Маковский Константин Егорович (Makovsky Konstantin Yegorovich) – русский художник, портретист, выдающийся мастер исторической и жанровой живописи.
Родился в Москве 8 июня 1839 года в семье финансиста и известного в московском обществе любителя искусства, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Егора Ивановича Маковского. В возрасте 12 лет под влиянием отца поступил в ученики Московского училища живописи.
Наставниками юного художника были известные живописцы – Михаил Скотти, Сергей Зарянко и Василий Тропинин. В 1857 году Константин Маковский, как один из лучших молодых художников МУЖВЗ, в знак поощрения получил малую серебряную медаль от Академии художеств.
Под венец, 1884, Серпуховский художественно-исторический музей
Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова, 1862, Третьяковская галерея
Граф Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, 1863, Иркутский художественный музей
Дама в черном 1864, Национальный художественный музей Республики Саха, Якутск
В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. В 1862 году был награжден малой золотой медалью за картину «Агенты Димитрия Самозванца убивают Феодора Годунова». По получении этой награды молодому живописцу предстояло участвовать в соискании большой золотой медали.
Но он вместе с тринадцатью своими товарищами, недовольными тем, что им было отказано в выборе конкурсных задач по их собственному усмотрению, не стал выполнять дипломную работу на тему скандинавской мифологии и выпустился из академии с званием художника второй степени.
В 1863 году Константин Маковский, наряду с Иваном Крамским, принял участие в учреждении петербургской артели свободных художников.
Боярыня у окна, 1885, Омский художественный музей
Селедочница, 1867, Государственный Русский музей
В 1867 году за картины «Бедные дети» и «Селедочница», а также за три портрета (генерала Кауфмана, генерала Рокасовского и госпожи Ворониной) был признан академиком.
А в следующем году, за колоссальную и сложную картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», Константин Маковский был возведен в звание профессора.
В 1876 году художник совершил поездку по странам Балканского полуострова и в Египет.
Маленькие шарманщики возле забора зимой, 1868 год, частное собрание
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869, Русский музей
Крестьянский обед в поле, 1871 год, Таганрогская картинная галерея
Многочисленные произведения Константина Маковского – портреты и картины историческо-бытового и чисто жанрового содержания – составили ему репутацию одного из талантливейших представителей русской живописи во второй половине XIX века.
Произведения художника экспонировались сначала на годичных академических салонах, затем (с 1874 по 1883 годы) на выставках Товарищества передвижных художественных выставок, впоследствии же Константин Маковский стал устраивать свои персональные выставки.
Кроме того, некоторые его картины были выставлены в Париже и Северной Америке. Известность художника распространилась далеко за пределы России.
Похороны ребёнка в деревне 1872, ГТГ
Дети, бегущие от грозы 1872, ГТГ
Болгарские мученицы, 1877, Музей Республики Беларусь, Минск
В последней четверти XIX столетия Маковский все чаще стал обращаться к событиям и персонажам русской истории XVII века. В 1880-е годы Маковский серьезно увлекся так называемым «боярским жанром», в котором наиболее ярко проявились и достоинства, и недостатки живописи художника.
Первым крупным полотном на эту тему стала картина «Боярский свадебный пир в XVII веке». Затем последовали картины – «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем», «Поцелуйный обряд», «Смерть Димитрия Самозванца» и другие. В его картинах повторялись персонажи, интерьеры, костюмы и аксессуары из огромной коллекции художника.
Для основных женских образов позировала супруга художника Юлия Павловна Маковская.
Графиня Зубова Вера Сергеевна, 1877, Русский музей
Графиня Шереметева Екатерина Павловна, 1877, Московский музей-усадьба Останкино
Русалки, 1879, Русский музей
Предполагая большой успех картины «Боярский свадебный пир», Маковский, регулярно принимавший участие в выставках передвижников, в 1883 году отказался экспонировать картину на очередной выставке, а в 1884 году вышел из объединения Товарищества передвижников.
Он организовал персональную выставку в Петербурге, а в 1884 экспонировал полотно «Боярский свадебный пир в XVII веке» в Москве, Париже и Лондоне.
На Всемирной выставке 1885 года в Антверпене за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.
Жена художника Маковская Юлия Павловна, 1881, Русский музей
Семейный портрет, 1882, Русский музей
Боярский свадебный пир в XVII веке, 1883, Музей Хиллвуд, Вашингтон
Все работы Константина Егоровича Маковского отличают эффектность композиции и освещения, выразительный рисунок, сильный, но иногда несколько излишне цветистый колорит, а также мастерство кисти, особенно при обрисовке костюмов и прочих аксессуаров.
К числу наиболее удачных работ художника относят: «Похороны в деревне» (1872), «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» (1876), «Болгарские мученицы» (1877), «Русалки» (1879), «Под венец» (1884), «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Иоанна Грозного» (1888).
Наиболее интересными портретными работами Маковского считают портреты: композитора Александра Сергевича Даргомыжского; генерал-адъютанта Александра Егоровича Тимашева; графа, генерал-губернатора Восточной Сибири, Николая Николаевича Муравьева-Амурского; графа, генерала от кавалерии, Сергея Григорьевича Строганова; известного оперного певца Осипа Афанасьевича Петрова; супруги художника с детьми и некоторых других знаменитых людей.
Купчиха Расторгуева, 1885 год, Ярославский художественный музей
Графиня Строганова Софья Илларионовна, 1864, ГТГ
На протяжении жизни Маковский неоднократно был участником Всемирных выставок – в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878, 1889, орден Почетного легиона и золотая медаль), Антверпене (1885), Чикаго (1893), Риме (1911).
Сложное творческое наследие художника оригинально обобщило полувековой опыт исканий русской живописи второй половины XIX столетия. Будучи современником Репина, Сурикова, Васнецова, Маковский являлся художником иного творческого склада, но не в меньшей степени успешно воплощал художественные пристрастия и тенденции искусства своего времени.
Маковский Константин Егорович скончался в результате несчастного случая (транспортная авария) 17 сентября 1915 года.
Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем, 1886, Музей искусств Понсе, Пуэрто Рико
Счастливая Аркадия, 1889-1890, частное собрание
Императрица Мария Федоровна, жена Александра III, 1890-е, Иркутский художественный музей
Княгиня Волконская Мария Михайловна, 1905, Государственный музей искусств Грузии
Источник: https://artsgtu.ru/blog/makovskiy-konstantin-egorovich-kartinyi-i-biografiya/
Художник Владимир Егорович Маковский | Картины
Друзья-приятели
Честное слово, удивительно талантливый художник. Ему одновременно повезло и не повезло родиться в семье известных живописцев – все творили в одно время и публика просто… терялась. Это какой Маковский?
А с годами всё стало ещё хуже – есть фамилия Маковский, и удивление, что, оказывается, Маковский не один. И даже не два Маковских. А целых пять и все художники! Вы пройдите по сайтам посвященным живописи и попробуйте разобраться, какие картины написаны Егором Ивановичем, а что писали его дети, особенно Константин Маковский. Путаница ужасная.
Хотя у каждого художника Маковского свой уникальный почерк, своё видение, свой талант, свой след в мировой (действительно в мировой) живописи.
Биография художника Владимира Егоровича Маковского
Автопортрет
Художник Владимир Егорович Маковский родился в январе 1846 года, в Москве, в семье известного живописца и основателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества Маковского Егора Ивановича.
Мама Владимира – Любовь Корнилиевна (урожденная Моленгауэр).
В семье было 5 детей: Александра, Константин, Николай, Владимир, Мария. Младшая сестра художника, Мария, стала певицей. Все остальные дети известны истории, как художники. И художники совсем не рядовые — действительно великие живописцы.
Семья проживала в квартире с видом на Кремль на берегу Москва-реки. В доме часто бывали известные люди – Гоголь, Глинка, Брюллов, Тропинин, Щепкин и т.д. Любовь Корнилиевна организовывала музыкальные, рисовальные и литературные вечера, которые были известны всей Москве.
От мамы Владимир Егорович унаследовал красивый голос, брал уроки игры на гитаре и скрипке, с раннего детства начал рисовать – первым учителем рисования у мальчика был В.А. Тропинин. В возрасте 15 лет Владимир Егорович написал первую настоящую картину «Мальчик продающий квас».
С 1861 по 1866 год Владимир Маковский учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, получает звание классного художника III степени и серебряную медаль за картину «Литературное чтение» (картина есть в галерее и вы имеете возможность оценить силу таланта двадцатилетнего художника).
Через три года Владимир Маковский получает звание классного художника I степени и золотую медаль.
В этом же году в семье Владимира Егоровича рождается первенец и художник увлекается темой детства – он пишет целую серию картин на детскую тематику. Картину «Игра в бабки» покупает для своей галереи П.М. Третьяков.
Можно говорить о том, что в 1869 году к художнику пришло всероссийское признание – в Третьяковскую галерею приобретались только лучшие картины.
- В 1873 году за картину «Любители соловьев» Владимиру Маковскому присваивается звание академика, а сама картина выставляется на Всемирной выставке в Вене. Вот что написал о этой картине Фёдор Достоевский:
- …если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще.
- В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, а через два года его избирают членом правления Товарищества.
С 1882 года по 1894 год Владимир Егорович преподает живопись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1892 году художнику присвоили звание профессора.
В 1895 году Владимир Егорович Маковский назначается ректором Петербургской Академии художеств. Он возглавлял академию до 1918 года.
Умер художник в феврале 1920 года, похоронен на Смоленском православном кладбище в Петербурге.
Я очень долго подбирал картины для своей галереи. Тяжелый выбор. Владимир Егорович много работал и после него осталось щедрое творческое наследие.
И все работы просто неразумно «втискивать» в одну галерею – глаз «замыливается», пропадает радость обретения, если так можно сказать. Я выбрал, для начала, 25 работ. Может быть не самых лучших из того, что было написано художником.
Но я намерен продолжить тему и опубликовать на сайте если не все, то максимально возможное количество работ этого живописца.
Картины художника Владимира Егоровича Маковского
Посещение бедных
Две матери. Мать приёмная и родная
Опять они ссорятся (Повар и кухарка)
Утренний чай
Любители соловьев
Варка варенья
Оправданная
Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик
В избе лесника
Приезд учительницы в деревню
Выбор приданого
Перед объяснением
Первый фрак
Чаепитие
Наём прислуги
Литературные чтения
В ожидании аудиенции
В жаркий день
Игра в бабки
На бульваре
Трудное пробуждение
Пастушки
В ресторане
В гостях
К венцу (Прощание)
В таверне
Девушки, освещённые солнцем
Без хозяина
Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/xudozhnik-vladimir-egorovich-makovskij.html
Константин Маковский картины
Маковский Константин Егорович — известный русский художник, один из художников-передвижников. Родился в 1839 году, в Москве — умер в 1915 г в Санкт Петербурге. Яркий представитель академизма, он подарил своим потомкам, то есть нам, взгляд на жизнь прошлых столетий. Его отец был известным человеком и стал основателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Все дети Егора Ивановича Маковского, естественно, стали художниками. Константин Маковский — один из самых знаменитых художников-живописцев этой семьи, говорил в последующем, что обязан своему мастерству не учителям, не школе художеств, а именно своему отцу. В 1870 году Константин стал одним из основателей знаменитых передвижных выставок (Товарищество передвижных художественных выставок). В середине 70-х же он посетил Египет и Сербию, после чего в его творчестве появились новые восточные нотки. Многие его картины, которые посвящены именно этим странам, стали очень популярными и известными во всём мире.
В 1889 году, участвуя в Париже на Всемирной Выставке художников, за свои картины Смерть Ивана Грозного, Смерть Париса, Демон и Тамара получил большую золотую медаль. Отношение к этому художнику у критиков и ценителей живописи было довольно неоднозначным.
Может быть это произошло из-за того, что Константин Маковский был одним из самых высокооплачиваемых художников того времени. Одни говорили, что он предатель идеалов передвижников и создаёт работы, которые не несут в себе ничего ценного и душевного, только констатация фактов.
Другие наоборот, всячески восхваляли его творчество и утверждали, что Константин является одной из самых ярких звёзд на небосклоне русской и мировой живописи.
В 1915 году в Санкт-Петербурге в экипаж, в котором ехал художник, врезался трамвай, в результате чего Константин Маковский скончался и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Хотите быть всегда красивой, стильной и привлекательной? На сайте CopyBrand вас ждёт элитная бижутерия swarovski. Браслеты, кольца, серьги, подвески и многое-многое другое.
Алексеич
Араб в чалме
Болгарские мученицы
Боярский свадебный пир в 17 веке
Боярыня у окна
В Каирской кофейне
В мастерской художника
Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода
Дервиши в Каире
Дети, бегущие от грозы
Египтянка с ребёнком
За чаем
Маленькие шарманщики
Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Перенесение священного ковра в Каире
Под венец
Портрет Александра II на смертном ложе
Портрет императрицы Марии Фёдоровны — жены Александра III
Портрет свояченицы
Портрет сына в мастерской
Русалки
Святочные гадания
Селёдочница
Семейный портрет
У околицы
Цветы
У вас есть свой ресурс в мировой сети интернет, но вы не знаете, как сделать его популярным? В этом вам поможет профессиональная студия SkySeo с сайта http://www.skyseo.ru/uslugi/raskrutka_saytov имеющая огромный опыт в раскрутке сайтов. Продвижение сайта необходимо в том случае, если Вы хотите сделать его популярным и начать получать с его помощью доход. Каким образом этого можно достичь? В компании SkySeo утверждают, что интернет-пользователи крайне редко вводят самостоятельно адреса сайтов в адресную строку браузера. В подавляющем большинстве случаев они находят необходимые им ресурсы через поисковые системы. И продвижение сайтов направлено именно на то, чтобы эти самые системы выдавали в результатах поиска в первую очередь именно этот сайт. Как можно этого добиться? Об этом знают только профессионалы. К ним мы и советуем Вам обратиться.
Источник: https://art-assorty.ru/1730-konstantin-makovskiy-kartiny.html
Картины Маковского Константина Егоровича. Биография и творчество художника :
Живописец Константин Егорович Маковский (1839–1915) любил жизнь во всех ее проявлениях, поэтому, по его собственным словам, не мог полностью отдаться творчеству.
Его работы очень высоко ценили зарубежные коллекционеры и готовы были платить любые суммы за картины художника. В этой статье мы расскажем о творческом наследии, которое оставил нам Константин Маковский.
Биография художника также не будет обойдена нашим вниманием.
Детские и юношеские годы
Дворянин Егор Иванович Маковский был небогатым человеком, но зато, как и его супруга Любовь Корнелиевна, обладал широким кругозором. В их доме регулярно собирались К. П. Брюллов, В. А. Тропинин, С. К. Зарянко. В такой атмосфере, наполненной разговорами об искусстве, архитектуре, звуками музыки, росло шестеро детей.
Четырехлетний Костя получил от отца блокнотик и карандаши, с которыми он не расставался. Он делал зарисовки птиц, людей на улице и по памяти дома. В 12 лет его первыми наставниками были А. Н. Мокрицкий, М. И. Скотти и С. К. Зарянко.
Учеба в Петербурге
В Академию искусств в Петербурге будущий художник поступил в 1858 году. Первые картины Маковского сразу выделили его среди студентов: «Исцеление слепых», «Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова». И до сих пор последняя очень популярна и известна. Она сейчас находится в Третьяковской галерее.
Артель художников и Передвижники
Не получив диплома, но зато умея прекрасно рисовать, Константин присоединился сначала к артели художников. В это время появляются жанровые картины Маковского: «Вдова», «Продавец сельди». Только темный колорит картин объединяет Маковского с передвижниками.
Так, его «Маленькие шарманщики», братик с сестричкой, розовощекие и милые, которым очень неуютно на холодной зимней улице, все же не вызывают горестного сочувствия.
Художник так любил жизнь, что «униженные и оскорбленные», придавленные жизнью персонажи у него на полотнах преображались в прелестных и симпатичных героев.
Несколькими годами позже появятся картины Маковского: «Наставление матери», «Разговоры по хозяйству». А одной известнейшей картине этого периода, которая находится в ГТГ, мы сейчас дадим описание.
«Дети, бегущие от грозы», 1872 год
Находясь на этюдах в Тамбовской губернии, художник познакомился с местной детворой. Особенно ему приглянулась одна из глазастых девчушек. Он договорился, что она придет позировать для портрета. Однако девочка в назначенное время не пришла.
Ребятишки рассказали Константину Егоровичу, что вместе с младшим братиком она пошла за грибами. Их застигла гроза, и девочка, переходя болотце, упала в него и сильно вымокла, а после этого захворала. Вот тогда художник и представил себе ситуацию, какую мы видим на полотне «Дети, бегущие от грозы».
По ветхим дощечкам, проложенным над заросшим ручейком на первом плане, бежит с тревожным лицом девочка. На ее спине сидит совсем маленький белокурый братик, за спасение которого девчушка чувствует ответственность. Они оба напуганы тем, что приближается гроза, что небо темнеет, что задувает сильный холодный ветер, а впереди нет никакого укрытия и до деревни еще далеко.
Используя темное колористическое решение, художник показывает, что надвигается ненастье и испуг детей.
Но просветы в небе, желтеющее пшеничное поле создают впечатление, что все скоро пройдет, и благодаря этому картина не производит мрачного, гнетущего впечатления. К.
Маковский сумел передать черты детских характеров: страх в чертах беловолосого мальчугана и его уверенность, что вместе с сестренкой с ним ничего плохого не случится. У девочки в глазах читается не только испуг, но и ответственность за маленького братика.
Оба персонажа получились у автора обаятельными, добрыми и невинными. Зритель уверен, что они успеют добежать до дома и ничего плохого с ними не случится.
Семейная жизнь и поездка в Египет
В 1866 году К. Маковский обвенчался с артисткой Еленой Бурковой. Брак был счастливым, но кратковременным. Пока они жили в Петербурге, их дом был открыт для людей искусства. Но после родов и смерти новорожденного сына его молодая супруга заболела туберкулезом, и чета отбыла в жаркий сухой Египет.
В 1873 году женщина скончалась. Но работа художника продолжалась, и появились новые картины Маковского: «Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Болгарские мученицы».
Второй брак
На балу в 1874 году К. Маковский встретил редкостную юную красавицу Юлию Павловну Леткову. Зимой 1875 года состоялось их венчание, и весной они поехали в Париж.
Они общались с группой русских художников и посещали салон П. Виардо. Затем Константин Егорович вместе с женой отправился в Алжир, Марокко, Египет.
Портретист
Вернувшись с Востока, К. Маковский начинает писать портреты и сразу становится модным портретистом. Его работы не обладают большой глубиной проникновения в образ, зато красочны, имеют красивый антураж.
После того как были написаны не только портреты всех аристократов, но и самого государя Александра II в 1871 году, который отнесся к художнику с большой теплотой, Константин Егорович Маковский становится фактически придворным живописцем и пишет портреты почти всей царской фамилии.
Коллекционер
К. Маковский с увлечением начинает собирать предметы старины. Постепенно он становится большим знатоком антиквариата.
Кстати, картины Маковского впоследствии будут наполнены предметами из его коллекции: старинными кубками, братинами, различными кокошниками, мебелью, узорчатыми сарафанами.
Он напишет портрет сына под названием «Маленький антиквар», изобразив мальчика сидящим в кресле и окруженным предметами старины.
Изменение творческой концепции
Постепенно художник Маковский Константин Егорович стал писать картины на темы, связанные с духом прошедших столетий.
Современные ему художники и критики не могли этого простить мастеру, зато его произведения пользовались бешеной, совершенно невозможной популярностью на Западе и за океаном.
Так, картина «Боярский свадебный пир», написанная в 1883 году, поменяла несколько владельцев и теперь находится в Вашингтоне, в музее «Хиллвуд». Давайте рассмотрим ее.
Описание картины
Прежде чем писать картину, Маковский рассаживал позирующих «гостей» и каждому объяснял, что он должен делать и как себя вести. Невеста, не то убитая горем, не то очень смущенная происходящим действием объединения двух боярских родов, совсем поникла и с трепетом ждет поцелуя жениха. Он взял ее за руку и нежно пытается повернуть к себе. А рядом сваха, которая находится слева от новобрачной, пытается помочь преодолеть девушке смущение. В центре стола сидит молодая боярышня, которая недобро посматривает на жениха и невесту. Возможно, что именно ей сейчас хочется быть в роли молодой.
Картина писалась с явным расчетом на зарубежного зрителя, для которого жизнь Московии была полной экзотикой.
Последние годы
Будучи уже много лет женатым человеком и имея трех детей, Константин Егорович Маковский увлекся юной красавицей Марией Александровной Матавиной и завел не только роман, но и ребенка. Об этом узнала жена и отказалась дать развод. Семь долгих лет Маковский не мог жениться. За это время у него родилось еще двое детей, которых он официально признал, как и молодую жену, своими наследниками.
Скончался К. Е. Маковский в 1915 году в результате несчастного случая. Трамвай, в котором он ехал, попал в аварию, и художник умер от тяжелой травмы головы.
Источник: https://www.syl.ru/article/312394/kartinyi-makovskogo-konstantina-egorovicha-biografiya-i-tvorchestvo-hudojnika
Константин Егорович Маковский, Изображений: 227
- Начало
- Галерея
- Артклуб
- Магазин
- Новости
- Форум
Константин Маковский – один из самых крупных живописцев и портретистов России 19 века, член творческого объединения передвижных художественных выставок, автор жанрово-исторических произведений, человек большого таланта и мастерства.
Судьба была благосклонна к этому художнику. Его картины пользовались огромной популярностью и высоко ценились как у российских коллекционеров, так и у зарубежных. Огромная часть работ пополнила частные коллекции. В российских музеях на сегодняшнее время очень малое количество картин этого мастера, ибо произведения его нарасхват уходили к заграничным покупателям.
Ни много ни мало, картина «Боярский свадебный пир в 17 веке», оказавшаяся не по карману самому Третьякову, была продана за огромную по тем временам сумму 60000 рублей американскому мастеру ювелирного дела Шуману, заплатившему за неё троекратную сумму от той, которую Маковский просил за это произведение у основателя Третьяковской галереи. Картины художника были так же дороги, как и жизнь, которую он предпочитал. Мастер купался в лучах славы, боготворил женщин и любил роскошь.
Детство и юность
К. Е. Маковский родился в 1839 году.
Его отец, Егор Иванович Маковский был известным художником, одним из основоположников училища живописи, скульптуры и архитектуры в Москве, которое и окончил Константин в 1857 году, поступив в это учебное заведение, будучи двенадцатилетним подростком. С детства в семье царила атмосфера поклонения художественному мастерству, в доме бывали многие известные деятели живописи и культуры.
По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и другие дети. Живописному творчеству и графике отдали силы и умение сыновья Егора Ивановича Владимир и Николай, а также дочь Александра. Только вторая дочь, Мария, посвятила себя певческому искусству.
Константин Маковский продолжил обучение в Академии Художеств Петербурга, где достаточно быстро раскрылись его талант и художественная одарённость. Уже в 1862 году начинающий художник получил Малую золотую медаль за своё первое историческое произведение на тему убийства сына Бориса Годунова.
Однако закончить Академию в обычном порядке Маковскому так и не пришлось: в 1863 году 14 учеников, в числе которых был и Константин, обратились к академическому руководству с просьбой о самостоятельном выборе произведений, претендующих на главную золотую медаль. Маковский не захотел писать картину по мотивам скандинавских мифов.
После отказа в этом праве, участники группы со скандалом покинули стены Академии, получив дипломы художников 2 степени и впоследствии основав Товарищество передвижных художественных выставок. О так называемом «бунте четырнадцати» было доложено императору Александру и за группой быстро установили негласное двойное наблюдение: городской полиции и тайной императорской.
Творческий путь
После завершения учёбы Константин Маковский с головой окунается в творческий процесс. В 1866 году художник удостоился наград за картину «Литературное чтение».
За произведение о том, как крестьянские дети стерегут лошадей в ночном, созданное по сюжету рассказа Тургенева «Бежин луг», мастер получил Золотую медаль с присвоением звания художника 1 степени.
Детскую тему он продолжил в картине «Игра в бабки» (1870), где в образах героев картины очень тонко подметил их характерные черты.
В своём раннем творчестве К. Маковский создает глубокие смысловые жанровые произведения.
В 1870-72 годах из-под его пера вышли картины «В приёмной у доктора», привлекшая большое внимание ценителей типичностью образов, юмором и оригинальным сюжетом «Балаганы на Адмиралтейской площади» с колоритными типажами представителей российских сословий тех времён, «Крестьянский обед во время жатвы», «Похороны ребёнка» и «Дети, бегущие от грозы». В 1872-73 годах Маковский создаёт картину «Любители соловьёв», за которую удостаивается 1 премии Общества поощрения художеств и звания академика.
Параллельно он успешно пробует себя в портретном жанре, создавая как образы известных деятелей искусства, науки и общества, так и простых людей В это время из-под пера художника вышли «Портрет А. И.
Сувориной», «Девочка в платке», «Вакханка», «Молодая итальянка с померанцами», «Селёдочница», и др. Портрет артиста О. А. Петрова был высоко оценен В. В.
Стасовым, который писал, что данное полотно – одно из самых лучших в портретном творчестве как по исполнению, так и по удивительному сходству изображения с реальным персонажем.
В 1876 году, являясь уже знаменитым и востребованным, К. Маковский едет в путешествие по Европе и Азии, посещает Сербию, Болгарию и Египет. Венцом этой поездки явилось создание картин, которые стали одними из лучших в его галерее: «Дервиши в Каире» и «Болгарские мученицы», а также портретные зарисовки «Арабский мальчик с апельсином», «Каирец», «Египетский воин».
В конце 19 столетия К. Маковский создает создаёт большое количество весомых, эффектных и занимательных исторических полотен эпохи боярского жанра 17 века, имевших величайший успех в мире искусства.
Это и упоминавшаяся выше картина про свадебный пир бояр в 17 веке, и «Выбор невесты царём», (1887) и «Пир у боярина Морозова», (1895).
В это же время создаётся череда великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия», множество полотен с изображениями боярышень.
Маковский был женат трижды, воспитал нескольких детей, один из которых, Сергей, стал впоследствии известным поэтом и художественным критиком. Вспоминая свой жизненный путь, Маковский писал, что не зарыл своего таланта, данного ему богом, в землю, но так и не применил его в полной мере. Художник констатировал, что слишком любил жизнь, эта любовь помешала ему полноценно отдаться творчеству.
Мастер умер в 1915 году, не оправившись после падения на улице, в возрасте 76 лет, будучи ещё творчески активным. Произведения Маковского навсегда вошли в число бестселлеров мировой художественной живописи.
Константин Егорович Маковский
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/847601136/
Художник Константин Егорович Маковский: картины и биография
Мастер появился на свет в 1839 году в семье талантливого человека и неплохого художника Егора Ивановича Маковского. Художественная среда, в которой воспитывался Константин, оставила свой отпечаток на всех детях из этой семьи.
Мальчики стали известными художниками, а их сестра Мария — актрисой.
Константин легко и успешно учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Друзьями его родителей были знаменитые художники — В. Тропинин и К.
Брюллов, что, несомненно, повлияло на творчество мастера.
Константин столь же успешно поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, учился прекрасно и еще будучи студентом стал участвовать в выставках. Но академический диплом ему не достался, так как вместе с некоторыми другими учащимися не стал работать над полотнами по мифологии скандинавских стран.
Маковскому было свойственно реалистическое изображение реальности, но и не чуждо романтическое направление и склонность к использованию достаточно пышных декоративных деталей и элементов. Тем не менее, его полотна смотрятся очень органично и цельно, в них чувствуется основательная академическая подготовка и несомненный талант живописца и рисовальщика.
Знакомство и совместная работа с Крамским логическим образом привела к созданию с некоторыми другими известными художниками «Товарищества передвижных художественных выставок». Эти художники быстро стали известны как передвижники. Маковский продолжил свою серию работ, которые изображали простых людей, занятых своими обыденными, повседневными занятиями.
На тематику работ и особенно художественные средства реализации замысла, цветовую гамма картин Константина большое влияние оказали его путешествия в Сербию и в Египет.
Картины обретают многоцветность, богатый колорит и часто отличаются сложной многофигурной композицией.
Мастер увлекается историческими событиями, которые изрядно идеализирует в угоду пущей изобразительной привлекательности.
Также в этот период Маковский успешно пишет большое количество портретов. Среди них необыкновенно красивые изображения Марии Волконской и супруги царя Александра III Марии Федоровны в молодости. Последняя картина — парадное изображение, в полной мере отражающее массовое увлечение аристократией псевдорусскими мотивами. Богатые украшения царицы и ее диадема, сильно напоминающая кокошник, наглядно демонстрирует высочайшее мастерство художника. Эти же особенности характерны и для других работ мастера, изображающих русских людей прошлых эпох. Они предельно идеализированы, но очень красивы и привлекательны, мастерски выполнены.
Жизнь талантливого художника прервалась внезапно. 76-летний мастер погиб, когда его экипаж попал под трамвай. После него осталось множество прекрасных картин, которые демонстрируют его высокий уровень как художника. В его картинах осталась целая эпоха, бурная и энергичная, время, когда формировалось новое русское искусство и создавались запоминающиеся, эпохальные полотна.
Картины Константина Маковского
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/2082-hudozhnik-konstantin-egorovich-makovskiy-kartiny-i-biografiya.html
Художник Константин Егорович Маковский
Любимые русские художники
«Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».
К.Е. Маковский
- Автопортрет. 1860
Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», — писал на склоне лет К.Маковский.
- Фотография известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его жены (1839 — 1915)
В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов.
В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение».
Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени.
Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870).
Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж, но, несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» — подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.
- Селёдочница. 1867
- Маленькие шарманщики. 1868
Следующая картина молодого художника — «В приемной у доктора» (1870) — привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал «Нынешняя его «Приемная у доктора» — я надеюсь, все со мной согласятся — одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869
В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии — претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.
- В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.
- Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883
Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в «маэстро» с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста.
Портреты его работы, особенно женские и детские («Портрет С.Л.Строгановой», 1864, ГТГ; «Портрет жены художника», 1881, ГРМ; «Семейный портрет», 1882, ГРМ; «Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой», ГТГ).
Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.
- Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра 3
- Портрет Александра 2 на смертном ложе. 1881
Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».
Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать «феноменом Константина Маковского», сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», которая была вскоре куплена в Америку.
Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.
Русалки. 1879
За ней последовали «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895, ГРМ).
Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.
Маковский за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические «боярские жанры», поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.
- Под венец. 1884
«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.
Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые — начало девяностых годов — период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).
«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, — отмечает Т. Горина. — В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха.
Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение».
Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова…»
- Боярыня у окна. 1885
- В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).
- В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств.
- 21 февраля 1920 года Константин Маковский скончался.
Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.
- Дети, бегущие от грозы. 1872
- Большой парадный портрет императрицы Александры Фёдоровны
- Портрет великой княжны Марии Николаевны
Портрет А.А. Худяковой 1890
- Портрет детей художника
- Портрет Александра II.
- Дети господина Балашова
- Maria Alekseevna Makovskaya (née Matavtina) (1869-1919)
- Портрет сына в мастерской. 1882
- Портрет графини Екатерины Павловны Шереметевой
Портрет графини С.Л. Строгановой 1864
Portrait of Russian opera singer Sandra Panaeva (E.V. Panaeva-Kartseva; 1853-1942)
Портрет В.А. Морозовой 1884
- Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой 1877
- Портрет жены художника Юлии ПавловныМаковской 1881
- Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова.
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.
- Поцелуйный обряд
- Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году
- У околицы. 1890-ые
- Молодая боярыня
- Боярышня у окна
«Чарка мёду». Начало 1880-х годов.
- Портрет Марии Михайловны Волконской (1863-1943)
- Боярышня
- На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х
Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879
- — Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири.
- За чаем. 1914
- «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
- Игра в жмурки
- Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
- Крестьянский обед в поле.
- «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»
- Святочные гадания
- Тамара и демон
- : Смерть Петрония
- Цветы. 1884
- Натюрморт. 1890-ые
- The Muse of Poesie
- Аллегорическая сцена
- Счастливая Аркадия
- Харон перевозит души умерших через реку Стикс
- Красавица, готовящаяся к купанию
- Ophelia
- Satyr and Nymph
- Болгарские мученицы. 1877
- Араб в чалме. 1882
- Египтянка с ребенком. 1875
- Дервиши в Каире. 1875
- Обнаженная в черных чулках. 1890-ые
- В Каирской кофейне. 1872
- Перенесение священного ковра в Каире. 1876
- Разгрузка лодки на Босфоре
http://commons.wikimedia.org
http://bibliotekar.ru/kMak/index.htm http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post223624578/
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43080643975/prev