«десерт», виллем кальф — описание картины

«Десерт», Виллем Кальф — описание картиныБейерен Абрахам ван — голландский художник эпохи барокко, известен своими натюрмортами.

Годы жизни: 1620 — 1690. Родился в Гааге, работал последовательно в Лейдене, Гааге, Амстердаме, Гуде и Ouerschie, где и умер в 1690 году. Он был основателем гильдии художников в Гааге. В 1640 году он был принят также в Делфтскую гильдию.

Мало что известно о личной жизни Абрахама ван Бейерена. Он писал натюрморты. Самые успешные года его карьеры — это время работы в Гааге, благодаря этим работам он стал известным живописцем. В 1640-х годах он писал преимущественно морские пейзажи.

В 1650-ые и 1660-е годы он рисует китайский фарфор, стекло, серебро и фрукты. Также он написал ряд цветочных пейзажей. Подписывал свои полотна лишь монограммой AVB и не указывал дат своих произведений, поэтому трудно было установить хронологию его работ.

На фотографии «Натюрморт с омарами» , холст, масло, 105×130. Кунстхауз, Цюрих.

Натюрморт «Рыбы на берегу моря»

слушать: Embed Embed this video on your site

«Десерт», Виллем Кальф — описание картины

Картина хранится в Эрмитаже г. Санкт-Петербург.

Виллем Кальф

Виллем Кальф— один из самых известных голландских мастеров натюрморта. Годы жизни: 1621 или 1622, Роттердам — 31 июля 1693, Амстердам.

Он был шестым ребёнком в семье состоятельного торговца сукном и члена городского совета Роттердама. Отец умер, когда мальчику было 6 лет. Незадолго до смерти своей матери в 1638 г. Виллем покинул родной город и переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 гг. поселился в Париже.

Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Теньера и других художников XVII в., Кальф быстро завоевал признание.

На его деревенских интерьерах человеческие фигуры находились скорее на заднем плане, а всё внимание зрителя концентрировалось на хорошо освещённых, красочных и искусно выложенных фруктах, овощах и разных предметах домашнего обихода.

В 1646 г. Виллем Кальф на некоторое время вернулся в Роттердам, потом переехал в Амстердам и Хоорн, где в 1651 г. женился на Корнелии Плувье, дочери протестантского священника. Корнелия была известным каллиграфом и поэтессой. У них родилось четверо детей.

Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом. Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым.

В амстердамский период в свои совершенные натюрморты Кальф стал включать экзотические предметы: китайские вазы, раковины и до этого времени не виданные тропические фрукты — полуочищенные апельсины и лимоны.

Эти предметы привозили в Нидерланды из Америки, они были излюбленными предметами престижа достигшего благоденствия бюргерства.

Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности — «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи. Кальфу однако было важно другое. Всю свою жизнь он испытывал живой интерес к игре света и световым эффектам на различных материалах. Никому кроме Кальфа не удалось так реалистично показать проникающий через раковину наутилуса свет. Виллем Кальф умер в возрасте 74 лет.

Натюрморт «Десерт»

  • слушать: Embed Embed this video on your site
  • «Десерт», Виллем Кальф — описание картины
  • Картина хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.

Источник: http://www.radiopobeda.ru/mprogramms/mvkluchi/157-2011-05-21-06-30-17

Вильям Кальф

«Десерт», Виллем Кальф — описание картины

Художник изображал бедные кухонные убранства и задворки крестьянских домов. Вернувшись из Англии, Лагерта с удивлением и разочарованием узнает об утрате своих полномочий. Серебряный кувшин встречается еще в двух натюрмортах Кальфа.

Наряду часто подавал колодец, кадку, посуда, овощи. Точнее было бы назвать его городом – в центре громадный дворец, окруженный парком.

  • Мастер натюрморта Виллем Кальф (1619 – 1693)
  • Виллем Кальф – голландский мастер натюрмортной живописи
  • Сообщество «Волшебная сила искусства»
  • Кальф Виллем – все картины художника
  • Компания по производству или продаже автомобилей

Эрмитаж), представлявших собой по принципу случайной и хаотичной композиции, подбору простых и обыденных предметов и эскизной манере письма полную противоположность изысканным «десертам». Он часто помогал попавшим в нужду коллегам и знакомым.

По окончании экспертизы давали письменное свидетельство (сертификат). Ещё в Париже Кальф сумел создать на основе так называемых банкетных сцен (banketjes) известных по картинам Питера Клаеса, Виллема Класа Хеды и Яна де Хеема 1630-х гг.

, новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов— золота, серебра, олова или стекла.

В 1653г. Учился у Х. Пота, возможно, у Ф.

Рейнхалса.

  • Репродукции картин Виллем Кальф
  • Примеры характеристики памятников
  • Виллем Кальф – маг голландского натюрморта
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Указывать местоположение в твитах

Эта работа датируется 1653-54 годами. По сведениям современников, Калф занимался экспертизой и продажей произведений искусства. К экспертизам привлекали всех известных голландских мастеров.

В наследии Калфа его немногочисленные скромные «кухни» второстепенны и малоизвестны, но их создание расширяет представление об особенностях его творчества, отличавшегося неожиданными двойственными тенденциями.

«Десерт», Виллем Кальф — описание картины

Исследователи называют Версаль моделью абсолютистского государства, в центре которого король (дворец), вокруг него придворное общество (город Версаль), а уже за их пределами – вся остальная страна. Виллем Кальф (Willem Kalf) – один из самых известных голландских мастеров натюрмортной живописи. Виллем покинул родной город и в 1640 году поселился в Париже.

Обычно изображен угол мраморного стола, покрытый прекрасным персидским ковром и заполненный предметами, к которым художник неоднократно обращался: дорогой китайский фарфор (чаша династии Мин), сине-белый делфтский фаянс, серебряная посуда, венецианское стекло (бокал в форме цветка водосбора), нежные румяные персики, лимон с изящными завитком срезанной кожуры и царящий в композиции кубок Наутилус из огромной перламутровой раковины.

По сведениям современников, Калф занимался экспертизой и продажей произведений искусства.

Сам Людовик XIV составил несколько «Путеводителей» с описанием прогулки по парку и указывая места, где следует любоваться фонтанами, боскетами, зелеными кабинетами, цветочными и водными партерами. Картинами в Голландии торговали как привычным товаром, но были и особенности.

Там, благодаря своим «крестьянским интерьерам», написанным во фламандской традиции, близкой к творчеству Давида Тенирса и других художников XVIIв., Кальф быстро завоевал признание.

Он также заявляет, что всегда желал Лагерту.

Под влиянием Рембрандта художник обратился к живописи, насыщенной глубокими золотисто-красными тонами, к темному фону, на котором в движении теплого света эффектно выступают объемы предметов с их виртуозно переданными формами и материальной фактурой.

Центром и сердцем всего ансамбля стал, конечно, дворец. По переписи 1622 года в Роттердаме проживало около 19500 горожан. Продуманная до самых мелочей композиция натюрмортов Кальфа обеспечивается не только специфическими правилами, но и уникальной и сложной режиссурой света.

Каждый день садовники проверяли цветники и удаляли увядшие растения – в парке должна была царить ver perpetum (вечная весна). Самое известное (и при высоте в 2м самое большое) произведение Кальфа парижского периода является потрясающий натюрморт с драгоценными сосудами, доспехами и оружием, выполненный в 1644-45 гг.

поселился в Париже. Семейное дело без особых успехов продолжила мать. Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих «роскошных натюрмортах» (pronkstilleven). «Государство это Я.

», – произнес Людовик XIV в самом начале своего царствования и следовал этому девизу всю жизнь. Как и все натюрморты того времени, творения Кальфа были призваны выразить иконографическую мысль о бренности— «memento mori» («помни о смерти»), служить предостережением о том, что все вещи, живые и неживые в конце концов преходящи.

предположительно по заказу маршала де Тессе и хранящийся ныне в Музее де Тессе в Ле-Мане.

Ее полное название – «Королевская мануфактура меблировки для коронованных особ». Это были картины, написанные во фламандской традиции. Кальфу однако было важно другое. Предметы на столе как бы свидетельствуют об успехах главной «морской» державы XVII столетия.

Главный эффект прогулки по парку заключался в последовательной смене «картин», увиденных с определенных точек.

В наследии Калфа его немногочисленные скромные «кухни» второстепенны и малоизвестны, но их создание расширяет представление об особенностях его творчества, отличавшегося неожиданными двойственными тенденциями.

Деревья и кустарники вдоль прямых аллей были подстрижены правильными «шпалерами», бассейны были круглыми и овальными, словно следуя словам французского философа Н. Мальбранша, который говорил: «Видимый мир был бы более совершенным, если бы моря и земли имели бы более правильную форму».

предположительно по заказу маршала де Тессе и хранящийся ныне в Музее де Тессе в Ле-Мане. Несмотря на бедствия военных лет, Голландия быстро развивалась, «процветание Голландии сначала приятно поразило Европу, потом заинтриговало, затем испугало». В 1646г.

Виллем покинул родной город и переехал в Гаагу, а затем в 1640-41 гг. Этот натюрморт относится к типу «накрытых столов».

Читайте также:  «апостолы у гроба христа», франсиско рибальта — описание картины

Обычно изображен угол мраморного стола, покрытый прекрасным персидским ковром и заполненный предметами, к которым художник неоднократно обращался: дорогой китайский фарфор (чаша династии Мин), сине-белый делфтский фаянс, серебряная посуда, венецианское стекло (бокал в форме цветка водосбора), нежные румяные персики, лимон с изящными завитком срезанной кожуры и царящий в композиции кубок Наутилус из огромной перламутровой раковины.

Парадные апартаменты были расположены с таким расчетом, чтобы между исходным пунктом движения (лестницей послов) и конечной точкой (королевской спальней) было наибольшее число промежуточных звеньев.

Женщина направляется в Каттегат и просит Рагнара помочь ей вернуть власть и, хотя он приходит с ней к Калфу, его основной целью является поддержка ярла Хедебю (кем бы он ни был) в грядущем вторжении во Франкию, а не трата времени на споры и усобицы.

Этот «Десерт», ныне находящийся в Государственном Эрмитаже, поступил туда из собрания живописи выдающегося путешественника, ученого и собирателя живописи П. П. Семенова-Тян-Шанского. женился на Корнелии Плувье, дочери протестантского священника.

Совершенно справедливо Кальфа называют «Вермером натюрмортной живописи» и кое-где Кальф его превзошёл.

Один из крупнейших мастеров натюрморта. 1643 г., Сент Луис, Миссури, США).

Мать продолжила семейное дело, но без особых успехов. Возникала потребность в экспертно выводах. «Десерт» Виллема Кальфа сервирован на столе, покрытом редким персидским ковром, фрукты лежат в китайском фарфоровом блюде, вино налито в бокал венецианского стекла. В 1646 году Кальф возвращается в Голландию и оседает в Амстердаме.

Последний имел хорошую память и его привлекали к экспертизам еще в 30-летнем возрасте. Ещё в Париже Кальф сумел создать на основе так называемых банкетных сцен (banketjes) известных по картинам Питера Класа, Виллема Класа Хеды и Яна де Хеема 1630-х гг.

, новую форму искусно сгруппированного натюрморта с дорогими, богато украшенными предметами (большей частью бутылями, тарелками, бокалами) из отражающих свет материалов— золота, серебра, олова или стекла.

Расцвет творчества Калфа начинается с середины 1650-х, когда окончательно складывается благородный и изысканный художественный стиль его роскошных натюрмортов типа «десертов» с драгоценной утварью и южными плодами.

Высокий бугристый золотой кубок играет роли оси, относительно которой располагаются различные зоны, контрастные по цвету, свету и фактуре.

Здесь он вскоре завоевал признание благодаря «крестьянским интерьерам». Отец Виллема умер, когда будущему художнику было 6 лет. Золоченый кубок с крышкой, увенчанный фигурой Miles christianus (христианского воина), предположительно был сделан в мастерской аугсбургского художника. Калф не дает однозначного ответа и позже созывает тинг на открытом пространстве.

Жил в Париже (1642 – 1646) и, возможно, недолго в Италии. Но дело не только в размерах: на картинах малых голландцев изображен «малый мир», то, что окружает человека в повседневной жизни – еда и посуда, сцены в кухне или в небольшой гостиной, пасущиеся коровы или тихая городская улица. Небесное светило и монарх начинали свой день одновременно.

Особенно ценились апельсины, не столько за вкус, сколько за внешний вид: они были похожи на маленькие солнца их воспринимали как эмблему короля («Короля-Солнце»), поднесенную монарху самой природой.

Проходя череду парадных залов, посетитель дворца (придворный иностранный дипломат, представитель дружественного королевского дома), как бы погружался в этот «многословный» грандиозный рассказ и тем самым подготавливался к встрече с хозяином Версаля. Себастьяна, омаром и кубками»).

Виды издалека – «грандиозные» картины (дворцового фасада или бассейна Латоны) сменялись более камерными, предлагалось полюбоваться деталями скульптурного убранства фонтана, а затем еще раз бросить взгляд в перспективу аллеи или большого канала. Роскошь роскошью, но и экономить при дворе иногда умели.

Виллем Кальф (1619–1693) принадлежит к «малым голланцам», под этим названием условно объединяют мастеров бытовой живописи, натюрморта и пейзажа, работавших в Голландии XVII столетия. Часто их форма лишь удивительным образом угадывается в отражении лучей света.

В эпоху Барокко считали, что Искусство – это преодоление Природы.

Драгоценную посуду и экзотические фрукты (здесь — апельсины, айву, персики) привозили в Голландию из средиземноморских стран, чаще из Испании.

Расцвет творчества Калфа начинается с середины 1650-х, когда окончательно складывается благородный и изысканный художественный стиль его роскошных натюрмортов типа «десертов» с драгоценной утварью и южными плодами.

Незадолго до смерти своей матери в 1638г. Несмотря на свою состоятельность, Кальф так и не обзавёлся собственным домом.

И Версальский парк стал наиболее полным и планомерным воплощением этой идеи. Многое в этом парке было устроено как бы «вопреки» природе.

Путь, проделанный персидским ковром и китайским блюдом, еще более протяженный. От площади перед дворцом расходятся три луча улиц, вдоль которых были выстроены многочисленные дома для приближенных французского короля.

Это мастерство художника достигло своей вершины в амстердамский период его творчества в завораживающих «роскошных натюрмортах» (pronkstilleven). семейная пара переехала в Амстердам, где у них родилось четверо детей.

Самое известное (и при высоте в 2м самое большое) произведение Кальфа парижского периода является потрясающий натюрморт с драгоценными сосудами, доспехами и оружием, выполненный в 1644-45 гг.

Эрмитаж), представлявших собой по принципу случайной и хаотичной композиции, подбору простых и обыденных предметов и эскизной манере письма полную противоположность изысканным «десертам».

Источник: http://aquareller.com/wdr/201805/vilyam-kalf/

Описание картины Десерт – Виллем Кальф

Эрмитажное полотно “Десерт” – один из лучших образцов подобных картин. Кальф, обладающий безупречным вкусом, избегает помпезности. Богатство его натюрмортов – это прежде всего богатство игры светотени и пламенеющего изнутри цвета.

В жарком горении красок предметы как бы вырастают из темного фона картины. Яркий луч света вырывает из полутьмы чашу с фруктами, персик на серебряном подносе и скомканную белую скатерть. Стеклянный и серебряный кубки еще отражают свет, а тонкий бокал-флейта, наполненный вином, почти сливается с фоном.

Кальф не имел себе равных в мастерстве перевода на поэтический язык искусства материальных качеств вещи, в умении видеть живописную сторону предмета.

Несомненно, сочный плод с его изобилием оттенков оранжевого и золотистого был ближе сердцу художника, чем серебряное блюдо, на котором он лежит, а смятая белая скатерть, написанная с непревзойденным мастерством, поражает зрителя не менее, чем роскошный восточный ковер под ней.

До поступления в 1915 году в Эрмитаж картина “Десерт” входила в состав коллекции знаменитого русского географа и путешественника П. П.

Семенова-Тян-Шанского – большого знатока и любителя голландского и фламандского искусства.

Виллем Кальф, жизнь и творчество которого прошли в Амстердаме, принадлежит к числу самых крупных мастеров голландского классического натюрморта, а картина из эрмитажной коллекции является признанным шедевром живописца.

Натюрморт Кальфа относится к разряду “завтраков”, включавших изображения какого-либо одного блюда, фруктов, среди которых присутствовал непременный лимон со срезанной кожурой, сосудов с вином. Художник мастерски передает фактуру каждого предмета: бокала, фаянсовой расписной тарелки, позолоченного кубка, восточного ковра, белоснежной салфетки.

В картине ощущается сильное воздействие, которое оказала на Кальфа живопись Рембрандта: предметы показаны на темном фоне, яркий свет как бы оживляет их, обвалакивая теплом золотистых лучей. Мотивами и красочным великолепием натюрморты, подобные кальфовскому, аппелировали ко вкусам разбогатевших голландских буржуа, их тяге к роскоши.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Натюрморт с питьевым рогом – лобстером и бокалами – Виллем Кальф Виллем Калф был одним из ведущих мастеров натюрморта в Голландии XVII века. В своих зрелых работах художник создал тип гармонично……
  2. Натюрморт с кубком из перламутровой раковины – Виллем Калф Виллем Калф – один из мастеров голландского натюрморта XVII в. Он был высокообразованным человеком, по свидетельствам современников, занимался экспертизой и……
  3. Гармония в красных тонах (Десерт) – Анри Матисс Одной из самых ярких, даже ослепительных картин Матисса является “Красная комната”. На ней изображен интерьер комнаты, в которой женщина накрывает……
  4. Натюрморт с оловянной кружкой – Виллем Клас Хеда Крупнейшим мастером голландского натюрморта раннего периода был работавший в Харлеме Виллем Хеда. Его излюбленный мотив, повторяющийся во многих работах, –……
  5. Десерт – Ян Давиде де Хем Ян Давиде де Хем хорошо известен как мастер голландского натюрморта. Его произведения пользовались при жизни мастера популярностью, а после его……
  6. Завтрак с черничным пирогом – Виллем Клас Хеда В XVII веке в Голландии очень многие художники создавали натюрморты, причем в их среде существовала специализация: один изображал цветы, другой……
  7. Спящая девушка – Ян Вермеер “Спящая девушка” – картина голландского художника Яна Вермеера. На картине изображена сидящая за столом девушка. Ее глаза закрыты, рукой она……
  8. В ожидании гостей – Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Мужчина и женщина готовятся к приему гостей. Мужчина – это, конечно, сам художник: круглая голова, квадратный лоб, худощавое треугольное лицо,……
  9. Красный. Желтый. Синий – Александр Родченко Яркий авангардист создал без преувеличения исторические работы – 3 ровно закрашенных холста – Чистый красный, Чистый желтый и Чистый синий…….
  10. Натюрморт с омарами – Абрахам Бейерен Один из крупнейших мастеров голландского натюрморта XVII в. Абрахам ван Бейерен родился в Гааге и, предположительно, учился у мастера натюрморта……
  11. Леди и два джентльмена – Ян Вермеер Вермеер любил изображать разные сцены в одной и той же комнате, с одними атрибутами, а также приглашал для натуры одних……
  12. Натюрморт. Полевые цветы – Александр Герасимов Я считаю, что художника Герасимова, можно назвать одним из талантливых. Мое внимание привлекла картина ” Натюрморт. Полевые цветы”, на которой……
  13. Натюрморт с желтым кувшином – Паула Модерзон-Беккер “Натюрморт с желтым кувшином” выделяется среди других сдержанной цветовой гаммой, но стиль Паулы Модерзон-Беккер остался неизменным. Краски нанесены на холст……
  14. Мечтатель – Жорж Руо Жоржа Руо можно назвать одним из самых оригинальных художников XX в. Он создал свой неповторимый мир образов, которые сформировались в……
  15. Натюрморт с драпировкой и кувшином – Поль Сезанн Это полотно входит в серию из шести картин, на каждой из которых изображены одни и те же предметы, собранные в……
  16. Мастерская художника – Анри Матисс Картина, похожая на детский рисунок – яркий красный пол, сиреневые стены, цветастая драпировка, накинутая на ширму, за которой раздевается натурщица,……
  17. Вечер у стен города – Хендрик Аверкамп Картина голландского художника Хендрика Аверкампа “Вечер у стен города”. Размер картины 47 x 87 см, дерево, масло. Картина написана Аверкампом……
  18. Скрипка – Любовь Попова Один из лучших примеров натюрморта в стиле кубофутуризма. Тонкое и продуманное соединение ломаных и прямых линий, треугольников, сегментов круга формирует……
  19. В лесу – Якоб ван Рейсдал Картина голландского художника Якоба ван Рейсдала “В лесу”. Размер картины 67,5 x 85 см, холст, масло. Рейсдал родился в семье……
  20. Портрет молодого человека с черепом (Ванитас) – Франс Халс В сущности, данный портрет не является портретом: притом что молодой человек часто идентифицируется как Гамлет, картина скорее всего представляет собой……
Читайте также:  Музей метрополитен в сша бьет все рекорды посещаемости » музеи мира и картины известных художников

Описание картины Десерт – Виллем Кальф.

Источник: https://art.goldsoch.info/desert-villem-kalf/

Читать

Галина Витальевна Дятлева

Мастера натюрморта

История натюрморта

Натюрморт — жанр изобразительного искусства, а также произведение этого жанра, показывающее неодушевленные предметы (посуду и другую домашнюю утварь, фрукты и овощи, различную снедь, битую дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. п.). В переводе с французского nature morte означает «мертвая натура».

Элементы натюрморта впервые появились в древних наскальных рисунках, где изображенные вещи имели ритуальный смысл. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц. Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи.

Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного, из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей.

Художники добивались такого иллюзорного сходства изображения с натурой, что подобные картины и в самом деле могли обмануть публику. Одно из древних сочинений свидетельствует: живописец Зевксис так убедительно написал виноградную кисть, что птицы пытались склевать ягоды.

Однажды знаменитый мастер сам попался на удочку своего коллеги Паррасия, изобразившего занавеску, которую Зевксис попытался отдернуть.

Не уступали грекам в мастерстве и древние римляне. Так, на стене дома древнеримского города Геркуланума, разрушенного в I веке н. э. извержением вулкана Везувий, была найдена фреска, представляющая собой самый настоящий натюрморт. С большим мастерством изобразил художник веточку с фруктами и стеклянный сосуд с водой, на тонких стенках которого играют световые блики.

В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима. Одна из них, относящаяся к рубежу I–II веков н. э., была найдена в 1740-е годы недалеко от Аветинского холма в Риме. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.

Эмблема, выполненная из разноцветных кусочков мрамора с добавлением смальты, показывает атрибуты Геракла — палицу, чашу для вина и маску героя, сделанную из темных камешков. В нижней части композиции изображена пара кабанов, впряженных в повозку с ярко-красным ковром.

На передке повозки — три яблока. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея.

Кабан же являлся посвятительным животным греческого героя, занявшего свое место в римском искусстве.

Натюрморт. Фрагмент фрески из Геркуланума, середина I в. н. э.

Создавая мозаику, римский мастер, скорее всего, ориентировался на какой-то живописный образец, возможно, стенную роспись, представлявшую собой натюрморт, составленный из предметов домашней утвари и снеди.

Такие композиции были распространены в древнеримской живописи того времени. Имели место и фрески, показывающие повозки с атрибутами богов.

Например, в доме Веттиев в Помпеях найдены росписи с изображениями двух козлов, везущих тележку с атрибутами Диониса, и барана с атрибутами Гермеса.

Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. В композиции показан маленький босоногий мальчик, олицетворявший в Древнем Риме этот летний месяц. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь.

Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Ученый Марк Теренций Варон, живший в I веке до н. э.

, писал: «От дыхания наших дедов и прадедов разило чесноком и луком, но их дух был духом мужества и силы».

В левой руке мальчик-июнь держит поднос с фруктами. Плоды сложены и в большую корзину возле стола. На невысоком столике справа лежат две большие рыбины, третья упала к ногам ребенка.

Дары моря можно увидеть и в левой части полотна.

Римляне очень любили морепродукты, и знаменитый философ Сенека писал, что из-за своего чревоугодия они постоянно были готовы «рыскать по морским глубинам и вырывать раковины на неведомом берегу отдаленнейшего моря».

Красочное богатство мозаики уже много веков восхищает зрителей. Не потеряли свою свежесть и яркость красные яблоки, лежащие на голубом подносе, чешуя рыб переливается желтыми, коричневыми, красными, синими и зелеными оттенками. Фигура мальчика в охристо-оранжевой тунике и все предметы натюрморта выразительно выделяются на светло-желтом фоне.

В XV–XVI веках натюрморт имел распространение в основном как часть живописной композиции. Как самостоятельный жанр он окончательно сформировался в XVII столетии в Голландии.

Здесь натюрморт был особенно любим и почитаем. Голландцы называли его не nature morte («мертвая природа»), а stilleven, что означает «тихая жизнь».

В таком названии отразилось любовное и трепетное отношение голландских художников к чудесному миру вещей.

Мозаика «Июнь». Фрагмент, Эрмитаж, Санкт-Петербург, III в.

И. ван Клеве. «Мадонна с младенцем и Иосифом», Эрмитаж, Санкт-Петербург

Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное. Так, Иос ван Клеве (1464 — ок.

1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии.

И если такая деталь, как гвоздика в руках Богоматери, имеет символический смысл, то другие предметы представлены на полотне с единственной целью — украсить картину.

Многие голландские художники XV–XVI веков, стремясь сделать изображение более убедительным, уделяли большое внимание вещам, окружавшим человека.

Например, известный голландский живописец Квинтен Массейс (1465–1530), исполнивший в 1514 году свою знаменитую картину «Меняла с женой» (Лувр, Париж), тщательно выписал предметы, разложенные на столе перед менялой и его супругой: маленькое зеркало, серебряные монеты, молитвенник с яркими миниатюрами и другие вещи.

Подобные картины, героями которых были менялы и сборщики податей, широко распространены и в творчестве последователей Массейса. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок. 1493 — ок.

1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе.

Читайте также:  «водяной», теодор киттельсен — описание картины

Зритель видит монеты, толстую книгу, в которой один из сборщиков делает запись, нож и печать. На полке стоят подсвечник с оплывшим огарком, коробка и разнообразные профессиональные атрибуты.

М. ван Реймерсвале. «Сборщики податей», Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник круга П. Артсена. «Рыбная лавка», Эрмитаж, Санкт-Петербург

Тем не менее подобные натюрморты в произведениях художников XV–XVI веков не играют самостоятельной роли. Они подчинены бытовым сюжетам и служат в качестве дополнений к изображениям человеческих фигур.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=178583&p=14

Виллем Кальф. «Десерт». Вторая половина XVII в. СПб., Эрмитаж

Виллем Кальф (1619–1693) принадлежит к «малым голланцам», под этим названием условно объединяют мастеров бытовой живописи, натюрморта и пейзажа, работавших в Голландии XVII столетия.

Это, как правило, небольшие по размеру картины, уместные в скромном доме голландского торговца или ремесленника. Их размеры, даже если они нам сегодня кажутся вполне внушительными, не сравнить с полотнами, украшавшими дворцы французского короля или алтари итальянских церквей.

Но дело не только в размерах: на картинах малых голландцев изображен «малый мир», то, что окружает человека в повседневной жизни – еда и посуда, сцены в кухне или в небольшой гостиной, пасущиеся коровы или тихая городская улица.

Этот мир мал по сравнению с величественными деяниями королей и античных героев с полотен Шарля Лебрена и Никола Пуссена, по сравнению с ужасными страданиями святых мучеников с полотен Сурбарана или Рубенса.

Виллем Кальф жил и работал в Амстердаме, в XVII в. это был крупнейший город Западной Европы, город-порт, город-банк, город-рынок. «Десерт» Виллема Кальфа сервирован на столе, покрытом редким персидским ковром, фрукты лежат в китайском фарфоровом блюде, вино налито в бокал венецианского стекла.

Венецианскому стеклу, прежде чем попасть в Амстердам, пришлось обогнуть европейский континент. Путь, проделанный персидским ковром и китайским блюдом, еще более протяженный.

Они миновали Индию, прошли вдоль Аравийского полуострова, обогнули весь африканский континент, затем вышли в открытые воды Атлантического океана, чтобы разойтись со встречными течениями, и достигли европейского побережья.

На последнем отрезке пути нередко случались стычки с английскими кораблями – голландские и английские мореплаватели были главными соперниками на море. Предметы на столе как бы свидетельствуют об успехах главной «морской» державы XVII столетия.

Виллем Кальф, как и многие его собратья по профессии, умел удивительно правдоподобно изображать не только фрукты, цветы или посуду, но саму бархатистость кожицы персика, шероховатость пористой шкурки лимона, блеск и прозрачность стекла. За это мастерство голландскую живопись XVII в.

называли реалистической, иногда даже натуралистической.

На первый взгляд, на столе царит случайный беспорядок – смята белая салфетка, как будто покачнулось фарфоровое блюдо – вот-вот упадет, и дорогой заморский фарфор рассыплется осколками, на край стола сдвинут серебряный поднос, словно его не успели поправить.

На самом деле это тщательно выстроенная композиция, в которой видимая неустойчивость предметов с лихвой искупается уравновешенностью художественных масс. Высокий бугристый золотой кубок играет роли оси, относительно которой располагаются различные зоны, контрастные по цвету, свету и фактуре.

Натюрморт Кальфа, как и все другие работы малых голландцев, надо не только рассматривать, но и «читать», т.е. видеть за изображенными предметами неявный смысл. Это особого рода текст, полный нравоучительного содержания.

Каждый предмет, изображенный в натюрморте, должен был напоминать зрителю, владельцу о вечных истинах, противостоящих суетности и греховности земной человеческой жизни.

Так, например, Якоб Катс, современник Кальфа, писал в стихотворении «О вине»:

  • Один, испив тебя, ленивая овца,
  • Макаке стал другой подобен до конца.
  • Он будет пить – пускай ему брести далеко,
  • Затем болтать начнет, как скверная сорока,
  • Чтоб в образе свиньи позор принять сполна.
  • О, юность нежная, взгляни на власть вина.

Вино, налитое в роскошный бокал, превращалось в эмблему ложного блага, обманного удовольствия, превращающего человека, совершенное творение Господа, в животное. Редкие ткани, золотой кубок, серебряный поднос, заморский фарфор – все эти роскошные и дорогостоящие предметы должны были напомнить зрителю о богатстве ложном и истинном. Так писал, например, Франсиско Кеведо:

  1. Времен теченью все всегда послушно.
  2. Погибнут гимны в ерническом хоре;
  3. И вечности проигрывает в споре
  4. Булат и мрамор и зерно жемчужно.
  5. Даже сам беспорядок на столе – аллегория быстротекущего времени, способного поглотить и богатство, и славу, и знатность.
  6. Персонология
  7. Монархи и политические деятели:Карл I король Англии, Оливер Кромвель, кардинал Ришелье, Людовик XIV,Кольбер.

Ученые, создатели экспериментальной науки и гелиоцентрической картины мира: Г.Галилей, И.Кеплер, И.Ньютон, Т.Гарвей, Р.Бойль, Торичелли, А.Левенгук.

Философы: Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Спиноза, П.Гассенди, Г.В.Лейбниц, Д.Локк.

  • Творцы художественной культуры: Бернини, Рубенс, Пуссен, Веласкес, Рембрандт, Ян Вермеер Дельфтский, Расин, Корнель, Мольер, Гендель, Люлли.
  • Библиография
  • Классические труды, посвященные культуре эпохи Барокко:

Бродель Ф. Структуры повседневности. Возможное и невозможное. М., 1986. (Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.1).

Классические труды по искусству и художественной культуре эпохи Барокко:

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Брунов Н.И. Рим. Архитектура эпохи барокко. М., 1937.

Буркхардт Я. Рубенс. СПб., 2000.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 2004.

Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640–1670). М., 1962.

Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования. М., 1975.

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л., 1986.

Золотов Ю.К. Пуссен. М., 1988.

Каптерева Т., Быков В. Искусство Франции XVII века. М., 1969.

Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII–XVIII веков в ряду других искусств. М., 1977.

Морозов А.А. Из истории осмысления некоторых эмблем в эпоху Ренессанса и барокко // Миф, фольклор, литература. Л., 1978. С.38–66.

Морозов А.А. Проблемы европейского барокко // Вопросы литературы. 1968, № 12. С.111–126.

Панофски Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. Статьи по истории искусства. СПб., 1999.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. СПб., 1984.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV–XVII века. М., 1966.

Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., 1989.

XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Софронова Л. Об анализе литературного произведения эпохи барокко // Советское славяноведение. 1975, № 5. С.36–46.

Художественная культура эпохи Барокко в современных исследованиях:

Алябьева Л. Литературная профессия в Англии XVI–XIX вв. М., 2003.

Даниэль С.М. Европейский классицизм. СПб., 2003. («Новая история искусства»).

Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII – первой половины XVIII века: принципы и приемы. М., 1983.

Звездина Ю.Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997.

Золотов Ю.К. Парадоксы стиля в XVII веке // Вопросы искусствознания. 1994, № 2–3. С.188–195.

Каган М.С. Место XVII века в истории культуры // Философские аспекты культуры и литературный процесс в XVII столетии. Материалы международной научной конференции «Пятые Лафонтеновские чтения». 16–18 апреля 1999 г. СПб., 1999. С.5–9.

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. СПб., 1996.

Лобанова М.Н. Принцип репрезентации в поэтике барокко // Контекст–1988. М., 1989.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Михайлов А.В. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.

Надъярных М. Изобретение традиции, или метаморфозы барокко и классицизма // Вопросы литературы. 1999, № 4.

Никифорова Л.В. Дворец в эпоху Барокко: опыт риторического прочтения. СПб., 2003.

Сазонова Л.И. Поэзия русского барокко. Вторая половина XVII – начало XVIII века. М., 1991.

Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века. Основные направления и ведущие мастера. М., 1999.

Соколов М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV–XVII вв. Реальность и символика.М., 1994.

Софронова Л.А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры. Славянский мир. М., 1995.

Шпинарская Е.Н. Классицизм и барокко: историографический анализ. СПб., 1998.

Элиас Н. Придворное общество. М., 2002.

Якимович А.К. Новое время: искусство и культура XVII–XVIII веков. СПб., 2004. («Новая история искусств»).

Якимович А.К. Художник и дворец. Диего Веласкес. М., 1989.

Учебники и учебные пособия:

Культура Реформации как парадигма европейской культуры Нового времени // Очерки по истории мировой культуры: Учебное пособие / Под ред.Т.Ф.Кузнецовой. М., 1997.

Пахсарьян Н.Т. XVII век как «эпоха противоречия»: парадоксы литературной целостности // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000–2000: Учеб пособие / Под ред.Л.Г.Андреева.М., 2001.



Источник: https://infopedia.su/8x53ac.html

Ссылка на основную публикацию