Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau) — великий французский художник. Считается одним из основоположников стиля рококо.
Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городе Валансьен, Франция. Около 1702 года переехал в Париж. Долгое время работал, как копист картин.
Обучался у таких художников, как Клод Жилло и Клод Одран. Большое влияние на его живопись оказало творчество Питера Пауля Рубенса.
Вначале своей карьеры он писал картины батального жанра, однако затем стал всё больше уделять внимание жанровым сценам.
Работы Антуана Ватто проникнуты особым настроением, театральной игрой, ироничностью и лирикой. Характерными элементами для картин Ватто являются выразительность поз и жестов, нежные сочетания цветов. В отличие от парадно-официального искусства, которое было наиболее востребовано в XVIII веке, его картины были довольно простыми и от того необычайно очаровательными.
Исследователи творчества Антуана Ватто подчёркивают несомненное влияния искусства Рубенса на стиль художника. Особое колористическое чувство делают его картины сказочными и чарующими.
Рассматривая картины Ватто, можно удивиться тому, насколько легка и свободна его живопись. Кисть художника одновременно воздушна и энергична. Чёткие образы окружает особая атмосфера, которая способствует созерцанию.
Выдающийся колорист был способен передать настроение, эмоциональность и трепетное волнение.
Великий французский художник Антуан Ватто умер 18 июля 1721 года в городе Ножан-сюр-Марн, Франция.
Несмотря на то, что основной творческий период Ватто охватывает всего 10-12 лет, он успел создать множество потрясающих шедевров, которые сегодня находятся в самых известных музеях мира — Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Национальном музее Швеции, Музее изящных искусств в Бостоне, Дрезденской галерее, Лондонской национальной галерее, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Лувре и других.
Являетесь жителем Калмыкии и хотите знать о своём регионе всё? Предприятия Республики Калмыкия с описаниями, адресами и контактами на Vcom. Заходите, чтобы ознакомиться подробнее или добавить свою организацию.
Картины Антуана Ватто
Портрет Ватто (художница Розальба Каррьера)
Актеры Французской комедии
Актеры Французской комедии
Арлекин и Коломбина
Венецианский праздник
Вывеска лавки Жерсена
Жиль
Затруднительное положение
Итальянские комедианты
Капризница
Любовная песня
Любовь на итальянской сцене
Общество в парке
Паломничество на остров Киферу
Савояр с сурком
Урок любви
???? Блинцов | 2015-09-13, 12:32 | ???? 1 245
Источник: https://art-assorty.ru/9224-antuan-vatto-kartiny.html
Ватто АнтуанКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Ватто Антуан (Watteau Antoine, 1684–1721), французский живописец и рисовальщик. Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городке Валансьенн на границе Франции и Фландрии. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. Учение у живописцев Клода Жилло (1703–1707/08) и Клода Одрана (1708–1709) способствовало пробуждению интереса Ватто к театру и декоративному искусству. В начале своего творчества молодой художник писал батальные сцены, но для него, видимо, столь же привычной была и жанровая живопись рубенсовской традиции, широко открытая чувственной стороне жизни.
Антуан Ватто испытал сильное влияние творчества Питера Пауля Рубенса, произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже. В 1717 году живописцу было присвоено звание академика. На рубеже 1720-х годов художник посетил Великобританию.
Обращаясь к мотивам, почерпнутым из современной ему жизни (“Бивак”, 1710, Музей изобразительных искусств, Москва; “Савояр с сурком”, 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), французский живописец вносил в них особую интимность и лирическую взволнованность.
В зрелый период творчества Антуан Ватто разрабатывает новый тип сюжетов – театральные сцены и “галантные празднества” (картины “Праздник любви”, “Общество в парке”, около 1720, – обе в дрезденской картинной галерее), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью.
Богатство эмоциональных оттенков в этих картинах и работах Антуана Ватто (“Затруднительное предложение”, около 1716, “Капризница”, около 1718 – обе в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург; “Меццетен”, 1719, в музее Метрополитен, Нью-Йорк; “Паломничество на остров Киферу”, 1717-1718, “Жиль в костюме Пьеро” – обе в Лувре, Париж) подчеркивается пейзажем, окрашенным тонким лирическим чувством, изящной выразительностью поз и жестов, изысканностью нежных цветовых сочетаний, трепетной игрой красочных нюансов и как бы вибрирующих мазков. Глубокие размышления французского художника о сущности подлинно высокого искусства, которое он противопоставляет искусству ложно-значительному, парадно-официальному, отразились в картине “Вывеска лавки Э.Ф. Жерсена” (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Не привыкший выслушивать похвалы своим картинам, художник Антуан Ватто был очень скромен, допуская, что некоторые из его рисунков все же могли бы понравиться публике. Рисунки французский живописец делал исключительно для себя, получая от этого живейшее наслаждение, и хранил их в альбомах.
Все удачное в картинах Ватто – содержательность и красота мотива, жестов и поз – извлечено из этих набросков.
Столь трепетное отношение к рисункам может показаться нарциссизмом, но за этим проглядывает собственная жизнь художника – и горькая, и счастливая, слишком короткая и озарявшаяся временами тем, что врачи называют pes phthisica – внезапным подъемом сил у больных чахоткой, объяснимым иллюзорной надеждой.
Это – жизнь, проведенная в созерцании приятелей-актеров, одетых в переливающиеся атласные костюмы, флиртующих или музицирующих, жизнь, наполненная страстью и отчаянием, и еще самым главным для Ватто – возможностью рисовать.
Наверное, Ватто часто рассматривал рубенсовские картины в Люксембургском дворце и густонаселенные венецианские действа под величественными колоннадами в полотнах Веронезе.
Жаль, что король Людовик XV слабо интересовался живописью – он познал бы много радостей, посещая мастерскую художника в нижнем этаже под Большой галереей.
При общем невнимании к творчеству выдающегося французского живописца периода рококо многие картины художника были увезены из страны – в Пруссию в XVIII веке, а в XIX столетии в Англию в коллекцию Уоллес.
Генерал-директор Лувра Виван-Денон мог бы восполнить этот пробел, когда наполеоновские армии маршировали на Восток, но он этого не сделал.
Любопытно, что он не повесил в Музее Наполеона (так переименовали Лувр) даже “Паломничество на остров Киферу” – картину, которая была конфискована в числе прочих почетных произведений упраздненной Королевской Академии. Для Виван-Денона Ватто был художником, к которому он питал сугубо личное отношение.
В его собственном собрании имелось несколько картин французского живописца, в том числе и картина “Жиль в костюме Пьеро”. Многие голландские картины, подвергшиеся конфискации и переданные в Музей Наполеона, были отнюдь не героического содержания.
Но француз Ватто воспринимался как нечто недостойное славы Франции. Таким образом, искусство художника, с самого начала не имевшее непосредственных продолжателей, не оказало существенного влияния на более позднюю живопись Франции.
Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто выполненные обычно сангиной либо в три цвета (мел, сангина, итальянский карандаш) и запечатлевшие разнообразные типы французского общества начала XVIII века; легкие штрихи и волнистые линии воссоздают в них нюансы пластической формы, движение света, эффекты воздушной среды.
Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой сложения рококо как стилевого направления (хотя в целом творчество художника далеко выходит за его рамки), а его поэтические открытия были подхвачены уже после смерти художника французскими живописцами середины – второй половины XVIII века.
(Шарден, Ланкре, Патер, Буше, Фрагонар и др.). Английское искусство очень многим обязано Ватто. Тернер называл его своим любимым художником и подражал ему в фантазии, названной “Как Вам угодно”.
В другой своей картине Уильям Тернер представил мастерскую Ватто вместе с художником, работающим (как гласит название) “по правилам Шарля Дюфренуа”.
Примечание. 1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.
Источник: http://smallbay.ru/watteau.html
Биография и творчество французского художника Антуана Ватто
Биография и творчество французского художника Антуана Ватто
Выдающийся художник по имени Антуан Ватто появился на свет десятого октября в 1684 году и вырос в достаточно сложных семейных условиях.
Дело в том, что будущий художник имел непростой характер, поэтому у него часто возникали недомолвки с отцом, который также отличался суровостью и своенравием. Кроме всего прочего, отец Антуана был потрясающим плотником и не разделял стремление своего сына стать художником. Несмотря на это, родитель позволил Ватто стать учеником городского живописца Жака-Альбера Герена.
Когда парень достиг совершеннолетия, он навсегда покинул дом и отправился во французскую столицу, где устроился на работу копировальщиком. В то время Антуану приходилось нелегко, так как работа была тяжелой и за нее мало платили. Через год в 1703 году жизнь молодого таланта изменилась коренным образом, так как он познакомился с Клодом Жилло.
Он разглядел в молодом парне талант и желание стать выдающимся «мастером кисти», поэтому предложил Антуану стать его учеником. Примерно год Ватто находился на обучении у Клода Одрана, после общения с которым, у будущего художника проявился интерес к декоративному и театральному искусству.
На творческий потенциал художника оказали огромное влияние работы Рубенса, который Ватто изучал и осматривал в Люксембургском дворце. В определенное время своей жизни Антуан понял, что очень хочет попасть в Рим, поэтому решается поступить в художественную академию.
После возвращения в Париж Антуан становится уже зрелым художником с выработанным собственным стилем. Много картин Антуант пишет на военную тематику. В 1717 году французский «мастер кисти» создает свою самую лучшую работу – полотно под названием «Паломничество на остров Киферу». За него он получил звание «художника галантных празднеств».
Также удачной оказалась и картина «Капризница», которую мастер написал в 1718 году. Необходимо отметить, что сущность работ Антуана раскрываются благодаря прямым сюжетам и проникновенной поэтичности. В конце 1717 года художник заболевает туберкулезом, который на то время считался неизлечимой болезнью. После диагноза в полотнах мастера проявляются нотки грусти.
Некоторое время Ватто пытался не замечать болезнь и делать вид, что все нормально, но в 1719 году Антуан отправляется в Великобританию. До самой смерти художник живет у своего друга. Всего за тридцать семь лет, которые ему отвела судьба, мастеру удалось написать аж двадцать тысяч потрясающих картин, которые сегодня можно увидеть в галереях Франции, России и других стран.
Источник: http://rus-artist.ru/franczuzskie-xudozhniki/146-biografiya-i-tvorchestvo-franczuzskogo-xudozhnika-antuana-vatto.html
Антуан Ватто краткая биография и интересные факты
Антуан Ватто краткая биография и интересные факты из жизни великого французского живописца кратко изложенные в этой статье.
Антуан Ватто краткая биография
Антуан Ватто появился на свет в городе Валансьене 10 октября 1684 года. Детство мальчика нельзя назвать счастливым. Все дело было в отце, который будучи обыкновенным плотником, не разделял симпатию сына к рисованию и не обращал внимания на его художественные наклонности. Единственное, что он позволил Антуану это посещать школу городского художника Жак-Альбера Герена.
Когда юноше исполнилось 18 лет он уходит из дома в 1702 году и отправляется в Париж. Здесь нанимается копировальщиком. Оплата труда была небольшая и будущий художник еле сводил концы с концами. В следующем году Антуан познакомился с Клодом Жилло, который разглядел в нем потенциал молодого художника и предложил ему стать учеником.
Поэтому в период 1708 – 1709 годов обучался живописи в Жилло. За время учебы Ватто пристрастился к декоративному искусству, театру. Особенное влияние на его творчество оказали произведения Рубенса, которые ученик изучал в Люксембургском дворце. Решив связать свою жизнь с искусством, Антуан Ватто поступает в римскую художественную академию.
В Париж он вернулся в 1710 году уже творчески зрелым художником.
Большая часть его произведения посвящена военной тематике. В 1717 году Ватто написал лучшую свою работу — «Паломничество на остров Киферу». За нее художник получил звание «художника галантных празднеств».
Еще одна знаменитая картина автора, написанная в 1718 году — «Капризница».
Произведения Антуана Ватто напоминают целые сцены на полотне: они проникнуты тончайшей поэтичностью, театрализованной композицией, орнаментальным панно.
В конце 1717 года художник заболел тяжелым недугом – туберкулезом. В те времена это был смертный приговор, и в его работах отобразилось проявление грусти. Сначала Ватто пытался бороться с болезнью, сменив климат – Антуан переехал в 1719 году в Великобританию. Последние дни жизни он провел в загородном доме своего друга. Его не стало 18 июля 1721 года в возрасте 37 лет.
Антуан Ватто интересные факты
Отец Антуанна, богатый ремесленник и владелец дома, был пьяница и дебошир, ничего добропорядочного не мог дать своему второму сыну. За свои дебоши неоднократно наказывался церковным головой и даже тюремным заключением.
- Кроме живописи Ватто увлекался декораторской деятельностью. Он создавал прекрасные панно для украшений богатых вилл и домов, экипажей и карет.
- Он был первым французским художником, который стал изображать на картинах простых людей, не наделенных властью и деньгами.
- Внес свою лепту в формирование стиля рококо.
- Сегодня картины художника находятся в лучших музеях мира.
- После 30 лет он стал известным художником Франции. Он был богат, но вел скромную жизнь.
Источник: https://kratkoe.com/antuan-vatto-kratkaya-biografiya-i-interesnyie-faktyi/
Ватто Антуан: биография, карьера, личная жизнь
10 октября 1684 года в городке Валансьене в семье плотника Ватто родился мальчик, которого назвали Антуан. Его детство сложно назвать счастливым, ведь у будущего художника был довольно сложный характер и довольно много разногласий с отцом, который не особо понимал художественные увлечения своего сына.
Не смотря на это, обыкновенный плотник, которым являлся отец Антуана позволил своему сыну стать учеником городского художника Жак-Альбер-Гререна. Такое художественное образование позволило получить ребенку необходимые навыки, чтобы получать доход. Однако, в возрасте восемнадцати лет, в 1702 году, Антуан Ватто покинул отчий дом и направился прямиков в Париж.
Изначально Антуан устроился на довольно тяжелую и , к слову, не очень хорошо оплачиваемую работу копировальщиком. Денег, которые он зарабатывал, ему едва хватало на еду.
Его жизнь сделала крутой поворот, когда в 1703 году, молодой художник познакомился с Клодом Жилло. Тот же увидел в Антуане необычайно талантливого художника и предложил ему обучение. С 1708 по 1709 год Ватто был учеником Клода Одрана и именно близкое общение с этими выдающимися художниками развило в нём интерес к театру и декоративному искусству.
Картины Рубенса оказывали огромное влияние на многих художников, и Антуан Ватто не стал исключением. Он познавал его работы в Люксембургском дворце. Одним из желаний художника было посетить в Рим и ,ради этого, он смог поступить в художественную академию.
Однако, Париж вернул своего уже зрелого и опытного художника в 1710 году. Большое количество работ Антуана посвящены военной тематике. Одна из его самых выдающихся работ- «Паломничество на остров Киферу», была написана в 1717 году и принесла Ватто необычное звание «Художника галантных празднеств».
В 1718 году Антуан написал еще одну, ставшую не менее популярной, картину «Капризница». Действо в картинах Ватто раскрывается не столь прямым сюжет, а сколько тонкой и слегка уловимой поэтичностью, которой пропитаны все его работы. Этот художник стал отцом жанра, который обычно называют « галантные празднества».
Картина «Праздниц любви», написанная в 1717 году, как и многие другие картины автора, пропитана гаммой эмоциональных оттенков, это можно уловить присмотревшись к пейзажному фону картины.
Антуан Ватто стал первооткрывателем художественной ценности хрупких и слегка уловимых нюансов и чувств. Его искусство впервые, так сказать, ощутило расхождение, или же разлад, мечты и реальности.
Очень часто его отмечают печатью меланхолической грусти, которую оно навевает.
Уже под конец 1717 года художник заболел смертельной, для тех времен, болезнью-туберкулёзом. Болезнь смогла, так же, проникнуть и в его картины.
Ватто старался бороться с этим и специально посещал Великобританию в конце 1719 года, чтобы сменить обстановку и климат, однако это не увенчалось успехом.
Свои последние дни он провел в загородном домике своего хорошего друга и скончался 18 июля 1721 года. Он оставит около двадцати тысяч картин для своих потомков.
Антуан Ватто был довольно знаменитым и жил в роскоши. Он не дорожил деньгами и легко разбрасывался ими. Одним днём к нему заглянул парикмахер, предложив прекраснейший парик из натурального человеческого волоса. Художник был поражен : «Какая красота! Какая естественность!».
Ватто хотел заплатить парикмахеру за его старания, однако тот не взял денег, а взамен попросил лишь один или несколько эскизов, если Антуану это будет не сложно. Художник с удовольствием нарисовал ему эскизы, однако после ухода парикмахера, всё же, не мог успокоиться. Ватто считал, что обманул бедного человека.
Через неделю к нему заглянул его друг. Он увидел, что Антуан, не смотря на все заказы, принялся работать над новой картиной, которую он хотел подарить парикмахеру, ведь ему всё еще казалось, что он обманул бедолагу. Другу стоило огромных трудов переубедить Художника, однако это удалось.
Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-958178-vatto-antuan-biografiya-karera-lichnaya-zhizn
Антуан Ватто: картины и биография мастера стиля рококо
Великий французский художник Жан-Антуан Ватто родился в Валансьене в простой семье. Отец его был кровельщиком и плотником, человеком весьма небогатым. Заметив, что сын одержим страстью к рисованию, он отдал его в обучение к местному живописцу и вскоре предоставил ему самому устраивать свою судьбу.
К сожалению, первый учитель Ватто оказался человеком бесталанным, уроки его немного дали мальчику. Поэтому, желая усовершенствоваться в своем искусстве, начинающий художник через несколько лет отправился в Париж. Здесь жизнь его поначалу складывалась очень сурово.
Ради куска хлеба ему пришлось стать подмастерьем одного из живописцев, продукция которых была рассчитана на нетребовательные вкусы и сбывалась для массового распространения специальным торговцам. Хозяин нещадно эксплуатировал своих молодых помощников, платя им гроши.
В их задачу входило изготовление многочисленных копий с его аляповатых произведений, и это было особенно нестерпимо для Ватто. Наконец, счастье улыбнулось ему: он познакомился с Клодом Жилло, настоящим художником, и стал его учеником. Излюбленными сюжетами Жилло были сельские празднества, театральные и галантные сцены.
Ватто также усвоил эту тематику и навсегда остался верен ей. Очевидно, она была близка художнику по духу: ведь еще в детстве он любил рисовать занятные сценки, которые наблюдал на улицах Валансьена.
Во всяком случае многие современники Ватто отмечали, что учитель и ученик были чрезвычайно похожи друг на друга по своим вкусам и склонностям, настолько похожи, что это даже привело их к разрыву. Тем не менее Ватто всегда сохранял к Жилло чувство признательности и с уважением отзывался о его произведениях.
Расставшись с Жилло, Ватто перешел в ученики к Клоду Одрану, художнику декоративных панно и замечательному мастеру орнамента. Занятия декоративными композициями с их выразительностью, основанной исключительно на ритмике и изяществе линий, на непринужденной легкости исполнения, немало дали юному художнику для сложения его самостоятельного стиля.
И впоследствии, в зрелые годы Ватто неоднократно возвращался к декоративным композициям в своих рисунках. Одран был хранителем замечательной художественной коллекции Люксембургского дворца, и Ватто таким образом получил доступ к ее сокровищам. Он был страстным поклонником старых мастеров, и посещать коллекцию было его любимым занятием.
Особенно восхищал его Рубенс, полотна которого чаруют своей полнокровной роскошной живописью. Ощущение жизни в произведениях этого великого фламандского художника отличается пиршественным размахом и осязательной убедительностью. Для Ватто, идеалом которого в живописи была верность природе, это было особенно ценно.
К тому же по происхождению он также был фламандцем, так что Рубенс был ему вдвойне близок. К этому мастеру во многом восходят исключительные живописные качества зрелых произведений Ватто, их наполненность воздухом и светом, безыскусная, ароматная свежесть красок, умение тонко сочетать настроение персонажей с пейзажными мотивами.
А в выборе этих мотивов Ватто часто пользовался впечатлениями от чудесного парка, разбитого при Люксембургском дворце.
Как ни приятна для молодого художника была жизнь у Одрана, он решил расстаться с ней, ибо хотел создавать свои собственные картины. Благовидным предлогом для отъезда явилось желание побывать на родине, в Валансьене.
Здесь он написал несколько сцен из бивуачной жизни, изображающих солдат на отдыхе, и, вернувшись вскоре в Париж, принял участие в конкурсе Академии художеств. Наградой победителю должна была быть поездка в Рим для дальнейшего совершенствования в искусстве.
Но, увы, Ватто присудили только вторую премию. В Рим отправился художник, впослед- ' ствии ничем не отличившийся.
Все же путь к независимому положению лежал через Академию. Поэтому Ватто, будучи уже мастером, вызывавшим восхищение знатоков, в 1712 году причисляется к ней, то есть получает право дальнейшими успехами заслужить почетное звание академика, а в 1718 году становится ее полноправным членом.
Живя в Париже, Ватто часто переезжал с квартиры на квартиру, так как любые апартаменты вскоре начинали его тяготить. Все биографы художника единогласно отмечают, что происходило это вследствие редкого непостоянства его нрава и любви к переменам.
Точнее было бы сказать, что причиной переездов было редкое сочетание в характере Ватто предель ной деликатности и независимости.
Любой уклад жизни, быт с его неизбежными принудительными условностями и размеренностью нельзя было надолго примирить с той вольной, мечтательной поэтической праздностью, в атмосфере которой только и могли рождаться чарующие своей хрупкостью и непринужденностью образы мастера.
К тому же, после того как он стал академиком, досужие люди, которым лестно было общаться со знаменитостью, совсем не давали ему покоя, не оставляя времени для любимой работы. Перемена квартиры и сохранение в тайне нового адреса помогали хотя бы ненадолго от них отделаться.
Один из парижских адресов Ватто обладает особой важностью для истории искусства.
Это дом Пьера Круаза-младшего, известного финансиста и коллекционера, где художник, как некогда в Люксембургском дворце, с упоением предавался изучению произведений старых мастеров, в особенности копированию их рисунков.
На его собственное творчество это оказало самое плодотворное влияние. В области рисунка, например, он достиг таких успехов, что современники отводили ему место первого рисовальщика Франции.
В 1720 году Ватто, верный своей склонности к перемене мест, отправился в Англию, где пробыл около года. Здесь он много работал и произведения его имели большой успех. Однако пребывание в этой стране губительно сказалось на здоровье художника.
Еще до своей поездки сюда он начал страдать чахоткой, а возвратился на родину совсем больным. Теперь он поселился у одного из своих близких друзей, Эдма-Франсуа Жерсена, торговца картинами, и чувствовал себя настолько слабым, что работать мог только по утрам.
Уже через полгода он просил Жерсена подыскать ему новое жилье, но и там оставался недолго: ему казалось, что воздух провинции может спасти его от болезни. Друзья помогли Ватто поселиться в Ножане.
Он продолжал слабеть и начал мечтать о поездке в Валансьен, но ему было уже не суждено осуществить это намерение. Он скончался, не дожив до тридцати семи лет.
Вот как описывал Ватто один из его первых биографов и ближайший друг Жан де Жюльен: «Ватто был среднего роста и хрупкого сложения; он отличался живым проницательным умом и возвышенными чувствами, говорил мало, но хорошо, и так же писал. Он почти всегда был задумчив.
Он был горячим поклонником природы и всех живописцев, которые ее воспроизводили, а усидчивый труд наложил на него отпечаток некоторой меланхоличности.
В обращении его чувствовалась холодность и связанность, что порою стесняло его друзей, а иной раз и его самого, и единственными его недостатками были равнодушие да еще любовь к переменам». К этому литературному портрету другие современники художника добавляют важные штрихи.
Любимым его занятием в часы досуга было чтение, и, не получив систематического образования, он, однако, верно судил о литературе.
Деньги Ватто презирал настолько, что будучи едва ли не самым популярным художником своего времени считал, будто за его картины платят чересчур много и сердито возвращал то, что казалось ему излишним. Мастер не любил работать на заранее заданный сюжет.
Часто бывало, что работа, которой он только что был захвачен, начинала вдруг его тяготить, и он оставлял или заканчивал через силу. В таких случаях, чтобы дело шло быстрее, он сильно разбавлял краску маслом, отчего картина по прошествии немногих лет начинала сильно темнеть и портиться. Людей, которых ему случалось портретировать, Ватто любил наряжать в театральные костюмы. К себе он был бесконечно требователен и, случалось, к великому огорчению друзей, уничтожал уже законченные произведения, в которых ему чудились незаметные другим изъяны.
Отрывочные, порой противоречивые свидетельства современников художника становятся весомыми и гармонично дополняющими друг друга, если обратиться к его произведениям.
Все они лишены фабулы (не случайно Ватто не давал им названий; те, которые мы знаем ныне, придуманы позднее) и представляют собой сразу и нечто известное, и необыкновенное, как знакомый человек, преображенный театральным облачением.
Солдаты на привале («Бивуак», 1709, ГМИИ), бродячий артист, улыбающийся погожему дню посредине пустой улицы какого-то городка («Сурок», 1713, ГЭ), дамы и кавалеры, словно цветник, украшающие собой зелень парка или деревенского ландшафта («Пастухи», 1716, Берлин, Шар- лоттенбург; «Возвращение с Киферы», 1717, Берлин, Шарлот- тенбург)—все эти герои, отрешившиеся от своих будничных дел, преображены отдыхом, не просто бездельем, но вольным времяпрепровождением, когда звучат самые тайные, нежные и поэтические струны души. Ватто стремился запечатлеть эту утонченную музыку в неуловимых поворотах фигур и склонениях голов, в мягком сиянии бесчисленного множества красочных оттенков. Одного неверного шага бывало достаточно, чтобы благородный дух свободы покинул запечатленные художником образы. Поэтому его муза и была одновременно столь строга и капризна, нетерпима к принуждению и мечтательна, избегала обыденности, но и необычайности— все крайнее, статичное, сформировавшееся, серьезное было ей чуждо, несовместимо с ее вольной, возвышенной грацией.
Г. ГРИБКОВ
Картины Ватто
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1646-vatto.html
Ватто жан антуан — краткая биография художников — изобразительное искусство
Фотография Портрет Ватто, работа художницы Розальбы Каррьеры Информация
Ватто Антуан — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.
Ватто Антуан (Жан Антуан Ватто, Watteau ) (10 октября 1684, Валансьенн — 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах — галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний.
Антуан Ватто родился во фламандском городе Валансьенне, вскоре отошедшем к Франции, в восемнадцать лет пешком пришел в Париж, без денег, без работы, без покровителей.
Работал в живописной мастерской известного маршана Мариетта на мосту Нотр-Дам; около 1704-1705 года стал учеником знаменитого художника-декоратора Клода Жилло, писавшего также сценки из жизни актеров. С 1707-08 работает у Клода Одрана, резчика по дереву.
Благодаря Одрану, исполнявшему обязанности хранителя живописной коллекции Люксембургского дворца, Ватто познакомился с серией полотен Рубенса. посвященных истории Марии Медичи, произведениями фламандских и голландских мастеров, оказавших сильное воздействие на технику и колорит его работ.
Ранние картины
Ранние небольшие жанровые картины — с изображением забавной уличной сценки («Сатира на врачей», ок. 1708, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), бродячего шарманщика с сурком («Савояр», 1716, Санкт-Петербург, Эрмитаж), эпизодов из солдатской жизни («Бивуак», ок. 1710, Музей изобразительных искусств им. А. С.
Пушкина; «Рекруты, догоняющие полк», ок. 1709, Нант, Музей изящных искусств; «Военный роздых», ок. 1716, Эрмитаж) — обнаруживают остроту и оригинальность восприятия мира, художник, несомненно, ищет ценности не в претенциозном искусстве эпохи Людовика XIV.
а обращается к искусству 17 века — крестьянским жанрам Луи Ленена, графике Калло, фламандским мастерам.
В период 1712-19 гг. Ватто увлекает написание сцен из театральной жизни. В полотнах «Актеры французского театра» (ок. 1712, Эрмитаж), «Любовь на итальянской сцене» (Берлин, Художественные музеи), «Арлекин и Коломбина» (ок.
1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Итальянские комедианты» (1716-19, Вашингтон, Национальная галерея) он использовал зарисовки понравившихся поз, жестов, мимики актеров, которые делал в театре, ставшем для него пристанищем живых чувств.
Полон высокой поэзии печальный и добрый образ наивного простака, героя ярмарочного театра Жиля в костюме Пьеро в полотне «Жиль» (Париж, Лувр).
Тончайшие нюансы человеческих переживаний — иронии, печали, тревоги, меланхолии — раскрываются в его маленьких картинках с изображением одной или нескольких фигур в пейзаже («Лукавница», 1715, Лувр; «Капризница», ок. 1718, Эрмитаж; «Меццетен», 1717-19, Нью-Йорк, Метрополитен-музей).
Герои этих сцен обижены и застенчивы, неловки, насмешливы, лукавы и кокетливы, часто печальны. Ироничная отчужденность, которая всегда сквозит в картинах Ватто придает им оттенок ирреального, фантастического и ускользающего миража.
Изящество и виртуозная легкость письма, переливчатая гамма карминных, зеленых, сиреневых цветов, многообразие тональных оттенков вторят поэтической игре в чувства, которую воплощают эти образы-характеры.
Персонажи Ватто далеки от реальности, словно разыгрывая пантомиму, они изображают безмятежную жизнь в совершенно особом мире на грани театра и реальности, мире, созданном воображением художника.
Паломничество на остров Киферу
Так называемые галантные сцены Ватто — «Радость жизни» (ок. 1715, Лондон, Галерея Уоллес), «Венецианский праздник» (Эдинбург, Национальная Галерея Шотландии) изображают мир мечты с оттенком грусти.
За «Паломничество на остров Киферу» Ватто был принят в члены Французской Академии (1717-18, Лувр, Париж; поздняя версия — Шарлоттенбург, Берлин).
Эта живописная элегия Ватто строится не на коллизии, действии (неясно даже, отплытие или возвращение изображено на полотне), но лишь на едва уловимых оттенках настроения, общей поэтической и эмоциональной атмосфере.
Композиция «Паломничества» лишена устойчивости — герои то группами устремляются вглубь картины, то расходятся парами, то вдруг обращаются к зрителю жестами или взглядом. Персонажи словно подчиняются «видимой» музыке — волнами подымающиеся и падающие линии, объединяющие все шествие, почти танцевальные движения пар, паузы, чередования цветовых пятен создают ощущение слышимой мелодии.
Иконография «галантных празднеств» («fetes galantes») восходит к «садам любви», известным еще с эпохи средневековья.
Однако в отличие от парковых идиллий рококо «сады любви» Ватто олицетворяют не просто праздник прекрасной природы, в красочно утонченных полотнах зыбкая поэзия чувств и размышлений о человеческом бытии на земле окрашена в проникновенно печальные лирические интонации.
В 1719-20 тяжело больной художник посетил Англию (возможно, надеясь на советы английских врачей), где пользовался большим успехом; впоследствии искусство Ватто оказало значительное влияние на английскую живопись середины — второй половины 18 века.
По возвращении в Париж для лавки «Великий монарх», принадлежащей Жерсену, у которого измученный болезнью Ватто попросил приюта, он написал одно из самых знаменитых своих произведений и единственное, которым он был доволен, «Вывеску лавки Жерсена» (1720, Берлин, Художественные музеи).
По словам самого Жерсена, «написана она была за неделю, да и то художник работал только по утрам; хрупкое здоровье не позволяло ему работать дольше». Бытовая сцена с изображением интерьера лавки (в стиле «антикварных лавок» Д.
Тенирса) полна метафор — размышлений о своем времени: приказчики упаковывают в ящик портрет короля Людовика XIV — возникают ассоциации и с названием лавки, и с забвением ушедшего века.
Последние дни Ватто провел в Ножане недалеко от Парижа, куда перевез ворох театральных костюмов, реквизит для будущих картин, и где написал образ Христа для местной церкви. В манере Ватто, никогда не поднимаясь, однако, до высоты своего учителя, работали французские художники Патер и Ланкре.
Источник: https://xn—-7sbcgnakcfedyj2aihfx3aballv1t.xn--p1ai/katalog/art/47-vatto-zhan-antuan
Антуан Ватто – биография и картины художника в жанре Рококо – Art Challenge
Жан Антуан Ватто, более известный как Антуан Ватто— французский живописец и художник, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Ватто принадлежит к числу известнейших художников в мировой истории искусства.
Благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, он занял место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 году там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств.
Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городе Валансьен в семье плотника. В раннем возрасте Ватто был учеником художника Жак-Альбер Герена. Ватто приехал в Париж в 1702 году из северной Франции, из Валансьена.
С 1703 по 1708 год Ватто работал в мастерской Клода Жилло, копировал и изображал сюжеты итальянской комедии.
От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно живописное свидетельство — московская картина Сатира на врачей.
В следующие годы Ватто пробовал себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать определённых выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, мазок — более свежим и легким.
В 1717 году Ватто было присвоено звание академика. В 1719-1720 художник посещает Англию. В конце 1717 года Ватто заболел туберкулёзом. Последние дни Антуан Ватто провёл в загородном доме своего друга, он скончался от туберкулёза 18 июля 1721 года. За свои 36 лет он оставил потомкам около двадцати тысяч картин.
Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными празднествами. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих друг друга.
Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.
Жан Антуан Ватто, более известный как Антуан Ватто— французский живописец и художник, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Ватто принадлежит к числу известнейших художников в мировой истории искусства.
Благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, он занял место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 году там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств.
Жан Антуан Ватто родился 10 октября 1684 года в городе Валансьен в семье плотника. В раннем возрасте Ватто был учеником художника Жак-Альбер Герена. Ватто приехал в Париж в 1702 году из северной Франции, из Валансьена.
С 1703 по 1708 год Ватто работал в мастерской Клода Жилло, копировал и изображал сюжеты итальянской комедии.
От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно живописное свидетельство — московская картина Сатира на врачей.
В следующие годы Ватто пробовал себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать определённых выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, мазок — более свежим и легким.
В 1717 году Ватто было присвоено звание академика. В 1719-1720 художник посещает Англию. В конце 1717 года Ватто заболел туберкулёзом. Последние дни Антуан Ватто провёл в загородном доме своего друга, он скончался от туберкулёза 18 июля 1721 года. За свои 36 лет он оставил потомкам около двадцати тысяч картин.
Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого галантными празднествами. Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов, чувств, едва уловимо сменяющих друг друга.
Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/64.html
Антуан Ватто: 5 шедевров художника галантного века
Антуан Ватто (1684 – 1721) родился в Валансьене, небольшом городке на границе Франции и Фландрии. Художник застал кризисный период французской истории, период регентства, когда его пограничный городок перешел в состав Фландрии. Учителем Ватто был малоизвестный художник, театральный декоратор.
Когда его пригласили делать декорации для парижской оперы в 1702 году, Ватто переехал вместе с ним в Париж — город больших возможностей для начинающих «моршанов», ведь там уже формируется рынок искусства.
В Париже Ватто поступил в мастерскую другого второстепенного живописца, который писал на поток рыночные картинки: ярмарочные изображения на религиозные сюжеты ширпотребного качества, похожие на лубок. В ремесле Ватто преуспел, и создавал виртуозные картинки на скорую руку. Одновременно Ватто работал в лавке одного из антикваров на Старом мосту, где делал копии с картин старых мастеров и продавал их за небольшие деньги.
Позже у Ватто было два учителя-живописца, Клод Жилло и Клод Одран, тоже из декораторской и театральной среды. И ранние работы Ватто тоже на театральную тему.
Ватто — выходец из ремесленной среды непрофессиональных живописцев, или примитивов, в то время как стандартный путь живописца тогда лежал через учебу в Академии художеств.
1. «Соблазнитель», 1707-1708
Графический лист, выполненный в технике акварели, служил образцом для декоративных панелей — ими украшали интерьеры частных отелей-партикюлье. В обрамлении орнаментов из усиков и завитков расположена сюжетная композиция: пастух держит даму за руку, ветерок играет с ее фартуком, и, в надежде углядеть детали туалета, кавалер наклоняет голову. Картинка с легким куртуазным и развлекательным характером.
2. Актеры французской комедии дель арте, 1714-1715 гг.
Кажется, что это групповой портрет в театральных костюмах. Фигуры сильно выдвинуты на первый план, они занимают все пространство холста, и напоминают групповые голландские портреты. Но когда начинаешь приглядываться, нить диалога между персонажами теряется: их взгляды направлены мимо друг друга, а на зрителя смотрит только девушка в центре. Это не портрет и не сюжетная картина. Персонажи картин Ватто повторяются от одной картины в другую, с новыми вариациями. Двойственность сюжетов Ватто переносит внимание зрителя с разгадывания сюжета на созерцание живописи. Зритель получает наслаждение от цвета, фактуры и декоративной виртуозности.
3. Савояр с сурком, 1707-1709
Савояры — бродячие музыканты из провинции Савой на границе Италии и Франции. Они путешествовали с шарманками и волынками, собирали милостыню или гадали. Cурок лежит на шарманке и нежно обнимает хозяина. Картина потрясает непосредственностью, живостью. Пейзаж за спиной савояра кажется импрессионистическим, настолько он насыщен светом, цветом, воздухом. Он настолько свободно написан, что невольно рождаются параллели с живописью конца XIX века.
4. «Капризница», 1718
В собрание Эрмитажа картина попала благодаря Екатерине II, которая приобрела коллекцию Пьера Кроза, друга и покровителя Ватто. Название неточно, потому что в даме не видно никаких капризов. Девушка сидит на краешке каменной скамьи, сжимая в руках платье. Она то ли собирается бежать от назойливого кавалера, то ли, наоборот, присела и внимательно прислушивается к тому, что он говорит. Кавалер за ее спиной одной рукой облокотился на каменную скамью, другую заложил за кафтан и как бы не решается ее обнять. Одеты они в совершенно вымышленные, карнавальные костюмы — смесь костюмов XVII и XVIII вв. Замечательно здесь то, как построена композиция и пространство. Картина строится на ясных, четких ритмах углов, прямоугольников. У Ватто есть классицистическое чувство композиции — ясное, простое и рациональное.
5. «Жиль», 1717-1718 гг.
Монументальный и парадный портрет Пьеро, что уже само по себе парадоксально. Пьеро – это амплуа, маска французской комедии, которая создавалась по образцу итальянской комедии дель арте. Это рыночный, уличный театр, поэтому неясен выбор композиции и большого формата. Фигура Пьеро располагается строго по центру, она занимает почти все пространство холста. Ватто выбирает повышенную точку, так, чтобы зритель смотрел на фигуру Пьеро снизу вверх. За спиной Пьеро мы видим другие маски итальянской комедии – Арлекина, Скарамуша, Коломбину. Они помещаются ниже и получается, что Пьеро стоит на авансцене, а другие актеры — за ним .
Рисунки из альбомов Ватто заслуживают отдельного внимания.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a76ceede86a9ebfce7c255b/5a7b4d338c8be3ed3231062f
Ватто, Антуан — это… Что такое Ватто, Антуан?
Жан Антуа́н Ватто́, более известный как Антуан Ватто (фр. Jean Antoine Watteau, 10 октября 1684, Валансьен — 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн) — французский живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Ватто принадлежит к числу известнейших художников в мировой истории искусства. Благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, он занял место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 году там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств.
Ватто приехал в Париж в 1702 из северной Франции, из Валансьена. С 1703 по 1708 Ватто работал в мастерской Клода Жилло, копировал и изображал сюжеты итальянской комедии. От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно живописное свидетельство — московская картина «Сатира на врачей».
В следующие годы Ватто пробовал себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать опредёленных выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, мазок — более свежим и легким.
В 1710, после короткой поездки в Валансьен, Ватто снова жил в Париже, в столь любимой им атмосфере живописи, музыки и театра. Среди его близких друзей — литератор и редактор Французского Меркурия Антуан де ла Рок, торговцы картинами, рамами и стеклом Жерсен и Сируа, актёры итальянской комедии, поэты и музыканты.
Сформировавшийся вне жёстко регламентированной академической системы, Ватто спокойно обдумывал и отбирал увлекавшие его сюжеты, не заботясь об иерархии жанров, свободно отдавался на волю чувства и фантазии.
Он не любил работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения.
Он писал пейзажи, маскарады в духе Жилло, портреты итальянских актеров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулёзном портретном сходстве или торжественном величии.
Творчество
Паломничество на остров Киферу. 1718. Дворец Шарлоттенбург. Берлин
Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. «Праздник любви» (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Ватто открыл художественную ценность хрупких нюансов чувств, едва уловимо сменяющих друг друга. Его искусство впервые ощутило разлад мечты и реальности, и поэтому оно отмечено печатью меланхолической грусти.
Театр
Ватто очень любил театральные сюжеты, хотя вряд ли точно воспроизводил эпизоды определенных спектаклей.
В театре его привлекали полет воображения, живое воплощение фантазии, наконец, та искренность игры, которую он не находил в жизни, похожей на лицедейство.
Характеру образного мира Ватто соответствуют прихотливость ритмов, плавность маленьких, словно вибрирующих мазков, нежность изысканных красочных созвучий, изменчивость цветовых нюансов.
Его замечательные рисунки наделены живописностью, да тем более, что они обычно выполнены в три цвета (красный, белый и чёрный), что позволяло передать ощущение красочных оттенков и тонких градаций пластической формы.
После безраздельного господства исторического жанра и аллегорических сцен Ватто открыл разнообразие реальных типов французского общества того времени — солдат и нищих савояров, дворян и актёров ярмарочного театра.
Декоративное искусство
Ватто предпочитал маленькие картины, но он был и мастером декоративного искусства, сам делал орнаментальное панно для интерьеров особняков, расписывал дверцы карет, клавесины и веера, что оказало влияние на архитектурный декор рококо.
И декоративные работы, и крупные полотна — «Паломничество на остров Киферу» (1718), и прославленную «Вывеску Жерсена» (1720) отличают типичные для Ватто черты: изумительная живопись, трепетная и нежная; тончайшая гамма мимолетных настроений; виртуозное композиционное мастерство — мастерство режиссёра, внезапно остановившего превосходно продуманное театральное действие в самый важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей.
Жиль. 1717—1719. Лувр. Париж
Меццетен. 1717—1719. Музей Метрополитен. Нью-Йорк
Произведения
- «Бивак», около 1710, Государственный музей изобразительных искусств, Москва;
- «Савояр с сурком», 1716, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург;
- «Праздник любви», Дрезден;
- «Общество в парке», около 1720, Дрезден;
- «Затруднительное предложение», около 1716,
- «Капризница», около 1718, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург;
- «Меццетен», 1719, Метрополитен-музей;
- «Паломничество на остров Киферу», 1717—1718, Лувр, Париж;
- «Жиль», Лувр, Париж,
- «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», 1720, Картинная галерея, Берлин-Далем.
Ватто и кино
В 2007 году во Франции был снят фильм «Тайна Антуана Ватто» с известной актрисой Сильви Тестю в главной роли.
Литература
Ссылки
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/118634