Эскиз «богатырь», васнецов, 1870

Эскиз Народные сказки и легенды – неистощимый источник увлекательных историй, неожиданных сюжетных поворотов и оригинальных персонажей. На их основе создаются увлекательные творческие произведения – например, картина Васнецова «Три богатыря», которой и посвящена эта статья!

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – архитектор и художник, прославившийся своей любовью к былинам и преданиям.

В его работах причудливо переплетается реальность и вымысел, погружая зрителя в удивительный мир снов, фантазий, волшебных существ и отважных героев.

Некоторые считали, что подобные произведения возрождают национальную культуру, другие же критиковали их «безынтересность». Тем не менее, в 1912 г. мастеру пожаловали дворянство, признав его уникальные заслуги.

Талантливый живописец близко дружил со многими великими художниками своего времени – И. Е. Репиным, И. М. Крамским, В. Д. Поленовым, П. П. Чистяковым, был членом мамонтовского кружка в Абрамцеве (неформального объединения творческой интеллигенции). В 1871 г.

, при общении с другими мастерами и возникла идея полотна «Богатыри» (именно такое название дал ему автор).

Вернувшись домой, он немедленно набросал карандашный эскиз, оставив в дневнике описание картины: «Взгорья, простор… дивный сон детства! Нарисовал в единочасье».

Но, несмотря на скорость, с которой появился первый вариант произведения, его завершение потребовало более 20 лет. Уточняя отдельные детали изображения, В. М.

Васнецов создал около 20 этюдов маслом: портреты «Голова крестьянина», «Витязь в кольчуге», «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров», пейзажи заповедных земель близ Абрамцева (усадьбы, которая тогда принадлежала промышленнику и филантропу С. И.

Мамонтову), рисунки лошадей. А доспехи и оружие мастер скопировал с аутентичных музейных экспонатов.

Эскиз Эскиз
Первый набросок карандашом 1871—1874 гг. Третьяковская галерея Первый эскиз маслом. Холст 27х41 Дом-музей В. Д. Поленова

Наконец, 27 апреля 1898 г. огромное полотно – 295,3х446 см – было окончено. Незадолго до этого художник вручил своему другу, В. Д. Поленову, первый эскиз, выполненный маслом на картоне (27х41 см).

Масштабное произведение тотчас обрело популярность. Сразу же после того, как был нанесён последний штрих, его приобрёл П. М. Третьяков, в чьей галерее холст находится и сегодня.

По картине Васнецова придумывали анекдоты и сценические миниатюры – актёры разыгрывали диалоги и забавные сценки между героями. А когда состоялась персональная выставка художника (март-апрель 1899 г.

), полотно заняло на ней центральное место.

Эскиз

Васнецов «Богатыри». Фото с оригинала. 1881—1898 гг. Государственная Третьяковская галерея

Сказочные храбрецы или исторические фигуры?

Любая быль должна на чём-то основываться, поэтому все витязи, действующие в народном эпосе, имеют реальных прототипов. Так:

  • Прообразом Ильи Муромца – богатыря, воплощающего идеал отважного и справедливого воина – стал силач по прозвищу «Чоботок», родившийся в Муроме (Владимирская обл. России). Он был славным героем, но после ранения постригся в монахи в Киево-Печерской лавре, где и скончался около 1188 г. А в 1643 г. мужчину возвели в лик святых. Но есть и другие прообразы богатыря, например, крестьянин Иван Петров и ломовой извозчик, которого встретил Васнецов в Москве. На полотне В. М. Васнецова Илья символизирует мудрость, основательность, опытность, связь между поколениями. Его кряжистая, могучая фигура дышит исполинской силой и надёжностью – это отмечают даже школьники, пишущие сочинение по картине! Впечатление усиливает несущий богатыря конь – «лютый зверь» с железной цепью вместо узды.Эскиз
  • Добрыня Никитич – более разносторонний персонаж, отличающийся не только храбростью, но и дипломатичностью, а ещё он очень умён. Вероятно, прототипом героя является носивший такое же имя воевода князя Владимира Святославича, его родственник по матери Малуше. Художнику удалось передать гордое, благородное, учтивое выражение на лице витязя. Он кажется задумчивым, но в то же время наполовину вынул меч из ножен, готовясь в любую минуту ринуться в бой.
  • Алёша Попович – младший из трёх богатырей. Считается, что он был сыном ростовского священника Леонтия, который дал мальчику хорошее образование. Повзрослев, юноша стал «храбром» (умелым воином) и боярином, служил князю Всеволоду Юрьевичу (1154-1212), потом его сыну Константину, а когда последний умер, перешёл к Мстиславу Романовичу (1156-1223), вместе с которым и погиб в битве с татарами под Калкой. В интерпретации живописца герой отличается хитроумием, находчивостью, лихой удалью, умеет играть на гуслях – об этом свидетельствует музыкальный инструмент, притороченный к седлу. Данный персонаж – олицетворение созерцательного начала, поэтического духа, чуткости к гармонии и красоте.

Модели для художника: натурщики и прототипы

Исследователи, составляющие каталог картин Виктора Михайловича, всегда стараются установить, кем были его натурщики. Не стало исключением и произведение «Богатыри».

Богатырь Илья Муромец – внешность которого собирательный образ. Живописец хотел, чтобы витязь был «здоровенным детиной, степенным, красивым, с внимательными глазами» и неутомимо искал человека с подходящим типажом. Мастеру позировали крестьянин Иван Петров из села Большие Мытищи, кузнец в абрамцевском поместье, ломовой извозчик, встреченный в Москве на набережной у Крымского моста.

Эскиз Эскиз Эскиз
Прототип Ильи Муромца: крестьянин Иван Петров Прототип Добрыни Никитича: черты членов семьи Васнецовых Прототип Алёши Поповича: Андрей Саввич Мамонтов

Не имел единого прототипа и Добрыня Никитич. Учёные полагают, что в облик богатыря включены черты членов семьи Васнецовых – самого художника, а также его отца и деда.

А вот у Алёши Поповича натурщик был всего один – 13-летний Андрей Саввич Мамонтов, тоже увлекавшийся рисованием. Мастер написал портрет мальчика, пока гостил у его отца, покровительствующего всем деятелям искусства, и уже с него скопировал лицо былинного героя. Однако готового полотна юноша так и не увидел – в 1891 г. он простудился и вскоре скончался.

Наш интернет-магазин дарит Вам возможность купить картину из янтаря, изготовленную в точном соответствии с шедевром В. М. Васнецова. Произведение из каменной крошки и цельных самоцветов, оправленное в изысканную раму, станет лучшим подарком для всех, кто интересуется фольклором, любит эксклюзивные, красочные произведения искусства или просто ищет эффектный интерьерный акцент!

Источник: https://yantar.in.ua/blog/chem-vdohnovlyalsya-v-vasnecov.html

О лошадях на картине васнецова «богатыри»

?

► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри». Эскиз. 1876 г. Место создания: Париж, Франция.Холст на картоне, масло. 27 x 41 см.Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Тульская обл.Эскиз Лошади на картинах великого русского художника Васнецова – совершенно особенное явление. Тонкий знаток и любитель лошадей, Васнецов через их образы передаёт внутреннюю сущность героев его картин. А учёба в духовном училище, а затем в семинарии не могла не дать великому художнику знание и понимание символики вообще.К сожалению, современному человеку, который видит лошадей только по телевизору, почти невозможно понять то, что хотел передать художник. Но в то время повсеместной конной тяги люди видели лошадей по сто раз на дню. Поэтому символизм лошадей на картинах Васнецова, Серова и других художников в те времена был для зрителей ясным и прозрачным, хотя бы интуитивно. Попробую, пользуясь своим ненулевым стажем в конном деле, помочь современному зрителю разобраться в некоторых связанных с этим тонкостях.Работа над картиной «Богатыри» началась в годы, когда Россия, принявшая от Византии историческую эстафету катехона, попыталась выполнить миссию по воздвижению креста над Святой Софией. И отказалась от этой миссии в двух шагах от выполнения. Поворот русской армии от взгляда на Святую Софию был смертным приговором петербургской империи.

► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Витязь на распутье». 1882 г.Холст, масло. 167 x 299 см.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Эскиз Утомлённый витязь на богатырском белом, но запылённом и уставшем коне оказался на распутье. Прямыми путями никто до него не хаживал. Возвращение назад с прямой дороги закончилось для предыдущих витязей очень плохо. Вон там, чуть впереди, у, как обычно, болота, белеют их косточки. Конь витязя с глубоким интересом разглядывает череп ещё одного погибшего собрата: хорошо утоптанная дорога налево для некоторых закончилась, не успев начаться. Да и пролезешь ли там на богатырском коне через каменный калибратор. А вОроны уже тут как тут. Что имел в виду художник – стервятников, или целых три символа мудрости: мол, трижды подумай, прежде чем свернуть на кривые дорожки?Но русские называют дорогой то место, по которому собираются проехать. Последовавшие после Берлинского конгресса покушения на царей, духовные метания православных философов, приход призрака коммунизма и обретение им плоти именно у нас, и т.д., и т.п. суть отчаянные попытки снова выйти на пути выполнения предназначения России – быть засовом на двери, защищающей мир от абсолютного зла. Создаётся впечатление, что все долгие годы создания шедевра – более двадцати лет – Васнецов ждал, во что же всё-таки оформятся различные группы российского общества.Через полтора года после окончания работы над картиной начнётся Англо-бурская война, когда будет окончательно утверждён Британский империализм. Впереди всё яснее и неотвратимее маячила Первая мировая. Посмотрим, в каком состоянии, по мнению великого художника, находится в канун тяжких испытаний российское общество.

► ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) «Богатыри (Богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович)». 1881-1898 гг.Холст, масло. 295 x 446 см.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Эскиз

Добрыня Никитич – олицетворение дворянства – изображён богатырём, суровым и благородным. Его фигура – воплощение боевого опыта, полной мобилизованности и готовности к бою. Посмотрим, насколько же готова к близким и неминуемым испытаниям его сущность.

Белая лошадь под богатырём-дворянством – это орловский рысак. Эта отечественная универсальная порода лошадей, без сомнения, является достоянием народа России. Она была выведена как для использования в самых различных хозяйственных работах, так и для армии.

При разведении особое внимание уделялось обязательному сочетанию особой красоты сложения и движений, силы, выносливости, энергичного темперамента с природными добротой, уравновешенностью, отличной обучаемостью и послушанием. Порода произошла от уникальнейшего жеребца одной из двух чистокровных пород – арабской.

И от немецких кобыл. Символично, не правда ли?У лошади Добрыни большие глаза, большой лоб, что говорит о незаурядном уме. Но готова ли эта лошадь к предстоящим России в 20-м веке испытаниям? К сожалению – нет.

Настоящий орловский рысак — лошадь «и в подводу, и под воеводу» – во времена Васнецова выглядел вот так:

► ВОРОШИЛОВ Сергей Семёнович (1865-1911) «Орловский рысак Крепыш».Холст, масло. 67,7 х 85 см.

Научно-художественный музей коневодства (РГАУ-МСХА им. К.Е. Тимирязева), Москва.

Эскиз А что же конь, изображённый Васнецовым? Короткий, узкогрудый, мелкие ноздри, маленькая голова, мелкие суставы. Признаки вырождения налицо.Вы скажете, что тренировками можно поправить природу. Но слишком сухие ноги выдают то, что эта лошадь никогда не знала достаточно тяжёлой работы. А слабо развитая мускулатура и избыток жира говорят не о регулярных тренировках, а об регулярной обильной кормёжке и отдыхе в конюшне. Да, этот конь исполнителен и обучен. Отставленный хвост, поднятая голова, смелый взгляд на врага олицетворяют энергию и готовность. Но уши в разные стороны, чуть опущенная нижняя губа и пустое выражение глаз выдают то, что предстоящее для него – просто рутинная, даже скучная, работа. Чтобы было понятнее, вспомните, например, образы морских офицеров, так колоритно и точно показанных в фильме «Земля Санникова».А богатырь-дворянство рвётся в бой и уже обнажает меч. Обратим внимание на то, что великий художник меч изобразил обнажённым лишь частично. Не было ли это предвидением того, как поведёт себя офицерство в Гражданскую войну?

Глядя на образ дворянства – Добрыню Никитича – кажется, что враг уже не далее пятидесяти-сотни метров.

Почему же старший защитников рубежей – Илья Муромец, олицетворяющий народ – так спокоен? Илья внимателен и сосредоточен, но судя по тому, как он вглядывается вдаль – враг ещё далеко.

Похоже, враги собираются у границы и делают там очень подозрительные манёвры, но в сторону рубежа богатырей пока двигаться не собираются. Что за спешка у дворянства? Куда оно боится опоздать?

Да, ситуация тревожная. Но если богатыри ожидают именно нападения, то вся фигура Ильи Муромца показывает, что до боя ещё далеко. Посмотрите, как Илья сидит на лошади. Ноги вынуты из стремян, отдыхают. Посадка расслабленная, как будто на отдыхе в кресле. Оружие в походном положении.

По вороному коню богатыря также видно, что враг что-то замышляет, но бросаться в бой пока рановато. Да, конь отметил напряжённость обстановки. Чутко настороженные уши, раздутые ноздри, весь облик коня являют собранность и готовность к немедленному действию. Но враг далеко, и конь, который каждый день много и тяжело работает, зря носиться не собирается.

Эскиз

Но, может, конь Ильи просто слабенький от рождения, мало ел, замучен работой? Или, например, просто туп? Ничего подобного. Да, он не породист, но у него широкая грудь, большие ноздри, крепкие ноги, хорошо развитые мышцы. Видно, что хорошую природу отлично дополняет закалка в каждодневной тяжёлой работе.

Вороная же масть, скорее всего, выбрана Васнецовым потому, что вороные горячее других лошадей. То есть масть здесь олицетворяет горячее сердце русского народа. При этом Васнецов изображает вороного добрым и очень умным: большая голова, большие умные глаза, ноздри большой, но изящной запятой. Такие лошади много думают.

Читайте также:  Портрет поэта валерия яковлевича брюсова, врубель, 1906

Он будет стремиться к сотрудничеству, если всадник проявит уверенность и спокойствие. Это настоящий богатырский конь, из тех, что и в подводу, и под воеводу. Он не подведёт ни в работе, ни в бою.Насколько в согласии Илья-народ и его вороная сущность? Вороной не смотрит на врага, не смотрит на соседей, не смотрит по сторонам.

У лошадей зрение не бинокулярное; по правому глазу видно, что вороной на картине смотрит назад – на всадника. Не смотря на всю ажитацию дворянства рядом, напряжённость обстановки вообще и горячую кровь, конь спокойно ожидает команд своего богатыря. Богатырь же, как мы заметили ранее, сидит очень свободно.

Более того, любой завсегдатай конюшни сразу скажет, что он нарушает сразу несколько пунктов техники безопасности. В общем, сразу видно, что лошадь и всадник хорошо понимают друг друга и абсолютно друг другу доверяют.При этом бросается в глаза ещё одна странность: уздечка самого управляемого – вороного – коня самая строгая из трёх.

У коней дворянского и поповского удила самые простые, поводья тоненькие и пристёгнуты слабенькими застёжками. А у горячащейся дворянской лошади застёжки выглядят даже опасно хлипкими.При этом поведение вороного говорит о явной избыточной строгости средств управления.

Да и богатырь-народ явно не считает их необходимыми: несмотря на напряжённую обстановку и собирающегося куда-то ломануться всадника справа, повод свободно брошен им на шею вороному. Возможно, Васнецов таким хорошо понятным в те времена символом – уздечка – показывает степень воздействия на каждое из сословий со стороны государства.

Враг, похоже, действительно ещё далеко: вороной его отметил, но пока и повернуться в его сторону не посчитал нужным, и даже позволяет себе играть, выгибая шею.

А копьё Ильи Муромца предостерегающе загораживает дорогу дворянскому коню: «Мы ведь больше не спасаем Святую Софию? Так для чего теперь нам Константинополь? А потом Берлин ещё завоюем? А зачем мне Берлин? Я туда картошку повезу на базар продавать?»А что же, по мнению великого художника, представляют собой такие необходимые в канун мировой войны духовные лидеры России – духовенство?

Эскиз

О, лошадь Поповича – это самый замечательный персонаж картины. Она не такая породистая, как дворянский конь, но видно, что благородных кровей. Но также, как у дворянского коня, в её сложении видны следы вырождения.

Как будто специально подчёркнутый размёт – передние ноги, вывернутые по-балетному, врождённый порок – открывает сухожилия, которые тоже никогда не знали тяжёлой работы.

Лошадь Поповича, как и дворянский конь, к сожалению, совсем нетренированная для богатырской службы.

Но ведёт она себя совсем по-другому. Мы видим нагло пригнутую шею и расставленные в стороны передние ноги, как будто через секунду последует резкий бросок в сторону. И вообще – полное игнорирование того, кто сидит наверху.

В общем, на первый взгляд, под духовенством художник зачем-то изобразил хилую хитрую скотину, которая вот-вот кинется в сторону, сбросит своего богатыря и пустится в какие-нибудь особо неумные и опасные для окружающих развлечения.Неужели Васнецов столь сильно не уважает сущность духовенства? Отнюдь.

Большие, блестящие, совсем не злые глаза, благородные ноздри рыжего говорят о живом уме, контактности и незлобливости. Возможно даже, что это кобыла. Бросаются в глаза кончики ушей, расположенные нетипично близко друг к другу.Это характерно для горячих, очень энергичных, живых лошадей.

Самые красные, несмотря на самую светлую кожу, ноздри выдают бурное внутреннее горение. Эта лошадь – неугасимый огонь.Почему же сущность русского духовенства ведёт себя, как будто на ней не богатырь, а пыльный мешок? А что ей остаётся делать, если весь облик всадника говорит о непосильном для него внутреннем раздрае.На лице его – полная растерянность.

Такое впечатление, что он не понимает, что делать и зачем он вообще тут. Это подчёркнуто его странной для образа духовного лидера молодостью. Откуда этот когнитивный диссонанс? На кого вообще смотрит всадник? На врага, или на Добрыню с Ильёй? Такое впечатление, что он им что-то должен, но каждому – прямо противоположное.

А для кого предназначена стрела в руках Поповича? Если для стрельбы по врагу – то, судя по поведению образа дворянства, стрелять уже даже поздно – враг так близко, что настала пора обнажить мечи. Во-вторых, посмотрим, как у русского духовенства обстоят дела с духовным оружием, так необходимым во время войны и призванным проникать в самое сердце.

По мнению автора картины – очень плохо. Лук хлипкий. А стрела – вообще игрушечная. Не это ли тоже смущает Поповича, и не предназначена ли стрела исключительно для демонстрации товарищам? Интересно при этом, что Илье Муромцу Васнецов даёт стрелы что надо.И посмотрите – стрелять-то Попович не собирается. У него правая рука занята.

И, между прочим, чем? Между прочим, хлыстом. Который, между прочим, всадник держит так, чтобы не увидели его товарищи. Для чего всадник показывает настолько горячей лошади хлыст? Для мало-мальски обученной лошади хлыст в таком положении – это ясная команда не двигаться в эту сторону, то есть в сторону врага.

А ещё лучше – бочком тихо двигать в противоположном направлении. Хлыст там оказался специально, или всадник испытывает настолько смешанные чувства, что уже не знает, где его руки и ноги?Вообще, весь облик всадника просто кричит о том, что им владеют прямо противоположные устремления, причём одновременно.

Его ноги – в стременах и готовы ударить лошадь с размаху пятками. В то же время сидит он в седле очень некрепко, в развалочку, как Илья, чуть ли не курит.

Он считает, что враг ещё не подошёл на расстояние выстрела из лука, или он считает, что пора лететь? Если лететь, то в каком направлении?В результате, если сейчас его конь-огонь рванёт в сторону или просто резко поднимет голову, как дворянская лошадь справа, то стрела, прижатая одним пальчиком, будет выбита из рук, а всадник попросту сразу вывалится из седла.

Любопытно, богатырь-духовенство вообще чувствует, что он своей лошадью давно не управляет? Как недавно заметил Святейший Патриарх Кирилл: «Одна из причин революционных потрясений и заключалась в том, что Церковь перестала восприниматься как совесть народа».Возникает вопрос, зачем Попович натянул повод в сторону ожидаемой опасности. Он хотел, чтобы его лошадь увидела врага, или чтобы она увидела хлыст? Ну, врага-то она увидела. И тут огненной духовной сущности стало ясно, что она может надеяться только на себя.В 20-й век мировых войн Россия вступает в состоянии глубокого духовного кризиса и кризиса элит. А тяжёлая булава – символ власти – пока непринуждённо свисает с поднятой руки Ильи Муромца. Для народа, по мнению художника, она совсем не тяжела.

Источник

Источник: https://the-morning-spb.livejournal.com/294541.html

Описание картины "Богатыри" Васнецова для сочинения и история создания ("Три богатыря")

Эскиз
«Богатыри».
В. Васнецов

Картина «Богатыри» — одно из самых известных произведений выдающегося русского художника В. Васнецова. В интернете часто картину «Богатыри» иногда ошибочно называют «Три богатыря».

В этой статье представлено описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания, анализ образов богатырей и т.д.

Смотрите: Материалы по другим картинам

Картина «Богатыри» занимает центральное место в творчестве Васнецова. Работа над картиной заняла более 20 лет. При этом процесс работы несколько раз прерывался. 

Первый эскиз карандашом для «Богатырей» Васнецов создал в 1871 году, а завершил картину 23 апреля 1898 года. процесс этот несколько раз прерывался… Полотно почти сразу было приобретено П. М. Третьяковым для галлереи. 

На картине изображены три знаменитых русских богатыря — Добрыня Никитич (слева на белом коне), Илья Муромец (в центре) и Алеша Попович (справа).

Картины «Богатыри» отличается очень крупным размером — 295,3 х 446 см (то есть примерно 3 х 4 метра !). Картина написана маслом на холсте. На данный момент картина «Богатыри» находится в Государственной Третьяковской Галерее. 

Васнецов о своей картине «Богатыри»:  

«Картина моя — богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Фигуры почти в натуру — удачнее других мне кажется Илья. 

Хотелось бы Вам показать начало — исполнить такую картину — ох, дело не легкое. Хотелось бы сделать дело добросовестно, а удастся ли?». 

(письмо Васнецова к П. П. Чистякову, 1882 г.)

Описание картины «Богатыри» из книги «Русские художники. Монографии»:

«Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всем долгом творческом пути. «Богатыри» ознаменовали начало самобытных исканий художника. Все время он обращался к ним как к роднику творческого воодушевления, ясности и целостности мысли. Работа над «Богатырями» давала отдых Васнецову, она «исцеляла» его в моменты смятения и снижения творческой энергии, когда он растрачивал ее на «выколупывание из воображения» того, что требовалось для росписи собора. «Богатыри» были освежающим источником, как и героическая музыка, к которой так страстно стремился Васнецов, ища вдохновляющих сил в могучем художественном творчестве великих композиторов — Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, которых он особенно любил.
«Богатыри» увенчали творчество Васнецова, они являются завершением его неослабных исканий воплощения героических идеалов, неиссякаемой его любви к родине, выражением человечности и мужества, внутренней и внешней, душевной и физической красоты русского народа. И у Васнецова, разумеется, не только исторические предания породили героические образы, но и сама широко раскинувшаяся родина была вдохновляющей силой. Тема родных просторов стала существенным элементом картины «Богатыри». Недаром пейзаж в ней играет столь значительную роль в создании величественности общего впечатления. «Богатыри» Васнецова — могучие люди могучей, широкой земли. «Не обижают ли где кого» — вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. Гуманизм, являющийся существенной чертой характера русского народа, определяет одну из высоких идей, положенных в основу этого замечательного произведения русской школы живописи.

Очевидцы отмечали, что лучше всех получился Илья Муромец. Да и сам автор был больше всего доволен им. Илья — это великолепно вылепленная фигура крестьянина-богатыря. Красота русского народного типа нашла здесь образное, живое воплощение.

Начиная от плавных, силуэтных линий могучего тела пожилого, много пережившего богатыря, как бы неразрывно слитого с могучим конем, кончая доспехами, украшениями,— во всем осязательно чувствуется русская народная мощь, спокойная, уверенная сила, мудрость, выдержка и благородство. 

Илья прост и могуч, смел и сдержан, внешне спокоен и внутренне динамичен. В лицо Ильи Муромца Васнецов вносит новые черты красоты и большой одухотворенности. Это прекрасное открытое, честное лицо, выражающее благородство русского характера. Простой шишак глубоко надвинут на лоб. Черные насупленные брови красиво легли над глазами. Острые, орлиные очи зорко вглядываются вдаль. 

Мягко вьющиеся из-под шишака седые кудри украшают настороженное лицо с крепко сжатыми волевыми губами. Могучая рука в рукавице легко держит тяжелую палицу, о которой сложена в народе легенда, что она была в девяносто пудов веса…. Художнику удалось выразить эту тяжесть палицы и громадную физическую силу Ильи. 

Выразительны и объединены в целостную красочную гамму цветовые соотношения плотных суровых тонов желтого, темно-синего, серого и черного, которыми написаны кольчуга, вооружение, одежда и вороная масть богатырского коня. 

Богатыри и их кони — друг другу под стать, и в этом тоже выразилось ощущение реальной действительности прошлого, когда конь для всадника был всем: опорой, верным помощником и другом в битве и жизни. 

Эта характерная деталь, верно почувствованная художником, дает ему возможность создать монолитные образы всадника и коня, а это в свою очередь способствует впечатлению монументальности образов.

Добрыня Никитич во всем облике своем выражает другие качества русского народа. В нем художник показал не только отмеченное былинами «вежество» — знание, культурность и вдумчивость, ной пытливость ума, предусмотрительность. 

В то время как Илья, уверенный в своих силах, пока только вглядывается в даль, Добрыня вынимает свой меч из ножен, а щит держит перед собой. Остроконечный, подобный вершине башни тяжелый шлем Добрыни, щит, который он держит наготове, ноги в стременах — все это выражает полную готовность к бою. 

Насторожен и его чуткий, быстрый как ветер породистый конь, высоко поднявший голову, напрягший уши, вперивший зоркие глаза в даль и тонкими ноздрями внюхивающийся в воздух; развевающиеся грива и хвост коня, ржание передают его волнение. Он чует врага. Вводя такую деталь, как полумесяцы на сбруе коня, художник дает понять зрителю, что на коне сидит победитель «злого татарина», что конь достался витязю после жестокой боевой схватки.

Читайте также:  Картина "снятие с креста", рубенс, 1612

У Добрыни своя повадка, свои привычки, но оба они — и Илья и Добрыня — полны решимости дать отпор врагу.

Соответственно тому, что говорили былины о нем, художник пишет Добрыню представительным, величавым и внутренне собранным.

Его богатые доспехи и одежда, так же как и сбруя его белого коня, украшены чеканным орнаментом. Его лицо проникнуто величественной красотой, ясностью пытливой мысли.

В колорите фигуры Добрыни и его коня применены Васнецовым любимые народом красочные сочетания красного, белого, ярко-зеленого, золотисто-желтого. Они характерны для народных русских изделий и для новгородской школы нашего древнего искусства.

Но Васнецов обогащает их цветовую насыщенность. Сочен цвет зеленых сафьяновых сапогов Добрыни, выразительна окраска «червленого» щита, красива красная шлея с золотыми украшениями на белом коне. Необходимую суровость вносит серый цвет кольчуги и шлема.

На картине Алеша дан молодым красавцем, он — ловкий, находчивый и всегда готовый на выдумки певец и гусляр-богатырь. В его широком смуглом, обветренном лице с густыми, черными бровями, выразительными, умными и живыми глазами, с мягкими очертаниями губ и подбородка выражена прелесть облика молодого русского крестьянина. Тип его схож с лицом Ивана-царевича на картине-сказке. Такие черты красоты любимы художником. Здесь они получают утверждение, так как полны жизненных сил. Под одеждой, кольчугой и полуброней, облегающей лишь нижнюю часть груди, чувствуется крепко сложенное, сильное тело, могучие плечи. Алеша — воплощение отваги и смелости. Но он и «душа-парень», умеет биться, умеет и веселиться. С гуслями не расстается, они у него привязаны к седлу. Эту русскую национальную черту характера не забыл показать Васнецов: темно-красная одежда Алеши, гнедая масть его коня создают ту красочную гамму, которая соответствует горячему темпераменту молодого богатыря. В шитье рубашки, в нарядном поясе и шейном украшении, в убранстве шлема, доспехов, оружия, седла и в упряжи рыжего ловкого, подвижного, увертливого коня — во всем сказывается внимание к наряду витязя и к его красоте. В сравнении с произведениями «После побоища», «Витязь на распутье», «Битва русских со скифами» — «Богатыри» выделяются своей строгой, суровой простотой и монолитностью композиции. Мысля большими масштабами, Васнецов в композиции «Богатырей» давал широкие линии и массы. Выдвинув на первый план «богатырскую заставу», он отказался от расположения ее в центре картины. Оно вытекало из задуманного сюжета произведения: опасность приближается справа, и туда направлено все внимание заставы.

Пейзаж «Богатырей» — пример монументально-эпического пейзажа. Над ним Васнецов работал долго, прилагая все усилия для того, чтобы найти выразительные соотношения линий, планов, характер растительности, земли и неба. …это луг и перелески.

Маленькие сосенки и елочки, родные деревья русской земли, на переднем плане картины поставлены как указание, что богатыри стоят на родной земле и стерегут свою родину. Композиционно эти деревца помогают ярче воспринять мощь богатырей.

Имеются прекрасные этюды с натуры, в которых автор настойчиво искал мотив синтетического пейзажа.

Соками плодородной прекрасной земли, силой громадных просторов веет от всего пейзажа картины. Белые густые, клубящиеся облака плывут за насторожившимися богатырями, ритмически повторяя их абрисы, контрастируя с плотными массами их силуэтов и. темно-зелеными могучими холмами, которые предельно простой, плавной и выразительной линией контура передают просторы великой родины. Перед зрителем развертывается героический пейзаж подлинно монументальной композиции. Живопись картины крепка и выразительна. Васнецов искал и нашел гармоничное сочетание сильных по цветовой насыщености красок, своей суровой простотой соответствующих образам богатырей. Придавая всегда большое значение колориту, Васнецов однажды высказал следующую мысль: «… поэтичность картины едва ли не более всего заключается в тоне и красках».

Образы Ильи, Добрыни и Алеши — большая удача русской исторической живописи. В них величаво воплощена правда о народе, в них выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее.»

(Н. Моргунов, Н. Моргунова-Рудницкая, «Васнецов Виктор Михайлович» («Русские художники. Монографии»), 1962 г.)

Описание картины «Богатыри» из книги В. Н. Осокина «В. Васнецов» (серия «ЖЗЛ»):

«…трепетно-бережливо относился к «Богатырям»… Васнецов, понимая, что они самая высокая вершина в его творчестве. 

Возвышенность, с которой открывается дальний горизонт. Три всадника в древнерусском снаряжении на борзых конях. Эта застава богатырская, грозная, мимо нее даже зверь не прошмыгнет, птица не пролетит незамеченной. 

Видимо, что-то там, чуть-чуть направо, привлекло их зоркое внимание. Насторожились богатыри. 

Могучий воин, тот, что в самом центре, на исполинском черном коне, приложил десницу к челу и встматривается из-под рукавицы, загородившись от неярких, последних лучей солнца. 

Богатырь, что справа на белом, словном вымытом струями потока коне, уже готов порывисто вырвать их ножен тяжелый меч. Его чуткий конь тоже посматривает вправо. 

Третий всадник кажется спокойным и лишь положил руку на свой лук. Его буланый конь пощипывает траву. 

Это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович — любимые богатыри русские. 

Илья Муромец кряжист и могуч, как вековой лес, близ которого он вырастал. С удивительной легкостью держит он в руке «палицу булатную сорока пудов», называемую иначе шестопером, и даже рука его, поднятая для защиты от солнца, не согнеся от этой тяжести. 

Илья простой и прямой человек. О его прямоте и честности свидетельствуют крупные, добрые и мягкие черты чисто русского крестьянского склада лица, прямой, открытый, пристальный взгляд черных глаз.

О недюжинном уме Ильи, о несгибаемой силе воли говорит широкий, упрямый лоб, плотно сомкнутый под большими усами рот.

Большая благородная голова величаво покоится на удивительно широких, впрочем, пропорциональных туловищу, плечах.

…уже поседел, густая седая прядь выбилась из-под шлема, серебряные нити сверкают и в черной бороде.   

Совсем по-другому выглядит в картине, как и в былине, Добрыня Никитич. 

Он, повестствует былина, был происхождения знатного, «чадо милое» богатого рязанского князя Никиты Ивановича и его жены Амелфы Тимофеевны. Он дружинник киевского князя Владимира Красное Солнышко.

Васнецов показал его городскую стать, изысканную украшенность и изящество снаряжения. …сбруя Добрыниного коня радует глаз позолотой тонких украшений. И щит Добрыни, чуть прикрытый гривой коня, — явно заморской работы.

Он так и горит-переливается вкрапленными в него жемчугами-самоцветами. 

Суров и строг взор Добрыни, геройски победившего Змея Горыныча и Бабыгу (хана Батыя). Справедливость и благородство отличают витязя. Но он уступает все же крестьянскому сыну в мощи и особенно в величавой простоте духа. 

Психологически сложнее, замысловатее всех Алеша Попович. 

Он врага побеждает не богатырской силой — у него не так много ее — сколько сметливостью да ухваткой.  

Алеша и Тугарина Змеевича одолел хитростью.  

Алеша Попович на картине Васнецова не так могуч, как Илья и Добрыня. И вооружен он легковато: «тугой лук разрывчатый» да «стрелочка каленая» — вот и все оружие. Щита вовсе нет. В правой руке — «гусельки яровчатые». Балагур, весельчак Алеша — мастер попеть и поиграть, попривородить сердца молодушек. 

Глаза Алеши как бы ненароком скошены вправо, где что-то предвещает опасность. Он уже замышляет нечто коварное, смертельно-губительное для врага. 

Его конь все еще беззаботно щиплет траву. Но пробьет час, и он полетит, как ветер.

Так в сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа и необоримой силы перед нами воплощена в картине Васнецова богатырская застава древней Руси. Художник твердо верил в реальное существование подобных богатырей. Эта вера водила его кистью, и потому полотно так сильно своим проникновенным реализмом.

Целостна и крепка живопись полотна. Благородно-красивы, хотя и просты, без излишней эффектной сочности и резкости, сочетания красок — зеленой и коричневой, красной и белой, черной и синей.

Четверть века с лишним создавались «Богатыри». Но они не хранят ни малейшего следа тех творческих исканий, колебаний, которые пережил художник за столь долгий срок. Полотно удивительно непосредственно, елино своей органической, неразрывной целостностью.» 

(В. Н. Осокин «В. Васнецов», серия «ЖЗЛ», 1959 г.)

В. В. Стасов о картине «Богатыри»:

«Эти «Богатыри»… выходят словно pendant, дружка, к «Бурлакам» Репина. И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную, или машинную, а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа… …что останавливает глаз и глубоко проникает в душу, это то, что среди всего этого вооружения, мечей, кольчуг, копий, шлемов, стремян и плетей из картины несется не только одно впечатление силы и кровавых будущих расправ … но еще впечатление благости, великодушия и добродушия — ими полон, всего более, сам Илья Муромец, главная срединная фигура».

(В. В. Стасов, статья «Мой адрес публике, 1899 г.)

Это было описание картины «Богатыри» Васнецова для сочинения и история создания, анализ образов богатырей и т.д. (Эту картину иногда ошибочно называют «Три богатыря».)

Смотрите: Материалы по другим картинам

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-bogatyri-vasnecov-sochinenie.html

Русские богатыри на картинах В.М.Васнецова Проект подготовил Олег Косицын, 6 б класс МОУ СОШ 26 2008 г. — презентация

1 Русские богатыри на картинах В.М.Васнецова Проект подготовил Олег Косицын, 6 б класс МОУ СОШ г

2 Проблемный вопрос Почему В.М. Васнецова называют «богатырём русской живописи»?

3 В.М.Васнецов Виктор Михайлович Васнецов — один из самых знаменитых русских художников XIX века, родоначальник нового «национального» направления в русском искусстве. Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.

Виктор Михайлович Васнецов — один из самых знаменитых русских художников XIX века, родоначальник нового «национального» направления в русском искусстве. Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. «Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь»,- писал он.

«Мне хотелось сохранить в памяти народа былинную Русь»,- писал он.

4 > > Образы богатырей, витязей, богатырские заставы, воспринятые художником от сказителей и чтения былин еще в детские и юношеские годы, занимали его с самого начала художественной деятельности Первое воплощение они нашли в беглых карандашных эскизах картин «Витязь на распутье» и «Богатыри», относящихся к началу 1870-х годов, в акварели «Богатырь» (начало 1870-х), представляющей могучего витязя с булавой, всматривающегося в степную даль. Образы богатырей, витязей, богатырские заставы, воспринятые художником от сказителей и чтения былин еще в детские и юношеские годы, занимали его с самого начала художественной деятельности Первое воплощение они нашли в беглых карандашных эскизах картин «Витязь на распутье» и «Богатыри», относящихся к началу 1870-х годов, в акварели «Богатырь» (начало 1870-х), представляющей могучего витязя с булавой, всматривающегося в степную даль. «Витязь на распутье», Впервые показана на Передвижной выставке 1878 года.

5 «Богатыри» Картина В.М. Васнецова Создавалась почти 20 лет. Фигуры витязей изображены в натуральную величину

6 «…Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде – примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого» В центре могучий воин. Это Илья Муромец. Он могуч как вековой лес. В центре могучий воин. Это Илья Муромец. Он могуч как вековой лес. Илья – простой человек. Об этом говорят его крупные, добрые и мягкие черты крестьянского склада лица.

Илья – простой человек. Об этом говорят его крупные, добрые и мягкие черты крестьянского склада лица. О недюжинном уме Ильи, о несгибаемой силе воли говорит широкий лоб. О недюжинном уме Ильи, о несгибаемой силе воли говорит широкий лоб. Большая благородная голова величаво покоится на широких плечах. Большая благородная голова величаво покоится на широких плечах.

7 Илья Муромец Из всех трёх богатырей особенно дорог был художнику Илья.

Долгое время вынашивал Васнецов в уме образ Ильи Наконец судьба сводит художника с абрамцевским крестьянином- извозчиком Иваном Петровым Художник брал доспехи из исторического музея, а могучего коня приводили из конюшен Мамонтова.

Художник мечтал видеть картину в зале исторического музея, но картина была куплена П.Третьяковым прямо в мастерской. Она и сейчас висит в Третьяковской галерее в Москве.

8 > > Поле сечи… Страшная, неземная тишина окутала необъятную равнину, тела павших воинов, степное разнотравье. Ни одна былинка не колыхнется. Ветер унес лязг и грохот битвы, стоны раненых, яростные крики сражающихся. Только сухой треск крыльев орлов, бьющихся над трупами, говорит о жизни.

9 В.М.Васнецов писал картины и на сюжеты русских сказок: «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», иллюстрации к произведению А.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». В.М.Васнецов писал картины и на сюжеты русских сказок: «Спящая царевна», «Царевна-лягушка», иллюстрации к произведению А.

Читайте также:  Антуан ватто, биография и картины

Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Но мировую известность ему принесли картины на былинно-сказочные сюжеты. Но мировую известность ему принесли картины на былинно-сказочные сюжеты.

Именно поэтому современники назвали его «богатырём русской живописи» Именно поэтому современники назвали его «богатырём русской живописи»

10 Литература и интернет-ресурсы Калугин В.А. Герои русского эпоса.- М., 1969 Калугин В.А. Герои русского эпоса.- М., 1969 Кутузов А.Г. В мире литературы. 6 кл. В 2 ч. Ч.1. – М., Дрофа Кутузов А.Г. В мире литературы. 6 кл. В 2 ч. Ч.1. – М., Дрофа kolchuga.htm kolchuga.htm kolchuga.htm kolchuga.htm 1h.htm 1h.htm 1h.htm 1h.htm

Источник: http://www.myshared.ru/slide/556739/

Разработка "Виктор Васнецов — богатырь русской живописи"

Я всегда был убежден, что […] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим.

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

Виктор Михайлович Васнецов, наверное, первым из великих русских художников входит в нашу младенческую жизнь своими картинами-былинами, картинами-сказками и сопровождает нас в течение нее (жизни), давая нам толчки для размышлений не только работами названного направления, но и открываемыми нами его жанровыми полотнами первого периода творчества, его портретами и, наконец, сравнительно недавно пришедшей к нам его религиозной живописью. Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848 г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов, был образованным сельским священником. В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования.

Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо.

Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника. Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище, а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую литературу.

Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными образами, насыщая его внутренний мир, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве художника. Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной мастерской Н. А.

Чернышева. Это имело огромное значение в формировании Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования.

В августе 1867 года Васнецов отправился в Петербург для обучения в Императорской Академии художеств. Через несколько месяцев после приезда молодой человек знакомится с Крамским, который преподавал в

Школе поощрения художников. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился с Репиным, с которым был впоследствии очень дружен. Васнецов был членом Товарищества передвижников.

С 1868 года художник увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг больших успехов в этой области. Его «Книжный лавочник» (Провинциальный букинист или Купец с книгой ) и “Мальчик с бутылью водки” получили бронзовую медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.

Опыт работы художника в графике послужил успеху его последующих картин, написанных маслом: “Нищие певцы”, “Чаепитие в трактире”, в которых отразился его опыт изучения характеров людей и социальных явлений. Последующие жанровые композиции художника характерны для аналитического направления передвижников, склонных к лиризму, к проникновению в думы своих героев.

В Академии художник обучался по программе живописца-станковиста, но он был первым художником, который объединил роспись, оформление спектакля, архитектурное и прикладное творчество в одну художественную идею. В Академии Васнецов пробыл до 1875 г.

и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали (за композицию “Христос и Пилат перед народом”, 1870 г.). Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению Репина, с которым они были особенно дружны, приехал в Париж, где работал больше года.

Благодаря Репину Васнецов окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с Поленовым получает от него приглашение поселиться в Москве.

Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало эпическому циклу.

Возвратившись в Россию, художник создал своеобразный жанрово-исторический цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ в марте 1878 года.

В это же время им были написаны эскизы к картине “Кабак”, реально отражающие состояние человека во время безудержного веселья. Художник вновь обратился к фольклору и написал эскиз к картине “Витязь на распутье” (1878), первый вариант которой был показан наVI выставке ТПХВ. Но это еще не было еще окончательным обращением художника к фольклору.

Васнецов создает очередной жанровый сюжет: “Преферанс” (1879), отразивший социальное явление с точки зрения этического реализма передвижников. Этой картиной восхищался Крамской. Работы 1877 — 1879 гг. завершают десятилетний период, посвященный жанровой живописи. Однако к 1880 году быт исчезает из творчества живописца. В. Васнецов обращается к эпосу, былинам, сказкам, истории страны. Появляется сказочно-реалистичный, с детства знакомый всем любителям живописи мир Виктора Васнецова, в котором хватило места героическим и тревожным, радостным и печальным страницам русской истории, русской жизни.

Наконец, было у В.М. Васнецова свое подвижническое десятилетие (1885—1896), когда он первым из художников принял приглашение участвовать в росписи собора Святого Равноапостольного Князя Владимира в Киеве — собора, который тридцать семь лет строился в Киеве на народные пожертвования. Расписавшего около

трех тысяч квадратных метров собора (алтарь, центральная часть, иконы главного иконостаса), Виктора Михайловича Васнецова по праву можно отнести и к религиозным живописцам, пытающимся постигнуть святое и вечное в человеческой жизни. В 1878 году по приглашению Репина и Поленова Васнецов переезжает в Москву, которая стала для художника источником национальной духовности. С годами Васнецова все более увлекают поиски национально-исторической самобытности в искусстве, которые привели к рождению внутри общеевропейского символизма и модерна особого “русского стиля”. В 1880 — 1890-е годы Васнецов снова обращается к “фантазиям, отвлеченностям и выдумкам”, не одобряемым Чернышевским, но несмотря на это, историко-фольклорное направление его творчества не расходится с концепцией шестидесятников, которые во главе с Чернышевским призывали к преобразованию жизни и ее просвещению. В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882). Васнецова привлекает сюжет “Слова о полку Игореве” и находясь под впечатлением этой гениальной поэмы он создает эскиз картины “После побоища Игоря Святославовича с половцами” (1880), написанный с огромной патриотической силой. Эскиз был создан художником в год русско-турецкой войны. Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет триптих “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы, типичной для модерна. Одновременно с “Тремя царевнами” в 1881 году художник создает картину “Аленушка”, в которой отразил духовную связь человека и природы и обнаружил дарование тонкого пейзажиста. Все натурные пейзажи художник писал неподалеку от села Абрамцева, которое было имением И. С. Мамонтова. Абрамцево занимает исключительное место в творческой жизни художника. Мамонтовское окружение тяготело к русской национальной культуре и с восторгом приняло историко-фольклорную тематику художника. Летом 1881 года Васнецов вместе с Поленовым, Репиным, Мамонтовым принимал активное участие в строительстве церкви Спаса Нерукотворного (1881 — 1882) в Абрамцеве. При постройке церкви Васнецов был не только архитектором, но и создателем целостного решения ансамбля, он писал для церкви иконы, сочинял орнаменты, расписывал клиросы. В Абрамцеве художник построил “Избушку на курьих ножках” (1883), в которой проявился дух народного творчества. В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре. В 1885 году А. В. Прахов предложил художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885 — 1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имеющая аналогов в русском искусстве XIX века, стала его самым значительным монументально-декоративным свершением. При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистичесой тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”. По возвращении в Москву Васнецова захватила личность Ивана Грозного и в 1897 году художник создал станковое полотно “Царь Иван Васильевич Грозный”, в котором он воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры. В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений. Своим гражданским долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году. И до и после “Богатырей” Васнецов находился в поиске пластических решений для синтеза “нового стиля” и языка народного творчества. К 100-летию А. С. Пушкина он оформляет пушкинскую “Песнь о Вещем Олеге”, полностью проиллюстрировав ее. Заставки, концовки, заглавные буквицы, иллюстрации — все подчинено одному решению. Такой подход к оформлению книги впоследствии был развит Билибиным и художниками “Мира искусства”. В 1899 году Васнецовым была написана небольшая картина “Гусляры”.

В конце XIX начале XX веков художник выполнил ряд архитектурных проектов. Он был автором проекта своего дома в Москве (1894); автором проекта павильона для Всемирной выставке в Париже (1898); Грановитой палаты; Красного крыльца; проекта перехода из Оружейной палаты в Кремлевский дворец (1901); дома И. Е.

Цветкова на берегу Москвы-реки (1901 — 1903); проектов орнаментального оформления Большого Кремлевского дворца (1901 — 1903).

Васнецов был одним из участников устройства экспозиции Третьяковской галереи, переданной в дар Москве в 1904 году, для которой он оформил фасад и спроектировал деревянные витрины для показа икон.

В 1910 году художник написал полотно “Баян”, вернувшись к мотиву песнопения, отраженному еще в “Нищих певцах”. Эта же тема прослеживается и в полотнах “Сирин и Алконост. Песнь радости и печали” и “Гамаюн птица вещая”.

В картинах последних лет Васнецов обращается к лирическим мотивам, но фольклор “не отпускает” его и он создает картины “Царевна-лягушка” (1901 — 1918), “Несмеяна-царевна” (1916 — 1926), “Сказка о спящей царевне” (1900 — 1926), “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем” (1913 — 1918). Умер В. М. Васнецов 23 июля 1926 года в Москве.

С 1986 года во Всесоюзное (с 1994 года — Всероссийское) музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» входит дом-музей Виктора Михайловича Васнецова, расположенный в бывшем 3-м Троицком переулке (ныне — переулок Васнецова). Он был открыт в 1953 году. Сегодня здесь хранится 25 тысяч экспонатов, которые позволяют познакомиться с биографией и творчеством знаменитого художника.

Источник: https://infourok.ru/razrabotka-viktor-vasnecov-bogatir-russkoy-zhivopisi-1354520.html

Ссылка на основную публикацию