Картина «среди волн», айвазовский

li_ga2014

За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

Конечно, Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?..Картина Картина

  • Иван Константинович Айвазовский
  • Буря у скалистых берегов
  • 102×73 см.

«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными.

Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости.

Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии — тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.

Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы.

Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку.

Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины.

Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи.

Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями.

Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю.

Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».

Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера.

На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так — Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.

Неаполитанский залив в лунную ночь» src=»https://artchive.ru/res/media/orig/work/c7e/c7e31af7808b34cf5565cfe8e1dad956.jpeg?484.jpg»>

«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок.

Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною.

Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».

Картина

Иван Константинович Айвазовский

Среди волн

1898, 285×429 см.

Главное – начать, или В темпе Айвазовского

Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём — это могли быть и 10 минут, и 6 часов.

Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти.

Небо готово — можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского — это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн».

При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней.

А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили.

Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь».

Столь разные таланты, разные способы творить — каторжный труд и радостное любование жизнью — не могли долго держаться рядом.

«Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой.

Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», — из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

Творчество как радость

Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) — радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение», — это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар — то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя.

Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал.

Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

Пленэр VS мастерская

О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор.

Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии — а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее.

Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст — вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере.

Но копирование — хоть чьих-то картин, хоть природы — представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.

Иван Константинович Айвазовский

Амальфи. Набросок

1840-е

Картина

  • Иван Константинович Айвазовский
  • Побережье в Амальфи
  • 105×71 см.

О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице.

Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят… Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу.

День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже…

Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом — очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

— День пасмурный сегодня, — сказал Айвазовский, — и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

— Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца…»Картина

  1. Иван Константинович Айвазовский
  2. Биарриц
  3. 1889, 18×27 см.

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света — иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».

Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма.

Но процитируем слова мецената Алексея Томилова — он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (…) красуется воздух и вода». Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач — передача световоздушной массы.

В работах Айвазовского на первом месте — свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.

Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».

  • Иван Константинович Айвазовский.
  • Девятый вал
  • . Как смотреть на картины Айвазовского
Читайте также:  Торжественное заседание государственного совета, репин, 1903

Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту.

К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».

  1. Иван Константинович Айвазовский
  2. Лунная Ночь В Крыму. Гурзуф
  3. 1839, 101×136 см.

Айвазовский

не из тех художников, которые теряют вдохновение в процессе и бросают работы неокончеными. Но однажды такое случилось и с ним — он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). Помешала смерть. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества.

Она позволяет понять, что художник считал главным на картине, с проработки каких элементов начинал работу. Мы видим, что Айвазовский начал с корабля и пламени взрыва — того, что возьмет зрителя за душу.

А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.

  • Иван Константинович Айвазовский
  • Лазоревый грот. Неаполь
  • 1841, 100×74 см.

Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.

Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна.

Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров.

Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.

  1. Заглавная иллюстрация: фрагмент картины Айвазовского «Корабль среди бурного моря» (Эрмитаж).
  2. Авторы: Алена Эсаулова, Наталья Кандаурова

Источник: https://li-ga2014.livejournal.com/290754.html

Сочинение по картине Айвазовского Среди волн

Картина

Свою картину «Среди волн» Айвазовский писал уже в преклонном возрасте восьмидесяти лет. Наверное, к тому времени он уже достаточно глубоко изучил море во всех его проявлениях, поэтому и картина оказалась шедевром. Она вобрала в себя всю любовь художника к морю. Все свои чувства он выразил на этом полотне.

Интересно, что  картина всецело посвящена морю. На ней нет изображений кораблей, или людей, здесь нет драматичного сюжета. Сюжет картины – просто из жизни моря. Это отличает ее от  других полотен художника. Главный ее герой и образ – море.

Оно штормит и во время этой стихии выглядит грозно, но величественно. Хотя, как говорят биографы Айвазовского, в первоначальном варианте на картине была изображена тонущая лодка, но потом он зарисовал этот предмет.

Наверное, этим своим поступком он подчеркнул свою необъятную любовь к морю.

Смотрю на картину и думаю о вечности. Море наедине со мной. И, кажется что я среди волн, которые могут меня поглотить в морскую пучину.

В зависимости от времени суток, то есть освещения, цвет волн на картине меняется, но образ моря остается грозным, таинственным, загадочным и прекрасным.  Они не кажутся безжалостными и темными благодаря использованию автором полутонов.

Бескрайнее, ослепительно красивое море сливается воедино с узкой полоской грозового неба. Но эта полоска не может нарушить общий колорит красок, которыми изображены волны.

А как мастерски постает кружевная пена на гребнях волн! Смотришь на нее, и настроение приподнимается, чувствуешь радость и восторг от этой морской реальности. И даже волны кажутся не такими уж и грозными.

Так и хочется сказать: «Море, возьми меня в дальние дали…»

На фоне казалось  непокоренного моря, в верхней части картины пробивается луч света, как будто луч надежды на светлое будущее. И именно этот луч просветляет морское пространство и думаешь, что все будет хорошо, что море не враг, а друг, с которым нельзя спорить, его надо любить.

Картина излучает небывалую позитивную энергетику. Можно долго смотреть на нее и думать о море. Можем только догадываться, какие чувства испытывал автор, создавая это полотно, ведь всю свою жизнь он общался с морем, он его боготворил.

Описание настроения картины Среди волн

Картина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Первый снег Попова 7 класс
    Широкая улица медленно, но уверенно покрывается чистым первым снегом. Уже и крыши, и дома, и деревья укутались в белое покрывало. Хотя снег и первый, но его довольно много: хватит и чтобы снеговика слепить
  • Сочинение по картине За чаепитием Морозова (Коваленко) 8 класс
    На картине мы можем узреть сцену чаепития, которая очень четко демонстрирует нам, весь русский дух и его культуру. Все детали на картине, повествуют нам, что-то безграничное, и доброе
  • Сочинение по картине Левитана Ранняя весна 2 класс описание
    Левитан создал картину «Ранняя весна», используя холодные синие, голубые и коричневые тона. Видно, что ещё на ней ночное время. Вокруг ещё лежит белый снег.
  • Сочинение по картине Васнецова Снегурочка 3 класс
    Главный персонаж картины, — молодая девушка, названная автором Снегурочкой. Дело происходит зимой, по картине видно, что на улице очень холодно. Снег кажется рыхлым и скрипучим, сугробы выглядят очень глубокими
  • Сочинение по картине Левитана Над вечным покоем 7, 8 класс
    «Над вечным покоем» являет собой чудо художественной мысли Серебряного века. Это одна из самых знаменитых работ художника. Сам автор считал, что это самое удачное его произведение, раскрывающее его мировоззрение, его мироощущение.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/ajvazovskij/sredi-voln

Сочинение-описание картины Среди волн Ивана Айвазовского

Смею надеяться на сравнительно точную цветопередачу иллюстрации к этой заметке, потому что искал я ее, руководствуясь памятными впечатлениями от посещения Феодосийской галереи.

А впечатлений не так и много: «Взрыв корабля», «От штиля к урагану«, рассмотренное ниже «Среди волн» да итальянские пейзажи в утренней многоцветной дымке (в чем Айвазовский неоригинален, скажем прямо).

При этом картин в ФКГ предостаточно, но на них на всех море 🙂 Эта берет как минимум размером, считаясь едва ли не самым габаритным произведением мариниста.

Картина

Среди волн. И.К. Айвазовский

На картине ничего не изображено для понимания масштаба. Остается встать перед стеной — а полотно занимает стену в небольшом проходном, кажется, зале — и принять, что волны написаны как есть.

А это жутко. В пятибалльный шторм купаться можно, но стоит ли? Откуда у художника представление о таком? Верно, ходил по морю в бурю?

Подбор цветов интересен, не более. Колорит натуралистичный, темно-голубые и зеленые тона, темные массы не то туч, не то береговых скал — за массами водяного тумана. Свет прорывается сквозь взвесь водяных капель. Ветер срывает верхушки волн, взбивая пену. Сквозь полупрозрачную воду видно как бы не мелководье — коричневатые оттенки пугают.

На горизонте, неровном, обрисованном верхушками больших волн горизонте, полоска неба.

Что же желал передать Айвазовский? По здравому размышлению подумалось — восторг. Поезжайте в Феодосию, постойте перед этой картиной, не говорю — выйдите на берег моря в шторм, смоет еще.

(+1 рейтинг картины, 1

Источник: https://1001kartina.su/2012/03/19/sredi-voln-ivana-ajvazovskogo/

Сочинение по картине И.К. Айвазовского «Среди волн»

Картина

     И.К. Айвазовский является одним из самых любимых моих художников. Всю свою жизнь он посвятил созданию картин с морской тематикой. Он мастерски изображал морскую стихию, никто другой ни до, ни после него не делал это лучше. «Море — это моя жизнь», — говорил Айвазовский, и вправду страстно, до обожествления преклонялся перед объектом своей любви. Картина «Среди волн» была написана в 1898 году, на 81 году жизни художника.

     На этой картине автор мастерски изобразил разгневанную морскую стихию. Мы видим на полотне шторм, бушующее море, грозовое небо, сильные волны, бурлящие и кипящие, готовые поглотить в себе всё живое. Примечательно, что автор изображает только море, слитое с грозовым небом.

Здесь нет обломков кораблей, мачт, гибнущих мореплавателей, которые пытаются бороться со стихией, хотя всё это присутствует на других картинах автора. Айвазовский изображает очень низкий горизонт, штормовое небо и бушующая морская стихия почти не разделены.

Это полотно вызывает у меня бурю эмоций, здесь волнение, тревога, страх, но в это же время и восхищение величием морской стихии. Только гениальный мастер мог создать такую простую по композиции, но вызывающую такую сложную палитру эмоций картину.

Когда я смотрю на эту потрясающую картину, мне кажется, я слышу рокот волн и устрашающие раскаты грома. Живописная палитра красок состоит из многочисленных оттенков серого, зелёного, синего. Удивительно красочная гамма, при этом предельно скупая по цвету, практически монохромная.

Также мы видим белоснежную кружевную пену волн, что добавляет картине торжественного колорита. Композиционно и сюжетно картина очень простая, но очень глубокая по восприятию.

Мы видим здесь свинцовые тучи, штормовой ветер, злые волны, но при этом можно заметить широкий луч света в углу картины, как надежду на грядущие светлые перемены. Буря скоро стихнет, и мы снова увидим спокойное море. Самое удивительное, что море на картинах И.К. Айвазовского всегда живое. На этой картине нет людей или животных, главный герой картины, как и большинства картин художника, море.

     Мне бы хотелось сравнить картину «Среди волн» с другим творением этого великого мастера, которое называется «Волна». С одной стороны эти картины очень похожи, на обеих мы видим шторм, бурлящее и бушующее море, низкую линию горизонта, что объединяет морскую стихию с разгневанным небом.

Читайте также:  Шабаш ведьм, франсиско де гойя - описание картины

Картины похожи и по цветовому строю. Но при этом картина «Волна» мрачная, на ней изображена разрушающая стихия, которая поглощает в себе корабль и всё живое на его борту, несет смерть.

А картина «Среди волн» удивительно торжественная, в ней много светлых тонов, здесь мы видим величие морской стихии, а не смерть и разрушение.

     Картина «Среди волн» по праву считается вершиной творчества художника и шедевром мировой живописи. Для автора она тоже имела особенное значение, потому он и завещал её своему родному городу – Феодосии, где она хранится до сих пор.

Источник: https://isoch.ru/aivazovskii/41-ik-ayvazovskogo-sredi-voln.html

Среди волн

Картина

Жизнь мастера прошла в непрерывной взаимосвязи с морем как символа простора и свободы. Море, то волнующееся, то спокойное или бурное, щедро одаривало Айвазовского богатством впечатлений. Свою картину «Среди волн» Айвазовский написал, когда ему уже было восемьдесят лет. Она по праву является вершиной его мастерства.

Яростные седые валы мечутся над бездной. В гневе они рвутся ввысь, но свинцовые чёрные тучи, которые гонит штормовой ветер, нависли над пучиной. И здесь, как в аду, властвует природная стихия. Море бурлит, клокочет и пенится. Гребни валов искрятся. Кроме моря мы ничего не видим на картине. Ни одна живая душа не может зреть этот разгул морской стихии.

Даже вольной птицы не видно на полотне…безлюдно… Увидеть этот настоящий планетарный миг, запомнить его, и перенести на полотно мог только великий художник. В этот миг можно осмыслить первозданность бытия на нашей земле. Сквозь рёв и грохот шторма вдали слышна тихая мелодия радости и умиротворения. Это пробивающийся в темноте луч солнца. Узкая полоска света, видимая где-то вдали.

На картине Айвазовский изобразил морскую стихию – море под грозовым небом покрылось высокой волной. Сталкиваясь, волны как бы кипят. Художник в этом произведении отказался от изображения столь привычных для него деталей картины – обломки гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежной морской пучине.

Айвазовский прекрасно мог драматизировать свои сюжеты, но, работая над этим произведением, он не воспользовался ни одним из них.

Мастерство, которое достигнуто в картине «Среди волн», это плод упорного и долгого труда на протяжении всей жизни художника. Работал над картиной Айвазовский легко и быстро. Отработанная рука художника уверенно лепила кистью именно ту форму, какую художник хотел ей придать. Краска ложилась именно так, как подсказывал ему многолетний опыт и чутьё великого мастера.

Такое чувство, что сам автор осознавал, что эта картина по своему исполнению значительно выше всех предыдущих работ за последние годы. Именно эту картину он не вывозил из Феодосии, несмотря на то, что после того, как её закончил, активно устраивал выставки своих работ в Лондоне, Москве и Петербурге. Он завещал это произведение галерее, находящейся в его родном городе Феодосии.

До последних лет жизни Айвазовский испытывал приток новых замыслов, которые его волновали. Написавший 6 тысяч картин, 80-летний мастер всё же оставался молодым начинающим художником, который ищет свой путь в искусстве.

Обсудить на форуме

Источник: https://art-on-web.ru/avazovski_ivan/pictures/1676

Иван Айвазовский. Среди волн. Описание картины. | Русские художники. Russian Artists

Танаис Галерея

Картина


Иван Айвазовский. Среди волн.

1898. Холст, масло.


  • Картинная Галерея Айвазовского, Феодосия, Украина.

В непрерывном общении с морем — символом свободы, простора — прошла долгая и славная жизнь мастера. И море, то спокойное, то волнующееся или бурное, щедро дарило его неисчерпаемым богатством впечатлений. Картину Среди волн, которая была вершиной его творчества, Айвазовский написал, когда ему исполнилось 80 лет.

«Над бездной мечутся седые яростные валы. Они необъятны, в гневе рвутся ввысь, но черные, свинцовые тучи, гонимые штормовым ветром, нависают над пучиной, и здесь, как в зловещем адском котле, властвует стихия. Клокочет, бурлит, пенится море. Искрятся гребни валов. Ни одна живая душа, даже вольная птица, не смеет зреть разгул бури… Безлюдно…

Tолько великий художник мог увидеть и запомнить этот поистине планетарный миг, когда веришь в первозданность бытия нашей Земли. И сквозь грохот и рев шторма тихой мелодией радости пробивается луч солнца, и где-то вдали брезжит узкая полоска света» (И.B. Долгополов).

Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой. Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе.

Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением.

Среди волн как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины Черное море: если в одном случае изображено взволнованное море, в другом — уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии. Мастерство картины Среди волн — плод долгого и упорного труда всей жизни художника.

Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка.

Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина Среди волн значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет.

Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.

До глубокой старости, до последних дней жизни Айвазовский был полон новых замыслов, волновавших его так, будто это был не восьмидесятилетний многоопытный мастер, написавший шесть тысяч картин, а молодой, начинающий художник, только вставший на путь искусства.

Для живой деятельной натуры художника и сохранившейся непритупленности чувств характерен его ответ на вопрос одного из друзей: какую же из всех написанных картин сам мастер считает лучшей.

«Ту, — не задумываясь, ответил Айвазовский, — что стоит на мольберте в мастерской, которую я сегодня начал писать…»

В его переписке последних лет есть строки, говорящие о глубоком волнении, сопутствовавшем его труду. В конце одного большого делового письма в 1894 году имеются такие слова: «Простите, что пишу на кусочках (бумаги).

Пишу большую картину и ужасно озабочен». В другом письме (1899): «Я очень много в этом году написал.

82 года заставляют меня спешить…» Он был в том возрасте, когда ясно сознавал, что время его истекает, но он продолжал работать со все возрастающей энергией.

Максимилиан Волошин. 1907.
Равнина вод колышется широко, Обведена серебряной каймой. Мутится мысль, зубчатою стеной Ступив на зыбь расплавленного тока. Туманный день раскрыл златое око, И бледный луч, расплесканный волной, Скользит, дробясь над мутной глубиной, То колос дня от пажитей востока. В волокнах льна златится бледный круг Жемчужных туч, и солнце, как паук, Дрожит в сетях алмазной паутины. Вверх обрати ладони тонких рук — К истоку дня! Стань лилией долины, Стань стеблем ржи, дитя огня и глины!

Источник: http://www.tanais.info/art/aivazovsky27more.html

И. К. Айвазовский

Главная — Третьяковская галерея — И. К. Айвазовский Картина

Среди волн

1898г, холст, масло, 284×429 см Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского

В 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая стала вершиной его творчества.

Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой.

Он отказался от обычных в своих картинах деталей в виде обломков мачт и гибнущих кораблей, затерявшихся в безбрежном морском просторе.

Он знал много способов драматизировать сюжеты своих картин, но не прибег ни к одному из них, работая над этим произведением.

«Среди волн» как бы продолжает раскрывать во времени содержание картины «Черное море»: если в одном случае изображено взволнованное море, в другом — уже бушующее, в момент наивысшего грозного состояния морской стихии.

Мастерство картины «Среди волн» — плод долгого и упорного труда всей жизни художника. Работа над ней протекала у него быстро и легко. Послушная руке художника кисть лепила именно ту форму, какую хотел художник, и клала краску на холст так, как это подсказывал ему опыт мастерства и чутье большого художника, не исправлявшего раз положенного мазка.

Видимо, сам Айвазовский сознавал, что картина «Среди волн» значительно выше по исполнению всех предшествующих работ последних лет.

Несмотря на то, что после ее создания он еще два года работал, устраивал выставки своих произведений в Москве, Лондоне и Петербурге, эту картину он не вывозил из Феодосии, завещал вместе с другими произведениями, находившимися в его картинной галерее, родному городу Феодосии.

Но картина «Среди волн» не исчерпала творческих возможностей Айвазовского. В последущее время им было создано еще несколько картин, прекрасных по исполнению и содержанию. В 1898 году, на восемьдесят первом году жизни, Айвазовский создает самое эмоциональное и величественное полотно «Среди волн».

Это плод долгого неустанного труда и поисков всей жизни мастера. Оно написано, как и большинство его произведений, свободным импровизационным методом. Картина полна движения и экспрессии.

Только большой художник мог так поразительно легко, буквально на одном дыхании, изобразить на полотне кипящий, движущийся и пенящийся водоворот волн. Живописная палитра состоит из серовато-голубовато-зеленоватого цвета с тончайшими оттенками и нюансами.

Луч солнца, проходящий по диагонали холста, усиливает цветовой строй настолько, что узкая полоса грозового неба не нарушает общего мажорного колорита. Мастерски прописанная белоснежная невесомая кружевная пена придает полотну особое состояние радости и приподнятости чувств.

В душе художник до последних дней жизни оставался романтиком. Это полотно можно отнести к феноменальному явлению в изобразительном искусстве.

Источник: https://nearyou.ru/aivazovsk/f98voln.html

Описание картины Ивана Айвазовского «Среди волн»

Описание картины Ивана Айвазовского «Среди волн»

«Среди волн» – холст руки мастера-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, написанный им в 1898 году, когда его создатель уже переступил восьмидесятилетний рубеж. Полотно захватывает нас своими шумными волнами. Мы наблюдаем всепоглощающее и бескрайнее, лазоревое, ультрамариновое, стальное, бирюзовое, сине-зелёное, изумрудное, ослепительно-белое море. Картина буквально пропитана влагой, свободно бурлящей и словно выходящей за границы небольшого пространства полотна.

Автор отступил от своих традиционных работ, где изображал корабли во время шторма и морские пейзажи. На данной картине он изобразил главную идею всего своего творчества, то, что только он мог мастерски передать лишь красками и кистью. Морская стихия на минуту подчинилась руке мастера и ступила на картину, навсегда замерев, не потеряв от этого своей дикости и непокорности.

Эта работа, написанная за несколько лет до смерти художника, позволяет пережить целый шквал сильных эмоций. В ней заключается квинтэссенция мастерства и силы воображения. С первого взгляда на полотно вы словно проникаете в его эпицентр. «Среди волн» критики называют самым совершенным творением Айвазовского. Каждый мазок кажется произведением искусства.

Эта работа передает тяжелое тревожное настроение своими насыщенными синими тонами, волны взмываются ввысь, образуя обильную белоснежную пену, морская пучина готова поглотить каждого своей мощью.

Однако яркие аквамариновые нотки повергают в восторг своей чистотой, это словно солнце, отразившееся о воду сквозь толщу непроходимых туч. Если присмотреться внимательнее к верхней части картины, то можно увидеть теплый солнечный луч.

Волны художника не темные и безжалостные, они наполнены цветом и жизнью, в них играет богатое сочетание света и полутонов.

(6 votes, average: 4.83

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-ajvazovskogo-sredi-voln/

Айвазовский в цифрах

Накануне 200-летия Айвазовского мы попробовали посмотреть на главного русского мариниста через призму сухих цифр.

Подсчитать штормы и бури на его картинах не удастся, потому что счета им нет, но кое-что можно выразить количественно.

Денежные суммы и размер картин, сколько стоит допуск к самому мистическому полотну Айвазовского, сколько раз он писал Пушкина, сколькими ведрами воды снабдил любимый город…

Кораблекрушение, 1876

  • 3-м, самым младшим ребенком в семье обедневшего феодосийского купца был Иван Айвазовский.
  • 120 прижизненных персональных выставок состоялось у Айвазовского.
  • 135 виз было в его заграничном паспорте, когда он на два года раньше срока возвращался из пенсионерской поездки в Европу.

7 картин Айвазовского, на которых изображен Пушкин, можно увидеть в Артхиве. Исследователи полагают, что их было намного больше: Иван Константинович — очень плодовитый автор, не все созданное им известно в наше время.

А.С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897

50 картин (по некоторым данным, более пятидесяти) написал Айвазовский за три года пенсионерской поездки в Европу по завершении Академии художеств.

3000 рублей (по состоянию на июль 2016 год) придется заплатить желающим посмотреть на самое таинственное полотно Ивана Айвазовского «На смерть Александра III». История этой картины овеяна легендами.

Самая простая гласит, что художник просто счел ее неудачной, поэтому отправил с глаз долой и никогда не экспонировал. Более интригующие версии призывают взглянуть на полотно наискосок, с правого угла.

Внезапно печальный лик овдовевшей императрицы Марии Федоровны превращается в лицо усатого, злобно ухмыляющегося мужчины. Престолонаследник Николай II? Кто-то другой, радующийся, что «дело сделано»? По замыслу Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни, но что-то явно пошло не так.

Петропавловская крепость кажется потусторонним строением, свет луны отобразился в кресте над изображением, а ночная Нева куда больше похожа на ведущий в царство мертвых Стикс, нежели на саму себя.

На смерть Александра IIIВ Феодосийской галерее картина Айвазовского «На смерть Александра III» хранится в особой кладовой. Ходят слухи, что на созерцающих картину она оказывает очень гнетущее впечатление. Так что показывают ее лишь посетителям, которые полностью уверены, на что идут, и готовы за это дополнительно заплатить. Да, в то, что в галерее показывают одну картину за 3000 рублей, поверить непросто, но эта информация имеется в прайс-листе на официальном сайте.

4 картины Айвазовского (по известным исследователям фактам) подвергались значительным изменениям в процессе написания. Чаще всего Айвазовский сразу писал «набело». Но, к примеру, в картине «Наполеон на острове святой Елены» нижняя часть была переписана художником полностью.

Волны на первом плане покрыли написанный ранее берег. Этим обусловлено некоторое противоречие: судя по солнечной полосе на воде и по морю в глубине холста, погода достаточно спокойная, а волны у берега кажутся для нее слишком высокими.

Также вся нижняя часть переписана на картине 1898 года «После заката на океане» и в картине «Корабль «Двенадцать апостолов». Уникальны переделки, которым Айвазовский подверг свою самую известную картину «Девятый вал». Обычно он писал небо в один присест и более к нему не притрагивался.

Но именно в «Девятом вале» верхняя часть картины до гребня волны была переписана заново.

Корабль «Двенадцать апостолов», 1897Девятый вал, 1850

  1. 4 дочери родилось у Ивана Айвазовского и его первой жены Юлии Гревс.
  2. 4 внука Айвазовского стали художниками.
  3. 282×425 см — размеры самой большой картины Ивана Айвазовского «Среди волн».

Среди волн, 1898

10 дней писал Айвазовский свою самую большую картину.

10×7 см — размер самой маленькой картины Айвазовского, хранящейся в Третьяковской галерее. Крошечный этюд вмонтирован в автопортрет художника. Говорить с уверенностью, что это вообще самая маленькая работа Айвазовского, мы не будем: таких может быть множество.

Дело в том, что он любил вручать гостям за обедом небольшие собственные картины, производство которых было поставлено на поток. В мастерской помощники покрывали ватманский лист разведенной тушью и сепией.

Затем бумагу разрезали на небольшие кусочки, Айвазовский несколькими штрихами кисти превращал пятна в морской пейзаж, который затем помещал в раму и вручал гостю.

Ночь в Феодосии. Этюд, вмонтированный в фотопортрет И. К. Айвазовского,1887

20 картин отправил Иван Айвазовский на выставку в Чикаго, посвященную открытию Колумбом Америки.

28 лет исполнилось обласканному фортуной и высокопоставленными персонами художнику, когда он купил участок в Феодосии и начал строить дом с тем, чтобы покинуть блистательный Санкт-Петербург и жить там, где ему хочется.

Восход солнца в Феодосии, 1855«Всю осень я провел почти на южном берегу Крыма, где я совершенно наслаждался природой, видя одно из лучших мест в Европе. Да вдобавок еще у себя в отечестве, наслаждаясь настоящим, можешь будущность свою также мечтать тут же. И потому я купил маленький фруктовый сад на южном берегу. Удивительное место. Зимой почти все зелено, ибо много кипарису и лавровых деревьев, а месячные розы цветут беспрестанно зимой. Я в восхищении от этой покупки, хотя доходу ни копейки, но зато никакие виллы в Италии не заставят меня завидовать» — Иван Айвазовский. Лунная ночь на Босфоре, 1894

2-х часов хватало Айвазовскому на создание достаточно большой картины, что подтверждается свидетельствами очевидцев.

К примеру, ученик мастерской Куинджи Аркадий Рылов вспоминает о том, как Айвазовский на глазах учащихся «с нуля» создал картину: «Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нём бушует море».

Время на создание миниатюр, которые он дарил гостям, исчисляется скорее минутами.

5 императоров сменилось на веку Айвазовского: Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года, 1848

50 тысяч ведер чистой питьевой воды ежедневно получила Феодосия от Айвазовского. Не в силах смотреть на бедствия горожан, он проложил в Феодосию водопровод от принадлежащего ему Субашского источника.

Сбор фруктов в Крыму, 1882

66 турецких кораблей с 2224 орудиями сошлись 20 октября 1827 года с 26 русскими, английскими и французскими кораблями в гавани города Наварин. В результате Турция потеряла свой флот, адмирал Лазарев укрепил положение легенды морского боя, а Иван Айвазовский написал картину «Наваринский бой».

Наваринский бой. Этюд, 1887

65 лет было великому маринисту, когда он вторым браком женился на 26-летней Анне Саркизовой.

3-м художественным музеем в России, доступным для обозрения любому желающему, стала Феодосийская картинная галерея, открытая Айвазовским в 1880 году. До того «прикоснуться к прекрасному» можно было лишь в петербургском Эрмитаже и Румянцевском музее в Москве (Третьяковская галерея и Русский музей открылись позже).

Дороги от Млета до Гудаура, 1868

2 месяца не дожил Иван Айвазовский до 83 лет.

6 тысяч картин написал художник за свою долгую жизнь.

Алена Эсаулова, artchive.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/597636b58139bae099bb6de8

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector