Гениальный художник, мастер светотени и главный представитель Золотого века голландской живописи — это Рембрандт Харменс ван Рейн. Это тот, кто в своих картинах передал, до того неведомые изобразительному искусству все человеческие эмоции и чувства. Все его работы являются бесценными шедеврами, окутанные многими загадками, тайнами и домыслами.
В День рождения Рембрандта ван Рейна, Lifeguide, собрал невероятные факты о его самых известных картинах.
Портрет Якоба де Гейна III (1632 г.)
Эта картина занесена в Книгу Рекордов Гиннесса, как наиболее часто похищаемое полотно в мире. Ее воровали и находили 4 раза, за что она получила прозвище «Рембрандт на вынос».
Даная (1636 -1647 гг.)
В 1985 году душевнобольной посетитель Эрмитажа облил серной кислотой и порезал это полотно. Наиболее сильно пострадали самые важные части полотна, прежде всего фигура Данаи. После 20 летней реставрации, ее снова вывесили в галерее, но уже под толстым слоем стекла.
Рентгенограмма показала, что вначале лицо царевны было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
Ночной дозор (1642 г.)
Настоящее название этой картины «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». А название «Ночной Дозор» картина получила значительно позже, из-за того, что когда ее нашли, фон полотна был черного цвета. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что картина покрыта копотью, а оригинальный фон должен быть светлый. Поэтому, более логичным названием для картины был бы «Дневной дозор».
В центре картины, также, изображена девочка. Насчет ее персонажа ходит много загадок, но многие считают, что лицо девочки сильно схоже с женой Рембрандта — Саскией.
Возвращение блудного сына (1666-1679 гг.)
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тематику.
В ней описывается финал христианской притчи, когда сын вернулся домой (отрывок из притчи: «И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим«). Существует мнение, что два персонажа в правом углу картины — это те же отец и сын, только в другое время: до того как блудный сын ушел из дома.
Существует еще одно полотно на эту же тему «Блудный сын в таверне», которое показывает сына, прогуливающего наследство отца.
Урок анатомии доктора Тульпа (1632 г.)
На картине изображен доктор Николас Тульп, который показывает анатомию руки человека своим ученикам. На заднем плане можно увидеть человека с листком бумаги, где изображены имена всех людей на картине, хотя изначально там был набросок мускулов руки. Также первоначально на картине присутствовало всего 6 человек, еще двоих художник дорисовал позже.
Художник в мастерской (1628 г.)
На картине изображена мастерская художника, которая, по мнению экспертов, соответствовала мастерской Рембранта. А художник на картине — это его ученик Геррит Доу.
Синдики (1662 г.)
Этот групповой портрет выполнен по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков. Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. На картине есть малозаметный символ: на стене висит картина с изображением маяка, роль которого в гильдии играют синдики.
- Аристотель с бюстом Гомера (1653 г.)
- Эта картина была написана для итальянского мецената Антонио Руфоо, который заплатил за нее немалую сумму (в 8 раз больше, чем цена средней картины).
На Аристотеле можно заметить медальон, по мнению экспертов на нем изображен Александр Македонский. Бюст, изображенный на картине, принадлежал, по всей видимости, самому художнику.
Еврейская невеста (1665 г.)
Эта картина — одна из последних и самых загадочных картин Рембрандта. Название картине дал коллекционер Ван дер Ноор лишь в 1825 году. Он ошибочно полагал, что на ней изображен отец, дарящий дочери-еврейке ожерелье на свадьбу. Настоящее название картины так и неизвестно, но предполагается, что это «Исаак и Ревекка», так как в 1662 году Рембрандт написал картину с похожей композицией.
Рентгенограмма картины показывает, что первоначально на картине были изображены дополнительные детали, в частности, в руке девушки была корзинка с цветами.
Заговор Юлия Цивилиса (1661 г)
Это самое большое полотно Рембрандта — изначальная его ширина и длина была более 5 метров. В настоящее время от неё сохранился только центральный фрагмент (196 на 309 см).
Флора (1634 г.)
На картине, по мнению экспертов, изображена жена художника Саския ван Эйленбух в образе античной богини весны и цветов Флоры. В венок Флоры вплетен великолепный пестрый тюльпан редкого сорта, названный впоследствии «Рембрандт».
Отречение Петра (1660 г.)
На картине изображён момент отречения апостола Петра, один из эпизодов Страстей Христовых. На переднем плане Рембрандт изобразил служанку с солдатами и отрекающегося Петра, а на заднем плане в правом верхнем углу — Христа со связанными сзади руками, который может лишь наблюдать предательство перед тем, как его уведут.
Христос во время шторма на море Галилейском (1633 г.)
Этот единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске.
На картине изображены 14 человек: Христос и двенадцать апостолов, кто четырнадцатый не известно. Есть много версий кто это может быть, и одна из них что это сам Рембрандт.
by Elenka · 15/07/2014
Источник: http://www.lifeguide.com.ua/chto-skryvayut-v-sebe-kartiny-rembrandta-van-rejna/
Художник Герард Доу (Gerard Dou) | Картины
Молодая дама за туалетом
Галерея работ нидерландского живописца семнадцатого века, голландского «Золотого века», первого ученика Рембрандта. Художник принадлежит к кругу «малых голландцев».
- Художник Герард Доу (Gerard Dou, также известен, как Геррит Доу и Герард Дау) родился в 1613 году в голландском городе Лейдене, в семье владельца стекольной мастерской и гравёра Доу Янса.
- Gerard Dou был учеником гравёра Варфоломея Долендо и художника по стеклу Петера Коухорна.
- Три года, с 1628 по 1631 годы, будущий живописец брал уроки живописи у Рембрандта.
1631 год стал поворотным в творческой судьбе Герарда Доу – в этот год Лейден покинули несколько известных на всю Европу мастеров живописи.
Рембрандт уехал в Амстердам, затем в Лондон перебрался Ян Ливенс, успешный ландшафтный живописец Ян ван Гойен решил работать в Гааге, покинул город и мастер натюрмортов Ян Давидс де Хем (этот художник хоть и не родился в Лейдене, но много лет жил и работал в этом городе).
Это «великое переселение художников» не связано с ухудшением условий жизни в Лейдене. Напротив, в эти годы экономика города достигла значительных высот. И это «переселение» позволило Доу выдвинуться в первые ряды лейденских живописцев и уже к началу тридцатых годов художник был известен не только на малой родине, но и далеко за границами страны.
Автопортрет
В «Описании города Лейден» от 1641 года бургомистр Ян Орлерс отмечает молодого художника как «превосходного мастера, особенно в маленьких, тонких и замысловатых вещах». В 1642 году Филипс Ангел, критик и художник, в своей «Похвале живописцам» отводит Герарду Доу ведущую роль среди голландских живописцев и призывает коллег следовать примеру этого художника.
В 1648 году Герард Доу был принят в лейденскую гильдию Святого Луки и вскоре организовал свою собственную школу «Изысканных художников». Учениками Доу были: Метсю, Питер Корнелиус Слингеланд, Якоб Торенвлит, Голфрид Схалкен, Франс ван Мирис, Абрахам де Пап, Карел де Моор.
Удивительно, но цены на работы художника превзошли цены на работы его учителя Рембрандта. Картины Доу покупали Генеральные штаты Нидерландов, монархи и аристократы, крупные промышленники.
Умер художник в феврале 1675 года. Похоронен в родном городе. Картины художника высоко ценились до середины девятнадцатого века, когда сторонники импрессионизма объявили «тщательное исполнение» бездушным и примитивным.
Только в последние годы отношение к творчеству Доу изменилось и его имя вернулось в когорту мастеров Золотого века голландской живописи.
Картины художника Герарда Доу (Gerard Dou)
Ростовщик
Старая женщина за книгой» (мать Рембрандта)
Женщина у окна с кошкой и мышеловкой
Отшельник
В лавке у торговки домашней птицей
Кающаяся Магдалина
Врач
Торговка сельдью и мальчик
Библейское наставление, Анна и Фома
Пожилая женщина, сидя у окна рядом с прялкой, ест овсяную кашу
Старая женщина
Целитель
Удаление зуба
Продавец селёдки
Старая женщина со свечой
Шарлатан
Игроки в карты при свечах
Спящая собака и глиняный горшок
Больная (Женщина больная водянкой)
Луковицы
Отшельник
Дама играет на клавикордах
Девушка у окна
Кухня у колодца
Скрипач
Молодая мать
Художник в мастерской
Девушка с фонарём в окне
РЕКОМЕНДУЮ: Художник Jan Van Huysum (1682 – 1749)
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-gerard-dou-1613-1675-zolotoj-vek-gollandskoj-zhivopisi.html
Самые известные картины Рембрандта
Похищение Европы. Год создания 1632.
Похищение Ганимеда. Год создания 1635
Пир Валтасара. Год создания 1635.
Жертвоприношение Авраама. Год создания 1635
Христос перед Пилатом. Год создания 1636
Ослепление Самсона. Год создания 1638
Погребение Христа. Год создания 1639
Ночной дозор. Год создания 1642
Хендрикье Стоффельс в образе Флоры. Год создания 1654
Хендрикье, входящая в реку. Год создания 1654
Хендрикье Стоффельс у окна. Год создания 1655
Христос, исцеляющий больных. Год создания 1643- 1649
Три креста. Год создания 1653
Зимний пейзаж. Год создания 1646
Мельница. Год создания 1641
Три дерева. Год создания 1643
Святое семейство. Год создания 1645
Святое Семейство с занавесом. Год создания 1646
Святое семейство
Отдыхом на пути в Египет. Год создания 1647
Моисей, разбивающий скрижали Завета. Год создания 1659
Отречение святого Петра. Год создания 1660
Матфей и ангел. Год создания 1661
Аристотель, созерцающий бюст Гомера. Год создания 1653
Синдики. Год создания
1662
Старик в красном. |
Печальный старик |
Портрет старика. |
Портрет старика. |
Старик в военной одежде. |
Старик с бородой. |
Старушка с книгой (и мастерская) |
Источник: http://personaknown.blogspot.com/2013/09/blog-post.html
Художник Рембрандт, автопортреты: описание, история и интересные факты :
Рембрандт Харменс Ван Рейн, автопортрет которого вы не раз увидите в статье, признан одним из величайших художников всех времен и народов. Его заслуженно называют мастером «золотого века» и светотени.
Гений голландского художника уникален, ярок и неповторим.
На своих полотнах он с великим мастерством передал полный спектр человеческих эмоций и переживаний с такой степенью насыщенности, которой до него не знало изобразительное искусство.
Основу творчества Рембрандта составляют картины религиозной тематики и портреты, присутствуют и иные жанры: исторический, жанровые сцены, натюрморты и пейзажи. Он был отличным рисовальщиком и гравером.
Его наследие представлено более чем 400 картинами, свыше тысячи рисунков и почти тремя сотнями гравюр. Однако особое место с точки зрения искусства занимают автопортреты художника.
История их создания подвергается сомнению, историки опарывают их подлинность, а рядовые любители искусства продолжают ими восхищаться, как несколько сотен лет назад. Автопортреты Рембрандта — история жизни художника на холсте.
Вот он еще совсем юный, с бурей эмоций на лице, на следующем полотне – состоятельный и знаменитый, на другом – уставший, с грустью в глазах и на лице от пережитых потерь и утрат. Он изображал себя без тщеславия, искренне и реалистично.
1620-е годы
В 1623 году Рембрандт проходит обучение у знаменитого голландского живописца Питера Ластмана, стажировавшегося в Италии. Учитель специализируется на мифологических, исторических и библейских сюжетах, для его работ характерно пристрастие к деталям, яркости.
Все это не могло не отразиться на творчестве юного художника. Подобная тема явно проявляется в его первых, сохранившихся до наших дней, работах («Крещение евнуха», «Аллегория музыки», «Сцена из древней истории» и др.).
С наибольшей степенью выразительности передать эмоции, переживаемые персонажами – вот, что хочет Рембрандт. Картины (автопортрет, «Симеон и Анна в Храме», «Христос в Эммаусе» и т. д.
) создаются под влиянием признанных мастеров барокко, художник постигает значение резко выраженной светотени и ее роли для передачи эмоций. Отчетливо прослеживается влияние караваджистов. В это же десятилетие появляется целая серия автопортретов.
«Художник в мастерской»
Приблизительная дата написания картины – 1628 год, ныне она хранится в Бостонском музее изящных искусств. На полотне зритель видит мастерскую художника, изображение которой, возможно, соответствует той, в которой работал сам Рембрандт. Автопортрет это или нет, историки достоверно сказать не могут. Фигура художника располагается в глубине комнаты, и черты довольно сложно различить. Возможно, это сам мастер, а может, его ученик Геррит Доу.
Автопортреты 1629 г
Рембрандту всего 23 года, и он полон энергии, жажды знаний и творчества. Он изображает свой облик без прикрас. Взгляните на портрет выше, и вы увидите юношу с копной рыжих волос, непослушной прядью, поэтически спадающей на низкий лоб, и вдумчивыми, но печальными глазами. За счет того, что средняя горизонталь, т.е. воображаемая линия, делящая картину пополам, проходит не на уровне глаз, голова кажется слегка приподнятой, а взгляд направлен немного сверху.
На этой картине тоже изображен Рембрандт Ван Рейн. Автопортрет схож с предыдущим, но в то же время отличается своей атмосферой. Здесь мы видим художника в более строгой позе. Сын мельника, избравший для себя нелегкий путь живописца, судит о себе довольно высоко, перед зрителем предстает настоящий рыцарь. Внешняя сдержанность скрывает силу воли и ум, сосредоточенность и целеустремлённость.
1630-е годы
В следующее десятилетие Рембрандт создает как минимум пятнадцать полотен с самим собой. Это период его восхождения. Перебравшись в Амстердам в 1631 г., он становится популярен, картины с характерной динамикой и патетикой сыскали большое количество почитателей таланта.
В это время он создает большое количество этюдов с выразительной мимикой и эмоциями, а также автопортреты, изображая себя в замысловатых позах и роскошных одеяниях. Слава о талантливом мастере быстро разошлась по Амстердаму. В 1634 г. он женится на дочери состоятельного бургомистра Саские ван Эйленбюрх.
Брак открывает ему двери в самые зажиточные и богатые особняки бюргеров. Оба события нашли отражение в автопортретах.
Рембрандт: автопортрет с Саскией на коленях
Юная жена стала для художника источником вдохновения и появляется на многих его полотнах. В их числе автопортрет с Саскией, сидящей на коленях, который имеет более известное название — «Блудный сын в таверне». Картина запечатлела тот момент жизни, когда ее создателя охватывало чувство радости жизни, любви. Открытый взгляд персонажей, приглашающий разделить веселье с ними, обращен к зрителям. В то же время автопортрет является отчасти провокационным, ведь художник с женой предстают в образе персонажей библейской притчи о блудном сыне. На стене висит грифельная доска, намекающая на то, что за все рано или поздно придется платить. К этой теме Рембрандт вернется спустя чуть более 30 лет, в картине «Возвращение блудного сына».
Невозможно рассказать обо всех полотнах, которые написал за свою жизнь Рембрандт. «Автопортрет с Саскией» (офорт), который вы видите на картинке выше, — одна из примечательных его работ.
Он выполнен в простой технике, но при этом крайне интересен. Лицо художника и его жены отличаются от тех, что на предыдущей картине, хотя с момента ее создания прошел всего год.
Они кажутся взрослее, задумчивее и серьезнее.
1640-е годы
Начало 40-х годов 16 века – это период, когда слава художника достигла своего пика. Он успешен, востребован и популярен. Его благосостояние растет (не без помощи вложений жены). В это же время на свет появляется сын Титус.
Здоровый малыш приносит много счастья семейной паре, которая уже потеряла троих детей в младенчестве. Рембрандт создает жемчужины своей коллекции живописи: «Даная», «Похищение Европы», «Пир Валтасара», «Ночной дозор» и т. д.
В 1642 молодая Саския умирает (предположительно от туберкулеза), и это становится началом череды потерь в жизни художника.
Рембрандт: автопортрет 1640 г
Картина (на первом фото) написана в тот период, когда слава художника достигла своего зенита. За год до этого он вместе с женой переехал в роскошный дом в престижном районе Амстердама.
Его клиенты – влиятельные и богатые голландцы, коллекционеры и члены королевской семьи всей Европы, в том числе и король Англии Карл I. Среди десятков автопортретов данный отличается своей величественностью, монументальностью.
Художник открыто демонстрирует на полотне свое социальное положение через богатую одежду, обшитую мехом, драгоценности и массивную цепь. Фон нейтрален, и все внимание устремлено на фигуру Рембрандта с меланхоличным взглядом, полным достоинства.
Своим автопортретом он словно бросает вызов Тициану и Дюреру, творчество которого высоко ценил. Он копирует позу персонажей их картин – фигура опирается правой рукой на парапет.
1650-1660-е годы
К началу 50-х годов 16 века Рембрандт (автопортрет по тексту) теряет многих заказчиков и учеников. Объяснением тому служит поворот моды в мире живописи в сторону детализации изображений, к которой сам художник был склонен в свои ранние годы творчества. Со временем он отдал предпочтение смелым мазкам кисти, резкому контрасту тени и света, которые скрывают практически полностью фоновые детали. Финансовое положение ухудшалось, но он продолжал жить на широкую ногу. В 1656 г. он заявил о своем банкротстве. Единственным близким человеком для него остается сын Титус, изображения которого наиболее многочисленны. Его смерть в 1668 г. стала настоящим ударом судьбы, спустя год художник умер.
Два последних десятилетия стали для Рембрандта вершиной его таланта и мастерства в качестве портретиста. Он возвращается к созданию многофигурных композиций, хотя до этого периода количество персонажей на полотнах не превышало трех человек.
Происходящие изменения и мир личностных переживаний передает череда собственных изображений, которые написал в этот период Рембрандт.
Автопортрет становится глубоко личностным, а композиция — герметичной и строгой в построении, цветовая гамма – это широкий спектр оттенков нескольких (трех или четырех) цветов.
На фото выше – автопортрет 1656-1658 гг., хранящейся ныне в Музее искусств г. Вены (Австрия).
Заключительные работы художника поражают зрителя отточенностью высокого мастерства. На его полотнах последних лет мы видим человека, который стойко переносит горечь потерь и жизненные испытания.
На фото — автопортрет Рембрандта, описание которого можно выразить в трех словах: безропотный и покорный судьбе. Этот автопортрет написан в последний год жизни (1669 г.).
Пожилой художник одет в простое платье, руки сжаты, взгляд спокоен и печален.
Портретная галерея Рембрандта не имеет аналогов в мире живописи, она уникальна.
Словно кадры средневековой хроники предстают перед зрителем или жизненный путь человека, нашедший отражение в картинах, от беззаботной и яркой юности до старости.
Тот факт, что авторство некоторых из портретов в настоящий момент ставится историками под сомнение, не отменяет гениальности мастера, увековечившего память о себе на века.
Источник: https://www.syl.ru/article/294025/hudojnik-rembrandt-avtoportretyi-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi