Картина новая москва, ю. и. пименов, 1937

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Иван Баранцев

До 1917 года русские живописцы обходили автомобили стороной — вы не увидите машины на полотнах Серова, Репина, Маковского или Сурикова. Впрочем, они и на улицах тогда были редкостью. Только после революции автомобиль пришел на смену лошади даже в живописи.

Случилось это не сразу — все 20-е годы только и говорили о массовой автомобилизации страны, но наступила она лишь в следующем десятилетии, когда был реконструирован Московский завод имени Сталина и построен Горьковский автомобильный: в 1932 году с его конвейера стали сходить грузовики ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А. Одновременно в советском искусстве начал формироваться новый мировоззренческий метод — социалистический реализм.

В официальном определении соцреализма утверждалось, что такой метод «требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».

Для этого мастерам разрешили использовать наследие мирового реалистического искусства, но без подражания, а с добавлением советской романтики и героического пафоса. Считалось, что таким образом гуманизм критического реализма дополняется социалистическим гуманизмом.

Таким образом, если на картине одним из действующих лиц являлся автомобиль, то от художника требовалось, во-первых, реалистично его изобразить, а во-вторых, поместить в идейно правильный сюжет. Получалось у всех по-разному.

«В. И. Ленин на прогулке с детьми»Александр Дейнека, 1938 год

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937 Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Художник Дейнека был человеком неавтомобильным, хотя еще в 1937 году приобрел в частную собственность «Эмку» ГАЗ-М1.

Водителем он оказался не самым успешным, но после знакомства с Валерием Чкаловым успокаивал себя тем, что и знаменитый летчик тоже не справляется с рулем.

А на следующий год Дейнека написал картину на вечный сюжет «Ленин и дети», но машину изобразил неправдоподобно: вышел какой-то автомобиль среднего класса неизвестной марки, хотя вождь пролетариата любил дорогие Rolls-Royce.

Как это было в реальности: Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская на заднем сиденье Rolls-Royce во время автомобильной прогулки в окрестностях усадьбы «Горки». Никаких детей в салоне нет, а на переднем пассажирском сиденье сидит ленинский охранник Петр Петрович Покалн. Фотография сделана не ранее сентября 1922 года.

«Автопробег»Петр Вильямс, 1930 год

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937 Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Если у Есенина в «Сорокоусте» тонконогий красногривый жеребенок еще пытался угнаться за паровозом, то на картине Вильямса такой же детеныш уже шарахается от мчащихся один за другим автомобилей.

Два произведения разделяют десять лет, но смысл картины все тот же, есенинский, «что живых коней победила стальная конница».

Но только уже нет здесь деревенской тоски с жалостным плачем гармоники, а только лишь одна дорога к светлому будущему — электромачтам, фабрикам и заводам, отрисованным в перспективе.

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Фрагмент эскиза к картине «Автопробег»: мальчик удерживает коня, испугавшегося появления автомобилей, а рядом в траве лежит еще один жеребенок. В итоге Петр Владимирович Вильямс оставил только одного — это усиливало иронию, столь популярную в советском искусстве и придающую всей картине несколько гротескный оттенок.

«К. Е. Ворошилов на маневрах»Василий Сварог, 1932 год

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937 Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Свои картины Василий Семенович относил к жанру «политическая композиция», название которого он сам же и ввел в оборот. Политика — дело тонкое, не прощающее ошибок даже в искусстве, и Сварог исхитрился ни разу не ошибиться в своем творчестве.

Он ловко вмастил Ворошилову, изобразив его простым и доступным «народным командиром».

И даже искусно выписал так любимую Ворошиловым конницу — вот она в левом верхнем углу, а также монументально изобразил всю мощь Красной армии — армаду танков, мотоциклов и самолетов.

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Первый советский легковой автомобиль ГАЗ-А начали выпускать в декабре 1932 года, то есть уже после написания картины. Возможно, поэтому машина Ворошилова изображена обезличенной: на верхнем бачке радиатора, где обычно помещают эмблему, — пустота. А рисовать конкретную модель было бы откровенной политической ошибкой — вдруг завтра война!

«Интуристы в Ленинграде»Иван Владимиров, 1937 год

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Акционерное общество «Интурист» учредили в 1929 году для организации отдыха туристов, прибывших в СССР из иностранных государств, в том числе капиталистических.

Интуристы приносили Стране Советов драгоценную валюту, но при этом высмеивались везде и всюду.

В 1933 году Самуил Маршак написал поэму про мистера Твистера, а четыре года спустя Владимиров вывел твистеров на своей картине — контраст между юными жизнерадостными пионерами и кислыми мордами буржуев не оставлял сомнений в торжестве социализма.

Если интуристов по городу возили на специально закупленных для этого «Линкольнах», то пионеров — на простых автобусах. На заднем плане очень реалистично изображен 22-местный ЗИС-8, выпускавшийся с 1934 по 1936 год не только на Московском автомобильном заводе имени Сталина, но и в Ленинграде на авторемонтном заводе N2.

«Новая Москва»Юрий Пименов, 1937 год

Из всех художников эпохи соцреализма Пименов первым придумал подобный ракурс — изобразил автомобиль не на фоне советской действительности, а показал эту самую действительность из его окна, в данном случае лобового стекла фаэтона «Линкольн», едущего по Театральному проезду. Из «новой Москвы» на картине можно найти разве что законченное в 1935 году здание Совета труда и обороны — нынешнюю Госдуму, кусочек силуэта гостиницы «Москва» в левом верхнем углу да несколько «Эмок», снующих перед «Линкольном».

Такой удачный и уже фирменный прием Юрий Иванович Пименов потом демонстративно повторил еще дважды. В 1944 году он написал картину «Фронтовая дорога», где суровый военный пейзаж показан глазами пассажира американского «Виллиса».

Второй раз Пименов вернулся к этому ракурсу, когда создавал еще одну «Новую Москву», но уже 1960 года — девушка за рулем кабриолета ЗИС-110 едет по Садовому кольцу и вот-вот проедет под только что построенной Крымской эстакадой.

«Мотоциклетный пробег жен инженеров»Анатолий Яр-Кравченко, 1937 год

«Общественницы тяжелой индустрии учатся обращению с винтовкой, пулеметом, учатся управлять автомобилем, мотоциклом, ездить на велосипеде», — сообщалось в альбоме «Жены инженеров», посвященном бывшим домохозяйкам, поднявшимся на общественную работу.

Помещенный в нем рисунок Яр-Кравченко отличается редкой правдоподобностью — мотоцикл ИЖ-7 тщательно выписан в деталях вплоть до эмблемы на бензобаке, а основой для сюжета послужил пробег Ижевск-Москва, устроенный женами инженеров ИМЗ в 1936 году.

Мотоцикл ИЖ-7 выпускался на Ижевском мотоциклетном заводе с 1933 по 1938 год и являлся копией модели Л-300 «Красный Октябрь», в свою очередь созданной на основе немецкого мотоцикла DKW. Оснащался двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 293 куб. см и мощностью 6,5 л.с., а также трехступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость составляла 75 км/ч.

«Мы учимся управлять автомобилем»Сарра Шор, 1937 год

ТИРАЖ

Живописец и театральный художник Сарра Марковна Шор в 30-е годы работала преимущественно в книжной графике. Для альбома «Жены инженеров» она выполнила два рисунка, посвященных общественницам Горьковского автомобильного завода.

В течение трех месяцев три раза в неделю по четыре часа женщины занимались изучением устройства автомобиля и осваивали управление.

В итоге 40 общественниц получили права шоферов-любителей, с чем их поздравил лично нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе.

Модель ГАЗ-М1 находилась в производстве с 1936 по 1943 год и стала самой распространенной машиной страны в довоенный период. Впервые увидев «Эмку» на официальных правительственных смотринах в Кремле, товарищ Сталин неожиданно для окружающих выдал несвойственную настоящему коммунисту фразу «Дай бог каждому такую машину!».

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2520319

Художник Юрий Иванович Пименов | Картины

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Новая Москва, 1937 год

Художник Юрий Иванович Пименов – живописец из СССР, Лауреат большого количества советских премий, Народный художник СССР, сценограф и театральный художник, профессор.

Как-то так сложилось в «современных» головах, что если начинается разговор о советских художниках, да ещё о Народных художниках, лауреатах Сталинских и Ленинских премий, то моментально рисуются образы каких-то придворных псевдоживописцев, которые творили красные стяги, бесконечные трудовые подвиги и портреты вождей в угоду правящей элите СССР.

Разная была живопись. Не только вождей писали. Был, например, такой художник Юрий Иванович Пименов…

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Юрий Пименов

Биография художника Юрия Ивановича Пименова

Художник Юрий Пименов родился в 1903 году в Москве, в семье юриста. Учился в 10-й Московской гимназии, с 1920 по 1925 годы обучался во ВХУТЕМАСе. С 1923 года трудился художником в различных журналах. В 1925 году участвовал в образовании Общества станковистов.

В начале своего творческого пути Юрий Иванович «попал под влияние» немецкого импрессионизма и написал несколько острых драматических полотен: «Инвалиды войны», «Даешь тяжелую индустрию!», «Солдаты переходят на сторону революции», которые моментально попали в Третьяковскую галерею.

Читайте также:  «инок», константин савицкий — описание картины

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Инвалиды войны

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Даёшь тяжелую индустрию!

Со временем художник перешёл к обновленному импрессионизму, в основе которого лежит «прекрасное мгновение» и артистический лёгкий образ. Много работал в театрально-декоративном искусстве, писал рекламные кино-плакаты.

В 1954 году Пименова избрали членом-корреспондентом, в 1962 году – действительным членом Академии художеств СССР.

Юрий Иванович всегда стремился быть художником современности, воплощать в своем творчестве настоящее, соответствующее духу времени, ощущению жизни.

…футбол, бокс, заводская архитектура, подъемные краны — все самоновейшее, самонаисовершенное — это было страстью моей и многих моих товарищей.

И ещё:

…Как-то один зритель на выставке спросил меня: «Вот вы изображаете всяких девчонок, в комбинезонах замазанных, дороги со следами шин, с колеями такими прорытыми, какие-то трубы, еще вот такие вот вещи… А что вы пишете для себя?» И этот зритель, вероятно, не поверил мне и был очень удивлен, когда я ему ответил, что, в общем-то, мне иногда и приходилось иногда по заказу, скажем, для театра делать эскизы декораций красивых парков, рисовать какие-то озера, красивые такие вещи…  А вот этих вот замазанных девочек, эти вот изъезженные дороги – вот это я делал для себя.  Мне он казались настоящей поэзией времени.

Умер художник 6 сентября 1977 года в Москве.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию небольшую галерею работ художника, которые, как мне кажется, много расскажут о советской живописи тем, кто считает, что живопись СССР – это только вожди и флаги.

Картины художника Юрия Ивановича Пименова

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Дождь в Советском Союзе

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Начало любви

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Огни университета

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Ожидание

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Клубника с молоком

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Новый год

Бумажные цветы и первоцветы

Широкие пути

Проливной дождь

Первые модницы нового квартала

Женщина в гамаке

Работницы Уралмаша на заводе

Калининград. Дождь

Лирическое новоселье

Спор

Стюардесса

Свадьба на завтрашней улице

Натюрморт с тыквой и сковородой

Сумерки

Цветочница

Окраина Москвы

В комнатах

Весеннее окно

Обыкновенное утро

Венеция. Лавка соломенных шляп

Сотворение мира

Утренние покупки

Кижи. Старинная красота

Токийское окно

Почта пришла

Богато накрытый стол

Прозрачный зонтик

Утренние окна

Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной

Болгарский этюд

Ливень

л

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-yurij-pimenov-liricheskaya-zhivopis.html

Пименов Ю. И. "Новая Москва": история создания, описание картины

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Художник создал немало работ по Московской тематике, по этой причине смог не единожды отразить Советскую Москву.

Москва часто изображалась художниками разных периодов, немало их них застало Советские годы с особенным укладом общества, развитием СССР.

Необычна подача картины, она не является сложным образом, и не отражает ряд действий, это единый кадр из жизни. Благодаря художнику мы можем видеть красоту и простор Московской улицы, и проникнуться новым укладом жизни того времени.

История создания

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Пименов ярко показал процесс реконструкции Москвы, город будущего строился вопреки всему. Здания переносили, а все остальное сносилось безжалостно. Все ради широких улиц и простора для новой столицы будущего. Такой политика была с 1920-х годов.

Пролетарский переулок выглядел как лабиринт с тупичками, переулками, нередко можно было увидеть дом посреди улицы, и выступающие за дорогу постройки. Без переделки улицы с развитием и добавлением транспорта ездить в таких условиях было бы не реально.

Лучшие специалисты приезжали со всего мира, чтобы создать всесторонний план реконструкции, который вышел к 1935 году.

Пименов написал картину к 1937 году, она стала частью выставки, и была признана отличным образцом искусства, отнесена к соцреализму. Для работы художник соединил бытовой жанр, и городской пейзаж.

Описание картины

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Картина охватывает время, когда реконструкция шла полным ходом, жесткий снос зданий шел активно. Новые дома создавались соответствующими новым требованиям государства. Москва обретала социалистический вид, эту действительность и прекрасный миг и нарисовал художник.

Хотя большую часть полотна отвели под сам город, центром стала девушка за рулем машины. Благодаря такому выбору была показана широта взглядов, переход к новым порядкам. Далее видны другие машины, люди, различные постройки, здесь бурлит жизнь.

Ракурс необычен, что придает работе сходство с фото, таких картин до Пименова не писалось.

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

(Такой же приём Пименов будет использовать чуть позже в картине «Фронтовая дорога»)

В «Новой Москве» использовались яркие тона, автор мастерски смешал холодные и теплые тона, в итоге добившись эффекта чистого пространства. Также многое передано символически, поскольку основой является близкий план, отражены ближайшие задачи.

Во время советов ставились монументальные задачи, это отражено в новостройках. Есть мнение, что картина создавалась в целях пропаганды светлого будущего.

Однако заподозрить художника в неискренности нельзя, в то время деятели искусства также верили в лучшее.

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

(В 60-е годы Пименов вновь создаст картину «Новая Москва» 1960, продолжив городской цикл)

На холсте рисовались мечтания, хотя изображение кажется простым по современным меркам. Женщина едет по делам по широкой улице, при этом картину можно часами рассматривать.

Тогда дама за рулем не была нормой, скорее все бы оборачивались, видя, как женщина мастерски ведет машину. Самым важным объектом полотна была именно Москва.

Современный по тем меркам город с широкой улицей выглядит совершенно необычно, ярко и привлекательно.

Художественные приёмы

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937

Необычно широкая улица с высокими зданиями не имеет конца, как нет конца планам и задумкам СССР. Пименов использовал нестандартную манеру письма, более присущую импрессионизму.

Так он смог отразить воздушность среды, ее живость. Наблюдая за картиной, можно ощутить как движение, так и ветерок, которым пространство насыщено.

Городская жизнь тридцатых годов становится ближе, поскольку зритель может ощутить себя ее частью.

Источник: https://MoscowChronology.ru/Pimenov_Novaya_Moskva.html

История одного шедевра: «Новая Москва» Пименова

Вторая половина 1930-х. Москва бурлит: с одной стороны, — закручивание гаек, репрессии и ужасы застенок, с другой, — обновление, бурное строительство, прогресс.

Идеологически, конечно, все это шло под одним лозунгом созидания светлого будущего. Это нашло отражение в одном из самых известных полотен советских художников — «Новая Москва» кисти Юрия Пименова.

Как создавалась картина и что хотел сказать автор, рассказывает Снежана Петрова.

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937 Ю.Пименов. Новая Москва. 1937

Сюжет Москва. Лето. Утро. Молодая девушка едет по своим делам. Это сегодня мы спокойно воспринимаем женщин за рулем. Но в середине 1930-х — это был вызов, бунтарство и символ не только новой Москвы, но и новой жизни. Героиня — за рулем первого легкового советского автомобиля Газ-А.

Его выпускали с 1932-го по 1936-й, пока на смену не пришла новая модель — Газ-М, модернизированная машина собственной конструкции, созданная на базе лицензионного «Форда» типа «фаэтон». Девушка едет в сторону Манежной площади, откуда в 1935-м началась сталинская реконструкция Москвы.

Масштабная перестройка охватила центр города: улицы расширялись, дома передвигались, на месте ветхих зданий вырастали могучие исполины.

Героиня «Новой Москвы» Пименова — за рулем первой советской легковушки

Найденное Пименовым композиционное решение, когда изображение похоже на кадр, было своего рода новаторством. Художник как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город глазами девушки. Быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства — картина источает оптимизм и надежду на светлое будущее.

Символическое искусствоведение однозначно связывает линию горизонта с темой будущего. В «Новой Москве» такой, вынесенной вдаль, линии горизонта нет. Будущее сконцентрировано на близком плане. Это — комплекс ближайших задач, которые призвано решить общество.

А монументальность, высота новых зданий соответствует монументальности и высоте этих задач. Интересно, что в советском искусствоведении картина Пименова рассматривалась как эталон социалистического реализма, хотя сам художник тяготел скорее к импрессионистам.

Кстати, в середине 1940-х художник вновь использует это композиционное решение, но уже с иным посылом — на картине «Фронтовая дорога» (1944).

«Новая Москва» пропагандировала сталинскую реконструкцию столицы

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937 Ю.Пименов. Фронтовая дорога. 1944

Контекст К моменту написания картину уже вовсю шла сталинская реконструкция Москвы. Работа над концепцией города будущего, столицы первого социалистического государства, велась с конца 1920-х.

Вот как описывал Лазарь Каганович город до реконструкции: «Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы.

Идёт улица как улица, и неожиданно посредине стоит нелепый дом: какому-нибудь Тит Титычу взбрело на ум взгромоздить свой дом как раз посредине улицы или оттяпать у улицы по крайней мере добрых 5−10 метров на выступы своего особняка.

С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади».

В конкурсе на разработку стратегии развития Москвы принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский. К 1935-му был подготовлен и утвержден генеральный план реконструкции города, на реализацию которого отвели 10 лет. Документ предусматривал строительство новых транспортных магистралей и расширение имеющихся, обновление мостов, строительство метрополитена, создание новых парков и пространств для отдыха уровня парка Горького и ВДНХ.

Читайте также:  «портрет клептомана», теодор жерико — описание

Пименов строил сюжеты картин вокруг примет XX столетия

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937 Расширение улицы Горького (сейчас Тверская), середина 1930-х

Практически все культовые сооружения в районе новостроек были уничтожены, невзирая на их историко-культурную ценность. Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили.

Сталинская реконструкция Москвы, которую еще называют «градостроительной мясорубкой» должна была сделать столицу витриной коммунистических идеалов и социалистического образа жизни. Параллельно с этим в СССР шла кампания массовых репрессий и политических преследований.

Активно искали и, конечно, находили «врагов народа», которых затем уничтожали или изолировали от достойных представителей пролетариата. Количество жертв за 1937−1938 годы составило около 1 млн человек.

Судьба художника

Кем был Юрий Пименов? Достойным творческим работником Отечества. Закончив ВХУТЕМАС (за этой аббревиатурой, которыми так славился Союз 1920-х, скрывается Высшие художественно-технические мастерские), он вместе с единомышленниками учредил Общество станковистов. Эта организация объединила художников, которые транслировали в своем творчестве идеи социализма и коммунизма, а также связанного с ними грядущего, обязательно светлого, оптимистичного. Прославление трудовых подвигов рабочих и крестьян, бесспорно правильная линия партии, счастливые, сильные, сытые люди — вот это все. Пименов писал светлый образ Москвы на фоне «большого террора» 1937-го

ОСТ не бралось за революционные темы Гражданской войны, предпочитая «приметы XX столетия»: жизнь индустриального города, промышленное производство, занятия спортом. При этом использовались приемы современного европейского экспрессионизма и импрессионизма, несмотря на то, что они были объявлены формальным искусством буржуазного общества.

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937 Юрий Пименов в мастерской

Пименов в ОСТ был одним из тех, кто призывал пропагандировать в искусстве идеи борьбы за задачи рабочего класса. После распада ОСТ тематика большинства произведений художника связана с повседневной жизнью Москвы, за что в 1960-х он получил Ленинскую премию.

2 апреля в рамках проекта «Смотритель» состоится онлайн-экскурсия с выставки «Россия в пути», которая проходит в Институте русского реалистического искусства. Именно там сейчас находится картина Пименова, и, безусловно, мы не обойдем её вниманием.

Русские земли находились в зависимости от Монгольской империи два с половиной века. Ордынское иго оказало существенное влияние на экономическое развитие страны.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/28515195/

«Новая Москва» Пименова

Вторая половина 1930-х. Москва бурлит: с одной стороны, — закручивание гаек, репрессии и ужасы застенок, с другой, — обновление, бурное строительство, прогресс. Идеологически, конечно, все это шло под одним лозунгом созидания светлого будущего.

Это нашло отражение в одном из самых известных полотен советских художников — «Новая Москва» кисти Юрия Пименова. Как создавалась картина и что хотел сказать автор, рассказывает Снежана Петрова.

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937
Ю.Пименов. Новая Москва. 1937

Сюжет

Москва. Лето. Утро. Молодая девушка едет по своим делам. Это сегодня мы спокойно воспринимаем женщин за рулем. Но в середине 1930-х — это был вызов, бунтарство и символ не только новой Москвы, но и новой жизни.

Героиня — за рулем первого легкового советского автомобиля Газ-А. Его выпускали с 1932-го по 1936-й, пока на смену не пришла новая модель — Газ-М, модернизированная машина собственной конструкции, созданная на базе лицензионного «Форда» типа «фаэтон».

Девушка едет в сторону Манежной площади, откуда в 1935-м началась сталинская реконструкция Москвы. Масштабная перестройка охватила центр города: улицы расширялись, дома передвигались, на месте ветхих зданий вырастали могучие исполины.

Героиня «Новой Москвы» Пименова — за рулем первой советской легковушки

Найденное Пименовым композиционное решение, когда изображение похоже на кадр, было своего рода новаторством. Художник как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город глазами девушки. Быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства — картина источает оптимизм и надежду на светлое будущее.

Символическое искусствоведение однозначно связывает линию горизонта с темой будущего. В «Новой Москве» такой, вынесенной вдаль, линии горизонта нет. Будущее сконцентрировано на близком плане. Это — комплекс ближайших задач, которые призвано решить общество. А монументальность, высота новых зданий соответствует монументальности и высоте этих задач.

Интересно, что в советском искусствоведении картина Пименова рассматривалась как эталон социалистического реализма, хотя сам художник тяготел скорее к импрессионистам.

Кстати, в середине 1940-х художник вновь использует это композиционное решение, но уже с иным посылом — на картине «Фронтовая дорога» (1944).

«Новая Москва» пропагандировала сталинскую реконструкцию столицы

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937
Ю.Пименов. Фронтовая дорога. 1944

Контекст

К моменту написания картину уже вовсю шла сталинская реконструкция Москвы. Работа над концепцией города будущего, столицы первого социалистического государства, велась с конца 1920-х.

Вот как описывал Лазарь Каганович город до реконструкции: «Пролетариату в наследство осталась весьма запутанная система лабиринтов, закоулков, тупичков, переулков старой купеческо-помещичьей Москвы.

Идёт улица как улица, и неожиданно посредине стоит нелепый дом: какому-нибудь Тит Титычу взбрело на ум взгромоздить свой дом как раз посредине улицы или оттяпать у улицы по крайней мере добрых 5−10 метров на выступы своего особняка.

С увеличением населения у нас город вырастет до 5 миллионов, с быстрым ростом в городе числа автомобилей и других видов городского транспорта жить будет невозможно, если не перепланировать город, не расширить и выпрямить улицы, не создать новые площади».

В конкурсе на разработку стратегии развития Москвы принимали участие крупнейшие функционалисты со всего мира — Ле Корбюзье, Ханнес Майер, Эрнст Май, Николай Ладовский.

К 1935-му был подготовлен и утвержден генеральный план реконструкции города, на реализацию которого отвели 10 лет.

Документ предусматривал строительство новых транспортных магистралей и расширение имеющихся, обновление мостов, строительство метрополитена, создание новых парков и пространств для отдыха уровня парка Горького и ВДНХ.

Пименов строил сюжеты картин вокруг примет XX столетия

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937
Расширение улицы Горького (сейчас Тверская), середина 1930-х

Практически все культовые сооружения в районе новостроек были уничтожены, невзирая на их историко-культурную ценность. Всё, что не подлежало переносу и могло мешать движению транспорта, сносили. Сталинская реконструкция Москвы, которую еще называют «градостроительной мясорубкой» должна была сделать столицу витриной коммунистических идеалов и социалистического образа жизни.

Параллельно с этим в СССР шла кампания массовых репрессий и политических преследований. Активно искали и, конечно, находили «врагов народа», которых затем уничтожали или изолировали от достойных представителей пролетариата. Количество жертв за 1937−1938 годы составило около 1 млн человек.

Судьба художника

Кем был Юрий Пименов? Достойным творческим работником Отечества. Закончив ВХУТЕМАС (за этой аббревиатурой, которыми так славился Союз 1920-х, скрывается Высшие художественно-технические мастерские), он вместе с единомышленниками учредил Общество станковистов.

Эта организация объединила художников, которые транслировали в своем творчестве идеи социализма и коммунизма, а также связанного с ними грядущего, обязательно светлого, оптимистичного.

Прославление трудовых подвигов рабочих и крестьян, бесспорно правильная линия партии, счастливые, сильные, сытые люди — вот это все.

Пименов писал светлый образ Москвы на фоне «большого террора» 1937-го

ОСТ не бралось за революционные темы Гражданской войны, предпочитая «приметы XX столетия»: жизнь индустриального города, промышленное производство, занятия спортом. При этом использовались приемы современного европейского экспрессионизма и импрессионизма, несмотря на то, что они были объявлены формальным искусством буржуазного общества.

Картина Новая Москва, Ю. И. Пименов, 1937
Юрий Пименов в мастерской

Пименов в ОСТ был одним из тех, кто призывал пропагандировать в искусстве идеи борьбы за задачи рабочего класса. После распада ОСТ тематика большинства произведений художника связана с повседневной жизнью Москвы, за что в 1960-х он получил Ленинскую премию.

2 апреля в рамках проекта «Смотритель» состоится онлайн-экскурсия с выставки «Россия в пути», которая проходит в Институте русского реалистического искусства. Именно там сейчас находится картина Пименова, и, безусловно, мы не обойдем её вниманием.

Источник: https://reworldart.ru/?page_id=1415

Описание картины Юрия Пименова «Новая Москва»

Описание картины Юрия Пименова «Новая Москва»

Советский художник Юрий Иванович Пименов написал «Новую Москву» в 1937 году. Она создана в стилистике классического реализма. Картина перекликается с его работой «Фронтовая дорога», которая изображает аналогичную композицию, но с другим фоном и персонажами.

Сам холст называют продолжением серии работ на московскую тематику. Мы видим экспозицию площади Свердлова, находящуюся неподалеку от центра города, перед взором предстают размытые силуэты величественной гостиницы «Москва» и Дома Союзов.

На первом плане – кабина водителя открытого кабриолета, который управляется белокурой, коротко подстриженной женщиной в голубом платье. Впереди распростерта широкая дорога, на которой разъезжает масса других автомобилей.

По аллеям проходят толпы жителей, изображенных в виде нечетких теней далеко впереди. Такая панорама весьма необычная для советского творчества, автор словно изображает фотографический снимок.

Как полотно, написанное в тридцатых годах двадцатого века, его, пожалуй, можно считать революционный.

Все окружение показано художником легко, живо и даже воздушно использованы полупрозрачные оттенки голубого и коричневого. Такое сочетание теплых и холодных тонов привносит в работу сильную гармонию.

Мастерски изображена дорога, по которой движутся машины. Она привлекает внимание своей абсолютной чистотой и даже зеркальным блеском.

Она как будто отражает все происходящее на ней, переписывая формы в безликие тени.

Общий вид очень благороден, искусно прописаны люди, мы можем посмотреть даже на неясные детали их одежды, уловить легкие движения при ходьбе. Персонажи картины, кроме главное героини, не кажутся настоящими. Они обличены в призрачные силуэты и это придает картине некоторую мистичность и безвременность.

Читайте также:  Скульптура эрмитажа: фото, скульптура на крыше

(17 votes, average: 4.18

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-yuriya-pimenova-novaya-moskva/

Новая Москва (картина) — это… Что такое Новая Москва (картина)?

«Новая Москва» — картина советского художника Юрия Ивановича Пименова, написанная в 1937 году, в разгар реконструкции советской столицы. В советском искусствоведении рассматривалась как эталон социалистического реализма того времени[1].

Картина является частью серии работ о Москве, над которой художник работал с середины 1930-х годов. Художник изобразил площадь Свердлова (сейчас Театральная), расположенную в центре города, неподалеку от Кремля. Видны Дом Союзов и гостиница «Москва».

Сюжет картины — женщина за рулём автомобиля — довольно редкое явление для тех лет. Этот образ воспринимался современниками как символ новой жизни[2]. Необычно и композиционное решение, когда изображение похоже на кадр, выхваченный объективом фотоаппарата.

Пименов акцентирует внимание зрителя на фигуре женщины, показанной со спины, и как бы приглашает зрителя посмотреть на утренний город её глазами. Так создаётся ощущение радости, свежести и весеннего настроения. Всему этому способствует импрессионистская манера письма художника и нежный колорит картины.

«Новые воздвигающиеся здания, быстрый бег автомобиля, светлые краски, обилие воздуха, широта пространства и кадровость композиции — все проникнуто оптимистическим мироощущением, характерным для того времени»[1].

Фронтовая дорога (картина)

Ю. Пименов. Фронтовая дорога. 1944 г.

Мотивы «Новой Москвы» были использованы художником в написанной им в 1944 году картине «Фронтовая дорога». Эмоциональное содержание картины построено на контрасте между ставшим уже знакомым советскому зрителю образом мирной, меняющейся Москвы и разграбленного и разрушенного в результате фашистского нашествия города, изображенного на картине «Фронтовая дорога»

Источники

  • Мировое искусство. Русская живопись. — СПб: ООО «СЗКЭО „Кристалл“», 2007. — С. 120. — 192 с. — ISBN 5-9603-0064-8

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1321443

Юрий Пименов

Юрий Иванович Пименов (1903 — 1977)

   Запах дождя и горячего асфальта. Аромат фиалок и душное дыхание солярки. Снежная поземка на затемненной улице. Свежесть цветущего сада…

Тишина и томление весны. Угар и грохот московского лета. Радость зимнего вечера, синего, синего, манящего теплыми огнями окон. Прелесть осеннего утра, убранного каплями росы.  Шелест новых платьев. Цокот каблучков по доскам, перекинутым через лужи… Первые звуки оркестра. Шепот притихшего зала. Пение ветра в лесах новостроек и смех девушек — штукатуров и маляров…  Вздох актрисы и колдовской свет рампы… Звонок телефона, обещающий разлуку…    Весь этот поток звуков, запахов, красок охватывает вас, когда вы входите в мир сложный и простой, полный поэзии и будничности, радостей и печали. Мир трепетного ощущения необыкновенности обыкновенной жизни, дарящей ежеминутно, каждодневно все новые открытия, мир творчества художника Юрия Пименова.

   Юрий Пименов любил Москву, ее новь, ее людей. Живописец это свое чувство щедро отдает зрителю. Мастер открывает нам мир, к которому мы привыкли. Ведь каждодневно мы ходим, ездим в метро, на автобусах и автомашинах и зрим рядом этот интересный, увлекательный, чудесный мир.

   Но, в отличие от детей, не устающих удивляться, многих из нас, закрученных текучкой, давно уже покинула радость удивления, радость новых открытий. В сутолоке занятости, в круговерти будней нам стал казаться привычным, примелькался этот вечно меняющийся, трепетный, прекрасный мир природы…    Мы часто говорим: утро, день или ночь…

Но всегда ли мы замечаем, сколько бессчетных перемен таят в себе нюансы переходов из одного состояния дня в другое, сколько изумительных сочетаний открывается нашему глазу в острых силуэтах деревьев, домов, архитектурных ансамблей, словно вписанных в воздушную панораму движущихся облаков, феерического света восходов и закатов?    Всегда ли мы видим прелесть пейзажа современного большого города? Ведь сколько жизненных коллизий открывает нам эта вечная драматургия обыденности.    Город…  Великий волшебник и режиссер. Он показывает нам ежеминутно тысячи никогда не повторяющихся мизансцен, живых, полных движения человеческой души, отражающих все оттенки характеров и положений, от лирической взволнованности юности до суровой уравновешенности старости. Надо только видеть!

   А это нелегко…  Ибо наблюдатель, поэт и художник, живущий в каждом из нас, пока мы бываем детьми, потом, с годами, с превеликим тщанием изгоняется нами самими. И мы в большинстве своем становимся мудрыми скептиками и резонерами, которым не до цветов или закатов… Словом, как это ни грустно, такова логика жизни…

   Большие художники и поэты помогают нам как бы вновь обрести это чувство, это состояние юной лирической возбужденности. Они заставляют нас властью своего искусства понимать всю огромную значимость слов — непреходящее в преходящем.    Учат нас замечать и любить прекрасное, столь обильно заключенное в мире, окружающем нас.

Полотна Пименова, полотна-новеллы, таят в себе свежесть неуставшей души художника, тонкость и в то же время широту обобщений. Его холсты помогают нам понимать поэзию прозы.    Глубокая интимность пименовских картин — в их истинной несочиненности, в несомненной их жизненности.

Мастеру глубоко чужда литературщина в живописи, подменяющая порой художественность пластического выражения.    Метафоричность языка Пименова — это цепь открытий длиной в полвека.

   «Каждый день нас охватывает поток жизни, — говорил Пименов, — порой он накрывает нас целиком энергией больших событий действительности, порою только задевает тихим краем, мокрой от дождя веткой, розовым облаком в вышине.

Все, что встречается за день, огромно и поразительно разнообразно    Душа искусства — тонкая душа, и чем сложнее и умнее будет становиться человек, тем богаче и умнее будет становиться его искусство.    Искусство — дело интеллигентное, оно требует не умения ремесленника, а особого, сложного строя души…

»    Станковая, реалистическая живопись Пименова предельно проста. Рисунок, цвет, композиция ясны. Но это сложная простота.

   Всякие коммерческие, карьеристские задачи никогда не были и не будут действительными заботами творчества. Особенно страшно равнодушие, рождающее серость.    И это не только красивые слова. Это — психология Пименова, смысл его художнической судьбы.

   Однажды он прочел мне отрывок из Блока:     «Писатель — растение многолетнее.

Как у ириса или у лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней, так душа писателя расширяется и развивается периодами, а творения его — только внешние результаты подземного роста души».

   Думается, в блоковских строках — разгадка молодости и долголетия пименовского таланта, который с годами только набирал силу и остроту.     Таких художников очень немного, ибо душа истинного живописца как бы движет кистью, и если стареет душа — быстро дряхлеет палитра, немощным становится колорит.

И. Долгополов. Мастера и шедевры. 

  • Даешь тяжелую индустрию. 1927
  •  Инвалиды войны. 1926
  • Взяятие английского блокгауза (Северный фронт). 1928

Художники в мастерской. (А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). 1928

  1. Цветочница
  2.  Женщина в гамаке.1934
  3. «Работницы Уралмаша в ложе театра» 1934. Левая часть триптиха
  4. «Работницы Уралмаша на заводе» 1934. Центральная часть триптиха
  5.  «Работницы Уралмаша дома за чаем» 1935. Правая часть триптиха
  6. Актриса. 1935
  7. Новая Москва. 1937
  8. Почта пришла. 1940

Война. Городские окраины. 1941

  • Следы шин. 1944
  •  Фронтовая дорога. 1944
  • 1
  • Ленинградский пейзаж. 1944
  •  Осенняя станция. 1945

Германия. Город у моря. 1945-1946

  1. Весеннее окно. 1948
  2. В порту. 1950
  3. Утренние покупки. 1951
  4. Богато накрытый стол.
  5. Клубника с молоком. 1956
  6. Район завтрашнего дня. 1957
  7. Гостья фестиваля. 1957

Проливной дождь. Фрагмент. 1957

Одинокая продавщица цветов. Венеция. 1958

  • Венецианские окна. 1958

Лавка соломенных шляп. Венеция. 1958

Париж. Улица Сен-Доминик. 1958

  1. Ожидание. 1959
  2. Утренние окна. 1959
  3.  Дальняя дорога. 1959
  4. Уголок кабинета. 1950-1960
  5.  Между работой и театром. 1960
  6. Первые модницы нового квартала. 1961
  7. Начало любви
  8. Раннее утро в Москве. 1961
  9. Прозрачный зонтик 
  10. Свадьба на завтрашней улице. 1962
  11.  Окраина Москвы
  12. Бумажные цветы и первоцветы
  13.  В комнатах
  14. Воспоминание о военном пайковом хлебе. 1962-1963
  15. Утро нового дня. 1964
  16. Утро в городе. 1964
  17. Портрет девушки в белой кофточке. 1960-е
  18. Лирическое новоселье. 1965
  19. Девушки из магазина. 1965
  20. Сумерки. 1966
  21. Портрет Татьяны Самойловой в роли Анны Карениной. 1966
  22.  Кусок стекла. 1966
  23. Синяя чашка. 1967
  24. Натюрморт с тыквой и сковородой
  25.  Чашки
  26. Стюардесса

Борис Пастернак. Оттепель. 1967

  • Спор. 1968

Калининград. Дождь. 1968

  1. Костюмерная Большого театра. 1972
  2. Сотворение мира. 1973
  3. В магазине. 1973

Афиша к художественному фильму С. Герасимова «Дочки-матери».1974

  •  Токийское окно. 1975
  •  Болгарский этюд. 1977
  • Ливень
  •  Ночь в городе
  • Кижи. Старинная красота

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43602523345/prev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector