Фёдор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных отечественных портретистов восемнадцатого века. Редкий дар художника передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей
Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета, художник шёл по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он один из первых из отечественных живописцев достиг европейского уровня мастерства.
В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность.
Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью.
Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.
Фёдор Степанович Рокотов родился предположительно в 1735 году в селе Воронцово Московской губернии. Происходил художник из семьи крепостных, принадлежавших князьям Репниным, но рано получил вольную. Сведений о первых учителях Рокотова не сохранилось.
Впервые его имя упоминается в 1757 году в письме М.В.Ломоносова к И.И.Шувалову с просьбой поручить Фёдору скопировать для мозаичной работы портрет императрицы Елизаветы Петровны. В 1760 году по словесному приказанию И.И.Шувалова принят в Академию Художеств.
Среди его наставников были Ротари и Токе.
В 1763 году Рокотов писал парадные портреты Екатерины II в связи с её коронацией. Художник имел в Петербурге свою мастерскую, где с помощью учеников исполнял многочисленные заказы. В 1765 году удостоен звания академика.
Около 1767 переехал в Москву, работал по частным заказам, выполняя отдельные работы и по поручению Академии Художеств. В Москве Рокотов сначала снимал, а в 1785 году купил дом на Старой Басманной с мастерской во флигеле. Позже Рокотов переезжает на Воронцовскую улицу, где он и умер в 1808 году.
Похоронен он был на кладбище Новоспасского монастыря. Могила его, к сожалению, утеряна.
1. Рокотов Фёдор «Портрет неизвестного» 1757 Холст, масло 44,5х33,5 Государственная Третьяковская галерея
2. Рокотов Фёдор «Портрет великого князя Петра Федоровича» 1758 Холст, масло 112,5х91 Государственная Третьяковская галерея
3. Рокотов Фёдор «Портрет императора Петра III» Холст, масло 157х111 Нижегородский государственный художественный музей
4. Рокотов Фёдор «Портрет императора Петра III» Холст, масло 58х47 Северо-Осетинский республиканский художественный музей, Владикавказ
5. Рокотов Фёдор «Портрет княжны Е.Б.Юсуповой» Конец 1750-х — начало 1760-х Холст, масло 57х44 Государственный Русский музей
6. Рокотов Фёдор «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве» 1761 Холст, масло 58,5х47,5 Государственный Русский музей
7. Рокотов Фёдор «Портрет И.Л.Голенищева-Кутузова» Между 1762 и 1764 Холст, масло 57х45 Государственный Русский музей
8. Рокотов Фёдор «Портрет графа Г.Г.Орлова в латах» 1762 — 1763 Холст, масло 96,9х75,8 Государственная Третьяковская галерея
9. Рокотов Фёдор «Портрет графа И.Г.Орлова» Между 1762 и 1765 Холст, масло 58,5х46,5 Государственный Русский музей
10. Рокотов Фёдор «Портрет графа И.Г.Орлова» Между 1762 и 1765 Холст, масло 59х47 Государственная Третьяковская галерея 11. Рокотов Фёдор «Портрет императрицы Екатерины II» 1763 Холст, масло 59,5х46,9 Государственная Третьяковская галерея 12.. Рокотов Фёдор «Портрет императрицы Екатерины II» 1763 Холст, масло 155,5х139 Государственная Третьяковская галерея 13. Рокотов Фёдор «Портрет А.Г.Бобринского в детстве» Середина 1760-х Холст, масло 59,5х47 Государственный Русский музей 14. Рокотов Фёдор «Венера, Амур и Сатир» Между 1767 и 1773 Холст, масло 95,5х144,5 Государственный Русский музей 15. Рокотов Фёдор «Портрет князя С.В.Гагарина» Не позднее 1768 Холст, масло 141х106 Государственный Русский музей 16. Рокотов Фёдор «Портрет неизвестной в тёмно-красном платье» 1760-е Холст, масло 64х48,3 Государственная Третьяковская галерея 17. Рокотов Фёдор «Портрет обер-камергера, генерал-аншефа, сенатора графа П.Б.Шереметева» Холст, масло 59х46,5 Астраханская государственная картинная галерея 18. Рокотов Фёдор «Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой» 1760-е Холст, масло 58,3х45,7 Государственная Третьяковская галерея 19. Рокотов Фёдор «Портрет В.П.Лачинова» 1760-е Холст, масло 60х47 Самарский областной художественный музей 20. Рокотов Фёдор «Портрет князя Д.М.Голицына» 1760-е Холст, масло 62,7х51,8 Государственная Третьяковская галерея
Источник: http://cultobzor.ru/2014/02/rokotov-gallery/
Биография художника Рокотов Фёдор Степанович
Живописец, график
Происхождение художника окончательно не установлено. По одной из версий, он родился в семье крепостных князя П. И. Репнина, получивших вольную. По другой — являлся внебрачным сыном Репнина В юности, по-видимому, обучался у московских иконописцев. В 1750-х приехал в Петербург.
В 1760 по «словесному приказанию» И. И. Шувалова зачислен в ИАХ. По свидетельству Я. Штелина, учился «при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо. Многому научился у Ротари и Токке». В январе 1762 за портрет Петра III получил звание адьюнкта живописи.
В его обязанности входило наблюдение за занятиями учеников в классах Академии.
В 1763 писал парадные портреты Екатерины II в связи с коронационными торжествами. В 1765 был избран академиком за написанную по гравюре видоизмененную копию картины Л. Джордано «Венера и Амур». Имел в Петербурге мастерскую, где с помощью учеников выполнял многочисленные заказы.
Около 1765 переехал в Москву, где жил «вольным живописцем», работая по заказам Академии художеств и частным заказам за сдельную плату. Был членом Английского клуба.
Ретроспективные выставки произведений Рокотова прошли в 1923 в Москве и 1960 — в Москве и Ленинграде.
Рокотов — выдающийся русский портретист второй половины XVIII столетия, основоположник типа интимного лирического женского портрета. Его творчество можно условно разделить на два периода. Первый, петербургский, приходится на конец 1750-х — первую половину 1760-х.
Он отмечен обращением как к парадному, так и камерному портрету. Чаще всего художник использовал тип полупарадного полотна — репрезентативного поколенного или поясного изображения на архитектурном или пейзажном фоне.
Второй период, московский, после 1765, связан с развитием типологии камерного, интимного портрета.
Эстетические принципы Рокотова были созвучны раннему сентиментализму. В своих произведениях он не только фиксировал черты модели, а умел передать затаенную, внешне невидимую жизнь души, что придает его работам неповторимое обаяние. Для живописной манеры мастера характерна особая колористическая гамма, построенная на богатстве нюансов сближенных тонов.
Предпочитал дымчатые, тающие цвета, часто просвечивающие один сквозь другой. В палитре преобладали серебристо-голубые, розовато-бежевые, коричневато-золотистые тона. Нередко прибегал к цветным лакам, которые задавали общую тональность картины.
Писал быстрыми, подвижными мазками, в моделировках использовал тончайшие лессировки, благодаря чему добивался впечатления трепетности живого образа.
Наиболее значительными собраниями произведений Рокотова располагают Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей.
Источник: https://artinvestment.ru/auctions/1178/biography.html
Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735 — 1808) — крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Возможно, первый в России «вольный художник», не зависевший от государственных и церковных заказов.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография художника
- Творчество
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Фёдора Рокотова
- Библиография
Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово». Числился вольнорожденным в семье крепостных крестьян. В 1755 году вельможа И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.
Вероятно, он поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Ранние работы Рокотова — погрудные портреты — производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности.
В доме Шувалова, где с 1757 г. помещалась академия, Рокотов занимался с иностранными мастерами Л.-Ж. Ле-Лорреном и П. де Ротари, усваивая принципы эстетики рококо. Значительное впечатление должно было произвести на него собрание картин Шувалова. Единственная известная его работа в ином жанре, нежели портретный, — это как раз изображение Шуваловской галереи.
В 1760 году по словесному приказанию Шувалова зачислен в Академию художеств.
С 1762 г. занимался преподавательской деятельностью (адъюнкт). В 1763 г. был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.
В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Л. Джордано «Венера и Амур».
С конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.
В 1776 году Рокотов, собственной семьи не имевший, выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками. Чуть позже за 2600 рублей приобрёл земельный участок на Старой Басманной, где выстроил усадьбу с мастерской.
После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х гг.; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника.
Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.
ТВОРЧЕСТВО
В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору.
ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ
В Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна.
Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим.
И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.
Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов. В “Портрете Майкова” (1765г.) художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства.
Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза.
Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием.
Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.
Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова.
Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.
Вся яркая творческая жизнь художника была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию.
Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи.
Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой.
Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного.
Художника привлекает внутренняя красота человека.
По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.
В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными».
Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа.
Женские портреты, как правило, овальной формы. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.
Интересные факты из жизни художника
Академик Я. Штелин видел у него в квартире сразу 50 неоконченных портретов зараз.
В 1990-е гг. в Новоспасском монастыре был установлен памятный камень, не указывающий, впрочем, на точное местонахождение могилы художника. В 1978 г. на юго-западе Москвы, в районе Ясенево, появилась улица Рокотова. В 2010 году были выпущены почтовые марки России, посвященные Рокотову.
На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Молева Н. «Загадки Рокотова». — М., 1994
- Сучков С. В. Фёдор Степанович Рокотов / Оформление серии В. Д. Гончаренко. — Л.: Художник РСФСР, 1976
- Голлербах Э. «Портретная живопись в России. XVIII век». – М.; Пг., 1923
- Евангулова О.С. Кареев А.А. «Портретная живопись в России второй половины XVIII в». – М.: Изд-во Московского университета, 1994
- Ильина Т.В. «Русское искусство XVIII века». – М.: Высшая школа, 1999
- Кочек О.Я. «Загадки Рокотова. Возрожденные шедевры». – М., 1963
- Лапшина Н.П. «Федор Степанович Рокотов». – М., 1959
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.
org, artclassic.edu.ru, artsait.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Фёдор Рокотов: картины художника
Фёдор Рокотов — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
3.3 (66.67%) 3 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/rokotov-fjodor.html
Федор Степанович Рокотов биография
Ф.С.Рокотов (1735-1808) Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича Рокотова не сохранилось.
«Важный барин»,состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды.
Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.
То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало.
Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?
Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными.
Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.
Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных.
К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества.
В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.
Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.
В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником.
Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.
Из портретов тех лет сохранился только “Портрет неизвестного(1757г)”, предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно.
Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе.
На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г.
художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.
Эта работа имела успех. Так что к 1760 г., когда «по словесному приказанию» И. И.
Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.
В эти годы в России открывались два высших учебных заведения — университет в Москве и Академия художеств в Петербурге. Способных к наукам и искусствам разыскивали повсюду: в солдатских ротах и сиротских приютах, в помещичьих усадьбах и среди истопников. Одних оставляли в Москве, других отсылали в Петербург. Рокотов оказался среди первых студентов академии
Еще не было учителей, не знали, как и чему станут учить, даже здание академии еще не начали строить, а занятия уже шли. Под классы наскоро сняли дом князя Мещерского на 7-й линии Васильевского острова.
У студентов был разный возраст и неодинаковые способности: одни, как Рокотов, уже могли писать картины, другие едва держали карандаш. Пока дожидались приглашенных из Европы учителей, умеющие рисовать и писать занимались с новичками.
Некоторые из них, так и не став студентами, назначались преподавателями.
Два года спустя за портрет вступившего на престол Петра Ш художник получил звание адъюнкта, в обязанности которого входило «смот- рение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения, и опрятность».
Положение Рокотова в академии укрепилось после его участия в торжествах по случаю восшествия на престол Екатерины II. Исполняя коронационный портрет (1763 г.
),художник соединил почти геральдический по своей отточенности профиль императрицы с общим картинным решени- ем композиции. Работа принесла Рокотову большой успех и признание.
Портрет Екатерины II так польстил императрице, что та приказала впредь писать ее лицо с оригиналов Рокотова.
Живописцу позировал фаворит императрицы Г. Г. Орлов (1762-1763 гг.). Портрет этого румяного красавца в эффектном парадном мундире, не отличающегося богатым внутренним содержанием, очень близок оригиналу. А в камерном портрете его брата И. Г. Орлова (I пол. 1760-х rr.) проступают черты умного расчетливого человека, сумевшего, оставаясь в тени, оказывать влияние на государственные дела.
Судьба продолжала благоволить к художнику. Придворные наперебой заказывали ему портреты. Современник Рокотова академик Я. Штейлин писал, что уже в начале 1760-х гг. у художника в квартире было «сразу около 50 портретов». Но несмотря на обилие и.
срочность заказов, Федор Степанович, по его собственным словам, «никогда скорее месяца не работывал что-нибудь с натуры», тем более что его живописная манера требовала «засушивать краски», так как писал он многослойно.
В конце работы живописец наносил лессировочные мазки, заставлявшие изображение «ожить». Выразительное свечение красочных слоев, подвижность и легкость мазка поражали современников. Н. Е.
Струйский свидетельствовал, что художник писал «почти играя», доводя до совершенства изображение лица и окончательную отделку второстепенных деталей, выполненных учениками.
Художнику едва минуло тридцать два года. Он достиг того, о чем, казалось, даже мечтать не мог крепостной. Рокотовские портреты украшали салоны и гостиные петербургской знати. Позировать молодому живописцу считалось честью. Жизнь испытывала его славой.
Но самое серьезное испытание она приберегла на 1765 год.
25 июня этого года Федор Степанович Рокотов, уже всеми признанный художник, наконец-то, получил звание академика, правда, для этого ему пришлось написать вольную копию с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» (1763-1765 rr.
), так как «портретные» в академии были не в чести».
В блистательном официальном Петербурге художнику душно было от дворцовых церемониалов, лжи, лести и интриг. Душно становилось и в академии. Приезжих иностранцев лелеяли, угождали их прихотям и капризам.
К русским относились равнодушно, подчас с небрежением. Кто мог — приспосабливался. Спустя год Рокотова обошли званием адъюнкт-профессора. Преподавательская работа отнимала массу сил и времени. Кроме того, президент АХ И.И.
Бецкой запретил художникам, преподававшим в классах, заниматься собственной творческой деятельностью, что для Рокотова было неприемлемо. Военная карьера оказалась для Рокотова более надежной: еще в 1762 г. он был зачислен в Кадетский корпус в чине сержанта и успешно соединял службу и живопись.
(В начале 1780-х гг.
, дослужившись до ротмистра — звания, дававшего право на дворянство — он оставил армию.)
- Рокотов не мог и не желал мириться с прихотью Бецкого Ему нужна была свобода, чтобы творить, Через несколько месяцев он покинул стены АХ .
- Рокотов уехал из Петербурга в родную ему Москву.(1766-1767гг)
Здесь, вдали от официального Петербурга, среди людей, проникнутых идеалами просветительства, художник нашел понимание, признание и благоприятные условия
для творчества. Недоброхоты писали, что художник «за славою стал спесиви важен». Рокотов, надо полагать, всегда помнил: он не из знати — и это определяло его подчас подчеркнуто-заносчивое поведение, направленное на тех, кто хотел унизить его.
В Москве интеллектуальная жизнь била ключом и время с конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. стало периодом наивысшего расцвета портретного мастерства художника. Он написал «всю Москву».
И хотя часто под картиной приходится читать «неизвестный» или «неизвестная», видно, что эти лица близки ему по духу
Заказов было множество. Порой он создавал целые галереи портретов представителей одного рода в различных его поколениях. Рокотов так великолепно передавал характер портретируемых еще и потому, что он поддерживал дружеские связи не только с главами семейств, но и со всеми домочадцами.
Рокотов не стремился подчеркивать внешние достоинства своих моделей — яркость и красоту лиц, пышность нарядов, напротив, его привлекал внутренний мир человека, личность и обаяние натуры, зыбкость и переменчивость затаенных чувств и переживаний.
Интересен в сочетании характеров парный портрет супругов Струйских. В Николае Еремеевиче сочетались замысловатое чудачество, благородные порывы, варварская жестокость к крепостным и фанатичная страсть к литературному творчеству. Конечно, больше всего он любил себя в поэзии и даже завел собственную типографию, чтобы печатать свои опусы, и зал искусств «Парнас».
Струйский преклонялся перед талантом Рокотова, собирал его произведения, а в мастерской художника обучался его крепостной А. Зяблов. Вот таким, «иступленным и диким» в своих порывах, с горящим «восторгом и жаром» взглядом и кривой улыбкой, он смотрит… мимо зрителя. Фигура, лицо и глаза обращены в разные стороны, что усиливает лихорадочность и истеричность образа.
Портрет. его супруги Александры Петровны строится на плавных дугообразных линиях и поражает своей сдержанностью и гармонией. Это эталон женских портретов — «рокотовская дымка», «рокотовское выражение чуть прищуренных глаз», «по-рокотовски тающие черты лица». Видно, что сам художник находился под обаянием личности и красоты Струйской.
Писал Рокотов и известных литераторов своего времени – поэтов В.И.Майкова и А.П.Сумарокова
Женские портреты кисти Рокотова загадочны и трепетны. В них «души изменчивой приметы» освещают лица и взгляды изнутри. Словно чарующее волшебное видение возникает из дымки жемчужно-розовых тонов исполненная непреходящей красоты юности В. Н.
Суровцева; из серебристого каскада пенных кружев, как туманная мечта — П. Н. Ланская. Неуловимая мимика лица и взгляд удлиненных темно-голубых глаз создают какую-то отчужденность между зрителем и портретным изображением княгини Е. Н. Орловой.
Таинственные полулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения, из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками, и нынешним поколением любителей искусства. Женские портреты Рокотова имеют часто овальную форму, и это тоже придает им особое изящество и романтичность.
Среди всех женских портретов Рокотова «Портрет В.Е. Новосельцевой» (1780 г.) явственнее всего представляет тип женщины, которая «может сметь свое суждение иметь».
С этими произведениями в русском искусстве впервые появился образ, одновременно исполненный женской прелести, сознания своего достоинства, внутренней силы и стойкости.
И не случайно творчество Рокотова связывают с сентиментализмом, провозгласившим превосходство чувств над разумом.
Как тонкий психолог, художник передает чувственный, непосредственный мир детства и предельно деликатен в изображении людей преклонного возраста.
В мудром спокойном взгляде А. Ю. Квашниной-Самариной просматривается большой жизненный путь, наполненный радостями и разочарованиями, приобретениями и потерями.
Художник, который первым внес в портретное искусство поэтичность и лиризм, воспел человеческое благородство и душевную красоту женщины, прожил свою жизнь в одиночестве.
Он был окружен славой, не знал отбоя от заказчи ков, жил в полном достатке. Еще в 1776 г.
Рокотов выхлопотал освобождение от крепостной зависимости для детей своего покойного брата «Ивана Большого да Ивана Меньшого», дал племянникам хорошее образование, что позволило им сделать военную карьеру, сделал наследниками.
Сведения о последних годах жизни художника очень скупы.1770 – 80ые гг. оказались наиболее плодотворными в жизни и творчестве Рокотова, Со II половины 1790-х гг.
он уже не мог работать, писал гораздо реже, а в последние годы жизни совсем не работал — стал плохо видеть, спрос на его картины значительно упал и очень быстро был забыт.
А ему на смену пришли талантливые художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.
В последние годы жизни Рокотов безвыездно жил в Москве.
Рокотов умер 24 декабря 1808 г. и был похоронен племянниками на кладбище Ново-Спасского монастыря. Смерть его прошла незамеченной современниками.
Ещё четыре года фамилия умершего художника механически оставлялась в АХ в списках живущих.
Академия художеств удивительно легко забыла человека, которого избрала когда-то одним из первых своих членов, не помнила лучшего портретиста второй половины прошлого века.
Вряд ли знала Академия, где находятся его многочисленные портреты, поднявшие русскую живопись на уровень европейской.
Ни одна газета не поместила некролога, и могила со временем затерялась.
- О Рокотове надолго забыли…
- Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова, вновь осознали, как велик этот мастер — художник, сумевший виртуозно перенести на полотно не просто образ человека, но и все многообразие тончайших чувств и ощущений его души.
Стали разыскивать и собирать его портреты. Их сохранилось много, но только некоторые были подписаны мастером.
Источник: http://artdosug.ru/archives/4053
Рокотов, Фёдор Степанович — это… Что такое Рокотов, Фёдор Степанович?
Дом в Москве на Старой Басманной, в котором жил и работал Фёдор Рокотов
Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735? — 1808) — русский художник, портретист, представитель стиля рококо.
Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в селе Воронцово (входит в нынешнюю территорию Москвы) в семье крепостных. Получил начальное художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и П. де Ротари, усвоив изобразительные принципы стиля рококо. В 1760 году по распоряжению заметившего его вельможи и мецената И. И. Шувалова живописец был взят в Академию художеств в Петербурге.
В 1765 году удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и картину «Венера и Амур». С конца 1766 года жил и работал в Москве. В позднем творчестве Рокотова заметен переход от рококо к классицизму. Последние известные работы Рокотова датируются 1790-ми.
Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года от алкоголизма. Похоронен на кладбище Новоспасского монастыря.
Творчество
Памятный камень в Новоспасском монастыре
Фёдор Степанович Рокотов — один из лучших русских портретистов. Получив художественное образование под руководством Л.-Ж. Ле-Лоррена и графа Пьетро Ротари, работал в манере этого последнего, но больше него вникал в натуру и был старателен в исполнении.
В 1762 г. принят адъюнктом в новоучрежденную Императорскую Академию художеств Санкт-Петербург за представленную ей картину «Венера» и за портрет императора Петра III. Пользовался уже известностью в петербургском высшем обществе.
Когда Екатерина II вступила на престол, то поручила ему, в 1763 г., написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г.
Орлову, который разместил его в Гатчинском дворце(с 1950-х гг. в Павловском дворце-музее).
Другой портрет великой монархини, поясной, был написан Рокотовым также с натуры (вероятно, в Москве, в 1765 году). Екатерина осталась очень довольна им, находя, что он — «из самых похожих».
Портрет был пожалован ею академии наук, в которой хранится и поныне.
Существует множество повторений этого портрета, как точных, так и с незначительными изменениями в аксессуарах; большинство их приписывается самому Рокотову.
Кроме этих двух изображений Екатерины, из-под кисти талантливого живописца вышло несколько портретов Петра III (один из них — в московской Оружейной палате) и цесаревича Павла Петровича (лучший — в Государственном Русском музее) и немало портретов выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, графа Г. Орлова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и других.
Самой загадочной работой Рокотова, пожалуй, является портрет неизвестного в треуголке, поскольку до сих пор исследователи не установили, кто изображен на нём: либо Екатерина в мужском платье, либо внебрачный сын императрицы от графа Орлова.
Портреты графа Струйского и его жены Александры Струйской — граф изображен человеком надменным, который будучи интеллигентым и образованным, лично порол крепостных и бил жену. Жена же предстает на портрете грустной, с печальными глазами. «Ангел, сошедший на землю», — говорили о ней. Несмотря на жестокость мужа, лечила крепостных.
Портрет Майкова невероятно реалистичен, он великолепно отражает суть этого человека: ядовитая усмешка, хитрый взгляд. Все люди высшего света боялись этого человека, поскольку он был острословным и циничным, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них, люди боялись выйти в свет.
Наиболее известные произведения
- Портрет неизвестной в розовом платье,
- Портрет А. И. Воронцова,
- Портрет И. И. Воронцова,
- Портрет Г. Г. Орлова в латах,
- Коронационный портрет Екатерины II,
- Портрет князя И. И. Барятинского,
- Портрет А. П. Струйской,
- Портрет поэта В. И. Майкова,
- Портрет графа Вырубова,
- Портрет неизвестного в треуголке.
- Портрет Суровцевой
- Опекунская серия
Память
Галерея
Библиография
- Лебедев А. В. Ф. С. Рокотов, М., 1941.
- Лебедев А. В. Ф. С. Рокотов, М. — Л., 1945.
- Лапшина Н. Ф. С. Рокотов, М., 1959.
- Сучков С. В. Ф. С. Рокотов. Л., 1976.
- Молева Н. Загадки Рокотова. М., 1994.
Примечания
- ↑ Д. М. Волконский. Дневник. 1812-1814 гг.
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/24665
Рокотов Федор Степанович
В годы, когда А.П.
Антропов еще создавал свои портреты — точные, несколько сухие и тяжеловатые по живописи, — уже выступила, решительно утверждая новое понимание образа человека и живописных средств его воплощения, целая плеяда молодых мастеров второй половины XVIII века. В короткий срок эти мастера выдвинули русскую портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями современного им западноевропейского искусства.
Во главе этой плеяды стояли Рокотов и Д.Г. Левицкий.
Фёдор Степанович Рокотов принадлежит к числу замечательнейших мастеров русского портрета XVIII столетия. Родился в селе Воронцово (ныне – в черте Москвы) в семье крепостных. Числился «вольнорожденным» и, вероятно, был незаконным «хозяйским» ребенком (сыном князя П.И.
Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье. С 1760 учился в петербургской Академии художеств. Своеобразие его творчества уже вполне сказалось в 60-х годах, отмеченных появлением ряда лучших произведений А.П. Антропова.
Однако сравнение даже ранних произведений Рокотова со зрелыми произведениями Антропова совершенно ясно свидетельствует о наступлении нового периода в развитии русского искусства, нового этапа в представлениях о человеческой личности.
Портреты Рокотова отличаются такой человечностью и лирической глубиной, которые до того не были свойственны русской портретной живописи.
О жизни Рокотова в условиях его творческого развития известно очень мало. Он происходил из семьи крепостных крестьян. Получив освобождение от крепостной зависимости, он стал в конце 50-х годов достаточно известен, чтобы писать парадный портрет великого князя Петра Федоровича (Русский музей и Третьяковская галлерея). В дальнейшем Рокотов редко пользуется этой формой портрета.
К тому же времени (1757) относится необычная картина Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» — едва ли не первый русский интерьер XVIII века (картина не сохранилась и известна по находящейся в Историческом музее копии, написанной в 1779 году учеником Рокотова А. Зябловым).
Рокотов тщательно воспроизвел картины шуваловского собрания, сплошь закрывающие стены кабинета, большой портрет самого И. И. Шувалова (работы де Вельи) и всю обстановку кабинета.
Оставаясь документально точным, молодой художник сумел передать атмосферу духовных интересов и культурных запросов широко образованного человека середины XVIII столетия.
В начале 60-х годов Рокотов становится все более и более известным художником. Некоторое время он находился на службе в Академии художеств, выполняя в ней работу административного характера. Чрезвычайно работоспособный, Рокотов вел много заказов.
Так, в 1765 году в его мастерской стояло сорок портретов, «в которых было окончены одни головы». Вероятно, в работе принимали участие ученики молодого мастера, выполняя в портретах менее ответственные детали.
Современники с изумлением отмечали быстроту работы Рокотова и жизненную проникновенность его произведений: «Ты, почти играя, ознаменовал только вид лица и остроту зрака (взора) его, в тот час и пламенная душа его, при всей его нежности сердца, на оживляемом тобою полотне не утаилася…
»— так писал один из знакомых Рокотова о портрете А. П. Сумарокова (Исторический музей), возданном всего лишь «по троекратном действии», то есть в три сеанса.
Стилистику западноевропейского портрета в стиле рококо (явные черты которой у него проступают) постиг, скорее всего, по произведениям работавших в России Л.Токке и П.Ротари. Большое значение для него имели впечатления от коллекции елизаветинского фаворита и выдающегося мецената И.И.Шувалова, которую он изобразил ок.
1757 на картине Кабинет Шувалова (известна по копии крепостного художника А.Зяблова, 1779, Исторический музей, Москва). Для его петербургского периода характерны парадные портреты (великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III (1758, Русский музей, Петербург, повторение – в Третьяковской галерее, Москва), Г.Г.
Орлова в латах (1762–1763, Третьяковская галерея), коронационный портрет Екатерины II (1763, там же; вариант – в Дворце-музее Павловска). В 1765 Рокотов был удостоен звания академика живописи, однако преподавание в Академии не оставляло возможностей для собственной работы, и поэтому художник оставил в том же году Петербург ради Москвы, где брал много заказов и открыл частную школу.
По праву наиболее известны ныне не парадные, а непринужденно-интимные портреты работы Рокотова, которые принято связывать с его московскими годами. Среди ранних вещей этого рода выделяется портрет поэта В.И.Майкова (ок. 1765, Третьяковская галерея), излучающий гордое, мажорное обаяние.
Теперь гораздо подвижней и легче становится мазок, гармоничней колорит, в котором прежняя резковатая пестрота уступает место переливчато-нежным созвучиям (цветовые контрасты смягчаются за счет теплых тонов грунта, проступающих сквозь верхние слои краски). К лучшим работам мастера принадлежат также портреты: А.И.Воронцова (около 1765), Н.Е.Струйского (1772) и его жены А.П.
Струйской (1772), неизвестного в треуголке (начало 1770-х годов), неизвестной в розовом платье (1770-е годы), В.Е.Новосильцевой (1780), И.И.Барятинского (начало 1780-х годов; все – там же), Е.В.Санти (1785, Русский музей). Обычно погрудные или поясные, часто – овального формата, эти образы лишены сильных внешних эффектов.
Однако они весьма тонко выявляют внутреннюю жизнь моделей, в то же время окутывая их серебристой дымкой, рождающей чувство таинственной недосказанности. В поздних портретах – Новосильцевой или Санти – формы и краски предстают более объемными и четкими, рокайльная дымка как бы рассеивается, уступая место ясному и ровному свету классицистических идеалов.
Умер Рокотов в Москве 12 (24) декабря 1808. Жизнь Федора Степановича Рокотова, самого поэтического портретиста XVIII века, долгое время оставалась загадкой. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт на целое столетие. Лишь XX век вернул это имя русскому искусству. Многие годы существовала версия о дворянском происхождении Рокотова.
Однако из недавно найденных документов стало известно, что Федор Степанович Рокотов был родом из крепостных крестьян подмосковного имения Воронцово, принадлежавшего князю П. И. Репнину. Родился он в 1735 году, а первое упоминание о художнике встречается в 1757 году в связи с созданием «Портрета неизвестного молодого человека в гвардейском мундире» (1757, ГТГ).
Тогда же была написана картина «Кабинет И. И. Шувалова», известная по копии ученика Рокотова А. Зяблова (1779, Гос. исторический музей). И. И.
Шувалов, первый президент русской Академии художеств, всячески покровительствовал молодому художнику и по его «словесному приказанию» Рокотов в 1760 году был принят учеником в Академию Успехи художника привлекли внимание, и вскоре он становится известен Двору, а в 1762 году за большой парадный «Портрет Петра III» (ГРМ) получает звание адъюнкта.
К лучшим работам раннего периода творчества Рокотова относится «Портрет Екатерины II в коронационном наряде» (1763, ГТГ), служивший своеобразным эталоном, с которого выполнялись копии, и портрет фаворита императрицы Григория Орлова (1762—1763, ГТГ). Парадные портреты Рокотова обладают декоративной красотой, мастерским рисунком.
При определенных требованиях к построению произведений этого жанра художник всякий раз находит интересный вариант композиции. В 60е годы Рокотов пишет и ряд интимных портретов, чаще всего мужских. В них ощущается большой интерес к своеобразию внешнего облика человека, индивидуальности характера. Выразительны портреты умного изысканного вельможи И. Г. Орлова (ГРМ).
Портрет Государственного деятеля и писателя И. Л. Голенищева-Кутузова, дяди знаменитого полководца (ГРМ). Особенно выделяется портрет В. И. Майкова (ок. 1765, ГТГ), в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта.
Чувственное лицо Майкова написано осязаемо материально, а колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, еще более подчеркивает полнокровность, жизненность образа. Это произведение — одно из самых значительных в искусстве XVIII века. В эти годы Рокотов пользуется огромной славой. Он получает такое количество заказов, что не в силах справиться с ними один.
Поэтому художник берет на себя выполнение только основной части портретов — пишет головы: одежды и другие детали исполняют его помощники. В 1775 году за копию с картины Джордано «Венера, Амур и Сатир», сделанную по гравюре Ф. Бартолоцци, Рокотов получает звание академика и навсегда покидает столицу.
Москва, куда приехал Рокотов, в ту пору отличалась большей свободой творчества по сравнению с официальным Петербургом. В Москве развертывается деятельность крупнейшего русского просветителя Н. И. Новикова, там работает талантливый драматург А. П. Сумароков, известный поэт М. М. Херасков создает литературный кружок молодежи.
В этой просвещенной, передовой среде формируется мировоззрение Рокотова, которое достаточно четко начинает проявляться в его творчестве с конца 60х годов. Последним официальным заказом, выполненным не позже 1768 года, была серия портретов опекунов Московского воспитательного дома — И. Н. Тютчева (ГТГ), С. В. Гагарина (ГРМ), П. И. Вырубова (ГТГ).
В них уже ощутимо стремление Рокотова к простоте даже в решении парадного портрета, а в последующие годы он исключительно посвящает себя работе над интимным портретом. Именно в это время складывается своеобразная, «рокотовская» манера живописи, его индивидуальный творческий почерк.
Чаще всего мастер пишет овальные портреты, причем форма холста подчеркивает общий ритмический строй произведения. То удаляя, то приближая фигуру, Рокотов дает ее в легком повороте, как правило, — погрудно. Даже незначительные, сдержанные движения модели связаны с состоянием человека.
В рокотовской характеристике образа очень важны выразительность глаз и мимика, причем художник не стремится к конкретной передаче настроения, скорее он хочет создать ощущение неуловимости, .мимолетности чувств человека. Его работы удивляют нежной, утонченной красотой цветовой гаммы.
Колорит, в основу которого обычно берутся три цвета, благодаря переходам выражает богатство и сложность внутренней жизни портретируемого. Наконец, художник своеобразно использует светотень, выделяя лицо и как бы растворяя второстепенные детали. Эти черты рокотовского творчества наиболее цельно проявились в женских портретах, занимавших особое место в искусстве XVIII века.
В пору своего творческого расцвета живописец создает галерею прекрасных женских образов: А. П. Струйской(1772, ГТГ), В. Е. Новосильцевой (1780, ГТГ), Е. В. Санти (1785, ГРМ), В. Н. Суровцевой (1780, ГРМ). Каждый из них глубоко индивидуален, прекрасен по-своему. Словно чарующее видение, возникает из дымки жемчужно-розовых тонов лицо Струйской с огромными печально-задумчивыми глазами.
Ее образ исполнен светящейся чистоты, непреходящей красоты юности. Величавость, достоинство, уверенность в себе, способность глубоко мыслить чувствуются в образе Новосильцевой. Бледное, тонкое лицо, острый взгляд чуть прищуренных глаз, дрогнувшие едва заметной улыбкой губы — такова холодно-ироническая Санти.
Изысканное сочетание розовых и зеленых тонов подчеркивает аристократизм этого образа. И, наконец, Суровцева—обаятельно женственная, с простым русским лицом и прямым, добрым взглядом ясных лучистых глаз.
И все же, несмотря на индивидуальность, в женских образах Рокотова есть нечто общее — это сложный духовный мир, богатство и красота внутренней жизни, возвышенный строй человеческих чувств. Раскрывая сокровенное в человеческой душе, художник всегда что-то оставляет недосказанным. Это придает рокотовским портретам очарование тайны, особую поэтичность. Поэзию этих загадочных образов великолепно выразил в одном из своих стихотворений Н. Заболоцкий: Ты помнишь как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портретов Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полу плач. Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенъе смертных мук. »честь, изящество, достоинства душевны» — выразил Рокотов в мужских портретах представителей дворянской интеллигенции: Суровцева (1780, ГРМ), поэта А. П. Сумарокова (1777, Гос. исторический музей), одаренного дипломата А. М. Обрескова (1777, ГТГ). Последний из названных портретов особенно интересен живописной тонкостью и глубоким проникновением в характер человека энергичного, умного, проницательного. Современник Рокотова и страстный его почитатель Н. Е. Струйский писал, что художник работал очень быстро и легко, «почти играя». Даже в преклонные годы живописец трудится много и вдохновенно. О последних годах жизни мастера известно лишь, что он безвыездно жил в Москве. Своей семьи у художника не было, и самыми близкими его родственниками и наследниками явились племянники. Умер Федор Степанович Рокотов 24 декабря 1808 года в Москве и похоронен в Ново-Спасском монастыре.
Источник: http://ArtPoisk.info/artist/rokotov_fedor_stepanovich_1735/bio/