Бокал лимонада, герард терборх

Вернёмся в мир реалистичного искусства.Речь пойдёт о творчестве одного из художников Голландии 17 века ТЕРБОРХЕ ГЕРАРДЕ(1617—1681).Он считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи,лучшим мастером элегантного жанра.

Его работы, схожие по сюжетам с картинами других голландских жанристов, выделяются среди них изысканным мастерством с которым написаны сияющие серебристо-белые и золотистые атласные платья дам, кружева, стекло, дорогие ковры.

Но привлекательность Терборха, тонкого и вдумчивого художника, не только в этой несравненной, несколько холодноватой виртуозности.Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру, эмоциональное общение.

Бокал лимонада, Герард Терборх 

Автопортрет.            

                Родился в Зволле в состоятельной бюргерской семье. Его отец, брат и сестра были художниками. Первыми учителями Терборха стали отец и Хендрик Аверкамп. Отец заставлял его много копировать.

               Первое произведение создал в девять лет. В пятнадцать лет Терборх отправился в Амстердам, потом — в Харлем, где он попал под сильное влияние Фр. Хальса. Уже в это время пользовался известностью как мастер бытового жанра, охотнее всего писал сцены из жизни военных — так называемые «караульни».

Бокал лимонада, Герард Терборх

Точильщик

                         Ранние жанровые картины Герарда Терборха (1617-1681) и по мотивам и по выбору персонажей имеют демократический характер. Наиболее смелой и необычной среди них является «Точильщик» (начало 1650-х гг., Берлин-Далем, Картинная галерея), где быт рядового голландца того времени показан без всякого идиллического покрова.

  • Бокал лимонада, Герард Терборх
  • Мальчик, ищущий блох у собачки
  • Бокал лимонада, Герард Терборх
  •  Девица, доящая корову, 2-я треть XVII века

                        В зрелые годы Терборх переходит к светскому жанру, изображающему жизнь патрицианских кругов. Терборх умеет создать ощущение тонких внутренних связей между участниками сцены. Он остро подмечает и со своего рода портретной точностью воспроизводит особенности физического типа, жеста, движения, взгляда, улавливает их интонации, игру эмоциональную перекличку.

               Однако в истории искусства известность Терборху принесли картины второй половины 1650-х годов, посвященные сценам быта зажиточных семей, запечатлевшие иные ситуации и типы моделей.

              В просторном, окутанном полумраком интерьере помещены две-три фигуры, выделенные светом и колоритом. Представлены традиционные светские сюжеты — музицирование, питье вина, получение или написание письма и т. п. Во многих композициях действие крайне сдержанно, художник иногда повторяет одну и ту же модель — изящную даму в атласном ослепительной красоты платье.

Бокал лимонада, Герард Терборх

Бокал лимонада.

                         Это одна из самых известных его картин. Давайте присмотримся к этой сцене повнимательнее. Нарядная девушка и молодой человек занимаются приготовлением лимонада; девушка держит в руке бокал, в то время как юноша, придерживая его одной рукой, размешивает содержимое другой.

                        Однако приготовление напитка — лишь повод для их близости, что подтверждается красноречивым взглядом юноши и легким смущением молодой особы. Третье лицо — старуха, склонившаяся над героиней, — как бы молчаливо советует ей решиться на что-то определенное.

  1.                   Терборху удавалось мастерски выписывать переливы шелка и атласа, золотое
  2. шитье в отделке платьев, что способствовало его популярности у зажиточных бюргеров.
  3. Бокал лимонада, Герард Терборх
  4. Очень интересный Портрет Helena van der Schalcke, ок 1648
  5. Бокал лимонада, Герард Терборх
  6. Танцующая пара.

                         Модный кавалер в военной форме с игривым взглядом приглашает на танец застенчивую девушку в нарядном платье из белого шелка. Луч света освещает пару в тот момент, когда он берет ее за руку; остальная часть просторной комнаты и сидящие наблюдатели погружены в тень.

  • Бокал лимонада, Герард Терборх
  • Женщина,пишущая письмо.
  • Бокал лимонада, Герард Терборх
  •     ‘Отеческое наставление’, 1653-1655
  •  Художник как бы не договаривает до конца — он не столько изображает чувства и взаимоотношения персонажей, сколько заставляет догадываться о них.

                 Недосказанность придает его картинам особую поэтичность и вместе с тем как бы сосредоточивает внимание зрителя на эмоциональных контактах героев.

Терборх обычно выделяет главное — одну фигуру или группу, остальное погружает в прозрачную воздушную мглу: она кажется некой средой, в которой находят отклик их душевные импульсы (« Бокал лимонада, Герард Терборх  Дама,моющая руки.   

  1.           Картины Терборха  отличаются строгим изяществом и сдержанностью образов, холодноватой красочной гаммой, тонкостью светотеневой моделировки, виртуозной передачей фактуры шелковистых одежд .
  2. Туалет дамы.
  3. Любопытство.

                Почти всегда в композициях Терборха царит настроение сдержанной меланхолии, задумчивости. Утонченное живописное мастерство и благородная красота колорита (очень любил Терборх сочетания серебристо-белых, лимонно-жел-тых и серовато-коричневых тонов) придавали его произведениям оттенок изысканности.

  • Галантный солдат.
  •                      Жизнь персонажей картин голландских художников протекает в стенах дома в комнатах или в маленьком дворике, который также составляет часть дома и воспринимается как один из его интерьеров.
  •   Дама,читающая письмо.         

    Но интерьер в картинах голландцев не просто место действия: это пространство, обжитое человеком. Голландские живописцы стремились воссоздать атмосферу интерьера, чтобы зритель проникся ощущением быта людей определенного круга, его характера, его «аромата».

 Портрет Francois de Vicq, 1670

                  В 1635 Тербох был принят в гильдию Св. Луки. В 1637 женился на дочери Я. Брейгеля Бархатного. Ее опекуном после смерти отца был П.П. Рубенс. Молодые поселились вблизи его замка. С этого момента на картинах Терборха появилась новая тема: изображение крестьянской жизни — огромные толпы веселящихся, танцующих, флиртующих и обжирающихся людей. Отправился в Англию.

  1.   Сидящая девочка в крестьянском костюме, ок. 1650 
  2.      В Лондоне познакомился с творчеством Ван Дейка, который привил ему редкий в голландской живописи интерес к портретному искусству.
  3. Посмотрим несколько его портретов.
  4. Портрет Aletta Pancras, 1670
  5. Портрет Jacob de Graeff, 1670-1675

                         Художник много путешествовал по Германии, Италии, Франции. После возвращения какое-то время находился в Амстердаме (1645), занимаясь по преимуществу портретной живописью. Через год он снова отправился странствовать в Вестфалию, где в это время в Мюнстере собрались представители Голландии и Испании для заключения мира.

  De ratificatie van de Vrede van Munster             

     Дар портретиста с особой полнотой сказался в картине «Мюнстерский мир», посвященной миру, заключенному между Испанией и Голландией в 1648. Картина вместила около 80 человек, таким образом, групповой портрет превратился в массовую сцену.

                  Во время написания картины познакомился с испанским уполномоченным графом Пеньерандой и отправился вместе с ним в Мадрид. Терборх написал портрет графа и многих придворных, а также короля.

  Дама,чистящая яблоко.  

             В 1650 он вернулся в родной город, а в 1654 после женитьбы поселился в Девентере, где стал бургомистром. С этого момента главная тема его картин музыка. Однако по сравнению с ранними работами действующие лица выглядят пассивными.

Концерт.

               Король Филипп IV собрал лучшую в мире коллекцию его картин еще при жизни художника. Это было довольно сложно, так как плодовитость художника была исключительной. Для размещения его картин потребовалась бы галерея длиной около трех километров.

 Умер Терборх в Девентере 8 декабря 1681. Художник не датировал свои произведения. Лишь в XX веке удалось выявить его творческую эволюцию. Считался лучшим мастером «элегантного жанра».

Источники.

http://www.liveinternet.ru/users/3485865/post133981081/

http://vakin.livejournal.com/280167.html

http://www.artvedia.ru/history/91/191

http://www.art-drawing.ru/gallery/category/579-terborch-gerard

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/3240000

Искусство. Национальные школы живописи. — герард терборх

Бокал лимонада.1660-е гг.

Холст, масло.

Размеры: 67-54 см.

Приобрет. в 1814г. из собрания имп. Жозефины в Мальмезоне.

  • Инв.№ГЭ881
  • Бокал лимонада, Герард Терборх

И однако что-то в этой сцене заставляет насторожиться, заподозрить героев в небезгрешности мыслей и чувств. Это прежде всего жест правой руки «почтенной маменьки», которым она умело обнажает скрытые прелести молодой дамы, и некоторая двойственность в поведении парочки, выдающая в кавалере новичка, а у дамы, наоборот, заставляющая предполагать известный опыт. Подобные сцены у сводни не новы в голландском искусстве. Но разве изображались когда-либо более «говорящие» взгляды, разве были недомолвки столь красноречивы, а затаенные желания — так очевидны?! Терборх впервые в жанровой живописи раскрывает внутренний мир своих героев, так тонко различая оттенки в их поведении и оставаясь при этом достаточно деликатным. По-видимому, эта деликатность и ввела в заблуждение Александра Бенуа, как, в свое время, она же послужила причиной ошибки Гёте, описавшего одну из картин Терборха как «Отеческое увещевание», тогда как в действительности она изображала нечто противоположное.
Другое недоразумение связано с историей картины. На гравюре с «Бокала лимонада», сделанной в XVIII веке, в знакомой нам сцене были изображены собачка, сидевшая около открытого окна на стуле (слева на переднем плане), обезьянка, прикованная цепью к металлическому шару (в правой стороне картины), и бронзовая люстра вверху под потолком. Старые каталоги и путеводители но Эрмитажу указывали на этом основании, что картина Терборха (на которой нет этих деталей) дошла до нас обрезанной со всех сторон и, таким образом, авторский замысел был якобы искажен. В действительности же, наоборот, в конце XVIII века были удалены поздние, не терборховские приставки и тем самым восстановлен первоначальный облик (и формат) картины. Этот вывод подтверждается как более старыми копиями с эрмитажной композиции, запечатлевшими ее полностью совпадающей с нынешним видом, так и такой деталью картины, как шар с цепью, добавленный автором приставок на основном холсте и потому сохранившейся до наших дней. Этот шар, как показывает блик на нем и падающая от него тень, освещен слева, из дописанного на левой приставке окна, тогда как у Терборха вся сцена освещена спереди и немного справа (известно также, что художник никогда не изображал ни источников освещения, ни резкого бокового света).

Читайте также:  «девушки, освещенные солнцем», владимир егорович маковский — описание картины

В «Бокале лимонада» безошибочное мастерство рисовальщика сочетается со вкусом блестящего колориста, и, подобно тому как Терборх-рисовальщик избегает резких движений и линий, Терборх-живописец строит свой колорит на мягких, гармоничных сочетаниях серебристо-серых и палевых тонов.

Красоту их впервые открыл художнику Франс Хале, но благородное созвучие серого, черного и белого Тер-борх подсмотрел в произведениях Веласкеса. В отличие от других голландских художников, которые, как правило, были домоседами, Тер-борх побывал в Англии (там он познакомился с произведениями А.

ван Дейка), посетил Италию, Францию, Германию и, наконец, Испанию, где большое впечатление произвел на него Веласкес.

Но живописная культура Терборха, несмотря на широкое использование опыта больших европейских мастеров, носила ярко выраженный национальный характер, и определяли ее тоновый колорит и мягкая светотень.

Скрипач.Ок.1615г.

Дерево, масло.

Размеры: 29-23,5 см.

Приобрет. из собр.Ф.Троншена в Женеве в 1770г.

Инв.№ГЭ882

Бокал лимонада, Герард Терборх

Деревенский почтарь.Ок.1655г.

Дерево, масло.

Размеры: 58,5-47,5 см.

Приобрет. из собрания Кроза в Париже в 1772г.

Инв.№ГЭ883

Бокал лимонада, Герард Терборх

«Деревенский почтарь» — одно из таких счастливых исключений. Старик-посыльный, сняв шапку, остановился у открытой двери. Он доставил письмо и терпеливо ожидает ответ. Но в его позе нет и тени подобострастия, унижающего человеческое достоинство.

И он, и внимательно, с симпатией рассматривающая его темнокожая служанка — наиболее привлекательные образы простолюдинов у Терборха. Картина могла бы принадлежать к лучшим в наследии художника, если бы полог постели и скатерть на столе не были позже грубо переписаны красной краской, нарушающей гармоничный колорит.

После женитьбы на богатой патрицианке города Девентера, куда переселился Терборх, он получил возможность ближе познакомиться с жизнью светского общества.

Не последнюю роль в выборе им этой новой для голландской жанровой живописи темы сыграло и пристрастие художника к изображению блестящих шелковых и атласных тканей.

Однако мы имели бы неверное представление о творчестве Терборха, если бы за его поразительным мастерством в достижении иллюзорных эффектов, в передаче фактуры вещей не заметили глубокого интереса художника к человеку. Именно на этом пути Терборх нашел новые грани в образе человека, новые, более тонкие и скрытые связи между людьми, проявляющиеся в сфере внутренней, духовной жизни.

Получение письма. Между 1617-1681гг.

Холст, масло.

Размеры: 70-54 см.

Приобретена в 1769г. из собр. графа Брюля в Дрездене.

  1. Инв.№ГЭ884
  2. Бокал лимонада, Герард Терборх
  3. Некоторые ошибки в перспективе «Получения письма» следует объяснить возможным участием учеников мастера при завершении этого произведения.

Портрет офицера.Ок.1680г.

Медь, масло.

Размеры: 40-32 см.

Приобрет. в 1764г. из собр. И.Э.Гоцковского в Берлине.

Инв.№ГЭ1845

Бокал лимонада, Герард Терборх

Но вместе с тем портрет демонстрирует и подчеркнуто индивидуальный подход к модели, при котором выявлена особая повышенно нервная структура образа. Колорит тонко сгармонирован, но строится на черном цвете вороненой стали и желтом — одежд и пейзажа.

Портрет Катарины ван Лейнинк.Между 1654-1681гг.

Холст, масло.

Размеры: 80-59 см.

Поступила в 1922г. из Музея Академии худож.; ранее- в Кушелевской галерее.

Инв.№ГЭ3783

Бокал лимонада, Герард Терборх

На маленьком полотне изображена стройная женская фигура, освещенная ровным светом и стоящая чуть в отдалении в затененном пустом пространстве комнаты. Дорогой изысканный наряд из плотного атласа и тяжелого темно-синего бархата подчеркивает хрупкость молодой женщины. Нежный овал печального лица Катарины очерчен мягким контуром.

Внимательно смотрят огромные орехового цвета глаза, а широкие дуги черных бровей контрастируют с бледностью высокого лба. Кажутся непомерно тяжелыми для этого хрупкого существа ювелирный гарнитур и огромные банты-броши, дополняющие наряд первой дамы Девентера.

Изыскан и колорит картины: белый цвет с переливами жемчужно-серого и золотистого в атласе, ровный оливковый тон фона в сочетании с глубоким черным в камнях украшений, мерцающих в свете алмазных граней. Терборх любуется тканями и выявляет их щедрую роскошь.

Наблюдая за своей моделью, Терборх тонко подмечает неповторимость изящного жеста руки с веером, легкого поворота головки и еле заметного шага светской молодой дамы, таящей в себе свой особый внутренний мир.

Источник: http://eguarwr.ru/index/the_state_hermitage_museum_gerard_terborch/0-4600

Бокал лимонада, Герард Терборх

ХАЛС, ФРАНС

Всего лет на десять моложе, нежели Морельсе, и лет на десять старше, нежели Элиас, был один из величайших художников Голландии — Франс Халс. Однако его искусство, известное нам с 1616 года, обозначает сразу шаг к абсолютной зрелости.

Это тем более удивительно, что все сверстники Халса, и даже младший его брат, несравненно архаичнее и скорее примыкают к художникам XVI века вроде Винкбоонса или Ганса Боля.

Мало того, сравнение с Халсом по непосредственности, по абсолютному мастерству может выдержать лишь один Веласкес (который был все же на 20 лет моложе его). Как тот, так и другой представляются скорее людьми XIX века, так мало в них условностей эпохи, такая в них чувствуется полнота свободы.

Откровенность Веласкеса кажется непонятной при чопорном этикетном дворе Филиппа IV; и так же — “гениальная бесцеремонность” Халса необъяснима в среде чинных голландских бюргеров.

Откуда взялся этот стиль и это мастерство Халса — остается тайной. Он родился в Антверпене, в семье голландских переселенцев, но еще юношей вернулся в Гарлем.

Бокал лимонада, Герард Терборх

Франс Халс. Портрет молодого человека с перчаткой в руке. 1649/51. Холст, масло. 80х66,5. Инв. 982. Из собр. И. Э. Горцовского, Берлин, 1764

Рубенс едва ли успел оказать на него влияние. Быть может, он обязан чем-либо учителю Рубенса, ван Ноорту, но о последнем мы не можем судить по отсутствию достоверных произведений.

Скорее и в Халсе можно найти следы натурализма Караваджо, с которым он мог познакомиться по картинам его нидерландских последователей. Это особенно заметно в его “дуленстюках”, т. е.

картинах, изображающих клубы стрелков, и в его фигурках музицирующих мальчишек.

Халс остается не только загадкой, но и одинокой загадкой. У него была масса учеников, но никто, даже родные сыновья, не пошли по его следам.

Вероятно, этот беспокойный и страстный человек, о котором сохранился ряд крайне невыгодных для его личности свидетельств (он был пьяницей; первая его жена умерла вскоре после побоев; на Лизбетте Ренирс — простой крестьянке — он женился в год смерти первой жены; жестокость Халса характеризуется слухами об его эксплуатации Броувера), был великолепным вдохновителем, но едва ли он обладал тем самоуглублением, той натурой исследователя, которые создают лучших, но и несколько порабощающих педагогов. Они прямая противоположность Винчи, Тициану, Рембрандту. У Халса не было запасов каких-либо рецептов и трюков, кроме, быть может чисто технических, о составе и приготовлении красок (картины его чудесно сохранились, что, впрочем, в этот период голландской живописи не исключение). Учение его состояло в том, что он ставил живую натуру (а это уже с XVI века было краеугольным камнем нидерландской школы) и затем предоставлял ученикам копировать ее, причем он давал лишь некоторые практические советы и указывал на ошибки. Все его собственное творчество (исключительно портреты или портретные этюды) было гениальным быстрым копированием реального мира без тени идеализации или заранее придуманного синтеза. Каждое из изображенных им лиц имеет вид, что оно написано в один присест, и это впечатление, вероятно, близко к истине.

Как теперь, так и тогда, этот кажущийся легкий способ работы должен был прельщать молодежь. Однако или благоразумные голландцы воздерживались от искушения перенять манеру, которая едва ли была во вкусе нации [116], или же сам Халс удерживал их от подражания.

Наконец, скорее всего, подражателей у него не имелось потому, что тогда была яснее неподражаемость живописи Халса при всей ее соблазнительной и кажущейся легкости. Ныне масса дилетантов и недоучек “пишут сплеча”, с “шиком à la Hals” свои ничтожные картины, и это производство приносит иным славу и деньги.

Но в тесной близости с мастером “чудесная” сторона его техники была более очевидной, и кто в себе не чувствовал той же магической силы, тот и не пытался угнаться за ней.

Эрмитаж обладает четырьмя портретами мастера. Ни один из них не датирован (они снабжены, впрочем, монограммами), но портрет веселого офицера, принадлежит, судя по костюму, к 1630-м годам, а три других к 1650-м годам и даже 1660-м, когда Халсу было за 70 лет.

Бокал лимонада, Герард Терборх

Франс Халс. Портрет члена Гарлемской гражданской гвардии (Портрет офицера). Около 1636/1638. Холст, масло. 85,7х68,6. Продан из Эрмитажа в 1931 году Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон

Годы, впрочем, отнюдь не сказались ни в манере, по-прежнему энергичной, письма, ни в поражающих живостью характеристиках.

Единственно, чем поздние картины отличаются от более ранних — это некоторой мрачностью и монохромностью колорита (что мы уже видели у Тициана и увидим у Рембрандта).

Так, на портрете, изображающем, быть может, сына Халса — Франса-младшего, нет других тонов, кроме черного, белого и телесного;

Бокал лимонада, Герард Терборх

Франс Халс. Портрет молодого мужчины. 1646/1648. Холст, масло. 68,Зх55,6. Продан из Эрмитажа в 1931 году Эндрю Меллону. Национальная галерея, Вашингтон

  • и, однако, этот портрет по своей красочной прелести не только не уступает более пестрому “портрету офицера”, но даже превосходит его — великая тайна подлинно гениальных живописцев. [117]
  • ФРАНС ХАЛЬС
  • Ок. 1580-1666
  • Мужской портрет

Ок. 1650 г. Холст, масло. 84,5×67 см.

Справа: монограмма F. Н.

Бокал лимонада, Герард Терборх

Одно из лучших произведений Хальса — эрмитажный «Мужской портрет»—относится к позднему периоду творчества живописца. Изображен мужчина средних лет, закутанный в широкий черный плащ.

Он сидит, лихо подбоченясь, и смотрит свысока, и даже несколько презрительно. На губах его играет скептическая улыбка, глаза слегка прищурены.

Зритель отчетливо сознает, что перед ним человек, мировосприятие которого окрашено скепсисом и пессимизмом.

В поздних портретах Хальса, мастера смеха и улыбки, исчезают веселый задор и жизнерадостность. Очевидно, изменения, происшедшие в творчестве художника, отражают реальные перемены в социальной жизни современного ему общества.

Живописная манера Хальса в начале 1650-х годов (время создания эрмитажного произведения) обретает невиданную силу и широту. Мазок становится смелым и энергичным, а характеристика образа — предельно острой и выразительной. «Мужской портрет» — блестящее подтверждение этих качеств. Приходится лишь сожалеть, что в своем настоящем виде он не раскрывает до конца замысел Хальса.

Читайте также:  Андромаха, оплакивающая гектора, жак луи давид, 1783

По-видимому, в угоду вкусам XVIII века, чужой рукой была записана надетая набекрень шляпа с помпоном, которая придавала образу портретируемого почти гротескный характер. Контуры шляпы легко прослеживаются под записью. Кроме того, в Англии, в Британском музее, хранится копия с портрета, сделанная до его искажения, а возможно, именно в связи с этим.

На ней мужчина изображен в сдвинутом набок головном уборе.

  1. «Мужской портрет» поступил в собрание Эрмитажа в конце XVIII века.
  2. ГЕРАРД ТЕРБОРХ
  3. 1617-1681
  4. Бокал лимонада

1663—1664 гг. Холст, масло, переведена с дерева. 67 X 54 см.

Происходит диалог. Соприкасаются взгляды и руки молодых людей. С простодушно-приветливым лукавством смотрит молодая дама и робко-настойчиво — франтоватый молодой кавалер. Сцена ухаживания и заботы. Молодая женщина, возможно, недомогает.

Потому так заботливо склонилась над ней пожилая — нянька, служанка, родственница. С большой любовью выписаны одежды — изящная шубка, отороченная мехом, и атласное платье. Атлас переливается многими цветами, серебристо-охристые переливы создают впечатление богатства и нарядности ткани.

И кавалер модно одет, художник даже намекает, что он злоупотребляет модой: излишне широки штаны, сверхобилие шелковых лент на рукавах… Кавалер, очевидно, лишь недавно переступил черту взрослого мужества.

Коричневая шляпа на нем сидит воинственно, рыжие волосы обрамляют юное, румянощекое лицо. Он готовит даме, которая ему приятна и интересна, лимонад.

Александр Бенуа писал: «Анекдот самый обыкновенный. Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, поклонник ее готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки». Голландский художник XVII века

Художник обладал безукоризненным чувством цвета. Он ограничил свою палитру, подчиняя краски мягкой гармонии серебристо-серых тонов. Контуры фигур лаконичны, композиция построена на равновесии темных и светлых масс.

Терборх много путешествовал и был хорошо знаком с произведениями таких крупных мастеров, как ван Дейк и Веласкес. По-видимому, у последнего он и заимствовал утонченную красочную гамму серых, белых и черных тонов. Но в основных принципах живописец оставался верен традициям голландского искусства.

Герард Терборх любил писать самые обычные сцены бюргерской жизни. Он принадлежал к так называемым «малым голландцам», которые создали удивительную изобразительную панораму быта.

И была в том большая поэзия, ибо, казалось бы, второстепенная, сугубо личная жизнь приобретала неповторимое значение. Необходимой частью уюта становились предметы. Мебель: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей.

Графин темного стекла и бокал. Фрукты.

Гармония уюта и возвышенность обычного действа, не теряющего, впрочем, своей тривиальности.

Терборх начинал как бытописатель жизни простых людей: «Мальчик с собакой», «Точильщик», «Женщина, чистящая яблоко» показывают его интерес к жизни малоимущих сограждан. Впоследствии их сменили дамы из общества. Создан Терборхом и групповой портрет дипломатов — «Мюнстерский мир».

Моделью для молодой женщины в картине «Бокал лимонада» была сестра художника — Гезина, которая также Занималась живописью и часто копировала произведения знаменитого брата. Прототипом юноши послужил младший брат Терборха — Мозес.

История картины довольно любопытна.

В XVIII столетии ее надставили с двух сторон: на левой приставке было изображено окно и сидящая на стуле собака; на правой — маленькая обезьянка, с прикованным цепью к ноге небольшим ядром.

В таком виде картина была и гравирована. Через некоторое время приставки сняли. Но на полотне остался след былых изменений: в правом нижнем углу видно ядро и кусочек цепи.

Картина побывала во многих собраниях Западной Европы. В Эрмитаж она попала в 1815 году в составе коллекции французской императрицы Жозефины.

  • Бокал лимонада, Герард Терборх
  • Бокал лимонада, Герард Терборх
  • o Герард Терборх
  • o Выставлена в музее: Эрмитаж
  • o Год: 1660-е
  • o ⇐ Нажмите на изображение для увеличения
  • o 1
  • Описание картины:

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/2-111632.html

Картины художников. Терборх. Картина «Бокал лимонада»

05.10.2012 admin

Бокал лимонада, Герард Терборх

Г.Терборх. Бокал лимонада. Государственный Эрмитаж.

Своеобразие таланта голландского художника Герарда Терборха проявилось в даре тонкого колориста, в умении передать духовную жизнь персонажей, очарование их будней. “Бокал лимонада” из коллекции Государственного Эрмитажа – один из шедевров, самая известная картина художника в Российских музеях.

Сюжет полотна психологичен; на нем изображен юный кавалер, передающий молодой даме в атласном платье бокал лимонада. Женщина благосклонно принимает напиток. Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны. Чувства персонажей открыто не представлены в работе. Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены.

Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание. Но, он старается выглядеть изящным и галантным. В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство. Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом.

Кавалер изображен несколько иронически; его нарядный костюм с преувеличенно широкими панталонами, шелковыми лентами и туфлями, отвечает последнему капризу моды.

Картина художника “Бокал лимонада” также примечательна безошибочным рисунком и мастерским владением цветом. Она решена в серебристо-охристых тональных переливах. Кисть художника точно передает разнообразные фактуры вещей плотный, матово отливающий атлас, полированное дерево, стекло, ворсистое сукно, пушистый мех.

Вместе с тем, изысканная колористическая гармония не является самодовлеющей в его живописи. Терборху удается раскрыть внутренний мир своих героев. Многим картинам художника присущи тонкий лиризм, камерные интонации, передающие атмосферу мечтательности, грусти. Особой тонкости выполнения Терборх достиг в произведениях 1660 – 1670-х годов, к которым и принадлежит и “Бокал лимонада”.

Персонажи обретают утонченную грацию и элегантность, а изображенные сцены – одухотворенность.

Бокал лимонада, Герард Терборх

Автопортрет.1668 г. Г.Терборх.Маурицхейс, Гаага

Начало жизненного пути Герарда Терборха было типичным для многих его соотечественников. Художник вышел из бюргерской семьи. Его первым учителем стал отец, который, подобно многим голландским живописцам, совмещал занятия живописью с деятельностью сборщика налогов.

Хранящийся в Амстердамском музее архив Терборха свидетельствует о том, с каким увлечением рисовали все члены этой семьи.

Еще в раннем возрасте юный Герард охотно изображал различные рыночные эпизоды, фигуры офицеров, бюргеров, делал зарисовки окрестностей своего родного горо да Зволле крепостных стен, башен, крестьянских хижин.

Терборх принадлежал к немногим мастерам бытового жанра, чей талант был признан при жизни. Уже в 1618 лет художник пользовался известностью. Ранние картины свидетельствуют о его демократических симпатиях. Он нередко изображал быт и нравы простых людей. С течением времени интересы художника изменились.

Как правило, его считают бытописателем светского общества, близко познакомиться с которым он смог после женитьбы на богатой аристократке. В становлении творческого облика Терборха немалую роль сыграли путешествия по странам Европы. Пожалуй, немногие из нидерландских живописцев посетили столько стран и познакомились с их культурой. Он побывал в Англии, Испании.

Италии, Франции, Германии. Особое внимание художника привлекли полотна Веласкеса и фламандца Ван Дейка.

Терборх прославился не только среди соотечественников. В Испании художник портретировал короля Филиппа IV. Портрет оказался удачным. В знак, благоволения Терборх был посвящен в рыцари и получил в подарок золотую цепь с медальоном короля.

Принесла славу также и необычная для него картина групповой портрет голландских и испанских вельмож Мюнстерский мир, посвященная важному событию в истории Европы.

Художник запечатлел на холсте европейских дипломатов, обсуждающих тяжелые последствия Тридцатилетней войны.

Терборх внимательно и поэтично передавал достоверные детали быта своих героев.

 В целом, искусство мастера отличают: утонченность и психологизм, богатство светотени и живописно-пространственных эффектов, изящество композиции.

Оно оказало влияние на многих современных ему художников-жанристов (Питера де Хоха и Яна Вермеера и Габриэля Метсю), а также на развитие всего  бытового жанра живописи во второй половине XVII века.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
“Терборх. Бокал лимонада” Е.Рачеевой, М.1981 г.

Источник: https://www.5arts.info/terborch-glass-of-lemonade/

Терборх Герард (1617 — 1681)

Терборх Герард

Натюрморт в голландской живописи занимает важное место, однако, главной темой «малых голландцев» является все-таки бюргерский быт. В картинах этого жанра как-будто ничего не происходит.

Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют. Или же они только что познакомились и между ними рождается первое чувство, но это лишь намечено, зрителю представлено право самому строить догадки.

Занимательными расказчиками в картинах такого рода были Ян Стэн, Габриэль Метсю.

Еще большего мастерства достиг в этом Герард Терборх. Его называли поэтом благополучных будней. Со спокойным достоинством, симпатией и любованием писал он богатых бюргеров, одетых в шелк, тончайшее сукно.

С редкостным изяществом он изображал бытовые сценки в окружении интерьера. И эти небольшие картины изумляют тонкостью колорита, богатством светотени, изысканностью композиций.

Терборху удавалось мастерски выписывать переливы шелка и атласа, золотое шитье в отделке платьев, что способствовало его популярности у зажиточных бюргеров.

Визит жениха (1658)

Бокал лимонада (1678)

Один из шедевров Терборха, находится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.

…Юный кавалер передает молодой даме в атласном платье бокал лимонада. Он еще не очень ловок, его жесты неуверенны. Женщина благосклонно принимает напиток, ее движения медлительны, спокойны. Поклонник неопытен, но очень старается казаться изящным и галантным. Его настойчивый взгляд по-юношески простодушен. Напротив, в выражении ее лица чувствуется скрытое кокетство.

Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом. Несколько иронически изображает Терборх кавалера, его нарядный костюм с прувеличенно широкими, пышными панталонами, шелковыми лентами и туфлями по последнему капризу моды.

Художник великолепно передает разнообразную фактуру вещей: плотный, с матовым отливом, атлас, полированное дерево, гладкое стекло, ворсистое сукно, пушистый мех. В картине использованы тонкие переливы серебристо-охристых красок.

Концерт (1657)

Любопытство (1660)

Получение письма (1681)

Доение коровы (1652)

Портрет Катарины ван Лейник

Галантный солдат

Танцевальная пара (1660)

Чтение письма (1660)

Отправка (1658)

Урок музыки (1668)

Женщина,моющая руки (1655)

Девушка, играющая на лютне (1652)

Портрет молодого человека

Вестфальский мир (1648)

Художник написал групповой портрет участников Вестфальского мира. В 1648 году Вестфальским миром завершилась Тридцатилетняя война в Священной Римской империи. К Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединенными провинциями Нидерландов, завершивший Восьмидесятилетнюю войну и подписанный в том же 1648 г.

Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса (собрания). Он положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета.

Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице Священных князей Священной Римской империи.

Переговоры о мире велась на территории исторической области Вестфалия. На конгресс съехались 135 дипломатов, представлявших интересы всех стран, прямо или косвенно вовлеченных в войну.

Туалет дамы (1660)

Читайте также:  Скульптура китая: фото и описание

Источник: http://cvetamira.ru/terborh-gerard-1617-1681

Герард Терборх (Зволле, 1617-1681, Девентер)

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Выдающийся жанровый живописец и портретист, представлен в Эрмитаже исключительно полно и разнообразно. Самая ранняя картина коллекции — «Скрипач»* — создана вскоре после 1648 года. Она отмечена внутренней значительностью образа старого музыканта. В глазах, полуприкрытых тяжелыми, усталыми веками, просвечивает страдание, но поза и жесты полны внутреннего достоинства и гордости своим ремеслом. Это — артист, к которому и сам художник испытывает чувства искренней симпатии и уважения. В середине 1650-х годов был написан «Деревенский почтарь», принадлежащий уже к типичным произведениям мастера, в творчестве которого буйная жизнерадостность предшественников уступила место тихой задумчивости. Это двух-, трехфигурные сцены в интерьере, где внешне, кажется, ничего значительного не происходит: молодая женщина читает письмо или моет руки, кавалер угощает даму лимонадом или дама преподносит кавалеру бокал вина, галантный офицер расплачивается за гостеприимство, идет урок музыки — вот обычные темы картин Терборха. Его считают бытописателем светского общества. Действительно, представители простого народа все реже и реже попадают в поле зрения художника. «Деревенский почтарь»* — одно из таких счастливых исключений. Старик-посыльный, сняв шапку, остановился у открытой двери. Он доставил письмо и терпеливо ожидает ответ. Но в его позе нет и тени подобострастия, унижающего человеческое достоинство. И он, и внимательно, с симпатией рассматривающая его темнокожая служанка — наиболее привлекательные образы простолюдинов у Терборха. Картина могла бы принадлежать к лучшим в наследии художника, если бы полог постели и скатерть на столе не были позже грубо переписаны красной краской, нарушающей гармоничный колорит. После женитьбы на богатой патрицианке города Девентера, куда переселился Терборх, он получил возможность ближе познакомиться с жизнью светского общества. Не последнюю роль в выборе им этой новой для голландской жанровой живописи темы сыграло и пристрастие художника к изображению блестящих шелковых и атласных тканей. Однако мы имели бы неверное представление о творчестве Терборха, если бы за его поразительным мастерством в достижении иллюзорных эффектов, в передаче фактуры вещей не заметили глубокого интереса художника к человеку. Именно на этом пути Терборх нашел новые грани в образе человека, новые, более тонкие и скрытые связи между людьми, проявляющиеся в сфере внутренней, духовной жизни. В Девентере в 1660-е годы возникают лучшие произведения мастера и среди них — один из шедевров голландской живописи XVII столетия «Бокал лимонада»*. Что же изображает эта самая знаменитая картина мастера? «Анекдот ее самый обыденный,»-отвечает Александр Бенуа.- Молодой даме, нехорошо себя чувствующей, ее поклонник готовит лимонад под участливым взором почтенной маменьки». Изображение действительно можно принять за галантную сцену в благородном семействе. В этом почти окончательно убеждаешься, когда узнаешь в героях ближайших родственников Терборха: в молодой даме — сестру художника, Гезину, в поклоннике — младшего брата, Мозеса. К узкому семейному кругу Терборхов принадлежит, по-видимому, и «почтенная маменька» — этот персонаж встречается, кроме того, и в рисунках Мозеса (младший брат Герарда, как и его сестра, были также художниками). И однако что-то в этой сцене заставляет насторожиться, заподозрить героев в небезгрешности мыслей и чувств. Это прежде всего жест правой руки «почтенной маменьки», которым она умело обнажает скрытые прелести молодой дамы, и некоторая двойственность в поведении парочки, выдающая в кавалере новичка, а у дамы, наоборот, заставляющая предполагать известный опыт. Подобные сцены у сводни не новы в голландском искусстве. Но разве изображались когда-либо более «говорящие» взгляды, разве были недомолвки столь красноречивы, а затаенные желания — так очевидны?! Терборх впервые в жанровой живописи раскрывает внутренний мир своих героев, так тонко различая оттенки в их поведении и оставаясь при этом достаточно деликатным. По-видимому, эта деликатность и ввела в заблуждение Александра Бенуа, как, в свое время, она же послужила причиной ошибки Гёте, описавшего одну из картин Терборха как «Отеческое увещевание», тогда как в действительности она изображала нечто противоположное.

Другое недоразумение связано с историей картины.

На гравюре с «Бокала лимонада», сделанной в XVIII веке, в знакомой нам сцене были изображены собачка, сидевшая около открытого окна на стуле (слева на переднем плане), обезьянка, прикованная цепью к металлическому шару (в правой стороне картины), и бронзовая люстра вверху под потолком.

Старые каталоги и путеводители но Эрмитажу указывали на этом основании, что картина Терборха (на которой нет этих деталей) дошла до нас обрезанной со всех сторон и, таким образом, авторский замысел был якобы искажен.

В действительности же, наоборот, в конце XVIII века были удалены поздние, не терборховские приставки и тем самым восстановлен первоначальный облик (и формат) картины.

Этот вывод подтверждается как более старыми копиями с эрмитажной композиции, запечатлевшими ее полностью совпадающей с нынешним видом, так и такой деталью картины, как шар с цепью, добавленный автором приставок на основном холсте и потому сохранившейся до наших дней. Этот шар, как показывает блик на нем и падающая от него тень, освещен слева, из дописанного на левой приставке окна, тогда как у Терборха вся сцена освещена спереди и немного справа (известно также, что художник никогда не изображал ни источников освещения, ни резкого бокового света).

В «Бокале лимонада» безошибочное мастерство рисовальщика сочетается со вкусом блестящего колориста, и, подобно тому как Терборх — рисовальщик избегает резких движений и линий, Терборх — живописец строит свой колорит на мягких, гармоничных сочетаниях серебристо-серых и палевых тонов.

Красоту их впервые открыл художнику Франс Хале, но благородное созвучие серого, черного и белого Терборх подсмотрел в произведениях Веласкеса. В отличие от других голландских художников, которые, как правило, были домоседами, Терборх побывал в Англии (там он познакомился с произведениями А.

ван Дейка), посетил Италию, Францию, Германию и, наконец, Испанию, где большое впечатление произвел на него Веласкес.

Но живописная культура Терборха, несмотря на широкое использование опыта больших европейских мастеров, носила ярко выраженный национальный характер, и определяли ее тоновый колорит и мягкая светотень.

К этому же позднему периоду принадлежит и «Получение письма» (Между 1617-1681). Мастерство Терборха и здесь исключительно высоко.

Никто из голландских художников этого времени не мог бы столь одухотворенно и выразительно показать фигуру со спины (образ молодой девушки восходит к подобному образу из знаменитого так называемого «Отеческого увещевания», созданного художником на двадцать лет раньше).

Некоторые ошибки в перспективе «Получения письма» следует объяснить возможным участием учеников мастера при завершении этого произведения.

Также в собрании Эрмитажа находятся две картины Герарда Терборха, относящиеся к портретному жанру. Это «Портрет офицера» (медь, масло; 40х32 см; Голландия. Около 1680 г.

Источник поступления в музей: Собрание И.Э. Гоцковского в Берлине. 1764) и «Портрет Катарины ван Лейнинк» (холст, масло. 80×59 см; Голландия. Между 1654-1681.

Источник поступления в музей: Музей Академии художеств в Петрограде. 1922).

Творчество Терборха оказало огромное влияние на развитие бытового жанра второй половины XVII века, на деятельность таких мастеров, как Г. Метою и Ф. ван Мирис, Я. Охтервелт, Н. Верколье, Э. ван дер Hep и А. ван дер Верф.

Источник: https://studbooks.net/1042347/kulturologiya/gerard_terborh_zvolle_1617_1681_deventer

Николай Громов: Герард Терборх. Бокал лимонада (Боярский, IKEA и галеры…)

Любителям музыки и музыкальных клипов посвящается эта категория. Тут мы постарались собрать самые популярные, классные и мелодичные клипы от различных авторов. Мы не стали дискриминировать наших посетителей, а потому залили множество разных направлений. Тут есть как рок-клипы, так и с классические, всеми известные мелодии и, конечно же, не забыли про рэп.

Начнем, пожалуй, с рэпа, ведь именно этот стиль сейчас безумно популярен в странах бывшего Советского Союза и обрел просто невиданную ранее популярность. В общем, создание подобной музыки не требует особых навыков или же слуха, а потому сочинять рэп может каждый проходимец.

Создается несложный, рифмованный текст, который читают с определенной интонацией, а на заднем фоне играет зацикленная мелодия, которую сами рэперы называют битом. Сочиняют несложные вирши даже школьники.

Стихи редко посвящены чему-то возвышенному, а все чаще задевают нашу грязную и неоднозначную реальность.

Вторым же по популярности музыкальным направлением в наших странах можно считать попсу. Это тоже довольно простые, ритмичные песни с цепляющим припевом и ярким видеорядом, которые собирают миллионы просмотров.

Главной особенностью этого жанра можно считать очень простые тексты, в которых все внимание уделено припеву. Впрочем, многие поп-исполнители стараются вытащить свою музыку с помощью необычного и даже порой странного видеоряда.

Они завлекают своих слушателей яркими визуальными образами и простой тягучей, а порой и глупой мелодией.

Помимо популярных направлений есть и менее массовые, но более качественные жанры. Например, Рок-музыка. У нее есть множество различных подвидов, от простенького гранджа до более тяжелых металлических композиций с адскими выкриками. Такой стиль способен задевать различные темы и жизненные вопросы.

Она может задавать своим слушателям различные вопросы и не давать на них ответа. Композиция может быть о простых человеческих чувствах и отношениях вроде любви, предательства, дружбы и т.д. А также может рассказывать какую-то интересную историю, в общем, эта музыка довольна универсальна.

К тому же исполнители этого жанра тоже любят экспериментировать в своих клипах и порой радуют свою аудиторию очень качественным видеорядом.

Однако существует еще целая масса различных стилей, которые в несколько раз лучше и качественней того, что сейчас популярно. Ведь, как это всем известно, если что-то становится массовым, оно чаще всего теряет свой неповторимый шарм. А жадные исполнители начинают клепать свои недобросовестные подделки, желая заработать как можно больше зеленых бумажек.

Если Вы просто меломан, и Вам просто нравится слушать музыку вне зависимости от её жанра, то Вам откроются сотни и тысячи видеороликов с музыкальными клипами. У нас Вы можете слушать и смотреть клипы абсолютно бесплатно и без регистрации. Ничто не сможет помешать Вам наслаждаться своей любимой композицией и смотреть на любимых исполнителей. Желаем Вам приятного просмотра и прослушивания!

Источник: https://imperiya.by/video/aCvzb1so1Qd/nikolay-gromov-gerard-terborh-bokal-limonada-boyarskiy-IKEA-i-galeryi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector