Нидерландская школа живописи известна на весь мир не только благодаря Босху и Брейгелю, Рембрандту и Ван Гогу. Одним из главных представителей золотого века в нидерландском изобразительном искусстве был Ян Вермеер — художник, входящий в список величайших мастеров бытовой живописи.
До сих пор между искусствоведами продолжаются ожесточенные споры о том, использовал ли гениальный живописец для своих шедевров технические средства.
Сторонники этой теории полагают, что Вермеер использовал камеру-обскуру, камеру-люциду и сферические зеркала. Противники теории указывают на точность и мягкость линий, сделанных художником, обращая внимание на уникальный талант мастера.
Искусствоведы считают особенно ценными несколько картин Яна Вермеера, для которых он использовал схожие атрибуты: ту же модель, ту же комнату и неизменную мебель. На каждой из картин происходит что-то новое, но многие детали остаются прежними.
Попробуй найти схожие детали в картинах. Мы специально разместили полотна художника в хронологическом порядке. Таким образом похожие детали лучше видно. Проверь свою внимательность.
1. Спящая девушка. 1657
2. Леди улыбается офицеру. 1657
3. Девушка льет молоко. 1657
4. Чтение письма возле открытого окна. 1657
5. Барышня с бокалом вина, мужчина и его тень. 1659
6. Пьянящий напиток. 1660
7. Девушка и вино. 1660
8. Женщина с кувшином. 1660
9. В поисках равновесия. 1662
10. Игра на лютне. 1662
11. Чтение письма. 1663
12. Урок музыки. 1664
13. Репетиция концерта. 1664
14. Девушка с жемчужным ожерельем. 1664
15. Леди пишет письмо. 1664
16. Любовное послание. 1665
17. Хозяйка со служанкой. 1666
18. Искусство рисования. 1667
19. Астроном с глобусом. 1667
20. Географ. 1668
21. Леди со служанкой пишут письмо. 1668
22. Юная девушка возле спинета. 1670
23. Леди играет на спинете. 1670
24. Аллегория веры. 1670
25. Девушка с гитарой. 1670
Эти же элементы Ян Вермеер использовал и для других своих работ. Вот несколько портретов, написанных мастером.
Девушка с жемчужной сережкой. 1665
Портрет юной девушки. 1665–1667
Женщина в красной шляпе. 1965–1966
Кружевница. 1669–1670
Девушка рядом со спинетом. 1670–1672
Если ты только начинаешь интересоваться живописью, тогда читай нашу статью об отличительных особенностях картин величайших художников. Это поможет тебе больше разбираться с искусстве, что, несомненно, полезно для образованного человека.
Как много похожих деталей тебе удалось найти на картинах Вермеера? Высказывайся в х.
Источник: https://ofigenno.com/pohozhie-kartiny-vermeera
Вермеер Дельфтский
Предполагаемый автопортрет Вермеера (фрагмент картины «У сводни»)
Ян Верме́ер (Верме́ер Де́льфтский, нидерл. Jan Vermeer van Delft; 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства.
Офицер и веселая девушка,1657, Собрание Фрика, Нью-Йорк, 51х46
Дама и два кавалера, 1659, Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, 78х68
Бокал вина, 1661, Картинная галерея, Берлин, 65х77
В русской искусствоведческой традиции более распространённым вариантом написания имени художника является Вермеер Дельфтский. Другие варианты — Йоханнис ван дер Мер, Йоханнис вер Мер, Вермер ДельфтскийО жизни Вермеера известно очень немногое. Он родился (по крайней мере был крещён) 31 октября 1632 года в Делфте, в семье предпринимателя-торговца. Ян был вторым ребёнком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена, в 1611 г. переехал в Амстердам и работал ткачом по шёлку. В 1653 г. он женился, переехал в Дельфт и стал хозяином постоялого двора. Он продолжал заниматься шелкоткачеством, а также был зарегистрирован в делфтской гильдии Святого Луки в качестве торговца предметами искусства.
Уснувшая девушка, 1657, Метрополитен музей, Нью Йорк, 88х76,5
Девушка с жемчужной сережкой, 1660-е, Маурицхейс, Гаага, 44,5х39
Девушка с кувшином воды, 1662, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, 46х41
Дама у вирджинала и кавалер, 1662-65, Королевское собрание, Дворец Сент Джеймс, Лондон, 75х64
О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. По условиям гильдии членство в ней предваряли шесть лет серьёзного обучения живописи у мастера, состоявшего в гильдии. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. На основании этого факта строились предположения о том, что Вермеер возможно состоял в обучении у одного из них. Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. Безусловно огромное влияние на творчество Вермеера оказал голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох, проживавший в Делфте с 1652 по 1661 гг. Его стиль нашёл дальнейшее развитие в полотнах Вермеера.
Женщина, занятая весами, 1663, Национальная галерея искусства, Вашингтон, 42,5х38
Дама в голубом, читающая письмо, 1663, Рейксмузеум, Амстердам,46,5х39
Девушка, примеряющая ожерелье, 1662-64, Картинная галерея, Берлин-Далем, 55х45
20 апреля 1653 г. Ян Вермеер женился на Катарине Болнес из деревни в окрестностях Делфта. Кальвинистское вероисповедание первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес. Лишь после увещеваний католика Брамера будущая тёща Вермеера дала согласие на брак дочери.В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Очевидно, что материальное положение художника было очень неплохим, раз он мог без проблем прокормить своих детей. Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, поэтому у него были и другие источники дохода. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Предполагается, что в этом заведении Вермеер мог вести обычную для голландских художников того времени торговлю предметами искусства. В 1662-63 и 1670-71 гг. Вермеер занимал должность декана гильдии св. Луки и соответственно руководил ею. В XVII в. любой ремесленник и художник состоял в соответствующей гильдии, регламентировавшей деятельность представителей профессии. Должность декана гильдии художников была очень почётной и говорит об авторитете Яна Вермеера в Делфте.
Девушка, пишущая письмо, 1665, Национальная галерея искусства, Вашингтон, 45х40
Концерт, 1665, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, 69х63
Любовное послание, 1666, Рейксмузеум, Амстердам, 44х38,5
Ответное послание, 1667, Национальная галерея Ирландии, Дублин, 72х60
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. В основном Вермеер писал для своих заказчиков-меценатов. Главными покровителями художника и почитателями его творчества были пекарь Хендрик ван Буйтен и хозяин печатной мастерской Якоб Диссиус, в коллекции которого согласно инвентарному перечню 1682 г. находилось 19 картин Вермеера. Остаётся неизвестным, писал ли Вермеер под конкретные заказы меценатов или они просто получали право преимущественной покупки готовых произведений мастера. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Так, например, он был в числе экспертов, которым доверили установить подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 г. Вермеер ездил в Гаагу, где давал заключение о стоимости картин вместе с другим художником Якобом Йордансом. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность коллекции и заявил, что в действительности коллекция стоит не более одной десятой от запрашиваемой цены.В отличие от многих других художников у Яна Вермеера не было учеников.
Искусство живописи, 1666-67, Музей истории искусства, Вена, 130х110
Дама и ее служанка с письмом, 1667, Собрание Фрика, Нью-Йорк, 89,5х78
- Портрет девушки в красном берете, 1668, Национальная галерея искусства,
- Вашингтон, 23,5х18
Кружевница, 1669-1670, Музей Лувр, Париж, 24х20,5
К концу жизни экономическое положение художника значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты. В результате начавшейся в 1672 (и продолжавшейся до 1679 года) войны с Францией замерла торговля живописью. В своём ходатайстве о частичном списании долгов, датированном 30 апреля 1676, супруга Вермеера поясняла, что во время войны её муж был вынужден продавать картины по заниженной цене.В 1675 году Вермеер заболел и умер спустя несколько дней. 15 декабря 1675 г. Ян Вермеер был похоронен в фамильном склепе в церкви Ауде Керк в Делфте. Его жена была вынуждена отказаться от наследства и передала его кредиторам.
Астроном, 1668-69, Музей Лувр, Париж, 50х45
- Географ, 1668-69, Штеделевский институт искусств,
- Франкфрут-на-Майне, 52х46
Большинство работ Вермеера представляют собой композиции в тщательно прописанном интерьере, с небольшим числом фигур. Есть также несколько городских пейзажей. У Вермеера совсем мало картин на религиозные и мифологические сюжеты.
Святая Пракседа, 1655, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, 90х74
Диана и нимфы, 1650-е, Маурицхейс, Гаага, 98х105
Аллегория веры, 1670-72, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, 114х89
По мнению современников Вермеера, художник пользовался камерой-обскурой для достижения совершенства в создании эффекта перспективы.В каталоге аукциона, состоявшегося 16 мая 1696 г., значились 21 картина Вермеера, сегодня из них исследователям известны 16. Искусствоведы долгое время вели поиски неизвестных картин Вермеера. Огромная ценность этих работ стала причиной появления в 30-х годах уже XX века ряда удачных подделок. Наиболее успешным фальсификатором — автором нескольких работ, проданных под видом работ Вермеера (например, «Христос в Эммаусе»), в том числе и руководителям Третьего рейха, стал Хан ван Меегерен.На сегодняшний день достоверно подлинными считаются 34 картины Вермеера и дискуссионно — ещё 5. В России картин Вермеера нет.
Дама у вирджинала, 1670-72, Национальная галерея, Лондон, 52×45 см
Дама у спинета, 1670-72, Национальная галерея, Лондон, 51,5х45,5
Молодая женщина с гитарой, 1671-72, Наследие Ивинг, Кенвуд Хаус, Англия, 53х46
Обладая поразительно зорким глазом, филигранной техникой, Вермеер добивался в своих картинах поэтичности, цельности и красоты образного решения, огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды. Художественное наследие Вермеера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Своеобразие творческой индивидуальности Вермеера обнаружилось уже в ранних его картинах. По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения — все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер этому произведению.
У сводни, 1656, Картинная галерея, Дрезден, 143х130
И последующие его картины по сюжетам, а иногда и по композиционным приемам, близки работам других мастеров: это изображения одной или нескольких фигур в интерьере, женщины у окна, читающей письмо или примеряющей ожерелье, служанки, раскладывающей продукты, дамы и кавалера, предлагающего ей бокал вина. Однако художественный строй этих произведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности.
Девушка, читающая письмо у окна, 1657, Картинная галерея, Дрезден, 83х64,5
Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана. Вермеер заливает весь интерьер комнаты ярким дневным светом. Он четко моделирует объемы предметов, выявляет фактуру поверхности каждого из них. Благородству, жизненному богатству и сдержанности всего строя художественного произведения соответствует образ спокойной молодой женщины, погруженной в чтение письма, неразрывно связанный с состоянием тишины и покоя, воплощенными в этой картине.
Служанка с кувшином молока, 1660, Рейксмузеум, Амстердам, 45,5х41
Неторопливо уверена в движениях, обаятельна и естественна женщина в картине «Служанка с кувшином молока», (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Облик молодой женщины дышит здоровой силой, моральной чистотой; предметы, ее окружающие, написаны с удивительной жизненной достоверностью, кажется ощутимой мягкость свежего хлеба, гладкая поверхность кувшина, густота льющегося молока. Здесь, как и в ряде других произведений Вермеера, проявляется его поразительный дар тонко чувствовать и передавать жизнь вещей, богатство и разнообразие форм реальных предметов, вибрацию света и воздуха вокруг них.Человек для Вермеера неотделим от поэтического мира, которым восхищается художник и который находит такое своеобразное преломление в его творениях, по-своему воплощающих представление о красоте, о размеренном спокойном течении жизни, о счастье человека.
Улочка, 1658, Рейксмузеум, Амстердам
Удивительное мастерство художника обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома, изображенной в серый, пасмурный день. Изумляет материальная осязаемость каждого предмета, одухотворенность каждой детали.
Вид города Делфта,1658-60, Маурицхейс, Гаага, 98,5х117,5
Источник: https://baracuda7.ucoz.ru/publ/1-1-0-25
Не только Рембрандт: что нужно знать о художниках Лейденской школы
ГМИИ им. А.С.Пушкина показывает огромную коллекцию лейденского круга художников из собрания Томаса С.Каплана: среди них есть великий Рембрандт, его учителя и ученики. «Афиша Daily» с помощью куратора выставки разбирается, как они были связаны друг с другом — и кто из них кого вдохновлял
Лара Ягер-Красселт
Куратор Лейденской коллекции
Никто из голландских художников в то время не работал сам по себе, особенно в Лейдене.
У каждого из этих великих мастеров был свой путь в живописи, однако они внимательно следили за творчеством друг друга и оказывали друг на друга огромное влияние. Каждая работа, представленная на выставке, уникальна.
Но рассматривая их все вместе, можно острее почувствовать, что же было сутью мастерства каждого из них — и что из себя представляла панорама голландского искусства XVII века.
«Пациент, упавший в обморок (Аллегория обоняния)». Около 1624–1625
В Лейденской коллекции есть три ранние работы Рембрандта.
Кажется, что они не имеют ничего общего с тем художником, которого мы знаем, но если вы присмотритесь к ним повнимательнее, то увидите, что уже здесь он размышляет о свете, а его персонажи выглядят очень живыми.
В серии «Аллегории» он рассказывает о чувствах: слухе, осязании, обонянии. Эти работы переполнены эмоциями и экспрессиями, и в них уже можно увидеть отзвуки того, чем он станет.
Ян Ливенс
«Игроки в карты». Около 1625
На заре карьеры Рембрандта большие надежды подавал его друг Ливенс, с которым он вместе приехал в Лейден и делил мастерскую.
Если ранний Рембрандт создавал небольшие работы, то Ливенс работал совсем в другом масштабе, однако в этих картинах было много общего: и плотная композиция, и эффектно выставленный свет.
Ливенс казался более ясным и сильным художником, и, когда человек от голландского губернатора отправился в Лейден, чтобы оценить художественные таланты, то было неочевидно, что именно Рембрандт станет самым великим художником своего времени.
Интересно, что про Ливенса до недавнего времени как будто не вспоминали — хотя он был чудесным художником. Он тоже учился у Ластмана, но выбрал другой путь: когда Рембрандт поехал в Амстердам, Ливенс отправился в Англию, чтобы работать с британским двором, он стал писать портреты в духе фламандцев — и больше никогда он не создавал таких больших работ с драматическими тенями.
Питер Ластман
«Давид и Урия». 1619
На шесть месяцев Рембрандт едет в Амстердам, чтобы учиться историческим сценам у Питера Ластмана, самого важного исторического живописца, который работал в начале XVII века. Рембрандт отправился учиться к нему, потому что хотел учиться рассказывать истории.
Глядя на работы Ластмана, совершенно невозможно понять, почему Рембрандт заинтересовался им, что он мог у него найти. Казалось бы, это совершенно другой стиль. Но Ластман умел прекрасно рассказывать истории.
Среди этих фигур мы видим короля Давида, который должен отдать письмо солдатам, который отправит Урию (муж женщины, которой царь Давид хотел обладать. — Прим. ред.) на войну, где тот впоследствии погибнет.
Жесты героев на картине помогают понять, что же будет дальше: кажется, будто даже собака смотрит в будущее и чего-то ждет.
Детали здесь удивительно проработаны, так что, даже не зная историю за этой картиной, можно восхищаться многими моментами — как изящно написана ткань, как здорово проработаны даже носки короля! Так Рембрандт научился рассказывать истории и понял, как сильно ему в этом помогает портрет, а научил его этому именно Ластман.
Хендрик Тербрюгген
«Аллегория христианской веры». Около 1626
А Хендрик Тербрюгген очень сильно повлиял на свет Рембрандта: этот художник бывал в Италии и видел работы Караваджо. Рембрандт никогда не ездил в Италию, но ему удалось понять, как работает свет, благодаря другим мастерам.
Хендрик Тербрюгген принадлежал к группе художников, известных как утрехтские караваджисты: они стали работать со светом и тенью в духе Караваджо, но в Нидерландах. Не они одни: Ливенс и Рембрандт тоже начинают размышлять о том, как свет меняет плоскость картины.
«Автопортрет с затененными глазами». 1634
Рембрандт обожал рисовать свои портреты. Это давало ему возможность не только примерять на себя разные образы, но также играть и со светом.
Есть в Рембрандте та удивительная магия, которой трудно подобрать слова, — то, как он мог передать чувство внутренней жизни человека, показать его личность.
Ни одному другому художнику это не удалось в той же мере, что и ему, его персонажи кажутся невероятно живыми.
Фердинанд Бол
«Автопортрет у парапета». 1648
На учеников Рембрандта очень повлиял его интерес к автопортрету: Бол тоже одет в парадный костюм с медальоном, рисует себя в той же позе. Диалог с мастером очевиден, и пусть той же магии, что у Рембрандта, здесь не увидеть, стоит отметить, что Бол, в свою очередь, был замечательным художником и очень успешным.
Приписывается Герриту Дау
«Автопортрет (?) за мольбертом». Около 1628–1629
Дау — это первый ученик Рембрандта в Лейдене. Удивительно, что еще до того как он отправился в Амстердам, у него уже были ученики. Хотя, кажется, будто он в своих работах выбрал совсем другой путь. Эта работа, которая приписывается ему, очень важна. На ней изображен художник, который сидит за мольбертом и рисует разные объекты, которые есть в студии.
В этой работе есть много отсылок к Рембрандту — все объекты здесь вполне могли бы появиться на картинах исторического художника, однако Дау совсем не такой. Он художник повседневности и повседневной жизни.
В этой работе он размышляет о своем будущем — хочет ли он стать художником такого же рода, как Рембрандт? Интересно, что стена напоминает стену из автопортрета Рембрандта, который был выполнен совсем недавно, а на стене висят наброски, напоминающие картины его и других лейденских художников.
Геррит Дау
«Девушка с попугаем и клеткой у окна». Около 1660–1665
В дальнейшем манера Дау будет очень далека от стиля Рембрандта: он создает невероятно изящную живопись небольшого размера, практически кабинетного формата, и его картины люди в то время хранили как драгоценности. Обратите внимание, как реалистично проработаны малейшие детали — страницы книги, текстура ткани, песочные часы.
А в отдельной серии своих работ он превращает картины в воображаемые окна, из которых выглядывают персонажи, — невероятно игровой формат, которым он как бы говорит: посмотрите, какой я великий художник, я могу играть с плоскостью холста так, чтобы мои персонажи попадали в реальный мир.
Он был одним из самых высоко оцениваемых европейских художников своего времени.
Габриель Метсю
«Старуха за едой в интерьере». Около 1654–1657
В молодости Габриель Метсю работал в Лейдене. Его сильно занимает повседневность, которой он не будет уделять столько внимания в дальнейшем, и станет дальше работать в духе, немного напоминающем Вермеера. Можно сказать, что Метсю и Вермеер были в диалоге друг с другом.
А сейчас Метсю много рисует портретов простых мужчин и женщин в домашней обстановке и в его работах есть очень много психологизма, понимания того, как устроена жизнь человека.
Наверное, на этом портрете мы можем увидеть вдову: скромную женщину, которой почти нечего есть, — и что-то в ней есть такое, что не дает нам остаться равнодушными.
Чтобы понять эту картину, не нужно знать сложную историю: огня в камине нет и, наверное, в доме холодно, но женщина кажется спокойной и сосредоточенной на еде. Рядом сидит кот, тускло падает свет. Это одна из прекрасных работ Метсю, где отражен его интерес к простым моментам жизни.
Ян Вермеер Делфтский
«Девушка за верджинелом» (1670–1672)
Этот тип жанровой живописи тогда становится очень популярным в Лейдене: в нашей коллекции есть еще две работы, которые немного напоминают Вермеера, где мужчина курит трубку, а женщина читает письмо. Вермееру удается преодолеть эту традицию: он знал про жанровую живопись Лейдена, знал, как Метсю работал в Амстердаме.
Вермеер работал в Делфте и тоже интересовался элегантными женщинами в интерьерах, которые могли играть музыку или читать письма, — совсем как у Метсю.
Часто сюжет у этих картин один и тот же, но Вермеер поднимает их над уровнем повседневности, убирает из них приметы будней и тем самым приближает сюжет к исторической картине.
Источник: https://daily.afisha.ru/brain/8518-ne-tolko-rembrandt-chto-nuzhno-znat-o-hudozhnikah-leydenskoy-shkoly/
Про Вермеера и упущенный шанс
|
|
Источник: https://stroganov.livejournal.com/31256.html
Vermeer van Delft … Ян Вермеер Делфтский
Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (1632–1675), голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Дата рождения художника неизвестна, однако по сохранившейся записи о его крещении в Новой церкви Делфта (крещен 31 октября 1632) можно предположить, что будущий великий нидерландский художник родился в конце октября. Работал Вермеер в Делфте, как художник, вероятно, сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада талантливого мастера Карела Фабрициуса. Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения. Достоверно известно, что 29 декабря 1653 года начинающего художника приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами. Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов, и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко (“Христос у Марфы и Марии”, Национальная галерея, Эдинбург; «Диана и нимфы», Маурицхейс, Гаага, 1653-1655).
В крупнофигурном полотне “У сводни”, ярко жизненной композиции, полной молодого задора и полнокровной чувственности, элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета. Безусловно сильное влияние на творчество Вермеера оказало искусство голландского мастера жанровой живописи Питера де Хооха, проживавшего в Делфте с 1652 по 1662 годы. Стиль этого живописца в дальнейшем нашел развитие в картинах Вермеера. 20 апреля 1653 года Ян Вермеер женился на Катарине Болнес, дочери преуспевающего владельца кирпичной фабрики в окрестностях города Делфта. Кальвинистское вероисповедание художника первоначально вызывало недовольство в католической семье Болнес, однако впоследствии взаимоотношения значительно улучшились. Нет достоверных сведений, что Вермеер стал католиком, приняв вероисповедание своей жены Катарины, но известно, что своих детей художник воспитывал в религии их матери.
1656, Картинная галерея, Дрезден
- «Дама и ее служанка» 1667
- «Девушка с кувшином воды» 1662
- «Искусство живописи» 1666-67
- «Женщина, занятая весами» 1663
- «Девушка, пишущая письмо» 1665
- «Девушка, примеряющая ожерелье» 1662-1664
- «Концерт » 1665
- «Любовное послание» 1665
- «Ответное послание» 1667
- «Офицер и веселая девушка» 1657
- «Портрет девушки в красном уборе» 1668
- «Служанка с кувшином молока» 1660
- «Святая Пракседа» 1655
- «Дама и два кавалера» 1659
«Девушка, читающая письмо у окна» 1657В конце 1660-х годов художник стал часто изображать богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы (“Любовное письмо”, Рейксмузеум, Амстердам, и др.).
Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда, искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (“Кружевница” и “Астроном”, обе картины в музее Лувра, Париж; “Географ”, Штеделевский художественный институт, Франкфурт).
Многие из жанровых сцен Вермеера суть обобщенные жанровые портреты.
Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в “Девушке с жемчужиной”, либо, напротив, пытливого разума — в поздних картинах “Географ” и “Астроном”.
- «Географ» 1668-69
- «Астроном» 1668-69
- «Кружевница» 1669-70
- «Дама у спинета» 1670-1672
- «Аллегория веры» 1670–1672
- «Дама у вирджинала» 1670–1672
«Молодая женщина с гитарой» 1671–1672В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось в связи с начавшейся в 1672 году франко-голландской войной. Спрос на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи.
Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти.
Неизвестно, что произошло, острое заболевание, или неизбежная депрессия в связи с постоянными финансовыми проблемами, которая подтачивала здоровье художника последние несколько лет, но похоронили Вермеера 15 декабря 1675 года в семейном склепе в Делфте.
Ярко индивидуальное искусство Вермеера после его смерти не было оценено современниками и надолго забылось. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики в 1866 году.
При подготовке описаний ряда картин художника (“Астроном”, “Географ” и некоторых других) использована часть текстовых материалов прекрасного сайта, посвященного жизни и творчеству Яна Вермеера Делфтского http://irinaepifan.narod.ru/. Выражаем автору сайта Ирине Епифановой свою благодарность.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://nekrasov1979.livejournal.com/278111.html
Описание картины Яна Вермеера «Аллегория живописи»
Описание картины Яна Вермеера «Аллегория живописи»
Распространение моды на иносказания и скрытый смысл коснулось и живописи. Художник создал две картины, дополняющие друг друга. Это “Аллегория Веры и Аллегория живописи”. Для постижения идеи мастера следует помнить, что в ту эпоху большое значение придавалось символам и только посвященные понимали этот тайный язык.
Мастера голландской школы создавали полотна, где в предметах и деталях можно было увидеть второй, а то и третий смысл.
На первый взгляд – это обычная обстановка мастерской художника. Однако, если внимательнее присмотреться к девушке, что расположилась у окна, то заметна нарочитость ее позы. Главная задача модели, заключается не в позировании, а в демонстрации предметов – символов.
Труба и лавровый венок означают славу и победу, томик истории указывает на источник вдохновения художника. Занавес и маска – это театральные атрибуты. Можно трактовать их как указание на постановочность сюжета картины. Можно рассматривать, как напоминание о том, что все люди прячут настоящее лицо за маской и всю жизнь играют выбранную роль. Сама девушка рассматривается, как муза.
Сам художник не показывает лица, он весь поглощен работой. Напряжение сквозит в каждом жесте и взмахе кисти. Он пытается поймать мгновение. Остановить его на холсте. По некоторым деталям одежды можно предположить, что перед нами автопортрет Вермеера.
Полотно было написано в едином порыве и не подвергалось последующей переделке. Мастер заранее продумал его до мельчайших деталей.
Картина была дорога художнику и оставалась у него даже в трудные времена.
(No Ratings Yet) ← Описание картины Ильи Глазунова «Два князя»Описание картины Ивана Селезнева «В Помпее» → Айвазовский Радуга Описание Картины
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-yana-vermeera-allegoriya-zhivopisi/