Картина «источник», жан огюст доминик энгр

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 13Следующая ⇒

*Одалиска — наложница в гареме.

Картина «Источник», Жан Огюст Доминик Энгр

Жан Огюст Доминик Энгр.

Портрет Луизы д'Оссонвиль. 1842—1845 гг. Лувр, Париж.

Картина «Источник», Жан Огюст Доминик Энгр

Жан Огюст Доминик Энгр.

Источник. 1856 г. Музей Орсе, Париж.

мен — эта красивая и образованная дама не нуждалась в идеализации. И всё же, когда полотно было го­тово, кто-то сказал заказчице: «Должно быть, господин Энгр был в вас влюблён, если так вас напи­сал».

В характерном жесте графини д'Оссонвиль, который художник за­имствовал из древнеримских рос­писей, слились воедино смирение и загадка. Художник нашёл для этого портрета неожиданный фон — зер­кало.

Оно придаёт картине завора­живающую глубину и позволяет видеть фигуру героини сразу в двух ракурсах.

В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник», задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы.

Энгровский «Источник» свидетель­ствует о том, что и в шестидесяти­летнем возрасте его автор сохранил свежие чувства, верный глаз и твёр­дую руку; по словам голландского художника Винсента Ван Гога, «эта вещь всегда была, есть и будет чем-то поистине новым».

Творческая биография Энгра за­нимает всю первую половину XIX в.: он учился у Жака Луи Давида и пережил Эжена Делакруа.

Мастер неприязненно относился к роман­тикам, взбунтовавшимся против ака­демических традиций; поборники неоклассицизма считали его вож­дём.

Однако в своих произведениях Энгр воплотил собственное, глубо­ко личное представление о красоте. Этим он оказался внутренне близок мастерам второй половины XIX— XX столетий.

ТЕОДОР ЖЕРИКО

(1791 — 1824)

Впервые о Жане Луи Андре Теодоре Жерико заговорили в 1812 г., когда двадцатилетний ученик художест­венной мастерской отважился вы­ставить в Салоне картину «Офицер конных егерей императорской гвар­дии, идущий в атаку» («Портрет лей­тенанта Р. Дьедонне», 1812 г.). Лихой

Картина «Источник», Жан Огюст Доминик Энгр

Теодор Жерико.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/1-88625.html

Жан-Огюст-До­ми­ник Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) – Французский художник, живописец, информация и картины

Жан-Огюст-Доминик Энгр

Jean Auguste Dominique Ingres

Дата и место рождения – 29 августа 1780 г., Монтобан, Тарн и Гаронна, Франция.

Дата и место смерти – 14 января 1867 г. (86 лет), Париж, Вторая империя.

Французский художник, живописец и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Получил и художественное, и музыкальное образование, в 1797-1801 годах учился в мастерской Жака-Луи Давида. В 1806-1824 и 1835-1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции. Директор Школы изящных искусств в Париже и Французской Академии в Риме.

В молодости профессионально занимался музыкой, играл в оркестре Тулузской оперы, в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом.

Его отец был одаренным, творческим человеком: он занимался скульптурой, писал миниатюры, был резчиком по камню, а также музыкантом, – мать его была полуграмотной.

Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой.

Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).

В 1791 году Жан Огюст Доминик Энгр переезжает в Тулузу, где он был зачислен в Королевскую академию художеств, скульптуры и архитектуры.

Там его учителями стали скульптор Жан-Пьер Виган, художник-пейзажист Жан Брайант, и художник Джозеф Рок, который смог объяснить молодому художнику суть творчества Рафаэля. Он развивал свой музыкальный талан под руководством скрипача Лежена.

С 13 до 16 лет он был вторым скрипачом в оркестре Капитолия Тулузы. Любовь к скрипке будет сопровождать его всю жизнь.

Творчество Энгра делится на ряд этапов. Как художник он сформировался очень рано, и уже в мастерской Давида его стилевые и теоретические изыскания входили в конфликт с доктринами его учителя: Энгра интересовало искусство Средневековья и Кватроченто.

В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму. В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно.

Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним.

За редкими исключениями произведения Энгра посвящены мифологической и литературной тематике, а также истории античности, истолкованной в эпическом духе.

Работая в Париже до отъезда в Рим, французский живописец много работал, черпая вдохновение в творчестве Рафаэля и в гравюрах английского художника Джона Флаксмана. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке.

В 1803 году Энгру и еще пяти живописцам поступил заказ на изображение портрета Наполеона I в полный рост, эти работы были направлены в города Льеж, Антверпен, Дюнкерк, Брюссель и Гент, которые вошли в состав Франции в 1801 году.

Вероятнее всего Бонапарт не позировал художникам, и Энгр выполнил свою работу по портрету Наполеона, выполненного Антуаном-Жаном Гро в 1802 году.

Летом 1806 года Энгр обручился с Мари-Анн-Жюли Форестье, а в сентябре состоялся его отъезд в Рим. Это случилось накануне большой художественной выставки, на которой он должен был представлять свои картины, поэтому уезжал он неохотно.

Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Критики были одинаково враждебно настроены к работам этого французского живописца, называя их архаичными.

Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде.

По мнению Ф. Конисби, во времена Энгра единственным путём профессионального роста для провинциального художника был переезд в Париж. Главным центром художественного образования Франции была тогда Высшая школа изящных искусств, куда Жан Огюст поступил в августе 1797 года. Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже.

Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации. Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюисса, основанную бывшим натурщиком, где можно было писать за малую плату.

Это способствовало развитию художника в непосредственном контакте с разными по характеру моделями.

1840—1850 гг.

Вернувшись из Италии, супруги Энгр обнаружили, что существенных перемен в Школе изящных искусств и Академии нет, однако приём, который их встретил, был восторженным.

В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу.

Гектор Берлиоз посвятил Энгру концерт, на котором дирижировал исполнением его любимых произведений, наконец, театр Комеди-Франсез преподнёс художнику почётную контрамарку на пожизненное посещение всех спектаклей[104]. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.

В дальнейшем власти продолжали награждать живописца: в 1855 году он стал первым художником, возведённым в ранг великого офицера Ордена Почётного легиона; наконец, император Наполеон III в 1862 году сделал Энгра сенатором, несмотря на то, что у него резко ухудшился слух, и он был плохим оратором.

Картины

Источник

La Source

Картина «Источник», Жан Огюст Доминик Энгр

картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Работа над полотном была начата во Флоренции в 1820 и завершена в 1856 году в Париже[1].

Поза обнажённой девушки повторяет позу модели с другой картины Энгра — «Венера Анадиомена» (1848). Художник вдохновлялся знаменитыми античными изваяниями Афродиты Книдской и Венеры Стыдливой.

Два ученика Энгра, Поль Бальз и Александр Дегофф, написали сосуд, из которого льётся вода, и фон картины.

Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции.

В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел.

«Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий. Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков.

Она оставалась в коллекции графа до 1878 года, затем была передана графиней Дюшатель, которая таким образом исполнила волю мужа, музею Лувра. В Лувре полотно хранилось до 1986 года. В настоящее время находится в музее Орсе.

Обнажённая, босая девушка с сосудом, из которого льётся вода — аллегорическое изображение источника жизни (см. «Фонтан молодости»). Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку.

Это второй вариант композиции, которая, видимо, была задумана в 1807 году — именно этим временем датируются два рисунка фигуры Венеры из музея Энгра в Монтобане.

В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой.

По мнению Кеннета Кларка, мотив поднятой правой руки Энгр заимствовал у нимфы работы Жана Гужона: в коллекции Гая Ноулеса (Лондон) хранится зарисовка художника, выполненная им с известного рельефа Фонтана невинных

Большая одалиска

Картина «Источник», Жан Огюст Доминик Энгр

Картина французского художника Жана Энгра. Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году.

Когда картина «Большая одалиска» появилась в Салоне 1819 года, на Энгра посыпался град упреков. Один из критиков писал, что в «Одалиске» нет «ни костей, ни мускулов, ни крови, ни жизни, ни рельефа»… Действительно, автор «Одалиски» отказался от живой конкретности ее изображения, но зато создал образ, в котором есть и интимность, и загадочность, и притягательная экзотичность Востока.

Читайте также:  Антуан ватто, биография и картины

«Большая одалиска», написанная для Каролины Мюрат, стала самым известным и значительным произведением мастера.

Забегая вперед, следует отметить, что картина, законченная в 1814 году, так и не была взята заказчицей — падение Наполеона сказалось и на судьбе его приближенных.

Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, и только спустя 80 лет она поступила в Лувр.

Лежащая обнаженная женщина изображена, как это часто бывает у Энгра, со спины. Ее поза полна чарующей женственности, а тело отличается удивительной гибкостью.

Венера Анадиомена

Картина «Источник», Жан Огюст Доминик Энгр

Картина Жана-Огюста-Доминика Энгра с изображением богини, выходящей из морской пены. Экспонируется в Музее Конде в Шантийи.

Художник начал картину, которую он называл «Венера с амурами», в 1808 году, в период своего первого пребывания в Риме в качестве пенсионера Французской Академии. «Продвинутый эскиз» в половину человеческого роста (98х57 см) ожидал доработки около сорока лет по причине отсутствия желающих приобрести картину.

По словам автора, эскиз «приводил в восхищение» всех. По сообщению Шарля Блана, её в 1817 году видел в римской мастерской Энгра Теодор Жерико.

В период своего пребывания во Флоренции (1820—1824) Энгр намеревался использовать этот эскиз при создании крупноформатного полотна для своего заказчика маркиза де Пасторе, об этом 2 января 1821 года художник писал одному из своих знакомых (Жилиберу).

Энгр сожалел о том, что должен был выполнять неинтересные ему заказы, «в то время как я был полон огня и вдохновения для более великого и божественного». Известно, что в 1823 году художник снова попытался продолжить работу над «Венерой с амурами» и опять отложил её/

Энгр дописал её в 1848 году в Париже, по просьбе Бенжамена Делестра. Работа над картиной совпала по времени с революционными событиями: «Это ещё благодеяние Провидения, что оно позволило мне работать в эти грустные моменты, и над чем? — над картиной „Венера и амуры“», — писал художник в июне того же года своему другу Маркотту.

О чем картина?

Как повествует в «Теогонии» Гесиод, когда Кронос оскопил Урана, в море попали семя и кровь последнего. Из них образовалась белоснежная пена, из которой появилась дочь неба и моря, Афродита (Венера) Анадиомена («пенорождённая»)

Жан-Огюст-До­ми­ник Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres) – Французский художник, живописец, информация и картины обновлено: Сентябрь 18, 2017 автором: interesno-vse.ru

Источник: https://interesno-vse.ru/?p=18541

Жан Огюст Доминик Энгр

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2016-09-02 01:14:00 kolybanov kolybanov 2016-09-02 01:14:00 Category: Автор — Томаовсянка. Это цитата этого сообщенияЖан Огюст Доминик Энгр Картина «Источник», Жан Огюст Доминик Энгр Жак-Луи Давид. Портрет художника Энгра    Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года на юге Франции в старинном городе Монтобане. Отец — Жозеф Энгр, занимался живописью, гравюрой, музыкой. Причем, по мнению благодарного сына, уже обретшего к тому времени признание, если бы Энгр-старший имел те возможности, которые он предоставил своему отпрыску, то стал бы величайшим художником современности. Одно из самых ярких воспоминаний Доминика Энгра о собственном детстве — красный мелок, которым он учился рисовать под руководством отца. А на плечи матери, урожденной Анны Муле, легли все остальные заботы о троих детях. Отец решил опробовать все доступные варианты и обучал сына одновременно рисованию, пению и игре на скрипке. Быстро выяснилось, что лучше всего мальчика слушаются карандаш и кисть. Хотя любовь к музыке Доминик Энгр сохранил на всю жизнь, выражение «скрипка Энгра» стало нарицательным. Так говорили о маленькой слабости большого человека. Энгр дружил со многими музыкантами и композиторами, Лист характеризовал его игру как «миленькую» — это увлечение явно не было его сильной стороной. Картина «Источник», Жан Огюст Доминик Энгр

Ференц Лист

С 11 до 16 лет юный Энгр обучался основам живописи в Школе изящных искусств в Тулузе. Там впервые проявился и его интерес к античности. К прославленному Давиду на курс в парижскую Академию Изящных искусств Энгр поступил в 17 лет и сразу стал одним из сильнейших учеников. Он не отличался общительностью, зато отличался упорством. На курсе ему дали прозвище «отшельник». Давид заметил трудолюбие и немалый талант юноши, и выдвинул студента на Большую Римскую премию, главная награда в которой — четырехлетняя оплаченная стажировка в Риме. Со второй попытки, в 1801 году Энгр за картину Послы Агамемнона у Ахилла получил эту премию. Увы, казна в наполеоновских войнах поиздержалась, и правительство не могло себе позволить такие расходы. В качестве компенсации художник получил в свое пользование мастерскую, в которой продолжил работать над копиями великих и завоевывал признание публики своими портретами.

С 1802 Энгр начинает выставляться в Салоне. Ему заказывают Портрет Бонапарта — Первого консула (1804), и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне.

«Наполеон на императорском троне»

Портрет мадам Devaucay, 1807     

   Энгр с благоговением относился к красоте, воспринимая ее как редкий дар. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.

   Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона); исполненная элегантной грации и царственности Большая одалиска.

«Купальщица Вальпинсона». 1808

    Известна легенда о том, как в 1837 выдержка и спокойствие духа Энгра  во время вспышки эпидемии холеры спасли его студентов. Один из студентов заболел и умер, остальные запаниковали, бросились паковать вещи, чтобы бежать, — словно в то время были способы сбежать от такой напасти. Энгр запер все двери и запретил кому бы то ни было покидать стены виллы Медичи.

В течение нескольких недель студенты и преподаватели не выходили из здания, упорно занимались, по вечерам устраивали музыкальные выступления, а иногда Энгр читал вслух Плутарха… Так эпидемия обошла Академию стороной.

  • «Вергилий, читающий Энеиду»  
  • «Счастлив, кто мог познать причины вещей и поверг под ноги все страхи, и неумолимую судьбу, и шум волн жадного Ахеронта». Вергилий
  • «Паоло и Франческа»
  • Энгр был честолюбив, всегда мечтал о признании и очень болезненно переживал критику: через много лет мог воспроизвести ругательный отзыв в свой адрес и ответно уколоть оппонента.
  • «Природная впечатлительность и безграничное желание славы не дают мне покоя», — признавался он сам. 

Впоследствии искусствоведы сошлись во мнении, что Энгр-портретист — одна из сильнейших сторон его таланта. Сам же он считал портреты халтурой, ремесленным способом зарабатывать деньги. Всерьез Энгр относился к своим работам на античную и историческую тематику.

«Композитор Керубини с музой лирической поэзии». 1842

Талантливый ученик Давида, Энгр довольно быстро отошел от его принципов. На вершине личного Олимпа Энгра нашлось место лишь для главного кумира — Рафаэля.

Он вообще был убежден, что Рафаэль — лучшее, что случилось во всей мировой живописи, а после него история искусств свернула «куда-то не туда». Свою задачу Энгр видел в том, чтобы вернуться к Рафаэлю и от него пойти в правильном направлении, продолжая и развивая его традиции.

А Рубенса Энгр терпеть не мог, заявляя, что его живопись ему «противна и враждебна, как лучу света мрачная темнота». 

  1. «Портрет мадам Муатессье». 1856

   Говоря про Энгра, вспоминают Делакруа. Противостояние этих титанов — противостояние классицизма и романтизма создавало напряженность, в которой развивалась французская живопись тех лет. Античные мотивы и сюжеты, обращение к фрескам возрождения, поклонение Рафаэлю, тончайший рисунок, приверженность классицизму Энгра противостояли страстности, изощренному владению цветом и романтической доктрине Делакруа. Уравновешивалось соперничество, пожалуй, их равновеликим по силе талантом. 

   Энгра называли последним оплотом классической школы, но при этом явно недооценивали. Потому что импрессионисты, которым в том числе был призван противостоять этот «оплот», Энгром восхищались. Его влияние признавали фовисты во главе с Матиссом, кубисты под началом Пикассо. А все

они эти академизм не почитали. Так что Энгр — это гораздо больше, чем классическая традиция.

  • Автопортрет в возрасте 79 лет — Жан Огюст Доминик Энгр
  • Умер Доминик Энгр в Париже 14 января 1867 года.
  • Ещё: Жан Огюст Доминик Энгр (1780 — 1867)
  • Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/15184696.html

Жан Огюст Доминик Энгр

Картина «Источник», Жан Огюст Доминик Энгр
Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres), 1780–1867 гг. · французский художник-неоклассицист. Родился в Монтабане 29 августа 1780 г. В 1791 г. поступил в Тулузскую Академию, был учеником Г.Ж. Рока и Вигана, сотрудничал с Ж. Брианом. Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. В 1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств. В 1801 г. был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину “Послы Агамемнона у Ахилла” (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание). В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805 гг.), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 г. он переехал в Рим, где вскоре получил студию. В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане). В 1808 г. Энгр создал картины “Купальщица Вальписон” (Лувр), “Эдип и Сфинкс”, в 1811 – “Фетида, умоляющая Зевса” (Монтабан, музей), в 1814 – “Дон Педро Толедский” (полное название – “Дон Педро Толедский, испанский посол, целующий шпагу Генриха IV”). В 1819 г. выставил в Салоне полотна “Большая одалиска” (1814 г., Лувр), “Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью” (1818 г., Мадрид); “Роже, освобождающий Анжелику” (1819 г., Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.
Первый и шумный успех Энгр завоевал, выставив в Салоне картину “Обет Людовика XIII”, после чего переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825). В 1833 г. выставил в Салоне “Портрет г-на Бертена” (Лувр). В 1834 г., после того как осталась незамеченной его картина “Св. Симфорион, идущий на казнь”, которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 г. возвратился в Париж (полотна этого периода – “Одалиска и рабыня”, Кембридж, музей Фогг; “Антиох и Стратоника”, Шантильи, музей Конде; “Портрет герцога Орлеанского”, собственность семьи Орлеанских). В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847 гг., “Железный век” и “Золотой век”, обе не были закончены в связи со смертью жены художника).
В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина “Мадонна с остией” (Москва, музей им. Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр. В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852 г., Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854 г., Лувр). Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга.
В 1853 г. художник выполнил плафон “Триумф Наполеона I” для городского замка (разрушен в 1871 г., в дни Коммуны), в 1855 г. выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 г. получил звание пожизненного сенатора. Умер Энгр в Париже 14 января 1867 г.
По материалам энциклопедии “Кругосвет”
Читайте также:  Натюрморт с музыкальными инструментами, эваристо баскенис, 1650

Вам также может понравиться

Источник: https://greekroman.ru/gallery/art_ingres.htm

Художник Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres)

  • Большая одалиска
  • Галерея работ великого французского художника Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867) 
  • Жан Огюст Доминик Энгр – приверженец неоклассицизма, художник из Франции.

Он родился в 1780 году в Монтобане. С раннего детства Огюста обучали живописи и игре на скрипке.

В 1791 году Энгр поступает в Академию искусств в Тулузе. В свободное время художник подрабатывает в оркестре – его семья не богата и ради хлеба насущного Энг вынужден работать.

После окончания Академии художник становится учеником Жака Луи Давида. Давид прочит большие успехи своему ученику, но после трех лет обучения между учеником и учителем возникли такие творческие разногласия, что Энгр покидает мастерскую известного художника и начинает работать самостоятельно.

В этот период Жан Огюст Доминик Энгр вынужден искать не только свою индивидуальность, но и источник стабильного заработка. Он занимается иллюстрацией печатных изданий и портретной живописью. И неожиданно выясняет, что портреты могут приносить стабильный доход. При том, что портретная живопись не приносила художнику удовлетворения – он добился выдающихся успехов на этом поприще.

Портреты он писал для заработка. А для души?

С 1806 по 1820 год Жан Огюст Доминик Энгр работает в Италии и страстно увлекается искусством эпохи возрождения. В этот период были написаны такие картины, как «Большая купальщица» и «Ромул, победивший Акрона».

В это период художник пишет обнаженную женскую натуру, картины античной тематики и жанровые сценки.

В 1820 году Энгр, по приглашению одного своего приятеля, посетил Флоренцию. В прекрасном городе он находит большое количество заказчиков портретных картин.

Через четыре года художник возвращается в Париж и открывает собственную студию, начинает преподавать. В 1825 году Жан Огюст Доминик Энгр становится Академиком и директором Французской Академии в Риме, и возвращается в Италию (в 1835 году).

В течении шести лет Энг занимается педагогической и административной деятельностью, создает новые курсы в Академии, собирает библиотеку и пишет такие известные полотна, как «Одалиска и рабыня», «Мадонна перед чашей с причастием» и некоторые другие.

В 1841 году Жан Огюст Доминик Энгр возвращается в Париж. Столица Франции встретила художника оркестром и торжественным обедом.

До конца своей жизни художник активно работает, создает большое количество полотен. В возрасте 87 лет (1867 году) он простудился и умер, так и не закончив полотно «Христос у гроба». Его похоронили на кладбище Пер-Лашез.

И в заключении, я хочу предложить вашему вниманию небольшую галерею работ великого художника.

Одалиска и рабыня

Одалиска

Лежащая Венера (копия Венеры Урбинской Тициана)

Турецкая баня

Жозефина-Элеонора-Мари-де-Полин де Галар Брассак де Беарн (1825-1860), Принцесса де Бройли

Графиня д´Оссонвиль

Баронесса Бетти де Ротшильд

Руджеро, спасающий Анжелику

  1. Рафаэль и дочь булочника
  2. Жанна Дарк на коронации Карла VII в Реймском кафедральном соборе в 1429 году
  3. Обет Людовика XIII
  4. Мир искусства

Источник: https://subscribe.ru/group/pozitiv/12399061/

Доминик Энгр – Dominique Ingres

  •                 
  • Наполеон на императорском троне. 1806
  • ДОМИНИК ЭНГР – DOMINIQUE INGRES

Жан Огюст Доминик Энгр – Jean Auguste Dominique Ingres 1780-1867. Французский художник,один из ярких представителей неоклассицизма в живописи.

Энгр родился в южно-французском городе Монтабане, в семье талантливого скульптора и живописца. В детстве он посещал классы Тулузской Академии живописи и одновременно учился игре на скрипке, однако музыкальность художника гораздо полнее проявилась позже в мелодичных и гибких линиях его картин и рисунков.

В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.

Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).

В искусство XIX века Энгр вошел прежде всего как «наследник» Давида, продолжатель классических традиций конца предыдущего столетия.

Однако холодный и строгий классицизм учителя в творчестве ученика превращается в утонченный и самобытный стиль, свободно сплавляющий классические, романтические и реалистические веянья начала века.

Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества.

В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы («Эдип и сфинкс», «Зевс и Фетида», «Сон Оссиана», «Паоло и Франческа», «Роже и Анжелика», «Въезд дофина в Париж» и др.), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи.

Образы Энгра глубоко поэтичны и при всем своем классицизме зачастую более «странны» и загадочны, чем образы его романтических антиподов Делакруа и Жерико.

Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим нормам, но также эмоциональному порыву художника.

Стремясь к ритмической выразительности и чисто пластической экспрессии, Энгр порой смело нарушал анатомические пропорции — и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии таких «неканонических» мастеров, как Одилон Редон и Пабло Пикассо.

Однако начиная с 1820-х годов в тематических произведениях Энгра под влиянием живописи Рафаэля начинают звучать академические ноты. В таких работах, как «Обет Людовика XIII», «Апофеоз Гомера», «Святой Симфорион, идущий на казнь» или «Мадонна с причастием», свободный творческий порыв мастера и оригинальность его видения ослабляются и гаснут, подчиняясь требованиям академической догмы.

Высшие достижения Энгра были связаны не с этими холодными холстами, а с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. Здесь он не был скован официальными требованиями, не пытался достичь монументального величия Рафаэля и не подражал его мадоннам.

В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. В отличие от своего антагониста Делакруа, искавшего красоту в непрестанном движении, в порыве и трагическом противоборстве страстей, Энгр воплощал ее в гармонических, устойчивых, скульптурно-четких, масштабных и одновременно филигранных образах. Вместе с тем он был далек от одноплановости. Его обнаженные целомудренно строги и чувственно полнокровны, интимны и экзотичны, загадочны и классически ясны по форме — и при этом окружены не менее прекрасными вещами — драгоценной утварью, узорными цветными тканями и т. д. Для живописной манеры художника характерны плотная лепка, гладкая фактура, воссоздающая как бы твердую оболочку предметов, и утонченная красота колорита. Но хотя Энгр владел тайной гармонических отношений цветовых масс, главным средством его выражения оставалась линия. В изображениях обнаженной натуры она кажется особенно чистой и музыкальной, поистине поющей — передающей в своих ритмах не застывшие черты модели, но саму жизнь и движение формы.

Другой полюс искусства французского мастера — портретная живопись. Энгр ценил ее значительно меньше сюжетной и в юности зачастую обращался к ней в поисках заработка, а в расцвете своей славы — уступая просьбам знатных заказчиков. Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства.

К числу наиболее известных его портретов относятся портреты семьи Ривьер, издателя Л. Бертена, пейзажиста Ф. Грене, графа Гурьева, г-жи Зенон, г-жи Девосей, баронессы Джеймс Ротшильд.

Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, в которых есть нечто от ван-эйковского великолепия, и трезвые, но полные внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской монархии, типа знаменитого Луи Бертена, однако все его произведения отмечены печатью классического статуарного величия.

Характерное для XIX века иллюзионистическое правдоподобие в изображении модели сочетается в них с несравненной утонченностью эстетической интерпретации, с яркостью деталей, изысканностью линейных ритмов и смелостью цветовых сочетаний. Особенно декоративны женские портреты мастера, впоследствии восхищавшие своей красочностью Огюста Ренуара.

Особая область искусства Энгра — его графический портрет, в котором он наследовал лучшие традиции французского карандашного портрета XVI века.

Здесь поражает умение художника передать средствами чистой графики ощущение внутренней жизни модели и все пластическое и фактурное разнообразие окружающей действительности.

Для рисунков Энгра характерны каллиграфическая точность, изящество деталей и смелое противопоставление подробно прорисованной головы модели обобщенному абрису ее фигуры. В его образах запечатлено конкретное и при этом как бы очищенное, вневременное и гармоническое бытие мира.

Они кажутся непосредственными и идеальными, чеканно-твердыми и музыкально легкими, лишенными тяжести материи. Именно в карандашном портрете в полной мере проявился высший дар Энгра — его почти магическое владение линией, которое вдохновляло в XIX веке Дега, Сера и Ренуара, а в XX веке обрело в творчестве Пикассо и Матисса.

Читайте также:  Как создавались ватиканские музеи

Принцесса де Брогли. 1851

  1.  
  2. Мадам Муатессьё 1856
  3. Графиня Луиза де Оссонсвиль 1845
  4. Мадам Паула Сайгисберт 1851
  5. Баронесса Ротшильд. 1848
  6. SAHALLIN

Источник: https://sahallin.livejournal.com/25504.html

Классицизм и мифология «Источника» — французского художника Жана Огюста Доминика Энгра

«Источник» является одним из старейших и известнейших произведений французского художника Жана Огюста Доминика Энгра.

Картина считается ярчайшим образцом классицизма, ставшим источником вдохновения многих писателей и поэтов. Создание шедевра заняло у художника более 35 лет и было завершено к 1856 году.

Но кем же является женщина с картины и почему Энгр изобразил ее именно в таком виде?

Произведение выполнено в узком высоком формате и изображает обнаженную молодую женщину практически в натуральную величину.

Фигура держит в левой руке амфору, из которой вытекает вода, заполняя передний план. Ее правая рука тянется над головой, чтобы выдержать вес большого кувшина.

Обнаженная женская фигура хоть и выглядит достаточно соблазнительно, но при этом сохраняет определенную неприступность, отчужденность и даже пассивность.

Работы над «Источником» были начаты с предварительных набросков в 1820году, во время пребывания мастера во Флоренции. Там в течение четырех лет он изучал живопись эпохи Возрождения, что вполне прослеживается по необычайно гибким линиям и светлой коже персонажа.

Завершение художественного образа произошло лишь в 1856 году (спустя более чем 35 лет!) при содействии его учеников мастера.

Изображений персонаж, как и сама поза, является вполне классическими и ассоциируют обряженную женщину с богиней Венерой и нимфой источника.

Наиболее ранний и близкий пример подобного изображения прослеживается в известном произведении Сандро Боттичелли «Рождение Венеры».

«Рождение Венеры». Сандро Боттичелли, 1484 год.

Богинь Энгр рисовал несколько раз, делая акцент в основном на оригинальные позы моделей и одновременно уходя от правильной передачи анатомии к главенству красоты художественного образа.

Особо примечательно главенство форм и линий над цветом, что противоречит многим художественным принципам тех времен.

Но «Источник» является самой известной из «божественных» картин автора.

Необычайно гладкая кожа женщины создает иллюзию статуи. Подобный стиль живописи в дальнейшем нашел множество последователей.

Преемственность особо заметна по идеализированности мифологических сцен при точнейшем воспроизведении деталей.

«Рождение Венеры». Вильям Адольф Бугро, 1879 год.

В настоящее время «Источник» рассматривается как шедевр изобразительного искусства и один из ярчайших примеров классицизма, а нагота изображенной богини признана столь мягкой и проникновенной, что считается целомудренной.

Источник: https://homsk.com/martin/klassitsizm-i-mifologiya-istochnika-frantsuzskogo-khudozhnika-zhana-ogyusta-dominika-engra

Жан Огюст Доминик Энгр. (1780—1867). Биография и краткий обзор творчества

Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монто-бане 29 августа 1780 года. В 1791 году он поступил в художественную академию в Тулузе. Его учителями были Жозеф Рок, скульптор Виган. Он брал также уроки у пейзажиста Жана Бриана.

Одновременно Энгр совершенствовался в игре на скрипке и для заработка играл в оркестре театра. В августе 1797 года Энгр приехал в Париж и поступил в мастерскую Давида, а в 1799 году был принят в живописный класс Школы изящных искусств.

В 1801 году он получил большую Римскую премию, но из-за расстройства государственных финансов отъезд стипендиатов и Рим был отложен.

В 1806 году Энгр приехал в Рим, где пробыл до 1824 года. Эти итальянские годы были лучшим периодом в творчестве Энгра, в течение которого он создал такиие произведения, как «Сидящая купальщица» (1808, Париж. Лувр), «Зевс и Фетида» (1811, Экс. Музей), «Большая одалиска» (1814, Лувр), «Роже и Анжелика» (1818, Лувр).

Сохраняя в основном верность традиции классицизма, Энгр претворял эту традицию совершенно по-своему, придавая своим произведениям далекий от классических прапил остроиндивидуальный характер, что сближало его с романтиками и вызывало резкий протест со стороны защитников академического искусства, обвинявших Энгра в готичности, примитивности, излишней оригинальности.

Еще ближе подошел Энгр к романтизму в своих картинах на литературные и исторические сюжеты: «Паоло и Франческа» (1814, Шантильи), «Рафаэль и Форнарина» (1814, Кембридж, музей Фогт) и др.

Одновременно Энгр пишет целую серию блестящих портретов: «Портрет Гране» (1807, Экс, Музей), «Портрет мадам Девосе» (1807, Шантильи), «Портрет мадам де Зенон» (1815, Нант, Музей), «Портрет графа Гурьева» (1821, Ленинград, Эрмитаж). Он создает также множество карандашных портретов. В 1824 году Энгр посылает в Париж на выставку Салона большую композицию «Обет Людовика XIII».

Традиционная по форме, выдающая стремление художника как можно ближе подойти к образам Рафаэля, эта картина закрепила за Энгром репутацию вождя классицизма в разгоревшейся в 1820-х годах борьбе между классицизмом и романтизмом. Она же принесла художнику первые почести. Энгр получает орден Почетного легиона, избирается в Академию. Он открывает свою мастерскую.

Теперь Энгр занимает позицию, враждебную романтизму, и воплощает свои идеи в большой композиции «Апофеоз Гомера» (1827, Лувр). Однако картина «Св. Симфорион, идущий на казнь» (собор в Оте-не), выставленная в Салоне 1833 года, не имела успеха, и раздосадованный художник уехал снова в Рим, приняв пост директора Французской Академии.

В течение второго итальянского периода, длившегося до 1841 года, Энгр работает сравнительно мало, хотя и создает такие значительные вещи, как «Стратоника» (1840, Шантильи), -«Одалиска и рабыня» (1840, Кембридж музей Фогт), «Мадонна перед чашей с причастием» (1841, Москва, ГМИИ им. Пушкина).

В 1841 году Энгр возвращается в Париж, и с дгого времени его слава в официальных кругах утверждена окончательно. В течение многих лет он работает в замке Дампьер над стенными росписями, из которых была закончена только одна — «Золотой век». Наиболее значительные картины этого периода — «Венера Анадиомена» (1848, Шантильи) и «Турецкая баня» (1863, Париж, Лувр). С неослабевающим мастерством продолжает Энгр работать как портретист и рисовальщик.

В целом творчество Энгра очень неровно. Энгр впадает в холодную отвлеченность и эклектизм в своих больших программных композициях, в которых стремится подражать искусству прошлого, будь то искусство античное или эпохи Возрождения.

Но он выступает как талантливый художник и блестящий мастер в своих портретных работах, в рисунках с обнаженной натуры, а также в тех произведениях, где он, вопреки классицистическим требованиям, воплощает свое неповторимо индивидуальное восприятие, сближаясь в этом отношении с романтиками.

Суждения Энгра об искусстве можно изучать по следующим источникам. Первый — это тетради-дневники художника. ЭНГР не любил писать и не опубликовал ни одной критической или теоретической статьи. Но с 1806 года, а может, и немного раньше, он записывал в дневниках свои мысли об искусстве, некоторые теоретические положения, мнения о других художниках.

Записи эти, не предназначавшиеся для опубликования, не систематичны и перемешаны с заметками самого разного характера: с конспектами прочитанных книг, с черновиками писем и т. д. Второй источник — это письма художника, адресованные главным образом к близким друзьям.

Третий источник — это устные высказывания Энгра, записанные очевидцами — друзьями, учениками — и опубликованные в многочисленной мемуарной литературе.

В главных своих теоретических положениях Энгр открыто следует классицистической доктрине.

Хотя он очень красноречиво говорит о природе, о натуре как основном источнике красоты в искусстве, он все же воспринимает природу сквозь призму античного идеала и высшее проявление природы видит в искусстве античности и великих мастеров Возрождения.

Как типичный представитель классицизма Энгр видит главные элементы живописи в точном рисунке, в скульптурной лепке форм и с недоверием относится к колориту. В своем преклонении перед красотой, как перед чем-то неизменным, вечным и уже воплощенном в искусстве прошлого, проявляются идеалистические стороны доктрины Энгра.

Когда он утверждает, что в искусстве «все уже сделано» и резко протестует против каких бы то ни было новшеств, он смыкается с реакционными академическими художественными требованиями. Однако, несмотря на категоричность высказываний Энгра, они несвободны от внутренних противоречий.

Энгр иногда бывает в них столь же непоследовательным, как и в своем творчестве. Энгр далеко не всегда может согласовать свою страстную любовь к природе с приверженностью к великим примерам прошлого. Иногда он предписывает слепо копировать натуру.

Наряду с утверждением, что художником должен руководить рассудок, он признается, что псе его понятия «коренятся в области инстинкта». Говоря о примате рисунка, он тут же сообщает, что когда пишет, то всегда «думает о венецианцах». Во всех этих отклонениях, которые легко проследить, читая высказывания Энгра во «сей их совокупности, проявляется утопичность — возможно, смутно сознаваемая самим художником — его упорное стремление сохранить в условиях XIX века традицию классицизма во всей ее цельности.

Литературное и эпистолярное наследие Энгра до сих пор полностью не издано. Черновики его тетрадей-дневников, хранящиеся в музее Энгра в Монтобане, еще не все опубликованы (наибольшее количество высказываний об искусстве заключено в девятой тетради). Приведенный нами перевод сделан В. Д.

Метальниковым из книги Дела-борда: Delaborde, Ingres, sa vie, ses tra-vaux, sa doctrine, Paris, 1870. Делаборд был учеником Энгра и тонким знатоком его творчества. В своей книге он впервые опубликовал выдержки из дневников художника, из его писем и привел широко известные устные высказывания.

Возможно, что Делаборд в какой-то мере обработал приводимый им материал. Но до тех пор, пока не будет целиком опубликовано все, что было написано и сказано художником, тексты, собранные и изданные Делаборд ом (в дальнейшем не раз переиздававшиеся), могут считаться наиболее достоверными.

Из его книги взяты материалы и подразделения на отдельные темы.

Выдержки из переписки художника переведены Е. В. Жуковской по книге Буайе д’Ажана: В о u е г d’A gen, Ingres d’ap-res une Correspondance inedite, Paris, 1909. Этой книгой следует пользоваться с большой осторожностью.

Оригиналы писем Энгра к его другу Жилиберу, полученные в свое время Буайе д’Ажаном от наследников Жилибера, не сохранились, и неизвестно, насколько точно приводит их в своей книге Буайе д’Ажан.

Но за неимением других источников все исследователи вынуждены пользоваться этой книгой до настоящего времени.

Источник: http://www.winstein.org/publ/20-1-0-3848

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector