ется здесь с не виданной до тех пор реальностью пространства и архитектуры, с объёмностью фигур, выразительной портретной характеристикой лиц заказчиков и с удивительным по силе сдержанного чувства образом Богоматери.
В те же годы Мазаччо (в содружестве с Мазолино) создал в церкви Санта-Мария дель Кармине росписи капеллы Бранкаччи, названные так по имени богатого флорентийского заказчика.
Перед живописцем стояла задача средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нём мощные фигуры персонажей, правдиво изобразить их движения, позы, жесты, а затем масштабы и цвет фигур связать с природным или архитектурным фоном. Мазаччо не только успешно справился с этой задачей, но и сумел передать внутреннее напряжение и психологическую глубину образов.
Сюжеты росписей в основном посвящены истории апостола Петра. Самая известная композиция «Чудо со статиром» рассказывает, как у ворот города Капернаума Христа с учениками остановил сборщик налогов, требуя у них денег на под-
держание храма. Христос повелел апостолу Петру выловить в Генисаретском озере рыбу и извлечь из неё статир. Слева на втором плане зритель видит эту сцену. Справа Пётр вручает деньги сборщику. Таким образом, композиция соединяет три разновременных эпизода, в которых трижды предстаёт апостол.
В новаторской по существу живописи Мазаччо этот приём — запоздалая дань средневековой традиции изобразительного рассказа, от него в то время уже отказались многие мастера и более столетия назад сам Джотто.
Но это не нарушает впечатления смелой новизны, которой отличаются весь образный строй росписи, её драматургия, жизненно убедительные, чуть грубоватые герои.
Иногда в выражении силы и остроты чувства Мазаччо опережает своё время. Вот фреска «Изгнание Адама и Евы из рал» в той же капелле Бранкаччи.
Зритель верит тому, что Адама и Еву, нарушивших Божественный запрет, ангел с мечом в руках действительно изгоняет из рая.
Главное здесь — не библейский сюжет и внешние детали, а ощущение беспредельного человеческого отчаяния, которым охвачены Адам, закрывший лицо руками, и рыдающая
*Статир — древнегреческая серебряная монета.
Томмазо Мазаччо. Изгнание Адама и Евы из рая. Фреска. XV в.
Капелла Бранкаччи. Флоренция.
АНДРЕА ДЕЛЬ КАСТАНЬО
Героический и монументальный характер образов Мазаччо и Донателло возродился в произведениях живописца Андреа дель Кастаньо (около 1421 — 1457). Согласно Вазари, он был сыном крестьянина, жил в горах, получил суровое воспитание. И искусство его так же мужественно и немногословно.
Цикл росписей виллы Кардуччи (позже Пандольфини) в Леньяйа близ Флоренции (около 1450 г.), выполненный Кастаньо, — первый образец светской (не религиозной) декорации. (В 1 952 г. виллу купило государство, и фрески перенесли в музей.
) В ту пору изображениями знаменитых людей древности и современности итальянские властители любили украшать дворцовые покои.
На росписи, названной «Девять знаменитых людей», запечатлены великие сыны Флоренции: Данте, Петрарка, Боккаччо, полководцы и государственные деятели; а также легендарные женщины: библейская царица Эсфирь, царица амазонок Томирис и прорицательница Сивилла Кумская.
Кастаньо средствами живописи как бы расчленяет и оформляет стены: нижний цоколь словно выложен плитами цветного мрамора, орнаментированные пилястры отделяют стоящие фигуры персонажей одну от другой, над карнизом проходит фриз с изображениями путти. цвета «мрамора» и фона выдержаны в тёмно-зелёной и тёмно-красной гамме в соответствии с традицией облицовки флорентийских зданий.
Объёмные фигуры выступают из стены, их ноги, а иногда головы и руки, словно выходят за пределы обрамления. Знаменитый полководец и правитель Хорватии Пипо Спана, воевавший с турками, воинствен и энергичен.
Он стоит, как Святой Георгий у Донателло, крепко упираясь в землю обеими ногами. Сивилла Кумская, изящная, бесстрастная, гордая молодая женщина в алом одеянии со множеством складок, держит в руке книгу.
Паоло Уччелло. Сражение при Сан-Романо. XV в.
Галерея Уффици, Флоренция.
Ева, с запавшими глазами и тёмным провалом искажённого криком рта.
В августе 1428 г. Мазаччо уехал в Рим, не закончив росписи, и вскоре внезапно умер. Капелла Бранкаччи стала местом паломничества живописцев, перенимавших приёмы Мазаччо. Однако многое в творческом наследии Мазаччо сумели оценить лишь следующие поколения.
В творчестве его современника Паоло Уччелло (1397—1475), принадлежавшего к поколению мастеров, работавших после смерти Мазаччо, тяга к нарядной сказочности приобретала подчас наивный оттенок.
Эта особенность творческого стиля художника стала его своеобразной визитной карточкой. Прелестна его ранняя маленькая картина «Святой Георгий». Решительно шагает на двух ногах зелёный дракон с винтообразным хвостом и узорчатыми крыльями, словно вырезанными из жести.
Он не страшен, а забавен. Сам художник, вероятно, улыбался, создавая эту картину. Но в творчестве Уччелло своенравная фантазия сочеталась со страстью изучения перспективы. Эксперименты, чертежи, зарисовки, которым он посвящал бессонные ночи, Вазари описывал как чудачества.
Между тем в историю живописи Паоло Уччелло вошёл как один из тех живописцев, кто впервые
стал применять в своих полотнах приём линейной перспективы.
В молодости Уччелло работал в мастерской Гиберти, затем выполнял мозаики для собора Сан-Марко в Венеции, а вернувшись во Флоренцию, познакомился с росписями Мазаччо в капелле Бранкаччи, оказавшими на него огромное влияние.
Увлечение перспективой отразилось в первом произведении Уччелло — написанном им в 1436 г. портрете английского кондотьера Джона Хоквуда, известного итальянцам как Джованни Акуто.
Огромная монохромная (одноцветная) фреска изображает не живого человека, а его конную статую, на которую зритель смотрит снизу вверх.
Смелые искания Уччелло нашли выражение в трёх его известных картинах, заказанных Козимо Медичи и посвящённых битве двух флорентийских полководцев с войсками Сиены при Сан-Романо.
В удивительных картинах Уччелло на фоне игрушечного пейзажа сошлись в ожесточённой схватке всадники и воины, перемешались копья, щиты, древки знамён.
И тем не менее сражение выглядит условной, застывшей, на редкость красивой, поблёскивающей золотом декорацией с фигурами коней красного, розового и даже голубого цвета.
«ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ» БЕНОЦЦО ГОЦЦОЛИ
Это первый образец ренессансной росписи в светском (не культовом) здании — небольшой домовой капелле флорентийского палаццо Медичи — Риккарди.
Сооружённая Микелоццо капелла напоминает драгоценный изукрашенный ларец: тяжёлый, с золотой лепниной потолок, цветной мозаичный мраморный пол и сама роспись, подобно ковру или нарядной ткани покрывающая стены.
Три композиции независимо от форм архитектуры переходят с одной плоскости на другую, лишь узкие орнаментальные рамки отделяют их друг от друга. Изображена торжественная и как будто бесконечная процессия волхвов, движущаяся среди слоистых причудливых скал, холмов, водных потоков.
Дивной красоты пейзаж с далёкими лугами и строениями простирается вверх до самого неба, на узком синем просвете которого вырисовываются кроны высоких деревьев. Парят ангелы и птицы; цветы и травы покрывают землю.
Многолюдная процессия на прекрасных белых и тёмных конях в сопровождении изящных пажей медленно и торжественно приближается к алтарю капеллы, где когда-то находилась картина Фра Филиппо Липпи «Поклонение Младенцу».
Роскошны одежды из парчи и бархата, золото поблёскивает на их узорах, шапочках, нимбах ангелов, конской сбруе.
Шествие праздничной кавалькады заключало в себе актуальный политический смысл, связанный со значительным событием во времена правления Козимо Медичи — Вселенским церковным собором 1439 г. В персонажах росписи можно узнать его участников.
Один из волхвов, восточный царь в затканной золотом зелёной одежде, — византийский император Иоанн Палеолог, другой, седобородый волхв, — константинопольский патриарх, а третий, красивый юноша, — будущий правитель Флоренции Лоренцо Медичи, который кажется здесь старше своих двенадцати лет. За ним следуют всадники — его дед Козимо и отец Пьетро, далее — многочисленная свита: знать, учёные, поэты; среди
них художник поместил и себя в красной шапочке с надписью на ней: «Работа Беноцци». Это поистине великолепное произведение, в котором отразились и влияние нидерландских живописцев, и отзвуки Средневековья. Оно полно ликующей красоты, жизнеутверждающего духа Возрождения.
Предыдущая1234567Следующая
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/7xd.html
Мазаччо – биография и творчество — Русская историческая библиотека
Мазаччо (настоящее имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди), флорентийский живописец раннего Возрождения, родился 21 декабря 1401 года в местечке Сан Джованни ди Вальдарно недалеко от Флоренции.
Его отец, молодой нотариус Джованни ди Моне Кассаи, умер в 1406 году, и вдова мона Джакопа вскоре вторично вышла замуж за пожилого состоятельного аптекаря. Томмазо и его младший брат Джованни, ставший впоследствии также художником, жили с семьей в собственном доме, окруженном небольшим участком земли.
Короткая жизнь Мазаччо – в его творчестве, так как биографических сведений о нем почти не сохранилось.
Это был человек, одержимый искусством, безразличный ко всему, что лежало за его пределами, беспечный и рассеянный, и за эту рассеянность его и прозвали Мазаччо (ит. – мазила), но он был уважаем товарищами.
Творчество Мазаччо открывает XV век, который был веком наивысшего расцвета флорентийского искусства.
Предполагаемый учитель Мазаччо – флорентиец Мазолино. Огромное воздействие на юного художника оказало искусство Джотто, а также творческий контакт со скульптором Донателло и архитектором Брунеллески, который был одним из значительнейших деятелей флорентийского кватроченто (XV века). Видимо, Брунеллески помог Мазаччо в разработке сложной проблемы перспективы.
В то время, как Мазаччо начал свою деятельность, во Флоренции больших успехов достигла скульптура.
В живописи же, несмотря на реформу Джотто, все еще сильны были традиции старого. Мазаччо вместе с Брунеллески и Донателло возглавил реалистическое направление во флорентийском искусстве Возрождения.
Самое раннее из сохранившегося творческого наследия Мазаччо – картина, написанная около 1420 года для церкви Сант Амброджио, «Мадонна с младенцем и со св. Анной» (Уффици, Флоренция). Уже здесь он смело ставит те проблемы (композиция, перспектива, моделировка и пропорции человеческого тела), над решением которых будут работать художники на протяжении всего XV столетия.
В 1422 году Мазаччо вступает в цех медиков и аптекарей, куда принимали и художников, а в 1424 году – в товарищество живописцев св. Луки.
В 1426 году он выполнил большой, состоящий из нескольких частей алтарь (так назывемый полиптих) для церкви дель Кармине в Пизе, части которого ныне рассеяны по музеям и собраниям разных стран мира (Лондон, Неаполь, Пиза, Вена, Берлин).
Основным трудом всей жизни художника были росписи капеллы Бранкаччи. Во Флоренции, на левом берегу Арно, стоит старинная церковь Санта Мариа дель Кармине. Здесь в 1424 году Мазолино начал роспись капеллы, расположенной в правой части трансепта. Затем работу продолжал Мазаччо, а после его смерти, много лет спустя, закончил Филиппино Липпи.
Две фрески – «Изгнание из рая» и «Чудо с динарием» (так наз. «Il tributo», иногда переводится как «Чудо со статиром») – бесспорно, написаны собственноручно Мазаччо около 1427 года. Им же частично исполнены и некоторые другие фрески по мотивам легенд о жизни святого Петра.
В «Изгнании из рая» (208 на 88 см) Мазаччо разрешил труднейшую для своего времени задачу правильного изображения и постановки обнаженной фигуры. В то время, как другие живописцы по средневековой традиции изображали человеческие фигуры так, что «ступни ног не ступали на землю и не сокращались, а стояли на цыпочках» (Вазари), Мазаччо придал им устойчивость.
Мазаччо. Изгнание из рая
Нагие тела Адама и Евы не только анатомически правильны, но и движения их естественны, позы выразительны. Они бредут, спотыкаясь, охваченные безысходным отчаянием, покорные судьбе, преследуемые парящим над их головами ангелом с мечом в руках. Фигура ангела дана в сложном ракурсе: он несется из глубины, вперед на зрителя, чем усиливается иллюзия пространства.
Мазаччо. Изгнание из рая. Фреска Капеллы Бранкаччи, 1426-27
Другая монументальная композиция «II tributo» (255 на 598 см) передает евангельскую легенду, в которой рассказывается о том, что сборщик податей, остановив Христа, идущего с учениками, потребовал с него подать.
Христос приказал своему ученику апостолу Петру выловить рыбу из озера, вынуть из нее динарий (статир) и отдать монету сборщику.
Эти три эпизода представлены в пределах одной фрески: в центре – Христос в кругу учеников и преграждающий ему путь сборщик; слева – апостол Петр вынимает из рыбы динарий; справа – Петр вручает сборщику деньги.
Мазаччо. Чудо со статиром в капелле Бранкаччи
Мазаччо не нагромождает фигуры рядами, как это делали его предшественники, а группирует их сообразно замыслу своего повествования и свободно размещает в пейзаже.
Одежды ложатся немногими спокойными складками, не скрывая, а подчеркивая «телесность» фигур и сообщая им строгую монументальность. С помощью света и цвета он уверенно и мягко лепит форму предметов.
Причем свет, как и в «Изгнании из рая», падает соответственно направлению естественного освещения, источником которого являются окна капеллы, расположенные высоко справа.
Мазаччо. Il tributo. («Сбор дани». «Чудо со статиром»). Фреска Капеллы Бранкаччи, 1426-27
Герои Мазаччо – суровые мужественные люди. Их лица портретны: один из апостолов – апостол Фома – изображение заказчика Феличе Бранкаччи, в другой фреске («Проповедь Петра с кафедры») безбородый юноша в красной одежде напоминает самого художника.
Теперь обе фрески поблекли, краски их как будто стерлись, но в свое время это были шедевры, открывшие новую эпоху в живописи. Капелла Бранкаччи стала школой для многих поколений художников Тосканы.
Сюда приходили учиться и Леонардо, и Боттичелли, и Рафаэль.
Здесь в пылу ожесточенного творческого спора молодой скульптор Пьетро Торриджано нанес Микеланджело страшный удар, навек обезобразивший ему лицо.
В 1428 году Мазаччо отправился в Рим, откуда вскоре пришло известие о его смерти. Ему едва минуло двадцать семь лет.
Внезапная смерть гениального художника в столь молодом возрасте вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти. Эту версию и сообщает Вазари.
Мазаччо был одним из тех, чье творчество обеспечило Флоренции ведущее место среди художественных школ Италии XV столетия. «Флорентиец Томазо, прозванный Мазаччо, показал своим совершенным произведением, что те, кто вдохновлялись не природой, учительницей учителей, трудились напрасно», – писал Леонардо да Винчи.
Источник: http://rushist.com/index.php/world-art/5964-mazachcho-biografiya-i-tvorchestvo
Фреска Мазаччо, по-новому рассказавшая про Иисуса, апостола Петра и чудо со статиром
Написана в 1420х годах фреска «Чудо со статиром» известна не только как одна из лучших работ знаменитого итальянский живописца Мазаччо, но и как без малого революционное изображение рассказывающее библейский сюжет в новом свете, с Иисусом Христом не в главенствующей роли.
Следует упомянуть, что фреска несколько расходится с библейской историей (в которой апостол Петр находит деньги во рту рыбы, как и говорил Христос), в том, что сборщику налогов противостоит целая группа, состоящая из Иисуса и его учеников, а сцена происходит на открытом воздухе.
История рассказана в трех частях, которые не происходят последовательно, но повествовательная логика все еще поддерживается через композиционное устройство произведения.
Центральная сцена: сборщик налогов, требующий дани. Голова Христа является центральной точкой картины и местом сосредоточения взгляда зрителя.
- И Христос, и Петр указывают на левую часть изображения, где следующая сцена происходит на втором плане: Петр берет деньги из уст рыбы.
- Заключительная сцена, где Петр платит деньги сборщику налогов, находится справа, отделенная рамками архитектурного сооружения.
- Работа является действительно уникальной в мире искусства, так как считается, что она является первой созданной со времен падения Рима (V век нашей эры), где используется научная линейная перспектива.
- Причем все ортогональные точки указывают на одну точку схода, представленную в виде Иисуса Христа.
Христос и его ученики помещены в полукруг, отражающий форму апсиды церкви. Но с другой стороны, сборщик налогов стоит за пределами священного пространства.
В то время как группа святых люди, одета почти сплошь в одежды пастельных розовых и голубых тонов, сборщик налогов облачен в короткую тунику цвета яркой киновари.
Цвет же лишь усиливает дерзость, выраженную его жестами.
Художественные и композиционные приемы примененные Мазаччо были столь революционными, что создается впечатление света исходящего из места вне фрески.
Существует множество теорий о том, почему этот не самый распространенный для изобразительного искусства сюжет был выбран Мазаччо.
Одна из версий связана с так называемым итальянским земельным налогом, веденным в 1427 году. Однако это весьма сомнительное объяснение для создания столь масштабного произведения, даже несмотря на то, что Мазаччо был в явном проигрыше от нововведения.
Более вероятное объяснение состоит в том, что фреска первоначально была создана для Папы Римского Мартина V, который принадлежал к одному из самых древних и известных римских родов.
Папа Римский Мартин V.
Заключенное в 1423 соглашение с Флорентийской Церковью обеспечило Папский престол огромными финансовыми поступлениями. Деньги, найденные в усах рыбы, можно также рассматривать как выражение того, что богатство Флоренции пришло из моря.
Но главным действующим лицом необходимым для понимания фрески, как ни странно, является вовсе не Иисус Христос, а Петр.Акценты, расставленные на Петре.
- Примечательно, что именно апостол Петр являлся первым епископом Рима и первым Папой.
- Однако истинные мотивы, побудившие автора создать религиозное произведение с Иисусом Христом не в главной роли, так и остаются загадкой.
- Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/592ebfddd7d0a6f53d9a32d7/5b6dc0d91a054400a795ed16
Мазаччо. Чудо со статиром
В росписях капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (между 1425 и 1428; среди композиций, бесспорно принадлежащих Мазаччо, — “Изгнание из Рая”, “Чудо со статиром”, “Святые Петр и Иоанн, раздающие милостыню”, “Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью”) Мазаччо, помещая фигуры в пространственно развернутой среде, подчеркивая их телесность обобщенной моделировкой и колоритом, решительно порывает со средневековой традицией.
В фреске “Троица” (около 1426-1427, церковь Санта-Мария Новелла, Флоренция) художник, очевидно под влиянием перспективных штудий Филиппо Брунеллески, создал (впервые в настенной живописи) величественное центрально-перспективное построение. Изображение коробового свода во фреске даст совершенный образец линейной перспективы, столь увлекавшей флорентийских художников той эпохи.
Мазаччо трактует сцену таким образом, что вес зрительные линии пересекаются в единой точке схода, как если бы мы видели начертанные на гладкой дороге линии сокращающимися по мере их удаления в глубину.
Кассетированный свод, колонны и пилястры отражают оживившийся в то время интерес к классической архитектуре.
Рельефно моделированные, весомые фигуры создают такое впечатление реального, физического присутствия в пространстве, какого не знала живопись до Мазаччо.
За свою короткую жизнь этот новатор стал одним из величайших флорентийских мастеров 15 столетия, оказав влияние на последующее развитие искусства. Этот самобытный художник умел передать драматизм действия с помощью мимики и жестов своих персонажей, наделенных большой силой воздействия, и скупыми средствами достигал осязаемого ощущения пластики форм в пространстве.
В августе 1428 года в Риме Мазаччо, едва успев приступить к работе над фреской Голгофа в соборе Сан Клементе, неожиданно скончался (по одной из версий живописец был отравлен). Несмотря на кратковременность жизненного пути и творчества Мазаччо, художник оказал сильнейшее влияние на новое зарождающееся искусство. Наиболее значительными из сохранившихся работ Мазаччо являются фрески.
С искусством Мазаччо на смену средневековым традициям пришли черты новой грандиозной эпохи – Возрождения. Мазаччо порвал с господствовавшими в живописи второй половины 14 столетия тенденциями декоративности и повествовательности.
Он сделал решительный шаг в объединении фигуры и пейзажа, впервые дал воздушную перспективу и линию естественного горизонта.
Вместо напыщенной декоративной красочности в картинах и фресках художника появилась сдержанная и гармоничная цветовая гамма.
Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения и, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело. Трагично, что столь блестящий живописец умер, не дожив до тридцати лет.
Источник http://smallbay.ru/artitaly/masaccio.html
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/10231747/
Чудо со статиром
Янина БЕЛОШАПКИНА
МАЗАЧЧО ЧУДО СО СТАТИРОМ Ок. 1425. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция
Это, пожалуй, самая знаменитая фреска в капелле Бранкаччи. Здесь иллюстрируется рассказ о том, как однажды Христа с апостолами остановил таможенный сборщик у ворот Капернаума и не хотел пропускать до тех пор, пока они не уплатят положенную подать — статир. Тогда Христос послал апостола Петра на озеро, где тот поймал рыбу, достал из нее монету и смог заплатить стражнику.
Многофигурная композиция объединяет три разновременных эпизода. В самом центре изображен Иисус в окружении учеников, на сцене слева Петр ловит рыбу и извлекает из нее статир, а справа — он уже вручает монету привратнику.
Казалось бы, человеческому взгляду удобнее воспринимать развитие событий последовательно, слева направо, но Мазаччо изображает эти три сцены так ясно и убедительно, что у зрителя не возникает никаких сомнений в правильности их «прочтения».
Конечно, нельзя не признать, что в подобном построении композиции, представляющей собой несколько стадий одного рассказа с повторением изображения главного действующего лица, все же чувствуются отзвуки средневековых традиций. Однако по стилю исполнения это уже совершенно новаторское произведение.
Мазаччо расставляет фигуры своих героев в пространстве необычайно свободно и естественно, но при этом в каждом жесте, в каждом движении виден тонкий художественный расчет.
Посмотрим на центральную сцену фрески — Христос со всех сторон окружен учениками, но в то же время он, безусловно, доминирует над ними.
А ведь Христос ничем не отличается от простых смертных — ни ростом, ни пышностью одеяния.
Архитектура также подчинена общему замыслу. Например, арочный пролет городских врат в правой части росписи прекрасно выделяет фигуру Петра, вручающего статир стражнику. Огромную роль в построении композиции играет светотень.
Свет падает справа — и соответственно расположены самые крупные фигуры, наиболее близкие к плоскости картины.
Фреска полностью создана с единой точки зрения, головы всех персонажей находятся на уровне горизонта, а их фигуры прекрасно вписаны в пейзаж, соотносясь с ним и по масштабу, и по цветовым сочетаниям.
Мазаччо всегда привлекало изображение человека, и в этом он поистине не имеет себе равных. Как выразительны его апостолы — широкоплечие, сильные и монументальные! Их лица просты, но значительны. В фигурах Мазаччо не осталось и намека на вытянутые, изящные готические пропорции, совсем напротив — они приземисты, весомы и очень «материальны».
Апостолы облачены в простые, напоминающие античные, одеяния, ниспадающие крупными свободными складками.
А какое разнообразие поз и жестов, как проработаны «портреты» героев, каждый из которых обладает своим характером! С легкой руки Вазари, в лице крайнего справа персонажа принято находить черты самого Мазаччо, но позднейшие исследования ставят под сомнение эту точку зрения.
Возможно, это сам заказчик росписи — Феличе Бранкаччи, тогда как автопортрет художника мы можем найти в другой фреске, «Воскрешение сына Теофила» (в образе молодого человека, третьего с правого края, смотрящего на зрителя, сильно скосив взгляд). Как бы там ни было, образ настолько индивидуален, что трудно представить его плодом фантазии живописца.
Многие исследователи видят во фресках капеллы Бранкаччи намек на современное художнику положение Флоренции. Так и в «Чуде со статиром» (прямо скажем, не самом распространенном сюжете), возможно, отражены события, связанные с введением в государстве подоходного налога.
Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200900106
МАЗА́ЧЧО
МАЗА́ЧЧО [Masaccio; наст. имя и фам. Томмазо ди сер Джованни ди Симоне (Моне) Кассаи; Tommaso di ser Giovanni di Simone (Mone) Cassai] (21.12.1401, Сан-Джованни-Вальдарно, близ Флоренции – до конца июня 1428, Рим), итал. живописец. Наряду с Ф. Брунеллески и Донателло является основателем итал. ренессансного иск-ва.
Предположительно первым учителем М. был Мариотто ди Кристофано (также уроженец Сан-Джованни-Вальдарно; возможно, дальний родственник М.). Однако намного более важным для формирования его иск-ва было влияние Джованни ди Франческо Тоскани, Арканджело ди Кола да Камерино, Джентиле да Фабриано и Донателло.
В 1422 М., как глава самостоят. мастерской, вступил в Цех врачей и аптекарей, к которому принадлежали и живописцы, и завершил свою первую датированную работу – триптих для ц. Сан-Джовенале-ди-Каша (Реджелло, близ Флоренции). Тогда же исполнил фреску во дворике ц.
Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции с большим количеством портретных фигур, написанных с натуры в новаторской реалистич. манере (не сохр.; отдельные её фигуры копировали Микеланджело, А. Мини и др. флорентийские художники 16 в.). В 1424 совм.
с Мазолино создал алтарный образ «Мадонна с Младенцем, св. Анной и ангелами» (галерея Уффици, Флоренция). Во всех этих ранних работах М.
отходит от традиций интернациональной готики, определявших живопись того времени, создавая объёмные скульптуроподобные фигуры и натуралистич. пространственные построения.
Самое выдающееся произведение М. – фрески со сценами из жизни св. Петра в капелле Бранкаччи в ц.
Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции (1424–27), выполненные в сотрудничестве с Мазолино (цикл был оставлен незаконченным и впоследствии завершён Филиппино Липпи), в которых разработаны осн. принципы ренессансной живописи. В сцене «Чудо со статиром» М.
организует пространство по правилам линейной перспективы, сформулированным незадолго до этого Ф. Брунеллески; расположение фигур также подчёркивает глубину пространства.
В «Крещении новообращённых святым Петром» художник приближает фигуры к зрителю и наделяет их индивидуальными психологич. характеристиками. На фреске «Исцеление тенью» впервые в европ. живописи изображена падающая тень, а в драматич.
эпизоде «Изгнание из рая» художник представляет обнажённые фигуры Адама и Евы, отличающиеся реалистич. точностью изображения. Эти росписи, возрождающие монументальность живописи Джотто, стали образцом для подражания для нескольких поколений флорентийских художников.
Огромное значение для формирования ренессансной живописи имела также фреска «Св. Троица с Богоматерью, св. Иоанном Евангелистом и донаторами» (1427, ц.
Санта-Мария-Новелла, Флоренция), в которой линейная перспектива используется как гл. композиц.
принцип, объединяющий реальное и живописное пространство, а вся сцена представлена в обрамлении классич. триумфальной арки.
В 1426 М. создал полиптих для пизанской ц. Санта-Мария-дель-Кармине (ныне разрознен; Гос. музеи, Берлин; Нац. галерея, Лондон; Музей П. Гетти, Лос-Анджелес; Музей Каподимонте, Неаполь; Нац. музей Сан-Маттео, Пиза).
В 1428 отправился в Рим, где начал работу над алтарным образом ц. Санта-Мария-Маджоре, законченным после его смерти Мазолино (ныне также разрознен; Музей Каподимонте; Нац.
галерея, Лондон; Музей искусств, Филадельфия).
Несмотря на то что М. не оставил учеников, его произведения, высоко ценимые уже современниками, оказали огромное влияние на развитие европ. иск-ва благодаря правдоподобию перспективных построений, весомости трёхмерных форм, новому достоинству и психологич. убедительности, которые он придавал своим персонажам.
Источник: https://bigenc.ru/fine_art/text/2155368