28 ноября 2018
Московский коллекционер С.И.Щукин после знакомства в Париже с начальной версией «Танца» предложил художнику исполнить новый заказ: ему хотелось украсить свой особняк (который находился на Знаменском переулке) декоративными панно, на которых аллегорически были бы изображены процессы танца и музыки.
Весь ансамбль (по задумке художника он состоял из трех работ) и каждое панно в отдельности должны были бы развивать мотив «Радости жизни».
Щукинский особняк имеет лишь два этажа, и московский коллекционер, заказав «Танец», о котором уже имел представление, оказался перед проблемой выбора второго панно.
Остановившись на теме музыки, он подтверждает свой заказ в письме, отправленном из Москвы 31 марта 1909 года: «Я нахожу в вашем панно «Танец» столько благородства, что решил не считаться с нашим буржуазным мнением и поместить на моей лестнице сюжет с обнаженными.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом для которого очень хорошо подойдет музыка». По всей вероятности, ещё в Париже, при встрече с Щукиным в марте, Матисс подарил ему акварельный эскиз «Танца», названный художником «Композиция №1» (ГМИИ). Он явно сделан по первой версии «Танца» и вслед за ней.
Композиция №1. ГМИИ. 1909
До Матисса многие художники не раз обращались к теме хоровода. Её можно найти у Кранаха в картине «Золотой век» и у других мастеров XVI столетия. В качестве одного из возможных источников, с которыми Матисс мог быть знаком, Дж. Нефф указывает на картон Гойи для шпалеры «Жмурки» (1791).
Танец-хоровод оказался довольно избитым мотивом у непосредственных предшественников Матисса — символистов (среди них в первую очередь стоит назвать Анри Мартена с его картиной «Serenite», перешедшей в Люксембургский музей и показывавшейся на Всемирной выставке 1900 в Париже [ныне – в музее Орсе, Париж], а также других живописцев Салона Розы и Креста), художников стиля модерн и все тех, кто стоял между ними.
Кранах Л. Ст. «Золотой век» Национальная галерея, Осло. 1530
Гойя Ф. «Жмурки» Музей Прадa, Мадрид. 1789
В общей сложности к «Танцу» и «Музыке» Анри Матисс шел пять лет. Композицию «Танца» художник позаимствовал у своей ранней работы «Радость жизни» (1905-1906, Фонд Барнса, Мерион, США), на дальнем плане которой можно обнаружить группу танцующих.
В свою очередь в «Радости жизни» отразилась, по-видимому, впечатления Матисса от большой картины А.Дерена «Композиция (Золотой век)» с танцующими обнаженными женщинами в центре. Эта картина датируется разными исследователями от 1903 до 1905 годом, но она, во всяком случае, предшествовала «Радости жизни».
В 1907 году Матисс выполнил деревянный рельеф «Танец» (музей Матисса, Ницца) с тремя экстатически пляшущими нимфами.
«ТАНЕЦ» Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Холст, масло. 260х391 см. 1910
Первая версия «Танца» была создана художником в марте 1909 года (сейчас она находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке). Её размеры близки к эрмитажным, но работа выполнена в более светлой тональности. При совпадении основных элементов композиции, движения персонажей в нью-йоркском панно менее энергичны, контуры фигур менее отчетливы, несколько иную форму имеет холм.
Первая версия. 1909
Работа над произведением велась очень быстро. То, что работа над щукинским «Танцем» шла стремительно и сразу на холсте, находит косвенное подтверждение в том, что сохранился лишь один подготовительный этюд к нему (ранее- собр. Жана Матисса).
В этом рисунке художник наметил ключ перемен по сравнению с первым вариантом.
Позы фигур верхнего ряда (двух женщин посередине и той, что справа) стали гораздо динамичнее, причем главное значение имело изменение позы женщины вверху слева: движение ее делается столь неистовым и экзотическим, что под её ногой прогибается земля.
Помимо эскиза из ГМИИ существуют три графических версии «Танца». Две из них находятся в гренобльском Музее живописи и скульптуры: одна исполнена углем, вторая – акварелью. Еще один лист (тушь, перо) хранится в частном собрании.
Акварельный и перовой «Танцы» созданы уже по окончании щукинского панно (акварельный – для М.Самба).
версия в угольной технике, которую теперь иногда относят, как и две других, к более позднему времени, представляет эскиз первого, то есть нью-йоркского панно.
Наивно было бы объяснить «Танец», как это иногда делалось, впечатлениями художника от фарандолы в Мулен де ла Галлет или от сарданы в Коллиуре: Матиссу такие танцы нравились, и они могли создавать нужный для работы тонус, но, вероятно, тем их значение и ограничивалось.
Уже сокращая общее количество фигур в хороводе с 6 (столько их было в «Радости жизни») до 5, Матисс придавал сцене символическое звучание, закономерно повторив потом такое же количество фигур в «Музыке» (о которой речь пойдет позднее).
Точно так же как в некоторых произведениях, предшествовавших «щукинскому» ансамблю, художник переносит действие в первобытную эпоху, создавая определенную образную структуру, которая зиждется на перво-символах.
Сюжет картины незамысловат – пять танцоров держатся за руки, образуя овальную фигуру. За счет особого расположения фигур, зритель чувствует направления танца – по часовой стрелке. Движения танцоров на вершине холма кажутся энергичными.
Между крайней слева фигурой и танцующей справа от нее есть разрыв: женщина на первом плане пытается снова замкнуть круг, взяться за протянутую руку, а партнер, вытягивая руку, поворачивается и замедляет движение, вовлекая её на задний план.
Контакт не совсем достигнут, и зрителю остается только самому мысленно закрыть разрыв.
Что касается внушительного вида фигур, он может быть в большей степени объяснен формальными средствами: их монументальность и величие происходят от упрощения художественной стратегии – несколько больших однородных участков цвета, стремление к чистому линейному рисунку, выразительный контур.
В картине воплотилась «религия счастья». По мнению Матисса, фарандола – популярный в Провансе танец-хоровод – выражает самую сущность ритма и радости жизни.
При всей очевидной декоративности, значение «Танца» и всего ансамбля не сводится к решению чисто декоративных задач.
Дионисийский хоровод жизни матиссовского панно нашел закономерное воплощение в станковом произведении. Сам художник позднее в письме А.Г.
Ромму подчеркивал, что его панно «ещё отвечали требованиям, предъявляемым к картине, то есть к работе, которая может быть помещена где угодно».
Для Матисса работы для особняка стали кульминацией темы танца, впоследствии он не скоро к ней вернулся.
Это произошло лишь в 1932 -1933 годах, когда исполнил знаменитый «Танец» для Барнса (Мерион, США; первый вариант- в Парижском городском музее современного искусства) – декоративную и более монументальную композицию.
Однако Матисс не забыл и о композиционной заявке щукинского «Танца», которую он снова использовал в одной из иллюстраций к «Любовным стихам» П. Ронсара (1948).
- «Парижский танец» Музей современного искусства, Париж. 1931-1933
- Одна из иллюстраций к «Любовным стихам» П.Ронсара (1948)
В 1938 Матисс выполнил гуашью реплику эрмитажного «Танца» (собр. Дэвис,Нью-Йорк) для литографского воспроизведения в альманахе «Verve» (1938).
Реплика Эрмитажного «Танца» , 1938 собр. Дэвис, Нью-Йорк. Для литографского воспроизведения в альманахе «Verve»
«МУЗЫКА» Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Холст, масло. 260х389 см. 1910
Матисс, первоначально хотевший создать ансамбль из трех панно, вероятно, колебался, какую из двух тем выбрать помимо «Танца», когда он получил предложение Щукина, которому нужны были только два холста. Можно предположить, что художник склонялся вначале к «Сцене отдыха». Во всяком случае, явно тогда же, когда он исполнил для С.И.
Щукина эскиз «Танца», названный им «Композиция», он сделал другой на листе почти такого же формата и назвал его «Композиция № 2» (ГМИИ), где показал купающихся и отдыхающих женщин. Однако Щукин настаивал на теме музыки и в письме от 31 марта 1909 просил прислать эскиз «Музыки», которого так и не получил. В другом письме, уже по завершении ансамбля, С.И.
Щукин писал: «В доме моем много музицируют. Панно «Музыка» должно отвечать характеру дома»
Композиция №2 ГМИИ
В «Музыке» вычленяются те же элементы: пять красных тел, зеленый холм и голубое небо.
Мужские фигуры в «Музыке» не связаны единым движением, таким, как мотив овала в «Танце», напротив, они изолированы и расположены в ряд, как музыкальные ноты.
Вместо поворота в три четверти, они теперь развернуты фронтально, и поэтому не только подчёркнуто отделены друг от друга, но также полностью приковывают внимание зрителя.
Поскольку «Музыка» следовала за «Танцем», она сделалась его противовесом: она столь же статична, сколь динамичен «Танец». По словам М.Самба, художник сожалел позднее, что «Танец» не столь благородно спокоен, как ему хотелось бы.
От эскиза 1907 года в «Музыке» осталась лишь одна фигура – это фигура скрипача в левой части полотна, но здесь еще присутствовало движение, хотя и уже была статичная фигура слушающего. Так же было и в «прародительнице» щукинского ансамбля – в «Радости жизни».
Работа над панно, его переработка, как это видно по фотографиям двух первых состояний «Музыки», велась таким образом, чтобы исключить всякое движение и абсолютно изолировать друг от друга фигуры.
В окончательном варианте, этом мире чудесной оцепенелости, каждая из них представляет полное погружение в музыку.
«Музыка» 1907 Музей Современного искусства, Нью-Йорк
Каждая из фигур (в особенности персонажи справа) подверглись кардинальной переписке. В разных местах фона заметны их первоначальные контуры, а точнее – контуры второго состояния картины. В окончательном состоянии все персонажи показаны фронтально, а их индивидуальные черты сглажены.
Полная женщина в правой верхней части композиции исчезла, уступив место юноше-певцу. Были устранены отдельные детали: цветы, растущие на склоне холма, собака в ногах скрипача.
Можно предположить, что введение в картину собаки символизировало власть музыки над природой, будучи отзвуком традиционного мотива.
Панно «Музыка» значилась Матиссом как полярная, противоположная «Танцу». Поэтому Матисс изгнал из неё, ставшей последовательным воплощением мужского начала, женщину – женское уже торжествовало в «Танце». Неоднократно указывалось, что вся композиция панно напоминает музыкальную фразу в нотной записи, в которой скрипач слева как бы играет роль ключа в нотоносце.
Картина создавалась Матиссом в Исси-ле-Мулино (ныне департамент Верхняя Сена) весной или летом 1910, как показывает фотография, опубликованная Дж.-Х. Неффом.
Он же правильно указывает в качестве важного источника, использованного Матиссом в работе над «Музыкой», картину П.Гогена «Arearea» (1892, Музей Орсэ, Париж). Она была выставлена в Осеннем салоне 1906.
Мотив собаки, позднее отвергнутый, а также двух фигур по центру, вероятно, пришел оттуда.
Гоген П. «Arearea» музей Орсэ, Париж. 1892
В Осеннем салоне 1910 оба панно подверглись нападкам критики, и даже Щукин – когда в начале декабря, сразу после закрытия Салона, картины прибыли в Москву – даже заколебался, полагая, что Третьяковская галерея, куда он намеревался завещать свою коллекцию, не согласится принять это панно.
Искусствовед Манеева Анна
этоинтересно, интересныефакты, Манеева Анна, париж, Гоген, матисс, Щукин, Кранах, Гойя, ТАНЕЦ, Эрмитаж, ГМИИ, Парижский танец, МУЗЫКА, Музей Современного искусства, Нью-Йорк, Орсэ.
Источник: https://ArtDoArt.com/news/tanec-i-muzyka-a-matissa
История одного шедевра: «Танец» Матисса
Анри Матисс очень любил танцы, очень. Но был художником. Такая незадача. Хорошо, что подвернулся заказ на тематическую серию от еще одного любителя танцев и музыки — коллекционера Сергея Щукина.
Вот тут-то и разгулялся художник. Когда Щукин увидел свой заказ, он крайне обрадовался, но поначалу забирать отказался. Что произошло и как сложилась судьба «Танца» Матисса, рассказывает Снежана Петрова.
«Танец», Анри Матисс (1910)
Сюжет
На фоне синего неба пять женщин, взявшись за руки, танцуют на холме. Вот и весь сюжет. Никакого фона, ни одной лишней детали, только процесс — Матисс старается зафиксировать мгновение.
Не совсем пропорциональные тела, не прорисованные лица, развевающиеся волосы.
Если вы посмотрите на живых женщин в хороводе, они будут выглядеть примерно так же: смазанные образы, перемешанные детали, экстаз, страсть.
«Танец» Матисса — воплощение ритма и экспрессии XX века
Красный становится символом внутреннего жара. Через его сочетание с синим и зеленым художник объединил человека, небо и землю. И хоровод в данном контексте — это воплощение ритма и экспрессии XX века.
Контекст
Был прекрасный парижский день, Матисс работал в мастерской и никого не ждал. Внезапно к нему пришел его старый знакомый Сергей Щукин, страстно любящий искусство и не жалеющий средств на пополнение коллекции.
На дворе стоял 1908 год, и русский богач еще не ощутил всех прелестей политических изменений на родине. Поэтому довольно решительно заказал у Матисса несколько панно для оформления своего московского особняка.
В Париже Матисса называли «диким»
Щукину хотелось нечто аллегорическое на тему музыки и танца. Что не могло не обрадовать Матисса, которому эти темы были чрезвычайно по сердцу. «Я очень люблю танец. Удивительная вещь — танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем», — признавался мастер.
Портрет Сергея Щукина кисти Кристиана Крона
Надо сказать, что идея витала в мастерской Матисса уже несколько лет: года за два до заказа Щукина он написал картину «Счастье существования (Радость жизни)», на которой люди хороводят, а затем изготовил деревянный рельеф с пляшущими нимфами и несколько авторских ваз на тот же мотив.
«Когда мне нужно было сделать танец для Москвы, я просто отправился в воскресенье в Мулен де ла Галетт. Я смотрел, как танцуют. В особенности мне понравилась фарандола… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец четырехметровой длины, напевая тот же мотив», — рассказывал Матисс.
На полотне чувствуется влияние и Кранаха с его «Золотым веком», и греческой вазовой живописи, и русских сезонов Сергея Дягилева.
По замыслу художника, человеку, входящему в дом с улицы, нужно сообщить чувство облегчения, поэтому для первого этажа был выбран сюжет с танцем, а для второго — с музыкой.
Считается, что планировалось создать третьей полотно — «Купание» (или «Медитация»), Но то ли дом Щукина был маловат — всего два этажа, — то ли после разгоревшегося скандала заказчик решил притормозить художника.
В итоге третье панно так и осталось в набросках.
«Музыка», Анри Матисс (1910)
Перед отправкой в Россию картины выставили на Осеннем салоне 1910 года в Гран-Пале. Что тут началось! Используя только три цвета и простые линии, Матисс сумел довести зрителей до белого каления. Мало того, что не потрудился прорисовать людей прилично, так еще и не прикрыл ничем причинные места.
Все знали, кто платит за картину и в чьем доме она будет висеть. Щукина называли сумасшедшим, спонсором декадентов и собирателем хлама. Тут наш заказчик, надо признаться, струхнул… и отказался принимать работу.
Милый Анри, прости-прощай.
Вероятно, все же танец полонил душу Щукина, потому что через несколько дней после отказа он отправил Матиссу телеграмму, в которой брал свою слова назад и просил все же отправить панно в Москву.
«Я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться», — писал меценат художнику. Но гениталии все же попросил закрыть как-нибудь изящно.
Наступил 1917 год. Таким людям, как Щукин, в новой России не было места. Ему повезло — успел уехать. Правда, за спасение жизни пришлось расплатиться своей коллекцией. Все, что было нажито непосильным трудом, большевики конфисковали — полотна французских мастеров конца XIX — начала XX века впоследствии поделили между собой Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина.
Судьба художника
«Он упростит живопись». Так о будущем новаторе говорил его наставник Густав Моро. И действительно, почерк Матисса несложно узнать: упрощение фигур до схематизации, яркие краски широкими мазками, нивелирование светотеней. Все то, над чем кропотливо работали предшественники, Матисс отверг и начал с нуля.
Матисс — автор техники декупажа
Даже для своего времени — рубеж веков, когда художники экспериментировали, кто во что горазд, — Матисс был, как гром среди ясного неба. Все это буйство красок, вызывающий примитивизм, экспрессия — за них художника окрестили «диким».
Собственно, такую характеристику получил не только он, но и все участники того самого салона, где были представлены «Танец» и «Музыка».
Острый на язык французский критик Луи Восель определил их как «fauve», что с французского и есть «дикий», а стиль получил название «фовизм».
Анри Матисс за работой
Впрочем, несмотря на шок публики, Матисс стал легендой и признанным мастером еще при жизни. Его любили, ценили, хорошо оплачивали и лишний раз умоляли взять заказик.
Кстати, на картинах 1910 года тема танца не была закрыта. Через 20 лет она вновь прозвучала в творчестве художника. На этот раз американский коллекционер Альберт Барнс заказал декоративное полотно, которое следовало разместить в арочных сводах над окнами. Специально для этого случая Матисс придумал технику декупажа: картина собиралась из отдельных фрагментов, раскрашенных заранее.
Источник: https://diletant.media/articles/29296589/
История одного шедевра. «Музыка», Анри Матисс — Ёптель
1910г. Холст, масло. Размер: 260 × 389 см.Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1908 году меценат и коллекционер живописи С.И. Щукин, хорошо знавший Матисса, предложил написать два панно для украшения лестницы его особняка в Знаменском переулке. При обсуждении заказа московский купец указал, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты. Он попросил художника аллегорически изобразить процессы музыки и танца.
Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. Для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Так появились парные панно.
Картина «Музыка» внешне очень напоминает «Танец», но начисто лишена его экспрессии и броской выразительности, при том, что оба полотна созданы фактически одинаковыми художественными средствами. Даже краски аналогичны зеленый фон земли, насыщенный синий неба, плотный красный человеческих фигур.
И это неудивительно, ведь оба этих полотна взаимосвязаны и задумывались как серия из трех крупных картин, которые должны были размещаться на разных этажах особняка мецената Щукина в Москве.
Третье произведение осталось в виде эскиза, так как здание было двухэтажным, а у самого Щукина не хватило храбрости оставить картины такими, какими их видел мастер (слишком явные половые признаки шокировали местную публику).
На картине изображены пять фигур, по своему расположению вписанные в неправильной формы круг. И здесь дублируются основные идеи «Танца». На музыкальных инструментах играют две крайние фигуры стоящая и сидящая сразу за ней, остальные просто подпевают мелодию, сидя в закрытых позах.
Каждое лицо на полотне кажется повторением соседнего, настолько они похожи. Художник старательно добивался этого, лишая своих персонажей узнаваемости и индивидуальности.
Это было сделано для того, чтобы все фигуры воспринимались как абстрактное обозначение музыки.
Интересно, что в «Танце» все персонажи это женщины, а в этом полотне задействованы только мужчины, хоть и со старательно закамуфлированной половой принадлежностью.
По своему духу эта картина полная противоположность ее динамичному и очень экспрессивному «брату». Оба полотна сознательно противопоставляются, при этом они столь же мастерски объединены вместе при помощи одинаковой методики исполнения и такой же цветовой гаммы. Они единое целое дуалистической модели творческого начала.
Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с этим Щукин отказался от них, но уже вскоре, по прибытии в Москву, изменил своё решение.
В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, писал коллекционер, в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости.
Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться».
Примечательно, что, несмотря на своё согласие «сражаться», при получении картины Щукин попросил Матисса закрасить гениталии изображённых на ней персонажей, которые, в частности, стали одной из причин скандала на Осеннем Салоне.
Этой просьбой он опроверг свои слова о решении «пойти наперекор нашим буржуазным воззрениям и поместить на лестнице своего дома картину с обнажёнными».
Щукин понимал, что для признания художника московской публикой его собственных убеждений было недостаточно.
О других шедеврах по тегу
Источник
Источник: https://yoptel.ru/istoriya_odnogo_shedevra_muzyika_anri_matiss.html
Фовизм. Анри Матисс. Музыка
Матисс, Анри (1869—1954)
Музыка. 1910
La Musique
Холст, масло. 260 × 389 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
В 1905 г. на выставке в Париже художники Анри Матисс, Андре Дерен, Морис Вламинк, Альбер Марке, Жорж Руо, Ван Донген и несколько других экспонировали свои произведения, которые за резкое противопоставление необыкновенно ярких цветов и нарочитую упрощенность форм критика назвала произведениями «диких» — les fauves, а все направление получило название «фовизм». У фовистов с их пониманием соотношения пятен чистого цвета, сведенным к контуру лаконичным рисунком, простым, «по-детски» линейным ритмом, оказались огромные возможности для решения декоративных задач. Самым талантливым из фовистов был несомненно Анри Матисс (1869— 1954). Матисс учился в Академии Жюльена и в мастерской Гюстава Моро, много копировал в Лувре старых мастеров, особенно Шардена и Пуссена, от которых идет его крепкая пластическая форма («Фрукты и кофейник», 1897— 1898).
Матисс, Анри (1869—1954) Фрукты и кофейник. 1899. Холст, масло. Эрмитаж.
Он прошел через увлечение импрессионистами, но в поисках повышенной интенсивности, яркости и силы цвета, чистого и звучного, совсем не соответствующего видимому, пришел к упрощенности и плоскостности форм.
Интересуясь чисто формальными задачами, прежде всего живописными, он отказался от сюжетной повествовательности. Предметом его изображений служат самые простые и несложные мотивы: пестрые ткани и кресла, цветы, обнаженное или полуобнаженное тело.
Его не интересует передача освещения, в его полотнах почти нет объема, пространство лишь намечено.
Повышенная звучность цвета, крупные красочные плоскости, не раздробленные полутонами, условность формы и пространства с их схематизированными линиями — все эти качества в полной мере проявились в декоративных работах Матисса. Панно «Танец» и «Музыка» (1910) были написаны художником по заказу московского собирателя новой живописи П. И. Щукина, для его особняка. Панно объединяет не только тема, но близкие выразительные средства.
Матисс, Анри (1869—1954) Танец. 1910 Холст, масло. 260 × 391 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Особый интерес в искусстве фовистов* представляет творчество
На сине-зеленом фоне изображены красные фигуры: полные стремительного движения, динамики —в «Танце», где все подчинено ритму хоровода, и статики, покоя —в «Музыке». В обоих панно нет никакой индивидуализации образов, исследователями остроумно замечено, что даже трудно понять пол изображенных. Но все подчинено общему плоскостному и цветовому ритму.
Вместе с тем Матисс — не символист, он не навязывает цвету символико-аллегорический смысл. Его картины не надо разгадывать, как ребус. Это образы, полные спокойствия, созерцательности, ясности, утонченно-живописные или бурно оптимистические по колориту.
Справедливо, однако, отмечено исследователями, что его оптимизм — результат нарочитого ухода от трагических коллизий эпохи. И в этом определенная ограниченность художественного мировоззрения и искусства Матисса.
Цвет — основное выразительное средство в полотнах художника.
Матисс, Анри (1869—1954) Красная комната, 1908
При всей лаконичности, условности и обобщенности он дается в сложных градациях, даже тогда, когда это как будто большие локальные пятна, как в «Красной комнате» (1908). Позже, в 20—40-е годы, раскрытие сложных взаимосвязей цвета усиливается.
Именно утонченными цветовыми соотношениями создается поэтический и гармоничный образ беспредельно многообразной природы.
Но человеческая фигура в полотнах Матисса трактуется только как часть этого изысканного узора, вплетенная в орнаментальную вязь.
Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство: Учеб.—3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2000.— 368 с.
Хронологический список всех произведений, выставленных на канале
Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/59014.html
Описание картины Музыка – Анри Матисс
Напоминающая детский рисунок работа показывает пятерых людей неопределенного возраста. Один из них играет на скрипке, другой, сидящий рядом, – на каком-то духовом инструменте, трое остальных присели в стороне от играющих.
Небо на картине – насыщенно-синее, деревья – ярко-зеленые, тела людей – красные. Решение картины типично для Матисса: с помощью контраста значительных по площади и объему плоскостей чистых цветов рождаются новые “ноты”, заменяющие всю цветовую гамму. Сам цвет, по большому счету, и является непосредственным сюжетом работы.
Интересно, что своим призванием сам Матисс считал портреты. Реальное сходство не имело для мастера никакого значения: образ человека передавался через внутренний ритм, ощущаемый художником, который, несомненно, очень индивидуален.
В разные периоды творчества Матисс использовал приемы кубизма, вновь возвращался к фовизму, классической графике, аппликации из цветной бумаги, скульптуре из бронзы.
Ведущим художественным началом в его работах всегда была неповторимая выразительность, создаваемая посредством декоративного расположения определенных предметов, несущих задачу передать то или иное настроение мастера, чувство через цвет, сконцентрированный на холсте. Все это придает творчеству Матисса неповторимость и узнаваемость.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Мадам Матисс (Зеленая полоса) – Анри Матисс Картина “Мадам Матисс” была написана художником в 1907 году. Здесь он изобразил свою жену – мадам Матисс. Надо сказать, что……
- Открытое окно в Коллиуре – Анри Матисс Открытое окно или дверь, сквозь которую художник начинает свое повествование, встречались в творчестве Анри Матисса не единожды. Однако “Окно в……
- Лошадь, всадник и клоун – Анри Матисс В 1947 году Матисс получил предложение собрать альбом “импровизаций в цвете и ритме” под названием “Джаз”, который бы явился визуальным……
- Гармония в красных тонах (Десерт) – Анри Матисс Одной из самых ярких, даже ослепительных картин Матисса является “Красная комната”. На ней изображен интерьер комнаты, в которой женщина накрывает……
- Роскошь, покой и наслаждение – Анри Матисс Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма, которым его “заразил” Поль……
- Открытое окно – Анри Матисс Дата создания: 1905 Анри Матисс был самым видным участником недолговечного, но заметного в искусстве XX века художественного движения – фовизма,……
- Голубая обнаженная – Анри Матисс Во время работы над этой скульптурой Матисс случайно разрушил заготовку, и ее осколки вдохновили мастера на создание наиболее спорной работы……
- Румынская блуза – Анри Матисс Эта картина была написана осенью 1940 года в Ницце, куда Матисс уехал из оккупированного немцами Парижа. Она демонстрирует переход художника……
- Разговор – Анри Матисс Сначала может показаться, что Матисс изображает совершенно банальную сцену, которая может происходить в любой день. Мы видим, как утром муж……
- Одалиска в красных шароварах – Анри Матисс Одалиска в красных шароварах, описание картины Великий Анри Матисс – художник, нашедший собственный стиль в живописи, автор красочных полотен, упрощенных……
- Окно в Танжере – Анри Матисс Впервые Матисс посетил Северную Африку в 1906 году – по его собственному признанию, чтобы “увидеть своими глазами пустыню”. В 1912……
- Натурщик – Анри Матисс Полотно “Натурщик” было написано Матиссом во времена увлечения импрессионистами. Особенно его привлекал Поль Гоген с его простыми формами, локальными цветами……
- Обеденный стол – Анри Матисс Картина “Обеденный стол” относится к раннему периоду творчества Анри Матисса, когда он, как и большинство молодых начинающих художников, был “заражен”……
- Купальщицы у реки – Анри Матисс Сам автор считал данную картину “Купальщицы” одной из самых важных в карьере и работал над ней на протяжении восьми лет,……
- Молодые женщины в саду – Анри Матисс Матисс часто писал сад, деревья в саду или, как здесь, молодых женщин под сенью деревьев. На переднем плане, на скамье,……
- Натюрморт с апельсинами – Анри Матисс Здесь художник отклонился от своей обычной манеры живописи и больше склоняется к натурному изображению. Натюрморт представляет собой стол, на котором……
- Натюрморт с букетом – Анри Матисс На квадратной салфетке круглый поднос, на котором ваза с цветами – тюльпанами, ромашками. Сочетание ярких, сочных мазков желтого, красного, синего……
- Художник и его модель – Анри Матисс Мастерская художника, в которой сам художник сидит за мольбертом к нам спиной и лица его мы не видим. А перед……
- Мастерская художника – Анри Матисс Картина, похожая на детский рисунок – яркий красный пол, сиреневые стены, цветастая драпировка, накинутая на ширму, за которой раздевается натурщица,……
- Семейный портрет – Анри Матисс Здесь художник изобразил свою семью в спокойной домашней обстановке – на диване за любимым рукоделием вышиванием сидит жена Амели. С……
Описание картины Музыка – Анри Матисс.
Источник: https://art.goldsoch.info/muzyka-anri-matiss/
«Танец» Матисса. Сложное в простом, простое в сложном
Анри Матисс. Танец (II). 260 х 391 см. 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. 2,5 на 4 м. Потому что художник создавал ее, как настенное панно для особняка русского коллекционера Сергея Щукина.
И вот на этом огромном холсте Матисс изобразил крайне скупыми средствами некое действие. Танец. Ничего удивительного, что его современники были ошарашены. Ведь на таком пространстве столько всего можно было бы поместить!
Но нет. Перед нами лишь нечто, созданное с помощью линий и трёх цветов: красного, синего, зеленого. На этом все.
У нас может возникнуть подозрение, что фовисты* (коим являлся Матисс) и примитивисты просто не умеют по-другому рисовать.
Это не так. В большинстве случаев они все получали классическое художественное образование. И реалистичное изображение очень им даже по силам.
Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть их ранние, ученические работы. В том числе Матисса. Когда они ещё не выработали свой авторский стиль.
Анри Матисс. Натюрморт с книгами и свечой. 1890 г. Частная коллекция
«Танец» – уже зрелая работа Матисса. В ней ярко выражен стиль художника. И он намеренно упрощает все, что можно. Вопрос, зачем.
Все легко объясняется. Чтобы выразить что-то важное, отсекается все лишнее. А то, что остаётся, служит для того, чтобы замысел художника до нас четко донести.
К тому же, если приглядеться, то в картине не все так уж примитивно. Да, земля выражена лишь зелёным цветом. А небо – синим. Фигуры написаны очень условно, одним цветом – красным. Никакого объема. Никакого пространства в глубину.
Но движения этих фигур очень даже сложны. Особенно обратите внимание на левую, самую высокую фигуру.
Буквально несколькими точными и выверенными линиями Матисс изобразил эффектную, выразительную позу человека.
Анри Матисс. Танец (фрагмент). 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
И ещё несколько деталей добавляет художник, дабы донести до нас свою мысль. Земля изображена в виде некоего возвышения, что усиливает иллюзию невесомости и скорости.
Фигуры справа расположены ниже, чем фигуры слева. Так круг из рук становится наклонённым. Это добавляет ощущения стремительности.
А ещё важен цвет танцоров. Он красный. Цвет страсти, энергии. Опять же в довесок к иллюзии движения.
Все эти немногочисленные, но такие важные детали Матисс добавляет лишь для одного. Чтобы наше внимание было сосредоточено на самом танце.
Не на фоне. Не на лицах персонажей. Не на их одежде. Их просто нет в картине. А лишь на самом танце.
Перед нами квинтэссенция танца. Его суть. И ничего больше.
Вот тут-то и понимаешь весь гений Матисса. Ведь упрощать сложное всегда тяжелее. Гораздо легче усложнять простое. Надеюсь, я вас не запутала.
Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Сравним Матисса и Рубенса
А чтобы ещё лучше понять замысел Матисса, представьте, если бы у персонажей были бы лица, одежда. На земле росли бы деревья, кусты. В небе летали птицы. Например, как у Рубенса.
Питер Пауль Рубенс. Сельский танец. 1635 г. Музей Прадо, Мадрид
Это была бы уже совсем другая картина. Мы бы смотрели на людей, думали бы о их характерах, отношениях. Размышляли бы, где они танцуют. В какой стране, в какой местности. Какая погода при этом.
В общем, думали бы о чем угодно, только не о самом танце.
Сравним Матисса с самим Матиссом
Даже сам Матисс даёт нам возможность его замысел понять. Есть один вариант «Танца», хранящийся в Пушкинском музее в Москве. Там деталей чуть больше.
Анри Матисс. Настурции. Панно Танец. 1912 г. Пушкинский музей, Москва
Помимо самого «Танца», мы видим горшок с цветами, кресло и плинтус.
Добавив деталей, Матисс выразил совсем другую мысль. Не про танец как таковой, а про жизнь танца в некоем пространстве.
Возвращаясь к самому «Танцу». В картине важна не только лаконичность, но и цвет.
Были бы цвета другие, энергия картины была бы тоже иная. Опять же сам Матисс невольно даёт нам возможность это почувствовать.
Достаточно взглянуть на его работу Танец (I), что находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Эта работа была создана сразу после получения заказа от Сергея Щукина. Она была написана быстро, как эскиз.
В ней цвета более приглушённые. И мы сразу понимаем, насколько красный цвет фигур вносит существенную лепту в ощущения от картины.
Анри Матисс. Танец (I). 1909 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (MOMA)
История создания «Танца»
Конечно, не отделима от картины ее история создания. К тому же эта история очень увлекательна. Как я уже упоминала, Сергей Щукин сделал заказ Матиссу в 1909 году. Причём на три панно. Ему хотелось видеть на одном полотне – танец, на другом – музыку, третьем – купание.
Третье так и не было исполнено. Два же других до того, как они были отправлены Щукину, выставлялись в Парижском салоне.
Публика к тому времени уже полюбила импрессионистов. И худо-бедно начала воспринимать постимпессионистов: Ван Гога, Сезанна и Гогена.
Но Матисс с его красными фигурами был слишком большим потрясением. Поэтому, конечно, работу ругали нещадно. Щукину тоже досталось. Его критиковали за то, что он покупает всякий хлам…
Анри Матисс. Музыка. 1910 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Щукин был не из робкого десятка, но на этот раз дал слабину и … отказался от полотен. Но потом опомнился, извинился. И панно «Танец», а также парная к нему «Музыка», благополучно доехали до России.
Чему мы можем только порадоваться. Ведь один из самых известных шедевров мастера мы с вами можем посмотреть вживую в Эрмитаже.
* фовисты – художники, работающие в стиле «фовизм». Эмоции выражали на холсте с помощью цвета и формы. Яркие признаки: упрощённые формы, кричащие цвета, плоскостность изображения.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Оксана Копенкина
Источник: https://arts-dnevnik.ru/tanez-matiss/