⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 13Следующая ⇒
*Одалиска — наложница в гареме.
Жан Огюст Доминик Энгр.
Портрет Луизы д'Оссонвиль. 1842—1845 гг. Лувр, Париж.
Жан Огюст Доминик Энгр.
Источник. 1856 г. Музей Орсе, Париж.
мен — эта красивая и образованная дама не нуждалась в идеализации. И всё же, когда полотно было готово, кто-то сказал заказчице: «Должно быть, господин Энгр был в вас влюблён, если так вас написал».
В характерном жесте графини д'Оссонвиль, который художник заимствовал из древнеримских росписей, слились воедино смирение и загадка. Художник нашёл для этого портрета неожиданный фон — зеркало.
Оно придаёт картине завораживающую глубину и позволяет видеть фигуру героини сразу в двух ракурсах.
В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник», задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы.
Энгровский «Источник» свидетельствует о том, что и в шестидесятилетнем возрасте его автор сохранил свежие чувства, верный глаз и твёрдую руку; по словам голландского художника Винсента Ван Гога, «эта вещь всегда была, есть и будет чем-то поистине новым».
Творческая биография Энгра занимает всю первую половину XIX в.: он учился у Жака Луи Давида и пережил Эжена Делакруа.
Мастер неприязненно относился к романтикам, взбунтовавшимся против академических традиций; поборники неоклассицизма считали его вождём.
Однако в своих произведениях Энгр воплотил собственное, глубоко личное представление о красоте. Этим он оказался внутренне близок мастерам второй половины XIX— XX столетий.
ТЕОДОР ЖЕРИКО
(1791 — 1824)
Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художественной мастерской отважился выставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г.). Лихой
Теодор Жерико.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
Источник: https://arhivinfo.ru/1-88625.html
Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) – Французский художник, живописец, информация и картины
Жан-Огюст-Доминик Энгр
Jean Auguste Dominique Ingres
Дата и место рождения – 29 августа 1780 г., Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция.
Дата и место смерти – 14 января 1867 г. (86 лет), Париж, Вторая империя.
Французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797-1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806-1824 и 1835-1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции. Директор Школы изящных искусств в Париже и Французской Академии в Риме.
В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы, в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.
Его отец был одаренным, творческим человеком: он занимался скульптурой, писал миниатюры, был резчиком по камню, а также музыкантом, – мать его была полуграмотной.
Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой.
Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).
В 1791 году Жан Огюст Доминик Энгр переезжает в Тулузу, где он был зачислен в Королевскую академию художеств, скульптуры и архитектуры.
Там его учителями стали скульптор Жан-Пьер Виган, художник-пейзажист Жан Брайант, и художник Джозеф Рок, который смог объяснить молодому художнику суть творчества Рафаэля. Он развивал свой музыкальный талан под руководством скрипача Лежена.
С 13 до 16 лет он был вторым скрипачом в оркестре Капитолия Тулузы. Любовь к скрипке будет сопровождать его всю жизнь.
Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто.
В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно.
Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним.
За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе.
Работая в Париже до отъезда в Рим, французский живописец много работал, черпая вдохновение в творчестве Рафаэля и в гравюрах английского художника Джона Флаксмана. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке.
В 1803 году Энгру и еще пяти живописцам поступил заказ на изображение портрета Наполеона I в полный рост, эти работы были направлены в города Льеж, Антверпен, Дюнкерк, Брюссель и Гент, которые вошли в состав Франции в 1801 году.
Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам, и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году.
Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. Это случилось накануне большой художественной выставки, на которой он должен был представлять свои картины, поэтому уезжал он неохотно.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Критики были одинаково враждебно настроены к работам этого французского живописца, называя их архаичными.
Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде.
По мнению Ф. Конисби, во времена Энгра единственным путём профессионального роста для провинциального художника был переезд в Париж. Главным центром художественного образования Франции была тогда Высшая школа изящных искусств, куда Жан Огюст поступил в августе 1797 года. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже.
Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации. Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюисса, основанную бывшим натурщиком, где можно было писать за малую плату.
Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями.
1840—1850 гг.
Вернувшись из Италии, супруги Энгр обнаружили, что существенных перемен в Школе изящных искусств и Академии нет, однако приём, который их встретил, был восторженным.
В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу.
Гектор Берлиоз посвятил Энгру концерт, на котором дирижировал исполнением его любимых произведений, наконец, театр Комеди-Франсез преподнёс художнику почётную контрамарку на пожизненное посещение всех спектаклей[104]. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона; наконец, император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух, и он был плохим оратором.
Картины
Источник
La Source
картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Работа над полотном была начата во Флоренции в 1820 и завершена в 1856 году в Париже[1].
Поза обнажённой девушки повторяет позу модели с другой картины Энгра — «Венера Анадиомена» (1848). Художник вдохновлялся знаменитыми античными изваяниями Афродиты Книдской и Венеры Стыдливой.
Два ученика Энгра, Поль Бальз и Александр Дегофф, написали сосуд, из которого льётся вода, и фон картины.
Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции.
В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел.
«Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков.
Она оставалась в коллекции графа до 1878 года, затем была передана графиней Дюшатель, которая таким образом исполнила волю мужа, музею Лувра. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. В настоящее время находится в музее Орсе.
Обнажённая, босая девушка с сосудом, из которого льётся вода — аллегорическое изображение источника жизни (см. «Фонтан молодости»). Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку.
Это второй вариант композиции, которая, видимо, была задумана в 1807 году — именно этим временем датируются два рисунка фигуры Венеры из музея Энгра в Монтобане.
В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой.
По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных
Большая одалиска
Картина французского художника Жана Энгра. Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году.
Когда картина «Большая одалиска» появилась в Салоне 1819 года, на Энгра посыпался град упреков. Один из критиков писал, что в «Одалиске» нет «ни костей, ни мускулов, ни крови, ни жизни, ни рельефа»… Действительно, автор «Одалиски» отказался от живой конкретности ее изображения, но зато создал образ, в котором есть и интимность, и загадочность, и притягательная экзотичность Востока.
«Большая одалиска», написанная для Каролины Мюрат, стала самым известным и значительным произведением мастера.
Забегая вперед, следует отметить, что картина, законченная в 1814 году, так и не была взята заказчицей — падение Наполеона сказалось и на судьбе его приближенных.
Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, и только спустя 80 лет она поступила в Лувр.
Лежащая обнаженная женщина изображена, как это часто бывает у Энгра, со спины. Ее поза полна чарующей женственности, а тело отличается удивительной гибкостью.
Венера Анадиомена
Картина Жана-Огюста-Доминика Энгра с изображением богини, выходящей из морской пены. Экспонируется в Музее Конде в Шантийи.
Художник начал картину, которую он называл «Венера с амурами», в 1808 году, в период своего первого пребывания в Риме в качестве пенсионера Французской Академии. «Продвинутый эскиз» в половину человеческого роста (98х57 см) ожидал доработки около сорока лет по причине отсутствия желающих приобрести картину.
По словам автора, эскиз «приводил в восхищение» всех. По сообщению Шарля Блана, её в 1817 году видел в римской мастерской Энгра Теодор Жерико.
В период своего пребывания во Флоренции (1820—1824) Энгр намеревался использовать этот эскиз при создании крупноформатного полотна для своего заказчика маркиза де Пасторе, об этом 2 января 1821 года художник писал одному из своих знакомых (Жилиберу).
Энгр сожалел о том, что должен был выполнять неинтересные ему заказы, «в то время как я был полон огня и вдохновения для более великого и божественного». Известно, что в 1823 году художник снова попытался продолжить работу над «Венерой с амурами» и опять отложил её/
Энгр дописал её в 1848 году в Париже, по просьбе Бенжамена Делестра. Работа над картиной совпала по времени с революционными событиями: «Это ещё благодеяние Провидения, что оно позволило мне работать в эти грустные моменты, и над чем? — над картиной „Венера и амуры“», — писал художник в июне того же года своему другу Маркотту.
О чем картина?
Как повествует в «Теогонии» Гесиод, когда Кронос оскопил Урана, в море попали семя и кровь последнего. Из них образовалась белоснежная пена, из которой появилась дочь неба и моря, Афродита (Венера) Анадиомена («пенорождённая»)
Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) – Французский художник, живописец, информация и картины обновлено: Сентябрь 18, 2017 автором: interesno-vse.ru
Источник: https://interesno-vse.ru/?p=18541
Жан Огюст Доминик Энгр
?
kolybanov (kolybanov) wrote, 2016-09-02 01:14:00 kolybanov kolybanov 2016-09-02 01:14:00 Category: Автор — Томаовсянка. Это цитата этого сообщенияЖан Огюст Доминик Энгр Жак-Луи Давид. Портрет художника Энгра Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года на юге Франции в старинном городе Монтобане. Отец — Жозеф Энгр, занимался живописью, гравюрой, музыкой. Причем, по мнению благодарного сына, уже обретшего к тому времени признание, если бы Энгр-старший имел те возможности, которые он предоставил своему отпрыску, то стал бы величайшим художником современности. Одно из самых ярких воспоминаний Доминика Энгра о собственном детстве — красный мелок, которым он учился рисовать под руководством отца. А на плечи матери, урожденной Анны Муле, легли все остальные заботы о троих детях. Отец решил опробовать все доступные варианты и обучал сына одновременно рисованию, пению и игре на скрипке. Быстро выяснилось, что лучше всего мальчика слушаются карандаш и кисть. Хотя любовь к музыке Доминик Энгр сохранил на всю жизнь, выражение «скрипка Энгра» стало нарицательным. Так говорили о маленькой слабости большого человека. Энгр дружил со многими музыкантами и композиторами, Лист характеризовал его игру как «миленькую» — это увлечение явно не было его сильной стороной.
Ференц Лист
С 11 до 16 лет юный Энгр обучался основам живописи в Школе изящных искусств в Тулузе. Там впервые проявился и его интерес к античности. К прославленному Давиду на курс в парижскую Академию Изящных искусств Энгр поступил в 17 лет и сразу стал одним из сильнейших учеников. Он не отличался общительностью, зато отличался упорством. На курсе ему дали прозвище «отшельник». Давид заметил трудолюбие и немалый талант юноши, и выдвинул студента на Большую Римскую премию, главная награда в которой — четырехлетняя оплаченная стажировка в Риме. Со второй попытки, в 1801 году Энгр за картину Послы Агамемнона у Ахилла получил эту премию. Увы, казна в наполеоновских войнах поиздержалась, и правительство не могло себе позволить такие расходы. В качестве компенсации художник получил в свое пользование мастерскую, в которой продолжил работать над копиями великих и завоевывал признание публики своими портретами.
С 1802 Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают Портрет Бонапарта — Первого консула (1804), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне.
«Наполеон на императорском троне»
Портрет мадам Devaucay, 1807
Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.
Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона); исполненная элегантной грации и царственности Большая одалиска.
«Купальщица Вальпинсона». 1808
Известна легенда о том, как в 1837 выдержка и спокойствие духа Энгра во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, — словно в то время были способы сбежать от такой напасти. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи.
В течение нескольких недель студенты и преподаватели не выходили из здания, упорно занимались, по вечерам устраивали музыкальные выступления, а иногда Энгр читал вслух Плутарха… Так эпидемия обошла Академию стороной.
- «Вергилий, читающий Энеиду»
- «Счастлив, кто мог познать причины вещей и поверг под ноги все страхи, и неумолимую судьбу, и шум волн жадного Ахеронта». Вергилий
- «Паоло и Франческа»
- Энгр был честолюбив, всегда мечтал о признании и очень болезненно переживал критику: через много лет мог воспроизвести ругательный отзыв в свой адрес и ответно уколоть оппонента.
- «Природная впечатлительность и безграничное желание славы не дают мне покоя», — признавался он сам.
Впоследствии искусствоведы сошлись во мнении, что Энгр-портретист — одна из сильнейших сторон его таланта. Сам же он считал портреты халтурой, ремесленным способом зарабатывать деньги. Всерьез Энгр относился к своим работам на античную и историческую тематику.
«Композитор Керубини с музой лирической поэзии». 1842
Талантливый ученик Давида, Энгр довольно быстро отошел от его принципов. На вершине личного Олимпа Энгра нашлось место лишь для главного кумира — Рафаэля.
Он вообще был убежден, что Рафаэль — лучшее, что случилось во всей мировой живописи, а после него история искусств свернула «куда-то не туда». Свою задачу Энгр видел в том, чтобы вернуться к Рафаэлю и от него пойти в правильном направлении, продолжая и развивая его традиции.
А Рубенса Энгр терпеть не мог, заявляя, что его живопись ему «противна и враждебна, как лучу света мрачная темнота».
- «Портрет мадам Муатессье». 1856
Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Противостояние этих титанов — противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности, изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй, их равновеликим по силе талантом.
Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Потому что импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. А все
они эти академизм не почитали. Так что Энгр — это гораздо больше, чем классическая традиция.
- Автопортрет в возрасте 79 лет — Жан Огюст Доминик Энгр
- Умер Доминик Энгр в Париже 14 января 1867 года.
- Ещё: Жан Огюст Доминик Энгр (1780 — 1867)
- Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/15184696.html
Жан Огюст Доминик Энгр
![]() Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres), 1780–1867 гг. · французский художник-неоклассицист. Родился в Монтабане 29 августа 1780 г. В 1791 г. поступил в Тулузскую Академию, был учеником Г.Ж. Рока и Вигана, сотрудничал с Ж. Брианом. Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. В 1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. В 1801 г. был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину “Послы Агамемнона у Ахилла” (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805 гг.), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 г. он переехал в Рим, где вскоре получил студию. В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). В 1808 г. Энгр создал картины “Купальщица Вальписон” (Лувр), “Эдип и Сфинкс”, в 1811 – “Фетида, умоляющая Зевса” (Монтабан, музей), в 1814 – “Дон Педро Толедский” (полное название – “Дон Педро Толедский, испанский посол, целующий шпагу Генриха IV”). В 1819 г. выставил в Салоне полотна “Большая одалиска” (1814 г., Лувр), “Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью” (1818 г., Мадрид); “Роже, освобождающий Анжелику” (1819 г., Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию. Первый и шумный успех Энгр завоевал, выставив в Салоне картину “Обет Людовика XIII”, после чего переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825). В 1833 г. выставил в Салоне “Портрет г-на Бертена” (Лувр). В 1834 г., после того как осталась незамеченной его картина “Св. Симфорион, идущий на казнь”, которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 г. возвратился в Париж (полотна этого периода – “Одалиска и рабыня”, Кембридж, музей Фогг; “Антиох и Стратоника”, Шантильи, музей Конде; “Портрет герцога Орлеанского”, собственность семьи Орлеанских). В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847 гг., “Железный век” и “Золотой век”, обе не были закончены в связи со смертью жены художника). В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина “Мадонна с остией” (Москва, музей им. Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр. В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852 г., Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854 г., Лувр). Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга. В 1853 г. художник выполнил плафон “Триумф Наполеона I” для городского замка (разрушен в 1871 г., в дни Коммуны), в 1855 г. выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 г. получил звание пожизненного сенатора. Умер Энгр в Париже 14 января 1867 г. По материалам энциклопедии “Кругосвет” |
Вам также может понравиться
Источник: https://greekroman.ru/gallery/art_ingres.htm
Художник Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres)
- Большая одалиска
- Галерея работ великого французского художника Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867)
- Жан Огюст Доминик Энгр – приверженец неоклассицизма, художник из Франции.
Он родился в 1780 году в Монтобане. С раннего детства Огюста обучали живописи и игре на скрипке.
В 1791 году Энгр поступает в Академию искусств в Тулузе. В свободное время художник подрабатывает в оркестре – его семья не богата и ради хлеба насущного Энг вынужден работать.
После окончания Академии художник становится учеником Жака Луи Давида. Давид прочит большие успехи своему ученику, но после трех лет обучения между учеником и учителем возникли такие творческие разногласия, что Энгр покидает мастерскую известного художника и начинает работать самостоятельно.
В этот период Жан Огюст Доминик Энгр вынужден искать не только свою индивидуальность, но и источник стабильного заработка. Он занимается иллюстрацией печатных изданий и портретной живописью. И неожиданно выясняет, что портреты могут приносить стабильный доход. При том, что портретная живопись не приносила художнику удовлетворения – он добился выдающихся успехов на этом поприще.
Портреты он писал для заработка. А для души?
С 1806 по 1820 год Жан Огюст Доминик Энгр работает в Италии и страстно увлекается искусством эпохи возрождения. В этот период были написаны такие картины, как «Большая купальщица» и «Ромул, победивший Акрона».
В это период художник пишет обнаженную женскую натуру, картины античной тематики и жанровые сценки.
В 1820 году Энгр, по приглашению одного своего приятеля, посетил Флоренцию. В прекрасном городе он находит большое количество заказчиков портретных картин.
Через четыре года художник возвращается в Париж и открывает собственную студию, начинает преподавать. В 1825 году Жан Огюст Доминик Энгр становится Академиком и директором Французской Академии в Риме, и возвращается в Италию (в 1835 году).
В течении шести лет Энг занимается педагогической и административной деятельностью, создает новые курсы в Академии, собирает библиотеку и пишет такие известные полотна, как «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием» и некоторые другие.
В 1841 году Жан Огюст Доминик Энгр возвращается в Париж. Столица Франции встретила художника оркестром и торжественным обедом.
До конца своей жизни художник активно работает, создает большое количество полотен. В возрасте 87 лет (1867 году) он простудился и умер, так и не закончив полотно «Христос у гроба». Его похоронили на кладбище Пер-Лашез.
И в заключении, я хочу предложить вашему вниманию небольшую галерею работ великого художника.
Одалиска и рабыня
Одалиска
Лежащая Венера (копия Венеры Урбинской Тициана)
Турецкая баня
Жозефина-Элеонора-Мари-де-Полин де Галар Брассак де Беарн (1825-1860), Принцесса де Бройли
Графиня д´Оссонвиль
Баронесса Бетти де Ротшильд
Руджеро, спасающий Анжелику
- Рафаэль и дочь булочника
- Жанна Дарк на коронации Карла VII в Реймском кафедральном соборе в 1429 году
- Обет Людовика XIII
- Мир искусства
Источник: https://subscribe.ru/group/pozitiv/12399061/
Доминик Энгр – Dominique Ingres
- Наполеон на императорском троне. 1806
- ДОМИНИК ЭНГР – DOMINIQUE INGRES
Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres 1780-1867. Французский художник,один из ярких представителей неоклассицизма в живописи.
Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца. В детстве он посещал классы Тулузской Академии живописи и одновременно учился игре на скрипке, однако музыкальность художника гораздо полнее проявилась позже в мелодичных и гибких линиях его картин и рисунков.
В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.
Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).
В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия.
Однако холодный и строгий классицизм учителя в творчестве ученика превращается в утонченный и самобытный стиль, свободно сплавляющий классические, романтические и реалистические веянья начала века.
Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества.
В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика», «Въезд дофина в Париж» и др.), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.
Образы Энгра глубоко поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более «странны» и загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико.
Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим нормам, но также эмоциональному порыву художника.
Стремясь к ритмической выразительности и чисто пластической экспрессии, Энгр порой смело нарушал анатомические пропорции — и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии таких «неканонических» мастеров, как Одилон Редон и Пабло Пикассо.
Однако начиная с 1820-х годов в тематических произведениях Энгра под влиянием живописи Рафаэля начинают звучать академические ноты. В таких работах, как «Обет Людовика XIII», «Апофеоз Гомера», «Святой Симфорион, идущий на казнь» или «Мадонна с причастием», свободный творческий порыв мастера и оригинальность его видения ослабляются и гаснут, подчиняясь требованиям академической догмы.
Высшие достижения Энгра были связаны не с этими холодными холстами, а с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. Здесь он не был скован официальными требованиями, не пытался достичь монументального величия Рафаэля и не подражал его мадоннам.
В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. В отличие от своего антагониста Делакруа, искавшего красоту в непрестанном движении, в порыве и трагическом противоборстве страстей, Энгр воплощал ее в гармонических, устойчивых, скульптурно-четких, масштабных и одновременно филигранных образах. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Его обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны, интимны и экзотичны, загадочны и классически ясны по форме — и при этом окружены не менее прекрасными вещами — драгоценной утварью, узорными цветными тканями и т. д. Для живописной манеры художника характерны плотная лепка, гладкая фактура, воссоздающая как бы твердую оболочку предметов, и утонченная красота колорита. Но хотя Энгр владел тайной гармонических отношений цветовых масс, главным средством его выражения оставалась линия. В изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и музыкальной, поистине поющей — передающей в своих ритмах не застывшие черты модели, но саму жизнь и движение формы.
Другой полюс искусства французского мастера — портретная живопись. Энгр ценил ее значительно меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка, а в расцвете своей славы — уступая просьбам знатных заказчиков. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства.
К числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи Ривьер, издателя Л. Бертена, пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы Джеймс Ротшильд.
Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, в которых есть нечто от ван-эйковского великолепия, и трезвые, но полные внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской монархии, типа знаменитого Луи Бертена, однако все его произведения отмечены печатью классического статуарного величия.
Характерное для XIX века иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью деталей, изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний. Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара.
Особая область искусства Энгра — его графический портрет, в котором он наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века.
Здесь поражает умение художника передать средствами чистой графики ощущение внутренней жизни модели и все пластическое и фактурное разнообразие окружающей действительности.
Для рисунков Энгра характерны каллиграфическая точность, изящество деталей и смелое противопоставление подробно прорисованной головы модели обобщенному абрису ее фигуры. В его образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное и гармоническое бытие мира.
Они кажутся непосредственными и идеальными, чеканно-твердыми и музыкально легкими, лишенными тяжести материи. Именно в карандашном портрете в полной мере проявился высший дар Энгра — его почти магическое владение линией, которое вдохновляло в XIX веке Дега, Сера и Ренуара, а в XX веке обрело в творчестве Пикассо и Матисса.
Принцесса де Брогли. 1851
- Мадам Муатессьё 1856
- Графиня Луиза де Оссонсвиль 1845
- Мадам Паула Сайгисберт 1851
- Баронесса Ротшильд. 1848
- SAHALLIN
Источник: https://sahallin.livejournal.com/25504.html
Классицизм и мифология «Источника» — французского художника Жана Огюста Доминика Энгра
«Источник» является одним из старейших и известнейших произведений французского художника Жана Огюста Доминика Энгра.
Картина считается ярчайшим образцом классицизма, ставшим источником вдохновения многих писателей и поэтов. Создание шедевра заняло у художника более 35 лет и было завершено к 1856 году.
Но кем же является женщина с картины и почему Энгр изобразил ее именно в таком виде?
Произведение выполнено в узком высоком формате и изображает обнаженную молодую женщину практически в натуральную величину.
Фигура держит в левой руке амфору, из которой вытекает вода, заполняя передний план. Ее правая рука тянется над головой, чтобы выдержать вес большого кувшина.
Обнаженная женская фигура хоть и выглядит достаточно соблазнительно, но при этом сохраняет определенную неприступность, отчужденность и даже пассивность.
Работы над «Источником» были начаты с предварительных набросков в 1820году, во время пребывания мастера во Флоренции. Там в течение четырех лет он изучал живопись эпохи Возрождения, что вполне прослеживается по необычайно гибким линиям и светлой коже персонажа.
Завершение художественного образа произошло лишь в 1856 году (спустя более чем 35 лет!) при содействии его учеников мастера.
Изображений персонаж, как и сама поза, является вполне классическими и ассоциируют обряженную женщину с богиней Венерой и нимфой источника.
Наиболее ранний и близкий пример подобного изображения прослеживается в известном произведении Сандро Боттичелли «Рождение Венеры».
«Рождение Венеры». Сандро Боттичелли, 1484 год.
Богинь Энгр рисовал несколько раз, делая акцент в основном на оригинальные позы моделей и одновременно уходя от правильной передачи анатомии к главенству красоты художественного образа.
Особо примечательно главенство форм и линий над цветом, что противоречит многим художественным принципам тех времен.
Но «Источник» является самой известной из «божественных» картин автора.
Необычайно гладкая кожа женщины создает иллюзию статуи. Подобный стиль живописи в дальнейшем нашел множество последователей.
Преемственность особо заметна по идеализированности мифологических сцен при точнейшем воспроизведении деталей.
«Рождение Венеры». Вильям Адольф Бугро, 1879 год.
В настоящее время «Источник» рассматривается как шедевр изобразительного искусства и один из ярчайших примеров классицизма, а нагота изображенной богини признана столь мягкой и проникновенной, что считается целомудренной.
Источник: https://homsk.com/martin/klassitsizm-i-mifologiya-istochnika-frantsuzskogo-khudozhnika-zhana-ogyusta-dominika-engra
Жан Огюст Доминик Энгр. (1780—1867). Биография и краткий обзор творчества
Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монто-бане 29 августа 1780 года. В 1791 году он поступил в художественную академию в Тулузе. Его учителями были Жозеф Рок, скульптор Виган. Он брал также уроки у пейзажиста Жана Бриана.
Одновременно Энгр совершенствовался в игре на скрипке и для заработка играл в оркестре театра. В августе 1797 года Энгр приехал в Париж и поступил в мастерскую Давида, а в 1799 году был принят в живописный класс Школы изящных искусств.
В 1801 году он получил большую Римскую премию, но из-за расстройства государственных финансов отъезд стипендиатов и Рим был отложен.
В 1806 году Энгр приехал в Рим, где пробыл до 1824 года. Эти итальянские годы были лучшим периодом в творчестве Энгра, в течение которого он создал такиие произведения, как «Сидящая купальщица» (1808, Париж. Лувр), «Зевс и Фетида» (1811, Экс. Музей), «Большая одалиска» (1814, Лувр), «Роже и Анжелика» (1818, Лувр).
Сохраняя в основном верность традиции классицизма, Энгр претворял эту традицию совершенно по-своему, придавая своим произведениям далекий от классических прапил остроиндивидуальный характер, что сближало его с романтиками и вызывало резкий протест со стороны защитников академического искусства, обвинявших Энгра в готичности, примитивности, излишней оригинальности.
Еще ближе подошел Энгр к романтизму в своих картинах на литературные и исторические сюжеты: «Паоло и Франческа» (1814, Шантильи), «Рафаэль и Форнарина» (1814, Кембридж, музей Фогт) и др.
Одновременно Энгр пишет целую серию блестящих портретов: «Портрет Гране» (1807, Экс, Музей), «Портрет мадам Девосе» (1807, Шантильи), «Портрет мадам де Зенон» (1815, Нант, Музей), «Портрет графа Гурьева» (1821, Ленинград, Эрмитаж). Он создает также множество карандашных портретов. В 1824 году Энгр посылает в Париж на выставку Салона большую композицию «Обет Людовика XIII».
Традиционная по форме, выдающая стремление художника как можно ближе подойти к образам Рафаэля, эта картина закрепила за Энгром репутацию вождя классицизма в разгоревшейся в 1820-х годах борьбе между классицизмом и романтизмом. Она же принесла художнику первые почести. Энгр получает орден Почетного легиона, избирается в Академию. Он открывает свою мастерскую.
Теперь Энгр занимает позицию, враждебную романтизму, и воплощает свои идеи в большой композиции «Апофеоз Гомера» (1827, Лувр). Однако картина «Св. Симфорион, идущий на казнь» (собор в Оте-не), выставленная в Салоне 1833 года, не имела успеха, и раздосадованный художник уехал снова в Рим, приняв пост директора Французской Академии.
В течение второго итальянского периода, длившегося до 1841 года, Энгр работает сравнительно мало, хотя и создает такие значительные вещи, как «Стратоника» (1840, Шантильи), -«Одалиска и рабыня» (1840, Кембридж музей Фогт), «Мадонна перед чашей с причастием» (1841, Москва, ГМИИ им. Пушкина).
В 1841 году Энгр возвращается в Париж, и с дгого времени его слава в официальных кругах утверждена окончательно. В течение многих лет он работает в замке Дампьер над стенными росписями, из которых была закончена только одна — «Золотой век». Наиболее значительные картины этого периода — «Венера Анадиомена» (1848, Шантильи) и «Турецкая баня» (1863, Париж, Лувр). С неослабевающим мастерством продолжает Энгр работать как портретист и рисовальщик.
В целом творчество Энгра очень неровно. Энгр впадает в холодную отвлеченность и эклектизм в своих больших программных композициях, в которых стремится подражать искусству прошлого, будь то искусство античное или эпохи Возрождения.
Но он выступает как талантливый художник и блестящий мастер в своих портретных работах, в рисунках с обнаженной натуры, а также в тех произведениях, где он, вопреки классицистическим требованиям, воплощает свое неповторимо индивидуальное восприятие, сближаясь в этом отношении с романтиками.
Суждения Энгра об искусстве можно изучать по следующим источникам. Первый — это тетради-дневники художника. ЭНГР не любил писать и не опубликовал ни одной критической или теоретической статьи. Но с 1806 года, а может, и немного раньше, он записывал в дневниках свои мысли об искусстве, некоторые теоретические положения, мнения о других художниках.
Записи эти, не предназначавшиеся для опубликования, не систематичны и перемешаны с заметками самого разного характера: с конспектами прочитанных книг, с черновиками писем и т. д. Второй источник — это письма художника, адресованные главным образом к близким друзьям.
Третий источник — это устные высказывания Энгра, записанные очевидцами — друзьями, учениками — и опубликованные в многочисленной мемуарной литературе.
В главных своих теоретических положениях Энгр открыто следует классицистической доктрине.
Хотя он очень красноречиво говорит о природе, о натуре как основном источнике красоты в искусстве, он все же воспринимает природу сквозь призму античного идеала и высшее проявление природы видит в искусстве античности и великих мастеров Возрождения.
Как типичный представитель классицизма Энгр видит главные элементы живописи в точном рисунке, в скульптурной лепке форм и с недоверием относится к колориту. В своем преклонении перед красотой, как перед чем-то неизменным, вечным и уже воплощенном в искусстве прошлого, проявляются идеалистические стороны доктрины Энгра.
Когда он утверждает, что в искусстве «все уже сделано» и резко протестует против каких бы то ни было новшеств, он смыкается с реакционными академическими художественными требованиями. Однако, несмотря на категоричность высказываний Энгра, они несвободны от внутренних противоречий.
Энгр иногда бывает в них столь же непоследовательным, как и в своем творчестве. Энгр далеко не всегда может согласовать свою страстную любовь к природе с приверженностью к великим примерам прошлого. Иногда он предписывает слепо копировать натуру.
Наряду с утверждением, что художником должен руководить рассудок, он признается, что псе его понятия «коренятся в области инстинкта». Говоря о примате рисунка, он тут же сообщает, что когда пишет, то всегда «думает о венецианцах». Во всех этих отклонениях, которые легко проследить, читая высказывания Энгра во «сей их совокупности, проявляется утопичность — возможно, смутно сознаваемая самим художником — его упорное стремление сохранить в условиях XIX века традицию классицизма во всей ее цельности.
Литературное и эпистолярное наследие Энгра до сих пор полностью не издано. Черновики его тетрадей-дневников, хранящиеся в музее Энгра в Монтобане, еще не все опубликованы (наибольшее количество высказываний об искусстве заключено в девятой тетради). Приведенный нами перевод сделан В. Д.
Метальниковым из книги Дела-борда: Delaborde, Ingres, sa vie, ses tra-vaux, sa doctrine, Paris, 1870. Делаборд был учеником Энгра и тонким знатоком его творчества. В своей книге он впервые опубликовал выдержки из дневников художника, из его писем и привел широко известные устные высказывания.
Возможно, что Делаборд в какой-то мере обработал приводимый им материал. Но до тех пор, пока не будет целиком опубликовано все, что было написано и сказано художником, тексты, собранные и изданные Делаборд ом (в дальнейшем не раз переиздававшиеся), могут считаться наиболее достоверными.
Из его книги взяты материалы и подразделения на отдельные темы.
Выдержки из переписки художника переведены Е. В. Жуковской по книге Буайе д’Ажана: В о u е г d’A gen, Ingres d’ap-res une Correspondance inedite, Paris, 1909. Этой книгой следует пользоваться с большой осторожностью.
Оригиналы писем Энгра к его другу Жилиберу, полученные в свое время Буайе д’Ажаном от наследников Жилибера, не сохранились, и неизвестно, насколько точно приводит их в своей книге Буайе д’Ажан.
Но за неимением других источников все исследователи вынуждены пользоваться этой книгой до настоящего времени.
Источник: http://www.winstein.org/publ/20-1-0-3848