Франс Халс (Frans Hals) — великий нидерландский (голландский) художник. Родился в 1582/83 году в Антверпене. Является признанным мастером золотого века голландского искусства. Считается одним из самых выдающихся портретистов своего времени и входит в число лучших художников за всю историю существования искусства.
В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Тогда ещё совершенно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров.
Несколько лет он писал полотна на различные темы, большая часть которых относилась к портретам, но известность пришла к нему только в 1616 году, после написания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом.
Особой популярностью в наше время пользуются его портреты обычных людей или, как говорили в его время, представителей низшего класса общества. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие.
Также писал много групповых портретов, и двойных портретов супружеских пар, то есть две картины, на одной из которых — супруга, на другой — супруг.
По той ли причине, что Франс Халс часто прибегал к изображению обычных людей, у которых не было ни гроша в кармане, и часто пренебрегал людьми высшего света, но в старости художник оказался за чертой бедности. У него не было заказов и денег на пропитание. В итоге величайший художник попал в харлемскую богадельню и умер 26 августа 1666 года.
Ваши дети будут чувствовать себя комфортно, если вы пользуетесь продукцией магазина Киндер Мода. Только здесь Ортопедическая детская обувь на любой вкус. Обувь для мальчиков и девочек со скидками и быстрой доставкой.
Malle Babbe (Малле Баббе)
Веселые гуляки
Веселый пьяница
Два смеющихся мальчика с кружкой пива
Катарина Хофт с кормилицей
Мулат
Питер ван ден Брук
Портрет Вильгельма ван Хейтхаузена
Портрет Жана де ла Шамбре в возрасте 33 лет
Портрет женщины с веером
Портрет шута с лютней
Портрет юноши с черепом
Поющий мальчик с флейтой
Семейный портрет
Сидящая женщина с веером
Смеющийся мальчик
Улыбающийся кавалер
Цыганка
???? Блинцов | 2014-08-24, 08:47 | ???? 871
Источник: https://art-assorty.ru/6689-frans-hals.html
Франс Халс — голландский художник
. В 1617 году уже с двумя детьми, Аннеке, он женился на Lysbeth Reyniers в Spaarndam, маленькой деревне за пределами Гарлема. У них было восемь детей. Хотя Галс работала на протяжении всей его жизни, он испытывал финансовые трудности. В дополнение к живописи, он работал в качестве арт-дилера и реставратора.
Его кредиторы взяли его в суд несколько раз и для погашения его задолженности с пекарем в 1652 он продал свое имущество. Инвентаризация имущества, захваченного упоминает: только три матрасы и валики, шкаф, стол и пять фотографий. Муниципалитет дал ему аннуитета? 200 форм в 1664 году.
В то время, когда голландский народ воевал за независимость Хальс появился в рядах schutterij, военный гильдии. Он был также членом местной палаты, по риторике и в 1644 Председатель корпорации художники в Харлеме. Франса Хальса умер в Харлеме в 1666 году и был похоронен в церкви города Святого Баво.
Его вдова позже туманно повествовала о том, как он умер в больнице. Установлен (художнику ) рельеф от опекунов бедных слоев населения .
Jonker Ramp and his Sweetheart
Shrovetide Revellers
Boy with a Skull
Boy Playing A Violin
Singing Boy with Flute
Company of Captain Reinier Reael known as the — Meagre Company
Detail of painting Officers and Sergeants of the St. Hadrian Civic Guard, painting by Frans Hals, c. 1633.
Banquet of the Officers of the St George Civic Guard
Family Group in a Landscape
- Wedding portrait of Isaac Abrahamsz
- The Meagre Company
- Jester with a Lute
- Frans Mulatto
- The Laughing Cavalier
- Musicians
- Hals Pieter van der Broecke ca 1633, Iveagh Bequest, Kenwood
- Portrait of Tieleman Roosterman
- Frans Hals — Self-Portrait Перевод под картинами
Мальчик с черепом, мальчик играетна скрипке., мальчик с флейтой, компания капитан Reinier Reael известный как скудные детали компании живописи офицеров и сержантов Святого Адриана гражданской гвардии, Картина Франса Халса, c. 1633.
Банкет офицеров группы семьи St Джордж гражданской гвардии, пейзаж, Свадебный портрет Исаака Беерстратен, скудные компании, шут с лютней, Франса, мулатка, Смеющийся Кавалер музыкантов Hals Питер ,ван дер Бруке ca 1633, Iveagh завещанию, Kenwood, портрет Tieleman Roosterman Франса Хальса — Автопортрет . (ПРОШУ ПРОЩЕНИЕ ЗА ПЕРЕВОД)
Маргарита мудрец
- Активность: 90k
- Репутация: 9915
- Пол: Женщина
Маргарита мудрец
Источник: https://obiskusstve.com/404693412451978187/frans-hals-gollandskij-hudozhnik/
Халс ФрансКартины и биография
Халс Франс (Hals Frans) (между 1581 и 1585–1666), голландский живописец. Учился в 1600–1603 у Карела ван Мандера и работал в Харлеме.
Ранним портретам (“Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия”, 1616, Музей Франса Халса, Харлем), жанровым сценам (“Супружеская пара в парке”, 1622, Государственный музей, Амстердам), образам евангелистов (“Евангелист Лука”, “Евангелист Матфей”, около 1623–1625, – оба в Музее западного и восточного искусства, Одесса) Халса свойственны теплые тона колорита, четкая моделировка форм с помощью плотных мазков.
Портрет женщины с веером, 1640-е,
Национальная галерея, Лондон
Портрет Стефана Герадса, 1652,
Королевский музей, Антверпен
Портрет Изабеллы Койманс,
1652, Частное собрание
В конце 1620–х годов складывается зрелое мастерство художника Франса Халса.
Работая теперь исключительно в области портрета, Халс создает целую галерею типов нидерландского общества – от офицерства и богатых бюргеров (портрет Виллема ван Хейтхёйсена, около 1625–1636, Государственный музей, Вадуц) до социальных низов, предстающих в трактовке художника Халса воплощением неистощимой жизненной энергии народа (“Цыганка”, Лувр, Париж , “Мулат”, Музей изобразительных искусств, Лейпциг, “Малле Баббе”, Картинная галерея, Берлин-Далем, – все около 1630).
Живописная манера Халса обретает ко времени 1630–х годов необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно выхваченного момента жизни.
Портрет мужчины с перчаткой,
1650, Эрмитаж, Петербург
Цыганка, 1628–1630,
Музей Лувр, Париж
Портрет юноши с черепом, 1628,
Национальная галерея, Лондон
В этот же период Халс напряженно работает над популярным в Голландии жанром группового портрета, придавая ему жизненную непосредственность и мотивированную убедительность (“Групповой портрет стрелковой роты Святого Адриана”, 1633, Музей Франса Халса).
С 1640–х годов психологические характеристики в портретах Халса углубляются, в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона (“Регенты госпиталя Святой Елизаветы”, 1641, музей Франса Халса; портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645, Национальная галерея, Прага).
В поздних работах художника, построенных на строгих, напряженных контрастах черных и белых тонов, оттененных редкими красно-коричневыми пятнами (“Мужчина в черной одежде”, около 1650–1652, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), нередко появляются ноты безысходности и горького пессимизма (“Регентши приюта для престарелых”, 1664, Музей Франса Халса). В старости Халс впал в глубокую нужду и умер в богадельне. Среди учеников Халса и испытавших его воздействие других мастеров голландской и фламандской живописи 17 века – Адриан Брауэр , братья Адриан и Исаак ван Остаде, Ян Стен и другие.
Картина Франса Халса “Портрет молодого человека с черепом в руках”. Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией. Неистовые удары кисти художника, неожиданно напоминая манеру импрессионистов, передают ощущение движения и буйный характер юноши.
Впечатление живости изображения усиливается благодаря жесту протянутой вперед руки, как бы выходящей за пределы холста в реальное пространство зрителя. Картина скорее всего не портрет в собственном смысле слова, но то, что было известно как сцены Vanitas, говорящие о неизбежности смерти и скоротечности жизни.
Череп представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную силу. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII века. Он прославился благодаря своему яркому, энергичному стилю, использующему быструю работу кистью для того, чтобы запечатлеть мимолетные, мгновенные жесты и выражения.
Однако его манера совершенно отлична от более глубокого проникновения в личность модели у его современника Рембрандта.
Творчество Франса Хальса ►
Источник: http://smallbay.ru/artholland/hals.html
Франс Халс
Франс Халс
Франс Халс (Frans Hals) – фламандский живописец XVII века, известный такими полотнами, как «Мужской портрет» и «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», экспонирующимися в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, «Евангелист Марк», представленным в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве, «Святой Лука», хранящемся в Одесском музее западного и восточного искусства. Самая крупная коллекция творений великого портретиста находится в Музее Франца Хальса (Het Museum Franz Hals) города Харлем (Haarlem) в Голландии (Holland).
[veo class=»veo-yt» string=»n1yW9ct7hkE»]
Детство и начало карьеры
Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.
Семейство переехало в Харлем в 1585 году, и вся дальнейшая судьба Хальса будет связана с этим городом.
С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.
[veo class=»veo-yt» string=»YyUgTZA2WcY»]
Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.
Начало пути
В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год).
Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства.
Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.
В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).
Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:
- «Шут с лютней»;
- «Веселый собутыльник»;
- «Цыганка»;
- «Мулат»;
- «Мальчик-рыбак»;
- «Малле Баббе»;
- «Улыбающийся кавалер» и др.
Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.
Демократизм становится ведущей идеей творчества фламандского живописца.
Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».
Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:
- «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
- «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
- «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
- «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).
Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.
Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм.
Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме.
Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.
Слава
Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки.
В 1649 году он рисует портрет философа и ученого Рене Декарта (Rene Descartes).
В 40-е годы было создано большее количество парных портретов, изображений супругов: супруг на левом полотне, супруга – на правом. В таких работах используется традиционная символика: цветы и растения рядом с героями ассоциируются с верностью и преданностью.
На одном полотне муж и жена оказываются только в «Семейном портрете Исаака Массы и его жены» (1622 год).
Главная особенность картин этого периода – глубокий психологический анализ, стремление показать душевный мир каждого человека:
- «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 год);
- «Портрет молодого человека» (1642-50 годы);
- «Яспер Схаде ван Веструм» (1645 год).
[veo class=»veo-yt» string=»9KfMlAzrANA»]
Картины этого периода узнаваемы благодаря серебристым и серым оттенкам, ассоциирующимся с погружением в глубины психологии персонажей.
Поздний период
О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:
- «Мужчина в чёрной одежде» (1650-52 годы);
- «Виллем Крус» (1660 год) и др.
Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:
- «Регенты приюта для престарелых» (1664 год);
- «Регентши приюта для престарелых» (1664 год.).
На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.
Характер
Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.
Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.
[veo class=»veo-yt» string=»EWZlB_cLvy0″]
В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.
Семья и дети
Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.
Благодаря помощи опекуна своей первой жены Хальс вступает в отряд милиционеров – отряд стрелков Святого Георгия, в котором состоит мушкетером с 1612 по 1624 год.
В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.
У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.
Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.
Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.
Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку (173
Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/frans-hals.html
Франс Халс: картины, биография художника-портретиста
Всю свою жизнь — практически безвыездно — Франс Халс прожил в Харлеме. У современников его искусство не получило особенно широкого признания.
И тем не менее Халс стал фигурой всеевропейского значения: он показал, что можно стать великим художником, будучи портретистом преимущественно одного слоя голландского общества — бюргерства.
Как выглядели, какими были, какими воспринимали себя голландцы 17 века, мы узнаем, рассматривая его портреты.
Семнадцатое столетие знало необычайный взлет портретного искусства. Процесс постижения человеком себя, своего внутреннего мира являлся лишь частью общего процесса постижения человеком мира, который был свойствен тому времени. В голландских портретах отразилось гордое самосознание жителей только что освободившейся и сразу же вступившей в полосу буржуазного процветания страны.
Халс писал портреты, самые разные по назначению: и частные, интимные, и совсем маленькие, предназначенные для гравирования, и большие заказные, в том числе и групповые. Групповой портрет — специфически голландское проявление портретного жанра.
В нем отразились характерные для голландского бюргерства черты коллективизма, корпоративного начала. Групповые портреты Халс писал в начале творческого пути, ими отмечен и конец его жизни. Всего им создано девять больших групповых портретов.
Ко времени появления Халса-художника уже сложилась традиция групповых портретов офицеров стрелковых гильдий, изображаемых во время банкета, который устраивал им магистрат по окончании года службы. Места за столом распределялись согласно рангу, так что современники легко узнавали портретируемых.
В отличие от мастеров старшего поколения Халс придает своим героям больше индивидуальности. Взгляды некоторых персонажей обращаются прямо на зрителя. Удивительно живые и сложные человеческие взаимоотношения удается запечатлеть художнику в этих полотнах.
Впервые в истории группового портрета Халс сумел выявить своеобразие каждого изображенного и, одновременно, нечто общее, присущее всей группе.
Халс обладал способностью передавать необычайную жизненность модели, редчайшим даром показывать смех. В знаменитом «Улыбающемся кавалере» (Лондон, собрание Уоллес) схвачена мимолетность ситуации: глаза сияют, на лице играет победная усмешка. Слева падает ровный свет, что характерно для многих портретов мастера.
В его активном использовании — осознание художником той воодушевляющей силы, которой свет может наделять живопись. Великолепный костюм героя украшен множеством символов: пчела — род маленького Купидона — является эмблемой любви, узелки напоминают об узах любви, которые может разорвать только смерть.
В своем портретном искусстве Хале отдает дань традиции символов. В его работах можно увидеть и символы верности — остролист и чертополох, и символы бренности — череп и розы. Но символы эти — дань моде, и введены они, скорее всего, по желанию заказчиков.
Сами по себе герои Халса, нередко плотные и коренастые, полные сил и энергии, далеки от печальной символики. Та же, столь присущая моделям Халса витальность, делает самоценными и его детские образы.
Мулат
«Жанровые портреты» Халса возникали, по всей видимости, под влиянием театральных постановок в камерах риторов. Вероятно, актер изображен в картине «Мулат» (Лейпциг, Музей изобразительных искусств).
Известный голландский живописец той эпохи Ян Стен в одной из своих картин показал это произведение висящим на стене, а в качестве парного к нему — «Малле Баббе» (Берлин-Далем, Картинная галерея).
Об этой модели неизвестно ничего, но, глядя на картину, нетрудно понять, почему Малле Баббе прозвали «харлемской ведьмой». В ее движении, демоническом смехе есть что-то животное. Малле Баббе сопровождает сова — символ греха, пьянства, власти зла над человеком.
Картину эту много копировали, пытались вдохновиться ею при создании похожих образов. Живописная манера Халса, несмотря на ее предельную индивидуальность, довольно легко имитировалась другими художниками. Но никому не удавалось даже приблизиться к выразительности халсовского образа.
Халс никогда не стремится психологизировать свои достаточно приземленные модели, искать в них несуществующие, как правило, глубины. Но именно поэтому подчеркнуто земной, почти тяжелый и даже грубоватый темперамент художника позволял ему быть объективнейшим портретистом.
При этом объективность не холодит, не выхолащивает его произведения. Хале схватывает в человеке жизнь, он любит движение и, что самое поразительное, передает его в портрете — едва ли не самом статичном жанре.
Многое в портретах мастера говорит о его умении уловить мгновение: мотив движения, эффект прямого обращения героя к зрителю, мерцающий свет. Но самое главное здесь — метод работы быстрой кистью.
От Халса не сохранилось ни одного рисунка, ученые спорят по поводу ряда его произведений — являются ли они этюдами или законченными произведениями.
Вероятно, мастер работал прямо на доске или на холсте, чтобы не возникало промежуточных стадий между замыслом и исполнением произведения. Халсу не требовалось много сеансов. Он, видимо, просто запоминал свою модель.
Это был художник, для которого многое зависело непосредственно от характера самого процесса работы над портретом.
Халс стал одним из величайших реформаторов техники живописи. Он отказался от традиционной многослойной живописи и писал сразу, a la prima. Его картины подчас заставляют вспомнить искусство совсем иной эпохи — живопись второй половины 19 века. Кстати, художника, забытого еще в конце 17 века, вновь открывают именно в середине прошлого столетия.
Глядя на произведения Халса, мы словно присутствуем при самом процессе создания. Он не скрывает следы работы, пишет в так называемой «открытой манере». Мазок стремительный и точный, переписки встречаются очень редко, художник уверенно начинал и работал до конца. И не направление мазка следует за формой, но форма рождается из граничащего с хаотическим, бурного движения кисти.
Портрет Рене Декарта
На сегодняшний день сохранилось около двухсот произведений мастера. Надо учитывать, что его героями и заказчиками были обычные бюргеры, лишь однажды Хале изобразил европейскую знаменитость — французского философа Р.Декарта.
Эти портреты не хранились во дворцах, не считались особо важными историческими или художественными реликвиями.
А если учесть лихую, безалаберную натуру Халса, то можно представить себе, что сохранившееся на сегодня — лишь небольшая часть им созданного.
Когда в середине 17 столетия харлемский историк Т. Скревеллиус писал свою «Историю Харлема», он сказал о Халсе, что тот «своей необычной манерой живописи, которая принадлежит ему одному, в сущности превосходит всех. Его картины наполнены такой силой и жизненностью, что он, кажется, своей кистью бросает вызов самой природе… Они написаны таким способом, что кажется — они дышат и живут».
О.Сугробова
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/3196-hals.html
Франц Халс (ок.1580 — 1666)
В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.
Одновременно Голландия в этот период — и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века.
Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия.
Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.
Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период — в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое.
Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы.
Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.
Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.
Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.
Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий — корпораций офицеров для обороны и охраны городов.
В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 — 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св.Адриана» и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.
Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни.
Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу — муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи.
Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета — регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов.
Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.
Источник: http://cvetamira.ru/franc-hals-ok1580-1666
Франс Халс, Изображений: 147
Известный художник Франс Халс – подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Многие его картины находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума. Самая известная из них «Портрет супружеской пары», который был создан в 1621-1622 годах.
Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу.
Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.
Халс создает парадный портрет, который в то время имел популярность в европейских странах.
Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью.
Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо, её лукавство и простодушие. Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам.
Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.
Портрет – основа полотна «Веселый собутыльник». Неизвестно был ли он заказан или Халс решил сделать портрет многословного пьянчуги. Светлое вино, мягкие складочки белоснежного кружевного воротничка, темная шляпа. Великолепный колорит напоминает раму. «Собутыльник» – народный тип, который Халс довольно часто изображал в то время.
Образцом строгого портрета является «Маритге Фоогт», 1639 год. Это портрет старушки, восседающей в кресле. Ее платье и чепец отчетливо видны на сером фоне. Мазок художника уверен и точен. Старушка добрыми глазами глядит на нас с тонкой полуулыбкой. Халс пишет портрет, словно скупясь на композиционные средства, яркий колорит и подвижность кисти.
К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Олейкана и его супруги Алетты Ханеманс. Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.
Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.
Это можно наблюдать в портретах из Гааги. Волевой Олейкан и его возможно больная супруга. Художник наслаждается своей наблюдательностью.
Резкий диссонанс к картинам 1625 г. мы находим в «Мужском портрете». Заказчик беден, у него нет средств, чтобы купить кружева на воротничок. Но было то, что обратило на себя внимание великого художника. Халс пишет несчастного человека. Мы видим неудачника, не смеющего претендовать на что-то в этой жизни.
Он отчаянно и решительно старается быть хотя бы внешне достойным и «как и все». А художник превращает его небольшой портрет в значительное произведение, которое предвосхищает XIX в.
Мастер, словно всем своим существом, переживает за судьбу своего «героя», возможно Франс Халс, уловил какое-то сходство между его и своей борьбой за существование, за покидающую его славу.
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1007511981/
Юмор на картинах Хальса и других голландских мастеров
Ни одно время не породило столько шутливых картин, сколько голландский «Золотой век».
«Шалящие дети, глуповатые селяне, беспечные щёголи, пьяницы, мошенники, ленивые горничные и веселые дамы — ни одно время не породило столько шутливых картин, сколько голландский «золотой век» — так на сайте харлемского музея Франса Хальса пишут о грядущей выставке «Смех в искусстве. Юмор в Золотом веке».
В музейной аннотации все верно — голландские картины того времени наполнены улыбками и смехом: улыбаются зрителю и друг другу нарядные дамы и кавалеры, смеются играющие дети, хохочут над солёной шуткой гуляки… В те далекие годы в погоню за неуловимым смехом пускались мастера великие и не слишком, его писали утрехтские караванжисты, бесчисленные мастера галантных сценок, бытописцы кабацкой жизни, его писали Рембрандт, Вермеер и Брауэр.
Смеющийся мужчина. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1630Смеющийся скрипач. Геррит ван ХонтхорстУрок танцев. Дети, обучающие кошку танцевать. Ян Стен, 1660-е
Но лучше всех смех писал великий Франс Хальс.
До тридцати лет этот харлемский художник, ученик маньериста Карела ван Мандера, ничем особо известен не был. Да и после тридцати он был славен только портретами.Около трёхсот приписываемых ему работ делятся на две группы: заказные портреты и полотна, написанные без внешнего повода.Его заказчиками были бюргеры, дворяне, учёные, стрелковые роты и опекунские советы.
Для собственного удовольствия он писал детей, актёров, музыкантов, трактирщиков, рыбаков, нищих… Ему нравилось объединять героев движением, ловить их на незаконченном, размытом жесте.
За живость кисти ему прощали «недостаточность выделки» и творческое хулиганство — он часто писал без подмалёвка, за один-два сеанса, мог небрежно затереть часть фона ладонью, никогда особенно не сосредотачивался на фактуре ткани, давая их лишь намёком (и всё равно мало кто так убедительно писал мех, сукно, смятое кружево и полотно).
Но главное волшебство Хальса заключается не в живости лиц и поз, беглости письма и отважном мазке — в конце концов, всё это умели и другие современные ему мастера.
Подлинным чудом великого харлемца стал смех его героев — самая неуловимая часть человеческой мимики, пойманная им на кончик кисти.
Весельчаки на масленице (Веселое общество). Франс Хальс, 1617
Эта картина, принадлежащая кисти ещё довольно молодого Хальса и изображающая масленичный маскарад — редкий случай, когда этот художник предоставляет зрителю сюжет.
Подобная многословность ему не свойственна, ведь его основной нишей были портреты.
Более того, «Масленичная королева» наполнена символами, которые так любила Голландия, и не слишком ценил Хальс — костюмы кавалеров, претендующих на внимание красавицы, сразу сообщают, чего ей от них можно ждать.
Наряд претендента в чёрном украшает ожерелье из маленьких колбасок и пустой яичной скорлупы, на столе возле него — опавшая волынка, а, значит, в любви от него толку не будет, зато красный берет господина, с мефистофельским видом опирающегося на спинку «королевского трона» украшен пусть одной, но весьма весомой колбасой и целое блюдо колбас стоит на «его» краю стола.
Но главное в этой вещи — не понятный любому тогдашнему зрителю солёный смысл, а убедительная живость мимики всех трёх героев. Кажется, что в отличии от большинства своих современников, Хальс вовсе не думает о тех мышцах, что рождают улыбку, фиксируя не анатомию, а сиюминутное впечатление — ямочку на щеке, блеск влажных от слюны зубов, прищур искрящихся смехом глаз.
Кормилица с ребенком (Катарина Хофт с нянькой). Франс Хальс, 1620
17 век — время, когда дети на картинах окончательно покидают тесную нишу «младенец-Иисус, маленький Иоанн-Креститель и ангелы». Художникам становится интересна детская мимика и пластика, они охотно пишут детей не только в семейных портретах, но и в жанровых сценках, снабжая их умилительными аксессуарами — птичьими клетками, котятами и щенками.
Но Хальс и здесь прекрасно обходится без лишних деталей — всё, что ему нужно, чтобы зрителю захотелось смотреть на ребёнка, это сам ребёнок.
Смеющийся мальчик. Франс Хальс, 1625
Впрочем, расщедрившись, Хальс может выдать ему стакан воды, пивную кружку, флейту или соломинку для мыльных пузырей.
Всё остальное его герои сделают сами — будут смеяться, собираясь пригубить воды, шутить с младшим братом, улыбаться, сверкая всеми крупными, ещё молочными зубами, пока папа опять рисует (потому что писал он, несомненно, собственных детей — этой натуры по дому Хальса бегало более чем достаточно).
Портрет семьи с детьми на фоне пейзажа. Франс Хальс, 1620
Музыканты, актёры, шуты — ещё одна тема, милая голландцам 17-го века.
Шут, играющий на лютне. Франс Хальс, 1624
Утрехтские караваджисты любили писать «домашние концерты» с нарядными юношами и разрумянившимися девицами, мастера галантных сценок — «уроки музыки» с жеманными ученицами и молодых женщин, скучающих над клавишами, а Хальс — актёров-любителей из клуба «риторов» (в котором состоял и сам) и трактирных музыкантов. Этот портрет шута с лютней, так похожего на Тиля Уленшпигеля — одна из самых растиражированных работ Хальса. Ещё при жизни художника с неё была создана гравюра., её пытались повторять его ученики, но «хальсовский» смех плохо поддаётся копированию.
Играющий на лютне (по Хальсу). Юдит Лейстер, 1626
…В 1642 году, на исходе славного времени стрелковых рот, Рембрандт принесёт в «стрелковый» портрет сумятицу. Пятнадцатью годами раньше Хальс принесёт в него веселье.
Банкет офицеров Гарлемской стрелковой гильдии св. Георгия. Франс Хальс, 1616
Не обращая внимания на зрителя, его пирующие стрелки балагурят, смеются, намекают «виночерпию», что бокал опустел. Глядя на них, вполне веришь, что в какой-то момент городскому управлению пришлось ограничить срок стрелковых банкетов тремя днями (без ограничения веселье могло продлиться и неделю).
Цыганка. Франс Хальс, 1630
Знаменитая хальсовская «Цыганка», как и ещё более знаменитая вермееровская «Девушка с жемчужной серьгой» — портрет не заказной.
Вероятно, другой голландский художник, превратил бы его в жанровую сценку, добавив «цыганке» кавалера (а то и двух), старуху сводню, или хотя бы несколько монет, поясняющих, сколько стоит её лукавая улыбка и высоко приподнятые корсажем груди.
Но Хальс, как мы уже знаем, немногословен и не любит расширять сюжет нравоучительными подробностями.
Со временем смех хальсовских героев теряет былую радость, как постепенно теряет её и сам художник.
Мулат. Франс Хальс, 1630
…Его дети взрослеют, друзья — стареют, а заказчики, некогда гордые собой и расточительные, скучнеют, скупеют и желают гладкой, серьёзной и «хорошо выделанной» живописи. Один из самых знаменитых «смеющихся» портретов Хальса изображает грузную старуху, словно выбравшуюся из страшной сказки.
Малле Баббе. Франс Хальс, 1635
Вцепившись правой рукой в начищенную оловянную пивную кружку, она оборачивается через плечо и что-то с ухмылкой говорит невидимому собеседнику.
Секундой позже зритель замечает сову, с неподвижностью чучела застывшую на мощном плече женщины.
Подпись на портрете гласит «Малле Баббе из Харлема» — и действительно, некая Баббе по прозвищу Малле (сумасшедшая) содержалась в стоящей за городскими стенами богадельне (где в 1642-м году окажется и Питер — безумный сын Франса Хальса).
Портрет Малле Баббе нельзя назвать ни смешным, ни забавным, ни хоть сколько-нибудь привлекательным, её смех веселит только её саму — но оторваться от неё невозможно.
Притягательность этого образа ощущали и другие художники и, несомненно, клиенты — в Нью-Йорке, в музее Метрополитен «живёт» ещё одна Малле Баббе, созданная, вероятно, учеником Хальса и минимум две Малле Баббе перебирают рыбу на жанровых картинках в духе Адриана Брауэра (некоторое время учившегося у Хальса).
Существует и версия, написанная в XX веке — её создал знаменитый фальсификатор картин Вермеера Хан ван Меегерен. Создал — и оставил в мастерской, даже не попытавшись состарить для продажи. И это было мудрое решение — в старухе ван Меегерена нет ни движения, ни безумия, ни очарования.
Малле Баббе. Хан ван Меегерен, 1940
Впрочем, ван Меегерена сложно упрекать за его неудачу — ведь и ученикам Хальса, каждый день наблюдающим, как работает мастер, не удалось взять от него то сложно уловимое, но очень важное, что придаёт его картинам иллюзию остановленной жизни.
Удивительно, но ближе всех к загадке учителя подобралась Юдифь Лейстер (Юдит Лейстер), чьи работы нередко приписывались Хальсу. В её ранних полотнах есть и характерный летящий мазок, и серебристый свет, но настоящий живой смех ей, пожалуй, удалось поймать лишь в автопортрете.
Автопортрет. Юдит Лейстер, 1630
Выставка «Искусство смеха: юмор в Золотом Веке» будет экспонироваться в музее Франца Хальса с 11 ноября 2017 года по 18 марта 2018 года.
Организаторы обещают представить около 60 картин и рисунков, принадлежащих музею и привезённых из других собраний. Среди них будут работы Франса Хальса, Рембрандта, Яна Стена, Юдит Лейстер, Адриана Брауэра, Геррита ван Хонтхорста, Яна Моленера и Николаса Майса.
Улыбающаяся куртизанка с непристойным изображением в руках. Геррит ван Хонтхорст, 1625 Оксана Санжарова, artchive.ru
Примечание: часть картин, представленных в виде иллюстраций к материалу, может не присутствовать на выставке.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/59e7633b8c8be35a494e0bdc