Исторический музей в осло: древняя история, нумизматика и этнография

Всех, кто устал от современности, приглашаю прогуляться по камерному историческому музею Осло.

Никаких толпящихся мраморных статуй и россыпей троянского золота, ничего избыточного, ничего, что бы заставило подозревать собирателей в безжалостном грабительском отношении к чужим культурам – захватничиков (как, например, в Копенгагенском музее – всего много, много, избыточно и еще больше; если честно, то думаю, что датчане и англичане обскакали в грабительстве аборигенов всех прочих колонизаторов). Ослинский исторический музей – это небольшие залы, небольшие пространства, скромная распродажа копий уникальных экспонатов при входе:)Идём?

В самом первом зале представлены культурные слои:

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Древний очаг:

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Панорама, в окошках которой висят кремни, скребки, крючки. Панорама выполнена на дереве и штрихи заменены царапинами:

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

В панораме про охоту кровавые сцены  – в закрывающихся окошках. Если посетителя ранит убийство – он может не глядеть.

Деревья сделаны из мха:

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Если изучить панорамку сверху, в правом верхнем углу видно трогательную парящую птицу:

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография
Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография
Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Музейное оружие – оружие, которым наверняка убивали – словно еще раз указывает людям на примитивность и дикость насилия для решения проблем.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Всегда очень интересно разглядывать вещи, исчезнувшие из повседневной жизни большинства людей. Сундучок для оружия:

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Посмотрите, как сделаны ключи:

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

  • Один одноглазый с пацификом на восьминогом Слейпнире:

Зал средневековья. Ворота ставхирке (слово из путеводителя, которое, возможно, должно звучать иначе:)))- норвежской церкви.

Некоторые статуи святых были раскрашены. Я смотрела на них и мне казалось, что вот оно, основание, на котором зиждется религиозное отношение к реальности. Что сейчас делает народ? Он пялится!

Всегда были штучки, деревяшечки,  образы, на которые можно было бездумно глядеть. Успокаиваться. Медитировать. Приходить в блаженство от сосредоточенности на чём угодно, кроме реального. Эскейп от ужаса.

И, кстати, это понятно – все ослинские средневековые Мадонны и святые сдвигают брови – вокруг них боль, страдание, смерть, неизбежный прижизненный ад. Кровь, вши, крысы, реки фекалий на улицах, неизлечимые болезни, смертельные раны, эпидемии, голод, нищета.

Крашеные деревяшки – прообразы телевизора, прообразы современного культа ужаса и страдания, внезапной катастрофы, глобального пиздеца, дрожания перед удавом.

Скандинавские орнаменты на церковных воротах. Интересно – африканские темнокожие Иисусы, северные деревья мира при входе, опять же, в дом местного Иисуса. Всё шло в дело:)

  1. И  еще для поднятия планки современных кузнецов:
  2. Поднимающий насторения киевлянам Самсон (?):

Бумажные норвежские деньги интересуют меня с тех пор, как я написала про них обзорный текст. Вернее, текст рассказывал не про сами деньги, а про людей, портреты которых деньги украшают. Деньги – вся история Норвегии.

Нумизматический кабинет представляет все норвежские монеты и часть купюр:

“На втором этаже собрана коллекция монет и денежных банкнот Норвегии разных времен, но так же здесь представлены 6300 греческих и римских монет, положивших фундамент коллекции. Их в 1817 году передал будущему музею профессор Университета Осло Георг Свердруп.” источник

Переходим в этнографию. В основном я концентрировалась на идеях, которые могли бы заинтересовать моих знакомых мастериц-рукодельниц.

  • Двухголовая птица-лавка:

Мексиканская экспозиция очень созвучна с украинской культурой. Подобные коврики завешивают многие украинские деревенские стены.

  1. Чудесная вышиванка мексиканского дида Панаса:
  2. Керамика словно с украинского рынка:
  3. Если верить путеводителю, это вышитые жемчугом жилеты народа прерий:)
  4. Бисерные мокасины:
  5. Размахнись, плечо:
  6. Отделы Арктики и Субарктики.
  7. Для дотошных:

Очень часто у людей в головах я нахожу одну и ту же логическую ошибку: если люди в Арктике НЕ МОГЛИ быть веганами, то и мы теперь НЕ В АРКТИКЕ не можем. На уровне снежного дома, убийства на охоте и древнего экстрима не существовало этических проблем. Но чего только не придумает человек, чтобы казаться себе умным и добрым. А не быть умным и добрым.

  • Вот люди и представляют, что за ними нон-стоп гонится стадо белых медведей,что им постоянно надо спать на снегу, а пищу  добывать не в супермаркете с кондиционером, а исключительно вот так:

А вот прикид тувинского шамана. Кожаные веревочки и грязные тряпочки убеждают нас в магических способностях, а если кто не верит, то кое-где и железочки висят!

  1. Но вообще очень, очень убедительно!
  2. Природа и дизайн:
  3. Опять же, изделия из мертвецов – материал оказывает влияние на творческое решение:

Суровый охотник на плавсредстве и с банджо на голове. Обратите внимание на варежки с двумя большими пальцами – такие до сих пор актуальны.

  • Здесь он некруто получился. Видно катушку спининга:

Саамский отдел. Саамское жилище мы как-то обнаружили в детсаду Бергена. Что я могу сказать. В конкретно этих шестах (метра 2-3 в диаметре) в большом количестве не разместиться. Ну двое. А в моем типи (4,5 м) может улечься человек 10 с комфортом. Так что крошечный дом.

  1. Саамская одежда.
  2. Шапка, которая знакома мне по мультику “Освободите Джимми”.

Еще один приверженец мясного питания в подходящей для этого среде. Добывает огонь.

  • Бубен шамана:
  • Африканские культуры:

Туристические сувениры. Я видала посетителей, которые в этой музейной секции смеялись. Но нищета – это не смешно.

Обама-текстиль. Джексон как декор. Предметы из жестяных банок.

  1. Скорпиончик:
  2. Темнокожие святые:
  3. Восточная Азия:

Музей, в котором устать невозможно. Очень подходит для прогулок с детишками. Познавательно и нетяжко. Многие норвежцы бродили по музею с малышами. Посетители не толпились, но их было предостаточно. Еще немного и они начали бы конкурировать:)

К сожалению, всё сфотографировать было невозможно. Так что всякий, кто будет в Осло, найдет в 10 раз больше интересного в этом музее:)

Åpningstider:

Åpent tirsdag til søndag
15.09 – 14.05: 1100 – 1600

15.05 – 14.09: 1000 – 1700

Museet er stengt følgende dager:
Mandager, julaften, 1.juledag, 2. juledag, nyttårsaften, 1.nyttårsdag,

langfredag, påskeaften, 1.påskedag, 2.påskedag, 1. mai, 17. mai.

  • Billettpriser:
    Voksne: 50 kr
    Barn under 16: Gratis
    Norske skoleklasser: Gratis
    Uio-studenter og UiO-ansatte: Gratis
    Skoleelever, studenter og pensjonister: 25 kr
  • Årskort: 200 kr
  • Besøksadresse:
    Frederiks gate 2
    0164 OSLO
  • Сайт музея

Источник: https://www.bergenrabbit.net/2011/02/istoricheskij-muzej-oslo/

Шведский исторический музей Хисториска→

Historiska стал одним из первых музеев, в которые получилось зайти в Стокгольме. Но обойти за раз не удалось, так что впечатления и виртуальная экскурсия только сейчас.

В принципе, за один раз его трудно осилить вообще. Исторический музей вмещает в себя одно из самых больших собраний экспонатов в стране. Логично, что поскольку музей исторический, то коллекция состоит в основном из археологических ценностей, которые относятся “ко всем географическим областям, которые сегодня называются Швецией”.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Экспозиция охватывает промежуток от каменного века до местами сегодняшних дней. Раньше она “жила” в здании Национального музея, но в 1930 году провели конкурс на создание проекта Исторического музея.

Интересно, что первый приз не был присужден никому, а вот проект, занявший второе место, воплотили.

Он был создан 2-мя архитекторами, Бенгтом Ромаре и Георгом Шерманом, и инженером Йоста Нильссоном и назывался “Новое и Древнее”.

Поскольку проект не был идеальным (а потому и не получил первую премию) под чутким руководством Национального совета и Национального совета по наследию его доработали. В результате получилось смешение модернизма, классицизма, средневековья и еще Бог знает чего, а все вместе смотрится вполне органично.

В здании ничего, даже кованные двери, не является старше 100 лет, их, как и некоторые скульптуры во дворе, создавал шведский скульптор Брур Марклунд (Bror Marklund).

Если не знать, то кажется, будто здание раза в 2-3 старше и предназначалось то ли для арсенала, то ли было частью оборонно-укрепительных строений.

Как оказалось, такое впечатление возникло не зря, на официальном сайте указано, что внутреннее убранство повторяет оформление казарм (зачем?!). Залы сгрупированы вокруг внутреннего двора в хронологическом порядке, от каменного века и дальше.

Всего можно выделить основные “места”:

  • первый этаж с выставками о викингах и жизни в каменном веке;
  • второй этаж, где одно крыло занимает “исторический путь” Швеции, а во втором выставлены религиозные объекты, в том числе гобелены и церковное убранство;
  • Золотая комната в подвале.

Выставка, посвященная викингам

Первый этаж был обойден с аудиогидом еще год назад. Макеты, интерактивные экспонаты, скелеты, реконструкции, собранные до кучи обломки, украшения – все о “бытовухе” викингов (а в соседней экспозиции – о жителях каменного века).

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Рассказывается не столько о морских походах, сколько о жизни на берегу, о семейном укладе, верованиях и досуге. Даже детские игрушки есть. Кто не видел рунических камней – они тоже тут. Есть небольшой закапелочек с информацией о влиянии викингов и мифов о них на историю и культуру, и о том, как этот миф использовался в качестве нацистской символики.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

В части о каменном веке расположена выставка глиняных черепков и черепов людей, а еще много всяких инструментов, одёжек и прочих не особо значительных, но красиво представленных остатков с тех древних времен. Выставка повествует еще и о климате и культуре того периода.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Кроме выставки, на первом же этаже расположен Аркеотекет (Arkeoteket) — по сути, это тематическая игровая комната, где дети любых возрастов могут проводить “раскопки” в песочницах, ознакомиться с основными инструментами археологов, узнать про методы анализа в “лаборатории”, о консервировании объектов, исторических фондах… уфффф! много о чем! 

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Даже без детей взрослой мне было интересно позаглядывать и хотя бы покрутить ручки, так что на первый этаж ушло несколько часов. Выгоняли нас в числе последних, впечатление осталось шикарное, потому посещение оставшихся экспозиций было только вопросом времени.

История Швеции

В следующий заход пошли по истории Швеции. Интересно, что именно национальная история у них начинается с 1000-го года, когда появилась национальная самоидентификация, а до того были просто народности, населяющие территорию. Акцент делается на личностях, значительных для исторического периода.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

В выставке заинтересовывают 2 вещи: во-первых, дорожка на полу, на которой обозначены основные персоналии и события периода, а во-вторых, разносторонний взгляд на роль отдельных людей в истории страны.

Читайте также:  Картина мазок, рой лихтенштейн - описание

Взять хотя бы Густава Васу, который после борьбы разорвал Кальмарскую унию и вернул Швеции независимость.

Эти его заслуги не отрицаются, но и тут же указывается, что методы, которыми он насаждал Реформацию, вполне себе тиранические, и вопрос, кто он, добрый правитель или тиран, остается открытым.

А королевскую власть называют мафией, которая пыталась упрочнить свою власть заручившись кровными узами с другими династиями.

Мне интересно, сколько раз выстрелил бы себе в голову директор исторического музея где-то в СНГ, рискни он сказать, что Ленин был в чем-то не прав…

Все же европейская свобода слова мне импонирует больше, чем четко разложенная по полочкам “истина от первых инстанций”!

Поскольку в музее сейчас перерокировка и перенос главного выхода, то на втором этаже немного запутались, потерялись и не могли найти проход к гобеленам и средневековому искусству. Пришлось вернуться, и вот оно!

Выставка текстиля и средневекового искусства

Ткани конечно интересны и все такое, зал в стиле барокко тоже с хорошей акустикой и алтарем со змеей, но самое впечатляющее – это выставка деревянных средневековых церковных скульптур. церквей XVIII века, иногда используется как концертный зал

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Зал обставлен утварью из разных эпох. Остатки тканей, аж одна комнатка

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Огромный зал, один край которого “одет” в деревянные настилы под потолком, имитирует крышу церкви, а под стенами расставлены старинные алтари. И тут-то можно на всякое насмотреться!

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Все алтари 15 века или около того, разные по размеру, но большинство поражает своими деталями.

Популярна тема св. Анны, матери Святой Марии.

Детки в кружке. Не узнаю религиозный сюжет, но смотрится забавно

Слева Мария и Иосиф, а справа – св. Анна с яблоком и… тремя мужьям

Скандинавские очень святые Олаф и Эрик стоят на поверженых врагах. Милосердие и любовь, ага

В стороне от общей исторической тропы выделяется Золотая комната (Guldrummet), созданная 1994 году на деньги от фонда Кнута и Элис Валленбергов (Knut och Alice Wallenberg).

Википедия называет эту комнату “достопримечательностью музея”. Созданная Лейфом Бломбергом, она находится на минус первом этаже под внутренним двором и предназначается для демонстрации коллекции золотых и серебрянных украшений времен викингов. На площади 650 квадратных метра выставлено 52 кг золота и 200 кг серебра.

На самом деле звучит более внушительно, чем выглядит. 650 кв м – это круглый зал с фонтаном для монеток и коридор вокруг него.

Хотя золотых месторождений в Швеции не водилось, золото тем более играло значительную роль в определении статуса. Самые старые гривны и украшения датируются 350-500 годами до нэ.

Рассказывается история использования золота как денег еще до того, как монеты стали широко использоваться. Вот как выглядела одна из первых золотых валют.

Часть сокровищ свидетельствует о международных связях и союзах.

Некоторые экспонаты были вывезены из Германии как трофеи 30-тилетней войны, как эти кубок и посохи.

Многие другие экспонаты были найдены как клады. Не то чтобы таких было много, но тенденция была намечена еще в 1600, тогда же (400 лет назад!) был принят закон, по которому найденные сокровища выкупаются государством. Благодаря этому удалось сохранить внушительную коллекцию в пределах страны.

Музей оставляет очень приятное впечатление. Часа три, а то и больше, пролетают как один миг, особенно с экскурсоводом! 

ОБНОВЛЕНИЕ!  В феврале 2016 года вход в Хисториску стал бесплатен для всех! Список всех бесплатных музеев Стокгольма смотрите тут: Государственные музеи Стокгольма стали бесплатными!

Источники фотографий:

1* barnsajten .se/aktiviteter-for-barn/stockholm/historiska-museet2* historiska .se/home/exhibitions/vikings3* historiska .se/utstallningar/vikings-24* historiska .se/utstallningar

5* historiska .se/utstallningar

Источник: https://stockholm-tours.com/stockholm-mania/historiska

Музей денег монеты норвегии

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Есть в Рязани один музей, о существовании которого знают немногие, однако те, кто приходит, возвращаются ещё не раз, удивляясь, насколько интересной может быть финансовая история нашей страны и региона. Речь – о музее отделения по Рязанской области Главного управления Центрального банка РФ по ЦФО.

  • Идея создания музея, рассказала заместитель управляющего отделением Елена Морозова, появилась еще в 80-е годы прошлого столетия – объединить редкие и ценные экспонаты предложила Тамара Пигилова, возглавлявшая в те годы отделение.
  • «Музей заработал в 1997 году, однако его торжественное открытие состоялось в 2000 году, когда отмечалось 140-летие образования Банка России», – пояснила Елена Морозова.
  • Сейчас в собрании музея более 600 экспонатов, по которым можно проследить историю не только банковского дела, но и России, рассказала заведующая экспозицией Людмила Емельянова.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография
Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

В числе самых ценных экспонатов – монеты и банкноты разного времени, начиная с первых монет Рязанского княжества, датируемых XV веком и заканчивая современными купюрами.

Представлены в экспозиции и царские деньги – например, «катеньки», бумажные деньги с портретом Екатерины II, а также «николаевки», деньги, которыми расплачивались в период правления Николая II.

Купюры большого формата с красивым рисунком в 1914 году получили гран-при на выставке в Париже как самые красивые деньги мира.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Впрочем, купюры были не только красивыми, но и были защищены от подделок специальным защитным рисунком, автором которого стал граф Орлов, известный в те годы художник. Профиль последнего российского императора вычеканен и на монете в пять рублей золотом.

Деньги в народе называли «николашками», однако такое прозвище никак не отразилось на нумизматической ценности монеты – сейчас она высоко ценится в профессиональной среде и является редкостью: большинство денег царской России кануло в пучине революции и гражданской войны. В те сложные годы металлические деньги власти часто заменяли бумажными, временными. Так появились купюры, напоминавшие марки разного цвета – красного, зеленого, голубого, в зависимости от номинала.

На деньгах по-прежнему изображались портреты правителей – так, на трех копейках можно было увидеть Александра III, на двух копейках – Александра II. Временное правительство также отметилось выпуском новых денег – так называемых, «думок», купюр большого формата, на которых был изображен Таврический дворец, где проходили заседания.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

В первые годы новой власти практически в каждом регионе имели бытование свои деньги – в Рязани также печатали свою валюту, которую, однако, банкиры впоследствии сожгли. А вот в Касимове местные деньги сохранились до сих пор, благодаря тому, что их ….сдали в архив.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Сегодня купюры за подписью председателей Совета крестьянских и рабочих депутатов, стали музейным экспонатом. При Керенском были выпущены свои деньги – мелкие купюры, которые называли «керенками» или этикетками для кваса за их маленький формат.

Деньги выпускались большими листами по 40-60 штук, однако они быстро обесценивались и счастья их обладателям не приносили – керенками, рассказывает Людмила Емельянова, чаще всего разжигали печи, оклеивали комнаты, настолько быстро они теряли свою покупную способность

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Свою валюту выпускало и белое движение – армии Юденича и Деникина. В армии Юденича хождение имели так называемые «крылатки» – купюра, на которой был изображен парящий орел. Деньги печатались в Норвегии и сейчас, несмотря на время, в которое они бытовали, выглядят как новые.

Деньги армии Деникина называли «колокольчиками», ведь на лицевой стороне купюры были изображены Царь-колокол и георгиевская лента.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография
Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Большевики, пришедшие к власти, также отметились выпуском новых денег. Они были вышли в обращение в 1919 году. В центре каждой купюры, по размеру не больше марки, были изображены серп и молот.

Первые советские деньги также вывели в центр героев современной действительности – на купюры в один рубль был изображен рабочий, на трех рублях – солдат, а на пяти рублях – летчик.

Позже власти вернулись к царским деньгам, выпустив купюры большого формата — правда, в центре были изображены новые правители России. Новые деньги появились не только в годы советской власти, но и перестройки.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

«Одним из самых ценных экспонатов нашего музея является купюры в 500 тысяч рублей. Эти деньги были очень редкими, население старалось их всячески разменять, поэтому сейчас встретить их можно крайне редко – стоимость одной такой купюры на нумизматическом рынке доходит до 75 тысяч рублей», – отметила Людмила Емельянова.

Интересно, что деньги времен перестройки очень напоминают те, которыми мы пользуемся сейчас – в ходе очередной денежной реформы были просто убраны лишние нули.

Тысяча превратилась в сто рублей, а пять тысяч – в пятьсот рублей. В отличие от этого, билеты, выпущенные Сергеем Мавроди, в обращении сейчас не увидишь – билеты сохранились разве что у коллекционеров.

Интересно, что у создателя пирамиды МММ в истории нашлись более успешные конкуренты.

«Пирамида Мавроди просуществовала лишь два года, тогда как его «коллеге», банкиру Рыкову из Скопина, создавшему банк и бравшего деньги под высокие проценты, удалось проработать более 20 лет», – отметила Людмила Емельянова.

Есть в коллекции музея не только старинные, но и современные деньги, имеющие нумизматическую ценность.

Так, доллар Новой Зеландии с профилем королевы Елизаветы II, выпущенный в наши дни, получил неофициальное название «властелина колец» – страна всерьез считает себя родиной хоббитов.

На обратной стороне монеты действительно изображено кольцо всевластия, за которое идет война в знаменитом произведении Толкиена.

Конечно, история банковского дела – это не только монеты и купюры, но и люди. Служащих банка всегда подбирали очень тщательно – крестьянину попасть в банковские служащие было невозможно. После зачисления в штат работник давал клятвенное обещание – аналог присяги ил клятвы Гиппократа, обязуясь верой и правдой служить в учреждении.

Многим их тех, кто работал в банке, приходилось даже выбирать между службой и личной жизнью – невест обязательно проверяли на благонадежность, а сам служащий должен был попросить разрешения на брак у своего начальства и обратиться с просьбой о выдаче ему паспорта, где, как и сейчас, обязательно ставилась отметка о семейном положении.

До 1911 года работа в банке была сугубо мужским занятием, однако время не стояло на месте и в финансовую сферу допустили и женщин, правда, существенно ограничив их круг обязанностей.

Читайте также:  Скульптура в ссср

«Управляющему рязанским банком было рекомендовано принять на работу девиц – для них было рекомендовано выделить отдельный кабинет, отдельную уборную и следить, чтобы девицы не болтали. Заниматься они могли лишь делопроизводством, все основные операции с деньгами по-прежнему совершали мужчины», – отметила Людмила Емельянова.

Сейчас подобное разделение обязанностей не кажется дискриминацией. Работа в банке не была легкой и оказывалась сопряжена с рядом опасностей. Так, в XIX веке, вместо бронированных машин, для перевоза наличности использовалась обычная телега, запряженная лошадью, а современную охрану заменяла минимальное количество персонала.

В революционные годы охранять ценности и вовсе стало некому – так, известно, что бухгалтер Иван Левиков, переведенный в наш город из Ярославля, после увольнения своего начальства, являлся и руководителем, и бухгалтером, и сторожем банка, охраняя доверенные ему финансы.

В годы Великой Отечественной войны сотрудникам банка пришлось эвакуировать ценности и деньги с оккупированной территории – скидок на присутствие врага не делали.

Так, в Михайлове бухгалтеру и начальнику местной полиции пришлось пешком нести мешки с деньгами до Рязани, спасая их от немцев, занявших город. Однако, они все равно получили десять лет лагерей за то, что касса недосчиталась определенной суммы.

Свести «дебет с кредитом», к слову, специалистам помогала техника – сначала это были счеты, потом – арифмометр, изобретенный в 1897 году.

Простейшее устройство – предшественник машин ЭВМ, позволяло быстро произвести необходимые математические операции, если речь шла о крупных суммах. Арифмометр оказался настолько надежным, что позже его использовали при расчете траектории космических кораблей!

Позже появились монетосчётные машины, позволяющие быстро подсчитать металлическую наличность, а также машины бухгалтеров, в работе которых использовались перфокарты. Сегодня в работе банковские служащие используют компьютерную технику, однако приоритет остался тем же – точность расчета и проведения операций.

Увидеть экспонаты, а также попробовать себя в роли сотрудника банка, можно, записавшись на экскурсию – попасть сюда можно по предварительной записи при наличии документа, удостоверяющего личность.

Источник: https://eolloe.ru/muzej-deneg-monety-norvegii

Исторический музей Осло

  • Адрес: Frederiks Gate 2, 0164 Oslo, Норвегия
  • Время работы: ежедневно 11:00-16:00, пн – выходной
  • Телефон: +47 22 85 19 00
  • Сайт: www.khm.uio.no
  • Архитектор: Хенрик Булл
  • Архитектурный стиль: модерн
  • Вход: свободный

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

На одной из улиц Осло, названной в честь короля Кристиана IV, находится здание, в котором размещается музей норвежской истории. В нем представлены экспонаты, повествующие о жизни этой страны со времен каменного века. История музея в Осло

Строительство этой столичной достопримечательности началось в 1811 году. Именно тогда общественная организация Кристиании добилась разрешения короля о создании университета Фредерика (Det kongelige Frederiks univeristet).

Позднее он стал называться просто – Universitetet i Oslo. Архитектором Исторического музея Осло был назначен Карл Август Хенриксен, который решил придерживаться стиля модерн.

На последних этапах строительством руководил архитектор Хенрик Булл.

Официальное открытие 4-этажного Исторического музея Осло состоялось в 1904 году. Архитектурной особенностью данного сооружения являются плавные линии фасада, который украшают полукруглые башни.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Экспозиции Исторического музея Осло

Фактически под крышей этого здания одновременно находятся три музея:

  • этнографический музей (Etnografisk Museum);
  • государственное собрание древностей (Oldsaksamlingen);
  • собрание монет и медалей (Myntkabinettet).

Государственное собрание древностей размещается на первом этаже Исторического музея Осло. Здесь собраны археологические находки, повествующие об истории страны, начиная с каменного века, захватывая эпоху викингов и заканчивая Средневековьем. В этом павильоне можно также познакомиться с культурой народов Арктики.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Второй этаж отведен под коллекцию медалей, купюр и монет разных периодов. В Историческом музее Осло насчитывается 6300 экземпляров, которые в 1817 году пожертвовал известный коллекционер и по совместительству профессор Норвежского университета – Георг Свердруп.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Третий и четвертый этаж отведены под этнографический музей. В этом павильоне Исторического музея Осло собрано огромное количество экспонатов, которые знакомят посетителей с культурными особенностями жителей полярных территорий, обеих Америк, Африки и Востока. Здесь также можно увидеть предметы античного искусства и Древнего Египта.

Самыми интересными экспонатами Исторического музея Осло можно назвать:

  • коллекцию египетских мумий;
  • коллекцию средневековых перстней;
  • орудия и шлемы, принадлежавшие предкам современных жителей Норвегии.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Все экспонаты расположены в просторных и светлых залах, благодаря чему их можно внимательно рассмотреть.

Для удобства посетителей каждый предмет сопровождает пояснительная табличка на норвежском, немецком и английском языке. При желании можно записаться на экскурсию с гидом.

На территории Исторического музея Осло работает небольшое уютное кафе и магазин, в котором можно приобрести копию понравившегося экспоната.

Исторический музей в Осло: древняя история, нумизматика и этнография

Как добраться до Исторического музея Осло?

Данный культурный объект расположен в южной части норвежской столицы в 700 м от побережья залива Inner Oslofjord. Из центра Осло до исторического музея можно добраться на автобусе или троллейбусе. В 100 м от него находятся остановки Tullinlokka и Nationaltheatret, до которых можно доехать по маршрутам №№33, 150, 250E, N250.

Источник: https://womanadvice.ru/istoricheskiy-muzey-oslo

8 лучших классических исторических музеев

    Историк искусства Рагнхильд Мартине Бё занимается исследованиями в Институте археологии, охраны памятников и истории Осло, и именно ее мы попросили рассказать нам об основных исторических музеях Норвегии.

    Заглянуть в прошлое Норвегии

    По всей стране проводятся отличные выставки, которые будут интересны всем, независимо от того, насколько вы «подкованы» в истории. Множество знаменитых и редких экспонатов расскажут вам историю развития страны. Современный подход к архитектуре и оформлению экспозиции позволяет нам оживить прошлое.

  • В Историческом музее Осло вы пройдете настоящий курс молодого бойца, дающий полное представление о происхождении норвежского народа. Увлекательная экспозиция наглядно рассказывает историю страны-золушки, превратившейся из бедного родственника большой Европы в современное независимое государство с международными амбициями.
  • Музей кораблей викингов в Осло входит в число наиболее посещаемых экспозиций Норвегии. Оригинальные деревянные драккары представлены в окружении многочисленных объектов бытового обихода викингов. Этот увлекательный музей знакомит посетителей не только с историей знаменитых лонгшипов, но и с другими аспектами культуры знаменитой Эпохи викингов.
  • Деревянная церковь Богунд в Лэрдале расположена в устье Согне-фьорда. Столбовые (или каркасные) церкви – одна из важнейших вех в норвежской истории, а ставкирка в Боргунде является одной из наиболее сохранившихся. В новом информационном центре, построенном рядом со ставкиркой, находится экспозиция, посвященная истории норвежских каркасных церквей.
  • Дворец архиепископа в Тронхейме находится на территории кафедрального собора Нидарос. Прежние деревянные строения резиденции архиепископа были разрушены во время пожара в начале 1990-х годов, после чего было возведено новое просторное здание музея. В ходе строительства были обнаружены ценные археологические находки, впоследствии вошедшие в собрание музея.
  • О Рагнхильд Мартине Бё Рагнхильд Мартине Бё – историк искусства и постдокторант Факультета археологии, охраны памятников и истории Университета Осло.

  • В Археологическом музее в Ставангере вы узнаете, чем жил регион задолго до того, как здесь было открыто нефтяное месторождение, принесшее Ставангеру мировую известность. В коллекции музея находится масса любопытных бытовых артефактов разных времен.
  • В Саамском музее в Варангерботне вы познакомитесь с историей и культурой этого северного народа. Формы современного здания музея отчетливо отсылают к местным архитектурным традициям. В рамках обширной постоянной экспозиции регулярно проводятся интересные культурные мероприятия.
  • Обширная экспозиция Исторического музея Бергена охватывает историю города от древности до современности. Любители археологии и этнографии обнаружат здесь множество артефактов, свидетельствующих о развитии местного сообщества, в том числе в Эпоху викингов. В разделе, посвященном церковному искусству, представлено самое важное собрание в стране.
  • Норвежский центр конституции – «Эйдсволл 1814» – разместился в историческом здании в небольшом городке Эйдсволл, где норвежцы впервые подписали собственную конституцию, сделав первый шаг на пути к автономии, приведший к получению полной независимости в 1905 году. Музей состоит из информационного центра и постоянной экспозиции «Живая демократия и ее граждане». В залах и на территории музея также проводятся временные выставки.

Statens Kartverk, Geovekst og kommuner — Geodata AS

Познакомьтесь с историей и традициями Норвегии в собственном темпе. Не стоит дожидаться приезда, чтобы решить, что вы хотите увидеть.

Your Recently Viewed Pages

Источник: https://www.visitnorway.ru/things-to-do/art-culture/art/museums/top-8-classic-historical-museums/

Исторический музей

СтраныНорвегияОслоМестаИсторический музей

История Норвегии насчитывает более 10 000 лет, на протяжении которых формировались уникальные скандинавская культура и быт.

И даже несмотря на то, что отдельным государством она стала относительно недавно, а ученые до сих пор спорят о том, как и кем заселялась страна, разные времена и эпохи подарили немало интересных артефактов, найденных археологами на территории Норвегии. Ознакомиться с ними и рассмотреть поближе можно в Историческом музее.

© Popova Valeriya/shutterstock.com

Он поселился в красивейшем старинном здании в стиле модерн в Осло. За плавными линиями фасада расположилась обширная коллекция древностей, тематически поделенная на несколько частей, каждая из которых заняла целый этаж — фактически под одной крышей собрались сразу три музея.

На первом уровне представлена экспозиция из предметов быта норвежского человека в далеком-далеком прошлом, еще до эпохи викингов.

Тут и древний домашний очаг, и украшения, и меховая одежда, и примитивные по нашим меркам орудия труда — разные крючки, скребки, какие-то ложки и иные приспособления. Рядом — витрина с оружием.

А вот и сундук для его хранения — было обычным делом иметь такой дома.

Следующий зал отражает религиозную сторону жизни норвежцев. Он посвящен Средневековью, и здесь выставлены предметы культа. Тут можно полюбоваться потрясающими скандинавскими орнаментами на воротах древней церкви — ставкирки, а также раскрашенными деревянными статуями.

Проходим на второй этаж — картина меняется кардинально. Зачем здесь повсюду разложены монеты и бумажные купюры? Все просто: вторая часть Исторического музея — это обширная коллекция, представляющая историю денежных знаков.

Дело в том, что «страну троллей» неоднократно одолевали набеги викингов. Кроме того, сами жители не раз предпринимали морские походы — вы же помните Р. Амундсена и Ф.

Нансена? Таким образом на территорию Норвегии и попадали денежные купюры со всего мира, старинные и современные, и даже клады!

И, наконец, последняя часть — этнографическая.

© Claudine Lamothe/flickr.com

Это такая наука, изучающая разные народы.

Все те же многочисленные норвежские путешественники подарили музею немало коллекций удивительных вещей: египетские мумии, шаманские бубны, индейские идолы, эскимосские одеяния, красочные мексиканские вышивки, коврики и прочее-прочее. Где еще вы сможете узнать, как выглядели и жили, охотились и рыбачили самые разные народы? Кстати, многие из них существуют и по сей день.

Читайте также:  Шишкин: картины, биография. описание работ ивана ивановича

В целом Исторический музей не переполнен экспонатами, но очень познавателен, поэтому устать не получится. Для удобства каждый представленный на выставке предмет имеет табличку с описанием на трех языках: норвежском, немецком и английском.

Адрес: Frederiks Gate 2, 0164 Oslo, НорвегияСайт: www.khm.uio.no

Источник: https://enjourney.ru/strany/norway/regioni/oslo/mesto/istoricheskiy_muzey

Предисловие

К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе

Первое издание этой книги «Эпоха викингов в Северной Европе» в 1985 году было первым самостоятельным, собственно авторским исследованием социально-исторического феномена Скандинавии IX-XI вв., выполненным российским университетским ученым и предложенным отечественному читателю.

Переводной зарубежной литературы по этой теме в те советские годы практически не существовало. Ведущий отечественный специалист по ранней скандинавской медиевистике, безусловный «неформальный лидер» советской скандинавистики последних десятилетий XX столетия А. Я.

Гуревич в 1966 году издал в научно-популярной академической серии небольшую книгу «Походы викингов» (Гуревич 1966), краткую и высококачественную компиляцию основных обзорных скандинавских и западноевропейских работ.

Собственные его фундаментальные труды по ранней норвежской истории, выходившие в академических изданиях в те же годы (Гуревич 1968,1977), тщательно обходили проблематичную «викингскую» тематику (хотя имели колоссальное значение для осмысления специфики и своеобразия перехода скандинавского общества к» средневековому строю феодальной Европы).

Очевидная связь «проблемы викингов» с «варяжским вопросом», начальным, а потому ключевым вопросом русской истории, отнюдь не стимулировала углубленной разработки российскими историками достаточно труднодоступного скандинавского материала.

В специальных работах по истории Швеции и других скандинавских стран (Ковалевский 1977; История Швеции 1974; История Норвегии 1980) «доисторическая» эпоха викингов рассматривалась кратко и компилятивно, в основном с точки зрения отнесения ее к той или иной «общественно-экономической формации», первобытнообщинному строю или феодализму.

Плохо вписываясь в характеристики той и другой стадии обязательной для «марксистско-ленинской исторической науки» схемы общественного развития, она как бы «выносилась за скобки» магистрального исторического процесса.

Опыт самостоятельного обращения к скандинавскому материалу опирался на сохранявшуюся в Ленинграде со времен послесталинской «оттепели» традицию «петербургской научной школы» исторической науки (Аль 2001), прежде всего — российской скандинавистики, и во многом — петербургской школы российской археологии.

Именно эта традиция в середине 1960-х позволила подойти к объективному изучению «норманской проблемы» и русско-скандинавских связей в начальные века истории Восточной и Северной Европы (Шаскольский 1965; Исторические связи 1970).

Переход в русле этих исследований к материалу собственно Скандинавии был закономерным, хотя нелегким и трудоемким (Лебедев 1970,1972, 1977,1979, 1985).

[adsense]

Два десятилетия, прошедшие со времени подготовки и появления этой первой отечественной научно-исследовательской монографии по «викинговедению», были исключительно насыщенными и плодотворными для развития рассматриваемой проблематики как в России, так и в Скандинавии, и в целом — в Европе и мире. Если в 1962г.

воображение массовой публики потрясли голливудские «Викинги», впервые вынесшие на киноэкран экзотические и притягательные образы северных воителей забытой эпохи, то сорок лет спустя эти образы стали «своего рода торговой маркой Скандинавии» (Роэсдаль 2001:4).

И эта массовая популярность эпохи, отделенной от нашего времени тысячелетием, опирается отнюдь не только на художественное воображение творцов масс-медиа и активность туристических агентств.

Завершившие трагический и беспрецедентный по масштабам своего исторического опыта XX век, 1980-90-е годы «подведения итогов» и мучительных порою размышлений мировой науки о «конце истории», в советской и постсоветской России, в странах Балтии, Польше, Германии, Финляндии и собственно в Скандинавских странах стали временем подлинного научного прорыва, обобщения результатов многолетних штудий и осуществления масштабных исследовательских проектов, освоения огромных объемов исторического и археологического материала и все более массовых экспериментов по его реконструкции, опытному изучению в условиях «оживающей истории», активного вовлечения в контекст актуальной культуры.

В начале 1960-х — середине 1980-х годов «памятники викингов» в Скандинавии пребывали в почетном, но малоподвижном полузабвении. Остров Бьоркё с заповедными полями на «Черной Земле» и курганами Бирки посещали туристы, но главный исследователь и публикатор полученных в XIX в.

материалов этого центрального памятника шведской эпохи викингов, Хольгер Арбман (1904-1968), до конца дней так и не добился права на осуществление собственных, новых раскопок. Шведские «рокеры» еще в 1990 году гонялись на мотоциклах по величественным курганам Старой Уппсалы.

Цикл исследований «вика на Шлей» Хайтабу, на границе Дании и Германии в Шлезвиге, прерывавшийся в годы Второй мировой войны, был успешно завершен, но предстояли десятилетия кропотливой обработки находок, и только затем — музеефикация древнего городища и создание первого германского «Музея викингов».

Знаменитые королевские курганы и «корабли викингов» Гокстада и Усеберга в прославленном на весь мир музее Осло давно уже были национальной гордостью Норвегии, но в Дании 1970-х, на основе первых «подводных раскопок» закладывались первые организационные устои нового, собственного «Музея кораблей викингов» в Роскильде, а в Швеции лишь в 1987 году был выполнен первый опыт «новодела» (реплики) мореходной «ладьи викингов» (Crumlin-Pedersen 1988:544). В те же годы первые «ладьи» с добровольцами Русского Географического общества вышли в археолого-навигационные плавания на «Пути из Варяг в Греки» по рекам Восточной Европы, России, Белоруссии и Украины от Балтики до Черного моря (Лебедев, Жвиташвили 1999).

Ныне «Путь из Варяг в Греки» стал темой ряда международных экспозиций в России и за рубежом (начиная с монументальной выставки в Московском Кремле 1996 года).

Бирка, самый известный «город викингов» на Балтике и «древнейший город Швеции», после масштабного государственного проекта, без малого десятилетних археологических исследований культурного слоя и застройки городского поселения, стала едва ли не первым по популярности объектом шведского туризма, и его обслуживает из Стокгольма, столицы Швеции, специализированная теплоходная компания «Birka-line» (не менее известная, чем международная «Viking-line»). В 1997 году торжественно отметил свое тысячелетие (997-1997) Трондхейм в Норвегии, древний Нидарос, «город Святого Олава» и «конунга-викинга», русского варяга Олава Трюгтвасона. Туристские трассы проложены к курганам Еллинге и застройке Рибе, валам Орхуса и Оденсе в Дании, выстроены заново из местного камня мощные стены и каменные дома Экеторпа на Эланде, по музеям мира путешествуют монументальные «картинные камни» Готланда (впервые вывезенные с родины в ленинградский Эрмитаж в 1979 году, по инициативе автора этих строк, поддержанной авторитетным сотрудником Эрмитажа, ведущим исследователем Старой Ладоги тех лет О. И. Давидан и реализованной Бьорном Амброзиани, преемником X. Арбмана, осуществившим позднее раскопки городского культурного слоя Бирки). В начале XXI века посетители Треллеборга могут любоваться земляными валами и войти в интерьер «большого дома» королевской крепости — «лагеря викингов» в Дании, в Норвегии — посетить восстановленный двор местного конунга в Борге на Лофотенских островах, а в Швеции — любоваться неприкосновенными «королевскими курганами» Старой Уппсалы сквозь стеклянную стену суперсовременного музея в этой древней резиденции легендарных Инглингов.

«Ментальная революция» современного мира в конце минувшего XX века проявилась не только в более свободном и многостороннем стремлении к объемному и адекватному видению прошлого, своего рода «аксонометрии», способной устранить искажения исторической перспективы.

Вместе с методологией совершенствовалась и методика исследований.

Сопоставления исторических данных (а прежде всего материальных археологических фактов, «объективизирующих» историческую действительность прошлого) становились, при всей скрупулезной осторожности, нормативной для археологов, все более точными, масштабными и смелыми, очерчивая принципиальное единство ритмов и темпов процессов во всем европейском и сопредельном с ним пространстве на рубеже I и II тысячелетий от Рождества Христова, ровно тысячу лет тому назад впервые связавших Европу в единое целое феодально-христианского Средневековья.

Европейское единство, представляющееся ныне либо желаемым идеалом, либо — само собой разумеющейся данностью, в историческом прошлом реально сформировалось лишь тысячу лет тому назад, и не последним, но очень значимым звеном в этом процессе было Крещение Руси в 988 году (Тысячелетие Крещения, торжественно отмеченное на исходе советской эпохи в 1988 году, было по-своему столь же значимым историческим рубежом). Становление этого единства и тысячу лет тому назад, и сейчас означало преодоление предыдущего разделения: как в XX веке — на «социалистический лагерь» и «свободный мир», так с І по X век — наследованное от античности деление, в финальной редакции, на христианско-эллинистический и латинизированный мир Римской империи (и ее каролингских и византийских правопреемников) и языческий «Барбарикум».

[adsense]

«Эпоха викингов» представляла собою последний коллапс этого разделения. «Язычники Севера», норманны, обрушились на историческую арену Европы не менее грозно, чем гунны и готы, сокрушившие собственно Римскую державу (но отнюдь не Римский мир, Pax Romanorum европейского христианства).

Однако сходили с этой арены, на исходе эпохи викингов, крещеные скандинавы, организованные в первые на Севере государства «христианских королей».

И в становлении христианской Европы рядом с величественными фигурами киевских князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого по праву стоит их современник и родич, конунг и креститель Норвегии, Олав Святой (годы правления 1015-1030), со времен своей мученической гибели и посмертного прославления — небесный патрон Скандинавских стран.

«Миллениум христианства» в Европе, по сути дела, разворачивающийся, как и во всем христианском мире, с 2000 по 2033 гг. (точного хронологического соответствия Событиям Евангелия), должен включить и эти даты североевропейской и русской истории, отмечая их юбилеи с 1988 по 2030 гг.

, ибо именно эту тысячу лет тому назад, завершением Крещения Востока и Севера, со времен Владимира Святого и Олава Святого, христианскими стали, по существу, все современные европейские страны.

Именно так впервые Европа стала Европой, но именно в этой Европе тысячелетней давности впервые Русью стала — Русь.

Вывод этот, завершавший первое издание данной монографии в 1985 году, подтвердил свою актуальность всем ходом последующих событий XX и первых лет XXI века.

Следовательно, прошлое способно и в нашу эпоху дать действенные уроки и наставления настоящему.

И если так, то и в наши дни historia magistra vitae est, «история — наставница жизни», а потому и автор может надеяться на заинтересованного и благосклонного читателя.

Источник: https://arheologija.ru/predislovie-5/

Ссылка на основную публикацию