Джордж Стаббс (англ. George Stubbs, род. 25 августа 1724 г. Ливерпуль — ум. 10 июля 1806 г. Лондон) — английский художник и учёный-биолог. Дж. Стаббс известен как один из ведущих европейских художников-анималистов.
Отец его был дубильщиком и торговцем кожами. Занятие это считалось уважаемым и приносило хороший доход, поэтому ни у кого из родственников не возникало сомнений в том, что Джордж продолжит семейное дело. Вскоре, однако, выяснилось, что он интересуется животными совсем с другой точки зрения, чем того требовало ремесло кожевенника.
Джорджу Стаббсу не исполнилось еще и десяти лет, когда он научился делать анатомические наброски. Мальчик даже получил первый приз на конкурсе местного художественного общества за свой рисунок лошади. Впрочем, пока был жив Стаббс-старший (а умер он в августе 1741 года), Джорджу и думать было нечего о том, чтобы серьезно заниматься рисованием.
Хотя смерть отца и стала тяжелым ударом для всего семейства Стаббсов, юноша довольно быстро оправился от него, тем более что теперь был открыт путь к исполнению его заветной мечты.
Нимало не медля, он поступил учеником к Гамлету Уинстенли, ливерпульскому живописцу, имевшему доступ к собранию картин графа Дерби (его поместье располагалось совсем неподалеку от Ливерпуля).
Последнее обстоятельство, вероятно, сыграло не последнюю роль в том, что выбор Стаббса пал именно на Уинстенли, ведь в те времена не существовало публичных галерей, где молодой художник мог бы увидеть работы старых мастеров. Поэтому иметь такого наставника, как Уинстенли, было очень выгодно.
Итак, Стаббс приступил к занятиям, но уже спустя несколько недель ушел от своего учителя. Истинные причины этого разрыва остались загадкой, хотя впоследствии Уинстенли говорил о том, что Стаббс оказался слишком нетерпеливым учеником и жаждал приняться за какой-нибудь амбициозный проект, не освоив даже азов ремесла художника. Как бы там ни было, Стаббс возвратился домой и следующие четыре года жил на иждивении матери, объявив, что ему «необходимо изучить Природу».
Приблизительно в 1744 году Стаббс посетил Уиган и Лидс, где написал несколько заказных портретов. К сожалению, ни один из них до сих пор не удалось обнаружить. К 1745 году он перебрался в Йорк, где рассчитывал найти более широкое поле деятельности и пополнить свои познания в анатомии.
В Йорке художник свел знакомство с Чарльзом Аткинсоном, врачом местной больницы, и под его руководством провел несколько вскрытий, причем настолько удачно, что сумел привлечь к себе внимание доктора Джона Бартона, работавшего в то время над своей книгой «Новейшая система родовспоможения» (1751).
Для этой книги Стаббс создал 18 иллюстраций, которые теперь принято считать самыми ранними из датированных работ художника.
В 1754 году Стаббс совершил поездку по Италии.
Подобная поездка считалась если не обязательной, то весьма желательной для каждого начинающего живописца, ибо где, как не в Италии, можно было увидеть столько шедевров мастеров Возрождения.
Впрочем, кроме высокой образовательной цели Стаббс преследовал и более «низкую» — он желал установить полезные связи с собирателями и перекупщиками картин. Людей такого рода всегда было много в Риме.
Именно во время этого путешествия Стаббс натолкнулся на тему «лев и лошадь», к которой неоднократно возвращался в дальнейшем.
Многие исследователи считают, что эту тему подсказала ему античная мраморная статуя из палаццо деи Консерватори.
Правда, существует и другая версия — романтичная, но не доказанная, — согласно ей художник после Италии побывал в Северной Африке, где собственными глазами видел льва, напавшего на лошадь.
После возвращения из Италии Стаббс некоторое время провел в Ливерпуле, помогая родственникам наладить торговлю кожами, оставленную им покойным отцом. В 1756 году художник отправился на ферму в Хоркстоу, Линкольншир.
Здесь, на местной бойне, он провел шестнадцать месяцев, препарируя трупы забитых лошадей и зарисовывая результаты своих наблюдений.
Эти рисунки легли в основу знаменитого стаббсовского сборника «Анатомия лошади», опубликованного в 1766 году.
Вместе с известностью пришли и многочисленные заказы. Коннозаводчики и владельцы скаковых конюшен заказывали Стаббсу портреты своих лошадей, жанровые картины, в которых лошадям отводилась основная роль. Мастерская художника была настолько велика, что он м~ог заводить в нее лошадь и писать ее в натуральную величину.
Наряду с портретами скаковых знаменитостей Стаббс очень часто писал кобыл с жеребятами. Обычно он изображал их на берегу моря. Водная поверхность с линией горизонта на заднем плане обеспечивала четкость силуэта лошадей. Композиция дополнялась одним или несколькими деревьями, изображенными на среднем плане.
Другая излюбленная тема Стаббса — нападение на лошадь льва. В молодости, путешествуя по Африке, художник был свидетелем такой сцены и потом в своем творчестве много раз возвращался к этому драматическому сюжету. На своих картинах Стаббс изображал и других животных, часто экзотических.
Однако, несмотря на успех у публики и восхищение ученых, официальная художественная критика того времени не оценила Стаббса. Изображение животных — «вульгарных скотов», как тогда выражались,— считалось занятием, недостойным серьезного мастера.
Анималистам отводили роль художников второго сорта, и не удостаивали их почетных званий и наград, которые получали живописцы, избиравшие мифологические и исторические темы.
Современным зрителям, привыкшим к реалистической манере изображения лошадей Н. Е. Сверчкова, П. О. Ковалевского, Н, С. Самокиша и других русских анималистов, конские портреты Стаббса кажутся стилизованными. Но таковы вкусы XV111 века.
Он рисовал лошадей с очень массивным мускулистым корпусом на сухих тонких ногах, с очень длинной изящно изогнутой шеей и маленькой легкой головой. Впрочем, заказчиков Стаббса вполне устраивало портретное сходство, которого он достигал в своих работах.
Да и сейчас нельзя не залюбоваться высоким мастерством художника, энергичностью его рисунка, точностью композиции, красотой живописи. Нельзя не оценить мощную индивидуальность, делающую работы Стаббса легко узнаваемыми среди картин других авторов.
Как и всякое подлинное искусство, творчество Джорджа Стаббса (1724—1806) имеет непреходящую ценность.
Добровольное изгнание в Хоркстоу разделила с художником его гражданская жена, Мери Спенсер. Об этой женщине мы не имеем почти никаких сведений. Говорят, она была дочерью капитана морского судна, погибшего во время вспыхнувшего на борту бунта.
Говорят также, что она была дальней родственницей художника. Но доподлинно известно лишь то, что она почти всю свою жизнь прожила рядом с ним и имела от него двоих детей — сына Джорджа (ок.
1756—1818), ставшего впоследствии известным гравером, и дочь Мери, умершую в младенчестве.
В 1758 году Стаббс (по всей видимости, оставив семью в Ливерпуле) отправился в Лондон, чтобы найти художника-гравера для своей «Анатомии лошади». Гравера он не нашел, однако в столице познакомился со многими завсегдатаями скачек, и среди них — с молодым человеком по имени Генри Анджело.
Отец Генри, Доменико Анджело, владел респектабельной школой верховой езды в Сохо. Стаббс написал для него несколько этюдов с лошадьми, и ему так понравились эти работы, что он свел художника с некоторыми из своих учеников-аристократов, которые стали заказывать ему картины.
Среди клиентов художника оказались такие влиятельные люди, как маркиз Рокингем, герцог Ричмондский и граф Спенсер.
В это же время Стаббс начинает выставлять свои работы. С 1762 года он регулярно показывает их в пользующемся большим влиянием Обществе художников.
В 1766 году его избрали одним из членов правления Общества, и Стаббс не упускал ни единой возможности проявить себя на этом посту.
В частности, именно он уговорил доктора Хантера произвести вскрытие трупа для демонстрации членам Общества анатомии человеческого тела.
Растущая популярность убедила Стаббса в необходимости закрепиться в Лондоне, и в 1764 году он поселился в доме на Сомерсет-стрит, где и провел остаток своей жизни. С этим домом связан самый плодотворный период в творчестве художника.
В 1781 году Стаббс стал членом Королевской Академии, но безоблачными его отношения с нею оставались недолго.
В этом же году художник показал на выставке Академии пять своих эмалей, питая надежду, что именно они принесут ему громкую славу.
Но (думается, все-таки по нерадению, а не по злому умыслу) картины были размещены не самым лучшим образом и успеха не имели. Последовала громкая ссора, и в результате Стаббса изгнали из Академии — так же быстро, как приняли.
Эмалями (послужившими невольным поводом к этому скандалу) Стаббс увлекся еще в начале 1770-х годов. Более того, познакомившись с известным мастером Джошуа Веджвудом (1730— 1795), он загорелся идеей выпускать совместно с ним декоративные керамические тарелки с росписями.
Увы, эта авантюра закончилась коммерческим крахом. Стаббс обладал особым талантом затевать убыточные предприятия.
Благодаря этому таланту он довольно быстро истратил все деньги, что принесли ему его «лошадиные портреты» (а в свои лучшие годы он брал за самый простой из них сто гиней).
Последние годы художник прожил в безвестности. От нищеты же его спасала лишь поддержка Изабеллы Салтонсталл, почитательницы его таланта, которая под благовидными предлогами давала Стаббсу денег или же покупала у него картины, в несколько раз переплачивая за них. Умер живописец 10 июля 1806 года от сердечного приступа, и смерть его не встревожила никого, кроме самых близких ему людей.
Источник: http://dosoaftor.ru/2016/04/27/hudozhnik-dzhordzh-stabbs-pevets-loshadin/
Красавцы и красавицы Джорджа Стаббса
Герои сегодняшнего рассказа — лошади,
жеребцы и кобылицы, персонажи картин «певца охоты и скачек», известного живописца
Джорджа Стаббса.
Актуально, что именно они – хозяева нынешнего года, чья власть
вступает в силу 31 января. Импульсивные, гордые, своенравные, прекрасные.
В XVIII столетии коннозаводчики
и владельцы конюшен заказывали портреты своих лошадей. Особенную любовь к ним
питали соотечественники Стаббса.
![]() |
Джордж Стаббс. Автопортрет |
Художник, анималист по призванию, родился в
Ливерпуле, 25 августа 1724 года. Его отец – дубильщик и торговец кожами, был
уважаемым человеком, имевшим неплохой доход. Однако интерес сына к животным
проявился в совершенно ином качестве.
Уже в 10 лет Джордж получил первый приз
за рисунок лошади на конкурсе местного художественного общества, но только
после смерти отца осмелился поступить учеником к живописцу Гамлету Уинстенли,
который имел доступ в поместье графа Дерби, расположенное недалеко от Ливерпуля.
В поместье графа находилось замечательное собрание картин, что, вероятно и объясняло
выбор наставника.
В то время не существовало публичных галерей, где можно было
увидеть работы старых мастеров. Однако молодой Стаббс был не из тех, кто может
месяцами и годами корпеть над копированием шедевров.
Он вскоре покидает
наставника, самостоятельно, как он сам объясняет, «изучает природу», занимается
анатомией под руководством врачей, чем, в итоге, привлекает внимание доктора
Джона Бартона, работавшего в то время над книгой «Новейшая система
родовспоможения». Для этой книги Стаббс создал 18 иллюстраций, которые
считаются самыми ранними из его датированных работ.
Неудивительно, что жажда
познания приводит его затем на бойню, где он препарирует трупы забитых лошадей
и зарисовывает результаты своих наблюдений. Эти рисунки легли в основу его
знаменитой книги «Анатомия лошади». Для издания этого труда Стаббсу было
необходимо найти гравёра. Он едет в Лондон, но знакомится с любителями скачек.
Отец одного из них, молодого Генри Анджело – Доминико, был хозяином респектабельной
школы верховой езды в Сохо. По его просьбе Стаббс написал несколько этюдов с
лошадьми, которые вызвали восторг заказчика. Мистер Анджело свёл художника с
некоторыми из своих учеников-аристократов.
Среди клиентов Стаббса оказались
такие влиятельные персоны, как маркиз Рокингем, герцог Ричмондский и граф
Спенсер. Растущая популярность позволила ему в 1764 году поселиться в Лондоне,
где он и провёл остаток своей жизни. Это был самый плодотворный период творчества
Джорджа Стаббса. «Лошадиные портреты» принесли ему известность и поклонников.
От одной из них, Изабеллы Салтонсталл, художник получал помощь в конце жизни,
когда стал испытывать материальные затруднения. Умер Джордж Стаббс 10 июля 1806
года.
«Белая лошадь, напуганная львом» |
Лев,
нападающий на лошадь – сюжет, который всегда будоражил воображение
Джорджа Стаббса. За тридцать лет художник возвращался к нему семнадцать раз!
Именно столько картин дошло до наших дней. Как отмечали современники, сцена
столкновения двух животных воспринималась ими как аллегория борьбы сил Добра и Зла.
Действие разворачивается на фоне
идиллического пейзажа. Лев бесшумно появляется из зарослей. Желая сделать
фигуру хищника как можно более зловещей, художник пишет её обобщенно – минимум
подробностей. Зато, какой азарт охотника в янтарных глазах зверя!
Поза лошади, на первых полотнах гнедой,
затем снежно-белой, поражала современников: с поджатым хвостом, она приседает
на задние ноги. Белый цвет лошади позволил художнику ярче подчеркнуть
напряженную позу.
Развевающаяся по ветру грива также подчеркивает
драматизм сцены. Хотя, где же ветер? Пейзаж на заднем плане спокоен, ни один
лист не дрожит на ветвях деревьев.
![]() |
«Уистлджакет» |
Портрет этого благородного животного на однородном искусственном фоне, заказал
художнику маркиз Рокингем. Сначала он хотел изобразить верхом на Уистлджакете
короля Георга III, но
потом отказался от заведомо проигрышного сюжета, поняв, что фигура короля, увы,
не могла выиграть состязание с фигурой красавца-рысака.
Стаббс по праву считается лучшим
рисовальщиком лошадей своего времени. Иногда его называют «лошадиным Леонардо»,
хотя его талант всё же уступает гению итальянского Возрождения. Во все времена
считалось, что самым трудным предметом изображения является человеческое тело.
Однако рисовать коня не менее сложно. Если, рисуя человека, мастера
пользовались услугами натурщиков, которые могли, не двигаясь, позировать им
часами, то с конём этот метод никак не пройдёт. Попробуйте заставить коня
застыть в заданной вами позе – увы, безуспешно.
Коня ведь не попросишь «постой-ка,
дружище Уистлджакет, несколько часиков, не шевелясь».
Стаббс же особенно
подчеркивал, что может писать лошадей только с натуры, тем не менее,
мастерством он обязан своим анатомическим штудиям и влиянию классической
живописи эпохи Возрождения, с которой хорошо познакомился во время путешествия
по Италии.
Фигура Уистлджакета написана на ровном
фоне. Стаббс всегда начинал с фигуры животного, а потом писал фоновый пейзаж.
Это позволяло ему прежде создать анатомически точный портрет коня. Голова и
передняя часть туловища скакуна выписаны безупречно.
С большим мастерством
художник пишет могучие мускулы, играющие под лоснящейся шкурой. На лбу
красавца-коня ярко выделяется белая звёздочка, сверкают белки глаз, создавая
контраст с коричневой шерстью. Красочная палитра на удивление свежа, даже
спустя столетия.
Художник добился несравненной чистоты, яркости и стойкости
цвета.
Стаббс никогда не очеловечивал свои модели,
но стремился передать индивидуальные особенности характера лошадей. Уистлджакет
выглядит беспокойным – его, несомненно, тревожит присутствие рядом художника с
его палитрой и запахом красок. Уши жеребца подняты, ноздри раздуты, горящий
взгляд вперен в того, кто стоит перед картиной.
Художнику удалось передать мускулистую
грацию лошадиной шеи. Световые блики играют в соломенной длинной гриве,
заплетённой в косы.
Соломенно-желтый хвост каскадом струится до самой земли,
переливаясь тончайшими оттенками от белого, до коричневого.
С высочайшим
мастерством Стаббс пишет лоснящуюся шкуру, под которой отчетливо проступают
мощные мускулы и вены. Объём фигуре коня придают искусно написанные глубокие
тени и яркие световые блики.
Замечательно выписаны передние ноги
Уистлджакета. Здесь ярче всего проявилось мастерство Стаббса-рисовальщика и знатока
лошадиной анатомии. Кажется, что прекрасный конь парит в воздушном
пространстве, ничем не связанный с землёй. Однако – нет! Взгляните! Задние
копыта отбрасывают тени на зеленовато-бежевый грунт. Эти тени – единственное,
что связывает фигуру Уистлджакета с фоном.
Сохранилась забавная история, о том, как
Уистлджакет оценил труд Джорджа Стаббса.
Когда картина была почти закончена и
оставалось только нанести последние мазки, Стаббс, с целью внимательнее оценить
свою работу, на минутку отошел от холста. В этот момент взгляд лошади упал на
картину.
Уистлджакет вдруг начал храпеть и рваться – с явной целью кинуться на
врага. Он принял своё изображение за живого, непрошеного гостя и желал изгнать
со своей территории.
Мастерство художника обмануло саму лошадь!
![]() |
«Джимкрек» |
Другой превосходный лошадиный портрет. Взгляните, не опущена ни одна
анатомическая деталь, явственно видны рёбра, проступающие под шкурой, а также
мускулы и вены.
Современники восхищались тем, как поэтично
мистер Стаббс пишет лошадей. Приведём ещё несколько его прекрасных работ,
написанных с предельной анатомической точностью.
![]() |
Превосходный «лошадиный» портрет |
![]() |
«Гнедая и резвящиеся спаниели» |
![]() |
«Кобылы и жеребята у дуба» |
![]() |
«Гнедой и овца» |
![]() |
«Портрет барона де Робек на гнедом» |
![]() |
«Скачки» |
Прекрасное изображение гнедого коняв движении |
Полотно «Чистка
Хэмблтонца» Стаббс создал в возрасте 76 лет. На картине
изображен Хэмблтонец, знаменитый рысак, которого художник запечатлел после изнурительного
забега.
«Чистка Хэмблтонца» |
До полусмерти загнанного жеребца обтирают два невесёлых грума.
Известно, что владелец коня, сэр Генри Вейн-Темпест остался недоволен работой
Стаббса. Это вполне понятно: он желал получить помпезный портрет чемпиона,
своего любимца. Но художник стремился к правде.
Вот что писал о скачках,
состоявшихся в марте 1799 года лондонский «Спортивный журнал»: «Жокеи
безжалостно погоняли обоих коней (соперник Хэмблтонца – не менее знаменитый
жеребец Даймонд) кнутом и шпорами, при этом особенно сильно досталось
Хэмблтонцу.
К концу скачки он был совершенно избит».
Художник изобразил момент, когда после
скачек, конюхи насухо обтирают вспотевшего коня. Грум использует тряпку, но
можно было применить и пучок соломы.
Хэмблтонец, которого гнали к победе
хлыстом, неимоверно страдает. Его уши прижаты к голове. Конюхи понимают, что он
почти безумен от боли и может их лягнуть.
На заднем плане изображена конюшня из
Ньюмаркетской пустоши, предназначенная для ухода за лошадьми, которые
принадлежали королевской семье и членам Жокей-клуба. Совсем вдали видны ложи
ипподрома – Королевская (слева) и Герцогская (справа). Изгородью обозначена
беговая дорожка.
Джордж Стаббс, выдающийся
художник-анималист, обладая душой исследователя, был неутомимым новатором. Он
много и плодотворно экспериментировал в разных техниках, не меньшей
популярностью пользовались его «собачьи» портреты, изображения экзотических
животных, сельские сценки.
Всю жизнь художник мечтал о славе. Порой, в какой-то
миг, ему казалось, что он вот-вот приобретёт официальное признание и почёт, но
Фортуна, недаром говорят, капризная особа. Художник-анималист, не смотря на
талант и труд, считался в ту эпоху представителем низкого жанра.
Только время
расставило всё по своим местам.
Источник: http://biblioiskusstwo.blogspot.com/2014/01/blog-post_7940.html
Лондонская Национальная галерея (fb2)
— Лондонская Национальная галерея (и.с. Великие музеи мира-11) 6.38 Мб, 56с. (скачать fb2) — А. Майкапар
Настройки текста:
Цвет фона
черный
светло-черный
бежевый
бежевый 2
персиковый
зеленый
серо-зеленый
желтый
синий
серый
красный
белый
Цвет шрифта
белый
зеленый
желтый
синий
темно-синий
серый
светло-серый
тёмно-серый
красный
Размер шрифта
14px
16px
18px
20px
22px
24px
Насыщенность шрифта
жирный
Ширина текста
400px
500px
600px
700px
800px
900px
1000px
Показывать меню
Убрать меню
class='book'>На портрете мужчина представлен в форме офицера Британского легиона, точнее, кавалерийского полка, прозванного Тарлтонская Зеленая Лошадь, которым он командовал. Предполагается, что запечатленный на полотне флаг принадлежит упомянутому легиону. Герой изображен на поле боя, в дыму взрывающихся снарядов. У его ног — знамена поверженных противников. В 1781 военный потерял два пальца на правой руке, это деликатно замечено Рейнолдсом.
В 2003 Тарлтон стал героем романа канадского писателя Криса Хамфриса «Джек Абсолют».
Уильям Хогарт (1697–1764) Девушка с креветками 1740–1745. Холст, масло. 63,5×52,5
Уильям Хогарт — английский художник, иллюстратор, гравер и теоретик искусства.
В Национальной галерее хранится, быть может, главное творение художника — цикл картин «Похождение повесы», необычайно популярных в свое время и много раз тиражированных им в гравюрах.
В этой серии, как и в большинстве своих работ, мастер выступает моралистом, обличающим нравы эпохи.
Хотя впоследствии Хогарт писал также менее острые в социальном отношении картины, в историю искусства он вошел, в первую очередь, упомянутым циклом.
«Девушка с креветками» в контексте всего творчества художника — как бриллиант реалистической живописи. Это тончайший образ обаяния, искренности, лучезарного темперамента. Жаль, что работа осталась незаконченной!
После смерти художника картина оставалась в его доме. Вдова говорила приходившим покупателям: «Часто слышишь, что он якобы не мог написать человеческую плоть. Вот вам и плоть, и кровь!» Полнота юной жизни — главное впечатление от этого полотна.
Джордж Стаббс (1724–1806) Жеребец Уистлджакет Около 1762. Холст, масло. 292×246,4
Джордж Стаббс — один из первых выдающихся английских живописцев, посвятивших свое творчество лошадям. Его заказчиками были исключительно британские аристократы. На самой известной картине Стаббса изображен гарцующий жеребец по прозвищу Уистлджакет. Полотно было написано по заказу маркиза Рокингхэма, щедрого покровителя художника, хозяина животного.
С точки зрения композиции примечательно, что масштабная картина полностью посвящена образу знаменитого коня. Во время его создания Стаббс был погружен в изучение лошади, ее анатомии. Сохранилось большое количество рисунков животного в разных эмоциональных состояниях и ракурсах. В 1766 они вышли отдельной книгой.
Высказывалось предположение, что, приступая к работе над изображением жеребца, художник хотел создать конный портрет короля Георга III. Однако более вероятно, что изначально он намеревался написать одного лишь вздыбленного коня на нейтральном, не отвлекающем внимание зрителя фоне.
Джон Констебл (1776–1837) Кукурузное поле 1826. Холст, масло. 143×122
Джон Констебл — английский художник-романтик. Наибольшую известность ему принесли пейзажи, в частности виды окрестностей Саффолка. Его работы прославили Дедхэм Вэйл, который называют Землей Констебла.
Название «Кукурузное поле» возникло, когда владельцы картины решили передать ее в Национальную галерею. Здесь оно закрепилось, хотя сам художник назвал полотно «Пьющий мальчик».
Считается, что Констебл запечатлел в нем свою родную местность — долину, ведущую из Ист-Бергхолта в Дедхэм. Люди, хорошо знающие изображенные мастером места, утверждают, что по сей день они сохранились такими, какими были во времена живописца.
Известно, что работу он выполнял не на пленэре, а в студии, используя многочисленные наброски.
Картина создавалась с целью продажи, однако, экспонировавшись пять раз, так и не нашла покупателя. Тем не менее когда художник представил ее вместе с другими работами на выставке в Париже, то оказался удостоенным Золотой медали Карла X.
На родине живописца была организована подписка для сбора средств на ее покупку.
Среди подписчиков значился выдающийся поэт Уильям Вордсворт, с творчеством которого, говоря об искусстве Констебла, часто проводят параллели: оба благоговели перед природой и учились у нее.
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер (1775–1851) Фрегат «Бесстрашный» 1839. Холст, масло. 90,7×121,6
Джозеф Мэллорд Уильям Тернер — британский живописец, мастер романтического пейзажа, предтеча французских импрессионистов.
Полное авторское название картины — «Фрегат» Бесстрашный», буксируемый на свою последнюю стоянку, чтобы быть уничтоженным. 1839».
Оно говорит не столько о намерении живописца создать законченное произведение, сколько о желании оставить документальное свидетельство прощания с легендарным кораблем, сыгравшим важную роль в победоносном Трафальгарском сражении, в котором английский флот доказал свое превосходство над
Источник: https://coollib.net/b/342858/readp?p=4&cnt=9000
Охота на Стаббса, или Фаворит
Джордж Стаббс. «Гепард и олень с двумя индийскими слугами». 1765. Из собрания барона Пежо, Манчестер. Manchester art galleries
Одной из рекордных продаж на июльских торгах Christie’s 2011 года стал уход за £22,4 млн картины художника-анималиста Джорджа Стаббса «Джимкрек на Нью-маркетской пустоши с тренером, конюхом и жокеем».
Произведение британского живописца, считающегося сугубо региональным, оказалось шестым в престижном списке топ-лотов «старых мастеров», преодолевших отметку в £20 млн, и заняло место среди творений Рубенса, Рембрандта, Рафаэля, Тернера и Понтормо.
Со всей живописной и графической конюшней Стаббса можно познакомиться на его первой европейской ретроспективе, открытой с февраля в мюнхенской Новой Пинакотеке.
Переход художника из национальной команды в международную сборную, если воспользоваться спортивной терминологией, случается нечасто (речь идет о «старых мастерах», то есть о художниках XIV — начала XIX века; у рынка modern и contemporary art — свои правила игры).
На тех кафедрах истории искусства, где не очень глубоко вникают в проблему the Еnglishness of English art, обычно мало, а то и вовсе не говорят о Стаббсе. Считается, что его взнос в мировую историю искусства не слишком велик — все же не Тернер.
В Великобритании придерживаются другого мнения, а Национальная галерея в Лондоне гордится своими «стаббсами» не меньше, чем Леонардо, Гольбейном и Тицианом.
О художнике-анималисте (его еще называют мастером sporting picture), вероятно, с большим знанием дела, чем искусствоведы, судят завсегдатаи ипподромов и жокей-клубов. И конечно, его высоко ценят в старинных британских семействах как частицу памяти о старой доброй Англии с традиционными выездами, дерби и охотой на лис.
Со своими «стаббсами» там расстаются лишь в исключительных случаях. За ними же от Англии до Америки и Австралии охотятся весьма состоятельные покупатели, менее состоятельные готовы приобретать даже работы с пометкой after Stubbs, каковых на рынке немало.
Аукционные дома и дилеры разделяют эту любовь к художнику, из года в год назначая все более высокие эстимейты на его работы.
Торги Sotheby ’s. Sotheby ’s
Первый из иппоживописцев Англии
Сказать, что Джордж Стаббс (1724–1806) был просто талантливым художником-анималистом, значит превзойти в сдержанности самих англичан. Иппоживописцев («лошадников») в Англии хватало и до, и во время, и после Стаббса: Джеймс Сеймур и Джон Вуттон, затем Саури Гилпин, а позднее Бенджамин Маршалл и так далее.
Однако только Стаббсу удалось, насколько это было возможно, поднять статус анималистической живописи, считавшейся в академической иерархии жанров третьестепенной, почти до второго ранга, то есть до искусства портрета.
Действительно, он был самым настоящим портретистом, запечатлевшим благородных Эклипса, Шарка, Баронета, Пампкина, Годольфина, Уистлджакета и Джимкрека — всю эту чистокровную лошадиную аристократию времен Георга III, а затем и Георга IV. Разумеется, в стиле современного ему классицизма.
Классику же Стаббс после недолгой учебы у Гамлета Уинстенли, последователя известного Готфри Неллера, практики в анатомичке и на скотобойне изучал по антикам и творениям мастеров Возрождения в Риме.
Создатель лошадиного канона
Как новый Поликлет, Стаббс составил лошадиный канон, один из примеров которого — знаменитый Уистлджакет из Национальной галереи в Лондоне.
Пожертвовав анатомией животного, в которой он, как никто, знал толк (специалисты и поныне высоко ценят его атлас «Анатомия лошади» 1766 года), Стаббс художественно вывел породу благородного коня: очень тонкие ноги, мощный круп, в сторону которого (видимо, удивленно), едва справляясь с толстой шеей, обернулась маленькая гривастая головка.
По отзывам недоброжелателей, скакун-рекордсмен, которого художник писал прямо в мастерской, остался недоволен своим слишком идеализированным портретом, а потому лягнул его копытом. Возможно, так оно и было: аристократы зачастую капризны.
Если Уистлджакета принять за парадный портрет вельможи a-ля Рейнолдс, то уже упомянутый Джимкрек не что иное, как портрет воителя: на первом плане он среди «адъютантов» — конюха и жокея, на втором — выигрывает сражение, то есть в скачке обгоняет конкурентов.
Однако Стаббс не был чужд и некоторого сентиментализма, сопутствовавшего классицизму. Немало картин им было написано на сюжет «кобыла с жеребятами» у реки или в роще — своего рода трогательные семейные портреты на лоне природы кисти «лошадиного» Гейнсборо.
Джордж Стаббс. «Испанский пойнтер». Около 1767. Мюнхен, Новая Пинакотека. Manchester art galleries Neue Pinakothek
Любитель конины
Давая отдых чувствительности, Стаббс нередко позволял себе брутальность и жестокость. Можно сказать, что он не только показал, каково на вид благородное животное, но и какое оно на вкус.
Считается, что кровожадные сцены нападения львов и леопардов на лошадь появились у него после посещения Северной Африки (некоторые полагают, что художник по пути из Италии в Англию заезжал в Марокко).
Хотя нельзя сбрасывать со счетов и его прежние анатомические опыты на скотобойне и, возможно, как сказал бы психоаналитик, рецидивы детского травматизма (Стаббс — выходец из семьи скорняка и торговца кожами).
В то же время пристрастие к кровавым зрелищам, если верить писателю Питеру Акройду, было такой же приметой старой доброй Англии XVIII века, как прогулки на пленэре. Так или иначе, хищники Стаббса впоследствии произвели большое впечатления на художников эпохи романтизма. К примеру, Теодор Жерико написал своего «Королевского тигра у ручья» after Stubbs. Так что определенный вклад в мировое искусство британский анималист все же сделал.
Сколько стоит портрет лошади
Стаббсу посчастливилось оказаться в нужное время в нужном месте — во второй половине 1750-х годов в Лондоне, неподалеку от которого в Нью-Маркете уже собирались первые члены элитного жокей-клуба.
Через конюшню школы верховой езды в Сохо, точнее, при посредничестве ее владельца Генри Анджело он вышел на высокопоставленных заказчиков: герцога Ричмонда, виконта Болингброка, графа Спенсера, маркиза Рокингема, лорда Гросвенора.
Наконец, он сумел заручиться благосклонностью принца Уэльского, будущего короля Георга IV, для которого и написал его любимцев Фаэтона и Томаса.
Сколько получал художник за портреты жеребцов-рекордсменов, точно неизвестно. Считается, что в лучшую пору он запрашивал по 100 гиней за работу (1 гинея = 1 фунту и 1 шиллингу золотом). Маркиз Рокингем заплатил ему за Уистлджакета 60 гиней.
Свой иск в отношении одного задолжавшего заказчика Стаббс оценил в 300 гиней (скорее всего, в эту сумму вошли и судебные издержки). Если учесть, что в лучшие времена заказов было немало, то возникает образ вполне обеспеченного художника. Но лучшие времена не бывают особенно долгими.
Приготовления к войне с Францией отвлекли многих клиентов Стаббса от sporting picture, и ему приходилось перебиваться редкими заказами, которыми он занимался в перерывах между работой над квазинаучным трудом «Сравнительная анатомия человека, тигра и птицы».
Спустя 21 год после смерти художника все 142 рисунка из так и неопубликованного атласа были проданы на аукционе Christie’s. Причем скопом и, видимо, за весьма незначительную сумму. Только в 1957 году подборку листов обнаружили в Публичной библиотеке Вустера (Массачусетс, США).
Джордж Стаббс. «Зебра». 1763. Из собрания Пола Меллона, Нью-Хейвен. Yale Center for British art, Paul Mellon Collection
Охота на «стаббсов»
О Стаббсе забыли почти на полтора столетия. Парадоксальным образом именно из-за его почитателей, которые просто не хотели выставлять дорогих их сердцам «стаббсов». Случилось так, что стаббсовскую Англию открыл американец — Пол Меллон.
Сын известного финансового магната Эндрю Меллона, обучаясь в Кембридже, проникся британским духом. Сначала в конюшне (он обзавелся собственной фермой), потом на скачках. В конце концов он променял охоту на лис на охоту на «стаббсов».
Первой покупкой Меллона, сделанной по наводке профессора колледжа Бэзила Тейлора, стал «Жеребец Пампкин», который обошелся ему в 1936 году в £5 тыс.
Со временем в художественной конюшне Меллона оказалось еще 15 «стаббсов», не считая большой подборки графики. Свою коллекцию (около 400 холстов британских художников) англоман-филантроп передал в 1977 году в Йельский центр британского искусства в Нью-Хейвене (США).
Охота на «стаббсов» с большим или меньшим успехом продолжилась в 1960–1970-е годы.
Но насколько Стаббс дорог для островного патриотизма, выяснилось лишь в 1997 году, когда Фонд лотереи «Национальное достояние», собрав сумму в £11 млн, выкупил у потомков маркиза Рокингема знаменитого «Уистлджакета», который перешел в Национальную галерею.
На июльском аукционе 2010 года Sotheby’s картина «Кобыла с жеребятами на берегу реки» предлагалась за £10–15 млн (ушла все же за £10,1 млн). Интерес был подогрет и ретроспективой мастера, прошедшей в 2006 году в Галерее Тейт. И вполне понятно, что на июльском Christie’s «Джимкрек» стартовал уже с отметки в £20 млн.
Из соображений конфиденциальности аукционные дома не афишируют имен покупателей. Но все же можно предположить, что те, кто не скупясь приобретает верных «стаббсов», покупают не только качественную живопись с безукоризненным провенансом, но и своего рода клубную карточку, позволяющую если и не войти, то хотя бы приблизиться к обществу, в котором всегда знали, что такое the Englishness of…
Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6210/
Whistlejacket — Whistlejacket
Whistlejacket является холст , масло картина примерно от 1762 британского художника Джордж Стаббс , показывая маркиз Rockingham «s скакуна примерно в натуральную величину, дыбы против простого фона.
Полотно велико, отсутствует какойлибо другой контентисключением некоторых осторожных теней, и Стаббс обратил точное внимание к деталям внешности лошади. Он был описан в The Independent как «парадигма безупречной красоты арабской чистокровной».
Семья Фитцуилий , наследники бездетного Rockingham, сохранили картину до 1997 годакогда финансирование из лотереи наследия Фонда позволил Национальной галерее, Лондон , чтобы приобрести его за 11 миллионов £.
Стаббс был специалистом лошадиный художник , который в 1762 году был приглашен Rockingham провести «несколько месяцев» в Wentworth Вудхаус в Йоркшире , его основной загородный дом.
Стаббс нарисовал много лошадей портретов, и без человеческих фигур, но героический масштаб и отсутствие фона Whistlejacket является «беспрецедентными» в своей работе и конских портретах в целом и «современники были настолько удивлены , что одна лошадь должна командовать огромный холст что легенды быстро развивалась» , объясняя , почему эта картина была завершена, ни один из которых не представляется правдоподобным или подтверждается доказательствами в современных искусствоведов. На самом деле первые холсты Стаббса о его поездке в 1762 году включали в себя пару гораздо меньше картин групп , стоящие лошади, одна в том числе Whistlejacket, в горизонтальном формате «как классический фриз» с аналогичным медовым бежевым фоном разбитого только небольшой тенью у ноги. Казалось бы , вероятно, оставляя портреты без обычного пейзажного фона была идея ROCKINGHAM в.
Стаббс изображает Whistlejacket поднимающегося к левада , но с головой повернулся к зрителю, в позе , сравнимой с количеством ранних монументальных конных портретов, в том числе примеров по Рубенсу и Веласкес , но в них акцент делается на велосипедисте.
Здесь лошадь самостоятельно и в естественном состоянии, производя «романтическое исследование в одиночестве и свободы».
Как и многие другие картины Стаббс в лошадей и других животных в дикой природе, в том числе несколько версий лошади напал лев сидит на спине, картина является ранним намёк из романтизма , а также вызов смирен место животного картины занятый в иерархии жанров .
В большей степени, чем любой ранее художник, Стаббс произвел подлинно отдельные портреты конкретных лошадей, обращая интимное внимание к деталям их формы.
Minute пятна, вены и мышцы изгибать чуть ниже поверхности кожи видны все и воспроизведены с большой тщательностью и реализмом.
Whistlejacket уже вышел в отставку после довольно успешной гоночной карьеры, но был покрашен в этой необычной форме, чтобы показать «в высшей степени прекрасного образчик чистокровной арабской лошади на ее лучший».
История живописи
Источник: https://ru.qwertyu.wiki/wiki/Whistlejacket
Выставки
В музее Маурицхейс хранятся лучшие полотна голландских художников «золотого века». Небольшая, но всемирно известная коллекция находится в здании семнадцатого века в самом центре Гааги.
В уютных залах музея, размещенного в этом памятнике архитектуры семнадцатого века, на постоянной экспозиции находятся такие шедевры, как «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера, «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта, «Щегленок на стене, освещенной солнцем» Фабрициуса и «Бык» Поттера.
Николас Мас. Подслушивающая. Ок. 1656 г. Музей Веллингтона, Эпсли-хаус, Лондон
17 октября 2019 г. — 19 января 2020 г. — ÀНиколас Мас был одним из самых талантливых учеников Рембрандта. Маурицхёйс совместно с лондонской Национальной галереей организует первую международную выставку работ Маса, раскрывающую разные грани его таланта.
Экспозиция будет состоять примерно из 30 работ, по которым можно проследить этапы становления Маса как художника. Он прошел долгий творческий путь и успел стать мастером исторической живописи, жанровых полотен и парадных портретов.
Громкую славу Масу принесли картины с бытовыми сценками. Он часто изображал женщин, погруженных в домашние хлопоты. Особой популярностью пользовались сюжеты о госпоже, подслушивающей, как ее служанка воркует с возлюбленным.
Выставка начнет работу 17 октября 2019 года в Гааге, а затем переместится в Лондон, где ее можно будет посетить с 22 февраля по 31 мая 2020 года.
Джордж Стаббс. Жеребец Уистлджакет. Ок. 1762 г.
20 февраля — 1 июня 2020 г. — Джордж Стаббс (1724—1806) — один из самых популярных английских художников XVIII века. Однако в Нидерландах о нем мало кто слышал. Для нас выставка «Стаббс» имеет особое значение: Маурицхёйс первым из голландских музеев решил познакомить публику с творчеством этого замечательного мастера.
Гвоздем выставки станет привезенный из лондонской Национальной галереи шедевр «Жеребец Уистлджакет», изображающий коня в натуральную величину. Всего на экспозиции будут представлены 13 картин, 10 анатомических рисунков и скелет знаменитого скакуна Эклипса.
Маурицхёйс расскажет посетителям, как Стаббс стал главным британским художником, воспевшим красоту лошадей.
Мероприятие организовано совместно с художественной галереей MK Gallery в Милтон-Кинсе (Великобритания). С 11 октября 2019 года по 26 января 2020 года выставка будет проходить там под названием «Джордж Стаббс. С натуры».
Франс Халс. Портрет Алетты Оликан. Фрагмент. 1625 г. В процессе реставрации
2 июля — 25 октября 2020 г. -Не все знают, что в мансарде Маурицхёйса располагается реставрационная мастерская. Команда реставраторов осматривает, восстанавливает и сохраняет произведения искусства, чтобы те радовали посетителей первозданной красотой.
В 2020 году мастерской исполняется 25 лет.
Это отличный повод рассказать о самых интересных реставрациях за последние два десятилетия, в том числе о работе над произведениями Рембрандта, Вермеера, Халса, Стена и Рубенса, а также над картинами менее известных художников, например Корнелиса де Хема и Якоба Охтервелта. Реставрация старинных полотен требует изобретательности. Как протекает этот процесс? О чем можно узнать в ходе реставрации? Как выглядят картины до и после реставрации? И какими были самые удивительные открытия реставраторов?
Ян Брейгель Младший. Аллегория запаха. Ок. 1630 г. Частное собрание
26 ноября 2020 г. — 5 апреля 2021 г. -Эта выставка посвящена тому, как в XVII веке воспринимали запахи. Ароматы цветов и тайны парфюмерии, миазмы из каналов и дух немытого тела, влияние благовоний на самочувствие, экзотические ароматы из далеких колоний (пряности, табак, кофе, чай), исчезающие запахи старых ремесленных мастерских и полей для отбеливания холстов.
Можно ли рассказать историю золотого века Голландии языком запахов? Как изображали зловоние и благоухание? Какое значение придавали запахам? Какие ароматические ассоциации можно найти в произведениях искусства? Маурицхёйс приглашает посетителей на историческое исследование мира запахов.
Чтобы усилить впечатление от живописных полотен, мы расположим возле них источники, имитирующие запахи ушедшей эпохи.
Источник: https://www.mauritshuis.nl/en/bezoekinformatie-russisch/tentoonstellingen/
Лекция по истории искусств для объединения «Углубленное изучение изобразительного искусства»
Миночкина Наталья Константиновна,
- педагог дополнительного образования
- МАОУ ДОД ЦРТДиЮ,
- I квалификационная категория
Лекция по истории искусств для объединения «Углубленное изучение изобразительного искусства»
Художник-анималист Джордж Стаббс
Российским любителям лошади и специалистам-коневодам мало известна фамилия этого художника. А между тем почти каждый из нас видел в специальных и популярных «конных» книгах репродукции созданных им портретов Годольфина-Арабиана, Эклипса, других чистокровных верховых лошадей XVIII века, напечатанные без указания автора. Да и у себя на родине — в Англии — Джордж Стаббс был несправедливо недооценен и вскоре после смерти забыт. И только после выставки, проведенной в 1957 году в Лондоне, имя Стаббса как бы возродилось из небытия и приобрело заслуженную известность.
Джордж Стаббс родился в Ливерпуле в семье коммерсанта. Художественные способности проявились у него рано. С пяти лет он не расставался с карандашом, а в восемь уже делал под руководством местного врача зарисовки костей и других анатомических препаратов. Интерес к анатомии остался у Стаббса на всю жизнь. После основательной учебы у известного живописца Г.
Уинстли двадцатилетний художник отправился в Йорк к хирургу Ч. Антинсону, чтобы углубить свои анатомические познания. По зарисовкам с натуры Стаббс выполнил 18 гравюр — иллюстраций медицинского трактата своего учителя. Впоследствии он применил опыт, полученный у Аткинсона, для детального изучения анатомии лошади.
Итогом его многолетнего самоотверженного труда стала изданная в 1766 году «Анатомия лошади» с многочисленными иллюстрациями. Эта книга получила самую высокую оценку специалистов. Оригиналы анатомических зарисовок Стаббса были приобретены Лондонской королевской академической библиотекой.
Современные английские ученые называли работу Стаббса величайшим научным подвигом, «эпосом XVIII столетия», прославившим не только автора, но его родину — Англию.
Вместе с известностью пришли и многочисленные заказы. Коннозаводчики и владельцы скаковых конюшен заказывали Стаббсу портреты своих лошадей, жанровые картины, в которых лошадям отводилась основная роль. Мастерская художника была настолько велика, что он мог заводить в нее лошадь и писать ее в натуральную величину.
Наряду с портретами скаковых знаменитостей Стаббс очень часто писал кобыл с жеребятами. Обычно он изображал их на берегу моря. Водная поверхность с линией горизонта на заднем плане обеспечивала четкость силуэта лошадей. Композиция дополнялась одним или несколькими деревьями, изображенными на среднем плане.
Другая излюбленная тема Стаббса — нападение на лошадь льва. В молодости, путешествуя по Африке, художник был свидетелем такой сцены и потом в своем творчестве много раз возвращался к этому драматическому сюжету. На своих картинах Стаббс изображал и других животных, часто экзотических.
Однако, несмотря на успех у публики и восхищение ученых, официальная художественная критика того времени не оценила Стаббса. Изображение животных — «вульгарных скотов», как тогда выражались,— считалось занятием, недостойным серьезного мастера.
Анималистам отводили роль художников второго сорта, и не удостаивали их почетных званий и наград, которые получали живописцы, избиравшие мифологические и исторические темы.
Современным советским зрителям, привыкшим к реалистической манере изображения лошадей Н. Е. Сверчкова, П. О. Ковалевского, Н, С. Самокиша и других русских анималистов, конские портреты Стаббса кажутся стилизованными. Но таковы вкусы XVIII века.
Он рисовал лошадей с очень массивным мускулистым корпусом на сухих тонких ногах, с очень длинной изящно изогнутой шеей и маленькой легкой головой. Впрочем, заказчиков Стаббса вполне устраивало портретное сходство, которого он достигал в своих работах.
Да и сейчас нельзя не залюбоваться высоким мастерством художника, энергичностью его рисунка, точностью композиции, красотой живописи. Нельзя не оценить мощную индивидуальность, делающую работы Стаббса легко узнаваемыми среди картин других авторов.
Как и всякое подлинное искусство, творчество Джорджа Стаббса (1724—1806) имеет непреходящую ценность.
Написать такую картину, как «Уистлджакет», мог только «анималист по призванию», каковым и являлся Стаббс. Но своим мастерством Стаббс, разумеется, был обязан не только таланту, но и своим анатомическим штудиям и глубокому знанию искусства античности и эпохи Возрождения (не зря же он путешествовал по Италии).
С работой Стаббса над полотном «Уистлджакет» связана одна любопытная история. Картина была уже почти закончена. Оставалось лишь нанести последние мазки. Чтобы освежить впечатление, Стаббс ненадолго отошел от холста, и в этот момент жеребец увидел картину. Он тут же стал беспокоиться и рваться из стойла, явно желая свести счеты с непрошенным гостем.
Почти полтора года мастер провел на бойне. Он наблюдал, как лошадь, приведенную на убой, подвешивают к железным крюкам, свисающим с потолка, и выпускают кровь из перерезанной яремной вены.
Затем по просьбе художника в артерии лошади закачивали специальный восковой раствор, который замедлял процесс разложения трупа, и Стаббс слой за слоем начинал снимать плоть животного, зарисовывая каждую мышцу и вену.
Результаты этих штудий художник зафиксировал в капитальном труде «Анатомия лошади».
Кобылы у дуба (ок. 1763) — одна из самых известных работ художника
Лев, нападающий на лошадь, — этот сюжет всегда будоражил воображение Стаббса. За тридцать лет работы художник возвращался к нему не менее семнадцати раз. Во всяком случае, именно столько его картин на эту тему дошло до наших дней.
Лось, послуживший «моделью» при создании этого полотна, был подарен герцогу Ричмондскому генерал-губернатором Канады. Стаббс изобразил лося на фоне соответствующего североамериканского пейзажа. Особенно должны были впечатлитъ зрителя огромные рога лося, которые он только что скинул.
Кроме «родных» лошадей и собак, Стаббс часто изображал и иноземных животных, не упуская возможности написать какого-нибудь редкостного зверя. Чаще всего ему приходилось иметь дело с питомцами королевского зверинца, переполненного живыми подарками из колоний.
СПАНИЕЛИ 18 ВЕКА НА ПОЛОТНАХ ДЖОРДЖА СТАББСА
«Норфолкский водяной спаниель»
|
Достарыңызбен бөлісу:
Источник: https://netref.ru/lekciya-po-istorii-iskusstv-dlya-obedineniya-uglublennoe-izuch.html