«христос воскрешает дочь иаира», фридрих овербек — описание картины

  • Полина Дергачёва
  • 15 октября

О творчестве одного из крупнейших русских живописцев

Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет обдавать сплошь ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело.

В.Д. Поленов

Каждый знает со школьной скамьи светлые и такие родные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». Художник и военный, композитор и путешественник, педагог и писатель, архитектор и общественный деятель – вот таким многогранным был Василий Дмитриевич Поленов.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

«Портрет В.Д. Поленова», 1877 г. Холст, масло. И.Е. Репин

Мы не предлагаем подробную биографию живописца, всё можно прочитать при желании в интернете. Однако самые яркие факты усилят ваш интерес и углубят знания в преддверии выставки в Третьяковской галерее, которая пройдет с 17 октября 2019 года по 16 февраля 2020 года.

В состав экспозиции включены более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний: пейзажи, портреты, историческая живопись, картины евангельской серии, эскизы театральных декораций и архитектурные проекты.

Впервые московская публика сможет увидеть монументальное полотно «Христос и грешница», предоставленное Государственным Русским музеем.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Картина «Бабушкин сад», 1878 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

Стать художником Василию Поленову было предначертано судьбой, ведь он рос в творческой среде. Его дед – известный архитектор Николай Львов, бабушка была воспитанницей великого Г.Р. Державина, мама обучалась живописи у самого Карла Брюллова. Пятеро детей в этой семье с раннего возраста посещали художественные галереи и приобщались к искусству.

Умение гармонично сочетать цвета у юного Васи увидел его первый учитель рисования Павел Чистяков, воспитавший целую плеяду великих художников.

Позже, когда пейзажи Поленова, отличающиеся особым колоритом теплого света, спокойствия и уюта, стали известны широкой публике, в московских художественных магазинах нередко просили краски, «как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!».

Однако не будем забегать вперед. После окончания гимназии В. Поленов поступает на физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета.

Странный выбор, не правда ли? При этом посещает Императорскую Академию Художеств, занимается не только живописью и рисунком, но и слушает лекции по анатомии, архитектуре, истории изящных искусств. Одновременно Василий посещает оперные театры, увлекается музыкой В.Р.

Вагнера, поет в студенческом хоре, играет на музыкальных инструментах и сочиняет музыку. Временно он прекращает обучение в университете, оканчивает курс в Академии художеств и вновь возвращается в университет, но уже на другой факультет.

И.Е. Репин писал: «…Кроме того, он [Поленов] был студентом по юридическому факультету в университете и не прекращал своих занятий и там. Писал диссертацию и сдавал экзамены. Этого периода картина его „Jus primae noctis“ („Право первой ночи“) есть плод его юридических изучений».

В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (вместе с И.Е. Репиным, М.М. Зеленским, Е.К. Макаровым, Е.Ф. Урлаубом, по просьбе Великого князя Владимира Александровича, президента Императорской академии художеств) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» – большую золотую медаль.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Картина «Воскрешение дочери Иаира», 1871 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

Далее следует череда поездок в Европу в качестве пенсионера Академии художеств: Париж, Нормандия, Вена, Мюнхен, Венеция, Флоренция, Неаполь. В Риме художник в возрасте 28 лет в гостях у Саввы Мамонтова встречает свою первую любовь – Марусю Оболенскую.

Ей было 18 лет, и она обучалась оперному пению, однако Василий Поленов так и не решился признаться ей в своих чувствах. История любви трагична: Маруся заразилась корью и умерла из-за врачебной ошибки.

Портрет девушки, написанный для её матери по воспоминаниям, был утерян, но осталась картина «Больная», в которой воплотились образы умирающей возлюбленной и родной сестры Поленова Веры.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Картина «Больная», 1886 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

В 1876 году художник возвращается в Россию и отправляется на сербско-черногоро-турецкую войну, участвует в боевых сражениях и награждён сербской серебряной медалью «За храбрость», сербским золотым орденом «Таковский крест» с надписью: «За веру, князя и Отечество», а также «Свидетельством о храбрости». Параллельно Поленов сотрудничает с иллюстрированным журналом «Пчела», для которого посылает зарисовки и этюды.

Василий Поленов проявил свой талант и в области театрально-декоративного искусства, и в области образования. В 1882-1885 гг. он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, среди его учеников – И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян.

Современники нередко упрекали Поленова в чрезмерной европеизированной светскости, однако сердце художника всегда принадлежало России.

В 1877 году он поселился в Москве, а спустя год показал на VI Передвижной выставке картину «Московский дворик», ставшую впоследствии символом уходящей старой столицы и самой известной работой художника.

С появлением этого полотна Поленов становится родоначальником нового жанра – «интимного пейзажа».

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Картина «Московский дворик» , 1878 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

«Как Европа ни хороша, а Россия в деревне мне милей в сто тысяч раз, а кроме того, прямо подло жить в Европе, когда в России надо работать, особенно если здоровье не гонит вон…».

В 1881-1882 гг. деятельный и неутомимый Василий Поленов отправляется с экспедицией на Ближний восток по библейским местам и привозит оттуда эскизы и наброски к монументальной картине «Христос и грешница».

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Картина «Христос и грешница», 1887 г. Холст, масло. В.Д. Поленов

После трагичной смерти сестры Веры художник находит отдохновение в гостеприимном доме Мамонтовых в Абрамцево, там же он обретает и самую главную любовь своей жизни – Наталью Якунчикову.

Она уже несколько лет искренне любила Василия, но он не испытывал к ней того всепоглощающего чувства, как было с Марусей, а впоследствии с Марией Климентовой, но ему было хорошо и уютно с этой талантливой милой девушкой.

Наталья стала преданной подругой и замечательной матерью (в семье было 6 детей), творчество Василия Поленова было смыслом её жизни.

Василий Поленов не просто искал место для уединения и тихого труда, он хотел создать настоящее пристанище для художников, а впоследствии открыть первый провинциальный общедоступный музей.

С детства Поленов любил бескрайние русские просторы, могучие реки и удивительную природу. Получив гонорар за картину «Христос и грешница», в 1890 году он покупает имение в Тульской области на берегу реки и называет его Борок (современное название – Поленово).

Василий Поленов не просто искал место для уединения и тихого труда, он хотел создать настоящее пристанище для художников, а впоследствии открыть первый провинциальный общедоступный музей. Был построен народный театр для крестьян и церковь.

Сейчас в усадьбе находится Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова, где сохранилась уникальная обстановка, интерьер, мебель, библиотека и предметы быта хозяина.

Часто в Поленове проводятся выставки и различные творческие мероприятия как для начинающих художников, так и для опытных мастеров – дело Василия Дмитриевича живет.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Усадьба «Поленово»

С наступлением XX века в России начинаются непростые годы для интеллигенции. Поленову с Серовым приходится выйти из состава Академии художеств.

Но художник не унывает, в Большом зале Московской консерватории широкой публике представлена его опера «Призрак Эллады», художник участвует в просветительской деятельности, проводит благотворительные выставки по сбору средств для раненных в Первой мировой войне, по его эскизам архитектор О.

О. Шишковский строит дом на Зоологической улице (сейчас это Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова – «Театральный дом»).

Всё больше времени Василий Поленов проводит в Борке, пишет картину «Разлив на Оке», создает великолепную диораму для крестьян. Художник хотел открыть для простых людей неведомые страны, поддержать их и порадовать.

Так возникла идея диорамы (в переводе с греческого – «прозрачная картина») – кругосветного путешествия в картинках и эскизах, привезенных из ранних зарубежных поездок.

Световой театр представлял собой два стекла, между которыми находился лист бумаги. Рисунок был сделан с обеих сторон акварелью.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Диорама «Венеция». Эффект дня. В.Д. Поленов

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Диорама «Венеция». Эффект ночи. В.Д. Поленов

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Диорама «Поезд». Эффект дня. В.Д. Поленов

Диорама «Поезд». Эффект ночи. В.Д. Поленов

В. Д. Поленов закончил работу над диорамой в 1921 году. Первый показ был в Тарусе, в «Песочном» – на даче Веры Васильевны Вульф.

Затем художник показал диораму в Страхове, в школе, которую построил для крестьянских детей в 1911 году. Поленов считал, что именно там его ждут самые главные зрители: крестьянские ребята.

Василий Дмитриевич утверждал, что после первой диорамы, он получил свою самую большую награду за всю жизнь: радость первых зрителей.

В московских художественных магазинах нередко просили краски, как на картинах художника Поленова!

Диорама работает и сейчас: несмотря на то, что керосиновую лампу и свечи заменили электрическими лампами, а текст, составленный самим художником, немного сократили, этот театр не теряет своего очарования.

Из воспоминаний дочери художника, Екатерины Васильевны Поленовой-Сахаровой:

«Шел голодный 1920 год, палящий зной лета уничтожил все посевы. Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами.

В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в непередаваемых живописью эффектах транспаранта. «Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира.

С тоски можно умереть. И вдруг кругосветное путешествие!».

Василий Дмитриевич очень любил теплые летние дни на природе, уединение и труд. В один из центральных, как он сам называл, дней лета в возрасте 83 лет художник ушел из жизни и был похоронен на сельском кладбище в Бёхово на берегу Оки, близ своей усадьбы.

«Я искренно желал сделать искусство доступным и интересным народу. Это было всегда одной из главных задач моей работы».

В.Д. Поленов

[/vc_column][/vc_row]

Где: Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10
Когда: 17 октября 2019 г. – 16 февраля 2020 г.
Сайт: www.tretyakovgallery.ru
* Онлайн продажа билетов уже открыта

Источник: https://porusski.me/2019/10/15/01-vasiliy-polenov-mnogogrannost-talanta-novatorstvo-i-stremlenie-delitsya-prekrasnym/

Художник Василий Дмитриевич Поленов | Картины

Художник Василий Дмитриевич Поленов – русский живописец, всемирно признанный мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи, педагог, Народный художник РСФСР.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

В. Д. Поленов. Портрет работы Ильи Репина

Биография и творчество художника Василия Поленова

Художник Василий Поленов родился в июне 1844 года в Петербурге, в многодетной дворянской семье. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным в столице археологом и библиографом, секретарём Русского археологического общества, который увлекался искусством, изучал летописи и историю.

Мама художника, Мария Александровна (урождённая Воейкова), была детским писателем, занималась живописью.

В детстве будущий художник много времени проводил в имении своей бабушки В.Н. Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова.

Вера Николаевна, после ранней смерти родителей, воспитывалась в доме Гаврилы Державина, хорошо разбиралась в русской истории, знала народную поэзию, сказки и русские былины.

Бабушка много времени уделяла внукам, поощряла их увлечение живописью, устраивала для детей творческие конкурсы, в которых победитель, как в Академии, награждался медалью.

Для наиболее одарённых детей (старшего Василия и младшей Елены) были наняты педагоги по живописи из числа студентов Академии художеств. Так в доме Поленовых появился П.П. Чистяков, встреча с которым стала действительно судьбоносной для Василия Поленова.

С 1861 по 1863 годы Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии, которая располагалась в городе Петрозаводске. После окончания гимназии Василий, вместе со своим братом Алексеем, поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет.

А после лекций, как вольноприходящий ученик, посещал лекции в Академии Художеств.

А ещё изучал анатомию, посещал уроки по строительному искусству, изучал начертательную геометрию и историю изящных искусств, пел в студенческом хоре и даже сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Василий Поленов оставил университет и стал постоянным учеником натурного класса Академии Художеств. В 1867 году молодой художник окончил курс в Академии Художеств с серебряными медалями за рисунки и этюд, принял участие в конкурсе на золотую медаль по классу исторической живописи.

Читайте также:  Биография и картины микеланджело караваджо

В январе 1868 года Поленов вернулся в университет, но уже на юридический факультет, защитил, в 1871 году, диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремёслам».

В 1869 году картине «Иов и его друзья» была присуждена малая золотая медаль.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Иов и его друзья

В 1871 году за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира», Василий Поленов был награждён большой золотой медалью и в 1872 году, как пенсионер академии, отправился на шесть лет в заграничную поездку по странам Европы.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Христос воскрешает дочь Иаира

Художник посетил Мюнхен и Вену, Флоренцию, Неаполь и Венецию, некоторое время жил и работал в Париже, где кроме прочего написал полотно «Арест графини д’Этремон» — за эту работу в 1876 году Поленову будет присвоено звание академика.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон

Написанная в Германии картина «Право господина» будет продана Павлу Третьякову за очень большие деньги – меценат был настолько поражён полотном, что купил его не торгуясь.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Право господина

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Цезарская забава

В 1874 году Василий Дмитриевич, по приглашению И.Е. Репина, приезжает в курортное местечко Вёль (Нормандия), где пишет знаменитые картины «Нормандский берег» и «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Нормандский берег

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия

Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые.

Это впечатление от Италии художник показал в картине «Итальянский пейзаж с крестьянином».

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Итальянский пейзаж с крестьянином

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Ливень

За два года до окончания срока заграничной поездки Поленов начал хлопотать о досрочном возвращении на родину.

Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово.

Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д.

и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь.

В 1876 году художник возвращается в Россию и вскоре оказывается на русско-турецкой войне в качестве официального художника при главной квартире наследника-цесаревича (будущего Всероссийского императора Александра III). Василий Дмитриевич создаёт целую серию иллюстраций о жизни армии на войне для журнала «Пчела». А вот батальных полотен писать не стал.

Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце

В своём письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой художник так объясняет своё душевное состояние:

Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто.

Вернувшись с войны Поленов увлечённо работает в области театрально-декоративной живописи, с 1882 года становится преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками становятся И.И. Левитан, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов, А.Я. Головин, Е.М. Татевосян и ещё целый ряд впоследствии ставших знаменитыми художников.

В 1878 году, на VI Передвижную выставку, Поленов представил свою картину «Московский дворик», которая была написана с натуры в одном из арбатских переулков. Успех картины был оглушительным и совершенно неожиданным для автора, которого с этого момента нарекли родоначальником нового жанра в живописи – интимного пейзажа.

Московский дворик

Самому Поленову «Московский дворик» не нравился и он в сопроводительном к картине письме писал:

К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время.

В 1879 году художник становится членом «Товарищества передвижных художественных выставок».

После «Московского дворика» художник приобретает славу мастера эпического пейзажа и слава эта только растёт после работ, которые были написаны в результате путешествия по Оке и по Ближнему Востоку, по местам связанным с колыбелью христианства.

Заросший пруд

Бабушкин сад

Из поездки по святым местам Поленов привозит картину «Христос и грешница», а также и другие картины, которые написаны в совершенно новой для живописца манере.

Христос и грешница

В 1888 году художник представляет публике картину «На Тивериадском (Генисареретском) озере».

На Тивериадском (Генисареретском) озере

В 1890 году на деньги вырученные от продажи картины «Христос и грешница» Поленов приобретает небольшое имение на берегу Оки в Тульской губернии, строит по собственному проекту дом с художественной мастерской и называет своё имение «Борок». В этом имении художник много работает, даёт уроки для детей из окрестных сёл. А ещё строит народный театр и церковь в ближайшем селе Бёхове.

В 1899 году Василий Дмитриевич отправляется в новое путешествие на Ближний Восток с целью собрать материал для задуманной художником грандиозной серии «Из жизни Христа».  В 1909 году картины, написанные в результате этой поездки, были представлены публике и выставка имела грандиозный успех.

Мечты

Среди учителей

После Октябрьской революции Василий Поленов продолжает просветительскую деятельность: работает с крестьянской молодёжью, создаёт театральные кружки, преподаёт детям основы живописи. При этом находит время и для творчества – в 1919 году была окончена картина «Разлив на Оке», которая впоследствии будет названа лучшей в позднем творчестве Поленова.

Разлив на Оке

Русская деревня

В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова в честь 80-летия живописца, а в 1926 году Василию Дмитриевичу было присвоено звание Народного художника РСФСР.

В июле 1927 года Василий Дмитриевич Поленов скончался в своей усадьбе «Борок» и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки.

Монастырь над рекой

Источник: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/vasilij-dmitrievich-polenov-1844-1927.html

Эсфирь Серпионова (Варшавская) авторский сайт художницы — Поза, жест и мимика в иконе (стр.4)

Трактовка поз «предстоящих» в православной иконе «Распятие» в отличие от экзальтированных жестов на католических картинах, соответствует основному спокойному жесту Спасителя на кресте. Фигуры жен, Богородицы и апостола Иоанна, несмотря на глубокую скорбь, сдержаны и выражают недоумение и надежду.

Жесты плача и скорби входили в пластический язык классической трагедии. В иконе они представлены как возвышенные образы чувства, переведенные в вечность.

Открытой экспрессии поз и жестов в «Распятии» немецкого художника XVI века М. Грюневальда противостоит сдержанная передача скорби в русских иконах.

К примеру, в иконе «Распятие Христово» начала XV века, хранящейся в Музее имени преподобного Андрея Рублева, фигуры Богоматери и апостола Иоанна Богослова, осененные широким Крестом неподвижны.

Весь образный строй этой необычно простой композиции, передает строгую сдержанность во внешних проявлениях чувствах.

Невольно вспоминаются слова И.В. Киреевского о том, как во время молитвы в церкви и дома ведет себя человек Запада. Это очень похоже на экстаз персонажей Грюневальда. «Не так человек русский, продолжает свою мысль Киреевский.

– Моляся в церкви, он не кричит от восторга, не бьет себя в грудь, не падает без чувств от умиления; напротив, во время подвига молитвенного он особенно старается сохранить трезвым ум и цельность духа… Слезы его льются незаметно, и никакое страстное движение не смущает глубокой тишины его внутреннего состояния» [5, С.282 283].

Ярким примером гениальной передачи возвышенного чувства скорби является одна из вершин русской монументальной живописи – композиция «Оплакивание» из ранних фресок Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, с удивительными по выразительности жестами.

Этот памятник живописи XII века невольно перекликается с близкой по иконографии композицией в Нерези. Но там, мы находим другие интонации.

В Мирожской фреске склоненная голова Богоматери, жест апостола Иоанна Богослова, берущего в свою руку – руку Христа создают образ благоговейного преклонения и торжественного предстояния.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картиныОплакивание. Фреска в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, Псков, Россия. До 1156 г. «Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картиныОплакивание. Фреска в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, Псков, Россия. Фрагмент

Фреска «Оплакивание» Мирожского монастыря – одно из величайших откровений Древнерусского искусства. Она раскрывает особую возвышенную красоту страдания.

В построении этой композиции выделяются три центра: Богоматерь, склонившая голову к голове Христа; апостол Иоанн, держащий в своей руке Его руку; целующие ноги Спасителя праведные Никодим и Иосиф Аримафейский. Это очень реальные, осязательные жесты, выражающие чувства скорби и благоговейного преклонения.

Поражает спокойствие жестов. Образ плача приобретает здесь просветленный характер. Это становится особо заметным при сопоставлении этой композиции с «Оплакиванием» Джотто.

Православная этика превыше всего ценила «тихость», умеренность, сдержанность в проявлении чувств; печаль ценилась выше радости, слезы – смеха, молчание – «многоглаголания».

Писание отцов церкви полны указаний на то, как подобает христианину вести себя: «…плачь, но тихо, но благопристойно, но со страхом Божиим»; «Язык дан для того, чтобы ты прославлял, чтобы хвалил Творца… Руки даны для того, чтобы бы воздевал их на молитву» (Иоанн Златоуст).

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картиныОплакивание.Фреска в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря,Псков, Россия. Фрагмент «Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картиныОплакивание Христа. Джотто ди Бондоне.

«Сжатая» форма иконописного жеста подобна сжатой пружине, которая в любой момент может легко развернуться в словесный образ. Достаточно сравнить для примера образ «Распятия» в иконописи и в литературных текстах.

В иконных композициях «Распятие» горе присутствующей Богоматери выражено очень скупо: одну руку Она подносит к лицу в жесте печали (или поддерживает край мафория), другую протягивает Христу с жестом обращения.

Литературное понимание этого сюжета насыщает иконописную схему живым чувством: «Увы мне, чадо мое, Свете и Творче тварем!».

Сравнивая различные иконописные изводы иконы «Положения во гроб», легко заметить некоторую композиционную подвижность внутри единого типа.

При значительном расширении или сужении изобразительного ряда и замене второстепенного антуража сцена «Оплакивания» постоянно сохраняет свое целостное сюжетное ядро. Семь основных фигур создают главный «Иконографический узел».

Хотя фигуры иногда меняются местами, а их позы и жесты варьируются, общее содержание этих образов остается неизменным.

Среди них одна русская икона XV века «Положение во гроб» является вершиной композиционного решения этой темы. Ее отличают: психологическая выразительность поз и жестов, их точный ритмический рисунок, необычайная деликатность передачи чувств, чистота и ясность всей композиции.

Этот образ необычаен еще и тем, что в нем сквозь скорбь погребения светится пасхальная радость Воскресения Христова. Такое расширение содержательных границ образа достигается тем, что Голгофский крест не изображен, а стройные ряды горных лещадок, равными ступенями взбегая вверх, распахивают перед нами широкий сияющий просвет.

И в самом мажорном колорите иконы уже отчетливо звучат пасхальные ноты.

В своей книге «Смысл иконы» Н.М. Тарабукин пишет о композиционной выразительности поз и жестов этого образа. Он подробно анализирует психологический аспект их ритмического рисунка. И, действительно, эта компактная лаконичная композиция, объединяющая на первый взгляд две несовместимые темы, по-настоящему целостна и гармонична в своем единстве.

Форма жеста, которая оптимально соответствовала эмоциональному настрою события превращалась в овеществление его основного смысла.

Вспоминается «Слово» Кирилла Туровского «О снятии тела Христова с креста…», в которое введены восклицания св.

Иосифа Аримафейского: «Солнце не заходящее, Христос, Творец всех и Повелитель творения! Как святого смел я коснуться тела Твоего, если не могут Тебя коснутся Небесные силы, что со страхом служат Тебе? Какими пеленами обовью Тебя, одевающего землю мглою и небо облаками покрывающего?» [6, С.

317] В словах этого плача-причитания выделяется характер жеста, его медленное движение, величавый ритм, максимальный лаконизм. Касание руки очень осторожное и спокойное. Это обобщающий жест-символ.

Иконный жест плача близок русской народной поэзии, так называемым причитаниям, глубоко вошедшим в народную жизнь. Подобные жесты воспроизводились плакальщицами.

Народные причитания облекаются в особую форму жеста близкого к иконописному. Его традиционные движения, воспроизводятся от поколения к поколению.

Захват запястья. В произведениях древнего искусства нет случайных жестов — и каждый жест говорит о многом; однако для нас некоторые из них остаются незамеченными.

Рассмотрим икону «Воскресение Христово» (Анастасис). В ней Христос держит Адама за руку, однако не за ладонь, а чуть выше, за запястие.

Композиция этой иконы может быть разной: Христос может идти от Адама или к Адаму, прародители могут быть по одну или по обе стороны от Христа, изображается разное количество участников события — но при всей вариативности общей композиции и цветовой гаммы именно только этот жест остается неизменным.

Социальная и физиологическая составляющие этого жеста связаны с тем, что он отличается от простого рукопожатия (conjunctio manum) неодинаковой активностью участников: один из них пассивен или буквально «предан в руки» другому.

При этом никакое рукопожатие не сравнится с ним по надежности. Так ведут и детей. Жест в отношении детей сохраняется и в византийском искусстве, в иконе «Вход Господень в Иерусалим».

Здесь читается не только мотив «ребенок-взрослый», но и мотив перехода и границы («Вход в Иерусалим» вход в землю обетованную).

В византийскую эпоху наблюдается расширение этого мотива. Отметим, что само выражение «вести за руку» в христианское время приобретает новое значение «руководить».

Этот жест имел место в ритуале ранних христиан: так священник выводил крещаемого из купели — этот момент мог означать и смерть «ветхого Адама», и «рождение к новой жизни» (фреска катакомб, Рим).

Символика этого жеста в христианском искусстве до XIV века осознается весьма ясно: Он появляется именно в тех изображениях, где речь идет о взаимоотношениях Бога и человека: во фреске «Сотворение человека» и на мозаике «Господь ведет Адама в рай».

Такой жест присутствует на изображениях чудес: «Христос воскрешает дочь Иаира», «Христос исцеляет слепорожденного». Так Христос держит апостола Петра, когда тот начинает тонуть «Хождение по водам».

Таким же образом воскресший Христос берет за руку Фому, спасая его от неверия в сцене «Уверение Фомы».

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картиныИсцеление слепорожденного.Греция. Афон. XVI в. Монастырь Дионисиат «Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картиныИсцеление слепорожденного.Греция. Афон. XVI в. Монастырь Дионисиат.Фрагмент
«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картиныИсцеление слепорожденного.Греция. Афон. XVI в. Монастырь Дионисиат. Фрагмент «Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картиныИсцеление слепорожденного.Греция. Афон. XVI в. Монастырь Дионисиат.Фрагмент

Жест «захват запястья», изначально связан с миром иным: так приводят души на суд в памятниках искусства Месопотамии и Древнего Египта.

Он также означает переход из одного состояния в другое: от смерти — к жизни, от болезни к здоровью; он присутствует на сценах спасения (маргинальные ситуации, связанные с переходом из опасного пространства). В отличие от образа «Сошествие во ад» (мозаика собора св.

Марка в Венеции), где еще не происходит спасения человечества, в иконе «Воскресения Христова» этот жест является центральным и смыслообразующим.

Целый комплекс жестов и поз мы обнаруживаем в каждой иконе изображающей двунадесятые праздники. Их рассмотрению целесообразно посвятить отдельное специальное исследование.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского. / И.П. Еремин И.П. – Л.:ТОДРЛ. – Т.13. 1957. – 426 с.
  2. Тарабукин Н.М. Смысл иконы / Н.М. Тарабукин Москва: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. – 223 с.
  3. Клаутова О.Ю. Жест в древнерусской литературе и иконописи XI-XIII вв. К постановке вопроса./ О.Ю. Клаутова// СПб.: Труды Отдела древнерусской литературы. Вып. 46 1993. С. 256-269.
  4. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Основы композиции. / Н.Н. Третьяков – Можайск: Издание Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 1997. 261 с.
  5. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы// Киреевский И.В/ Критика и эстетика. М. 1979. С.282 283.
  6. Памятники литературы Древней Руси. XII в. Москва. 1980. С. 317.
  • Смотреть онлaйн: Презентация — «Поза,жест и мимика в иконе»

Источник: http://ester-serpionov.at.ua/index/0-130

Читать онлайн Уроки для воскресной школы страница 29. Большая и бесплатная библиотека

Иисус Христос укрощает бурю

Многие из нас не бывали на море и не могут вообразить, до какой степени страшна бывает буря на море или на большом озере. Волны вздымаются так высоко, что полностью заливают корабли. Нередко, когда буря очень сильная, корабли тонут, и все, что есть на них, погибает.

Однажды Иисус долгое время поучал народ на берегу озера Генисаретского, но к вечеру вошел в лодку и сказал Своим ученикам: «Переправимся на другую сторону озера». И они отправились. За ними следовали еще другие лодки. Во время плавания Спаситель уснул. Вдруг поднялась сильная буря, так что волны заливали лодку, и она уже наполнялась водой.

Тогда ученики подошли к Иисусу, разбудили Его и говорят: «Учитель, спаси нас, мы погибаем!» Иисус, проснувшись, запретил дуть ветру и повелел морю упокоиться. Тотчас сделалась великая тишина, и лодки благополучно пристали к берегу.

Все, кто это видел, изумились и говорили друг другу: «Что это за человек? Он повелевает ветрам и воде, и они послушны Ему».

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Иисус Христос воскрешает дочь Иаира

По сказанию святых Евангелистов, Иисус Христос во время Своей земной жизни воскресил трех умерших: дочь начальника синагоги Иаира, сына вдовы наинской и Лазаря, брата Марфы и Марии.

Иаир был начальником синагоги и веровал в силу Христову. Его двенадцатилетняя дочь опасно занемогла. Иаир пошел к Иисусу и стал просить, чтобы Иисус пришел к нему в дом.

«Дочь моя при смерти, – говорил он, – приди и возложи на нее руку, и она будет жива». Иисус тотчас же пошел, но по дороге их встретил посланный из дома, который сказал Иаиру: «Дочь твоя скончалась, не беспокой Учителя».

(Учителем звали Иисуса потому, что Он поучал народ исполнять волю Божию.)

Бедный Иаир был поражен горестью. Но Иисус сказал ему: «Не бойся, только веруй, и она будет спасена», и продолжал идти с Иаиром к его дому. Когда они вошли в дом, увидели в нем смятение и плачущих.

Однако Иисус сказал: «Что смущаетесь и зачем плачете? Девица не умерла, но спит». Многие из присутствовавших стали смеяться над словами Спасителя, так как они знали, что девица скончалась.

Иисус выслал всех из комнаты, кроме троих Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, и отца с матерью девицы. Он подошел к умершей, взял ее за руку и громко сказал: «Девица, тебе говорю, встань!» Девица тотчас встала, и Спаситель приказал, чтобы ей дали пищу.

Иисус Христос строго наказал родителям воскресшей девицы не говорить никому об этом чуде. Но слух о воскрешении дочери Иаира скоро разнесся по всей стране.

Исцеление прокаженных

В восточных странах бывает страшная болезнь, которая называется проказой. Больные очень страдают. Они покрываются ранами. Болезнь их заразна, поэтому все их боятся и убегают от них. У иудеев были даже особые законы для прокаженных.

Они должны были жить далеко от городов и селений, они не смели входить в синагоги и в храм, а когда выздоравливали, то прежде возвращения к родным должны были явиться к священнику и принести благодарственную жертву Богу, после чего они получали от священника свидетельство о своем выздоровлении.

По этому свидетельству они могли снова появляться в обществе.

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Однажды один прокаженный пришел к Спасителю и пал к Его ногам, говоря: «Господи, если Ты захочешь, можешь меня очистить». Спаситель протянул руку, дотронулся до него и сказал: «Хочу, очистись». Проказа тотчас сошла с него. После этого Господь повелел ему пойти к священнику, принести жертву и исполнить все, что заведено законом.

В другой раз Спаситель шел в Иерусалим и на пути в одном селении встретил десять человек прокаженных. Увидя Его, они громко закричали: «Иисус Наставник, помилуй нас!» Иисус сказал им: «Подите, покажитесь священникам». Они сейчас же пошли, дорогой вдруг очистились от проказы и почувствовали себя совершенно здоровыми.

Один из прокаженных, зная, что он исцелен милостью Иисуса, поспешил назад и, громко прославляя Бога, пал к ногам Иисуса и благодарил Его. Это был самарянин, а иудеи не любили самарян и не хотели с ними общаться.

Спаситель, видя только одного благодарного, сказал: «Не десять ли очистились, где же другие девять? Как, они не возвратились и не пришли воздать славу Богу? Никто не сделал того, кроме самарянина».

На благодарственных молебнах читается Евангелие, в котором описано это событие. Этим нам напоминают о том, что мы всегда должны благодарить Бога и прибегать к Нему не только в несчастии, когда нам нужна Его помощь, как сделали десять прокаженных, но и в радости, как благодарный самарянин.

Иисус исцеляет множество больных

Господь пришел к Галилейскому морю и, взойдя на гору, сел тут. К Нему приступило множество народа, имея с собой больных, хромых, слепых, немых, увечных. Повергли их к ногам Иисуса, и Он исцелил их.

Народ дивился и прославлял Бога. Перед глазами всех совершалось то, что за семьсот лет до Рождества Спасителя предсказывал святой пророк Исаия, который говорил: «Увидят люди славу Господню, величие Бога нашего.

Укрепитесь, ослабевшие руки, утвердитесь, колена расслабленные. Господь придет и спасет нас. Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат. Тогда хромой вскочит, как олень, и будет славословить язык немого».

Где ни проходил Господь, везде Его путь был ознаменован милостями и благодеяниями. Больные толпились вокруг Него: кто молил Его о помощи, кто старался прикоснуться к Его одежде, и все по вере своей получали исцеление.

Между прочими больными однажды привели к Иисусу Христу глухого косноязычного и просили Господа возложить на него руки. Господь коснулся ушей и языка его, воззрев на небо, вздохнул и сказал: «Отверзись», и тотчас у него отверзся слух и разрешился его язык, и он стал говорить чисто.

Иисус Христос питает народ в пустыне

Однажды, когда вокруг Иисуса собралось множество людей и им в пустыне нечего было есть, Господь сказал Своим ученикам: «Жаль Мне народа, уже три дня находятся они при Мне и нечего им есть. А отпустить их не евших не хочу, чтобы не ослабели в дороге, так как многие пришли издалека».

Ученики ответили: «Откуда в пустыне взять хлеба, чтобы накормить такое множество?» «Сколько у вас хлебов?» – спросил Иисус. Они отвечали: «Семь и немного рыбок».

Тогда Он велел народу возлечь на земле и, взяв семь хлебов и рыбы, помолился и, благословив их, преломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу.

И все ели и насытились, а оставшихся кусков набрали семь полных корзин. А евших было 4000 человек, кроме женщин и детей.

В другой раз случилось, что в пустыне около города Вифсакды с Иисусом было около пяти тысяч мужчин, а с ними их жены и дети. Солнце уже садилось. Ученики сказали Иисусу: «Место здесь пустое, и время позднее, не отпустишь ли этих людей, чтобы они пошли в селения и там купили себе пищи?» Но Иисус сказал ученикам: «Зачем им идти далеко? Вы дайте им есть».

Тогда один из учеников отвечал Спасителю: «Где нам взять пищи для такого множества народа?» Спаситель сказал: «Посмотрите, нет ли здесь сколько-нибудь хлеба?» «У одного мальчика, – отвечал апостол Андрей, – есть пять ячменных хлебов и две рыбы, но что это для такого множества?» Тогда Спаситель велел подать себе хлеб и рыбу, потом велел рассадить всех на зеленой траве.

Когда же все сели рядами, по сто и по пятьдесят человек вместе, Спаситель взял пять хлебов и две рыбы, взглянул на небо, благословил их и, ломая хлебы, стал подавать ученикам куски, чтобы они раздавали народу. Таким же образом разделил Спаситель и две рыбы.

Читайте также:  Музей театра ла скала, милан

Когда все насытились, Иисус Христос велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало, и этих оставшихся кусков набралось двенадцать корзин.

Иисус Христос перед преломлением хлеба совершил молитву и благословил хлеб, который так милостиво и щедро раздавал бедному народу. Не забудем и мы примера, поданного нам Спасителем.

Когда принимаемся за пищу, помолимся Богу, Который дает нам все, что мы имеем, и благословляет труды и работы наши. Он создал все, Его милостью растет и спеет рожь, из которой приготовляется хлеб.

Как же нам ни благодарить Господа за дары Его отеческого милосердия! Как нам в нужде и скорби ни уповать на благость и всемогущество Господа!

Иисус Христос ходит по воде

После того как Иисус Христос пятью хлебами и двумя рыбами напитал множество народа, Он взошел на гору близ моря один, чтобы помолиться, а Своим ученикам приказал в лодке переправиться на другой берег.

Ученики исполнили это повеление Иисуса. Но вечером поднялся на море ветер и сделалась великая буря. Буря все усиливалась, ученики уже далеко отплыли от берега, а волны страшно качали и заливали их лодку.

Между тем Иисус молился на горе. Окончив молитву, Он пошел к Своим ученикам прямо по воде. Он шел спокойно по волнующемуся морю. Уже было темно. Ученики очень испугались, увидев Иисуса. Сначала они не узнали Его и в испуге закричали. Иисус успокоил их, сказав: «Не ужасайтесь, это Я». Услышав знакомый голос, они успокоились и обрадовались.

Не страшна стала для них бурная ночь, когда узнали они, что рядом с ними их Господь и Учитель. Петр, один из учеников, бывших в лодке, ободренный голосом Иисуса, сказал Ему: «Господи, если это Ты, то вели мне прийти к Тебе по воде». Иисус отвечал ему: «Иди». Петр вышел из лодки и пошел по морю к Иисусу. Но ветер еще дул сильно.

Петр испугался, стал тонуть и в испуге закричал: «Господи, спаси меня!» Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» Когда Спаситель вошел в лодку вместе с Петром, море утихло и небо прояснилось.

Ученики, которые находились в лодке, поклонились Иисусу и сказали Ему: «Воистину Ты Сын Божий!»

Источник: https://dom-knig.com/read_231842-29

Картина М.М. Зеленского «Воскрешение дочери Иаира». Т.Б. Царева

«Христос воскрешает дочь Иаира», Фридрих Овербек — описание картины

Религиозные картины, это произведения созданные на избранные христианские сюжеты из уникального памятника человеческой культуры — Библии. В произведениях искусства на религиозные темы находят свое отражение представления о красоте и нравственном идеале, размышления о добре и зле. «Евангельский рассказ, какова бы ни была его историческая достоверность, — писал известный русский художник и.Н. Крамской, — есть памятник действительно пережитого человечеством психологического процесса». И неудивительно, что на протяжении веков многие художники обращались вновь и вновь к этим извечным темам. На евангельский сюжет была написана и картина Михаила Михайловича Зеленского (род. 1843 -?) «Воскрешение дочери Иаира». Она была создана как конкурсная работа на первую Золотую медаль в Академии художеств, которую Зеленский заканчивал в 1871 году. «Тогда собрался целый конгломерат талантов, которые должны были получить медали. — Пишет Поленов в своих воспоминаниях. — По исторической живописи, например, было пять конкурентов: Репин, я, Зеленский, Макаров и Урлауб, между тем как в уставе Академии сказано, что по каждой отрасли может быть выдана одна медаль. Мы очень волновались». Чуть позже Поленов пишет своему другу Ф. В. Чижову: «Работа на первую золотую медаль есть вещь серьезная и очень трудная, конкурс большой, то есть пять человек конкурирующих и два из них очень сильны, а медаль по уставу выдается одна или, в крайнем случае, две. Все это весьма затруднительно». Темой для картины, заданной Академией художеств послужил известный евангельский сюжет: воскрешение дочери Иаира. Наиболее подробно этот сюжет раскрыт в Евангелии от Марка: проповедуя и творя чудеса, Иисус Христос ходил по Галилее. И вот Он «возвратился из страны Гадаринской, а народ уже ждал Его частию ради учения, а частию ради чудес. Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых». Он попросил Христа исцелить его заболевшую дочь, которой было всего двенадцать лет. Иисус согласился, но через некоторое время ему сообщили, что девушка умерла. «(36) Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. (37) И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. (38) Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и плачущих и вопиющих громко. (39) И вошедши говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. (40) И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. (41) И взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа-куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань». (42) И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. (43) И Он строго сказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть». (Марк 5, 36-43). Художник представил традиционный академический евангельский сюжет как правдивую, полную жизни, сцену человеческого горя. Он выбрал момент, предшествующий совершению чуда. Только что Христос вошел в дом, а за ним его ученики Петр и Иоанн. На ложе у окна лежит умершая девушка, которую поддерживает мать, рядом в горе замер отец. Лицо Иаира искажено страданием, он потерял любимое дитя, но в его глазах устремленных на Иисуса Христа и взоре матери теплится надежда, которая сочетается с опасением или неверием. Зеленский строит картину по классической схеме, помещая изображение происходящего на среднем плане. Свет, льющийся из открытого окна, освещает главных действующих лиц. Наиболее яркое пятно света ложится на Иаира и лежащую девушку, освещая их лица. Затененность интерьера в глубине создает атмосферу тишины, скорби и вызывает ощущение ожидания чуда. Композиционным и смысловым центром картины является фигура Христа, ее четкая и стройная вертикаль поддерживается стоящей позади него фигурой апостола Петра. Сочетание вертикальных и горизонтальных линий (фигура лежащей девушки, линии пола, оконный проем) направляет взгляд зрителя и сосредотачивает его внимание на происходящем событии. Движение в картине передано отклонившейся влево фигурой отца, которое останавливается успокаивающим жестом Христа. Лицо Иисуса, обрамленное рыжеватыми волосами до плеч и небольшой бородкой, сосредоточено, а поза величава. Яркие цвета одежды Христа — синий гиматий (гиматий — (греч.) — верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой) и красная туника, классическое иконографическое облачение, акцентируют на его фигуре внимание зрителей. Пурпурный (красный) и голубой (синий) несут в иконописи символическую окраску. Первый — царственный, земной, второй — небесный; сочетание этих двух цветов символизирует сочетание двух природ во Христе. Картина написана в теплых тонах, цвета немного приглушены. Выделяя светом основную группу, художник достигает колористической обобщенности полотна. Яркий красный цвет туники Христа перекликается с приглушенным красным цветом драпировки ложа. А звучный холодноватый синий цвет гиматия находит отклик в приглушенном цвете одеяла, прикрывающего тело девушки и сине-зеленом мафории (мафорий (греч.) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят), накинутом на голову матери.

Законченную работу Зеленский представил на конкурс, состоявшийся 2 ноября 1871 года. Художники очень волновались, ведь их было пятеро. По просьбе Великого князя Владимира Александровича, президента Академии художеств, первую золотую медаль присудили всем участникам конкурса.

В итоге награды распределились следующим образом: «Зеленский получил первую, Репин — вторую, Поленов — третию — полные пенсионеры, остальные два — Макаров и Урлауб — условно».

Наградой за работу всем конкурсантам послужила шестилетняя поездка за границу на казенный счет, которая предоставлялась лишь лучшим выпускникам Академии художеств. 

Таким блестящим образом завершил М.М. Зеленский свое обучение в Академии художеств по курсу исторической живописи.

Обучаясь с 1855 по 1871 год, за свои студенческие работы он получил две малых и две больших серебряных медали, малую золотую медаль за программную работу «Апостол Петр поражает смертью Ананию и жену его Сапфиру за ложь» (1863) и большую золотую медаль за выпускную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» (1871).

Судьба классного художника 1 степени Михаила Михайловича Зеленского оказалась на редкость трагичной. В 1872 году М.М. Зеленский отправляется в европейскую поездку.

К сожалению, художник не смог ни ознакомиться с западным изобразительным искусством, ни просто пожить жизнью русского пенсионера.

Он серьезно заболевает, прерывает командировку и необъяснимо исчезает из художественной жизни русского общества — ни его работы, ни сведения о нем в последующие годы не появляются. Царева Т.Б. © Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева www.radmuseumart.ru

Ещё по теме:

Источник: https://ros-vos.net/christian-culture/evangelie/text/4/

История шедевра: "Московский дворик" художника Василия Поленова

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2017-10-29 12:24:00 kolybanov kolybanov 2017-10-29 12:24:00 Автор — Алевтина_Серова. Это цитата этого сообщенияИстория шедевра: «Московский дворик» художника Василия Поленова. «Московский дворик» — городской пейзаж русского художника-передвижника Василия Поленова, написанный в 1878 году. Картина хранится в Третьяковской галерее. Она является одной из самых известных картин Поленова. Василий Дмитриевич Поленов — Московский дворик. 1878 год. Холст, масло. 64,5 × 80,1 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

  • История создания

В июне 1877 года Василий Поленов переехал из Санкт-Петербурга в Москву и стал снимать квартиру по адресу: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен (владение 148), находившийся на углу Дурновского и Трубниковского переулков. Глядя из окна своей квартиры, он и написал этюд к пейзажу «Московский дворик». Поленов так описывал историю создания картины: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его». «> Этюд был переписан на холсте заново (был немного изменён ракурс и расширен вид), и во двор были добавлены люди. Эту картину Василий Поленов отправил в Санкт-Петербург на выставку художников-передвижников 1878 года. Он писал Ивану Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета». Картина Василия Поленова имела на выставке большой успех и принесла художнику известность. Вскоре после выставки картину для своей галереи приобрёл Павел Третьяков.

Описание

На картине изображён типичный старый московский дворик в начале лета. Солнце ещё не взошло высоко над горизонтом. Во дворе играют дети, идёт женщина с ведром, стоит запряжённая в телегу лошадь. На заднем плане купола церкви. По словам искусствоведа Т. В. Юровой, «В. Д. Поленов вложил в полотно всю силу своей любви к людям и к жизни, именно эта любовь делает поэтическими самые обычные прозаические вещи». Василий Дмитриевич Поленов

Портрет работы И. Репина (1877)

(20 мая [1 июня] 1844 г. — 18 июля 1927 г.)

Русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог. Народный художник Республики (1926). Награды: 1870 — малая золотая медаль («Иов и его друзья») 1871 — большая золотая медаль («Христос воскрешает дочь Иаира») Звания: Академик (1876)Источник

Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений «история шедевров: картины»:

Часть 1 — История одного шедевра | «Менины» испанского художника Веласкеса.

Часть 2 — История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» художника Яна ван Эйка….

Часть 27 — История шедевра: «Страдная пора» — Григорий Мясоедов.

Часть 28 — Описание картины «Меншиков в Берёзове» Василия Сурикова.Часть 29 — История шедевра: «Московский дворик» художника Василия Поленова.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/18113357.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector