1874 г. Масло, холст.
Описание картины Сурикова В.И. «Пир Валтасара»
Попав в Академию художеств в Петербурге, талантливый сибиряк, Василий Суриков не только постигал технические премудрости искусства, чтобы выработать свою манеру, но и находился в поисках своих сюжетных тем. Одно из увлечений живописца в годы ученичества – Античная история.
«Пир Валтасара» — первая яркая, уже «взрослая» картина, за которую молодой художник был удостоен первой премии.
Валтасар – герой Библейской книги Даниила, последний халдейский правитель Вавилона. В историю вошло его знаменитое пиршество, когда царь использовал священные сосуды из Иерусалима, в которых ему и его гостям подавали питьё и яства.
В самый разгар веселья гости на стене заметили внезапно появившуюся надпись – «мене, мене, текел, упарсин», что означало «исчислено, исчислено, взвешено, разделено». Таким образом Господь указал Валтасару на его скорую смерть и крах его царства. Именно этот момент, когда пирующие гости замечают таинственные и пророческие слова и изобразил Суриков.
В первую очередь обращает на себя внимание композиция картины – многофигурный сюжет отличается стройностью и ритмом. Позже сам художник вспоминал, что в годы учёбы он значительную часть времени уделял именно композиции, за что и получил прозвище – «композитор».
В центре картины – Валтасар, окружённый наложницами, слугами, жрецами и охранниками. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира.
Однако вся эта живая вакханалия с полуобнажёнными девами, пьяными гостями, музыкантами и экзотическими животными вдруг замирает на месте, устремив взгляд на противоположную стену, где светятся надписи, расшифровать которые по силам лишь иудейскому пророку Даниилу.
И вот в глазах пирующих явственно ощущается ужас, кувшины с вином опрокинуты, всё смолкло, а яркая молния, сверкнувшая над городом, только усиливает ощущение страха и рока.
Многие искусствоведы склонны усматривать в этом полотне признаки академизма, но проявляющийся отпечаток темпераментного «суриковского» стиля уже можно различить.
Суриков отмечал, что наиболее интересующий его исторический период в те годы – это время, когда на развалинах великой Древней Римской империи, началось воцарение христианства, и эта работа только подтверждает этот трепетный интерес живописца.
Лучшие картины Сурикова В.И.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/surikov-v-i/surikov-v-i-pir-valtasara/
Суриков василий иванович 1848 красноярск 1916 москва
Его картина «Утро стрелецкой казни» (1881), показанная на 9 -й выставке передвижников, проникнута духом «древней русской красоты и живым ощущением истории». Содержание полотна отражает заблуждения народа, его героическую самоотверженность и страдания.
Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической «трилогии» Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова», «оживляет» событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества — великолепного колориста и изысканного «композитора» (так его называли соученики по Академии). Показанная на 9 -й передвижной выставке, эта работа поставила художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. У всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке. Могучая картина!» — писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Эти деньги, избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.
Утро стрелецкой казни. 1881 г.
Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вдруг. . . Меншиков. . . сразу все пришло — всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу». Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной «технологии» Сурикова. У картины есть одна особенность, отличающая ее от других шедевров этого ряда, — в ней нет народа, толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре «семейной драмы». Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах «власти и народа», «героя и массы» и пр. — тем более что сам Меншиков был типичным петровским «выскочкой», гениальным «пассионарием».
Меншиков в Березове. 1883.
Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси.
Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра — шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой.
Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: «Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны». Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, — в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме.
Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. Боярыня Морозова — центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию.
Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа — сочувствующие ей.
Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна («Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала», — рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным «житием» боярыни Морозовой.
Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина «Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков», опубликованная в 1872 году.
Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение. «Как ни напишу ее лицо — толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось», — признавался он.
Но художник все-таки нашел его. Снова цитируем «Материалы для биографии Сурикова» М. Волошина: «Была у меня одна знакомая старушка — Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили — у них там молитвенный дом был. И вот приехала к ним начетница с Урала — Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
И как вставил ее в картину — она всех победила». Это-то лицо и решил повторить наш художник.
Боярыня Морозова. 1887 г.
Голова боярыни
Все последующие работы мастера подтверждают очевидность отказа художника от создания академических полотен на историческую тему и умение передать дух исторических событий, мир прошлого не только в бытовых реалиях, но и в ощущениях.
В творчестве Сурикова наглядно проявились черты национального народного искусства большого стиля. Его картины стали вершиной развития исторического жанра в русской и мировой живописи.
Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда.
Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию.
«Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», — признавался Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, — в нее играли в «прощеное воскресенье», последний день масленицы.
Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: «Помню, — вспоминал он, — как «городок» брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня. . . Я его потом в картину вставил. Я много «снежных городков» видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена.
Лошадей хворостинами — чей конь первый сквозь снег прорвется». По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры — друзья живописца специально для него инсценировали полный «вариант» игры в селе Лодейки.
Взятие снежного городка. 1891 г.
Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго — целых четыре года. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка.
В ходе этого сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых — по праву рождения — всегда ощущал себя сам художник, было разбито огромное войско хана Кучума.
Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории, ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом.
Покорение Сибири Ермаком. 1895.
Степан Разин (1906) Суриков во время работы над картиной «Степан Разин». Фотография 1906 г. Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом — он был создан по мотивам известной народной песни.
В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909 -10 годах) мы у же не найдем никакой «иллюстративности»; от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Я.
Минченков, обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, где она была показана, так описывает — видимо, со слов автора — ее содержание: «Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул.
Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги»
Степан Разин. 1906.
Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27 -й передвижной выставке в 1899 году — в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение.
Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые «декорации» своего полотна. «Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное», — сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи.
Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, совершенно необычном для батальных произведений. Сама сцена построена так, что создается впечатление, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя.
«Главное у меня в картине — движение, — объяснял свою работу Суриков, — храбрость беззаветная». Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов.
Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: «Подвиг под шутку полководца». «Подвиг» в этой фразе — ключевое слово.
Переход Суворова через Альпы. 1899.
Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности.
Тема картины — трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по «крови» и «сану» иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь — в монастырь.
Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: «Там фальшиво все».
Посещение царевной женского монастыря. 1912 г.
В 2008 году исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского художника Василия Ивановича Сурикова. Его картины являются сокровищами русской живописи. Хранителем памяти о творчестве красноярского художника является Художественный музей имени Сурикова.
Художественный музей имени Сурикова Основан в 1958 году как Краевая Художественная галерея. Три основных раздела — русское искусство 18 -20 веков, современное искусство, народное и декоративноприкладное искусство. Уникальная коллекция произведений Василия Сурикова, научная библиотека. Общий фонд — около 13 тысяч экспонатов. Дом – усадьба Сурикова
Вопросы: 1. Кто такой Василий Иванович Суриков? 2. Где родился Суриков? 3. Где и у какого преподавателя учился? 4. Назовите первую самостоятельную картину Сурикова. 5. За какую работу в 1874 году Суриков получил денежную премию? 6. Какой храм в Москве расписывал Суриков?
7. Перечислите восемь великих картин Василия Сурикова. 8. Назовите главную тему творчества художника. 9. Выберите одну из исторических картин Сурикова и опишите ее сюжет.
Источник: https://present5.com/surikov-vasilij-ivanovich-1848-krasnoyarsk-1916-moskva/
Последний пир Валтасара
Древний Вавилон казался могучим и несокрушимым государством, но и его величие закатилось под звон бокалов «Валтосарова пира».
Что же привело великое государство к краху? Все началось еще при царе Вавилонии Навуходоносоре Втором, вступившем на престол в 605 году до нашей эры. В результате трех военных походов в Иудею он пленил сотни тысяч евреев в основном это были молодые мужчины и женщины и превратил их в рабов на семьдесят долгих лет.
- Подобные деяние не могли не вызвать лютую ненависть еврейского народа к Вавилонянам и они даже объявили царя Вавилонии «Тенью антихриста», поскольку вавилоняне поклонялись не Богу, а золотому истукану.
- Еврейский пророк Даниил попавший в рабство вместе с другими плененными евреями заявил однажды, что ему было видение и в нем было сказано, что «Вавилонскую блудницу» очень скоро ожидает погибель.
- Историческая справка: Язык древнего Вавилона
Языком на котором разговаривали древние жители Вавилона был шумерский, он же древний аккадский или ассиро-вавилонский. Все эти языки были основаны на одном основном языке древней Месопотамии — аккадском. Но с исчезновением цивилизаций использовавших этот язык, он постепенно превратился в «мертвый язык», но благодаря тому, что древние оставили множество глиняных клинописных табличек, ученым удалось оживить этот язык и сейчас он изучен настолько, что некоторые музыканты даже исполняют на нем древние песни. Это потрясающе! «Мертвый язык» можно услышать в живую. Питер Прингл музыкант из Канады исполняет на этом языке, древнейшее литературно-музыкальное произведение шумеров — «Эпос о Гильгамеше«.
Вавилоняне же в ответ только смеялись над подобными предсказаниями и им казалочь, что Великий Вавилон никогда не падет, но вскоре Навуходоносор Второй скончался.
Это произошло в 562 году до нашей эры и на престол взошел его единственный сын Евилмеродах (Авель-Мардук), который вскоре был убит в результате дворцового переворота устроенного дочерью Навуходоносора и на престол взошел ее муж Ниглисар.
Но наслаждаться полученной властью узурпаторам удалось совсем не долго, вскоре к границам Вавилона подступили войска персов и началась жестокая война в результате которой в одной из битв Ниглисар был убит в бою.
«Пир Валтасара», Джексон, Питер (1922-2003)
Престол занял его сын Лабаши-Мардук, но и он пробыл у власти недолго, поскольку был свергнут и убит в тот же год, когда стал царем.
Эта череда смертей правителей Вавилона, сопровождаемая нескончаемым потоком заговоров и усугубленная идущей войной с персами ослабила некогда великую страну.
Последним царем занявшим трон Вавилона стал Набонид. Стоит отметить, что царица Никотрис не отказалась от своих планов на власть и не стала утруждать себя трауром по погибшему мужу и сыну, и сумела обольстить нового царя выйдя за него замуж в том же году.
В этом новом браке она родила мужу сына, которому дали имя Валтасар (Бел-сар-усур).
Историческая справка. История Валтасара в мировой литературе.
В мировой литературе историю Валтасара не обошли стороной и в 16 веке Г.Сакс опубликовал свою комедию «Комедия о Данииле», а в 17 веке писатель Кальдерон представил публике свой труд «Мистический и подлинный Вавилон». Кроме того известны такие литературные произведения, как «Валтасар» — оратория Генделя опубликованная в 1744 году и «Пир Валтасара» — оратория Уильяма Уолтона вышедшая в 1931 году.
В 550 году до нашей эры царь Набонид объявил Валтасара «сопровителем» и поставил его командовать армией. Помимо этого в ведении Валтасара оказались дела по сбору налогов и вопросы связанные с религией (почитанием богов).
В 539 году до н.э персидский царь Кир Второй начал последнее и самое решительное наступление на Вавилон. Царь Набонид знал о начале наступления заранее и казалось бы успел подготовить свою армию к предстоящему вторжению, но он не учел одного — предательства.
Как только персидская армия вторглась на территорию Вавилона, на сторону захватчиков перешли высокопоставленные наместники царя Набонида, управлявшие провинцией Гутиум. Управлял этой провинцией наместник Угбару, который не только встретил персов с распростертыми объятиями, но и возглавил армию персов идущую на захват столицы Вавилона.
Пир Валтасара. Художник Рембрандт ван Рейн. 1635—1638 гг.
Армия Вавилона возглавляемая царем Набонидом выступила навстречу персам и состоялось грандиозное сражение двух армий в котором войска вавилонян были разбиты, а царь Набонид с позором бежал.
Оставалась одна не поверженная цитадель — столица Вавилон, оборону которой после бегства царя возглавил «соправитель» Валтасар. По сути с этого момента он являлся настоящим царем Вавилона.
Когда персидская армия подошла к стенам Вавилона, Валтасар вывел свою армию им навстречу, но в результате скоротечного сражения им не удалось победить персов и остатки войска отошли в город за крепостные стены.
Картина «Пир Валтасара», Суриков, 1874
Персы взяли город в осаду, но Вавилон был готов к такому развитию событий и заранее были запасены значительные запасы провизии, которые позволили бы выдержать даже многолетнюю осаду.
Но было у хорошо укрепленного Вавилона одно уязвимое место — река протекавшая через него и питавшая его жителей пресной водой. Персидский царь Кир разделил свое войско. Одну часть он направил к тому месту где из-под крепостных стен выходило русло реки, а со второй частью своей армии он прорыл отводной канал и отвел русло реки в расположенное рядом с городом озеро.
Русло реки проходившее через город обмелело. Вторая часть персидского войска ждала этого момента и по пересохшему руслу реки вошла в город под крепостными стенами.
«Пир Валтасара», Джон Мартин (Martin, John) 1820 г.
Историческая справка. Выражение «Валтасаров пир»
История царя Вавилона — Валтасара оставила свой след в истории человеческой цивилизации и существует даже выражение «Валтасаров пир», оно употребляется и в наши дни. Оно означает — безбожие, распущенность, вакханалию устроенные в самое неподходящее для этого время. Это выражение похоже на аналогичное по смыслу определение «Пир во время чумы».
Казалось бы защитники города должны были видеть эти приготовления врага, но о том, что персы отвели русло реки вавилоняне не знали до последнего. даже когда персы уже вошли в город и окраины его были заняты ими в центре Вавилона никто не догадывался об этом.
Дело в том, что в этот день в городе был большой праздник и все его жители пировали, танцевали и веселились не подозревая о том, что город уже захвачен персами.
Вавилон уже пал, но его правитель и защитник Валтасар еще не догадывался об этом и пировал в своем дворце.
Тысячи придворных, наложниц, жен вельмож и их мужья, командующие армией и другие приближенные царя участвовали в этом празднестве. Вино лилось рекой.
В какой-то момент царь Валтасар охмелев от возлияний, приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые когда-то были захвачены вавилонянами в Иерусалиме.
Историческая справка. «Валтасаров пир» в поэзии.
Освещая зал высокий, Мрамор розовых колон, Фимиам из чаш глубоких, Золотой в сапфирах трон. На диванах возлегают, Гости с кубков пьют до дна, Кушают и созерцают, Обнажённые тела. Здесь красавицы танцуют, И движенья живота, Разжигают страсть такую, Что гостям не до вина. Царь на троне восседает, Не внимая никому, Опахалами мелькают, Угождают все ему. Вот четыре музыканта, Вместе звуки издают, В разноцветных шароварах, Песни юноши поют. Чернокожие рабыни, Блюда на главах несут, У царя тарелка стынет, До еды ли в недосуг? Нет, ничем не угодят, Безутешен их владыка, Слуги с трепетом глядят. Стало на один миг тихо, Грянул гром вдруг с потолка, Гости разбежались, Чертит огненно рука: «Мэнэ, тэкел, фарес!». Строки из поэмы «Хадисса», поэта Михаила Шифмана
Как только он произнес свой приказ, в воздухе появились кисти человеческих рук, которые написали на стене загадочные слова: Мене, текел, перес (meneh, tekel, upharsin). В переводе означает: Исчислено, взвешено, поделено.
Это чудо наблюдали все присутствующие и происходящее вызвало благоговейный ужас даже у царя. Валтасар воскликнул, — Кто прочтет и объяснит начертанное, того осыплю золотом и будет он третьим властителем царства моего!». Но ни вельможи, ни царские мудрецы не смогли дать объяснения и тогда мать Валтасара, царица Нитокрис предложила обратиться за разъяснениями к пророку Даниилу.
Даниил согласился и объяснил, что кисти рук, которые начертали надпись, это руки самого Бога и означает это следующее: Царство твое бог взвесил на весах и нашел его очень легким, посему царство твое будет разделено и отдано мидянам и персам.
Историческая справка. «Пир Валтасара» в кино.
Кадр из фильма «Нетерпимость». Эпизод «Падение Вавилона»
Кинематограф так же не обошел стороной это историческое событие и еще в 1916 году в эпоху немого кино, вышел фильм, который можно по масштабу съемок сравнить с такими современными блокбастерами, как «Звездные войны». «Нетерпимость» — фильм вышедший на экраны в 1916, сыграл большую роль в развитии всего мирового кинематографа. Ее и сейчас считают шедевром эпохи немого кино. Фильм шел три с половиной часа и состоял из 4 эпизодов: «Мать и закон», «Жизнь и страдания Христа», «Варфоломеевская ночь» и «Падение Вавилона». Только вдумайтесь — на съемки эпизода в котором показывался пир Волтасара, было потрачено 650 тысяч долларов! Было задействовано 16000 статистов, а за наряд царицы заплатили 7 тысяч долларов и еще тысячу за ее мантию. Исторические костюмы взятые на прокат, обошлись создателям картины еще в 360 тысяч и 300 тысяч ушло на строительство декораций. Всего было потрачено два с половиной миллиона долларов, что по тем временам было очень огромной суммой. Режиссер Дэвид Гриффит применил новые методы съемки, на площадке работало сразу несколько камер, ведущих съемку с разных направлений и высоты, одна из камер была установлена на воздушном шаре.
Той же ночью халдейский царь Валтасар был убит. Так и пал Вавилон. Впрочем если учесть дошедшие до наших времен клинописные таблички, то можно понять, что участь его была предрешена заранее.
Лишь царь Валтасар и отряд верных ему воинов пытался защищать город, а когда персы уже проникли за его стены, только он со своими воинами заперся в дворцовой крепости Бит-Саггу, что бы держать здесь последнюю оборону.
Купцы же и вельможи, и большая часть городского гарнизона просто сдались врагу или более того, приветствовали занятие им города. На трон взошел предатель Укбару, а вскоре вся Вавилония вошла в состав Персидской державы.
Источник: http://earth-chronicles.ru/index/86-120338-5-2
Пир Валтасара Суриков
Спасенный рыбаками, он вскоре был отправлен в лечебницу для душевнобольных. Может, в болезни он мало уповал на Бога. Начиная с таких работ, как «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна. Рябушкин за неё получил звание художника 1-й степени. Все – за исключением одной. Пророчество сбылось: в ту же ночь Валтасар был убит персами и Вавилон пал.
Священник прошел мимо пострадавшего, а проезжий самарянин (человек исповедовавший сектантское учение самарян) остановился, перевязал ему раны и отвез его на своем осле в гостиницу. и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет. Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет и разум и высокая мудрость найдена в тебе. Причём, это во всех репродукциях.
Кто такой Валтасар и что означает выражение «Валтасаров пир»
Он чувствовал, что можно интересно скомпоновать эту фантастическую сцену. Ему незачем объяснять мне, какое ты сокровище. Почва чуть не светится под солнцем.
А эффект красочной поверхности (бунтарский) у импрессионистов отличный. Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Свои нападки на технику передвижников он в минуту писания этих слов забыл.
- Картина Пир Валтасара, Суриков, 1874
- Описание картины Василия Сурикова «Пир Валтасара»
- Пир Валтасара — Василий Суриков
- Василий Суриков, «Пир Валтасара», 1874 г
- Библейские сюжеты в русской живописи
Холст, масло, размер 81 140 см. В самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать на камнях стены огненные слова. Библия. Впрочем, считать их принудительными не стоит. До того самого ужасного февраля, в который Шуман сбежал из дома и бросился с моста в Рейн. — Ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мои, царь, привёл из Иудеи.
А надпись эта предрекала скорую гибель Вавилона и строчки означали: «Отмерено, взвешено, разделено». Наступило утро, а с ним и ужасная перемена.
- Пир Валтасара, как сюжет для произведений изобразительного искусства
- Сертификаты и профессиональная деятельность (выборочно)
Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. Вот и цветастые платья. слащавости.
С её ненормированным богослужением (важно, как крепко верить, а не, как точно исполнять обряд). 14. Богатые яркие дорогие одежды, украшенные драгоценностями, золотая посуда, светильники, мебель – сколь жалкими они выглядят под огнем божественного гнева.
Правда, бесплотными какими-то все нарисованы. 5:25-28)45. Собственно, встреча произошла намного раньше, «я разучивал ля-минорный концерт, а ты малевала буквы, пытаясь писать и часто взглядывала на меня». И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. 26.
Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн1.
Богатые яркие дорогие одежды, украшенные драгоценностями, золотая посуда, светильники, мебель — сколь жалкими они выглядят под огнем божественного гнева. К этому прибавилась невозможность играть правой рукой».
Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение. 13.
В этот период заказы следовали один за другим. Древнюю.
Данный день — а позади и впереди ничто, пустыня. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, 31.
Эта Библейская история записана в книге пророка Даниила, в главе 5-ой. 1. Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара». «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» (Дан., 5:30). 25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Как мало знания сердца показал в этом деле твой отец.
Царь. Это притча о том, как некто был ограблен в пути разбойниками.
В самый разгар веселья гости на стене заметили внезапно появившуюся надпись – «мене, мене, текел, упарсин», что означало «исчислено исчислено, взвешено, разделено». Вот и значение слов: «мене» — исчислил Бог царство твоё и положил конец ему «Текел» — ты взвешен на весах и найден очень лёгким «Перес» — разделено царство твоё и дано Мидянам и Персам.
Были люди — умерли. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился и вид лица его изменился на нем и вельможи его смутились. 10. Может, это предчувствие беды.
Закончив, он лег и всю ночь грезил, все время с открытыми, обращенными к небесам глазами. Валтасар – герой Библейской книги Даниила, последний халдейский правитель Вавилона. Были атомы — склеились, расклеились.
Однако никто из них с поставленной задачей не справился.
Во дни отца твоего найдены были в нём свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов. Вряд ли Шуман пил, как Валтасар, доходя до богохульства. Холст, масло, размер 81 140 см. Мою любовь он унес собой». Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки.
– Было или не было, но духовное – самоценно. В качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 1874 (вверху), которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Уже тогда, в 1833 году на меня нападала хандра. Во дворце идет пир. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил.
(Если вспомнить чуть не все картины, что были тут приведены. ) И чем правее, тем бесплотнее. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин.
Работа над этой картиной заняла два года (с1634 по 1636), в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама3.
Этот страх гнал меня с места на место, у меня перехватывало дыхание при мысли, «что было бы, если бы я не мог больше мыслить».
А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. 4. Которое для персонажей таковым не является.
Вот это вечное полсвета скачет, а полсвета плачет. Семья дала ему силы продержаться ещё целых десять лет. Пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. – Ну вот он изучает историю. Эта вещь возбуждала ум, пленяла глаз, будила воображение.
Для них оно вполне материальное. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Словно не от людей это тени, а от полупризраков каких-то.
Поэт – следственно, влюблён. Они неизменно отмечались премиями. Даниил, глава 5. 24 За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание. Я никогда этого не забуду. Доктора запрещали им встречи и только за два дня до смерти Клара смогла его навестить.
И вот что начертано: «мене, мене, текел, упарсин». Царь. Что ему было противно: позитив – о негативной жизни лишь бы – жизнь.
Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Вторая картина Сурикова — более спокойная и обычная композиция — «Милосердный самарянин» не пугала профессоров, она получила малую золотую медаль. – Старой Руси.
Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. 19. – Перед нами духовное явление. В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города. А написанное я прочитаю царю и значение объясню ему.
— Дары твои пусть останутся у тебя и почести отдай другому. Утопая в кричащей роскоши, он ощущает себя властелином мира. Вскоре появилось множество различных жанров, удовлетворявших разнообразные вкусы заказчиков, но сохранявших при этом общие для барокко принципы. Живопись русских художников Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара».
В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым6. Что делать самому. Она обещала новые порывы и новое слово, никем еще не сказанное. И всё это – противно. Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара». Никон же был за унификацию. Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника.
Унификация менее красива, чем многоразличие. Я почти не находил признания.
Таким образом Господь указал Валтасару на его скорую смерть и крах его царства. И она не неоконченная. За все сокровища мира я не отдала бы этого объятия. Но настоящий успех имел все же «Пир Валтасара».
Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. «Он улыбнулся, – пишет она в дневнике, – и с трудом обнял меня.
Странная песня в медовый год да и для человека, который говорит: «Я не переношу людей, чья жизнь не созвучна их произведениям».
Большинство картин — «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком» — наполнены большим количеством различных персонажей, каждый из которых проработан со своим характером, моментом эмоций, с тщательным подбором цветовых решений.
А Суриков был гордый.
Бенуа, по тексту только что восхищавшийся цветом Сурикова, только что молчавший о тщательнейшей ремесленной работе, требовавший изображения всех этих несметных узоров на тканях, ничтоже сумняшеся, – в предвидении своего перехода к нахально нарисованному Пиру Валтасара, – забыл об этой ремесленной тщательности и (как и полагается художнику – через наоборот) и, повторяю, ничтоже сумняшеся, выдал своё «грубо и грязно. Из дневника Клары Шуман за 1854 год. Итак, пусть призовут Даниила и он объяснит значение.
Эта маленькая картина выходила за рамки дозволенного и обусловленного духом Академии. До конца жизни Кузнецова эта картина украшала его собрание. Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. 29.
Следуя моде тех времен Рембрандт изобразил свою жену на полотне, где ей была отведена роль жены Валтасара (женщина с кудрявыми волосами, серьгами и ожерельем из жемчуга)8.
По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось много дней. да не смущают тебя мысли твои и да не изменяется вид лица твоего. Женщины на картине показаны сочувствующими боярыне.
Но они не могли объяснить мне этого.
В ужасном волнении он побежал тогда к врачу и сказал ему: «Я не могу поручиться, что в этом состоянии исключительной беспомощности не наложу на себя руки». Вавилонский царь Валтасар (VI в до н. э. ) устроил большой пир со своими придворными, женами и наложницами.
Даже для языческого сознания приказ Валтасара был чудовищным кощунством. – Чего это образ. Как и подобает увлекающемуся художнику. Клара, кто однажды был так уничтожен, тому ничто и страдания и болезни и отчаяния». После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну— Валтасару.
А там – бесконечная свара государств, народов и вер.
Навуходоносор, которого столь настойчиво просит вспомнить царица, за свою безумную гордость был лишен рассудка на семь времен, отлучен от людей, ел траву, как вол и только после этого благословил Всевышнего и познал, «что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет».
Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким 28. Холст, масло, размер 81 140 см. За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание.
— Царь, вовеки живи. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему 27. Для чего и применена фотографичность, причём работы плохого фотографа (случайные ракурсы, фигуры людей срезаны, не всех видно, многие со спины показаны).
Царь.
В самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать на камнях стены огненные слова. Библия.
На картине запечатлен момент, когда Даниил переводит царю таинственную надпись, которая предрекает скорую гибель осквернителю святынь, указывая на горящие знаки, а вокруг обезумевшего от страха Валтасара в ужасе и панике корчатся многочисленные гости и слуги.
Да не смущают тебя мысли твои и да не изменяется вид лица твоего.
И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал всё это, но вознёсся против Господа небес и сосуды дома Его принесли к тебе и ты и вельможи твои, жёны и наложницы твои пили из них вино и ты славил богов серебряных, золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют, а Бога, в руке Которого дыхание твоё и у Которого все пути твои, ты не прославил.
Книга пророка Даниила (Даниил, V, 1—30) Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. И они – разодеты в цветастое и ни разу не повторяющееся.
Нарисую-ка я вам каляки-маляки за вашу ограниченность, мизерные людишки. Прорицатель расшифровал таинственное послание: Мене, мене, текел, упарсин. Врачи ничем не могли помочь Роберту.
Именно он подсказал художнику, как следует расположить текст надписи на полотне98. За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание. Друзья пишут, что он уже пробовал лечить душевные раны вином.
И тени от людей какие-то жидкие, в иных местах чуть не святящиеся. Даже светлая обувь римских солдат придаёт их фигурам некоторую нетелесность.
На конкурс была дана полубиблейская, полуисторическая тема: «Пир Валтасара». Нет, моя Клара, я теперь ничего больше не боюсь.
Валтасар, последний царь Вавилона, во время пира в своем богатейшем дворце видит, как чья-то рука выводит на стене огненную надпись: «Мене, текел, фарес».
В картине «Пир Валтасара» Рембрандт тонко передал эмоции, которые испытывают все участники. Красочная поверхность тоже станет мерцать и быть красивой самой по себе, но – в пику этим низменным импрессионистам, тоже мещанам по большому счёту из-за чего все драчки в истории. Есть в царстве твоём муж, в котором дух святого Бога. Я хочу победить.
Вернитесь к смеющимся над боярыней – они, мужчины, одеты унифицировано и скучно. 11. – Так вот шиш вам всем и воспитательнице-Академии в первую очередь. Предполагают, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника.
25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Царь пришел ужас и «колени его стали биться одно о другое» (Дан., 5:6) и послал он за пророком Даниилом, которого отец его поставил «главою тайновидцев».
За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание. 25. Даниил, глава 5. 24 За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание.
Наложницы из священных чаш для служения Живому Богу кропили мёртвые изваяния.
.
Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/pir-valtasara-surikov/
Пир Валтасара
Живопись русских художников Картина Василия Ивановича Сурикова «Пир Валтасара». Холст, масло, размер 81 × 140 см.
В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение великого Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь Валтасар и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.
По случаю одного незначительного праздника в самый напряженный момент осады Вавилона беспечный царь Валтасар устроил грандиозный пир, на который приглашены были тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.
В самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать на камнях стены огненные слова.
Книга пророка Даниила (Даниил, V, 1–30) Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино.
Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его.
Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных.
В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое.
Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве.
Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу.
Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал.
Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам.
Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое». Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись.
Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, текел, упарсин».
Это означало: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел – ты взвешен и найден очень легким; упарсин – разделено царство твое и отдано мидянам и персам». «В ту же самую ночь, – продолжает библейское повествование, – Валтасар, царь халдейский, был убит» (Даниил, V, 30).
Перейти к следующей работе мастера ►
Источник: http://smallbay.ru/artrussia/surikov_pir_valtasara.html
Последний пир Валтасара Среднее время прочтения:
Древний Вавилон казался могучим и несокрушимым государством, но и его величие закатилось под звон бокалов «Валтосарова пира».
Что же привело великое государство к краху? Все началось еще при царе Вавилонии Навуходоносоре Втором, вступившем на престол в 605 году до нашей эры. В результате трех военных походов в Иудею он пленил сотни тысяч евреев в основном это были молодые мужчины и женщины и превратил их в рабов на семьдесят долгих лет.
— Salik.biz
Подобные деяние не могли не вызвать лютую ненависть еврейского народа к Вавилонянам и они даже объявили царя Вавилонии «Тенью антихриста», поскольку вавилоняне поклонялись не Богу, а золотому истукану.
https://www.youtube.com/watch?v=OZf2qBZNUAY
Еврейский пророк Даниил попавший в рабство вместе с другими плененными евреями заявил однажды, что ему было видение и в нем было сказано, что «Вавилонскую блудницу» очень скоро ожидает погибель.
Историческая справка: Язык древнего Вавилона
Языком на котором разговаривали древние жители Вавилона был шумерский, он же древний аккадский или ассиро-вавилонский. Все эти языки были основаны на одном основном языке древней Месопотамии — аккадском.
Но с исчезновением цивилизаций использовавших этот язык, он постепенно превратился в «мертвый язык», но благодаря тому, что древние оставили множество глиняных клинописных табличек, ученым удалось оживить этот язык и сейчас он изучен настолько, что некоторые музыканты даже исполняют на нем древние песни.
Рекламное видео:
Это потрясающе! «Мертвый язык» можно услышать в живую. Питер Прингл музыкант из Канады исполняет на этом языке, древнейшее литературно-музыкальное произведение шумеров — «Эпос о Гильгамеше».
Вавилоняне же в ответ только смеялись над подобными предсказаниями и им казалочь, что Великий Вавилон никогда не падет, но вскоре Навуходоносор Второй скончался.
Это произошло в 562 году до нашей эры и на престол взошел его единственный сын Евилмеродах (Авель-Мардук), который вскоре был убит в результате дворцового переворота устроенного дочерью Навуходоносора и на престол взошел ее муж Ниглисар.
- Но наслаждаться полученной властью узурпаторам удалось совсем не долго, вскоре к границам Вавилона подступили войска персов и началась жестокая война в результате которой в одной из битв Ниглисар был убит в бою.
- Пир Валтасара, Джексон, Питер (1922-2003).
- Престол занял его сын Лабаши-Мардук, но и он пробыл у власти недолго, поскольку был свергнут и убит в тот же год, когда стал царем.
- Эта череда смертей правителей Вавилона, сопровождаемая нескончаемым потоком заговоров и усугубленная идущей войной с персами ослабила некогда великую страну.
Последним царем занявшим трон Вавилона стал Набонид. Стоит отметить, что царица Никотрис не отказалась от своих планов на власть и не стала утруждать себя трауром по погибшему мужу и сыну, и сумела обольстить нового царя выйдя за него замуж в том же году.
В этом новом браке она родила мужу сына, которому дали имя Валтасар (Бел-сар-усур).
Историческая справка. История Валтасара в мировой литературе
В мировой литературе историю Валтасара не обошли стороной и в 16 веке Г.
Сакс опубликовал свою комедию «Комедия о Данииле», а в 17 веке писатель Кальдерон представил публике свой труд «Мистический и подлинный Вавилон».
Кроме того известны такие литературные произведения, как «Валтасар» — оратория Генделя опубликованная в 1744 году и «Пир Валтасара» — оратория Уильяма Уолтона вышедшая в 1931 году.
В 550 году до нашей эры царь Набонид объявил Валтасара «сопровителем» и поставил его командовать армией. Помимо этого в ведении Валтасара оказались дела по сбору налогов и вопросы связанные с религией (почитанием богов).
В 539 году до н.э персидский царь Кир Второй начал последнее и самое решительное наступление на Вавилон. Царь Набонид знал о начале наступления заранее и казалось бы успел подготовить свою армию к предстоящему вторжению, но он не учел одного — предательства.
Как только персидская армия вторглась на территорию Вавилона, на сторону захватчиков перешли высокопоставленные наместники царя Набонида, управлявшие провинцией Гутиум. Управлял этой провинцией наместник Угбару, который не только встретил персов с распростертыми объятиями, но и возглавил армию персов идущую на захват столицы Вавилона.
Пир Валтасара. Художник Рембрандт ван Рейн. 1635—1638 гг.
Армия Вавилона возглавляемая царем Набонидом выступила навстречу персам и состоялось грандиозное сражение двух армий в котором войска вавилонян были разбиты, а царь Набонид с позором бежал.
Оставалась одна не поверженная цитадель — столица Вавилон, оборону которой после бегства царя возглавил «соправитель» Валтасар. По сути с этого момента он являлся настоящим царем Вавилона.
- Когда персидская армия подошла к стенам Вавилона, Валтасар вывел свою армию им навстречу, но в результате скоротечного сражения им не удалось победить персов и остатки войска отошли в город за крепостные стены.
- Картина "Пир Валтасара", Суриков, 1874.
- Персы взяли город в осаду, но Вавилон был готов к такому развитию событий и заранее были запасены значительные запасы провизии, которые позволили бы выдержать даже многолетнюю осаду.
Но было у хорошо укрепленного Вавилона одно уязвимое место — река протекавшая через него и питавшая его жителей пресной водой. Персидский царь Кир разделил свое войско. Одну часть он направил к тому месту где из-под крепостных стен выходило русло реки, а со второй частью своей армии он прорыл отводной канал и отвел русло реки в расположенное рядом с городом озеро.
Русло реки проходившее через город обмелело. Вторая часть персидского войска ждала этого момента и по пересохшему руслу реки вошла в город под крепостными стенами.
Пир Валтасара, Джон Мартин (Martin, John) 1820 г.
Историческая справка. Выражение «Валтасаров пир»
История царя Вавилона — Валтасара оставила свой след в истории человеческой цивилизации и существует даже выражение «Валтасаров пир», оно употребляется и в наши дни. Оно означает — безбожие, распущенность, вакханалию устроенные в самое неподходящее для этого время. Это выражение похоже на аналогичное по смыслу определение «Пир во время чумы».
Казалось бы защитники города должны были видеть эти приготовления врага, но о том, что персы отвели русло реки вавилоняне не знали до последнего. даже когда персы уже вошли в город и окраины его были заняты ими в центре Вавилона никто не догадывался об этом.
Дело в том, что в этот день в городе был большой праздник и все его жители пировали, танцевали и веселились не подозревая о том, что город уже захвачен персами.
Вавилон уже пал, но его правитель и защитник Валтасар еще не догадывался об этом и пировал в своем дворце.
Тысячи придворных, наложниц, жен вельмож и их мужья, командующие армией и другие приближенные царя участвовали в этом празднестве. Вино лилось рекой.
В какой-то момент царь Валтасар охмелев от возлияний, приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые когда-то были захвачены вавилонянами в Иерусалиме.
Историческая справка. «Валтасаров пир» в поэзии
Освещая зал высокий, Мрамор розовых колон, Фимиам из чаш глубоких, Золотой в сапфирах трон. На диванах возлегают, Гости с кубков пьют до дна, Кушают и созерцают, Обнажённые тела.
Здесь красавицы танцуют, И движенья живота, Разжигают страсть такую, Что гостям не до вина. Царь на троне восседает, Не внимая никому,
Опахалами мелькают, Угождают все ему. Вот четыре музыканта, Вместе звуки издают, В разноцветных шароварах,
Песни юноши поют. Чернокожие рабыни, Блюда на главах несут, У царя тарелка стынет, До еды ли в недосуг? Нет, ничем не угодят, Безутешен их владыка, Слуги с трепетом глядят.
Стало на один миг тихо, Грянул гром вдруг с потолка, Гости разбежались, Чертит огненно рука: «Мэнэ, тэкел, фарес!».
Строки из поэмы «Хадисса», поэта Михаила Шифмана.
Как только он произнес свой приказ, в воздухе появились кисти человеческих рук, которые написали на стене загадочные слова: Мене, текел, перес (meneh, tekel, upharsin). В переводе означает: Исчислено, взвешено, поделено.
Это чудо наблюдали все присутствующие и происходящее вызвало благоговейный ужас даже у царя. Валтасар воскликнул, — Кто прочтет и объяснит начертанное, того осыплю золотом и будет он третьим властителем царства моего!». Но ни вельможи, ни царские мудрецы не смогли дать объяснения и тогда мать Валтасара, царица Нитокрис предложила обратиться за разъяснениями к пророку Даниилу.
Даниил согласился и объяснил, что кисти рук, которые начертали надпись, это руки самого Бога и означает это следующее: Царство твое бог взвесил на весах и нашел его очень легким, посему царство твое будет разделено и отдано мидянам и персам.
Историческая справка. «Пир Валтасара» в кино
Кинематограф так же не обошел стороной это историческое событие и еще в 1916 году в эпоху немого кино, вышел фильм, который можно по масштабу съемок сравнить с такими современными блокбастерами, как «Звездные войны».
«Нетерпимость» — фильм вышедший на экраны в 1916, сыграл большую роль в развитии всего мирового кинематографа. Ее и сейчас считают шедевром эпохи немого кино. Фильм шел три с половиной часа и состоял из 4 эпизодов: «Мать и закон», «Жизнь и страдания Христа», «Варфоломеевская ночь» и «Падение Вавилона».
Только вдумайтесь — на съемки эпизода в котором показывался пир Волтасара, было потрачено 650 тысяч долларов! Было задействовано 16000 статистов, а за наряд царицы заплатили 7 тысяч долларов и еще тысячу за ее мантию.
Исторические костюмы взятые на прокат, обошлись создателям картины еще в 360 тысяч и 300 тысяч ушло на строительство декораций.
Всего было потрачено два с половиной миллиона долларов, что по тем временам было очень огромной суммой.
Режиссер Дэвид Гриффит применил новые методы съемки, на площадке работало сразу несколько камер, ведущих съемку с разных направлений и высоты, одна из камер была установлена на воздушном шаре.
Кадр из фильма Нетерпимость. Эпизод Падение Вавилона.
Той же ночью халдейский царь Валтасар был убит. Так и пал Вавилон. Впрочем если учесть дошедшие до наших времен клинописные таблички, то можно понять, что участь его была предрешена заранее.
Лишь царь Валтасар и отряд верных ему воинов пытался защищать город, а когда персы уже проникли за его стены, только он со своими воинами заперся в дворцовой крепости Бит-Саггу, что бы держать здесь последнюю оборону.
Купцы же и вельможи, и большая часть городского гарнизона просто сдались врагу или более того, приветствовали занятие им города. На трон взошел предатель Укбару, а вскоре вся Вавилония вошла в состав Персидской державы.
Источник: https://salik.biz/articles/49832-poslednii-pir-valtasara.html