Картина «синий всадник», василий васильевич кандинский

15.03.2016

Василий Кандинский — русский художник и теоретик искусства, оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства.

Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи.

Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы.

Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам.

Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством.

Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.

Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.

Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис.

В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.

Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» — «Der Blaue Reiter».

Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.

Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция.

Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве». В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать.

Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз», где подружился с другим творческим авангардистом — Паулем Клее.

Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.

После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.

Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи.

Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.

Живопись Василия Кандинского:

Картина

1. «Последовательность», 1935 год

Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам. 

Картина

2. «Синий всадник», 1903 год

Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства — Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.

Картина

3. «Пляжные корзины в Голландии», 1904 год

Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.

Картина

4. «Осень в Мурнау», 1908 год

Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.

Картина

5. «Ахтырка. Красная церковь», 1908 год

Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.

Картина

6. «Гора», 1909 год

Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.

Картина

7. «Первая абстрактная акварель», 1910 год

Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.

Картина

8. «Импровизация 10», 1910 год

Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.

Картина

9. «Лирическое», 1911 год

В своей живописи художник часто опирался на музыкальные идеи, поэтому лирический характер его мазков пришёл естественным путем. Это одна из его «художественных поэм».

Картина

10. «Композиция IV», 1911 год

Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.

11.«Импровизация 26 (Гребля)», 1912 год

Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений — импровизации и композиции.

12. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год

Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.

13. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 год

Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.

14. «Композиция VI», 1913 год

После обширной подготовки к написанию этой картины, Кандинский закончил её в течение трех дней, повторяя как мантру для вдохновения немецкое слово «uberflut», что означает наводнение.

15. «Москва», 1916 год

Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.

16. «Синий», 1922 год

Очередное изучение цвета в очень ограниченной геометрической форме.

17. «Черный и фиолетовый», 1923 год

Одна из картин, написанных после возвращения в Германию. Мы видим по-прежнему богатые цвета в композиции, но отчетливо острый геометрический поворот оттесняет лирические мазки.

18. «На белом II», 1923 год

Визуальное представление на двух основных нюансах — черном и белом. Две противоположности создают сильный контраст, сохраняя напряжение в живописи, которая имитирует борьбу между жизнью и смертью.

19. «Желтый, красный, синий», 1925 год

Как следует из названия, это в первую очередь изучение потенциала основных цветов, которые украшают геометрическую композицию.

20. «Композиция X», 1939 год

Эта картина также написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи.

Источник: http://cameralabs.org/

Источник: https://8-poster.ru/onenews/946

Василий Кандинский. Синий всадник

Весной 2012 года в Брюсселе проходила выставка «Кандинский и Россия». В настоящее время специальное жюри города вынесло решение о признании этой экспозиции самой выдающейся среди всех, организованных в Брюсселе в 2013-2014 годах.

Кроме 50 картин Василия Кандинского на выставке были представлены работы Казимира Малевича, Михаила Врубеля, Михаила Ларионова, Николая Рериха. Выставка проходила спустя 100 лет после первого показа картин Василия Кандинского в Брюсселе.

Картина

Невеста. 1903

Василий Кандинский в России

Родился Василий Кандинский в Москве в 1866 году. В 1871 году семья переезжает в Одессу, где мальчик учится в классической гимназии, дома он получает художественное и музыкальное образование.

В 1885 году Василий поступает на юридический факультет Московского государственного университета.

Окончив юридический факультет МГУ, Василий Кандинский вместе с женой Анной Чемякиной переезжает в Мюнхен.

Картина

Калльмюнц. Габриэла Мюнтер. Живопись II. 1903

Василий Кандинский в Мюнхене

Он отказывается от преподавательской должности в Дерптском университете и поступает в художественную школу Ашбе в Мюнхене. Он решил посвятить себя живописи. Вот так решительно поменял свою профессию 30-летний юрист Кандинский. До них в баварскую столицу приехали Алексей Явленский и Марианна Веревкина, которые до этого учились в классе Ильи Репина в Петебургской академии художеств.

Картина

Швабинг, Николайплац. 1901-1902

Между прочим, Мюнхен называют столицей искусств конца XIX века, и Василий Кандинский становится полноправным участником художественной жизни Мюнхена. В 1901 году Василий Кандинский основал художественное общество «Фаланга», которое за 4 года организовало 12 выставок современного искусства.

Картина

Портрет Габриэлы Мюнтер. 1905

На обучение к Кандинскому поступает Габриэла Мюнтер. Пейзажный класс «Фаланги» на несколько дней выезжает на пленер, и здесь учитель и ученица совершают длительные велосипедные прогулки.

Картина

Мурнау. Сад I. 1910

Очевидно, их чувства становятся столь сильными, что в маленьком старом городке Калльмюнце они объявляют о своих отношениях. Возвратившись в Мюнхен, Мюнтер продолжает жить в пансионе, а Кандинский с супругой – на Фридрихштрассе. В марте 1904 года, чтобы испытать свои чувства вдали от Мюнхена и жены художника, пара отправляется в путешествие.

Картина

Интерьер (Столовая). 1909

Их странствие затягивается на несколько лет и завершается в 1908 году возвращением в Мюнхен и Мурнау.

В начале поездки молодые люди провели несколько недель в Голландии, зима 1904-1905 года застала их в Тунисе. Через Италию они возвращаются в Мюнхен, затем перебираются на все лето в Дрезден.

Осенью через Брюссель и Милан пара отправляется в путешествие на полтора года. Их путь лежит на итальянскую Ривьеру.

Картина

Василий Кандинский. Восточное. 1909

Летом 1908 года Кандинский и Мюнтер принимают решение вернуться в Мюнхен. В поисках подходящего места для выезда на пленер они находят село Мурнау, которое их так очаровывает, что они приглашают сюда Явленского и Веревкину. Время, проведенное в Мурнау, в корне изменило их последующую личную и творческую жизнь.

Картина

Василий Кандинский. Все святые I. 1911

Четверо молодых художников в кратчайший срок открывают для себя выразительные приемы, поисками которых занимались уже давно. Дата «Мурнау 1908», которая стала знаковой для живописи немецкого экспрессионизма, положила начало истории «Синего всадника» и стала символом художественного прорыва, а в творчестве Василия Кандинского – шагом к открытию абстракции.

Картина

Альманах Синий всадник Факсимильное издание

Первая выставка «Синий всадник» проходит в Кельне (1912 год), а затем выходит в свет альманах «Синий всадник». Еще со времен немецкого романтизма синий цвет считался символом духовных стремлений человека. Всадник в интерпретации Василия Кандинского является носителем универсального смысла.

Читайте также:  Картина левитана "березовая роща", 1889

Картина

Василий Кандинский. Железная дорога в Мурнау. 1909

Кандинский рассказывал:

Название «Синий всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. И название пришло само.

Впечатление III. Концерт. 1911

Франц Марк – немецкий живописец-экспрессионист, активный участник создания «Синего всадника». С началом Первой мировой войны члены группы «Синий всадник» разъезжаются по всему миру. Кандинский и Мюнтер спешно эмигрируют в Швейцарию, а Франц Марк призван на западный фронт. Он погибает 4 марта 1916 года во время конной разведки.

Гора. 1909

Пути Василия Кандинского и Габриэлы Мюнтер расходятся в конце 1914 года. Мечта художника, о жизни, полной гармонии в любви и работе, не осуществилась. Он был одержим своими недостижимыми идеалами.

Кандинский уезжает в Москву, пишет полуабстрактные картины, а после революции занимается общественной работой. В 1917 году он женится на молодой соотечественнице Нине Андреевской.

В 1921 году Василий Кандинский едет в командировку в Берлин и в Россию больше не возвращается.

Импровизация 19А. 1911

Когда к власти в Германии пришли фашисты, художник эмигрирует во Францию и живет в Париже. Умер Василий Васильевич Кандинский 13 декабря 1944 года, похоронен недалеко от Парижа на Новом кладбище Нейи.

Композиция VIII. 1923

Габриэла Мюнтер живет в Мурнау до конца своих дней. Она умирает в 1962 году, пережив всех членов группы «Синий всадник».

Перед своей кончиной она передает все работы, которые сохранились у нее со времен совместной жизни с Василием Кандинским, мюнхенской галерее Ленбаххаус.

С тех пор, просматривая это собрание, как ни в одном другом музее мира, можно проследить историю создания и творческого развития «Синего всадника».

Картина Габриэлы Мюнтер. Явленский и Веревкина. 1908-1909

Во все эти картины я пристально всматривалась на выставке «Кандинский и “Синий всадник”» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в начале 2012 года. Благодаря городской галерее Мюнхена Ленбаххаус в Москву были привезены 60 произведений, из которых 30 картин Василия Кандинского.

Маленькая мечта в красном. 1925

Источник: https://valentina-site.ru/russkie-hudojzniki/vasiliy-kandinskiy-siniy-vsadnik

Кандинский

Картина

Кандинский и «Cиний всадник»

В ГМИИ в отделе Личных коллекций до середины января открыта выставка объединения художников «Синий всадник» из собрания галереи Ленбаххаус.

Галерея находится в Мюнхене в бывшей мастерской известного портретиста второй половины 19-го века Франца фон Ленбаха, переданной в дар городу его вдовой в 1924 году вместе с его полотнами.
В 1957 году Габриэла Мюнтер подарила галерее свою богатую коллекцию картин Василия Кандинского.

Cейчас галерея на ремонте, часть ее собрания привезли к нам, выставка работ художников «Синего всадника» — первая у нас в России.
Творческое объединение «Синий всадник» создано в 1911 году в Мюнхене Василием Кандинским и Францем Марком, так что выставка приурочена к 100-летию «Синего всадника».

Василий Кандинский (1866-1944)—один из самых известных европейских художников 20-го века, cамый знаменитый художник — абстракционист.

Он окончил Московский университет как юрист, но уехал в Мюнхен учиться живописи, там и началась его работа в «Лаборатории цвета» художника из России Алексея Явленского.

Кандинский в это время познакомился с молодой художницей Габриэлой Мюнтер, с 1903 года по 1908 год Кандинский с Габриэлой путешествуют по Европе, занимаются живописью, принимают участие в выставках.
С 1908 года они живут в городке Мурнау.

Кандинский пишет пейзажи, в них — игра цвета, весьма далекая от отображения образов реальности («Ахтырка. Осень. Этюд»- 1901, «Шлюз»- 1901, «Русский всадник»- 1902, «Старый город»- 1902, «Синий всадник»- 1903, «Берег залива в Голландии»- 1904, «Русская красавица в пейзаже»- 1904, «Мурнау. Двор замка»- 1908).

Очевидно, что часть работ навеяна русской сказочной стариной.

С 1908 года в городке Мурнау образовалась группа художников, открывших свой новый стиль в живописи, а три года спустя была создана группа «Синий всадник», выпускавшая альманах того же названия.
Пейзажи 1908-1910 годов, написанные этими художниками, необычайно яркие и насыщенные цветом.

Это было время, когда в Париже работал Матисс, а в Берлине — группа «Мост», выставка картин художников этой группы была в ГМИИ несколько лет назад.

Летом 1911 года группа Кандинского (Габриэла Мюнтер, Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Владимир Бехтеев, Эрма Босси, Альфред Кубин) выпустила художественный альманах, на обложке которого была акварель Кандинского «Синий всадник», отсюда и название группы.
«Синий всадник» — это святой Георгий, олицетворяющий победу над злом, cиний цвет в немецком романтизме символизирует силу духа.

Духовное объединение человечества, его культуры и искусства и было главной идеей Кандинского и его товарищей по искусству.

Картина

Накануне 1-й Мировой войны в Мюнхене прошли две выставки участников объединения.
Василий Кандинский написал в каталоге, что художники ставят целью «разнообразием представленных форм показать, как может воплощаться в жизнь внутренняя жажда творчества».

Выставка охватывает только один период жизни Кандинского, фактически начало его творческого пути, впереди у него возвращение в Россию из-за начавшейся войны, недолгая работа в советской России (1914-1921), возвращение в Германию (1922-1933), отъезд в Париж из-за прихода в Германии к власти фашистов.
1934-1944 годы, парижский период, последние годы жизни Василия Кандинского, он до конца своих дней занимается живописью, испытывая нехватку самого необходимого, красок, холста, но сам он назвал эти свои работы «живописной сказкой».

  • На выставке «Кандинский и «Синий всадник» представлены 60 работ, из них 30 — Василия Кандинского 1902-1911 годов, среди других «Испанки» и «Зрелость» Алексея Явленского, «Автопортрет» Марианны Веревкиной, «Тигр» Франца Марка, «Портрет с яблоками» Августа Макке, «Портрет Марианны Веревкиной» Габриэлы Мюнтер, «Кактусы» Пауля Клее.
  • Стоимость билета на выставку составляет 300 рублей, для льготных категорий — 100 рублей, выставка работает с 11 до 20 часов, кроме понедельника.
  • Вверху — Кандинский «Синий всадник», в середине — Кандинский «Поезд в Мурнау» 1909 год, внизу — «Тигр» Марка Франца, 1912 год.
Картина

Источник: http://korostishevsky.org/?p=2656

Стиль эпохи online-журнал » архив блога » кандинский и «синий всадник». выставка в гмии

31-Окт-2011

Автор : Надежда Соколова

Картина

Франц Марк — «Жёлто-красно-зелёные коровы», 1912

Этот год является для Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.  Пушкина неким преддверием следующего – юбилейного. Поэтому уже сейчас все выставки, которые проходят под крышей ГМИИ, приурочены к этому грандиозному событию.

Пожалуй, самой «скромной» выставкой, представленной Пушкинским музеем, получилась экспозиция, посвященная Василию Кандинскому, которая будет проходить с 5 октября по 15 января.

Конечно, не надо воспринимать определение «скромный» буквально, ведь в собраниях российских музеев его полотен не так уж и много, и отечественному зрителю редко удается увидеть Кандинского в таком количестве.

Из всех представленных на выставке работ половина их находится за авторством российского художника.

Выставка показывает не только те картины, которые были написаны непосредственно после создания объединения «Синий всадник», но и ранние произведения его участников. Первый зал вообще отдан художникам, практически не имеющим никакого отношения к этой организации.

Франц фон Ленбах и Франц фон Штук являются выдающимися представителями мюнхенской школы изобразительных искусств. Хотя все же эти художники и повлияли определенным образом на формирование в дальнейшем объединения «Синий всадник».

Франц фон Штук, в силу того, что он был профессором Академии Художеств, был учителем Василия Кандинского и Пауля Клее. А в вилле Франца фон Ленбаха сейчас располагается Городская галерея, которая может похвастаться одним из лучших собраний немецкого экспрессионизма.

(Кстати, данная выставка обязана как раз этому музею, так как в данный момент в Городской галерее идет капитальный ремонт). Вообще это довольно редкий случай, когда в Москву привозят Штука, хоть в ГМИИ и хранится одна его небольшая скульптура Амазонки.

Все остальные три зала посвящены уже непосредственно Кандинскому, его ученикам и товарищам. Переходя от работы к работе, можно уловить, как меняется творчество художника. Начинается все с художественного объединения «Фаланга», созданным Кандинским. Он и его ученица Габриэла Мюнтер пишут пейзажи и жанровые сценки.

В основном это небольшого формата реалистические картины, но уже с характерным для будущего экспрессионизма цветовым решением. В 1909 году создается «Новое мюнхенское художественное объединение», во главе которого также стоит Кандинский. Работы художников, вошедших в эту организацию, как раз и занимают большое место в экспозиции.

Надо отметить, что почти все эти художники и составляют основной костяк объединения «Синий всадник». Очень интересны произведения Франца Марка, который обращается к анимализму, столь редкому в творчестве художников начала века. Именно им был создан образ популярный синих лошадей, которые теперь тесно ассоциируются с «Синим всадником».

В числе выставленных работ, присутствуют и картины наших соотечественников, входивших в эти организации – Алексея Явленского и Марианны Веревкиной. Также там можно найти портреты и пейзажи Августа Маке и Пауля Клее. Последний зал показывает к чему, наконец, пришел Василий Кандинский в 1911 году, организовавший группу «Синий всадник».

На стенах висят абстрактные цветные композиции, созданные к выставке сообщества. Таким образом, переходя из зала в зал, можно составить себе некоторую картинку художественной жизни Германии 1910-х годов.

Выставка получилась неоднозначной: с одной стороны радует, что в Москве наконец показали произведения выдающихся мастеров немецкого экспрессионизма, а с другой – поражает насколько необдуманной получилась экспозиция.

Правда, что Здание отдела личных коллекций совсем не предназначено для выставок подобно рода – легко запутаться и заблудится. Конечно, этот аспект несколько смазывает впечатление от достойной выставки.  Остается надеяться, что ГМИИ еще порадует московских зрителей новыми экспозициями.

Если этот год получился таким плодотворным на создание впечатляющих выставок, то страшно подумать что же будет в следующем уже юбилейном году.

Источник: http://style-epohi.ru/kandinskij-i-sinij-vsadnik-vystavka-v-gmii.html

Василий Васильевич Кандинский

Одна из ключевых фигур в европейской живописи XX века, один из основоположников абстракционизма и основателей группы «Синий всадник», преподаватель Баухауса, теоретик.

От юриспруденции – к живописи

Василий родился 4 декабря 1866 года в Москве, в пятилетнем возрасте его семья перебралась в Одессу. По наказу родителей мальчик получил юридическое образование, с отличием окончил юридический факультет МГУ. В 1895 году под впечатлением от выставки импрессионистов (и картины Клода Моне «Стог сена» в частности), Кандинский решил круто изменить свою жизнь и стать живописцем.

На следующий год, в возрасте уже 30 лет, он отправился в Мюнхен, считавшийся наряду с Парижем центром европейского искусства, и завязал знакомство с немецкими экспрессионистами, а также выходцами из России – художниками А.Г. Явленским, М.В. Добужинским, И.Я. Билибиным, К.С. Петровым-Водкиным и др.

Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе, чтобы выучиться рисунку и основам композиции. Однако уровень преподавания не устраивал его, поэтому он дважды пытался поступить в Мюнхенскую академию художеств – ему удалось лишь со второй попытки. Кандинский выбрал курс Франца фон Штука, «первого немецкого рисовальщика».

Тот был доволен учеником, но критиковал его за чрезмерно яркую цветовую палитру и в течение года вынуждал использовать только чёрное и белое, дабы изучить форму. 

Читайте также:  «тимофей», ян ван эйк — описание

В 1901 году Кандинский, только-только выучившись рисованию, основал собственное художественное общество «Фаланга» (Phalanx) и открыл при нём школу, где выступил в качестве преподавателя.

Он проводил прогрессивную, свободную от академизма выставочную политику: на первой выставке объединения демонстрировались его первые полотна и работы его приятелей из художественного кабаре «Одиннадцать палачей». Представленные художники развивались в двух направлениях: импрессионизм и югендстиль (немецкая разновидность символизма).

В течение трёх лет с момента основания «Фаланга» провела 12 выставок, но ни внимания общественности, ни интереса критики, ни материальной выгоды это не принесло, поэтому объединение было распущено. 

В 1903 году Кандинский женился на художнице Габриэле Мюнтер, и следующие пять лет супруги провели в странствиях по Европе.

Вернувшись из путешествия, семья обосновалась у подножия Альп в небольшом живописном городишке Мурнау.

Соседи в скором времени прозвали их дом «Русским домом»: к супругам нередко приезжали гостить видные художники: от Явленского до Верёвкиной. С этого момента начался самый плодотворный этап в карьере художника.

В 1909 году Кандинский совместно с женой и некоторыми другими экспрессионистами основал «Новое художественное объединение Мюнхен» (сокращённо – МКУМ), которое просуществовало всего пару лет. Но это стало своеобразной репетицией перед созданием одного из важнейших творческих объединений в Европе – группы «Синий всадник».

Группа «Синий всадник» 

В декабре 1911 года вместе со своим другом Францем Марком Кандинский основал очередную творческую группу – «Синий всадник».

Её целью провозглашался окончательный разрыв с академической традицией; при этом участники – среди которых Алексей Явленский, Август Маке, Пауль Клее, Марианна Верёвкина, Альфред Кубин, Моисей Кубин и Габриэла Мюнтер – проявляли живой интерес к средневековому искусству и примитивизму. Что касается современных течений, «Синий всадник» стал одним из ведущих экспрессионистских объединений, испытавших также влияние фовизма и кубизма.

По словам Кандинского, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гёте и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

В книге «Текст художника. Ступени» Кандинский пишет, что в раннем детстве – а именно, в возрасте трёх лет – первыми поразившими его цветами стали сочный светло-зелёный, охра, кармин, чёрный и белый. Однако впоследствии он открыл для себя прелесть синего.

Дело в том, что синий обладает крайне слабым эмоциональным воздействием, однако исключительно мощной духовной энергетикой. Программной целью «Синего всадника» стала одухотворённость, поэтому неслучайно синий был вынесен в название группы.

Не только Кандинский, но и Шёнберг, и Марк подчёркивали важность синего цвета, тяготеющего к абстракции.

Но почему всадник? Герберт Рид в «Краткой истории современной живописи» отмечает, что художнику приписывают следующие слова: «Название «Синий всадник» было придумано за чашкой кофе в Зиндельсдорфе; мы оба любили синее, Марк – лошадей, а я – всадников». Как бы то ни было, название «Синий всадник» носила одна из ранних картин Кандинского, представленных им на одной из выставок «Фаланги».

Группа «Синий всадник» выпускала одноимённый альманах, в котором художники публиковали свои многочисленные теоретические наработки.

В 1912 году вышла в свет книга Кандинского «О духовном в искусстве», в которой содержится одно из первых, если не самое первое теоретическое обоснование абстракционизма.

Художник утверждал, что цели и задачи природы и искусства естественным образом различаются, а, следовательно, различны и их средства выражения.

Теоретические искания и вопросы синестезии

Василий Кандинский известен в первую очередь тем, что положил начало абстракционизму. Это течение развивалось по двум основным направлениям. Приверженцы одного занимались созданием геометрических абстракций, приверженцы другого (Кандинский, Купка и др.

) – поиском гармоничных аморфных цветовых сочетаний, освобождение цвета от форм. Беспредметные полотна Кандинский начал создавать в 1908 году.

По его мнению, «каждый цвет обладает присущей ему духовно-выразительной ценностью, что позволяет передавать высшие эмоциональные переживания, не прибегая при этом к изображению реальных предметов».

«Самоценность цвета, музыкальные ассоциации, «синестетические обертона», духовные изыкания, наконец, синтез искусств – вот то, над чем трудился Кандинский и что составляло предмет его исследований. Художник оставил не только живописные полотна и сценические постановки, но и теоретические разработки.

В работе «О духовном в искусстве», которая считается своеобразным Евангелием искусства XX столетия, в главе под названием «Действие цвета» Кандинский описал физиологическое и психологическое воздействие цвета.

Если говорить о первом, то с тех пор так и не было выдвинуто ни одной гипотезы, способной объяснить физиологическое воздействие цветов на организм. С другой стороны, хотя мы не можем объяснить эти явления, мы должны их регистрировать и описывать.

Наблюдения Кандинского в этом смысле чрезвычайно любопытны: при созерцании цветов «Зритель испытывает чувство удовлетворения, радости, подобно гастроному с лакомым куском во рту, — пишет художник, — Или же глаз испытывает раздражение, какое мы ощущаем от острого блюда.

Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. (…)При прикосновении ко льду можно испытать только ощущение физического холода, и это ощущение забывается при согревании пальца, так забывается и физическое действие цвета, когда от него отвернешься.

Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так же и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание».

Что касается психологического воздействия, то здесь Кандинский замечает недостаточность и несостоятельность ассоциативной теории: «Можно было бы, например, предположить, что светло-желтый цвет путем ассоциации с лимоном вызывает впечатление чего-то кислого.

Но подобными объяснениями едва ли можно удовлетвориться». Далее художник переходит к размышлениям о синестезии, а также формулирует основополагающий принцип творчества – принцип внутренней необходимости. «Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости.

Прекрасно то, что прекрасно внутренне. (…) Под этим прекрасным, само собою разумеется, не следует понимать внешнюю или даже внутреннюю общепринятую нравственность, а все то, что даже и в совсем неосязаемой форме совершенствует и обогащает душу.

Поэтому, например, в живописи внутренне прекрасен каждый цвет, ибо каждый цвет вызывает душевную вибрацию, и каждая вибрация обогащает душу».

Будучи основоположником абстракционизма и экспрессионизма и одним из основателей группы «Синий всадник», Кандинский пошёл много дальше своих единомышленников. Период с 1911 по 1920 гг.

ознаменовался полным отказом от принципа мимезиса и освобождением цвета и формы. Кандинский создавал напряжённые и ритмичные цветовые симфонии. В поисках синтетического стиля, художник создал три цикла работ: «Композиции», «Импровизации» и «Импрессии».

Двумя своеобразными вершинами его творчества признаны «Композиция 6» и «Композиция 7».

Композиции с точки зрения автора представляли собой целые миры, «путём катастроф, подобно хаотическому рёву оркестра выливающемуся, в конце концов, в симфонию, имя которой музыка сфер».

Некоторые искусствоведы (в частности, Павел Балека) проводят параллель между творческим методом Кандинского и методом сонористики в музыке – методом, для которого характерно выдвижение тембра в качестве основного фактора.

По аналогии другого искусствоведа, Рудольфа Арнхейма, «мы можем лучше понять природу цвета, если вспомним, что такое тембр в музыке». Видимо, для Кандинского цветовые сочетания звучали подобно сонорным созвучиям.

И видимо неслучайно, одна из позднейших попыток постановки его «Жёлтого звука» была сделана не на музыку Фомы фон Гартмана, а на музыку Альфреда Шнитке, композитора, активно использовавшего метод сонористики.

Кандинский был также поглощён идеей синтеза искусств, и в «О духовном в искусстве» предложил новый жанр – жанр сценической композиции, который был призван объединить музыкальное, живописное движение и движение танца. Главный же компонент синтеза – цвет.

Сценическая композиция «Жёлтый звук» на музыку Гартмана должна была объединить цвет, музыку, художественный танец и слово. Однако из-за начавшейся Первой мировой войны, премьера осенью 1914 года так и не состоялась. Также не была опубликована пьеса «Зелёный звук». В сохранившемся сценарии, напечатанном в альманахе «Синий всадник», осталась подробная световая партитура и указания для оркестра и пантомимы.

Первая мировая война 

В 1914 году с наступлением Первой мировой Кандинский был вынужден вернуться в Россию. Он расстался с Габриэлой, и та переехала в Мюнхен, а художник уехал в Москву. Война раскидала участников «Синего всадника» по различным уголкам Европы, и объединение распалось.

Но для Кандинского это означало очередной этап его художественного пути. Чередуя романтические полусимволистские пейзажи с полуабстракциями, художник постепенно приходит к упрощению и геометризации форм. Он начинает вырабатывать уникальную живописную манеру, у него появляется собственный почерк.

После революции Кандинский обнаружил себя в гуще событий: он оказался вовлечённым в общественно-политические события, связанные с музейными реформами и художественным образованием и принял участие в открытии 22 музеев по всей стране.

Художник сотрудничал с ИЗО Наркомпроса вплоть до 1921 года и даже получил должность председателя Государственной закупочной комиссии при Музейном Бюро. Но в большей степени организаторские и преподавательские способности Кандинского раскрылись в Свомасе («Свободных мастерских»), позднее – ВХУТЕМАСе, где он получил пост профессора.

Кандинский учил студентов анализировать форму и цвет, и в основу учебного плана положил свой выдающийся труд «О духовном в искусстве». Он разработал аналогичный план и для Инхука (Институт художественной культуры), но столкнулся с враждебным отношением некоторых художников-конструктивистов, в частности – Поповой, Пунина и Родченко.

Последние решительно отвергали иррациональное. В ответ на нападки Кандинский указывал, что бессодержательное использование абстрактных средств выражения ещё не делает художника абстракционистом. «Существует не меньше мёртвых треугольников (будь они белыми или зелёными), чем мёртвых куриц, мёртвых лошадей и мёртвых гитар.

Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как абстрактным академиком». Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом».

Уже в начале 20-х годов Кандинский почувствовал серьёзное политическое давление и был вынужден покинуть советскую Россию – на сей раз навсегда. Его картины были изъяты из экспозиций музеев на долгие годы.

Баухаус 

В Германии Кандинский получил приглашение от Вальтера Гропиуса, основателя Высшей школы строительства и художественного конструирования Баухаус.

Гропиус предложил ему должность главы мастерской настенной живописи в Веймаре.

На первый взгляд может показаться, что у Кандинского и лидеров школы Баухаус не слишком много общего, но на деле их объединяла идея синтеза искусств (Gesamtkunstwerk).

Кандинский продолжил преподавательскую деятельность; он стал читать сразу три курса – «Аналитический рисунок», «Основы художественного проектирования» и «Цвет». Кроме того, он не оставлял свои теоретические труды.

Цвет по-прежнему занимает Кандинского – и прежде всего, конечно же, синий: в 1924 году вместе с Клее, Явленским и Фейнингером он организует «Синюю четвёрку».

На сей раз, впрочем, цель была весьма прозаична – художники вновь собрались вместе для саморекламы за рубежом, организации выставок и улучшения продаж своих картин. Держаться на плаву в депрессивной Германии становилось трудно.

Читайте также:  «моисей», якопо бассано — описание картины

По счастью, художникам удалось завоевать американский художественный рынок.

В 1925 году из-под пера Кандинского вышла работа «Точка и линия на плоскости». Он также написал две свои наиболее знаковые работы – «В синем» и «Жёлтое – красное – синее». Художник относил свои полотна веймарского периода к холодной романтике.

«Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе, как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее – она – кусок льда, в котором пылает огонь.

И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня – тем хуже для них…» 

Примерно в это же время Баухаус вынужденно сменил месторасположение. В результате травли со стороны ультраправых, финансирование школы прекратилось, и она переехала в Дессау, небольшой, но активный городок под Лейпцигом.

Здесь Гропиус спроектировал новое здание, ставшее одним из шедевров функционализма.

Между тем, в преподавательской среде назревает конфликт: Кандинский, Клее и Файнингер подвергаются критике за любовь к эстетике, и те в свою очередь отстраняются от преподавания. 

Период с 1926 по 1933 гг. был исключительно плодотворным для Кандинского: за семь лет он создал 159 картин маслом и порядка 300 акварелей. Персональные выставки стали открываться в различных городах Европы одна за другой. В 1928 году Кандинский получил немецкое гражданство.

Но с приходом к власти национал-социалистов пять лет спустя художник был вынужден оставить Германию. Семейство Кандинских осело в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

Нацисты отнесли его работы к так называемому «дегенеративному искусству», наряду с полотнами других выдающихся авангардистов.

Во Франции публика отнеслась к Кандинскому прохладно; его круг общения составили старинные друзья и единомышленники. Здесь начался последний, завершающий этап эволюции художественного метода художника.

Он пришёл к использованию биоморфных элементов, произвольно заполняющих полотна. Биоморфизм был небольшим и не столь заметным течением в авангардизме в 30-е годы; термин был введён британским писателем Джеффри Григсоном.

Биоморфизм обращался к природе и использовал формы и паттерны, аналогичные по структуре живым организмам.

В последние годы жизни Кандинский стал писать холсты, которые по его собственному выражению, явились «поистине живописной сказкой». К таковым относятся «Пёстрый ансамбль» (1938), «Сложное-простое» (1939), «Небесно-голубое» (1940).

Однако французы не оценили творческий гений постаревшего мастера, вдобавок, с началом Второй мировой войны он стал испытывать трудности с материалами и был вынужден обратиться к гуаши и картону.

Его последний цикл был выполнен на неизвестно на какие средства приобретённом немецком картоне среднего формата.

Некоторые критики склонны считать парижский период художника второстепенным, но так или иначе он до сих пор остаётся малоизученным и вызывает массу вопросов.

После художника

Василий Кандинский скончался 13 декабря 1944 от артериосклероза (кровоизлияния в мозг). Он успел увидеть освобождение Франции союзниками в сентябре, а в ноябре была открыта его последняя прижизненная выставка.

Как это часто происходило с художниками, по достоинству он был оценен уже после смерти.

Сегодня его работы можно найти в ведущих музеях мира: в Музее Гуггенхайма, Центре Жоржа Помпиду, Государственной Третьяковской галерее, галерее Lenbachhaus и т.д. 

Кандинский входит в десятку самых дорогих художников на планете. В 2006 году его «Озеро Санберг» было продано на аукционе Sotheby’s за 9 миллионов долларов, через год работа «Белый звук» ушла с молотка за 23,3 миллиона.

В честь Кандинского была названа независимая премия, учреждённая Культурным фондом «АртХроника» в 2007 году. Она вручается молодым художникам, занимающимся современным искусством; призовой фонд составляет 57 000 евро. Особенностью премии является принцип самовыдвижения номинантов.

Именем художника был также назван самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VP-BUN).

Источник: http://sovremennoe-iskusstvo.ru/hudozhniki/vasilij-kandinskij/

«Кандинский и «Синий всадник» — Мировые новости искусства — Современное изобразительное искусство Башкортостана

Впервые в России выставка, представленная в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, знакомит российского зрителя с творчеством художественного объединения «Синий всадник», созданного в конце 1911 года в Мюнхене по инициативе Василия Кандинского и Франца Марка.

Василий Кандинский (1866-1944) – одна из ключевых фигур европейской культуры XX века. Его революционное стремление к абстрактной живописи и созданные труды по теории изобразительного искусства стали ориентиром для всего современного искусства. В.В.

Кандинский, родившийся в Москве в 1866 году, первоначально посвятил себя изучению политической экономии и юриспруденции.

Однако по окончании юридического факультета Московского университета предпочёл преподавательской и научной деятельности искусство и в 1896 году переехал в Мюнхен, для того, чтобы научиться искусству живописца.

Прибыв в конце 1896 года в Мюнхен, он посещал известную в то время художественную школу Антона Ашбе, словенца по происхождению, собравшего вокруг себя большое количество студентов, в первую очередь из России и стран Восточной Европы.

В том же году в Мюнхен для изучения живописи приезжают из России Алексей Явленский и Марианна Веревкина. Начиная с 1900 года, художники проявляют большую заинтересованность в «лаборатории» технологии цвета, которую Явленский организовал в своей мастерской в Швабинге. Однако их по-настоящему тесная совместная работа началась лишь после того, как Кандинский и его спутница Габриэла Мюнтер вернулись в Мюнхен после долгих странствий, продолжавшихся с 1904 по 1908 год.

Дата «Мурнау 1908» стала символом художественного прорыва, приведшего к формированию нового, экспрессивного стиля и тем самым положила начало истории объединения «Синий всадник».

Спонтанный, характерный скорее для набросков художественный почерк отныне стал доминировать в творчестве Кандинского и его коллег. Виды окрестностей и пейзажи, созданные ими в то время, по композиции стали отличаться большими плоскостями ярких, насыщенных цветов.

Аналогично до тех пор развивалось лишь творчество французских фовистов, в первую очередь Анри Матисса и Андре Дерена, и художников образованной в Берлине и Дрездене группы «Мост», в первую очередь Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля и Карла Шмидт-Роттлуффа.

Именно Явленский, неоднократно бывавший во Франции, во время совместной работы в Мурнау сумел передать своим товарищам новейшие достижения французского авангарда и его вызывающих, неестественных красок.

Василий Кандинский, (1866-1944). Гора. 1909. Картон, масляная темпера. 109,5×109,7 cm

После первого сезона, проведенного вместе в Мурнау, друзья в начале 1909 года основывают в баварской столице «Новое объединение художников Мюнхена» (сокр. НОХМ). Его основателями, помимо Кандинского, Мюнтер, Явленского и Веревкиной, выступили в том числе Владимир Бехтеев, Эрма Босси, Альфред Кубин и танцор Александр Сахаров.

В 1910 году выставку объединения посетил немецкий художник Франц Марк, сразу же после этого примкнувший к группе. Уже очень скоро Кандинский и Марк стали близкими друзьями. В то же время это происходило на фоне усугубления конфликта между прогрессивно настроенными и более консервативными членами объединения.

В июне 1911 года Кандинский впервые предложил своему новому соратнику идею создания художественного альманаха, которая была встречена Марком с большим воодушевлением. Название «Синий всадник» появилось в акварельных набросках Кандинского осенью 1911 года. Существовало несколько вариаций изображения всадника.

Но на последнем акварельном листе вооруженный всадник изображен в соответствии с иконографией святого Георгия, побеждающего дракона, который в христианской традиции считается воином, побеждающим зло. В этой окончательной версии Кандинский придерживается канонических правил изображения св.

Георгия, о чем свидетельствуют и аналогичные произведения в технике подстекольной живописи, созданные им в это время. Он вводит в изображение религиозный подтекст, создающий вокруг всадника ореол святости. Однако при этом он стилизует свое произведение и пишет преимущественно в синей гамме.

Как известно, еще со времен романтизма синий цвет считался символом духовных стремлений человека и духа в целом, а Кандинский считал его «характерно небесным цветом». Таким образом, образ всадника в интерпретации Кандинского становится носителем универсального смысла.

Авторы альманаха «Синий всадник» не раз провозглашали на его страницах идею о грядущей «эпохе Великого Духовного», которая вобрала бы в себя все виды искусств и все будущие проявления культуры. На это в преддверии первой мировой войны с энтузиазмом надеялись Василий Кандинский и Франц Марк.

Марк Франц (1880-1916). Тигр. 1912. Холст, масло. 115×101,5 cm

Альманах «Синий всадник» был выпущен в мае 1912 года после того, как публике было представлено две одноименных экспозиции: знаменитая первая выставка «Синего всадника», прошедшая зимой 1911-1912 годов в мюнхенской галерее Танхаузера, на которой была представлена живопись, в том числе некоторые работы подстекольной живописи; и вторая — под названием «Синий всадник. Черно-белое», прошедшая весной 1912 года в салоне Гольтца, также в столице Баварии, в состав которой вошли исключительно графические работы.

Круг художников группы «Синий всадник», сложившийся в Мюнхене и Мурнау около 1911года, наряду с основанной в Берлине и Дрездене в 1905 года группой «Мост» образует ядро движения за обновление искусства, сформировавшегося в Германии в начале XX века.

В отличие от группы «Мост», которая представляла единый стиль фигуративного экспрессионизма, художникам объединения «Синий всадник» был свойственен абстрактный язык формы и цвета. «Синий всадник» стал плодом совместной работы разных творческих личностей.

Помимо духовного начала, их объединяло стремление развивать новые формы искусства, независимые от какого бы то ни было канона, быть вне рамок «ориентированной на внешнее модернистской программы современного искусства».

В первой выставке «Синего всадника», как писал Кандинский в каталоге, также не должна пропагандироваться «особая, конкретная форма»: художники ставят целью «разнообразием представленных форм показать, как может воплощаться в жизнь внутренняя жажда творчества».

В поиске формы, которая выразила бы «возникшее из необходимости» (это еще одно центральное понятие в теории изобразительного искусства Кандинского) заложено стремление, которое впоследствии приведет его, а вместе с ним и других художников, к абстрактной живописи.

Явленский А.Г. (1864-1941) . Зрелость. Ок. 1912. Картон, масло. 53,5×49,5 cm

На выставке «Кандинский и «Синий всадник» представлено 62 произведения, среди которых символистские полотна Франца Штука, Франца Ленбаха; 30 произведений 1902-1911 годов Василия Кандинского, среди которых знаменитый «Концерт», 1911 года, посвященный Арнольду Шёнбергу, а также произведения Франца Марка, Августа Макке, Габриэлы Мюнтер, Пауля Клее, Алексея Явленского и Марианны Веревкиной. Работы, представленные на выставке, являются частью собрания Городской галереи Ленбаххаус, которая распложена в Мюнхене в бывшем доме-мастерской живописца Франца фон Ленбаха, известного портретиста второй половины XIX века. В 1924 году, спустя двадцать лет после кончины художника, его вдова Лоло фон Ленбах передала в дар Мюнхену виллу и большое количество произведений искусства из наследия своего супруга. В 1957 году собрание галереи было пополнено коллекцией Габриэлы Мюнтер, которая преподнесла в дар музею значительное количество произведений Василия Кандинского.

Интернациональное сообщество художников, объединенных под названием альманаха «Синий всадник», впервые представлено в России в одном выставочном пространстве. И, несомненно, станет значительным событием в художественной жизни российской столицы.

Выставка работает с 5 октября 2011 по 15 января 2012 года

Источник: http://hallart.ru/worldnews/kandinsky-and-blue-rider

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector