Мы с вами уже побывали в Успенском соборе Московского Кремля. Оттуда, царским путём прошли через Соборную площадь в Архангельский собор.
Здесь мы поклонились праху тех, кто основал наше государство, создал всю эту красоту, которой мы любуемся и не можем вдоволь налюбоваться. И вот теперь перед нами ещё одно сокровище, – Благовещенский собор Московского Кремля.
Благовещенский, значит освящённый в честь одного из двунадесятых православных праздников, — Благовещение Пресвятой Богородицы. Праздник этот отмечается 7 апреля.
Благовещение. Храмовая икона
Где находится?
Благовещенский собор находится с южной стороны Соборной площади, совсем близко к Грановитой палате и Большому Кремлёвскому дворцу. И это не случайно, ведь Благовещенский собор изначально выполнял роль домовой, то есть домашней церкви наших правителей: великих князей, а потом и царей.
Назначение собора
В храме совершались церковные службы семейного характера для высочайших особ.
Служба в Благовещенском соборе
В подклете храма в XV – XVII веках находилась великокняжеская, а затем и царская сокровищница (в настоящее время там располагается археологическая выставка Кремля).
Храм не только находился во дворе государева дворца, но даже соединялся с государевыми палатами переходами. Конечно, это был совсем не тот дворец, который мы видим сейчас. Да и собор был иным.
Первый Благовещенский собор
Изначально Благовещенский собор был построен из дерева. Построен он был сыном Дмитрия Донского великим князем Василием I в 1397 году.
Святой благоверный князь Дмитрий Донской
Василий I
Честь расписать царский храм была оказана самым лучшим в то время мастерам: Андрею Рублёву, Феофану Греку, Прохору из Городца.
Андрей Рублёв
Спустя столетие, когда великий князь Иван III осуществлял грандиозную перестройку Кремля, было возведено новое каменное здание собора. Это здание сохранилось до наших дней и, будем надеяться, простоит ещё века.
Великий князь Иван III Васильевич
Строительство нынешнего Благовещенского собора
Благовещенский собор по своей архитектуре и убранству значительно отличается от других соборов, стоящих на Соборной площади. А всё потому, что Успенский и Архангельский соборы строились итальянскими зодчими, а Благовещенский собор- русскими мастерами: псковичами Кривцовым и Мышкиным.
Перед мастерами стояла трудная задача: органично вписать новый собор в единый ансамбль с соборами, которые строились итальянцами. С задачей они справились с честью, — новый собор был просто великолепен. Заложен собор был в 1484 году, а через пять лет уже освящён.
Проект храма был сделан по образцу греческого храма 10 века. Сначала Благовещенский собор Московского Кремля имел только три купола, а современный вид получил при Иване Грозном, сыне великого князя Василия III.
Царь Иван IV Васильевич Грозный
Украшение собора
Сын и продолжатель дела Ивана III великий князь Василий III приказал украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными ризами и красиво расписать собор.
В новый собор были перенесены иконы, написанные Андреем Рублёвым, из старого деревянного Благовещенского храма, а роспись храма была сделана по точному образцу прежней. Роспись делал лучший в то время художник Фёдор Едикеев.
Роспись Благовещенского собора
По художественной ценности иконостас Благовещенского собора уникален: в нём размещены иконы выдающегося письма XIV — XIX веков.
Иконостас Благовещенского собора
Внутри собор невелик. Царским местом в храме были хоры, расположенные напротив иконостаса, куда можно было попасть прямо из дворца. Можно представить, как государи отдыхали после богослужения на южном крыльце собора и раздавали милостыню бедным.
Галерея и крыльцо собора
Царские подарки собору
Каждый следующий государь старался сделать как-то ещё благоустроить и благоукрасить домовый храм.
Так, например, царю Алексею Михайловичу собор обязан своим уникальным полом, сделанным из благородных камней: яшмы, агата и мрамора. Камни эти были присланы в дар царю от персидского шаха.
Царь Алексей Михайлович
В 1547 году Благовещенский собор сильно пострадал от пожара. Большая часть настенной живописи погибла. Иван Грозный восстановил уникальную роспись храма, которая частично сохранилась до нашего времени, а также подарил храмовый образ Благовещения.
Благовещение. Храмовая икона
Перестройка собора
По указу Ивана Грозного в 1564 году паперти собора были перекрыты сводами.
Получилась крытая галерея, по четырём углам которой поставили небольшие приделы, освящённые во имя: Собора Богоматери; архангела Гавриила; Праздника Входа Господня в Иерусалим; святого Георгия.
Храм святого Георгия позднее в 1822 году был перестроен и освящён во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Одновременно со строительством приделов на кровле были сооружены ещё два купола. Таким образом, собор стал девятиглавым. Купола и кровлю позолотили, поэтому от обилия золота храм стали называть Златоверхим.
Златоверхий собор
- После того, как в 1572 году Иван Грозный женился в 4 раз вопреки церковным канонам, он стоял на богослужениях отдельно на крытой галерее храма.
- А в марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету, которую посчитал предзнаменованием своей смерти, что и случилось через несколько дней.
Благоукрашение собора
Сын Ивана Грозного Фёдор Иоаннович повелел установить на центральном куполе храма золотой. Тот самый крест, который безуспешно искал в Кремле Наполеон.
В 16 веке итальянские резчики выполнили резьбу на северном и западном каменных порталах собора. Резьба позднее была раскрашена синей и золотой красками. Двери порталов были покрыты медью с изображениями сцен из библии и античных мудрецов.
Резные порталы храма
Святыни собора
В Благовещенском соборе Московского кремля находились, как в драгоценной шкатулке, многие православные святыни: чудотворные и чтимые иконы Богородицы и Спасителя.
Фрагмент иконы Богородицы иконостаса Благовещенского собора
Фрагмент иконы Спасителя из иконостаса Благовещенского собора
Одной из святынь собора была икона Пресвятой Богородицы «Донская», которая находилась с князем Дмитрием Донским на Куликовском поле во время битвы. Этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед сражением. В 17 веке во имя этой чудотворной иконы был построен Донской монастырь.
Донская икона
Благовещенский собор пережил все беды, которые пережила наша матушка Россия. И пожары, и вражеские нашествия, и разорения от иноземных захватчиков, и разорения от собственных безбожников.
Благовещенский собор в наше время
Благовещенский собор Московского Кремля сильно пострадал во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года. Было разрушено то самое крыльцо, с которого Иван Грозный увидел комету.
В марте 1918 года собор был закрыт, как и сам Кремль. В настоящее время Благовещенский собор Московского Кремля действует как музей.
Только один раз в год на праздник Благовещения Патриарх служит в нём праздничную службу, а затем выпускает с крыльца собора из клеток белых голубей, как символ свободы для каждого Божьего творения.
Источник: https://nehleb.ru/blagoveschenskii-sobor-moskovskogo-kremlya-istoriya/
☦Благовещенский собор Московского Кремля: история, фото, легенды
Внутри Благовещенского собора тесно. Это говорит об интимном характере храма. Но порталы (обрамление входа в храм) с кружевной резьбой по камню и пол храма, покрытый драгоценной агатовой яшмой, притягивают взгляд.
Здание церкви окружает галерея. К ней пристроены паперть и ризница. Переходы соединяют Благовещенский собор с хоромами великих князей. Они могли пройти из своего дворца в церковь, даже не выходя на улицу.
Только Иван Грозный не имел на это права: женившись в четвертый раз (всего у него было 6 жен — непозволительная для средневековой Руси роскошь), он не мог больше по православным законам молиться в церкви.
Поэтому для царя построили отдельное Грозненское крыльцо.
Сначала Благовещенский собор был трехглавым, а дополнительные купола и приделы появились уже после перестройки сгоревшего храма Иваном IV.
Что есть что в церкви
Тогда в 1560-х над углами галерей построили 4 придела в форме небольших одноглавых церквей, а над центральной частью возвели еще две главки. В результате собор стал девятиглавым.
Также для Благовещенского собора создали один из лучших на Руси иконостасов. Это был первый иконостас, закрывающий алтарь. Он пришел на смену полок с иконами. И сейчас без такого иконостаса не найдешь в России уже ни одной церкви.
Некоторые иконы праздничного ряда создал Андрей Рублев. Многие написал Феофан Грек еще в 1405 году для храма, стоявшего здесь до современной постройки. Потом их перенесли в новую церковь.
Но так как религиозные произведения в средневековье не подписывали, выводы можно сделать только на основе летописей или стилистических признаков.
Поэтому авторство Феофана Грека признают не все специалисты.
В росписи Благовещенского собора христианские образы соседствуют с изображениями греческих мудрецов — Аристотеля, Плутарха, Платона, Сократа.
Путеводитель по архитектурным стилям
Древние мыслители изображены со свитками в руках, а на свитках написаны философские изречения, близкие к христианской мысли. Например, у Сократа: Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым — наказание. У Платона: Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям.
Благовещенский собор стоит на высоком подклете. Сейчас там выставка «Археология Московского Кремля», а раньше был тайник с государевой казной.
Кремль: мини-путеводитель по территории
Из-за этого к названию храма добавляли «у царской казны». Но сокровищницу разграбили во времена Смуты, а то, что не успели вынести поляки, увез Наполеон.
Тем не менее в конце XIX века здесь нашли селадоны — древнюю китайскую фарфоровую посуду, покрытую глазурью. В XIX веке фарфор Наполеону уже был не нужен, а в средние века он ценился как золото.
Его умели делать только в Китае, и пока европейцы пытались изобрести секрет фарфоровой массы, китайцы делали сосуды с тончайшими полупрозрачными стенками, которые так и назывались — «яичная скорлупа».
В советское время службу в Благовещенском соборе Кремля запретили. Но с 1990 года его вернули православной церкви, хотя в храме работает музей.
По престольным праздникам в соборе проходят богослужения. Перед этим его каждый раз освящают заново. Также в Благовещенском соборе патриарх Алексий II совершил молебен в честь вступления в должность президента России Владимира Путина, а потом и Дмитрия Медведева.
Говорят, что… …с «грозненского крыльца» Благовещенского собора в марте 1584 года Иван IV увидел крестообразную комету и истолковал ее как знак скорой кончины. Через несколько дней царь умер.
Благовещенский собор Московского Кремля на фотографиях разных лет:
А вы можете что-то добавить к истории Благовещенского собора?
/
Источник: https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/blagoveshenskii-sobor-moskovskogo-kremlya
Достопримечательности и святыни Благовещенского собора Московского Кремля
Из архитектурной композиции Соборной площади Московского Кремля Благовещенский собор не является ни самым древним, ни самым большим. Но в истории ему была отведена особая роль, ведь он являлся домашним храмом великий князей.
В этом соборе реализованы некоторые оригинальные и, казалось бы, несовместимые архитектурные и оформительские решения, что наложило отпечаток на его внешний облик.
Ниже пойдет речь об исторических вехах Благовещенского собора Московского Кремля, его святынях, а также краткое описание, достопримечательности и современность.
Где находится
Расположен Благовещенский собор по адресу: Москва, Кремль, Соборная площадь, а точнее, в ее юго-западной части.
Как лучше добираться
Добраться до Благовещенского собора лучше, доехав до удобной для вас станции метро: «Библиотеки им. Ленина», «Александровского сада» или «Боровицкой».
Посещение
Благовещенский собор открыт для посетителей ежедневно за исключением четверга. В летний период (с 15.05. по 30.09) вас ждут с половины десятого до восемнадцати часов, в остальной период года с десяти утра до пяти вечера.
Для посещения Благовещенского собора необходимо приобрести билет, который дает право на вход во все музеи Соборной площади.
Его цена составляет 500 рублей, пенсионеры, студенты и учащиеся оплачивают 250 рублей, бесплатное посещение предусмотрено для детей до шестнадцати лет.
История создания Благовещенского собора
На месте нынешнего, каменного собора стояла деревянная церковь, также носившая название Благовещенской, построенная еще в XIV веке по приказу сына Дмитрия Донского, князя Василия. А почти через сто лет Князь Иван III приказал построить новый храм из камня. Для его возведения были приглашены псковские зодчие.
Начато строительство было в 1484 году, а уже в 1489 году новый собор был торжественно освящен. Изначально он имел три купола. В 1547 году, во время сильного пожара, собор серьезно пострадал. Его восстановлением занялись спустя 17 лет.
К основному храму были пристроены четыре придела с куполами, с восточной стороны были надстроены две главы. Таким образом, после завершения работ, в 1564 году, собор становится девятиглавым.
В 1572 году к собору было достроено крыльцо, названное Грозненским, происхождение которого весьма интересно. В это время царь Иван Грозный в четвертый раз женился, что категорически не допускалось православной церковью, и, соответственно, потерял право молиться в храме. С этой поры он стал молиться на специально построенном крыльце, которое и стало называться в честь царя.
Вплоть до начала XVIII века для московских монархов Благовещенский собор являлся придворным храмом, а его настоятель одновременно был духовником самодержца. После переноса столицы в Санкт-Петербург значимость собора снизилась, однако особый статус его протопресвитера был сохранен.
После революции в 1918 году храм был закрыт для богослужений. Но его удалось сохранить от разрушения и разграбления. Как музей собор открыл двери для посетителей в 1955 году.
В 1993 году, в день Благовещения, который является престольным праздником собора, в нем впервые за многие годы было проведено богослужение. В настоящий момент службы на регулярной основе не совершаются, их проводят в особых случаях.
Архитектурные и культурные достопримечательности Благовещенского собора Московского Кремля
- Поскольку собор построен псковскими зодчими, это наложило свой отпечаток на архитектуру собора, внеся в нее множество специфических элементов. В частности, в оформление барабанов под главами. Но в целом храм выдержан в манере раннемосковской школы. Имеет крестово-купольную форму.
- Собор имеет один основной престол и пять приделов.
- Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, полностью скрывающий алтарь, был первым иконостасом подобного рода.
- Росписи и фрески Благовещенского собора Московского Кремля интересным образом сочетают изображения христианских святых с древнегреческими философами. Предполагают, это связано с тем, что художник, расписывавший собор, делал точные копии с древних икон и росписей авторства Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. А те в свою очередь были исполнены в традициях первых христианских учителей, ссылавшихся в своих проповедях на некоторые изречения древних ученых.
Святыни
Иконы благовещенского собора Московского Кремля, в частности, икона Божьей Матери Пименовская и чудотворная икона Божьей Матери Донская, авторства Феофана Грека.
Благовещенский собор Московского Кремля на фото
Крупный план позолоченных куполов храма.
Благовещенский собор Московского кремля — видео
В этом видео вы увидите еще больше фото Благовещенского собора, а также его иконы и фрески. Приятного просмотра!
Для получения полной картины об архитектуре и культурном наследии Московского Кремля обязательно стоит посетить Благовещенский собор на Соборной площади. Я для себя выделил его необычную художественную роспись, а также специфическую атмосферу внутри. Из-за особой, приглушенной освещенности внутри царит атмосфера тишины и умиротворения.
Тем путешественникам, которые хотят подчеркнуть свои впечатления о Благовещенском соборе, прошу высказываться в х.
Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/moscow-kremlin/blagoveshhenskij.html
Благовещенский собор Московского Кремля
Благовещенский собор расположен на бровке Боровицкого холма в Московском Кремле.
Новый кирпичный трехглавый Благовещенский собор с ажурными рядами «паребрика» над нишами возведен с 1484 по 1489 годы по указу Ивана III артелью строителей под руководством псковских зодчих Кривцова и Мышкина.
Раньше на этом месте при князе Василии уже стоял храм 1397 – 1416, выполненный мастерами из Пскова из белокаменных блоков. Благовещенский собор Московского Кремля – рекордсмен по числу перестроек. В 1416 году и в 1483 году Благовещенский собор Московского Кремля был разобран по подклет.
Благовещенский собор в Московском Кремле.
История Благовещенского собора Московского кремля
Уникальный облик Благовещенского храма на Соборной площади в Кремле складывался на протяжении нескольких веков. Благовещенский собор более 5 столетий слыл домовым храмом московских государей.
Каждый новый российский правитель ставил перед собой задачу преобразить Благовещенский собор в связи с изменениями приоритетов двора и положением царствующего дома (от эпохи Дмитрия Донского до Ивана IV Грозного и эпохи империи XIX века).
Одной стороной здание Благовещенского собора примыкало к великокняжескому дворцу, а с другой было связано с комплексом казенного двора правителей Москвы (позднее сооружением Казенной Палаты). Благовещенский собор имеет небольшие размеры, но роскошное убранство. Девятиглавый Благовещенский собор получил название Златоверхий.
Реставрационные работы в Благовещенском соборе в Москве проводились в 1863-1867 годах (архитектор Ф.Ф. Рихтер), в 1947 году под руководством архитектора Л.А. Петрова, с 1980 по 1984 годы, с 2006 по 2010 годы. В конце мая 2011 года закончилась первая масштабная научная реставрация Благовещенского храма на Соборной площади Московского Кремля.
Она длилась более 5 лет. Специалисты установили, как менялся облик храма с XV века: первые строители создали порталы, на которые наслаивалась более поздняя кладка. Фрагменты старинных фасадов, окладов икон можно увидеть на археологической выставке в подклете собора.
Благовещенский собор в Московском Кремле.
В XXI веке белоснежный живописный сверкающий золотом куполов девятиглавый Благовещенский собор замыкает юго-западный угол Соборной площади Московского Кремля. Благовещенский собор находится напротив Архангельского собора и примыкает к торцу Большого Кремлевского дворца.
В настоящее время Благовещенский собор несет сакральную функцию. Один раз в год в Благовещенском соборе совершается патриаршее богослужение 7 апреля в день престольного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы.
Со ступеней Благовещенского собора патриарх выпускает из клетки на волю белых голубей.
Соборная площадь в Московском Кремле.
Благовещенский собор имеет историческую, культурную, художественную ценность и входит в состав Музеев Московского Кремля. С дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время (1404 год).
Отсюда началась история Кремлевских курантов, позже перенесенных на Спасскую башню кремля (1624 год).
Архитектурное отличие Благовещенского собора – верхний пояс на барабанах куполов в виде «бегунков» под глубокими трехступенчатыми нишами.
Благовещенский собор – единственный православный храм Московского Кремля, вход в который устроен с востока (по канону нужно с запада). Он размещается в северо-восточном углу галереи-гульбища со сходом на Соборную площадь.
Благовещенский собор в Кремле Москвы имеет 4 придела в память: собора Архангела Гавриила (северо-восточный придел), собора Пресвятой Богородицы (северо-западный), Входа Господня в Иерусалим (юго-западный), Александра Невского (юго-восточный). Они были возведены в XVI веке над углами галерей и представляют собой 4 небольшие одноглавые бесстолпные церквицы.
Крыльцо Ивана Грозного (Грозненское крыльцо, 1572 год) находится на юго-восточном углу Благовещенского собора. После реставрации 2010 года можно увидеть элементы южной паперти XVI века.
Крыльцо Ивана Грозного в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Уцелевшие наружные росписи (1547-1551) Благовещенского Собора в Кремле Москвы:
- Над входом в придел Архангела Гавриила – композиция «Что Ти принесем, Христе»;
- Фреска «Собор Архангелов» на северной стене рядом с одноименным приделом;
- Над входом северо-западного придела – роспись «Собор Богоматери».
Фреска «Собор Архангелов» на северной стороне Благовещенского собора Московского Кремля.
Внутреннее убранство Благовещенского собора Московского Кремля
Вход в храм украшают каменные порталы. Западный и северный резные порталы создали итальянские умельцы в XVI веке. Белокаменный южный портал по сохранившимся фрагментам портала XV века восстановлен в 1950 году. Стены и четырехгранные столбы Благовещенского собора в Кремле – изображения русских князей и византийских императоров.
Роспись северо-западной галереи «Древо Иессеево». Внутри над входом в северную галерею – образ «Спас Нерукотворный» (1661 год). Роспись стен разных эпох и разных школ внутри Благовещенского собора впечатляет. Основное место внутри центральной части храма принадлежит иллюстрациям к Апокалипсису.
Многоярусный Иконостас Благовещенского собора сразу привлекает внимание. Чеканный оклад иконостаса сделан в XIX веке из позолоченной бронзы, а Царские врата – из серебра. Основной ряд главного иконостаса Благовещенского собора изначально выглядел как собрание икон работы Феофана Грека и Андрея Рублева.
Состоящий из маленьких богородичных икон XIV века древний пядничный ряд в конце XVII века заменили на тот, который туристы видят сегодня. Музейная экспозиция Благовещенского собора в начале XXI века пополнилась уникальными экспонатами из запасников.
Самая древняя из икон Богородицы пядничного ряда в иконостасе собора – «Богоматерь Умиление Владимирская» (XIV век) кисти византийского художника. Андреем Рублевым написаны 6 икон в праздничном чине в третьем ряду иконостаса, в том числе светлая радостная икона «Благовещение» (1405 год).
«Донская икона Божией Матери» работы Феофана Грека 1382-1395 года стала реликвией Благовещенского собора Московского кремля. С 1930 года хранится в Государственной Третьяковской галерее Москвы. Пол Благовещенского собора (XVII век) выполнен из полированных плиток кремния, агата и яшмы терракотовых оттенков.
Рака XIX века для ковчегов-мощевиков наиболее почитаемых православных святых — вновь обретенный экспонат Благовещенского собора, который в 60-е годы XX века был убран из храма. Сегодня комплекс ковчегов в Раке окружен двумя подсвечниками и ажурной решеткой.
Нижний этаж храма – подклет, который в плане представляет квадратное помещение. Подклет конца XIV века Благовещенского собора Московского Кремля – уникальнейший памятник раннемосковской архитектуры. Он находится под центральной частью храма.
Его перекинутые от столпа на стены низкие арки выложены из белого тесаного камня. Спускаемся в подклет Благовещенского собора Кремля. Здесь в интерьере XIV века располагалась государственная казна.
Это так называемый «древнерусский земельный банк» — зарытые сокровища на глубине 5 метров (при раскопках Кремля найдено более 300 предметов).
Благовещенский собор на фоне Большого Кремлёвского дворца.
Постоянные экспозиции Благовещенского собора в составе Музеев Московского Кремля
Южная галерея Благовещенского собора – экспозиция икон и памятников древнерусской живописи XII-XVII веков.
Археологическая выставка в Подклете Благовещенского собора с 1989 года рассказывает о заселении и освоении Боровицкого холма в Москве, о найденных на территории Московского Кремля уникальных кладах XIX-XX века. Более 1500 экспонатов обнаружены при раскопках на территории Московского Кремля.
Подклет Благовещенского собора в рамках экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» представляет для обозрения 5 витрин:
Источник: https://vseprootpusk.ru/blagoveshhenskij-sobor-moskovskogo-kremlya
Благовещенский собор Кремля, Москва, Россия
Музей «Благовещенский собор» — один из наиболее посещаемых музеев Московского Кремля. Его собранию принадлежат шедевры изобразительного искусства. Именно с этим храмом связана деятельность Андрея Рублева в Кремле.
Благовещенский собор имеет свои исторические отличия.
Он являлся частью дворца великого князя: непосредственно за ним находились государевы думные палаты, с которыми он был связан переходами. Через него осуществлялись самые торжественные шествия, иногда проходили во дворец иностранные посольства. О нем в старину говорили, что он стоит «у великого князя на дворе на сенях». Это был первый по важности домовый храм московских правителей.
Все это и обуславливало привлечение для его создания и украшения лучших художественных сил своего времени.
Этот памятник, пожалуй, не меньше, чем Успенский собор, может рассказать о своих древних связях с историей Москвы, с кремлевским архитектурным ансамблем. Сохранилась подлинная часть Благовещенской церкви конца XIV — начала XV века, весь ее нижний, так называемый «подклетный» этаж. Он служит цокольным ярусом, основанием для существующего здания.
Это один из самых ранних среди сохранившихся памятников белокаменного зодчества Москвы. По нему можно судить об особенностях архитектуры и характере большого строительства в Кремле, которое было начато Иваном Калитой и продолжено Дмитрием Донским и его сыном Василием.
Можно добавить, что ученые ведут успешные археологические исследования под основанием этого древнего сооружения и находят следы еще более ранней постройки.
Сохранилось летописное известие начала XV века, из которого явствует, что значил этот храм для московского великого князя: его он поручает украсить живописью крупнейшим и знаменитым художникам Феофану Греку, Прохору из Городца и Андрею Рублеву.
Собор, расположенный возле златоверхого дворца, рядом с другим московским чудом того времени — городскими башенными часами со звоном, был местом важных торжественных церемоний, которые должны были поднимать авторитет Москвы в период ее активного возвышения и создания единого государства.
Соответствующее ему место Благовещенский собор занял во время реконструкции Кремля при Иване III. Он должен был еще больше, чем прежде, придать торжественный характер великокняжеской резиденции.
Его сооружение шло бок о бок с созданием приемного тронного зала — Большой, или Грановитой палаты и казнохранилища.
Создателями его были те же талантливые, «навыкшие в каменосечной хитрости» псковские зодчие, которые одновременно возводили на Соборной площади Ризположенскую церковь, завершив ее на несколько лет раньше Благовещенской.
Домовую великокняжескую церковь строили с 1484 по 1489 год. Размерами она значительно превосходит дворцовый храм митрополита. Поставленная на высокий древний подклет, она своим трехглавым завершением устремилась вверх. Ее основные конструктивные и художественные качества характерны для московской архитектурной школы. Образ памятника таков, что создает радостное, праздничное, светлое настроение, что было так свойственно искусству столицы этого времени, отвечавшему общему подъему национального самосознания. Позже, в XVI веке, именно этот памятник больше других испытывал на себе влияние исторических перемен. Его чаще других зданий Соборной площади украшали, поновляли, придавая ему больше пышности, нарядности, величия. К 1508 году в основном заканчивалось небывалое грандиозное строительство в Кремле, связанное с созданием новой столичной крепости и резиденции великого князя. Тогда в связи с завершением нового большого дворцового комплекса примыкающий к нему Благовещенский собор был расписан известным московским живописцем Феодосием, стал златоверхим, внутри был богато украшен «златом и бисером». Его порталы, обращенные к дворцу и площади, переделали на итальянский лад — создали словно малые триумфальные арки с пышным резным убором и позолотой.
В царствование Ивана Грозного, когда происходили дальнейшие политические сдвиги в развитии Русского централизованного государства, Благовещенский собор приобрел еще более представительный внушительный вид: первоначально трехглавую церковь превратили тогда в величественный девятиглавый храм. Таким он дошел до нашего времени.
Связи памятника с историческими событиями, с жизнью столицы были разнообразны. Одна из особенностей Благовещенского собора заключается в том, что он был храмом «у царской казны». В подклете собора под его мощными белокаменными сводами хранилась часть ее.
Основное же хранилище было рядом в Казенной палате, которая примыкала к апсидам собора и сооружалась с ним одновременно.
По существу палата и подклет собора были единым хранилищем самых больших государственных ценностей и всяческих сокровищ: «лалов и яхонтов, каменьев и жемчугу, саженья всякого, поясов и цепей золотых, сосудов золотых, серебряных и каменных, шелковых одежд и иных всяких одежд, что ни есть».
Здесь были крепкие стены, глухие кованые двери, надежные запоры. Недаром подвалы казенного двора превращали иногда в застенки для опасных политических противников великого князя. Бежать отсюда было невозможно.
Здесь, например, в 1492 году так и скончался в темнице, не дождавшись помилования, мятежный князь Андрей Горяй, брат Ивана III. Ясно, что это было вполне надежным местом для хранения знаков государственной власти, архива и сокровищ. Именно отсюда к официальным церемониям выдавались великокняжеские регалии и затем проносились через Благовещенский собор.
В середине XVI века после большого бедствия — пожара Москвы 1547 года, в огне которого пострадали и Благовещенский собор и Казенная палата, домовый царский храм был превращен в своеобразный центр по приведению в порядок погоревших памятников Кремля: здесь замышлялись восстановительные художественные работы, отсюда исходил и общий надзор над их исполнением.
В истории Благовещенского собора памятны 60-е годы XVI столетия, когда Москва в стремлении воссоединить все древние русские земли в одном государстве овладела в ходе Ливонской войны городом Полоцком. Этому событию было посвящено сооружение в домовом храме Ивана Грозного особых приделов и исполнение росписей при входе в собор, воспевающих ратный подвиг воинов.
Примечательно, что в Благовещенском соборе, как и в других памятниках Соборной площади, звучит патриотическая, воинская тема. Не вся история этого интересного памятника представляется ясной. Исследователей занимает немало связанных с ним проблем. Некоторые из них дискуссионны. Выводят на путь истины в этих спорах постоянное и тщательное изучение памятника и его музейной коллекции, археологические раскопки, реставрационные открытия. Крупнейшим событием в истории советского реставрационного дела явилось раскрытие произведений Феофана Грека, Прохора из Городца и Андрея Рублева в Благовещенском соборе Московского Кремля. Считалось, что иконы, написанные ими для этого памятника в начале XV века, не сохранились, так как летопись сообщала об их гибели во время пожара 1547 года. Однако в первый же год после перехода Кремлевских соборов в советское музейное ведение они были опознаны, а в 1919 году полностью освобождены от поздних записей. Так, с первых лет своей новой деятельности Благовещенский собор оказался музеем шедевров. Однако до полной организации музея прошло еще немало времени. Большой по объему работой реставраторов была расчистка настенной живописи, которая проводилась в несколько приемов. Раскрытие икон собора продолжается и по сей день.
Благовещенский собор — один из богатейших музеев древнерусской живописи. Здесь представлены не только творения Феофана Грека и Андрея Рублева, но и более ранние произведения, много работ XVI века.
В нем сохранились настенные росписи, исполненные в 1508 году сыновьями и учениками знаменитого Дионисия — мастером Феодосием «с братиею».Росписи мастера Феодосия, органично входя в интерьер, сливаясь с ним, образуют единое целое с архитектурой.
Здесь все — и стенопись, и иконы, и декоративное убранство — соединяется в гармоническом созвучии. Для собора в целом характерно преобладание теплых, мягких, красочных сочетаний.
Живописный ансамбль Благовещенского собора не только замечателен сам по себе, но он еще является живым примером того, как в XVI веке стремились к сохранению традиций в искусстве, как отдавали должное наследию, авторитету прошлого.
Об этом свидетельствует, прежде всего, бережное отношение к иконостасу с работами Андрея Рублева, самого почитаемого художника в Древней Руси.
Кроме того, исследователи обращают внимание на то, что отдельные сюжетные циклы в настенных росписях XVI века явно повторяют (в целом, к сожалению, почти не известную) сюжетику росписей, которыми украсили Благовещенскую церковь в начале XV века.
Редкое собрание икон музея «Благовещенский собор» дает возможность его посетителям рассматривать работы московских иконописцев за несколько столетий. Большая группа произведений станковой живописи размещена в южной галерее памятника в дополнение к иконам, представленным в иконостасе. Основная их часть принадлежит Благовещенскому собору, остальные введены в музейную экспозицию из других иконных собраний Московского Кремля.
Выставка знакомит не только с искусством Москвы, в основном XV—XVI столетий, но и с его истоками. Она открывается памятниками, принадлежащими владимиро-суздальской художественной культуре,— иконами XIII века «Спас Златые власы» и «Явление архангела Михаила Иисусу Навину».
Вслед за ними помещены произведения, относящиеся к важнейшим периодам в истории древней московской живописи — эпохе Андрея Рублева и времени Дионисия. Самая многочисленная группа произведений принадлежит второй половине XVI века. Почти все они происходят из верхних приделов Благовещенского собора.
Замечательный памятник архитектуры, собрание бесценных произведений искусства, своеобразная художественная хроника древней Москвы — таким предстает перед нами Благовещенский собор.
Источник: https://muzei-mira.com/muzei_rossii/10-blagoveschenskiy-sobor-kremlya.html
Благовещенский собор Московского кремля
Фото Благовещенского собора
Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей – князей и царей.
Из истории Благовещенского собора Московского Кремля
Предполагают, что в конце 13 – начале 14 века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского.
Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом).
У восточной стены его строится двухэтажное хранилище — Казенный двор, где хранилась государева казна.
Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе. Протоиереи храма являлись духовниками русских царей. Храм сильно пострадал во время пожара 1547 года.
При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы.
Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей.
В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским.
Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита. Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт.
Архитектура Благовещенского собора Московского Кремля
Храм построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете.
Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав – бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах — аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма.
Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.
Храм включает в себя постройки, созданные в разное время. Сооружение конца 15 века повторяло здание, выполненное в начале 15 века. Храм со всех сторон был окружен галереями-папертями. Позже восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой. А попасть на южную паперть можно через крыльцо, украшенное резьбой.
Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью. Храм стали называть златоверхим.
Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх.
Этому способствовало и освещение — нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.
Убранство Благовещенского собора
С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Галереи с северной и западной стороны украшены итальянским золоченным орнаментом на синем фоне. В южной части — нарядная многоцветная роспись. Знаменитые росписи храма упоминаются еще в начале 15 века. Выполнены они были в 1405 г.
известными мастерами Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой. Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами – праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении.
При рассмотрении росписей мы видим множество евангельских композиций и иллюстрацию «Апокалипсиса». Здесь представлена «Жития» Василия Великого и Иоанна Златоуста, «Древо Иессеево» и фигуры святых. Частично сохранились фрески храма, выполненные в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия.
Росписи храма неоднократно обновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и три раза — в 19 веке.
Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III.
Выдающиеся мастера выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса, который по праву можно назвать шедевром русского искусства. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку.
Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и семь икон праздничного чина.
Грандиозность иконостаса определена тем, что деисусная композиция выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра.
Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев.
Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого, куда он был доставлен из Византии.
Реликвии Благовещенского собора
К главным реликвиям храма относятся чудотворная икона Пименовской Богоматери, привезенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху. Здесь также хранилась икона Донской Богоматери, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой. Позднее она была перевезена в Донской монастырь.
Благовещенский собор Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нем возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году — в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.
Источник: https://www.msk-guide.ru/blagoveshenskiy_sobor.htm