Как создавались ватиканские музеи

Под емкой вывеской «музеи Ватикана» (Musei Vaticani) скрывается целая плеяда выставочных залов и галерей. Возраст наиболее почтенных экспозиций насчитывает 5 веков.

За это время кураторы музеев успели собрать потрясающую коллекцию скульптуры, живописи, рукописей, предметов быта и религиозного искусства.

Оценить по достоинству шедевры мирового искусства можно только в блестящем обрамлении дворцов Ватикана.

История

В XV веке в Ватикане была построена знаменитая Сикстинская капелла (Cappella Sistina).

Архитектор Джованни ди Дольчи (Giovannino de’ Dolci) создал скромное церковное строение, которое изнутри было украшено ренессансными мастерами кисти: Боттичелли (Sandro Botticelli), Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), Росселли (Cosimo Rosselli) и Перуджино (Pietro Perugino). Отдельным украшением капеллы служит фреска работы Микеланджело (Michelangelo di Lodovico) «Страшный суд».

Как создавались ватиканские музеи

В конце XV – начале XVI веков на территории Ватикана возникает еще один памятник архитектуры и искусства – башня Борджиа (Torre dei Borgia). Основал традицию сбора изящных предметов папа Юлий II. В XVI веке он начал активно коллекционировать римские копии античных скульптур и организовал для своей экспозиции подходящее пространство.

Как создавались ватиканские музеи

В начале XX века Ватикан узаконил себя в качестве суверенного государства. Латеранский договор закрепил права и свободы папской власти. Все предметы собранные искусств перешли в собственность католической церкви. Однако этот же документ обязал церковь открыть экспозиции для посещения всеми желающими.

  • Важно прочитать: что можно посетить в Ватикане?

Итак, что же посмотреть обязательно в музеях Ватикана самостоятельному туристу, кроме Сикстинской капеллы?

Двор Бельведера (Cortile del Belvedere)

На протяжении XVI века папа Юлий II проводит реконструкцию имеющихся дворцов. Таким образом, под руководством архитектора Донато Браманте (Donato Bramante) на базе палаццо Иннокентия VII и Николая V возникает Двор Бельведера.

Архитектура зданий – прекрасный образчик эпохи Высокого Возрождения.

Ее классическую красоту дополняют и подчеркивают экспонаты: античная статуя Аполлона, архитектурная группа Лаокоон и сыновья, Персей работы Кановы (Antonio Canova) Бельведерский торс, статуя Афродиты Книдской.

Музей Пия-Клемента (Museo Pio-Clementino)

Как создавались ватиканские музеи

Все эти чудеса выставлены во внутреннем дворике Бельведера —  Музее Пия-Клемента . Идейным вдохновителем собрания данных предметов искусства  является папа Клемент XIV, бывший у власти в  70-х годах XVIII столетия. Его приемник —  Пий VI также не обделил музей своим вниманием. Всего в Музее Пия-Клемента насчитывается 8 залов.

Григорианский Египетский музей (Museo Gregoriano Egizio)

Как создавались ватиканские музеи

Еще одна интересная экспозиция разместилась на верхних этажах Бельведера – это Григорианский Египетский музей . Первые экспонаты были собраны папой Пием VII, организовал музей уже его приемник – Григорий XVI в 1839 году. В 9 залах можно увидеть культовые египетские предметы, датированные III веком до н.э. Наибольшей популярностью пользуются: безголовая статуя жреца Уджагорресента, статуи фараонов, саркофаги, древние мумии, канопы. Также есть отдельные залы, посвященные культурам Месопотамии и Сирии.

Двор Сосновой Шишки (Cortile Della Pigna)

Как создавались ватиканские музеи

Во Дворе Сосновой Шишки  можно наблюдать необычные экспонаты под открытым небом: гигантскую сосновую шишку, украшающую фонтан и большую бронзовую сферу. Фонтан, украшенный шишкой – это древний символ жизни.

Как создавались ватиканские музеи

А сверкающая на солнце бронзовая скульптура «Сфера внутри сферы» (Sfera con sfera) — это уже символ жизни современного человека. Инсталляция авторства Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro) появилась в Ватикане в 1990 году благодаря усилиям папы Павла II. Четырехметровая внешняя сфера, отлитая из бронзы, установлена на лужайке Бельведера, внутри нее вращается сфера поменьше.

Как создавались ватиканские музеи

Сквозь прорехи и разрывы во внешней оболочке виден рисунок, нанесенный на внутренний шар. Таким образом архитектор изобразил современный символ жизни — Землю, окруженную Вселенной. И все то, что земляне делают со своей планетой транслируется во внешний мир.

Пинакотека

У коллекции ватиканских картин – непростая история: стоило Папе Пию VI в конце XVIII века заявить о своем собрании – и всего через несколько лет наполеоновские войска увозят лучшие работы в Париж, откуда с большим трудом и в весьма плачевном состоянии они вернулись лишь через 20 лет. Сегодня в Пинакотеке насчитывается около 460 работ, которые рассказывают историю развития живописи от примитивного стиля Средневековья вплоть до XIX века.

Музеи Апостольского дворца (Palazzo Apostolico)

Как создавались ватиканские музеи

Вход в Музеи Ватикана начинается  с необычной достопримечательности — спиральной лестницы архитектора Джузеппе Момо (Giuseppe Momo). Головокружительная винтовая лестница появилась в 1932 году. Собственные независимые радиусы лестницы и ее перил позволяют охватить взглядом постройку по всей ее высоте!

Как создавались ватиканские музеи

К тому же, закрученный в бараний рог спуск, вначале имеет плоскую поверхность, которая постепенно переходит в ступени. Итак, преодолев чудесную лестницу, к вниманию посетителя откроется 7 километров коридоров и переходов, ведущих в 1400 залов, заполненных 60 тысячами бесценных экспонатов.

Станцы Рафаэля

Три больших и светлых комнаты в северном крыле Апостольского дворца носят имя — Станцы Рафаэля. На итальянском слово «stanza» означает «комната». Таким образом, перед восхищенными путешественниками предстанут три комнаты, расписанные несомненным гением эпохи Возрождения – Рафаэлем Санти (Raffaello Santi).

Как создавались ватиканские музеи

Комнаты имеют отдельные названия, согласно тематике фресок: Комната суда (Stanza della segnatura), Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro) и Комната Пламени (Stanza dell’Incendio del Borgo). К станцам примыкает огромное помещение – Зал Констанца (Sala di Costantino).

Апартаменты Борджиа

Часть палаццо Николая V занимают Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia) – покои папы Александра VI.

При жизни папы в конце XV столетия своды апартаментов были расписаны знаменитыми художниками эпохи Возрождения: Пинтуриккьо и Браманте. Стены и потолки залов украшают изображения пророков и средневековых наук, а также библейские сюжеты.

Григорианский Этрусский музей (Museo Gregoriano Etrusco)

Григорианский Этрусский музей  был основан в 1837 году. Он позволит совершить экскурс в прошлое Италии. Этруски – древние обитатели Апеннин, расцвет цивилизации которых пришелся на VIII до н.э. В музее собрана богатейшая коллекция предметов культуры, религии и быта этрусков. В 22 залах выставлены статуи, изделия из бронзы, обработанного камня, керамики.

Ватиканская апостольская библиотека (Bibliotheca Apostolica Vaticana)

Ученым гостям Ватикана будет интересна Ватиканская апостольская библиотека. Специалистам попасть сюда можно только по предварительной записи за несколько месяцев.

В 1475 году этот музей был основан папой Николаем V. За прошедшие 6 столетий в фондах библиотеки накопилось порядка 1 миллиона 600 тысяч отпечатанных типографским образом книг. Около 150 тысяч манускриптов, столько же гравюр, большая коллекция географических карт, наградных медалей и монет, гобеленов и даже подсвечников! Все экспонаты бережно хранятся и по мере необходимости реставрируются.

Первоначальное предназначение Ватиканской библиотеки – архив важной документации. Со временем фонды библиотеки ширились, наполняясь редкими изданиями.

Не могут оставить безучастными стеновые и потолочные фрески Гирландайо, Мелоццо да Форли (Melozzo da Forli), Романо (Antonio Aquilio).

Особенно впечатлительные гости верят в то, что от глаз простых смертных скрыты целые залы с запрещенной литературой.

Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti)

Увековечить настоящую фамилию одного из римских пап призван музей Кьярамонти. Пий VII – представитель старого итальянского рода Кьярамонти заручился поддержкой Антонио Кановы и в начале XIX века создал музей, посвященный скульптуре.

 Сводчатая галерея, соединяющая Апостольский дворец с Бельведером, украшенная статуями и бюстами, была названа  — Коридор. Наиболее интересны в этой части выставки: барельеф «Три грации» и древние каменные головы небожителей Посейдона и Афины.

Сравнительно новая часть музея Кьярамонти получила название Новое крыло (Braccio Nuovo), в залах которого собраны предметы искусства времен Древней Греции и Римской империи.

Сильное впечатление производит светлый зал, выполненный в классической манере. В нишах между колоннами выставлены статуи древних божеств, императоров и воителей. Третья часть музея Кьярамонти представленная Galleria Lapidaria – внушительным собранием надписей раннехристианского и языческого периодов.

Исторический музей (Museo Storico Vaticano)

Современная история Ватикана, а также жизнь Римских пап XX-XXI столетий ярко освещена в Историческом музее . Среди прочих диковинок посетители данной выставки смогут взглянуть на бронированные Папамобили, макет локомотива, использованного Ватиканом в 30-е годы прошлого века, кареты и другие атрибуты папской жизни.

Папский гараж

Павильон повозок, или Папский гараж, с 1963 года является одной из самых необычных частей Музеев Ватикана.

Тут представлена захватывающая история передвижения понтификов: десятки карет, 12 автомобилей, руль гоночной Феррари, паланкины, сбруи, седла, модели самолета, паровоза и даже корабля.

Роскошная карета для торжественных выступлений и папамобиль, во время поездки на котором было совершено покушение на Иоанна Павла II, ребусы с поиском места, где сидел кучер и бронированных машин – здесь есть чем приятно удивить и взрослых, и детей!

Советы

В музеях Ватикана можно провести не один день. Как минимум, вам необходимо составить план тех экспонатов и залов, которые вы хотите увидеть. Неплохим стандартным решением будет аудиогид, а в идеале – сопровождение профессионального гида.

Для посещения музеев рекомендуем лучших, по мнению сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ, лицензированных гидов в музеи Ватикана – Марину Богачеву, Ирину Кравченко и Елену Вязникову.

Мы долго искали и выбирали достойных, не скучных профессионалов и счастливы, что можем их вам посоветовать. За 4 часа, вы получите максимум информации в легкой и доступной форме.

Записываться к хорошим гидам нужно как минимум за 2 недели,  на майские и новогодние праздники за полтора месяца.

Все экскурсии в Ватикан с командой Италия для меня находятся в этом разделе.

  • Советуем почитать: что смотреть в Риме с гидом

Билеты

Время работы ватиканских музеев: с 09:30 до 18:00 с понедельника по субботу. Кассы, продающие билеты работают до 16:00. Покинуть комнаты музеев следует за пол часа до их закрытия.

Большой наплыв туристов выливается в огромные очереди за билетами. Есть один неплохой способ избежать многочасового «простоя» – воспользоваться инструкцией и  официальным сайтом Ватикана: http://biglietteriamusei.vatican.va/musei/tickets/do?action=booking. на анлийском или итальянском языках. Обратите внимание, что официальный сайт музеев на русском языке не представлен.

Полная стоимость билета – 17 евро, а лишних 4 евро за предзаказ билета окупятся сэкономленным временем. Также к услугам туристов аудио-гид, содержащий 400 mp3-файлов с полезной, но скучной информацией обо всех достопримечательностях Ватикана. Стоимость проката аудио-гида — 7 евро.

Режим работы в 2019 году

  • С помощью календаря ниже (картинка кликабельна) вы можете спланировать посещение музеев Ватикана в 2019 году. Режим работы: все дни, кроме воскресенья, с 08:30 до 17:00
  • Зеленым выделены даты, последнее воскресенье месяца, когда в музеи бесплатный вход – в эти дни посещать их не рекомендуем из-за огромных очередей и толпы.

Также в 2019 году плохой идеей посетить музеи будет в даты  2 января, 18 и 20 марта, 23 апреля, 2 мая, 27-28 июня, 1 июля, 12-13 и 16-17 августа, 31 октября, 2  и 4 ноября, 23-24 и 28 декабря, так как это даты соседние к большим религиозным праздникам в которые музеи не работают, а значит на них будет повышенный спрос. Будьте готовы к огромным толпам внутри и отсутствию билетов в кассах примерно за 2-3 недели.

Вечером по пятницам музеи будут открыты с 26 апреля до 25 октября 2019 года. Режим работы в пятницу вечером с 19:00 до 23:00 

Где находится вход и кассы?

Перед посещением музеев в Ватикане советую изучить схему представленную ниже. На карте показан вход в музеи – обратите внимание, что он находится примерно в 15 минутах ходьбы от площади святого Петра.

Если стоять лицом к собору, то в кассы необходимо двигаться в левую сторону вдоль Ватиканской стены. На половине пути вы увидите очередь, если вы не бронировали билеты онлайн, то становитесь в неё и через несколько часов сможете войти в музеи.

Если билеты уже приобретены заранее, то сразу направляйтесь к входу, показываете охраннику бронь и по ней получаете билеты в кассе.

↘️???????? ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ????????↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Источник: https://Italy4.me/lazio/vatikan/muzei-vatikana.html

Музеи Ватикана — личный опыт посещения

И так, Музеи Ватикана — это отдельная история…

Честно говоря в Музеи Ватикана мне не очень хотелось идти, это казалось скучным и малоинтересным. Зато очень сильно хотелось посетить Сикстинскую Капеллу. Так оно и вышло. И хотя скучно не было, Музеи Ватикана пришлось терпеть только ради того что-бы попасть в Сикстинскую капеллу.

Музеи Ватикана с купола Собора Св. Петра

Как создавались ватиканские музеи

Музеи Ватикана с купола собора Св. Петра

Целиком увидеть весь комплекс Музеев Ватикана можно только с купола Собора Св. Петра. Оттуда открывается отличный вид, и не только на музеи но и на весь Ватикан целиком.

Какими то ватиканскими мудрецами, придумано, что в Сикстинскую капеллу можно попасть только через Музеи. Чем руководствовались те кто это придумал понять трудно, видимо они постеснялись брать деньги отдельно за посещение Капеллы, а вот с музеями вроде все правильно.

Стоит сказать что, я заплатил бы за то, чтобы попасть в Капеллу мимо Музеев. Но пойдем по порядку.

Утро, Чампино, поезд до Термини, метро до станции Cipro, можно и до Ottaviano, но от Cipro идти заметно ближе. И вот мы уже в очереди в Музеи Ватикана, очередь движется быстро, заранее покупать билеты смысла не имело.

Как только попали в холл сразу подошли к кассе, которых тут несколько, картой оплатили два билета, вся процедура заняла буквально одну минуту.

Дальше по широкой лестнице к первому указателю с наименованиями залов, дальше уже по стрелкам на указателях к входу в залы.

Холл в Музеях Ватикана

Как создавались ватиканские музеи

Холл в Музеях Ватикана

Указатель с наименованиями залов в Музеях Ватикана

Как создавались ватиканские музеи

Указатель с наименованиями залов в Музеях Ватикана

Вход в сами музеи через большую площадь уже внутри Ватикана. Здесь несколько кафе, пара сувенирных магазинов. Золотой вращающийся шар, символизирующий видимо планету, в центре огромного двора, фотографии на фоне шара.

Внутренний двор в Музеях Ватикана Внутренний двор в Музеях Ватикана

Читайте также:  Павильон катальной горки, ораниенбаум, петербург

Как создавались ватиканские музеи

Золотой шар во внутреннем дворе Музеев Ватикана

Как создавались ватиканские музеи

Золотой шар во внутреннем дворе Музеев Ватикана

Вид на здание музеев Вид на здание музеев Входим в помещения Музеев. Тут тесно, много народу. Из-за небольшого пространства образуется сплошной поток. Остановиться, чтобы осмотреть экспозиции почти невозможно. Поток туристов проходит через все залы музея, в некоторых совсем небольших помещениях душно.

Местами залы расширяются и можно выйти из потока чтобы осмотреться. Потом снова в общий поток и так до самой Сикстинской Капеллы. Какие залы мы прошли, вспоминается с трудом, впечатления от пройденного пути не радостные.

Кричащие дети, некоторые туристы были с совсем маленькими детьми, даже в колясках, полумрак или слабая освещенность, теснота.

Один из залов Музеев Ватикана Один из залов Музеев Ватикана

Как создавались ватиканские музеи

Мы были в Музеях в конце октября, можно сказать в низкий сезон, и несмотря на это в Музеях было достаточно не комфортно, могу себе только представить насколько тут будет хуже например в середине лета, когда туристов в разы больше. В общей сложности до Капеллы мы добирались больше часа. Скажем так, мне не понравилось.

Возможно если бы народу было меньше, было бы гораздо интереснее и продуктивнее. Папский герб на полу в музеях Папский герб на полу в музеях Фотографировать по пути до Капеллы практически не получалось — в кадре только головы людей и потолки.

Охрана в Музеях тщательно следит чтобы никто не двигался в сторону, противоположную указателям, я это проверил лично. Декор на стенах и потолках в музеях Декор на стенах и потолках в музеях Технически весь маршрут следования по залам музев сотоит из двух частей. Первая часть — до Сикстинской Капеллы, она находится в самом дальнем от входа месте.

А вторая часть — обратный путь от Капеллы ко входу в музеи. Из Сикстинской Капеллы, можно попасть в Собор Святого Петра, тогда назад в Музеи уже не пустят, а можно снова пойти в Музеи, и вернуться ко входу по другим залам, после Капеллы народу немного, идти и разглядывать экспонаты удобнее и интереснее.

В этой части пути удалось сделать несколько фотографий, особенно понравившихся экспонатов. Есть действительно выдающиеся вещи. По пути до Капеллы тоже много достойных внимания экспонатов, но рассмотреть их практически невозможно.

Витрина с золотыми кубками в музее Витрина с золотыми кубками в музее Витрина с экспонатами в музее Витрина с экспонатами в музее Ларец из бронзы Ларец из бронзы Молитвенная тумба из фарфора Молитвенная тумба из фарфора Красивая и крутая штука с витражем Красивая и крутая штука с витражем Уже в конце пути по музеям попадаешь в огромный зал с сувенирными лавками, книжными магазинами и прочей атрибутикой, где можно изрядно потратиться на свидетельства своего пребывания в Музеях Ватикана. В конце пути по залам музеев вас ждет еще один шедевр — уникальная спиральная лестница, созданная в 1932 году Джузеппе Момо. Спиральная лестница — шедевр архитектуры

Спиральная лестница — шедевр архитектуры

Как создавались ватиканские музеи

Те кто вернулся ко входу в Музеи Ватикана, могут повторить осмотр музея и Сикстинской Капеллы, пройдя тем же путем, с самого начала. Находиться на территории Музеев можно вплоть до закрытия.

Рассказывая про Музеи Ватикана никак нельзя упустить тот момент, что коллекции в Музеях действительно уникальные. В каждом зале есть экспонаты достойные внимания самого въедливого посетителя.

Не зависимо от обстановки в залах очевидно, что количество и уникальность экспонатов превосходит все ожидания.

Есть конечно небольшой перекос в сторону католичества, и всего, что связано с ритуальной стороной Ватикана, но даже при этом практически каждый экспонат настоящий шедевр в своем роде. Даже стены и потолки залов представляют собой своего рода экспозицию, уникальная лепнина, росписи, фрески, мозаика — всего с избытком.

Очень жаль что, что для подробного знакомства с экспозицией в Музеях Ватикана, туда надо попадать каким то другим путем, но никак не в общей толпе туристов.

Стоит сказать, что администрацией Музеев придуман такой способ посещения, когда туристы попадают в залы задолго до официального времени открытия, но что бы воспользоваться этим способом придется конечно доплатить, а еще заблаговременно подать заявку на такое посещение.

Я именно так и сделаю, когда снова соберусь посетить музеи. Небольшой совет тем, кто путешествует с фотоаппаратом.

В большинстве залов Музеев Ватикана недостаточно света, я бы даже сказал темно. Потому лучше брать технику со светлыми объективами с большим углом и маленьким фокусным расстоянием. Только в таком случае вам удастся сделать несколько отличных кадров.

Остается порекомендовать всем, кто решит побывать в Музеях Ватикана, запастись терпением, и быть готовым к значительным неудобствам в связи с большим скоплением людей. Общее время, которое ушло на Музеи Ватикана и Сикстинскую Капеллу примерно 4 часа. В этот же день мы еще успели посетить Пантеон и несколько известных площадей в Риме.

Источник: http://in-rome.ru/articles/muzei-vatikana-lichniyi-opit.html

Что стоит посмотреть в музеях Ватикана? |

Всего в Ватикане расположено 26 музеев, многие из них совсем не велики, но нечего и думать о том, чтобы объять необъятное и осмотреть за один раз все коллекции предметов искусства, собранные за 500 лет католической церковью.

Многие музеи носят имя создавшего их Папы. Самые старые коллекции восходят к XVI веку. Поэтому в этой статье я расскажу, что выбрать для первого знакомства, а что можно пропустить.

В музеях Ватикана всегда много народа, не питайте иллюзий осмотреть экспозицию в тишине и покое не удастся.

Билеты рекомендуется приобрести заранее и заранее же подумать, что бы вы хотели осмотреть. Про разные варианты посещения Ватикана я писала в предыдущей статье «Ватикан для туристов.

Что посмотреть?», если вы этого еще не читали, рекомендую сначала ознакомится с ней, там я рассказываю как купить билеты и какие варианты посещения возможны и сколько стоят разные варианты, где можно скачать бесплатные аудиогиды.

Если вы купили билеты онлайн, можете без очереди проходить в кассы. При входе вам придется пройти через металлоискатели, так что ножики, мультитулы, ножницы, лучше оставить в отеле.

В вестибюле вам нужно выбрать окошечко «Cassa online individuals» и обменять свой ваучер на настоящий билет, если вы купили билет только в музеи Ватикана.

Если вы покупали билет с садами или посещением Кастель Гандольфо нужно искать надпись «Guided tour».

Кассы

Рекомендую распечатать план музея еще дома, чтобы вам не блуждать. План вместе с билетами не выдают.

Двор шишки

Первое место куда попадают все туристы это двор шишки. Шишка античная и в древнем Риме она украшала собой фонтан, потом какое-то время шишка стояла в старой базилике святого Петра, а сейчас она дала свое имя целому двору Ватикана. У подножия шишки прилегли отдохнуть два древнеегипетских льва. В этом здании за шишкой как раз расположен Грегорианский египетский музей.

Двор шишки, оцените сколько народа

Музей Пио Клементино

Обычно среднестатистические посетители начинают осмотр музеев Ватикана с музея Пио Клементино. Музей получил двойное имя от двух пап основавших его — Климента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). В экспозициях Пио Клементино представлена широкая коллекция античной скульптуры.

Толпа пронесет вас через зал животных, входить с сам зал нельзя, он огорожен веревками. И вынесет в великолепный восьмиугольный дворик.

Толпы людей в восьмиугольном дворике

Вот тут нужно задержаться. Именно в этом дворике установлены знаменитые статуи Аполлона Бельведерского, Гермеса Бельведерского, Персея Триумфатора с отрубленной головой Медузы Горгоны.

Последнюю изваял Антонио Канова, т.е. это уже XIX век, а не античность.  Там, где стоит самая большая толпа быстрее всего скрывается знаменитый Лаокоон. Лаокоон имеет для Рима огромное значение.

Ниже расскажу почему.

Персей Триумфатор XIX век, Лаокоон, Торс

Описание скульптурной группы Лаокоон содержится в античных произведениях Плиния Старшего. Рассказывают, что во время Троянской войны, Лаокоон, жрец Аполлона в городе Трое, отговаривал троянцев от втаскивания в город деревянного коня, оставленного греками за городскими воротами.

Афина и Посейдон, которые были на стороне греков, послали двух больших морских змеи убить жреца и его сыновей. С римской точки зрения, смерть этих невинных людей имеет решающее значение для Энея, который поверил предупреждению Лаокоона и бежал из Трои.

Именно беглецы из Трои во главе с Энеем основали Рим.

Насчет возраста статуи споры не утихают. Бросается в глаза невероятная эмоциональность скульптуры, с другой стороны мы знаем, что древние не умели передавать движения и эмоции так ярко, но это не помешало теоретикам искусства отнести дату рождения Лаокоона к началу на нашей эры.

По центру зала Муз установлена статуя «Торс». Это античная скульптура, говорят именно с нее Микеланджело списал обнаженные фигуры фрески «Страшный суд», украшающей одну из стен Сикстинской капеллы. Далее привожу фото античных саркофагов, очень они замечательные.

Саркофаг с битвой амазонок

Саркофаг, изображающий Дионисии

Бюст Сократа я сфотографировала за то, что его имя написано почти нашими буквами, Фортуну на удачу. Самым ценным экспонатом ниже представленной троицы является Геракл с яблоками Гесперид.

Во-первых это античная бронза, а античных бронз до нашего времени дожило совсем не много, а во-вторых очень многие мраморные статуи являются копиями с античных бронз не сохранившихся до нашего времени.

Античные бронзы выставляются сейчас только в музеях Италии и Греции, в других странах их нет.

Сократ, муза Фортуна, Геракл с яблоками Гесперид

Полы Круглого зала украшает античная мозаика. А по центру стоит огромный порфировый бассейн, диаметром 5 метров. Считается, что бассейн античный, как они его сделали остается загадкой, порфир твердый камень. Изготовить что-либо из порфира гораздо тяжелее, чем сделать это же из мрамора или травертина.

Круглый зал

В зале Греческого креста выставлено два порфировых саркофага. Один из них по преданию принадлежал Святой Елене, а второй Констанцию. На вид это типичные античные саркофаги. Аудиогид неутомимо твердил про христианских воинов, изображенных на саркофаге Святой Елены, но никаких признаков принадлежности воинов к христианству нет.

Саркофаг Констанция украшен сценами сбора винограда, тут предлагаются аналогии между виноградом, воскресающим в виде вина, и воскресением Христа. По-моему все это сильно притянуто за уши. Даже согласно официальной версии Святая Елена и ее сын Константин приняли христианство на закате своих жизней, не успели они еще изготовить себе христианские саркофаги.

Надо просто признать этот факт.

На заднем плане саркофаг Святой Елены, впереди люди смотрят на мозаичные полы

Любопытно, что в саркофаге святой Елены позже похоронили очередного Папу. Для меня это на грани святотатства, а Святых отцов такие вещи совсем не смущают.

Мозаичные полы в зале Греческого креста

На этом залы музея Пио Клементино заканчиваются. Отсюда можно свернуть или в Египетский музей или в музей Этрусков. Залы Египетского музея выведут вас опять к началу музея Пио Клементино. Тут каждый решает для себя сам хочет он свернуть налево и увидеть Грегорианские музеи или нет.

Грегорианский египетский музей

Грегорианский египетский музей носит имя Папы Григория XVI, основавшего коллекцию в 1839 году.

Музей состоит всего из 9 залов и представляет типичные для Древнего Египта коллекции, как то многочисленные иероглифические надписи, саркофаги, статуи старинных египетских божеств с головами животных и даже настоящую мумию египетской знатной дамы по имени Аменирдис, затянутую в сетку из драгоценного бисера. Больше всего меня поразил древнеегипетский бог Бес, покровитель младенцев и беременных женщин. Если ему предстояло отгонять злых духов, то внешность у него самая подходящая.

Грегорианский музей Этрусков

Как вы уже догадались его открыл Папа Григория XVI. Музей состоит из 18 залов и был одним из первых музеев посвященных этрускам. Вот в этот музея я рекомендую заходить всем славянам. Существуют исторические теории, согласно которым этруски были славянами и жили намного позже, чем принято о них думать сейчас.

Польский ученный Тадеуш Воланский дешифровал еще в XIX веке многие этрусские надписи и издал книги об этом своем исследовании. За это Папа Римский просил русского императора Николая I применить к ученому аутодафе из его книг. Этот эпизод имел место быть в просвещенном XIX веке.

Книги запретили, вопрос замяли, официальная наука до сих пор считает этрусские надписи не читаемыми.

Золотые украшения этрусков очень похожи на то, что у нас выставлено в Золотой кладовой Эрмитажа, т.е. на скифские вещи.

Галерея канделябров

Галерея канделябров является частью музея Профано. Длина галереи 80 м. Свое название галерея получила благодаря античным канделябрам, украшающим ее со всех сторон. Потолок украшен росписями на тему примирения религии и науки, религии и искусства и даже согласия между язычеством и христианством.

Ватиканские толпы, галерея канделябров, герб папы Льва XIII

Галерея гобеленов

Галерея гобеленов была оформлена в при Папе Пие VI. Главные экспонаты гобелены брюссельской мануфактуры Питера Ван Эльста, вытканные в XVI веке при Клементе VII попали в галерею намного позже 1838 году до этого момента они украшали стены знаменитой Сикстинской капеллы.  Ткачи Фландрии умудрялись изображать сложные религиозные сюжеты, используя нити всего лишь 6 цветов.

Галерея географических карт

Необычайно длинная узкая галерея географических карт возможно самое впечатляющее помещение Апостольского дворца, она была расписана фресками по заказу Папы Григория XIII.

Три года с 1580 по 1583 понадобилось для того чтобы 40 фресок заняли свои места обеим сторонам галереи. Некоторые карты имеют важную картографическую ценность. Карты изображают области Италии, принадлежащие Папской области.

В самом конце галереи расположена карта Италии во времена античности, а с другой стороны карта Италии современная времени написания фрески (XVI век).

Читайте также:  Портрет актрисы антонии сарате, франсиско де гойя

Одна из областей Италии в галерее географических карт

Во времена ренессанса было довольно популярно оформлять залы дворцов географическими картами, например, аналогичным образом оформлен зал Глобуса в палаццо Веккьо во Флоренции.

По дороге к одной из самых замечательных частей дворца мы заглянули во внутренний двор Ватикана, наверное это вся личная жизнь Ватикана доступная туристам. Ничто человеческое Святым отцам не чуждо, они любят машинки и ездят на них в Рим. Ватикан настолько мал, что ездить там негде.

Внутренний двор Ватикана

Станцы Рафаэля

Горячо рекомендую осматривать эти комнаты с аудиогидом. Станцы или просто комнаты, были расписаны Рафаэлем и его учениками с 1508 по 1524 год для Папы Юлия II делла Ровере. Комнат всего 4. Каждая из этих картин была тиражирована в разных дворцах всего мира.

Если вы не знаете кто эти люди и что это за сюжет, то лучше пойти в магазин выбирать обои, эффект будет примерно таким же. Например, шпалеры повторяющие рафаэлевские сюжеты «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас» выставляются сейчас в Эрмитаже.

Изначально они были изготовлены для оформления Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

Чтобы вы смогли составить представление о величии этих росписей вставлю официальное видео музеев Ватикана. Объяснять сюжеты не буду, это легко можно растянуть на целую статью. Да и желающие могут легко найти все в интернете.

Следующим заслуживающим внимания и остановки будут апартаменты Борджиа.

Апартаменты Борджиа

Фанатам сериала «Борджиа» здесь останавливаться обязательно.

Росписи были выполнены  Бернардино Пинтуриккьо (Пинтуриккьо в переводе с итальянского означает просто прекрасная живопись) в самом конце XV века, ранее росписей Рафаэля, по уму надо бы сначала смотреть на них, а уже потом знакомится со станцами Рафаэля, но маршрут составлен так что в эти комнаты можно попасть только после покоев Юлия II, преемника и соперника Александра VI Борджиа.

Люди, смотревшие сериал, припомнят этот сюжет. Папу Александра VI Борджиа до сих пор считают развратником, убийцей и очень не хорошим человеком — это официальная версия.

Согласно не официальной версии, он проиграл в политической борьбе своим оппонентам и те его очернили, приписали ему  и даже его детям все мыслимые и не мыслимые прегрешения.

Его обвиняют даже в том, что он развратил свою 13-летнюю дочь Лукрецию.

Скромностью Александр VI точно не страдал, например, он поместил свое изображение на фреску с известным религиозным сюжетом Воскресение Христово. Но этим он ничем не отличался от своих последователей. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, что у Пантеона, мы видели, кардинала Карафу, вставленным в сюжет Благовещение.

Воскресение Христово, Папа Борджиа изображен на этой фреске

Но эта грязная история еще не все интересное и загадочное, что могут вам предложить апартаменты Борджиа.  Наши ученые Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко вычислили дату зашифрованную на потолке зала Сивилл. Они считают, что на потолке изображена дата 28 августа 1228 г.н.э.

, и она соответствует созданию Птолемеевской системы мира. Официальная историческая наука считает, что  Птолемеевская система мироустройства появилась во II веке нашей эры. Не стыковка в 1000 лет налицо. Расчеты  Г.В.Носовского, А.Т.

Фоменко опубликованы в интернете, желающие могут ознакомится и составить собственное мнение.

 Сикстинская капелла

В Риме меня всю дорогу поражало тесное переплетение языческих и христианских символов. Своего апогея это ощущение достигло в Сикстинской капелле. А вы могли бы представить, чтобы иерархи православной церкви устраивали свои заседания в подобном зале? А отцы католической церкви устраивают в Сикстинской капелле свои конклавы, именно здесь выбирают нового Папу.

Это глючная 3Д-панорама Сикстинской капеллы с официально сайта Ватикана, она все время предлагает сохранить файл музыкального сопровождения, не обращайте на это внимания.

Изначально Микеланджело нарисовал все фигуры совсем обнаженными со всеми анатомическими подробностями, набедренные повязки им добавили гораздо позднее. Сивиллы опять же присутствуют на потолке.

Я читала Библию и хорошо помню, что через весь Ветхий завет красной нитью проходит мысль о том, что гадатели и прорицатели это мерзость перед лицом Господа.

А в Риме чуть ли не в каждой церкви изображены гадалки в виде сивилл.

Фотографировать в Сикстинской капелле нельзя совсем. Дело в том, что у итальянцев не было денег на реставрацию капеллы. Они были вынуждены продаться японской фирме, вложившейся в реставрацию.

Японцы получили эксклюзивные права на съемку в капелле. В момент, когда мы осматривали капеллу людей в ней было, как в автобусе в час пик. Все стояли плечом к плечу и слушали свои аудиогиды.

Великолепный пол Сикстинской капеллы я рассмотрела только на 3Д-панораме.

Если после Сикстинской капеллы пойти налево, то можно попасть в собор Святого Петра без очереди, а направо продолжение осмотра музеев.

В общем мы потратили на осмотр описанной части музеев Ватикана часов 5, но все индивидуально. Официальные экскурсии с гидом по музеям Ватикана обычно умещаются в 2-3 часа. Если взять родной аудиогид, можно наверное и 8 часов там проходить.

В музеях есть кафе, там можно перекусить — не вкусно и дорого. Даже не знаю, чего мне больше хотелось сесть или что-нибудь съесть. Сесть определенно больше, но свободных сидячих мест в кафе не оказалось, только стоячие столики. Люди ели сидя на лестнице.

В некоторых залах есть скамеечки.

В музеи Ватикана, как в Эрмитаж можно ходить много раз, каждый раз выбирая что-нибудь новое. Мы не ходили в Пинакотеку и из 26 музеев осмотрели только 9 и то не полностью, но впечатлениями переполнились. Некоторые музеи представляют интерес только для специалистов, например, лапидариумы.

А вы бывали в музеях Ватикана? Сколько времени вам потребовалось на осмотр? Что интересного для себя вынесли?

Возможно вам будет интересно почитать статью-обзор районов Рима для проживания — Как выбрать отель в Риме или где лучше жить в Риме. Там я даю краткое описание районов Рима и ориентирую по ценам на отели в каждом районе.

Источник: https://trip-together.ru/museums-vatikan/

Секретная история Ватикана

?

Category: Эта статья – Продолжение предыдущей статьи Римские папы христиане?«История – это политика, опрокинутая в прошлое» (Покровский М.Н., советский историк)Официальная история Ватикана очень скупа. Можно сказать, что она практически отсутствует, или ее от нас скрывают. Есть история римских пап от 43 года н.э. — от Святого Петра. Есть история великих понтификов от 712 года до н.э. — от Нумы Марция. И те и другие имеют одно название верховного жреца на двоих — Pontifex Maximus – Великий Понтифик. Есть история Папской области и Авиньонского (очень странного) пленения пап. Есть подробная история с датами строительства и росписи Собора Святого Петра, Сикстинской капеллы, площади Святого Петра, и биографиями многочисленных художников, скульпторов и архитекторов Ватикана.

Но нет ответа на главный вопрос истории папского престола: КТО и КОГДА заложил первый камень в строительство того, что мы сейчас называем «Ватиканом», который изначально представлял собой КРЕПОСТЬ:

Ватикан, как комплекс зданий и сооружений, построен внутри крепости типа «звезда». Если предположить, что кирпичную стену построили вокруг гражданских зданий в качестве высокого забора, то эта версия сразу отпадает, потому что «звездная» стена всегда являлась (в те времена — примерно 16 век) неотъемлемой частью «звездной» же крепости с внутренними оборонительными сооружениями.

Городская стена с городскими воротами в позднее средневековье – это в основном инструмент для взимания пошлины с ввозимых в город товаров.Кремлевская стена или стена вокруг замка — в те же времена — строилась для защиты князя и его семьи от городской черни и прочих непрошеных гостей.

А вот городская крепость – это уже последняя линия обороны для князя, его семьи, приближенных, гвардии и слуг.

Строить звездные крепости вокруг гражданских объектов занятие глупое как с военной точки зрения, так и с экономической.

Так что все гражданские объекты внутри Ватикана были построены не раньше второй половины 16 века — как части этой самой крепости, или после демонтажа части крепости, но не до нее.

Некоторые из элементов этой крепости дошли и до наших дней, например, Сикстинская капелла:

Римский папа Сикст IV (1471 -1484 гг) опасался военной угрозы со стороны флорентийской Синьории Медичи, с которой находился в напряжённых отношениях, и от Мехмеда II, чьи войска угрожали восточным берегам Италии. Поэтому он решил укрепить эту постройку (Сикстинскую капеллу — Википедия).– Не знаю, есть ли среди моих читателей строители… Но на мой неискушенный взгляд бойца пяти студенческих стройотрядов 80-х, это не бойницы пристроили к кирпичному «сараю», а сарай-мансарду пристроили к бойницам первого уровня (этажа).………………………………………………………….

До появления тяжелой артиллерии в 16-м веке звездные крепости не строили. А крепостные стены были вот такими:

— без ненужной и избыточной дорогостоящей «звездности» (более подробно о звездных крепостях, когда и зачем они появились, смотрите здесь).

Когда точно появилась крепость на месте Ватикана, мы не знаем. Но можно с уверенностью предположить, что до разграбления Рима в 1527 году войсками Карла V, императора Священной Римской Империи, крепости на месте Ватикана еще не было.

Потому что в тот год папа Климент VII прятался от оккупантов в замке Святого Ангела, который был обнесен крепостной стеной по типу московского кремля:У Википедии по поводу ватиканской крепости есть другое мнение: Леонинская стена окружает римский район Борго и большую часть государства Ватикан. Остатки части этой стены расположены в западном секторе Папского города-государства, на территории Ватиканских садов. Ранее Леонинская стена служила внешней границей Ватикана…Посмотрите на эту стену, какая это «стена»? Это часть крепости однозначно:… Стена была воздвигнута в 848—852 годах, когда Ватикан находился ещё вне крепостной защиты Рима, по указанию папы Льва IV для защиты от нападений приходивших морем арабов-мусульман. Непосредственной причиной для начала строительства стало разграбление Рима сарацинами в 846 году.- Тут можно поставить любую дату, хоть девятый век нашей эры, хоть пятый век до нашей эры. Но, во-первых, стена построена с учетом наличия у противника тяжелой артиллерии, то есть, пушек, которых у сарацинов в 9-м веке быть не могло. Во-вторых, стандартный обожжённый кирпич использовался на Руси с конца XV века. Ярким примером стало строительство стен и храмов Московского Кремля во времена Иоанна III, которым заведовали итальянские мастера (Википедия).Русская история намного более правдивая (хотя и к ней есть претензии), чем история Запада. Если на Руси стандартных размеров обожженный кирпич появился только в конце 15-го века, то и в Европе стандартный обожженный кирпич научились изготавливать не ранее 15-го века.

Как только новая технология появлялась в Европе, она тут же предлагалась всему остальному миру: либо в готовых изделиях, как венецианское стекло или флорентийская мануфактура, либо в виде «лицензированного» производства на местах, как со строительством Московского Кремля из обожженного керамического кирпича. Кирпич, конечно же, не возили из Италии, а изготавливали на месте под руководством тех же итальянских мастеров…

………………………………………………………………..Ну а теперь тест для любителей и знатоков истории Римской католической церкви:

Какое этот древнеримский воин с очень древнеримским штандартом «S.P.Q.R.» эпохи цезарей имеет отношение к папскому престолу?:

Да, собственно, это и есть папа римский, только в миру:

  • Почему в 16-м веке, когда уже вовсю применялась огнестрельное оружие, западноевропейские военачальники, да и простые солдаты тоже, рядились в доспехи полуторатысячелетней протухшей давности – кожаные юбки (птерюгес) и мускульные панцири-кирасы?

На фото изображен алтарь семьи Пикколомини в исполнении Микеланджело в Сиенском кафедральном соборе. Скульптура слева — Пий III — Папа Римский с 22 сентября по 18 октября 1503 года, в миру — Франческо Нанни Тодескини-Пикколомини (справа):Под обеими скульптурами герб папы Пия III:И весь алтарь более крупным планом:

Как нас уверяют историки на зарплате, европейская знать позднего средневековья просто помешалась на античности: Возрождение, Классицизм и все такое.

Доходило даже до того, что римские папы чуть ли не до 19 века «ренессансили» свои римские виллы скульптурами, мозаиками и фресками римских языческих олимпийских богов, и даже их усыпальницы не имели ни одного христианского знака или символа – одно сплошное «возрождение».

Кстати, сам термин «ренессанс» в значении особого культурного периода в истории Европы ввел обиход французский историк и публицист 19 века Жюль Мишле. Так что Микеланджело с Рафаэлем так и не узнали, что они жили в великую эпоху Возрождения.

Кстати, сам термин «ренессанс» в значении особого культурного периода в истории Европы ввел обиход французский историк и публицист 19 века Жюль Мишле. Так что Микеланджело с Рафаэлем так и не узнали, что они жили в великую эпоху Возрождения.

Возвращаясь к экипировке солдат позднего «ренессансного» средневековья, нужно отметить, что не было никакого здравого смысла полководцу 16 века рядить своих солдат в доспехи Древнего Рима.

Просто в 16-м веке, когда мы и наблюдаем эту экипировку по «фотографиям» тех времен — изображениям художников и скульпторов — у различных родов войск была разная форма, разная экипировка.

В том числе и такая – кожаные юбки и мускульные панцири, которые в 15-16 веках считались актуальными и наилучшими для организации защиты тела воина в соответствие с технологиями и представлениями о военном деле того времени.

Но если это всё так, то история Ватикана и папского престола оказывается очень-очень короткой. Вот поэтому и нужно было засунуть Гая Юлия Цезаря в первый век до нашей эры, потому что у «центра мирового христианства» вплоть до 19 века не было никакого христианства, а был рассвет «античности» и языческих олимпийских богов.

Читайте также:  Музей судостроения и флота, украина, николаев

Вот почему на западе восточное христианство называют «ортодоксальным», то есть правильным – православным, а в контексте — консервативным и древним. А самый старый, якобы, христианский центр на Земле, «ортодоксальным» уж точно считаться не может.

……………………………………………………………………

Ну и на закуску смотрите эпическую картину «Битва при Алезии (Алексии)» немецкого художника-баталиста Мильхеора Физелена (Melchior Feselen) 16 века, как Гай Юлий тот самый Цезарь с помощью ружей, пушек и мортир мочил неразумных галлов:

Обязательно почитайте в Википедии про эту битву, и ответьте на вопрос: как римляне при пятикратном превосходстве противника в живой силе и наличии у него мощной крепости, эту битву выиграли с разгромным счетом: 250000 убитых галлов и 40000 пленных против 12800 убитых у римлян? Впрочем, ответ я вам уже подсказал.источник

Источник: https://sofyapremudraya.livejournal.com/699415.html

Музеи Ватикана (Musei Vaticani) · крупнейшие музеи мира, включающие комплекс уникальных зданий и ценнейших коллекций. – ФотоКто

Исторический очерк.

Строительство Ватикана началось с IV в., когда была заложена церковь св. Петра и возведена резиденция первосвященника. В IX в. были построены крепостные стены, а в XIII в. — новая, более обширная, папская обитель.

С 1377 г. Григорий XI (1370-1378) обосновался в Ватикане (до этого резиденция пап находилась в Латеране, затем — в Авиньоне) и началось строительство дворцов.

При Николае V выстроено квадратное в плане здание, окружающее Кортиле дель Паппагалло (Двор попугаев, арх. Л.Б. Альберти и Б. Росселлино); присоединена к ватиканской резиденции капелла Никколина, посвященная Св. Стефану и Св. Лоренцо.

Сикстинская капелла была создана при Сиксте IV (1471-1484) в 1473-1480 гг. (арх. Джованни де Дольчи).

При Александре VI (1492-1503) построена башня Борджиа.

По поручению Юлия II (1503-1513) Браманте (1444-1514) соединил дворцы Николая V и Иннокентия VII, в результате чего возник Двор Бельведера, построил Лоджии Двора Сан Дамазо, позже украшенные фресками Рафаэля Cанти (1483-1520). Тогда же Микеланджело(1475-1564) расписал своды Сикстинской капеллы.

При Павле III (1534-1549) архитектор Антонио да Сангалло Младший (1483-1546) построил Капеллу Паолина, Зал Дукале и Зал Реджа. При Урбане VIII (1623-1644) Джанлоренцо Бернини(1598-1680) возвел Скала Реджа (Лестницу Реджа) и Залы Паолины в Библиотеке и Архивах.

При Пие XI (1922-1939) Латеранский договор признал образование суверенного государства — Ватикан. За ним оставалось право собственности на произведения искусства с обязательством экспонировать их для публики.

Для входа зрителей в 1932 г. архитектором Джузеппе Момо (1875-1940) был построен монументальный вестибюль, двойная винтовая лестница позволяет начать осмотр по самым разным маршрутам, общей протяженность 7 км.

На площади ок. 40 кв. м в XVIII-XIX вв. возникли Музей Церковного искусства (Музео Сакро), Музей Светского искусства (Музео Профано), Музей Пио-Клементино, созданный в 1771-1793 гг. Микеланджело Симонетти (1724-1787) и Джузеппе Кампорезе (1763-1822), Музей Кьярамонти (арх. Антонио Канова, 1757-1822) и др.

По инициативе Павла VI (1963-1978) в Пинакотеке Ватикана был создан отдел современного искусства, который в 1973 г. преобразовали в Собрание современного церковного искусства.

Грегорианский египетский музей открыт в 1839 г. Хранит коллекцию египетских древностей: статуи богини Сехмет (1408-1372 до н.э.), саркофаги из черного базальта (6 в. до н.э.

), голова фараона Ментухотепа (21 в. до н.э.), базальтовые статуи богов, статую царицы Туа (1280 до н.э.), статуи Птолемея II (285-274 до н.э.), скульптуры римского периода (2-3 вв.

), мумии, погребальные урны, папирусы, скарабеи.

Грегорианский этрусский музей открыт в 1837 г. при Григории XVI (1831-1846). Представлены памятники этрусского, греческого и римского искусства: надгробные стелы и саркофаги (5-1 вв. до н.э.), предметы из захоронения в Черветери (7 в. до н.э.

), из гробницы Реголини-Галасси, этрусская бронза из некрополя в Вульчи (статуя Марса из Тоди (4 в. до н.э.)), этрусские изделия из золота, терракоты (Акротерий (5 в. до н.э.), скульптура «Умирающий Адонис» (2-1 вв. до н.э.)), собрание греческой и италийской керамики из этрусских захоронений, рельефы (9-2 вв. до н. э.

), надгробный рельеф «Стела атлета» (5 в. до н.э.), «Голова Афины» (5 в. до н.э.).

Музей Пио-Клементино — музей античного искусства. Был создан Клементом XIV (1769-1774) и Пием VI (1775-1799) (отсюда его название).

В Зале греческого креста находятся мозаики 2-3 вв., саркофаги Констанции и св. Елены (4 в.) — дочери и матери Константина Великого.

В Зале Ротонда: мозаика «Битва греков и кентавров» (1 в.), «Геракл» (1 в.), «Юпитер Ортиколийский» (римская копия по греческому оригиналу 4 в. до н.э.), «Бюст императрицы» (2-3 вв.).

В Зале Муз: статуи муз, римские гермы, Аполлоний — торс Аполлона Бельведерского.

В Зале зверей: статуя «Мелеагр» (копия с оригинала Скопаса 4 в. до н.э.), «Мифрас, убивающий быка», торс Минотавра.

В Галерее статуй: «Аполлон Сауроктон» (копия с работы Праксителя 4 в. до н.э.), «Эрос» (копия с оригинала 4 в. до н.э.), «Спящая Ариадна» (копия с оригинала 3-2 вв. до н.э.), «Сидящий Парис», «Пьяный Сатир», «Септимий Север Нептун», «Нарцисс», барельеф «Марс, Минерва и Венера».

В Галерее бюстов: Катон и Порция (1 в. н. э.), Император Нерва в виде Юпитера (1 в.), Император Адриан (2 в.), Император Каракалла (3 в.).

В Зале масок: мозаики (2 в.) из виллы Адриана в Тиволи, Афродита Книдская (римская копия с оригинала Праксителя 4 в. до н.э.), Три грации (римская копия с эллинистического оригинала).

В Зале Лаокоона: «Лаокоон с детьми»(1-2 в. до н.э.).

В Галерее Аполлона: «Аполлон Бельведерский»(римская копия с работы Леохара 4 в. до н.э.), «Меркурий» (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.).

В Зале Персея или Кановы: Антонио Канова(1757-1822) — «Персей» (1800).

В Зале Гермеса: «Гермес» (римская копия с оригинала Праксителя 4 в до н.э.).

В Зале Апоксиомена: «Апоксиомен» (римская копия с оригинала Лисиппа4 в до н.э.).

Музей Кьярамонти основан Пием VII Кьярамонти (1800-1823). Собраны произведения античного искусства: римский саркофаг (2 в.), Герма Гефеста (римская копия с работы Алкамена 5 в. до н.э.), «Ганимед, похищаемый орлом» (римская копия с оригинала Леохара 4 в. до н.э.), Голова императора Августа (1 в.

), статуя Гигеи (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Антонин Пий (137-161), Афина с совой (римская копия с греческого оригинала 5 в. до н.э.), Геракл с палицей (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Август из Прима Порта (1 в.

), Дорифор (римская копия с оригинала Поликлета 5 в. до н.э.), Демосфен (римская копия с оригинала Полиевкта 3 в. до н. э.), Статуя Нила (римская копия с эллинистической скульптуры 1 в.), Силен и Дионис (римская копия с оригинала Лисиппа4 в. до н.э.), Аталанта (римская копия с греческого оригинала 3 в.

до н.э.), мраморная колесница (1 в.до н.э.).

Станцы Рафаэля (от итал. stanza — комната) — три парадные комнаты размерами 8 x 10 м и зал 10 x 15. Находятся в северном крыле Ватиканского дворца, построены при Николае V. В 1508-1517 гг. над росписью стен работал Рафаэль Сантии его ученики.

Станца делла Сеньятура (от итал. segnatura — папский суд) — зал для заседания суда.

Фрески олицетворяют духовную деятельность человека — богословие, философию, поэзию и юриспруденцию: Диспут (1509), Афинская школа (1509-1510), Парнас (1511), Юстиция (1511).

В медальонах свода изображены аллегорические фигуры: Философия, Справедливость, Поэзия, Теология; на панно: Грехопадение, Суд Соломона, Аполлон и Марсий, Астрономия.

Станца д’Элиодоро — покои папы для приема гостей: Изгнание Гелиодора из храма (1511-1514), Месса в Больсене (1512), Освобождение св. Петра из темницы (1514), Встреча Льва I с Аттилой (1511-1514).

Станца дель Инчендио (от итал. incendio — пожар) — при Юлии II здесь заседал церковный трибунал, при Льве X — проходили тайные трапезы: Пожар в Борго (1514-1517), Коронование Карла Великого (1514-1517), Очистительная клятва Льва III (1514-1517). Битва при Остии (1514-1517) — роспись выполняли ученики Рафаэля по его картону.

Зал Констанца: стены расписаны учениками Рафаэля Джулио Романо (Джулио Пиппи)(конец 15 в. -1546) и Джован Франческо Пенни (1496-1528): Крещение, Битва императора Константина с Максценцием, Видение Константину Святого Креста, Пожертвование.

Капелла Никколина — небольшое помещение (6,6 Ч 4 м), стены которого расписаны в 1447-1450 фра Беато Анжелико (1387-1455). Верхний ярус фресок посвящен жизни Св. Стефана: Св. Стефан получает дьяконство, Св. Стефан раздает милостыню, Проповедь св.

Стефана, Диспут св. Стефана, Св. Стефана ведут на казнь, Казнь св. Стефана. Нижний ярус посвящен Св. Лоренцо: Св. Лоренцо получает дьяконство, Св. Лоренцо получает сокровища от папы, Св. Лоренцо раздает милостыню, Св. Лоренцо перед трибуналом, Казнь св.

Лоренцо.

Апартаменты Борджиа исполнены по заказу Александра VI (1492-1503). Стены расписаны Бернардино Пинтуриккьо (1454-1513) и его учениками. Залы получили названия по сюжетам росписей.

Зал Сивилл: двенадцать люнетт (от фр. lunette — часть стены, ограниченная аркой и ее опорами) с фигурами Сивилл и восемь небольших фресок.

Зал таинств веры: фрески «Благовещение», «Рождество», «Поклонение волхвов», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа», «Вознесение Марии».

Зал святых: фрески «Посещение Марии Елизаветой», «Встреча святых Антония Аббата и Павла Отшельника в пустыне», «Мученичество св. Себастьяна», «Диспут св. Екатерины Александрийской с философами перед императором Максимилианом», «Сусанна и старцы», «Мученичество Варвары».

  • Зал наук и свободных искусств: фрески «Риторика», «Грамматика», «Диалектика», «Геометрия», «Арифметика».
  • Зал чудес веры: изображения Давида, Соломона, Иеремии, Исайи, Малахия, Софония, Михея, Иоиля, а также праздники Епифания, Рождество, Благовещение, Успение, Вознесение, Троицын день.
  • Зал римских пап предназначался для папских церемоний.

Сикстинская капелла построена в 1475-1483 архитектором Баччо Понтелли (1450 — после 1494) при Сиксте IV (1471-1484). Внутри прямоугольный зал разделен мраморной решеткой, выполненной Мино да Фьезоле (1429-1484) и Джованни Далмата (1440-после 1509).

На боковых стенах расположены 12 фресок. Слева от алтарной стены изображены сцены из Ветхого завета: «Обряд обрезания Моисея», «Путешествие Моисея в Египет» Бернардино Пинтуриккьо (1454-1513) и Пьетро Перуджино (ок.

1450-1524); «Испытание Моисея и Наказание Корея, Дафана и Авирона» Сандро Боттичелли(1445-1510); «Переход через Красное море», «Моисей на горе Синай» и «Наказание бунтующих» Козимо Россели (1439-1507); «Смерть Моисея» Луки Синьорелли (ок. 1445-1523).

Справа от алтарной стены изображены сцены из жизни Христа: «Крещение Христа» Бернардино Пинтуриккьо и Пьетро Перуджино; «Искушение Христа» Сандро Боттичелли, «Призвание первых апостолов» Доминико Гирландайо (1449-1494), «Нагорная проповедь» Козимо Россели и Антонио Туччи, «Передача ключей» Пьетро Перуджино.

По заказу Юлия II Микеланджело Буонарротирасписывает потолок Сикстинской капеллы (1508-1512). Поле потолка разделено на девять прямоугольных композиций.

Фрески начинаются от алтарной стены: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца, Луны и растений», «Отделение суши от воды и сотворение рыб», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая», «Жертвоприношение Ноя», «Потоп», «Опьянение Ноя». По углам композиций размещены двадцать фигур обнаженных юношей.

По сторонам свода изображены пророки и сивиллы, а в распалубках свода — эпизоды из Ветхого завета: «Битва Давида с Голиафом», «История Юдифи», «Падение Амана», «Медный змий». В люнетах над окнами — предки Христа.

Алтарная стена расписана Пьетро Перуджино «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа» (не сохранились). На их месте сейчас находится фреска Микеланджело Буонарроти(1535-1541) «Страшный суд».

Ватиканская пинакотека открыта 19 марта 1908 г. в одном из крыльев Бельведерского дворца, в 1932 г. построено новое здание. Представлена византийская и европейская живопись XI-XIX вв.

Среди шедевров собрания: Джотто ди Бондоне (1267-1337) и ученики: триптих «Стефанески» (1330-1335); Беато Анжелико (1387-1455): «Мадонна на троне между святыми Екатериной и Домеником» (ок. 1435), «Сцены из жизни св. Николая Барийского» (1437), «Св. Франциск Ассизский получает стигматы» (ок. 1440), Пьетро Перуджино (ок.

1452-1523): «Мадонна с младенцем и святыми» (1495-1496), «Воскресение» (1499-1500), «Коронование Марии» (1503); Леонардо да Винчи (1452-1519): «Св. Иероним» (ок. 1482); Рафаэль Санти (1483-1520): «Мадонна ди Фолиньо» (1511), «Преображение» (1519-1520), «Коронование Марии» (1502-1504), «Св. Петр» (1513-1514), «Св.

Павел» (1513-1514), (ок. 1490-1576): «Портрет дожа Никколо Марчелло» (ок. 1474), «Мадонна с младенцем и святыми» («Мадонна ди Сан Никколо деи Фрари») (1533-1535); Паоло Веронезе (1528-1588): «Видение св. Елены» (ок.

1570); Лудовико Карраччи (1555-1619): «Троица с мертвым Христом»; картины Гвидо Рени (1575-1642); Караваджо (1573-1610); Никола Пуссена(1594-1665) и др.

Ватиканская библиотека основана (1475) Сикстом IV. Хранятся более 60 000 рукописных томов, 100 000 авторских рукописей, 7000 первых печатных книг (инкунабул), 800 000 печатных изданий, 100 000 гравюр и географических карт, книжные миниатюры.

Галерея гобеленов — выставлены десять гобеленов, созданных по рисункам Рафаэляна Брюссельской мануфактуре.

Галерея географических карт — хранит около 40 карт (1580-1583) с изображением земель, принадлежавших Ватикану.

Галерея канделябров — названа по хранящимся в ней мраморным канделябрам. Собраны памятники классического искусства: саркофаг с изображением сцены «Убийства детей Ниобеи», «Артемида Эфесская» (2 в.), «Персидский воин» (3 в. до н.э.).

Лоджии Рафаэля — тринадцать сводчатых пролетов украшены фресками из Ветхого и Нового Завета выполнены Рафаэлеми его учениками.

Коллекция современного церковного искусства создана в 1973 г. по указанию Павла VI (1963-1978). Представлены произведения современного искусства, картины и скульптуры, подаренные Ватикану художниками и коллекционерами: Матисс, Роден, Дали, Шагал, Утрилло, Кокошка, Пикассо, Сикейрос, Кандинский, Брак, Модильяни, Гуттузо и др.

Грегорианский музей светского искусства — основан в 1844 г., открыт для публики в 1970 г. Собраны произведения античности, найденные на территории Ватикана: Марсий, торс Марсия и голова Афины (римские копии со скульптурной группы Мирона), Нептун (римская копия с греческого оригинала 4 в. до н.э.), Софокл (римская копия с греческого оригинала 340 г. до н.э.) и др.

По материалам энциклопедии «Кругосвет»

Источник: http://fotokto.ru/blogs/muzei-vatikana-musei-vaticanikrupneishie-muzei-mira-vklyuchayushhie-kompleks-unikalnih-zdanii-i-cenneishih-kollekcii-15534.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector