Всех, кто устал от современности, приглашаю прогуляться по камерному историческому музею Осло.
Никаких толпящихся мраморных статуй и россыпей троянского золота, ничего избыточного, ничего, что бы заставило подозревать собирателей в безжалостном грабительском отношении к чужим культурам – захватничиков (как, например, в Копенгагенском музее – всего много, много, избыточно и еще больше; если честно, то думаю, что датчане и англичане обскакали в грабительстве аборигенов всех прочих колонизаторов). Ослинский исторический музей – это небольшие залы, небольшие пространства, скромная распродажа копий уникальных экспонатов при входе:)Идём?
В самом первом зале представлены культурные слои:
Древний очаг:
Панорама, в окошках которой висят кремни, скребки, крючки. Панорама выполнена на дереве и штрихи заменены царапинами:
В панораме про охоту кровавые сцены – в закрывающихся окошках. Если посетителя ранит убийство – он может не глядеть.
Деревья сделаны из мха:
Если изучить панорамку сверху, в правом верхнем углу видно трогательную парящую птицу:
Музейное оружие – оружие, которым наверняка убивали – словно еще раз указывает людям на примитивность и дикость насилия для решения проблем.
Всегда очень интересно разглядывать вещи, исчезнувшие из повседневной жизни большинства людей. Сундучок для оружия:
Посмотрите, как сделаны ключи:
- Один одноглазый с пацификом на восьминогом Слейпнире:
Зал средневековья. Ворота ставхирке (слово из путеводителя, которое, возможно, должно звучать иначе:)))- норвежской церкви.
Некоторые статуи святых были раскрашены. Я смотрела на них и мне казалось, что вот оно, основание, на котором зиждется религиозное отношение к реальности. Что сейчас делает народ? Он пялится!
Всегда были штучки, деревяшечки, образы, на которые можно было бездумно глядеть. Успокаиваться. Медитировать. Приходить в блаженство от сосредоточенности на чём угодно, кроме реального. Эскейп от ужаса.
И, кстати, это понятно – все ослинские средневековые Мадонны и святые сдвигают брови – вокруг них боль, страдание, смерть, неизбежный прижизненный ад. Кровь, вши, крысы, реки фекалий на улицах, неизлечимые болезни, смертельные раны, эпидемии, голод, нищета.
Крашеные деревяшки – прообразы телевизора, прообразы современного культа ужаса и страдания, внезапной катастрофы, глобального пиздеца, дрожания перед удавом.
Скандинавские орнаменты на церковных воротах. Интересно – африканские темнокожие Иисусы, северные деревья мира при входе, опять же, в дом местного Иисуса. Всё шло в дело:)
- И еще для поднятия планки современных кузнецов:
- Поднимающий насторения киевлянам Самсон (?):
Бумажные норвежские деньги интересуют меня с тех пор, как я написала про них обзорный текст. Вернее, текст рассказывал не про сами деньги, а про людей, портреты которых деньги украшают. Деньги – вся история Норвегии.
Нумизматический кабинет представляет все норвежские монеты и часть купюр:
“На втором этаже собрана коллекция монет и денежных банкнот Норвегии разных времен, но так же здесь представлены 6300 греческих и римских монет, положивших фундамент коллекции. Их в 1817 году передал будущему музею профессор Университета Осло Георг Свердруп.” источник
Переходим в этнографию. В основном я концентрировалась на идеях, которые могли бы заинтересовать моих знакомых мастериц-рукодельниц.
- Двухголовая птица-лавка:
Мексиканская экспозиция очень созвучна с украинской культурой. Подобные коврики завешивают многие украинские деревенские стены.
- Чудесная вышиванка мексиканского дида Панаса:
- Керамика словно с украинского рынка:
- Если верить путеводителю, это вышитые жемчугом жилеты народа прерий:)
- Бисерные мокасины:
- Размахнись, плечо:
- Отделы Арктики и Субарктики.
- Для дотошных:
Очень часто у людей в головах я нахожу одну и ту же логическую ошибку: если люди в Арктике НЕ МОГЛИ быть веганами, то и мы теперь НЕ В АРКТИКЕ не можем. На уровне снежного дома, убийства на охоте и древнего экстрима не существовало этических проблем. Но чего только не придумает человек, чтобы казаться себе умным и добрым. А не быть умным и добрым.
- Вот люди и представляют, что за ними нон-стоп гонится стадо белых медведей,что им постоянно надо спать на снегу, а пищу добывать не в супермаркете с кондиционером, а исключительно вот так:
А вот прикид тувинского шамана. Кожаные веревочки и грязные тряпочки убеждают нас в магических способностях, а если кто не верит, то кое-где и железочки висят!
- Но вообще очень, очень убедительно!
- Природа и дизайн:
- Опять же, изделия из мертвецов – материал оказывает влияние на творческое решение:
Суровый охотник на плавсредстве и с банджо на голове. Обратите внимание на варежки с двумя большими пальцами – такие до сих пор актуальны.
- Здесь он некруто получился. Видно катушку спининга:
Саамский отдел. Саамское жилище мы как-то обнаружили в детсаду Бергена. Что я могу сказать. В конкретно этих шестах (метра 2-3 в диаметре) в большом количестве не разместиться. Ну двое. А в моем типи (4,5 м) может улечься человек 10 с комфортом. Так что крошечный дом.
- Саамская одежда.
- Шапка, которая знакома мне по мультику “Освободите Джимми”.
Еще один приверженец мясного питания в подходящей для этого среде. Добывает огонь.
- Бубен шамана:
- Африканские культуры:
Туристические сувениры. Я видала посетителей, которые в этой музейной секции смеялись. Но нищета – это не смешно.
Обама-текстиль. Джексон как декор. Предметы из жестяных банок.
- Скорпиончик:
- Темнокожие святые:
- Восточная Азия:
Музей, в котором устать невозможно. Очень подходит для прогулок с детишками. Познавательно и нетяжко. Многие норвежцы бродили по музею с малышами. Посетители не толпились, но их было предостаточно. Еще немного и они начали бы конкурировать:)
К сожалению, всё сфотографировать было невозможно. Так что всякий, кто будет в Осло, найдет в 10 раз больше интересного в этом музее:)
Åpningstider:
Åpent tirsdag til søndag
15.09 – 14.05: 1100 – 1600
15.05 – 14.09: 1000 – 1700
Museet er stengt følgende dager:
Mandager, julaften, 1.juledag, 2. juledag, nyttårsaften, 1.nyttårsdag,
langfredag, påskeaften, 1.påskedag, 2.påskedag, 1. mai, 17. mai.
- Billettpriser:
Voksne: 50 kr
Barn under 16: Gratis
Norske skoleklasser: Gratis
Uio-studenter og UiO-ansatte: Gratis
Skoleelever, studenter og pensjonister: 25 kr - Årskort: 200 kr
- Besøksadresse:
Frederiks gate 2
0164 OSLO - Сайт музея
Источник: https://www.bergenrabbit.net/2011/02/istoricheskij-muzej-oslo/
Шведский исторический музей Хисториска→
Historiska стал одним из первых музеев, в которые получилось зайти в Стокгольме. Но обойти за раз не удалось, так что впечатления и виртуальная экскурсия только сейчас.
В принципе, за один раз его трудно осилить вообще. Исторический музей вмещает в себя одно из самых больших собраний экспонатов в стране. Логично, что поскольку музей исторический, то коллекция состоит в основном из археологических ценностей, которые относятся “ко всем географическим областям, которые сегодня называются Швецией”.
Экспозиция охватывает промежуток от каменного века до местами сегодняшних дней. Раньше она “жила” в здании Национального музея, но в 1930 году провели конкурс на создание проекта Исторического музея.
Интересно, что первый приз не был присужден никому, а вот проект, занявший второе место, воплотили.
Он был создан 2-мя архитекторами, Бенгтом Ромаре и Георгом Шерманом, и инженером Йоста Нильссоном и назывался “Новое и Древнее”.
Поскольку проект не был идеальным (а потому и не получил первую премию) под чутким руководством Национального совета и Национального совета по наследию его доработали. В результате получилось смешение модернизма, классицизма, средневековья и еще Бог знает чего, а все вместе смотрится вполне органично.
В здании ничего, даже кованные двери, не является старше 100 лет, их, как и некоторые скульптуры во дворе, создавал шведский скульптор Брур Марклунд (Bror Marklund).
Если не знать, то кажется, будто здание раза в 2-3 старше и предназначалось то ли для арсенала, то ли было частью оборонно-укрепительных строений.
Как оказалось, такое впечатление возникло не зря, на официальном сайте указано, что внутреннее убранство повторяет оформление казарм (зачем?!). Залы сгрупированы вокруг внутреннего двора в хронологическом порядке, от каменного века и дальше.
Всего можно выделить основные “места”:
- первый этаж с выставками о викингах и жизни в каменном веке;
- второй этаж, где одно крыло занимает “исторический путь” Швеции, а во втором выставлены религиозные объекты, в том числе гобелены и церковное убранство;
- Золотая комната в подвале.
Выставка, посвященная викингам
Первый этаж был обойден с аудиогидом еще год назад. Макеты, интерактивные экспонаты, скелеты, реконструкции, собранные до кучи обломки, украшения – все о “бытовухе” викингов (а в соседней экспозиции – о жителях каменного века).
Рассказывается не столько о морских походах, сколько о жизни на берегу, о семейном укладе, верованиях и досуге. Даже детские игрушки есть. Кто не видел рунических камней – они тоже тут. Есть небольшой закапелочек с информацией о влиянии викингов и мифов о них на историю и культуру, и о том, как этот миф использовался в качестве нацистской символики.
В части о каменном веке расположена выставка глиняных черепков и черепов людей, а еще много всяких инструментов, одёжек и прочих не особо значительных, но красиво представленных остатков с тех древних времен. Выставка повествует еще и о климате и культуре того периода.
Кроме выставки, на первом же этаже расположен Аркеотекет (Arkeoteket) — по сути, это тематическая игровая комната, где дети любых возрастов могут проводить “раскопки” в песочницах, ознакомиться с основными инструментами археологов, узнать про методы анализа в “лаборатории”, о консервировании объектов, исторических фондах… уфффф! много о чем!
Даже без детей взрослой мне было интересно позаглядывать и хотя бы покрутить ручки, так что на первый этаж ушло несколько часов. Выгоняли нас в числе последних, впечатление осталось шикарное, потому посещение оставшихся экспозиций было только вопросом времени.
История Швеции
В следующий заход пошли по истории Швеции. Интересно, что именно национальная история у них начинается с 1000-го года, когда появилась национальная самоидентификация, а до того были просто народности, населяющие территорию. Акцент делается на личностях, значительных для исторического периода.
В выставке заинтересовывают 2 вещи: во-первых, дорожка на полу, на которой обозначены основные персоналии и события периода, а во-вторых, разносторонний взгляд на роль отдельных людей в истории страны.
Взять хотя бы Густава Васу, который после борьбы разорвал Кальмарскую унию и вернул Швеции независимость.
Эти его заслуги не отрицаются, но и тут же указывается, что методы, которыми он насаждал Реформацию, вполне себе тиранические, и вопрос, кто он, добрый правитель или тиран, остается открытым.
А королевскую власть называют мафией, которая пыталась упрочнить свою власть заручившись кровными узами с другими династиями.
Мне интересно, сколько раз выстрелил бы себе в голову директор исторического музея где-то в СНГ, рискни он сказать, что Ленин был в чем-то не прав…
Все же европейская свобода слова мне импонирует больше, чем четко разложенная по полочкам “истина от первых инстанций”!
Поскольку в музее сейчас перерокировка и перенос главного выхода, то на втором этаже немного запутались, потерялись и не могли найти проход к гобеленам и средневековому искусству. Пришлось вернуться, и вот оно!
Выставка текстиля и средневекового искусства
Ткани конечно интересны и все такое, зал в стиле барокко тоже с хорошей акустикой и алтарем со змеей, но самое впечатляющее – это выставка деревянных средневековых церковных скульптур. церквей XVIII века, иногда используется как концертный зал
Зал обставлен утварью из разных эпох. Остатки тканей, аж одна комнатка
Огромный зал, один край которого “одет” в деревянные настилы под потолком, имитирует крышу церкви, а под стенами расставлены старинные алтари. И тут-то можно на всякое насмотреться!
Все алтари 15 века или около того, разные по размеру, но большинство поражает своими деталями.
Популярна тема св. Анны, матери Святой Марии.
Детки в кружке. Не узнаю религиозный сюжет, но смотрится забавно
Слева Мария и Иосиф, а справа – св. Анна с яблоком и… тремя мужьям
Скандинавские очень святые Олаф и Эрик стоят на поверженых врагах. Милосердие и любовь, ага
В стороне от общей исторической тропы выделяется Золотая комната (Guldrummet), созданная 1994 году на деньги от фонда Кнута и Элис Валленбергов (Knut och Alice Wallenberg).
Википедия называет эту комнату “достопримечательностью музея”. Созданная Лейфом Бломбергом, она находится на минус первом этаже под внутренним двором и предназначается для демонстрации коллекции золотых и серебрянных украшений времен викингов. На площади 650 квадратных метра выставлено 52 кг золота и 200 кг серебра.
На самом деле звучит более внушительно, чем выглядит. 650 кв м – это круглый зал с фонтаном для монеток и коридор вокруг него.
Хотя золотых месторождений в Швеции не водилось, золото тем более играло значительную роль в определении статуса. Самые старые гривны и украшения датируются 350-500 годами до нэ.
Рассказывается история использования золота как денег еще до того, как монеты стали широко использоваться. Вот как выглядела одна из первых золотых валют.
Часть сокровищ свидетельствует о международных связях и союзах.
Некоторые экспонаты были вывезены из Германии как трофеи 30-тилетней войны, как эти кубок и посохи.
Многие другие экспонаты были найдены как клады. Не то чтобы таких было много, но тенденция была намечена еще в 1600, тогда же (400 лет назад!) был принят закон, по которому найденные сокровища выкупаются государством. Благодаря этому удалось сохранить внушительную коллекцию в пределах страны.
Музей оставляет очень приятное впечатление. Часа три, а то и больше, пролетают как один миг, особенно с экскурсоводом!
ОБНОВЛЕНИЕ! В феврале 2016 года вход в Хисториску стал бесплатен для всех! Список всех бесплатных музеев Стокгольма смотрите тут: Государственные музеи Стокгольма стали бесплатными!
Источники фотографий:
1* barnsajten .se/aktiviteter-for-barn/stockholm/historiska-museet2* historiska .se/home/exhibitions/vikings3* historiska .se/utstallningar/vikings-24* historiska .se/utstallningar
5* historiska .se/utstallningar
Источник: https://stockholm-tours.com/stockholm-mania/historiska
Музей денег монеты норвегии
Есть в Рязани один музей, о существовании которого знают немногие, однако те, кто приходит, возвращаются ещё не раз, удивляясь, насколько интересной может быть финансовая история нашей страны и региона. Речь – о музее отделения по Рязанской области Главного управления Центрального банка РФ по ЦФО.
- Идея создания музея, рассказала заместитель управляющего отделением Елена Морозова, появилась еще в 80-е годы прошлого столетия – объединить редкие и ценные экспонаты предложила Тамара Пигилова, возглавлявшая в те годы отделение.
- «Музей заработал в 1997 году, однако его торжественное открытие состоялось в 2000 году, когда отмечалось 140-летие образования Банка России», – пояснила Елена Морозова.
- Сейчас в собрании музея более 600 экспонатов, по которым можно проследить историю не только банковского дела, но и России, рассказала заведующая экспозицией Людмила Емельянова.
В числе самых ценных экспонатов – монеты и банкноты разного времени, начиная с первых монет Рязанского княжества, датируемых XV веком и заканчивая современными купюрами.
Представлены в экспозиции и царские деньги – например, «катеньки», бумажные деньги с портретом Екатерины II, а также «николаевки», деньги, которыми расплачивались в период правления Николая II.
Купюры большого формата с красивым рисунком в 1914 году получили гран-при на выставке в Париже как самые красивые деньги мира.
Впрочем, купюры были не только красивыми, но и были защищены от подделок специальным защитным рисунком, автором которого стал граф Орлов, известный в те годы художник. Профиль последнего российского императора вычеканен и на монете в пять рублей золотом.
Деньги в народе называли «николашками», однако такое прозвище никак не отразилось на нумизматической ценности монеты – сейчас она высоко ценится в профессиональной среде и является редкостью: большинство денег царской России кануло в пучине революции и гражданской войны. В те сложные годы металлические деньги власти часто заменяли бумажными, временными. Так появились купюры, напоминавшие марки разного цвета – красного, зеленого, голубого, в зависимости от номинала.
На деньгах по-прежнему изображались портреты правителей – так, на трех копейках можно было увидеть Александра III, на двух копейках – Александра II. Временное правительство также отметилось выпуском новых денег – так называемых, «думок», купюр большого формата, на которых был изображен Таврический дворец, где проходили заседания.
В первые годы новой власти практически в каждом регионе имели бытование свои деньги – в Рязани также печатали свою валюту, которую, однако, банкиры впоследствии сожгли. А вот в Касимове местные деньги сохранились до сих пор, благодаря тому, что их ….сдали в архив.
Сегодня купюры за подписью председателей Совета крестьянских и рабочих депутатов, стали музейным экспонатом. При Керенском были выпущены свои деньги – мелкие купюры, которые называли «керенками» или этикетками для кваса за их маленький формат.
Деньги выпускались большими листами по 40-60 штук, однако они быстро обесценивались и счастья их обладателям не приносили – керенками, рассказывает Людмила Емельянова, чаще всего разжигали печи, оклеивали комнаты, настолько быстро они теряли свою покупную способность
Свою валюту выпускало и белое движение – армии Юденича и Деникина. В армии Юденича хождение имели так называемые «крылатки» – купюра, на которой был изображен парящий орел. Деньги печатались в Норвегии и сейчас, несмотря на время, в которое они бытовали, выглядят как новые.
Деньги армии Деникина называли «колокольчиками», ведь на лицевой стороне купюры были изображены Царь-колокол и георгиевская лента.
Большевики, пришедшие к власти, также отметились выпуском новых денег. Они были вышли в обращение в 1919 году. В центре каждой купюры, по размеру не больше марки, были изображены серп и молот.
Первые советские деньги также вывели в центр героев современной действительности – на купюры в один рубль был изображен рабочий, на трех рублях – солдат, а на пяти рублях – летчик.
Позже власти вернулись к царским деньгам, выпустив купюры большого формата — правда, в центре были изображены новые правители России. Новые деньги появились не только в годы советской власти, но и перестройки.
«Одним из самых ценных экспонатов нашего музея является купюры в 500 тысяч рублей. Эти деньги были очень редкими, население старалось их всячески разменять, поэтому сейчас встретить их можно крайне редко – стоимость одной такой купюры на нумизматическом рынке доходит до 75 тысяч рублей», – отметила Людмила Емельянова.
Интересно, что деньги времен перестройки очень напоминают те, которыми мы пользуемся сейчас – в ходе очередной денежной реформы были просто убраны лишние нули.
Тысяча превратилась в сто рублей, а пять тысяч – в пятьсот рублей. В отличие от этого, билеты, выпущенные Сергеем Мавроди, в обращении сейчас не увидишь – билеты сохранились разве что у коллекционеров.
Интересно, что у создателя пирамиды МММ в истории нашлись более успешные конкуренты.
«Пирамида Мавроди просуществовала лишь два года, тогда как его «коллеге», банкиру Рыкову из Скопина, создавшему банк и бравшего деньги под высокие проценты, удалось проработать более 20 лет», – отметила Людмила Емельянова.
Есть в коллекции музея не только старинные, но и современные деньги, имеющие нумизматическую ценность.
Так, доллар Новой Зеландии с профилем королевы Елизаветы II, выпущенный в наши дни, получил неофициальное название «властелина колец» – страна всерьез считает себя родиной хоббитов.
На обратной стороне монеты действительно изображено кольцо всевластия, за которое идет война в знаменитом произведении Толкиена.
Конечно, история банковского дела – это не только монеты и купюры, но и люди. Служащих банка всегда подбирали очень тщательно – крестьянину попасть в банковские служащие было невозможно. После зачисления в штат работник давал клятвенное обещание – аналог присяги ил клятвы Гиппократа, обязуясь верой и правдой служить в учреждении.
Многим их тех, кто работал в банке, приходилось даже выбирать между службой и личной жизнью – невест обязательно проверяли на благонадежность, а сам служащий должен был попросить разрешения на брак у своего начальства и обратиться с просьбой о выдаче ему паспорта, где, как и сейчас, обязательно ставилась отметка о семейном положении.
До 1911 года работа в банке была сугубо мужским занятием, однако время не стояло на месте и в финансовую сферу допустили и женщин, правда, существенно ограничив их круг обязанностей.
«Управляющему рязанским банком было рекомендовано принять на работу девиц – для них было рекомендовано выделить отдельный кабинет, отдельную уборную и следить, чтобы девицы не болтали. Заниматься они могли лишь делопроизводством, все основные операции с деньгами по-прежнему совершали мужчины», – отметила Людмила Емельянова.
Сейчас подобное разделение обязанностей не кажется дискриминацией. Работа в банке не была легкой и оказывалась сопряжена с рядом опасностей. Так, в XIX веке, вместо бронированных машин, для перевоза наличности использовалась обычная телега, запряженная лошадью, а современную охрану заменяла минимальное количество персонала.
В революционные годы охранять ценности и вовсе стало некому – так, известно, что бухгалтер Иван Левиков, переведенный в наш город из Ярославля, после увольнения своего начальства, являлся и руководителем, и бухгалтером, и сторожем банка, охраняя доверенные ему финансы.
В годы Великой Отечественной войны сотрудникам банка пришлось эвакуировать ценности и деньги с оккупированной территории – скидок на присутствие врага не делали.
Так, в Михайлове бухгалтеру и начальнику местной полиции пришлось пешком нести мешки с деньгами до Рязани, спасая их от немцев, занявших город. Однако, они все равно получили десять лет лагерей за то, что касса недосчиталась определенной суммы.
Свести «дебет с кредитом», к слову, специалистам помогала техника – сначала это были счеты, потом – арифмометр, изобретенный в 1897 году.
Простейшее устройство – предшественник машин ЭВМ, позволяло быстро произвести необходимые математические операции, если речь шла о крупных суммах. Арифмометр оказался настолько надежным, что позже его использовали при расчете траектории космических кораблей!
Позже появились монетосчётные машины, позволяющие быстро подсчитать металлическую наличность, а также машины бухгалтеров, в работе которых использовались перфокарты. Сегодня в работе банковские служащие используют компьютерную технику, однако приоритет остался тем же – точность расчета и проведения операций.
Увидеть экспонаты, а также попробовать себя в роли сотрудника банка, можно, записавшись на экскурсию – попасть сюда можно по предварительной записи при наличии документа, удостоверяющего личность.
Источник: https://eolloe.ru/muzej-deneg-monety-norvegii
Исторический музей Осло
- Адрес: Frederiks Gate 2, 0164 Oslo, Норвегия
- Время работы: ежедневно 11:00-16:00, пн – выходной
- Телефон: +47 22 85 19 00
- Сайт: www.khm.uio.no
- Архитектор: Хенрик Булл
- Архитектурный стиль: модерн
- Вход: свободный
На одной из улиц Осло, названной в честь короля Кристиана IV, находится здание, в котором размещается музей норвежской истории. В нем представлены экспонаты, повествующие о жизни этой страны со времен каменного века. История музея в Осло
Строительство этой столичной достопримечательности началось в 1811 году. Именно тогда общественная организация Кристиании добилась разрешения короля о создании университета Фредерика (Det kongelige Frederiks univeristet).
Позднее он стал называться просто – Universitetet i Oslo. Архитектором Исторического музея Осло был назначен Карл Август Хенриксен, который решил придерживаться стиля модерн.
На последних этапах строительством руководил архитектор Хенрик Булл.
Официальное открытие 4-этажного Исторического музея Осло состоялось в 1904 году. Архитектурной особенностью данного сооружения являются плавные линии фасада, который украшают полукруглые башни.
Экспозиции Исторического музея Осло
Фактически под крышей этого здания одновременно находятся три музея:
- этнографический музей (Etnografisk Museum);
- государственное собрание древностей (Oldsaksamlingen);
- собрание монет и медалей (Myntkabinettet).
Государственное собрание древностей размещается на первом этаже Исторического музея Осло. Здесь собраны археологические находки, повествующие об истории страны, начиная с каменного века, захватывая эпоху викингов и заканчивая Средневековьем. В этом павильоне можно также познакомиться с культурой народов Арктики.
Второй этаж отведен под коллекцию медалей, купюр и монет разных периодов. В Историческом музее Осло насчитывается 6300 экземпляров, которые в 1817 году пожертвовал известный коллекционер и по совместительству профессор Норвежского университета – Георг Свердруп.
Третий и четвертый этаж отведены под этнографический музей. В этом павильоне Исторического музея Осло собрано огромное количество экспонатов, которые знакомят посетителей с культурными особенностями жителей полярных территорий, обеих Америк, Африки и Востока. Здесь также можно увидеть предметы античного искусства и Древнего Египта.
Самыми интересными экспонатами Исторического музея Осло можно назвать:
- коллекцию египетских мумий;
- коллекцию средневековых перстней;
- орудия и шлемы, принадлежавшие предкам современных жителей Норвегии.
Все экспонаты расположены в просторных и светлых залах, благодаря чему их можно внимательно рассмотреть.
Для удобства посетителей каждый предмет сопровождает пояснительная табличка на норвежском, немецком и английском языке. При желании можно записаться на экскурсию с гидом.
На территории Исторического музея Осло работает небольшое уютное кафе и магазин, в котором можно приобрести копию понравившегося экспоната.
Как добраться до Исторического музея Осло?
Данный культурный объект расположен в южной части норвежской столицы в 700 м от побережья залива Inner Oslofjord. Из центра Осло до исторического музея можно добраться на автобусе или троллейбусе. В 100 м от него находятся остановки Tullinlokka и Nationaltheatret, до которых можно доехать по маршрутам №№33, 150, 250E, N250.
Источник: https://womanadvice.ru/istoricheskiy-muzey-oslo
8 лучших классических исторических музеев
- Историк искусства Рагнхильд Мартине Бё занимается исследованиями в Институте археологии, охраны памятников и истории Осло, и именно ее мы попросили рассказать нам об основных исторических музеях Норвегии.
- В Историческом музее Осло вы пройдете настоящий курс молодого бойца, дающий полное представление о происхождении норвежского народа. Увлекательная экспозиция наглядно рассказывает историю страны-золушки, превратившейся из бедного родственника большой Европы в современное независимое государство с международными амбициями.
- Музей кораблей викингов в Осло входит в число наиболее посещаемых экспозиций Норвегии. Оригинальные деревянные драккары представлены в окружении многочисленных объектов бытового обихода викингов. Этот увлекательный музей знакомит посетителей не только с историей знаменитых лонгшипов, но и с другими аспектами культуры знаменитой Эпохи викингов.
- Деревянная церковь Богунд в Лэрдале расположена в устье Согне-фьорда. Столбовые (или каркасные) церкви – одна из важнейших вех в норвежской истории, а ставкирка в Боргунде является одной из наиболее сохранившихся. В новом информационном центре, построенном рядом со ставкиркой, находится экспозиция, посвященная истории норвежских каркасных церквей.
- Дворец архиепископа в Тронхейме находится на территории кафедрального собора Нидарос. Прежние деревянные строения резиденции архиепископа были разрушены во время пожара в начале 1990-х годов, после чего было возведено новое просторное здание музея. В ходе строительства были обнаружены ценные археологические находки, впоследствии вошедшие в собрание музея.
- В Археологическом музее в Ставангере вы узнаете, чем жил регион задолго до того, как здесь было открыто нефтяное месторождение, принесшее Ставангеру мировую известность. В коллекции музея находится масса любопытных бытовых артефактов разных времен.
- В Саамском музее в Варангерботне вы познакомитесь с историей и культурой этого северного народа. Формы современного здания музея отчетливо отсылают к местным архитектурным традициям. В рамках обширной постоянной экспозиции регулярно проводятся интересные культурные мероприятия.
- Обширная экспозиция Исторического музея Бергена охватывает историю города от древности до современности. Любители археологии и этнографии обнаружат здесь множество артефактов, свидетельствующих о развитии местного сообщества, в том числе в Эпоху викингов. В разделе, посвященном церковному искусству, представлено самое важное собрание в стране.
- Норвежский центр конституции – «Эйдсволл 1814» – разместился в историческом здании в небольшом городке Эйдсволл, где норвежцы впервые подписали собственную конституцию, сделав первый шаг на пути к автономии, приведший к получению полной независимости в 1905 году. Музей состоит из информационного центра и постоянной экспозиции «Живая демократия и ее граждане». В залах и на территории музея также проводятся временные выставки.
Заглянуть в прошлое Норвегии
По всей стране проводятся отличные выставки, которые будут интересны всем, независимо от того, насколько вы «подкованы» в истории. Множество знаменитых и редких экспонатов расскажут вам историю развития страны. Современный подход к архитектуре и оформлению экспозиции позволяет нам оживить прошлое.
О Рагнхильд Мартине Бё Рагнхильд Мартине Бё – историк искусства и постдокторант Факультета археологии, охраны памятников и истории Университета Осло.
Statens Kartverk, Geovekst og kommuner — Geodata AS
Познакомьтесь с историей и традициями Норвегии в собственном темпе. Не стоит дожидаться приезда, чтобы решить, что вы хотите увидеть.
Your Recently Viewed Pages
Источник: https://www.visitnorway.ru/things-to-do/art-culture/art/museums/top-8-classic-historical-museums/
Исторический музей
СтраныНорвегияОслоМестаИсторический музей
История Норвегии насчитывает более 10 000 лет, на протяжении которых формировались уникальные скандинавская культура и быт.
И даже несмотря на то, что отдельным государством она стала относительно недавно, а ученые до сих пор спорят о том, как и кем заселялась страна, разные времена и эпохи подарили немало интересных артефактов, найденных археологами на территории Норвегии. Ознакомиться с ними и рассмотреть поближе можно в Историческом музее.
© Popova Valeriya/shutterstock.com
Он поселился в красивейшем старинном здании в стиле модерн в Осло. За плавными линиями фасада расположилась обширная коллекция древностей, тематически поделенная на несколько частей, каждая из которых заняла целый этаж — фактически под одной крышей собрались сразу три музея.
На первом уровне представлена экспозиция из предметов быта норвежского человека в далеком-далеком прошлом, еще до эпохи викингов.
Тут и древний домашний очаг, и украшения, и меховая одежда, и примитивные по нашим меркам орудия труда — разные крючки, скребки, какие-то ложки и иные приспособления. Рядом — витрина с оружием.
А вот и сундук для его хранения — было обычным делом иметь такой дома.
Следующий зал отражает религиозную сторону жизни норвежцев. Он посвящен Средневековью, и здесь выставлены предметы культа. Тут можно полюбоваться потрясающими скандинавскими орнаментами на воротах древней церкви — ставкирки, а также раскрашенными деревянными статуями.
Проходим на второй этаж — картина меняется кардинально. Зачем здесь повсюду разложены монеты и бумажные купюры? Все просто: вторая часть Исторического музея — это обширная коллекция, представляющая историю денежных знаков.
Дело в том, что «страну троллей» неоднократно одолевали набеги викингов. Кроме того, сами жители не раз предпринимали морские походы — вы же помните Р. Амундсена и Ф.
Нансена? Таким образом на территорию Норвегии и попадали денежные купюры со всего мира, старинные и современные, и даже клады!
И, наконец, последняя часть — этнографическая.
© Claudine Lamothe/flickr.com
Это такая наука, изучающая разные народы.
Все те же многочисленные норвежские путешественники подарили музею немало коллекций удивительных вещей: египетские мумии, шаманские бубны, индейские идолы, эскимосские одеяния, красочные мексиканские вышивки, коврики и прочее-прочее. Где еще вы сможете узнать, как выглядели и жили, охотились и рыбачили самые разные народы? Кстати, многие из них существуют и по сей день.
В целом Исторический музей не переполнен экспонатами, но очень познавателен, поэтому устать не получится. Для удобства каждый представленный на выставке предмет имеет табличку с описанием на трех языках: норвежском, немецком и английском.
Адрес: Frederiks Gate 2, 0164 Oslo, НорвегияСайт: www.khm.uio.no
Источник: https://enjourney.ru/strany/norway/regioni/oslo/mesto/istoricheskiy_muzey
Предисловие
К содержанию книги «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси» | К следующей главе
Первое издание этой книги «Эпоха викингов в Северной Европе» в 1985 году было первым самостоятельным, собственно авторским исследованием социально-исторического феномена Скандинавии IX-XI вв., выполненным российским университетским ученым и предложенным отечественному читателю.
Переводной зарубежной литературы по этой теме в те советские годы практически не существовало. Ведущий отечественный специалист по ранней скандинавской медиевистике, безусловный «неформальный лидер» советской скандинавистики последних десятилетий XX столетия А. Я.
Гуревич в 1966 году издал в научно-популярной академической серии небольшую книгу «Походы викингов» (Гуревич 1966), краткую и высококачественную компиляцию основных обзорных скандинавских и западноевропейских работ.
Собственные его фундаментальные труды по ранней норвежской истории, выходившие в академических изданиях в те же годы (Гуревич 1968,1977), тщательно обходили проблематичную «викингскую» тематику (хотя имели колоссальное значение для осмысления специфики и своеобразия перехода скандинавского общества к» средневековому строю феодальной Европы).
Очевидная связь «проблемы викингов» с «варяжским вопросом», начальным, а потому ключевым вопросом русской истории, отнюдь не стимулировала углубленной разработки российскими историками достаточно труднодоступного скандинавского материала.
В специальных работах по истории Швеции и других скандинавских стран (Ковалевский 1977; История Швеции 1974; История Норвегии 1980) «доисторическая» эпоха викингов рассматривалась кратко и компилятивно, в основном с точки зрения отнесения ее к той или иной «общественно-экономической формации», первобытнообщинному строю или феодализму.
Плохо вписываясь в характеристики той и другой стадии обязательной для «марксистско-ленинской исторической науки» схемы общественного развития, она как бы «выносилась за скобки» магистрального исторического процесса.
Опыт самостоятельного обращения к скандинавскому материалу опирался на сохранявшуюся в Ленинграде со времен послесталинской «оттепели» традицию «петербургской научной школы» исторической науки (Аль 2001), прежде всего — российской скандинавистики, и во многом — петербургской школы российской археологии.
Именно эта традиция в середине 1960-х позволила подойти к объективному изучению «норманской проблемы» и русско-скандинавских связей в начальные века истории Восточной и Северной Европы (Шаскольский 1965; Исторические связи 1970).
Переход в русле этих исследований к материалу собственно Скандинавии был закономерным, хотя нелегким и трудоемким (Лебедев 1970,1972, 1977,1979, 1985).
[adsense]
Два десятилетия, прошедшие со времени подготовки и появления этой первой отечественной научно-исследовательской монографии по «викинговедению», были исключительно насыщенными и плодотворными для развития рассматриваемой проблематики как в России, так и в Скандинавии, и в целом — в Европе и мире. Если в 1962г.
воображение массовой публики потрясли голливудские «Викинги», впервые вынесшие на киноэкран экзотические и притягательные образы северных воителей забытой эпохи, то сорок лет спустя эти образы стали «своего рода торговой маркой Скандинавии» (Роэсдаль 2001:4).
И эта массовая популярность эпохи, отделенной от нашего времени тысячелетием, опирается отнюдь не только на художественное воображение творцов масс-медиа и активность туристических агентств.
Завершившие трагический и беспрецедентный по масштабам своего исторического опыта XX век, 1980-90-е годы «подведения итогов» и мучительных порою размышлений мировой науки о «конце истории», в советской и постсоветской России, в странах Балтии, Польше, Германии, Финляндии и собственно в Скандинавских странах стали временем подлинного научного прорыва, обобщения результатов многолетних штудий и осуществления масштабных исследовательских проектов, освоения огромных объемов исторического и археологического материала и все более массовых экспериментов по его реконструкции, опытному изучению в условиях «оживающей истории», активного вовлечения в контекст актуальной культуры.
В начале 1960-х — середине 1980-х годов «памятники викингов» в Скандинавии пребывали в почетном, но малоподвижном полузабвении. Остров Бьоркё с заповедными полями на «Черной Земле» и курганами Бирки посещали туристы, но главный исследователь и публикатор полученных в XIX в.
материалов этого центрального памятника шведской эпохи викингов, Хольгер Арбман (1904-1968), до конца дней так и не добился права на осуществление собственных, новых раскопок. Шведские «рокеры» еще в 1990 году гонялись на мотоциклах по величественным курганам Старой Уппсалы.
Цикл исследований «вика на Шлей» Хайтабу, на границе Дании и Германии в Шлезвиге, прерывавшийся в годы Второй мировой войны, был успешно завершен, но предстояли десятилетия кропотливой обработки находок, и только затем — музеефикация древнего городища и создание первого германского «Музея викингов».
Знаменитые королевские курганы и «корабли викингов» Гокстада и Усеберга в прославленном на весь мир музее Осло давно уже были национальной гордостью Норвегии, но в Дании 1970-х, на основе первых «подводных раскопок» закладывались первые организационные устои нового, собственного «Музея кораблей викингов» в Роскильде, а в Швеции лишь в 1987 году был выполнен первый опыт «новодела» (реплики) мореходной «ладьи викингов» (Crumlin-Pedersen 1988:544). В те же годы первые «ладьи» с добровольцами Русского Географического общества вышли в археолого-навигационные плавания на «Пути из Варяг в Греки» по рекам Восточной Европы, России, Белоруссии и Украины от Балтики до Черного моря (Лебедев, Жвиташвили 1999).
Ныне «Путь из Варяг в Греки» стал темой ряда международных экспозиций в России и за рубежом (начиная с монументальной выставки в Московском Кремле 1996 года).
Бирка, самый известный «город викингов» на Балтике и «древнейший город Швеции», после масштабного государственного проекта, без малого десятилетних археологических исследований культурного слоя и застройки городского поселения, стала едва ли не первым по популярности объектом шведского туризма, и его обслуживает из Стокгольма, столицы Швеции, специализированная теплоходная компания «Birka-line» (не менее известная, чем международная «Viking-line»). В 1997 году торжественно отметил свое тысячелетие (997-1997) Трондхейм в Норвегии, древний Нидарос, «город Святого Олава» и «конунга-викинга», русского варяга Олава Трюгтвасона. Туристские трассы проложены к курганам Еллинге и застройке Рибе, валам Орхуса и Оденсе в Дании, выстроены заново из местного камня мощные стены и каменные дома Экеторпа на Эланде, по музеям мира путешествуют монументальные «картинные камни» Готланда (впервые вывезенные с родины в ленинградский Эрмитаж в 1979 году, по инициативе автора этих строк, поддержанной авторитетным сотрудником Эрмитажа, ведущим исследователем Старой Ладоги тех лет О. И. Давидан и реализованной Бьорном Амброзиани, преемником X. Арбмана, осуществившим позднее раскопки городского культурного слоя Бирки). В начале XXI века посетители Треллеборга могут любоваться земляными валами и войти в интерьер «большого дома» королевской крепости — «лагеря викингов» в Дании, в Норвегии — посетить восстановленный двор местного конунга в Борге на Лофотенских островах, а в Швеции — любоваться неприкосновенными «королевскими курганами» Старой Уппсалы сквозь стеклянную стену суперсовременного музея в этой древней резиденции легендарных Инглингов.
«Ментальная революция» современного мира в конце минувшего XX века проявилась не только в более свободном и многостороннем стремлении к объемному и адекватному видению прошлого, своего рода «аксонометрии», способной устранить искажения исторической перспективы.
Вместе с методологией совершенствовалась и методика исследований.
Сопоставления исторических данных (а прежде всего материальных археологических фактов, «объективизирующих» историческую действительность прошлого) становились, при всей скрупулезной осторожности, нормативной для археологов, все более точными, масштабными и смелыми, очерчивая принципиальное единство ритмов и темпов процессов во всем европейском и сопредельном с ним пространстве на рубеже I и II тысячелетий от Рождества Христова, ровно тысячу лет тому назад впервые связавших Европу в единое целое феодально-христианского Средневековья.
Европейское единство, представляющееся ныне либо желаемым идеалом, либо — само собой разумеющейся данностью, в историческом прошлом реально сформировалось лишь тысячу лет тому назад, и не последним, но очень значимым звеном в этом процессе было Крещение Руси в 988 году (Тысячелетие Крещения, торжественно отмеченное на исходе советской эпохи в 1988 году, было по-своему столь же значимым историческим рубежом). Становление этого единства и тысячу лет тому назад, и сейчас означало преодоление предыдущего разделения: как в XX веке — на «социалистический лагерь» и «свободный мир», так с І по X век — наследованное от античности деление, в финальной редакции, на христианско-эллинистический и латинизированный мир Римской империи (и ее каролингских и византийских правопреемников) и языческий «Барбарикум».
[adsense]
«Эпоха викингов» представляла собою последний коллапс этого разделения. «Язычники Севера», норманны, обрушились на историческую арену Европы не менее грозно, чем гунны и готы, сокрушившие собственно Римскую державу (но отнюдь не Римский мир, Pax Romanorum европейского христианства).
Однако сходили с этой арены, на исходе эпохи викингов, крещеные скандинавы, организованные в первые на Севере государства «христианских королей».
И в становлении христианской Европы рядом с величественными фигурами киевских князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого по праву стоит их современник и родич, конунг и креститель Норвегии, Олав Святой (годы правления 1015-1030), со времен своей мученической гибели и посмертного прославления — небесный патрон Скандинавских стран.
«Миллениум христианства» в Европе, по сути дела, разворачивающийся, как и во всем христианском мире, с 2000 по 2033 гг. (точного хронологического соответствия Событиям Евангелия), должен включить и эти даты североевропейской и русской истории, отмечая их юбилеи с 1988 по 2030 гг.
, ибо именно эту тысячу лет тому назад, завершением Крещения Востока и Севера, со времен Владимира Святого и Олава Святого, христианскими стали, по существу, все современные европейские страны.
Именно так впервые Европа стала Европой, но именно в этой Европе тысячелетней давности впервые Русью стала — Русь.
Вывод этот, завершавший первое издание данной монографии в 1985 году, подтвердил свою актуальность всем ходом последующих событий XX и первых лет XXI века.
Следовательно, прошлое способно и в нашу эпоху дать действенные уроки и наставления настоящему.
И если так, то и в наши дни historia magistra vitae est, «история — наставница жизни», а потому и автор может надеяться на заинтересованного и благосклонного читателя.
Источник: https://arheologija.ru/predislovie-5/