Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.
Детство и юность
В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.
Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.
Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.
Художник Караваджо
В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.
В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.
Живопись
Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом.
Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино.
Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».
Картина Караваджо «Больной вакх»
Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».
Картина Караваджо «Лютнист»
В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.
Картина Караваджо «Нарцисс»
Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».
Картина Караваджо «Юдифь и Олоферн»
В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».
Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла».
Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии».
Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.
Картина Караваджо «Положение во гроб»
Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.
Картина Караваджо «Бичевания Христа»
Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.
Картина Караваджо «Воскрешение Лазаря»
В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.
Картина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»
В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.
Картина Караваджо «Кающаяся Магдалина»
В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.
Картина Караваджо «Медуза»
Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.
Картина Караваджо «Иоанн Креститель»
В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.
Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»
В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.
Личная жизнь
Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.
Шон Бин в фильме «Караваджо»
В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.
Смерть
В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.
Караваджо
Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.
Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта.
На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку.
Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.
Могила Караваджо
Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал.
Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии.
Великому художнику было 39 лет.
Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.
Портреты Караваджо
Произведения
- 1593 — «Юноша с корзиной фруктов»
- 1595 — «Музыканты»
- 1596 — «Мальчик, укушенный ящерицей»
- 1597 — «Кающаяся Магдалина»
- 1597 — «Медуза»
- 1598 — «Юдифь и Олоферн»
- 1599 — «Нарцисс»
- 1600 — «Мученичество Святого Матфея»
- 1601 — «Распятие Святого Петра»
- 1602 — «Амур-победитель»
- 1603 — «Погребение Христа»
- 1604 — «Иоанн Креститель»
- 1605 — «Портрет папы Павла V»
- 1606 — «Мария Магдалина в экстазе»
- 1607 — «Семь деяний милосердия»
- 1608 — «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
- 1609 — «Воскрешение Лазаря»
- 1610 — «Давид с головой Голиафа»
Источник: https://24smi.org/celebrity/14363-karavadzho.html
Караваджо: биография и интересные факты
Сентябрь 29, 2018
Феноменальное творчество гения, перевернувшее общепринятые представления о живописи, кардинальным образом повлияло на весь ход развития изобразительного искусства не только в Италии, но и во всей Европе.
Отъявленный бунтарь и безустанный мятежник, исключительный талант и настоящий гений – все это про Караваджо, великого художника и экспериментатора, ставшего реформатором европейской живописи и, в одночасье, одним из самых скандальных художников всех времен.
Караваджо. Автопортрет
Биография Караваджо
Микеланджело Меризи, так звучит настоящее имя художника, родился 29 сентября 1571 года в семье обеспеченного и довольно известного в свое время архитектора Фермо Меризи в Милане. Дата рождения является неточной, поскольку никаких документов на этот счет найдено не было.
Сохранилась лишь актовая запись о крещении, датированная 30-м сентября, где говорится: «30-го был крещен Микеланджело, сын Фермо Меризи и Лючии дэ Ораторибус». 29 сентября в католической церкви отмечается праздник Архангела Михаила и, видимо, поэтому днем рождения художника считают именно этот день.
У Микеланджело была младшая сестра по имени Катерина и два брата, один из которых в последующем стал священнослужителем.
В 1577 году, во время очередной вспышки чумы, семья, спасаясь, была вынуждена уехать в родной городок Фермо и Лючии, в Караваджо, расположенный недалеко от Милана. Однако этой чудовищной болезни все же удалось настигнуть семью Меризи, унеся жизни отца, деда и бабки Микеланджело.
После окончания эпидемии, в 1584 году Караваджо вернулся в Милан и приступил к обучению азам живописи в мастерской Симоне Петерцано, ученика знаменитого Тициана. Здесь он не только постиг тонкости ломбардской школы, но и получил свой первый опыт. К сожалению, ранние произведения Меризи, написанные в Милане, до наших дней не сохранились.
Картины Караваджо в Палаццо Барберини
В 1592 году, вскоре после кончины своей матери, Микеланджело, распродав имущество родителей и разделив вырученные деньги с братьями, отправился в Рим.
Хотя первое документальное подтверждение нахождения Меризи в Риме и относится к 1596 году, это не исключает вероятности того, что художник приехал в Вечный Город значительно раньше.
Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. А когда последние закончились, ему пришлось искать работу. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли.
Юноша с корзиной фруктов. Караваджо. 1593-1594 г.
Однако один из биографов — Джованни Пьетро Беллори — в своих записях утверждает, что Микеланджело Меризи, прежде чем прибыть в Рим, вместе с Петерцано совершил поездку в Венецию, где и получил опыт знаменитой венецианской школы.
Никаких документальных подтверждений пребывания Караваджо в данный период в Венеции на сегодняшний день найдено не было, так же как и упоминаний в трудах других биографов.
А влияние венецианской школы живописи на формирование стиля Караваджо могло произойти и без его поездки в Светлейшую Республику.
Караваджо в Риме
В одном из жизнеописаний художника упоминается, что с 1594 года Меризи проживал у своего друга Пандольфо Пуччи, благодаря которому получил свое прозвище – Монсиньор Инсалата, в честь салата (на ит. insalata), являвшегося единственным продуктом питания в рационе Микеланджело. Это подтверждает тот факт, что уже в 94-ом году Меризи остался совершенно без денег и без крыши над головой.
В Риме Караваджо работал с такими художниками как Лоренцо Карли, упоминаемый выше, Антиведуто Граматика, творческие отношения с которым были весьма скоротечны и, в конце концов, с Джузеппе Чезари, в мастерской которого Меризи провел несколько месяцев. В этот период Караваджо помогал расписывать одну из капелл в базилике Сан Прасседе. Взаимоотношения с Чезари были прерваны после внезапной болезни и госпитализации Караваджо.
В 1597 году, благодаря Просперо Орси, близкого друга художника, Микеланджело Меризи замечает кардинал Франческо Мария дель Монти, известный деятель культуры и страстный поклонник искусств. Он не только оценил талант молодого мастера и приобрел для своей коллекции некоторые его работы, но и взял Караваджо к себе на службу.
С этого момента известность ломбардского художника стала неумолимо расти в кругах римской знати. Его работы, выполненные в совершенно новом, невиданном прежде стиле, стали предметом оживленных дискуссий. Этот период является переломным и в творчестве Караваджо: на его полотнах стали появляться многофигурные композиции.
Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет».
Отдых на пути в Египет. Караваджо. 1596-1597г.
Буквально за несколько лет известность Микеланджело Меризи да Караваджо достигла невероятных высот, превратив художника в живую легенду. Благодаря кардиналу дель Монти, Караваджо получил крупный публичный заказ на написание полотен посвященных житию Святого Матфея для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи франчези. Эти работы художник выполнил менее чем за год.
Картины Караваджо в церкви Сан Луиджи деи франчези
После этого мастер приступил к написанию картин для базилики Санта Мария дель Пополо: «Распятие Святого Петра» и «Обращение апостола Павла» по заказу монсиньора Тиберио Черази для собственной фамильной капеллы.
Распятие св. Петра. Караваджо. 1601 г.
Обращение Савла. Караваджо. 1601 г.
Провокатор и гений Караваджо
Популярность Караваджо не переставала расти также, как и не смолкали разговоры о нем. Его творчеством восхищались ровно столько же, сколько и осуждали, а Меризи продолжал создавать свои скандальные произведения и провоцировать общество.
Саломея с головой Иоанна Крестителя. Караваджо. 1607 г.
Вспыльчивый характер художника, пристрастие к азартным играм и шумным вечеринкам продолжали разрушать его жизнь, и даже многократные аресты не могли укротить мятежную натуру гения.
Джованни Пьетро Беллори, один из первых биографов художника, не раз описывает случаи участия Караваджо в массовых потасовках. Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. Все подозрения пали на заядлого бунтаря Меризи, которому пришлось срочно бежать из города, дабы избежать ареста. Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком.
Где остановиться в историческом центре Рима
Сложный характер художника далеко не раз приводил к печальным последствиям. Караваджо многократно арестовывали по причине его возмутительного поведения, участия в драках и разгромах, незаконного ношения оружия и т.д.
А однажды Микеланджело привлекли к суду за то, что вместе со своими друзьями он написал и распространил по городу оскорбительные стихотворения в адрес другого художника Джованни Бальоне.
В 1605 году Меризи был вынужден бежать из Рима в Геную на несколько недель, потому что исполосовал ножом известного нотариуса, с которым он поругался из-за своей возлюбленной.
От арестов и тюремных заключений Караваджо часто спасали известные государственные деятели и влиятельные друзья. Говорят, что неоднократно к нему приходил на помощь французский посол. Но так продолжалось не всегда.
Святое семейство с Иоаном Крестителем. Караваджо. Около 1603 г.
28 мая 1606 года во время игры в мяч на Марсовом Поле, Караваджо сцепился с Мариано Паскулоне. Точной причины драки так никто и не узнал.
Одни говорили, будто между ними встала женщина, другие – что причиной послужили политические разногласия. Но как бы там ни было, в результате Меризи, оказался серьезно ранен, а его противник — убит.
Несмотря на то, что Микеланджело удалось скрыться с места преступления, суд по данному делу все же состоялся, даже без участия обвиняемого.
Филиппо I Колонна. Гравюра.
На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию. Теперь-то Меризи и на улицу было выходить небезопасно – приговор мог исполнить любой, опознавший виновного. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, потому что и на этот раз ему пришли на помощь. Филиппо I Колонна.
Представитель знатного римского рода не только помог художнику бежать из Рима, но и предоставил обвинению серию доказательств о невиновности Микеланджело, подговорив своих многочисленных родственников стать этому свидетелями. Через несколько месяцев Колонна отправил Караваджо в Неаполь к своим родственникам, где он пробыл почти целый год.
За это время мастер успел создать множество произведений, среди которых:
- «Святое семейство со святым Иоанном Крестителем» (1607), на данный момент хранится в частной коллекции;
- «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607), находящаяся в фонде Национальной галереи в Лондоне;
- «Мадонна Розария», написанная по заказу семьи Карафа-Колонна — одна из самых значимых работ данного периода.
Мадонна Розария. Караваджо. 1607 г.
После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры.
Казалось жизнь стала налаживаться, однако скверный характер художника и тут дает о себе знать. После серьезной ссоры с кавалером ордена, находившимся рангом выше, выяснилось причастие Меризи к убийству в Риме. В результате его арестовали. Но и тут Караваджо сопутствовала удача.
Ему удалось сбежать из заключения и без проблем добраться до Сицилии, где некоторое время он гостил у своего давнего друга.
Возможно Вас заинтересует:
Последние годы жизни Караваджо
Вскоре после этого Караваджо вернулся в Неаполь, где летом 1609 года на него напали неизвестные, пытаясь убить. Попытка, к счастью, оказалась неудачной, но слухи о его гибели уже поползли по городу. Здесь, в Неаполе, Меризи проживал у маркизы Констанции Колонны почти год, пока из Рима не пришла новость о том, что Папа Павел V готовит документ о его помиловании.
Папа Павел V. Караваджо. Дата неизвестна
В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Данный рейс не предусматривал заход в порт Ладисполи, где должен был сойти Караваджо, однако по определенным договоренностям поездка художника должна была состояться именно так.
Непредвиденные обстоятельства не позволили судну пришвартоваться в данном пункте назначения, и Меризи пришлось покинуть борт без багажа.
Все было бы не так печально, если бы в сундуках маэстро не находился довольно ценный груз – письменные договоренности с кардиналом Шипионе Боргезе о помиловании Караваджо в обмен на некоторые его полотна. А корабль, тем временем, продолжал свой путь.
Здесь известному художнику вновь пришли на помощь и помогли скорейшим образом прибыть в Порто Эрколе, дабы забрать необходимое. Но как он ни старался, корабль уже отправился в обратном направлении и теперь забрать заветный документ возможно было бы, лишь вернувшись в Неаполь.
Популярные гиды в Риме:
Все гиды в Риме (45)
Обессиленный внезапной болезнью Караваджо остался в Порто Эрколе, где его тщетно пытались поднять на ноги. Микеланджело Меризи да Караваджо скончался 18 июля 1610 года предположительно от кишечной инфекции.
Смерть Караваджо, на самом деле, окутана тайнами и до сих пор нет единого мнения о реальной причине смерти великого художника.
Один из современных исследователей жизни и творчества Микеланджело Меризи, ссылаясь на архивные документы Ватикана, заявил, что последним пристанищем великого художника стал Ладисполи, а скончался он вовсе не от какой-то там инфекции, а от рук кавалеров Мальтийского Ордена.
Источник: http://39rim.ru/karavadzho-velikiy-hudozhnik-i-skandalnyiy-buntar.html
КараваджоКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Караваджо Микеланджело (Caravaggio Michelangelo) (1573–1610), итальянский живописец. Собственно, полное имя художника Меризи да Караваджо (Merisi da Caravaggio). Родился 28 сентября 1573 года. Учился в Милане (1584-1588); работал в Риме (до 1606), Неаполе (1607 и 1609-1610), на островах Мальта и Сицилия (1608-1609). Караваджо, не принадлежавший к определенной художественной школе, уже в ранних произведениях противопоставил индивидуальную выразительность модели, простые бытовые мотивы (“Маленький больной Вакх”, “Юноша с корзиной фруктов” – оба в галерее Боргезе, Рим) идеализации образов и аллегорическому истолкованию сюжета, свойственным искусству маньеризма и академизма.
Совершенно новую, интимно-психологическую интерпретацию получили у живописца традиционные религиозные темы (“Отдых на пути в Египет”, галерея Дориа-Памфили, Рим). Художник внес большой вклад в становление бытового жанра (“Гадалка”, Лувр, Париж и другие).
Зрелые произведения художника Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (“Призвание апостола Матфея” и “Мученичество апостола Матфея”, 1599-1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези в Риме; “Положение во гроб”, 1602-1604, Пинакотека, Ватикан; “Смерть Марии”, около 1605-1606, Лувр, Париж). Живописная манера Караваджо в этот период основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, энергичной лепке объемов, насыщенности колорита – приемах, создающих эмоциональное напряжение, острую аффектацию чувств.
Подчеркнутая “простонародность” типажей, утверждение идеалов демократизма поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному искусству, обрекли его в последние годы жизни на скитания по югу Италии.
В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (“Погребение Святой Лючии”, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы).
Свет в его картинах становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает характер свободной импровизационности.
События биографии Караваджо поражают своим драматизмом. Караваджо обладал очень вспыльчивым, неуравновешенным и сложным характером.
Начиная с 1600 года, времени наивысшего творческого подъема итальянского живописца, его имя стало постоянно появляться в протоколах римской полиции.
Сначала Караваджо с друзьями совершал незначительные противоправные действия (угрозы, непристойные стихи, оскорбления), за которые привлекался к суду. Но в 1606 году художник в пылу ссоры во время игры в мяч совершил убийство и с тех пор был вынужден скрываться от полиции.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь. Там он продолжал работать над крупными заказами; его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи.
В 1608 году Караваджо переехал на Мальту, где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден.
Но вскоре и оттуда итальянскому живописцу пришлось бежать на Сицилию из-за своего вспыльчивого характера.
Прожив на Сицилии некоторое время, художник в 1609 году возвратился в Неаполь, где подвергся нападению в портовой таверне и был изуродован. В это время Караваджо уже был болен малярией, от приступа которой и умер 18 июля 1610 года.
Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». Обращение к натуре, которую он сделал непосредственным объектом изображения в своих произведениях, и правдивость ее трактовки вызвали множество нападок на художника со стороны духовенства и официальных лиц.
Тем не менее, в самой Италии нашлось много его последователей, получивших название караваджистов.
Творческая манера итальянского живописца оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма – самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века.
Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии. Но еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии. Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства.
Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и другие), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур.
Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Примечание. 1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
Источник: http://smallbay.ru/caravaggio.html
Биография и картины Микеланджело Караваджо
Автопортрет. Ок. 1510
Это был не только художник, но поэт и музыкант, что не могло не сказаться в его живописи. Его полотна полны поэтической прелести и словно пронизаны скрытой музыкой. Обратимся к раннему полотну
Джорджоне «Юдифь».
Какой прелестной мечтательностью и нежностью наполнен образ героини! Каким лиризмом веет от пейзажа, на фоне которого красавица Юдифь грациозно касается ножкой… конечно же, головы убитого ею Олоферна. Дисгармония? Вовсе нет. Скорее дань условному библейскому сюжету, трагическая суть которого не тронула сердце мастера.
Еще более поэтичной представляется работа Джорджоне «Спящая Венера» (1508—1510).
На полотне властвуют покой и сон. Дремлет сельская природа, словно убаюкивая главную героиню. Живопись здесь подобна звучащему оркестру: мастер сообщает ей все более новые и тонкие нюансы, краски играют светом, излучают его.
Солнечные блики полны неги и волшебства, а плавный ритм линий тела Венеры повторяет очертания пологих холмов. Мастер так и не успел закончить свое гениальное полотно. Он умер внезапно от чумы в расцвете творческих сил.
Пейзаж последнего его творения дописал Тициан.
Тициано Вечеллио Тициан (1476/77 или 1489 —1576) Автопортрет 1550-1562гг.
стал главой венецианской школы живописи. Он, в отличие от других корифеев Возрождения, не был ни скульптором, ни зодчим, ни поэтом. Всю свою счастливую и долгую жизнь этот мастер посвятил живописи и оставил большое наследие. Точный возраст художника не установлен. Он прожил не более 103 лет и умер, скорее всего, от чумы.
Его талант был могучим, восприятие жизни — оптимистичным и всеобъемлющим. В его полотнах есть красота и уверенность в торжестве прекрасных начал бытия. Художник никогда не изменял идеалам гуманизма, и образ человека составляет главное содержание его творчества. Пленительная обворожительность женщины — одна из центральных линий живописи Тициана.
Вариации женской красоты, несущие ощущение полнокровной радости жизни, соперничают друг с другом в работах разных периодов творчества мастера. Вспомним лишь некоторые из них:
«Венера перед зеркалом» — все это языческие мифологические персонажи.
«Вознесение Марии» («Ассунта») — это уже евангельские сюжеты и образы.
Последнее из названных полотен находится в церкви Санта Мария деи Фрари (Венеция). Войдя в полузатененное даже в яркий солнечный день пространство храма, ощутив его прохладу, вдруг остановишься, не в силах противиться волшебной власти света, льющегося с полотна Тициана.
В картине страстный порыв и дыхание жизни яркой, наполненной торжеством случившегося события. Величава фигура Марии, возносящаяся в небо, по которому стремительно бегут облака. Динамична толпа святых апостолов, с восхищением взирающих на явленное чудо. Когда в церкви звучит орган, музыка словно сливается с глубокими красными и синими тонами полотна, и это ощущение сохраняется очень долго…
Позднее Возрождение в Венеции отмечено именами двух ведущих мастеров — Веронезе и Тинторетто. Паоло Кальяри, прозванный Веронезе (1528—1588), был автором грандиозных алтарных картин и декоративных росписей, в масштабности которых чувствуется влияние Тициана.
Веронезе как бы не замечал трагических сторон бытия. Для него окружающий мир полон праздника и веселых зрелищ. Его аллегорические композиции воспевают аристократическую Венецию с ее склонностью к яркому маскарадному шуму, блеску и богатству .
Даже в религиозные по сюжетам полотна Веронезе вводит «посторонние персонажи», удовлетворяя тем самым свою неуемную творческую фантазию.
Веронезе пришлось предстать перед судом венецианской инквизиции, той самой, что позднее передала для расправы Ватикану Джордано Бруно. Художник был столь любим венецианцами, что инквизиторы вынуждены были его отпустить.
Веронезе. Брак в Кане(фрагмент
В числе самых известных его работ — «Брак в Кане» (1563), созданный на основе евангельского рассказа. На картине — пышный пир, где в шуме и гаме затерялись 130 персонажей.
Кого только здесь нет! Художник изобразил и европейских правителей, и крупнейших венецианских художников — Тициана, Тинторетто, а также самого себя, представив живописцев в облике развлекающих публику музыкантов.
Столь же светской и, по сути, не имеющей отношения к пафосу евангельского текста является работа Веронезе «Пир в доме Левия» (1573), где за названием скрывается желание автора воссоздать красочность
жизни современных ему богатых венецианцев. Последний из корифеев итальянского Возрождения — Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти, 1518—1594). Его динамичное искусство полно страсти и мощи, насыщено глубокими эмоциями.
Человек необычайно работоспособный, он оставил большое количество монументальных декоративных росписей, портреты своих современников,циклы фресок, алтарные композиции, в том числе драматичное полотно «Тайная вечеря» (1592—1594).
) Тинторетто. Тайная вечеря
В последние годы жизни Тинторетто завершил грандиозную картину «Распятие» (1565—1588). В толпе людей, присутствующих приказни Сына Божия, он выделил разнообразные характеры, объединивих в единую «симфонию» жестов, лиц, движений. У основания креста —потрясенные видом случившегося близкие Иисусу Христу люди.
Эмоционально насыщенная культура Высокого и Позднего Возрождения вызвала подъем в развитии музыкального искусства. Родилась хоровая полифония строгого стиля или «строгого письма» (термин С.И. Та неева). Полифония (иначе контрапункт) — вид многоголосия, основанный на сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий .
Новую многоголосную музыку создавали для церкви, подчиняя творчество строгим правилам и многочисленным ограничениям в стремлении достичь высшей красоты и возвышенности звучания хора (например, избегали диссонирующих созвучий).
Образнопоэтический строй этой полифонии соответствовал задачам храмовой службы, а ееведущим жанром оставалась уже знакомая нам месса.
Две ведущие реннесансные школы полифонистов — римская и венецианская составляют гордость мировой музыки. К римской школе принадлежал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (ок. 1525—1594).
С 1551 г. и до конца жизни Палестрина работал в Риме, возглавляя капеллы разных соборов, в том числе Святого Петра и Санта Мария Маджоре, руководил хорами, обучал певчих. Его полифонические композиции, написанные для хора a’cappella,отличаются духовной глубиной и возвышенностью.
Огромное наследие Палестрины включает свыше 100 месс, более 370 мотетов, а также магнификаты, духовные и светские мадригалыи др. Его музыку сравнивают с полотнами Рафаэля, и это не случайно.
Композитору удалось создать светлые, гармоническистройные и уравновешенные образы, озаренные глубокой человечностью. Венецианская школа прославлена именами Андреа и Джованни Габриели. Их сочинения созвучны облику Венеции, ее праздничной пышности, уникальной архитектуре и великой живописи.
Габриели работали органистами в соборе СанМарко и оставили сочинения разных жанров, как хоровые, так и инструментальные.
Источник: https://megaobuchalka.ru/7/40524.html
Микеланджело Меризи да Караваджо, Изображений: 82
На долю великого художника Микеланджело Меризи, известного нам как Караваджо, выпало много бед и злоключений. Судьба не была к нему благосклонна. То ли в силу его темперамента, вспыльчивого нрава, образа жизни, то ли из-за таланта, задатки которого были уже заметны к одиннадцати годам.
Родился он, по некоторым данным, 28 сентября 1571 года в Ломбардии, на севере Италии в небольшом городке Караваджо, в семье вполне обеспеченного архитектора местных маркизов синьора Фермо Меризи.
В 1577 году он умирает от чумы.
В 1584 году мальчика отправляют в Милан для обучения искусству к достаточно известному тогда художнику Симоне Петерцано из Бергамо, который обещает обучить его к пятнадцати годам.
В 1590 году умирает его мать. Поделив с братом, оставшееся после смерти родителей наследство, которое позволило Микеланджело несколько лет прожить безбедно, в 1592 году он покидает родной город.
Пристрастие к азартным играм, шумным хмельным компаниям вскоре пошатнуло его благосостояние, и в Рим он попадает уже без денег, голодным и оборванным.
Изо дня в день он перебивается работой над непритязательными поделками в мастерской некого Лоренцо
Сичилиано. Конечно, молодого художника уже проявившего способности делать нечто лучшее, такое положение дел не могло устроить. Разочарования, нищета, приводят Караваджо к болезни, он попадает в госпиталь для бедняков.
После выздоровления его берет в свою мастерскую Джузеппе Чезари д’Арпино. Он хорошо разбирается в пристрастиях заказчиков, знает коньюктуру рынка, достаточно оборотлив и у него всегда есть клиенты.
Нужда ненадолго отступает от Караваджо.
Но тут опять случается беда. Художника ударяет лошадь, и он вновь попадает в больницу. После выздоровления Караваджо решает работать самостоятельно. В это время одна за другой возникают самые известные картины его первого периода творчества. «Гадалка, предсказывающая судьбу», «Отдых на пути в Египет», «Кающаяся Магдалина», «Юноша, укушенный ящерицей».
Но, несмотря на то, что этими работами он заявил о себе, как о талантливом художнике, публика остается к нему безразлична. И лишь волею судеб несколько работ попадают к знатоку живописи кардиналу Франческо дель Монте, который берет его себе на службу с вполне приличным заработком.
По свидетельству современников покровитель художника не отличался благочестием и целомудрием. На его пиры «никогда не приглашали женщин, зато там танцевали молодые мальчики, одетые в женское платье». Ну а поскольку Караваджо напрямую зависел от желания заказчика, постольку в эго картинах появлялась и эротика с гомосексуальной наклонностью.
К сожалению, о Караваджо сохранилось очень мало достоверной информации. Он не был женат, но к женскому полу был не безразличен.
«Шалунья, живущая в районе Банки», «Лаура и её дочь и её дочь Изабелла, из-за которых возник процесс», «Маддалена, жена Микеланджело, живущего неподалёку от площади Навоны», разбитые окна ревнивого мужа – всё это лишь из небольших заметок биографов, осведомителей наблюдающих по распоряжению инквизиции за прогрессивными течениями художественной жизни тех лет.
Благодаря кардиналу дель Монте Караваджо получает первый крупный заказ для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франчески «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея». Это непременно отразилось на его авторитете, художник начинает получать престижные заказы.
Караваджо в своих работах всегда испытывал пристрастие к живописи с натуры. Он тщательно прописывал каждую деталь, пытаясь приблизить её к оригиналу. Именно Караваджо ввел новый для Рима жанр – натюрморт как таковой.
Если из его жанровых работ убрать будь то фигуры людей, фрукты, приборы, остатки ужина, музыкальные инструменты, все эти детали все равно продолжают жить своей жизнью, являя собой почти самостоятельный центр притяжения.
В склонности Караваджо к натурализму было только одно желание – как можно более точно отразить предмет, обстановку, героев вплоть до применения зеркала как независимого от сетчатки глаз экрана передачи изображения и мощного светового потока в моделирование объектов.
При помощи резких светотеней, которые ранее не приветствовались мастерами эпохи возрождения, Караваджо добивается необычайного напряжения в стоп кадре своих работ.
При этом очень сложно определить, что важнее зеркало или свет, который бьёт словно прожектор, на наиболее значимые участки тела точно указывая зрителю на суть идеи, ради которой было задумано полотно. Натурализм Караваджо это не бездушный клон, а зрительная передача внутренних эмоций происходящих здесь и сейчас. Образы его героев не вписываются в идеализированные стандарты главенствующих тогда направлений маньеризма и академизма. Он пишет их с реальных простых людей из толпы независимо от сюжета картины.
Но в Риме требовалось не сходство с натурой, а возвышенность и благочестие сюжетов, действий, и уж никак не приземленность святых персонажей. Поэтому церковь очень часто не принимала работы Караваджо. Он делал новые работы исходя из канонов заказчика.
А отвергнутые полотна приобретали знающие в живописи толк коллекционеры. Церковные функционеры довольно часто отказывались от его полотен. Караваджо становился скандальным художником. Популярность Микеланджело росла.
И в 1604 году слух о нём распространился уже по всей Северной Европе.
Наряду со славой художника увеличивались и случаи участия его в скандальных происшествиях. Все больше проявлялись черты его характера как вспыльчивого, эгоцентричного человека, живущего одним днем.
Один из осведомителей, наблюдающих за тенденциями художественной жизни тех лет, писал о Караваджо: «Недостаток его состоит в том, что он не уделяет постоянного внимания работе в мастерской – проработав две недели, он предается месячному безделью.
Со шпагой на боку и пажом за спиной он переходит из одного игорного дома в другой, вечно готовый вступить в ссору и схватиться врукопашную, так что ходить с ним весьма небезопасно».
Частые походы в харчевню с друзьями, швыряние подноса в лицо официанту, шумные выходки по ночам, столкновения с соперниками, разбитые окна у ревнивого хозяина дома, ношение оружия без разрешения, оскорбление полиции, дни, поведенные в кутузке – все это создавало ему репутацию в глазах властей как человека неблагонадежного.
В мае 1606 года во время ссоры Караваджо убил Рануччио Томмазони. Сам художник был ранен и вывезен друзьями из Рима. Суд приговорил его к смертной казни, а за его поимку было назначено вознаграждение.
В 1607 году он перебирается жить на Мальту. Там в 1608 году художник становится рыцарем Мальтийского ордена. И снова возникает ссора со знатным рыцарем, которого он ранил. Затем тюрьма, побег, исключение из рыцарского ордена, Сицилия.
Караваджо становится известно, что раненный им рыцарь подослал к нему убийц. Художник возвращается в Неаполь, его преследует страх, он даже спит с кинжалом.
Но осенью 1609 года наемники, настигнув Караваджо на пороге харчевни, нанесли ему удары кинжалами в лицо.
Устав от всех злоключений художник мечтает вернуться в Рим. Но там ещё не отменен смертный приговор. До него доходят слухи, что благодаря влиятельным покровителям, в том числе и кардиналу Гонзаго, отмена смертного приговора скоро будет подписана. Из Неаполя он отправляется в Порт Эрколе, что бы там дождаться более определенных известий.
Но и тут, уже в последний раз, на его голову обрушиваются злоключения. По ошибке его принимают за бандита и арестовывают, но затем отпускают.
Что бы вернуть свои вещи, оставленные во флюгере, он возвращается на берег, зараженный малярией, заболевает, и 18 июля 1610 года в возрасте 37 лет умирает, так и не узнав, что 31 июля папским рескриптом Караваджо объявлено об амнистии.
Автор текста: Елена Ичетовкина, искусствовед
Караваджо — биография
Великий итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 г. в Милане. В 1576 г. от чумы умер его отец, а мать с детьми переезжает в Караваджо – городок невдалеке от Милана. Здесь Микеланджело прожил до 1591 года. Первые написанные в Милане жанровые сценки и портреты не сохранились.
Микеланджело имел вспыльчивый характер. Драки и тюремные заключения стали спутниками его жизни. В 1591 году художник вынужден бежать из Милана в Венецию, а затем в Рим.
Здесь Караваджо (так его стали называть, как было принято у художников, по месту рождения) знакомится с видными художниками и меценатами, например с Яном Брейгелем Бархатным, а также изучает работы Леонардо, Джорджоне и Тициана. Первая из дошедших до нас картин самого Караваджо – «Мальчик, чистящий фрукты» (1593).
Едва не умерев от лихорадки (1593) Караваджо создает, возможно, автобиографическую картину «Больной Вакх». В том же году пишет свои первые многофигурные картины, противопоставляя вырождающемуся маньеризму и зарождающемуся академизму живой реализм.
Герои Караваджо – люди из уличной толпы, красивые и жизнерадостные.
В 1594-96 гг Караваджо переживает плодотворный период, работая для своего покровителя просвещенного кардинала Франческо дель Монти на его вилле (многие картины того времени сохранились до наших дней).
Несмотря на выдающиеся успехи в 1596 Караваджо было отказано в принятии академию святого Луки. В том же году он создал первый чистый натюрморт в истории итальянской живописи «Корзинка с фруктами».
В последующие годы художник получает много заказов на украшение церквей, однако не всех заказчиков удовлетворяют выполненные работы.
В 1601 году Караваджо, наконец, снимает собственную мастерскую, у него появляются ученики. Его «Положение во гроб» (1603) копировали многие художники (включая великого Рубенса).
Создание шедевров перемежалось у Караваджо разгульной жизнью, драками, заключениями. 26 мая 1606 г Караваджо обвинили в убийстве в драке человека. Объявленный вне закона, художник бежит в Неаполь, затем на Мальту и продолжает писать картины.
Жизнь его и здесь полна приключений (в 1608 г. он даже становится кавалером Мальтийского ордена), однако здоровье его уже было подорвано. В городке Порто д»Эрколе Караваджо умирает от лихорадки 18 июля 1610 года.
Папский указ о помиловании был опубликован уже после его смерти.
Караваджо – великий реформатор европейской живописи, основатель реализма 17 века. Для его метода характерно резкое противопоставление света и тени.
Значение Караваджо оказалось неслыханным, потому что никто иной, как он первым в истории европейского искусства провозгласил сутью художественных образов жизненно конкретные явления, людей за свойственными им занятиями, вещи, которые их окружают в действительности.
Новаторство концепции Караваджо заключалась в той жёсткой прямоте, с какой живопись стала буквальным воспроизведением жизни.
Причём творческие установки мастера, как и его многочисленных последователей в разных европейских странах, так называемых «караваджистов», не менялись даже и тогда, когда они обращались к религиозным сюжетам.
Влияние Караваджо на всё последующее искусство столь огромно, что его просто не с чем сравнить: даже влияние Яна ван Эйка, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и Микеланджело не было таким всеобъемлющим.
Если назвать хотя бы несколько имен тех, кто испытал его существенное или даже решающее влияние, комментарии уже окажутся излишни: Рибера, Сурбаран, Веласкес и Мурильо в Испании, Рубенс и Йорданс во Фландрии, Рембрандт и Вермеер в Голландии, Жорж де Ла Тур, братья Ленен, отчасти даже Пуссен во Франции.
В самой же Италии 17 века не было, похоже, ни одного живописца, не ставшего в той или иной степени «караваджистом».
Искусство отныне не было зациклено преимущественно на идеале, но усматривало в природе, как и в самой жизни, одновременное присутствие противоположных начал.
В этом смысле весьма показательной стала упомянутая «Корзинка с фруктами» Караваджо, где наряду со спелыми и сочными плодами и листьями присутствуют также гнилые и увядшие, в результате чего картина становится не гордым утверждением природы и жизни, но печальным раздумьем над сущностью нашего бытия…
Автор текста: Дмитрий Панкратов
Источник: https://gallerix.ru/album/Caravaggio