«геммерфест. северное сияние», константин коровин — описание картины

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

В 1894 году меценат Савва Мамонтов реализовывает давно задуманную поездку в Скандинавию, куда берёт с собой Константина Коровина. В «программе» этого исследовательско-туристического тура посещение самых северных городов России и северных стран.

Одной из важных точек – городок Геммерфест в Норвегии, относящийся к числу самых северных точек материка. Эта поездка вылилась в целый цикл северных картин и этюдов, важнейшим из которых является «Геммерфест.

Северное сияние» — квинтэссенция красоты и самобытности этого края земли.

Картина примечательная и по задумке, и по композиции, и по цветовой палитре. Здесь зритель может в полной степени насладиться разными сторонами дарования русского живописца. Смесь реалистичного пейзажа, фантасмагории и импрессионистской стилистики – полотно действительно завораживает и восхищает.

Мы видим чёткие очертания аккуратных норвежских домиков, обступающие узкий водный канал, по которому неспешно плывут лодки без парусов.

Эта обыденная картина преображается самым фантастическим образом в свете волшебных красок северного сияния.

Холодная тёмная вода отражает таинственные блики, а воздух наполняется особенной атмосферой – будто весь мир замер, наблюдая за красками, любезно предоставленные небом.

Композиция картины нарочито вытянута по вертикали. Это подчёркивается не только выбранной авторам геометрией холста, но и стоящими строгими домами, устремлёнными ввысь, тонкими мачтами судёнышек, каналом, уводящим взгляд к горизонту, и, конечно, вертикальными полосками света, изображающими северное сияние.

Пространство картины воспроизводит целую цвето-световую мистерию, и здесь художник продемонстрировал всё своё мастерство. Тёмный ночной колорит резко разбавляется цветовыми пятнами, которые скользят по строениям и отображаются множеством оттенков в рябоватой воде узкого канала.

В результате получился диковинный городской пейзаж, сочетающий в себе и реалистичность живописных строений, и романтический подход к восприятию, и импрессионистское настроение, которое передаёт всё волшебство природы, способное преобразить и оживить обыденный городской ландшафт.

Картина «Геммерфест» явилась одной из самых знаковых и узнаваемых работ Константина Коровина.

1894-95 г. Масло, холст. Третьяковская галерея, Москва, Россия

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/kor1.htm

Полярное сияние: чудо, которое стоит увидеть

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картиныПолярное сияние — одно из самых загадочных и окутанных тайной явлений природы. Путём опытных экспериментов и специальных исследований об этом феномене удалось узнать много интересного. На протяжении долгих веков небесное свечение вдохновляет людей и заставляет преодолевать немалые расстояния, чтобы им полюбоваться.

Природа полярных сияний

Появление в небе удивительного свечения напрямую связано с солнечной активностью. Что нам известно о Солнце? Это звезда, которая не только обеспечивает жизнь на нашей планете, но и вообще обладает огромным энергетическим потенциалом.

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картиныС определенной периодичностью на Солнце возникают вспышки. Это явление по силе можно сравнить с взрывом нескольких атомных бомб одновременно. При каждой такой вспышке освобождается большое количество энергии, выбрасываются миллионы тонн заряженных частиц, которые движутся со скоростью света.

Попадая в верхние слои Земной атмосферы, эти частицы сталкиваются с молекулами и атомами азота и кислорода, приводя их в возбужденное состояние. Возвращаясь к спокойному состоянию, они излучают свет.

Каким бывает полярное сияние

Свечения в небе происходят в области магнитных полюсов Земли: южного и северного. Соответственно выделяют и 2 типа полярных сияний: южное и северное.

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картиныПервое увидеть довольно-таки проблематично. Обитаемых, пригодных для пребывания мест на тех широтах Южного полушария, где его можно наблюдать, практически нет.

Для того чтобы увидеть полярное сияние в северном полушарии, напротив, есть масса подходящих уголков, в том числе и в России.

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картиныВ зависимости от того, на какой высоте формируется свечение, оно может принимать самые разнообразные формы и окрашиваться в разные цвета. Сияние, образующееся на расстоянии выше 150 км от поверхности Земли, чаще всего имеет красную расцветку. Для свечения, сформированного ниже 120 км, характерны синий и фиолетовый цвета. В промежутке между этими значениями сияние обычно жёлто-зелёное.

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картиныПо форме полярные сияния чаще напоминают ленты, арки, пятна, занавеси. Наблюдать их лучше в ясную морозную погоду в тёмное время суток.

Северное сияние как источник вдохновения

Творческое вдохновение, рождённое небесным свечением, подарило миру много прекрасных произведений. В Третьяковской галерее хранится картина знаменитого русского художника Константина Коровина под названием «Геммерфест. Северное сияние». Диковинное явление произвело глубокое впечатление на живописца, и он решил запечатлеть его на полотне.

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картиныНе может оставить равнодушным картина «Северное сияние» кисти американского художника Фредерика Чёрча. На ней виден суровый северный пейзаж, освещённый сказочным причудливым светом полярного сияния.

Это удивительное природное явление проникает в творчество знаменитых поэтов, писателей, музыкантов. Русский поэт советской эпохи М.А. Дудин в одном из своих стихотворений называет его «разнообразных радуг веер».

Северное сияние представляет большой интерес для современных фотографов. Многие из них годами работают в данном направлении, в результате появляются фантастической красоты фотографии.

Интересные снимки северного сияния можно встретить в работах российского фотографа Валентина Жиганова, фотографа из Исландии Овара Атли.

Когда и где увидеть полярное сияние

Чтобы полюбоваться полярным сиянием, нужно следить за солнечной активностью. Это свечение появляется примерно через 2-5 дней после очередной вспышки на Солнце.

Больше шансов стать очевидцем чудесного зрелища в период с осеннего по весеннее равноденствие. Для наблюдения подходит тёмное время суток, оптимально с 10 часов вечера до 3 часов ночи.

Погода должна быть ясной, облачность может испортить видимость, загородить обзор.

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картиныВ России за небесным представлением можно наблюдать из Карелии и с Чукотки. Для тех, кто непривычен к суровым климатическим условиям лучше подойдут Архангельская и Мурманская области, республика Коми. Чтобы увидеть сияние во всей красе, лучше избегать крупных городов, потому что множество городских электрических огней создаёт световой шум, ночное небо становится менее контрастным.

За границей наслаждаться картиной сияния лучше всего в Норвегии, Исландии, Финляндии и Швеции. В некоторых зарубежных деревеньках есть специально оборудованные домики с прозрачной крышей, позволяющие любоваться видом, находясь в комфортных условиях.

Как сделать фото северного сияния

Сделать качественные снимки полярного сияния достаточно сложно. Длительность этого явления может быть от нескольких минут до нескольких часов. При этом оно может активно двигаться или пульсировать. Чтобы получить хорошее фото, нужно ещё в светлое время выбрать несколько удачных ракурсов.

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картиныДля съёмки потребуется камера с высокой светочувствительностью (ISO), широкоугольный объектив и штатив для удобства. Снимать сияние нужно на максимально открытой диафрагме с установленной выдержкой не более 15 секунд.

Читайте также:  Поцелуй, рой лихтенштейн

Фотография загадочного небесного явления – очень ценный памятный сувенир. Но ничто не заменит тех эмоций, которые испытываешь, наблюдая за этой картиной воочию.

Запись опубликована в рубрике Мир чудес с метками путешествия, чудо природы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://wings-of-inspiration.ru/polyarnoe-siyanie-chudo-kotoroe-stoit-uvidet/

Картина Геммерфест. Северное сияние

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

  • Кто автор: Константин Коровин
  • Как называется картина: Геммерфест. Северное сияние
  • Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
  • В каком году написана(когда): в 1894—1895
  • Холст
    Государственная Третьяковская галерея

Описание картины «Геммерфест. Северное сияние»

«Геммерфест. Северное сияние» — картина российского художника Константина Коровина (1861—1939), написанная в 1894—1895 годах. Картина является частью собрания Гос Третьяковской галереи. Размер картины — 175,6×106,7 см.

Содержание

1 История и описание
2 Отзывы
3 Примечания
4 Ссылки

История и описание

Картина была задумана во время поездки Коровина (вкупе с художником Валентином Серовым) на север Рф и в Скандинавию в 1894 году, которая была организована русским бизнесменом и меценатом Саввой Мамонтовым. В процессе этой поездки они посетили Хаммерфест (норв.

Hammerfest) — один из самых северных городов Норвегии и всей Европы, заглавие которого в то время переводилось на российский язык как «Геммерфест» либо «Гаммерфест». Потому употребляются также другие наименования этой картины — «Гаммерфест. Северное сияние» и «Хаммерфест.

Северное сияние».

Эта картина, оконченная в 1895 году, является типичным обобщением северных этюдов Коровина и считается более значимым произведением северного цикла его работ.

Картина выставлялась на выставке «Константин Коровин. Живопись. Театр. К 150-летию со денька рождения», которая проходила с 29 марта по 12 августа 2012 года в выставочном зале ГТГ на Крымском валу.

Отзывы

Искусствовед Раиса Власова так писала об этой картине в собственной книжке, посвящённой Коровину:

Строгие очертания норвежских домов и лодки с оголёнными мачтами, освещённые необычным светом северного сияния, тёмная прохладная мерцающая вода, углублённая отражением призрачных столбов света, делают соответствующий образ Гаммерфеста в его неподражаемом своеобразии. Это обобщённое представление о северном городке и в то же время о северной природе, по собственному подобию определившей жизнь человека. Узенькие и высочайшие дома напоминают большие нагие горы, сжимающие город. Это воспоминание усиливается благодаря подчёркнуто вытянутому формату картины, также ряду вертикалей, составляющих основной ее ритм: вертикалью, образованной резкой гранью дома слева, вертикалью, составленной из тёмных отверстий его окон в три яруса, практически сливающихся в одну линию, шпилем, мачтой лодки и столбами света северного сияния.

Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-gemmerfest-severnoe-siyanie.html

Мемория. Константин Коровин — ПОЛИТ.РУ

5 декабря 1861 года родился художник Константин Коровин.

Личное дело

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

Константин Коровин

Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939) родился в Москве в купеческой семье. В 1870-е годы, когда в России стала развиваться сеть железных дорог, семья Коровина, занимавшаяся ямщицкими перевозками, разорилась. Отец стал работать учетчиком на фабрике в Мытищах, а в 1881 году покончил с собой.

Рисовал Константин Коровин с детства. В 1875 году он, вслед за старшим братом Сергеем, поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Год спустя перешел на отделение живописи. Вместе с ним учились Исаак Левитан, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, а любимым преподавателем был Алексей Саврасов.

«Мне пришлось сильно нуждаться, – вспоминал Коровин о годах учебы, – уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб». С конца 1870-х работы Константина Коровина выставляются на ученических выставках МУЖВЗ. В 1882 году Саврасов, страдавший тяжелым алкоголизмом, был уволен из училища, и Коровин решил сменить учебное заведение.

Он поступил в Академию художеств в Петербурге, где занимался в натурном классе Павла Чистякова. Затем вернулся в МУЖВЗ, где пейзажный класс возглавил Василий Поленов, который, по словам Коровина, «внес свежую струю в Школу, первый стал говорить о чистой живописи».

Поленов в 1885 году познакомил Коровина с Саввой Мамонтовым, и художник стал активным участником Абрамцевского кружка.

В 1886 году Коровин окончил МУЖВЗ и стал работать в оперном театре Мамонтова. В  1887 – 1888 годах совершил заграничное путешествие.

Вскоре художник сблизился с Валентином Серовым, в 1894 году совершил вместе с ним поездку на север, результатом которой стал новаторский цикл пейзажей («Гавань в Норвегии», «Ручей святого Трифона в Печенге», «Геммерфест.

Северное сияние», «Мурманский берег»). По материалам поездки Коровин оформляет павильон Северной железной дороги, построенный по его проекту на Всероссийской выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.

На огромных панно художник создал широкие, обобщенные образы природы и жизни Севера.

Неоднократно приезжал в Париж, где знакомился с творчеством французских импрессионистов. Их влияние проявляется и в картинах Коровина. Частой темой его городских пейзажей становятся парижские улицы (среди самых известных – «Париж. Бульвар Капуцинок», «Париж утром», «Парижское кафе», «Кафе де ля Пэ»).

В 1897 году у художника родился сын Алексей Он покупает дачу в Охотино (ныне в черте города Переславль-Залесский). Там Коровин устроил мастерскую и работал каждое лето. Вскоре рядом построил дачу близкий друг художника Федор Шаляпин.

Коровин участвовал во многих выставках передвижников, затем – в выставках объединений «Мир искусства», «Союз 36», «Союз русских художников». В 1900 году он оформил русский отдел на Всемирной выставке в Париже, за что получил орден Почетного легиона. С 1901 года возглавлял совместно с Валентином Серовым портретно-жанровую мастерскую МУЖВЗ.

Среди его учеников были Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Николая Чернышев, Константин Юон, Илья Машков. В 1905 году Константин Коровин становится академиком живописи. В 1908 году умер брат художника Сергей, член товарищества передвижников.

Смерть брата вызвала тяжелую болезнь Константина Коровина, он попал в неврологическую клинику с острым неврозом, из-за которого развилось заболевание сердца.

В 1911 году Коровин становится главным декоратором и художником-консультантом Императорских театров.

В 1913 году его шестнадцатилетний сын  попал под трамвай и лишился обеих ног, после чего страдал от длительных депрессий и неоднократно пытался совершить самоубийство.

Читайте также:  Национальный археологический музей в неаполе

В 1922 году Коровин уехал из России в Париж для лечения сына и собственной болезни сердца и после этого на родину уже не вернулся, хотя эмигрантом себя не считал.

Планировалось устроить в Париже его большую персональную выставку, но много работ художника были украдены во время перевозки из России.

За границей Коровин много работал в качестве театрального художника, а также стал известен как мемуарист, его рассказы публиковались в различных русскоязычных изданиях, наиболее часто – в газете «Возрождение». Произведения художника экспонировались на персональных выставках в парижских галереях Бернхейма и Кольбера в 1925 и 1929 годах, а также на многих выставках в Париже, Нью-Йорке, Риме и Праге.

Умер Константин Коровин в Париже 11 сентября 1939 года.

Чем знаменит

Коровина заслуженно называют русским импрессионистом» и «Моцартом русской живописи».

Выдающийся мастер колорита и красочной импровизации, в своих пейзажах он отказывается от обычной для русского искусства второй половины XIX века критической составляющей в отношении  деревенской жизни, но также и от романтической «рифмовки» состояний человеческой души и природы, характерной, например, для Исаака Левитана. Коровин полагает, что «нужно отходить от себя и быть, глядя на вещь, посторонним».

«Необычайно эмоциональный, – пишет о Константине Коровине его ученик Борис Иогансон, – нетерпеливый к действию, он легко загорался перед всем, что занимало его живописный взор – весенние проталины у берегов Истры, девушка в белом платье у ветки сирени, розы, осветленные солнцем, на фоне синего моря, провинциальная улочка захолустного города, Венеция или Ташкент, Архангельск… или ночные огни Парижа… Во всем он находил поэзию правды живописи… Его радостью был увлекательный процесс сражения с натурой, когда на холсте возникает живое, творится вторая жизнь, обогащенная поэтическим чувством художника».

О чем надо знать

Константин Коровин знаменит и как выдающийся театральный художник. Первые оформленные им постановки состоялись на сцене Частной оперы Мамонтова. В 1885 году он оформляет «Аиду» Верди, а в следующем сезоне – «Лакме» Делиба и «Кармен» Бизе. В. С.

Мамонтов вспоминал о постановке «Аиды»: «Декорации Коровин написал превосходно, особенно хороши были лунная ночь на берегу Нила и преддверие храма, в котором происходило судилище над Радамесом». Для оперы Мамонтова Коровин работал 16 лет, затем по рекомендации Поленова стал главным декоратором императорских театров.

Его оформление спектаклей Мариинского театра произвело переворот в театрально-декорационном искусстве. Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин создает «декорации настроения», которые передают общий эмоциональный настрой спектакля.

«Он и на сцене, – писал Александр Бенуа, – оставался чистым живописцем и трактовал декорацию как картину». Сам художник рассказывал о своем подходе так: «Неожиданностью форм, фонтаном цвета мне хотелось бы волновать глаза людей со сцены». Новаторство Коровина поначалу встречало ожесточенное сопротивление. Актеры рвали костюмы, созданные по его эскизам.

Рабочие добавляли в краску соль, чтобы декорации долго не сохли. Порой Коровин приходил в театр работать над декорациями с револьвером за поясом. В конце концов его оформление оперных и балетных спектаклей получило заслуженную славу. Оформлял он также драматические постановки Станиславского.

Работать для театра художник продолжил и после революции. В 1918 – 1920 годах он создает декорации к операм «Валькирия» и «Зигфрид» Вагнера и балету Чайковского «Щелкунчик».

Живя за границей, Коровин оформлял спектакли в крупнейших театрах Европы, Америки, Азии и Австралии.

Наиболее знаменитой стала его работа над постановкой оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» в Оперном театре Турина.

Прямая речь

Я родился в Москве, на Большой Рогожской улице, близ Покровского монастыря. И сейчас в вечном покое — там, в земле, — могилы моего отца, деда, брата Сергея и дальней родни. Есть и у меня там место, рядом с отцом… Помню я деда моего Михаила Емельяновича Коровина. Смутно, но помню.

Вот большая зала, где, бывало, сидел он в кресле, седой, согбенный, огромного роста. Зала — в стиле ампир. Наверху, с двух сторон, широкие полукруглые ниши и золотые балюстрады балконов. На одном из них играет квартет музыкантов.

А дед сидит в кресле и слушает (любимый композитор его — Бах), и ноги покрыты меховым одеялом (он болен — подагра), а в руках платок. Он слушает музыку всегда один, никого не пускает, кроме меня, семилетнего внука, слушает и плачет. А я сижу около, сбоку, смирнехонько. Вижу, что дед плачет, и думаю, что так нужно.

Припоминаю и весь большой наш дом, и подле огромный сад, выходящий на Дурновский переулок. В длинном деревянном заборе — маленькая калитка. Вдоль забора бузина.

Сад прекрасен, в нем — большая оранжерея, где так сладостно пахнет землей, и старая беседка с колоннами: окна у нее в цветных стеклах, внутри, как войдешь, — все светло и зелено; а у стен кушетки, крытые зеленым сукном. В этом саду приказчик Ечкин, высокий и стройный, в длинном сюртуке, поднимает меня на руки, позволяя рвать большие желтые сливы, которые я тут же и ем.

Из воспоминаний Константина Коровина

Артистизм — это качество было свойственно Коровину больше, чем кому-нибудь другому. В самом его письме есть недосказанность какая-то, его письмо как бы само формирует из живописи, из краски, из цвета пространство, представление о предмете.

С появлением его «Курсистки» открылось новое представление о живописи, о чистоте цвета, его роли в живописи.

Несколькими годами позже Серов своими «Девушкой, освещённой солнцем» и «Девочкой с персиками» продолжил эту линию, и это была новая волна в русской живописи, где свет, где среда, удивительная чистота цвета строила вещь, создавала атмосферу какой-то узнаваемости красоты и сока жизни.

Казалось бы, состояние природы на картинах Коровина только предлог, но он адресует зрителя к большим чувствам Родины, земли родной. Человек он был добрый, и искусство у него доброе, широкое. Нелёгкая досталась ему судьба, но Россия всегда оставалась его болью, его гордостью, ею он всецело жил в своих восторгах, в своем искусстве.

Е. Моисеенко «Русский импрессионист Константин Коровин»

Читайте также:  «юпитер и каллисто», франсуа буше — описание картины

Какая грусть, что этот огромный мастер, этот яркий самобытный талант, два раза затративший свои силы на такие эфемерные создания, как выставочные панно, все время тратящий их на еще более эфемерные создания – на театральные декорации, так, вероятно, и не получит возможности увековечить себя и одарить Россию истинно прекрасным, величественным произведением.

Коровин – удивительный, прирожденный стилист. То, что мерещилось Куинджи, то удалось Коровину. Не хуже японцев и вовсе не подражая японцам, с удивительным остроумием, с удивительным пониманием сокращает он средства выражения до минимума и тем самым достигает такой силы, такой определенности, каких не найти, пожалуй, и на Западе.

Его стынущие в холоде и мгле северные пустыни, его леса, обступающие редким строем студеные озера, его бурые и сизые тучи, его стада моржей и вереницы оленей, наконец, яркие фанфары желтого солнца, играющего на всплесках синих заливов, – все это является настоящим откровением Севера, истинно грандиозной поэмой Севера, гораздо более достойной стать классическим произведением русской живописи, нежели все «Фрины» или «Помпеи». Коровину необходимо дать стены вечные, каменные стены, в которых бы собирался русский народ, стены дворцов, музеев, училищ или других общественных зданий. Непростительно будет для нашей эпохи, если и этот художник пройдет, не сказав всего того, что он может и должен сказать, не излив всей глубокой и широкой своей любви к русской природе!

Александр Бенуа о Константине Коровине

6 фактов о Константине Коровине

  • Друзья-художники еще со времен училища называли Константина Коровина Костенькой. «Это уменьшительное имя осталось за ним на всю жизнь», – вспоминал художник Сергей Милорадович.
  • Близкими друзьями Константина Коровина были Валентин Серов и Исаак Левитан.
  • Картину «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» Коровин писал в 1888 году в Валенсии. Он попросил швейцара гостиницы найти ему модель-испанку. Через некоторое время тот привел к нему в комнату молодых девушек – Ампару и Леонору. Коровин попросил их остаться стоять у окна и начал писать их портрет. За время работы девушки отказывались от денег, которые предлагал им Коровин, так что, чтобы хоть как-то отплатить им, он сходил с ними в магазины и на базар и купил понравившуюся им обувь и платки из китайского шелка.
  • На картине «Бумажные фонари» изображена будущая жена художника Анна Фидлер.
  • Во время Первой мировой войны Коровин консультировал армию по вопросам маскировки и часто с этой целью выезжал на фронт.
  • Несмотря на инвалидность, сын Константин Коровина Алексей тоже стал художником. С 1918 года был членом «Мира искусства», участвовал в выставках объединения в 1918 и 1921 годах. В 1920 году экспонировал свои работы на XIX выставке Всероссийского центрального выставочного бюро Отдела ИЗО Наркомпроса в Москве. Живя в Париже, оформлял спектакли в кабаре, помогал отцу в оформлении театральных спектаклей. Участвовал в выставках русских художников в Бирмингеме (1928), Амстердаме (1930), Берлине (1930), Белграде (1930) и Париже (1932, 1935). В 1950 году он совершил самоубийство.
  • Материалы о Константине Коровине
  • Статья о Константине Коровине в русской Википедии
  • Статья о Константине Коровине в энциклопедии «Кругосвет»
  • Константин Коровин в проекте «Хронос»
  • Сайт, посвященный Константину Коровину
  • Материалы о Константине Коровине в журнале «Третьяковская галерея»
  • Константин Коровин «Моя жизнь»
  • Дом-музей Коровина в Охотино

Источник: https://polit.ru/news/2016/12/05/korovin/

5 декабря 1861 года

«Геммерфест. Северное сияние», Константин Коровин — описание картины

Константин Алексеевич Коровин (23 ноября (5 декабря) 1861, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — выдающийся русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Родился в состоятельной старообрядческой купеческой семье.

В четырнадцать лет поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова.

Для завершения образования Коровин едет в Петербург и поступает в Академию художеств, но через три месяца уходит оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

В 1894 Коровин вместе с другом, художником В. Серовым, совершает путешествие на Север. В результате появляются пейзажи:

  • Гавань в Норвегии
  • Ручей святого Трифона в Печенге
  • Геммерфест. Северное сияние
  • Мурманский берег.

Он путешествует в Париж в 1887, 1892 и 1893, где познакомился с импрессионизмом. В 1896 К. А. Коровин оформляет павильон «Крайний Север», построенный по его проекту в Нижнем Новгороде.

В 1900-х художник активно работает в театре, создавая эскизы костюмов и декорации к драматическим постановкам, а также операм и балетам. В частности, он оформляет спектакли «Фауст» (1899), «Конёк-горбунок» (1901), «Садко» (1906), «Золотой петушок» (1909). Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого театра, Мариинского театра и театр Ла Скала в Милане.

Значительное место в творчестве Коровина занимает Париж. Городские пейзажи создаются явно под сильным влиянием французских импрессионистов. Совершая поездки в Париж, К.Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой.

Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения , но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах. («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ).

В Париже К.Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции художника-эстета М. А. Дурнова, общался с поэтом К. Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).

Во время Первой мировой войны К. А. Коровин работает консультантом по маскировке в штабе русской армии.

На протяжении десятилетий К. А. Коровин участвовал в выставках художников разных направлений и объединений — передвижников, «Мира искусства», «Союза 36», Союза русских художников.

С 1901 К. А. Коровин вместе с В. А. Серовым, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников сценограф С. Ф. Николаев, будущий педагог, писатель и краевед — С. П. Волков.

Наиболее известные работы:

  • В лодке (1888)
  • У балкона. Испанки Леонора и Ампара (1888—1889)
  • Северная идиллия (1892)
  • Парижское кафе (1890-е)
  • Зимой (1894)
  • Геммерфест. Северное сияние (1894—1895)
  • Бумажные фонари (1896)
  • Кафе де ля Пэ (1906)
  • Пристань в Гурзуфе (1914)
  • Базар (1916)

Перейти в библиотеку

Источник: http://noosfera-center.ru/biblio/calendar/05d.php

Ссылка на основную публикацию