posata molta frutta esotica. In secondo piano invece due giovani sono rivolte verso la donna e pregano con le mani giunte. A sinistra poi un angelo dalle ali azzurre e gialle sembra guidarle.

Oltre le figure, verso lo sfondo si sviluppa un paesaggio tahitiano lussureggiante. Si vedono alberi fioriti e cespugli e pare un paradiso tropicale. A destra infine si intravedono alcune capanne tra le palme alte mentre in alto le montagne nascondono la vista del cielo.

Interpretazioni e simbologia

La Orana Maria è un dipinto di Gauguin nel quale si coglie una sintesi tra lo stile semplice e primitivo delle opere bretoni e la ricerca della spiritualità incontaminata nella cultura polinesiana.

L’artista infatti a partire dalle sue esperienze tra i contadini della Bretagna fu attratto dalle manifestazioni di una religiosità semplice primitiva. La donna tahitiana impersona la Vergine e il Figlio che porta sulle spalle ricorda Gesù Bambino.

Anche la presenza dell’angelo di sinistra guida l’interpretazione verso un significato cristiano.

I personaggi però indossano vesti locali come i parei dai colori brillanti delle donne tahitiane. Nonostante questo Gauguin non era interessato ad un’opera di conversione.

L’artista infatti quando giunse a Papeete nel 1891 fu profondamente deluso dalla pesante opera di colonizzazione che aveva allontanato i tahitiani dalle loro antiche tradizioni.

Con il passare degli anni e durante il suo secondo soggiorno a Tahiti Gauguin diventò sempre più critico verso l’opera dei missionari fino ad arrivare ad una condanna di tre mesi di carcere.

I Committenti, le collezioni e la storia espositiva

Il dipinto La Orana Maria fu di proprietà di Michel Manzi di Parigi dal 1893 al 1915 che lo acquistò nella mostra di Durand-Ruel nel novembre del 1893.

Passò quindi alla Galerie Manzi et Joyant di Parigi nel 1919. Fu venduto poi a luglio a Adolph Lewisohn di New York che lo lasciò in eredità nel 1938 al figlio Sam.

Pervenne al Metropolitan Museum of Art (The MET) di New York con il lascito di Sam A. Lewisohn nel 1951.

La storia dell’opera

La Orana Maria (Ave Maria) è considerato uno dei capolavori dipinti da Paul Gauguin durante il suo primo soggiorno a Tahiti.

Il buon risultato ottenuto venne descritto da Gauguin in una lettera inviata a Daniel de Monfreid l’11 marzo 1982.

La composizione si basò su una fotografia che riproduceva un bassorilievo esistente nel tempio giavanese di Borobudur.

Consulta anche le opere di Paul Gauguin intitolate: Donne di Tahiti sulla spiaggia, Matamoe e Nafea faa ipoipo.

Lo stile del dipinto La Orana Maria (Ave Maria) di Paul Gauguin

Paul Gauguin abbandonò le tecniche figurative elaborate a partire del suo primo soggiorno bretone.

Il maestro post impressionista era inoltre convinto che per poter esprimere i suoi ideali di una pittura essenziale ed immediata occorreva rinunciare alla prospettiva geometrica e al chiaroscuro.

In La Orana Maria le figure, già a partire dal primo piano, sono costruite con l’accostamento di ampie campiture bidimensionali. Inoltre per rafforzare le forme e separarle dallo sfondo Gauguin utilizzò una linea scura di contorno.

Le figure più lontane nel paesaggio di sfondo sono frutto di semplici campiture che accostate paiono tasselli colorati. La donna e il bambino invece possiedono un leggero chiaroscuro che permette di creare un minimo di volume e dare maggiore massa alle figure. La costruzione dello spazio e dell’immagine sono poi ottenute tramite ulteriori semplificazioni del linguaggio figurativo.

Il colore e l’illuminazione

La Orana Maria di Paul Gauguin ha un impianto cromatico che alterna fasce di colore caldo con altre di colore freddo. In primissimo piano la natura morta di sinistra è colorata con colori caldi e brillanti, giallo, arancione e marrone. Lo sfondo è rappresentato daI verde del prato.

Segue poi un lembo di suolo color indaco quindi il terreno color ocra. Le montagne infine sono grigio-azzurre. Anche i contrasti permettono una efficace evidenza delle forme. La frutta è molto chiara contro il prato più scuro. Il pareo blu è ben visibile contro il suolo giallo come anche il pareo bianco.

Gauguin non utilizzò contrasti fra complementari se non l’incontro tra il rosso del pareo e il verde della vegetazione. I colori anche se non usati in modo realistico tendono a suggerire in modo fedele le tonalità del paesaggio.

Le scelte cromatiche di Paul Gauguin furono determinate della volontà di usare un colore espressivo e non descrittivo. Questa scelta ispirerà il gruppo di artisti chiamati Fauves (belve).

La loro ricerca li porterà ad usare colori saturi e privi di riferimenti con il reale.

Approfondisci con le altre opere di Paul Gauguin intitolate: La visione dopo il sermone e Il Cristo Giallo.

Lo spazio

In assenza di prospettiva geometrica lo spazio dell’immagine è costruito attraverso la progressiva diminuzione della grandezza delle figure sulla scena.

Questa prospettiva prende il nome di prospettiva di grandezza e agisce insieme alla prospettiva di sovrapposizione. La figura di riferimento per la corretta organizzazione visiva della spazio è quella della Vergine tahitiana.

Le altre figure vengono misurate visivamente confrontando la loro dimensione con la sua.

La sovrapposizione di figure ed elementi del paesaggio crea poi una forte spazialità. L’esile albero di sinistra che copre parzialmente la figura dell’angelo, oltre a celarlo parzialmente, permette di collocarlo nella giusta profondità spaziale.

Esiste un’altra prospettiva che aiuta a costruire lo spazio illusionistico in assenza di prospettiva lineare. Si tratta dell’innalzamento della linea di orizzonte rispetto alla base del dipinto.

In questo caso, nel dipinto La Orana Maria le montagne sono poste in prossimità del bordo superiore del dipinto e lasciano intravedere solo una piccola parte di cielo.

La Composizione e l’inquadratura

Il formato dell’opera intitolata La Orana Maria (Ave Maria) è rettangolare e racchiude in modo efficace il gruppo di figure dipinte da Paul Gauguin. L’impianto compositivo è laterale e determinato dalla imponente figura della donna che porta sulle spalle il figlio.

Il primo piano è occupato dal brano di natura morta dipinto in prossimità dell’angolo di sinistra in basso. A destra si erge monumentale la figura della tahitiana che permette allo sguardo di scivolare verso il secondo piano nel quale si trovano le donne e l’angelo. Verso il fondo si sviluppa poi il terreno con alberi e vegetazione.

Infine si innalzano i monti che lasciano vedere solo un piccolo lembo di cielo.

L’Inquadratura permette di rappresentare interamente i personaggi che si distribuisco da sinistra verso destra e occupano tutta la larghezza del dipinto.

L’immagine non presenta simmetria centrale e le masse masse cromatiche sono distribuite favorendo i colori più accesi in primo piano come il rosso della veste di Maria, i gialli e gli arancioni.

Le masse delle figure invece sono poste in equilibrio bilanciando la grande figura della donna con la natura morta in basso e le tre figure a sinistra. Il centro psicologico del dipinto coincide con il suo sguardo e quello del bambino.

La direttrici compositive

La disposizione delle figure dell’angelo e delle donne crea poi un movimento di direttrici, sguardi e gesti indicanti che vanno da sinistra verso la figura principale. La composizione è ordinata per fasce orizzontali. In primo piano la natura morta è inserita in una fascia di terreno erboso.

Segue in profondità il terreno viola, quindi il suolo chiaro del giardino alberato. Verso l’alto si susseguono la linea di terreno indaco e poi la montagna che sale.

Le figure umane sono allineate su di una fascia centrale orizzontale che mette in comunicazione le susseguenti stratificazioni compositive del paesaggio.

Consulta la pagina dedicata al dipinto di Paul Gauguin, La Orana Maria (Ave Maria), sul sito del Metropolitan Museum of Art di New York (The MET).

Источник: https://www.analisidellopera.it/la-orana-maria-ave-maria-gauguin/

10 самых известных работ Поля Гогена

Поль Гоген и его знаковые работы.

В настоящее время француз Поль Гоген (1848–1903) считается одним из самых важных художников движения постимпрессионизма, базирующегося на импрессионизме. Он сделал акцент на абстрактом и символическом содержании.

Художник не только был хорошо оценен при жизни, но и после смерти оказал влияние на многих мастеров. Его эксперименты с цветом и символикой в современном искусстве считаются выдающимися. Гоген — противоречивая фигура в искусстве, на что повлияли, в основном, работы с Таити.

Часть из них вошли в этот список 10 самых значимых картин мастера.

#10 День божества

Год создания: 1894

В Таити художник переезжает в 1891 году в поисках «спокойствия и искусства». Большую часть оставшейся жизни Гоген проводит именно там. Многие работы вдохновлены жизнью и бытом жителей Таити, как, например, и эта картина, разделенная на три горизонтальных слоя.

Верхняя  часть преобладает поклоняющимися богине Хине и ритуалами в её честь. Три фигуры в центре, возможно, символизируют цикл рождения, жизни и смерти. Нижний фрагмент изобилует ослепительными и контрастными оттенками, выполненными в постимпрессионистской манере.

#9 Озорная шутка

Год создания: 1892

Гоген известен работами, в которых мечта и реальность сосуществуют. «Озорная шутка» является ярким примером этого. Две сидящие с красной собакой женщины занимают центральное место в картине.

Образы мистичность и заколдованного мира создают женщины на заднем плане, которые поклоняются статуе.

Несмотря на то, что работа в свое время не была принята с энтузиазмом, Гоген считал её одним из лучших своих произведений.

#8 La Orana Maria

Год создания: 1891

В этой работе тоже ощущается влияния визитов в Таити. В картине христианские фигуры Девы Марии и Иисуса превращаются в таитянских мать и дитя. Две другие женщины в стороне, подобно ангелам, поклоняются матери ребенка. «La Orana Maria» была хорошо принята зрителями и критиками.

#7 Портрет Ван Гога

Год создания: 1888

Дружба Ван Гога и Гогена была чревата ссорами и завершилась, когда Ван Гог лихо отрезал левое ухо. С тех пор они больше никогда не встречались, однако, продолжали переписку. Анализ отношений между ними представляет интерес для культуроведов и исследователей. Этот портрет изображает работу Гога над известной серией картин, посвященной подсолнухам.

#6 Борьба Иакова с ангелом

Год создания: 1888

Картина изображает библейскую сцену, в которой Иаков упорно борется с ангелом. Однако, эта сцена не занимает центральное место в произведении и проявляется через видение женщин, которые только что вышли с проповеди. Диагональный ствол дерева, проходящий через центр, создает визуальное разделение между женщинами и их видением, которое, по утверждению автора, является следствием проповеди.

#5 Больше никогда

Год создания: 1897

Картина создана в период стресса автора, связанного со смертью дочери и финансовыми трудностями, и навеяна знаменитой поэмой Эдгара По «Ворон»(1845), которая рассказывает историю о визите говорящей вороны к обезумевшему любовнику, оплакивающему потерю своей любви.

Ворон усиливает страдания постоянным повторением слов «Больше никогда». Картина показывает таитянскую девушку в неудобной позе с выражением поэтической печали, возможно, оплакивая чью-то смерть. Тайну, как и в многих других картинах, добавляет одновременное изображение реальности и иллюзий.

«Больше никогда» считается самой философской и поэтически богатой работой художника.

#4 Когда же замуж?

Год создания: 1892

Эта композиция изображает традиционно одетую женщину, позади которой фигура в западных одеждах. В феврале 2015 года картина была продана за 300 миллионов долларов. По состоянию на апрель 2016 — это самая высокая цена за произведение искусства.

#3 Желтый Христос

Год создания: 1889

Наряду с другой картиной под названием «Зеленый Христос», эта работа является одним из первых и наиболее важных произведений символизма. Желтый Христос показывает распятие Христа и молящихся женщин. Символизм наполняет картину, например, работающий на заднем плане человек отражает идею 19-го века уйти от городской жизни, вернуться к более примитивному быту.

#2 Дух мертвых не дремлет

Год создания: 1892

Во время своего визита на Таити, художник женился на местной женщине. Возвращаясь поздно ночью домой, молодая жена была сильно испугана, увидев, как фигура Гогена появляется из темноты.

Считается, женщина приняла его за одного из легендарных демонов, которые служили причиной бессонных ночей многих местных. Именно этим инцидентом Поль Гоген вдохновлялся в процессе написания.

Картина была воспринята холодно и осуждалась феминистками за «расизм и женоненавистничество».

#1 Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?

Год создания: 1897–1898

Самый известный шедевр Поля Гогена и одна из популярнейших картин постимпрессионизма, состоит из трех основных групп, иллюстрирующих вопросы, поставленные в названии. По словам художника, работу стоит изучать справа-налево.

Считается, что отчаяние, вызванное смертью дочери в начале 1897, побудило живописца, после завершение картины, совершить попытку самоубийства (неудачную).

Гоген считал эту работу своей лучшей картиной и грандиозной кульминацией своих мыслей.

Источник: https://artrue.ru/style/postimpressionism/10-samyx-izvestnyx-rabot-polya-gogena.html

Ia Orana Maria


«Ia Orana Maria»
(в переводе с
таитянского
 —
«Мы молимся тебе, Мария»

[1]

; в русскоязычной литературе также фигурирует под названием
«Аве, Мария»

) — картина
Поля Гогена
, написанная им в
1891 году
, вскоре после своего первого прибытия на
Таити
.

В данной картине, которая считается одной из самых выдающихся работ художника

[2]

[3]

, Гоген объединил черты
полинезийского национального колорита

[4]

.

История картины

В письме одному из своих друзей Гоген назвал «Ia Orana Maria» своей первой большой работой после многочисленных набросков и этюдов, выполненных им по прибытии на остров

[4]

.

Натурщицей для главной героини полотна послужила невенчанная жена Гогена, юная таитянка Техура, которую художник писал очень часто, а в качестве модели Младенца Христа выступил
маорийский мальчик

[5]

.

В
1893 году
, вернувшись во
Францию
, Гоген представил «Ia Orana Maria» на одной из выставок, организованных
Дюраном-Рюэлем
, которая состоялась в ноябре того же года. За две тысячи франков картину приобрёл коллекционер живописи Мишель Манци

[6]

.

В 1902 году, накануне открытия выставки таитянских полотен Гогена, художник попытался передать «Ia Orana Maria» в дар
Люксембургскому музею
, однако хранитель музея Леонс Бенедит отверг этот дар, очевидно, сочтя картину неприличной

[2]

[7]

.

Сюжет и композиция

Название картины — «Ia Orana Maria» — передаёт таитянское звучание приветствия
архангела Гавриила
, адресованного
Деве Марии и предшествовавшего, в соответствии с текстом
евангельского эпизода «
Благовещение
», возвещению о будущем появлении на свет
Иисуса Христа

[4]

.

Поль Гоген адаптировал христианскую историю о Сыне Божьем под окружающую обстановку, типичную для Полинезии, и поместил религиозный сюжет на передний план.

Всё в изображённой художником сцене
Рождества Христова
 — и мать, и младенец, и пришедшие для поклонения женщины, символизирующие
волхвов из другого
евангельского сюжета
, — полинезийское.

Ещё один персонаж картины — женоподобный

[8]
ангел с золотыми крыльями — написан наполовину скрытым среди ветвей цветущего дерева, будто в засаде

[9]

, при помощи чего автор хотел передать атмосферу таинственности

[10]

. В письме, адресованном одному из своих друзей, Гоген описывал «Ia Orana Maria» следующим образом

[6]

:

Ангел с жёлтыми крыльями открывает Марию и Иисуса двум обнажённым таитянкам, одетым в парео (…) Очень мрачный, гористый фон и цветущие деревья… тёмная фиолетовая тропинка и изумрудно-зелёный передний план с растущими слева бананами. Я, пожалуй, доволен этим.

Художник изобразил женщину в ярко-красном узорном парео в полный рост, а младенца — сидящим у неё на плече. Для европейской живописи и иконописи такая поза была совершенно нетипична, поэтому для того, чтобы зритель сумел идентифицировать героев картины как Деву Марию и Иисуса Христа, Гоген окружил их головы сияющими нимбами

[10]

.

В целом живописец выдержал полотно в чистых, ярких цветах, тем самым попытавшись передать поразившие его нравственную чистоту, непосредственность туземцев, а также экзотическую красоту пейзажа

[4]

.

В картине намеренно подчёркнута плоскость холста, что придаёт ей сходство с
гобеленом
 — автор отказывается от передачи глубины пространства и реального освещения

[11]

.

Трактовка

Значительная часть искусствоведов приходит к выводу, что в работе «Ia Orana Maria» Гоген ставил перед собой цель слияния воедино христианского образа и черт первозданного, языческого мира путём облачения христианской фигуры в полинезийский костюм

[12]

[11]

.

Эта картина стала прямой преемницей ранних произведений художника на религиозные сюжеты

[13]

, и наиболее ярким подтверждением тому является «Видение после проповеди», написанное Гогеном в годы пребывания в
Бретани
: ангел, изображённый на «Ia Orana Maria», имеет золотые крылья, как и ангел на картине «Видение после проповеди». О явной преемственности говорит и возвращение живописца к принципу смешивания повседневного и сверхъестественного, которого Гоген придерживался в бретонский период — единственным различием между таитянскими работами и картинами прошлых лет стала большая красочность, колоритность полотен, написанных на Таити

[14]

. На то обстоятельство, что Гоген написал «Ia Orana Maria» в самом начале пребывания на острове, указывает обращение автора к христианской тематике: в период работы над последующими картинами с религиозным подтекстом художник вдохновлялся, главным образом, полинезийскими верованиями

[15]

.

По искусствоведческим оценкам, положения, принятые девушками на заднем плане картины перекликаются с характерными
буддийскими позами.

Несмотря на то, что Гоген всегда находил восточное и египетское искусство слишком примитивным

[1]

, он списал обе молящиеся женские фигуры с фотографии барельефного изображения танцовщиц на фризе
яванского храма в
Боробудуре
, которые приобрёл на
Всемирной выставке в
1889 году

[16]

[8]

.

По мнению итальянского искусствоведа Марии Грации Мессины, в «Ia Orana Maria» живописец отдаёт дань и
итальянскому ренессансу

 
(англ.)

, испытывая влияние
флорентийской и
сиенской школ живописи, в частности, придавая героям этой картины сходство с некоторыми персонажами знаменитой «
Весны
»
Сандро Боттичелли
.

Задний план шедевра Боттичелли напоминал и фон «Ia Orana Maria» с аналогичным лесным ландшафтом и фигурами. Причиной тому, вероятно, стало то, что к стене хижины, где жил Гоген, была приколота репродукция «Весны». Мессина, помимо того, отмечала, что лица обнаруживают общие черты с лицами ангелов с полотен
Фра Беато Анджелико

[17]

[10]

.

Примечания для «Ia Orana Maria»



  1. 1



    2

    Авангард в культуре XX века: 1900—1930 гг. : теория, история, поэтика / Под ред. Ю. Н. Гирина. —
    М.
    :
    ИМЛИ РАН
    , 2010. — Т. 1. — С. 167. — 598 с.



  2. 1



    2

    Перрюшо, 1979
    , с. 255.


  3. Ekelund, Robert Burton; Hébert, Robert; Tollison, Robert D.

    The Marketplace of Christianity
    . —
    MIT Press
    , 2006. — P. 259. — 355 p. —
    ISBN 978-0-262-05082-1
    .



  4. 1



    2



    3



    4

    Панас, 2005
    , с. 110.

  5. Перрюшо, 1979
    , с. 237—238.



  6. 1



    2

    Ia Orana Maria (Hail Mary)

     
    (англ.)
    .
    The Metropolitan Museum of Art official site
    .
    Дата обращения 15 июля 2012.

    Архивировано 29 сентября 2012 года.


  7. Lorente, Jesús Pedro.

    The Museums of Contemporary Art: Notion and Development
    . —
    Ashgate Publishing

     
    (англ.)

    , 2011. — P.

     91. — 318 p. —
    ISBN 978-1-4094-0586-3
    .



  8. 1



    2

    Boime, 2008
    , p. 166.

  9. Вальтер, 2003
    , с. 41—42.



  10. 1



    2



    3

    Художественная Галерея, 2004
    , с. 10.



  11. 1



    2


    Иванова, Е. В.


    Великие мастера европейской живописи
    . —
    М.
    :
    ОЛМА-ПРЕСС
    , 2006. — С. 366. — 728 с. —
    ISBN 5-224-02088-3
    .


  12. Myers, Bernard Samuel.
    Modern art in the making. —
    McGraw-Hill
    , 1950. — С. 256. — 457 с.

  13. Bowness, 1991
    , p. 20.

  14. Вальтер, 2003
    , с. 42.

  15. Galitz, Tinterow, 2007
    , p. 164.

  16. Художественная Галерея, 2004
    , с. 24.

  17. Buisine, 2012
    , p. 192.

Литература


  • Boime, Albert.

    Revelation of Modernism: Responses to Cultural Crises in Fin-de-siècle Painting
    . —
    University of Missouri Press

     
    (англ.)

    , 2008. — 250 p. —
    ISBN 978-0-8262-1780-6
    .


  • Bowness, Alan.
    Gauguin: An Introduction To The Works Of Gauguin by Alan Bowness. —
    Phaidon

     
    (англ.)

    , 1991. — 126 p. —
    ISBN 0-7148-2683-9
    .


  • Buisine, Alain.

    Passion de Gauguin
    . —
    Presses universitaires du Septentrion

     
    (фр.)

    , 2012. — 264 p. —
    ISBN 9782-7574-0365-5
    .


  • Galitz, Kathryn Calley; Tinterow, Gary.
    Masterpieces of European painting, 1800—1920, in the Metropolitan Museum of Art. — Metropolitan Museum of Art, 2007. — 318 p. —
    ISBN 978-1-58839-240-1
    .


  • Messina, Maria Grazia.

    Paul Gauguin, un esotismo controverso
    . —
    Firenze University Press

     
    (итал.)

    , 2006. — 194 p. —
    ISBN 978-88-6453-110-6
    .


  • Вальтер, Инго Ф.
    Поль Гоген. Сложный примитив / Главный редактор — Т. И. Хлебнова. —
    М.
    :
    Арт-Родник
    , 2003. — 96 с. — (Малая серия искусств). —
    ISBN 5-88896-126-4
    .


  • Панас, К. И.

Источник: https://www.cruer.com/max7612/Ia_Orana_Maria

Ссылка на основную публикацию