12.08.2008
Публикации
Однажды Коро спросили, как ему удалось написать столько прекрасных картин. «Очень просто, — ответил мастер, — мне никогда не было скучно за работой». Живопись была смыслом жизни Коро, его страстью — природа; он не только изображал ее, он выражал в полотнах свою любовь к ней.
До двадцати шести лет будущий великий художник, выполняя волю родителей, занимался коммерцией, и лишь полная неспособность к этому делу убедила, наконец, отца отпустить его на волю, назначив небольшое пособие.
Коро всерьез занимается живописью под руководством Мишалона и Бертена, — мастеров классической традиции, а в 1825 году уезжает на три года в Италию.
Солнечная красота природы, немеркнущая синева неба, гармония античной архитектуры и пейзажа покорили художника.
Вид на Римский форум от садов Фарнезе. 1826
Его итальянские полотна полны свежестью и непосредственностью, они передают состояние отрадной раскованности чувств, которое сопровождало Коро в его странствиях по Италии (он посетил ее еще в 1834 и 1843 годах).
«Рим — несравненный город строгих и величественных линий», — говорил Коро и стремился в своих этюдах передать ясный строй древних арок («Вид на Колизей через аркады Базилики Константина», 1825, Париж, Лувр), пространство, залитое закатным светом («Вид на Римский форум от садов Фарнезе», 1826, Париж, Лувр).
Полотна Коро, часто населенные колоритными фигурками, наполнены легким, прозрачным воздухом, сияющим светом, особым «чувством Рима», о котором писал Гёте.
Шартрский собор. 1830
Мост в Нарни. 1826—1827
В картине «Мост в Нарни» (1826—1827, Оттава, Национальная галерея Канады) величественные купы деревьев обрамляют берега реки, в которой отражаются небо, арки древнего моста. Здесь ощутима связь с классической традицией Пуссена и Лоррена; в этом особенность национальной художественной школы — создавая новое, не отвергать достижений предшественников.
Мост в Нанте. 1865—1870
Вернувшись на родину, Коро много путешествует, забираясь, порой, в самые глухие уголки Нормандии, Бретани, Бургундии, Оверни. Именно во Франции художник обретает свой стиль, неповторимое творческое лицо. Иная природа, иное освещение потребовали иной живописи.
Четкие силуэты, контрасты света и тени сменяются тончайшей гаммой оттенков в пределах одного цвета — то, что называют живописью валёров. «Я распределяю силу тонов от самых глубоких и кончая самыми светлыми на двадцать ступеней», — говорил мастер.
Очертания предметов словно растворяются во влажном туманном воздухе северных равнин. Легкая серебристая дымка опутывает деревья, здания, холмы. «Меня упрекают за неясность очертаний, — писал Коро, — за расплывчатость тонов в моих картинах.
Но ведь лик природы всегда плывущий, меняющийся, вся природа зыблется, и мы сами словно плывем. И в этом есть тайная сущность жизни».
Колокольня в Аржантее. Начало 1870-х
Замок Пьерфон. 1860-е
Пейзажи Коро сродни лирической поэзии, их называют «пейзажами настроения».
Они овеяны задумчивой грустью вечерних сумерек («Колокольня в Аржантее», начало 1870-х), таинственной настороженностью ночи («Замок Пьерфон», 1860), тревогой надвигающейся грозы («Порыв ветра», 1864—1873, все — Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). «Если бы я не мог больше писать мои маленькие веточки на фоне неба и воздух между ними, чтобы дать пролететь ласточкам, я, кажется, тут же бы упал замертво…»
Порыв ветра. 1864—1873
Коро — человек своей эпохи. Прекрасными и тонкими описаниями природы заполнены страницы произведений литературы XIX века — сочинений Шатобриана, де Сталь, Гюго, Ламартина.
Природа у Коро полна жизни, движения, он наполняет свои пейзажи шелестом листьев, игрой солнечных зайчиков на траве, блеском и журчанием речных струй: «Я хочу передать трепет природы… Представьте себе тополь. Другие пишут его совсем прямым. Я — нет. Я заставлю его дрожать от ветра».
В этом отношении он — предшественник импрессионистов: «Я хочу, чтобы, глядя на мой неподвижный холст, зритель ощущал движение вселенной», — говорил художник.
Наряду с пейзажем мастер писал картины с обнаженной моделью, не всегда удачно населяя их нимфами и наядами.
Женщина с жемчугом. 1860
Гораздо сильнее Коро в портрете. Он писал преимущественно молодых скромных женщин, и мы ощущаем токи доброжелательности и доверия, пронизывающие отношения художника и модели. На портретах Коро изображены, как правило, люди, духовно близкие ему, от этих работ веет особой теплотой и сердечностью: «Я вижу сердцем, так же, как и глазами».
Портреты изысканны по цвету, они выдержаны в мягкой цветовой гамме светло-коричневых, розовых, голубых, серебристо-серых тонов. Фигуры словно окутаны воздушной средой, пронизанной светом, что придает им особую одухотворенность, ощущение духовного изящества («Читающая девушка в венке», 1845; «Женщина с жемчугом», 1860, обе — Париж, Лувр).
Читающая девушка в венке. 1845
Необычайно трудолюбивый, Коро оставил после себя около трех тысяч полотен. Если первое время он постоянно подвергался резкой критике, его картины жюри не пропускало в Салон, то в последние годы достиг успеха и славы.
Однако и после этого быт художника был очень скромен.
Он мог ходить в стоптанных башмаках, в простой, удобной для работы одежде, приводя в отчаяние свою мать — известную модистку, у которой одевались элегантные женщины Парижа (в частности, мать Делакруа).
Коро был человеком доброго сердца, у него было много друзей, он ободрял и поддерживал молодых талантливых художников. От его полотен исходит ощущение нравственной чистоты.
Далекий от политики, мастер считал, что искусство может оказывать благотворное нравственное влияние на общество: «Если бы мне было позволено, я бы все стены тюрем покрыл бы живописью.
Несчастным, томящимся в этих мрачных местах, я показал бы мои деревья и луга».
Вероника Стародубова
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=621
Камиль Коро и Жан Франсуа Милле. Полотна в ГМИИ
В зале, где выставлены картины мастеров барбизонской школы, экспонируются работы Жана Батиста Камиля Коро. В его творчестве соединились и классические, и романтические, и реалистические черты.
Умер он в 1875 году, прожил долгую и плодотворную жизнь. Коро был знаком с барбизонцами, но не разделял их взглядов. Во многом Камиль Коро предвосхитил импрессионизм, оставаясь притом классическим художником. И хотя сами импрессионисты называли Коро своим предтечей и учителем, сам он их живопись не понял и не принял.
Камиль Коро
Творчество Коро пришлось на тот период, когда барбизонцы уже начали нравится публике. Часто случается так, что вначале люди не принимают новое.
Потом, по прошествии какого-то времени, появляется что-то другое и то, что не нравилось несколько лет тому назад, уже кажется привлекательным, потому что появилось направление еще новей, и безобразней, как обычно говорят о чем-то непривычном.
Когда появляются импрессионисты,чье “творчество” вообще не лезло ни в какие ворота, к барбизонцам уже вроде как привыкли и они стали нравиться.
Камиль Коро. “Портрет Мариетт Гамбе (грёзы Мариетт)”
В нашей экспозиции есть портрет сестры художника Камиля Коро, им написанный. Эта картина называется “Портрет Мариетт Гамбе (грёзы Мариетт)”, работа, мало похожа на портрет, это скорее жанровое полотно, изображение не самой девушки, а её мечтательности, задумчивости.
Камиль Коро. “Утро в Венеции”
Коро получил абсолютно традиционное художественное образование, закончив Академию с золотой медалью. И его, в качестве поощрения, на три года отправляют совершенствоваться в Италию за казенный счет. Оттуда он привёз небольшую картину «Утро в Венеции».
По истечении этих трёх лет, возвратившись на родину, Коро ставит себе цель исходить всю Францию пешком и открыть трепетность родной природы. И из каждого пешего путешествия он привозил новые картины. Одна из таких его работ «Воз сена (повозка, переезжающая брод у большого дерева)”.
Камиль Коро. Пейзажи
Играя светом и тенью, Коро пишет некое переходное состояние природы. Явно – совсем недавно прошёл дождь или он и сейчас ещё идёт. Повозка переезжает большую лужу. Дождь был, но, все таки, уже прошёл. За деревом лужайка уже освещена солнцем и оно пробивается сквозь тучи.
Переходное состояние природы показано с большим мастерством.
Любой пейзаж Камиля Коро – это пейзаж настроения. Он передаёт трепетность, подвижность, вибрацию не только композиционными построениями, но и потрясающей валёрной живописью.
Любая картина Коро подтверждает, что он не был самым выдающимся колористом. Он считал, что цвет в живописи – не самое главное. Нужно сначала всё прорисовать, а потом все предметы показать в движении. Движение у мастера проявляется на уровне трепетания листвы, дуновения ветра, шелеста травы. И он давал это движение не только вибрирующим мазком. Коро НЕ ПРОПИСЫВАЛ ДЕТАЛИ, как Герен.
Коро утверждал, что в каждом цвете существует по крайней мере 20 его градаций. Но задача художника – не только распознать эти детали, но и наложить их так, чтобы все оттенки от самого тёмного до самого светлого больше одного раза в картине не повторялись.
Любую картину Коро обыгрывает таким образом, чтобы разложить цвет на все оттенки и расположить каждый из них на картине.Сначала он разлагает, допустим, зеленый цвет. Затем тоже самое проделывает с серым. А потом берёт некий контрастный цвет и наносит его точками в картине так, чтобы ещё больше усилить эту трепетность. Такой цвет он называл соусом или приправой.
Камиль Коро. “Порыв ветра”
Например, “соусом” Коро в картине “Порыв ветра” является цвет женского платка, который обыгрывается бликами на небе. Цветовая гамма картины почти монохромная и этот платок – единственное желтоватое пятно.
В работах Коро всегда заметен РИСУНОК. Обратите внимание на его так называемую «пушистую» манеру письма. Фигурки на картине нужны для создания глубины, третьего измерения. Важно то, что Коро впервые удается передать с помощью живописи некий “трепет атмосферы”.
На этом полотне физически чувствуется ветер, движение атмосферы, и то, как крестьянка с трудом идёт навстречу его порывам.
Движение в картине, как и волнение в природе, неясно, не до конца выражено художником – это лишь лёгкий трепет, но не буря, не драматизм стихии, увлекавший романтиков.
Камиль Коро. “Купание Дианы”
«Купание Дианы» – одна из последних(чуть ли не самая последняя) работ Коро.
Некоторые специалисты утверждают, что последняя. В это время Коро отказывают в участии в выставках,заявляя,что пришло время молодых авторов, а его манера письма уже всем надоела.
И вот как-то ему посоветовали немного освежить тему, написать какую-нибудь Венеру в пейзаже.
75-летний Коро вдохновился, достал большой холст, пригласил дочку Шарля Франсуа Добиньи Эмму, и изобразил ее на фоне природы, как Диану.
Но как он пишет свою Диану. Помня о традициях классицизма в искусстве он правит её фигуру, превращая в прекрасную античную статую. Коро был далёк от традиций импрессионизма.
Его пейзаж написан в одном режиме освещения, а Эмма – в другом, она освящена светом совсем от другого источника. Ее фигура не в полной мере соединяется с фоном, она как будто “вставлена” в пейзаж.
Позже импрессионисты заметят, что живописный предмет не может существовать изолированно, все предметы должны объединяться светом. Но Коро до этого уже не доживёт.
Девушку на этом полотне откровенно жалко. Она же стоит в луже, её очень хочется прикрыть одеялом, укутать, чтобы не замёрзла. Картину отличает очень четкий и правильный РИСУНОК! Коро всегда делал так.
Что касается сюжета – иллюстрация известного эпизода из мифа. Диана входила в озеро, чтобы искупаться и вдруг увидела в воде отражение охотника Актеона. Она ужаснулась, что он увидел её обнажённой, превратила его в оленя и собаки вмиг разорвали несчастного. То есть Коро идёт по стопам Клода Лорена – вставляет в пейзаж мифологический сюжет.
Интересно, что эту работу Коро писал в то же время, что и Ренуар свою «Обнажённую». Но Ренуара обольют грязью, а Коро возведут на пьедестал, если не на небо.
Камиль Коро в ГМИИ
В нашей коллекции хранится 14 работ Коро. Две из них – под вопросом. И если не говорить об этих двух, то остальные 12 – высочайшего качества. (Ещё можно долго говорить на тему множества подделок Коро.
Конец XIX – начало XX веков было временем, когда в Европу заспешили американские коммивояжёры за картинами, другим антиквариатом. Новый Свет своего искусства не создал, был занят деланием денег, искусство покупали в Европе, денег не жалели.
И если появился спрос, то тут же возникает предложение… поддельных картин. Коро попадает под этот спрос , его картины очень нравятся американцам. Ну и подделок под “Коро” было создано невероятное множество.
Существует искуствоведческо-антикварная шутка, что из 2 000 тысяч его картин – 4 000 хранятся в частных коллекциях. Но в нашем музее работы Коро – ПОДЛИННЫЕ!)
Жан Франсуа Милле
Ещё один мастер, который не принадлежал к барбизонцам, но был связан с их школой – это Жан Франсуа Милле (1814-1875). Он стал одним из крупнейших мастеров середины XIX века. Первое признание он получил благодаря портретам и небольшим картинам на библейские темы. Но основным мотивом его произведений стал крестьянский труд.
Рождённый в Нормандии в крестьянской среде, художник сосредоточил внимание не на жанре пейзажа, а на изображении крестьянского труда, главного, на его взгляд, предназначения человека на земле. Милле показал сельский труд как естественное состояние человека, как единственно возможную форму его бытия.
Художник был другом Теодора Руссо, в отличие от барбизонцев, сам он в Барбизон не приезжал, а постоянно там жил. Поскольку сам он был крестьянином, то видел природу, как сферу крестьянского труда и своей задачей считал передать связь крестьянина с природой.
Его пейзажи овеяны присутствием человека, наполнены отголосками его дум и мечтаний. В пейзажной тематике Милле появляется тема труда в библейском понимании – труд, как крестьянское смирение, дабы добыть хлеб в поте лица своего.
Эту тему в дальнейшем оценит и позаимствует Винсент Ван Гог.
Жан Франсуа Милле. “Собирательницы хвороста”
“Собирательницы хвороста” (1850-е годы) – характерный для художника сюжет нелёгкой крестьянской работы. На картине нет неба, точка зрения дана сверху и это вызывает чувство давящей тяжести, напряжённого усилия, сконцентрированного в человеческих фигурах. Кажется, что это пространство низвергается вниз, придавливает героев к земле.
Ещё одна тема, кроме связи природы и человека, крестьянской работы – тема труда, уродующего человека. Он пишет своих героинь с такой точки зрения, что рассматривать их мы никогда не будем, их лица не видны. Но кривые ноги собирательниц хвороста рифмуются со скрюченными сучьями. В этом их тесная связь с этим миром. Они так же неказисты, так же просты, как этот мир.
Во всей картине господствует землисто-коричневые тона, которыми написана одежда крестьянок. Тени сгущаются под деревьями, дробятся в куче хвороста на переднем плане. Милле был плохим колористом. Но у него есть мазки, которые делают пространство этой картины более динамичным. Эту манеру Милле использует Ван Гог и доведёт до предела, до крайности.
Жан Франсуа Милле. “Стога”
Ещё одна картина Милле в собрании ГМИИ им Пушкина называется “Стога”.
В творчестве Жана Франсуа Милле ярко проявились черты демократического реализма – передового движения во французском искусстве середины XIX века. Главой демократического реализма был Гюстав Курбе.
Источник: https://kraeved1147.ru/gmii-koro-mille/
Жан Батист Камиль Коро (1796-1875)
«Месье Коро — единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем.» Эдмон Абу
Каждый художник — ниточка, которую не выдернуть из полотна истории живописи, не повредив рисунок. И все-таки всем достается разная роль: разрабатывать мотивы, совершенствовать технику, отражать идеологию момента… А многим ли достается прокладывать путь к новой вершине?
От прилавка — к мольберту
Камиль Коро «Автопортрет» (ок. 1835)
Камиль Коро — один из тех немногих художников, которых можно назвать практически самоучками. Он родился в семье, весьма далекой от богемной или артистической среды. По одним сведениям, его отец занимался драпировкой мебели, по другим — был владельцем небольшого магазина тканей, но в итоге возглавил одно из парижских ателье мод. И,разумеется, мальчика ждала та же стезя.
С семи лет Камиль был отдан на обучение в пансион, в одиннадцать родители отправили его в Руан — в одном из колледжей этого города Коро-старший сумел получить для сына стипендию. Камиль, послушный родительской воле, старательно готовился к тому, чтобы преуспеть в коммерции.
В девятнадцать лет его взяли приказчиком в лавку торговца сукном Ратье. Но увы, несмотря на все старания, толку от Камиля было мало: у него никак не получалось торговаться, расхваливать товар и набивать цену.
Вскоре хозяин понизил его до разносчика товаров,но и тут юноше не было места — слегка рассеянный и совершенно не хваткий, он скорее мешал, нежели помогал.
Годы шли, а торгового опыта и навыков у младшего Коро не прибавлялось. Неизвестно,что стало последней каплей, но в 1822 году двадцатишестилетний Камиль пришел к отцу и решительно заявил, что больше не будет заниматься торговлей, а хочет стать художником.
Какому коммерсанту хочется услышать подобные слова от наследника? Но, видимо, папаша Коро уже успел убедиться, что на этом поприще его сын отнюдь не блистает, а потому согласился и даже порадовался, что не придется покупать Камилю пай в торговом деле.
Так началась настоящая жизнь художника Коро.
«При помощи черных, белых и серых цветов и их бесконечных оттенков он писал природу так, что все его произведения сохранили свежесть, в то время как соусы и рагу его современников поблекли и почернели» (К. Моклер о Коро)
Париж — Рим — Фонтенбло
Легко ли начинать учиться в двадцать шесть лет? Но Коро это не пугало. Молодой человек поступил в мастерскую Мишалона, а после его смерти перешел к Виктору Бертену. Камиль чрезвычайно усидчиво и прилежно перенимал искусство обоих знаменитых пейзажистов, но это был краткий и единственный период ученичества в его жизни.
Камиль Коро «Утро в Венеции» (1834)
Куда большему он смог научиться, покинув в 1825 году Францию и на время переехав в Италию. Три года, проведенные в Риме, оказались периодом становления Коро-живописца. Он пишет пейзаж за пейзажем, на его полотнах — природа и архитектура, а сами картины больше напоминают этюды.
Раз за разом художник изображает один и тот же вид, постепенно приходя к мысли, что «все написанное с первого раза более искренне и красиво по форме». Коро учится схватывать самое первое впечатление с натуры и все увереннее сочетает его с продуманной, целостной композицией картины.
Именно тогда из-под его кисти вышли «Вид Колизея из сада Фарнезе» (1826) и «Мост Августа на реке Нера» (1827).
Довольно скоро Коро вернулся во Францию, но теперь он избегал Парижа. Поселившись в Виль-д'Аврэ неподалеку от Фонтенбло, он без устали писал пейзажи родных мест.
Иль-де-Франс, Пикардия, Бургундия, Нормандия — художник совершил настоящий вояж по провинциям: «Вид Руана», «Старинный рыбачий порт Онфлёр», «Собор в Шартре» (1830), «Сена.
Набережная Орфевр» (1833), «Рыбачьи лодки в Трувиле» (1835).
Камиль Коро «Лес Фонтенбло» (1846)
Он еще дважды посетил Италию, в 1834 и 1843 годах, но теперь писал пейзажи не в окрестностях столицы, а в Тоскане, Венеции и Милане. Постепенно у художника стала складываться очень характерная и узнаваемая манера письма: светлые тона и почти полное отсутствие зеленой краски, что кажется удивительным для пейзажиста.
Коро заменил ее на серебристо-серую гамму, богатство оттенков которой на его картинах поражает: «Танец нимф» (1851), «Воспоминание о Мортфонтене» (1864), «Порыв ветра» (1865-1870). Раннее утро, вечерние сумерки, облачный день — переходное состояние природы Коро передает жемчужной дымкой, переливающейся по всему полотну.
Камиль Коро «Утро. Танец нимф» (1850)
Именно эта манера принесла ему известность. Регулярно выставлявший свои картины в Парижском салоне, до этого времени КамильКоро сумел продать всего несколько картин. Теперь же его настигла внезапная популярность.
Позднее признание
Камиль Коро был чрезвычайно трудолюбив. Задолго до импрессионистов он разработал метод многократных этюдов и писал один и тот же вид при разной погоде и в разное время суток, улавливая тончайшие изменения оттенков и получая серии картин, глубоко и полно раскрывавших характер и очарование пейзажа.
Интерес к его картинам оказался настолько велик, что Коро буквально засыпали заказами. Торговцы картинами, галереи,коллекционеры, ученики, деньги — теперь у Камиля было все, чего только мог пожелать живописец.
Спрос на его пейзажи был столь огромен, что Коро едва успевал делать копии со своих картин. Конечно, сюжеты повторялись, но сам пейзажист не видел ничего дурного в повторении мотивов, ведь всякий раз в них открывалось что-то новое.
Деньги и слава не изменили его характера, Камиль был по-прежнему предан друзьям и никогда не отказывал в материальной помощи молодым художникам.
Камиль Коро «Воспоминание о Мортфонтене» (1864)
- Искусствоведы полагают, что за свою творческую жизнь Коро сумел создать около трех тысяч картин, хотя есть мнение, что часть полотен, подписанных его именем, на самом деле созданы его учениками, которым мастер хотел помочь продать картины.
- Пройдя путь от классического пейзажа через романтизм и реализм, Камиль Коро вплотную подошел к художественным открытиям импрессионистов, которые считали его одним из своих учителей.
- Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/zhivopis/zhan_batist_kamil_koro_1796-1875.html
Коро Камиль. Биография, названия, описание картин
Жан Батист Камиль Коро (17.07.1796, Париж, Франция — 22.02.1875, Париж, Франция) — французский художник и гравёр, один из самых успешных и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма, оказавший влияние на импрессионистов.
Биография Камиля Коро.
Сын владельца магазина, он работал в текстильной лавке до 1822 года. Именно в этом году в биографии Жана-Батиста Коро началось увлечение живописью. Коро получил свои первые уроки живописи у пейзажиста Мишалона, а после его смерти обучался у Бертена.
Исследователи находят определенную связь между работами Коро и его предшественников — Каналетто, Гварди и Лоррена. Но в целом его искусство очень самобытно.
В частности, оно отличается от параллельно развивавшегося искусства барбизонцев, чьи пейзажи, посвященные быту французской деревни, были слишком статичны.
Большое значение для творчества Коро имело путешествие в Италию 1825—1828 годов. Позже он возвращался туда ещё два раза: в 1834 и в 1843 годах. Коро ездил в Бельгию и Нидерланды, Англию, регулярно посещал Швейцарию. Много путешествовал и по Франции: Нормандия, Бургундия, Прованс, Иль-де-Франс.
Работая на пленэре, Коро создал целые альбомы этюдов. Зимой он писал в студии картины на мифологические и религиозные темы, стремясь добиться успеха в Салоне, первые свои картины он отправил туда уже в 1827 году. Таковы, например, «Агарь в пустыне» (1835), «Гомер и пастухи» (1845).
Однако наибольшей славы Коро добился в портрете и, особенно, в пейзаже.
Коро один из самых успешных и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма, оказавший влияние на импрессионистов. Зарисовки и эскизы Коро ценятся почти столь же высоко, как и законченные картины. Цветовая гамма Коро основана на тонких отношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов. Известно его выражение — «валёры прежде всего».
Всего Коро написал более 3000 картин, помимо этого создал десятки офортов. Как и в случае с Айвазовским, такое количество произведений породило подделки, имитации и трудности в атрибуции, что позднее привело к падению спроса на работы Коро.
Известны случаи, когда, встретив понравившуюся ему подделку «под Коро», художник в знак одобрения мастерства фальсификатора подписывал её своим именем.
Описание картин Камиля Коро:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/koro-kamil/
Камиль Коро: картины, биография
Выдающийся французский пейзажист и портретист Камиль Коро родился в Париже. Систематически заниматься живописью он начал с 27 лет, учился у художника-пейзажиста академического направления Мишаллона, а после его смерти, в 1822 году — у исторического живописца Виктора Бертена.
В 1825 году Коро едет в Италию. В своих ранних итальянских работах он отходит от условных академических приемов, стараясь эмоционально передать красоту архитектурных памятников, живописных руин, природу римской Кампаньи («Мост в Нарни», 1826—1827; «Мост Августа на реке Нере», 1826).
По возвращении во Францию в 1828 году Коро предпринимает путешествие по родной стране. Он пишет, в основном, городские виды, архитектуру на фоне природы и вводит сюда жанровые мотивы.
Это реалистические, проникнутые тонким лиризмом пейзажи: «Шартрский собор» (1830), «Порт в Руане» (1834), «Лес Фонтенбло» (1833). Новаторские тенденции в творчестве художника настораживают официальную критику, и картины Коро принимаются на выставки с большим отбором.
Вторично посетив в 1834 году Италию, Коро пишет пейзажи Тосканы и Венеции («Утро в Венеции», 1834; «Город и озеро Комо», 1834).
В 30—40-х годах он создает ряд «исторических пейзажей», сюжеты которых навеяны античностью («Гомер и пастух», 1845). Эти картины, выполненные в академической манере, со строго построенными кулисами, написанные сухо, в условных коричневых тонах, нашли, тем не менее, полную поддержку критики и получили доступ в салоны.
К 50-м годам в творчестве Коро наметился перелом. Художник отказывается от панорамных видов и выбирает для своих картин более скромные, интимные уголки природы. В пейзажах Коро большую роль начинает играть настроение.
Их жемчужно- серебристая гамма становится все более утонченной, изысканной, природа погружается в легкую прозрачную дымку. Коро упорно добивается все большего совершенства в соотношениях тонов.
«Валеры прежде всего»,— говорил художник.
Лучшие работы этого времени: «Замок Пьерфон» (1850— 1860), «Воз сена» (1860), «Порыв ветра» (1865—1870), «Собор в Нанте» (1865—1869), «Воспоминания о Морте-Фонтене» (1864), «Колокольня в Аржантейле» (1858—1860) и др.
К позднему периоду творчества Коро относятся картины: «Колокольня в Дуэ» (1871), «Танец нимф» (1873), «Пруд в Виль д'Аврэ» (1870—1875), «Берег пруда» (1870).
Кроме пейзажей, кисти Коро принадлежит ряд портретов, преимущественно женских.
Коро был тесно связан с художниками барбизонской школы, но выступил раньше их и занимал несколько обособленное положение во французской живописи XIX века.
Галерея картин Камиля Коро
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/2821-camillecorot.html
Камиль Коро. Jean-Baptiste Camille Corot — Французский Художник
Французский художник. Гравер. Один из самых выдающихся и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма, оказавший влияние на импрессионистов.
Жан Батист Камиль Коро родился 17 июля 1796 года в городе Париж, Франция. Мальчик вырос в обеспеченной семье. Отец являлся потомственным землевладельцем, а мать владела модным домом. Парень рано увлекся живописью. Вначале рисовал в основном этюды с натуры, затем учился академическому направлению в живописи, а в 1826 году Камиль отправился в Италию, где осваивал в основном пейзажи.
Знаменитые пейзажи Рима, созданные художником в этот период, поражают восприятие красотой итальянской природы и архитектуры, изысканностью красок и форм: «Вид Форума у сада Фарнезе», «Вид Колизея из сада Фарнезе», «Санта Тринита деи Монти» дышат свежестью восприятия природы и архитектуры Италии.
Вернувшись во Францию, Коро продолжает рисовать пейзажи. Молодой художник работал в Провансе, Нормандии, в окрестностях Парижа и в Фонтенбло. Постепенно живописец становится известным. Несмотря на то, что критики упрекали его в сентиментальности, публике нравились его идиллические пейзажи, от которых веяло покоем и умиротворенностью.
Впоследствии Камиль Коро еще несколько раз посетил Италию и создал прекрасные картины с видами не только Рима, но и Венеции: «Утро в Венеции». Художник часто изображал на своих картинах и библейские или просто фантастические фигуры, которые зачастую выглядели призрачно и нереально.
Его лучшими работами можно назвать «Вид Ривы», «Воспоминание об озере Неми», «Нимфы и сатиры приветствуют пляской восход солнца», «Восход солнца в Виль-д’Авре», «Воспоминание о Мортефонтене», «Церковь Моризель». В более поздний период своего творчества художник создал несколько прекрасных портретов: «Женщина с жемчужиной», «Дама в голубом» и другие.
Во второй половине жизни Коро настигло признание. Его картины стали популярны. Их заказывало французское правительство для галерей и музеев. За ними гонялись коллекционеры. Коро получил Большую медаль Салона, являлся кавалером Ордена Почетного Легиона.
Количество заказов превысило лимит человеческих сил, и Коро вынужден прибегнуть к помощи ассистентов, делавших копии с его работ, которые художник лишь снабжал своей подписью.
Именно поэтому в музеях и частных собраниях хранится немало «контрафактного Коро» и бытует шутка: «Художник создал 3 тысячи картин, из которых 5 тысяч находятся в Соединенных Штатах».
Камиль Коро скончался 22 февраля 1875 года в Париже от рака желудка.
Орден Почетного легиона
Большая золотая медаль Салона
«Мост в Нарни»«Орфей, ведущий Эвридику из преисподней»«Порыв ветра» «Ателье художника»«Башня в Дуэ»«Вид Форума у сада Фарнезе» «Вид Колизея из сада Фарнезе»«Санта Тринита деи Монти»«Утро в Венеции»«Восход солнца в Виль-д’Авре»«Воспоминание о Мортефонтене»«Церковь Моризель»«Женщина с жемчужиной»«Дама в голубом»
«Пляж в Этрета»
Источник: https://ruspekh.ru/people/item/kamil-koro
Жан-Батист-Камиль Коро, Изображений: 238
Родился в Париже 17 июля 1796 года, Коро был сыном очень богатого торговца одеждой. После обучения в Колледже Руэна, в возрасте 26 лет, ему была предоставлена финансовая свобода, чтобы он смог посвятить себя живописи.
Сначала он учился у ландшафтного дизайнера Ахилле Этны Михаллона, а после его смерти у Жана-Виктора Бертина (1767-1842), оба они были учениками Пьера-Анри де Валансьена.
С 1825 по 1828 год Корот совершил поездку в Италию, считающуюся очень существенной для формирования его как пейзажного художника. Камиль жил в Риме и Кампанье, прежде чем отправиться в Неаполь.
В 1827 году он отправил свои первые картины в Парижский салон: «Вид на Нарни» (сейчас находится в Оттаве, в Национальной галерее Канады) и «Римская Кампанья» (сейчас в Цюрихе, музей Кунстхаус).
Позже, Коро вернулся в Италию в 1834 и 1843 годах. Он также много путешествовал по Франции, посещал Нормандию, Прованс, регион Морван в Бургундии, в который он возвращался и позже. В 1854 году он путешествовал по Голландии и Бельгии, регулярно посещал Швейцарию, а в 1862 году жил некоторое время в Лондоне.
Во время этих поездок Коро много работал на под открытым небом и заполнял многочисленные тетради набросками и рисунками. Его ранние зарисовки, например, написанные в Италии, были очень выразительными и свежими, были полны ярких красок в мазках.
В зимние месяцы он работал в студии над амбициозными мифологическими и религиозными ландшафтами, предназначенными для салона.
«Хагар в пустыне» (сейчас в Нью-Йорке, в Музее Метрополитен), выставленный в салоне 1835 года, характерен для его раннего стиля и, как и его этюды, написанные под открытым небом, имеет чёткие формы и цвета академической живописи.
Его репутация сформировалась к 1850-м годам, когда его стиль стал более мягким, а цвета более сдержанными. В его поздних студийных пейзажах, которые часто были населены купальщиками, бакчанами и аллегорическими фигурами, он использовал небольшой набор цветов, часто используя мягкие цветные серые и сине-зелёные оттенки с редкими пятнами цвета для выделения одежды фигур.
Топографические детали были подавлены в пользу настроения и атмосферы, прежде всего в его «сувенирах», которые были основаны на воспоминаниях о реальных ландшафтах.
Они были популярны, а Коро был благосклонен к молодым художникам, которые копировали его картины, либо использовали их в качестве учебного пособия, либо писали копии для продажи.
Позже это привело к многочисленным подделкам и подражаниям, а также к трудностям с атрибуцией.
На выставке Exposition Universelle 1855 года Коро показал шесть картин и завоевал золотую медаль. Его влияние на пейзажную живопись XIX века, в том числе импрессионистов, было существенным.
Особенно на многочисленных последователей повлияла его техника изображения света на ландшафте.
Однако, долгое время, особенно среди коллекционеров, популярность его поздних работ затмевала более ранние произведения.
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1208659226/
Жан Батист Камиль Коро (1796-1875)
studiapriz
Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post374535193 219 лет назад родился Камиль КОРО – французский художник и гравёр, один из самых успешных и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма, оказавший влияние на импрессионистов. Зарисовки и эскизы Коро ценятся почти столь же высоко, как и законченные картины. Цветовая гамма Коро основана на тонких отношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов. Известно его выражение — «Валёры прежде всего». Коро нельзя признать колористом. На его картинах всего несколько основных тонов, зато широкое использование валёров позволяет мастерски передать настроение, зачастую, осеннее, грустноватое… Он оказал влияние на импрессионистов, с некоторыми из которых был знаком лично. «Больше всего мне нравится в Коро то, как он одним сучком дерева умеет передать вам всё», – говорил Огюст Ренуар. Всего Коро написал более 3000 картин; помимо этого, создал десятки офортов. Как и в случае с Айвазовским, такое большое количество произведений породило подделки, имитации и трудности в атрибуции, что позднее привело к падению спроса на работы Коро. Известны случаи, когда сам художник, встретив понравившуюся ему подделку «под Коро», в знак одобрения мастерства фальсификатора подписывал её своим именем… Известны и случаи, когда Коро ставил свою подпись на мастерски выполненной картине ученика, чтобы тот смог подороже продать свою работу… Наибольшей славы Коро добился, конечно же, в пейзаже. А ещё – в портрете. На портретах Коро чаще всего изображены нежные и грустные девушки, иногда на фоне пейзажа.
Большинство его картин находится в Лувре.
Жан Батист Камиль Коро появился на свет 17 июля 1796 года в Париже. Он рано увлёкся живописью. Вначале рисовал в основном этюды с натуры, затем учился академическому направлению в живописи, а в 1826 году 30-летний Камиль Коро отправился в Италию, где осваивал в основном пейзажи. Знаменитые пейзажи Рима, созданные художником в этот период, поражают красотой итальянской природы и архитектуры, изысканностью красок и форм…
Вернувшись во Францию, Коро продолжает рисовать пейзажи. Работает в Провансе, Нормандии, в окрестностях Парижа и в Фонтенбло. Постепенно живописец становится известным. Несмотря на то, что критики упрекали его в сентиментальности, публике нравились его идиллические пейзажи, от которых веяло покоем и умиротворённостью. Впоследствии Камиль Коро ещё несколько раз посетил Италию и создал прекрасные картины с видами не только Рима, но и Венеции. Художник часто изображал на своих картинах и библейские или просто фантастические фигуры, которые зачастую выглядели призрачно и нереально.
В более поздний период своего творчества художник создал несколько прекрасных портретов: «Женщина с жемчужиной» (1869), «Дама в голубом» (1874) и другие.
Талантливый живописец умер в возрасте 78 лет…
- ПЕЙЗАЖИ
- См. также:
Французский живописец Жан Батист КАМИЛЬ КОРО.http://to-priz.livejournal.com/86865.html
Источник: https://to-priz.livejournal.com/151002.html
Камиль Коро, картины с названиями и биография художника
Жан-Батист Камиль Коро (фр. Jean-Baptiste Camille Corot, 17 июля 1796, Париж — 22 февраля 1875, Париж) — выдающийся французский живописец, еще при жизни признанный критиками и зрителями «королём пейзажа».
Особенности творчества Камиля Коро: стремление изображать обыденную и скромную природу без салонной помпезности, внимательное наблюдение за изменчивыми состояниями природы. Цветовая гамма, используемая Коро, часто строится на тончайших градациях одного цвета (любимая фраза художника — «валёры прежде всего»).
Пейзажи Коро подтолкнули французскую живопись обратиться от «исторического» сюжетного пейзажа, написанного по академическим правилам, к пейзажу более реалистичному, основанному на непосредственном живом наблюдении за природой.
Художника считают создателем «пейзажа настроения» и прямым предшественником импрессионистов, чьё творчество Коро, тем не менее, не принял. Во второй половине жизни Коро также писал портреты, преимущественно женские.
Известные картины Камиля Коро: «Мост в Нарни», «Орфей, ведущий Эвридику из преисподней», «Порыв ветра», «Ателье художника», «Дама в голубом».
Камиль Коро превратил изображение природы в высокую поэзию. Его называли «королём пейзажа», «поэтом деревьев» и «певцом рассвета». Правда, первый президент Франции Наполеон III однажды пошутил об утренних пейзажах Коро: «Чтобы понять картины этого художника, нужно слишком рано вставать», а Илья Репин, предубеждённый ко всему французскому, называл Камиля Коро «скучным».
Пейзажи Коро, действительно, почти всегда безмятежны. Тихо спящие воды, уходящие вдаль горизонты, залитые солнцем города, сонные лощины и дремлющие рощи — главные темы Коро. Официальное признание он получил довольно поздно, но любовь к живописи Коро быстро перешагнула границы Франции.
Его творчеством восторгались Шарль Бодлер и Теофиль Готье. Коро был кумиром для импрессионистов Камиля Писсарро и Берты Моризо. Исаак Левитан был настолько без ума от лирических пейзажей Коро, что даже выучил французский язык, чтобы прочитать в оригинале биографию любимого художника.
А Эрих Мария Ремарк дарил картины Камиля Коро своей возлюбленной — Марлен Дитрих.
Биография Камиля Коро: «Не сошлись характерами…»
Художник прожил вполне заурядную жизнь без ярких событий и бурных страстей, отчего его иногда называют «человеком без биографии». Он родился 16 июля 1796 года в Париже, в семье, далёкой от искусства.
Мать Камиля Коро, урождённая Мари Франсуаза Оберсон, была дочкой швейцарского винодела, от которого унаследовала не только состояние, но и коммерческую жилку. Она стала известной модисткой и открыла в Париже шляпный салон, пользовавшийся большой популярностью.
Он располагался на берегу Сены, прямо напротив Лувра.
Потом сын изобразит мадам Коро, её кружевной чепец с лиловыми лентами и темно-синее платье с модными рукавами «жиго» (от франц. gigot — баранья нога) на известном портрете 1835 года.
В это время Камилю было уже под 40, а он всё еще оставался до смешного зависимым от родителей.
И так будет всю его жизнь: Коро никогда не создаст собственной семьи, но мать с отцом и старшая сестра (младшая умрёт, когда Камилю будет чуть за 20) будут занимать в его жизни огромное место.
Луи Жак Коро, отец художника, был из потомственных землевладельцев, но предпочёл посвятить себя семейному делу: в ателье своей супруги он отвечал за финансы. Дела шли так бойко, что дочек Анетту Октавию и Викторию Анну и сына Камиля пришлось отправить на воспитание в деревню. Тенистые уголки и живописные сельские улицы — первое, что помнил маленький Коро. И первое, что он рисовал.
В 11 лет за успехи в учебе Камиля перевели из парижского интерната Летелье в привилегированную школу в Руане. Но там он так тосковал по своим, что родителям пришлось забрать его учиться поближе к семье. После школы отец настоял, чтобы Камиль стал помощником торговца тканями Деладена, чья лавка «У багдадского калифа» располагалась на улице Сант-Оноре в Париже.
Камиль страстно мечтал быть художником, а не продавцом сукна, но долго не мог решиться пойти против воли любимых родителей. Целых 6 или 7 лет подряд, в один и тот же день отцовских именин, Коро приходил к нему с просьбой разрешить оставить торговлю ради живописи. Но каждый раз — безуспешно.
Коро исполнилось 26 лет, когда отец всё-таки смирился, что коммерсантом сыну не быть.
«Мы с торговлей не сошлись характерами, — якобы, произнёс в тот судьбоносный вечер Камиль, — и поэтому я развожусь».
Отец ответил, что в таком случае он не сможет унаследовать свою часть семейного бизнеса, но выделил Коро ежегодную ренту, которая позволяла не заботиться о пропитании и посвятить себя искусству.
Творчество Камиля Коро: «Моя единственная цель — писать пейзажи»
В 1822 году Коро поступил в мастерскую художника Ашиля Мишалона, где этюдам на открытом воздухе уделялось не меньше внимания, чем работе в мастерской. Через полгода Мишаллон скоропостижно умер от пневмонии, и Коро переходит в ученики к Жану Виктору Бертену.
И Мишалон, и Бертен были академистами. Они учили историческому пейзажу. И, следуя их науке, Коро никогда не стал бы тем, кем стал. Но ему посчастливилось уехать в Италию. Там Коро обрёл собственную манеру — более свободную и более реалистичную.
Отец Коро, хоть и шутил беззлобно, что картины сына скоро перестанут помещаться в мастерской и придётся приплачивать тому, кто согласится их купить, соглашался финансировать его поездки.
И с 1825 по 1828 Камиль исколесил всю Италию, а также Швейцарию и Францию, заполняя бессчетными набросками увесистые альбомы.
В 1827 году из Италии Коро посылает для участия во французском Салоне несколько работ и в их числе — ставший впоследствии знаменитым пейзаж «Мост в Нарни». Интересно, что с этой картины начнётся восприятие Коро как авангардного художника, опережающего своё время, но сам Коро больше всего в жизни будет жаждать как раз обратного — не славы авангардиста, а официального признания Салона.
Коро посетит Италию и во второй раз, и в третий. Он вообще будет много путешествовать. Густые леса центральной Франции и знаменитые швейцарские озера станут неизменным источником его вдохновения.
На родине его любимыми местами для работы являлись предместье Парижа Виль д’Эвре и леса Фонтенбло.
Вместе с другими художниками Коро любил приезжать в Барбизон — деревушку, давшую название целой живописной школе.
Но его новаторские романтические пейзажи долго не продавались. «Ослы! — ругал Коро публику. — Они заказывают картины с условием, чтобы те, кто их напишет, как можно дальше отстояли от природы!»
Творчество Камиля Коро: «Валёры — прежде всего»
Те 6 или 7 лет, когда Коро торговал тканями, его география ограничивалась Парижем. Теперь же перед ним был открыт весь мир. Благодаря отцу (человеку скептическому, но щедрому) Коро мог ехать писать природу туда, где ярче рассветы или выше деревья. Туда, где ландшафт лучше всего соответствовал его душевному настрою.
И это станет важным творческим принципом Коро: главное в пейзаже — уловить настроение, поймать сиюминутное движение, передать изменчивость. И именно потому зарисовки и этюды Коро ценятся иногда даже выше его законченных картин.
Коро писал не только пейзажи: замечательны также его портреты (например, «Дама в голубом» и «Прерванное чтение«).
Но и в них важнее всего — не персона, а настроение.
Второй важный принцип Коро «Валёры прежде всего!» касался живописной техники. Валёры — это разнообразные оттенки в пределах одного цвета, тончайшие градации тона, помогающие передавать настроение и наполнять пространство воздухом и светом.
Работа на пленэре, стремление передать изменчивость природы, игра света делает Коро самым близким предшественником импрессионистов. Однако сам он к новому направлению отнёсся настороженно, а Моризо и Писсарро и вовсе отговаривал участвовать в выставках «этой банды».
Биография Камиля Коро: время признания
Отец долго не верил в талант Коро. Есть легендарная история о том, как он однажды увидел в журнале прекрасную литографию и похвалил выполнившего его знакомого художника. А тот удивился: «Как? Вы не знаете, что это литография с картины вашего сына Камиля?»Коро же относился к родителям с трепетом.
Когда они в очередной раз профинансировали его поездку, в благодарность Камиль прислал им автопортрет. На автопортрете почти 40-летний мастер изобразил себя гладко выбритым — он вынужден был сбрить бороду, потому что этого требовали мода и буржуазные приличия круга его родителей.
Во второй половине жизни Коро настигло признание. Его картины стали популярны. Их заказывало французское правительство для галерей и музеев. За ними гонялись коллекционеры. Коро так и не получил Большой медали Салона, но сделался кавалером Ордена Почетного Легиона.
Количество заказов превысило лимит человеческих сил, и Коро вынужден был прибегнуть к помощи ассистентов, делавших копии с его работ, которые художник лишь снабжал своей подписью.
Именно поэтому в музеях и частных собраниях хранится немало «контрафактного Коро» и бытует шутка: «Художник создал 3 тысячи картин, из которых 5 тысяч находятся в Соединенных Штатах».
Отца Коро уже не было в живых, а сам он был немолодым человеком и всемирно известным художником, но если ему предстояло уехать дальше окрестностей Парижа, Камиль всегда просил разрешения у матушки. Эмоциональная зависимость от родителей продолжалась до самой их смерти.
Некоторые полагают, что она же помешала Коро создать собственную семью. Но художник считал иначе: «У меня есть единственная цель, которой я намерен следовать всю жизнь, — писать пейзажи. Это решение не подлежит изменению и не позволяет мне связывать себя узами брака».
Коро умер в феврале 1875 года от рака желудка. Но все знали: он так и не смог оправиться от смерти старшей сестры Анетты Октавии, унаследовавшей от родителей парижский модный магазин и бывшей самым близким человеком Камиля. Незадолго до смерти ему торжественно вручат то, о чем Коро всю жизнь мечтал, — Большую золотую медаль Салона.
Современникам Коро запомнился исключительно скромным, добрым и щедрым человеком.
«Слава Богу, мне хватает на тарелку супа и новые подмётки», — таким было его кредо почти всю жизнь, пока в старости, благодаря наследству и своей поздней славе, он не сделался богатым.
Коро много помогал другим: приобрел домик для состарившегося карикатуриста Оноре Домье, заботился о вдове Франсуа Милле, давал средства на устройство детских ясель, мог с лёгкостью выделить щедрое приданое своей натурщице.
Но главное, что подарил нам всем этот честный и скромный «человек без биографии», — это возвышенный и лирический образ мира на его картинах. «Пейзажи господина Коро, возможно, и не такие, какими мы их видим, — писал критик и журналист Максим Дюкан, — но точно такие, о каких мечтаем».
Говорит и показывает: цитаты Камиля Коро о том, почему начинать картину всегда нужно с теней, о сморчках, орешниках, женщинах и браке
Источник: https://artchive.ru/camillecorot