Александр Бражник
Алексей Кондратьевич Саврасов создал понятие русского лирического пейзажа и написал картину «Грачи прилетели», ставшей символом русской живописи. Его обвиняли в увлечении иностранщиной, но это не помешало Саврасову воспитать плеяду великих русских живописцев, в том числе Левитана, Коровина, Каменева.
В конце жизни художник стал жертвой отчаянья. Одна за одной умерли четыре дочери Саврасова. Как результат Алексей Кондратьевич заболел «русской болезнью» – пьянством. Умер великий художник всеми забытый в московской больнице для бедных.
Становление художника
Алексей Саврасов родился в Москве в семье купца 3-й гильдии Кондратия Саврасова. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, однако мальчик проявил талант к искусству. Уже к двенадцати годам Алексей с легкостью исполняет большие рисунки гуашью, которые с успехом за копейки продает торговцам на Никольской и у Ильинских ворот.
В 1844 году 14 – летний Алексей поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился в классе пейзажиста Карла Рабуса. После обучения с работами Саврасова знакомится Великая княгиня Мария Николаевна.
Сестра Императора Александра II была известным ценителем живописи и опекала Академию художеств. Княгиня разглядела в сыне московского купца талант и пригласила Саврасова на свою дачу на берегу Финского залива. Там молодой художник развивает свои способности и знакомится с северной природой России.
На императорской даче начинает проявляться и стиль Саврасова. Природа на его картинах изображена торжественно, спокойно, но без излишней помпезности и вычурности. Одно из полотен этого периода «Вид в окрестностях Ораниенбаума» в свою коллекцию приобретает и известный меценат Сергей Михайлович Третьяков.
Картина Саврасова «Вид в окрестностях Ораниенбаума» 1854 год
Художник А.Г. Горавский писал Третьякову:
«…Забыл Вас я поздравить с приобретением Саврасовского пейзажа, из всех его произведений я лучше этой вещи не видал: к тому же приятно иметь такую вещь, за которую дано звание академика».
Швейцарские Альпы и русский художник
Алексей Кондратьевич заслуживает призвание и становится одним из самых востребованных художников Москвы.
В 60-е годы он вступает в Общество любителей художеств, от которого его послали на всемирную выставку в Лондон. Впоследствии Саврасов вспоминал, что никакие уроки в академиях не заменят этой поездки.
В Лондоне художник знакомится с работами лучших европейских мастеров, которые поразили его.
Путешествуя по Европе, Алексей Кондратьевич заехал в Швейцарию, где увидел Альпы. Горы покоряют его, и он забрасывает русскую природу и пишет этюды монументальных Альп.
Считается, что именно в этот период творчества Саврасов отказался от условностей и красивости. Работы Саврасова реалистичны и буквальны.
Пока художник путешествовал по Европе московские критики упрекали его в любви «иностранщине» и призывали вернуться домой и оправдать, выданный ему аванс доверия.
Алексей Кондратьевич Саврасов. Вид в Швейцарских Альпах (Гора Малый Рухен) 1862
Вернувшись в Россию Саврасов с кистью в руках и мольбертом подмышкой, исходил пешком все Подмосковье. Он пишет русский пейзаж по-новому. До него художники находили вдохновение в натурном мотиве, а на холсте, подражая итальянскому стилю живописи, идеализировали действительность. Четко выстроенная композиция, дерево или куст в левой части холста, все объекты идеальны.
Саврасов отказывается от канонов. Он не изображает русский пейзаж «причесанным» на европейский манер, а показывает действительность такой, какая она есть. Дорога кривая и с живописной грязью, тяжелое осенней небо, серый весенний снег, низкие крестьянские дома и бескрайние русские равнины, уходящие в горизонт, вот новый русский пейзаж. Художник говорил:
«Нет у России своего выразителя. Стыдимся мы еще родины… Моя бабушка перед смертью сказала: Учись так писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты… Озера, заросшие осинником, мокрые поля и косые избы, перелески да низенькое небо – слепые мы, чтобы не радоваться этому свету…».
На картинах Саврасова даже воздух имеет особое свечение. Впоследствии он будет говорить своим ученикам, что если в пейзаже не нарисован воздух, то пейзаж дрянь.
Грачи Саврасова
В 24 году Алексей Кондратьевич становится академиком, а в 27 возглавляет пейзажную мастерскую художественного училища. Написал новый учебник рисования и ввел в него главу по изображению русских изб и деревень.
Пейзажист дружил с известным художником Василием Перовым.
Искусствоведы считают, что именно Саврасов писал пейзаж в «Охотниках на привале» и «Птицелове» Перова, а тот помог другу в изображении бурлаков на картине «Волга под Юрьевцем».
Картина Перова «Охотники на привале» 1871 год. Фон писал Саврасов
20-летний художественный стаж сделал Алексей Саврасова уважаемым мастером и один из самых востребованных художников. Однако его главная работа еще впереди. В 1870 году художник получает от Третьякова заказ на серию картин зимней Волги. Семья Саврасова переезжает из Москвы на берег великой реки в старинное купеческое село Молвитино, что в Костромской области.
Село Молвитино, с которым связана история создания картины «Грачи прилетели»
Здесь Алексей Кондратьевич сделал набросок своей самой известной работы «Грачи прилетели». В 1871 году картина была готова, и она приковала к себе внимание всех посетителей передвижной выставки русских художников. Глядя на грачей Саврасова создается впечатление устремленности ввысь, достигаемое благодаря шатровой колокольне древнего храма и тонким, но тянущимся вверх березкам.
«Грачи прилетели» 1871 год
Бескрайне русские дали, птицы, вернувшиеся в прошлогодние гнезда, и голубое весеннее небо, оживающей природы заставляет думать о лучшем и надеяться на скорый приход весеннего тепла.
Картина — конструктор, в котором собраны все поэтические символы России — церквушка, колокольня, деревенская изба, простор, снег, талая вода, бездорожье.
«Грачи прилетели» стала откровением для современников Саврасова и принесла художнику настоящую славу.
«В 1871 году картина Саврасова была прелестной новинкой, целым откровением, настолько неожиданным, странным, что тогда, несмотря на успех, не нашлось ей ни одного подражателя. Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения!
…Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж… картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности…»
Гибель детей
Алексей Кондратьевич работал над «грачами» в сложных жизненных условиях и его личная скорбь отобразилась на полотнах, в которых есть надрыв и ощущение печали. Одна за одной умирают четыре дочери Саврасова. Ни одна из девочек не дожила до совершеннолетия, а внутреннее состояние художника отобразилось в картине «Могила на Волге».
Картина Саврасова «Могила на Волге» 1874 г.
Последней работой показанной публике, на передвижной выставке, стала «Рожь». После нее в жизни художника наступает окончательный разлад, из которого он уже не выйдет. От Саврасова уходит жена, и он начинает сильно пить.
Из-за прогулов и постоянных запоев Алексея Кондратьевича увольняют из Московского училища живописи и выселяют из казенной квартиры.
Последующие годы он скитается по углам и ночует в ночлежках самого криминального на то время района Москвы – Хитровке.
Картина «Рожь», Саврасов, 1881
На склоне лет академик живописи зарабатывал рисованием небольших этюдов, которые продавал на московских улицах по два рубля за штуку. Большую часть денег в этот же день он пропивал. Известный московский журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что Саврасов месяцами мог жить у своего друга художника Сергея Грибкова:
В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в грибковской мастерской в рубище. Ученики радостно встречали знаменитого художника и вели его прямо в кабинет к С. И. Грибкову. Друзья обнимались, а потом А. К.
Саврасова отправляли с кем-нибудь из учеников в баню к Крымскому мосту, откуда он возвращался подстриженный, одетый в белье и платье Грибкова, и начиналось вытрезвление… Живет месяц, другой, а потом опять исчезает, ютится по притонам, рисуя в трактирах, по заказам буфетчиков, за водку и еду».
Саврасову помогали друзья и меценаты, но эта помощь была иллюзорной, без права на выживание. Да и сам художник уже был слаб, морально и физически, чтобы перебороть состояние затянувшихся трудностей и творческого упадка. Гениальный и прославленный некогда русский художник, еще при жизни ушел из мира художественных интересов его современности.
В 1895 году А.С.Размадзе, обращаясь в письме к П.М.Третьякову с просьбой о помощи для А.К.Саврасова, подробно описывает те жизненные условия, в которых доживал свой век когда-то прославленный художник:
«…Старик Алексей Кондратьевич Саврасов в настоящее время доживает свой печальный век в такой бедности, в таком бедственном положении, на которое невозможно смотреть равнодушно.
Последние годы он работал по мере сил и мог еще хоть кое-как перебиваться, но вот уже около года, как он ослаб настолько, что работать почти не может; теперешняя жизнь его похожа на медленное умирание.
Он получает от Общества ежемесячное пособие в 25 рублей, но можно ли существовать на эти деньги вчетвером, имея двух малолетних детей.
Конечно, если обратиться к прошлому, то нельзя не признать, что в теперешнем своем бедственном положении художник виноват сам, что причиной всему послужила его несчастная слабость; но с другой стороны, какой же горькой бедою пришлось ему искупать свою вину.
Теперь, когда к концу дней своих ему удалось победить эту слабость, на него поистине жаль смотреть — так ужасно его положение… Адрес Саврасова: между церковью Смоленской Божией Матери и Бородинским мостом, во 2-м Тишинском переулке, дом Разживиной, квартира № 7. 24 декабря 1895 г.».
В поздних работах Саврасова все больше тоски и безысходности. Академик живописи, создатель русского пейзажа и учитель плеяды великих художников умер на 67 году жизни в бесплатной больнице для бедных. На его похороны пришла горстка людей, большинство из которых — это его приятели по хитровской ночлежке.
Незадолго до смерти, почти ослепший Саврасов зашел в фотоателье мужа своей дочери (фотограф Петр Петрович Павлов), сел на стул и попросил себя сфотографировать. Считается, что это и есть тот самый последний снимок.
Последний снимок Саврасова, 1897 г.
До Саврасова понятия самостоятельного русского пейзажа не существовало. Алексей Кондратьевич отыскал прекрасное в грязи, бездорожье, сером весеннем снеге и научил будущие поколения русских художников находить красоту там, где раньше ее не замечали.
Саврасов выступил гораздо раньше, еще в 50-х годах, однако вся его деятельность до 1871 года, до появления картины «Грачи прилетели», прошла бледной, жалкой и ненужной.
Уже это одно – довольно странный пример в истории искусства, но еще более странно, что, дав эту замечательную и многозначительную картину, он снова ушел в тень, опустился и последние двадцать пять лет прожил в полном бездействии, страдая запоем, еле-еле перебиваясь продажей в московских подворотнях своих очень неважных этюдов.
Саврасов. Первая половина 1870-х.
«Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно. В этом — главное. В поэзии.
А поэзию природы ты угадаешь тогда, когда полюбишь ее всем своим сердцем. У тебя и глаза-то будут смотреть по-другому, когда любовь их раскроет. Они станут большие, зоркие, всевидящие. У тебя и глаза-то будут смотреть по-другому, когда любовь их раскроет.
Они станут большие, зоркие, всевидящие.»
- Геополитика
- Проблемы России
- Новости
Источник: https://cont.ws/post/1453132
Рожь
- Алексей Кондратьевич Саврасов, 1881 г.
- Третьяковская Галерея (Москва)
- Холст, масло.
Мастер русского романтического пейзажа, Алексей Кондратьевич Саврасов, пишет «Рожь» в очень непростое для него время. Картина была создана в 1881 году, накануне краха устоявшейся жизни художника. Через год от него окончательно уйдет жена и распадется брак, через год он потеряет место в МУЖВ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества)и художник начнет стремительное падение на самое дно жизни. Словно предчувствуя свое бесславное будущее, художник пишет тяжелую, тревожную картину. Вся работа до краев заполнена неуемным волнением. Взгляд упирается в злобный сгусток черных туч. Поле волнуется, местами рожь испуганно гнется к земле. Художник словно заглядывает в собственное будущее и боится его – так много ожидания неизбежной грозы в этой картине.
Существует теория, что «Рожь» Саврасов писал как ответ на одноименную картину Шишкина, которую последний создал на несколько лет раньше. Шишкинская «Рожь» наполнена покоем и умиротворенностью, «Рожь» Саврасова – томительна, обеспокоена, она пугает зрителя. Даже церковь на горизонте не дает ощущения покоя. Во всем читается внутреннее беспокойство художника.
Саврасов не имел обыкновения добавлять или выдумывать детали, он всегда изображал природу такой, какая она есть. Поле ржи испуганно притихло, словно зажмурилось перед неизбежными раскатами грома. Тяжелые тучи каждую секунду готовы разлиться тысячами свинцовых капель.
Но даль еще чиста, хотя по порывистым ударам ветра становится ясно, что скоро гроза доберется и туда. Ржаное поле бунтует, мечется на ветру и тут же покорно пригибается к земле, словно смиряясь с ненастьем и противясь собственному покорству. Черная туча, словно тяжелый рок судьбы нависла над несчастным полем, как нависло неизбежное горе над жизнью Саврасова.
И так хочется верить, что злую тучу унесет порывистый ветер, что солнце победит сгущающуюся тьму.. но этому не бывать. Уж слишком низко к земле приблизилась черная туча, и все дальше расползается по полю тяжелая тень, закрывая землю, застилая лужи.
Уж слишком ярко, словно, напоследок, светятся в лучах исчезающего солнца колосья ржи и маленькая белая церковь. В небесах, готовые к битве с тучей, выстраиваются белоснежные облака.
Но слишком черна страшная туча, и земле не спастись от надвигающейся тьмы.
И остается только ждать неизбежного, и надеяться, что гроза не сможет уничтожить, а только сделает тебя сильнее.
Те люди, что не боятся стихии, наверняка с отчаяньем безумца будут ждать начала грозы. И, может быть, Саврасов был именно таким – он отчаянно бросался в бушующий водоворот жизни, искренне веря, что однажды погода сменит гнев на милость и солнце вновь засияет. Ведь если ты уже ничего не можешь изменить, лучше расслабиться под напором обстоятельств и принимать жизнь со всеми ее невзгодами.
Сегодня картину можно увидеть в Третьяковской Галерее.
Обсудить на форуме
Источник: https://art-on-web.ru/savrasov/pictures/2480
Описание картины Рожь – Алексей Саврасов
Эту картину Саврасов писал в тяжелые для себя времена: от него уходит жена.
Художник изображает ржаное поле перед бурей, он вкладывает в картину свои чувства, тревогу, переживания, которые переполняли Саврасова тогда.
Рожь замерла в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, готовые пролиться тяжелыми каплями. А вдали все чисто, но и там уже ощущается приход ветра и дождя. Ржаное поле выглядит мрачным, хотя сама рожь ярко светится, склоняясь под ветром, не в силах ему протвостоять и не желая такого покорства.
Тяжелая мрачная туча сама похожа на жизнь художника, в ожидании грозы. Хочется верить, что ветер пронесет непогоду мимо, но туча висит слишком низко, солнце постепенно исчезает, к горизонту расползается тень, оставляя за собой лишь багровый отсвет спелой ржи. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы.
Она освещена пропадающим солнцем и хорошо видна издалека.
Картина вызывает большую тревогу, мрачное уныние, предчувствие буйной, неуправляемой стихии.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Рожь – Иван Шишкин Пейзаж-картина под названием “Рожь” была написана художником в 1878 году, для ее создания была использована яркая манера живописи. Картина вызывает……
- Зимний пейзаж (Оттепель) – Алексей Саврасов Глядя на зимние пейзажи Алексея Саврасова не перестаешь удивляться как богато можно представить однообразный белый цвет, который и предусматривает зима…….
- У ворот монастыря – Алексей Саврасов Картина входит в саврасовский цикл “радуг”. Впрочем, в этой работе радуга не играет первой скрипки, будучи “задвинутой” к правому краю……
- Сена и лодка с гребцом – Винсент Ван Гог В Париже Ван Гог рисует пейзажи исключительно с натуры. Берега Сены привлекали художников-импрессионистов и давали бесконечное множество мотивов для пейзажных……
- Перед дождем – Федор Васильев Федор Васильев написал свою знаменитую картину в 1871 году, которая находится сейчас в Третьяковской галерее. На ней изображен деревенский пейзаж,……
- Песни без слов – Фредерик Лейтон Одна из многих “бессюжетных” работ Лейтона с ориентальным привкусом. Тонкой струйкой течет вода из источника. Пока наполнятся кувшины пройдет целая……
- Вид Константинополя – Иван Айвазовский В центре картины деревья с пышными кудрявыми кронами, слева мечеть с с устремляющимися в небо стрелами минаретов. Справа край моря……
- Приближение грозы – Джордж Морленд Сельская Англия с живописными холмами и речками, сочной растительностью, с ее трудовым населением и патриархальным бытом – излюбленная тема многочисленных……
- Бульвар – Алексей Степанов Это одна из редких картин, когда художник писал не деревню, а сцену из городской жизни дворян. Бульвар, летний день. Сквозь……
- Утро: отправление на работу (по Милле) – Винсент Ван Гог Крестьянское творчество Жана-Франсуа Милле служило Ван Гогу примером для подражания и постоянным предметом размышлений. Можно сказать, что живопись этого мастера……
- Крестьянские девочки в лесу – Алексей Корзухин Один из основателей и активный деятель Товарищества Передвижных Художественных выставок, А. Корзухин был не только одаренным художником, но глубоким знатоком……
- Свадьба Петра I и Екатерины I 19 февраля – Алексей Зубов Выдающийся русский гравер Петровской эпохи Алексей Федорович Зубов учился и работал у Адриана Шхонебека в Оружейной палате в Москве. Насыщенная……
- Портрет атамана Ф. И. Краснощекова – Алексей Антропов Портрет атамана Ф. И. Краснощекова написан скупо и лапидарно. Изображение построено на крупных объемах, которые сочетаются с декоративным узорочьем одежды…….
- Заклинательница змей – Анри Руссо Первой картиной Руссо, экспонировавшейся в Лувре, является полотно “Заклинательница змей” – работа, которую во многом считают поворотной в сторону сюрреалистического……
- Цветистый луг – Аркадий Рылов Мне известно, что эту картину художник нарисовал в 1916 году. Мне понравилась эта картина не только потому, что на ней……
- Святой Иероним за книгой – Микеланджело Меризи да Караваджо В этой картине, написанной Караваджо специально для Шипионе Боргезе, художник изобразил Святого Иеронима за его учеными трудами. Льющийся сквозь невидимое……
- Плотогоны – Николай Иванович Андронов Н. И. Андронов – один из представителей “сурового стиля” в советской живописи, возникшего как реакция на официальный социалистический реализм. Андронов……
- Купание – Борис Кустодиев Жаркий солнечный день, вода искрится от солнца, смешивает отражения напряженно синеющего, может быть, обещающего грозу неба и деревьев с крутого……
- Метафизический интерьер – Джорджо де Кирико Во время первой мировой войны, в 1917 году, де Кирико служит в госпитале в Вилла дель Семинарио недалеко от Феррары…….
- Община – Эрик Фишл В картине “Община” современного американского художника Эрика Фишла раскрыт сюжет, связанный с древним языческим культом или, возможно, сектантским ритуалом. Подросток,……
Описание картины Рожь – Алексей Саврасов.
Источник: https://art.goldsoch.info/rozh-aleksej-savrasov/
Рожь
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Алексея Саврасова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Алексея Саврасова на натуральном холсте.
Алексей Кондратьевич Саврасов уже к 12 годам самостоятельно научился неплохо рисовать и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображением романтических мотивов наподобие бури на море или извержения вулкана, которые недорого охотно раскупались в Замоскворечье.
В 14 лет поступил в Московское училище живописи и ваяния, но отец, торговец галантерейными товарами, хотел видеть его помощником в купеческом деле. Из-за протестов отца и болезни матери Алексею пришлось оставить учебу.
О необыкновенных способностях Саврасова к живописи узнал обер-полицмейстер Москвы генерал-майор Лужин. Благодаря ему и преподавателю училища Карлу Рабусу в 1848 году Алексей смог продолжить образование в пейзажном классе. В том же году он был отмечен как ученик, «представивший лучшие эскизы».
В следующем году на средства мецената Лихачева он оправился на Украину, где написал несколько картин, восторженно принятых критиками.
А еще через год он уже получил звание художника за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у разлива», его мастерство признали зрелым для завершения обучения.
- В 1854 году на выставке в Московском училище живописи и ваяния великая княгиня Мария Николаевна, обратив внимание на незаурядность художника, приобрела его картину «Степь с чумаками вечером» и предложила поработать для написания видов с натуры в ее резиденции между Петергофом и Ораниенбаумом.
- Исполненные там картины оказались настолько удачными, что осенью того же года Совет Академии присвоил за них 24-летнему художнику звание академика.
- Одну из работ двумя годами позже приобрел Павел Третьяков и, таким образом, картина «Вид в окрестностях Ораниенбаума» стала одним из первых экспонатов его прославленной коллекции.
В 1857 году Саврасов женился на Софье Карловне Герц. Тогда же ему было предложено сменить умершего Рабуса на должности руководителя пейзажного класса училища, которое он еще недавно закончил. Большую роль играл Саврасов в Обществе любителей Художеств, секретарем которого был известный искусствовед Карл Герц, брат его жены, ставший Саврасову не только родственником, но и другом.
- В 1862 году на средства Общества любителей художеств художнику предоставили возможность поехать в Лондон на Всемирную выставку и посетить Данию, Францию, Швейцарию.
- Его европейские пейзажи отличаются достоверностью, спокойной и внимательной манерой письма.
- Вернувшись, он много работал в окрестностях родного города, «исследовал» с кистью и карандашом в руках свои любимые Сокольники и Фили, Кунцево и Мазилово, Строгино и Братцево.
- В 1869 году был издан учебник рисования для Московского училища живописи и ваяния, над которым Саврасов работал вместе с Пукиревым.
- «Подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника, изучающего русский пейзаж» были выполнены Саврасовым.
С начала 1870-х годов в творчество художника вошли новые темы и образы. Он постоянно совершал поездки в провинцию: в Троице-Сергиеву лавру, на Керженец, на Оку, но более всего на Волгу, в Ярославль, под Кострому, в Нижний Новгород, Юрьевец, в Болгары под Казанью и Жигули. Волжские просторы произвели на него огромное впечатление.
- Особенно масштабна картина «Волга под Юрьевцем», за которую Алексей Кондратьевич весной 1871 года был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств.
- С Поволжьем было связано и создание главной картины Саврасова «Грачи прилетели».
- Несмотря на то, что в феврале 1871 года умерла новорожденная дочка (уже третий умерший ребенок Саврасовых), тяжело заболела жена, и Саврасов был переполнен горестными переживаниями, весной 1871 года под влиянием «врачующего простора», красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы, под кистью Саврасова рядом с исполненными душевной боли этюдами появляются подготовительные работы к картине «Грачи прилетели».
Потом, по возвращении в Москву, художник внес новые подробности и дорабатывал композицию уже в мастерской. Наконец, в конце 1871 года картина «Грачи прилетели» предстала перед посетителями первой выставки Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей и членом правления которого стал Саврасов.
Мировосприятию Саврасова, его работам была присуща совершенно особенная музыкальность.
Семидесятые годы 19 столетия стали для Саврасова периодом высшего творческого расцвета. Словно обретя в работе над волжскими пейзажами и «Грачами» новое важное знание о жизни и живописи, он создал в это десятилетие множество замечательных пейзажей, заражая своим вдохновением и своих воспитанников по Училищу живописи, ваяния и зодчества.
К концу 1870-х годов в творчестве Саврасова наметился некоторый спад. Он реже выставлялся. Пришли болезни, ухудшилось зрение. Дала трещину, а затем и вовсе распалась когда-то счастливая семейная жизнь.
Особенно усугубился трагизм положения Саврасова после 1882 года, когда он был уволен из училища и, лишенный казенной квартиры, житейски неустроенный, оказался в стороне от художественной жизни. Он начал пить.
Сохранилось немало свидетельств постепенного превращения интеллигентнейшего, деликатнейшего живописца в почти безвольного алкоголика, отдающего написанные не всегда верной рукой пейзажи чуть ли не за штоф «горячительной».
К началу 1890-х годов Саврасов сменил немало временных пристанищ. Он жил в самых дешевых меблированных комнатах, гостиницах и чуть ли не в трущобах. У него появилась новая гражданская жена, Евдокия Михайловна Моргунова, дети. Семья жила впроголодь. Старые друзья, в частности Третьяков, старались помочь художнику, но без особых результатов.
Но до конца своего жизненного и творческого пути Саврасов был по-прежнему чуток к красоте природы.
Конечно, среди его работ 1880-1890-х годов есть немало скороспелых, для заработка написанных пейзажей, но он создавал и новые замечательные произведения.
В последние годы жизни Саврасов, прекрасный рисовальщик, особенно много и успешно работал в графике. В 1894 году при содействии близких ему людей был издан альбом рисунков, приуроченный к пятидесятилетию творческой жизни художника.
При всем драматизме личной судьбы Саврасова последние годы его жизни стали и порой торжества художественных идей мастера. Когда осенью 1897 года Алексей Кондратьевич умер, его любимый ученик и продолжатель Левитан опубликовал в газете заметку «По поводу смерти А.К.
Саврасова», в которой говорилось: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов… С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Алексея Саврасова не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Источник: https://bigartshop.ru/painters/savrasov-aleksey/rozh