Корзинка с хлебом, дали, 1945

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Сальвадор Дали (1904-1989) однажды сказал: “ Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час. У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец, пусть говорят хорошо ”.  И его желание сбылось.

Даже спустя 25 лет после смерти о Дали продолжают спорить, его творчество изучают и обсуждают, а количеству последователей и подражателей нет числа. Хотя Дали называют великим испанским живописцем, по происхождению он был каталонец. Наверное, с этим связано его особое отношение к еде.

О жителях Каталонии —  пограничной области между Францией и Испанией —  бытует поговорка, что они верят только в то, что можно пощупать или съесть.  Недаром Дали говорил, что «всё красивое должно быть съедобно».  Фетишем Дали, его личным брендом на протяжении всего творчества был хлеб.

Корзинка с хлебом, Дали, 1945Одна из первых известных работ художника “Корзина с хлебом” была написана в 1926 году, когда Сальвадору было 22 года. Глядя на классический натюрморт, напоминающий работы старых мастеров голландской школы, трудно представить дальнейший  путь художника. Зато не вызывает недоумения высказывание Дали о том, что его любимым живописцем  был Ян Вермеер.

Кусок хлеба. Я изобрел колумбово яйцо: хлеб Сальвадора Дали. В то же время я раскрыл тайну хлеба — он может остаться несъеденным. Насущную вещь, символ питания и святого бытия, я превращу в бесполезную, эстетическую. Я сотворю из хлеба предмет сюрреализма.

 Хлеб Дали предназначен не для помощи многодетным семьям. Мой хлеб был сугубо антигуманным. Он символизировал месть роскошного воображения утилитарности практического мира. Это хлеб станет аристократичным, эстетическим, параноидальным, софистским, иезуитским, феноменальным и ошеломительным”.

Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим (1942).

Корзинка с хлебом, Дали, 1945В 1933 году  для сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж) Дали создал скульптуру “Ретроспективный бюст женщины” – бриколаж фарфорового бюста женщины с батоном хлеба в виде шляпы, на которую водружена бронзовая чернильница — репродукция картины “Анжелюс” Жана-Франсуа Милле. Вокруг шеи обмотана полоска бумаги с танцующим мальчиком для барабана зоотропа, на  лице кишат муравьи как символ тления, на плечах початки кукурузы – пародия на современную парижскую моду. Эпатажный бюст просуществовал недолго. Говорят, что выставку посетил Пикассо со своей собакой. Пес, в блаженном неведении о художественной ценности работы, обошелся со скульптурой крайне не почтительно – он попросту сожрал батон, водруженный на бюст.

Сейчас в Фигерасе в театре-музее Сальвадора Дали выставлена реконструкция этой скульптуры.

Удлиненная и тонкая форма хлебного батона для Дали — однозначно фаллическая. В 1932 году были написаны две провокационно-фрейдистские “хлебные картины” – “Антропоморфный хлеб” и “Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба”, нарочито выполненные в палитре Старых голландских мастеров.

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

На картинах Дали можно увидеть эрегированный хлеб, бессильный хлеб, хлеб в любовном томлении, хлеб ласкающий женщину и даже хлеб-невидимку. Он стал  “торговой маркой” художника наряду со знаменитыми усами.

«Хлеб всегда был одним из самых старых субъектов фетишизма и навязчивой идеей в моих работах, первый и единственный , которому я  более всего верен ”- напишет он в 1945 году в каталоге выставки в нью-йорской Bignou Galeria.

В 50-е годы начинается новый этап творчества художника  — Дали становится мистиком. Одна из самых значительных работ этого периода “Мадонна Порт-Льигата”(1951), образцом для которой послужила алтарная Корзинка с хлебом, Дали, 1945картина Пьеро делла Франческа “Мадонна с младенцем и святыми” (1472).

С одной стороны она знаменует обращение Дали к католицизму, с другой —  увлечение молекулярной и квантовой физикой, начавшееся после взрыва атомной бомбы.

Характерными особенностями этого периода становятся парящие предметы, застывшие в хрупком “атомном равновесии”. Центр картины “Мадонна Порт-Льигата” – парящий ломоть сакрального хлеба, представляющий тело Христа.

Именно хлеб является центром мироздания, источником духовной силы, дарителем света.

Постепенно хлеб как универсальный символ исчезает из живописи Дали, но возрождается в различных инсталляциях, конструкциях, объектах поп-арта и фотографиях. Пожалуй, самой причудливой была идея создания хлебной мебели.

В 1969 году Дали познакомился с известным французским булочником и предпринимателем Lionel Poilâne.

С этого времени пекарня Poilâne стала готовить для художника различные арт-объекты и скульптуры из хлеба, а в 1971 году Дали заказал целую хлебную спальню.

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Свою экстравагантную просьбу художник объяснил так: хочу проверить, нет ли в доме мышей. Тем не менее, заказ был выполнен.

В память об этом событии  пекарня Poilâne, которой владеет уже третье поколении семьи, периодически готовит из фирменных буханок и багетов стулья и люстру, как для Дали.

Хрупкие арт-объекты приходится менять каждые 7-8 лет, поскольку хлеб крошится и приходит в негодность.

В 1974 году был открыт театр-музей Сальвадора Дали, выполненный по проекту самого художника, который назвали крупнейшим сюрреалистическим объектом в мире.  На территории музея можно увидеть скульптуры со знаменитыми шляпами-батонами.

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Но более всего впечатляет орнамент стен самого здания – сотни аккуратно распределенных керамических буханок каталонского хлеба, традиционно выпекаемых в виде шляпы матадора. Башня Галатея, присоединенная к театру позднее, стала последней резиденцией художника.   Здесь же он и был погребен со всеми почестями 25 января 1989 года.

  • И в завершении темы – инсталляция из эко-музея хлеба в Каталонии, вдохновленная работами Сальвадора Дали.
  • Кстати, может быть именно фантазии Сальвадора Дали оказались источником вдохновения для Тима Бирбаума (Tim Bierbaum) и Джона Миллера (John Miller) – участников скетч-группы Serious Lunch, — которые в конце 2012 года выдвинули идею фотопроекта под названием Baguette-me-nots или, как его окрестили -«багетинга«, заключавшуюся в замене длинным французским хлебом (багет) любых бытовых предметов, а сделанные фото выложить в сети на всеобщее обозрение (статья о популярном сетевом меме под названием «багетинг»).

Источник: http://www.art-eda.info/xleb-salvadora-dali.html

Хлеб и Сальвадор Дали

«Хлеб неотступно преследовал меня всю жизнь, и я писал его бессчетное число раз» — признавался Дали в «Дневнике одного гения». Художнику нравилось превращать обыденные вещи в объект поклонения и череду навязчивых образов. Хлеб на его картинах может быть всем, чем угодно — в том числе и просто хлебом.

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Впервые Дали написал корзинку с хлебом еще в 1926 году, будучи 22-летним художником. Потом он возвращался к этой теме с завидным постоянством. Пока что это еще «просто хлеб», но уже здесь видна издевка: реалистическая манера исполнения натюрморта нетипична для середины 20-х гг XX века.

Читайте также:  Великий мастурбатор, сальвадор дали - анализ картины

Дали насмехается над зрителем, словно бы говоря: «посмотрите — я современный художник, но пишу в манере „старых мастеров“».

Ирония автора становится ярче в работах 1932 года с совершенно ерническими названиями: «Антропоморфный хлеб» и «Французский батон с двумя яйцами на блюде без блюда, пытающийся содомизировать краюшку португальского хлеба».

Манера живописи автора академична, а вот тематика… Дали слишком сложен для того, чтобы издеваться над чем-то одним. Здесь достается всем — и художникам-абстракционистам, и сюрреалистам с их убийственной серьезностью, и салонному фрейдизму.

Корзинка с хлебом, Дали, 1945Корзинка с хлебом, Дали, 1945Корзинка с хлебом, Дали, 1945Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Впоследствии художник регулярно возвращается к теме хлеба, но со временем и она претерпевает трансформации. В 50-е годы Дали увлекается католицизмом и переосмысливает свое творчество (или делает вид). Хлеб перестает быть для него просто предметом изображения, а становится строительным материалом.

В 1969 году уже немолодой художник знакомится с известным французским булочником Лионелем Пуленом и заказывает ему необычные вещи, изготовленные из хлеба. К примеру — стулья. Или мебель для спальни.

Впрочем, хлеб как символ интересует Дали ничуть не меньше: стены открывшегося в 1974 году театра-музея имени художника украшены буханками каталонского хлеба, выполненного из керамики.

И все-таки, почему именно хлеб? — Ответов на этот вопрос может быть множество. Во-первых, хлеб, сам по себе сложный символ. Для Дали, выросшего под сенью католической церкви, он не мог не вызывать религиозных ассоциаций. На которые, естественно, накладывались общекультурные представления о хлебе, как символе достатка.

Во-вторых, в постоянном возвращении к этому образу читается страх Дали перед бедностью — так считает часть искусствоведов. И, наконец, в-третьих, хлеб — сам по себе удобный мотив для художника-модерниста.

В 1917 году Марсель Дюшан создал свой самый известный реди-мейд, — скульптуру «Фонтан» , которая при ближайшем рассмотрении оказывается банальным фаянсовым писсуаром. Это не просто хулиганская выходка. Дюшан доказал, что произведение искусства может быть создано просто помещением вещи в соответствующий контекст (музея, полотна, выставки).

Хлеб у Дали — это точно такой же «найденный предмет», даже тогда, когда изображается художником на полотне. Объектом искусства он становится только благодаря контексту.

Корзинка с хлебом, Дали, 1945Корзинка с хлебом, Дали, 1945Корзинка с хлебом, Дали, 1945Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Какой хлеб любил сам Дали, доподлинно неизвестно. В двух книгах, написанных им (“Тайная жизнь Сальвадора Дали” и “Дневник одного гения”), эта тема почти никак не раскрыта (упоминается лишь “поджаренный хлеб”). Вероятно, на столе великого художника чаще всего бывало что-то весьма простое — вроде каталонского хлеба или обыкновенного французского багета.

Источник: https://ChelRestoran.ru/materials/literary-kitchen/khleb-i-salvador-dali/

Корзинка С Хлебом Сальвадор Дали

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Картина Сальвадора Дали Корзинка с хлебом: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «корзинка с хлебом»— картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1945году.

Описание картины Сальвадора Дали «Корзинка с хлебом»

Смысл они могут иметь самый разный, все зависит от самой картины. Он часто ошибается – ну и что. На нем висят мягкие часы, которые Дали изобрел годом ранее при создании картины «Постоянство памяти».

Это может быть кусочек бекона (на «Мягком автопортрете»), вареные бобы («Предвидение гражданской войны в Испании»), хлеб, уже как вполне традиционный христианский символ («Ядерный крест», «Мадонна Порт-Льигата»), сырые котлеты («Портрет Гала с двумя бараньими котлетами на плече»), разломленный гранат («Сон, вызванный полетом пчелы», «Дематериализация носа Нерона»). Если в «Осеннем каннибализме» – это совершенно точно уничтожение, причем элегантное и изысканное, по всем правилам этикета (в руках у этих пожирающих друг друга фигур столовые приборы), то в «Архитектоническом Анжелюсе» это не так очевидно: мягкие тягучие массы перетекают одна в другую, стремясь то ли пожрать друг друга, то ли слиться воедино. Он часто ошибается – ну и что.

Самовлюблённость юноши — и есть подобный комплекс. Но, так или иначе, все эти продукты намекают на съедобность или на сам процесс поедания. Вот таким образом неудивительно, что изображенная Сальвадором Дали «корзинка с хлебом» черствеющая в лучах холодного, проникновенного света, как бы превращается в драгоценный камень.

Эпатажный бюст просуществовал недолго. Чернильница, располагающаяся на правом конце батона, превращает всю конструкцию в настольный гарнитур, подставку для письменных принадлежностей – вроде той, о которой Дали писал в своей «Тайной жизни». Картина написана в 1926 году в подарок Гарсиа Лорке, с которым Дали был очень дружен.

Например, особое отношение к еде, которое Жиль Нере в своей книге «Сальвадор Дали» называет «материально-кулинарным атавизмом», граничит с его каталонским происхождением. Недаром Дали говорил, что всё красивое должно быть съедобно. Метаморфозы Нарцисса 1937Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это — я. Да, Нарцисс – это я.

Суть метаморфозы —в превращении фигуры нарцисса в огромную каменную руку, а головы — в яйцо (или луковицу). Он уже чувствует и видит, как сюрреалист, закладывая это направление в основу своего искусства. Созданные им образы, его и только его.

Спустя 50 лет, Сальвадор Дали выскажется по поводу этой картины «хлеб по своей природе гетерогенен, он терпит и литургическое надувательство, со стороны корзины и анархизм драпировки».

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Корзинка с хлебом, Сальвадор Дали — ОБЗОРЫ КАРТИН

Применительно к себе Дали подтверждает это утверждение эпиграфом к своей книге мемуаров «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Хотя Дали называют великим испанским живописцем, по происхождению он был каталонец. Наверное, это правда, ведь над произведением Дали работал после Второй мировой войны. Из этого высказывания ясно, что Дали на полпути к сюрреализму.

В 1932 году был написан «Антропоморфный хлеб». Такие же парящие предметы, но не застывшие в пространстве, а движущиеся, мы видим в «Движущемся натюрморте».

Он звучит так: «Я знаю, что я ем (и что переварю). На картине Сальвадора Дали «корзинка с хлебом» все предельно просто и очень достоверно.

На картине Сальвадора Дали «корзинка с хлебом» все предельно просто и очень достоверно. Он живой Он трогает меня».

Дали рисовал хлеб-символ с двойным и тройным дном, хлеб-провокацию.

Покой, предшествующий взрыву (состояние, которое очень увлекало Дали), мы видим в «Корзинке с хлебом», которая снова выполнена в лучших традициях голландского натюрморта.

Например гранат в «Сне, вызванном полетом пчелы» можно толковать как образ «Большого взрыва» из которого зародилась жизнь, как начинающую делиться оплодотворенную яйцеклетку, а в «Дематериализации носа Нерона» – как образ атома.

Если внимательно посмотреть на полотно, можно заметить, что перспектива слегка искажена. Из этого высказывания ясно, что Дали на полпути к сюрреализму. Сочетание этих двух факторов завораживает и притягивает взгляд. Он живой Он трогает меня». Впоследствии художник рисовал хлеб бесчисленное множество раз.

Их расположение очень напоминает композицию картины Франсуа Милле «Анжелюс», которой Дали восхищался с детства и неоднократно самыми разными способами интерпретировал в своих картинах (например, «Пара с облаками в головах», «Архитектонический Анжелюс», «Атавизм сумерек»).

Эта картина является ярким примером творчества Сальвадора Дали на подходе к сюрреализму.

Читайте также:  «поклонение волхвов», диего веласкес — описание картины

Массимо Бонтемпелли, увидев картину, сказал «нечто иное, что крутится вокруг, да около бытия». Вот таким образом неудивительно, что изображенная Сальвадором Дали «корзинка с хлебом» черствеющая в лучах холодного, проникновенного света, как бы превращается в драгоценный камень.

Вокруг шеи обмотана полоска бумаги с танцующим мальчиком для барабана зоотропа, на лице кишат муравьи как символ тления, на плечах початки кукурузы – пародия на современную парижскую моду. Спустя 50 лет, Сальвадор Дали выскажется по поводу этой картины «хлеб по своей природе гетерогенен, он терпит и литургическое надувательство, со стороны корзины и анархизм драпировки».

На картине Сальвадора Дали «корзинка с хлебом» все предельно просто и очень достоверно. Созданные им образы, его и только его.

Именно в этом году для Гарсиа Лорки Дали пишет одно из самых знаменитых произведений мастера – натюрморт «корзинка с хлебом». Еще одной «атомной» чертой, которая появляется во многих его картинах этого времени, было «атомное равновесие».

Массимо Бонтемпелли, увидев картину, сказал «нечто иное, что крутится вокруг, да около бытия». Спустя 50 лет, Сальвадор Дали выскажется по поводу этой картины «хлеб по своей природе гетерогенен, он терпит и литургическое надувательство, со стороны корзины и анархизм драпировки».

И все же этой картине присуще «нечто».

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Картина Корзинка с хлебом Сальвадора Дали

В 1933 году для сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж) Дали создал скульптуру Ретроспективный бюст женщины – бриколаж фарфорового бюста женщины с батоном хлеба в виде шляпы, на которую водружена бронзовая чернильница — репродукция картины Анжелюс Жана-Франсуа Милле.

Например, бекон на «Мягком автопортрете» указывает на съедобность оболочки, которая благодаря своему цвету вообще кажется сделанной из шоколада, а телячьи отбивные на плече Гала говорят о стремлении Дали поглотить ее. Именно это и есть его неоспоримое преимущество. И все же этой картине присуще «нечто».

Он сознательно сделал хлеб своим брендом: «изобрел колумбово яйцо – хлеб Сальвадора Дали», по его собственным словам. Именно это и есть его неоспоримое преимущество. Это словно подброшенные невидимыми руками предметы вдохновили фотографа Филиппа Хальсмана на создание одного из самых известных фотопортретов Сальвадора Дали.

Многие критики высказывают мнение, что выбранной форме живописи, присущей картине «корзинка с хлебом» Сальвадор Дали находится под впечатлением других великих испанских мастеров живописи, которыми он восхищался с ранних лет – Веласкес и Сурбарана.

Наверное, с этим связано его особое отношение к еде. Один из ранних натюрмортов (1915 г.

) написан в реалистичной манере, хотя то внимание, с которым Дали изображает глянцевитую поверхность фруктов и овощей в тарелке, шелковистый блеск луковицы, лежащей рядом, сияние глазури, покрывающей кувшины, в солнечном свете чем-то напоминает работы импрессионистов. Именно это и есть его неоспоримое преимущество.

Многие критики высказывают мнение, что выбранной форме живописи, присущей картине «корзинка с хлебом» Сальвадор Дали находится под впечатлением других великих испанских мастеров живописи, которыми он восхищался с ранних лет – Веласкес и Сурбарана.

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Описание картины «Корзинка с хлебом»

На фоне этих вызывающе-сексуальных полотен «Два куска хлеба, объясняющиеся в любви» выглядят невероятно лирично и лаконично. Он движется своим ходом, в полном одиночестве. Пес, в блаженном неведении о художественной ценности работы, обошелся со скульптурой крайне не почтительно – он попросту сожрал батон, водруженный на бюст.

Исследовать вселенную Дали – задача непростая. Это объясняет черный фон и ценность хлеба, который символизирует собой мир и саму жизнь.

Массимо Бонтемпелли, увидев картину, сказал «нечто иное, что крутится вокруг, да около бытия». Журналистам он вообще объяснял этот портрет так: «Я люблю котлеты и люблю свою жену.

Эта картина является ярким примером творчества Сальвадора Дали на подходе к сюрреализму. Скорее всего, он надуманный.

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Сальвадор Дали «Корзина с хлебом», 1926

Он живой Он трогает меня». Парящие в пространстве предметы, не соприкасающиеся друг с другом, мы видим на картинах «Атомная Леда», «Дематериализация носа Нерона», «Мадонна Порт-Льигата». Дали пишет одно из самых знаменитых произведений мастера – натюрморт «корзинка с хлебом».

Созданные им образы, его и только его. Торжествующий эстетизм простых вещей в реализме – такой же «фирменный знак» Дали, как костыли и мягкие часы на его авангардных полотнах.

Через 20 лет после написания этого шедевра, «корзинка с хлебом» как бы воскрешает, еще в более чистой форме, почти не изменившись в картине «Корзина с хлебом».

Многие проводят параллель этой картины Сальвадора Дали с картиной немецкого художника Себастьяна Штосскопфа «корзинка со стаканами», написанная в 1644 году и хранящаяся в Страсбурге. Картина напоминает фотографию с искусственно увеличенной резкостью. Он движется своим ходом, в полном одиночестве. Он трепетно относился к этому продукту, считая его жизнью тела и даже всего мира.

Его утверждение, что «мягкие часы становятся метафорой гибкости времени» насыщено неопределенностью и отсутствием интриги. Время может двигаться по-разному: либо плавно течь, либо разъедаться коррупцией, которая, по мнению Дали, означала разложение, символизируемое здесь суетой ненасытных муравьев». Фетишем Дали, его личным брендом на протяжении всего творчества был хлеб.

Процесс поглощения, поедания присутствует в картинах и отдельно от еды. Золотистая кожа Нарцисса — отсылка из изречению Овидия (чьей поэмой «Метаморфозы», рассказывавшей в том числе о Нарциссе и была навеяна идея картины): «золотой воск медленно тает и утекает от огня так тает и утекает любовь».

После второй мировой войны, а точнее после взрыва атомной бомбы, в картинах Дали появляется «атомный» компонент.

описание творческого подхода картине хлеб

Многие проводят параллель этой картины Сальвадора Дали с картиной немецкого художника Себастьяна Штосскопфа «корзинка со стаканами», написанная в 1644 году и хранящаяся в Страсбурге.

Но на этом полотне хлеб вполне реалистичен (хотя и ему не суждено утолить чей-то голод это яство предназначено для тех, кто жаждет зрелищ). Говорят, что выставку посетил Пикассо со своей собакой. Не ведаю совсем, что я творю».

И все же этой картине присуще «нечто».

Читайте также:  Натюрморт с музыкальными инструментами, эваристо баскенис, 1650

Не вижу причины не писать их вместе».

Многие критики высказывают мнение, что выбранной форме живописи, присущей картине «корзинка с хлебом» Сальвадор Дали находится под впечатлением других великих испанских мастеров живописи, которыми он восхищался с ранних лет – Веласкес и Сурбарана. Тема хлеба была для художника действительно актуальной. Из этого высказывания ясно, что Дали на полпути к сюрреализму. Ничего этого в «Двух кусках» нет. Какой смысл может быть у потока сознания.

Это относительно ранняя вещь Сальвадора Дали. Большинство часто повторяющихся образов родом из его биографии. Через 20 лет после написания этого шедевра, «корзинка с хлебом» как бы воскрешает, еще в более чистой форме, почти не изменившись в картине «Корзина с хлебом».

Вот таким образом неудивительно, что изображенная Сальвадором Дали «корзинка с хлебом» черствеющая в лучах холодного, проникновенного света, как бы превращается в драгоценный камень.

Об «Анжелюсе» он много писал и в частности видел в этой картине колоссальное напряжение, считал что пространство, в котором расположены фигуры мужчины и женщины, сумеречно и враждебно. Он движется своим ходом, в полном одиночестве.

Как не уместен и школьный вопрос: что хотел сказать автор. Эта картина является ярким примером творчества Сальвадора Дали на подходе к сюрреализму.

Многие проводят параллель этой картины Сальвадора Дали с картиной немецкого художника Себастьяна Штосскопфа «корзинка со стаканами», написанная в 1644 году и хранящаяся в Страсбурге.

Через 20 лет после написания этого шедевра, «корзинка с хлебом» как бы воскрешает, еще в более чистой форме, почти не изменившись в картине «Корзина с хлебом». Дали использует испанскую поговорку «Луковица в голове проросла», которая обозначала навязчивые идеи и комплексы.

При всей кажущейся ненормальности его картин, Сальвадор Дали очень последователен.

Источник: http://aquareller.com/wdr/201803/korzinka-s-hlebom-salvador-dali/

Шедевры Театра-Музея Дали. "Корзинка с хлебом" (1945)

Корзинка с хлебом, Дали, 1945

Эта небольшая (35 Х 44 см) картина, настоящая жемчужина Театра-Музея, расположена в центральной части экспозиции «Зала Сокровищ» — того самого, где стены обитым красным бархатом, из-за чего создается ощущение, что, пападая туда, оказываешься внутри шкатулки с драгоценностями. 

Ощущение это вполне оправданно — если принять во внимание, сколько стоят размещенные в этом зале картины, легко может закружиться голова — но, пока, слава Всевышнему, никто продавать их не собирается.

А центральная позиция «Корзинки с хлебом» в этой сокровищнице — отнюдь не случайна.

Сам Дали считал эту картину одной из самых важных своих работ и даже чем-то вроде талисмана, который непременно должен был сопровождать супругов Дали во всех их перемещениях по странам и континентам. 

Очень нравилась эта картина и супруге художника, Гала, которой, собственно, она и была предподнесена в дар автором на открытии выставки в галерее Бину в Нью-Йорке, проходившей в ноябре-декабре 1945 г. Конечно же, мы помним эту традицию Дали: прилюдно, демонстрируя публике высочайшие любовь и уважение к жене, в начале кажой своей выставки одаривать ее одной из своих картин.

А почему бы и нет? Это красиво, достойно, и, к тому же, разумно и практично: имущество, таким образом, оставалось в семье, и впоследствии им, в случае необходимости, мог воспользоваться и сам Дали.

Так, кстати, произошло и с «Корзинкой» — занявшись созданием своего Театра-Музея, Дали выпросил у Гала подаренной ей «Корзинку», в числе прочих подаренных ей ранее работ,  для экспозиции, благодаря чему мы и можем ей сейчас насладиться. 

Кстати, именно это полотно было использовано в качестве иллюстрации к так называемому плану Маршалла — программе помощи США послевоенной Европе — попало на обложки журналов и сделалась широко известным в мире. Способствовал этой известности картины и сам Дали, постоянно упоминавший свою «Корзинку» в статьях и интервью и часто приводивший ее в качестве примера. 

Это и не удивительно, учитывая, с каким непревзойденным мастерством написана картина — Дали по праву было чем гордиться. Вот как он высказался о картине в одном из своих интервью: «Полгода моей задачей было овладеть утраченной техникой старых мастеров, достичь предвзрывной неподвижности предмета.

Это самая строгая картина с точки зрения геометрической композиции. Структурные силовые линии напряжены до последнего предела. Еще чуть-чуть — и с этой горбушкой случится корпускулярный (атомный) взрыв. За двадцать лет корзинка превратилась в корону, а хлеб обрел компактность локтя или носорожьего рога.

»

Дали, как видим, упомянул о своей попытке «овладеть утраченной техникой старых мастеров» — и ему безусловно это удалось. Высота технического исполнения картины поражает, изумляет и даже вызывает недоверие — как-то не верится, что это мог сотворить человек с помощью такого довольно грубого и несовершенного инструмента, как руки.

По словам Дали, он работал над картиной два месяца, по четыре часа каждый день — и труд этот был не напрасным. Реализм, граничащий с гиперреализмом — так бы я определил стиль полотна.

Если рассматривать оригинал с помощью лупы, можно заметить, что детально выписаны не только отдельные прутья корзинки, но даже и едва заметные  темные точечки на них, абсолютно такие же, какие можно наблюдать в реальности.

Что до хлебной горбушки — она, стоит посмотреть на нее чуть подольше, начинает в буквальном смысле обретать трехмерность и материализовываться. Кажется, этот хлеб вот-вот можно будет потрогать и ощутить под пальцами хруст корочки и нежную его мякоть. 

Кстати, именно этот «квазиреализм», так несвойственный фантасмагорически-галюциногенному Дали, вкупе с безукоризненной техникой и поражают наших туристов в первую очередь. Люди даже отказываются верить, что это реалистично-академическое полотно написано эпатажным усатым каталонцем, славным своими замысловатыми и загадочными сюжетами.

На мой взгляд, именно такого эффекта  — озадачить и заставить поломать голову, в чем тут подвох — Дали и добивался. «Эта типично реалистическамя работа, как оказалось, больше всего прочего удовлетворила мою фантазию. Перед нами полотно, о котором ничего нельзя сказать — полнейшая загадка!»

А загадочность, как мы знаем, дали ценил в творчестве едва ли не превыше всего. Примечательно и символично, что «Корзинка с хлебом была завершена Дали 8-го мая 1945 г.

— акккурат накануне капитуляции гитлеровской Германии.

Обескровленное, изголодавшееся, уставшее от разрушений,   варварства и смертей человечество хотело только одного — мира и хлеба, и «Корзинка с хлебом» Сальвадора Дали — как раз об этом. 

Предлагаемые нами экскурсии по музеям Сальвадора Дали

Наши контакты: E-mail: zakharovsergei@mail.ru

Тел, WhatsApp, Viber  +34 630917047

Источник: https://www.barcelona-excurs.org/salvador-dali-cesta-de-pan/

Ссылка на основную публикацию