Еврейский музей в Берлине (Das Jüdische Museum Berlin) — это крупнейший из еврейских музеев Европы. Он находится в районе Кройцберг, в центре столицы. Экспозиция музея представляет посетителям 1700-летнюю историю непростых немецко-еврейских отношений.
Первый Еврейский музей в Берлине был открыт в 1933 году, и уже через несколько лет был уничтожен нацистами.
С 1971 года в Музее истории Берлина проходили выставки, посвященные истории еврейской общины в городе.
В 1988 году с целью открытия еврейского отдела музея был объявлен архитектурный конкурс, в котором победил проект американского архитектора еврейского происхождения Даниэля Либескинда.
Структура музея
Еврейский музей в Берлине состоит из двух зданий: Коллегиенхаус, историческое здание в стиле барокко и современное футуристическое здание Либескинда.
Оба корпуса соединены подземным переходом. К музею также относятся архив, библиотека и академия, призванные расширять представления о еврейской культуре и немецко-еврейских отношениях.
Старое здание музея, Дом Коллегий, © Евгения Чех
Дом Коллегий
В Доме Коллегий (нем. Kollegienhaus), построенном в 1735 году по проекту Филиппа Герлаха, ранее находились Верховные суды — сначала Пруссии, и затем Берлина. Во время Второй мировой войны Коллегиенхаус был полностью разрушен. После реконструкции в шестидесятых годах здесь размещался Берлинский музей.
Выставка «Добро пожаловать в Иерусалим»
Главная выставка, размещенная в старом корпусе Еврейского музея в Берлине, называется «Добро пожаловать в Иерусалим» (Welcome to Jerusalem). Экспозиция занимает весь второй этаж музея и посвящена истории и культуре Иерусалима, начиная с античных времен и до наших дней.
Выставка содержит экспонаты, рассказывающие о трех мировых религиях и их святынях в городе.
Среди них — фрагмент Триумфальной арки императора Тита, изображающей похищение римлянами сокровищ разграбленного Иерусалима, кресты паломников или исторические картины, на которых отражено основание Тевтонского ордена в XII веке в Иерусалиме, а также макеты храмов, в том числе мусульманской святыни — мечети Эль-Масджид эль-Акса.
Кроме того, в экспозицию выставки входят мультимедийные интерактивные инсталляции, наглядно представляющие изменяющийся с веками город и его храмы. Многочисленные экспонаты из археологических раскопок и рассказы о них дополняют выставку.
В этом здании расположен вход в музей, выставочные залы, кассы, гардероб, магазин и ресторан, а также специальные аудитории и офисы.
Ось непрерывности в Новом здании музея, © Евгения Чех
Здание Либескинда
Здание Либескинда, открытое в 1999 году, принесло своему автору мировую известность. И сегодня эта часть музея пользуется у посетителей большой популярностью. Даниэль Либескинд назвал свой проект Between the Lines («между линий»). Здание почти черного цвета, из сплава титана и цинка, в плане имеет форму асимметричной зигзагообразной линии.
Внутреннее помещение здания состоит из длинных пустых тоннелей с наклонным полом и шахт, что по замыслу архитектора, должно символизировать изломанную судьбу еврейского народа и пустоту Германии и Европы в целом после массового уничтожения еврейского населения и культуры.
Важная информация:В настоящее время постоянная экспозиция музея, расположенная на втором и третьем этажах здания Либескинда, находится на реставрации. Ее открытие для посетителей планируется на 2020 год.
Фактически, сам комплекс Либескинда является произведением современного искусства. Информации здесь минимум, в основном комментарии автора о том или ином арт объекте.
Стелы и «оси»
Тема Линий, заявленная автором в названии проекта, прослеживается повсеместно. При входе в основное здание видны три пересекающихся наклонных «оси»: ось непрерывности, следуя которой, можно прийти к постоянной экспозиции, стелы в «Саду Изгнания» и башня Холокоста — шахта из бетона, пребывание в которой должно вызывать противоречивые чувства, символизирующие страдания еврейской нации.
«Сад изгнания»
«Сад изгнания» расположен на противоположном выходе из современного корпуса музея, он состоит из высоких бетонных столбов, за которыми не видно ни неба, ни земли. В него можно попасть только из основного здания.
В саду установлены 49 шестиметровых бетонных стелл, на вершинах которых высажены оливковые деревья, символизирующие, согласно еврейской традиции, мир и надежду.
Число 49 состоит из даты основания Государства Израиль в 1948 году, а ещё одна дополнительная стела символизирует Берлин. Первоначально, по идее автора они должны были быть наполнены землей Иерусалима. Предполагается, что посетитель в таком Саду должен пережить опыт изгнания.
Сходство Сада изгнания со стелами мемориала жертв Холокоста очевидно, и архитектор Питер Айзенман в 1999 году обвинил Либескинда в плагиате.
Вид на парк музея и Стеклянный двор, © Евгения Чех
Пустоты
Все здание Либескинда пронизывают так называемые «пустоты», которые протянулись через всё зигзагообразное здание.
Это, в соответствии с названием, совершенно пустые пространства, с окрашенными в белый цвет стенами или просто голый серый бетон.
Такая форма является символическим напоминанием о Холокосте, а также о высылках и еврейских погромах, которые происходили в течение столетий в Германии.
Стеклянный двор
В 2005 году по проекту Либескинда возведен так называемый Стеклянный двор, соединяющий два основных корпуса Еврейского музея. Стеклянная крыша Глазхофа, поддерживаемая четырьмя металлическими колоннами, покрыла внутренний дворик Дома Коллегий, площадь которого составляет 670 квадратных метров.
Здесь прослеживается параллель с еврейским фольклорным праздником Сукка — фестиваль раннего урожая, который отмечается в память о временах изгнания, когда евреи жили в хижинах в пустыне.
Парк музея
За старым зданием музея расположен парк, спроектированный Гансом Колхоффом и Артуром А. Оваски. Здесь можно погулять по платановой аллее, посидеть на скамейках или пройтись по тоннелю из живой изгороди.
Инсталляция «Опавшая листва»
Инсталляция «Опавшая листва» скульптора Менаше Кадишмана расположена в помещении под названием «Пустота Памяти». Здесь на полу разбросаны более 10 тысяч металлических листов, изображающих человеческие лица, которые символизируют жертвы Холокоста, войны и насилия.
Пребывание в этом пространстве, при каждом шаге в котором возникают звуки ударов по металлу, вызывает сильные чувства.
Лица в инсталляции «Падшая листва», © Евгения Чех
Режим работы
Еврейский музей в Берлине работает ежедневно с 10.00 до 20.00.
30 сентября, 1 и 9 октября и 24 декабря музей закрыт.
В связи с повышенными мерами безопасности в Еврейском музее (как в аэропорту), стоит запланировать дополнительное время на досмотр и на возможные очереди при проверке.
Цены
В Еврейский музей в Берлине можно приобрести несколько видов билетов.
- Взрослый билет — 8 евро,
- студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 3 евро,
- дети в возрасте до 6 лет — бесплатно,
- семейный билет (двое взрослых плюс до 4 детей в возрасте до 18 лет) — 14 евро,
- владельцы Berlin Welcome Card — 6 евро.
Museum-Pass 3 Tage Ticket или Карта на три дня — с правом посещения 50 музеев Берлина:
- взрослый — 29 евро,
- студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 14, 50 евро,
- дети до 18 лет включительно — бесплатно.
Аудиогид на немецком, английском, испанском, французском языках — 3 евро.
Повседневная жизнь в Иерусалиме, © Евгения Чех
Как добраться
До Еврейского музея в Берлине удобно добраться на любом виде транспорта, так как он находится в центре города.
На общественном транспорте
До Еврейского музея можно доехать на метро или автобусе.
- Метро — Линии U1, U6 до остановки Халлешес Тор (Hallesches Tor) или линия U6 до остановки Кохштрассе (Kochstraße).
- Автобус — маршрут 248 до остановки Юдишес музеум (Jüdisches Museum), маршрут M29 до остановки на пересечении Линденштрассе и Ораниенштрассе (Lindenstraße/Ecke Oranienstraße) или маршрут М41 до остановки Цоссенер Брюкке (Zossener Brückе).
На автомобиле
На автомобиле до Еврейского музея в Берлине можно легко добраться из любой точки Германии.
- Со стороны Нюрнберга или Ганновера: по автобанам А2 и A 115 на развязке -Tempelhofer Damm/B96 (Berlin), далее съезд 20 — Tempelhofer Damm, затем — в сторону Lindenstrasse.
- Со стороны Дрездена и Франкфурта: по автобану A4, A13, съезд 26 — Grenzalleе, далее по B96 в сторону Lindenstrasse.
- Со стороны Гамбурга или Ростока: автобан A 24, далее по B109 и B96 в сторону Lindenstrasse.
Обратите внимание:Парковок в непосредственной близости от Еврейского музея в Берлине нет. Ближайшие — в районе станций метро Mehringdamm или Kochstrasse, далее примерно 20 минут пешком.
- Такси в Берлине можно заказать по мобильным приложениям, например, международный Uber или местные Taxi Deutschland, Taxi Berlin.
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/berlin/museum/1262
История и экспонаты Еврейского музея в Берлине
Привет всем любителям путешествий. На этот раз мы расскажем вам об уникальном месте, содержащем свидетельства двухтысячелетней истории немецких евреев. Именно таким местом является Еврейский музей в Берлине.
Еврейский музей в Берлине с высоты птичьего полета
История
- Еврейский музей (Jüdisches Museum Berlin) открыл свои двери в 1933 году.
- Просуществовав всего пять лет, он был закрыт нацистами после хрустальной ночи.
- Впервые о повторном открытии этого заведения заговорили лишь в 1971 году.
Именно тогда берлинская еврейская община отмечала свое трехсотлетие.
К этому событию была приурочена выставка, организованная на базе Музея истории Берлина. Но дальше слов тогда дело не пошло.
И еще долгое время неизменной площадкой для выставок подобной тематики выступал Музей Берлина.
Так не могло продолжаться бесконечно. В 1988 году встал вопрос о расширении пространства для выставок еврейского отдела. Тогда был торжественно объявлен долгожданный архитектурный конкурс на новое здание.
Его победителем стал Даниэль Либескинд с проектом под названием «Between the Lines», что можно перевести на русский как «Между строк».
Все элементы его проекта были наполнены смыслом. По замыслу Даниэля, прямые, жесткие линии внутренних пустых помещений, которые встречаются то там, то здесь, символизируют собой пустоту, которая пронизала всю Европу после чудовищного массового уничтожения евреев.
Фасад музея
Особенности архитектуры
Сам Музей Берлина состоит из двух строений:
- здания Коллегиенхауса, представляющего собой архитектуру барокко
- нового здания Даниэля Либескинда – образца деконструктивизма
Если вы посмотрите на эти здания снаружи,то не найдете места их соединения. Секрет здесь в том, что здания соединяются с помощью подземного этажа.
Внутрь основного корпуса здания Либескинда можно войти исключительно через Дом коллегий. Как раз через этот самый подземный ход.
Здесь все сделано так, чтобы посетители смогли ощутить хотя бы маленькую дольку того страха и тех невзгод, которые испытывали евреи.
С первых шагов вы теряете равновесие, виной тому наклонный пол. Вы начинаете прикладывать массу усилий, чтобы двигаться вперед.
Друзья, теперь мы есть в Телеграм: наш канал про Европу, наш канал про Азию. Добро пожаловать)
Постоянные экспозиции
- Башня Холокоста. Это — замкнутое пространство, пустое внутри с черными стенами и призрачным светом, льющимся сверху.
- Сад Изгнания. Здесь сорок девять стел. Сорок восемь из них наполнены берлинской землей, а последняя – землей из Израиля.
В Саду, ваши проблемы с ориентацией не закончатся.
Сад расположен на наклонной поверхности, находящейся ниже уровня земли. Наклонены также стелы.
В каждой стеле высажено дерево. Деревья символизируют жизнь, которая вопреки всему прорывается на свет.
Сад Изгнания
Как правило, экспонаты, а также сама атмосфера этого места производят очень сильное впечатление. Настолько сильное, что экскурсоводам иногда приходится оказывать медицинскую помощь.
- К примеру, среди музейной пустоты Шалехет на полу валяется множество металлических дисков, в прорезях которых угадываются человеческие лица.
- Когда слышишь этот хруст под своими ногами, создается ощущение непосредственного участия в холокосте.
Внутри музея
- Трагическая история европейского еврейства представлена здесь множеством ценных вещей: архивом рукописей, первых иллюстрированных книг, посудой, очками философа Мозеса Мендельсона, а также множеством других разнообразнейших предметов, связанных с бытом и культурой еврейского народа.
- В местной библиотеке содержится много важных и ценных данных об истоии евреев.
- Здесь же располагается помещение для исследований, а также известный учебный центр Рафаэля Рота.
- Кроме Еврейского музея, в Берлине есть мемориал, посвященный жертвам холокоста.
- Возможно вам будет интересен рассказ о концлагере Заксенхаузен.
Время работы
- Со вторника по воскресенье с 10.00 до 20.00
- В понедельник музей работает с 10.00 до 22.00 часов
Официальный сайт: www.jmberlin.de
Сколько стоит
- Вход стоит 8 евро
Детям до 6 лет – бесплатно - Аудиогид стоит 3 евро
Для детей – 1 евро - Русский язык – есть.
Где остановиться в Берлине
Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.
Мы жили в отеле Adam, район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.
Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине
Как добраться
Добраться до музея можно на подземке U1, U6 до станции Hallesches Tor или Kochstraße.
Адрес: Berlin, Lindenstrasse, 9-14 (район Кройцберг).
Еврейский музей на карте
Удачных вам путешествий. До скорого!
Источник: https://traveltu.ru/germany/berlin/istoriya-i-eksponatyi-evreyskogo-muzeya-v-berline.html
Еврейский музей в Берлине: что необходимо знать туристу
Одна из самых популярных достопримечательностей немецкой столицы — “Еврейский музей” в Берлине. С открытия в 2001 году комплекс на Линденштрассе посетили более 8 млн человек, которых привлекают постоянные и передвижные выставки, экспозиции, учебный центр. В свою очередь профессиональные историки заинтересованы в посещении архивов, исследовательского института. Перед посетителями музея раскрывается многовековая история еврейской общины на немецких землях.
Как возник музей
Идея создания еврейского музея в Германии возникла в ХХ веке. В начале 30-х годов он был открыт в Берлине, но пришедшие к власти нацисты быстро его запретили.
В 1971 году, в дни празднования 300-летия еврейской общины в немецкой столице, в музее Берлина открылась специальная экспозиция, которая стала стартовой площадкой сбора документов, экспонатов, фотографий для будущего музея.
В 1988 году был объявлен конкурс на лучший проект выставочного помещения для еврейской экспозиции, который выиграл американский архитектор Даниэль Либескинд. Строительство продолжалось несколько лет, и в сентябре 2001 года “Еврейский музей” открыли заново, что стало знаковым событием в Берлине.
Структура и архитектура комплекса
Музей состоит из двух основных зданий: Дом коллегий в стиле барокко и Дом Либескинда – асимметричное зигзагообразное здание в духе деструктивизма. Оба строения соединяет подземный этаж.
Дом коллегий (Kollegienhaus)
В построенном в 1735 году доме когда-то размещался Высший суд столицы. В период Второй мировой войны он был практически полностью разрушен, поэтому его пришлось перекладывать и восстанавливать прежний облик. Здесь находится билетная касса, гардероб, магазин, офисы, аудитории музея. Позади – крытый стеклянный двор для отдыха и прогулок в плохую погоду.
Дом Либескинда
Замысел архитектора принес ему всемирную славу: изломанная линия строения стала символом трагической судьбы еврейской общины в Германии. В этот корпус можно попасть только через Дом коллегий: через черную лестницу, дополненную шипами.
Наклонные бетонные стены, хаотично расположенные окна заставляют посетителей раствориться в этом здании, потерять чувство равновесия, лишиться ориентиров. Возникшее ощущение неуверенности в окружающем мире способствует более глубокому восприятию экспозиции.
- Стелы и «оси». Уже на входе перед посетителями открываются три наклонные оси, которые визуально перекрещиваются: «ось непрерывности», ведущая к экспозиции, башня Холокоста, стела в Саду изгнания.
- Сад изгнания. Снаружи находится площадка с наклонным полом, окруженная 49 шестиметровыми бетонными столбами, последний из которых характеризует Берлин. Сюда можно пройти только через подвалы. На вершинах столбов растут 49 оливковых деревьев, их сильный аромат во время цветения окутывает посетителей и вселяет странное чувство.
- Башня Холокоста – закрытое мрачное пространство с черными стенами, которое оказывает угнетающее действие, символизируя Холокост. На высоте около 2,5 метров есть лестница для обслуживания башни, ведущая к потолку. По мнению некоторых посетителей, это служит способом выхода или является символом недостижимого.
- Пустоты. В здании Либескинда через всю изломанную структуру постройки идут пустоты – пустые пространства от подвала до потолка, куда нельзя зайти, но которые можно увидеть с некоторых обзорных точек. Эти пустоты напоминают о высылке, погромах, которые пережили евреи в течение столетий.
- Стеклянный двор – подобие еврейской хижины. Во время скитаний в пустыне евреи жили в хижинах, и этот фольклорный элемент призван напомнить о древних традициях народа.
- Сад за Домом коллегий был разбит по проекту Колхоффа и Оваски. Дизайнеры ландшафта Мюллер и Вехберг создали в саду композиции, соответствующие духу музея. Сад ограничен зигзагами основного здания, украшен природными камнями.
Выставки
Музей предлагает своим посетителям не только постоянную экспозицию, но и разнообразные выставки.
Постоянная экспозиция
В Доме Либескинда находится постоянная экспозиция «Двухтысячелетняя германо-еврейская история».
В Доме коллегий посетители знакомятся с дневниками гамбургского купца XVII-XVIII столетий Иуды Лейбы, работами философа Мендельсона.
Часть выставки посвящена еврейским солдатам Германии периода Первой мировой войны. Завершает экспозицию аудиокнига, в которой евреи рассказывают о своей жизни в Германии после 1945 года.
Специальные выставки
Музей каждый год организовывает специальные выставки на различные темы. Например, в 2003 году проходила выставка «Контрапункт» (о творчестве Либескинда), в 2006-2007 гг. – «Родина и ссылка», 2011-2012 годы посвятили экспозиции «Германия глазами 30 художников», в 2014-2015 гг. работала выставка «Кожа вон! Отношение к обряду обрезания», в 2016-2017 гг. – экспозиция «Голем».
Учебный центр Рафаэля Рота
Центр располагался в музее до 2017 года. Здесь историю еврейской общины можно было посмотреть на компьютерах, была разработана детская компьютерная игра Sansanvis Park по истории еврейского народа, проходили индивидуальные и групповые занятия.
Выставка «Падшая листва»
Выставка Менаше Кадишмана “Падша листва” расположилась в «Пустоте Памяти». На полу лежат тысячи стальных листов, изображающих человеческие лица – своеобразный памятник жертвам войны и насилия. Если пройти по «лицам», возникает шелест, который невозможно спокойно слушать.
Галерея исчезнувших вещей
Художник Виа Левандоуски создал в зеркальных черных витражах изображения и звуковые инсталляции. На стеклах отражаются погибшие и разрушенные памятники еврейской культуры, а в наушниках звучит их описание.
On.tour – для школьников
Ежегодно еврейский музей посещают десятки тысяч школьников из Берлина и других городов Германии. Для детей и подростков сотрудники музея разработали специальные экскурсии, которые знакомят с историей еврейского народа, тяжелыми испытаниями, выпавшими на его долю.
Для тех, кто не может приехать в немецкую столицу, с 2007 года разработан On.tour, который позволяет осмотреть музей с помощью современной техники. Тур создает ощущение присутствия в музее, осмотра экспозиции и выставки. Без подобного новшества тысячи детей не могли бы познакомиться с музеем.
Режим работы музея
Еврейский музей в Берлине работает с 10.00 до 20.00 ежедневно, кроме понедельника, когда музей закрывается в 22.00. Вход прекращается за час до закрытия.
Цена билета для взрослых – 8 евро, для льготников – 4 евро.
Дети-дошкольники посещают экспозиции бесплатно. В продаже доступен также семейный билет стоимостью 14 евро, по которому могут войти двое взрослых и до четырех детей. Аудиогид стоит 3 евро.
Как добраться
Музей расположен на территории бывшего Западного Берлина, на Lindenstrasse 9-14. Сюда можно добраться на метро, выйдя на станции Hallesches Tor. Также поблизости останавливаются автобусы M29, M41, 248.
Что еще посмотреть в Берлине
Туристы, приезжающие в Берлин, с удовольствием знакомятся с достопримечательностями столицы: Берлинской стеной, разделявшей город на две части в течение 30 лет, телебашней – самым высоким зданием города, Бранденбургскими воротами.
В 2008 году в Берлине открылся музей восковых фигур – один из филиалов Лондонского музея. Восемьдесят политиков, ученых, кинозвезд, спортсменов приветствуют посетителей, как живые.
Многих туристов привлекает изысканный дворец в стиле барокко в берлинском районе Шарлоттенбург. Роскошное сооружение с почти 50-метровой башней по центру здания увенчано позолоченной статуей богини Фортуны. Когда-то дворец принадлежал Фридриху I и его семье, а сегодня там расположился музейный комплекс.
Заключение
Немецкая столица не испытывает недостатка в памятных исторических местах. Отдельного внимания заслуживает “Еврейский музей” в Берлине — достопримечательность, которую обязательно необходимо посетить, прочувствовав все, что предлагают его создатели. Психологи утверждают, что музей производит настолько сильное впечатление, что люди выходят из него обновленными.
Музей еврейства Берлина: Видео
Источник: https://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/evrejskij-muzej-v-berline.html
Еврейский музей в Берлине — это… Что такое Еврейский музей в Берлине?
Еврейский музей в Берлине. Вид с высоты.
Фасад здания Либескинда.
Координаты: 52°30′07.2″ с. ш. 13°23′42″ в. д. / 52.502, 13.395 (G) (O)52.502, 13.395 Еврейский музей в Берлине (нем. Jüdisches Museum Berlin) посвящен двум тысячелетиям немецко-еврейской истории.
Расположен на улице Линденштрассе в районе Кройцберг, открыт 9 сентября 2001 года; находится в ведении государства.
В музее размещаются:
- постоянная выставка,
- временные выставки,
- обширный архив,
- учебный центр Рафаэля Рота,
- здания для исследований.
Первый еврейский музей в Берлине, основанный в 1933 году, вскоре был закрыт нацистским режимом.
В 1971 году, когда еврейская община Берлина праздновала свое 300-летие, а в бывшем Музее истории Берлина проходила приуроченная к событию выставка, была сформулирована идея создания нового еврейского музея. Тем не менее последующие годы площадкой для выставок соответствующей тематики служил Музей Берлина.
В 1988 году в связи с необходимостью увеличения выставочного пространства для еврейского отдела музея был объявлен архитектурный конкурс на расширение Музея Берлина. Конкурс выиграл Даниэль Либескинд.
Строительство дополнительного здания длилось с 1992 по 1998 год.
Здание Либескинда, открытое для осмотра в 1999 году (за два года до открытия самого музея), уже в качестве части Еврейского музея, пользовалось у посетителей значительной популярностью.
Архитектура
Музей состоит из двух зданий: старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем — Высшего суда Берлина) и зигзагообразного нового здания архитектора Даниэля Либескинда; первое являет собой образец барокко, второе — деконструктивизма (арихитектурного стиля, проникнутого духом деструкции). Видимого фасадного соединения между зданиями нет, они соединяются — через подземный этаж.
Здание Либескинда в форме изломанной линии, принесшее архитектору международную известность, дает посетителям возможность в некоторой степени ощутить те невзгоды, которые выпали на долю еврейского народа.
Уже только попадая внутрь, посетители теряют чувство равновесия, так как пол музея находится под наклоном, и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед.
Здесь же расположена «Башня Холокоста», небольшое замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху, и «Сад Изгнания», в котором расположены 49 стелл: 48 — наполненных землей Берлина, символизирующих год создания государства Израиль, и 49-я — наполненная землей, привезенной из Израиля.
Фотографии музея
-
Область «пустоты» в главном здании
-
Окна главного здания изнутри
-
Ступени в главном здании, ведущие к белой стене
-
«Отсутствующая выставка» в главном здании
-
Блюда для молочного XIX века
-
Блюда для мясного XVIII и начала XX веков
-
Ссылки
Источник: https://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1375826
Еврейский музей в Берлине (арх. Даниэль Либескинд)
Я чрезвычайно горд, поскольку Еврейский музей является одним из самых посещаемых музеев в Европе и самым посещаемым в Берлине.
Даниэль Либескинд
История Еврейского музея в Берлине началась в 1933 году, когда в здании на улице Ораниенбургер Штрабе был открыт музей, организованный еврейской общиной.
Просуществовав всего несколько лет, в 1938 году он был закрыт в соответствии с нацистской политикой.
В конце 1980-х музей было решено восстановить и провести конкурс на строительство нового здания, по результатам которого и был выбран проект Даниэля Либескинда.
Проект этого комплекса необычной формы с выставочными помещениями, или «пустотами» Либескинд представил на конкурс.
Агрессивный бетонный интерьер и зигзагообразное внешнее обрамление, тревожные угловатые формы символизируют еврейскую трагедию в Берлине и во всей Германии в целом.
Либескинд задумал этот проект в качестве концовки оперы Арнольда Шёнберга Моисей и Аарон (1932), отчасти из-за ссылки композитора из Берлина незадолго до начала Холокоста.
Американский архитектор польского происхождения Даниэль Либескинд (1946-) внес большой вклад в план реконструкции Всемирного торгового центра в 2003 году и в разногласия по поводу построенной там башни.
Хотя Либескинд является автором нескольких комплексов-небоскребов, включая Reflections (2011) в Кеппел-Бей, Сингапур, и Haeundae Udong Hyundai l’Park (2012) в Пусане, Южная Корея, его профессиональная карьера началась на другой ноте.
Первоначально он обучался музыке в Израиле, а затем архитектуре в Купер Юнион в Нью-Йорке и Эссекском университете в Англии. Первую известность ему принесли два немецких здания: Еврейский музей в Берлине и Дом Феликса Нуссбаума (1998) в Оснабрюке. Эти постройки принесли ему международное признание и повлекли за собой новые проекты, в основном музеи.
Среди них следует выделить Северный Имперский военный музей в Манчестере (2001) и Современный еврейский музей (2008) в Сан-Франциско, а также пристройки и реставрации Денверского музея искусств (2006), Королевского музея Онтарио (2007) и узей военной истории (2011) в Дрездене.
В своих творениях Либескинд использует дерзкие, резкие, угловые формы, с уникальными пространствами внутри.
С момента открытия Еврейского музея в 2001 году Либескинд создал пристройку к комплексу в 2007 году – многофункциональное пространство с ресторанным двориком, а в 2012 пристроил здание архива.
Сегодня музей состоит из двух строений: старого здания Коллегиенхауса (суда прусского двора, а затем — Высшего суда Берлина) и нового зигзагообразного сооружения, открытого в 2001 году; первое являет собой образец барокко, второе — деконструктивизма.
Здание из армированного бетона облицовано цинком. Очертания молнии зачастую называют «блицем» — это несколько угловатых и прямоугольных галерей, соединенных друг с другом переходами.
Из некоторых открывается вид на пустое пространство, облаченное в бетон. Самая крупная «пустота» символизирует Холокост и отсутствие еврейского вклада в берлинское общество.
Чтобы попасть в музей, посетители должны пересечь это пространство, напоминающее об огромной потере.
Именно этот проект принес мастеру всемирную известность. Он является наиболее ярким и целостным выражением архитектурных идей Либескинда.
Немалое количество музеев, построенных архитектором в разных странах, пусть и несет в себе повествовательный элемент, непосредственно связанный с каждым отдельным проектом, но все же очевидно содержит больше формальных средств выразительности, чем уникальных концепций.
Новое здание Еврейского музея — это повествование об истории еврейского народа.
Каждый его элемент, начиная от общей формы, заканчивая каждым объектом экспозиции, является носителем смысла, символизирует какой-то исторический факт или представляет собой целую философскую концепцию.
Сдержанный прочный вид старого здания меркнет по сравнению с новым, которое становится примером по-настоящему говорящей архитектуры.
Зигзагообразная форма нового корпуса, по всему периметру облицованного цинковыми пластинами, служит метафорой как прошлого, так и будущего. На протяжении многих лет необработанный сплав титана и цинка на фасадах будет окисляться и менять цвет под воздействием света, воздуха и влаги. То есть здание, сама архитектура становится здесь живым организмом, изменяющимся с течением времени.
Строение Либескинда не имеет входа с улицы. Входом служит отделанный бетоном спуск в подземный коридор в холле старого корпуса.
Попадая внутрь, посетители теряют равновесие, так как пол находится под наклоном, и уже с первых шагов необходимо предпринимать некоторые усилия для того, чтобы двигаться вперед. Это лишь дополняет общую идею.
Таким обрезом, через физические переживания каждый посетитель музея «преодолевает» трудный путь, который служит метафорой истории еврейского народа в целом и еврейской общины в Германии в частности.
Барокко — один из главенствующих стилей в архитектуре и изобразительном искусстве Европы и Латинской Америки конца XVI — середины XVIII века.
Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
Но в этой «трагичной» архитектурной форме есть и поэтическая составляющая: сам автор говорит, что его здание вдохновлено сочинением Вальтера Беньямина “Улица с односторонним движением” (1928) и является также продолжением незаконченного музыкального произведения композитора Арнольда Шенберга, которому Либескинд дал название «Между строк», как и своему проекту. Этому соответствует внутренняя структура строения, в ее основу положено две линии. Одна — извилистая, но непрерывная, другая — прямая, но разбитая на множество отрезков. По словам Либескинда, его проект — о двух способах мышления.
Прямая линия, о которой говорит архитектор, тоже заложена в структуру здания: линия из пустых помещений, не имеющих ни входов, ни выходов, не предназначенных для размещения музейной экспозиции, она, прерываясь, идет через весь зигзаг здания, образуя в местах пересечения световые колодцы. По полу одной из пустот разбросаны металлические ржавые пластины с прорезями в форме глаз и рта (инсталляция «Шале хет», или «Опавшие листья»), что, конечно, однозначно отсылает нас к трагической истории XX века.
Но игра символов на этом не заканчивается.
В процессе проектирования архитектор нанес адреса вы дающихся еврейских и немецких граждан на карту до военного Берлина и эти точки соединил линиями так чтобы сформировать «иррациональную и невидимую матрицу», которую при помощи языка геометрии за шифровал в здании музея. Эти линии стали «окнами» хаотично разбросанными по всей поверхности фасада так что невозможно прочитать внутреннюю структуру сооружения — ни количество этажей, ни количество помещений.
Постоянная экспозиция музея состоит из трех отдельных частей, совершенно независимых друг от друга. Все три подземных оси пересекаются и символизирую три возможных варианта существования еврейской народа в Германии в XX веке.
«Ось Холокоста» заканчивается тупиком: она по степенно становится все уже и темнее и завершаете: в Башне Холокоста — асимметричном пустом помещении, освещаемом лишь тонким лучом света, проникающим через единственное отверстие в потолке.
В витринах, расположенных вдоль стен оси, размещены документы и личные вещи, рассказывающие о частной и общественной жизни своих убитых владельцев.
“Ось Эмиграции” ведет в Сад Изгнания. Здесь экспозиция рассказывает о людях, которым пришлось уехать. Неровный пол постепенно поднимается и приводит к массивным дверям, но, чтобы открыть их, необходимо приложить определенные усилия.
Сад Изгнания представляет собой замкнутое пространство с висящим садом (отсылка к историческим библейским (событиям) на 49 столбах. Число 49 символично — Израильское государство было основано в 1949 году. Полы и колонны расположены не перпендикулярно по отношению друг к другу. Это приводит к полнейшей дезориентации.
И так или иначе, Сад Изгнания не является полным освобождением — из него нет выхода. И зритель возвращается в подземелье, чтобы пройти третий путь.
“Ось Непрерывности” оказывается самой длинной — на идет через все здание и заканчивается большой лестницей, поднимающейся от подвала до верхнего этажа, что символизирует непрерывность истории.
Вся эта сложнейшая повествовательная структура дополняется большим количеством отдельных залов для временных экспозиций, блуждая среди которых, посетитель то и дело заходит в тупик и оказывается вынужденным возвращаться и искать верный путь — это есть замечательная метафора человеческой жизни.
Даниэль Либескинд разработал свою концепцию за год до падения Берлинской стены, и в основе ее лежали три идеи: невозможно понять историю Берлина, не понимая огромный вклад в нее еврейских жителей; смысл холокоста должен быть осознан как часть истории и элемент коллективной памяти; и, наконец, необходимо признать умаление роли еврейской общины в истории Берлина и Германии. Проект получился более чем убедительным. Переступая порог музея, посетитель оказывается погруженным в определенную психологическую среду, полностью подчиняющую себе все возможности человеческого восприятия.
Этот проект сделал Даниэля Либескинда знаменитым. Целостная повествовательная концепция, продуманная от общей идеи до каждой отдельной детали, вдохнула жизнь в архитектурную форму. Подобные проекты уникальны, но они порождают череду имитаций, повторов и подражаний.
После Еврейского музея в Берлине Либескинд создал и осуществил проекты более 10 музеев по всему миру. В том числе Еврейский музей в Копенгагене, Имперский военный музей в Манчестере, Военно-исторический музей в Дрездене, Королевский музей Онтарио в Торонто и т. д.
В каждом из них можно разглядеть идеи берлинского Еврейского музея. Но в отличие от своего прообраза эти сооружения уже являются лишь набором формальных выразительных элементов. В них нет такой целостности и мощи, нет такого глубокого смыслового содержания в отдельных элементах.
И хотя форма каждого из этих сооружений имеет свое образное объяснение, она остается «пустой», не наполненной содержанием.
Так в основании Имперского военного музея лежит то же пересечение линий в плане, как и в Еврейском музее в Берлине. Идея, кажется, наглядно и понятно воплощена.
Но повторение форм и отсутствие глубокой проработки смысла каждого отдельного внутреннего и внешнего элемента не позволяют этому проекту превзойти Еврейский музей по своей содержательности или хотя бы оказаться с ним наравне.
То же касается и Еврейского музея в Копенгагене, где была осуществлена попытка повторить психологический эффект предшественника вновь при помощи наклоненных полов и опор.
Уникальное сооружение в Берлине, ставшее источником для многочисленных повторений и цитирований.
Источник: https://delovoy-kvartal.ru/evreyskiy-muzey-v-berline/
Еврейский Музей Берлина
Еврейский музей не просто рассказывает историю евреев в Германии. Его архитекторы и создатели постарались сделать все, чтобы тронуть чувства посетителей, заставить их осмыслить то, о чем они уже знают. Самые сильные впечатления от рассказа о Катастрофе. Башня Холокоста — это что-то необыкновенное. Все очень удобно, есть аудиогид на русском языке.
Еврейский Музей в Берлине (Jüdisches Museum Berlin), фото Johannes
В 2001 году открылся самый большой в Европе Еврейский Музей Берлина (Jüdisches Museum Berlin). Посвящен он истории еврейского народа в Германии. Мемориал музея — сооружение серебристо — стального цвета, которое имеет символическое значение. В музее много экспонатов, связанных с историей немецких евреев от средневекового периода до наших дней.
Здания музея
Здание музея построено архитектором Даниэлем Либескиндем. Некоторым оно напоминает звезду Давида. Все экспонаты музея свидетельствуют о нелегкой судьбе евреев Германии, наполненной преследованиями, скорбной несправедливостью и великолепными достижениями.
Сад Изгнания, фото Jorge Royan
Еврейский музей состоит из двух зданий, соединенных под землей. Историческая выставка в музее повествует о истории всех евреев и евреев, которые проживали в Германии. Центральная тема выставки — повествовании о бегстве, изгнании, новом начале, истреблении немецких евреев.
В библиотеке музея находится множество исторических данных о еврейской истории и религии. В архиве есть документы, которые свидетельствуют о судьбе отдельных людей и семей от XVIII века до наших дней. Выставочную работу музея дополняют различные обсуждения, дискуссии, чтения, концерты.
Как добраться
Ехать на метро U1 или U6 до станции Hallesches Tor.
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.
Отели со скидкой здесь
Источник: https://holidaygid.ru/jewish-museum-berlin/
Еврейский музей в Берлине
В Берлине есть музей, выставки которого посвящены двухтысячелетней истории еврейского народа. Это государственный Еврейский музей, расположенный на улице Линденштрассе. В музее размещены, как временные, так и постоянные выставочные композиции, имеется богатый архив, действующий учебный центр Рота, а также отдельное помещение для различных исследований.
Jean-Pierre Dalbéra
Музейный комплекс включает два здания: Коллигиенхаус, выполненный в стиле барокко, и зигзагообразный корпус Либескинда, являющегося образцом деконструктивизма. Видимого надземного соединения двух зданий не существует, попасть из одного в другой можно только через подземный переход.
Второе здание комплекса выполнено в интересной архитектурной манере, оно имеет зигзагообразную геометрию, а все здание насквозь пересекает прямая линия пустых коридоров.
По задумке автора проекта именно эта череда пустых помещений должна олицетворять те потери и пустоту, которая возникла в Европе от огромного количества казненных евреев.
При этом попасть в него можно только через подземный тоннель, надземного входа не существует.
На этом архитектурные особенности здания не заканчиваются. Даниэль Либескинд, разрабатывая проект, воплотил в нем еще одну идейную задумку. На карту довоенного Берлина он нанес адреса, по которым проживали многие известные и выдающиеся евреи того времени.
Соединил полученные точки, в результате чего образовалась некая иррациональная матрица. Именно эти соединительные линии стали подобием окон на фасаде здания.
В силу хаотичности и иррациональности их расположения невозможно точно определить структуру самого здания, здесь отсутствует четкое представление этажей, уровней, количества, как отдельных, так и соединенных помещений.
Первое помещение, куда попадают экскурсанты – это «Сад изгнания». Пол в этом блоке обустроен под небольшим наклоном, впрочем, и колонны также имеют наклонную геометрию, поэтому уже с первых шагов приходится делать усилия, чтобы двигаться.
Все это приводит к тому, что многие люди начинают испытывать дезориентацию и панический страх. Именно такие возникающие эмоции должны помочь, по мнению архитектора, проникнуться горем и отчаянием еврейского народа, испытывающего нацистский гнет.
Сорок девять стелл, наполненных берлинской и израильской землей с высаженным в каждой стелле деревом (символ жизни), мрачная «Башня Холокоста» и другие экспозиции очень часто оказывают сильное эмоциональное воздействие на экскурсантов.
Jens Hausherr
В помещении «Шалехет» нет ничего, кроме хаотично разбросанных по всему полу металлических дисков. Они выполнены в форме лиц, искаженных от нестерпимой боли. Шагая по такому коридору и слыша хруст этих дисков-лиц под ногами, у многих людей создается четкое впечатление, что они идут по лицам живых людей.
Очень часто во время экскурсий многие люди падают в обмороки, испытывая сильнейшее нервное напряжение, поэтому гиды Еврейского музея в обязательном порядке проходят предварительное обучение по оказанию первой помощи.
Стоит заметить, что все без исключения экспонаты можно не только рассматривать с близкого расстояния, но и разрешается трогать руками. Работники музея твердо уверены, что только таким образом, через тактильный контакт и высокое эмоциональное напряжение можно глубоко прочувствовать боль, страх и внутреннюю свободу еврейского народа той эпохи.
Источник: https://needguide.ru/Europe/Germany/Berlin/Judisches_Museum/