«фрина на празднике посейдона», семирадский — описание картины

       Продолжим знакомство с прекрасными картинами Генриха Семирадского. Сегодня рассмотрим одну из самых знаменитых картин художника Фрина на празднике Посейдона в Элевсине.(390 × 763,5 см),1889г.

             На рубеж 1880—1890-х годов приходится наивысший пик популярности Семирадского, который неизменно получал награды на академических выставках в Петербурге.

              Публика в живописи Семирадского ценила увлекательность и занимательность сюжетов. Даже названия полотен, по выражению Е. Нестеровой, «звучат как заглавия дамских романов, бьют наверняка и поражают сердца жаждущих приключений обывателей»

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

Так выглядит картина в Государственном русском музее.

.Сбросила ризы с себя, и лицом повернувшись к народуМедленно, словно заря, погрузилась в лазурную воду.Ахнули тысячи зрителей; смолкли свирель и пектида;В страхе упав на колени, все жрицы воскликнули громко:«Чудо свершается, граждане! Вот она, матерь Киприда!»

Так ослепила своей олимпийской красой незнакомка…

           Эти строки из стихотворения Льва Мея переносят нас в Афины, в 364 год до нашей эры, где на празднике морского бога Посейдона прекрасная гетера Фрина изображала рождение богини красоты и любви Афродиты из пены волн.

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

«Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» 1889г

О ФРИНЕ

Через века до нас дошла легенда о прекрасной Фрине. известной своей красотой греческой гетеры,жившей в IV веке до нашей эры.

        По свидетельству греческого писателя Афинея Навкратийского, в IV веке до н. э. в древнегреческом городе Мегары жила молодая женщина по имени Фрина (греч. — «белокожая»), своей красотой напоминающая богиню.

           Скульптор Пракситель — ее возлюбленный — изваял с нее Афродиту Книдскую (по названию древнего города Книда, где изваяние было поставлено в храме Афродиты), а живописец Апеллес написал Афродиту Анадиомену (лат. — «выходящая из воды»).

    Возгордившись, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты — Афродите.

В день Элевсинских празднований красавица пришла к берегу моря, где, по преданию, вышла из вод сама богиня, рожденная из пены морской.

Когда процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в «оскорблении богов».

  • «Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины
  • «Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины
  • ЗАМЫСЕЛ КАРТИНЫ.
  •              Сюжет картины был взят художником из книги «Пир софистов» (или «Пир мудрецов») древнегреческого автора  Афинея Навкратийского.
  •        Семирадский хотел создать чувственное произведение, которое, однако, будучи эротическим, останется в рамках приличий

             Когда Семирадский начинал работу над этой картиной в конце 1886 года, он писал конференц-секретарю Академии художеств П. Ф. Исееву:

            «Не знаю до сих пор, примет ли Россия официально участие в парижской Всемирной выставке? На всякий случай готовлю большую картину, крупнее Нероновых светочей. Сюжет её — Фрина, являющаяся в роли Афродиты во время праздненств Посейдона в Элевзине.

                          Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал!

       Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, — восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток. Картина уже подмалёвана.»

  1. Прежде ,чем писать картину художник съездил В Грецию и посетил Элевсин.
  2. «Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины
  3. «Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины
  4. ОПИСАНИЕ 

           Шумный, пестрый праздник выплеснулся на огромное полотно, все словно пронизанное лучами средиземноморского солнца. Яркие пятна одежды и гирлянды цветов как будто расступаются перед красотой Фрины. 

                     В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами.

Фрина уже сбросила свои одежды — сначала художник изобразил её совершенно обнажённой, но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья.

Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей.

         Фигура Фрины вместе с окружающими ее служанками четко вырисовывается на фоне залива, покрытого гребешками волн с парящими над ним чайками, узкой полоски гор острова Саламин и массива голубого неба, затянутого легкой мглой.

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

             В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину — некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

            Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин.

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

                 В нижнем левом углу изображена девочка, рассматривающая приоткрытый ларец с драгоценностями. Её поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове мису и вазу.

          Женский образ, созданный Семирадским, величественен и спокоен, Фрина буквально излучает благородство, и в ее поступке не ощущается ничего предосудительного. Образ Фрины – один из самых восторженных гимнов женской красоте в изобразительном искусстве.

              Пейзаж, изображённый на картине, считается одним из лучших в творчестве Семирадского.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ   

                   Зимой 1889 года картина  впервые выставлена в рафаэлевском зале Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Поскольку Семирадский беспокоился о том, что недостаток света может приглушить богатство красок картины, он позаботился о дополнительном искусственном освещении.

Вместе с «Фриной на празднике Посейдона» на выставке были показаны другие картины Семирадского — «По примеру богов», «Перед купанием», «Искушение святого Иеронима» и «У фонтана»

                    Выставка имела большой успех и привлекла тысячи посетителей. Картина стала главным экспонатом выставки Семирадского в Академии художеств 1890 года; её посетило около 30 000 человек

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

                Творчеству Семирадского был посвящён специальный выпуск «Правительственного вестника», где, в частности, даже было утверждение о том, что новая картина художника была «новым блестящим доказательством того, что ложно-реальное направление в искусстве, одно время нашедшее себе отклик в нашем обществе, недолго устояло в борьбе с провозвестниками вечных начал изящного и вскоре, вероятно, сделается достоянием истории как одна из особенностей современной культуры». Как известно, это предсказание не оправдалось.

                 Примечательно, что Антон Павлович Чехов писал сестре (с иронией отзываясь о популярности своих рассказов): «В Петербурге теперь два героя дня — нагая Фрина Семирадского и одетый я»

                      После этой выставки Академия художеств назначила Семирадского внештатным членом совета академии, выразив тем самым своё признание заслуг художника. Его картины «Фрина на празднике Посейдона» и «По примеру богов» были приобретены императором Александром III. По условиям покупки, картины были отправлены в турне по ряду европейских городов

  •                Европейские экспозиции «Фрины» добавили Семирадскому наград: он стал членом Туринской академии и членом-корреспондентом Французской Академии изящных искусств.   
  • ОТЗЫВЫ
  • Художник Илья Репин так отзывался об этой картине:
Читайте также:  Музей леонардо да винчи в милане, италия

        «Большая картина, несмотря на всю академическую риторику, производит «веселое» впечатление. Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления»

        По мнению Т. Л. Карповой, некрологи Семирадского были единодушны в том, что «умер последний классик русского искусства». В частности, она пишет:

             «В русском искусстве, совсем не богатом на блестящих салонных живописцев, Семирадский остался своего рода диковинным «раритетом», виртуозом-фокусником, высокой пробы ремесленником, произведения которого до сих пор сохранили способность увлекать и восхищать»

Источники.

http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0232/p0232.htm

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2f806511-4682-4db2-a2c1-c80347b7a981/Semiradskiy.​FrinaNaPrazdnikePoseydona_v_Elevzine.htm

http://art-assorty.ru/7888-frina-na-prazdnike-poseydona.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1885348

http://jivopis.org/more/genrich-semiradsky/

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3689967

«Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» картина Генриха Семирадского

Генрих Ипполитович Семирадский (1843-1902) — великий русско-польский художник. Являлся крупнейшим представителем позднего академизма.

Известен своими картинами мифологического жанра, изображающими различные сюжеты из истории античных времён Греции и Рима.

Одной из самых известных картин Генриха Семирадского является «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», холст, масло, 390 × 763,5 см.

Сюжет картины происходит в небольшом древнем городе Элевсине, который находится в 22 км от Афин, Греция. В центре картины Фрина, которая была известной афинской гетерой (женщина, ведущая свободный образ жизни) необыкновенной красоты.

Фрина также известна как натурщица, в частности именно она позировала древнегреческому скульптору Праскителю (IV век до н. э), когда тот создавал скульптуру «Афродита Книдская».

Генрих Семирадский для написания этого полотна позаимствовал сюжет из книги «Пир софистов» древнегреческого писателя Афинея Навкратийского (II — III век н. э). Фрина была настолько прекрасной и так была уверена в своей неземной красоте, что не побоялась бросить вызов самой богине красоты и любви Афродите.

Во время праздника Посейдона Фрина сбросила одежду и полностью обнажённая спустилась к морю, из которого, по преданиям, родилась Афродита, чтобы показать богине свою необычайную красоту.

На картине Семирадского Фрина снимает одежду. Рядом изображены её прислужницы, одна из которых держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит над её головой зонтик.

Справа многолюдная процессия, которая в это время шла на праздник, но увидев необычное зрелище, остановилась, чтобы увидеть, чем всё это закончится. Эмоции у людей, при виде смелой Фрины, довольно неоднозначные.

Одни восхищаются красотой и смелым поступком Фрины, а другие смотрят с осуждением. Ещё одна группа людей находится на переднем плане в левой части картины в праздничных нарядах.

Интерес в данной картине представляет не только древнегреческий сюжет, описанный Афинеем Навкратийским, но и пейзаж, который является фоном для всего действа. За спинами участников праздника Посейдона воды Саронического залива и горы острова Саламин.

Для того, чтобы написать столь живописное полотно, Генрих Семирадский лично посещал Элевсин и делал наброски в том месте, откуда и открывается сцена. Пейзаж на картине «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» считается одним из лучших во всём творчестве художника.

После выставки картин Семирадского в 1889 году в Академии художеств, главным среди которых являлось именно полотно в Фриной, его назначили внештатным членом совета Академии. Картина была приобретена императором Александром III. До образования Русского музея, картина был представлена в Эрмитаже.

В настоящее время находится на постоянной экспозиции в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

Генрих Семирадский — Фрина на празднике Посейдона в Элевсине

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

???? Блинцов | 2015-02-25, 10:31 | ???? 342

Источник: https://art-assorty.ru/7888-frina-na-prazdnike-poseydona.html

Семирадский Г.И. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

Семирадский Г.И.
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине
1889
Холст, масло. 390 x 763,5

Русский музей

Семирадский остался в истории русского и европейского искусства как вдохновенный певец античности. Незаурядное живописное мастерство художника, глубокое знание им древней археологии, умение соединить в произведении броскую эффектность исполнения с занимательностью темы неизменно привлекали зрителей к его полотнам.

Сюжет картины заимствован художником из древнегреческой истории. Изображенное событие переносит нас в 364 год до нашей эры. Знаменитая своей красотой гетера Фрина, излюбленная модель скульптора Праксителя, изображает на одном из элевзинских празднеств богиню любви и красоты Афродиту.

Под восхищенными взглядами собравшихся Фрина сбрасывает с себя одежды, чтобы, спустившись по ступеням, погрузиться в морские волны. Слева – поэты, воспевающие ее красоту, справа – народ, бросающий цветы к ногам девушки.

О замысле своей картины Генрих Семирадский писал: «Я хотел запечатлеть восторг народа-художника при виде красивейшей женщины своего времени».

Сцена, построенная наподобие театральной, разворачивается на фоне пышной южной природы, напоенной солнцем.

Разноликая яркая толпа, многочисленные предметы „античной роскоши“ сливаются на полотне в огромный натюрморт, где каждый предмет занимает строго определенное ему место.

Выстраивая композицию, Семирадский стремился создать видимость реальности происходящего события. Тем не менее картина содержит в себе все типичные черты живописной системы позднего академизма.

Семирадский Генрих Ипполитович (1843, село Печенеги Харьковской губ. – 1902, Стржалков Новорадомского уезда Петраковской губ., Польша)

Живописец. Академик Императорской Академии художеств (с 1873).

Член Берлинской, Стокгольмской, Римской, Туринской академий художеств и член-корреспондент Парижской Академии изящных искусств. Кавалер ордена Почетного легиона (Франция).

Родился в с. Печенеги Харьковской губернии. Первоначальные художественные навыки получил в Харькове. В 1864 окончил Петербургский университет. Учился в Академии художеств у Б.П. Виллевальде и К.Б. Венига (1864-1870). Пенсионер Академии в Италии и Германии (1871-1877). Преподавал в Академии художеств, профессор.

Автор картин на исторические, античные и религиозные сюжеты. Крупнейший представитель поздней академической живописи, идейный противник искусства критического реализма.

Источник: http://virtualrm.spb.ru/ru/node/10591

Сочинение по картине Фрина на празднике Посейдона в Элевсине — Генрих Семирадский

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

«Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в его представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени…» — c таким подъемом начинал в конце 1886 года Генрих Семирадский новую картину «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине».

Через века до нас дошла легенда о прекрасной героине этого произведения. По свидетельству греческого писателя Афинея Навкратийского, в IV веке до н. э. в древнегреческом городе Мегары жила молодая женщина по имени Фрина, своей красотой напоминающая богиню. Скульптор Пракситель — ее возлюбленный — изваял с нее Афродиту Книдскую, а живописец Апеллес написал Афродиту Анадиомену.

Возгордившись, Фрина решила бросить вызов самой богине любви и красоты — Афродите.

В день Элевсинских празднований красавица пришла к берегу моря, где, по преданию, вышла из вод сама богиня, рожденная из пены морской.

Когда процессия двинулась из святилища Посейдона к морю, Фрина сбросила с себя одежду, представ перед замершим в восторге народом, чтобы тотчас же спуститься к морю. За это она была обвинена в «оскорблении богов».

Художника, однако, не интересовали гражданские страсти и психологические характеристики участников тех давних событий.

Он стремился воплотить в красках образ идеальной красоты. Подобно Пигмалиону, он влюбился в свою Галатею — Фрину, оставив все назидательные сравнения за рамой огромного полотна. Сцена, запечатленная Семирадским, разворачивается на фоне напоенной солнцем южной природы.

Читайте также:  Музей прадо: как найти в мадриде, карта, картины музея прадо

Пейзаж в картине — один из лучших в творчестве художника. Работая над ним, он специально ездил в Грецию, в древний Элевсин, где много веков назад устраивались знаменитые мистерии.

Фигура Фрины вместе с окружающими ее служанками четко вырисовывается на фоне залива, покрытого гребешками волн с парящими над ним чайками, узкой полоски гор острова Саламин и массива голубого неба, затянутого легкой мглой.

Женский образ, созданный Семирадским, величественен и спокоен, Фрина буквально излучает благородство, и в ее поступке не ощущается ничего предосудительного.

Образ Фрины — один из самых восторженных гимнов женской красоте в изобразительном искусстве.

Сочинение по картине Фрина на празднике Посейдона в Элевсине — Генрих Семирадский

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/semiradskij-genrix/frina-na-prazdnike-posejdona-v-elevsine-genrix-semiradskij/

«Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» картина Генриха Семирадского

9 сентября 2016, Люди

Генрих Ипполитович Семирадский (1843-1902) — великий русско-польский художник. Являлся крупнейшим представителем позднего академизма. Известен своими картинами мифологического жанра, изображающими различные сюжеты из истории античных времён Греции и Рима. Одной из самых известных картин Генриха Семирадского является «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», холст, масло, 390 × 763,5 см.

Сюжет картины происходит в небольшом древнем городе Элевсине, который находится в 22 км от Афин, Греция. В центре картины Фрина, которая была известной афинской гетерой (женщина, ведущая свободный образ жизни) необыкновенной красоты.

Фрина также известна как натурщица, в частности именно она позировала древнегреческому скульптору Праскителю (IV век до н. э), когда тот создавал скульптуру «Афродита Книдская».

Генрих Семирадский для написания этого полотна позаимствовал сюжет из книги «Пир софистов» древнегреческого писателя Афинея Навкратийского (II — III век н. э).

Фрина была настолько прекрасной и так была уверена в своей неземной красоте, что не побоялась бросить вызов самой богине красоты и любви Афродите. Во время праздника Посейдона Фрина сбросила одежду и полностью обнажённая спустилась к морю, из которого, по преданиям, родилась Афродита, чтобы показать богине свою необычайную красоту.

На картине Семирадского Фрина снимает одежду. Рядом изображены её прислужницы, одна из которых держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит над её головой зонтик.

Справа многолюдная процессия, которая в это время шла на праздник, но увидев необычное зрелище, остановилась, чтобы увидеть, чем всё это закончится. Эмоции у людей, при виде смелой Фрины, довольно неоднозначные.

Одни восхищаются красотой и смелым поступком Фрины, а другие смотрят с осуждением. Ещё одна группа людей находится на переднем плане в левой части картины в праздничных нарядах.

Интерес в данной картине представляет не только древнегреческий сюжет, описанный Афинеем Навкратийским, но и пейзаж, который является фоном для всего действа. За спинами участников праздника Посейдона воды Саронического залива и горы острова Саламин.

Для того, чтобы написать столь живописное полотно, Генрих Семирадский лично посещал Элевсин и делал наброски в том месте, откуда и открывается сцена. Пейзаж на картине «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» считается одним из лучших во всём творчестве художника.

После выставки картин Семирадского в 1889 году в Академии художеств, главным среди которых являлось именно полотно в Фриной, его назначили внештатным членом совета Академии. Картина была приобретена императором Александром III. До образования Русского музея, картина был представлена в Эрмитаже.

В настоящее время находится на постоянной экспозиции в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Фрина на празднике Посейдона», Семирадский — описание картины

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Источник: http://www.artinheart.ru/post/people/2158.shtml

Фрина на празднике Посейдона

1.Семирадский Генрих Ипполитович-Пастушок, играющий на свирели 2.Семирадский Генрих Ипполитович-PesnRabyn 3.Henryk_Siemiradzki_Autoportret_nieukonczony 4.Семирадский-DoverAMaked 5.Семирадский Генрих Ипполитович-Talisman

6.Грешница.

-Семирадский 1873. Холст, масло. 250х499 см 7.Две фигуры у статуи сфинкса . 1870-е 8.Семирадский -Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу. 1870 9.Семирадский Генрих-Дорога из Рима в Альбано . 1873 10.Семирадский-Игра в кости. 1889.

Холст, масло

11.Семирадский-Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890-е 12.Семирадский-Итальянский дворик 13.Семирадский-Итальянский пейзаж 14.Семирадский-Корсары . 1880 15.Семирадский Генрих Ипполитович-Оргия времен Тиберия на острове Капри. 1881

16.Семирадский-Орфей в подземном царстве . Конец 1880-х 17. Семирадский-Песня рабыни . 1884 18.Семирадский-По примеру богов 19.Семирадский-Рим. Деревня. Холст, масло 20.Семирадский-Римская оргия блестящих времен цезаризма. 1872

21.Семирадский Генрих Ипполитович-Римский пейзаж 22.Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875 23.Сцена из римской жизни. 1883 24.Танец среди мечей. 1881. Холст, масло. 120х225 см 25.Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889. Холст, масло. 366х544 см

Семирадский Генрих Ипполитович (1843 — 1902)

— выдающийся художник позднего академического направления. Выдающийся русский художник-портретист.

Семирадский родился в семье полкового врача-поляка. Детство и юность провел в Харькове. Первые навыки в живописи получил в местной гимназии под руководством ученика К. П. Брюллова Д. И. Безперчия, которого позже называл единственным своим учителем.

В своем творчестве отдавал предпочтение античным и библейским сюжетам. Произведения Семирадского при жизни мастера пользовались самым широким зрительским признанием. Отношение к ним критики было менее однозначным. Последовательный сторонник академизма, Семирадский подвергался резкой критике со стороны «реалистов» за свою твердую приверженность темам далекого прошлого.

В советский период творчество Семирадского было практически вычеркнуто из истории русского национального изобразительного искусства. К художнику был прилеплен ярлык «космополита», а его картины признаны «идеологически чуждыми».

В 1860 г. по настоянию отца Семирадский поступил в Харьковский университет на физико-математический факультет по разряду естественных наук.

Спустя четыре года будущий певец античной красоты получил степень кандидата за «рассуждение» на тему «Об инстинктах насекомых». И тут же уехал в Петербург, где определился вольно-приходящим в АХ (Академия Художеств).

Вскоре, показав блестящие успехи, Семирадский сумел стать учеником Академии Художеств.

В 1870 г. ему присудили большую золотую медаль за конкурсную картину «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу» с правом на шестилетнее пребывание за границей.

Семирадский отправился в Мюнхен — второй после Парижа художественный центр Европы. Здесь он написал первое свое крупное произведение — «Римскую оргию блестящих времен цезаризма» (1872). Картина имела успех, ее приобрела Петербургская Академия Художеств , что позволило художнику переехать в Италию.

В Риме, где все живет и дышит искусством, воспоминаниями об античности, он остался на долгие годы и в России бывал лишь изредка. И все же Петербургская Академия Художеств присвоила живописцу все возможные звания (причем заочно), он получал большие официальные заказы.

На всемирных выставках его работы представляли русскую школу живописи. Однако искусство Семирадского невозможно отнести к какой-либо национальной художественной школе, оно интернационально.

Сам же художник — один из ярчайших представителей позднего европейского академизма. в его картинах большую, а иногда главенствующую роль играет пейзаж.

Семирадский — мастер создания атмосферы, атмосферы природной и атмосферы действия. К тому же он умел соединить их с занимательным сюжетом. Вот почему академическая риторика, мотивы и позы, равно знакомые и привычные публике, давно ставшие штампами, выглядели у него по-новому, а сам художник казался чуть ли не новатором.

Круг излюбленных сюжетов Семирадского был достаточно узок. Это евангельские сюжеты, эпизоды античной истории и сцены из повседневной жизни античных времен — популярный в конце XIX в. античный жанр.

Вторая крупная картина Семирадского «Христос и грешница» (1872) принесла художнику шумный успех и всеевропейскую известность. В ней хорошо видны основные особенности его искусства: композиция в целом весьма эффектна, однако фигуры сами по себе банальны и малоинтересны как по характерам, так и по живописи. Важен пейзаж, помогающий создать общее впечатление…

В другой картине «Христос в доме Марфы и Марии» (1886) пейзаж уже главенствует. А лучшая картина художника на евангельскую тему «Христос и самаритянка» (1890) почти совсем лишена повествовательности. Это пронизанный солнцем пейзаж, в который мастерски вписаны фигуры Христа и женщины у колодца.

Читайте также:  Музей хлеба в измайлово

Гигантская (3,85х7,04 м) картина, одна из двух наиболее знаменитых исторических композиций художника, «Светочи христианства. Факелы Нерона» (1876) официально завершила пенсионерство Семирадского. На ней изображен заключительный эпизод первого гонения на христиан (1 в. н. э.).

Император Нерон с приближенными наблюдают, как слуги зажигают огромные факелы, в которые превращены опутанные паклей и обмазанные смолой христианские мученики. К сожалению, интересный замысел был безнадежно погублен исполнением.

Композиция вызвала резкую критику. Семирадского упрекали в холодности и отсутствии экспрессии в изображении действующих лиц. Зато зрители восторгались тем, как написаны разноцветные мраморы, ткани и прочие аксессуары.

Достоинства и недостатки Семирадского проявились в «Светочах…» (в силу сложности замысла) особенно наглядно. Семирадский не был мастером психологической и пластической характеристики, не был даже оригинальным рассказчиком, но он умел «поставить» зрелище в целом, создать общее впечатление.

Он был как бы пейзажистом исторического жанра. Картина принесла Семирадскому академическое звание профессора и Гран-при на Всемирной выставке в Париже, однако продать он ее не смог и подарил Краковскому музею.

Кульминацией творческой деятельности Семирадского стала прославленная «Фрина на празднике Посейдона в Эливсине» (1889). Это не просто огромная (только на переднем плане более 30 фигур в натуральную величину) картина, это программа, своего рода художественный манифест Семирадского.

Представлен реальный исторический эпизод. В Эливсине на празднике Посейдона греческая красавица гетера Фрина на мгновение сбросила одежды и предстала перед народом как земное воплощение богини любви и красоты Афродиты (позже Фрину привлекли к суду за «оскорбление богов»).

Явление, откровение красоты в мире было целью и задачей всего творчества Семирадского. Вот мнение И. Е. Репина: «Большая картина… несмотря на всю академическую риторику, производит веселое впечатление.

Море, солнце, горы так влекут глаз и доставляют наслаждение; а храмы, а платан посредине; право, ни один пейзажист в мире не написал такого красивого дерева. Лица и фигуры меня не радуют, но они не портят впечатления». Очень точный и, если учесть размах замысла, убийственный отзыв.

К этому следует добавить, что позы фигур весьма условны, их живопись, особенно в тенях, маловыразительна.

Что же касается фигуры Фрины (натурщицы Праксителя), ради которой и создавалась композиция, к которой направлены все взгляды присутствующих, то она может показаться деревянной не только в сравнении с пленительной пластикой Афродиты Книдской, но и рядом с женскими фигурами на картинах другого знаменитого поклонника классики — Энгра («Источник», «Венера Анадиомена» и др.).

И все же «Фрина…» почиталась среди современников бесспорным шедевром.

Пользовались успехом и другие работы художника: монументальные росписи в храме Христа Спасителя в Москве (1876-79), картины для Исторического музея — «Похороны вождя руссов в Булгаре» и «Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году» (обе в 1883).

В перерывах между исполнением больших полотен Семирадский писал многочисленные «античные жанры»: «По примеру богов» (1879), «Танец среди мечей» (1881), «Песня рабыни» (1884) и др. На фоне прекрасной природы показана жизнь, какой, вероятно, никогда не было в действительности. Жизнь-мечта…

До конца своих дней Семирадский продолжал активно трудиться. Писал монументальные произведения для любимой Польши (для театров в Кракове, Львове и для Варшавской филармонии). Семирадский был отзывчив на нужды других. Материально помогал молодым польским художникам, искал мастерские для пенсионеров АХ (Академия Художеств) в Италии.

Умер Семирадский в 1902 г. Был похоронен в Варшаве, но годом позже останки художника были перевезены в Краков и перезахоронены в костеле «На Скалке», где покоятся многие знаменитые поляки.

Источник: http://artwallpaper.narod.ru/painters/ru/semiramid2/25.html

Фрина – на празднике Посейдона. Выставка Семирадского – в Петербурге

24.12.2017 | 20:39

В Петербурге открылась художественная выставка, которая напомнила о той, что была почти 130 лет назад. В Академии художеств были выставлены картины Генриха Семирадского. Центральным экспонатом было гигантское полотно «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине».

Семирадский так о ней писал: «Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени, восторг народа-художника, ни в чем не похожий на современный цинизм обожателей кокоток». Успех был грандиозный, тридцать тысяч посетителей. «Фрину» купил император Александр III.

Чехов сказал: «В Петербурге теперь два героя дня – нагая “Фрина” Семирадского и одетый я». Теперь о нынешней петербургской выставке Генриха Семирадского. Она открылась на этой неделе.

Генрих Семирадский, каким его никто не знал. В Русском музее открылась выставка, посвящённая 175-летию русского художника, который творил на рубеже XIX-XX веков. Экспозиция поражает размахом: в Петербург из разных городов привезли колоссальные по размеру полотна, над которыми трудились как сам Семирадский, так и его современники. На открытии побывал Андрей Яковлев.

4 экспозиционных зала, более 100 работ — в таком масштабе выставка, посвящённая русскому художнику польского происхождения Генриху Семирадскому, открывается впервые. Здесь вместе с его картинами представлены и произведения современников мастера, работавших, как и он, в Риме в конце XIX — начале XX веков.

«Для этой выставки предоставили свои работы 10 музеев России во главе с Третьяковской галереей, а также несколько частных коллекционеров.

Для широкой публики, в том числе и для петербургской, большинство этих работ малоизвестны, но написаны они мастерской кистью на увлекательные сюжеты», — сказал ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — XXI вв. Русского музея Павел Климов.

Идеалы античной и итальянской классики, каноны красоты — всё это было в основе учебного процесса Академии художеств. Именно поэтому её выпускники так стремились попасть в «вечный город». Первые залы выставки — это работы ярких представителей так называемой «колонии русских художников в Риме» — Фёдора Бронникова, Александра Риццони, Матвея Чижова и многих других.

Картину Вильгельма Котабринского «Оргия» не видел никто из наших современников. 90 лет она хранилась в запасниках музея, накрученная на большой вал. Реставраторы были шокированы состоянием шедевра: вся поверхность проклеена оберточной бумагой, полотно покрыто толстым слоем лака, многие фрагменты осыпались. Но теперь, спустя год, она как новая.

«Когда впервые мы увидели изображение, это, конечно, было событие в музее. Приходили наши коллеги и научные сотрудники. Ведь в нашем каталоге эта картина воспроизводится только в чёрно-белом варианте», — прокомментировал художник-реставратор отдела реставрации живописи Русского музея Марат Дашкин.

Одно из самых больших полотен и чуть ли не самая узнаваемая работа Семирадского – «Фрина на празднике Посейдона». Размер картины — 4х7,5 м. Полотно аккуратно демонтировали в зале Михайловского дворца и привезли на выставку в корпус Бенуа. Другие картины преодолели более длинный и сложный путь.

Отдельное место занимает экспозиция, посвящённая частной жизни и творчеству русских художников в Риме. Здесь их фотографии, работы, а также эскизы самого Генриха Семирадского, которые вошли в его учебник: «Гибель Содома», «Избиение младенцев», «Страшный суд». На них выросло не одно поколение студентов Академии художеств Петербурга.

Через несколько месяцев исполнится 175 лет со дня рождения художника. Этот юбилейный год станет одним из самых знаковых в его творчестве. Ведь в таком объёме на суд зрителя работы мастера не выставлялись ещё никогда.

Новости культуры

Источник: https://tvkultura.ru/article/show/article_id/208965/

Ссылка на основную публикацию