«крестьянка с васильками», алексей гаврилович венецианов — описание картины

«Крестьянка с васильками», Алексей Гаврилович Венецианов — описание картины

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) — живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, родоначальник бытового жанра в русской живописи. Алексей Гаврилович родился 18 февраля 1780 года в Москве. Его род происходил из Греции: прадед художника Федор Проко с женой и сыном приехали в Россию в 1730-1740 гг., где получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Отец художника был купцом: продавал ягоды, луковицы тюльпан, — и всегда надеялся, что сын пойдет по его стопам. Но Алексей Гаврилович с юности начал увлекаться рисованием, за что ему очень часто доставалось от отца и учителей пансионата. Но отец, видя способности своего сына, смирился и даже подарил ему книгу «Любопытный художник и ремесленник».

Есть мнение, что первым учителем юного художника был некий Пахомыч. Во всяком случае, рассматривая ранние картины Алексея Гавриловича, можно сделать вывод, что у он все-таки у кого-то учился.

После окончания пансионата Венецианов поступает на службу с Чертежное управление.

В 1802 году А.Г.Венецианов отправляется в Петербург, однако, петербургская публика оставила его работы без внимания, и художник возвращается в Москву, где он занялся своим художественным образованием.

В 1807 г. Алексей приезжает в Петербург вновь и поступает на службу в канцелярию директора почт. Художник сближается с Боровиковским Владимиром Лукичом, становится его учеником и проживает у него в доме.

Хотите приобрести недвижимость в Тайланде? Вместе с thaimir, можно купить дом пхукет и подобрать тот, который вам действительно подойдёт.

В 1808 году Венецианов А.Г. занимался издательством сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», представлявший собой гравированные листы.

Вскоре журнал был запрещен к издательству (причиной тому стало неудовольствие Александра I, вызванное гравюрой «Вельможа»). Повторно к жанру карикатур Алексей Гаврилович вернется во время войны 1812 года, совместно с И.

Теребеневым создавал карикатуры на дворян-галломанов и французов. В 1811 году А.Г.Венецианов получил признание Академии художеств как портретист и получил звание академика.

Венецианов А.Г. был не чужд общественным делам. После войны 1812 г. он вступает в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Алексей Гаврилович основал школу, где обучали грамоте, арифметике и рисованию. Ученики Венецианова А.Г. стали называться «венециановской школой». В эти годы дом А.Г.Венецианова становится своего рода литературно-художественным салоном.

В 1819 Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в свое имение в Тверской губернии, где посвящает все свое творчество развитию «крестьянского» жанра. Он организовывает свою художественную школу.

Картины своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках. Расцвет творчества Венецианова А.Г. пришлось на 20-30-е годы, когда он создает свои самые знаменитые картины. В 1829 году А.Г.

Венецианов получил звание придворного живописца, а в 1830 году — звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св.Владимира.

16 декабря 1847 г. жизнь Алексея Гавриловича Венецианова случайно оборвалась. По дороге в Тверь художник не справился с управлением санями, которые врезались в каменные ворота. Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь.

Художник сумел создать целую галерею русских крестьян — скромных, работящих, сильных, с чувством собственного достоинства. Он доказал, что простой человек достоин стать героем полотна, показывая свою моральную и физическую красоту. А образы детей в Венецианова бесподобны: они правдивы и полны жизни.

Деревенская жизнь открыла для художника новый мир, поэтичности и красоту русской природы. Алексей Гаврилович работал в пленэре, что было необычно для русского изобразительного искусства того времени. Он делал это с целью изображать только натуру, видя в этом истинный замысел своего творчества.

Начало всему последующему творчеству Венецианова положила картина «Гумно», к тому же она стала новым словом в русской живописи.

На картинах Венецианова А.Г. фигуры героев статичны, отчего часто не понятны зрителю. Но для художника важны внутренние волнения.

Венецианову удавалось обнаружить что-то необычное в бытовых ситуациях, не вдаваясь в изощренные жанры, делая свои работы содержательными и поэтичными.

Соратники Алексея Гавриловича по Академии художеств часто упрекали его в неспособности работать в области  академической живописи, а только в бытовом жанре, который не считался равноправным среди других. Он опроверг это, создав в 1829 году картину «Купальщицы».

Венецианов А.Г. выполнил образа для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над образами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

Венецианов Алексей картины:

«Крестьянка с васильками», Алексей Гаврилович Венецианов — описание картины

Автопортрет

«Крестьянка с васильками», Алексей Гаврилович Венецианов — описание картины

И.В.Бугаевский-Благорный

«Крестьянка с васильками», Алексей Гаврилович Венецианов — описание картины

М.А.Венецианова в русском костюме

«Крестьянка с васильками», Алексей Гаврилович Венецианов — описание картины

Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга

«Крестьянка с васильками», Алексей Гаврилович Венецианов — описание картины

Портрет А.Чичерина

«Крестьянка с васильками», Алексей Гаврилович Венецианов — описание картины

Портрет А.И.Бибикова

«Крестьянка с васильками», Алексей Гаврилович Венецианов — описание картины

Портрет А.Путятина

«Крестьянка с васильками», Алексей Гаврилович Венецианов — описание картины

Портрет В.Б.Кочубея

«Крестьянка с васильками», Алексей Гаврилович Венецианов — описание картины

Портрет В.С.Путятиной

Портрет Л.А.Стромиловой

Портрет М.А.Фонвизина

Портрет М.А.Венециановой

Портрет молодого человека в испанском костюме

Портрет Н.П.Строгановой

Портрет Настеньки Хавской

Портрет Николая Карамзина

Портрет П.В.Хваского

Портрет М.И.Милюкова

Портрет чиновника

Портрет К.И.Головачевского, инспектора Академии художеств, с тремя учениками

А.Л.Венецианова

Вельможа

Вот-те и батькин обед

Встреча у колодца

Гадание на картах

Голова старого крестьянина

Гумно

Два крестьянских мальчика со змеем

Девочка в шляпке

Девушка в платке

Девушка с бураком

Девушка с гармошкой

Девушка с крынкой молока

Девушка с теленком

Девушка с теленком

  • Деятельность француженки в магазине
  • Девушка с бабочками

Жнецы

Жница

Захарка

Кормилица с ребенком

Крестьянин со скрещенными руками

Крестьянка за вышивкой

Крестьянка с васильками

Крестьянка с косой и граблями

Крестьянка с крынкой молока

Крестьянка Тверской губернии

Крестьянка, расчесывающая лен

Крестьянская девушка с серпом

Крестьянская женщина, опирающаяся на руку

Крестьянские дети в поле

Купальщица с чашей

Купальщица

Купальщицы

Мальчик, одевающий лапти

На жатве. Лето

На пашне. Весна

Натурный класс

Очищение свеклы

Пастушок с дудкой

Первые шаги

Портрет детей Панаевых

Причащение умирающей

Пряха

Сенокос

Спящая девушка

Спящий пастушок

Старая няня в шлычке

Туалет Дианы

Утро помещицы

Французский парикмахер

???? Наташа | 2012-03-1, 10:51 | ???? 1 403

Источник: https://art-assorty.ru/775-venecianov-aleksey-gavrilovich.html

Алексей Гаврилович Венецианов

Алексей Гаврилович Венецианов

Художник А. Мокрицкий писал о Венецианове: «Никто лучше его не изображал деревенских мужиков во всей их патриархальной простоте.

Он передал их типически, не утрируя и не идеализируя, а потому что вполне чувствовал и понимал богатство русской натуры… Имея чрезвычайно зоркий и зрячий глаз, он умел передать в них даже ту матовость, запыленность и неблестящесть, которые сообщают мужику его постоянное пребывание или в поле, или в дороге, или в курной избе».

Читайте также:  Пражский град в праге, чехия

Крестьянин со скрещенными руками

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в купеческой семье. Его отец выращивал плодовые деревья и ягодные кусты и торговал ими. О ранних годах художника рассказывает его племянник Н.П. Венецианов.

Из его воспоминаний («Мои записки») можно узнать, что мальчиком Алексей много рисовал с картин и делал портреты своих товарищей карандашом и щетинным пером, что ему доставалось за это увлечение и от домашних, и особенно от учителей, которых мальчик боялся, и что однажды за это его чуть не выгнали из пансиона. Однако настойчивость победила, и в V классе он уже «смело завоевал свое любимое занятие и рисовал красками, да не водяными, а масляными, и не на бумаге, а на полотне». Известно, что в 1791 году Гаврила Юрьевич Венецианов, имея в виду увлечение сына, подписывается на готовящуюся к выходу в свет книгу «Любопытный художник и ремесленник».

Автопортрет

Далее в «Моих записках» говорится о занятиях юного художника у некоего живописца Пахомыча, у которого он учился навыкам изготовления подрамников, подготовке холстов и их грунтовке. Но уже на первом этапе обучения живописной технике мальчик проявил строптивость.

Он рисовал на полотне прямо красками, без подготовительного рисунка, которого требовал учитель. Вероятно, до Пахомыча у Алексея Гавриловича был пример другого художника, работавшего пастелью. И не карандаш и масляная живопись, а пастель была первым материалом, в котором он начал работать.

Общее образование Алексей получил в одном из московских пансионов.

Венецианов

Григорий Сорока

О несомненном таланте молодого живописца можно судить по первому известному его произведению – портрету матери А.Л. Венециановой (1801).

Летом 1802 года в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о недавно приехавшем Венецианове, «списывающем предметы с натуры пастеллем в три часа. Живет у Каменного моста в Рижском кофейном доме».

Однако без связей и знакомств объявление в газетах не возымело воздействия на петербургскую публику, и юный живописец вернулся в Москву. Здесь он продолжал совершенствовать свое искусство портретиста и создал ряд удачных полотен.

Портрет матери

В 1807 году Алексей вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт. Как вспоминает сам Венецианов: «В свободное время ходил в Эрмитаж и там изучал живопись».

  • Венецианов
  • Сергей Константинович Зарянко
  • Вскоре он сближается с «почтеннейшим и великим» Боровиковским и оказывается в числе близких учеников блестящего портретиста, «украшавшего Россию своими произведениями», живет у него в доме.

Владимир Лукич Боровиковский

Бугаевский-Благодарный

Вскоре Венецианов начинает издавать сатирический «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящий из листов с гравюрами. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что навлек гнев самого Александра I.

Император раздраженно приказал Венецианову заниматься «приучением себя к службе, в коей находится», т.е. заниматься делами почты, а не нравами дворянства. Правительство в день его выхода запретило дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты.

К жанру карикатуры Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.

Триумфальное прибытие в Париж Наполеона

В 1811 году Венецианов получил признание академии как портретист, за представленный «Автопортрет» ему было присуждено звание назначенного. В том же году Венецианов получил звание академика за портрет инспектора Академии художеств К.И. Головачевского с тремя воспитанниками академии.

Портрет К. И. Головаческого, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками

Стремление к общественной деятельности привело Венецианова после войны 1812 года в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Оно было организовано по инициативе поэтов В. Жуковского и И. Крылова, скульптора Ф. Толстого и будущего декабриста В. Кюхельбекера.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Матюшин

На средства общества Венецианов открыл школу, где обучал рисованию одаренных детей. Она находилась на окраине Петербурга. Воспитанников школы учили грамоте, арифметике, а также рисованию и скульптуре. Из ее стен вышли многие известные художники – Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тырянов, Е. Крендовский. Ученики Венецианова стали называться «венециановской школой».

Евграф Фёдорович Крендовский 

Автопортрет

В эти годы дом Венецианова становится своеобразным литературно-художественным салоном, где собираются крупнейшие деятели русской культуры – К. Брюллов, В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Гоголь.

По инициативе Венецианова был освобожден от крепостной зависимости украинский писатель Тарас Шевченко. Написав портрет помещика Энгельгардта, Венецианов сумел договориться с ним о выкупе Шевченко за две с половиной тысячи рублей.

Чтобы собрать эту сумму, была устроена лотерея, на которой разыграли портрет Жуковского, написанный Брюлловым. 

  1. Василий Андреевич Жуковский
  2. Карл Павлович Брюллов

В 1819 году титулярный советник Венецианов, землемер Ведомства государственных имуществ, вышел в отставку. Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в маленькое свое именьице в Тверской губернии, состоявшее из двух деревень, Тронихи и Сафонкова, с двенадцатью душами дворовых.

  • Сенокос
  • Жизнь в деревне дала художнику богатый материал, открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Венецианов восклицает: «…как тот счастлив, кого не ослепляет едкий свет необузданной суетности, всегда управляемый безумной самостью…»
  • Спящий пастушок
  • Уже первые картины Венецианова в новом жанре: пастели «Чистка свеклы» (около 1820), «Жница» (1820) – убедительно свидетельствовали о том, что Венецианов сознательно стремился к реалистической верности изображения, считая главной задачей живописца «ничего не изображать иначе, как только в натуре».
  • Жница

В 1820–1821 годах Венецианов пишет картину «Гумно». «В обыденных предметах крестьянского быта Венецианов умеет найти особую прелесть. Он любовно и внимательно передает внутреннее пространство гумна.

Первый план освещен ровным светом, далее – там, где освещение должно затухать, с улицы через открытую дверь слева врывается поток дневного света; в глубине – снова яркий свет. Переходы от освещенных участков дощатого пола к затемненным очень постепенны. Тени в картине прозрачны – это результат тонких наблюдений художника на натуре.

Работа над картиной «Гумно» стала настоящей школой для Венецианова. Но художник продолжал настойчиво совершенствовать свое мастерство» (Э.В. Кузнецова).

Гумно

Картина «Гумно» стала новым словом в русской живописи, ею положено начало всему последующему творчеству художника. За ней были созданы такие вещи, как «Чистка свеклы», «Утро помещицы».

Читайте также:  «рождество», мазаччо — описание картины

Чистка свеклы

Программной работой этих лет стала картина «Утро помещицы», изображающая повседневную сцену из жизни помещичьей усадьбы.

«От сцены веет мирным покоем летнего дня, уютом, простотой и человечностью отношений, возможных только в маленьком, как у Венецианова, именьице, где хозяева знают всех своих немногочисленных крестьян по именам, входят в их заботы, когда у каждого круг своих обязанностей при взаимной ответственности, при родственности общей заботы о земле.

В этой маленькой картинке, в этом живописном шедевре Венецианов декларирует свои понятия о крестьянском вопросе, создает грезившийся ему идеал отношений хозяина и работника, идеал, отчасти претворенный в плоть опытом собственной его жизни» (Г.К. Леонтьева).

  1. Утро помещицы
  2. Подлинный расцвет его творческого дарования падает на двадцатые–тридцатые годы.
  3. Девушка в клетчатом платке

«Вершиной зрелого творчества художника являются две картины: «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето». Они проникнуты просветленным лирическим чувством. Очарование образа крестьянки-матери слито в них с поэтическим восприятием русского пейзажа.

Темы труда, материнской любви, душевной чистоты народа, мирного величия родины сочетаются у Венецианова в неразрывном единстве. Крестьянка ведет лошадей («На пашне. Весна»), с нежной ласковостью бросая взгляд на ребенка, посаженного на краю поля; за ней – воздушная даль, фигуры работающих, первые листья на тонких деревцах.

В картине «На жатве. Лето» молодая мать, почти девочка, ненадолго берет ребенка, чтобы покормить его. Рядом с ней лежит серп – ей надо снова идти работать, подруги ждут ее в поле.

На ровной глади, тянущейся до далекого горизонта, лежат легкие тени, и эта «живая игра облаков на земле» (слова самого Венецианова) скрашивает кажущуюся однообразность среднерусского равнинного пейзажа», – пишет А. Савинов.

На пашне. Весна

Представленные на выставке 1824 года в Петербурге картины Венецианова были тепло приняты современниками. «Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение одного отечественного, на представление предметов его окружающих, близких к его сердцу и нашему…» – писал журнал «Отечественные записки».

На жатве. Лето

Венецианов создал целую галерею русских крестьян – сильных, работящих, скромных, пленяющих прирожденным благородством и чувством собственного достоинства. Он утвердил простого человека в праве стать героем картины, доказал его физическую и моральную красоту.

Е.Н. Чижикова пишет: «Все они разные по облику и характеру, но во всех них Венецианов прежде всего раскрывает моральную чистоту, заставляет почувствовать истинное человеческое достоинство. 

Крестьянка с молоком

Лирически проникновенна «Крестьянка с васильками». Задумчивое лицо девушки прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков.

Крестьянка с васильками

Другая по характеру «Девушка с бураком» – энергичен поворот головы молодой красавицы. Типично русское лицо с правильными чертами исполнено деловитой озабоченности: сдвинуты брови, сжаты губы, взгляд пристален. Красное звучное пятно платка подчеркивает темпераментность лица…

Девушка с бураком

С необычайной живописной свободой, в горячих коричневых тонах исполнена «Голова крестьянина». Выражение одухотворенного мыслью лица говорит о большом жизненном опыте, душевной силе. Губы сложены в чуть заметную горестную улыбку».

Голова крестьянина

Непринужденнее всех держат себя на сеансах у Венецианова дети. Их образы особенно полны жизни и правды. Таков, например, его замечательный портрет Захарки. Это настоящий, типичный крестьянский мальчуган, «мужичок с ноготок». Он в большой отцовской шапке, держит на плече топор. Лицо с круглыми щеками совсем детское, но в выражении уже проглядывают мужицкая серьезность и основательность.

  • Захарка
  • Также и «Капитошка»: девочка с коромыслом, по-бабьи повязанная платком, со своей лукавой остроглазой физиономией выглядит уже хозяйкой, степенной маленькой крестьянкой.
  • Тарелка декоративная с воспроизведением литографии с картины А. Венецианова «Капитошка» (сама картина считается утраченной)

Работы Венецианова, столь содержательные и поэтичные, совершенные по исполнению, снисходительно причислялись в свое время к «упражнениям в домашнем роде».

«Бытовой жанр» не считался равноправным среди других жанров.

Скорее всего, именно разговоры о якобы неспособности Венецианова работать в области «благородной» академической темы заставили художника в 1829 году создать картину «Купальщицы».

Купальщицы

«Здесь он прибегнул к традиционному для Академии сочетанию двух фигур – одной в рост, другой – присевшей и изображенной со спины, – пишет Э.В. Кузнецова. – Но этим и кончается связь этой композиции с академическими канонами.

Купальщицы Венецианова – это обычные русские крестьянки со здоровыми и красивыми телами, сильными огрубелыми руками, чуть покрасневшими коленями.

Несмотря на некоторую условность изображения, в целом в картине ощущается живое и искреннее чувство».

Купальщица

В 1830 году стараниями высокопоставленных доброжелателей Венецианов получил звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира. А в следующем году после продолжительной болезни умерла жена, оставив ему двух малолетних дочерей. Не радовало и хозяйство в милом сердцу Сафонкове. Имение пришлось заложить в опекунском совете. В декабре 1836 года художник слег и сам.

Дочери художника

Он пишет: «В 57 лет у человека, который жил не для того, чтобы есть, а ел для того, чтобы жить, желудок внутреннего существования спотыкается. Вот, мой почтеннейший, 24 декабря, сиречь в сочельник, я и споткнулся, мне и руду пускали, от роду первый раз, и надобья в рот влили.

Дня через два-три я глядь – ан рыло на стороне, однако и теперь косит, да не так.

Отняли у меня: кофе, водку, вино, крепкой и горячий чай, сигары, а дали суп из телятины, што со снегу, да воду с кремотартаром… Мне велено жить на улице, и я, невзирая на вьюгу и мороз, брожу – да как же, раз по пяти и по шести в день… (устал)».

Александра — дочь художника

К счастью, все обошлось. В сороковые годы Венецианов напряженно и плодотворно работает. Среди лучших его картин «Спящая девушка», «Гадание на картах», «Девушка с гармоникой», «Крестьянская девушка за вышиванием». Колорит картин этого времени приобретает большую насыщенность, пестроту и декоративность по сравнению с прежними вещами.

Крестьянская девушка за вышиванием

Читайте также:  Эскиз "богатырь", васнецов, 1870

Жизнь его оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года.

  1. Причащение умирающей
  2. Текст Дмитрия Самина

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/3631272.html

Описание картины Алексея Венецианова «Крестьянка с васильками»

Описание картины Алексея Венецианова «Крестьянка с васильками»

Удивительной простоты портрет крестьянки. Венецианов как никто другой умело передавал на своих полотнах истинную красоту русской женщины. Простой русской девушки, которая занята васильками. Нельзя сказать, что жизнь избаловала её. Простая крестьянская одежда, платок на голове и руки, настоящие трудовые руки. Ведь тогда женщины работали на равных с мужчинами и переносили все тяготы тяжёлой работы и дома и в поле.

Мы видим грустный и усталый взгляд молодой крестьянки, и можно только догадываться чём она задумалась. Но явно не о плохом… Может, что и приятно вспомнилось, а может что и грустное.

Но есть ещё одна загадка: как Венецианову удавалось найти такие яркие типажи? Ведь в то время не все могли согласиться на позирование. Почему-то считалось грехом позировать для художника. Было даже поверье: нарисуют – помрёшь.

И ведь часто сбывалось это поверье. А сам художник часто изображал именно русских красавиц. Секрет прост: это были крепостные красавицы, так что прикажет барин то и они делали. Этим и воспользовался Венецианов для своего творчества.

конечно не так вероломно, но всё же…

Но как хорошо владел кистью художник. На тёмном фоне он изобразил девушку, и её белая одежда как бы подсвечивает лицо и потому, кажется что она как грустный ангел.

И фартук на ней чистый, но васильки приглушены, не очень бросаются на глаза. Зато как хорошо прорисовано лицо: волосы, лоб, брови, глаза и немного хитро улыбающийся рот.

Всё-таки наверно в жизни девушка резва и сметлива. Да и погрустить наверно времени нету.

Это только у художника так получилось – вдруг прорвалась грусть. Это можно назвать удачей для художника, ему не пришлось придумывать позу или откровенно врать будущим посетителям выставки. Всё в этом портрете не показное, всё настоящее.

(3 votes, average: 4.67

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-venecianova-krestyanka-s-vasilkami/

Алексей гаврилович венецианов

Утро помещицы, 1823г, ГРМНа пашне. Весна. Первая половина 1820-х, ГТГНа жатве. Лето. Середина 1820-х, ГТГКрестьянка с васильками. 1820-е, ГТГ Голова старого крестьянина, 1825, ГТГСпящий пастушок. 1823-1826,ГРМЖнецы. Вторая половина 1820-х,ГРМГадание на картах. 1842. ГРМ

  • Девушка в платке, Русский музей
  • Вот-те и батькин обед. 1824, ГТГ
  • Девушка с крынкой
  • Крестьянская девушка с серпом во ржи, ГРМ
  • Мальчик одевающий лапти
  • Хочется также показать несколько чисто портретных иллюстраций Венецианова
  • Портрет Фонвизина

Портрет командира лейб-гвардии Драгунского полка II. А. Чичерина. Ок. 1810. Пастель

  1. Портрет Марфы Афанасьевны Венециановой, урожденной Азарьевой 1780-1831, жены художника, Государственный Русский музей

Портрет В.П. Кочубея

При подготовке материала были использованы следующие материалы:

http://artyx.ru/artyx/books/item/f00/s00/z0000006/st029.shtmlhttp://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=14038&ob_no=18758http://www.rulex.ru/01030225.htmhttp://www.poster.art-catalog.ru/poster_list.php?id_artist=72http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/122.htmСуббота, 17 Мая 2008 г. 18:45 + в цитатник sunsan все записи автора

Источник: https://dok-zlo.livejournal.com/1691531.html

Картина «Крестьянка с васильками». 1820-е гг. ГТГ, Картина «Купальщицы». 1829. ГРМ, Картина «Лето. Жатва». Первая половина 1820-х гг. ГТГ — Венецианов Алексей Гаврилович

Венецианов создает целую галерею образов крестьянских девушек юного возраста. Все они написаны с натуры. Непосредственность, портретность образа в этих произведениях является одним из самых крупных реалистических завоеваний эпохи.

Такова «Крестьянка с васильками» — одно из наиболее значительных в первой трети XIX века достижений в жанре крестьянского портрета.

Лирически проникновенна «Крестьянка с васильками». Задумчивое лицо девушки прекрасно своей душевной ясностью. Чуть опущенные плечи говорят об усталости, большие рабочие руки лежат на охапке пушистых васильков. Само появление портрета «человека из народа» говорит о развитии демократических начал в русской культуре.

Аналогии можно найти в некоторых рисунках Кипренского и, главным образом, в живописи Тропинина. Подобно Тропинину, Венецианов часто вводит в такой портрет аксессуары, придающие изображению бытовой характер.

Картина «Купальщицы». 1829. ГРМ

Достойно быть отмеченным, что венециановский мир оказывается приобщенным к, так сказать, иконографическому Олимпу европейской художественности, а именно изображению женской наготы — теме, привычной для стран романской традиции, но исключительно редкой (на концептуальном уровне) в русском искусстве.

Можно, кстати, отметить, что в натурном классе петербургской Академии женская модель вообще не ставилась.

Трактовка этой темы у Венецианова поразительна своей смелостью, так как моделями для него выступают те же русские крестьянки, приносящие в языческие по своему происхождению и эстетическому кодексу изображения совершенно особую атмосферу смиренного и священного целомудрия, что делает их, именующихся вакханкой, Дианой, похожими на готовящихся принять обряд крещения.

«Здесь он прибегнул к традиционному для Академии сочетанию двух фигур — одной в рост, другой — присевшей и изображенной со спины, — пишет Э.В. Кузнецова. — Но этим и кончается связь этой композиции с академическими канонами.

Купальщицы Венецианова — это обычные русские крестьянки со здоровыми и красивыми телами, сильными руками, чуть покрасневшими коленями.

Несмотря на некоторую условность изображения, в целом в картине ощущается живое и искреннее чувство».

Пейзаж как совершенно самостоятельный вид живописи у Венецианова отсутствует; однако в жанровых произведениях его значение очень велико: это среда, в которой живут люди. Пейзаж играет большую роль в создании человеческого образа и сообщает произведению единство настроения.

Картина «Лето. Жатва». Первая половина 1820-х гг. ГТГ

венецианов русский живописец

Настоящим родоначальником народного бытового жанра суждено было стать А.Г. Венецианову.

После войны 1812 года русский жанр мог «найти себя» прежде всего в варианте крестьянского пейзажа, наполненного поэтическим пафосом в духе руссоистской идиллии.

В венециановском пейзаже как бы скрыта внутренняя полемика с городским миром, государственной властью, казенной службой. Картины «Лето. Жатва», «На пашне.

Весна», «Гумно» и другие образуют цикл времен года: весна, лето, начало осени — изображены периоды, отмеченные крестьянским сознанием как основные составляющие элементы земледельческого круга жизни.

Венециановские полотна — эпическое повествование о вечных трудах человека, в которых заключен смысл его земного существования.

Источник: http://5rik.ru/book/book-14323.php

Ссылка на основную публикацию