Он не стеснялся «торжества плоти», пышных форм, которые украсили его бессмертные полотна. Он изображал мифологических персонажей ярко, сочно, игриво, они были у него почти земными существами, радующимися жизни. Его работы украшают наш Эрмитаж, легендарный Лувр, мюнхенскую «Старую пинакотеку».
Биография Питера Пауля Рубенса
Итальянское ученичество
Питер Пауль Рубенс, фламандец, появившийся на свет в Германии (именно там был вынужден скрываться «опальный» отец будущего живописца Ян), сумел вернуться на родину предков лишь в 1587 году (в десятилетнем возрасте). Ян Рубенс умер на чужбине, Мария приехала в Антверпен, уже будучи вдовой с детьми.
Первые уроки рисования Питер взял у голландских живописцев, известных лишь тем, что именно у них учился азам великий художник.
А вот углубленное изучение основ мастерства проходило у Рубенса уже в Италии, где процветало Высокое Возрождение. Он жил в этой солнечной стране целых 8 лет, начиная с 1600-го.
Подвизался в качестве придворного художника у герцога Гонзаго. А сам впитывал и роскошь итальянских пейзажей, и гениальные приемы гениев Ренессанса.
В Риме Питер Пауль приходит в восторг от творений Рафаэля, да Винчи и Микеланджело, в Венеции создает копии с картин прославленных Веронезе и Тициана. Кроме того он выполняет дипломатические поручения своего покровителя (тот тогда был герцогом Мантуи).
Покровительство инфанты
Таким образом, возвращается в родные края уже не зеленый юнец, а состоявшийся художник. Его обласкали инфанта Изабелла (правящая тогда во Фландрии) и ее супруг Альберт.
Это был период перемирия между могущественной Испанией и Голландией, так что Фландрия оправлялась от кровопролитных сражений.
А испанка Изабелла была неплохой наместницей, понимала, в чем ее цели, благоволила представителям искусства, а фаворитом среди них стал Рубенс.
Работы того периода касаются, в основном, религиозных тем. Много создано живописцем и портретов особ королевских кровей.
Интересно, что персонажи мифологии становились на полотнах фламандца пышущими здоровьем красивыми и жизнерадостными людьми. Католицизм не приветствовал такие приемы, но покровительство сильных мира сего помогало Рубенсу избегать трений с церковью.
Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
Эротизмом проникнуты работы «Вакханалия» и «Похищение дочерей Левкиппа».
Очень известна у нас картина «Союз Земли и Воды», растиражированная множеством репродукций и копий (подлинник хранится в питерском Эрмитаже).
Динамичны и весьма красочны «Битва Амазонок» и «Возвращение Дианы с охоты».
В знаменитейшем музее Санкт-Петербурга находится и считающееся вершиной творчества Питера Пауля Рубенса (если брать именно античную тематику) полотно «Персей и Андромеда». Великолепное произведение искусства!
Творческий размах живописца и его трудолюбие поражало современников. Он трудился над портретами и сценами охоты с той же легкостью, с которой пишет картины на религиозные темы или пейзажи. Он воспитал целую плеяду учеников в собственной мастерской — они помогали ему в работе, участвуя в наиболее крупных заказах.
Таким, например, стала серия панно для королевы Франции Марии Медичи. 21 предварительно обговоренная с высокородной заказчицей сцена должна была украсить Люксембургский дворец. Аллегории и античные боги удачно сочетаются в этих работах с современными художнику костюмами и антуражем.
В тех же 20-х годах XVII столетия рождаются известные портреты, в том числе, хранящаяся в Эрмитаже «Камеристка инфанты Изабеллы».
Образ умершей жены запечатлен им в «Автопортрете с Изабеллой Брант». В 1626-м, когда она скончалась, казалось, мир рухнул для мастера и двух его детей. Он покинул Антверпен и занялся секретными дипломатическими миссиями для инфанты. Но не смог без творчества и последнее десятилетие жизни вновь посвятил только ему.
Возвращение к жизни
Сельские идиллии Рубенс изобразил в «Крестьянском танце», «Кермессе», «Пейзаже с радугой» и «Возвращении жнецов».
Кто-то скажет, что эти работы напоминают шедевры Питера Брейгеля. Но автор и сам не возражал бы против такого сравнения: он никогда не стеснялся брать на вооружение лучшие приемы своих коллег.
Он вторично женился на дочери друга, Елене Фурман, девушкой много младше художника (на момент заключения брака той было всего 16). Она стала для него моделью и музой.
Ее черты мы видим в «Вирсавии» и «Андромеде», поздних шедеврах фламандца.
Елена улыбается нам с полотна «Шубка», она является и одной из «Трех граций».
Подагра мешала Рубенсу творить, она грызла его все больше и больше. В возрасте 62-х лет гения не стало. Его похоронили почти с королевскими почестями.
Источник: https://fancy-journal.com/kulturnaya-zhizn/stil-zhizni/6125-piter-paul-rubens-biografiya-i-luchshie-raboty
Картины Рубенса с названиями. Питер Пауль Рубенс: самые известные работы
Питер Пауль Рубенс по праву считается одним из величайших фламандских художников 17 века. Его картины хранятся в лучших галереях мира, а многие работы живописца визуально известны даже тем, кто никогда не слышал его имени. Самые известные картины Рубенса с названиями и описанием представлены далее в этой статье.
Краткая биография художника
Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене (Германия), в состоятельной и знаменитой семье ремесленников и торговцев.
Когда будущему художнику было 8 лет, семья Рубенс переехала в Кельн (Германия), где юноша обучался гуманитарным наукам сначала в иезуитской школе, а затем в богатой светской, изучал греческий язык и проявлял способности феноменальной памяти.
В 13 лет, благодаря семейным связям, Питер Пауль был устроен на должность пажа к бельгийской графине де Лален. Но быть придворным юноша не хотел, и уже через год начал обучаться живописи. Его первым известным наставником стал художник Отто ван Веен.
В начале 1600-х годов начинающий художник совершил путешествие по Италии и Испании, где очень сильно был вдохновлен школой старых мастеров.
Картины Рубенса с названиями «Автопортрет в кругу веронских друзей», «Положение во гроб», «Геркулес и Омфала», «Гераклит и Демокрит» были написаны именно в этот период.
Им было выполнено множество копий с известных картин итальянских и испанских художников, например Рафаэля и Тициана.
После путешествия, которое длилось более 8 лет, Питер Пауль Рубенс приехал в бельгийский город Антверпен, а уже в 1610 году, в Брюсселе, получил звание придворного живописца от герцога Альбрехта.
Множество картин Рубенса с названиями, содержащими имена самого герцога и его жены Изабеллы Клары Евгении, появились в тот период, так как правящая чета не хотели расставаться с художником — их влияние очень поспособствовало творческому успеху и признанию Рубенса.
Но он все-таки не захотел оставаться в Брюсселе, вернулся в Антверпен и женился на Изабелле Брант, которая стала его любимой моделью и матерью троих детей. В 1611 году художник приобрел для себя и семьи огромный дом-мастерскую, и с этого момента начался особенно плодотворный период его творчества.
Ничто не стесняло художника — он был обеспечен деньгами и временем, а также получил достаточно навыков для свободного творчества.
За все время художественной работы Питер Пауль Рубенс написал более 3000 картин, многие из них оказали влияние на творчество последующих поколений художников. Он не был новатором, но отточил классический фламандский стиль до невероятного уровня живости и красоты.
В 20-х годах 17 века Рубенс освоил еще и дипломатическую карьеру. Этому поспособствовала плодотворная работа при дворе Марии Медичи. Теперь художник регулярно посещал Англию и Францию по политическим вопросам.
В 1626 году от чумы скончалась 34-летняя жена Рубенса. После этого потрясения он на время оставил живопись и углубился в политическую и дипломатическую деятельность.
Теперь его миссии распространились на Данию и Испанию, но сложная политическая обстановка и изгнание Медичи вызывали неприязнь к Рубенсу со стороны других дипломатов, однажды они напрямую заявили, что «не нуждаются в художниках».
Он еще пытался завязать политические связи, но окончательно оставил эту сферу в 1635 году.
Но в самый разгар дипломатической деятельности, в 1630 году, художник вновь серьезно взялся за кисти и принял решение снова жениться — избранницей 53-летнего Рубенса стала 16-летняя купеческая дочь Елена Фоурмен.
С того момента она стала главной моделью и вдохновительницей художника, он написал с нее множество портретов, а также использовал для изображения мифических и библейских героинь. Елена родила Рубенсу пятерых детей, однако прожить с ней ему довелось всего десять лет.
Художник скончался от подагры 30 мая 1640 года.
Автопортреты
Портреты Питера Пауля Рубенса, который он писал сам, превышают количество автопортретов любого из художников до него. Да и после сравниться с ним в этом мог только Рембрандт. Рубенс любил и классические автопортреты, и наделение собственным лицом какого-нибудь героя сюжетной картины. Первой подобной работой стал «Автопортрет в кругу веронских друзей», написанный в 1606 году в Италии. Интересно, что на полотне лицо автора отличается от лиц его друзей — он словно подсвечен невидимым источником и единственный смотрит прямо на зрителя.
По теме: Все нюансы по открытию магазина бытовой химии
А самым знаменитым автопортретом можно считать написанный в 1623 году — практически ни одна биография Рубенса не обходится без данной картины, репродукция которой и представлена выше.
Еще один знаменитый портрет — «Четыре философа» 1611 года, о нем более подробно будет рассказано далее. Последним автопортретом художника стала картина, написанная за год до его смерти, в 1639-м.
Ее фрагмент представлен в подзаголовке «Краткая биография художника». А вот еще несколько картин, в которых фигурирует портрет автора:
- «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).
- «Автопортрет» (1618-й).
- «Автопортрет с сыном Альбертом» (1620-е).
- «Автопортрет» (1628 год).
- «Сад любви» (1630-й).
- «Автопортрет с Еленой Фоурмен» (1631 год).
- «Рубенс, его жена Елена Фоурмен и их сын» (конец 1630-х).
«Страшный суд»
Под названием «Страшный суд» у Рубенса есть две картины, и обе находятся в мюнхенской галерее «Старая пинакотека». Первая из них, фрагмент которой представлен выше, была написана в 1617 году. Она выполнена маслом на деревянной панели размером 606 на 460 см, поэтому вторую картину, размер которой 183 на 119 см, часто именуют «Малым Страшным судом». Большую часть полотна занимают простые смертные, буквально разбросанные в разные стороны силой снизошедшего к ним Христа. Некоторые из них одеты, некоторые обнажены, но на всех лицах ужас и отчаяние, а кого-то и вовсе утаскивают демонические существа. Бог в виде Иисуса Христа изображен в самом верху картины по центру, от него исходит свет, вместо одежды — ярко-красное полотно, а за его спинами — не то святые, не то умершие, которые уже попали в рай. По бокам от Иисуса выделяются Дева Мария и Моисей со святыми скрижалями в руках.
На второй картине, которую Рубенс написал в 1620 году, можно увидеть будто бы продолжение или вариацию первого полотна. Несмотря на меньший размер, полотно более вытянутое, Бог вновь на самом верху, но теперь появилось и изображение ада. Грешники сыпятся в бездну, где их встречают радостные черти, а ангелы с трубами не позволяют людям забраться наверх, обороняясь от них щитами.
Алтарные триптихи
Для Рубенса алтарные работы стали одним из основных видов художественной деятельности в период с 1610 по 1620-й. Алтарными они называются потому, что художник писал их в основном для украшения церкви, а некоторые и вовсе прямо в церкви, чтобы уловить правильно падение света в том месте, где полотно будет находиться. За это время Рубенсом было создано семь картин с распятием, пять — демонстрирующих момент снятия с креста и три с его воздвижением, а также много других изображений Христа, святых и библейских сюжетов. Но самые известные среди них — триптихи, которые находятся в Соборе Антверпенской Богоматери. Триптих «Воздвижение креста Господня», фрагмент которого можно увидеть на главном фото этой статьи, художник создал в 1610 году для алтаря старинной церкви Святого Вольбурга, а на свое сегодняшнее место картины попали в 1816 году. Триптих «Снятие с креста» (можно увидеть выше) создавался уже конкретно для Собора, в котором находится по сей день, с 1612 по 1614 год. Многие называют это монументальное полотно самым лучшим произведением Рубенса, а также одной из лучших картин эпохи барокко вообще.
«Союз земли и воды»
Картина Рубенса «Союз Земли и Воды», написанная в 1618 году, находится в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Полотно, изображающее богиню Земли Кибелу, морских богов Нептуна и Тритона, а также богиню Викторию, обладает сразу несколькими смыслами. Нептун и Кибела заключают союз, нежно держась за руки и глядя друг на друга, их венчает Виктория, а сын Нептуна Тритон, поднявшись из морской глубины, трубит в раковину. В первую очередь сюжет олицетворяет божественную связь женского и мужского начал, так как для художника полная обнаженная женщина всегда была символом земного, плодородного, естественного. Но лично для Рубенса «Союз Земли и Воды» был еще и намеком на трудное положение фламандцев, лишенных выхода к морю в период голландской блокады. Самым же простым толкованием можно считать мифологическое единение двух стихий, ведущее к мировой гармонии. Так как полотно, находясь в Эрмитаже, считалось достоянием, в 1977 году в СССР были выпущены почтовые марки с этой картиной.
По теме: Стиль и архитектура церквей России
«Три грации»
Еще одна из самых известных картин художника была написана в последний год его жизни — 1639-й. Полотно с изящным названием «Три грации» хранится в испанском Музее Прадо. На ней в излюбленной манере художника в неких райских кущах изображены три обнаженные полные женщины, олицетворяющие древнеримских граций — богинь веселья и радости. В Древней Греции этих богинь звали харитами. Они плавно кружатся в танце, обнявшись и глядя друг на друга, по-видимому, в приятной беседе. Несмотря на одинаковые фигуры, изображение которых у Рубенса всегда включало исключительно плавные, округлые линии без единого угла, он внес различие между женщинами в цвете волос. Светлая блондинка стоит в светлой части пейзажа на фоне неба, шатенка, наоборот, изображена на фоне деревьев, а между ними, на рубеже света и тьмы, гармонично выписалась рыжеволосая богиня.
«Два сатира»
Картина Рубенса «Два сатира» продолжает тему мифологических существ. Она была написана в 1619 году и в настоящее время тоже находится в мюнхенской «Старой пинакотеке». В отличие от большинства монументальных работ художника, это полотно обладает сравнительно небольшим форматом — всего 76 х 66 см. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса — бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами. Известно, что сатирам было не лень делать только две вещи — развратничать с нимфами и пить вино. Рубенс изобразил два противоположных типажа сатиров — тот, который находится на заднем плане, явно больше предпочитает алкоголь. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. На переднем же плане явно изображен сладострастец — похотливые взгляд и ухмылка буквально пронзают зрителя, а нежно сжимаемая в его руке гроздь винограда заставят смутиться даже самого искушенного зрителя.
«Персей освобождает Андромеду»
Выше можно увидеть фрагменты трех картин. Первая принадлежит кисти Ламберта Сустриса — «Персей освобождает Андромеду». Она была написана в середине 16 века. Именно эта работа вдохновила Рубенса на создание своего первого полотна с таким же названием в 1620 году. Изменив несколько плоскую средневековую манеру Сустриса, художник практически дословно воспроизвел позы героев и общий мифологический сюжет (второй фрагмент). Данная картина хранится в Картинной галерее Берлина.
Спустя два года Рубенс вновь обратился к сюжету о Персее и Андромеде и написал еще одну картину с таким же названием (третий фрагмент).
Несмотря на небольшую разницу, здесь уже в большей мере раскрыт характерный стиль художника — богиня победы Ника вновь венчает головы персонажей, а вокруг порхают маленькие амуры.
Несмотря на то что Персей — древнегреческий герой, он облачен в костюм римского воина. Как и «Союз Земли и Воды», эта картина принадлежит собранию Государственного Эрмитажа.
«Венера перед зеркалом»
В своей картине 1615 года «Венера перед зеркалом» Рубенс в некоторой мере повторяет сюжет, созданный ранее Тицианом, в котором полуобнаженная Венера смотрится в зеркало, придерживаемое амуром. Однако присутствующая рядом с Венерой Рубенса чернокожая служанка позволяет думать, что его Венера — вовсе не богиня, а земная женщина, склонная к божественному самолюбованию. По своему обычаю, художник вновь изобразил пышнотелую белокожую женщину без одежды, но с золотыми украшениями и тонким, полупрозрачным полотном у ног. Служанка то ли расчесывает, то ли просто перебирает красивые золотые волосы своей госпожи. В настоящее время полотно хранится в венском музее Коллекции Лихтенштейнов.
«Четыре философа»
В картине 1611 года «Четыре философа» Рубенс, помимо себя, изобразил скончавшегося в этом году любимого брата Филипа, ученого философа Юста Липсия и его ученика Яна Воверия. Также на полотно попал Мопс — любимый пес Липсия, преклонивший голову на коленях Воверия. Особой сюжетной подоплеки в картине нет: как и «Автопортрет с веронскими друзьями», написанный по поводу смерти Липсия в 1606 году, картина является посвящением близким людям Рубенса и времени, которое он успел провести рядом с ними. Увидеть полотно можно во флорентийском Палаццо Питти.
«Охота на львов»
С 1610 по 1620 год художник был увлечен написанием охотничьих сюжетов. Достигнув огромного мастерства в изображении человеческого тела, он хотел соединить его с только осваиваемой демонстрацией тел крупных животных. Одно из самых известных полотен на эту тему у Рубенса — «Охота на львов», написанное в 1621 году.
Противостояние человеческого оружия и сил диких животных ярко показано в смелом противостоянии двух мускулистых львов семи охотникам, половина из которых атакуют верхом на лошадях. Один из львов готов растерзать поверженного наземь охотника с кинжалом, другой зубами стащил охотника с коня, вцепившись когтями в тело животного.
Несмотря на то что этого льва колют сразу тремя копьями, он разозлен и не отступает, и только меч одного из охотников дает надежду победить разъяренного зверя. Один из охотников лежит без сознания с зажатым в руке ножом.
Особенно интересным в этой картине является факт совместной охоты восточных и европейских персонажей — это становится ясно из их одежды и вооружения. В настоящее время картина хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
Портреты возлюбленных
Довольно большое собрание составляют картины Рубенса с названиями, содержащими имя его первой жены Изабеллы Брант. Как правило, это либо ее личные портреты, либо совместные автопортреты четы. На подборке репродукций выше можно увидеть:
- «Портрет леди Изабеллы Брант» (конец 1620-х).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1610 год).
- «Портрет Изабеллы Брант» (1625 год).
- «Автопортрет с Изабеллой Брант» (1610 год).
Последняя картина считается одной из лучших в портретной живописи художника. Он и его молодая супруга изображены невероятно живо, будто на фотографии — сложно поверить, что герои не запечатлены сиюминутно.
Одной из самых прекрасных деталей данного полотна можно назвать руки возлюбленных и их нежное соприкосновение, передающее любовь и взаимодействие лучше, чем если бы герои просто смотрели друг на друга.
В настоящее время полотно тоже хранится в мюнхенской «Старой Пинакотеке».
Портреты Елены Фоурмен, которые можно увидеть выше, стали основным сюжетом живописи Рубенса в последние годы его жизни. Представлены фрагменты следующих полотен:
- «Елена Фоурмен и Франс Рубенс» (1639 год).
- «Портрет Елены Фоурмен» (1632-й).
- «Шубка» (1638 год).
- «Елена Фоурмен в свадебном платье» (1631-й).
- «Портрет Елены Фоурмен, второй жены художника» (1630 год).
- «Рубенс с женой Еленой Фоурмен и их сыном» (1638-й).
Но самым известным портретом Елены Фоурмен кисти ее мужа считается написанный в 1630-м году, репродукция которого представлена выше.
На нем 16-летняя молодая жена изображена в великолепном выездном наряде, красивой бархатной шляпке в голландском стиле и с двумя нежными цветками розы, прижатыми к животу.
Считается, что в этот период вторая супруга Рубенса уже была беременна, и именно это олицетворяют цветы у живота. Полотно находится в гаагской Королевской художественной галерее Маурицхейс.
Источник: https://textman.ru/sovety/2018/11/21/122016/
Презентация «Творчество Питера Пауля Рубенса»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
(1577—1640) Творчество Питера Пауля Рубенса
2 слайд Описание слайда:
В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Главой фламандской школы живописи, одним из величайших мастеров кисти прошлого был Питер Пауль Рубенс (1577—1640).
В его творчестве ярко выражены и мощный реализм и национальный своеобразный вариант стиля барокко. Барокко — художественный стиль, появившийся в шестнадцатом веке в Италии, и пользовавшийся особой популярностью в семнадцатом – восемнадцатом веках во всех европейских странах.
Автопортрет с мантуанскими друзьями (деталь) самый ранний из автопортретов
3 слайд Описание слайда:
Подобно античным мастерам, Рубенс видел в человеке совершенное создание природы. Отсюда особый интерес художника к изображению живого человеческого тела.
Он ценил в нем не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сил.
Рассказы о подвигах античных богов и героев — свободные импровизации Рубенса, посвященные прославлению красоты жизни, радости существования. Святой Георгий и дракон 1606-1607, Музей Прадо, Мадрид
4 слайд Описание слайда:
Ранние работы Герцог Лерма , 1603 Музей Прадо, Мадрид
5 слайд Описание слайда:
Художник с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века, отличающихся простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность.
6 слайд Описание слайда:
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, стала религиозная и мифологическая живопись. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Прометей прикованный, 1610-1612
7 слайд Описание слайда:
Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. Смерть Публия Деция Муса
8 слайд Описание слайда:
Два сатира, 1618-1619. Альт Пинакотека, Мюнхен, Германия Юдифь с головой Олофрена, 1616. Музей герцога Ульриха Антона, Брауншвейг
9 слайд Описание слайда:
Голова Медузы, 1617
10 слайд Описание слайда:
Ахилл, Одиссей и Диомед, 1617
11 слайд Описание слайда:
Мария, преклоняющаяся перед Христом, 1615. Рококс Хауз, Антверпен Христос и два вора на кресте, 1619-1620. Конинклийк Музей, Антверпен
12 слайд Описание слайда:
Мария Паллавичино, 1606 Маркиза Бригитта Спинола Дориа, 1606, Галерея искусства, Вашингтон Рубенс много работал как портретист. Он продолжил гуманистическую традицию портрета Высокого Возрождения, но проявил более непосредственное, личное отношение к людям, значительно больше раскрывал чувственную полноту жизни и обаяние модели.
13 слайд Описание слайда:
«Портрет молодой женщины» (около 1625, Санкт-Петербург, Эрмитаж) чарует трепетом жизни, лиризмом юного образа. Лицо девушки, окруженное жемчужно-белой пеной воротника, выделяется па темном фоне.
Легкость письма, золотистые рефлексы и прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают ясность и чистоту ее душевного мира. Во влажных, чуть грустных зеленых глазах искрится свет.
Он трепещет в золотистых волосах, мерцает в жемчугах. Портрет камеристки 1625
14 слайд Описание слайда:
В «Автопортрете» (около 1638, Вена, Историко-художественный музей) поворот головы, чуть надменный, но благосклонный взор, широкополая шляпа, непринужденная элегантная осанка — все способствует раскрытию идеала человека широкого кругозора, занимающего видное положение, одаренного, умного, уверенного в своих силах.
15 слайд Описание слайда:
Елена Фоурмен 1629
16 слайд Описание слайда:
Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье
17 слайд Описание слайда:
Ночная история, 1616-1617
18 слайд Описание слайда:
Анна Австрийская, 1622 Герои Рубенса наделены чувством собственного превосходства, высокомерной степенностью.
В композициях портрета важную роль играют сдержанность спокойной позы, особый поворот фигуры, головы, многозначительный, полный достоинства взгляд и жест, эффектный костюм, торжественность обстановки, подчеркнутая тяжелыми занавесами или колоннами, знаки отличия и эмблемы.
С помощью костюма портретируемого раскрывается то, что недосказано лицом модели, ее жестом. Рубенс обогащает портретную характеристику раскрытием общественной роли портретируемого. Это соответствовало концепции импозантного барочного портрета, призванного изображать людей «достойных» и «значительных».
19 слайд Описание слайда:
Рубенс обратился к изображению народной жизни, писал пейзажи, портреты своих близких, жену, детей, себя в их окружении, особенно удаются ему образы детей.
Портреты Николаса, сына Рубенса Дочь Клара Серена Последние десятилетия творчества Рубенса представляют вершину его художественного развития.
У Рубенса от двух браков родилось 8 детей: трое от Изабеллы Брант и пятеро – от Елены Фоурмен (пятый родился после смерти Рубенса).
20 слайд Описание слайда:
На этом семейном портрете изображена вторая жена художника, ставшая его последней любовью и приходившаяся родной племянницей его первой супруге. На момент бракосочетания Рубенсу было 53 года, а Елене всего 16.
21 слайд Описание слайда:
Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника — “Елена Фоурмен с детьми” (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена) Изображение молодой жены и детей — дочки Клер-Жанны и сына Франсуа — дышит безмятежным счастьем материнства.
22 слайд Описание слайда:
Охота на кабана, 1615-1620. Дрезденская Картинная Галерея Одна из центральных тем последних десятилетий творчества — сельская природа, то исполненная эпического величия, могучей красоты и изобилия, то подкупающая простотой и лиричностью.
23 слайд Описание слайда:
Пейзаж с радугой Осенний пейзаж с видом на замок
24 слайд Описание слайда:
В полотнах Рубенса оживают бескрайние просторы полей и пастбищ, вздымающихся холмов, рощи с пышными кронами деревьев, сочная трава, клубящиеся облака, извилистые реки и проселочные дороги, пересекающие по диагонали композиции.
Первозданной силе природы, ее могучему дыханию созвучны фигуры крестьян и крестьянок, занятых повседневным трудом.
Крестьянский танец, около 1635-1638 Музей: Прадо Крестьяне, возвращающиеся с поля после 1635, Флоренция, галерея Питти
25 слайд Описание слайда:
Всесторонне одаренный, блестяще образованный, Рубенс был художником огромного творческого размаха, искренних порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.
Прирожденный живописец-монументалист, оформитель театральных зрелищ, график, архитектор-декоратор, талантливый дипломат, владевший несколькими языками, ученый-гуманист, Рубенс пользовался почетом и славой при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.
Рубенс — создатель огромных барочных композиций. Сила пластического воображения, динамичность форм и ритмов, торжество декоративного начала составляют основу его творчества.
26 слайд Описание слайда:
smallbay.ru – виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры gallerix.ru- галерея цифровых репродукций картин известных художников bibliotekar.ru – электронная библиотека museum-online.ru ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Краткое описание документа:
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_tvorchestvo_pitera_paulya_rubensa-191832.htm
Художник Рубенс Петер Пауль (Божественное)
Одной из центральных тем, в которой Рубенс проявил себя наиболее ярко и полнокровно, стала религиозная живопись.
Для полного понимания ее значения для художника и общества важно вспомнить, что Рубенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют Контрреформацией, так как он характеризовался возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усилия с целью подавления последствий протестантской реформации.
Это было время острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью…
«Охота на ведьм», поражающий воображение размах религиозного усердия, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в настоящий кошмар — по всей Европе тысячи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они якобы совершили преступления против человечества и природы.
Возрожденная из средневековья инквизиция старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к массовым преступлениям и пыткам подозреваемых в ереси людей. Религиозные войны, одна за другой, подрывали установившийся в Европе мир…
Автопортрет 1623. 91х71. Национальная галерея Канберра
-
Триумф Церкви 1625 — 1626, 86 см x 106 см, панель, масло. Питер Пауль Рубенс (1577 Зиген — 1640 Антверпен) -
-
-
-
-
-
-
-
Непорочное зачатие, 1628. Холст, масло, 198х137. Музей Прадо, Мадрид, Испания
Обучение Марии 1630-35. 194х140. Королевский музей искусств Антверпен
Коронование Марии ок1613. 46х61. Институт искусств Курто, Лондон
Поклонение пастухов ок1608. 400х300. Церковь святого Павла Антверпен
Мадонна с Младенцем и святыми 1634. 220х193. Церковь св Иакова Антверпен
Маленькие Иисус с Иоанном с двумя ангелами
Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде ок1620. 185х210. Старая пинакотека Мюнхен
Маленькие Христос и Иоанн 112х149. Частное собрание
Святое Семейство со святым Франциском ок1630. 191х214. Королевское собрание Англия
Святое семейство и Святая Анна, 1630. Холст, масло, 115х90. Музей Прадо, Мадрид
Святое Семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем — 1614 136х100, Коллекция Уоллес Лондон
Возвращение Святого Семейства из Египта Собрание графа Лестер, Норфолк
Вход Христа в Иерусалим 1632. Музей искусств Дижон
Крещение Христа 1605. 411х675. Королевский музей искусств Антверпен
Христос и грешница 143х194. Королевский музей искусств Брюссель
Христос в доме фарисея Симона ок1640. 40х52. Королевское собрание Англия
Христос, умывающий ноги ученикам 1632. Музей искусств Дижон
Тайная вечеря 1631-32. 304х250. Пинакотека Брера Милан
Триумф Иуды Маккавея 1635. 310х228. Музей искусств Нант
Бичевание Христа Церковь святого Павла Антверпен
Путь на Голгофу 569х355. Королевский музей искусств Брюссель
Несение креста — 1637
Распятый Христос, 1610-1611. Холст, масло, 219х122. Конинклийк Музей, Антверпен
Три Распятия, 1620. Холст, масло. Музей Бойманаса ван Бенингена, Роттердам
Распятие — 1627, 51х38, Рококсхейс Антверпен
В 1620 году бургомистр Антверпена и друг Рубенса Николае Рококс заказал ему «Распятие на кресте» для францисканской церкви Реколле. Эта, теперь ставшая знаменитой, картина называется «Удар копьем». На ней римский воин копьем пронзает бок Христа.
Небольшая группа людей, оплакивающих Христа, грубо оттеснена солдатами на лошадях с небольшого пространства вокруг трех грубо сколоченных крестов на Голгофе.
Грубость и жестокость публичной казни контрастируют с молчаливо выраженным горем стоящих рядом Богоматери и святого Иоанна, с состраданием Марии Магдалины, которая жестом, молящим о защите, протягивает руки к солдату, поднимающему свое копье ( ниже под другим названием).
Христос и два вора на кресте, 1619-1620. Дерево, масло, 429х311. Конинклийк Музей, Антверпен
Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были исполнены две мастерские работы: «Воздвижение Креста» и «Снятие со Креста» (обе в антверпенском соборе).
Воздвижение креста, триптих, общий вид. Слева направо: Мария и Иоанн, Воздвижение креста, Воины 1610. 460х340, 460х150. Собор Антверпен
Воздвижение распятого Христа,триптих, центральная часть. 1610. Дерево, масло, 460х340. Антверпен, Кафедральный Собор
Необыкновенный успех имела его роспись алтаря, выполненная им в период с 1611 по 1614 год для Антверпенского собора.
Главной картиной была «Снятие с креста», слева — «Кара Господня», а справа — «Представление в храме».
«Кара Господня» и «Представление в храме» — композиции, обладающие редкой благодатью, — они написаны теплыми красками, все еще напоминающими о влиянии на художника Венеции.
Снятие с креста, триптих, общий вид 1612-14. 421х311, 421х153. Собор Антверпен
Но центральная панель — «Снятие с креста» знаменует собой явное освобождение Рубенса от итальянской зависимости, в ней мы наблюдаем эволюцию череды более светлых красок, что является типичным явлением для нидерландской живописи.
На самом мертвом теле, на складках савана, на женских фигурах мерцающие бело-серые блики, светло-янтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более традиционным красным и коричневым на мужских фигурах. Зрителя поражала, прежде всего, фигура мертвого Христа.
«Это одна из самых прекрасных его фигур, — писал знаменитый английский живописец сэр Джошуа Рейнольдс (1723-1792), — Голова, упавшая на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о тяжести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его». На самом деле здесь изображена вся «тяжесть смерти», но в самой картине никакой тяжести не чувствуется.
С перехватывающей дыхание виртуозностью Рубенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под тяжестью своего веса сползает в крепкие руки святого Иоанна, который стоит, раскрыв свои объятия, чтобы принять его.
Фигура слева слегка поддерживает левую руку Христа, а справа достопочтенный Никодим, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. Стоящая на коленях Магдалина поддерживает руками его ступни. Но никто из них покуда не принял на себя его тела; это критический момент, схваченная художником доля секунды, перед тем как мертвое тело окажется на протянутых к нему руках.
Снятие с креста, триптих, центральная часть. 1612-14. 421х311. Собор Антверпен
Картина Рубенса «Снятие с креста» стала вызовом для всех художников, так как она требовала высокого технического мастерства рисунка, а также умения вызвать у зри-теля соответствующие эмоции. Именно эта картина сделала Рубенса первым религиозным художником своего времени.
- Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых.
Оплакивание Христа ок1618. 138х178. Королевский музей искусств Антверпен
Оплакивание Христа Девой Марией и святым Иоанном Галерея Хаттон, Ньюкасл
Погребение Христа 1615-16. 83х65. Институт искусств Курто, Лондон
Святая Троица 158х152. Королевский музей искусств Антверпен
Воскресение Христа 1611-12. 138х98, 136х40. Собор Антверпен
Воскресение Христа, центр 1611-12. 138х98. Собор Антверпен
Воскресение Христа 1617-19. 67х102. Музей искусств Марсель
Извещение Марии о скорой смерти 1609-12. 92х73. Институт искусств Курто, Лондон
Благовещение о воплощении Христа, как исполнение пророчеств 1628-29. 65х47. Фонд Барнса, Мерион
Вознесение Девы Марии 1620-25. 88х59. Маурицхейс Гаага
Вознесение Марии 1616-18. Академия искусств Дюссельдорф
Христос — Владыка мира Музей искусств Страсбург
Триумф веры 1627. 481х595. Музей искусств Валансьенн +++++++++++++++
Святой Петр (мастерская Рубенса) — 1616 — 1618
Два апостола Частное собрание
Обращение Павла 1610-12. 95х121. Институт искусств Курто Лондон
Святое Семейство со свв Елизаветой и Иоанном Крестителем 114х88. Галерея Палатина Флоренция
Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1609-10
Явление святому Франциску Мадонны с Младенцем Церковь святого Антония Падуанского, Антверпен
Четыре евангелиста ок1625. 439х447. Музей Ринглинга Сарасота
Святой Георгий со святыми 1608. Санта Мария Валличелла Рим
Мученичество святого Георгия Музей искусств Бордо
Кесарево — кесарю, Божье — Богу ок1612. 144х190. Музей искусств Сан Франциско
Еще ранее, в 1609 г., он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: «Обращение св. Бавона» (для церк. св. Бавона, в Генте), «Поклонение волхвов» (для церк. св.
Иоанна в Мехельне) и колоссальное изображение «Страшного суда» (в мюнхенской пинакот.). Пафос бурной космической динамики, борьбы противостоящих сил господствует в огромных декоративных полотнах: «Страшный суд», «Малый Страшный суд», «Падение грешников», «Битва амазонок» (1610-е гг.
, все в Старой пинакотеке, Мюнхен).
Источник: http://www.crown6.org/publ/3-1-0-7997
Рубенс Питер Пауль. Биография, названия, описание картин
Питер Пауль Рубенс (28.06.1577, Зиген — 30.05.1640, Антверпен) — фламандский живописец, воплотивший в своих картинах подвижность, жизненность и чувственность эпохи барокко. На всю Европу прославили его масштабные работы на религиозные и мифологические темы, также Рубенс был мастером портрета и пейзажа.
Биография Питера Пауля Рубенса.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году в немецком городке Зиген в семье довольно известного юриста. Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения.
После смерти отца, мать перевозит детей в Антверпен, где Рубенс поступает в пажи к графине Маргарите де Линь и, одновременно, берет уроки рисования у известных художников: Отто ван Веена, Тобиаса Верхарта, Адама ван Ноорта.
Талант молодого художника заметили сразу: в 21 год он стал членом союза художников и ремесленников и принимает участие в оформлении новой резиденции правителей Нидерландов.
Когда Рубенсу исполняется 23 года, он отправляется в Италию и поступает на службу к герцогу Гонзаге, а когда тот направляет его с подарками посетить испанскую королевскую семью, художник среди прочих картин итальянских мастеров, подарил и свои работы. Получив высокие оценки, Рубенс становится известным живописцем в Испании. В 1606 году художник получает, пожалуй, один из самых значимых заказов в своей жизни — роспись главного алтаря церкви святой Марии в Валлиселле.
После смерти матери в 1608 году, Рубенс переезжает на родину, служит придворным живописцем в Брюсселе, женится и покупает дом. В этот период он пишет самые известные свои работы: «Поклонение волхвов», «Охота на львов», «Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», мастерски расписывает алтарь Антверпенского собора.
На позднее творчество художника большое влияние оказывает его вторая жена, ее образ фигурирует на многих работах мастера: «Вирсавия», «Шубка». Много внимания Рубенс уделял различным сценам из жизни народа («Кермеса»), пейзажам («Пейзаж с радугой»).
Умер художник в возрасте 63 лет в Антверпене.
Описание картин Питера Пауля Рубенса:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/rubens-piter-paul/
Рубенс. «Четыре философа». О чем говорят тюльпаны?
- «В года разлук, в года смятений,
- Когда свинцовые дожди
- Лупили так по нашим спинам,
- Что снисхождения не жди,
И командиры все охрипли…
- Тогда командовал людьми
- Надежды маленький оркестрик
- Под управлением любви»
- Булат Окуджава.
«Пусть, пока ты был на родине, судьба нередко противилась тому, чтобы мы были вместе, и то и дело лишала нас радости свидания. Но все же я знал, что ты живешь по соседству и в любое время можно с тобою увидеться, а это ослабляло ощущение разлуки. Пространства же, какие ныне нас разделяют, во много раз усилили мою тоску по тебе.
Любовь наша стремится быть первой и не желает знать соперников, права свои она уступит не охотнее, чем властитель свой трон и жених брачное ложе. Прощай, мой драгоценный.»
(Из письма Филиппа 21 мая 1601 года, Лувен)Фландрия. 60 километров отделяют Антверпен от Лувена (Leuven). По нынешним меркам – не расстояние, если ехать на автомобиле или на поезде. А на лошадях? Полдня езды. Каждый день не поездишь, чтобы повидаться с близкими. Недалеко – но и не рядом.Питер учился и работал в Антверпене, Филипп, его старший брат, после латинской школы поехал учиться в университет в Лувене, получать юридическое образование. В университете в это время преподавал Юстус Липсиус (1547-1606) – философ, филолог, последователь Сенеки. Ян Вовериус был сокурсником и другом Филиппа.Питер поехал в Италию работать у герцога Мантуанского, Филипп и Ян приезжали в Италию продолжать образование. В Риме состоялось знакомство Яна и Питера, и Питер написал его карандашный портрет (1602 год). Питер вернулся в Антверпен в 1609 году, Филипп – несколько раньше. Все время, пока братья были в разлуке, они писали друг другу письма, полные любви. Еще одно доказательство духовной близости братьев — предисловие Филиппа к сборнику своих сочинений:
«Антверпен, 1608 г. [лат.] […
] В завершение я добавляю сюда Элегию, обращенную к моему горячо любимому и желанному брату; это сочинение не новое или недавнее, оно написано три года назад, когда он плыл в Италию из Испании, куда он был послан.
Я хочу запечатлеть здесь память о любви и душевной благодарности к тому, чья искусная рука, чье острое и верное суждение немало помогли мне в работе над моей книгой. […]»
В 1610 году Питер пишет портрет Филиппа, который к тому времени стал городским секретарем Антверпена – вторым лицом в управлении городом. А через год Филипп скоропостижно умирает.
Тоска по Филиппу нашла выход: Питер создает картину «Четыре философа» (1611 год, Палаццо Пити, Флоренция, Италия). На полотне – сам Питер, Филипп, Юстус Липсиус (самый старший), Ян Вовериус.
И есть еще один персонаж, который ушел в мир иной полторы тысячи лет назад – римский философ-стоик Сенека, бюст которого возвышается над всеми. Фон картины – развалины на Палатинском холме в Риме.
Рубенс, Четыре философа, 167х148 см, Galleria Querini Stampalia, Венеция, Италия
Старший из них – Юстус Липсиус – был их наставником, учителем. Скорее всего, Рубенс не был знаком с Липсиусом, его взгляды впитал Филипп. Он и заразил художника стоицизмом. В те годы Фландрия боролась за будущее. Философия Сенеки помогала пережить тяжелые повороты судьбы, осуществить мечты о лучшей жизни. (Вот как определяет основы стоицизма Википедия: «По представлениям стоиков всякое нравственное действие является ничем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.»)
Картина «Четыре философа» — как бы дань братской любви. И не только любви – но и признательности в том, что Филипп ввел Питера в круг интеллектуалов и дал ему возможность познать и впитать их философские взгляды.
Питер объединил на картине близких по духу людей. Он скопировал свои работы — портреты Филиппа (1610 год), Яна Вовериуса, автопортрет. Юстуса Липсиуса пришлось писать с портрета работы Абрахама Яссенса (музей Платин-Моретус, Антверпен). Сенеку Питер рисовал с мраморного бюста во время пребывания в Риме.
Рубенс. Портрет Яна Вовериуса
Перед бюстом – тюльпаны, знак уважения к великому человеку. Два из них повыше, один из которых раскрылся больше и приувял. Оба с полосками -«сломанные» тюльпаны, в те времена – необычайно дорогие. Два других – желтый и красный. Желтый – закрыт совсем, а красный – только начинает раскрываться. Похоже, что тюльпаны соотносятся с людьми на картине: самый раскрывшийся – Юстус Липсиус, второй «сломанный» — Ян Вовериус, красный – Филипп и желтый – Питер. В то же время тюльпан — символ тогдашних Нидерландов.
Юстус Липсиус. Портрет работы Абрахама Яссенса Если это так, становится ясным смысл картины: перед нами не только цветы, но и цвет страны.
Четыре человека, четыре личности. Их философские взгляды определяли их действия, направленные на благосостояние раздираемых войной Нидерландов. Во времена «свинцовых дождей» их не покидали надежда и любовь. Они оставили яркий след в истории своей страны и в мировой культуре.
Рубенсу и Вовериусу довелось прожить долгую жизнь: Рубенсу еще предстояло создать галерею Медичи, а Вовериусу – стать экономическим советником эрцгерцога Альберта, верховного правителя Нидерландов.
В этом портрете – написанное тюльпанами послание будущим поколениям: не падайте духом, не склоняйтесь перед обстоятельствами, совершенствуйтесь, любите.
Источник: https://vimuru.blogspot.com/2018/03/29.html
Художник Питер Пауль Рубенс. Часть 4.Религиозная и мифологическая живопись (2)
?
julia_popo (julia_popo) wrote, 2015-01-24 20:55:00 julia_popo julia_popo 2015-01-24 20:55:00 Category: Originally posted by bolivar_s at Художник Питер Пауль Рубенс. Часть 4.Религиозная и мифологическая живопись (2).
Цитата сообщения lomovolga
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Sir Peter Paul Rubens (Питер Пауль Рубенс, Flemish painter, 1577-1640) 5 — Религиозная и мифологическая живопись 2
Очень немногие художники, пусть даже великие, заслуживают чести называться основоположниками нового стиля в живописи. Рубенс — исключение. Он стал создателем живого и волнующего стиля художественного выражения, позже названного барокко.
Питер Пауль РубенсАллегория Франции в лице Марии Медичи
Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.
Резкие контрасты света и тени, теплые богатые краски, кажется, наделяют его картины кипучей энергией.
Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа, и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы.
Рубенс, Галерея Медичи,Взятие Юлиха
1622-24
- Брак по договоренности
- Питер Пауль РубенсГалерея Медичи — Мария Медичи в образе Минервы
- 1622-24
- Рубенс, галерея Медичи,Обмен принцессами
- 1622-24
- Анжерский мир
- Питер Пауль РубенсВстреча в Лионе
- Питер Пауль РубенсГалерея Медичи, Триумф истины
- 1622-24
- Питер Пауль РубенсПредставление портрета Генриху IV
- Gemäldezyklus für Maria de' Medici, Königin von Frankreich, Szene: Krönung Maria de' Medicis in St. Denis in Paris,Detail
- circa 1622-1625, Louvre Museum
- Учреждение регенства
- Совершеннолетие Людовика XIII
- Питер Пауль РубенсРождение Людовика XIII
- The Disembarkation at Marseilles by Rubenscirca 1622-1625
- Musée du Louvre
- Питер Пауль РубенсСмерть и апофеоз Генриха IV и прокламация регенства МарииМедичи
- Союз Генриха IV и Марии Медичи
- РУБЕНС ПИТЕР ПАУЭЛПримирение Марии Медичи с сыном.
- Лувр, Париж
- РУБЕНС ПИТЕР ПАУЭЛАнгулемский договор
- Лувр Париж
- РУБЕНС ПИТЕР ПАУЭЛБегство из Блуа.
- Лувр Париж
- РУБЕНС ПИТЕР ПАУЭЛСчастье регентства.
- Лувр Париж
- Вулкан передает Фетиде оружие для Ахиллеса
- Павсий и Гликерия
- Маленькие Христос и Иоанн Креститель
- Маленькие Иисус и Иоанн с ангелочками
- Венера и Амур
- Два сатира
- Диана с нимфами, отправляющиеся на охоту
- Купание Дианы
- Бой Святого Георгия с дракономок 1606 — 1610
- Молящаяся Жанна Дарк
- Диана с нимфами, застигнутые сатирами
- Отшельник и спящая Анжелика1626 — 1628
- Даная
- Марс, венчаемый Викторией
- Пан и Сиринга
- Персей освобождает Андромеду
- Персей освобождает Андромеду
- Голова Медузы
- Пир Ирода1633
- Поклонение Венере
- Поклонение пастухов
- Последствия войны
- Последствия войны (деталь)
- Похищение Ганимеда1611 — 1612
- Похищение дочерей Левкиппа
- Похищение Европы1630
- Ромул и Рем
- Сатир и женщина с корзиной фруктов
- Снятие с креста, деталь левой створки
- Собирание манны
- Союз Англии и Шотландии
- Статуя Цереры
- РубенсЧетыре континента
- Музей истории искусств
- Три грации украшают статую природы
- Пророк Илия и ангел в пустыне
- Триумф веры
- Эдемский сад с грехопадением
- Сад любви1632 -1633
- Питер Пауль РубенсАллегория священной мудрости
- Питер Пауль РубенсНептун, успокаювающий шторм
- Питер Пауль РубенсПраздник Венеры — 1630
- Питер Пауль РубенсМарс и Рея Сильвия (эскиз)
- Питер Пауль РубенсДва спящих ребенка
- Рубенс, Питер ПаульПастушеская сцена
- Эрмитаж
- Питер Пауль РубенсРог изобилия
- Рубенс, Питер ПаульСоюз Земли и Воды (Антверпен и Шельда)
- 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
- вся коллекция здесь
Источник: https://julia-popo.livejournal.com/42061.html