Планируя путешествие в Грецию, многие люди интересуются не только комфортными отелями, но и увлекательной историей этой древней страны, неотъемлемую часть которой составляют объекты искусства.
Большое количество трактатов известных искусствоведов посвящены именно древнегреческой скульптуре, как основоположной ветви мировой культуры.
К сожалению, многие памятники того времени не уцелели в своем первозданном виде, и известны по более поздним копиям.
Изучая их, можно проследить историю развития греческого изобразительного искусства от гомеровского периода до эпохи эллинизма, и выделить самые яркие и известные творения каждого периода.
Афродита Милосская
Всемирно известная Афродита из острова Милос относится к эллинистическому периоду греческого искусства. В это время, силами Александра Македонского, культура Эллады начала распространяться далеко за пределы Балканского полуострова, что заметно отобразилось на изобразительном искусстве – скульптуры, картины и фрески стали более реалистичными, лица богов на них обладают человеческими чертами – расслабленными позами, отвлеченным взглядом, мягкой улыбкой.
Статуя Афродиты, или как её называли римляне, Венеры, изготовлена из белоснежного мрамора. Её высота немногим больше человеческого роста, и составляет 2.03 метра.
Обнаружено изваяние было по воле случая обычным французским моряком, который в 1820 году, вместе с местным крестьянином, откопал Афродиту возле остатков древнего амфитеатра на острове Милос.
При её транспортировке и таможенных спорах, статуя лишилась рук и постамента, но сохранилась запись об указанном на нем авторе шедевра: Агесандр, сын жителя Антиохи Менида.
На сегодняшний день, после тщательной реставрации, Афродита экспонируется в парижском Лувре, привлекая своей естественной красотой миллионы туристов каждый год.
Ника Самофракийская
Время создания статуя богини победы Ники относится к II веку до н.э. Исследования показали, что Ника была установлена над морским побережьем на отвесной скале – её мраморная одежда развевается будто бы от ветра, а наклон корпуса олицетворяет постоянное движение вперед. Тончайшие складки одежды прикрывают сильное тело богини, а мощные крылья расправлены в радости и торжестве победы.
У статуи не сохранились голова и руки, хотя отдельные фрагменты были обнаружены во время раскопок в 1950 году. В частности, Карл Леманн с группой археологов нашли правую руку богини. Ника Самофракийская сейчас является одним из выдающихся экспонатов Лувра. Её рука так и не была добавлена к общей экспозиции, реставрации подверглось только правое крыло, которое выполнено из гипса.
Лаокоон и его сыновья
Скульптурная композиция, изображающая смертельную борьбу Лаокоона – жреца бога Аполлона и его сыновей с двумя змеями, посланными Аполлоном в отместку за то, что Лаокоон не послушал его волю, и старался препятствовать вводу троянского коня в город.
Статуя была выполнена из бронзы, но её оригинал не дожил до наших дней. В XV веке, на территории «золотого дома» Нерона была найдена мраморная копия скульптуры, и по приказу папы Юлия II установлена в отдельной нише ватиканского Бельведера. В 1798 году статую Лаокоона перевезли в Париж, но после падения правления Наполеона англичане вернули её на прежнее место, где она хранится по сей день.
Композиция, изображающая отчаянную предсмертную борьбу Лаокоона с божественным наказанием, воодушевила многих скульпторов эпохи позднего средневековья и Возрождения, и породила моду на отображение сложных, вихреобразных движений человеческого тела в изобразительном искусстве.
Зевс с мыса Артемисион
Статуя, найденная ныряльщиками возле мыса Артемисион, выполнена из бронзы, и является одним из немногих предметов искусства такого типа, дошедшего до наших дней в первозданном виде. Исследователи расходятся в суждениях о принадлежности скульптуры конкретно Зевсу, полагая, что она может изображать и бога морей Посейдона.
Изваяние имеет высоту 2.09 м, и изображает верховного грецкого бога, который занес правую руку для того, чтобы метнуть молнию в праведном гневе. Сама молния не сохранилась, но по многочисленным фигуркам меньшего размера можно судить, что она имела вид плоского, сильно вытянутого бронзового диска.
От почти двух тысяч лет пребывания под водой, статуя почти не пострадала. Исчезли только глаза, которые, предположительно, были из слоновой кости и инкрустированы драгоценными камнями. Увидеть это произведение искусства можно в Национальном археологическом музее, который находится в Афинах.
Статуя Диадумена
Мраморная копия бронзовой статуи юноши, который сам венчает себя диадемой – символом спортивной победы, вероятно украшала место проведения состязаний в Олимпии или Дельфах. Диадема в то время являла собой красную шерстяную повязку, которой, наряду с лавровыми венками, награждали победителей Олимпийских игр. Автор произведения – Поликлет, выполнил её в своем излюбленном стиле – юноша находится в легком движении, его лицо отображает полное спокойствие и сосредоточенность. Атлет ведет себя как заслуженный победитель – он не показывает усталости, хотя его тело и требует отдыха после борьбы. В скульптуре автору удалось очень естественно передать не только мелкие элементы, но и общее положение тела, грамотно распределив массу фигуры. Полная пропорциональность тела является вершиной развития данного периода – классицизма V века.
Хотя бронзовый оригинал и не сохранился до нашего времени, его копии можно наблюдать во многих музеях мира – Национальном археологическом музее в Афинах, Лувре, Метрополитен, Британском музее.
Афродита Браски
Мраморное изваяние Афродиты изображает собой богиню любви, которая обнажилась перед тем, как принять свою легендарную, часто описываемую в мифах, ванну, возвращающей ей девственность. Афродита в левой руке держит снятую одежду, которая мягко опускается на стоящий рядом кувшин. С точки зрения инженерной мысли, такое решение позволило сделать хрупкую статую устойчивее, и дало скульптору возможность придать её более расслабленную позу. Уникальность Афродиты Браски в том, что это первое известное изваяние богини, автор которой решился изобразить её обнаженной, что в свое время считалось неслыханной дерзостью.
Ходят легенды, согласно которых скульптор Пракситель создал Афродиту по образу возлюбленной – гетеры Фрины. Когда об этом узнал её бывший поклонник, оратор Евтиас, он поднял скандал, вследствие которого Праксителя обвинили в непростительном кощунстве.
На суде защитник, увидев что его доводы не справляют впечатления на судью, сдернул с Фрины одежду чтобы показать присутствующим, что настолько совершенное тело натурщицы просто не может таить в себе темную душу.
Судьи, будучи приверженцами концепции калокагатии, были вынуждены полностью оправдать подсудимых.
Оригинал статуи был вывезен в Константинополь, где и погиб во время пожара. До нашего времени дошло множество копий Афродиты, но все они имеют свои отличия, так как восстанавливались по словесным и письменным описаниям и изображениям на монетах.
Марафонский юноша
Статуя молодого человека выполнена из бронзы, и предположительно изображает греческого бога Гермеса, хотя каких-нибудь предпосылок или его атрибутов в руках или одежде юноши не наблюдается. Скульптура была поднята со дна Марафонского залива в 1925 году, и с того времени пополнила экспозицию Национального археологического музея в Афинах. Благодаря тому, что статуя длительное время находилась под водой, все её черты очень хорошо сохранились.
Стиль, в котором сделано изваяние, выдает стиль известного скульптора Праксителя. Юноша стоит в расслабленной позе, его рука упирается на стену, у которой была установлена фигура.
Дискобол
Статуя древнегреческого скульптора Мирона не сохранилась в оригинальном виде, но широко известна по всему миру благодаря бронзовым и мраморным копиям. Скульптура уникальна тем, что на ней впервые было запечатлено человека в сложном, динамическом движении. Такое смелое решение автора послужило ярким примером для его последователей, которые с не меньшим успехом создавали предметы искусства в стиле «Figura serpentinata» — особенной технике, изображающей человека или животное в зачастую неестественной, напряженной, но очень выразительной, с точки зрения наблюдателя, позе.
Дельфийский возничий
Бронзовая скульптура возничего была обнаружена во время раскопок 1896 года в святилище Аполлона в Дельфах, и являет собой классический пример античного искусства. Фигура изображает древнегреческого юношу, управляющего повозкой во время Пифийских игр.
Уникальность скульптуры заключается в том, что сохранилась инкрустация глаз драгоценными камнями. Ресницы и губы юноши украшены медью, а повязка на голове сделана из серебра, и предположительно также имела инкрустацию.
Время создания скульптуры, теоретически, находится на стыке архаики и ранней классики – её поза характеризуется скованностью и отсутствием какого-либо намека на движение, но голова и лицо выполнены с довольно большой реалистичностью. Как и в более поздних скульптур.
Афина Парфенос
Величественная статуя богини Афины не сохранилась до нашего времени, но существует множество её копий, восстановленных согласно с древними описаниями. Скульптура была полностью выполнена из слоновой кости и золота, без применения камня или бронзы, и стояла в главном храме Афин – Парфеноне. Отличительная черта богини – высокий шлем, украшенный тремя гребнями.
История создания статуи не обошлась без фатальных моментов: на щите богини скульптор Фидий, помимо изображения битвы с амазонками, поместил свой портрет в виде немощного старика, который двумя руками поднимает тяжелый камень. Общественность того времени неоднозначно расценила поступок Фидия, что стоило ему жизни – скульптора заточили в тюрьму, где он свел счеты с жизнью при помощи яда.
Греческая культура стала основоположником для развития изобразительного искусства всего мира. Даже сегодня, рассматривая некоторые современные картины и статуи можно обнаружить влияние этой древней культуры.
Древняя Эллада стала той колыбелью, в которой активно воспитывался культ человеческой красоты в её физическом, моральном и интеллектуальном проявлении.
Жители Греции того времени не только поклонялись множеству олимпийских богов, но и старались максимально походить на них.
Все это отображено в бронзовых и мраморных статуях – они не просто передают образ человека или божества, но и делают их приближенными друг к другу.
Хотя очень многие из статуй не дошли до современности, их точные копии можно увидеть во многих музеях мира.
Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/greciya-vsyo-o-grecii-2/drevnegrecheskie-skulptury-samye-znamenitye-skulptury-top10.html
История золотых украшений: часть 1 — античность
(Начало. Продолжение читайте в Части 2: от средних веков до наших дней).
Древние украшения — почему именно из золота?
Золото настолько податливо, что может быть расковано в холодном состоянии в тонкие, почти прозрачные пластины. Оно настолько пластично, что может быть вытянуто в тонкие и достаточно прочные нити.
Все это позволяло выполнять филигранные работы с золотом еще с ранних времен.
Его цвет и блеск приравнивали к солнцу, а неподверженность коррозии (что сильно затрудняет определение возраста ранних золотых украшений) сделало его символом постоянства.
Ношение золота было символом богатства и власти, оно было доступно немногим – в этом заключается главное отличие древних ювелирных украшений от современных. Сегодня изготовление золотых ювелирных изделий является массовым, они доступны каждому.
В ювелирном деле используется большая часть добываемого золота. В этом нет ничего нового, золото начало использоваться для изготовления украшений задолго до того, как появились первые монеты.
Золото шумеров
Самые ранние найденные украшения относятся к Шумерской цивилизации, которая процветала около 3000 г. до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Золото носили и мужчины и женщины. Разнообразие украшений очень удивило археологов, которые обнаружили сокровища в Королевской гробнице на месте древнего города Ур, столицы шумерского государства.
Кроме золотого шлема царя, с большим изяществом украшенного безупречной техникой чеканки, и головного убора царицы из очень натуралистично выполненных золотых листьев бука, были найдены различные серьги, браслеты, а так же цепи плетения «лисий хвост», которые широко популярны и в наше время.
По словам историка ювелирного искусства Guido Gregorietti, «шумерские ювелирные изделия почти полностью охватили весь спектр направлений, которые будет появляться в ювелирном искусстве в ходе истории».
По его мнению, «в действительности, в то время было больше разновидностей ювелирных изделий, чем в наше время».
Головной убор с орнаментом в виде листьев.2600-2500 г. до н.э. III раннединастический период. Ур, Месопотамия, Шумерская цивилизация. Золото, лазурит, сердолик.
Золотые украшения в культуре древних египтян
В отличие от шумеров, древние египтяне располагали большими запасами золота. Этот металл добывался в Нубии – территории между Нилом и Красным морем, южнее современного египетского города Асуан и севернее Хартума, столицы современного Судана. Есть предположение, что название Нубия произошло от древнеегипетского слова «nub» – золото.
Мастерство ювелиров очень быстро возрастало. Египтяне овладели искусством легирования золота для увеличения его твердости и получения разных цветовых вариаций (легирование — добавление других металлов для улучшения свойств основного). Они разработали технологию литья, включая литье по выплавляемым моделям. Она широко используется и в наше время — ювелиры называют ее «восковка».
Предполагается, что египтяне научились определять чистоту драгоценных металлов по их цвету при нагревании в огне. Самым значимым наследием древнеегипетских ювелиров являются сокровища, найденные в гробнице Тутанхамона, который умер примерно в 1350 году до нашей эры.
Изделия в этой гробнице – ожерелья, нагрудные украшения, серьги и маска на голове мумии, выполненная из чистого золота, с чеканкой и полировкой – были описаны археологом Говардом Картером, который нашел гробницу и первый их увидел, как «удивительнейшие вещи».
Гробница мальчика-царя, который взошел на престол в возрасте 10 лет и правил примерно такой же срок, сохранила для нас величайшие памятники древнеегипетского искусства, которые вызывают восхищение спустя несколько тысячелетий. Тело Тутанхамона было помещено в искусно сделанный саркофаг из цельнолистового золота толщиной 2 мм общим весом более 110 кг.
На голове мумии была маска из кованого золота весом 9 кг. Она настолько реалистично повторяет черты лица фараона, что в ней даже легко заметить сходство с имеющимися изображениями предков фараона.
Посмертная маска Тутанхамона. Сделана из чистого золота и инкрустирована цветным стеклом и драгоценными камнями. Прилегала непосредственно к мумии в многослойном саркофаге.
В гробнице находился также трон из дерева, облицованный золотом и украшенный фаянсом, эмалью стеклом и драгоценными камнями. На троне был изображен Тутанхамон, сидящий в свободной позе (что нетипично для изображений фараонов того времени), и его жена Анхесенамон, покрывающая его плечо благовониями.
Сокровища гробницы Тутанхамона обычно выставлены в Каирском музее, но всегда собирают миллионы посетителей, когда изредка выставляются в других странах.
Они являются символами успеха человечества в обработке и изготовлении золотых украшений.
Формы египетских золотых изделий оставались удивительно постоянными на протяжении почти двух тысяч лет, пока после завоевания Египта Александром Македонским не стали вытесняться греческим, а затем римским стилем.
Золото минойской цивилизации
Появление греческого ювелирного искусства связано с расцветом минойской, а затем сменившей ее микенской цивилизаций. Каких-либо изделий, относящихся к греческим и датированных ранее 1800 г. до н.э., пока найдено не было.
Минойские мастера с острова Крит впервые в истории стали создавать золотые изделия в виде цепочек с типом плетения «якорь», которые широко распространены и в наше время. Широко известны золотые маски и массивные золотые кольца, найденные археологом-любителем Генрихом Шлиманом при раскопках в конце 19 века на месте древних Микен.
Упадок микенской цивилизации наступил около 1100 г. до н.э., после чего наступили так называемые «греческие темные века», и золотые украшения появляются вновь около 800 г. до н.э. К 500 г. до н.э. греческие ювелиры производили прекрасные, сложных форм изделия, которые образовали узнаваемый, классический греческий стиль украшений.
Политическая нестабильность Греции, а также рост числа греческих торговых центров в южной Италии, Египте и по побережью Черного моря привели к широкому расселению греческих мастеров. К моменту, когда около 330 г. до н.э.
Александр Великий создал свою греческую империю от Египта до границ Индии, греческий стиль выполнения золотых украшений был повсеместно доминирующим.
Золотое кольцо с гравировкой. Минойская цивилизация, Крит, 15-14 век до н.э.
Золотые украшения этрусков
Примерно с 700 г. до н.э. искусство изготовления золотых изделий возникает в Этрурии (современная область Тоскана) в Италии. Хотя этрусский стиль просуществовал относительно недолго, он известен благодаря повышенной сложности своих изделий.
Особенно выдающихся успехов этрусские мастера добились в использовании техники грануляции, доведя ее почти до совершенства. Грануляция – это прикрепление к основе тысяч маленьких шариков из золота, образующих контуры и рисунки, создающих неповторимое ощущение структуры и света.
Техника грануляции использовалась многими мастерами в различных странах начиная с 2000 г. до н.э., а также используется в современных изделиях. Но очень немногие школы достигли схожего с этрусским мастерства.
Вероятнее всего эта поразительная изящность и сложность работ связана с отсутствием достаточного количества золота, когда мастерам приходилось уделять большее внимание качеству работы, чем количеству.
Примерно в 300 г. до н.э. греческий стиль начинает превалировать в Италии. Этрусские традиции исчезают до 19 и 20 веков нашего времени, до попыток их возрождения ювелирами нового времени.
Этрусская фибула (застежка для одежды)
Золото древних римлян
Когда Рим превратился в величайшую империю древнего мира, простираясь от Великобритании до Персии, он унаследовал также Грецию. В целом, можно сказать, что в ювелирном искусстве Рим унаследовал греческих ювелиров Востока и кельтские традиции с Запада.
Римские ювелиры, хотя обладали несомненным мастерством, предпочитали в своих работах ясные и четкие геометрические фигуры и узоры, в отличие от греческого ювелирного искусства с вычурными изображениями богов, мифических персонажей и листьев. Золото в римском обществе пользовалось спросом, и важные римляне гордились своими коллекциями украшений.
Однако, оно не было главным «действующим лицом» – настоящей страстью римлян были драгоценные камни. Римские ювелиры использовали золото как оправу для изумрудов, сапфиров, аквамаринов, оливинов, алмазов, а также набирающего популярность жемчуга. Уже тогда Шри-Ланка (Цейлон) и Индия становятся крупными поставщиками драгоценных камней.
Римляне также ввели широкую практику использования золотых монет.
Римское кольцо с гранатами. 1 в. до н.э.
Золотое ювелирное искусство Византии
По мере развития истории Римской империи, золотые украшения становились все более богатыми. К 325 году Константин Великий провозгласил христианство официальной религией Римской империи. С этого времени простые и резкие формы ранних римских украшений сменились более сложными и изящными изделиями с яркими камнями.
С этого периода начинается византийский период римской истории, когда столицей была Византия (Константинополь, ныне Стамбул). Украшения становятся витиеватыми, воздушными, похожими на кружева. Постепенно, в связи с изменениями вдоль восточных торговых путей, уменьшилось поступление драгоценных камней.
Золотые изделия стали входить в символику господствующей христианской церкви и возрастающей мощи королей. В течении Темных веков и раннего Средневековья таланты ювелиров служили в основном церкви и государству.
В VI и начало VII веков знаменуются прекрасными образцами ювелирных украшений Византии, которые включают и монеты.
Однако возрастающая сила ислама и в некоторой степени переход к менее показной роскоши в частной и церковной жизни Византии означали, что солнце древних традиций греческих и римских ювелиров пошло на закат.
- Характерный византийский браслет с драгоценными камнями и жемчугом
- Продолжение статьи «История золотых украшений»: Часть 2: от средних веков до наших дней).
- Отчет о лекции историка моды А.Васильева «История ювелирных украшений» | ЮВЕЛИРНЫЕ МЕТАЛЛЫ — КАТАЛОГ | ЮВЕЛИРНЫЕ МЕТАЛЛЫ — СПРАВОЧНИК
- Всё о золоте | Все о серебре | Все о платине | Все о палладии
- Золотые сплавы и их цвета | Пробы для золота | Золото — проверка на подлинность | Как добывали золото в разных странах с античных времен
Источник: http://juvelirum.ru/spravochnik-po-dragotsennym-metallam/zoloto/istoriya-zolotyh-ukrashenij-chast-1-antichnost/
Золотые скульптуры: древние и современные модели » Умурзак Шанов — официальный сайт скульптора
22 Ноябрь 2014
Золото всегда ценилось. В древности ему приписывались магические свойства. Золото ассоциировалось в человеческом сознании с теплом, солнцем и светом. Сейчас этот металл является синонимом роскоши и достатка. Из золота традиционно изготавливают украшения, посуду. Существуют и скульптуры из золота. Сколько таких скульптур в мире и сколько золота потребовалось, чтобы их изваять?
Золотые скульптуры в древнем мире
Стоимость золота была всегда довольно большой, так как оно достаточно редкий металл. Поэтому золотые скульптуры в древности также считались особой ценностью. Они были достоянием и гордостью не только самого скульптора, но и всего народа, государства и даже континента.
О золотых скульптурах расходилась молва по всему свету, на них ехали просто взглянуть и поклониться люди из разных стран. Так скульптуры из золота постепенно обрастали легендами и мифами, наделялись магическими свойствами.
Самыми распространенными вариантами скульптур из золота являлись статуи храмовых идолов. Эти идолы демонстрировали своим видом мощь и богатство государства и его правителя. Установка дорого золотого идола – это еще и способ умилостивить богов, попросить каких-то благ для народа и государства.
Хотя порой золотое изваяние для древнего правителя – это был способ прославиться, увековечить себя. Потомки ведь точно не забудут того, кто изваял огромную золотую статую.
Самые древние золотые скульптуры
Исторические данные свидетельствуют о том, что самая старая золотая скульптура была создана в Ниневии (Месопотамия). Из золота изваяли фигуру богини Реи.
Для ее изготовления понадобилось уникальное количество золота: 250 тонн!!! Такая грандиозная скульптура была отлита по приказу всем известной царицы Семирамиды. Кстати, именно при ней были созданы знаменитые висячие сады.
Статуя богини Реи предназначалась для жертвоприношений, она была воздвигнута в благодарность за то, что царица Шаммурамат (Семирамида) получила власть. Скульптура представляет собой фигуру богини, окруженную львами. Вот львы, как раз и выполняли роль жертвенников. Стоит сказать, что Семирамида была единственной женщиной-правительницей древнего Востока.
Сначала была установлена статуя, выплавленная из 30 тонн золота. Оказалось, что такой подарок неугоден богам: царица потеряла свою дочь. Поэтому она решилась на более грандиозный проект.
Судьба статуи, как и правительницы, печальна. Правительница погибла от руки собственного сына, а статуя была переплавлена.
Статуи Древнего Египта и Золотой Орды
В Древнем Египте тоже были статуи из золота. Одной из самых выдающихся, согласно письменным египетским источникам, была статуя времен фараона Филадельфа из династии Птолемеев.
Статуя представляла собой изображение фаллоса. Диаметр изваяния составлял три метра, а длина 60. Поводом для создания такой своеобразной скульптуры послужил величайший голод в Египте.
Был создан символ плодородия, призванный умилостивить богов.
В ханской Золотой Орде тоже любили роскошь. Во времена расцвета Орды хан Батый издал приказ из собранного в качестве дани с русских городов золота изваять статуи двух коней. Глаза у этих коней были рубиновыми.
Кони были установлены у въездных ворот в столицу Золотой Орды. Упоминания о золотых конях сохранились до наших дней. Во времена хана Мамая кони исчезли. До сих пор искатели сокровищ не могут найти эти статуи. Быть может, они уже давно переплавлены.
Золотые скульптуры позднего времени
Интересна судьба золотой скульптуры Будды. Сейчас эта скульптура хранится в одном из кварталов Бангкока. Она была отлита из чистого золота несколько сотен лет назад – в 13 веке. Эта величественная статуя Будды, сидящего в позе лотоса, весит почти шесть тонн. Высота Будды – три метра.
До недавнего времени этот колосс считался утраченным. Пока однажды не произошло чудо. Оказалось, что во время одной из войн золотую статую монахи покрыли гипсом, чтобы ее не захватили варвары. Только случайный скол гипса помог обнаружить бесценное сокровище.
Современные скульпторы порой создают скульптуры из золота. Одной из самых известных является скульптура под названием «Сирена» скульптора Марка Куинна. Это изображение модели и актрисы Кейт Мосс. Скульптуру продали за миллион долларов на аукционе коллекционеру из Азии.
Очень интересна судьба золотых скульптур. Они будоражат воображение искателей сокровищ. Они показывают, насколько грандиозным может быть творение человеческой мысли, и насколько низменными душевные порывы, послужившие основой создания части шедевров. Скульптуры из золота, кроме художественной, имеют еще и большую материальную ценность.
Источник: http://www.sculptor-shanov.com/zolotjye-skuljjpturjy-drevnie-i-sovremennjye-modeli.html
Самая большая скульптура из золота
История знает немало примеров, когда по приказу самодержцев отливались статуи из чистого золота. И это были не просто статуи, но самые большие скульптуры из золота. Зачем повелители ( в основном древности) столь нерационально расходовали золотые запасы, ведь добыча драгоценного металла была медленным, исключительно трудоемким, немеханизированным процессом?
Возможно, неслыханная щедрость правителей была продиктована несколькими причинами:
- Желанием задобрить языческих богов, а за одно продемонстрировать железную непоколебимость власти, дарованной этими самыми богами.
- Запугиванием государств-соседей: кто захочет начать войну (чрезвычайно затратное предприятие) с государством, которое располагает такими несметными богатствами, что в свою очередь, значит обладание мощной, прекрасно вооруженной армией. Вот древние владыки и соревновались меж собой: у кого краше и дороже дворец, храм или статуя бога, тот и сильнее.
Само собой разумеющееся, что стоимость 1 грамма золота в таких случаях интересовала властелинов мира менее всего.
Золотые статуи Семирамиды
Имя Семирамиды, правительницы Вавилона известно не только благодаря легендарным висячим садам, но также созданию самой большой скульптуры из золота. Щедрость или суеверный страх за вероломное получение власти ассирийской царицы Семирамиды не знали границ.
На создание 12-ти метровой божественной статуи было израсходована тысяча вавилонских талантов, или 30 тонн чистого золота, говоря современным языком. Божество восседало на троне, рядом с которым стояли золотой стол и стул, жертвенники для животных. В пределах Эсагилы (храма), находилась еще одна золотая статуя божества 6 метровой высоты, символизирующего Вавилон.
Но размеры языческих изваяний не удовлетворили страсть к большим золотым кумирам царицы, поэтому она приказала отлить из чистого золота еще более грандиозную статую — золотую богиню Рею. 250 тонн золота понадобилось, чтобы возвести трон, два золотых льва, что стояли по обе стороны от трона и саму языческую богиню, праматерь всех богов, царственно восседающую на нем.
В меркантильности прекрасную царицу уличить было нельзя — но золотые кумиры не спасли свою горячую поклонницу от трагической судьбы, Семирамиду убил собственный сын.
Хан Батый: полцарства за коня
Еще одним известным любителем гигантских золотых статуй был хан Батый, в свое время награбивший несметное количество драгоценного металла. Золота у монгольского завоевателя было так много, что он не придумал более лучшего способа применения, как отлить из желтого металла двух коней в натуральную величину.
Мнения экспертов относительно веса коней сильно расходятся, но все равно цифры внушительны: от 1,5 до 8 тонн весила каждая лошадка. Что неудивительно, плотность золота составляет 19,32 г/см³, тяжелее только металлы платиновой группы! Золотые кони украшали столицу Золотой Орды Сарай-Бату в течение века, переходя во владения от одного хана к другому. Далее судьба статуй неизвестна.
Египетский владыка: все, ради плодородия
Птолемей Филадельф, правитель эллинистического Египта отличился особой изощренностью (извращенностью?): по его приказанию из чистейшего золота был отлит фаллос, увенчанный золотыми коронами. Длина драгоценного детородного органа составляла 120 локтей (60 метров), диаметр — 6 локтей (3 метра), по городу его возили тысяча быков, приводя в совершенное изумление обычных горожан.
Впрочем, эротики, как таковой здесь мало, поскольку фаллос традиционно считался символом плодородия и воздавать ему почести считалось вполне нормальным явлением – все же хотели полных амбаров хлеба.
Сегодня ощутить амбициозную смелость замыслов правителей прошлых времен можно в храме китайского квартала Бангкока, где покоится самая большая скульптура из золота — статуя Будды. Вес золотого Будды составляет почти 6 тонн, высота 3 метра, да и возраст не маленький — почти 8 веков.
Среди представителей современности отличились англичане — скульптор Марк Куинн не так давно создал скульптуру известной английской топ-модели Кейт Мосс. Подробнее об этом смотрите на видео:
Источник: https://kupluzoloto.ru/samaya-bolshaya-skulptura-iz-zolota
22 скульптуры, которые пугают и завораживают одновременно
- Мужчина, который недавно стал папой, рассказал, сколько стереотипов об отцах есть в XXI веке
- 13 архивных фотографий наших звезд до того, как на них обрушилась слава
- 20+ животных, ради которых хозяева готовы на все
- 11 фактов о Николь Кидман — обычной австралийской девушке, которая стала любимицей миллионов
- 10 оскароносцев, которые отличились своей ужасной актерской игрой
- 17 совпадений, после которых поверишь во все что угодно
- 20 дочерей, которые не пошли по стопам своих знаменитых родителей
- 12 умных вещей, которые заботятся о здоровье и кошельке своего хозяина
- 20 человек, на месте которых никто не хотел бы оказаться
- Я перестала жертвовать собой, чтобы мой сын вырос без чувства вины
- 10 фактов о характере и поведении кошек, которые рассказала зоопсихолог
- 13 вопросов из «Что? Где? Когда?», которые не взяли знатоки, а вы сможете
- Пользователи сети рассказали об очевидных вещах, которые многие люди почему-то не знают или игнорируют
- 15 хлестких комментариев, которые моментально спустят с небес на землю
- 20 рекламных кампаний, у создателей которых отличное чувство юмора
- 20+ мелочей, знакомых каждому, которые выведут из себя даже дзен-буддиста
Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/22-samye-zhutkie-statui-na-planete-pri-vide-kotoryh-podkashivayutsya-kolenki-1571865/
Золотой век русской скульптуры
Главная / Статьи / Золотой век русской скульптуры
Золотым веком русской скульптуры стала вторая половина XVIII столетия. Творчество мастеров этого периода представлено в музее наиболее совершенными произведениями и почти с монографической полнотой.
Здесь необходимо назвать гениального мастера реалистического портрета Федота Шубина. Преодолев условность парадного портрета, Шубин создал блестящую галерею образов своих современников, исключительную по глубине и смелой правдивости.
Однако ценность его произведений заключена не только в том, что они отражают социальный облик эпохи, но и в высокой художественности.
Талант и артистическое мастерство позволили ему, сохранив весомость, плотность камня, добиться естественности в передаче живости лица, материалов драпировок, мягкости меха, пушистости волос.
Федор Гордеев и Михаил Козловский — мастера раннего классицизма — выражали актуальные проблемы современной жизни, обращаясь к темам прошлого.
В работе «Прометей» Федор Гордеев решил героический образ достаточно сдержанно, в рамках складывающейся классицистической традиции. Михаил Козловский, создавая «Поликрата», стремился передать пафос борьбы.
Выражение страдания, обреченности насыщает произведение драматизмом, внутренним напряжением, динамикой.
Иван Прокофьев известен как мастер декоративной пластики и выдающийся портретист. Группа «Волхов и Нева» пронизана живым, непосредственным чувством. Простота и одухотворенность характерна для бюста Анны Лабзиной. Мягкая лепка усиливает поэтичность и задушевность образа, исполненного в терракоте.
Художественная индивидуальность Ивана Мартоса глубоко раскрылась в созданных им надгробных памятниках. Простые и ясные по композиции, они волнуют естественностью передачи чувств, сдержанным выражением скорби. В ритме драпировок, окутывающих фигуру плакальщицы в надгробии Е. С. Куракиной, передана глубокая горечь безвременной утраты.
Мастера первой половины XIX века и углубили художественные искания предшествующего поколения скульпторов, принесших европейскую известность отечественной школе ваяния.
Степан Пименов в 1802 году участвовал в конкурсе на исполнение проекта надгробного памятника своему учителю М. И. Козловскому. Скорбит об утрате Муза ваяния, уронив голову на руки. Удивительной пластичностью и гармонией линий прекрасно передана глубина искреннего и полного поэзии чувства.
«Молочница с разбитым кувшином» — известная работа ученика Мартоса Павла Соколова. Повторенную в бронзе скульптуру установили в Царскосельском парке. Ей посвящены известные стихи А. С. Пушкина:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой; Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
Романтические веяния пушкинского времени нашли отражение в образах Бориса Орловского. Группа «Фавн и вакханка» рождена преклонением перед античностью, перед вечной красотой формы.
В мягких переходах скульптурных форм, в «дыхании» мрамора ощущается исключительное понимание скульптором материала, богатства его возможностей.
Чистота линий, естественность жестов передают гармонию высоких чувств.
Романтический подход к натуре и классицистическая строгость образов античного искусства сочетаются в изысканной по пропорциям и силуэту статуе «Венера», исполненной Иваном Витали. Задуманное как интимное, камерное произведение, «Венера» привлекает обаянием молодости, красотой и гармоничностью образа.
В портрете Ивана Мартоса, выполненном его учеником Самуилом Гальбергом, создателем обширной галереи портретов передовых деятелей русской культуры—удивительное портретное сходство сочетается с величавой торжественностью образа.
Одной из главных тем в русской пластике этого времени становится героическая тема, связанная с событиями Отечественной войны 1812 года, с подъемом национального самосознания и патриотизма.
В 1813 году, как живой отклик на эти события, Василий Демут-Малиновский создает статую «Русский Сцевола». Величава поза, уверенна осанка героя, полного решимости и благородства. Несмотря на академическую условность, очевидно внимательное изучение народного типа. Впервые в высоком искусстве пластики был воспет национальный герой — русский крестьянин.
Как и Демут-Малиновский, Федор Толстой в серии медальонов на события Отечественной войны 1812 года обращается к языку классической традиции. Однако он прежде всего стремится выразить черты русского характера— твердость, стойкость, уверенность в победе — и прославляет не только одного героя-полководца, но и русское войско («Народное ополчение 1812 года»).
Интерес к национальной теме наглядно проявился в произведениях Николая Пименова («Парень, играющий в бабки»). Традиционность пластического языка не помешала скульптору создать яркий образ человека из народа, воспеть его физическую и духовную красоту.
Первым русским анималистом по праву считается Петр Клодт. Любовь к животным, острое чувство натуры, высокое мастерство придавали его работам достоверность и эмоциональную выразительность.
Реалистические традиции Клодта развивал Евгений Лансере. Во второй половине XIX века получает широкое развитие бытовой жанр.
Все чаще скульпторы обращаются к темам из жизни народа, русской истории, уделяют много внимания созданию портретов современников.
Начало XX века — небольшой по времени, но значительный и яркий период в развитии русской пластики. Творчество Павла Трубецкого, Анны Голубкиной, Сергея Коненкова, Александра Матвеева определило многообразие направлений в развитии русской скульптуры этого этапа.
Необычайно эмоциональные и выразительные образы создал Павел Трубецкой. Живописная трактовка формы с богатой игрой светотени придает им естественность и убедительность.
Психологическая напряженность присуща произведениям Анны Голубкиной; большой любовью к природе, человеку проникнуто творчество Сергея Коненкова; последовательно стремится к утверждению реалистических основ в скульптуре Александр Матвеев.
Развивая и углубляя традиции отечественного искусства, эти художники-новаторы заложили основу советской школы скульптуры и способствовали ее расцвету.
Источник: https://kupitkartinu.ru/article/zolotoy-vek-russkoy-skulpturyi/